Илья Ильф — биография знаменитости, личная жизнь, дети
Илья Ильф — биография, информация, личная жизнь
Илья Арнольдович Ильф
Илья Арнольдович Ильф (настоящее имя — Иехиел-Лейб Арьевич Файнзильберг). Родился 3 (15) октября 1897 года в Одессе — умер 13 апреля 1937 года в Москве. Русский советский писатель и журналист, сценарист. Соавтор Евгения Петрова.
Илья (Иехиел-Лейб) Файнзильберг родился 3 (15 по новому стилю) октября 1897 годa в Одессе.
Отец — Арье Беньяминович Файнзильберг (1863-1933), банковский служащий.
Мать — Миндль Ароновна (урожденная Котлова) (1868-1922).
Родители были родом из местечка Богуслав Киевской губернии. Семья переехала в Одессу между 1893 и 1895 годами.
Илья был третьим из четырёх сыновей в семье.
Старшие братья — французский художник-кубист и фотограф Сандро Фазини, также известный как Александр Фазини (настоящее имя — Срул Арьевич Файнзильберг, позднее — Саул Арнольдович Файнзильбер; 23 декабря 1892, Киев — 1942, концлагерь Освенцим, депортирован 22 июля 1942 из Парижа с женой) ; советский художник-график и фотограф Михаил (Мойше-Арн) Арьевич Файнзильберг, пользовавшийся псевдонимами МАФ и Ми-фа (30 декабря 1895, Одесса — 1942, Ташкент).
Младший брат — Беньямин Арьевич Файнзильберг (10 января 1905, Одесса — 1988, Москва) — инженер-топограф.
В 1913 окончил техническую школу, после чего работал в чертёжном бюро, на телефонной станции, на военном заводе. После революции был бухгалтером, журналистом, а затем редактором в юмористических журналах. Был члeном Одесского союза поэтов. В 1923 приехал в Москву, стал сотрудником газеты «Гудок». Ильф писал материалы юмористического и сатирического хаpaктера — в основном фельетоны.
Псевдоним «Ильф» может являться сокращением от его имени Илья Файнзильберг, но более вероятно аббревиатурой его еврейского имени в соответствии с еврейской традицией именных аббревиатур.
В 1927 с совместной работы над романом «Двенадцать стульев» началось творческое содружество Ильи Ильфа и Евгения Петрова (который также работал в газете «Гудок»). В 1928 году Илья Ильф был уволен из газеты из-за сокращения штата сатирического отдела, вслед за ним ушёл Евгений Петров. Вскоре они стали сотрудниками нового еженедельного журнала «Чудак».
Впоследствии в соавторстве с Евгением Петровым были написаны:
роман «Двенадцать стульев» (1928) ; роман «Золотой телёнок» (1931) ; новеллы «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» (1928) ; фантастическая повесть «Светлая личность» (экранизирована) ; новеллы «1001 день, или Новая Шахерезада» (1929) ; документальная повесть «Одноэтажная Америка» (1937).
В 1932 — 1937 годах Ильф и Петров писали фельетоны для газет «Правда», «Литературная газета» и журнала «Крокодил».
В 1930-е годы Илья Ильф увлекался фотографией. Фотографии Ильи Арнольдовича через много лет после его cмepти случайно нашла дочь Александра Ильинична Ильф. Она подготовила к публикации книгу «Илья Ильф – фотограф». Фотоальбом. Около 200 фотографий, сделанных Ильфом и его современниками. Статьи А.И. Ильф, А.В. Логинова и Л.М. Яновской на русском и английском языках. — Москва, 2002.
Во время путешествия на автомобиле по американским штатам у Ильфа открылся давний туберкулёз, диагностированный у него в начале 1920-х, вскоре приведший к его кончине в Москве 13 апреля 1937 года.
Личная жизнь Ильи Ильфа:
Жена — Мария Николаевна Тарасенко (1904-1981). Дочь — Александра Ильинична Ильф (1935-2013).
Илья Ильф и жена Мария
Сценарии Ильи Ильфа:
1930 — Праздник святого Йоргена 1933 — Черный баpaк 1936 — Однажды летом 1936 — Цирк
«Шутил редко. Но зло». Трагичная жизнь великого комика Ильи Ильфа
Знаменитый писатель Илья Ильф (его настоящее имя — Иехиель-Лейб Файнзильберг) родился 15 октября 1897 года в Одессе в многодетной семье не самого преуспевающего банковского служащего. Позже Ильф напишет о своей семье: «Я родился в бедной еврейской семье и учился на медные деньги».
Токарь с Чеховым под мышкой
В детстве и юности будущий публицист учился в «Школе ремесленных учеников»: отец, который едва мог обеспечить семью, настоял на том, чтобы его сыновья получили пpaктические профессии. Двое старших братьев окончили коммерческое училище (что не помешало обоим стать не бухгалтерами, как мечтал отец, а художниками), а Илью определили в ремесленное. Но под партой парень втайне читал Киплинга и Чехова. В 1913 году Иехиль получил диплом подмастерья и пошёл работать токарем, потом — статистиком и телефонным мастером. А много позже творчество и талант всё равно возьмут своё.
Интересно, что псевдоним свой Ильф придумал за много лет до написания знаменитых романов «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Писатель Юрий Олеша в своих воспоминаниях о знаменитых современниках писал: «Это эксцентрическое слово получалось из комбинации начальных букв его имени и фамилии. При своем возникновении оно всех рассмешило. И самого Ильфа. Он относился к себе иронически. В этом было много добродушия и любви к жизни. К несерьёзному делу он относился с большой серьёзностью, и тут проявлялось мальчишество, говорившее о хорошей душе». Кстати, и старшие братья Ильи взяли себе псевдонимы: Сандро Фазини и Ми-Фа.
«Я знал голод»
После возвращения с Первой мировой войны, о которой Ильф вспоминал крайне неохотно, начались первые литературные опыты писателя. Его рассказы публикуются в журналах. Постепенно к нему приходит известность, а вот достатка долгие годы в жизни не было. В одном из писем Ильф писал: «Я знал голод. Очень унизительный — мне всегда хотелось есть. И я ел хлеб, утыканный соломой, и отчаянно хотел еще. Но я притворялся, что мне хорошо, что я сыт. По своей природе я, как видно, замкнут и отчаянно уверял, что я не голоден, в то время как ясно было заметно противоположное». А вот как описывают Ильфа знаменитые коллеги. Драматург Виктор Ардов писал: «Он умел и любил слушать. В споре Ильф был непобедим. Тремя репликами, сделанными с ходу так, словно они сочинялись для собрания афоризмов, Ильф убивал оппонента». Писатель и драматург, тоже одессит Лев Славин хаpaктеризовал Ильфа как «замкнутого и вместе общительного, жизнерадостного, но и грустного в самой своей веселости». Писатель и поэт Илья Эренбург говорил, что Ильф «. шутил редко, но зло, и, как многие писатели, смешившие миллионы людей, — от Гоголя до Зощенко — был скорее печальным».
После революции литературное движение в Одессе начало затихать, что крайне опечаливало Ильфа, который был полон сил и вдохновения писать. Вдобавок умерла мать, серьёзно заболел отец, один из братьев эмигрировал во Францию. Ильф писал в тот период: «Я грустен, как лошадь, которая по ошибке съела грамм кокаина». Но дальше в его жизнь пришла любовь всей жизни: он познакомился с художницей Марией Тарасенко. Целыми днями напролёт они разговаривали, Ильф читал ей стихи, а ночами писал длиннющие письма, чтобы с утра вручить своей возлюбленной. В 1923 году мечтавший жениться на Марии Ильф решился уехать в Москву, чтобы заработать хоть немного денег для обеспечения семьи. «Что мне Москва? Это ничего, это только, чтобы заслужить тебя. Только», — признавался Марии Илья Ильф. «Милая моя дeвoчка, разве Вы не знаете, что вся огромная Москва и вся её тысяча площадей и башен — меньше Вас. Всё это и всё остальное — меньше Вас». Мария хранила эти письма всю жизнь, эту любовную переписку через 25 лет после cмepти матери нашла дочь Ильфов Александра. Александра Ильинична, отдав их в печать, объяснила это тем, что хотела бы показать отца как человека тонкого: «Все привыкли думать об Ильфе как о сатирике, „родившемся с мечом в руке“. Письма рождают образ нежного, ранимого, даже робкого человека. Он так трепещет за свою любовь, так не уверен в ответном чувстве, что поневоле возникает тревога: чем же закончится их роман. Его письма — любовь в чистом виде».
Поездка в Америку стала cмepтельной
Ильфу в Москве повезло: удалось устроиться в газету «Гудок» и получить комнату в общежитии совместно с Юрием Олешей. А в 1924 году мечта Ильфа сбудется: к нему в Москву приедет Мария и, наконец, они станут мужем и женой. Сказать, что жили они бедно, — это ничего не сказать. В своих воспоминаниях дочь Ильфов Александра Ильинична напишет: «У Ильфа и Олеши на двоих была одна пара приличных брюк. Несмотря на разные фигуры (длинный, тонкий Ильф и невысокий, коренастый Олеша), они как-то умудрялись надевать их. Однажды молодые люди решили навести в квартире порядок и даже натереть пол. Выяснилось, что нет суконки. Мама сказала: „Оля, там за дверью висят какие-то тряпки, возьмём их!“. И пол был натёрт. Стоит ли говорить, что он был натёрт теми самыми брюками».
Но вскоре состоится знаменательная творческая встреча. В редакцию газеты «Гудок» в 1926 году пришёл Евгений Петров: это был тоже псевдоним молодого публициста, не желавшего пользоваться славой своего родного брата, известного писателя Валентина Катаева. Кстати, именно Катаев подал Ильфу и Петрову мысль писать вдвоём и даже озвучил идею для первого сатирического произведения: «Представьте себе, в одном из стульев запрятаны деньги. Их надо найти. Чем не авантюрный роман». Позже авторы «12 стульев» напишут о начальном рабочем периоде: «Надо думать, Гонкурам было легче. Всё-таки они были братья. А мы даже не родственники. И даже не однолетки. И даже различных национальностей: в то время как один русский (загадочная славянская душа), другой еврей (загадочная еврейская душа). Один — здоров, другой — болен. Больной выздоровел, здоровый ушел в театр».
Роман «12 стульев» принёс Ильфу и Петрову славу, дальше они напишут несколько повестей и рассказов вместе и следующее звёздное произведение: «Золотой телёнок». Через несколько лет Ильфа и Петрова газета «Правда», где они оба трудились, направит в Соединённые Штаты Америки. Так появится знаменитая «Одноэтажная Америка». К сожалению, долгое путешествие на открытом автомобиле по Америке было изматывающим для Ильфа и спровоцировало обострение застарелого туберкулёза. Но даже cмepтельный недуг служил поводом для шутки. Незадолго до cмepти он, держа в руках бокал шампанского, заметил: «Шампанское марки „Ich sterbe“, что значит на немецком „Я умираю“». Ильф процитировал последние слова Антона Чехова, который тоже скончался от туберкулёза. Но в личной записной книжке Ильф напишет: «Такой грозный ледяной весенний вечер, что холодно и страшно делается на душе. Ужасно, как мне не повезло».
Знаменитый писатель умер в 1937 году, его похоронили на Новодевичьем кладбище в Москве. Когда гроб опускали в яму, Петров сказал: «Я присутствую на собственных похоронах. » Жена Ильфа Мария Николаевна пережила любимого супруга на 44 года. Она больше не вышла замуж и редко выходила из дома, перечитывала в своей комнате переписку с мужем. Когда Марии Ильф не стало, дочь Александра нашла письма матери, которые она написала Илье Ильфу уже после его cмepти. «Вот снова прошло много времени, и я читаю. Часто нельзя — разорвётся сердце. Я старая, и вновь я та, что была, и мы любим друг друга, и я плачу. Мне очень скучно без него, с тех пор как его нет. Я читаю его письма и плачу, что же я не убила себя, потеряв его — свою душу, потому что он был душой моей. Никто никогда не мог сравниться с ним. Голубчик, гoлyбчик мой единственный любимый. Тоска, такая тоска. Вся моя прожитая жизнь здесь, до последнего его дня. Прощай, Иля. Мы скоро увидимся».
Читайте также Остап ступка - биография знаменитости, личная жизнь, детиИлья Ильф – биография, фото, личная жизнь, книги писателя
Илья Ильф: биография
Двух талантливых авторов-юмористов, в соавторстве написавших романы-бестселлеры «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», трудно разделить, как сиамских близнецов. Ильф и Петров, десятилетие творившие вместе, даже порознь писали так, что ценители их творчества не отличали, перу которого из них принадлежат главы повести «Одноэтажная Америка».
Евгений Петров и Илья Ильф
Но у каждого из писателей – своя жизнь. Впрочем, и в биографиях двух кумиров есть сходство: оба прожили яркие, но короткие жизни, в которых нашлось место голоду, войне, преданной дружбе, славе, гонениям и трагической кончине.
Детство и юность
Илья Арнольдович Ильф – выдуманный творческий псевдоним одного из «родителей» обаятельного мошенника Остапа Бендера. Настоящее имя писателя – Иехиел-Лейб Арьевич Файнзильберг. Он родился в черноморской жемчужине – Одессе – осенью 1897 года.
Иехиел-Лейб – третий их четырех наследников Арье и Миндль Файнзильбергов. Глава семьи, скромный служащий Сибирского торгового банка, мечтал дать сыновьям приличное образование. Старшего отпрыска Саула видел бухгалтером, но тот после учебы в коммерческом училище назвался Сандро Фазини и стал художником-кубистом (позже переехал во Францию, погиб в Освенциме).
Илья Ильф
Второй сын – Мойше-Арон – окончил училище с отличием, но повторил опыт брата и тоже ушел в искусство, подписывая полотна творческим псевдонимом Ми-Фа.
Горький опыт и напрасно потраченные деньги подсказали Арье не вкладывать сбережения в обучение третьего сына в дорогом коммерческом училище. Иехиэль-Лейб стал студентом ремесленного училища, где не было «лишних» (по мнению старого Арье) предметов, таких как рисование. Отец не знал, что на уроках мальчик прятал под партой книги Редьярда Киплинга, Роберта Стивенсона и Антона Чехова, которые тайком читал.
16-летний юноша получил образование и порадовал отца: прошел путь от токаря до мастера кукольной мастерской, а в 1919 году сел за бухгалтерские отчеты в финансовом отделе губернской продкомиссии, ведавшей снабжением Красной армии. Позже опыт работы в продкомиссии Илья Ильф использует, описывая события в конторе «Геркулес» в «Золотом теленке».
Илья Ильф в детстве
Хрустальные мечты отца разбились, когда 23-летний Иехиел бросил службу, объявив о вступлении в одесский «Коллектив поэтов». Теперь третий отпрыск звался Илья Ильф, соединив в фамилии псевдонима первые буквы «старого» труднопроизносимого имени.
Забегая наперед, скажем, что оправдал надежды отца четвертый сын: оставив родную фамилию, стал топографом. К радости Арье, искусство не заинтересовало Беньямина. В 1919-ом объявили мобилизацию. Илья Ильф прибыл на сборный пункт с романом Анатоля Франса под мышкой. О военном прошлом писатель рассказал вскользь, но объемно:
«Я знал страх cмepти, но молчал, боялся молча и не просил помощи. Я помню себя, лежащим в пшенице. Солнце палило в затылок, голову нельзя было повернуть, чтобы не увидеть того, чего так боишься».
После войны будущий романист вернулся в Одессу, сделал первые шаги в журналистике и стал члeном Союза поэтов.
Литература
В 1923 году будущий «отец» блистательного Комбинатора перебрался в Москву: в Одессе литературная жизнь окончательно заглохла. С первой работой помог Валентин Катаев: став именитым литератором, он устроил коллегу по одесскому поэтическому сообществу в газету «Гудок».
Илья Ильф
Илью Ильфа взяли правщиком никем не читаемой 4-ой полосы, поручив обработку писем рабкоров. В первые недели работы правщик превратил полосу в самую популярную, наполнив едкими фельетонами на злобу дня. Под рабкоровскими заметками, превращенными в фельетоны, стояли подписи авторов, но, обработанные Ильфом, узнавались мгновенно по афористичности и тонкому сарказму.
Работа в газете свела будущего романиста с Исааком Бабелем, Михаилом Булгаковым и Юрием Олешей. Вскоре в «Гудке» появился брат Катаева – Евгений. Он взял творческий псевдоним Петров, не желая привлекать внимания родством. Так в Москве познакомились соавторы, родившиеся в Одессе. Работать вместе начали в 1927 году.
Евгений Петров и Илья Ильф
В 1928-ом Ильфа уволили из «Гудка» по сокращению штата. За ним ушел и Петров. Журналистов приютил юмористический еженедельник «Чудак», в котором Илья Ильф вел отдел литературных рецензий. Соавторы делали совместные рецензии на кинокартины и театральные спектакли, ставя общий творческий псевдоним «Дон Бузилио». Еще один псевдоним Ильфа и Петрова – Ф. Толстоевский.
Роман «12 стульев» литераторы начали писать в 1927 году. Отправной точкой стала идея Валентина Катаева, предложившего Ильфу и младшему на 6 лет Петрову поработать на него «литературными paбами». Мэтр подкинул авторам авантюрный сюжет, предложив подумать над развитием событий вокруг «спрятанных в стуле сокровищ».
Иллюстрация к книге Евгения Петрова «Двенадцать стульев»
Илья Ильф с младшим соавтором так увлеклись написанием авантюрной хроники, превратившейся в роман, что отказались отдавать разработку Катаеву. Тот, прочитав написанное, похвалил и предложил отдать в печать. Роман увидел свет в 1928 году и принес авторам славу.
В том же году любители юмористического жанра получили от романистов еще один приятный сюрприз – сатирическую повесть, вышедшую под названием «Светлая личность». В следующем году опубликовали гротескные новеллы, объединенные в цикл «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» и сборник новелл «1001 день, или Новая Шахерезада».
Фильм по книге Ильи Ильфа «12 стульев»
В 1931 году Илья Ильф с соавтором подарил читателям новый шедевр – продолжение романа о Комбинаторе, который назвали «Золотой теленок». Роман напечатали в журнале «30 дней», книга появилась спустя 2 года.
Произведения Ильфа и Петрова стали бестселлерами советского времени, принеся авторам невероятную славу. Но литературные критики и цензоры не жаловали остросатирические романы, переполненные намеками о неидеальном советском строе. «Пробить» публикацию «Золотого теленка» помог Максим Горький. В центральных газетах появились разгромные статьи, но почитателей таланта одесситов они не интересовали.
Иллюстрация к книге Евгения Петрова «Золотой теленок»
Перу Ильи Ильфа и его соратника принадлежат десятки рассказов, фельетонов и очерков. По их комедии поставлена мелодрама «Под куполом цирка», снятая режиссером Григорием Александровым и вышедшая в 1936 году под названием «Цирк». В главной роли фильма блистала Любовь Орлова, но Ильф и Петров потребовали убрать их фамилии с титров: сценарий подвергся изменениям, которые авторы не одобрили.
В середине 1930-х Илья Ильф и Евгений Петров – корреспонденты «Правды» – отправились в 4-мecячную поездку по США. Плодом совместного творчества стала книга, составленная из разрозненных очерков и названная «Одноэтажная Америка». Она вышла в 1936 году и стала первым совместным сочинением, написанным литераторами порознь. Ильф и Петров из-за болезни Ильи Арнольдовича писали главы, не встречаясь, но за 10 лет совместного труда у них выработался единый стиль.
Илья Ильф увлекался фотографией
Илья Ильф подарил читателям замечательные «Записные книжки» – дневник, состоящий из сотен афоризмов, очерков, наблюдений, смешных фраз и горестных размышлений, записанных за 12 лет. «Записные книжки» увидели свет после основательного сокращения и цензуры, но и в сокращенном виде афоризмы Ильфа стали крылатыми.
Интересным фактом биографии одессита является его увлечение фотоделом. Приобретя «Лейку», Илья Ильф сделал тысячи фотографий, среди них уникальные: похороны Владимира Маяковского, храм Христа Спасителя до взрыва и после, Америка (фотографиями Ильфа иллюстрирована книга), знаменитые современники – писатели Михаил Булгаков, Юрий Олеша, Иосиф Уткин, Борис Пастернак.
Личная жизнь
С будущей супругой Машей – Марией Тарасенко – писатель встретился в родной Одессе. Маша была ученицей школы живописи, в которой преподавал брат Ильфа. Юная художница влюбилась в учителя, но после знакомства с Ильей сдалась под напором его знаков внимания и волны обожания.
Илья Ильф и его жена Мария
После отъезда Ильи Ильфа в Москву пара 2 года переписывалась – сохранились сотни трогательных, пронизанных нежностью писем. В один из приездов Марии в столицу они поженились. Вскоре получили скромное жилье – комнату в доме Сретенского переулка, рядом с комнатой Юрия Олеши и его жены. В 1935 году у пары родилась дочь Сашенька, Александра Ильинична Ильф.
Материальное благополучие и квартира со старинной мебелью, домработницей и няней появились у супругов после выхода «Двенадцати стульев». Долгому семейному счастью помешала болезнь Ильи Ильфа. Он был удивительно нежным отцом, но не мог даже лишний раз обнять дочь, боясь заразить туберкулезом. Его не стало, когда Александре было 2 года.
Смерть
После поездки по Америке в открытой машине у Ильи Ильфа обострилась болезнь: туберкулез, диагностированный в 1920-х, открылся и перешел в острую форму. Боль в гpyди романист почувствовал в Новом Орлеане. Закашлявшись, увидел кровь на платке.
После возвращения из Америки Илья Ильф прожил еще 2 года. Но жить в столице не мог – задыхался. Поселился на даче в Красково, где писал главы «Одноэтажной Москвы», гулял по сосновому лесу.
Памятник на могиле Ильи Ильфа на Новодевичьем кладбище
Когда весной 1937 года на Новодевичьем кладбище хоронили 39-летнего Илью Ильфа, его верный друг и соавтор произнес, что это и его похороны. Друга Петров пережил на 5 лет, погибнув при странных обстоятельствах.
В 1948 году появилось постановление Секретариата Союза писателей, в котором романы Ильфа и Петрова назвали клеветой. Прошло 12 лет, пока «12 стульев» позволили переиздать. Исследователи творчества Ильфа и Петрова предполагают, что судьба писателей, проживи они дольше, могла оказаться трагичной.
Библиография
- 1928 — «Двенадцать стульев»
- 1928 — «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска»
- 1928 — «Светлая личность»
- 1929 — «1001 день, или Новая Шахерезада»
- 1931 — «Золотой телёнок»
- 1936 — «Однажды летом»
- 1937 — «Одноэтажная Америка»
Цитаты
Надо показать ему какую-нибудь бумагу, иначе он не поверит, что вы существуете.
Открылся новый магазин. Колбаса для малокровных, паштеты для неврастеников. Психопаты, покупайте продукты питания только здесь!
Жить на такой планете — только терять время.
Иванов решил нанести визит королю. Узнав об этом, король отрекся от престола.
Почему я должен уважать бабушку? Она меня даже не родила.
Конкурс лгунов. Первый приз получил человек, говоривший правду.
Решено было не допустить ни одной ошибки. Держали двадцать корректур, и все равно на титульном листе было напечатано: «Британская энциклопудия».
Бог правду видит, да не скоро скажет. Что за волокита?
Илья Ильф: биография, семья, цитаты и лучшие книги
Илья Арнольдович Ильф – советский журналист и писатель, сценарист, драматург, фотограф. Больше всего известен благодаря свои книгам с Евгением Петровым. Сегодня для многих «Ильф и Петров» являются звеном, которое невозможно разорвать. Фамилии писателей воспринимаются, как одно целое. Тем не менее попробуем разобраться, кто такой Илья Ильф, чем он жил и чем известен.
Биография
Родился Илья Ильф 3 октября 1897 года. Тогда его звали Иехиел-Лейб Арьевич Файнзильберг. Его отец был банковским служащим – работал бухгалтером в отделении Сибирского банка в Одессе. В семье было четыре сына. Иехиел-Лейб был третьим. Родина Ильи Ильфа – Одесса.
Учился в технической школе. Потом работал в чертежном бюро, на военном заводе, на телефонной станции. Попробовал себя и в роли бухгалтера. После революции стал журналистом, потом вырос до редактора юмористических журналов. Состоял в Союзе поэтов Одессы. Соединив первые и последние буквы трудновыговариваемого имени, стал писателем Ильей Ильфом, тем самым разрушив мечты отца о военной карьере сына.
Читайте также Вергилий - биография знаменитости, личная жизнь, детиПосле переезда в Москву работает в газете «Гудок» (издательский орган железнодорожников). Попал туда благодаря знакомому с Одессы Валентину Катаеву. Илья Ильф писал фельетоны и другие юмористические и сатирические материалы. Там он познакомился с писателями Исааком Бабелем, Юрием Олешей, Михаилом Булгаковым и братом Валентина Катаева – Евгением, который взял псевдоним Евгений Петров.
Совместная работа с Петровым
В 1927 году с Евгением Петровым впервые совместно поработали над романом «Двенадцать стульев». Сюжет для хроники предложил Валентин Катаев, но авторы так увлеклись его разработкой, что в итоге получили полноценный авантюрный роман, который Катаев порекомендовал опубликовать.
На следующий год Ильфа уволили из газеты в результате сокращения. За ним ушел и Петров. Оба стали сотрудниками нового журнала «Чудак» – делали совместные рецензии на фильмы и спектакли под псевдонимом «Дон Бузилио».
В дальнейшем результатом творческой дружбы писателей стало огромное количество совместно написанных рассказов, очерков, новелл, киносценариев и, конечно, романов. Их успех в Советском Союзе был невероятен, но тем не менее писатели не пользовались одобрением критиков.
После «Чудака» активно писали фельетоны и для других изданий: «Правда», «Крокодил», «Литературная газета».
Смерть
В середине 1930-х годов корреспонденты газеты «Правда» Евгений Петров и Илья Ильф отправились в поездку по США, результатом которой стала серия очерков «Одноэтажная Америка».
Во время путешествия у Ильфа открылся туберкулез, который диагностировали еще десять лет назад. Поэтому над «Одноэтажной Америкой» писатели работали порознь. Тем не менее выработанный за 10 лет работы единый стиль помог сделать серию единых очерков об американской жизни.
Илья Ильф умер в Москве 13 апреля 1937 года. Он прожил всего 39 лет.
Илья Ильф – фотограф
В начале 1930-х годов Ильф всерьез увлекся фотографией. Фотографировал он на «Лейку». Писателем были сделаны тысячи фотографий. Среди них множество уникальных – фотографии храма Христа Спасителя до взрыва и после, похороны Маяковского, фотографии знаменитых современников – Михаила Булгакова, Бориса Пастернака, Юрия Олеши. Его фотографиями иллюстрирована книга «Одноэтажная Америка».
После cмepти Ильи Ильфа фото нашла его дочь Александра. Она собрала их вместе, подготовила к публикации. Так на свет появилась книга «Илья Ильф – фотограф».
«Записные книжки»
О том, что происходило с ним в жизни, Илья Ильф писал с 1925 года и до самой cмepти. Это были дневники из поездок, какие-то удачные фразы, наброски будущих работ. Постепенно они переросли в полноценное произведение-исповедь. В книгу вошли зарисовки в стиле стихотворений в прозе, пародии, критические отзывы. В СССР удалось издать книгу только со значительными сокращениями. Но высказывания литератора все равно стали крылатыми фразами и быстро разлетелись по стране.
Афоризмы
Многие цитаты Ильи Ильфа стали крылатыми выражениями. И вот некоторые из них:
- «Вино требует времени и умения разговаривать. Поэтому американцы пьют виски».
- «Есть вещи, которые нельзя изменить. Сапоги можно снять, но нельзя научить человека смеяться по-русски».
- «Как приятно быть деловым, когда нет никаких дел».
- «Напился так, что уже мог творить различные мелкие чудеса».
- «В фантастических романах главным было радио. При нем ожидалось счастье человечества. Вот радио есть, а счастья нет».
- «По линии наименьшего сопротивления все благополучно».
- «Еще ни один пешеход не задавил автомобиля, однако недовольны почему-то автомобилисты».
- «Всегда есть человек, который изо всех сил хочет высказаться последним».
- «Все талантливые люди пишут разно, все бездарные люди пишут одинаково и одним почерком».
- «Конкурс лгунов. Главный приз получил человек, говоривший правду».
Семья
Говоря о семье Ильи Ильфа в первую очередь стоит сказать о его братьях. Старшие, как и Илья, ударились в творчество, разочаровав отца. Сандро Фазини – известный французский художник-кубист, фотограф. Михаил Файнзильберг – советский художник-график и фотограф. Младший брат Беньямин оправдал ожидания отца и стал инженером-топографом.
Со своей супругой Марией Тарасенко писатель познакомился в Одессе. Маша училась в школе живописи, в которой преподавал брат Ильи. В брата художница и влюбилась, но вскоре сдалась под напором Ильи Ильфа и его знаков внимания. Ильф уехал в Москву – пара переписывалась два года. В один из приездов Марии они поженились, получили комнату в Сретенском переулке. Соседями были Юрий Олеша и его жена. Материальное благополучие и большая квартира с домработницей появилась после выхода «Двенадцати стульев». В 1935 году родилась дочь Сашенька. Илья Арнольдович души в ней не чаял, но не мог даже обнять – боялся заразить дочь туберкулезом.
Произведения Ильфа и Петрова
Невозможно говорить об Илье Ильфе, не рассматривая его произведения с Петровым. Совместно писатели создали огромное количество рассказов, новелл, очерков, сценариев, но главными хитами стали их авантюрные романы о приключениях великого комбинатора Остапа Бендера — «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», а также путевые очерки сборника «Одноэтажная Америка». Рассмотрим эти произведения подробнее.
«Двенадцать стульев»
Роман «Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова стал их первой работой. Написан он был по идее Валентина Катаева, старшего брата Петрова, которую писатели развили в полноценный авантюрный роман.
Сюжет основан на поисках бриллиантов, которые спрятаны в одном из стульев мадам Петуховой. Несмотря на авантюрность сюжета, многие критики утверждали, что в романе дается глобальный образ текущей эпохи. Именно этот роман подарил нам ставшего легендарным Остапа Бендера, а также Кису Воробьянинова.
Общество и критика встретили роман сдержанно. В 1948 году вместе с «Золотым теленком» роман был запрещен к печати.
«Золотой теленок»
Роман Евгения Петрова и Ильи Ильфа «Золотой теленок» написан в жанре плутовского романа с элементами социальной сатиры. Рассказывает о жизни комбинатора Бендера на фоне 1930-х годов – о том, что произошло с ним после событий, описанных в «Двенадцати стульях». Был опубликован в журнале «30 дней».
Реакция все также была неоднозначной. Основная полемика развернулась вокруг Остапа Бендера. Кто-то говорил, что он слишком обаятелен для главного героя, кто-то увидел в нем карикатуру на русского интеллигента.
С мая 1931 года публиковался в парижском издании журнала «Сатирикон». Первая полноценная книга вышла в 1932 году в США. На русском языке впервые появилось в 1933 году.
Остап Бендер, представляясь сыном лейтенант Шмидта, пытается выудить деньги у председателя исполкома города Арбатова. Там он знакомится с местным «комбинатором» Шурой Балагановым, смелым, но недалеким молодым человеком, и евреем Паниковским, жуликом и плутом, талантливо находящим себе приключения. Вместе они отправляются в Черноморск, чтобы ограбить настоящего советского миллионера – бухгалтера Александра Ивановича Корейко. Добраться до Черноморска им помогает первый таксист в Арбатове – честнейший Адам Козлевич, влюбленный в свою машину «Антилопу Гну», который волей случая становится члeном их пестрой компании.
«Одноэтажная Америка»
Книга представляет собой путевой очерк о поездке Ильфа и Петрова по Соединенным штатам Америки, куда они отправились в 1935 году как корреспонденты газеты «Правда». В Америке они прожили три с половиной месяца.
Некоторые очерки были написаны еще во время путешествия и опубликованы в «Правде» с незначительными сокращениями. Первые заметки были опубликованы в 1936 году в журнале «Огонек». Сопровождали текст американские фотографии Ильи Ильфа. Вся книга была написана за лето 1936 года. Была опубликована в журнале «Знамя», вышла в «Роман-газете» и «Советском писателе».
Читатели следили за приключениями авторов и супружеской американской пары Адамс, которые сопровождали русских от Атлантики до Тихого океана и обратно. Книга подробно раскрывает быт американцев в тридцатые годы. На ее страницах читатели знакомятся с американскими знаменитостями – Генри Фордом, Джозефом Стеффенсом, Эрнестом Хемингуэем и другими. Ильф и Петров описывают все города, встречающиеся на их пути, в том числе столицу США Вашингтон и такие крупные города, как Нью-Йорк, Сан-Франциско, Чикаго, Лос-Анджелес и другие. Особенно интересно описание голливудского кинопроизводства. Авторы рассказывают о жизни коренных индейцев, мексиканцев, встречаются с русскими эмигрантами. Книга может считаться энциклопедией американского быта для русского человека. Из нее можно узнать о национальных видах спорта (родео, коррида, реслинг, американский футбол), достопримечательностях США, достижениях американских ученых (электрическая лампочка, фонограф, конвейер). Одно из достоинств книг – восхитительные пейзажи Америки: прерии, горы, пустыни, национальные парки.
Описанная картина быта США очень объективна. В книге нет никакой идеологии, но критикуется стандартизация жизни, интеллектуальная пассивность, доверчивость. Зато Ильф и Петров хвалят американский сервис, дороги, умение работать и четко организовывать как быт, так и производство.
Экранизации
Книги Ильфа и Петрова были настолько популярны, что кинематограф не обошел их стороной. По мотивам их произведений снято большое количество кинолент. Фильмы по книгам Ильи Ильфа и Евгения Петрова пользуются большой популярностью. Мировые кинематографисты обращаются к сюжетам сатириков до сих пор!
«Двенадцать стульев» Ильи Ильфа и Евгения Петрова — историю похождений Остапа Бендера — экранизировали более 20 раз. Зарубежные кинематографисты адаптировали роман под местные реалии, меняли имена героев и сюжет. Немцы сняли «13 стульев», в Италии вышли фильмы «Не в стульях счастье», «Один из тринадцати», в Англии – «Пожалуйста, сидите», а в Швеции вышли «Семь черных бюcтгальтеров». В 1971 году вышел двухсерийный фильм Леонида Гайдая, который имел оглушительный успех. В 1976 году Остапа Бендера сыграл Андрей Миронов. Фильм Марка Захарова состоял из большого количества музыкальных сцен, которые стали очень популярны в народе.
Вторую часть, «Золотого теленка», экранизировали только у нас. Первым взялся за роман режиссер Ге opгий Данелия. В 1958 году вышел короткометражный фильм «Васисуалий Лоханкин», в котором была показана только одна сцена романа. Самой популярной стала экранизация Михаила Швейцера. В главной роли снялся Сергeй Юрский, вместе с ним на площадке работали Леонид Куравлев, Зиновий Гердт, Евгений Евстигнеев. В 1993 году Игорь Толстунов адаптировал роман под современные реалии и снял фильм «Мечты идиота». Бендер стал немолодым лысым мачо, Шура Балаганов – гопником, Паниковский – мелким интеллигентом. Совсем недавно вышел сериал «Золотой теленок», где сыграли Олег Меньшиков, Михаил Ефремов, Федор Добронравов.
Биография Ильи Ильфа и Евгения Петрова
Ильф и Петров — советские писатели-соавторы Илья Ильф (настоящее имя — Иехиел-Лейб бен Арье Файнзильберг; 1897—1937) и Евгений Петров (настоящее имя — Евгений Петрович Катаев; 1902—1942). Уроженцы города Одесса.
Двух талантливых авторов-юмористов, в соавторстве написавших романы-бестселлеры «Двенадцать стульев» и «Золотой теленок», трудно разделить, как сиамских близнецов. Ильф и Петров, десятилетие творившие вместе, даже порознь писали так, что ценители их творчества не отличали, перу которого из них принадлежат главы повести «Одноэтажная Америка».
Но у каждого из писателей – своя жизнь. Впрочем, и в биографиях двух кумиров есть сходство: оба прожили яркие, но короткие жизни, в которых нашлось место голоду, войне, преданной дружбе, славе, гонениям и трагической кончине.
Илья Ильф (псевдоним; настоящие имя и фамилия Илья Арнольдович Файнзильберг) родился 15 октября (3 октября по старому стилю) 1897 года в Одессе, в семье банковского служащего.
Иехиел-Лейб – третий их четырех наследников Арье и Миндль Файнзильбергов. Глава семьи, скромный служащий Сибирского торгового банка, мечтал дать сыновьям приличное образование. Старшего отпрыска Саула видел бухгалтером, но тот после учебы в коммерческом училище назвался Сандро Фазини и стал художником-кубистом (позже переехал во Францию, погиб в Освенциме).
Второй сын – Мойше-Арон – окончил училище с отличием, но повторил опыт брата и тоже ушел в искусство, подписывая полотна творческим псевдонимом Ми-Фа.
Читайте также Александр числов - биография знаменитости, личная жизнь, детиГорький опыт и напрасно потраченные деньги подсказали Арье не вкладывать сбережения в обучение третьего сына в дорогом коммерческом училище. Иехиэль-Лейб стал студентом ремесленного училища, где не было «лишних» (по мнению старого Арье) предметов, таких как рисование. Отец не знал, что на уроках мальчик прятал под партой книги Редьярда Киплинга, Роберта Стивенсона и Антона Чехова, которые тайком читал.
В 1913 году окончил техническую школу. 16-летний юноша получил образование и порадовал отца: прошел путь от токаря до мастера кукольной мастерской, а в 1919 году сел за бухгалтерские отчеты в финансовом отделе губернской продкомиссии, ведавшей снабжением Красной армии. Позже опыт работы в продкомиссии Илья Ильф использует, описывая события в конторе «Геркулес» в «Золотом теленке».
Хрустальные мечты отца разбились, когда 23-летний Иехиел бросил службу, объявив о вступлении в одесский «Коллектив поэтов». Теперь третий отпрыск звался Илья Ильф, соединив в фамилии псевдонима первые буквы «старого» труднопроизносимого имени.
Забегая наперед, скажем, что оправдал надежды отца четвертый сын: оставив родную фамилию, стал топографом. К радости Арье, искусство не заинтересовало Беньямина. В 1919-ом объявили мобилизацию. Илья Ильф прибыл на сборный пункт с романом Анатоля Франса под мышкой.
После войны будущий романист вернулся в Одессу, сделал первые шаги в журналистике и стал члeном Союза поэтов.
После подведения баланса выяснилось, что перевес оказался на литературной, а не бухгалтерской деятельности, и в 1923 году И. Ильф приехал в Москву: в Одессе литературная жизнь окончательно заглохла. С первой работой помог Валентин Катаев: став именитым литератором, он устроил коллегу по одесскому поэтическому сообществу в газету «Гудок».
Илью Ильфа взяли правщиком никем не читаемой 4-ой полосы, поручив обработку писем рабкоров. В первые недели работы правщик превратил полосу в самую популярную, наполнив едкими фельетонами на злобу дня. Под рабкоровскими заметками, превращенными в фельетоны, стояли подписи авторов, но, обработанные Ильфом, узнавались мгновенно по афористичности и тонкому сарказму.
Евгений Петров (псевдоним; настоящие имя и фамилия Евгений Петрович Катаев) родился 13 декабря (30 ноября по старому стилю) 1902 года в Одессе, в семье учителя истории.
Когда люди, не знакомые с творчеством и жизнью Евгения, читают его автобиографию, у них складывается впечатление, что творец жил не в реальном, а идеальном Советском Союзе. Был свободным, писал, что хотел, путешествовал по всему миру и чудесным образом избежал ареста и репрессий во времена, когда сажали всех вокруг.
Правда, если копнуть глубже, выясняется, что реальная жизнь журналиста отличалась от официальной биографии. Известно, что на протяжении пары лет никто точно не знал подлинную дату рождения Евгения, поэтому во всех энциклопедиях указывался октябрь 1903 года. Только когда в 60-х годах сотрудники одесского архива отыскали метрическую книгу, в которой была записана дата рождения и крещения, все встало на свои места.
Отец писателя — Петр Васильевич Катаев — работал преподавателем в епархиальном и юнкерском одесских училищах. Мать Евгения — украинка из Полтавы, умерла от воспаления легких через пару месяцев после рождения второго сына (у писателя был старший брат Валентин).
Известно, что у Катаевых была обширная семейная библиотека, но классическая литература не привлекала Евгения. Любознательный парень зачитывался книгами Густава Эмара, Роберта Льюиса Стивенсона и Джека Лондона.
В 1920 году Евгений окончил 5-ю одесскую классическую гимназию, в которой его одноклассником и лучшим другом был Александр Козачинский (мальчики даже принесли клятву братской верности: надрезали кусочком стекла пальцы и смешали кровь). Затем будущий публицист на протяжении пары месяцев работал корреспондентом Украинского телеграфного агентства, а после в течение трех лет — инспектором уголовного розыска в Одессе. Первым его литературным произведением был протокол осмотра трупа неизвестного мужчины.
Мало кто знает, но 1922 году во время погони с перестрелкой Катаев лично задержал своего друга Козачинского, возглавлявшего банду налетчиков. Впоследствии писатель добился пересмотра его уголовного дела. В итоге Александра не расстреляли, а отправили в лагерь.
Эта история позднее легла в основу приключенческой повести «Зеленый фургон», прототипом главного героя которой — Володи Патрикеева – стал Петров. Также по произведению в 1959 и 1983 годах были сняты одноименные фильмы.
Через три года Катаев переехал в Москву. Там юноша занялся самообразованием и журналистикой. Уже в 1924-ом в сатирическом журнале «Красный перец» появились первые фельетоны и рассказы под псевдонимом Петров. За период своей литературной карьеры сатирик использовал другие псевдонимы. Делалось это, потому что писатель не хотел, чтобы его произведения приписывали брату.
До начала сотрудничества с Ильей Ильфом Евгений Петров опубликовал более полусотни юмористических и сатирических рассказов в различных периодических изданиях и выпустил три самостоятельных сборника.
Знакомство будущих соавторов произошло в 1925 году, и с 1926 года началась их совместная работа, на первых порах состоявшая в сочинении тем для рисунков и фельетонов в журнале «Смехач» и обработке материалов для газеты «Гудок».
В 1928-ом Ильфа уволили из «Гудка» по сокращению штата. За ним ушел и Петров. Журналистов приютил юмористический еженедельник «Чудак», в котором Илья Ильф вел отдел литературных рецензий. Соавторы делали совместные рецензии на кинокартины и театральные спектакли, ставя общий творческий псевдоним «Дон Бузилио». Еще один псевдоним Ильфа и Петрова – Ф. Толстоевский.
Роман «12 стульев» литераторы начали писать в 1927 году. Отправной точкой стала идея Валентина Катаева, предложившего Ильфу и младшему на 6 лет Петрову поработать на него «литературными paбами». Мэтр подкинул авторам авантюрный сюжет, предложив подумать над развитием событий вокруг «спрятанных в стуле сокровищ». Роман был опубликованн в 1928 в журнале «30 дней» и в том же году вышел отдельной книгой, принесши авторам славу. Он примечателен множеством блестящих по выполнению сатирических эпизодов, хаpaктеристик и подробностей, явившихся результатом злободневных жизненных наблюдений.
В том же году любители юмористического жанра получили от романистов еще один приятный сюрприз – сатирическую повесть, вышедшую под названием «Светлая личность». В следующем 1929 году опубликовали гротескные новеллы, объединенные в цикл «Необыкновенные истории из жизни города Колоколамска» и сборник новелл «1001 день, или Новая Шахерезада».
В 1931 году Илья Ильф с соавтором подарил читателям новый шедевр – продолжение романа о Комбинаторе, который назвали «Золотой теленок», история дальнейших похождений героя «Двенадцати стульев» Остапа Бендера. Роман напечатали в журнале «30 дней», книга появилась спустя 2 года.
Перу Ильи Ильфа и его соратника принадлежат десятки рассказов, фельетонов и очерков. По их комедии поставлена мелодрама «Под куполом цирка», снятая режиссером Григорием Александровым и вышедшая в 1936 году под названием «Цирк». В главной роли фильма блистала Любовь Орлова, но Ильф и Петров потребовали убрать их фамилии с титров: сценарий подвергся изменениям, которые авторы не одобрили.
В 1932—1937 годах Ильф и Петров писали фельетоны для газет «Правда», «Литературная газета» и журнала «Крокодил». В 1935—1936 годы они совершили путешествие по США, результатом которого явилась книга «Одноэтажная Америка». Она вышла в 1936 году и стала первым совместным сочинением, написанным литераторами порознь. Ильф и Петров из-за болезни Ильи Арнольдовича писали главы, не встречаясь, но за 10 лет совместного труда у них выработался единый стиль.
Творческое сотрудничество писателей прервала cмepть Ильфа в Москве 13 апреля 1937 года. После поездки по Америке в открытой машине у Ильи Ильфа обострилась болезнь: туберкулез, диагностированный в 1920-х, открылся и перешел в острую форму. Боль в гpyди романист почувствовал в Новом Орлеане. Закашлявшись, увидел кровь на платке.
После возвращения из Америки Илья Ильф прожил еще 2 года. Но жить в столице не мог – задыхался. Поселился на даче в Красково, где писал главы «Одноэтажной Москвы», гулял по сосновому лесу.
Илья Ильф подарил читателям замечательные, изданные после его cмepти, «Записные книжки» – дневник, состоящий из сотен афоризмов, очерков, наблюдений, смешных фраз и горестных размышлений, записанных за 12 лет. «Записные книжки» увидели свет после основательного сокращения и цензуры, но и в сокращенном виде афоризмы Ильфа стали крылатыми.
Петров после cмepти соавтора написал ряд киносценариев (совместно с Ге opгием Мунблитом), «Музыкальная история» (1940 год), «Антон Иванович сердится» (1941 год), пьесу «Остров мира» (опубликована в 1947), «Фронтовой дневник» (1942). В 1940 он вступил в Коммунистическую партию и с первых дней войны стал военным корреспондентом «Правды» и «Информбюро». Он писал для советских печатных изданий и по работе, часто подолгу, бывал на фронте. Однажды писатель вернулся из-под Малоярославца контуженный взрывной волной.
Несмотря на то, что публицист пpaктически не разговаривал, он как мог скрывал свое состояние от коллег и родных. Известно, что как только ему стало немного легче, журналист сразу же взялся писать о боях за Малоярославец.
Самостоятельно Катаев написал сценарии к фильмам «Тиха украинская ночь» и «Воздушный извозчик». Также известно, что писатель работал над сценарием фильма «Цирк», но в итоге потребовал не указывать свою фамилию в титрах.
Петров пережил своего друга Илью на пять лет. После кончины Ильфа cмepть в буквальном смысле ходила за Евгением по пятам. Однажды писатель в гимназической лаборатории наглотался сероводорода, и его едва откачали на свежем воздухе. Затем в Милане публициста сбил велосипедист, и он чуть не попал под колеса проезжающей мимо машины.
Во время финской войны снаряд попал в угол дома, в котором автор рассказа «Блудный папа» ночевал. Под Москвой журналист попал под минометный огонь немцев и едва уцелел. В тот же год сценаристу прищемило пальцы дверью фронтовой «эмки». Случилось это, когда на писателя налетела немецкая авиация, и ему необходимо было в срочном порядке покинуть машину и бежать в кювет.
Погиб творец в годы Великой Отечественной войны. Когда второго июля 1942 года Евгений возвращался самолетом в Москву, пилот, уходя от бомбардировки, снизил высоту полета и врезался в курган. Из нескольких человек, находившихся на борту, погиб только Петров, которому на тот момент было 38 лет.
Останки писателя похоронили в Ростовской области в селе Маньково-Калитвенское.
Собрание сочинений Ильи Ильфа и Евгения Петрова в пяти томах было повторно (после 1939 года) издано в 1961 году Госиздательством художественной литературы. Во вступительной статье к этому собранию сочинений Д. И. Заславский писал: «Судьба литературного содружества Ильфа и Петрова необычна. Она трогает и волнует. Они работали вместе недолго, всего десять лет, но в истории советской литературы оставили глубокий, неизгладимый след. Память о них не меркнет, и любовь читателей к их книгам не слабеет. Широкой известностью пользуются романы „Двенадцать стульев“ и „Золотой телёнок“».