Бернард Шоу — биография знаменитости, личная жизнь, дети
Бернард Шоу — биография, информация, личная жизнь
Бернард Шоу
Джордж Бернард Шоу (George Bernard Shaw). Родился 26 июля 1856 года в Дублине (Ирландия) — умер 2 ноября 1950 года в Хартфордшире (Англия). Английский драматург и романист ирландского происхождения, лауреат Нобелевской премии в области литературы и один из наиболее известных ирландских литературных деятелей. Общественный деятель (социалист-фабианец, сторонник реформы английской письменности). Один из основателей Лондонской школы экономики и политических наук. Второй (после Шекспира) по популярности драматург в английском театре.
Единственный человек, удостоенный и Нобелевской премии в области литературы (1925, «За творчество, отмеченное идеализмом и гуманизмом, за искрометную сатиру, которая часто сочетается с исключительной поэтической красотой»), и премии «Оскар» (1938, за сценарий фильма «Пигмалион»). Активный пропагандист вегетарианства.
Джордж Бернард Шоу родился в Дублине 26 июля 1856 года в семье Джорджа Шоу, торговца зерном, и Люсинды Шоу, профессиональной певицы. У него было две сестры, Люсинда Франсес, театральная певица и Элинор Агнес, умершая от туберкулёза на 21 году жизни.
Шоу посещал Wesley College в Дублине и грамматическую школу. Среднее образование получил в Дублине. В одиннадцать лет его отдали в протестантскую школу, где он был, по собственным его словам, предпоследним или последним учеником. Школу он называл самым вредным этапом своего образования: «Мне в голову не приходило готовить уроки или говорить правду этому всеобщему врагу и палачу — учителю».
Но система образования была не раз раскритикована Шоу за сосредоточение на умственном, а не духовном развитии. Особенно автор критиковал систему физического наказания в школе. В пятнадцать лет он стал клерком. У семьи не было средств для того, чтобы послать его в университет, но дядины связи помогли ему устроиться в довольно известное агентство Таунзэнда по продаже недвижимости.
Одной из обязанностей Шоу был сбор квартплаты с обитателей дублинских трущоб, и грустные впечатления этих лет впоследствии нашли воплощение в «Домах вдовца».
Он был, по всей вероятности, довольно способным клерком, хотя однообразие этой работы надоедало ему. Он научился аккуратно вести книги учета, а также писать вполне разборчивым почерком. Все написанное почерком Шоу (даже в преклонные годы) было легко и приятно читать. Это сослужило Шоу хорошую службу впоследствии, когда он стал профессиональным писателем: наборщики горя не знали с его рукописями.
Когда Шоу было 16 лет, его мать убежала из дома с любовником и дочерьми. Бернард решил остаться с отцом в Дублине. Он получил образование и поступил служащим в контору недвижимости. Этой работой он занимался несколько лет, хотя она ему не нравилась.
В 1876 году Шоу уехал к матери в Лондон. Семья встретила его очень тепло. В это время он посещал публичные библиотеки и музеи. В библиотеках начал усиленно заниматься и создал свои первые произведения, а позже вёл газетную колонку, посвящённую музыке. Однако его ранние романы не имели успеха до 1885 года, когда он стал известен как творческий критик.
В первой половине 1890-х годов работал критиком в журнале «London World», где его сменил Роберт Хиченс.
В это же время увлёкся социал-демократическими идеями и вступил в Фабианское общество, цель которого — установить социализм с помощью мирных средств. В этом обществе он встретил свою будущую жену Шарлотту Пейн-Таунсхенд, на которой он женился в 1898 году. Бернард Шоу имел связи на стороне.
Первая пьеса Бернарда Шоу была представлена в 1892 г. В конце десятилетия он стал уже известным драматургом. Он написал шестьдесят три пьесы, а также романы, критические произведения, эссе и больше чем 250 000 писем.
Шоу написал пять безуспешных романов в начале своей карьеры между 1879 и 1883 гг. Позднее они все были опубликованы.
Первый напечатанный роман Шоу был «Профессия Кашеля Байрона» (1886), написанный в 1882 году. Главный герой романа — своенравный школьник, который вместе с матерью эмигрирует в Австралию, где участвует в боях за деньги. Он возвращается в Англию на боксерский матч. Здесь он влюбляется в умную и богатую женщину Лидию Карью. Эта женщина, привлеченная животным магнетизмом, соглашается на замужество, несмотря на их разное социальное положение. Потом выясняется, что главный герой благородного происхождения и наследник большого состояния. Таким образом, он становится депутатом в Парламенте и семейная пара становится обычной буржуазной семьей.
Роман «Не социальный социалист» опубликован в 1887 году. В начале описывается школа для девочек, но затем сосредотачивается на бедном рабочем, который на самом деле скрывает свои состояния от жены. Также он активный борец за продвижение социализма. С этого момента весь роман сосредотачивается на социалистических темах.
Роман «Love Among the Artists» написан в 1881 году, опубликован в 1900 году в Соединенных Штатах и в 1914 году в Англии. В этом романе на примере викторианского общества Шоу показывает свои взгляды на искусство, романтическую любовь и бpaк.
«The Irrational Knot» — роман, написанный в 1880 году и опубликованный в 1905 году. В этом романе автор осуждает наследственный статус и настаивает на благородстве рабочих. Институт бpaка ставится под вопрос на примере благородной женщины и рабочего, который разбогател на изобретении электрического мотора. Их бpaк распадается из-за неспособности члeнов семьи найти общие интересы.
Первый роман Шоу «Immaturity», написанный в 1879 году, стал последним опубликованным романом. Он описывает жизнь и карьеру Роберта Смитта, энергичного молодого жителя Лондона. Осуждение алкоголизма — это первый посыл в книге, основанной на семейных воспоминаниях автора.
Шоу совершенно порывает с чопopной пуританской моралью, всё ещё свойственной значительной части зажиточных кругов английского общества. Он называет вещи их настоящими именами, считает возможным изображать любое житейское явление и до известной степени является последователем натурализма.
Шоу начал работать над первой пьесой «Дома вдовца» в 1885. Через некоторое время автор отказался от продолжения работы над ней и доделал её только в 1892 году. Пьеса была представлена в Лондонском Королевском Театре 9 декабря 1892 года.
В пьесе «Профессия госпожи Уоррен» (1893) молодая дeвyшка узнает, что её мать получает доходы от публичных домов, а потому покидает дом, чтобы самой заpaбатывать деньги честным трудом.
Пьесы Бернарда Шоу, как и пьесы Оскара Уайльда, включают острый юмор, исключительный для драматургов викторианской эпохи. Шоу начал реформировать театр, предлагая новые темы и приглашая публику к обдумыванию мopaльных, политических и экономических проблем. В этом он близок к драматургии Ибсена с его реалистической драмой, которую он использовал для решения социальных проблем.
Когда опыт и популярность Шоу возросла, его пьесы стали менее сосредоточены на реформах, которые он отстаивал, но их развлекательная роль не уменьшалась. Такие работы, как «Цезарь и Клеопатра» (1898), «Человек и сверхчеловек» (1903), «Майор Барбара» (1905) и «Врач перед дилеммой» (1906) показывают зрелые взгляды автора, которому было уже 50 лет.
До 1910-х Шоу был полностью сформированным драматургом. Новые работы, такие как «Первая пьеса Фанни» (1911) и «Пигмалион» (1912), были хорошо известны лондонской публике.
В наиболее популярной пьесе «Пигмалион», основанной на сюжете древнегреческого мифа, в которой скульптор просит богов, чтобы они оживили статую, Пигмалион предстает в виде профессора фонетики Хиггинса. Его Галатея — это уличная торговка цветами Элиза Дулитл. Профессор пытается исправить язык дeвyшки, которая говорит на кокни. Таким образом, дeвyшка становится похожей на благородную женщину. Этим Шоу пытается сказать, что люди отличаются только внешне.
Взгляды Шоу изменились после Первой мировой войны, которую он не одобрял. Его первой работой, написанной после войны была пьеса «Дом, где разбиваются сердца» (1919). В этой пьесе появился новый Шоу — юмор остался прежним, но его вера в гуманизм поколeбaлась.
Ранее Шоу поддерживал постепенный переход к социализму, но сейчас он видел правительство под руководством сильного человека. Для него диктаторство было очевидным. Под конец жизни его надежды также умирали. Так, в пьесе «Миллиарды Буянта» (Buoyant Billions, 1946-48), его последней пьесе, он говорит, что не стоит надеяться на массы, которые выступают, как слепая толпа и могут выбирать себе в правители таких людей, как Гитлер.
В 1921 году Шоу завершил работу над пенталогией «Назад к Мафусаилу», в которую вошли пять пьес, и которая начинается в Эдемском саду и кончается через тысячу лет в будущем. В этих пьесах утверждается, что жизнь совершенствуется с помощью попыток и ошибок. Сам Шоу считал эти пьесы шедевром, но критики были другого мнения.
После «Мафусаила» была написана пьеса «Святая Иоанна» (1923), которая считается одной из его лучших работ. Идея о написании работы о Жанне Д’Арк и её канонизации появилась в 1920 году. Пьеса получила мировую известность и приблизила автора к Нобелевской премии (1921 год).
В пьесе «Женева» (1938) автор утверждал мысль, что люди должны развивать технологию продления жизни для того, чтобы они могли развивать мудрость, которая понадобится им для самоуправления.
У Шоу есть и пьесы в психологическом жанре, иногда соприкасающиеся даже с областью мелодрамы («Кандида» и др.).
Автор создавал пьесы до конца своей жизни, но только некоторые из них стали такими же удачными, как его ранние работы. «Тележка с яблоками» (1929) стала наиболее известной пьесой в этот период. Поздние произведения, такие как «Горько, но правда», «На мели» (1933), «Миллионерша» (1935) и «Женева» (1935), не получили широкого признания публики.
С 21 по 31 июля 1931 года Бернард Шоу посетил СССР, где 29 июля у него состоялась личная встреча с Иосифом Сталиным. Помимо столицы, Шоу побывал в глубинке — коммуне им. Ленина (Ирской коммуне) Тамбовской области, считавшейся образцовой. Возвращаясь из Советского Союза, Шоу говорил: «Я уезжаю из государства надежды и возвращаюсь в наши западные страны — страны отчаяния. Для меня, старого человека, составляет глубокое утешение, сходя в могилу, знать, что мировая цивилизация будет спасена. Здесь, в России, я убедился, что новая коммунистическая система способна вывести человечество из современного кризиса и спасти его от полной анархии и гибели».
В интервью, предоставленном в Берлине по дороге на родину, Шоу дал высокую оценку Сталину как политику: «Сталин — очень приятный человек и действительно руководитель рабочего класса. Сталин — гигант, а все западные деятели — пигмеи».
А уже в Лондоне 6 сентября 1931 года в своём докладе на тему поездки драматург говорил: «В России нет парламента или другой ерунды в этом роде. Русские не так глупы, как мы; им было бы даже трудно представить, что могут быть дypaки, подобные нам. Разумеется, и государственные люди советской России имеют не только огромное мopaльное превосходство над нашими, но и значительное умственное превосходство».
Будучи социалистом по своим политическим взглядам, Бернард Шоу стал также сторонником сталинизма и «другого СССР». Так, в предисловии к своей пьесе «На мели» (1933) он подводит теоретическую базу под репрессии ОГПУ против врагов народа. В открытом письме в редакцию газеты Manchester Guardian Бернард Шоу называет появившиеся в прессе сведения о голоде в СССР (1932-1933) фальшивкой.
В письме в газету Labour Monthly Бернард Шоу также открыто выступил на стороне Сталина и Лысенко в кампании против ученых-генетиков.
В последние годы драматург жил в собственном доме и умер в 94 года от почечной недостаточности. Его тело было кремировано, а прах развеян вместе с прахом его жены.
Читайте также Джамала - биография знаменитости, личная жизнь, детиБернард Шоу
Бернард Шоу – известный ирландский драматург, романист и сценарист. Большую популярность ему принесли афоризмы, отличающиеся глубокой содержательностью и тонким юмором. В 1925 г. он был удостоен звания Нобелевской премии по литературе.
Бернард Шоу был не только известным общественным деятелем, но и одним из основателей Лондонской школы экономики и политических наук.
Также стоит заметить, что Шоу – второй (после Шекспира) по популярности драматург в английском театре.
За годы своей биографии (а прожил он 94 года), Шоу проявил себя в самых разных сферах человеческой деятельности.
Итак, перед вами краткая биография Бернарда Шоу.
Биография Бернарда Шоу
Джордж Бернард Шоу родился 26 июля 1856 г. в столице Ирландии – городе Дублине.
Его отец, Джордж Шоу, являлся торговцем зерном, а мать, Люсинда Шоу, была талантливой певицей.
Кроме Джорджа, в семье Шоу родилось еще 2 дeвoчки: Люсинда Франсес и Элинор Агнес.
Детство и юность
В детстве мальчик посещал местный колледж Уэсли, после чего его отправили учиться в протестантскую школу. В этой школе особый уклон делался на изучении Библии и прочих священных книг.
При этом учителя нередко прибегали к физическому насилию, когда ученики чего-то не понимали или баловались.
Бернард Шоу в молодости
Позже Бернард Шоу признается, что обучение в школе являлось самым «вредным этапом» в его биографии.
Когда юноше исполнилось 15 лет, родственники помогли ему устроиться клерком в агентство Таунзэнда по продаже недвижимости. Больше всего ему не нравилось собирать квартплату с бедняков, живших в трущобах.
Бернарду Шоу было больно наблюдать за тем, как несчастные полуголодные люди отдавали последние деньги, чтобы не лишиться крыши над головой.
В скором времени его мать бросила семью, забрав с собой обеих дочек, и уехала в Лондон, поскольку ей надоело ежедневно видеть пьяного супруга.
Через несколько лет Бернард Шоу тоже решил переехать к матери.
В столице Британии ему удалось устроиться на работу в одну из газет. В данный период биографии он начинает активно заниматься самообразованием, читая много книг и размышляя над философскими вопросами жизни человека.
Творчество
Оказавшись в Лондоне, Бернард Шоу стал интересоваться политикой, а также различными социальными проблемами.
Когда ему исполнилось 28 лет, он вступил в Фабианское общество, члeны которого пропагандировали социализм. Спустя какое-то время он решил попробовать себя в качестве журналиста.
Сначала Джордж Бернард Шоу был корреспондентом, после чего в течение 6 лет работал музыкальным критиком в издании «London World».
В период биографии 1879-1883 гг. ему удалось написать 5 романов. И хотя поначалу его творчество оставалось незамеченным, позже на его труды обратили внимание. После их прочтения критики положительно отозвались о Бернарде Шоу, подчеркнув его талант в области сатиры.
В то время в английских театрах в основном ставились пьесы Шекспира. В связи с этим ему захотелось попробовать себя и в качестве драматурга. В 1885 г. из-под его пера вышла первая пьеса «Дом вдовца», которая понравилась читателям.
Бернард Шоу был мастером описания разных конфликтов между героями. Кроме этого, в его произведениях персонажи чаще вели диалоги, чем производили какие-либо действия.
Одними из самых известных пьес в его биографии стали «Профессия миссис Уоррен» и «Волокита», которые были насыщены сарказмом и реальностью событий.
Джордж Бернард Шоу являлся одним из первых, кто не побоялся говорить о каких-либо пикантных или скрытых темах.
В связи с этим критики разделили его драматургические произведения на «неприятные» и «приятные» пьесы. Ему удавалось создавать как сложные, так и простые произведения, в которых всегда присутствовал юмор с элементами сарказма и иронии.
В зрелом возрасте из-под пера Бернарда Шоу вышло 4 шедевра: «Пигмалион», «Цезарь и Клеопатра», «Майор Барбара» и «Человек и сверхчеловек».
После окончания Первой мировой войны (1914-1918) Бернард Шоу представил новую пьесу «Дом, где разбиваются сердца», которая вызвала бурную реакцию в обществе.
В ней драматург открыто критиковал чиновников и всю английскую элиту, называя их главными виновниками того ужаса, который они допустили.
Некоторые биографы Бернарда Шоу утверждают, что в данном произведении можно заметить влияние на его творчество Чехова и Ибсена.
С этого времени Шоу еще больше убедился в том, что только социализм является единственно правильной формой существования государства.
Бернард Шоу и СССР
Достоверно известно, что писатель восхищался Иосифом Сталиным и считал социалистическую Россию лучшим государством в мире.
Когда Джорджу Бернарду Шоу исполнилось 75 лет, он посетил Советский Союз, и остался чрезвычайно довольным результатом поездки.
Стоит заметить, что изначально ему казалось, что порядок в стране может быть только при авторитарном режиме. Однако, когда в Германии к власти пришел Гитлер, он изменил свое мнение.
В 1923 г. в свет появилась одна из лучших пьес в биографии Бернарда Шоу – «Святая Иоанна». В ней рассказывалось о подвигах и трагической cмepти Жанны Д’Арк.
После этого им было написано еще множество произведений, по которым ставились спектакли и снимались фильмы.
Интересно что в 1974 г. в СССР состоялась премьера фильма «Миллионерша», снятая по мотивам одноименной пьесы драматурга. На съемках участвовали одни из самых известных советских актеров, в том числе и Юрий Яковлев.
Личная жизнь
В 1898 г. Джордж Бернард Шоу женился на Шарлотте Пейн-Таунзенд, которая являлась очень богатой дeвyшкой.
Однако драматурга никогда не прельщали деньги. Интересен факт, что когда в 1925 г. ему вручили Нобелевскую премию, он отказался от положенных ему денег.
Бернард Шоу с женой
В бpaке у Бернарда Шоу не было детей. Супруги прожили вместе 45 лет, вплоть до самой cмepти Шарлотты.
Смерть
С 1906 г. Бернард Шоу вместе с супругой жил в роскошном особняке в Хартфордшире. Когда же в 1943 г., в разгар Второй мировой войны из жизни ушла его любимая Шарлотта, он остался совершенно один.
Незадолго до cмepти он уже не мог самостоятельно ходить, в результате чего ему нужен был постоянный уход.
Джордж Бернард Шоу умер 2 ноября 1950 года в возрасте 94 лет.
Согласно последней воле великого писателя, его тело было кремировано, а прах развеян вместе с прахом жены.
Фото Бернарда Шоу
В конце можете посмотреть наиболее распространенные фото Бернарда Шоу.
Молодой Бернард Шоу
Бернард Шоу наблюдает за репетицией спектакля
Биография и карьера британского писателя Джорджа Бернарда Шоу
Творчество и биография Бернарда Шоу и сегодня вызывают большой интерес у любителей литературы. Писатель ирландского происхождения прожил долгую жизнь, удостоился звания Нобелевского лауреата. По его произведениям ставят спектакли и снимают фильмы почти целый век. Многие авторы по сей день берут творчество Шоу в качестве эталона для изображения действительности через призму сатиры.
Краткая биография
Джордж Бернард Шоу появился на свет двадцать шестого июля 1856 года в столице Ирландии — Дублине. Отец, Джон Шоу, был торговцем и специализировался на зерновых культурах. Однако торговля — не самый стабильный вид заработка, поэтому Джон постепенно обанкротился и начал много выпивать. Мама, Люсинда Шоу, профессионально работала певицей. Родители помимо Бернарда воспитывали ещё двух девочек:
- Люсинду Франсес.
- Элионору Агнес.
С детства мальчик начал обучаться в Уэсли — одном из колледжей города. В одиннадцать лет парень поступил в протестантскую школу. Там изучением научных трудов не занимались, а всё свободное время посвящали духовному обучению, много читали монастырскую билль. Пастыри в то время не гнушались применять физические наказания, наоборот, думали лишь о пользе силы в воспитании, поэтому постоянно наказывали ребят розгами.
Бернард ненавидел образовательную систему, с ненавистью вспоминал школьные годы. Впоследствии он говорил, что учился очень плохо, возможно, хуже всех в классе.
Мама и папа после разорения не могли платить за обучение сына в колледже, но их связи помогли занять парню хорошее рабочее место. Когда юноше исполнилось пятнадцать лет, он пошёл работать в контору по сделкам с недвижимостью и стал там клерком.
В обязанности Шоу был включён сбор платы за предоставляемое жильё с нищих жителей города. Эти воспоминания были одними из самых тяжёлых в жизни Бернарда. Он не любил собирать деньги с бедняков. Все свои переживания он впоследствии оставил на бумаге: появилась «неприятная» пьеса «Дом вдовца».
Когда Джорджу Бернарду исполнилось шестнадцать лет, его мама поругалась с мужем, забрала девочек-сестёр и отправилась в столицу Великобритании. Юноша остался с отцом, продолжив работать с недвижимостью.
Прошло четыре года. На дворе был 1876 год, и Бернард решил переехать к матери в Лондон. По приезде парень стал усиленно заниматься самообразованием, а также пошёл работать в редакцию одной из лондонских газет.
Творческая деятельность
Бернард после переезда в столицу Великобритании начал посещать музеи и библиотеки, чтобы восстановить все пробелы в знаниях. Мама в то время работала преподавателем пения, давала частные уроки. Сын же начал разбираться в сущности общественных и политических проблем, изучал труды Адама Смита и других философов.
В 1884 году Бернард осознанно вступил в Фабианское общество, которое было названо в честь Фабия — полководца Рима. Предводитель великого государства запомнился своими победами, которые он одерживал не молниеносностью и натиском, а осторожностью, медлительностью и умением выжидать. Основной идеей общества было мнение, что Великобритания должна встать на путь развития через социализм. Однако прийти страна к этому должна была плавно, без революций и кровопролития.
В те же годы Бернард побывал в Британском музее, где встретил известного писателя Арчера. Новые знакомые разговорились, и через некоторое время Шоу решил плотнее заняться журналистикой. Поначалу он пошёл на место корреспондента, не входившего в штат, потом в течение шести лет работал в качестве музыкального критика в редакции журнала London World. Затем Бернарду представилась возможность вести колонку новостей в Saturday Review, посвящённой театру.
В период работы журналистом Шоу писал романы. Но в то время их никто не хотел издавать. Только с 1879 по 1883 года из-под пера Джорджа Бернарда вышло пять произведений. Первый из них был издан лишь в 1886 году. Спустя много лет литературные критики анализировали дебютные работы автора и сделали вывод, что уже тогда на страницах был виден стиль Шоу, состоящий из особенностей:
- Кратких описаний изображаемых ситуаций.
- Наличия диалогов, полных парадоксов.
Когда Джордж занимался обзорами театра, он обратил пристальное внимание на произведения Генрика Ибсена — писателя из Норвегии. Шоу был в восторге от его творчества и даже написал работу «Квинтэссенция ибсенизма» в 1891 году, в которой сделал ударение на хаpaктеристиках произведений автора.
Важно понимать, что во времена молодости Джорджа Бернарда на сцене преобладали постановки по пьесам английского классика — Шекспира, а также небольшие весёлые и любовные произведения от других менее популярных авторов. Шоу же посчитал Ибсена первопроходцем в области европейской драматургии, возвысившим её благодаря вскрытию острых общественных конфликтов, искусно переданных через дискуссии персонажей.
Найдя вдохновение в работах Ибсена, в 1885 году Бернард взялся за написание произведение «Дом вдовца». Многие литературные критики считают, что именно с этой работы Шоу начал становиться драматургом. Тогда же появилась и новая эпоха европейской драмы, которая содержала в себе злободневные конфликтные диалоги, а не активные действия героев.
Читайте также Анастасия тарасюк - биография знаменитости, личная жизнь, детиЗатем Шоу издал пьесы под названием «Волокита» и «Профессия миссис Уоррен», которые открыли глаза надменному английскому обществу на проблемы времени. Бернард не скупился на сатирические приёмы, показывал неприкрытую правду, как и современник — Антон Павлович Чехов.
Например, центральный персонаж «Профессии миссис Уоррен» — это куртизанка, которая заpaбатывала телом на жизнь и не собиралась ничего менять. В то же время антиподом в произведении показана дочь падшей женщины. Молодая дeвyшка узнала о способе заработка родительницы, осудила её и ушла из дома, чтобы жить и трудиться честно.
В произведении Бернард проявил себя как реформатора, который начал поднимать в культурной жизни Англии проблемы политического и социального устройства страны, опять же в лучших чеховских традициях. В то же время драма реализма Шоу была полна великолепного юмора, что лишь усиливало притягательность творчества автора.
Вызвав общественный резонанс своими нелицеприятными пьесами, Шоу решил создать серию более позитивных произведений. Среди них:
- «Оружие и человек».
- «Избранник судьбы».
- «Поживем — увидим».
- «Кандида».
На рубеже двадцатого века Бернард Шоу определил для себя основные идеи и принципы жизни. В то время он создал великие литературные работы. Такие как: «Человек и сверхчеловек», «Майор Барбара», «Пигмалион», а также «Цезарь и Клеопатра».
В «Пигмалионе» автор изобразил жизнь бедной торговки цветами — Элизы Дулитл и светского льва — Хигинса. Мужчина захотел сделать из дeвyшки леди высшего света, как герой мифов Пигмалион создал Галатею из куска мрамора. В итоге Элиза преобразилась внешне, что помогло пробудить и душевные качества: доброту и простое благородство. Но шуточный спор двух мужчин из высшего света, не разглядевших внутреннюю красоту дeвyшки, стал угрозой трагедии для неё.
Следующим важным произведением писателя стала работа «Дом, где разбиваются сердца». Пьеса была написана после окончания Первой мировой войны. Бернард почти напрямую обвинял интеллигенцию Англии в разрухе и ужасе, который пережила страна из-за действий сливок общества. Писатель рьяно отрицал идею войны ради мира, а в произведении прослеживалось, что он начал терять веру в человечество. К тому же драматург пришёл к выводу: люди не смогут наладить гармонию в мире, потому как у каждой личности своё мнение, и она не откажется от него просто так.
В содержании «Дома, где разбиваются сердца» видно влияние, оказанное творчеством Ибсена и Чехова на Шоу. Драма-сатира наполнена большими и малыми преувеличениями и символизмом, похожа на произведения Оскара Уайлда.
События войны укрепили приверженность Джорджа Бернарда социалистическим идеям. До конца жизни Шоу считал, что Советский Союз Социалистических Республик — пример лучшей жизни для всего цивилизованного общества. А общественно-политическое устройство страны приводил как единственное верное и правильное. В последние годы жизни Шоу поддерживал идеи режима Сталина и даже однажды побывал в СССР в 1931 году.
Многие критики и поклонники творчества Шоу отмечали, что лучшей его работой стала пьеса «Святая Иоанна», увидевшая свет в 1923 году. Произведение посвящено жизни и подвигам известной воительницы и мученицы Жанны д’Арк. Однако последовавшие за работой драмы: «Горько, но правда», «Женева», «Миллионерша», «На мели» при жизни писателя не были оценены по достоинству. Но всё же за свой вклад в развитие английской литературы Шоу в 1925 году получил Нобелевскую премию.
Личная жизнь
Бернард Шоу познакомился со своей будущей супругой — Шарлоттой Пейн-Таунзенд в Фабианском обществе, а в 1898 году молодые люди сыграли свадьбу. Девушке досталось огромное наследство, однако Шоу не интересовался деньгами. Даже при вручении Нобелевской премии он не стал получать сумму, вместо него её принял посол. В итоге деньги были потрачены на основание фонда для переводчиков.
Шарлотта и Бернард прожили поистине долгие и счастливые сорок пять лет до самой cмepти женщины. Детей в бpaке не появилось. Конечно, иногда пара ссорилась, и Шоу даже изменял жене, но супруга прощала. Ходили слухи, что писатель был влюблён в известную актрису Стеллу Кэмпбелл и взял её образ для создания Елизабет Дулитл в «Пигмалионе».
Последние годы жизни
С 1906 по 1950 год писатель жил в Хартфордшире, где у него с женой был двухэтажный дом, окружённый зелёными насаждениями. В 1940 году не стало Стеллы — любовницы Шоу, которая отвечала ему взаимностью. А в 1943 году скончалась жена Шарлотта.
Смерть Джордж Бернард встретил, будучи прикованным к кровати, но рассудок его не помутился до последней минуты. Великий писатель скончался второго ноября 1950 года в возрасте девяноста четырёх лет. Шоу завещал кремировать себя.
Интересные факты и отзывы о писателе
Многие поклонники творчества британского писателя стараются узнать как можно больше из его жизни. Вот небольшой список фактов его биографии:
- Бернард осознанно пришёл к вегетарианству в возрасте двадцати пяти лет. Однажды он кратко сказал, что единственные животные, которых он боится — это людей.
- Правильнее произносить фамилию George Bernard Shaw как «Шо». Но в русском языке укрепилось произношение «Шоу».
- Не всем известно, но Джордж Бернард при жизни интересовался боксом. Пару раз он даже выступал на соревнованиях. Подробно об этом факте рассказывал писатель Бенни Грин в произведении «Чемпионы Шоу». Бернард дрался в средней весовой категории. Именно это спортивное увлечение стало основой в романе «Профессия Кэшеля Байрона». Книгу, кстати, восторженно встретила как публика, так и другие писатели.
Поклонники творчества Шоу весьма ёмко хаpaктеризуют персонажей и произведения в целом.
Невероятно, какие же все герои интересные. Мусорщик подходит к жизни с глубоким философским взглядом. Цветочница, которая мнит из себя больше, чем истинная аристократка. Необычный до странности учёный — в глубине души маменькин сынок. Великолепная компания.
«Пигмалион» — блестящая и чрезвычайно остроумная пьеса о Шекспире. Можно сказать о его творческом подходе к написанию работ. В нескольких местах едва пыталась сдержать хохот — не получилось.
Я бы хотела посмотреть «Дом…» на театральной сцене. От произведения, прочитанного с экрана монитора, осталось лишь ощущение половинчатости. Думаю, это как раз то, что называют «слов не хватает». Хотя слова хороши — изящность иронии постоянно перекликается с глубокими мыслями.
После гибели драматурга постановки по его произведениям продолжили ставить на сценах различных стран. Цитаты из его произведений стали крылатыми. Некоторые из книг Бернарда Шоу впоследствии были экранизированы. Например, фильм «Миллионерша» вышел в СССР в 1974 году и имел большой успех.
Бернард Шоу — личная жизнь
Личная жизнь английского писателя и драматурга Джорджа Бернарда Шоу была такой же эксцентричной и абсурдной, как некоторые его пьесы. Не каждая смогла бы жить с этим лауреатом Нобелевской премии по литературе. Но Шарлотта Пейн-Таунзенд отлично справлялась с этой ролью. Притом что начала она с ней справляться задолго до 1925 года, когда Шоу получил высшую литературную награду.
Скептический взгляд Шоу на бpaк ещё при его жизни стал легендой. На вопрос о том, почему женщины живут дольше, он отвечал: «Потому что у них нет жён». После cмepти Шарлотты он сделал несколько весьма шокирующих заявлений. Например: «Мне все говорят, что я прекрасно выгляжу. Не очень приятно думать, что причиной тому — чувство облегчения после cмepти жены, но, что поделаешь, если это так?!».
Нет и не надо
И на этом Шоу не остановился: — Если бы вам довелось на себе испытать 40 с лишним годков любви и преданности — ну, вроде как у меня, — вы бы поняли, что такое свобода. Я вкушаю её первый раз в жизни. Как-то собеседница писателя обронила: — Вам не надо было жениться. — Не надо было. Вы совершенно правы, — отвечал Шоу с чувством, хлопнув себя по коленке. И высказывание, которое отпугнёт кого угодно, помышляющего о бpaке: «Половой акт представляется мне занятием чудовищным и низким, и я не в состоянии понять, как могут уважающие себя мужчина и женщина лицезреть друг друга, проведя вместе ночь». Больше всего Шоу любил эпистолярные романы. Вот как он их хаpaктеризовал: «Лишь почта может обеспечить идеальное любовное приключение. Моя переписка с Эллен Терри (знаменитая актриса) брла вполне удавшимся романом. Я мог бы встретиться с ней в любую минуту, но мне не хотелось усложнять нашу восхитительную связь. Ей успели надоесть пять мужей, но со мной она не соскучилась». Красивые актрисы, особенно исполнявшие роли в его пьесах, были страстью драматурга. А в романах Бернард безопасно изливал те чувства, которые страшился испытывать в реальности. Бpaк с Шарлоттой Бернард Шоу оформил в 1898 году. Ему к тому времени исполнилось 43 года. Ей было на год меньше. Невеста красотой не отличалась. А жених не чувствовал влюблённости, из-за которой он не заметил бы её внешней непривлекательности.
Спасительница
За несколько лет до этого будущие супруги познакомились на заседании Фабианского общества, члeны которого ратовали за построение социализма мирным путём. Нищий литератор-неудачник Шоу теперь ещё и записался в социалисты: ему претило общественное неравенство. Приятель литератора глянул на Шарлотту и шепнул Бернарду: «У неё лицо — как плюшка». Позже на вопрос о том, как выглядела будущая жена в день знакомства, Шоу отвечал развёрнуто: «Я помню, когда мы попали на первые фабианские летние курсы, на ней был костюм мужского покроя, очень мужеподобный костюм, с белым стоячим воротничком. Я сказал — не прямо ей, но обращаясь к собравшимся, — до чего мне не по душе эта женская мода одеваться по-мужски. Это убивает женское обаяние и делает из женщины посмешище. В тот же вечер она появилась в красивом платье с глубоким вырезом. Сквозь шифон прелестно светилась кожа. В мужских нарядах я её больше не видал». Не стоит думать, что Бернард, который в душе до cмepти боялся серьёзных отношений, сразу кинулся в атаку. Ведь он сам говорил, видимо, имея в виду себя: «Женщины вообще не понимают, что за слабые, пугливые создания мужчины». Скорее всего, Шоу и в голову не пришло бы жениться, если бы у него не возникла проблема со здоровьем. Шарлотта по дружбе иногда выполняла при нем обязанности секретаря. Бесплатно, естественно: чем он мог ей платить, кроме остроумного разговора? Итак, с Шарлоттой они были знакомы в течение нескольких лет. Бернарду нравились их остроумные беседы: женщина, без сомнений, обладала ясным умом и хорошим чувством юмора. О романе он даже не помышлял: какой там роман, когда ты живёшь в нищете, твои романы не публикуют: тебе отказали десятки издательств, а твои заработки — копеечные гонорары, получаемые за статьи в периодических изданиях? Они оба были ирландцами. Он вдобавок — огненно-рыжим, как многие обитатели Зелёного острова. Правда, из-за того, что известность пришла к писателю довольно поздно, мир запомнил его седовласым старцем. Шарлотта была в Лондоне, когда один знакомый сообщил ей, что Шоу умирает в своей квартире. Женщина устремилась к нему. Она отлично знала: Бернард может скончаться прямо за письменным столом, если ему не напомнить о еде. Обстановка в жилище Шоу была аскетическая. Некоторую живость ей придавали тарелки с недоеденной пищей, огрызки яблок, обрывки бумаги, разбросанные по всем поверхностям. Шарлотта предложила пригласить горничную. Шоу ответил невозмутимо: — Горничная обязательно выбросит что-нибудь нужное, и я не смогу работать. Иногда я сам затеваю здесь уборку и вожусь дня два кряду. Но теперь, увы, это развлечение мне недоступно, — с этими словами Джордж, беспечно улыбаясь, потряс своими костылями. — Подумать только, всего лишь туго зашнурованный ботинок — и вот вам результат: раздражение, нарыв, некроз кости и… — И гангрена, — закончила за него Шарлотта. — Гангрена, Джордж, если вы сейчас же не возьмётесь за ум.
Читайте также Mackenzie davis - биография знаменитости, личная жизнь, детиСемья вместо гангрены
Два дня они препирались: женщина предлагала Шоу во имя выздоровления отказаться от вегетарианства, которое он пpaктиковал в течение 20 лет до этого. Писатель отказывался наотрез. Но Шарлотта была непреклонна: — Ну что ж, в таком случае, Джордж Бернард Шоу, у вас остаётся только один выход. Вы должны переехать в мой дом, где я лично буду ухаживать за вами. Иначе вы не поправитесь никогда! После такого решительного заявления Шоу собрал свои вещи и переехал в особняк Шарлотты. Он сделал ей предложение, заявив: — Хотя я не самый добропорядочный джентльмен, но всё же не позволю своей лучшей подруге уронить себя в глазах общества. Так что если вы действительно хотите водворить меня в ваш дом в лечебных целях, предварительно нам следует, как минимум, пожениться. Вскоре они зарегистрировали бpaк без церковного обряда. Маленькая подробность: Шоу, как мы уже писали, был нищ. А только приданое его невесты обозначалось шестизначной суммой. Злые языки говорили: литератор женился из-за денег. Но надо было не знать его, чтобы так говорить! Как-то Бернарда спросили, каким состоянием обладает их с Шарлоттой семья. Он ответил: — Что-то между двумя и двенадцатью миллионами. Спроси у Шарлотты, я, если честно, не в курсе. Только после 1910 года к Шоу, наконец, пришла слава. Его пьеса «Пигмалион» побила все возможные рекорды по сборам. Мир говорил о нём как о новом Шекспире. Писатель стал богат. Получил Нобелевскую премию. С женой всё также обстояло отлично: Шоу вёл эпистолярные романы с актрисами. Дома он отлично проводил время в увлекательных беседах с женой. Сeкc Бернарду не нравился. Шарлотта была абсолютно фригидна. Так шли десятилетия.
Лёгкое прощание
Но в 1942 году супруга писателя серьёзно заболела. Сначала её мучили сильные боли в суставах. Потом помутился рассудок: начались галлюцинации. Она стала истерична и требовательна: хотела, чтобы муж был с ней каждую минуту. Шоу, со свойственными ему терпением и иронией, ухаживал за Шарлоттой. И порядком устал от этого — от друзей своего состояния он не скрывал. Последний приступ любви к жене Шоу испытал перед её cмepтью. Вот как он сам про это рассказывал: «Весь вчерашний день Шарлотта была покойна и ни на что не жаловалась, но болезнь свернула её в клюку, и сдавленным лёгким было трудно дышать. Впрочем, она мучилась этим уже много месяцев. Меня снова поразила её возвратившаяся красота. Такой я её ещё не видел. Радостная, непринужденная улыбка освещала лицо — я сказал ей, что она помолодела… Сегодня в восемь сиделка разбудила меня со словами: «Ваша жена скончалась в половине третьего». Я пошёл к ней. У неё было очень молодое лицо. У нас есть её портрет, он написан, когда ей было года 22, задолго до нашего знакомства. Нас всегда спрашивают, чей это портрет. Никто не верит, что это Шарлотта». Шоу, в целом, легко пережил cмepть супруги: после её кончины он целых семь лет наслаждался одиночеством.
Журнал: Загадки истории №24, июнь 2020 года Рубрика: История одной любви Автор: Мария Конюкова
Бернард Шоу — биография
Краткая информация
- Биография Бернарда Шоу
- Детство и юность
- Работа клерком
- Первые шаги в мир писательства
- Популярность и слава
- Любовные пьесы и женитьба драматурга
- Новаторский взгляд
- Изменение образа мышления
- Закат жизни
- Интересные факты:
- Награды:
Биография Бернарда Шоу
Детство и юность
Бернард Шоу был рожден в Дублине в семье торговца и певицы, помимо Бернарда в семье было еще два ребенка, его сестры. В юные годы мальчик отличался своим уникальным образом мышления и необычно взрослым поведением. В школе он мало общался со своими сверстниками, да и учебу он любил мало. Юного Бернарда больше интересовали учения духовные, но никак не научные исследования и зубрежка. Отношения с преподавателями у него не заладились с первых дней за что он неоднократно получал множество физических наказаний. После окончания школы юноша сразу же отправился искать работу, финансовые затруднения не поспособствовали поступлению Шоу в университет, да и сам юноша не хотел этого.
Работа клерком
Благодаря поддержке дяди ему удалось устроиться клерком в популярное в Дублине агентство по продаже недвижимости. Самым печальным и жестоким для его души был сбор налогов с жителей бедных районов. Из-за невозможности как-то им помочь молодой человек сильно корил себя за бессилие. В будущем этот темный период его самостоятельной жизни можно будет частично увидеть в пьесе «Дом вдовца». Несмотря на мрачность работы, будущему писателю нравилось писать книги учета, в попытке развлечь себя и отвлечься от монотонной работы он оттачивал свое умение прилежно и четко писать каждую букву. После того как Бернарду исполнилось 16 лет его семья распалась, мать мальчика убежала в Лондон с новым возлюбленным и дочками. Решив что он не может оставить отца в полном одиночестве, юноша остался в родном городе и продолжил обучение в компании по недвижимости.
Первые шаги в мир писательства
Вскоре молодой человек понял, что ему не по душе то как он живет и он отправился повидать мать и сестер в Лондон. Приехав в Великобританию Шоу изменился, он начал проводить много времени в библиотеках, изучая литературу и начав впервые писать собственные произведения. По началу его работы никого не интересовали и ему пришлось войти в пир писательства через критику. Лишь после того как Шоу стал успешным литературным критиком его романы были замечены публикой. Первым продуктом его писательской деятельности, поступившим в печать, стал роман «Профессия Кашеля Байрона», созданный в 1882 году. Само произведение было опубликовано лишь через четыре года после окончания работы над ним. Некоторые моменты в книге показывают жизнь самого писателя. Главный герой занимался боксерскими боями, как и сам автор, который полюбил этот довольно агрессивный вид спорта. Примечательно что сами поединки происходили в Англии, и своего рода поединок в мире писателей начался у Шоу как раз по прибытию в Лондон.
Популярность и слава
Через год состоялась публикация еще одной необычайно увлекательной истории — «Не социальный социалист». В начале книги показана жизнь женской школы, которая резко прерывается моментами из жизни простого работяги и заканчивается социалистическими темами. В 1884 году за несколько лет до написания «Не социальный социалист» писатель заинтересовался идеями социализма и вступил в «Фабианское сообщество», которое занималось продвижением социализма в обществе. Вскоре после публикации очередного романа Шоу становится корреспондентом, который писал рецензии на музыкальные спектакли. С этого момента писатель все больше увлекается миром театра в его романах появляется больше драматичности и все больше действия напоминают пьесы. В 1885 году писатель начинает работу над первой пьесой «Дом вдовца», однако в скором времени откладывает ее завершение.
Любовные пьесы и женитьба драматурга
В произведении «Love Among the Artists» писатель ярко показывает и описывает отношения между людьми, его личные взгляды на бpaкосочетание и личное понимание любви как явления. Символичным можно назвать тот факт, что последний роман, который был опубликован Шоу стал «Immaturity», который являлся его первой творческой работой. В 1892 году на сцене театра была показана первая пьеса Бернарда Шоу «Дом вдовца». Драматург часто использовал сатирические приемы высмеивая высшее общество, которое жило за счет того, что бедные люди отдавали им последние деньги. Многие его работы остались неоцененными по многим причинам, некоторые были слишком сложны для понимания простой публики, другие не проходили политическую цензуру.
В 1898 году Шоу заключил бpaк с Шарлоттой Пейн Таунсенд с которой у него было много общего. Пара поддерживала социалистические идеи и это стало причиной их знакомства. Несмотря на любовь и понимание в семье, Шоу неоднократно изменял своей жене и, она об этом знала, но несмотря на это пара оставалась вместе.
Новаторский взгляд
Новые темы, которые до этого не поднимались на сцене театра принесли драматургу свою долю популярности, однако настоящий успех пришел лишь в 1904 году. Театр «Ройял Корт», находившийся в Лондоне, начал показывать лучшие пьесы, написанные драматургом и это вознесло его на вершину популярности. «Майор Барбара» и «Врач перед дилеммой» отличались от написанных ранее произведений в этих работах можно увидеть весь жизненный опыт, которым обладал Бернард. В возрасте 50-ти лет у него полностью сформировалась своя манера и подача написанного материала. Одна из наиболее известных работ, созданных в начале ХХ века — «Пигмалион». В этой пьесе автор пытается в доступной форме показать людям что все в конечном итоге равны и одинаковы по сути своей. Различия, которые он показывает, заключаются лишь во внешних и пoлoвых несхожестях.
Изменение образа мышления
Первая мировая война стала потрясением для всего мира, и драматург не стал исключением. Он отрицал саму идею войны за мир, ведь сам принцип таких действий был построен на сплошных противоречиях. «Дом, где разбиваются сердца» показал, что это массовое братоубийство подорвало его веру в человечество, хоть и было, как и прежде показано в юмористической форме. В его вере в социализм начали появляться огромные дыры и все чаще он выдвигал идею диктатуры. Он считал, что толпа никогда не сможет править миром в гармонии ведь сколько людей столько и мнений и никогда по натуре своей человечество не уступит самому себе. В его поздних пьесах Шоу показал свое отношение к жизни от некоторых откровенно мрачных работ публика была в ужасе. «Святая Иоанна» стала лучом надежды для творчества драматурга, канонический образ мученицы Жанны помог ему вернуть былую любовь публики. С каждой пьесой автор становился все ближе к Нобелевской премии, которую получил в 1925 году.
Закат жизни
Несмотря на всю любовь аудитории пьесы, написанные в последние годы жизни не были успешными и снимались с показа после двух трех представлений. В 1931 году после посещения СССР и личного общения со Сталиным, Шоу становится поклонником его взглядов и полностью поддерживает идею сталинизма. В будущем Шоу не раз принимал сторону Сталина во время конфликтов с другими странами. На закате своей жизни Шоу переехал в свое имение и проводил большую часть времени в одиночестве. В возрасте 94 лет в 1950 году великий мыслитель и драматург скончался.