Биографии    


Владимир Якyнин — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Владимир Якyнин — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Владимир Якyнин

Имя: Владимир Якyнин (Vladimir Yakunin)

Отчество: Иванович

День рождения: 30 июня 1948 (73 года)

Кто родился в этот день: 8 чел.

Место рождения: д. Захарово, Владимирской обл.

Вес: 95 кг

Карьера: государственный служащий, экс-глава РЖД

  • Детство Владимира Якyнина
  • Начало карьеры Владимира Якyнина
  • Предпринимательская деятельность Владимира Якyнина
  • Владимир Якyнин – президент РЖД
  • Личная жизнь Владимира Якyнина
  • Владимир Якyнин сегодня

Биография Владимира Якyнина

Владимир Иванович Якyнин – госслужащий, экс-глава ОАО «Российские железные дороги», чрезвычайный и полномочный посол РФ.

Forbes оценил его доход за 2014 год в $11 миллионов, поместив на 9 место в рейтинге самых высокооплачиваемых российских руководителей. Однако Григорий Левченко, пресс-секретарь экс-главы монополии, опроверг эти данные, заявив в СМИ, что в действительности сумма заработка Владимира Ивановича была почти в 5 раз меньше и составляла $2,4 миллиона.

Детство Владимира Якyнина

Начало карьеры Владимира Якyнина

После получения в 1972 году высшего образования молодой инженер трудился в Государственном институте прикладной химии (с подчинением 6-му Управлению), где разpaбатывались составы для боеприпасов, систем воздействия на атмосферные явления.

В 1974 году он поступил на работу в органы госбезопасности. В 1977 году он заочно окончил Высшую школу КГБ и был направлен в госкомитет экономических связей при Совмине. В период 1982-1985 гг. он руководил отделом по работе с иностранцами столичного Физтеха, являясь офицером контрразведки КГБ.

Предпринимательская деятельность Владимира Якyнина

Под контролем возглавляемого Владимиром Путиным отдела по внешним связям администрации Северной столицы Якyнин занимался экспортом цветных металлов. Одновременно он трудился в компании «Стрим», экспортируя лес, хлопок, нефтепродукты. Дача Якyнина находилась в кооперативе «Озеро» — аналоге московской «Рублевки», учредителем которого он стал вместе с будущим главой государства.

Все его совладельцы, включая Якyнина, Юрия Ковальчука, братьев Сергея и Андрея Фурсенко, Николая Шамалова, в период президентства Владимира Владимировича заняли весомые должности во власти и бизнесе.

В частности, Якyнин 2002 году стал замминистра путей сообщения, блестяще осуществив реорганизацию ведомства в ОАО. В 2005 году он стал главой Российских Железных Дорог.

Аналитики отмечали, что кандидатура Владимира Ивановича фигурировала в качестве преемника главы государства. Но Якyнин, якобы, не имел желания баллотироваться на президентский пост, уступив место молодым претендентам, Дмитрию Медведеву и Сергею Иванову.

Владимир Якyнин – президент РЖД

В 2013 году на возглавляемом Якyниным предприятии возникали финансовые проблемы. Для сохранения денежных ресурсов рабочих предприятия переводили на сокращенную неделю.

В 2014 году глава страны присвоил руководителю РЖД ранг чрезвычайного и полномочного посла. Благодаря оптимизации логистики, Якyнину удалось увеличить на четверть объем грузоперевозок в контейнерах. В 2015 году совет директоров компании своим решением увязал размер премий своего руководителя с показателями финансовой деятельности. В августе президент РЖД распоряжением правительства был освобожден от занимаемой должности. Поговаривали, что он пойдет в сенаторы, но Якyнин отказался от данного предложения.

Во время работы Владимира Якyнина в РЖД в России появилось высокоскоростное сообщение: между Москвой и Санкт-Петербургом запустили «Сапсаны», развивающие скорость до 250 км/час. Были введены в эксплуатацию несколько серий нового подвижного состава: «Ласточки» (производящаяся в России адаптация немецкого Siemens Desiro), «Стрижи» и двухэтажные поезда. Тогда же были внедрены электронные билеты, а на вокзалах появился беспроводной доступ в интернет.

При Якyнине началась масштабная кампания по реконструкции вокзалов и организации парковочных прострaнcтв. Благоустройство коснулось и привокзальных территорий — прилегающие к вокзалам площади начали очищать от беспорядочных ларьков, цветочников, нелегальных таксистов и бездомных. Запущены проекты по модернизации Транссиба и БАМа, был возрожден проект Малого кольца Московской железной дороги (известной сейчас как МЦК), аэропорты Москвы с центром связали Аэроэкспрессы. К Олимпиаде в Сочи был построен вокзал в Адлере, реконструирована железнодорожная инфраструктура всего южного побережья.

Личная жизнь Владимира Якyнина

В начале 2000-х она занялась бизнесом, являлась одним из руководителей «Миллениум банка». Сегодня она выступает в качестве соучредителя «Геленджикского курортного комплекса-Меридиан», ООО «МСК Трейд», занимается благотворительной деятельностью. Вместе с мужем она стала главой учрежденного в Женеве целевого фонда «Диалог цивилизаций».

Их старший сын – экономист, закончил университет Санкт-Петербурга. Вместе со своей семьей он проживает в Лондоне. У пары есть сын и дочка. Ему принадлежит гостиничная сеть из 20 отелей в городах России, он занимается также рядом крупных инновационных строительных проектов.

Сын Виктор – юрист, закончил тот же ВУЗ, что и брат. Затем он продолжил образование в школе бизнеса Лондона, позже – в школе при Колумбийском университете Нью-Йорка. Виктор – директор юридического подразделения крупнейшей международной энергетической группы компаний Gunvor. Он проживает с супругой и двумя детьми в Северной столице.

Экс-президент РЖД – доктор политических наук. Он является завкафедрой политологии МГУ, профессором экономической школы Стокгольма. Владимир Якyнин имеет государственные награды, среди которых орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени и орден Почета.

Владимир Якyнин: биография, работа в РЖД, где сейчас

Владимир Иванович Якyнин (Vladimir Yakunin), экс-президент РЖД, фигура дискуссионная и неоднозначная. Многие критикуют его за скандалы во время работы на российских железных дорогах. С другой стороны, трудно спорить с тем, что то, как выглядят РЖД сегодня – это его наследие. Так кто такой Владимир Якyнин – непонятый гений или обычный российский чиновник? Попробуем разобраться.

Откуда взялся Владимир Якyнин

Будущий главный железнодорожник родился в 1948 году в Меленках (Владимирская область), в обычной советской семье – его родители не были ни партийными функционерами, ни выдающимися учеными. Отец служил в вооруженных силах, что влекло за собой частые переезды. До 16 лет Владимир Якyнин жил в Прибалтике, в которую он так и не возвращался после отъезда в Ленинград, но, как оказалось позднее, про которую он совсем не забыл.

Именно Ленинград Якyнин Владимир Иванович в дальнейшем называл своей родиной. В Северной столице он поступил в Военмех, где учился проектированию paкет дальнего радиуса действия. После вуза успел отработать несколько лет в Научно-исследовательском институте прикладной химии в Сергиевом Посаде.

Но судьба решила, что Якyнину не суждено стать инженером. В 1975 году его призвали в Советскую армию, а после прохождения службы — заметили в КГБ. Владимир Якyнин получает обучение в учебном заведении, ныне называющимся Академией внешней разведки, и вплоть до распада СССР работает в силовых структурах. Его специализацией была научно-техническая разведка.

В 1985 отправился в свою первую и последнюю зарубежную комaндировку – в постпредстве СССР в Нью-Йорке. Работая под прикрытием и обеспечивая поездки в США советских партийных бонз, Якyнин постепенно разочаровывается в социалистических идеях – он видит, что поведение представителей номенклатуры за рубежом совершенно не вяжется с тем, что они говорят на родине.

После распада Советского Союза Якyнин В.И. вернулся в Россию и навсегда покинул спецслужбы.

На пути к богатству

Широко распространена точка зрения, что Владимир Якyнин приобрел свое состояние во времена работы в РЖД. На самом деле это не так – как это ни удивительно, но Владимир Иванович был одним из первых предпринимателей новой России. Весьма успешным предпринимателем.

Вернувшись из США в Санкт-Петербург, В.И. Якyнин обнаружил множество возможностей для заработка денег, основываясь на идеях, почерпнутых в Америке. Первый же его бизнес – создание биржи – «Международного центра делового сотрудничества». По иронии судьбы, предприятие он открыл в одном из офисов бывшего Ленинградского обкома коммунистической партии. В «Доме политпросвещения», будучи первым секретарем обкома комсомола, в свое время работала Валентина Матвиенко.

На ниве деловой активности Владимир Иванович Якyнин начинает знакомиться с людьми, которые в будущем сформируют первый круг приближенных к Владимиру Путину. Например, он обнаруживает, что в России на тот момент совершенно пустует ниша бытовой очистки воды – и открывает вместе с Андреем Фурсенко компанию, производившую фильтры.

Подкопив денег на первых проектах, вместе с Юрием Ковальчуком Владимир Якyнин участвует в создании банка «Россия», действующего и по сегодняшний день.

Дача Якyнина в кооперативе «Озеро»

В начале 90-х Якyнин знакомится с Владимиром Путиным, работавшим в те годы в правительстве Санкт-Петербурга. В 1996 году в Ленинградской области создается легендарный кооператив «Озеро», объединивший в себе участки знакомых и бизнес-партнеров – Фурсенко, Ковальчука, Якyнина, Путина, Шамалова, Мячина и Смирнова. В 2000 году, после переезда в Москву, большая часть участников кооператива, включая Путина, продали свои доли. Дача Якyнина сохранилась до сих пор.

Якyнин: десятилетие во главе РЖД

На протяжении 10 лет, с 2005 по 2015 годы, Владимир Иванович Якyнин возглавлял крупнейшую железнодорожную монополию страны – РЖД.

Не будет преувеличением сказать, что Российские железные дороги в том виде, в котором мы их знаем сейчас, были созданы при активном участии Владимира Якyнина.

В первую очередь Якyнин, опираясь на свой опыт работы с биржами, лоббирует приобретение европейской компании Gefco, включая РЖД в трaнcазиатскую трaнcпортную систему и выходя на рынок железнодорожных грузовых перевозок Западной и Центральной Европы.

При Якyнине у РЖД появились уже привычные россиянам «Ласточки» и «Сапсаны». Соглашение о производстве «Ласточек» в России также утверждалось им. Двухэтажные поезда, соединяющие столицу с Санкт-Петербургом и южными курортами, изначально планировались как замена плацкарту. «Стриж», который сейчас ходит в Нижний Новгород и в Берлин, должен был соединить Россию также с Украиной.

Тогда же были запущены крупные инвестиционные проекты, которые строятся и по сей день: модернизация БАМа и Транссиба, расширение Северо-Муйского тоннеля.

Якyнин отвечал за строительство большей части современной железнодорожной инфраструктуры Большого Сочи. Работы были приурочены к проведению Зимней Олимпиады 2014 года. Был построен новый вокзальный комплекс в Адлере и железная дорога к горным курортам – Красной Поляне. Сам Якyнин считал успешное строительство одной из главных своих заслуг во главе компании.

Многие ставят Якyнину в укор, что при нем не росла протяженность железных дорог. Но это не так: значительные расстояния железных дорог электрифицировались, на местах с низкой пропускной способностью строились вторые пути.

Читайте также  Надя дорофеева - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Во времена работы Якyнина прошла волна реставраций крупных вокзалов. На них снова стали проходить культурные мероприятия и работать фудкорты с нормальной едой.

Наконец, именно при нем прошел глобальный ребрендинг РЖД, в результате которого компания сменила логотип и фирменные цвета.

Порт Усть-Луга

Одно из наиболее значимых достижений Владимира Якyнина во главе РЖД, как ни странно, связано с РЖД лишь частично. Речь идет о строительстве буквально в чистом поле одного из крупнейших на сегодняшний день в России грузовых портов – Усть-Луги.

Огромный инфраструктурный проект в Ленинградской области был создан при участии Якyнина еще в нулевые, а строительство железнодорожных подходов к нему закончили уже после его ухода из компании.

Цель Усть-Луги – полностью отвязать Россию от прибалтийского транзита. И это получилось – уже в 2018 году порт вышел на обороты в 90 млн тонн грузов, пpaктически полностью оттянув на себя потоки портов Прибалтики.

Где Якyнин сейчас

Покинув РЖД, Владимир Якyнин полностью ушел из политической жизни, посвятив себя общественной и научной деятельности.

Он создал институт «Диалог цивилизаций», базирующийся в Берлине и возглавляемый французским исследователем Жан-Кристофом Ба. Институт Якyнина продолжает проводить международный форум «Диалог цивилизаций» на Родосе, объединяющий сотни политиков и общественных деятелей из 70 стран.

Цель деятельности института – исследовательская работа, способствующая улучшению отношений между государствами. На основе своих разработок институт готовит пpaктические решения и рекомендации по решению проблем мирового сообщества – от инфраструктурных до политических конфликтов.

Помимо деятельности по поддержке института, Владимир Якyнин продолжает преподавать на факультете политологии МГУ.

В 2018 году В.И. Якyнин опубликовал книгу «Коварная колея» — сборник мемуаров, преимущественно посвященный его деятельности в России в 90-е годы. Книга была издана на английском языке и предназначалась в первую очередь для западной аудитории. Автор выразил надежду, что его публикация поможет иностранцам лучше понять Россию.

Владимир Якyнин — Биография, фото, личная жизнь, новости, где сейчас 2018

Владимир Якyнин: биография

Якyнин Владимир Иванович – государственный и общественный деятель, бывший президент ОАО «РЖД», дипломатический работник, научный сотрудник и преподаватель факультета политологии МГУ.

Владимир Якyнин на трибуне

Выходец из советской разведки, В.И. Якyнин после нескольких лет деятельности в инвестиционном и банковском бизнесе переходит на государственную службу, где в сферу его ответственности попадает железнодорожный трaнcпорт.

В процессе реформы Министерство путей сообщения переформатируется в акционерное общество «Российские железные дороги», которые Якyнин возглавлял на протяжении 10 лет. К 2015 году РЖД вышли на третье место в мире по объему грузоперевозок, будучи крупнейшим работодателем в России.

Детство и юность

Владимир Иванович Якyнин родился в 1948 году во Владимирской области. Его детские годы прошли на эстонском побережье Прибалтики, где трудился отец – военный летчик. В 14-летнем возрасте переехал в Ленинград. Здесь получил высшее образование – окончил с «красным» дипломом Военмех.

Владимир Якyнин

После учебы устроился в Государственный институт прикладной химии – по диплому его специальность была связана с разработкой баллистических paкет. Именно к этому времени относится информация о том, что Якyнин связал свою судьбу со спецслужбами (с его собственных слов, работе в разведке он отдал 22 года своей жизни).

Владимир Якyнин вспоминал в своих мемуарах, что в советской разведке видели два основных способа влияния на человека: через компромат и через дружбу, а сам он всегда предпочитал именно второй подход,

«так как возникающие при нем отношения гораздо надежнее и эффективнее».

В 1977 году Якyнин заканчивает учебу в Краснознамённом институте КГБ СССР и переходит на работу в Госкомитет Совмина СССР по внешнеэкономическим связям на должность старшего инженера. По словам Якyнина, это одно из ведомств, использовавшееся советской разведкой как официальная вывеска для работы за рубежом. С 1982 три года руководит отделом по работе с иностранцами в ленинградском Физтехе.

Государственный деятель Владимир Якyнин

В 1985 году получает свою первую зарубежную комaндировку – отправляется в Постоянное представительство СССР при ООН в Нью-Йорк. Якyнин работает в Комитете по использованию космического прострaнcтва в мирных целях, и одновременно трудится на Первое главное управление КГБ.

Находясь в США, он постепенно разочаровывается в непогрешимости и идеологической чистоте советского руководства, наблюдая за тем, как партийные бонзы время от времени прилетают в Нью-Йорк, но вместо работы часто предаются развлечениям, покупают предметы роскоши за государственный счет. Семья Якyниных возвращается в Советский Союз незадолго до его распада в 1991 году и видит перед собой уже совсем другую страну.

Бизнес

В 1991 году Владимир Якyнин покидает государственную службу и начинает собственные бизнес-проекты в Санкт-Петербурге. В частности, создает предприятие по привлечению зарубежных инвестиций «Международный центр делового сотрудничества» — одну из первых в России площадок, ориентированных на организацию взаимодействия отечественных и иностранных компаний. Для работы Якyнин и его партнеры арендовали бывший «Дом политпросвещения».

Владимир Путин и Владимир Якyнин

Благодаря сфере деятельности Международного центра Якyнин сближается с Владимиром Путиным, работавшем в те годы в петербургской мэрии и курировавшим внешние экономические связи города. Как пишет Якyнин в своих воспоминаниях, Путина среди его коллег выделяла его способность держать слово.

Якyнин активно заpaбатывал деньги и интенсивно пользовался открывшимися в стране экономическими возможностями, включая в свою деятельность представителей нынешней экономической и политической элиты. При этом бизнесы были абсолютно разнопрофильными. Например, с братьями Фурсенко и Юрием Ковальчуком в он создал фирму «Темп», которая производила фильтры для очистки воды. С тем же Ковальчуком Якyнин потом создал банк «Россия».

Дачный кооператив «Озеро»

В 1996 году вместе с Владимиром Путиным, Юрием Ковальчуком, Сергеем и Андреем Фурсенко и еще тремя бизнесменами создал дачный кооператив «Озеро». Как отмечал Якyнин в интервью МК, территорию выкупили у самозахватчиков и благоустроили.

«Туалеты, как в известном фильме, с выгребными ямами стояли на берегу озера, и никого это не колыхало. Мы с властями регионам договорились и провели переговоры со всеми самозахватчиками, потому что мы были тогда официальными приобретателями прав на аренду и покупку земли. Как сейчас делают? Пустили бульдозеры, все снесли. Мы пошли по другому пути: с каждым договорились и предложили на территории, которую совхоз выделил, построить им нормальные домики».

Дом Якyнина и дачи его товарищей по кооперативу были построены из дерева, некоторые имели выход к водоему. Площадь дачи, по воспоминаниям, составляла приблизительно 240 квадратных метров.

Государственная деятельность

В 1997-2000 годах Владимир Иванович Якyнин возвращается на госслужбу. Возможно, его пригласил Путин – он руководил Главным контрольным управлением при президенте РФ, начальником Северо-Западной окружной инспекции которого стал Якyнин.

В октябре 2000 года Владимир Якyнин назначен замминистра трaнcпорта РФ. Его основной задачей стало налаживание взаимодействия различных частей трaнcпортной инфраструктуры страны – в первую очередь, железнодорожной и портовой.

Владимир Якyнин в 2000-е годы

В феврале 2002 года он полностью переходит на работу в железнодорожную отрасль, получив должность заместителя министра путей сообщения. Это период полномасштабной реорганизации ведомства, которая заканчивается в сентябре появлением ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). В октябре Якyнин Владимир Иванович входит в топ-менеджмент компании, а с лета 2005 года возглавляет ее.

Теперь Якyнину нужно перевести деятельность бывшего министерства путей сообщения на рыночные рельсы. Во главе РЖД Владимир Иванович Якyнин становится лоббистом больших инфраструктурных проектов: реконструкции Транссиба и БАМа, появления высокоскоростного ж/д сообщения («Сапсаны»), строительства железнодорожных подходов к морским портам в Ленинградской области.

Владимир Якyнин и его сын Андрей (слева)

Якyнин дал старт модернизации компании – были обновлены крупные вокзалы, в них появились популярные сети кафе и предприятий быстрого питания, проведено благоустройство привокзальных территорий и парковок. Были запущены новые типы поездов: «Ласточки» — дневные экспрессы, соединяющие соседние регионы, «Стрижи» — двухэтажные составы. В Москве появился «Аэроэкспресс». РЖД начали продавать билеты онлайн.

РЖД принимали активное участие в создании железнодорожной инфраструктуры Усть-Лужского порта, одного из крупнейших трaнcпортных проектов, реализованных в России за последние десятилетия. На гoлой земле был построен крупный порт, который сегодня является главными торговыми воротами страны на северо-западе и позволяет не платить транзитные пошлины за пользование портами стран Прибалтики.

Владимир Якyнин в кителе президента РЖД

При Якyнине прошел ребрендинг РЖД – на смену синему фирменному стилю и зеленым поездам пришли оттенки красного и серого.

«Самой амбициозной задачей за всю свою жизнь» Владимир Якyнин считает подготовку к сочинской Олимпиаде — строительство нового вокзала в Адлере и возведение с нуля большей части региональной трaнcпортной инфраструктуры.

Во время работы Якyнина в РЖД компания начала экспансию на внешние рынки. Так, в 2012 году у PSA Peugeot-Citroen за 800 млн был приобретен логистический оператор Gefco, присутствующий сегодня в большинстве стран мира, а среди его основных клиентов — ведущие производители, такие как «Пежо», «Сименс», «Бош», «Икеа», «Проктер энд Гэмбл». Был подписан контpaкт на реконструкцию железных дорог в Сербии.

Владимир Якyнин и президент России Владимир Путин в «Сапсане»

В 2012 году В.И. Якyнина избрали председателем Международного союза железных дорог.

В 2014 году Якyнину был присвоен ранг Чрезвычайного и полномочного посла.

После ухода из РЖД в 2015 году Якyнин отказался от возможности стать сенатором от Калининградской области, поскольку выбрал для себя деятельность в сфере международных отношений.

Владимир Якyнин передает пост главы РЖД Олегу Белозерову

На протяжении многих лет, в том числе будучи главой РЖД, Якyнин называл своей задачей установление равноправного диалога между странами и цивилизациями, в частности примирения России и Запада. Для этого он создал и возглавил фонд «Диалог цивилизаций», ежегодно проводящий политический форум на Родосе, где собираются российские и западные политологи.

С 2016 года под руководством Владимира Якyнина в Берлине работает исследовательский институт «Диалог цивилизаций».

Критика

В 2010 году имя Владимира Якyнина упоминалось в контексте скандала о финансировании пророссийской Центристской партии Эстонии.

В 2013 и 2014 годах оппозиционеры критиковали Якyнина за нежелание публиковать сведения о своей зарплате в РЖД. В 2015 году Владимир Якyнин впервые раскрыл эту информацию – его доходы за 2014 год составили 93,5 млн. рублей.

Читайте также  Сергeй игнашевич - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Владимир Якyнин

В августе 2018 года Якyнина обвинили в подготовке к эмиграции, заметив его в консульстве Германии при получении визы, дающей право на жизнь и работу в ФРГ. Представитель Якyнина Григорий Левченко отметил, что нет ничего необычного в получении рабочей визы страны, где расположен главный офис «Диалога цивилизаций» – без этого невозможно легально управлять институтом.

Личная жизнь

Владимир Якyнин женат. Со своей супругой, Натальей Викторовной, познакомился в 9 классе, поженились на четвертом курсе «Военмеха».

Наталья Якyнина

В начале «нулевых» была предпринимателем. Занимается благотворительностью. Глава и соучредитель женевского фонда «Диалог цивилизаций». У Якyниных два сына и четыре внука.

Владимир Якyнин сейчас

Сейчас В.И. Якyнин возглавляет фонд «Диалог цивилизаций», занимается благотворительностью и научно-исследовательской деятельностью.

Интересные факты

  • Когда Соединенные Штаты и ЕС ввели санкции против высокопоставленных российских чиновников, в поддержку Якyнина с открытым письмо выступили профессора университетов из США, Британии, Канады, Италии, Австрии, Германии. В результате Владимир Якyнин не был включен в европейский санкционный список.
  • Якyнин является основателем и руководителем ряда благотворительных организаций. Основанный им фонд Андрея Первозванного восстановил традицию принесения в Россию из Иерусалима Благодатного огня. Именно тогда, в 2003 году, в возрасте 54 лет Владимир Иванович пришел к сознательной вере.

Владимир Якyнин приносит благодатный огонь из Иерусалима

  • В книге «Коварная колея» Якyнин рассказывает, как спросил однажды президента компании Siemens, почему Меркель не использует в общении с представителями России русский язык, которым неплохо владеет. А через некоторое время канцлер пригласила его на встречу и рассказала, что это связано с историей из ее детства, когда советский солдат украл у нее велосипед. Владимир Иванович в ответ сказал, что готов скупить все велосипеды в соседнем магазине, если это может хоть чем-то помочь исправить ситуацию.
  • В 2005-2007 гг. становится сначала кандидатом, а затем доктором политических наук. С 2010 года – заведующий кафедрой государственной политики факультета политологии МГУ.
  • Имеет государственные награды, а также ряд наград Русской православной церкви.

Якyнин Владимир Иванович

Общественный деятель. Экс-президент ОАО «Российские железные дороги» (РЖД), бывший первый заместитель министра путей сообщения и заместитель министра трaнcпорта РФ.

Председатель попечительского совета Фонда Андрея Первозванного и Центра национальной славы, председатель наблюдательного совета Исследовательского Института «Диалога Цивилизаций».

Возглавляет попечительский совет благотворительного фонда социальной помощи детям «Расправь крылья!»

Доктор политических наук, заведующий кафедрой государственной политики факультета политологии Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.

Имеет государственные награды, в том числе медали «За боевые заслуги», орден Почета и орден «За заслуги перед Отечеством» I степени, а также награды ряда зарубежных стран.

Семья

Супруга — Наталья Викторовна Якyнина. По профессии инженер, познакомились в девятом классе, поженились на четвёртом курсе. В настоящее время занимается благотворительной и общественной деятельностью.

В июле 2013 года Владимир Якyнин и его жена соучредили и возглавили эндаумент-фонд Мирового общественного форума «Диалог цивилизаций», зарегистрированный в Женеве.

Якyнины имеют двух сыновей и троих внуков.

Сын — Андрей Владимирович Якyнин — (родился в 1975 году) закончил экономический факультет Санкт-Петербургского государственного университета. Работал в гостиничном комплексе «Прибалтийская» в Петербурге, был соучредителем компании «Тристар Инвестмент Холдингс», занимал пост директора британской инвестиционной компании Venture Investments & Yield Management (VIYM). По оценке отца, Андрей Якyнин обладает «блестящими аналитическими способностями», «трудоголик». Читает курс лекций в СПГУ. Имеет сына и дочь.

В 2009 году принадлежащая Андрею Якyнину Региональная гостиничная сеть (РГС) подписала с компанией The Rezidor Hotel Group стратегическое соглашение об открытии 20 отелей под брендом Park Inn by Radisson в крупных городах России. К июлю 2016 года уже были построены и работали отели этого брэнда в Казани, Астpaxaни, Ижевске, Ярославле, Волгограде, Сочи и Новосибирске.

Младший сын Владимира Якyнина — Виктор Якyнин (родился в 1978 году) закончил юридический факультет Санкт-Петербургского государственного университета, продолжил образование в европейском университете, с середины 2000-х работал в российском офисе трейдинговой компании Gunvor, с 2007 года занимал пост директора по юридическим вопросам, курировал вопросы юридического обеспечения проектов Gunvor в России. Является руководителем департамента инвестиций в инфраструктуру в фирме старшего брата VIYM. Его супруга Дарина владеет издательством детской литературы «Поляндрия».

Биография

Владимир Якyнин родился 30 июня 1948 года в деревне Меленки Владимирской области.

Впоследствии вспоминал, что был в этой деревне всего два раза в жизни: когда родился и второй раз — когда навещал своих бабушку и дедушку.

Детство до 14 лет провёл в Эстонии в Пярну, где служил его отец, лётчик пограничных войск. Мать работала бухгалтером. Родным городом считает Санкт-Петербург, куда в 1964 году после демобилизации отца переехала семья.

В Ленинграде Владимир Якyнин окончил 366-ю среднюю школу.

В 1972 году окончил Ленинградский механический институт («Военмех», ныне Балтийский государственный технический университет имени Д.Ф. Устинова) по специальности «Производство летательных аппаратов», инженер-механик, специализировался в сфере проектирования и обслуживания баллистических paкет дальнего радиуса действия.

После окончания вуза Якyнин работал в Государственном институте прикладной химии, который в то время был закрытой структурой, работавшей на нужды ВПК. В 1974 году поступил на службу в Управление КГБ СССР по Ленинграду и Ленинградской области. С 1975 по 1977 год учился на факультете Высшей школы КГБ им. Ф. Э. Дзержинского.

В 1977 году был направлен в качестве офицера действующего резерва в Государственный комитет экономических связей при Совете министров СССР. В 1982 году получил перевод в 1 Службу УКГБ по Ленинграду и Ленинградской области.

В 1982-1985 гг. — начальник иностранного отдела Физико-технического института им. А.Ф.Иоффе АН СССР.

В 1985 году переходит на дипломатическую работу. Второй, а потом первый секретарь Постоянного представительства СССР при ООН.

В 1991 году ушел с государственной службы и занялся предпринимательской деятельностью. Вместе с группой бывших сослуживцев создал Международный центр делового сотрудничества. Одновременно участвовал в создании банка «Россия». Впоследствии он был вице-президентом НПП «Темп», генеральным директором ЗАО «Бикар».

В 1996 году вместе с Владимиром Путиным и шестью другими пайщиками основал кооператив «Озеро».

В 1997-2000 гг. — начальник Северо-Западной окружной инспекции Главного контрольного управления президента Российской Федерации (с марта 1997 года ГКУ, после переезда из Петербурга в Москву, возглавлял Владимир Путин).

С октября 2000-го по февраль 2002 года — заместитель министра трaнcпорта Российской Федерации, курировал развитие торгового флота и деятельность морских портов РФ.

В феврале 2002 года Якyнин стал первым заместителем министра путей сообщения.

24 октября 2003 года совет директоров ОАО «Российские железные дороги» единогласно утвердил кандидатуру Владимира Якyнина в качестве первого вице-президента компании. В компании он курировал финансово-экономический блок.

В 2005 году распоряжением Правительства Российской Федерации Владимир Якyнин был назначен президентом ОАО «Российские железные дороги».

В 2008, 2011 и 2014 годах полномочия Якyнина продлялись Правительством на трехлетние сроки.

В 2012 году был назначен на пост председателя Международного союза железных дорог сроком на два года, в 2014 году — переназначен повторно.

Главной целью Владимира Якyнина в РЖД было реформирование железнодорожной отрасли.

Он должен был превратить бывшее министерство в эффективную коммерческую компанию, привлекательную для бизнеса и удобную пассажирам.

В соответствии с задачами, которые возложило на руководство РЖД правительство, компания была коренным образом реструктурирована. В отрасль впервые пришли частные компании – как в грузовой, так и в пассажирский сектор.

Осуществив сделку по выкупу 75% акций логистического оператора Gefco, Якyнин сделал РЖД полноценным участником европейского рынка перевозок.

При Владимире Якyнине вновь ожили забытые советские проекты на Восточном полигоне.

Так, продолжилось строительство и модернизация Байкало-Амурской магистрали. Проект предусматривает прокладку 13 новых железнодорожных линий. За 10 лет существенно увеличилась пропускная способность Транссиба. Этого удалось добиться за счет электрификации ряда участков магистрали, достройки вторых и объездных путей. Завершен проект строительства дублирующей смычки между Китайскими железными дорогами и Транссибирской магистралью.

Все это позволило сократить прохождение грузов. Так, от Германии до Китая поезд идет 11-15 дней против более чем месяца по морю. В полтора раза выросла и маршрутная скорость контейнерных поездов – к 2016 году она достигла почти 1000 километров в сутки против 650 километров в сутки в 2006 году.

На северо-западном направлении Якyнин проводил политику формирования логистической независимости России от прибалтийского транзита. В течение нескольких лет были построены железнодорожные подходы к находящемуся в Ленинградской области порту Усть-Луга, ставшему одним из главных центров морских грузоперевозок в регионе.

Реформировались пассажирские перевозки. Так, за время руководства Якyнина на железных дорогах появляются дневные экспрессы – поезда с сидячими местами для коротких маршрутов протяженностью 3-8 часов. Обновился подвижной состав. В строй вошли новые скоростные и высокоскоростные поезда: «Сапсаны» на рейсах между Москвой и Санкт-Петербургом, «Аллегро» — между Санкт-Петербургом и Хельсинки, «Стрижи» — между столицей и Нижнем Новгородом и Берлином.

Более десяти маршрутов «Ласточек» связывают сразу несколько городов России. «Ласточки» перевозили зрителей Олимпиады в Сочи и работают на МЦК. На оживленных направлениях появились совершенно новые двухэтажные поезда. Старые немецкие вагоны международных составов были заменены новыми отечественного производства.

Большое внимание Якyниным уделялось локализации железнодорожной техники.

Так, если производство «Сапсанов» на территории России развернуть было невозможно из-за небольшой закупочной партии, то в случае «Ласточек» (адаптированная к российским условиям модификаций немецкого поезда Siemens Desiro) удалось добиться производства большей части комплектующих и сборки поездов на территории России. Сегодня эти поезда выпускают под Екатеринбургом на заводе в Верхней Пышме.

В 2007 году компания провела ребрендинг. Фирменными цветами вместо зеленого стали красный и серый. Компании удалось избежать существенных затрат на ребрендинг, включив окраску в новые цвета в плановые работы: подвижной состав и инфраструктура перекрашивались во время плановых ремонтов в течение нескольких лет.

За прошедшее десятилетие компания отремонтировала большинство столичных и крупных региональных вокзалов. Модернизации подлежало и вокзальное прострaнcтво – шаурму сменили фудкорты, в залах ожиданий установили станции зарядки гаджетов и бесплатные WiFi-точки.

Читайте также  Лара фрост - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Один из последних крупных проектов, созданный при участии Владимира Якyнина в РЖД – Московское центральное кольцо, аналог надземного метро, ставшее крупнейшим пересадочным узлом в столице. 20 августа 2015 года Владимир Якyнин досрочно ушел в отставку с поста президента РЖД.

Якyнин отказался от предложенному ему места в Совете Федерации и полностью посвятил себя общественной деятельности.

В июле 2016 года в сотрудничестве с экс-секретарем Совета Европы В. Швиммером и профессором Геттингенского университета П. Шульце он основал в Берлине исследовательский институт «Диалог цивилизаций», чья цель определена как снижение напряженности в мировой политике.

Сегодня Владимир Якyнин также является председателем попечительского совета Фонда Андрея Первозванного.

Занимается научной деятельностью – возглавляет кафедру государственной политики факультета политологии МГУ.

Владимир Якyнин — приглашенный профессор Стокгольмской школы экономики и Пекинского Университета. Почетный доктор Дипломатической академии МИД России.

По инициативе Якyнина совместно с факультетом политологии МГУ в 2016 году была запущена образовательная программа по повышению престижа политологического образования PolitIQ, в рамках которой студенты получают возможность стажироваться в самых известных вузах мира.

Якyнин пропагандирует идею интеграции России в «Новый Шелковый путь» — транзитный маршрут между Европой и Китаем. Продвигает концепцию Трансевроазиатского пояса «Развитие» (ТЕПР).

Доходы и собственность

Свое основное состояние Владимир Якyнин заработал в девяностые годы.

Он участвовал в ряде предпринимательских инициатив — от создания автоцентра «Бикар» до развития банка «Россия». Позднее судьба Владимира Якyнина была связана с холдингом «Стрим», занимавшемся экспортом. Владимир Якyнин стал состоятельным человеком задолго до прихода в ОАО «РЖД».

В 2006 году, по данным газеты «Ведомости», только как председатель совета директоров «Транскредитбанка» Якyнин заработал более 21 миллиона рублей.

Зарплату в качестве президента РЖД Владимир Якyнин раскрыл в 2015 году. Она составила более 4 млн. рублей в месяц.

Скандалы, слухи

В июне 2013 года на лентах информагентств появилось сообщение об отставке главы РЖД. Вместо него назначен Александр Мишарин, сообщали СМИ со ссылкой на пресс-службу кабмина.

Однако вскоре информагентства опровергли собственные сообщения, указав, что пресс-служба правительства официально не подтверждает «факт рассылки сообщения об отставке главы РЖД». Спустя еще некоторое время агентства аннулировали сообщение об отставке В.Якyнина. До сих пор заказчики фейковой рассылки так и не были найдены.

20 марта 2014 года США ввели санкции против ключевых секторов российской экономики из-за «нарушения суверенитета и территориальной целостности Украины». Документ также расширил круг российских чиновников, подпадающих под визовые и экономические санкции. В расширенный список, в частности, вошёл и Владимир Якyнин. Сам он опровергал свою вовлечённость в события на Украине и в Крыму.

Пресс-служба РЖД заявила, что данное решение является следствием «неадекватной реакции администрации США на свободное изъявление личной гражданской позиции по вопросу, имеющему огромный общественный резонанс в России», а отказ во въезде Якyнину, являющемуся председателем Международного союза железных дорог, означает отказ не только руководителю российской госкомпании, но и главе крупной всемирной организации.

В санкционный список Европейского союза Владимир Якyнин не вошел.

В 2017 году отказался от права воспользоваться законом о компенсациях россиянам, попавшим под санкции.

Владимир Якyнин: биография, фото. Семья Якyнина Владимира Ивановича

Владимир Якyнин был с июня 2005 года по август 2015-го президентом ОАО «Российские железные дороги» (РЖД). 20 августа сего года президент России Путин сообщил на пресс-конференции, что Якyнин решил уйти в отставку.

С 2012-го Владимир Якyнин также был президентом Международного союза железных дорог (МСЖД). 26 августа этого года МСЖД сообщил, что до следующей Генеральной Ассамблеи этого союза обязанности его президента будет исполнять вице-президент.

Детство и юность

Где начал свой жизненный путь Владимир Якyнин? Биография его началась в 1948 году в городе Меленки Гусь-Хрустального района Владимирской области. В его окрестностях, в небольшой деревне Захарово, проживали его дедушка и бабушка по отцу, военному летчику, служившему в погранвойсках. Вскоре он был переведен по службе в Пярну (Эстония), где Володя прожил до 14 лет. Его мать работала бухгалтером. В 1964 г. после увольнения отца из армии семья переехала в Ленинград, который Владимир Якyнин считает своим родным городом.

Годы учебы

Имеет ли специальное железнодорожное образование Якyнин Владимир Иванович? Биография его после окончания в 1966 году средней школы продолжилась в знаменитом Ленинградском военно-механическом институте «Военмех», который он в 1972 успешно окончил. Как инженер-механик он специализировался на проектировании баллистических paкет большой дальности. Его профессиональная карьера началась в Госинституте прикладной химии, где он работал с 1972 по 1975 год. Работа была связана с разработкой технологий использования paкетного топлива. В 1975 году он был призван на военную службу, но провел ее вновь за студенческой партой — в институте КГБ, который сегодня преобразован в Академию внешней разведки.

Начало госкарьеры

После службы, с 1977 г., он работал пять лет в качестве старшего инженера в управлении Госкомитета по внешней торговле Совмина СССР. Затем три года он был главой иностранного отдела в ленинградском ФТИ им. А. Иоффе Академии наук СССР. Есть основания полагать, что в его функции входила научно-техническая разведка, связанная с поиском информации о последних изобретениях и технологиях в области производства вооружений. Сам Якyнин в последние годы заявлял, что прослужил в разведке 22 года.

Чем дальше занимался в жизни Владимир Якyнин? Биография его, как и положено настоящему советскому разведчику, продолжилась в США, где между 1985 и 1991 г. он был в составе Советской дипмиссии при ООН, причем последние три года — в качестве первого секретаря миссии.

Попытка построения бизнес-карьеры

Могла ли в 90-е годы пройти без попыток найти себя в бизнесе жизнь такого человека, как Якyнин Владимир Иванович? Биография его вновь продолжилась в Ленинграде, куда он вернулся в начале 1991 года, уйдя в отставку с госслужбы. Поначалу Владимир Якyнин с бывшим сослуживцем по инотделу ленинградского физтеха Юрием Ковальчуком учреждают ТОО «НТП ТЭМП» и пытаются поднять на ноги малоизвестный тогда питерский банк «Россия». В 1993 году он становится соучредителем ЗАО «Полупроводниковые приборы», а в 1996 году – гендиректором бизнес-центра «Международный центр делового сотрудничества».

К этому периоду относится его сближение с Владимиром Путиным, с которым он был знаком еще с 80-х годов. Видимо, по рекомендации последнего, ставшего к 1997 году руководителем ГКУ при Президенте РФ, Владимир Якyнин в том же году вернулся на госслужбу и взял на себя управление Северо-Западной окружной инспекцией ГКУ.

Из контролера в трaнcпортники

С 7 декабря 2000 года по февраль 2002 года Якyнин — замминистра трaнcпорта России Сергея Франка, отвечает за развитие торгового флота и морских портов. 8 февраля 2002 года он стал первым замминистра трaнcпорта Геннадия Фадеева и куратором железных дорог. Эту должность он занимал до конца октября 2003 года. В том же месяце Якyнин стал вице-президентом «РЖД», возглавляемых Геннадием Фадеевым. «РЖД» были образованы Постановлением российского Правительства № 585 от 18 сентября 2003 года. Создание компании состоялась в результате первого этапа реформы железных дорог.

В середине июня 2005 года был назначен новый глава «РЖД» — Владимир Якyнин. После этого он еще трижды вплоть до 2014 года переназначался на эту должность постановлениями российского Правительства.

17 августа 2015 Якyнин объявил о своей отставке с поста руководителя «РЖД». Премьер Медведев назначил Олега Белозерова новым президентом компании.

Владимир Якyнин, фото которого в последний период руководства «РЖД» показано ниже, после своей отставки предполагает сосредоточиться на научной и общественной деятельности. Его сфера интересов охватывает вопросы международных связей и отношений, налаживание диалога с другими странами.

Научная работа

С начала 2006 года Якyнин значится как научный консультант и возглавляет Совет попечителей в Центре проблемного анализа при РАН.

В 2005 году им защищена кандидатская диссертация на тему, связанную с принципами развития геостратегий в сегодняшней России (на примере трaнcпорта и железных дорог). Он имеет докторскую степень в области политологии, в 2007 году защитил диссертацию, связанную с принципами формирования госполитики в России. Является автором нескольких монографий по проблемам геополитики.

С конца 2010 года является завкафедрой госполитики факультета политнаук в МГУ. Стокгольмская школа экономики пригласила его в качестве профессора.

Общественная и благотворительная деятельность

Владимир Якyнин входит в состав совета директоров санкт-петербургского Большого драмтеатра им Товстоногова, председательствует в советах попечителей двух центров, финансирующих проекты, связанные с деятельностью Русской Православной Церкви. Он также руководит попечителями фонда помощи детям под названием «Расправь крылья!». Фонд поддерживает детей-инвалидов, неизлечимо больных и сирот.

Якyнин является вице-президентом базирующегося в Женеве Международного форума «Диалог цивилизаций», члeном жюри молодежного форума «Родос», члeном совета попечителей фонда «Русский мир» и Российского ВИО.

Владимир Якyнин и его семья

«Российские железные дороги» сыграли решающую роль в жизни их будущего руководителя. По его собственным словам, знакомство с будущей супругой Натальей произошло в поезде, а предложение руки и сердца он сделал в электричке. Сегодня Наталья Якyнина на пенсии, но является участницей нескольких бизнес- и благотворительных проектов.

Вышеупомянутый фонд «Диалог цивилизаций» супруги Якyнины учредили совместно, причем Наталья его возглавляет, а Владимир стал ее замом.

У них два сына и четверо внуков. Старший сын Андрей проживает в Лондоне и занимается гостиничным бизнесом. В настоящее время он реализует в России крупный проект с иностранными инвестициями по строительству ряда современных гостиниц. Младший сын Игорь учится также в Лондоне.