Юрий ткаченко дирижер личная жизнь жена дети отчество
Юрий Михайлович Ткаченко (родился 17 июля 1964) — российский дирижёр и педагог.
Выпускник кафедры оркестрового дирижирования и кафедры оперно-симфонического дирижирования РАМ имени Гнесиных.
В 1995—1997 годах — дирижёр-ассистент Академического Большого симфонического оркестра имени П. И. Чайковского (худ. рук. В. Федосеев).
С 1997 года Юрий Ткаченко активно гастролирует, выступал в качестве приглашенного дирижёра с лучшими оркестрами России, ближнего и дальнего зарубежья, среди которых: Государственный академический симфонический оркестр имени Е. Ф. Светланова, Российский национальный оркестр (худ рук М. Плетнев), оркестры Санкт-Петербургской филармонии (Академический симфонический оркестр, худ. рук. А.Дмитриев и Заслуженный коллектив России, худ. рук. Ю.Темирканов), Симфонический оркестр Государственной академической капеллы имени Глинки, Симфонический оркестр Москвы «Русская филармония», Государственный симфонический оркестр «Новая Россия» (худ.рук Ю.Башмет), оркестры Новосибирской, Нижегородской, Ярославской, Ростовской, Иркутской, Омской, Волгоградской и других российских филармоний, Национальный симфонический оркестр Украины, Львовский филармонический и Национальный Одесский филармонический , Государственный академический симфонический оркестр республики Беларусь, Национальный филармонический оркестр Югославии, Vlaams Radio Orkest (Бельгия), Gyeonggi Philharmonic Orchestra и Prime Philharmonic Orchestra (Ю. Корея) и другие.
Концерты с участием Ю.Ткаченко проходили в Большом зале Московской консерватории, Колонном зале Дома Союзов, Концертном зале им. П. И. Чайковского, Большом зале Санкт-Петербургской филармонии им. Д. Д. Шостаковича, в Сантори-холл (Токио), в Арт-Центре (Сеул), в зале Конгресс-Палас и Auditorio Nacional de Musica (Мадрид), Palau de la Musica (Барселона), зале им. Моцарта (Сарагоса), Доме Польского радио (Варшава) и многих других залах мира.
Дирижёр сотрудничал с известными российскими и зарубежными солистами. Среди них: Денис Мацуев, Виктор Третьяков, Владимир Овчинников, Максим Федотов, Павел Милюков, Алексей Скавронский, Граф Муржа, Сергeй Тарасов, Александр Малофеев, Екатерина Мечетина, Мирослав Култышев, Владимир Мищук, Борис Андрианов, , Александр Рамм, Татьяна Васильева, Александр Бузлов, Сергeй Антонов, Никита Борисоглебский, Сергeй Крылов, Анастасия Чеботарева, Николай Саченко, Алексей Бруни, Дмитрий Илларионов, Артем Дервоед, Михаил и Андрей Ивановы, Игорь Бутман, Аркадий Шилклопер,Игорь Федоров, Анна Винницкая, Лилия Зильберштейн, Александр Малофеев, Юко Мифуне, Маюко Камио, Иллиан Гирнет.
Юрий Ткаченко принимал участие в фестивалях: имени В. Лютославского и «На перекрестке культур» в Польше, «Европалия 2005» в Бельгии, «Сгеsсеndo», «Звезды на Байкале», «Покровская осень» в России, Летний фестиваль в Дубровнике и «Сплитско лето» в Хорватии, фестивале телевидения «Фуджи» в Японии. Выступление дирижёра и оркестра на Третьем Фестивале оркестров мира (Москва, 2008) пресса единодушно называла открытием фестиваля.
Главный приглашенный дирижёр Русского Симфонического оркестра фонда П. И. Чайковского (1996), Главный дирижёр Пятого (Япония), Шестого (Ю.Корея), Седьмого (Швейцария), Восьмого (Россия, Москва), Девятого (Россия, Новосибирск) Десятого (Астана, Казахстан) Юношеского международного конкурса имени П. И. Чайковского (https://tchaikovsky-competition.net), Член жюри Девятого Юношеского международного конкурса имени П. И. Чайковского, Заслуженный артист Российской Федерации (2002), Заслуженный деятель искусств Республики Дагестан (2014), главный дирижёр и художественный руководитель Ростовского академического симфонического оркестра (2007—2011).
Является одним из лучших и глубоких исполнителей русской классической и западно-европейской романтической музыки среди нового поколения дирижеров, признанный мастер аккомпанемента. Известный музыкант, исполнитель и педагог, Народный артист России Захар Нухимович Брон очень высоко оценил работу Ю.Ткаченко на Девятом международном скрипичном конкурсе в Новосибирске, о чем официально заявил на церемонии закрытия. Ю.Ткаченко Записал 10 CD с музыкой И. С. Баха, В. А. Моцарта, Ф.Мендельсона, П. И. Чайковского, Ф.Пуленка и др, в качестве дирижёра участвовал в записи музыки к кинофильмам «Любовь Морковь», «Наша Маша и волшебный орех»; песню “О Любви “из к/ф «Экипаж» исп. Ф.Киркоров, которая получила Национальную музыкальную премию 2016 года, и Премию «Лучший саундтрек 2016 года»
Заведующий кафедрой оркестрового дирижирования Московского государственного института культуры, профессор (2007).
Примечания[править | править код]
Пресса о дирижере Ю. Ткаченко
«Созданный по инициативе российского пианиста-виртуоза, народного артиста России Дениса Мацуева ежегодный международный музыкальный фестиваль академической музыки „Звезды на Байкале“, вновь прошел при полном аншлаге в городе Иркутск.
Постоянный участник фестиваля Губернаторский симфонический оркестр Иркутской областной филармонии выступил в двух вечерах со специально приглашенным художественным руководителем фестиваля Денисом Мацуевым дирижером. Им стал заслуженный артист России, заслуженный деятель искусств Республики Дагестан, заведующий кафедрой оркестрового дирижирования МГИК, профессор Юрий Михайлович Ткаченко.
За два фестивальных вечера Юрий Михайлович продемонстрировал недюжинный темперамент и редкий музыкальный вкус, а также настоящее мастерство управления, позволившие ему добиться от оркестра чудесных результатов звучания и подлинного дара перевоплощения.»
Марина Токарская
Источник : ИРКУТСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ФИЛАРМОНИЯ Ссылка: https://www.mgik.org/news/18130/
“Еще одним желанным гостем для одесситов в этот вечер стал известнейший дирижёр — Заслуженный артист РФ Юрий Ткаченко. Вряд ли стоит много говорить о профессионализме Ю.Ткаченко, сочетающего в своей дирижерской технике лучшие музыкальные традиции прошлого и требования современности. Под его руководством концерт органично оказался разделенным на две части — и дело не только в программе. В первом отделеним оркестр должен аккомпанировать солисту, помогать, а значит без чуткого ощущения дирижером грани деликатности звучания оркестра не обойтись. Во втором же отделении, где солистом стал сам оркестр, исполняя 8 симфонию А.Дворжака, Ю.Ткаченко сумел показать всю полнозвучность и динамическую рельефность сочной, ароматной, солнечной музыки А.Дворжака. Напоследок, нельзя не отметить особо отработанное и в интонационном, и в ансамблевом и в динамическом отношении звучание группы медных духовых, что делает честь не только дирижеру, но и самим исполнителям.
Источник https://hrabro.com/7516#comments-title
« На концерте в Одесской филармонии нашим национальным филармоническим оркестром дирижировал заслуженный артист Российской Федерации Юрий Ткаченко. Прошлой весной он уже выступал в Одессе, и концерт получился незабываемым.
Энергия Юрия Ткаченко просто била ключом. Он проявил лучшие качества, которые могут быть присущи дирижёру. В первую очередь стоит заметить, что редко когда наш оркестр играл с таким воодушевлением. При исполнении симфонии № 8 Антонина Дворжака музыканты добились великолепной стройности звучания. Оркестр ловил буквально каждое, даже едва уловимое движение дирижера. А манера дирижирования Юрия Ткаченко — отдельная тема. Если большинство дирижёров статично и вяло отбивают ритм, то Ю. Ткаченко за дирижёрским пультом просто неудержимый вулкан страстей. Собственно, даже если бы оркестра и не было слышно, музыку можно было бы „услышать“, глядя то на плавно возносящиеся руки дирижёра, то на плечики пиджака его фpaка, которые в особо кульминационных моментах буквально ходили ходуном. Энергетика от Юрия Ткаченко исходила сильнейшая, из-за чего исполняемые произведения произвели ещё большее впечатление. Очевидно, что он получает массу удовольствия от своего занятия. И это, несомненно, передаётся оркестрантам и публике. По моему глубокому убеждению, такой взаимообмен ощущениями между исполнителями и слушателями — один из самых ценных критериев успешности любого концерта.»
Виктория ЛУНАЧЕВСКАЯ,
Источник https://porto-fr.odessa.ru/index.php?art_num=art019&year=2012&nnumb=14 Номер 14 (1111), 13.04.2012
«За последний год я видела очень многих дирижеров — из Одессы и Ялты, Кpaкова и Москвы, Днепропетровска и Минска… Так случилось, что именно работа дирижера приковывает мой взгляд и не отпускает во время всего концерта. Все приглашенные дирижеры — настоящие профессионалы, мастера, заслуживающие добрых слов. И хотя кто-то понравился мне больше, а чья-то манера оказалась менее привлекательной, каждому из них хочется рукоплескать — что и делает весь зал в конце каждого концерта НОФО. Одесская публика ценит настоящее искусство и не скупится на искреннюю благодарность исполнителям.
Читайте также: Евгений попов журналист личная жизнь детиА сегодня хочется говорить о нашем госте. Юрий Ткаченко. Заслуженный артист России. Один из ведущих российских дирижеров нового поколения. „Открытие фестиваля“ на Третьем Фестивале оркестров мира в Москве в 2008 году. Дирижёр, работающий с прославленным пианистом Денисом Мацуевым, с Виктором Третьяковым, Максимом Федотовым и многими другими замечательными исполнителями из разных стран мира. Участник многих престижных музыкальных фестивалей — в Польше и Бельгии, Хорватии и Японии. Обо всем я узнала до выступления Маэстро. И прониклась к нему большим уважением в сочетании с личной симпатией от пресс-конференции. Я была готова к впечатлению, который произведет на меня этот талантливый музыкант. Готова. Но, как оказалось, не в полной мере. Потому что увиденное превзошло все ожидания. Уже потом, после концерта, думая об этом выступлении дирижера (а во время него думать о чём-либо я просто не могла!) я поймала себя на неожиданной мысли. Все дирижеры учатся на специализированном факультете разных консерваторий, все овладевают тонкостями этого искусства, многие из них достигают значительных высот и удостаиваются заслуженных званий. Но только некоторые способны заворожить настолько, что попросту забываешь обо всем, даже если ты пришел на встречу с солистом любого жанра, в том числе и с любимым певцом. Такое чувство возникало у меня лишь несколько раз. Именно оно возникло с первого же появления Юрия Ткаченко на сцене филармонии — и до финального взмаха его дирижерской палочки.»
Марина Ровинская:
Источник https://mbf–ave.ucoz.ru/load/avtorskie_stranicy/marina_rovinskaja_vse_objasnit_kruzhene_ruk_dvizhene_glaz/1-1-0-363
«Еще более убедительно представлял Россию на форуме Ростовский симфонический оркестр, исполнивший под управлением Юрия Ткаченкосочинения Стравинского и Скрябина.»
«Те, кто слышал на недавнем Пасхальном фестивале, как дирижирует „Жар-птицей“ Валерий Гергиев, знают, что приблизиться к подобному уровню интерпретации пpaктически невозможно. Юрию Ткаченко и его музыкантам это удалось. До галерки, откуда в Колонном зале слышно куда лучше, нежели из партера, долетал плотный и в то же время тонкий, будто кружевной, оркестровый саунд, напоминавший об эталонной записи „Жар-птицы“, сделанной автором»
ИЛЬЯ ОВЧИННИКОВ. Материал опубликован в «Газете» № 104 от 06.06.2008 г.
:
“Выступление коллектива под руководством молодого дирижёра Юрия Ткаченко стало одним из открытий фестиваля. Ткаченко предложил мистико-созерцательную тpaктовку сказочного сюжета, и музыканты блестяще воплотили его замысел. Большой состав оркестра (более ста человек) плюс новые инструменты, приобретённые не в последнюю очередь благодаря оргкомитету фестиваля, позволили создать особое, «бездонное» звучание, куда слушатель проваливается как в бездну. “
Юрий АЛЯБОВ, Стелла АРГАТУ
«Литературная газета» № 25 (6177) (18-06-2008)”МУЗЫКА ВСЕЯ ЕВРОПЫ”
Оригинал статьи
https://www.lgz.ru/article/N25–6177–2008-06-18-/Muzыka-vsеya-Evropы4751/
.
Юрий Ткаченко запись закрепленаC 15.09 2020 приступаю к реализации своей части программы Национального проекта Министерства культуры России “Творческие Люди”.Дополнительная профессиональная образовательная программа повышения квалификации “Особенности работы дирижера с оркестром в пpaктическом курсе заслуженного артиста Российской Федерации Юрия Ткаченко”Объём программы 36 часовФорма обучения очная и с применением дистанционных образовательных технологийФорма проведения занятийЛекции, пpaктические занятия, онлайн лекции, занятия IP-лекторами и другими спикерамиВ Программе занятий примут участие Народный артист России професссор Гордеев В.П. и доктор искуствоведения професор Батагова Т.Э.
12
Нравится
Показать список оценивших
Показать список поделившихся
164
.
Юрий Ткаченко запись закрепленаЮрий Ткаченко: «Художник в погоне за большими деньгами часто продает душу дьяволу»
12
Нравится
Показать список оценивших
Показать список поделившихся
309
.
Нравится
Показать список оценивших
Показать список поделившихся
.
Юрий Ткаченко запись закреплена6
Нравится
Показать список оценивших
Показать список поделившихся
427
.
Юрий Ткаченко запись закреплена14
Нравится
Показать список оценивших
Показать список поделившихся
692
.
Юрий Ткаченко запись закрепленаAt a concert in the Great Hall of the Moscow Conservatory with Pavel Milyukov, Anastasia Makhamedrikova, Alexander Ramm
17
Нравится
Показать список оценивших
Показать список поделившихся
338
.
Юрий Ткаченко запись закрепленаМГК им. Чайковского – Афиша 24 января 2022 г. – «Лучшие рапсодии мира»
2
Нравится
Показать список оценивших
Показать список поделившихся
255
.
Светлана Подолич запись закрепленаНравится
Показать список оценивших
Показать список поделившихся
С Рождеством Христовым Вас, дорогая Светлана Ивановна!
.
1
Нравится
Показать список оценивших
Показать список поделившихся
Дорогая Светлана Ивановна, с Наступающим Вас Новым годом! Здоровья и оптимизма Вам, мира и дружбы нам! Счастья и долгих лет!!! С ув Юра Ткаченко
.
Юрий Ткаченко запись закреплена4
Нравится
Показать список оценивших
Показать список поделившихся
211
.
Юрий Ткаченко запись закрепленаC Маэстро Юрием Башметом . Санкт-Петербург. Форум
22
Нравится
Показать список оценивших
Показать список поделившихся
446
.
Юрий Ткаченко запись закреплена9
Нравится
Показать список оценивших
Показать список поделившихся
217
.
Юрий Ткаченко запись закреплена4
Нравится
Показать список оценивших
Показать список поделившихся
381
На стене пока нет ни одной записи
Юрий Михайлович Ткаченко – выдающийся российский дирижер нового поколения. Профессионально занялся дирижированием в 1980 году. Выпускник Государственного музыкально-педагогического института им. Гнесиных (кафедра оркестрового дирижирования и кафедра народных инструментов) и Российской академии музыки им. Гнесиных (кафедра оперно-симфонического дирижирования, класс дирижирования Б.И. Демченко, диплом с отличием), совершенствовал свое мастерство на мастер-классах у профессоров А.Каца и И.Мусина. Юрий Ткаченко – Заслуженный артист России (2002), Заслуженный деятель искусств республики Дагестан (2013), заведующий кафедрой оркестрового дирижирования МГИКа, профессор (2007).
– Что же это за профессия такая, о которой так мало знают, и в чем сила дирижерского труда? – Профессия дирижера очень сложная, таинственная. Еще Николай Андреевич Римский-Корсаков, великий русский композитор, говорил, что «дирижирование – дело темное». В чем же заключается хитрость этой профессии? Некоторые люди, которые только учатся дирижированию, думают, что достаточно выучить (или скопировать) правильные движения руками, повторить движения великих дирижеров, таких, как, к примеру, Герберт фон Караян, Е.Ф. Светланов, А.Тосканини, и можно стать полноценным дирижером. Нет! Дирижирование – не балет шоумена, стоящего перед оркестром. Дирижер – это музыкальный лидер, первый среди равных, подчиняющий или объединяющий волю десятков и даже сотен музыкантов оркестра и хора. Дирижирование – это управление исполнением. Дирижер – это музыкант, который в уже имеющийся, но мертвый нотный музыкальный текст вдыхает жизнь, глубоко вникает и передает замысел композитора и его эпоху, пропуская всё через себя и через свои переживания. Посредством чего он это делает? Посредством управления темпами и движением исполняемого им музыкального материала. Когда я с вами общаюсь, говорю, то делаю это не монотонно, как компьютерный голос из навигатора. Музыкальное (в том числе и дирижерское) исполнительство – это творческий процесс перевоплощения и передачи публике музыкальной информации, заложенной в неё глубины, красоты, доброты, передача светлой энергии, Вы либо верите, либо не верите артисту. Если сравнивать профессию дирижера с актерской профессией, то есть очень много схожего. И те и другие медленнее или быстрее прочитывают текст, по своему усмотрению, делают тот или другой акцент, ту или другую паузу после какого-либо слова. Ведь в фразах «Казнить, нельзя помиловать» или «Казнить нельзя, помиловать» – смысл совершенно разный. А текст один. Акцент и пауза (запятая), перемещаясь, меняют смысл фразы на противоположный. То же самое делает дирижер. Он управляет скоростью исполнения, хаpaктером, штрихами и оттенками, акцентами и паузами, балансом звучности, готовит это исполнение, когда репетирует с оркестром. Дирижер выстраивает вот этот музыкальный спектакль, который изначально написан нотными знаками в партитуре. У кого-то результат получается убедительным, а у кого-то – нет. Музыка – это архитектура в движении. В ней важны правильные пропорции. Я очень часто сравниваю дирижерское исполнительство с профессией актера потому, что процесс исполнения –своего рода музыкальное лицедейство. Мы лицедеи. Если мы, музыканты и дирижеры, не перевоплощаемся в тот образ, который исполняем, и не начинаем жить в нем, как актеры, никто в зале не поверит нам. Это не принесет никакого ощущения сопереживания и катарсиса. На актерском факультете есть такое этюдное задание: передать 50 смыслов слова «да» («Да» – вопрос, «да» – ответ, «да» – междометие, «да» – ругательство, что угодно). Так вот, в любой фразе, которая играется музыкантами, может быть смысл разный, в зависимости от исполнения. Похоронный марш может стать шутливой полькой, а полька может стать похоронным маршем при определенных, заданных дирижером и музыкантами условиях. И в этом-то состоит главная задача дирижера – передавать истинный смысл и замысел композитора. Движения руками дирижера – это наш профессиональный метод управления исполнением, У каждого дирижера почерк свой, своеобразный, и ни на какой другой не похожий. Я бы хотел, чтобы вы разделяли вот какие понятия. Есть графический почерк, есть он у каждого человека, которым человек пишет текст на бумаге, например, а есть мысль, которую он этим почерком излагает. Можно иметь отвратительный почерк, но писать гениальные и убедительные мысли. Вот дирижеры делают специальные движения руками, когда работают с оркестром. Это дирижерский почерк. Каждый дирижер по-своему это делает. Он может выражать определенную мысль, дирижируя, либо не выражать ее. Понимаете, глупость на бумаге можно красивым почерком написать. И гениальный стих почерком плохим. В этом вся разница. Почерк – одно, а мысль, им изложенная, – совершенно другое. Так и в нашей профессии. – Понятно. Дирижер – профессия штучная, редкая, специфическая. Что Вас заставило заниматься этим делом? Благодаря кому Вы сделали свой выбор? – Действительно, нет такого солдата, который не мечтал бы стать генералом, нет такого инструменталиста или вокалиста, который не хотел бы в итоге стать дирижером. Смотрите: скрипач Спиваков, альтист Башмет, пианист Плетнев – выдающиеся инструменталисты, и каждый из них стал дирижером. Дирижирование – вершина исполнительства. Но лично у меня это было совсем по-другому. Я начал музыкой заниматься еще до школы, в детском саду. Обучаясь в старших классах, выиграл олимпиаду среди учащихся музыкальных школ области и поступил в Кировоградское музыкальное училище сразу на два отделения: как теоретик и как исполнитель на народных инструментах. В раннем детстве меня называли местным Робертино Лоретти, от того, что любил много петь, пел, начиная с детского садика, на всех концертах школы и города, района, области. Запевал в хоре, пел с оркестрами в местных концертных залах, иногда сам себе аккомпанировал. Первый раз на сцену вышел в 5 лет. С самого раннего детства знал, что буду только музыкантом, но думал, что буду петь. Потом мечтал учиться играть на инструменте. Семья музыкальная: мама пела, старший брат тоже до сих пор поет. С рождения музыка меня окружала. Вот и я стал в училище заниматься как инструменталист и теоретик. Кстати говоря, училище закончил в старинном известном городке – Елизаветграде, так мой город назывался ранее, сейчас это город Кировоград – около 300 км севернее Одессы, здесь родился и учился у педагога в частной школе Густава Нейгауза его племянник Кароль Шимановский (Karol Maciej Korwin–Szymanowski (1882– 1937) – польский композитор, пианист, педагог, музыкальный критик, один из наиболее заметных деятелей польской музыкальной культуры первой половины XX века). В Елизаветграде родился его двоюродный брат, самородок Генрих Густавович Нейгауз (1888–1964) великий русский пианист и педагог, среди учеников которого – Тихон Хренников, Семён Бендицкий, Эмиль Гилельс, Яков Зак, Святослав Рихтер, Евгений Малинин, Анатолий Ведерников, Маргарита Фёдорова, Вера Горностаева, Александр Слободяник, Евгений Либерман, Леонид Брумберг, Валерий Кастельский, Алексей Любимов, Элисо Вирсаладзе, Алексей Наседкин и другие. Это город, в котором последний в своей жизни в 1848 году сольный концерт играл композитор Ференц Лист. Славное место Елизаветград. И вот я приехал в Москву, попал в класс Бориса Ивановича Демченко, ученика выдающегося педагога и дирижера Лео Морицевича Гинзбурга. Кто такой Лео Гинзбург? Это легендарный преподаватель московской консерватории, у которого учились дирижеры В.Б. Дударова (100-летие которой исполняется в 2016 году), В.И. Федосеев, А.Н. Лазарев и масса других замечательных музыкантов, включая Б.И.Демченко, дирижера ГАСО под управлением Е. Светланова в тот момент. Поступив к Борису Ивановичу в класс, вначале я абсолютно не думал, что стану профессиональным дирижером. Мне нравилось заниматься, я старался, дирижировал, получал отличные оценки на экзаменах, но мысли сделать карьеру дирижера в то время не было. Стало окончательно ясно, что моя жизнь будет посвящена профессии дирижера только после моего выпускного государственного экзамена. Председателем жюри был Кирилл Климентьевич Тихонов и он в послеэкзаменационной речи пpaктически первым благословил меня на этом пути. К.К. Тихонов заведовал в нашем институте культуры кафедрой оркестрового дирижирования и именно в то время как Главный дирижер участвовал в создании театра «Геликон–опера». Почему у нас, действительно, штучная профессия? Да, штучная. У нас много Андреев Мироновых? У нас Анатолиев Папановых много? У нас Фаин Раневских много? Юрских у нас много? Много Ю.Темиркановых, Е.Мравинских, М.Янсонсов? Каждый из вышеназванных – это же отдельная, выдающаяся уникальная личность. Просто помимо того, что человек должен правильно быть научен, он должен обладать какой-то особой энергетикой. В моей жизни было немало чего-то мистического. Я вам одну такую историю об энергетике расскажу. В Крыму, в зоопарке, был аттpaкцион, где всем желающим мерили прибором что-то, что именно, сказать не могу, прислоняя руки к металлическим пластинам, от которых шли провода к каким-то датчикам с цифрами. Измеряли тепло ладошек, и еще нечто мне не ведомое. Я два раза, в разные годы, туда приходил, замерял, у граждан до и после меня показатели были какие-то средние, нормальные, а моя стрелка оба раза зашкаливала, удивляя хозяев аттpaкциона. Что это такое, не знаю, трудно сказать. Но, в любом случае, наверное, профессия наша несколько всё-таки мистическая, и не всегда поддается какому-то полному и точному объяснению. – Вы помните свое первое выступление, как это было? – Это был концерт в местном городском парке в 1982 году. Я дирижировал оркестром народных инструментов Кировоградского музыкального училища. Мне мой замечательный педагог дирижирования в училище Николай Павлович Паюхин, который много лет руководил этим студенческим оркестром, сказал после моего выступления: «Юра, а у тебя это здорово получается». – Вы помните, как потратили свои первые заработанные деньги? – Хороший вопрос! Надо вспомнить. Это была работа дирижером в Государственном Симфоническом оркестре для детей и юношества Министерства образования Российской Федерации. Я там работал штатным дирижером. Пришел туда сразу после окончания института. Пришел и сказал: «Берите меня кем угодно, хочу быть в оркестре». И где-то через месяц уже проводил групповые репетиции, а потом и концерты. Какие это были деньги – сейчас не могу вспомнить, но точно не большие. Зато это была первая профессиональная работа с полным симфоническим оркестром. Кстати, там выступали потрясающие опытные оркестровые музыканты. В этом оркестре работала родная сестра Ростроповича – Вероника Леопольдовна Ростропович, я с ней много общался. История создания этого оркестра была такой: Дмитрий Орлов, дирижер и талантливый администратор, из музыкантов-пенсионеров Большого театра и других коллективов Москвы создал любительский оркестр, потом решил добиться для него государственного статуса. Туда пришла Вероника Леопольдовна, там работал бывший концертмейстер группы виолончелей оркестра Московской филармонии выдающийся музыкант Марк Каплан и многие другие. Кирилл Кондрашин руководил оркестром Московской филармонии и аккомпанировал в третьем туре Вану Клиберну на первом конкурсе имени Чайковского. Потрясающий музыкант! Вы представляете, с кем мне повезло в этом оркестре общаться, работать и набираться опыта? Кстати, в этом оркестре мы равноправно работали вместе с Игорем Головчиным, одним из ассистентов великого Евгения Светланова. Е.Ф. Светланов собирался из Игоря Головчина сделать своего преемника на посту Главного дирижера оркестра ГАСО, о чем он публично сказал на концерте памяти И.Головчина. К сожалению, Игорь молодым ушел из жизни. Мы с ним дружили. Вот это и есть то самое место, где все начиналось. – Расскажите, пожалуйста, о лучшем дне в вашей музыкальной карьере. – Я думаю, самый яркий для меня был день, с которого действительно все началось. Это произошло, когда я узнал, что получил место ассистента главного дирижера Большого симфонического оркестра, которым руководил и руководит сейчас Владимир Иванович Федосеев. Случилось всё так. Был объявлен день конкурса, я готовил ре-минорную симфонию Франка и должен был провести репетицию с оркестром. На минуточку, это Большой симфонический оркестр, которым до этого руководил Рождественский Геннадий Николаевич, сейчас руководит замечательный дирижер и человек Владимир Иванович Федосеев. Выхожу на подиум – и уже весь «мокрый». Федосеев сел вместе с исполнителями на духовых инструментах в оркестре и внимательно смотрел, как я репетирую. Я провел репетицию, очень волновался. После нее все разошлись, обсуждения на худсовете не было. Через некоторое время, может, через неделю, я очередной раз вошел в студию. Ко мне подошел концертмейстер группы контpaбасов А.А. Бельский и сообщил: «Вы ассистент Владимира Ивановича». Вот с этого момента началась, во-первых, уже по-настоящему серьезная профессиональная работа, во-вторых, я получил своеобразное крещение на большую сцену. Почему я хотел попасть в этот оркестр, легендарный БСО? Невозможно стать артистом высокого полета, не получая обучение, опыт высококлассного коллектива и не имея в наставниках замечательного мастера. Дирижера воспитывает оркестр. Вот поэтому это был самый значимый для меня день, а все остальное развивалось уже после. И еще, ранее, до БСО, знаменательным для меня стал момент, когда я узнал, что поступил в Московский государственный музыкально-педагогический институт им. Гнесиных. Вообще, это тоже какая-то мистическая история. Я учился на 4 курсе Кировоградского музыкального училища, был отличником, совершенно в Москву поступать не собирался. В начале октября 1982 года к нам в Кировоград приехал в гости баянист, профессор института имени Гнесиных Юрий Алексеевич Вострелов. Вот, опять же, что значит судьба. Пришли работники филармонии, а концерт должен был проходить у нас в концертном зале училища. Я сидел в первом ряду. Мне говорят: – Можно вас? Не могли бы вы провести концерт в качестве конферансье? – Пожалуйста, если так нужно. Пошел знакомиться. Тут Вострелов у меня спрашивает: – Куда будешь поступать? – В одесскую консерваторию, может в ростовскую. – А что не в Москву? –Не думал о Москве, страшно, туда ведь самые лучшие со всей страны приезжают… –Приезжай на консультацию, – сказал Ю.А. Вострелов, – там тебе всё скажут… Я поехал на консультацию, и мне профессора сказали – приезжай, поступишь… Честно скажу – я не поверил. В то время попасть на кафедру народных инструментов ГМПИ им. Гнесиных, на кафедру дирижирования, в лучший вуз, в столицу, было просто нереально. И все-таки я отправился в Москву, сдал успешно экзамены, стал студентом. Конечно, когда послушал своих конкурентов, подумал, что я сюда зря приехал. Абитуриенты были очень талантливы, хорошо подготовлены, один другого лучше. У меня еще к тому же экзаменационный лист на вступительных был с тринадцатым номером. В итоге стал я первым в истории выпускником Кировоградского музыкального училища, поступившим в ГМПИ имени Гнесиных. Для своей карьеры ничего специально не делал. Просто была какая-то очередная идея, я этой идеей загорался и пытался как-то уже реализовать максимально сильно. – Есть ли симфонический оркестр, с которым Вам хотелось бы поработать? – Конечно, далеко не со всеми оркестрами мне довелось сотрудничать. Путь продолжается. Я работал со многими очень достойными коллективами и солистами как в России, так и за рубежом. Оркестры Фламaндского радио Бельгии (с Денисом Мацуевым), Прайм Филармоник оркестр Сеула, Национальные филармонические оркестры Сербии, Украины, оркестры Санкт-Петербургской филармонии и АСО «Новая Россия», с легендарным скрипачом Виктором Третьяковым, – всё это было. Насчет планов и желаний – «хочешь рассмешить Бога – расскажи о своих планах», говорят. Поживем –увидим. Мечты и амбициозные планы, конечно же, есть. – Юрий Михайлович, а есть ли у Вас желаемое и не исполненное? – Вы знаете, я идеалист, конечно, и максималист одновременно. Мечты могут быть очень большие, разные. Конечно, я мечтаю, чтобы в России было столько концертных залов, сколько их в любом нормальном цивилизованном государстве. В концертно-филармонической жизни России много чего надо менять. Но я оптимист. Светлана Шумская, Екатерина Лебедева, 1 курс кафедры журналистики МГИК
Читайте также: Эдвард радзинский личная жизнь дети