Райнер фассбиндер биография и личная жизнь > Человек и здоровье
растения +7(977)9328978 Биографии    


Райнер фассбиндер биография и личная жизнь

 Райнер фассбиндер биография и личная жизнь

Ра́йнер Ве́рнер Фа́сбиндер (нем. Rainer Werner Fassbinder, 31 мая 1945, Бад-Вёрисхофен, Бавария — 10 июня 1982, Мюнхен) — немецкий кинорежиссёр, сценарист, актёр, драматург. Один из лидеров «нового немецкого кино».

Биография[править | править код]

Любимые фильмы Фасбиндера

Райнер Вернер Фасбиндер родился в Баварии 31 мая 1945 года в семье доктора медицины Гельмута Фасбиндера и его жены Лизелотты Эдер, переводчицы. В 1951 году после развода родителей Райнер остался с матерью, которая позднее под псевдонимом Лило Пемпайт или под собственным именем играла второстепенные роли во многих его фильмах[10].

В 1963 году после посещения школы Рудольфа Штайнера (1951—1955), а также гимназий в Мюнхене и Аугсбурге (1955—1961) Фасбиндер закончил учёбу, так и не получив аттестат. Некоторое время он проживал у отца в Кёльне (1961—1963). Весной 1964 года поступил на курс актёрского мастерства в студии Фридля Леонгарда в Мюнхене. Познакомился с Ханной Шигуллой[10].

В 1965 году работал в архиве газеты «Зюддойче Цайтунг». В качестве статиста появился на театральной сцене. Написал пьесу «Лишь кусок хлеба», за которую в 1966 году на конкурсе молодых драматургов получил третий приз (текст не сохранился). Познакомился с Ирм Херманн.

В 1966 году написал сценарии «Параллели», «Настольный теннис» (текст не сохранился) и пьесу «Капли на раскалённых камнях» (впервые опубликована в 1985 году, премьера спектакля на Мюнхенском театральном фестивале в том же году, режиссёр Клаус Вайсе). С 23 по 26 мая 1966 года сдавал экзамены в Академию кино и телевидения в Западном Берлине, но не прошёл по конкурсу[10]. 31 мая 1966 года окончил курс актёрского мастерства. Летом снял на 8 мм киноплёнку короткометражный фильм «Вечером» (копия не сохранилась). Работал звукооператором на фильме «Группа надежды» Бруно Йори и ассистентом режиссёра на фильме «Место для Г.» Макса Виллуцкого. В ноябре того же года снял короткометражный фильм «Городской бродяга», за которым последовала третья короткометражка «Маленький хаос».

В 1967 году после второй безуспешной попытки поступить в Академию кино и телевидения примкнул к труппе мюнхенского «Театра действия» (Action Theater), который был закрыт в мае 1968 года. Фасбиндер, Пеер Рабен, Курт Рааб и Ирм Херманн организовали «Антитеатр» (Antiteater). Вскоре Фасбиндер стал его лидером. В 1968 году труппа снялась в фильме Жана-Мари Штрауба «Жених, комедиантка и сутенер».

Первые полнометражные фильмы Фасбиндера — «Любовь холоднее cмepти» (1969), «Катцельмахер» (1969), «Боги чумы » (1969) и другие — были поставлены вместе с труппой «Антитеатра». В них было заметно влияние Штрауба, Годара и Брехта.

В октябре 1969 года фильм «Катцельмахер» был показан на кинофестивале в Мангeйме и получил «Приз кинокритики», «Приз Немецкой академии изобразительных искусств», а затем пять федеральных кинопризов.

В этот период Фасбиндер снимал по 3—4 фильма в год, а параллельно работал в театре и на телевидении. Это придало его фильмам внешнюю небрежность, неровность, но в то же время наполнило их необычной жизненностью и трагическим «драйвом».

В начале 1970-х годов в поисках возможности расширить свою аудиторию Фасбиндер обратился к жанру мелодрамы, причём образцом ему послужили фильмы «голливудского немца» Дугласа Сирка. Новый подход — соединение мелодрамы с политикой — принёс плоды. Вышедший на экраны в 1971 году «Торговец четырёх времён года» стал первым коммерчески успешным фильмом режиссёра. Спустя два года пришло и международное признание. Фильм «Страх съедает душу» (1974) был показан в конкурсе Каннского кинофестиваля и получил Приз ФИПРЕССИ и Приз экуменического жюри. В 1974 году Французская синематека организовала первую ретроспективу фильмов Фасбиндера.

В ответ на отклонение киносценария «Земля необитаема, как и Луна» по одноимённому роману Герхарда Цверенца, проекта телеэкранизации романа «Дeбeт и кредит» Густава Фрейтага, а также обвинений в антисемитизме, вызванных его пьесой «Мусор, город и cмepть», в июле 1977 года в интервью журналу «Шпигель» Фасбиндер объявил о намерении эмигрировать в Америку[11]. Однако жизнь заставила изменить эти планы. В октябре того же года Фасбиндер принял участие в работе над коллективным публицистическим фильмом «Германия осенью» о реакции общества и государства на действия террористов — похищение крупного представителя промышленных кругов Ганса-Мартина Шлейера и захват самолета «Люфтганзы» с требованием освободить из тюрьмы члeнов RAF Энслин, Баадера и Распе. 30-минутный фильм Фасбиндера, снятый под непосредственным впечатлением от освобождения заложников, убийства Шлейера и самоубийства заключённых в Штаммхаймской тюрьме, более отчётливо, чем эпизоды других режиссёров, передавал ощущение беспомощности левой интеллигенции.

Фасбиндер и Ханна Шигулла в 1980 году

30-й фильм Фасбиндера «Отчаяние» (1977) стал его первым крупным международным проектом. Он был снят на английском языке по роману Владимира Набокова. Сценарий написал известный британский драматург Том Стоппард, а главную роль исполнил Дирк Богард. Критики писали, что этот фильм Фасбиндера достиг уровня Висконти и Бергмана[12].

Наибольшее признание при жизни режиссёра получил фильм «Замужество Марии Браун» (1978), в котором нашёл отражение послевоенный опыт Западной Германии. Заглавную роль исполнила после большого перерыва муза Фасбиндера Ханна Шигулла. Вместе с фильмами «Лола» (1981) и «Тоска Вероники Фосс» (1981) возникла трилогия об истории Федеративной республики в 1950-е годы.

Самым крупным и амбициозным проектом Фасбиндера считается 14-серийный телевизионный фильм «Берлин, Александерплац» (Berlin Alexanderplatz) по одноименному роману Альфреда Д***ина. Он стоил 13 миллионов немецких марок, был снят с июня 1979 по апрель 1980 года и показан осенью 1980 года.

Последним фильмом Фасбиндера стал «Керель» (1982) — экранизация скандального романа Жана Жене о гомоceкcуальных похождениях матроса во французском портовом городе Брест. Кстати, сам Фасбиндер никогда не скрывал своей гомоceкcуальности (хотя и был какое-то время достаточно формально женат на Ингрид Кавен, одной из своих актрис).

Фасбиндер был абсолютным нонконформистом. За сочувствие к члeнам RAF был объявлен «симпатизантом», а «симпатизанты», от рядовых граждан до деятелей культуры с мировым именем (Генрих Бёлль, Гюнтер Грасс и др.), подвергались травле, запугиванию, лишению работы[13]. Фасбиндер вёл беспорядочный, cyмacшедший образ жизни, подпитываемый наркотиками, и в то же время творил и жил на грани человеческих возможностей. Он умер от передозировки кокаина в возрасте 37 лет, повторив тем самым судьбу своего героя из фильма «Кулачное право свободы» (Faustrecht der Freiheit, 1975). За свою короткую жизнь он успел снять 43 фильма (включая две короткометражные картины и телесериал «Берлин, Александерплац» общей продолжительностью 15½ часов).

Фильмография[править | править код]

ГодРусское названиеОригинальное названиеРоль
1966корВечером (утерян)This Nightрежиссёр, сценарист
1966корГородской бродягаDer Stadtstreicherрежиссёр, сценарист
1967корМаленький хаосDas kleine Chaosрежиссёр, сценарист, Франц Вальш / нем. Franz Walsch
1969фЛюбовь холоднее cмepтиLiebe ist kälter als der Todрежиссёр, сценарист, рассказчик (Франц Вальш) / нем. Franz Walsch
1969фКатцельмахерKatzelmacher (Film)режиссёр, сценарист, грек Йоргос / нем. Jorgos
1969фБоги чумыGötter der Pestрежиссёр, сценарист
1970фПочему рехнулся господин Р.?Warum läuft Herr R. Amok?режиссёр, сценарист
1970тфРио дас МортесRio das Mortesрежиссёр, сценарист, партнёр по танцам Анны
1970фКофейняDas Kaffeehausрежиссёр, сценарист
1970фУайтиWhityрежиссёр, сценарист, рассказчик
1970фПоездка в НикласхаузенDie Niklashauser Fartрежиссёр, сценарист, рассказчик, Чёрный монах
1970фАмериканский солдатDer amerikanische Soldatрежиссёр, сценарист, Франц Вальш
1971тфСапёры в ИнгольштадтеPioniere in Ingolstadt (Film)режиссёр, сценарист
1971фОсторожно, святая шлюха!Warnung vor einer heiligen Nutteрежиссёр, сценарист, Саша
1971фТорговец четырёх времён годаHändler der vier Jahreszeitenрежиссёр, сценарист, рассказчик, Цукер (эпизод) / нем. Zucker
1972фГорькие слёзы Петры фон КантDie bitteren Tränen der Petra von Kantрежиссёр, сценарист
1972тфБременская свободаBremer Freiheitрежиссёр, сценарист, Румпф (друг Гееше) / нем. Rumpf
1972фЗвериная тропаWildwechsel (Film)режиссёр, сценарист
1972—1973сВосемь часов — не деньAcht Stunden sind kein Tagрежиссёр, сценарист
1973фСтрах съедает душуAngst essen Seele aufрежиссёр, сценарист, рассказчик, продюсер, Ойген (муж Кристы) / нем. Eugen
1973фМартаMartha (1974)режиссёр, сценарист
1973тфНора ХельмерNora Helmerрежиссёр, сценарист
1973тфМир на проводеWelt am Drahtрежиссёр, сценарист
1974фЭффи Брист Фонтане, или Многие из тех, кто имеет представление о своих возможностях и потребностях и все же принимает в своей голове правящую систему и своими поступками только укрепляет её и целиком утверждаетFontane Effi Briest oder: Viele, die eine Ahnung haben von ihren Möglichkeiten und Bedürfnissen und dennoch das herrschende System in ihrem Kopf akzeptieren durch ihre Taten und es somit festigen und durchaus bestätigenрежиссёр, сценарист, рассказчик
1974фКулачное право свободыFaustrecht der Freiheitрежиссёр, сценарист, рассказчик, Франц “Фокс” Биберкопф / нем. Franz „Fox“ Bieberkopf
1974тфКак птица на проволокеWie ein Vogel auf dem Drahtрежиссёр, сценарист
1975фПутешествие матушки Кюстер на небоMutter Küsters Fahrt zum Himmelрежиссёр, сценарист
1975тфСтрах перед страхомAngst vor der Angstрежиссёр, сценарист
1975тфЯ только хочу, чтобы вы меня любилиIch will doch nur, daß ihr mich liebtрежиссёр, сценарист
1976фСатанинское зельеSatansbraten (Film)режиссёр, сценарист
1976фКитайская рулеткаChinesisches Rouletteрежиссёр, сценарист
1977тфБольвизерBolwieserрежиссёр, сценарист
1977тфЖенщины в Нью-ЙоркеFrauen in New Yorkрежиссёр, сценарист
1977фПутешествие в свет — Отчаяние (по роману В. Набокова)Eine Reise ins Lichtрежиссёр
1978корГермания осеньюDeutschland im Herbstрежиссёр, сценарист, камео
1978фЗамужество Марии БраунDie Ehe der Maria Braunрежиссёр, рассказчик, розничный торговец (эпизод)
1978фВ год тринадцати лунIn einem Jahr mit 13 Mondenрежиссёр, сценарист, продюсер, оператор
1979фТретье поколениеDie dritte Generationрежиссёр, сценарист, оператор
1980сБерлин, АлександерплацBerlin Alexanderplatzрежиссёр, сценарист
1980фЛили МарленLili Marleen (Film)режиссёр, сценарист, Гюнтер Вайзенборн (эпизод) / нем. Günther Weisenborn
1981фЛолаLola (1981)режиссёр
1981докТеатр в трaнcеTheater in Tranceрежиссёр, сценарист
1982фТоска Вероники ФоссDie Sehnsucht der Veronika Vossрежиссёр, сценарист, посетитель кинотеатра (эпизод)
1982фКерельQuerelleрежиссёр, сценарист
Читайте также:  Биография соседова личная жизнь

Театральные постановки[править | править код]

  • 1967 «Леонс и Лена» Георга Бюхнера, реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Театр действия, Мюнхен
  • 1967 «Преступники» Фердинанда Брукнера, реж. Р. В. Фасбиндер. Театр действия, Мюнхен
  • 1968 «К примеру, Ингольштадт» (по пьесе Марилуизы Фляйсер «Сапёры в Ингольштадте», автор инсценировки Р. В. Фасбиндер), реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Театр действия в театре им. Бюхнера, Мюнхен
  • 1968 «Катцельмахер» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Театр действия, Мюнхен
  • 1968 «Аксель Кесарь Хаарман», коллективная работа группы Театра действия, Мюнхен
  • 1968 «Макинпот» Петера Вайса, реж. Д. Шмид, Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
  • 1968 «Оргия Убю» Альфреда Жарри (автор инсценировки пьесы «Король Убю» Р. В. Фасбиндер), реж. Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
  • 1968 «Ифигения в Тавриде» Гёте, реж. Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
  • 1968 «Аякс» Софокла, реж. Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
  • 1968 «Американский солдат» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
  • 1969 «Опера нищих» Джона Гея, реж. Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
  • 1969 «Преддверие рая, простите сейчас» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. П. Рабен. Антитеатр, Мюнхен
  • 1969 «Анархия в Баварии» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Антитеатр в Веркраумтеатр дер Каммершпиле, Мюнхен
  • 1969 «Кофейня» Карло Гольдони, реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Городской театр, Бремен
  • 1969 «Посвящается Розе фон Праунхайм» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
  • 1969 «Вервольф» Гарри Бэра и Райнера Вернера Фасбиндера, реж. Р. В. Фасбиндер. Антитеатр, Мюнхен
  • 1970 «Фуэнте Овехуна» Лопе де Вега (автор инсценировки Р. В. Фасбиндер), реж. П. Рабен. Городской театр, Бремен
  • 1971 «Саперы в Ингольштадте» Марилуизы Фляйсер, реж. Р. В. Фасбиндер. Городской театр, Бремен
  • 1971 «Кровь на шее кошки» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. П. Рабен, Р. В. Фасбиндер. Антитеатр в Каммершпиле, Нюрнберг
  • 1971 «Петра фон Кант» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. П. Рабен. Эксперимента, Франкфурт-на-Майне
  • 1971 «Бременская свобода» Райнера Вернера Фасбиндера, реж. Р. В. Фасбиндер. Городской театр, Бремен
  • 1972 «Лилиом» Ференца Мольнара, реж. Р. В. Фасбиндер. Шаушильхаус, Бохум
  • 1973 «Биби» Генриха Манна, реж. Р. В. Фасбиндер. Шаушпильхаус, Бохум
  • 1973 «Гедда Габлер» Генрика Ибсена, реж. Р. В. Фасбиндер. Фольксбюне, Западный Берлин
  • 1974 «Нeблагоразумные вымирают» Петера Хандке, реж. Р. В. Фасбиндер. Шаушпильхаус, Франкфурт-на-Майне
  • 1974 «Жерминаль» Эмиля Золя (инсценировка Яака Карзунке), реж. Р. В. Фасбиндер. ТАТ, Франкфурт-на-Майне
  • 1974 «Фрекен Юлия» Августа Стриндберга, реж. Р. В. Фасбиндер. ТАТ, Франкфурт-на-Майне
  • 1974 «Дядя Ваня» Антона Чехова, реж. Р. В. Фасбиндер. ТАТ, Франкфурт-на-Майне
  • 1975 «Мусор, город и cмepть» Райнера Вернера Фасбиндера, репетиции в ТАТ
  • 1976 «Женщины в Нью-Йорке» Клэр Бут Люс, реж. Р. В. Фасбиндер. Шаушпильхаус, Гамбург

Радиопостановки[править | править код]

  • 1970 «Преддверие рая, простите сейчас», Южнонемецкое радио, 10.04.1970
  • 1970 «Все в белом», Баварское радио, 16.10.1970
  • 1971 «Ифигения в Тавриде Иоганна Вольфганга Гете», Западногерманское радио, 15.05.1971
  • 1972 «Никто не зол, никто не добр», Баварское радио, 05.05.1972

Тексты[править | править код]

  • Liebe ist kälter als der Tod. Filmtext. Film (Velber). August 1969, Nr. 8
  • Das Kaffeehaus. Stück nach Goldoni. Theater heute. Oktober 1969, Nr. 10
  • Antiteater 1. Katzelmacher. Preparadise sorry now. Die Bettleroper, Frankfurt am Main, Suhrkamp 1970
  • Antiteater 2. Das Kaffeehaus. Bremer Freiheit. Blut am Hals der Katze. Frankfurt am Main, Suhrkamp, 1970
  • Stücke 3. Die bitteren Tränen der Petra von Kant. Das brennende Dorf. Der Müll, die Stadt und der Tod. Frankfurt am Main, Suhrkamp, 1976
  • Schatten der Engel. Frankfurt am Main, Zweitausendeins, 1976
  • Angst essen Seele auf. Kopenhagen, Gad, 1978
  • Der Film «Berlin Alexanderplatz», Arbeitsjournal, zusammen mit Harry Baer, Frankfurt am Main, 1980
  • Der Müll, die Stadt und der Tod. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1981
  • Die bitteren Tränen der Petra von Kant. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1982
  • Katzelmacher. Preparadise sorry now. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1982
  • Querelle. Ein Filmbuch. München, Schirmer/Mosel, 1982
  • Lili Marleen. Kopenhagen, Gad, 1983
  • Die bitteren Tränen der Petra von Kant. Der Müll, die Stadt und der Tod. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1984
  • Bremer Freiheit. Blut am Hals der Katze. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1984
  • Filme befreien den Kopf. Frankfurt am Main, Fischer Verlag, 1984
  • Tropfen auf heiße Steine. Anarchie in Bayern. Der amerikanische Soldat. Der Werwolf (von RWF und Harry Baer). Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1985
  • Die Anarchie der Phantasie. Gespräche und Interviews. Frankfurt am Main, Fischer Verlag, 1986
  • Die Ehe der Maria Braun. Kopenhagen, Gjellerup & Gad, 1987
  • Die Kinofilme 1 (Der Stadtstreicher, Das kleine Chaos, Liebe ist kälter als der Tod, Katzelmacher, Götter der Pest). München, Schirmer/Mosel, 1987
  • Fassbinders Filme 2 (Warum läuft Herr R. Amok, Rio das Mortes, Whity, Die Niklashauser Fahrt, Der Amerikanischer Soldat, Warnung vor einer heiligen Nutte). Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1990
  • Fassbinders Filme 3 (Händler der vier Jahreszeiten, Angst essen Seele auf, Fontane Effi Briest). Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1990
  • Fassbinders Filme 4/5 (Acht Stunden sind kein Tag). Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1991
  • Sämtliche Stücke. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 1991
  • Peter Märthesheimer, Pea Fröhlich. Die Ehe der Maria Braun. Ein Drehbuch für Rainer Werner Fassninder, München, belleville, 1997
  • Peter Märthesheimer, Pea Fröhlich. Lola. Ein Drehbuch für Rainer Werner Fassninder, München, belleville, 1997
  • Peter Märthesheimer, Pea Fröhlich. Die Sehnsucht der Veronika Voss. Ein Drehbuch für Rainer Werner Fassninder, München, belleville, 1998
  • Fassbinder über Fassbinder. Frankfurt am Main, Verlag der Autoren, 2004
  • Rainer Werner Fassbinder. Im Land des Apfelbaums. Gedichte und Prosa aus den Kölner Jahren 1962/63. München, SchirmerGraf Verlag, 2005
Читайте также:  Ия саввина актриса биография личная жизнь

Библиография[править | править код]

  • Wolfgang Limmer. Fassbinder. München, Goete-Institut/Filmverlag der Autoren, 1973
  • Peter W. Jansen, Wolfram Schütte (Hg.). Rainer Werner Fassbinder. München, Hanser Verlag, 1975 (Hanser-Reihe Film 2), 5. ergänzte Auflage 1985
  • Tony Ryans. Fassbinder. London, British Film Institute, 1976, 1980
  • Hans Günther Pflaum/Rainer Werner Fassbinder. Das bißchen Realität, das ich brauche. Wie Filme entstehen. München, Wien, Hanser Verlag, 1976
  • Gerhard Zwerenz. Der langsame Tod des Rainer Werner Fassbinder. München, Schneekluth Verlag, 1982
  • Harry Baer. «Schlafen kann ich, wenn ich tot bin». Das atemlose Leben des Rainer Werner Fassbinder. Köln, Kiepenheuer & Witsch, 1982
  • Bernd Eckhardt. Rainer Werner Fassbinder. Seine Filme, sein Leben. München, Heyne, 1982
  • Rainer Werner Fassbinder. Informationen. Wiesbaden, Deutsches Institut für Filmkunde, 1982
  • Wolfgang Limmer. Rainer Werner Fassbinder, Filmemacher. Spiegel-Buch 8, Rowohlt Taschenbuch Verlag, Hamburg, 1981
  • Hanna Schygulla. Bilder aus Filmen von Rainer Werner Fassbinder. Mit einem autobiographischen Text von Hanna Schygulla und einem Beitrag von Rainer Werner Fassbinder. München, Schirmer/Mosel, 1981
  • Kurt Raab, Karsten Peters. Die Sehnsucht des Rainer Werner Fassbinder. München, Bertelsmann, 1982
  • Dieter Schidor (Hg.). Rainer Werner Fassbinder dreht «Querelle — ein Pakt mit dem Teufel». München, Heyne, 1982
  • Heiner Lichtenstein (Hg.). Die Fassbinder-Kontroverse oder das Ende der Schonzeit. Königstein/Ts., Athenäum, 1986
  • Heinz Ludwig Arnold (Hg.). Rainer Werner Fassbinder. Text + Kritik, Nr. 103, Juli 1989
  • Herbert Spaich. Rainer Werner Fassbinder. Leben und Werk. Weinheim, Beltz/Quadriga, 1992
  • Hans Günther Pflaum. Rainer Werner Fassbinder. Bilder und Dokumente. München, Edition Spangenberg, 1992
  • Rainer Werner Fassbinder. Werkschau 28.5.-19.7.1992. Katalog. Herausgegeben von der Rainer Werner Fassbinder Foundation. Berlin, Argon, 1992
  • Peter Berling. Die 13 Jahre des Rainer Werner Fassbinder: Seine Filme, seine Freunde, seine Feinde, Bergisch Gladbach, Bastei Lübbe, 1992
  • Christian Braad Thomsen. Rainer Werner Fassbinder. Leben und Werk eines maßlosen Genies. Hamburg, Rogner und Bernhard bei Zweitausendeins, 1993
  • Juliane Lorenz (Hg.). Das ganz normale Chaos: Gespräche über Rainer Werner Fassbinder. Berlin, Henschel, 1995
  • Anne Marie Freybourg. Bilder lesen: Visionen von Liebe und Politik bei Godard und Fassbinder. Wien, Passagen-Verlag, 1996
  • Thomas Elsaesser. Rainer Werner Fassbinder. Berlin, Bertz Verlag, 2001
  • «RWF это Фасбиндер» (пер. М. Коренева, СПб, 2002) ISBN 5-89740-080-6

Примечания[править | править код]

  1. 1 2 Bibliothèque nationale de France идентификатор BNF (фр.): платформа открытых данных — 2011.
  2. 1 2 https://www.aveleyman.com/OnThisDay.aspx?OTDMonth=05&OTDDay=31&OTDYear=1950
  3. Itaú Cultural Enciclopédia Itaú Cultural (порт.) — São Paulo: Itaú Cultural, 1987. — ISBN 978-85-7979-060-7
  4. ↑ https://www.aveleyman.com/OnThisDay.aspx?OTDMonth=05&OTDDay=31&OTDYear=2004
  5. 1 2 Немецкая национальная библиотека, Берлинская государственная библиотека, Баварская государственная библиотека, Австрийская национальная библиотека Record #118532022 // Общий нормативный контроль (GND) — 2012—2016.
  6. ↑ https://www.astrotheme.com/astrology/Rainer_Werner_Fassbinder
  7. ↑ https://www.moma.org/interactives/exhibitions/1997/fassbinder/curators.essay.html
  8. ↑ https://www.rogerebert.com/reviews/veronika-voss-1982
  9. ↑ Из книги «The Anarchy of the Imagination: Interviews, Essays, Notes» (недоступная ссылка). Дата обращения 26 октября 2016. Архивировано 9 декабря 2018 года.
  10. 1 2 3 Peter W. Jahnsen, Wolfram Schütte (Hrsg.): Rainer Werner Fassbinder. Fischer Verlag, Frankfurt/Main 1992, S. 271
  11. ↑ Fassbinder, Rainer Werner (1977-11-07), Lieber Straßenkehrer in Mexiko sein…. Интервью, Der Spiegel, 29/1977, . Проверено 5 апреля 2014.
     (нем.)
  12. ↑ Die Zeit, 19.05.1978
  13. Тарасов А. Н. Вьетнам близко, или партизанская война на берегах Рейна [1][2]

Ссылки[править | править код]

  • Подробная биография и фильмография режиссёра (англ.)
  • rainer-fassbinder.net — официальный сайт Райнер Вернер Фасбиндер
  • Rainer Werner Fassbinder Foundation
  • Райнер Вернер Фасбиндер: тьма в конце тоннеля. Корпус текстов, написанных к 40-летию премьеры первого игрового полнометражного фильма режиссёра
  • Фасбиндер отвечает на вопросы школьников

Райнера Вернера Фасбиндера любят называть enfant terrible немецкого кинематографа. Режиссер действительно никогда не пытался угодить публике, прямолинейно говорил на неудобные темы, а его мрачные и зачастую даже неприятные фильмы вызывали отторжение у его соотечественников. Хотя за границей он, наоборот, стал самым популярным и ярким представителем немецкой новой волны. Сейчас весь мир знает о Вернере Херцоге, Виме Вендерсе, Маргарете фон Тротте, но в 70-е главной звездой был именно Фасбиндер. В воскресенье ему бы исполнилось 75 лет. 

Данный контент предназначен для лиц старше 18 лет

На фестивалях его можно было увидеть в любимой кожаной куртке, с сигаретой в руках, окруженным толпой восхищенных почитателей. Режиссеру нравилось эпатировать и раздражать, а на комплименты он легко мог ответить какой-нибудь грубостью. А еще он был просто невероятно продуктивен. За 14 лет он снял 41 фильм, два телесериала и поставил 24 пьесы. Такое количество картин и спектаклей можно было бы легко распределить между как минимум пятью режиссерами. Но Фасбиндер, по своему же признанию, никогда не мог усидеть на месте — бесконечной работой, наркотиками и алкоголем довел себя до предела и умер всего в 37 лет. Такого же накала эмоций он требовал от своих героев и окружения. На съемках он не брезговал шантажом, манипуляциями и психологическим насилием. И если раньше подобное поведение режиссера хоть и осуждалось, но оправдывалось гениальностью его произведений, в эпоху Me Too методы его работы вызывают все больше вопросов.

Смотреть фильмы Фасбиндера нелегко и не всегда приятно. Его герои — аутсайдеры, непонятые и отторгнутые обществом. Ими всегда движет страсть, деньги, любовь, желание, эго, которые доводят их до жестокости и саморазрушения. Он редко жалеет своих персонажей, и зачастую их жизнь заканчивается трагически, жутковато рифмуясь с судьбой самого режиссера

“У каждого достойного режиссера есть только один предмет изучения, и он, по сути, снимает один и тот же фильм снова и снова. Мой предмет — эксплуатация чувств, кто бы их не эксплуатировал. Это никогда не заканчивается. Это вечная тема. Эксплуатирует ли государство патриотизм, или, например, в отношениях один партнер разрушает другого”, — отмечал Фасбиндер.

Так, в фильме “Кулачное право свободы” наивный и недалекий Фокс, которого играет сам Фасбиндер, случайно выигрывает в лотерею и встречает изысканного богача Ойгена. Тот заводит с ним роман и знакомит со своими начитанными и утонченными друзьями. Простоватый Фокс не очень вписывается в круг своих новых знакомых, но Ойген многое готов ему простить ради денег. Вообще, этика капитализма, где общество постоянно эксплуатирует личность для достижения материального благополучия, прекрасно вписывалась в картину мира режиссера. В “Продавце четырех времен года” торговец фруктами Ханс сталкивается с осуждением родственников, которым стыдно за то, что он занимается грязной работой. Его большая любовь тоже порывает с ним, так как не может рассказать отцу, что влюбилась в неотесанного рабочего. В итоге общество принимает его только тогда, когда Ханс становится успешным предпринимателем, хотя сам он был гораздо счастливее, заpaбатывая на жизнь простым и честным трудом.

Фасбиндера точно нельзя назвать романтиком. Любовь для него — такая же манипуляция и игра, в которой кто-то обязательно должен выйти победителем: “Когда два человека встречаются и между ними завязываются отношения, это вопрос доминирования. Мне всегда казалось, что люди ищут кого-нибудь в качестве замены отца или матери. Когда это случается со мной, я обычно какое-то время играю роль матери или отца. Конечно, мне это нравится, я люблю доминировать. Но, когда я смотрю на это со стороны, мне становится грустно и я заканчиваю эти отношения”.

Читайте также:  Марина александрова биография личная жизнь дети

Свое отношение к любви режиссер вкладывает в уста героини “Горьких слез Петры фон Кант”, успешного дизайнера, которая недавно развелась с мужем. По ее словам, настоящая любовь достижима только тогда, когда партнеры полностью обнажаются друг перед другом, не пытаясь играть какую-то роль. Но быть откровенным — очень страшно, поэтому рано или поздно отношения разрушает зависть и взаимная неприязнь. В “Замужестве Марии Браун” главная героиня выходит замуж в разгар Второй мировой войны, и ее непоколебимая верность своему супругу становится не следствием ее любви, а страстью, наваждением, которое постепенно ужесточает ее и сжигает в ней все живое.

С Ханной Шигуллой с призами за фильм “Катцельмахер” после церемонии вручения Национальной премии Западной Германии по кинематографии, 28 июня 1970 года

© AP Photo/Edwin Reichert

Подобная жизненная философия распространялась не только на работы Фасбиндера, но и на его личную жизнь и съемочную площадку. Актрису Ханну Шигуллу, с которой они познакомились еще в актерской школе, называют золотой музой режиссера. Она снялась более чем в 20 его фильмах. Всех, кто когда-либо работал с ним, она называла не иначе, как “выжившими”.

Фасбиндера всегда поражала послушность немцев и то, с какой легкостью они подчинились диктатуре Гитлера, поэтому он всегда выступал против какой-либо власти. Но, критикуя тиранию, он сам зачастую сам использовал методы, которые внушали ему отвращение

Так, актриса Ирм Херманн до встречи с режиссером работала секретаршей, но он заставил ее бросить работу и стать актрисой. По ее словам, на протяжении многих лет Фасбиндер пользовался ее любовью, избивал и издевался над ней, снимая в самых унизительных ролях. Идеальная сатира режиссера на Херманн — роль молчаливой и послушной компаньонки Петры фон Кант, которая терпит ее издевательства и не произносит за фильм ни слова.

Досталось и его оператору Михаэлю Балльхаусу. Например, на съемках фильма “Уайти” в начале дня для режиссера готовили десять коктейлей “Куба либре” — девять он выпивал сам, а десятый непременно кидал в сторону Балльхауса. “Он эмоционально издевался надо мной и моей женой, которая работала арт-директором на нескольких его фильмах. Я никогда не понимал его поведение, но многому у него научился”, — рассказывал оператор. В итоге он сбежал от Фасбиндера в Голливуд к Мартину Скорсезе. Шигулла сравнивает его съемочную площадку с лабораторией, куда он помещал члeнов съемочной группы, чтобы изучить, как они будут вести себя под психологическим давлением.

Личная жизнь оказывала прямое влияние на работы режиссера и была невероятно драматична и насыщенна. По ней одной можно было бы снять еще 40 фильмов и парочку сериалов. На съемках того же “Уайти”, по свидетельствам очевидцев, Фасбиндер шантажировал исполнителя главной роли Гюнтера Кауфмана, угрожая покончить с собой, если тот не переспит с ним. Позже, во время 12-часового перелета из Мюнхена в Лос-Анджелес, режиссер описал их отношения в сценарии фильма “Горькие слезы Петры фон Кант”, где дизайнер Петра, прототипом которой послужил сам Фасбиндер, страдала от любви к модели в исполнении Шигуллы, в итоге бросившей ее. Режиссер любил делать из своих любовников актеров. В одном из лучших и самых человечных фильмов Фасбиндера “Страх съедает душу” его партнер Эль Хеди Бен Салем сыграл марокканского гастарбайтера Али, который заводит роман с уборщицей Эмми (Бригитта Мира) старше его на 30 лет. Такая связь вызывает бурную и открытую неприязнь у немцев, и робкая любовь двух героев оказывается растоптанной безжалостным обществом. Эмми, наверно, самый приятный персонаж во всей фильмографии Фасбиндера, а ее отношения с Али, вопреки убеждениям режиссера, получились бескорыстными и нежными.

Правда, в реальной жизни все вышло совсем по-другому. Салем бросил жену и пятерых детей ради режиссера, но в конце концов их отношения были испорчены постоянными попойками и дpaками. Вскоре после того, как Фасбиндер порвал с марокканцем, тот ввязался в дpaку с поножовщиной, сбежал во Францию, был арестован и покончил жизнь самоубийством. Режиссер узнал о его cмepти только через пять лет, незадолго до своей собственной кончины. Его следующие отношения с бывшим мясником Армином Мейером были не менее трагичными. Он появляется в нескольких фильмах режиссера в небольших ролях, но их связь была недолгой. После разрыва Мейер покончил с собой. В память о нем Фасбиндер всего за два месяца снял самый личный свой фильм “В год тринадцати лун” о трaнcceкcуалке Эльвире. За несколько дней до самоубийства она ходит по бывшим друзьям и знакомым и навещает места, которые что-то для нее значили. Фасбиндер выступил здесь не только сценаристом, режиссером и монтажером, но и художником по костюмам и оператором. По свидетельству его друзей, в последние годы он окончательно отдалился от всех и создал две свои самые знаменитые работы: “Замужество Марии Браун” и 15-часовой сериал “Берлин, Александерплац”, который до сих пор считается одной из лучших телевизионных драм XX века.

С Андреа Ферреоль и Дирком Богардом во время съемок фильма “Отчаяние”, 1977 год

© Rudolf Dietrich/ullstein bild via Getty Images

Режиссер всегда мечтал экранизировать одноименный роман Альфреда Доблина о становлении Веймарской республики глазами бывшего заключенного Франца Биберкопфа, который очень хочет стать хорошим человеком, но у него ничего не получается. Фасбиндер всегда ассоциировал себя с Францем: он называл этим именем многих своих героев и монтировал фильмы под псевдонимом Франц Уолш. В “Берлин, Александерплац” затрагиваются все смыслообразующие темы творчества режиссера — о любви, дружбе и власти. Сериал получился очень театральным, как и большинство работ Фасбиндера. В его фильмах как будто не достает воздуха, а игра актеров очень формализована. Он никогда не скрывал своего желания соединить театр и кино и пытался смешивать техники, свойственные этим видам искусств, в своих картинах и пьесах. 

Фасбиндер всегда предельно прямолинеен. Он не любит сложных метафор, долгих разговоров, что делает его нарративы пpaктически примитивными. Режиссер больше полагается на визуальную составляющую и использует холодность и отчужденность между актерами как символ их оторванности от мира, в котором они живут

“Он никогда ничего не объяснял, и его режиссура не была психологической. Он был больше хореографом. У нас были определенные жесты и движения, которые он хотел, чтобы мы повторяли. Если ты был напряжен и чувствовал себя не совсем в своей тарелке, ему это нравилось, потому что тогда создавалось впечатление, что ты жил некомфортной жизнью, она была не твоя”, — отмечала Шигулла.

Фасбиндер был противоречивой личностью, и часто его фильмы вызывали скандалы. Его обвиняли в гомофобии и мизогинии, и, в общем-то, все это действительно есть в его картинах. Единственным его оправданием может послужить то, что он не выступал только против геев или женщин, ему не нравилось все человечество в целом, поэтому досталось абсолютно всем. Он показывал мир глазами чужака, и отчасти сам так и остался аутсайдером.

Тамара Ходова


Хмельницкая и кеосаян развод

 Хмельницкая и кеосаян развод К знаменитостям всегда приковано внимание. Их свадьбы, расставания, пополнение в их семьях обсуждаются и дополняются разными подробностями. Не стал исключением и развод Алены Хмельницкой и Тиграна Кеосаяна. Пары, семейная жизнь......

20 11 2024 1:20:51

Вера Брежнева — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Вера Брежнева — биография знаменитости, личная жизнь, дети Творчество, карьера в кратком изложении биографии Веры Брежневой. Личная жизнь с мужем - Константином Меладзе. От кого дети, возраст. Последние новости....

19 11 2024 12:29:35

Матрена Распутина (матрена григорьевна распутина) — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Жизнь Матрены Распутиной прошла через царский двор, кабаре и цирк, и завершилась работой клепальщицей в США. Среди русской эмиграции первой волны было много ярких личностей. Но одна женщина привлекала к себе особое внимание, хотя ей самой не всегда этого хотелось. Обычно она называла себя Марией,...

18 11 2024 7:59:33

Ведущий 1 канала артем шейнин биография

 Ведущий 1 канала артем шейнин биография 4.5 Имя: Артем Шейнин (Artyom Sheinin) Отчество: Григорьевич День рождения: 26 января 1966 (54 ......

17 11 2024 4:36:28

Алексей Морозов — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Алексей Морозов — биография знаменитости, личная жизнь, дети Биография Алексея Морозова: фото, личная жизнь, последние новости, «Инстаграм», актер, фильмы, сериалы, «Спецы», телевидение, театр, Дана Абызова, семья, 2021...

16 11 2024 0:40:32