Галина Волчек – биография и личная жизнь, спектакли худрука Современника и фильмы с ее участием
Биография
Галину Волчек в театральной среде называют «Железная леди». Ее уважают, боготворят и боятся. За десятки лет работы в ипостаси актрисы и режиссера она сделала очень много для развития культуры и театрального искусства. А в душе осталась тонкой и ранимой женщиной, так и не встретившей своего Принца на белом коне.
Девчонка с книжкой
Галина появилась на свет в семье, в которой вся жизнь крутилась вокруг сцены и кино. Мама дeвoчки – Вера Маймина – писала киносценарии, а отец – Борис Волчек – известный советский оператор и кинорежиссер, снявший фильмы «Ленин в Октябре», «Тринадцать», «Пышка».
Галя рано научилась читать, и все ее детство пролетело с книгами в руках. В школе это приносило свои плоды – Волчек всегда была среди лучших учениц в классе. Родители поощряли такое увлечение, а папа и вовсе уговаривал дочь поступать в Литературный институт, единое в СССР учебное заведение, где учили стать писателем.
Однако Галина, буквально с пеленок впитавшая в себя азы актерско-режиссерского ремесла, выбрала для себя другой институт. Она поступила в Школу-студию МХАТ, которую окончила в 1955 году.
Весь мир – театр, а Волчек – режиссер
С актерским дипломом Галина Волчек не стала обхаживать столичные театры, чтобы устроиться на службу, а отважилась на более решительный шаг. Вместе с коллегами по профессии Евгением Евстигнеевым, Олегом Ефремовым, Олегом Табаковым, Лилией Толмачевой, Игорем Квашой она становится у истоков «Студии молодых актеров», которая выросла со временем в московский театр «Современник».
До конца 50-х годов прошлого века Галина Волчек играла на сцене в постановках:
- «Вечно живые»;
- «В поисках радости»;
- «Взломщики тишины»;
- «Пять вечеров»;
- «Два цвета»;
- «Третье желание»;
- «Голый король».
С 1962 года она стала совмещать актерскую игру и режиссуру. Как театральная актриса выходила на сцену в постановках «Назначение», «Всегда в продаже», «Народовольцы», «Ревизор». Из зрительского зала наблюдала за техникой актерской труппы в спектаклях «Двое на качелях», «Обыкновенная история», «На дне», «Свой остров», «Вишневый сад», «Три сестры».
В 1984 году Галина Борисовна в последний раз вышла на театральную сцену, сыграв Марту в спектакле «Кто боится Вирджинии Вульф». Затем сосредоточилась исключительно на режиссерской работе. Поставила «Плаху», «Крутой маршрут», «Анфису», «Титул», «Пигмалиона», «Мурлин Мурло» и множество других спектаклей. В конце 80-х годов Волчек стала художественным руководителем театра.
Помимо работы в «Современнике», Галина Волчек неоднократно ставила спектакли в театрах за рубежом. Передавала опыт русского психологического театра актерам в Германии, в США, в Венгрии, в Польше, в Финляндии, в Ирландии. Прочитала курс лекций и провела пpaктические занятия в театральном университете Нью-Йорка.
Деятельность актрисы и режиссера заслужили не только любовь у зрителей, но и уважение со стороны государства. Галина Волчек – лауреат нескольких орденов «За заслуги перед Отечеством», обладательница престижных премий.
В 2015 году Галина Борисовна еще раз поставила пьесу «Двое на качелях». Многие театральные критики увидели в этом символический знак – Волчек завершила некий круг в искусстве, вернувшись к тому, с чего начинала свой режиссерский путь. Спектакль авторства Уильяма Гибсона стал пока последней работой Галины Борисовны.
Фильм, фильм, фильм
На счету Галины Волчек почти семь десятков игровых кинофильмов. В большинстве из них актриса задействована во второплановых ролях, однако без ее участия не обошлись съемки таких культовых советских картин, как:
- «Дон Кихот» (женщина на постоялом дворе) ;
- «Берегись автомобиля» (покупательница в магазине) ;
- «Король Лир» (Регана) ;
- «Осенний марафон» (Варвара).
Снималась Галина Борисовна и в главных ролях. В детективе «Свой» она воплотилась в образ Зои Мамоновой, а в комедии «Маяковский смеется» предстала перед зрителями в образе актрисы-халтурщицы.
Последним фильмом с участием Галины Волчек стала драма «Таинственная страсть», вышедшая на экраны в 2015 году. Несмотря на то, что все герои сериала носят вымешленные имена, в нем четко прослеживаются биографии Евгения Евтушенко, Роберта Рождественского, Булата Окуджавы, Андрея Вознесенского, Владимира Высоцкого, Беллы Ахмадулиной и других творческих личностей, живших во времена цензуры и партийной диктатуры. Галина Волчек в этом проекте сыграла саму себя – режиссера театра «Современник».
Проработав бок-о-бок со многими культовыми отечественными артистами, Галина Борисовна выступила рассказчицей во многих документальных фильмах, посвященных жизни, творчеству и судьбе Олега Ефремова, Ирины Скобцевой, Юрия Богатырева, Михаила Ульянова, Евгения Евстигнеева, Михаила Козакова, Константина Райкина, Лидии Смирновой, Елены Яковлевой, Андрея Мягкова, Игоря Кваши, Сергея Гармаша, Олега Янковского.
Две любви и одно недоразумение
Личная жизнь Галина Борисовны состоит из трех эпизодов, или, как говорит она сама: «было две любви и одно недоразумение». Первым мужем Галины Волчек был Евгений Евстигнеев, выдающийся актер. Вместе они прожили девять лет. В этом бpaке на свет появился единственный сын актрисы и режиссера – Денис. Но даже ради общего ребенка две звезды отечественного театра и кино не смогли ужиться под одной крышей. Галина Борисовна утверждает, что она сама выступила инициатором развода.
Вторым супругом Галины Борисовны стал Марк Абелев, доктор технических наук, ученый, профессор МИСИ. Однако и этот союз оказался недолгим. Третий бpaк, о котором Галина Волчек и вовсе вспоминать не хочет, продлился десять лет. Поняв, что работу в театре и семейные отношения соединить не удается, Галина Борисовна сосредоточилась только на профессии.
Интересные заметки: Самые красивые турецкие актеры Скандальные расставания звезд с продюсерами Поздние дети в российских звездных семьях Крепкие бpaки знаменитостейКогда у Галины Волчек спрашивают, есть ли у нее какое-то хобби, она отвечает: «Делать звезд». За годы работы в театре она открыла миру немало артистов. Но если говорить о том, чем Галина Борисовна занята на досуге, то многие годы она сама моделировала себе одежду, и все ее наряды являлись авторскими.
Последние годы у Галины Борисовны стали сказываться проблемы со здоровьем. Она часто оказывается в больницах, а передвигаться может только при помощи инвалидной коляски. Что ее беспокоит, говорить не хочет. В прессе по этому поводу бытуют разные мнения. Согласно одной теории, Галина Борисовна уже не может ходить самостоятельно, согласно второй – просто старается не нагружать себя слишком сильно.
Даже в инвалидной коляске Галина Борисовна часто появляется на творческих вечерах, посещает торжественные мероприятия и встречается с друзьями.
О жизни и творчестве Галины Борисовны написано и издано две биографических книги. Марина Райкина выпустила в свет издание «Галина Волчек. Сама по себе», а Глеб Скороходов написал «Галина Волчек. В зеркале нелепом и трагическом».