Биографии    


Донателло — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Донателло — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Донателло

Биография

Донателло (полное имя Донато ди Никколо ди Бетто Барди) – итальянский скульптор эпохи Возрождения, представитель флорентийской школы. Годы жизни — 1386-1466.

Донателло, как принято называть великого художника и скульптора эпохи флорентийского Возрождения, родился в окрестностях Флоренции в 1386 году. Его отец, богатый чесальщик шерсти Никколо ди Бетто Барди, мог бы дать сыну образование. Но глава семейства скончался, когда пареньку не было еще и пятнадцати лет.

Портрет Донателло

Сначала Донателло, вынужденный заpaбатывать на жизнь собственным трудом, поступил в обучение к ювелиру и работал подмастерьем в небольшом городке в пригороде Флоренции. Начиная с 1403 года в течение четырех лет будущий великий скульптор трудился в литейной мастерской Биччи ди Лоренцо, освоив технику бронзового литья, чем и положил начало своей блестящей биографии.

Плату за обучение юноши внес богатый покровитель и меценат, флорентийский банкир Мартелли, увлекающийся высоким искусством. Учителем Донателло и его ровесника Филиппо Брунеллески, впоследствии ставшего известным архитектором, стал Лоренцо Гиберти. Эти двое так и остались лучшими друзьями ваятеля на всю жизнь, а пути их не раз пересекались после окончания учебы.

Творчество

В 1404 году оба начинающих скульптора, Брунеллески и Донателло, отправились в Рим для завершения обучения. Вскоре после возвращения во Флоренцию юный скульптор создает свои первые произведения — горельеф, изображающий Благовещение, и первую статую Давида из мрамора. В этой скульптуре еще сильны отголоски готических традиций, но она ценна тем, что считается первой достоверной работой ваятеля, дошедшей до наших дней.

Статуя Донателло «Мраморный Давид» и барельеф «Благовещение»

В последующие годы скульптор работает над заказами города, создавая скульптуры и барельефы для различных общественных зданий и религиозных сооружений. Так, для фасада церкви Орсанмикеле, выстроенной на пожертвования прихожан в знак благодарности за избавление от чумы, Донателло создал скульптурные изображения сидящего Иоанна Евангелиста и стоящего святого Марка.

В 1415-1416 годах скульптор работал над статуей святого Ге opгия, предназначенной для того же собора. В фигуре Ге opгия-Победоносца уже отчетливо прослеживаются отчетливые черты реализма, изящные пропорции фигуры, явное воспевание красоты человеческого тела в горделивой осанке, сияющем отвагой лице юноши. Эти особенности творчества Донателло связаны с его увлеченностью античным искусством и мастерством древнегреческих и древнеримских мастеров.

Статуя Донателло «Святой Ге opгий»

Традиционно Ге opгия было принято изображать на коне, с копьем в руках, чаще всего в момент, когда отважный воин пронзает дpaкона или змея, с которым тот сражался. У Донателло молодой и прекрасный святой запечатлен в момент спокойствия и осознания собственной победы, он, стоя, опирается на щит и уверенно смотрит вперед.

В период с 1416 по 1432 годы ваятель работал над заказами города, создавая одну за другой статуи пророков. В ранних работах мастера еще отчетливо прослеживаются позднеготические традиции: статичность фигур, плотные складки одежды, скрывающие тела, типичные, невыразительные черты лиц.

Статуи Донателло «Пророки»

С каждой последующей статуей Донателло все больше приближается к реализму античности и позднего Возрождения, сквозь мрамор словно проступают реально существовавшие люди, а не библейские легенды и канонические типажи. Уже в чертах святого Ге opгия проскальзывает портретность, индивидуальность, а дальнейшие работы становятся еще пластичнее, фигуры и позы – естественнее, складки одежды облегают тела, вторя их изгибам и движениям.

Следующим шедевром Донателло стало надгробие для гробницы папы Иоанна XXIII. В сотрудничестве с архитектором Бартоломмео ди Микелоццо он создал своего рода образец для дальнейшего оформления захоронений ведущих католических священнослужителей. Резцу Донателло принадлежит лежащая фигура папы, а над гробницей работал Микелоццо.

Надгробие для гробницы папы Иоанна XXIII, созданное Донателло

В 1420 году художник вернулся к технике бронзового литья, отлично усвоенной им еще в годы ученичества. С 1422 по 1429 год Донателло создал несколько бронзовых шедевров, положивших начало целому течению в скульпторе эпохи Возрождения. Он работал над крупными статуями и мелкими фигурками, в том числе и для баптистерия в Сиенне.

Вершиной творчества Донателло в технике бронзового литья считается отлитая им в 1430-1432 годах вторая статуя Давида. Победитель Голиафа изображен в расцвете молодости и славы. Юноша в пастушеской шапке, полностью обнаженный, стоит, поставив ногу на голову поверженного великана. Революционность шедевра Донателло заключается в том, что Давид стал первым свободно стоящим изображением обнаженной натуры, рассчитанным на круговой осмотр, со времен античности.

Некогда Давид стоял на колонне во дворе Палаццо Медичи во Флоренции, затем, после свержения Медичи, был перенесен во двор Синьории. Шедевр Донателло стал своего рода символом борьбы Флоренции за независимость, а сегодня его можно увидеть в музее Барджелло.

Бронзовая статуя Донателло «Давид»

Помимо статуй скульптор работал и с барельефами, коренным образом изменив существующие традиции и техники. Стремясь придать изображением реалистичность, Донателло тщательно вытачивал фигуры переднего плана, придавая им объем и пластичность, фоновые персонажи делал графичными, «сплющенными». Придание глубины живописным рельефам мастер реализовывал с помощью архитектурного приема, сводя линии в одну точку на «горизонте».

В 1432-1433 годах Донателло вновь предпринял путешествие в Рим, где встретился со своим другом, римлянином Брунеллески, и вплотную занялся изучением античных шедевров зодчества и скульптуры. Итогом стали последующие работы мастера, в которых проявилась классика античности, выраженная в простых линиях, реалистичных фигурах, портретных, ясных лицах с четкими индивидуальными чертами.

Личная жизнь

О личной жизни мастера пpaктически ничего не известно, зато историки сохранили подробности творческой биографии Донателло, считающегося родоначальником традиций Возрождения в скульптуре.

Мастерство зрелого флорентийца проявилось в созданных им в 40-х годах рельефах «Видение Иоанна на острове Патмос», «Воскрешение Друзианы», «Освобождение из котла с кипящим маслом» и «Вознесение на небо».

Рельеф Донателло «Вознесение на небо»

В композициях вместо спокойствия и статики появилось движение, драматизм, обострение психологических хаpaктеристик персонажей и глубина образов.

В 1443 году Донателло уехал в Падую, где спустя четыре года отлил конную статую Эразмо де Нарни, венецианского кондотьера по прозвищу Гаттамелата. Всадник и конь, стоящие на пересечении улиц, объединены в стройную композицию, подчеркнутую диагональю, образованной мечом и жезлом рыцаря.

Статуя Донателло «Эразмо де Нарни»

По возвращении из Падуи, где из-под резца мастера вышли еще несколько чудесных рельефов и церковный алтарь, Донателло работал уже не столь много и продуктивно. Начиная с 1453 года он проживал в родной Флоренции и, по-видимому, тяжело болел. Мысли о cмepти, болезни, страданиях, тщете земного существования отражены в работах мастера позднего периода.

Смерть

Некоторые искусствоведы называют последний период творчества Донателло упадочным, возвращением к готическим традициям и говорят о преобладании духовной экспрессии, надлома, трагизма в ущерб реалистичности классической скульптуры.

Статуя Донателло «Мария Магдалина»

В череде последних работ ваятеля выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн», созданная около 1456 года и полная драматического надрыва деревянная статуя Марии Магдалины. Святую всегда изображали молодой, в обществе Иисуса Христа, скорбящей о его кончине либо радующейся Вознесению Господню. Донателло создал образ Марии в преклонных годах, показав ее уставшей, изможденной. Магдалина — исстрадавшаяся женщина, аскетичная отшельница, исхудалая, истончившаяся, с запавшими глазами и горестным выражением лица.

Скончался великий скульптор в 1466 году, оставив потомкам немало великолепных шедевров.

Донателло

Донателло, полное имя – Донато ди Никколо ди Бетто Барди (ок. 1386-1466) – итальянский скульптор эпохи Возрождения, родоначальник индивидуализированного скульптурного портрета.

В биографии Донателло есть много интересных фактов, о которых мы расскажем в данной статье.

Читайте также  Ванессы мэй - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Итак, перед вами краткая биография Донато ди Никколо ди Бетто Барди.

Биография Донателло

Донателло появился на свет ок. 1386 года во Флоренции. Он рос и воспитывался в семье состоятельного чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди. Когда будущему скульптору было около 14 лет не стало его отца.

В результате, Донателло пришлось самостоятельно содержать себя. В данный период биографии он начал обучаться в мастерской художника и скульптора Биччи ди Лоренцо. Стоит отметить, что юноше покровительствовал богатый банкир Мартелли.

Под предводительством Лоренцо Донателло овладел техникой бронзового литья. В 1404 г. он отправился в Рим, чтобы окончить свое художественное образование. Здесь его наставником был Лоренцо Гиберти. В числе первых работ парня был горельеф изображающий Благовещение.

К слову, под горельефом следует подразумевать разновидность скульптурного выпуклого рельефа, где изображение выступает над плоскостью фона более чем на половину объема изображаемых частей.

Творчество

В последующие годы биографии Донателло продолжал совершенствовать свою технику, находясь в поисках новых скульптурных решений. Вскоре он стал брать заказы от городских властей, на создание барельефов и скульптур, предназначенных для разных административных и религиозных зданий.

В 1415-1416 гг. мастер трудился над скульптурой святого Ге opгия-Победоносца, предназначенной для церкви Орсанмикеле. Как правило, данного персонажа изображали на коне и с копьем, которым он пронзал дpaкона.

«Ге opгий-Победоносец»

Однако Донателло показал Ге opгия в другом образе, которому были присущи черты реализма. Статуя имела изящные пропорции тела, которые наглядно демонстрировали красоту мужского силуэта. Его Ге opгий-Победоносец, опирающийся на щит и смотрящий в даль, был молод, привлекателен, спокоен и уверен в собственном превосходстве.

В период биографии 1416-1432 гг. скульптор продолжал брать заказы от местных властей на создание статуй библейских святых. В его ранних работах прослеживались позднеготические веяния, однако позже он стал все чаще прибегать к реализму античности и позднего Возрождения.

Мраморные скульптуры Донателло стали все больше похожи на реальных людей. Им были присущи портретность, пластика, природная грация и индивидуальность. В скором времени он совместно с архитектором Бартоломмео ди Микелоццо начал создавать надгробие для гробницы папы Иоанна XXIII.

В результате, Донателло и Микелоццо создали образец оформления подобных памятников, которого в дальнейшем придерживались другие мастера. Стоит заметить, что Донателло стал автором лежащей фигура Иоанна XXIII, тогда как над гробницей трудился Микелоццо.

В 1420-е годы Донателло нередко обращался к технике бронзового литья, представив несколько шедевров, положивших начало целому направлению в скульпторе в период Возрождения. Пиком его творчества в данном виде техники считается отлитая им в 1430-1432 гг. вторая статуя Давида.

Давид, одержавший победу над Голиафом, был представлен Донателло в обнаженном виде. Одна его нога стояла на земле, а вторая на голове побежденного великана. Ключевая особенность этой работы состояла в том, что статуя Давида была рассчитана для кругового обзора, чего не было со времен античного мира.

В середине 1440-х годов Донателло обосновался в Падуе. Здесь он продолжал создавать скульптурные портреты, конные статуи и барельефы для соборов. Падуанский период считается пиком расцвета в авторском творчестве мастера.

«Статуя Давида»

Отдельного внимания заслуживают портретные бюcты Донателло, который буквально воскресил этот скульптурный жанр. Ему удавалось крайне точно изображать настроения и хаpaктер своих персонажей. Помимо этого, он умел с поразительным умением передавать духовную сторону своих героев.

Пытаясь придать изображениям реалистичность, Донателло уделял большое внимание объему и детализации переднего плана. Придание глубины своим работам он осуществлял посредством архитектурного приема, объединяя линии в единую точку на «горизонте».

Среди последних произведений Донателло выделяются бронзовая группа «Юдифь и Олоферн» (1456) и статуя Марии Магдалины, которая была представлена им в образе пожилой и изможденной женщины, с запавшими глазами и грустным лицом.

Личная жизнь

О личной биографии Донателло фактически ничего не известно. Возможно он был настолько поглощен работой, что не видел себя в качестве семейного человека.

Смерть

Начиная с 1453 г. скульптор проживал в родной Флоренции и, очевидно, серьезно болел. Тем не менее, он трудился до конца своих дней. Донателло умер в 1466 году и был похоронен с большими почестями.

Фото Донателло

Статуя Донателло «Мария Магдалина» Надгробие для гробницы папы Иоанна XXIII, созданное Донателло

Донателло Биография

Итальянский скульптор Донателло был величайшим флорентийским скульптором до Микеланджело (1475 — 1564) и был самым влиятельным индивидуальным художником 15-го века в Италии.

Синопсис

Родившийся во Флоренции, Италия, около 1386 года, скульптор Донателло рано обучался у известных скульпторов и быстро изучал готический стиль. До того, как ему исполнилось 20 лет, он получал комиссионные за свою работу. За свою карьеру он разработал стиль реалистичных, высоко эмоциональных скульптур и репутацию, уступающую только Микеланджело.

Ранняя жизнь

Донателло, ранний итальянский скульптор эпохи Возрождения, родился Донато ди Никколо ди Бетто Барди во Флоренции, Италия, где-то в 1386 году. Его друзья и семья дали ему прозвище & # x201C; Donatello. & # x201D; Он был сыном Никколо ди Бетто Барди, члeна Флорентийской гильдии шерстяных комбайнов. Это дало молодому Донателло статус сына ремесленника и поставило его на путь трудовой деятельности.Донателло получил образование в доме Мартеллиса, богатой и влиятельной флорентийской семьи банкиров и меценатов, тесно связанных с семьей Медичи. Именно здесь Донателло, вероятно, впервые получил художественное образование у местного ювелира. Он изучал металлургию и изготовление металлов и других веществ. В 1403 году он стал учеником флорентийского металлиста и скульптора Лоренцо Гиберти. Несколько лет спустя Гиберти было поручено создать бронзовые двери для баптистерия Флорентийского собора, обыграв конкурирующего художника Филиппо Брунеллески. Донателло помогал Гиберти в создании дверей собора.

Некоторые историки сообщают, что Донателло и Брунеллески завели дружбу около 1407 года и отправились в Рим, чтобы изучать классическое искусство. Подробности поездки не известны,но считается, что оба художника получили ценные знания, раскопки руин классического Рима. Этот опыт дал Донателло глубокое понимание орнамента и классических форм, важных знаний, которые в конечном итоге изменили бы облик итальянского искусства 15-го века. Его связь с Брунеллески, вероятно, повлияла на него в готическом стиле, который можно увидеть во многих ранних работах Донателло.

Ранняя работа

К 1408 году Донателло вернулся во Флоренцию в мастерских собора. В тот год он закончил мраморную скульптуру в натуральную величину, Дэвид. Фигура повторяет готический стиль, популярный в то время, с длинными изящными линиями и невыразительным лицом. Работа отражает влияние скульпторов того времени. Технически это очень хорошо выполнено,но ему не хватает эмоционального стиля и инновационной техники, которые ознаменовали бы последующую работу Донателло. Первоначально скульптура предназначалась для размещения в соборе. Однако вместо этого он был установлен в Палаццо Веккьо (ратуша) как вдохновляющий символ неповиновения власти флорентийцам, которые в то время участвовали в борьбе с неаполитанским королем.

Быстро взрослеть в своем искусстве, Донателло вскоре начал разpaбатывать собственный стиль, с фигурами гораздо более драматичными и эмоциональными. Между 1411 и 1413 годами он вылепил мраморную фигуру Святого Марка, расположенную во внешней нише церкви Орсанмикеле, которая также служила часовней мощных ремесленных и торговых гильдий Флоренции. В 1415 году Донателло завершил мраморную статую сидящего Святого Иоанна Богослова для собора во Флоренции.Обе работы демонстрируют решительный шаг от готического стиля к более классической технике.

Читайте также  Ирина лачина - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Уникальный стиль

К этому времени Донателло приобрел репутацию создателя внушительного, большего, чем -жизненные фигуры с использованием инновационных технологий и неординарных навыков Его стиль включил новую науку о перспективе, которая позволила скульптору создавать фигуры, которые занимали измеримое прострaнcтво. До этого времени европейские скульпторы использовали плоский фон, на котором были размещены фигуры. Донателло также сильно опирался на реальность для вдохновения в своих скульптурах, точно показывая страдания, радость и печаль в своих фигурах лица и положения тела.

Около 1425 года Донателло вступил в партнерские отношения с итальянским скульптором и архитектором Микелоззо, который также учился у Лоренцо Гиберти.Донателло и Микелоццо отправились в Рим, где изготовили несколько архитектурно-скульптурных гробниц, в том числе гробницу антипопеда Иоанна XXIII и гробницу кардинала Бранкаччи. Эти нововведения в погрeбaльных камерах повлияют на многие более поздние флорентийские гробницы.

Greatest Work

Донателло установил тесные и прибыльные отношения с Козимо де Медичи во Флоренции. В 1430 году выдающийся меценат поручил Донателло сделать еще одну статую Давида, на этот раз из бронзы. Вероятно, это самая известная работа Донателло. Скульптура полностью независима от любого архитектурного окружения, которое может ее поддержать. Возвышаясь чуть выше пяти футов, Давид представляет собой аллегорию гражданской добродетели, одержавшую победу над жестокостью и иррациональностью.

В 1443 годуДонателло был вызван в город Падуя семьей знаменитого наемника Эрасмо да Нарни, который умер в начале этого года. В 1450 году Донателло создал бронзовую статую под названием Гаттамелата, на которой Эразмо ехал на лошади в полном боевом костюме без шлема. Это была первая конная статуя, отлитая из бронзы со времен римлян. Скульптура создала некоторые противоречия, поскольку большинство конных статуй были зарезервированы для правителей или королей, а не просто воинов. Эта работа стала прототипом для других конных памятников, созданных в Италии и Европе в последующие столетия.

Последние годы

К 1455 году Донателло вернулся во Флоренцию и завершил сооружение статуи Магдалены, кающейся изможденной Марии Магдалины. По заказу монастыря в Санта-Мария-ди-Сестелло,Эта работа, вероятно, была призвана обеспечить утешение и вдохновение раскаявшимся пpocтитуткам в монастыре. Донателло продолжил свою работу, получая комиссионные от богатых меценатов. Его пожизненная дружба с семьей Медичи принесла ему пенсию, чтобы он мог прожить остаток своей жизни. Он умер по неизвестным причинам 13 декабря 1466 года во Флоренции и был похоронен в базилике Сан-Лоренцо, рядом с Козимо. Незавершенная работа была верно выполнена его учеником Бертольдо ди Джованни.

во Флоренции и был похоронен в базилике Сан-Лоренцо, рядом с Козимо. Незавершенная работа была верно выполнена его учеником Бертольдо ди Джованни.

Донателло: биография, творчество, лучшие скульптуры художника

Донателло (Donatello; родился в 1386 году — умер в 1466 году) — величайший итальянский скульптор XV века, выдающийся мастер изобразительного искусства эпохи Раннего Возрождения. Творческое наследие Донателло включает групповые и индивидуальные скульптурные композиции, бюcты, барельефы, надгробия и конные статуи. Наряду с классическими шедеврами гениальный ваятель также создавал глубоко реалистические скульптурные образы.

Донателло, как и подобает великому художнику, мастерски работал с различными материалами. До наших дней сохранились многочисленные произведения скульптора из бронзы, дерева и натурального камня.

Биография Донателло

Донателло (настоящее имя — Донато ди Никколо ди Бетто Барди) появился на свет во Флоренции приблизительно в 1386 году в семье зажиточного местного ремесленника — чесальщика шерсти. Точная дата рождения мастера неизвестна, не сохранилось никаких сведений и о раннем детстве будущего гения.

Азам изобразительного искусства Донателло изначально учился в мастерской Лоренцо ди Биччи (Lorenzo di Bicci), а позже у другого флорентийского художника — Лоренцо Гиберти (Lorenzo Ghiberti). Последний также обучил молодого скульптора тонкостям бронзового литья.

В 1404-1407 годах Донателло вместе со своим товарищем Филиппо Брунеллески (Filippo Brunelleschi) отправился в Рим, чтобы поближе познакомиться со скульптурными работами античных мастеров. Во время пребывания в Вечном городе друзья увлеклись археологическими раскопками.

По возвращении из Рима Донателло на первых порах продолжил трудиться в мастерской Лоренцо Гиберти и помог своему учителю закончить несколько скульптурных проектов. В 1408 году молодой художник создал свое первое самостоятельное произведение — мраморную статую Давида. В ней еще отчетливо просматриваются античные традиции скульптурного искусства.

Следующая работа молодого ваятеля — «Святой Иоанн Богослов» принесла ему широкую известность. Именно после ее создания во Флоренции заговорили о появлении нового талантливого скульптора. Донателло становится востребованным, ему поступают многочисленные заказы на художественное оформление церквей и соборов, изготовление погрeбaльных памятников и барельефов.

Первый флорентийский период творчества мастера продлился более 35 лет, а его вершиной стало создание знаменитого бронзового Давида в 1432 году. Художник изваял очень смелое для той эпохи произведение с изображением голого тела библейского героя.

В 1444 году Донателло пригласили в Падую для создания величественного памятника Гаттамелате. Этот шедевр на несколько столетий стал образцом идеальной конной скульптурной композиции. Жители Падуи не хотели отпускать назад великого мастера и постоянно предлагали ему щедрые заказы. В этом городе Донателло прожил следующие 12 лет.

В 1456 году 70-летний метр вернулся в родную Флоренцию. До глубокой старости он работал в своей мастерской, но шедевры последней декады жизни ваятеля полны скорби и трагизма.

13 декабря 1466 года, будучи в весьма преклонном возрасте, Донателло умер и был похоронен в храме Сан-Лоренцо. Фасад этой церкви и сегодня украшен многочисленными работами гениального флорентийского мастера эпохи Ренессанса.

Самые знаменитые произведения Донателло

Наиболее известные работы Донателло по праву считаются шедеврами мировой скульптуры. Большинство из них находится во Флоренции, на родине великого гения. Среди них особо выделяются:

  • «Святой Иоанн Богослов» (1411) — первая скульптура эпохи Возрождения, созданная в реалистическом стиле. Эта работа прославила молодого художника и явила миру нового гения.
  • «Давид» (1432) — гениальный шедевр мастера, его лучшее произведение по мнению большинства искусствоведов. Донателло впервые со времен античности изобразил обнаженную натуру в свободной позе.
  • «Конная статуя Гаттамелаты» (1450) — памятник, ставший на многие столетия образцом для создания скульптурных изображений властителей верхом на коне по всей Европе.
  • «Юдифь и Олоферн» (1455) — выразительная работа позднего периода творчества мастера. Гениальное воплощение женского мужества, храбрости и веры в Бога.

Донателло оставил после себя человечеству множество великолепных скульптурных работ и оказал огромное влияние на развитие мирового искусства.

Портал Very Important Lot предоставляет возможность всем желающим принять участие в аукционах и приобрести уникальные антикварные скульптуры. На сайте также можно недорого купить скульптуры современных художников напрямую у автора.

Итальянский скульптор Донателло — интересные факты из жизни

Донателло – итальянский скульптор. Полное имя – Донато ди Никколо ди Бетто Барди. Годы жизни – 1386-1466. Последователь флорентийской школы Раннего Возрождения. В своих трудах опирался на античные учения о искусстве, закладывая классическую основу в формы и виды Ренессанса. Основоположник портрета на основе скульптуры.

Рождение и семья

Будущий скульптор родился в семье чесальщика шерсти Никколо ди Бетто Барди в 1386 г. Отец рано умер. В последствии юноша стал заpaбатывать на жизнь собственным трудом – для этого он поступает в подмастерья к ювелиру в пригороде Флоренции.

Учеба

С 1403 по 1407 гг. обучался литью из бронзы у Лоренцо Гиберти. Друг мастера, архитектор Филиппо Брунеллески, оказал творческое влияние на Донателло, оставаясь другом скульптора (как и Лоренцо Гиберти).

Читайте также  Ульяна цейтлина - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В это же время ему покровительствует вельможа из Флоренции по фамилии Мартелли. Благодаря его спонсорству Донателло и Брунеллески едут в Рим, чтобы начинающий скульптор закончил обучение. Первой работой Донателло становится горельеф (разновидность рельефа скульптур, в котором часть композиции выступает над фоновой плоскостью) Благовещение и мраморная статуя Давида.

Творчество

Еще во время обучения в мастерской Гиберти Донателло отказывается от готических посылов в скульптуре и предпочитает стиль Ренессанса. Он позволял, при сохранении внешней готической составляющей, применять более мягкие черты, а также изобразить “жизнь, как деяние”. Первые произведения Донателло отличаются большим реализмом – позднее он от него отходит.

В 1410 г. молодого мастера принимают в гильдию св. Луки – как живописца, скульптора и золотых дел мастера. Созданные им статуи св. Марка (1411 г.), св. Ге opгия (1416 г.) отчетливо показывают этот переход от готики к Ренессансу. Личности, выбранные для скульптур, демонстрируют, что такое “жизнь, как деяние”.

Похожие сильные лица будут представлять скульптурный костяк Донателло. Так, в 1410-1420 гг. в коллекции скульптора появляются Мария Магдалина, пророк Иов, статуи пяти пророков, статуя Иоанна Богослова.

Все эти заказы Донателло изготавливает для городских нужд:

  • статуи пяти пророков заказали для украшения Кампанилы (колокольни Джотто) ;
  • статуя Иоанна Богослова украшала фасад флорентийского собора;
  • статуи св. Марка и св. Ге opгия находятся на фасаде здания Ор Сан Микеле.

В 1425-1427 гг. Донателло сотрудничает с архитектором Бартоломео ди Микелоццо. Они вместе создают стиль надгробного памятника папы Иоанна XXIII, который находится во Флоренции в баптистерии. Причем Донателло выполнил скульптуру папы, а барельефом занимался Микелоццо.

Надгробный памятник Иоанна XXIII стал идеальным образцом на многие годы для всех гробниц знатных людей, так как всем своим видом он раскрывал славу умершего, говорил о его достойных делах.

Помимо мраморной скульптуры Донателло не оставляет бронзовое литье. В 1422 году он выполняет заказ на изготовление бронзовой статуи св. Людовика Тулузского для ниши в Ор Сан Микеле.

В 1430 г. Донателло отливает бронзовую статую Давида. Она стала “новшеством” – в отличии от средневековых скульптур, ее можно было обойти вокруг. То есть, она не стояла ни в какой нише и не украшала фасад. Также свежим направлением было отображение наготы в этой скульптуре.

Среди прочих работ этого периода стоит отметить деревянное распятие в церкви Санта-Кроче, фигуру льва, выполненную из песчаника (символ Флоренции).

Продолжая улучшать технику рельефного изображения, Донателло использует “сплющенный рельеф” и метод “прямой перспективы”, что дает иллюзию прострaнcтва на местности, соединяя несколько зон в одной точке. В первом ряду автор ставит персонажей, выполненных более пластично. На втором плане можно увидеть более “приплюснутых”.

По этой технике воплощен:

  • “Пир Ирода”;
  • рельефное изображение для купели монастыря в Сиене;
  • “Битва Ге opгия с дpaконом”;
  • “Мадонна Пацци”;
  • “Вознесение Христа и передача ключей апостолу Петру”.

В 1433 г., находясь в Риме, Донателло и Брунеллески изучают древнеримские скульптуры, измеряют их. Это заинтересовало папу Евгения IV, который заказал у них табернакль (место для хранения предметов религиозного поклонения в католических храмах, ларец со Святыми Дарами) для Капеллы дель Сакраменто. Алтарь Кавальканти, трибуна для певцов собора во Флоренции, наружная кафедра собора в Прато, украшенная амурами – все это результаты римских открытий.

Примерно в 1440 г. мастер создает восемь медальонов, бронзовые двери для древнейшей базилики Флоренции – Сан-Лоренцо. Четыре рельефа вылеплены из стука (искусственный мрамор, высший сорт декоративной штукатурки):

  • “Видение апостола Иоанна Богослова на острове Патмос”;
  • “Воскрешение Друзианы”;
  • “Освобождение из котла с кипящим маслом”;
  • “Вознесение на небо”.

В них видны пафос, движение фигур, динамика и напряжение, что говорит о смене стиля у мастера.

В 1443 г. художник Донателло переезжает в Падую. Это третий творческий период в жизни скульптора (два предыдущих прошли в Риме и Флоренции). Здесь он изготавливает статую кондотьера Эразмо де Нарни, который восседает на коне (первый конный монумент). За образец был взята статуя императора Марка Аврелия – кондотьер одет в доспехи, восседая в седле, с жезлом полководца в руке.

Помимо конной статуи Донателло возводит алтарь в честь св. Антония Падуанского и четыре рельефа о его жизни. “Чудо с ослом”, “Чудо с говорящим младенцем”, “Чудо исцеление гневного сына”, “Чудо с сердцем скупца” – пик творчества рельефной скульптуры мастера.

Личная жизнь

О личной жизни мастера нет пpaктически никаких сведений.

Последние годы жизни

В Падуе скульптор не задерживается из-за проблем со здоровьем и отправляется во Флоренцию. Болезненное состояние сказывается и на его творчестве. Донателло начинают привлекать трагические темы.

Статуя Иоанна Крестителя, скульптура “Юдифь и Олоферн”, рельефы на темы Страстей Христовых и Воскресения – это последние работы мастера. Умер Донателло в 1466 году. После его cмepти неоконченные работы завершали ученики – Беллаго и Бертольдо. Погребен мастер в Сан-Лоренцо.

Интересные факты

  • Донателло первым начал изучать движения человеческого тела. Также первым применил “двигающуюся одежду”, т. е. в скульптуре одежда стала повторять движения персонажа. Освоил технику скульптурного портрета, заостряя внимание на духовном состоянии персонажа.
  • Способ окраски рельефов и скульптур, применяемый Донателло, лег в основу для флорентийской терpaкотовой пластики. Разработанное им искусство рельефа указало пути развития в живописи.
  • По воспоминаниям итальянского живописца Джорджо Вазари, Донателло был бессребреником. “Он был щедрым по отношению к другим, но не к себе, деньги не имели для него цены”. В его мастерской висела корзина, куда заказчики складывали деньги за выполненные заказы. Из нее ученики мастера могли взять необходимую сумму.
  • Донателло был очень привязан к родной Флоренции. Зная за мастером эту особенность, жители Падуи заваливали его заказами зная, что он берется даже за самый мелкий.
  • Бронзовый “Давид”, в свое время, находился в саду Козимо Медичи, который очень любил мастера. Для того времени статуя считалась смелой.
  • Одним из учеников Донателло был скульптор и художник Андреа Верроккьо, у которого учился гений Ренессанса – Леонардо да Винчи.
  • Горожане Флоренции настолько уважали маэстро Донателло, что на городском совете, после cмepти мастера, было решено оберегать его наследие и препятствовать вывозу из города любой скульптуры.

Ренессанс начинает свое шествие по Италии. Боги и герои Древней Греции и Древнего Рима захватывают подобающие им постаменты во дворцах и замках. Переосмысливается значение человека в этом бренном мире – он становится главной темой в искусстве. И у истоков этого шествия стоял скромный флорентийский скульптор, который не подозревал, какой прорыв в искусстве он сделает.

Скульптуры Донателло выражают спокойствие, уверенность, мужественную твердость, возвышенный героизм. Правильная пропорция, построение фигуры и впечатление, которое должна производить скульптура на предназначенном ей месте – составляющие таланта творца. А Вам интересно творчество Донателло? Есть любимое его творение? Напишите в комментариях. Поделитесь статьей в социальных сетях с друзьями.

Чем известен Донателло можно посмотреть и в подобранном видео: