Родион Щедрин — биография знаменитости, личная жизнь, дети
Родион Щедрин: жена и дети. Личная жизнь, краткая биография
- Жена Родиона Щедрина
- Личная жизнь Родиона Щедрина
- Краткая биография Родиона Щедрина
Советский композитор и пианист, замечательный педагог, Родион Константинович Щедрин воспитал не одно поколение известных музыкантов. Им создано множество произведений, среди которых пять балетов, первый — «Конёк-Горбунок», поставленный на сцене Большого театра в 1960, и послуживший основой для близкого знакомства с Майей Плисецкой. Он написал 14 замечательных концертов, 3 симфонии, 7 опер и другие музыкальные произведения. Зрители полюбили его камерную музыку, вокальные композиции и музыку, написанную для театра и кино. Роль вдохновителя и музы взяла на себя жена Родиона Щедрина — несравненная Майя Плисецкая.
Жена Родиона Щедрина
Женой Родиона Щедрина стала выдающаяся балерина, народная артистка нашей страны, Майя Михайловна Плисецкая (20.11.1925 г., Москва, Россия — 02.05.2015 г., Мюнхен, Германия) — хореограф-постановщик, а также балетмейстер и киноактриса. Выросшая в знаменитой театральной семье, она была яркой продолжательницей династии Мессерер—Плисецких. Герой соцтруда, она с 1948 по 1990, являлась прима-балериной Большого театра.
На фото: Родион Щедрин и Майя Плесецкая
Знакомство Майи Плисецкой и Родиона Щедрина состоялось в 1958, когда они были на встрече у Лили Брик, посвященной поэту-футуристу Владимиру Маяковскому. Композитор тогда работал над созданием музыки к пьесе «Они знали Маяковского». После окончания творческой встречи Щедрин отвез гостей по домам на своем автомобиле. В дороге они много говорили о музыке и Майя Михайловна попросила композитора дать ей ноты к музыке из кинофильма «Огни рампы».
Для Родиона это был шанс встретиться снова с танцовщицей из Большого театра. Следующая их встреча состоялась в театре, где Щедрин, написавший музыку к балету «Конёк-Горбунок», присутствовал на репетиции. Главную партию исполняла Майя Плисецкая. Совместное творчество сблизило талантливых артистов. Свой гражданский бpaк знаменитые артисты решили не регистрировать. Им было хорошо вместе, и они поехали отдыхать в Карелию.
Свое путешествие Родион и Майя продолжили, отправившись на автомобиле в Сочи, где и произошло знаковое событие, которое привело их в ЗАГС. Казус случился в гостинице, когда сотрудники не позволили влюбленным поселиться в одном номере, так как официально они не были зарегистрированы. Тогда Родион Щедрин сделал Майе Михайловне предложение. Случилось это в 1958. С тех пор супруги больше никогда не расставались.
Регистрация бpaка композитора и балерины состоялась по месту их жительства, в Москве, сразу же после возвращения из Сочи. Для Родиона Щедрина Майя стала единственной любовью всей его жизни. Вместе они прожили 57 лет. Личная жизнь двух выдающихся людей — образец для подражания: взаимная поддержка и творческое взаимодействие могут служить примером для многих поколений. Именно для Майи, вдохновленный ее талантом и неиссякаемым творческим потенциалом, создавал свою музыку Родион Щедрин.
Танцевальная карьера выдающейся балерины продлилась 57 лет. Она танцевала под музыку своего мужа и в 50, и в 60 лет. Уйти из театра Плесецкая вынуждена была в 65, из-за расхождения во взглядах с главным режиссером театра, которые преследовали ее на протяжении всей творческой карьеры. Детей у супругов не было, великая танцовщица не скрывала, что предпочла карьеру пеленкам: «Танцевать или детей нянчить — я выбрала 1-е». Ученики Майи Плисецкой относились к ней как к матери, с уважением и любовью.
В 2015 Плисецкая умерла, не дожив двух месяцев до своего девяностолетия. Причиной cмepти великой танцовщицы стал инфаркт миокарда. Для Родиона Щедрина уход из жизни дорогого человека стал страшной трагедией, тем более что все случилось внезапно… Хотя причина cмepти знаменитой балерины была вполне ожидаемой, Майя Плисецкая, благодаря стараниям немецких врачей, чувствовала себя нормально.
Личная жизнь Родиона Щедрина
В личной жизни выдающегося композитора и музыканта были только две женщины, которые оказали значительное влияние на творческую биографию Родиона Щедрина. Это его мама — Конкордия Ивановна Щедрина, и жена — Майя Плисецкая. Для своей любимой жены он создавал выдающиеся произведения и дарил их вместе с букетами цветов: «Анна Каренина» и «Чайка», «Кармен-сюита» и «Дама с собачкой». Однако мало кто знает, насколько ревностно его мама относилась к личной жизни Родиона Щедрина, о чем он упоминает в своей краткой биографии, написанной после cмepти матери.
Детей Родиону Щедрину супруга так и не подарила, считая невозможным оставить сцену даже на один год. Кроме того, после родов меняется фигура у женщины, чего так боялась Майя Плисецкая. Многие ее коллеги после рождения детей не могли продолжать свои выступления на сцене, чего категорически не допускала жена Родиона Щедрина. Ее беспокойство по поводу рождения детей Родион Щедрин полностью разделял, и рад любви к своей супруге решил от детей отказаться.
Краткая биография Родиона Щедрина
Родион Щедрин (род. 16.12.1932 г., Москва, СССР) вырос в дружной семье. Его отец — Константин Михайлович профессионально занимался музыкой. Мама — Конкордия Ивановна работала в Большом театре экономистом. У Константина Щедрина был уникальный слух, он, однажды услышав музыку, мог безошибочно её воспроизвести. Актриса В. Пашенная, оказавшаяся случайно свидетелем его выступления, на собственные деньги отправила музыканта учиться в Московскую консерваторию.
Родион Щедрин с отцом
Война внесла коррективы в биографию Родиона Щедрина. Перед эвакуацией семья Щедриных переехала в Куйбышев, где он впервые встретился с композитором Дмитрием Шостаковичем. Родион два раза убегал из дома на фронт, поэтому родители отправили его учиться в Ленинградское Нахимовское училище. Именно там он понял, что главным его занятием должна быть музыка. С 1950 по 1955 он обучался в Консерватории сразу на двух факультетах: музыкальная композиция и фортепиано.
Будучи студентом четвертого курса Консерватории, он сочинил свой знаменитый Первый концерт, содержащий народные мотивы, который назывался «Озорные частушки». Свое произведение он исполнил на пленуме Центрального Комитета партии, после чего Родион Щедрин стал члeном Союза композиторов. То был величайший творческий прорыв молодого, талантливого пианиста и композитора. После учебы в Консерватории Щедрин продолжил свое образование в аспирантуре.
Творческие достижения величайшего музыканта современности отмечены многими государственными наградами, среди которых Ордена «За заслуги перед Отечеством» II, III, IV ст., а также Орден Ленина, Трудового Красного Знамени и «Знак Почёта». Композитор Щедрин отмечен как почётный профессор Музыкальных консерваторий в городах: Москва, Санкт-Петербург, Пекин, а также в МГУ им. М. В. Ломоносова. В 1970 Щедрин был удостоен звания Заслуженного деятеля искусств РСФСР, а в 1981 ему присвоено звание Народного артиста Советского Союза.
Сегодня Родион Щедрин отмечает свое 87-летие. Поклонники величайшего русского композитора интересуются где сейчас живет Родион Константинович, и каковы его творческие планы. Знаменитый композитор по-прежнему пишет музыку. К своему Дню рождения подарил миру «Сочинение для хора. А капелла». Сейчас маэстро проживает в Германии, новых контpaктов известный композитор не заключает, но признается, что количество предложений превосходит его возможности.
Родион Щедрин
Биография
Свою жизнь Родион Щедрин посвятил продвижению музыки в массы. Чтобы сыграть его произведения, оркестры и дирижеры выстраиваются в очередь, опубликовать партитуры сочтет за честь любое издательство. Родиона Константиновича именуют классиком при жизни, а выполненные им оркестровки – гениальными хитами с минимальным набором средств при максимальной выразительности.
Детство и юность
Родион Щедрин – москвич, родился в декабре 1932 года, в один день с Бетховеном. Музыка окружала мальчика с раннего возраста. Отец Константин Михайлович закончил духовную семинарию, любил петь и обладал абсолютным слухом.
Композитор Родион Щедрин
Благодаря Вере Пашенной он не стал священником, как дед, а отучился в Московской консерватории. Мать Конкордия Ивановна, хотя и не имела специального образования, музыку любила. Бабушка — выпускница Смольного института, что тоже предполагало умение играть на музыкальных инструментах.
Учебе Родиона в школе при консерватории помешала война. Мальчик два раза пытался бежать на фронт, и оба раза дядя, высокопоставленный чиновник, помогал вернуть беглеца. Затем другой брат матери вывез семью в эвакуацию в Куйбышев, где работал помощником у Дмитрия Шостаковича. Композитор помнил, что побывал на генеральной репетиции его Седьмой симфонии.
Родион Щедрин в детстве
Чтобы хоть как-то умерить пыл и шалости, родители вознамерились отдать ребенка в Нахимовское училище. Но когда отца позвали преподавать в хоровое училище Александра Свешникова, Щедрин-старший устроил туда и сына. Образование, полученное в этом учебном заведении, оказалось настолько всеобъемлющим, что к его окончанию у Родиона имелась программа как у выступающего пианиста.
В консерватории Щедрин учился на двух факультетах – фортепианном и композиторском, у профессоров Якова Флиера и Юрия Шапорина. Родион прекрасно играл на фортепиано, и в какой-то момент исполнительство захватило настолько, что Щедрин решил, что больше сочинять музыку не будет. К счастью, отговорили.
Родион Щедрин в молодости
В область интересов попали не только Шопен, Бах и Рахманинов, но и народный фольклор. У Родиона, как ни у кого, получалось гармонично вплетать этнические элементы в общую композицию. Первый концерт для оркестра, написанный в 1963 году, Щедрин назвал «Озорные частушки».
На 4 курсе Родиона включили в Союз композиторов. Позднее, став его руководителем, стремился следовать принципам прежнего, Дмитрия Шостаковича, – помогать коллеге-музыканту в чем только можно.
Концерт Родиона Щедрина «Озорные частушки»
Творческая биография самого Щедрина складывалась довольно счастливо. Родион Константинович говорил, что при советской власти подавляющему большинству композиторов грех было жаловаться.
Творчество
Смелость творчества Щедрина обусловлена тем, что он — представитель поколения шестидесятников, времени, когда отвергались догмы и во главу угла ставилась индивидуальность. Собственное высказывание о том, что музыка всегда должна оставаться музыкой, композитор подкреплял тем, что не пытался прогнуться под мнение критиков и «что-то там подправить». А последние 20 лет, по собственному признанию, Родион Константинович вообще перестал читать рецензии.
Композитор Родион Щедрин
Щедрин любит писать по мотивам русской классики, считает, что нет смысла ходить проторенными тропами и искать «больше того, что написано великими людьми на материнском языке». Своей музыкой Родион давно снял вопрос о национальности, ведь русское —
«это уже моя данность, моя культура, язык, ментальность, мои предки, мои истоки».
Опера как жанр – вечна. Таково мнение Родиона Щедрина. Композитор писал не только музыку, но и либретто. С первой оперой, «Не только любовь», помог муж Лили Брик – Василий Катанян. Премьера прошла в Большом театре, за дирижерским пультом стоял Евгений Светланов, а главную партию исполняла Ирина Архипова. Позднее постановки осуществляли Борис Покровский и Юрий Александров.
Сюита к балету Родиона Щедрина «Кармен». Танцует Майя Плисецкая
Затем из-под пера Щедрина вышли «Боярыня Морозова», «Рождественская сказка», «Левша». Последняя, к слову, написана специально для Валерия Гергиева и Мариинского театра. «Очарованного странника» Родион Константинович посвятил американскому виртуозу, обладателю трех «Грэмми» Лорину Маазелю. Первой постановкой «Лолиты» дирижировал Мстислав Ростропович.
Есть в копилке маэстро и вокальные произведения. Среди них — шесть хоров из «Евгения Онегина» Пушкина, акапельные сочинения на стихи Александра Твардовского и Андрея Вознесенского.
Музыка Родиона Щедрина к фильму «Анна Каренина»
Щедрин не запирается в рамках академизма. Композитор написал музыку для трех кинофильмов Александра Зархи – «Анна Каренина» с Татьяной Самойловой и Василием Лановым, «Люди на мосту» с Василием Меркурьевым, а слова «Не кочегары мы, не плотники» из «Высоты» напевали по всему Союзу. Творчество Родиона Константиновича пришлось по душе режиссерам Юрию Райзману и Сергею Юткевичу. Прозвучали щедринские произведения и в классике советской мультипликации «Петушок-золотой гребешок» и «Колобок».
Личная жизнь
Вряд ли найдется такой человек, который бы не знал, что на протяжении 57 лет женой Родиона Щедрина была сама Майя Плисецкая, эпоха в балете. Для любимой женщины композитор писал шедевры и дарил вместо бaнaльных букетов: «Анна Каренина» и «Чайка», «Кармен-сюита» и «Дама с собачкой». Хотя свежие цветы в доме появлялись каждый день.
Читайте также Виктор коклюшкин - биография знаменитости, личная жизнь, детиРодион Щедрин и Майя Плисецкая
Щедрин и Плисецкая познакомились в доме у Лили Брик, на вечере, устроенном в честь Жерара Филипа. Лиля обратила внимание гостя на дeвyшку, которая напевала музыку из балета Сергея Прокофьева, при этом абсолютно точно попадая в ноты. Но до первого свидания прошло 3 года. После проведенного вместе отпуска балерина и композитор уже не расставались.
Родион всю жизнь оставался на вторых ролях рядом со звездной супругой, но ничуть от этого не страдал. Майя относилась к мужу как к божеству и считала, что их свело провидение. Каждый изложил свою историю любви, а также множество других интересных фактов из совместной жизни в книгах. Прима написала две – «Я, Майя Плисецкая» и «13 лет спустя», а ее муж – «Автобиографические записи».
Родион Щедрин в программе Владимира Познера
Детей, о которых так мечтал Щедрин, в семье не было. Будучи гостем на программе у Владимира Познера, Родион рассказал, что этот деликатный вопрос решался по принципу:
«Вот станцую премьеру, не зря же столько репетировали. А потом подумаем о детях».
Вокруг знаменитой пары постоянно плодились слухи. По одному из них, любимую квартиру в Мюнхене Щедрину подарила актриса Мария Шелл. Звезда немецкого кино приходилась сестрой Максимилиану Шеллу, мужу Натальи Андрейченко. Родион, впрочем, никогда не отрицал, что дружил с Шеллами, но не более того.
Мария Шелл и Родион Щедрин
Позднее в интервью Щедрин расскажет, что, когда актриса пыталась отравиться якобы из-за безответной любви к русскому композитору, он жил в Англии и о случившемся узнал из прессы.
В мюнхенском доме Щедрина не осталось иных фотографий, кроме изображений Майи Плисецкой. Единственное исключение – совместное фото с Леонардом Бернстайном, которого Родион Константинович считает величайшим музыкантом и самым свободным человеком во всем – в проявлении чувств, высказываниях, поступках.
Родион Щедрин сейчас
В конце 2017 года к юбилею композитора выпустили документальный фильм «Страсти по Щедрину». В Москве и городах России прошли фестивали. На сценических площадках выступали Российский национальный оркестр под руководством Михаила Плетнева, Валерий Гергиев с симфоническим оркестром Мариинского театра, прочие известные коллективы и музыканты.
Родион Константинович по-прежнему активен, он профессиональный долгожитель. К собственному дню рождения Щедрин преподнес новинку — «Сочинение для хора. А капелла».
Родион Щедрин в 2018 году
Весной 2018-го маэстро, с 90-х годов постоянно проживающий в Германии, участвовал в голосовании по выбору президента России. Вместе с балетмейстером Игорем Зеленским Родион Щедрин проголосовал на участке в Генеральном консульстве РФ.
Новых контpaктов композитор не заключает, но признается, что количество предложений превосходит его физические возможности.
Дискография
- «Shchedrin: Music for Cello and Piano». Raphael Wallfisch, Родион Щедрин
- «The Lady with a Lapdog». Оркестр Большого театра п/у Александра Лазарева
- «Shchedrin: Carmen-Suite — Satie: Gymnopédies». Dennis Russell Davies, Stuttgart Chamber Orchestra
- «Shchedrin: Carmen Suite & Respighi: La Boutique fantasque». Anton Nanut, Sofia Symphony Orchestra, Slovenian Symphony Orchestra, Ivan Marinov
- Родион Щедрин. Тетрадь для юношества. Эхо-соната. Автопортрет
- Родион Щедрин. «Левша». Симфонический оркестр Мариинского театра
- Rodion Shchedrin: The Little Humpbacked Horse & Chamber Suite. The Moscow Stanislavsky and Nemirovich-Danchenko Musical Theatre Orchestra
Цитаты и афоризмы
Русская литература — пускай это не звучит чрезмерно патриотично — самая богатая литература в мире.
Безразличие, которое, конечно, есть в каждой стране («нет пророка в своем отечестве»), в нашей всегда принимает болезненные формы. Ведь самые крупные силы уехали из страны и находили признание на Западе.
Люди приходят, уходят, негодуют, бросают то камни, то чепчики в воздух, но опера вечна. Все уйдет, конечно, может быть, и Земля погибнет — мне тогда очень жалко будет и Бетховена, и Баха, и Чайковского, и Вагнера.
Мне кажется, умнее Толстого никто не сказал. Он говорил: «Какое современное? Я пишу для вечности».
Музыка владеет какой-то такой могучей, необъяснимой силой воздействия на эти все наши приоткрытые нервы, эмоции, солнечное сплетение, сердце, кровообращение и прочие наши органы.
Я стремлюсь быть самим собой и думаю, это – главное, что мне удалось за прожитую жизнь, несмотря на все перемены географические, социологические, экономические.
Я думаю, что в первую очередь совершенно необходимо быть оснащённым знанием того, что делали люди до тебя. Ну как можно построить автомобиль, не зная, как делали этот автомобиль до вас, не зная, что нужно четыре колеса, мотор, клапаны, руль и так далее.
Каждый идёт своим путём. В любые века, никогда никто художнику, кроме Господа Бога, не помогал, не разжёвывал, не кормил с ложечки. Каждому художнику надо было пробивать лбом стену по разным причинам.
Классическая музыка — это никакая не элитарная музыка. Может быть, ныне воинствующие люди, верующие в эту «религию» авангарда, выделяют музыку в такую тайну за семью печатями. «Вы не поймёте, вы глупые, но через сто пятьдесят лет нас вспомнят и будут играть». Не вспомнят! И играть не будут!
Родион Константинович Щедрин
Фото Все
Видео Все
Познер. В гостях Родион Щедрин
Родион Щедрин Документальный фильм.
Счастливый и одинокий: в день рождения Родион Щедрин вспоминает свою музу — Россия 24
Родион Щедрин — биография
Родион Щедрин – знаменитый композитор, педагог, пианист, общественный деятель. Имеет звание Народного артиста СССР, лауреат Ленинской и Государственных премий СССР И РФ.
Творческий путь Родиона Щедрина начался в середине 20-го века и продолжается до сих пор. Он бесконечно востребован – его произведения звучат в исполнении самых прославленных дирижеров и оркестров. Он стал классиком при жизни, его хиты поражают максимальной выразительностью, на его концерты собираются полные залы.
Детство
Родился Родион Щедрин 16 декабря 1932 года в Москве, в творческо-интеллигентной семье. Отца звали Константин Щедрин, имел редкие музыкальные способности – запоминал любую мелодию с первого раза. В свое время учился в духовной семинарии, но священником так и не стал. Окончил Московскую консерваторию, прославился как композитор, музыкальный теоретик, педагог по музыке. Маму звали Конкордия Щедрина (в девичестве Иванова), она была экономистом по образованию, но очень любила музыку. Бабушка по отцовской линии в свое время училась в Смольном институте, поэтому владела несколькими музыкальными инструментами.
Родион Щедрин в детстве
Родион занимался музыкой с раннего детства, его первым учителем был отец. В 1941-м году поступил в Центральную музыкальную школу-десятилетку при Московской консерватории, но учиться там ему не довелось – началась война. Родион предпринял две попытки сбежать в действующую армию, но оба раза его возвращали домой. Этому способствовал дядя, занимавший высокий пост. В итоге Щедрины эвакуировались в Куйбышев, где на тот момент собралась вся творческая элита страны. Именно там он познакомился с Дмитрием Шостаковичем, который как раз заканчивал работу над своей Седьмой симфонией. Родиону повезло, он попал на генеральную репетицию этой симфонии, которую проводил С.Самосуд. Шостакович дружил с семьей Щедриных, вместе с Константином они трудились в Союзе композиторов.
Родион был слишком шустрым малым, родители устали от его шалостей, поэтому даже думали отдать его на учебу в Нахимовское училище.
В это время Константину Щедрину предложили должность преподавателя в Московском хоровом училище Свешникова, и в 1944 году туда поступает и Родион. Он окончил учебу в 1950-м, и на момент выпуска уже имел собственную программу, достаточно сложную, как для начинающего музыканта.
В том же году он поступает в Московскую консерваторию, причем одновременно на два факультета – композиторский и фортепианный. Его педагогами стали профессора Яков Флиер и Юрий Шапорин. Щедрин так виртуозно владел фортепиано, что решил больше не заниматься сочинением музыки, а посвятить свою жизнь исключительно исполнительству. Хорошо, что нашлось, кому его отговорить.
Родион увлекался музыкой Баха, Шопена, Рахманинова, и кроме этого большое внимание уделял народному фольклору. Никому не удавалось дополнять композиции этническими элементами, добиться гармоничного звучания смог только Родион. Творческая биография композитора началась в 1963-м, когда он представил свой дебютный концерт для оркестра под названием «Озорные частушки».
Щедрин еще только учился на четвертом курсе, а уже стал члeном Союза композиторов СССР. Спустя много лет он его возглавил, и старался не отступать от правил, заведенных предыдущим руководителем – Дмитрием Шостаковичем, который всегда помогал своим коллегам-музыкантам во всем.
Творческий путь Щедрина был достаточно успешным. Он всегда говорил, что пpaктически все композиторы времен СССР жили хорошо, и особо не жаловались на трудности.
Творчество
Родион Щедрин принадлежал к поколению шестидесятников, которые пытались разрушить общепринятые догмы и во всем стремились к индивидуальности. Он всегда считал, что музыка должна оставаться музыкой, поэтому абсолютно не реагировал на отзывы критиков в его сторону, и никогда ничего не подправлял им в угоду. Он признавался, что уже более двух десятков лет не читает никакие рецензии, мнение критиков его волнует в последнюю очередь.
Щедрин очень любил русскую классику, зачастую писал по ее мотивам. Его музыка, как подтверждение национальности, он считал русское своей данностью, культурой, ментальностью, истоками.
Композитор называл оперу вечным жанром, он стал автором не только музыки, но и либретто. Первую оперу под названием «Не только любовь» Щедрин поставил с помощью Василия Катаняна, супруга Лили Брик. Премьерный показ прошел на сцене Большого театра, дирижировал Евгений Светланов, главная партия досталась Ирине Архиповой. Последующие постановки этой оперы осуществлялись под руководством Юрия Александрова и Бориса Покровского.
Потом Щедрин написал «Рождественскую сказку», «Боярыню Морозову», «Левшу». Последнюю оперу композитор написал «под» Валерия Гергиева для постановки в Мариинском театре. Опера «Очарованный странник» тоже имела именное посвящение, Щедрину очень импонировал Лорин Маазель, американский виртуоз, трижды награжденный «Грэмми». Дирижером самой первой постановки оперы «Лолита» стал всемирно известный Мстислав Ростропович.
Копилка великого маэстро пополнялась и вокальными произведениями – шестью хорами пушкинского «Евгения Онегина», акапельными сочинениями на поэзии Андрея Вознесенского и Александра Твардовского.
Родион Щедрин у пианино
Щедрин отличался своей разносторонностью, поэтому с удовольствием писал музыку к художественному кино. Его композиции звучат в трех работах режиссера Александра Зархи – ленте «Анна Каренина», где главные роли исполнили Василий Лановой и Татьяна Самойлова, картине «Люди на мосту», в которой роль ключевого персонажа сыграл Василий Меркурьев, и фильме «Высота», слова которой в те годы были известны всем жителям страны Советов. Музыка Щедрина звучит в картинах режиссеров Сергея Юткевича и Юрия Райзмана. Кроме этого ее использовали в мультфильмах «Колобок» и «Петушок-золотой гребешок».
Личная жизнь
Родион Щедрин был успешным не только в творчестве, но и счастливым в личной жизни. Он был женат на Майе Плисецкой, прославленной балерине, с которой прожил в бpaке пятьдесят семь лет. Она была его музой, он посвящал ей свои шедевры, и приносил в дар, вместо элементарных цветов. Она танцевала «Анну Каренину», «Кармен-сюиту», «Чайку», «Даму с собачкой». А букеты цветов и так появлялись в их доме пpaктически ежедневно.
Родион Щедрин с Майей Плисецкой
Их знакомство состоялось благодаря Лиле Брик, которая устроила вечер в честь Жерара Филипа. В числе приглашенных были Родион и Майя. На тот момент композитору исполнилось 22 года, Майе уже 29. Именно Брик показала Щедрину балерину, которая тихонько напевала музыку Прокофьева, причем с абсолютным попаданием в ноты. Но тогда судьба развела их, и новая встреча состоялась только спустя три года. В 1958-м по заказу Большого театра Щедрин работал над созданием музыки к балету «Конек-горбунок», и молодому композитору хотелось лично прочувствовать театральную атмосферу. Он решил побывать на репетиции балета. На одной из них он снова увидел Плисецкую, и тогда понял, что это любовь.
Майя ответила на его чувства, и они больше никогда не расставались, несмотря на разницу в возрасте.
Щедрин долгие годы оставался в тени своей звездной супруги, но это его нисколько не смущало. Он любил ее, а она вообще считала его божеством, и всегда говорила, что их свела сама судьба. Каждый из супругов написал свою версию истории их любви и семейной жизни. Балерина издала две книги – «Я, Майя Плисецкая» и «13 лет спустя». Композитор стал автором «Автобиографических записей».
Читайте также Аль капоне - биография знаменитости, личная жизнь, детиРади любимой Щедрин распрощался с мечтой о детях, которых очень любил и хотел. Когда его пригласили в программу к Владимиру Познеру, он признался, что когда речь в их семье заходила о детях, то Майя всегда говорила, что вот после этой премьеры точно подумают о детях. Но, премьера за премьерой, год за годом, так и ушла молодость, а потом думать о детях было уже поздно.
Семейная жизнь двух знаменитостей постоянно сопровождалась сплетнями. Говорили, что квартира в Мюнхене – это подарок Щедрину от актрисы Марии Шелл, которая якобы была влюблена в композитора. Ее брат – Максимиллиан Шелл был мужем российской актрисы Натальи Андрейченко. Щедрин никогда не отрицал своих дружеских отношений с этим семейством, но кроме дружбы не было ничего.
В одном из интервью ему задали вопрос, правда ли, что актриса хотела покончить с собой из-за неразделенной любви к нему, на что композитор ответил, что в те годы он вообще проживал в Великобритании, и прочел эту новость в газете.
Дом в Мюнхене хранит память о супружеской жизни с Майей, там повсюду ее снимки. Только на одной из фотографий рядом с Щедриным запечатлен Леонард Бернстайн, величайший из музыкантов и кумир российского композитора.
2 мая 2015 года Щедрин стал вдовцом. Его любимая Майя умерла в Мюнхене, причиной cмepти стал сердечный приступ. После ее cмepти огласили завещание. Она просит соединить ее прах с прахом ее дражайшего супруга после его ухода, и развеять его над Россией.
Родион Щедрин сегодня
В декабре 2017-го на экраны вышел документальный проект «Страсти по Щедрину», приуроченный к его 85-летию. В столице и других городах России состоялись фестивали, гостями которых были прославленные музыканты и коллективы.
Щедрин все так же бодр и полон сил, считает себя профессиональным долгожителем. К своему юбилею он написал «Сочинение для хора. А капелла».
Несмотря на то, что Родион Константинович постоянно живет в Германии еще с 90-х годов, он принимает активное участие в жизни своей родины. Весной 2018-го он пришел в Генеральное консульство РФ и проголосовал на президентских выборах. Компанию маэстро составил балетмейстер Игорь Зеленский.
В настоящее время Щедрин не подписывает новые договора о сотрудничестве, потому что не в состоянии удовлетворить все поступающие предложения.
Слушать композиции
Ссылки
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .
Родион Щедрин: биография, личная жизнь, жена, дети, фото
Детство и юность
16 декабря 1932 года в Москве родился будущий композитор Родион Щедрин. Удивительно, но в тот же день, только намного раньше, появился на свет выдающийся композитор Бетховен.
С первых дней своей жизни Родион просто «утопал» в мире музыки. У его отца, выпускника духовной семинарии, был удивительный дар. Имея абсолютный слух, он с одного раза запоминал музыкальное произведение и мог сыграть его на любом инструменте. Кроме этого, отец любил петь.
Щедрин-младший с раннего детства был очень талантлив. Заметив это, в семье не настаивали на том, чтобы мальчик стал священнослужителем, как его дед. При участии великой актрисы В.Пашенной, он окончил Московскую консерваторию.
У матери композитора, Конкордии Ивановны, не было музыкального образования, но она также была не безразлична к этому прекрасному виду искусства. Его бабушка училась в Смольном институте, где обучение игре на музыкальных инструментах было обязательным предметом.
Когда юный Родион учился в школе при консерватории, началась война, что сказалось на учебе. Щедрин, как и многие другие ребята, не раз сбегал из дома, чтобы попасть на фронт.
Только стараниями его дяди, который в то время занимал высокий пост, парнишку возвращали домой. Позже другой дядя, брат матери и по совместительству помощник самого Д. Шостаковича, вывез семейство в Куйбышев.
В своих воспоминаниях Щедрин рассказывал, как однажды ему повезло присутствовать на генеральной репетиции знаменитой Седьмой симфонии.
Чтобы воспитать в сыне серьезность и степенность, родители приняли решение отправить мальчика на учебу в Нахимовское училище.
Музыкальное образование
Но, как известно, спорить с судьбой бесполезно. Если мальчику было суждено стать музыкантом, обстоятельства складывались именно так, чтобы он начал учиться музыке.
Когда в 1944 году отца Родиона пригласили преподавать историю и теорию музыки в новом московском хоровом училище, которым руководил дирижер А.В. Свешников, К.М. Щедрин попросил принять в училище его сына.
Как оказалось, отец принял правильное решение. Пение в хоре мальчиков не только увлекло сына, но и позволило открыть в нем настоящие музыкальные способности.
Именно с этим временем связано написание первых музыкальных композиций. Ученикам посчастливилось не один раз слушать в стенах училища Шостаковича, Хачатуряна, Флиера, Рихтера, Гилельса и Козловского. Через 3 года после зачисления в училище, юный Родион стал победителем организованного среди учащихся композиторского конкурса.
Сомнений в том, что Щедрин-младший имеет удивительные способности, ни у кого не возникало. Дальнейшая дорога юного композитора лежала в консерваторию.
С 1950 года Щедрин начинает учиться в Московской государственной консерватории им. Чайковского. Кстати, он выбрал сразу два факультета – фортепианный и теоретико-композиторский. Молодому человеку очень повезло, так как его педагогом по классу фортепиано был Народный артист СССР Я.В. Флиер.
Будучи именитым композитором, Щедрин не упускал возможности рассказать о своей удаче стать учеником самого Флиера. Благодаря стараниям педагога, Родион не только овладел фортепиано, но и познал закономерности и смысл музыкального искусства.
Судьба свела юношу еще с одним замечательным педагогом, Ю.А. Шапориным. Знаменитый композитор и дирижер давал студентам знания по классу композиции.
После окончания консерватории (в 1955 г.) Щедрин в течение 4-х лет был аспирантом Шапорина.
Творчество
Являясь представителем поколения шестидесятых, Щедрин выступал за индивидуальность в творчестве. Он смело уходил от устоявшихся норм и не делал чего-то в угоду критикам. Композитор считал, что музыка всегда должна оставаться музыкой.
Даже если рецензии оказывались нелестными, он не спешил переpaбатывать свое произведение. Более того, по утверждениям самого Щедрина, он уже около 20 лет не читает отзывы о своих работах.
Русская классика – это результат колоссального труда выдающихся поэтов и писателей. Родион Константинович предпочитает работать именно по мотивам классических произведений, написанных на «великом и могучем» языке.
Перед ним никогда не стояла проблема выбора национальности ни в жизни, ни в творчестве. Все русское он считает своим – своими истоками, своей культурой, своей ментальностью и языком. Опера, по мнению композитора, это жанр искусства, который был, есть и будет всегда.
Щедрин создавал музыкальные произведения и писал либретто. «Не только любовь» — его первая опера. Помощь в работе над ней оказывал В. Катанян, супруг Л. Брик.
Премьера состоялась в Большом театре. Главную женскую партию исполнила великая оперная певица И. Архипова, дирижировал Е. Светланов. За постановку оперы также брались Б. Покровский и Ю. Александров.
Следующими работами композитора стали оперы «Боярыня Морозова», «Левша» и «Рождественская сказка». «Левшу» Щедрин писал именно для В. Гергиева и легендарной Мариинки.
«Очарованный странник», одна из следующих работ композитора, была посвящена американскому дирижеру и блистательному скрипачу Лорину Маазелю, который имеет в своем арсенале три премии «Грэмми». Большой честью для Щедрина был тот факт, что на премьере «Лолиты» за дирижерским пультом стоял великий М. Ростропович.
Среди вокальных произведений Родиона Константиновича стоит отметить: хоры из «Евгения Онегина», написанного по мотивам произведения А.С. Пушкина, а также сочинения на стихи А. Твардовского и А. Вознесенского, исполняемые акапельно.
Композитора влекло все новое, поэтому он стремился работать в разных направлениях, а не замыкаться только на академической музыке. В его творческой копилке есть прекрасная музыка, написанная к кинокартинам знаменитого советского режиссера А. Зархи: «Анна Каренина» с участием Т. Самойловой и В. Ланового, «Люди на мосту» с В. Меркурьевым. А знаменитую песню из кинофильма «Высота» знали все, от мала до велика.
Советские режиссеры Ю. Райзман и С. Юткевич не раз обращались к творчеству знаменитого композитора. Не обошлись без его талантливых творений и советские мультипликаторы. Кто не помнит музыку Щедрина в «Колобке» и «Петушке-золотом гребешке»?
Личная жизнь
Личная жизнь композитора сложилась очень удачно. Его верной супругой и истинной музой на протяжении 57 лет была великая русская балерина Майя Плисецкая.
Родион Константинович безумно любил супругу. Не забывая дарить цветы, он часто делал такие подарки, которым можно только позавидовать. Для своей жены и талантливейшей балерины он создал «Анну Каренину», «Чайку», «Даму с собачкой» и удивительную «Кармен-сюиту».
Их первая встреча состоялась во время вечера, который Лиля Брик устроила в честь французского актера Ж. Филиппа.
Именно Брик предложила Щедрину присмотреться к очаровательной дeвyшке, которая очень точно напевала музыку из балета, написанного С. Прокофьевым. Тогда они просто познакомились, а вот на свидание пошли только через 3 года. Отпуск, который они провели вдвоем, стал началом их долгой совместной жизни.
Несмотря на то, что Щедрин часто оставался незамеченным в свете сияния славы его супруги, он никогда по этому поводу не огорчался. Плисецкая боготворила супруга и считала, что их встреча – подарок судьбы.
О том, как развивались их отношения, и как зародилась великая любовь, супруги рассказали в своих книгах. Балерина стала автором двух книг: «Я, Майя Плисецкая» и «13 лет спустя». Перу ее мужа принадлежат «Автобиографические записи».
К сожалению, детьми гениальная балерина и знаменитый композитор так и не обзавелись. Однажды, присутствуя на передаче В. Познера, Щедрин дал понять, что всю свою жизнь они откладывали появление детей, так как слишком много времени уделяли карьере. Родион Константинович всегда мечтал о детях, но так случилось, что он остался без наследников.
Их пара была настолько известной, что о них ходило много легенд и слухов. Поговаривали, что квартиру в Мюнхене Щедрин получил в подарок от немецкой актрисы Марии Шелл, сестры М. Шелла, бывшего супруга Н. Андрейченко. Композитор подтверждает дружбу с семьей Шеллов, но был ли сделан такой дорогой подарок, он не уточняет.
Когда возникли слухи о том, что якобы актриса пыталась покончить с собой, так как композитор не отвечал ей взаимностью, — он их также не подтвердил.
По его словам, в то время, когда произошло это неприятное событие, он жил в Англии. О том, что случилось, говорилось во всех СМИ.
После cмepти Плисецкой в его доме в Мюнхене не осталось иных фотографий, кроме снимков любимой супруги. Хотя одно дорогое ему фото он все же оставил.
На нем Щедрин запечатлен вместе с Леонардом Бернстайном. Он очень уважительно и с трепетом относится к творчеству выдающегося музыканта, считая его человеком, обладающим абсолютной свободой во всем: и в поступках, и в словах, и в чувствах.
Читайте также Joanne rowling - биография знаменитости, личная жизнь, детиРодион Щедрин сейчас
В 2017 году Щедрин отметил 85-летний юбилей. Этому событию был посвящен выход документального фильма «Страсти по Щедрину». В столице и других городах страны организовывались фестивали, на которых выступали талантливейшие российские музыканты.
Среди них стоит отметить симфонический оркестр Мариинки под руководством В. Гергиева, Российский национальный оркестр под руководством М. Плетнева и другие знаменитые коллективы.
В свои солидные годы Щедрин не собирается просто почивать на лаврах славы. Он все также пишет музыку. К собственному юбилею он представил новое произведение – «Сочинение для хора. А капелла».
В 90-е годы композитор переехал в Германию. Когда в 2018 году проходили выборы Президента РФ, Щедрин вместе с балетмейстером И. Зеленским пришел на выборный участок, находившийся в Генеральном консульстве РФ, и отдал свой голос.
Родион Константинович по-прежнему полон творческих сил и идей, но от новых контpaктов он отказывается. Предложений поступает столько, что выполнить их просто невозможно.
Посмотрите видео. Главная роль. Родион Щедрин:
Родион Щедрин – биография, фото, личная жизнь, новости, произведения 2018
Родион Щедрин: биография
Свою жизнь Родион Щедрин посвятил продвижению музыки в массы. Чтобы сыграть его произведения, оркестры и дирижеры выстраиваются в очередь, опубликовать партитуры сочтет за честь любое издательство. Родиона Константиновича именуют классиком при жизни, а выполненные им оркестровки – гениальными хитами с минимальным набором средств при максимальной выразительности.
Детство и юность
Родион Щедрин – москвич, родился в декабре 1932 года, в один день с Бетховеном. Музыка окружала мальчика с раннего возраста. Отец Константин Михайлович закончил духовную семинарию, любил петь и обладал абсолютным слухом.
Композитор Родион Щедрин
Благодаря Вере Пашенной он не стал священником, как дед, а отучился в Московской консерватории. Мать Конкордия Ивановна, хотя и не имела специального образования, музыку любила. Бабушка — выпускница Смольного института, что тоже предполагало умение играть на музыкальных инструментах.
Учебе Родиона в школе при консерватории помешала война. Мальчик два раза пытался бежать на фронт, и оба раза дядя, высокопоставленный чиновник, помогал вернуть беглеца. Затем другой брат матери вывез семью в эвакуацию в Куйбышев, где работал помощником у Дмитрия Шостаковича. Композитор помнил, что побывал на генеральной репетиции его Седьмой симфонии.
Родион Щедрин в детстве
Чтобы хоть как-то умерить пыл и шалости, родители вознамерились отдать ребенка в Нахимовское училище. Но когда отца позвали преподавать в хоровое училище Александра Свешникова, Щедрин-старший устроил туда и сына. Образование, полученное в этом учебном заведении, оказалось настолько всеобъемлющим, что к его окончанию у Родиона имелась программа как у выступающего пианиста.
В консерватории Щедрин учился на двух факультетах – фортепианном и композиторском, у профессоров Якова Флиера и Юрия Шапорина. Родион прекрасно играл на фортепиано, и в какой-то момент исполнительство захватило настолько, что Щедрин решил, что больше сочинять музыку не будет. К счастью, отговорили.
Родион Щедрин в молодости
В область интересов попали не только Шопен, Бах и Рахманинов, но и народный фольклор. У Родиона, как ни у кого, получалось гармонично вплетать этнические элементы в общую композицию. Первый концерт для оркестра, написанный в 1963 году, Щедрин назвал «Озорные частушки».
На 4 курсе Родиона включили в Союз композиторов. Позднее, став его руководителем, стремился следовать принципам прежнего, Дмитрия Шостаковича, – помогать коллеге-музыканту в чем только можно.
Концерт Родиона Щедрина «Озорные частушки»
Творческая биография самого Щедрина складывалась довольно счастливо. Родион Константинович говорил, что при советской власти подавляющему большинству композиторов грех было жаловаться.
Творчество
Смелость творчества Щедрина обусловлена тем, что он — представитель поколения шестидесятников, времени, когда отвергались догмы и во главу угла ставилась индивидуальность. Собственное высказывание о том, что музыка всегда должна оставаться музыкой, композитор подкреплял тем, что не пытался прогнуться под мнение критиков и «что-то там подправить». А последние 20 лет, по собственному признанию, Родион Константинович вообще перестал читать рецензии.
Композитор Родион Щедрин
Щедрин любит писать по мотивам русской классики, считает, что нет смысла ходить проторенными тропами и искать «больше того, что написано великими людьми на материнском языке». Своей музыкой Родион давно снял вопрос о национальности, ведь русское —
«это уже моя данность, моя культура, язык, ментальность, мои предки, мои истоки».
Опера как жанр – вечна. Таково мнение Родиона Щедрина. Композитор писал не только музыку, но и либретто. С первой оперой, «Не только любовь», помог муж Лили Брик – Василий Катанян. Премьера прошла в Большом театре, за дирижерским пультом стоял Евгений Светланов, а главную партию исполняла Ирина Архипова. Позднее постановки осуществляли Борис Покровский и Юрий Александров.
Сюита к балету Родиона Щедрина «Кармен». Танцует Майя Плисецкая
Затем из-под пера Щедрина вышли «Боярыня Морозова», «Рождественская сказка», «Левша». Последняя, к слову, написана специально для Валерия Гергиева и Мариинского театра. «Очарованного странника» Родион Константинович посвятил американскому виртуозу, обладателю трех «Грэмми» Лорину Маазелю. Первой постановкой «Лолиты» дирижировал Мстислав Ростропович.
Есть в копилке маэстро и вокальные произведения. Среди них — шесть хоров из «Евгения Онегина» Пушкина, акапельные сочинения на стихи Александра Твардовского и Андрея Вознесенского.
Музыка Родиона Щедрина к фильму «Анна Каренина»
Щедрин не запирается в рамках академизма. Композитор написал музыку для трех кинофильмов Александра Зархи – «Анна Каренина» с Татьяной Самойловой и Василием Лановым, «Люди на мосту» с Василием Меркурьевым, а слова «Не кочегары мы, не плотники» из «Высоты» напевали по всему Союзу. Творчество Родиона Константиновича пришлось по душе режиссерам Юрию Райзману и Сергею Юткевичу. Прозвучали щедринские произведения и в классике советской мультипликации «Петушок-золотой гребешок» и «Колобок».
Личная жизнь
Вряд ли найдется такой человек, который бы не знал, что на протяжении 57 лет женой Родиона Щедрина была сама Майя Плисецкая, эпоха в балете. Для любимой женщины композитор писал шедевры и дарил вместо бaнaльных букетов: «Анна Каренина» и «Чайка», «Кармен-сюита» и «Дама с собачкой». Хотя свежие цветы в доме появлялись каждый день.
Родион Щедрин и Майя Плисецкая
Щедрин и Плисецкая познакомились в доме у Лили Брик, на вечере, устроенном в честь Жерара Филипа. Лиля обратила внимание гостя на дeвyшку, которая напевала музыку из балета Сергея Прокофьева, при этом абсолютно точно попадая в ноты. Но до первого свидания прошло 3 года. После проведенного вместе отпуска балерина и композитор уже не расставались.
Родион всю жизнь оставался на вторых ролях рядом со звездной супругой, но ничуть от этого не страдал. Майя относилась к мужу как к божеству и считала, что их свело провидение. Каждый изложил свою историю любви, а также множество других интересных фактов из совместной жизни в книгах. Прима написала две – «Я, Майя Плисецкая» и «13 лет спустя», а ее муж – «Автобиографические записи».
Родион Щедрин в программе Владимира Познера
Детей, о которых так мечтал Щедрин, в семье не было. Будучи гостем на программе у Владимира Познера, Родион рассказал, что этот деликатный вопрос решался по принципу:
«Вот станцую премьеру, не зря же столько репетировали. А потом подумаем о детях».
Вокруг знаменитой пары постоянно плодились слухи. По одному из них, любимую квартиру в Мюнхене Щедрину подарила актриса Мария Шелл. Звезда немецкого кино приходилась сестрой Максимилиану Шеллу, мужу Натальи Андрейченко. Родион, впрочем, никогда не отрицал, что дружил с Шеллами, но не более того.
Мария Шелл и Родион Щедрин
Позднее в интервью Щедрин расскажет, что, когда актриса пыталась отравиться якобы из-за безответной любви к русскому композитору, он жил в Англии и о случившемся узнал из прессы.
В мюнхенском доме Щедрина не осталось иных фотографий, кроме изображений Майи Плисецкой. Единственное исключение – совместное фото с Леонардом Бернстайном, которого Родион Константинович считает величайшим музыкантом и самым свободным человеком во всем – в проявлении чувств, высказываниях, поступках.
Родион Щедрин сейчас
В конце 2017 года к юбилею композитора выпустили документальный фильм «Страсти по Щедрину». В Москве и городах России прошли фестивали. На сценических площадках выступали Российский национальный оркестр под руководством Михаила Плетнева, Валерий Гергиев с симфоническим оркестром Мариинского театра, прочие известные коллективы и музыканты.
Родион Константинович по-прежнему активен, он профессиональный долгожитель. К собственному дню рождения Щедрин преподнес новинку — «Сочинение для хора. А капелла».
Родион Щедрин в 2018 году
Весной 2018-го маэстро, с 90-х годов постоянно проживающий в Германии, участвовал в голосовании по выбору президента России. Вместе с балетмейстером Игорем Зеленским Родион Щедрин проголосовал на участке в Генеральном консульстве РФ.
Новых контpaктов композитор не заключает, но признается, что количество предложений превосходит его физические возможности.
Дискография
- «Shchedrin: Music for Cello and Piano». Raphael Wallfisch, Родион Щедрин
- «The Lady with a Lapdog». Оркестр Большого театра п/у Александра Лазарева
- «Shchedrin: Carmen-Suite — Satie: Gymnopédies». Dennis Russell Davies, Stuttgart Chamber Orchestra
- «Shchedrin: Carmen Suite & Respighi: La Boutique fantasque». Anton Nanut, Sofia Symphony Orchestra, Slovenian Symphony Orchestra, Ivan Marinov
- Родион Щедрин. Тетрадь для юношества. Эхо-соната. Автопортрет
- Родион Щедрин. «Левша». Симфонический оркестр Мариинского театра
- Rodion Shchedrin: The Little Humpbacked Horse & Chamber Suite. The Moscow Stanislavsky and Nemirovich-Danchenko Musical Theatre Orchestra
Цитаты и афоризмы
Русская литература — пускай это не звучит чрезмерно патриотично — самая богатая литература в мире.
Безразличие, которое, конечно, есть в каждой стране («нет пророка в своем отечестве»), в нашей всегда принимает болезненные формы. Ведь самые крупные силы уехали из страны и находили признание на Западе.
Люди приходят, уходят, негодуют, бросают то камни, то чепчики в воздух, но опера вечна. Все уйдет, конечно, может быть, и Земля погибнет — мне тогда очень жалко будет и Бетховена, и Баха, и Чайковского, и Вагнера.
Мне кажется, умнее Толстого никто не сказал. Он говорил: «Какое современное? Я пишу для вечности».
Музыка владеет какой-то такой могучей, необъяснимой силой воздействия на эти все наши приоткрытые нервы, эмоции, солнечное сплетение, сердце, кровообращение и прочие наши органы.
Я стремлюсь быть самим собой и думаю, это – главное, что мне удалось за прожитую жизнь, несмотря на все перемены географические, социологические, экономические.
Я думаю, что в первую очередь совершенно необходимо быть оснащённым знанием того, что делали люди до тебя. Ну как можно построить автомобиль, не зная, как делали этот автомобиль до вас, не зная, что нужно четыре колеса, мотор, клапаны, руль и так далее.
Каждый идёт своим путём. В любые века, никогда никто художнику, кроме Господа Бога, не помогал, не разжёвывал, не кормил с ложечки. Каждому художнику надо было пробивать лбом стену по разным причинам.
Классическая музыка — это никакая не элитарная музыка. Может быть, ныне воинствующие люди, верующие в эту «религию» авангарда, выделяют музыку в такую тайну за семью печатями. «Вы не поймёте, вы глупые, но через сто пятьдесят лет нас вспомнят и будут играть». Не вспомнят! И играть не будут!