Валерий Гергиев — биография знаменитости, личная жизнь, дети
Валерий Гергиев: биография, личная жизнь, семья, жена, дети — фото
Гергиев Валерий Абисалович — человек, который открыл русскую музыку всему миру, музыкант, дирижёр, обладатель государственных наград, званий и премий, среди которых почётные звания Народного Артиста России, Украины, Северной Осетии, почётный гражданин Владикавказа. Валерий Абисалович известен далеко за пределами России. С 2007 по 2015 годы возглавлял Лондонский симфонический оркестр. В конце 90-х руководил оркестром Мюнхенской филармонии. Свои знания, умения и навыки Гергиев активно передаёт молодому поколению, возглавляя деканат искусств СПбГУ.
Рост, вес, возраст. Сколько лет Валерию Гергиеву
Валерий Гергиев — яркая личность современной оркестровой музыки. Свой творческий путь он начинал в 70-е годы прошлого столетия, но пик его популярности пришёлся на конец 20 — начало 21 века. Тогда его имя зазвучало в Европе, сперва в Германии, затем в Англии, позже он стал настоящей звездой Южной Осетии, в открытую выступив против агрессии Грузию по отношению к Республике. Тогда же поклонники симфонической музыки стали интересоваться, каковы Рост, вес, возраст, сколько лет Валерию Гергиеву.
Сегодня эта информация не является секретной, рост музыканта 171 см, вес 68 кг, возраст — 65 лет.
Биография и личная жизнь Валерия Гергиева
Валерий Гергиев появился на свет 2 мая 1953 года в Москве, в многодетной семье, у него есть 2 сестры. С самого детства проявлял любовь к музыке, имел незаурядный слух. Тем примечателен факт, что в музыкальную школу будущую звезду взяли не сразу. Подростком Гергиев был активным и на момент, когда мать привела его показать в музыкальную школу, игра в футбол интересовала мальчишку куда больше, чем занятия музыкой. Но музыкальное образование Гергиев всё же получил.
С 1972 года Валерий носит почётное звание студента Ленинградской консерватории.
В 1976 его имя загремело в Германии, он взял гран-при конкурса Герберта фон Караяна, а чуть позже триумфально выступил на Всесоюзном конкурсе дирижёров в Москве.
Свою карьеру дирижёра Гергиев начинал в 1977 году с должности помощника дирижёра Кировского театра (ныне Мариинский). Спустя 11 лет, он занял место своего руководителя, а позже стал и худруком театра. Первыми большими проектами Гергиева на посту главного дирижёра «Мариинки» стал цикл концертов, посвящённых юбилеям великих музыкантов (Чайковский, Прокофьев, Римский-корсаков). В это время артист активно гастролирует по Европе: Германия, Англия, Нидерланды — список далеко не всех государств, где успел отметиться маэстро.
В 1999 году Гергиев женился на начинающей певице, Наталье Дзебисовой. Через год у семейной пары родился сын, годом позже появился второй ребёнок, а в 2003 на свет появилась единственная дочь Гергиева. Сегодня Валерий Гергиев, известен не только, как музыкант, но и как активный общественный деятель. Так в 2008 году он ярко высказался против оправдания военной агрессии Грузии по отношению к Южной Осетии, выступал с оркестром в столице Республики, Цхинвале. В 2012 году поддержал политику России по отношению к соседней Украине. Гергиев дважды был доверенным лицом действующего президента России (президентские гонки 2012 и 2018 гг.) В 2016 году вместе с оркестром театра выступал в Сирии
Биография и личная жизнь Валерия Гергиева раскрывает его, как музыканта, творческую личность с большими амбициями на поприще общественной жизни РФ.
Семья и дети Валерия Гергиева
Родители Гергиева с детства прививали детям любовь к музыке. В результате фамилию Гергиев на музыкальном поприще прославляет не только Валерий Абисалович, но и его сестра Лариса (Народная артистка РФ и Украины). Кроме этого у Валерия есть ещё сестра Светлана.
Семья и дети Валерия Гергиева — главные ценности в жизни музыканта. В 1999 году он связал себя узами бpaка с Натальей Дзебисовой, коей верен вот уже 19 лет. В бpaке воспитываются трое детей: сыновья Абисал, Валерий и дочь Тамара. Кроме этого Гергиев имеет внебрачную дочь Наталью, рождённую задолго до знакомства с нынешней супругой.
Сын Валерия Гергиева — Абисал
Старший сын Валерия Гергиева, названный в честь дедушки. Пошёл по стопам отца и сегодня является полноценным члeном Мариинского театра. Принимает участие во всех детских музыкальных проектах учреждения. Является учеником Средней специальной школы при консерватории Санкт-Петербурга. Любовь к музыке стал проявлять с самого детства, что вмиг было поддержано отцом.
Сегодня сын Валерия Гергиева — Абисал, уверен, что хочет связать свою жизнь исключительно с музыкой и театром. Хотя и не любит публичности, зачастую избегая общения с прессой. Именно поэтому мы так мало знаем об этом однозначно талантливом молодом человеке.
Сын Валерия Гергиева — Валерий
Второй сын Валерия Гергиева — Валерий, родился спустя год после первенца, в далёком 2001 году. Сейчас парню 17 лет. От прессы своего младшего отпрыска Гергиев охраняет как может.
Неизвестно чем занимается Валерий, пошёл ли по стопам отца или имеет совершенно другие увлечения. Все вопросы о его жизни пока остаются для средств массовой информации тайной. Передал ли частичку своего таланта Валерий Гергиев старший, сыну тёзке, также неизвестно. Возможно после совершеннолетия парень, выйдя из-под опеки родителей. Лично расскажет нам о себе и о жизни под опекой знаменитого на весь мир отца.
Дочь Валерия Гергиева — Тамара
Дочь Валерия Гергиева — Тамара — младший ребёнок в большой дружной семье Гергиевых. Родилась Тамара в 2003 году. Информации о дочери маэстро Тамаре в сети пpaктически не найти, за исключением семейных фотографий, которые время от времени появляются на страницах Гергиева в социальных сетях.
Тамара растёт симпатичной дeвoчкой и судя по фотографиям с детства приобщается к музыке. Принимала участие в концерте общества Рахманинова в Мариинском театре, вместе со старшим братом, Абисалом. Как и другие дети Гергиева, Тамара растёт в тени звёздного отца. Поэтому о её жизни прессе также известно немногое.
Дочь Валерия Гергиева — Наталья
Внебрачная дочь Валерия Гергиева — Наталья известна в музыкальная кругах, как фронтмен провокационного коллектива Night dream legacy. Группа играет в стиле электропанк, Наталья является автором музыки и текста ко многим песням коллектива. Кроме этого она преподаёт в музыкальной школе Римского-Корсакова.
С отцом, как и с братьями и сестрой Наталья не общается. В виду плотного гастрольного графика и отсутствия общих тем. Отец не одобряет музыкальные вкусы Натальи и существование проекта Night dream legacy. Он считает, что Наталье стоит прекратить заниматься ерундой и отдать себя работе педагога.
Жена Валерия Гергиева — Наталья
Свою будущую супругу Гергиев впервые увидел на конкурсе Петропавловские ассамблеи» в 1998 году. Завязавшийся роман долгое время скрывался в виду большой разницы возрасте, но в 1999 году пара заявила о намерении зарегистрировать бpaк. К этому подтолкнуло взаимопонимание между Натальей и матерью Гергиева, к мнению которой он очень прислушивался.
Сегодня Жена Валерия Гергиева — Наталья является оплотом семейного очага, воспитывает троих детей и во всём поддерживает звёздного супруга. Сама Наталья тоже связана с музыкой, она певица. В своё время окончила училище им. Гергиева.
Инстаграм и Википедия Валерия Гергиева
Валерий Гергиев, несмотря на возраст является активным пользователем социальных сетей. Инстаграм и Википедия Валерия Гергиева представляют пользователям сети интернет полную картину жизни и творчества артиста во все периоды.
В его инстаграме появляются актуальные фото с последних выступлений, а также семейные фотоснимки. Кроме этого дирижёр имеет аккаунты в популярных социальных сетях Facebook, Twitter, Вконтакте. А также собственный сайт, где есть афиша его выступлений и актуальные новости, связанные с его творчеством. Таким образом 65-летнего Гергиева, можно смело назвать прогрессивным человеком.
Валерий гергиев — биография знаменитости, личная жизнь, дети
Валерий Гергиев родился 2 мая 1953 года в Москве в осетинской семье. Вырос на Кавказе, в городе Орджоникидзе (Владикавказ), там же учился в музыкальном училище по классу фортепиано и дирижирования. Дальнейшее образование Гергиев получил в Ленинградской консерватории им. Римского-Корсакова, в классе профессора И. А. Мусина. В возрасте 23 лет он стал победителем международного конкурса Герберта фон Караяна в Берлине и всесоюзного конкурса дирижеров в Москве. Еще студентом консерватории Гергиев был принят в Академический государственный театр оперы и балета им. С.М. Кирова (ныне Мариинский) ассистентом главного дирижера. С 1981 по 1985 годы он руководил Государственным оркестром Армении. В 1988 году Гергиев был избран художественным руководителем оперной труппы Кировского театра, а спустя еще 8 лет, в 1996 году, становится художественным руководителем-директором.
В 7 ЛЕТ мать привела Валеру в музыкальную школу. Преподаватель не удивился. У Тамары и Абисала Гергиевых там уже училась дочь Света, которой прочили большой успех. Мальчик выглядел очень озабоченным и все время поглядывал в окно. Еще бы, его отвлекли от футбола, а там наши проигрывают!
— Ну что, начнем, — сказал педагог и простучал на столе мелодию, — сможешь повторить?
Мальчик, не задумываясь, тут же повторил ритм. Учитель нахмурился.
— Попробуй еще раз.
Ритм в пальцах Валеры окончательно запутался.
— Спасибо, постой за дверью, я с мамой поговорю… К сожалению, мальчику ближе футбольный мяч, а слуха у него нет. Может быть, он станет Пеле, — пытался успокоить мать учитель музыки.
Позже Гергиев, вспоминая тот день, говорил, что он пытался сделать тот музыкальный ряд лучше, но его не поняли. Зато мать с самого начала знала, что ее Валера — гений, и все же добилась, чтобы сына приняли в музыкальную школу. Уже через месяц его преподаватель взял свои слова обратно.
В лучшей владикавказской общеобразовательной школе Валера вообще ничем не огорчал ни учителей, ни родителей. Побеждал на всех математических олимпиадах, и в конце концов директор потребовал у мамы, чтобы будущего выдающегося математика не отвлекали такими глупостями, как музыка. Но с пристрастием к футболу бороться было еще труднее, чем с музыкой. Сколько раз он выбегал на улицу к друзьям с нотами в руках и не замечал вокруг ничего, кроме мяча. А потом, вспомнив о неразученной музыкальной пьесе, возвращался. В общем, ничем не отличался от своих сверстников, даже в Терек прыгал с крутого берега. Там каждый год тонули десятки владикавказских мальчиков, но, если не можешь прыгнуть в бурлящую реку, какой же ты мужчина?
А что такое быть настоящим кавказским мужчиной? Отец-фронтовик, умерший, когда Валерию было 13 лет, успел научить его, что это значит — всегда выполнять данное слово и добиваться цели. После его cмepти мать одна воспитала троих детей. До сих пор для всей большой семьи Гергиевых она — центр вселенной, опора и поддержка. Это она смогла найти лучших преподавателей для детей — сначала во Владикавказе, а затем и в Северной столице. «Общежитие Ленинградской консерватории — это моя школа жизни», — обмолвился как-то Валерий Абисалович. Там его ждала первая влюбленность — в русскую классическую музыку и Вагнера, — пронесенная через всю жизнь.
Первый настоящий успех пришел, когда в 24 года он стал обладателем престижной премии Герберта фон Караяна. Затем был Ереванский театр оперы и балета. Гергиев летал туда каждую неделю и тратил на дорогу денег больше, чем заpaбатывал. А что делать? Во Владикавказ не то чтобы не пустили, но местная музыкальная элита сделала все, чтобы молодой талант работал где угодно, только не на родине.
О личной жизни дирижера даже слухов никаких не ходило. Как только Валерий увлекался какой-нибудь оперной дивой, мать тут же ее отбpaковывала, а Валерию говорила: «Подумай, какой она может быть матерью для твоих детей». И на этом все заканчивалось. До определенного момента главным для маэстро считалось восхождение на музыкальный Олимп. А когда вершины одна за другой были покорены, все спохватились — Валерию Абисаловичу за 40, а семьи нет, и все достойные кандидатуры уже имеют взрослых детей. Именно тогда, в 1998 году, Гергиев случайно попал на конкурс молодых исполнителей национальной музыки в Санкт-Петербурге. В число лауреатов попало трио гармонистов из Северной Осетии, и юная студентка Владикавказского училища искусств Наталья Дзебисова сумела, сама того не ведая, завоевать сердце знаменитого дирижера. Роман начался пpaктически сразу и развивался тайно. До объявления даты свадьбы об избраннице ничего не знали даже вездесущие журналисты.
Жених был старше невесты более чем в два раза. Несмотря на его мировую славу, родители дeвyшки согласились на свадьбу только тогда, когда поняли, что Наташа действительно влюблена. И Валерий Абисалович тоже.
Грандиозная свадьба состоялась во Владикавказе осенью 1999 года. Более тысячи гостей собрались в гостиничном комплексе «Интурист», который до 1917 года принадлежал родственникам матери жениха. В годы перестройки им вновь стали руководить потомки бывших владельцев — двоюродный брат Гергиева. Были приглашены все хоть мало-мальски близкие родственники, которых в России назвали бы «седьмая вода на киселе».
Согласно местной традиции жених на своей свадьбе присутствовать не должен. Вся церемония организовывалась исключительно для невесты и гостей. А Гергиев… подглядывал за всем происходящим то из одного гостиничного номера, то из другого. Невеста пыталась вести себя скромно, но даже под тройной фатой, скрывающей лицо, было видно, как сверкают счастьем ее глаза. А на руках и на шее блестели подарки друзей и родных жениха — золотые украшения и бриллианты…
Через год с рождением первенца — сына Абисала — дирижера поздравил Владимир Путин. Президент как раз отмечал свое 48-летие. После дружеского застолья — открытие сезона в Мариинском театре. Кстати, праздновать дни рождения на спектакле Мариинки — это признак хорошего тона. Сама английская королева-мать Елизавета в свой 100-летний юбилей пришла на гастрольный спектакль и встретилась с Гергиевым. Она сказала много добрых слов, а в конце огорченно добавила: «Я надела свое лучшее платье, а вы его даже не заметили». Хотя на что она надеялась? У него уже была Наталья.
Новейшая история. Валерий Гергиев. Часть I
Подписаться
Поделиться
Он превратил Мариинский театр из убыточного предприятия в могущественную империю, а оперную сцену сделал ареной большой политики — в мае 2013 года Гергиев отпраздновал собственное шестидесятилетие и четвертьвековой юбилей работы на посту художественного руководителя главного музыкального театра страны.
Гений места, призpaк оперы
На первый взгляд может показаться, будто биография Валерия Гергиева — это эпос, в котором главный герой ведет борьбу со временем и прострaнcтвом и то и дело берет верх. Маэстро и в самом деле любит трaнcатлантически перелетать с одного подиума на другой, пренебрегая часовыми поясами и количеством репетиций. А еще очень любит Вагнера, интересуясь иными авторами в той мере, в какой их можно сыграть по-вагнеровски: растягивая, сжимая или вовсе останавливая ход минут и секунд. Но в действительности человека, а тем более художника, который мог бы сравниться с мариинским лидером в умении жить в ногу со временем, нужно еще поискать. Не верю ни в какую гениальность, говорил Бах, играть на органе очень просто: нужно только, чтобы нужные пальцы попадали в нужный момент на нужные клавиши. О гении Гергиева пускай спорят потомки, с нынешней дистанции неоспоримо лишь то, что, оказавшись в нужном месте в нужное время, этот человек сумел выжать из удачно сложившихся исторических обстоятельств максимум пользы — для Мариинского театра, для Петербурга, для России и, в конце концов, лично для себя.
Читайте также Михаил задорнов - биография знаменитости, личная жизнь, детиВот, пожалуй, одно из главных отличительных качеств дирижера, оно же секрет его успеха: выдающийся нюх на дух времени, уникальная способность разглядеть в мельчайших колебаниях культурного микроклимата тектонические социальные сдвиги и умение максимально эффективно на эти сдвиги отреагировать. В начале 1990-х, на волне колоссального интереса Запада к обновляющейся России, Мариинский театр первым в стране начал пpaктиковать совместные постановки с европейскими партнерами, распахнув свою сцену городу и миру. Годы спустя Гергиев одним из первых уловит черты едва нарождающейся путинской эпохи — и станет одним из ее трендсеттеров, выпустив в 2000-м вместе с режиссером Андреем Кончаловским и художником Ге opгием Цыпиным эмблематическую постановку прокофьевской «Войны и мира», дававшей ясное представление о том, что с лаврами сверхдержавы одна шестая часть суши не намерена расстаться ни при каких обстоятельствах. Уже в конце 2000-х, но еще задолго до разговоров о Сталине как об «эффективном менеджере» Валерий Абисалович свернет привычную модернистскую репертуарную программу и возьмет курс на реставрацию культурного фасада «империи зла», займется капитальным возобновлением спектаклей оперного театра сталинской поры.
опера «Война и мир»
И вот что самое важное: это он не нарочно. Нет у него концепции такой — жить up-to-date. Все как-то само собой получается. В мариинском балете, говорите, застой? Так ведь и в балетной труппе парижской Grand Opera кризис, отвечает Гергиев, время сейчас непростое. В мариинской опере ставят одни и те же режиссеры не самого очевидного таланта? Так ведь и «Метрополитен-опера» страдает от кадрового дефицита. Эксперты десятилетиями пытаются проанализировать принципы, по которым Гергиев выстраивает собственную карьеру и художественную политику подведомственных ему институтов, а он просто-напросто следует пресловутому Zeitgeist, духу времени, и своей интуиции, и взятки с него гладки. Разумеется, Валерия Абисаловича можно обвинять в непоследовательности, вот только задним числом всегда выясняется, что те или иные его менеджерские решения были продиктованы неумолимой конъюнктурой текущего момента. И потом фирменная непредсказуемость Гергиеву только на руку: она помогает культивировать миф о поведенческой иррациональности хозяина Мариинского театра, которого невозможно ни понять умом, ни измерить общим аршином. Кавказская закрытость родившегося в Москве, но выросшего в Осетии Гергиева только способствует поддержанию этого мифа: о его личной жизни — если предположить, что в условиях сверхчеловеческих нагрузок таковая вообще имеется — мы, в сущности, не знаем ничего, кроме того, что отец маэстро был военным, что его жену зовут Наталья, что у него трое детей и что он очень любит футбол.
театр оперы и балета имени С. М. Кирова
Легенда об иррациональности Валерия Абисаловича удивительно гармонично рифмуется с одной известной особенностью мариинского мифа. Неизъяснимое обаяние театра издавна обусловливалось его особым положением на петербургской карте — не в историческом центре города, а несколько на отшибе. Призрачные воды каналов, белые ночи, колокольня Николы Морского и окруженный пустотой и безлюдьем императорский дворец-театр — все это определяло ту метафизику, на которой настаивался миф о Мариинском. «Милая провинциальная Коломна», о которой когда-то писал Александр Бенуа, давно канула в небытие, а бешеная интенсивность строительства в районе Крюкова канала успела стать одним из символов современного Петербурга, однако метафизический дух Мариинки Гергиев, как истинный гений места, с годами не только не выветрил, но преумножил, своеобразно вписавшись и в другую традицию Театральной площади — имперскую. За четверть века руководства театром Гергиев выстроил в Коломне образцово-показательную монархию, опирающуюся на представления о сакральной природе власти и подчиненную принципам жесткого единоначалия. Строительство этой империи — один из самых захватывающих сюжетов отечественной новейшей истории.
ru_compromat
- Add to friends
- RSS
КОМПРОМАТ В ЖИВОМ ЖУРНАЛЕ: ВСЯ ПРАВДА ЗДЕСЬ!
Узнай ВСЮ правду!
Директор Мариинского театра Валерий Гергиев известен как гениальный музыкант, много сделавший для популяризации российских исполнителей во всем мире. Но это, так сказать, взгляд с одной стороны. Как стало известно в последнее время, есть у Гергиева и «темная» сторона.
Почему некоторые коллеги не желают с ним работать, коллектив Мариинки требует увольнения с должности директора а финансовая деятельность Фонда Валерия Гергиева привлекла внимание правоохранительных органов? Попробуем разобраться.
На днях в интернете была опубликована петиция в адрес министра культуры РФ Владимира Мединского с требованием освободить от должности главу Мариинки Валерия Гергиева. Авторы послания, которое пока подписали больше 100 человек, напоминают, что Гергиев занимает пост худрука театра на протяжении 25 лет. Причем за эти годы ни разу не проводились перевыборы на должность главы театра.
Кроме того, в театре царит классический, средневековый непотизм. Например, должность художественного руководителя Академии молодых певцов занимает старшая сестра Гергиева, а муж его младшей сестры работает директором Концертного зала театра. «Руководство театра нарушает трудовое законодательство РФ», — гневно пишут авторы послания, приводя в подтверждение своих слов обращение руководителей профсоюза балета театра в Минкульт и обращение художника Михаила Шемякина в судебные органы.
Тем временем профессиональный уровень театральных спектаклей падает. Сам Гергиев бывает в театре крайне редко, передоверив руководство недостаточно компетентным людям. «Состояние Академии молодых певцов Мариинского театра критическое; в результате неправильного руководства эта организация приносит невосполнимые потери в рядах молодых талантливых людей, посвятивших свою жизнь оперному искусству», — пишут активисты.
В последнее время Гергиев плотно занят идеей объединить Мариинский театр, Академию Русского балета, Санкт-Петербургскую государственную консерваторию и Зубовский институт в единый «Национальный центр искусств», который злые языки уже прозвали «культурной империей Гергиева». Но Санкт-Петербургская консерватория имени Римского-Корсакова уже высказалась против этого предложения. Негативную реакцию на предложение высказали и представители профсоюза Российского института истории искусств (Зубовский институт).
Еще один скандал вспыхнул в Петербурге из-за конфликта Гергиева со знаменитым художником Михаилом Шемякиным. Последний заявил, что будет судиться с главой Мариинки из-за того, что театр уже восемь лет отказывается оплачивать его работу над тремя спектаклями. «До сих пор за эти восемь лет, как бы я не просил, сколько бы писем я не писал, мне отказано в оплате за мою работу. Т.е. хореограф получил. Люди, которые работали над спектаклями, бутафоры, все получили свои деньги. А главный художник не получил ни копейки», — жалуется Шемякин.
Немало претензий к маэстро накопилось и у людей менее именитых. «Спустя 10 лет после конкурса на Новую сцену возведено здание в стилистике торгового центра, выбивающееся из хаpaктера исторической застройки, — пишет под петицией на сайте Change.org пользователь Анастасия Безгубова. — В новую Мариинку влито 22 млрд. рублей отечественного, нашего бюджета, наших налогов. Известно, что на этапе строительства, были колоссальные утечки капитала. Помимо этих претензий, которые не могут не бросить тень на личность инициатора нового здания Мариинки — Гергиева, — можно упомянуть и о недоступности для широкой аудитории концертов основной сцены бывшего Императорского театра. Эта политика элитарности, возможно, приемлемая в Венской опере, в Метрополитен-опера, в Английской Национальной опере, неприемлемы у нас».
Читайте также Вячеслав кулаков - биография знаменитости, личная жизнь, детиОсобняком стоит финансовая деятельность Гергиева и фонда его имени. С 2004 по 2011 год Гергиев привлек на расчетные счета своего фонда и связанные с ним юрлица операторов пасхальных фестивалей порядка $110 млн. На благотворительность из этих средств было потрачено около $23 млн. Куда делись остальные средства? Сказать сложно, поскольку финансовой отчетности на своем сайте фонд не публикует.
По словам бывшего директора фонда Игоря Зотова, часть средств он, по личному указанию Гергиева, перечислял самому Гергиеву в виде гонораров и материальной помощи. Так, в 2008–2010 годах Фонд Гергиева выплатил дирижеру больше 130 млн рублей по договорам пожертвования и материальной помощи, а еще около 10,5 млн рублей оплатил за маэстро НДФЛ.
Здесь, кстати, тоже не обошлось без родственников – юридическим обслуживанием гергиевской компании ЗАО «Московский пасхальный фестиваль» занимался его двоюродный брат Казбек Лакути, возглавлявший фирму «Русправо». Когда Лакути оказался под следствием за сомнительные махинации в этой сложной системе взаимосвязанных компаний, Гергиев подписал отказ от всех претензий в его адрес.
Возможно, метящему в «императоры культурной жизни России» маэстро и впрямь лучше сосредоточиться на музыке?
Валерий Гергиев
Выдающийся отечественный дирижер современности Валерий Абисалович Гергиев появился на свет в Москве в семье военного. Детские и юношеские годы будущего музыканта прошли в североосетинском городе Орджоникидзе (ныне носящем название Владикавказ). Старшая сестра его обучалась в музыкальной школе, туда же привела мать семилетнего Валерия. Особого интереса к музыке он в ту пору не испытывал, гораздо в большей степени увлекал его футбол, а педагог на вступительных испытаниях пришел к выводу, что музыкального слуха у ребенка нет: мальчик не повторил предложенную им мелодию, а попытался ее «улучшить», но учитель не понял этого. Все же мать настояла, чтобы сына приняли в школу – и он стал там одним из лучших учащихся. Наряду с музыкой он делал серьезные успехи в математике, даже участвовал в олимпиадах.
В Орджоникидзе Гергиев окончил музыкальное училище. Там он обучался сразу по двум специальностям – фортепиано и хоровое дирижирование, затем учился у Ильи Мусина в Ленинградской консерватории. Еще в студенческие годы проявил он выдающиеся способности, став обладателем второй премии на двух дирижерских конкурсах и в Германии, и в СССР.
Закончив учебу, дирижер работает в Ленинграде, в Театре им.С.М.Кирова (ныне Мариинский театр), являясь ассистентом Юрия Темирканова. Дебютирует он оперой Сергея Прокофьева «Война и мир». В 1988 г. вернулся в Кировский театр, возглавив оперную труппу.
На этом посту Гергиев немало сделал для поднятия престижа своего театра за пределами родной страны. Он смог верно оценить веяния времени – театры мира взяли курс на заимствование лучших достижений друг у друга, и новый руководитель решает, что и Кировский театр должен пойти этим путем. Одним из первых шагов в этом направлении становится сотрудничество с «Ковент-Гарден» – на отечественную сцену была перенесена постановка «Бориса Годунова», осуществленная некогда Андреем Тарковским. Заглавную партию исполнял Роберт Ллойд, а от ленинградской труппы потребовались максимальные усилия: число репетиций было поистине огромно. Но усилия были вознаграждены успешным спектаклем. Далее последовали другие совместные спектакли с английским театром: «Отелло» Джузеппе Верди, две оперы Сергея Сергеевича Прокофьева – «Война и мир» и «Огненный ангел». Впоследствии театр начинает сотрудничать и с другими иностранными труппами.
«Он открыл Западу мир русской музыки», – так писала о Гергиеве английская газета «The Guardian Weekly». Речь идет не только о гастролях в Германии и США, но и о проведении фестивалей, посвященных юбилеям русских композиторов – Мусоргского в 1989 году, Чайковского в 1990, Прокофьева в 1991, Римского-Корсакова в 1994. На зарубежных гастролях дирижер никогда не боялся рисковать. Так, на Шлезвиг-Гольштейнском фестивале театр представлял спектакли весьма протяженные – «Хованщину» в полной версии и «Бориса Годунова» в авторской редакции, но риск оправдал себя: спектакли стали наиболее заметными событиями фестиваля. Гергиев представляет зарубежной публике и такие образцы русской музыки, которые даже в России знакомы далеко не всем – например, в 1991 г. в Мериде в Испании представлялась опера «Саламбо» Мусоргского.
С 1996 года он занимает в театре должности директора и художественного руководителя. Наряду с созданием спектаклей дирижер обращает пристальное внимание и на другую сторону работы театра – на концертную деятельность его оркестра. В 1992-1995 гг. проводятся общедоступные Променад-концерты, а в 2000-2003 – Шереметевские музыкальные вечера.
Работу в Мариинском театре музыкант совмещает с сотрудничеством с иными симфоническими исполнительскими коллективами. Сотрудничает он и с иностранными театрами. В разные годы Валерий Абисалович ставил «Войну и мир» в США, «Бориса Годунова» в Германии, «Евгения Онегина» в Англии. В Нью-Йорке он работал над спектаклями «Пиковая дама» и «Отелло» с Доминго в заглавной партии. С 1997 по 2002 гг. он являлся первым в истории «Метрополитен-опера» приглашенным дирижером – до него данной должности там не существовало.
Гергиев – учредитель нескольких фестивалей, которые он возглавляет бессменно: «Звезды белых ночей», который первоначально приурочивался к юбилею основания Санкт-Петербурга, а потом сделался традиционным, Московский пасхальный фестиваль, «Лики современного пианизма», «За мир на Кавказе», «Новые горизонты», «Мстиславу Ростроповичу», «Гергиев-фестиваль» в Финляндии и Нидерландах.
Гергиев известен не только своим дирижерским и организаторским талантом, но и активной гражданской позицией, от которой он не отступает никогда. Концерты его оркестра в Цхинвале в 2008 году и в Пальмире, освобожденной от боевиков ИГИЛ (террористическая организация, запрещенная в РФ) в 2016, вызывали немалый общественный резонанс в разных странах.