Биографии    


Сергeй Витте — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Сергeй Витте — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Сергeй Юльевич Витте

Фото Все

Видео Все

Сергeй Витте и его реформы

Ист. Хроники: 1905 — Сергeй Витте

1905 год. Сергeй Витте «Исторические хроники» Сто полнометражных фильмов о истории России.

Сергeй Витте — биография

Сергeй Витте – один из самых популярных деятелей индустриализации, сторонник многочисленных реформ. Он стал создателем грандиозного магистрального пути между столицей и Сибирью. Также прославился в качестве гениального министра.

С фамилией Витте связывается появление легендарной Транссибирской магистрали, которая не только соединяет Дальний Восток и Москву, но и превратилась в популярный туристический маршрут.

Юношеские годы

Родился великий политический деятель России на Кавказе в 1849 году. Бедное, но родовитое дворянское семейство проживало в Тифлисе. Глава рода Витте был по происхождению немцем, его семья вступила в дворянство еще в середине 19-го века. Родословная по матери была связана с великими Долгорукими, что было для маленького Сергея особым поводом для гордости.

В семье подрастало пятеро детей – две дочки и трое сыновей. Детство малыша прошло у А.М. Фадеева, его дедушки со стороны матери. Любимая бабуля научила маленького Сережу читать и писать.

Когда мальчик подрос, пришло время отдавать его в школу. Сергeй поступил в Тифлисскую гимназию, где имел репутацию не очень хорошего ученика. Юному реформатору не нравились точные науки и дисциплина, но он был в восторге от фехтования, катания на лошадях и музицирования.

Хотя оценки у Сергея в аттестате были плохими, он решает поступать в университет. Для этого он едет в Одессу, однако первая попытка закончилась провалом. Юноше пришлось вновь уехать в родной город и продолжить обучение в гимназии. После долгой и кропотливой зубрежки и повторений Сергeй поступает в университет.

Карьерный рост

Хотя в детстве научные труды мало интересовали Сережу, с годами все изменилось. Когда Витте закончил вуз и получил диплом, он хотел остаться работать на кафедре. Молодого человека очень привлекала научная работа. Однако его мать с дядей быстро отговорили Сергея, посчитав, что дворянину не пристало заниматься наукой. По наводке родственников юный Витте решает устроиться на государственную работу.

В то время в России начинается масштабное строительство железнодорожных путей. Частные инвесторы вкладывали огромные деньги в это. Сергею пришлась по душе модная и актуальная отрасль. Под покровительством знатного друга семьи юноша устраивается работать в отдел Одесской железной дороги. Индустриализация захватывает внимание Витте, он видит будущее страны только в техническом прогрессе.

Сергeй Витте в молодости

История могла и не увидеть стремительной карьеры Сергея Витте, если бы не интересный случай. В 75 году 19 века произошло невероятное – на путях в катастрофе погибло несколько человек, ехавших на поезде. Начальник пути, а также молодой Витте были приговорены к четырехмecячному аресту. Однако один из князей смилостивился, отметив прошлые заслуги молодого служащего. Только решение высокопоставленного вельможи спасло Витте от ареста. В качестве наказания несчастный работник должен был отсидеть две недели на гауптвахте, куда Витте приходил только ночью – днем он продолжал трудиться в конторе.

Вскоре карьера юного чиновника начала молниеносно развиваться.

Сергeй Витте за работой

В 80-х годах 19 века талантливый управленец впервые видит Александра III. Знакомство ознаменовало карьерную биографию будущего министра. Глава монархического государства благоволил Сергею и последнего вскоре назначают руководителем недавно созданного Департамента по вопросам железной дороги. Организация находилась при Минфине. Александр сам мечтал о великом будущем для своего государства и видел в Витте соратника, друга и единомышленника.

Строительство железной дороги при Сергее Витте

При дворе к новоявленному руководителю относились неоднозначно, однако его быстро избрали министром, отвечающим за пути сообщения. Работа молодого чиновника была крайне продуктивной, поэтому вскоре он становится министром финансов.

Сергeй ни на миг не забывает о железной дороге – начинает продвигать отрасль, скупает линии передач за счет государственных средств. Основным его достижением считается создание и реализация проекта Транссибирской магистрали.

Реформаторская деятельность

В ходе работы министра рубль был усилен и получил «поддержку» в виде золотых монет и слитков. Благодаря этому укрепляется валюта, богачи отдают капитал в развитие страны.

Не менее важным вкладом была винная монополия. Это решение принесло стране дополнительный доход. Новоявленный министр начинает проводить реформу за реформой. Витте берется за рабочее законодательство, в результате чего было принято постановление о нормированном рабочем дне. Также министр стремился к изменениям в общинах крестьян, которые он считал пережитком прошлого.

Сергeй Витте стремился, чтобы управление страной брали в свои руки только образованные и мудрые люди. Реформатор добился того, что на службу стали принимать по заслугам, а не по дворянскому титулу. Афоризмом стало изречение Витте о том, что большая часть дворян – всего лишь кучка дегенератов, которые стремятся только к собственной выгоде. Не удивительно, что при дворе министра не любили и относились к нему с опаской. Больше всего Витте ценил ум, любознательность. По его мнению, именно эти качества должны определять хорошего чиновника и управленца.

Интриги и враги

Предыдущий император благосклонно относился к реформам Витте, но вскоре престол России занял новый правитель. Николай II еще не успел стать новым императором, как враги министра начали организацию кампании. Цель у них была проста – Витте должен быть смещен с поста. Николай не любил Сергея, поскольку обаятельный министр во многом превосходил императора. Но и совсем обойтись без опытного чиновника император не мог – слишком многое держалось на бывшем управленце. Впрочем, Витте также презрительно относился к Николаю, считая лучшим предыдущего правителя России – Александра III.

Николай II Витте и Столыпин

Витте всегда мог сострить или задеть своего противника в словесном споре. Он нажил себе много недоброжелателей из знатного круга. Этот факт и стал причиной дальнейших событий. В 1903 году Сергeй Витте переходит на пост председателя в Кабмине тех лет. Несмотря на громкое название, пост был чисто номинальным, бывший министр не имел права голоса в серьезных вопросах. Спустя три года некогда влиятельный чиновник и великий реформатор полностью отходит от дел. Витте объявляет о своей отставке.

Личная жизнь

В биографии Сергея Юльевича Витте было два супружества. Оба раза он женился по любви, но личная жизнь его складывалась трагически. С первой супругой Надеждой будущий чиновник познакомился еще в Одессе. Женщина уже была замужем, но Сергея это не остановило. Он делал все возможное, чтобы избранница получила развод. У него получилось и вскоре молодожены обвенчались, но их совместная жизнь была короткой. Надежда тяжело заболела и часто ездила на курорты, чтобы укрепить слабое здоровье. В 1890 году дeвyшка умерла от сердечного удара.

Сергeй Витте с женой Марией (Матильдой)

Через год состоялась другая знаменательная встреча – Сергeй увидел Марию Лисаневич. Девушка отличалась яркой красотой, которая, по словам современников, была секретным оружием Марии. Многие сильные мира сего предлагали Марии руку помощи, которую она иногда принимала, зная цену своей внешности. Новая избранница будущего министра также была замужем и развод муж ей давать не хотел. Витте рисковал карьерой, заплатил огромные деньги, но добился своего. Сергeй и Мария вступили в повторный бpaк.

Скандал был огромным: знаменитый чиновник стал мужем еврейке (хотя Мария была к тому моменту православной), которая уже была замужем. Судьбоносный поворот почти стоил мужчине карьеры, но супругов переполняла такая любовь, что им удалось выдержать все напасти судьбы. Сергeй рискнул всем и на помощь ему пришел Александр III. Император любил своего министра и помог молодоженам замять скандал.

Сергeй Витте с внуком

Однако в высшем свете супругов не принимали. Марию сразу же невзлюбили и презирали, как и самого Сергея. У Витте не было детей. Он удочерил дочерей жен от первых бpaков.

Болезнь и cмepть

В свое время Сергeй Витте пережил одно покушение на жизнь, но ему удалось спастись.

Старость бывший министр встречал в Петрограде. Здесь же в 1915 году его настигла страшная болезнь – менингит. Именно это заболевание и стало причиной скорой cмepти политического деятеля.

Николай II потом скажет, что cмepть Витте стала для него знаком божьим. Император почувствовал облегчение, ведь рядом с ним больше не было «очага интриг». Николай даже представить себе не мог, что пройдет еще несколько лет и начнется революция.

Известно, что Витте работал над описанием собственной биографии – писал книгу мемуаров. «Воспоминания» были изданы в 20-х годах прошлого века, в Германии.

Жизнь великого Витте не была долгой – он прожил всего лишь 65 лет. Однако за это время он успел провести множество необходимых реформ, которые помогли улучшить жизнь простого населения. Витте стал частью истории, о нем до сих пор снимаются киноленты и пишутся книги. Он даже получил гордое звание дедушки глобальной индустриализации.

Интересные факты

  • Сергeй Витте всегда очень творчески подходил к любой работе. Молодой человек хотел узнать все тонкости каждой профессии. Он успел побыть кассиром, смотрителем железнодорожных путей.
  • Когда Витте ушел с управленческой должности и стал чиновником, он очень потерял в деньгах. Раньше он получал около 40 000 рублей, что по тем временам было феноменальной суммой. В качестве чиновника Витте получал только 8 тысяч в год. Александр благоволил будущему министру и собственноручно платил Сергею еще около 8 000.
  • Привычные для нашего современника резные подстаканники начали функционировать в поездах именно в момент работы железнодорожного «деятеля».

Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter .

Сергeй Витте

Сергeй Юльевич Витте (1849-1915) – выдающийся государственный деятель России. Его экономическая политика отличалась дальновидностью, а дипломатические способности порождали мистические слухи.

Интересен факт, что Витте считали антиподом Столыпина. И действительно, их отношения складывались достаточно сложно.

У них были противоположные взгляды по поводу пути прогресса империи, но в главном они сходились: и Витте и Столыпин любили Россию, и делали все для того, чтобы прославить свое отечество.

Биографии великих людей, таких, какими были эти два мужа, являются олицетворением самоотверженного служения отчизне.

Перед началом краткой биографии, рекомендуем обратить внимание на воспоминания Витте об императоре Александре III. Это будет чрезвычайно интересно для всех любителей истории, в особенности русской.

Происхождение Витте

Родился Сергeй Витте в семье курляндского дворянина Христофа-Генриха-Георга-Юлиуса и дочери губернатора саратовского края — Екатерины Андреевны. Случилось это в 1849 г.

Читайте также  Thomas hardy - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Краткая биография отца семейства содержит сведения о высоком уровне его образования (он владел специальностями горного инженера и агронома). В начале сороковых годов он обосновался в Саратовской губернии и занимал должность управляющего крупного помещичьего хозяйства.

История умалчивает о том, чем он покорил сердце Екатерины Андреевны Фадеевой, но очевидно, что задача эта была не из простых.

Будущая его супруга и мать Сергея Юльевича происходила из высокообразованной дворянской семьи, ее дедом был князь Долгоруков.

Образование

До своего 16-летия, Сергeй Витте посещал гимназию в Тифлисе. Затем семья недолго жила в Кишиневе. После получения аттестата зрелости они с братом стали студентами Новороссийского университета — одного из лучших в Российской империи.

Юноша терпеливо и настойчиво изучал математику, что позволило ему впоследствии стать выдающимся экономистом.

В Южной Пальмире, в 1870, он защитил диссертацию. Витте предлагали остаться в учебном заведении, но он отказался, в чем получил полную поддержку семьи, считавшей уделом дворянина служение государю и отечеству.

Карьера Витте

Краткая биография Сергея Витте не позволяет нам останавливаться на всех подробностях становления личности. Однако ключевые моменты его карьеры мы отметим.

Поступив на службу и заняв пост чиновника в канцелярии губернатора Новороссии, он просидел там недолго и вскоре стал специалистом-путейцем по рекомендации графа А. П. Бобринского.

Биография Витте содержит информацию о том, что он работал чуть ли не кассиром, но это не совсем так, хотя ему действительно приходилось много ездить по небольшим станциям, изучая во всех тонкостях работу железной дороги и занимать различные невысокие посты для углубления знаний.

Вскоре такая настойчивость дала результаты, и он возглавил эксплуатационную службу Одесской ЖД.

На тот момент Сергею Витте было 25 лет.

Дальнейший рост

Судьба Витте как чиновника могла бы закончиться, не успев начаться, по причине произошедшего на Тилигуле крушения поездов.

Однако его активная работа по организации оборонных грузоперевозок (шла война с Турцией) снискала благоволение начальства, и его фактически простили (наказали двумя неделями гауптвахты).

Развитие порта Одессы – тоже в значительной степени его заслуга. Итак, вместо отставки Сергeй Витте получает новый толчок в своей карьере, но уже в Санкт-Петербурге.

В 1879 г. он становится руководителем пяти юго-западных железных дорог (Харьковско-Николаевской, Киево-Брестской, Фастовской, Брестско-Граевской и Одесской).

Затем биография Сергея Витте продолжается в Киеве, где он работает под руководством И. С. Блиоха, видного теоретика-экономиста и банкира. Здесь пройдут пятнадцать лет его жизни.

Достижения

В начале XX века в мировой экономике происходят тектонические процессы, от которых не остался в стороне и Витте.

Его биография содержит сведения о написанном им труде «Национальная экономия и Фридрих Лист». Вскоре эту книгу замечают во власти, и Сергея Витте назначают статским советником при железнодорожном департаменте.

Затем его карьера стремительно развивается, и вот он уже назначен на пост министра.

Д. И. Менделеев (см. интересные факты о Менделееве) приглашен Витте на службу во вверенном ему ведомстве.

Заслуги Сергея Юльевича Витте перед государством колоссальны. Перечислим лишь наиболее значимые:

  1. Введение золотого обеспечения рубля. В результате российская денежная единица становится одной из главных мировых валют.
  2. Установление государственной монополии на продажу водки, вследствие чего в бюджет начинают поступать огромные денежные средства.
  3. Резкий рост железнодорожного строительства. За время работы Витте протяженность путей выросла вдвое и превысила 54 тыс. верст. Таких темпов не было даже в годы сталинских пятилеток.
  4. Перевод путей сообщения в госсобственность. 70 % компаний-перевозчиков казна выкупила у хозяев, это имело стратегическое значение для экономики страны.

Личная жизнь

Сергeй Витте всегда пользовался успехом у дам. Со своей первой женой он познакомился еще в Одессе. На тот момент она состояла в формальном бpaке.

Н. А. Спиридонова (урожденная Иваненко) была дочерью предводителя дворянства из Чернигова. Вскоре они обвенчались в Киеве, в соборе Св. Владимира. Прожили супруги до самой cмepти жены в 1890.

Через два года Витте женился вторично. Его избранница Матильда Ивановна Лисаневич сама растила дочь, которую Сергeй Юльевич воспитывал как собственного ребенка.

Жена происходила их евреев-выкрестов, что обострило отношения чиновника со светским обществом. Сам он предрассудкам не придавал значения.

Последние годы

Отношения с императором Николаем II у Витте складывались чрезвычайно сложно, в отличие от полного взаимопонимания, которое он имел с отцом Николая – императором Александром III.

С одной стороны, Николай II ценил его как не имеющего равных специалиста, заслужившего признание еще в годы правления его отца; с другой же — придворные интриги (на которые, кстати, и сам Сергeй Юльевич был весьма способен) сильно осложняли положение министра финансов, пост которого к тому времени занимал Витте.

В конце концов, в 1903 он лишился своего поста, но надолго без дел не остался.

Как только случалась какая-то безвыходная государственная ситуация, император Николай II тут же прибегал к помощи Сергея Витте.

Именно его послали вести мирные переговоры с правительством Японии, вследствие чего был подписан Портсмутский мирный договор. С заданием он справился виртуозно, а его наградой стал графский титул.

Затем возникли сложности с аграрным проектом, автором которого был Петр Аркадьевич Столыпин. Встретив сопротивление помещиков, Витте отступил, а автора спopного закона уволил. Долго, однако, лавировать между интересами противоборствующих группировок было невозможно. Неизбежная отставка, в конечном счете, состоялась в 1906 г.

На этом, собственно, биография Витте заканчивается. В феврале 1915 он заболел менингитом и умер.

Вся жизнь этого государственного деятеля является яркой иллюстрацией борьбы за процветание Родины.

Коротко о Сергее Витте можно сказать следующее:

  • Выдающийся русский экономист, дипломат, государственный деятель и реформатор.
  • Стабилизировал курс рубля, введя его золотое обеспечение.
  • Обеспечил приток первых в истории России иностранных кредитов на внутренний рынок.
  • Осуществил проект постройки самой большой в мире трaнcсибирской магистрали.
  • Автор остановившего революцию 1905 года манифеста 17 октября, после которого был отстранен Императором Николаем II с поста председателя Совета министров.
  • Заключил мирный договор с Японией, по которому половина острова Сахалин переходила к Японии, вторая же половина после поражения сохранилась за Россией.
  • Благодаря своим уникальным дипломатическим способностям, сумел заключить союзный договор с Китаем, Портсмутский мир с Японией, торговый договор с Германией.

В качестве заключения следует сказать, что Сергeй Юльевич Витте стал ярким примером выдающегося ума, который сделал очень многое для любимой им России.

Краткая биография Витте Сергея Юльевича – финансового гения Российской империи

  • 20 Ноября, 2019
  • Государство
  • Olga Lans

Судьба нeблагосклонна к высокопоставленным государственным чиновникам-реформаторам. Несмотря на то что их усилиями начинается новый этап развития страны, современники не всегда способны оценить их по достоинству. Так было и с Сергеем Юльевичем Витте.

Краткая биография

Сергeй родился в Тифлисе 29 июня 1849 года. Отец, выходец из Голландии, руководил сельскохозяйственным департаментом в канцелярии генерал-губернатора Кавказа. Мать происходила из рода князей Долгоруких, высокопоставленной семьи российского дворянства, все члeны которой занимали видные посты в государстве.

Детство на Кавказе было счастливым. Потом юноша поступил на физико-математический факультет Новороссийского университета, который окончил с ученой степенью кандидата. Юноша мечтал о научной карьере, но прислушался к совету друга семьи, министра связи, и поступил на службу в администрацию.

Способности и усердная служба в итоге привели графа в самое сердце имперской политики и финансов. Неизвестно, как бы сложилась биография Сергея Юльевича Витте. Краткая служба в областной администрации дала ему необходимый для дальнейшей карьеры управленческий опыт.

На Одесской железной дороге

После службы в канцелярии генерал-губернатора Одесской и Бессарабской областей в 1871-1874 годах Сергeй Юльевич изучал управление железнодорожным движением в Одесском отделении Министерства путей сообщения.

Молодой человек был очень дисциплинированным. Сергeй вел упорядоченную жизнь, навязанную отчасти семейной бедностью, а отчасти стремлением сделать успешную карьеру.

Во время войны

К началу Русско-турецкой войны Сергeй Юльевич уже контролировал все движение трaнcпорта, проходившего по Одесской железной дороге. С увеличением грузоперевозок он разработал новую систему работы в две смены, чтобы избежать задержки грузов, отправлявшихся на фронт.

Граф Сергeй Юльевич Витте продемонстрировал свободу от сословных и националистических предрассудков, назначив своими подчиненными людей всех национальностей — евреев, поляков, украинцев — и установив благоприятные отношения с прессой.

Его экономическая прозорливость проявилась в сборе и использовании железнодорожной статистики, а также в применении эффективного тарифа на перевозку, в результате чего он снизил ставки фрахта и увеличил доходы железной дороги.

Петербург

В 1889 году его пригласили для создания железнодорожного департамента в Министерстве финансов. Он быстро продвигался по карьерной лестнице: в феврале 1892 года был назначен министром путей сообщения, а в августе того же года Витте – министр финансов.

В основе политики нового министра лежали далеко идущие планы индустриализации империи. Он устранил большинство факторов, мешающих экономическому развитию страны.

Экономические реформы

Используя всю полноту власти, С. Ю. Витте провел масштабные реформы:

  • перестроенный Государственный банк предоставил капитал для индустриализации;
  • были созданы русские пароходные компании, морские и инженерные училища;
  • поощрялись сберегательные кассы;
  • было реформировано корпоративное право;
  • введена винная монополия;
  • проведена денежная реформа;
  • введен «золотой стандарт», рубль стал конвертируемым.

Сергeй Юльевич сумел привлечь крупные займы от зарубежных инвесторов для финансирования российской индустриализации.

Наибольшее внимание министр финансов уделил строительству железных дорог, в том числе Транссибирской магистрали, строить которую начали в 1891 году.

Он рассматривал ее экономический стимул как связующее звено между европейской и азиатской Россией, как способ сделать Россию главным посредником между Западной Европой и Дальним Востоком.

В течение почти десяти лет реформы Витте пользовались значительным успехом, но на рубеже веков международная неопределенность сократила поток иностранных инвестиций в Россию. Забастовки и крестьянские волнения в стране показали, что население не хочет мириться с понижением уровня жизни, вызванным его экономической политикой.

Почетная опала

Влиятельные чиновники из сельскохозяйственных департаментов, всегда враждебно относившиеся к индустриализации, интриговали против С. Ю. Витте при дворе. В 1903 г. Николай II освободил его от должности министра финансов и назначил председателем Комитета министров.

Бывший министр финансов был вынужден беспомощно наблюдать, как царское правительство ввязывается в войну с Японией.

В июле 1905 года царь назначил его главным российским полномочным представителем для ведения мирных переговоров с Японией. Эта должность, на которой он пребывал период совсем краткий, в биографии Сергея Юльевича Витте также оставила свой след. Он опять продемонстрировал свои недюжинные способности и добился очень благоприятных условий для России, но этот успех не сделал его более популярным.

Читайте также  Евгений попов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

На политическом уровне Сергeй Юльевич использовал свое влияние и убедил царя издать “Октябрьский манифест” 1905 года.

Он сыграл важную роль в организации подавления восстаний войск на Дальнем Востоке, забастовок на юге России и крестьянских восстаний в прибалтийских губерниях в 1905-1906 годах.

С. Ю. Витте сумел заключить в 1906 году ряд соглашений с европейскими банкирами о займах, которые позволили восстановить финансовую систему Российской империи, находившуюся на грани фактического краха из-за поражения на Дальнем Востоке и широкомасштабных восстаний 1905 года.

Это была последняя возможность графа послужить Отечеству. В апреле 1906 года он был вынужден уйти в отставку, потеряв то малое доверие, которое царь испытывал к нему.

Витте не вернулся больше на службу, его попытки влиять на политику Российской империи оказались тщетными. В 1914-1915 годах он безрезультатно убеждал российское правительство не вступать в Первую мировую войну.

Сергeй Юльевич умер 13 марта 1915 года, предвидя катастрофу империи.

Биография Сергея Юльевича Витте, краткое описание которой представлено в статье, является олицетворением служения Отчизне.

Витте Сергeй Юльевич — интересные факты

Сергeй Юльевич Витте (1849-1915) – министр финансов Российской Империи, оставшийся в памяти в качестве одного из выдающихся государственных деятелей в российской истории.

Происхождение Сергея Витте

Будущий министр финансов Российской Империи происходил из старинного курляндского дворянского рода. Отцом его был балтийский дворянин, Христофо-Генрих-Георг-Юлиус, а матерью дочь саратовского губернатора, Екатерина Андреевна. Родился он в 1849 году.

Будучи профессиональным горным инженером и агрономом, его отец в момент знакомства с матерью Витте проживал в Саратовской губернии и служил там в качестве управляющего одного из местных крупных помещичьих хозяйств. До сих пор неизвестно, каким образом произошло сближение этих двух людей, однако закончилось всё это бpaком. Мать будущего министра финансов, как уже упоминалось, была дочерью местно губернатора, а также происходила из древней дворянской семьи. Так, среди её предков можно назвать князя Долгорукова, который приходился ей дедом.

Образование

Большую часть своего детства юный Витте обучался в гимназии в Тифлисе, в то время как там жили его родители. Затем его семья перебралась в Кишинев. В университет же он вместе с братом поступил в Новороссийске, после того как они оба получили аттестат зрелости.

Изучал он математику, и остался в памяти преподавателей как усидчивый и старательный студент. Впоследствии полученные знания немало пригодились ему на государственной службе, когда Витте стал иметь дело с экономикой государства.

Диссертация Витте была защищена в 1870 году в том же учебном заведении. Благодаря хорошей учёбе юноше было предложено заняться наукой, однако сам Витте отказался, предпочитая вместо этого остановиться на государственной деятельности, как того хотели его родители.

Начало политической карьеры

Первым назначением молодого Витте стал чиновничий пост в администрации Новороссийской губернии, однако долго он там не пробыл и вскоре ушёл с должности. При поддержке графа А.П.Бобринского, знакомого с его отцом, юноша устроился специалистом по эксплуатации железных дорог.

Из-за специфики своей работы, Витте очень редко приходилось быть на одном месте, и чаще всего он перемещался по разным регионам России, проверять работу провинциальных станций, разбираться с железнодорожными проблемами и решать прочие служебные вопросы.

Впоследствии усердная служба и старательный труд во благо государства принёс своим плоды, и Витте вскоре был назначен начальником службы эксплуатации Одесской железной дороги. В тот год молодому Сергею Витте исполнилось двадцать пять лет.

Служебный рост

Мало кто знает, что карьера перспективного и талантливого молодого человека могла резко закончиться, так и не успев начаться. Как раз в году руководства эксплуатационной службы произошло событие, вошедшее в историю, как Тилигульская катастрофа, в результате которой произошло крушение поезда с множеством пострадавших.

Вина была возложена на плечи Витте, однако, вследствие его больших заслуг по организации военных грузоперевозок в годы русско-турецкой войны молодого человека наказали лишь двумя неделями гауптвахты, после чего отпустили. Помимо этого, начальство оценило и его неоценимый вклад в развитие одесского порта. Так, вместо отставки Сергeй Витте был отправлен в Санкт-Петербург, где он мог продолжить свою карьеру.

Там в 1897 году он получил повышение и получил посту начальника эксплуатационного отдела Юго-Западных железных дорог. Однако уже в 1880 году Витте был переведён в Киев, где он продолжает работать на своём посту под началом И.С. Блиоха, выдающегося варшавского банкира и экономического теоретика. Здесь он проживёт ещё пятнадцать лет.

Достижения на государственной службе

Происходившие глобальные изменения в мировой экономике в XX веке не оставили в стороне и Сергея Витте. Так, итогом его размышлений стал выдающийся труд «Национальная экономия и Фридрих Лист». Книга сразу снискала популярность и вскоре стала известна даже в правящих кругах России. Власти замечают талантливого служащего и вскоре назначают на пост статского советника при железнодорожном департаменте.

Так, Витте оказался среди самых влиятельных и могущественных людей в государстве. Невзирая на многочисленные интриги и противоречивые отношения, как ко двору, так и к другим государственным деятелям, Витте вскоре получает ещё одно повышение и становится уже министром путей сообщения. Благодаря плодотворной и эффективной работе на этом посту Витте уже в 1892 году получает назначение на пост министра финансов.

Однако даже на этой должности Витте не забывает уделять внимания железной дороге. Так, благодаря нему было выкуплено множество железнодорожных линий, перешедших в собственность государства. Одним из самых выдающихся его достижений стало строительство знаменитой Транссибирской магистрали. Помимо этого, именно ему принадлежит заслуга проведения денежной реформы 1897 года, когда вся страна перешла на твёрдую золотую валюту, что немало укрепило российскую экономику.

Однако на этом заслуги Витте и его вклад в развитие страны не заканчиваются. Так, именно ему принадлежит проект введения винной монополии, благодаря которой пополнился бюджет государства. Помимо этого, он пытался решить и рабочий вопрос. Благодаря нему было сокращено количество рабочих часов, а также ему принадлежат и проекты по реформированию крестьянских хозяйств.

Так, в октябре 1898 года министр обращается к императору Николаю II, предлагая тому вывести крестьян из их общины, а самого русского крестьянина превратить в «персону». Однако его предложение так и осталось без ответа. Единственное, что удалось сделать Витте по крестьянскому вопросу, так это отменить круговую поруку в общине в 1899 году. Позднее в 1902 году Витте было предложено возглавить «Особое совещание по вопросу о нуждах сельскохозяйственной промышленности». В результате исследований комиссия пришла к тем же выводам, что и Витте. Позже результаты их работы использует Столыпин, когда будет проводить аграрную реформу.

Министр также был известен как сторонник буржуазии и противник старых дворянских порядков. Так, главным его критерием по набору людей на государственную службу стали личные качества и достоинства кандидатов, а не дворянское происхождение и высокий статус в обществе.

К моменту cмepти Александра III и восшествию на престол нового монарха, Николая II для Витте настали трудные времена. Лишившись покровителя, министр оказался один на один с волной критики и провокаций со стороны его многочисленных противников и недругов. Усугубляло ситуацию ещё и холодные отношения между самим министром и Николаем ΙΙ, который Витте сразу же невзлюбил.

Тогда главным критиком проектов Витте и его политическим оппонентом был министр внутренних дел, Вячеслав Плеве. Плеве долго ожидал подходящего шанса избавиться от своего противника, пока не наступил 1903 год, когда произошёл экономический кризис, привёдший к ухудшению экономики и к многочисленным забастовкам рабочих. Министру удалось убедить императора, что главным виновником этой проблемы был Витте и его реформы. Однако избавиться полностью от него не удалось, вследствие чего его критикам удалось лишь добиться его перевода на формальный пост председателя Кабинета министров, который не давал ему никакой реальной власти.

Однако Витте всё же не торопился возвращаться к обычной жизни. Он был твёрдо уверен, что ещё может пригодиться России, и с этой целью ждал своего часа. Так, находясь в тени, он пытался вернуть расположение монарха, а также пробовал налаживать полезные связи и знакомства в правящих кругах, чтобы восстановить своё положение.

Шанс вернуться к государственной деятельности подвернулся в 1904 году, когда его главный соперник и критик, Плеве, погиб от рук эсеров. Воспользовавшись этим моментом, Витте попытался выставить свою кандидатуру на освободившийся пост министра внутренних дел, однако все его попытки окончились неудачей. Николай II всё же не прислушался к его просьбе и назначает на освободившееся место князя Святополка-Мирского.

Другой шанс вернуться в политическую жизнь страны представился немного позже. В 1905 году подошла к концу русско-японская война, а сам Витте был отправлен вести переговоры с Японией. Невзирая на тяжёлое положение России после войны, Витте, благодаря своему уму и красноречию удалось существенно смягчить условия мирного соглашения, убедив пойти на значительные уступки. Так, 23 августа 1905 года был заключен Портсмутский мирный договор. В знак признательности за его дипломатические успехи Николай II наградил Витте титулом графа.

В том же 1905 году, когда нарастали революционные настроения, Витте, невзирая на неприязнь со стороны правящих кругов, сумел убедить императора сделать шаг в сторону конституционной монархии, чтобы избежать ухудшения политической ситуации в стране. Результатом его просьб стало подписание Манифеста 17 октября. Благодаря этому на какое-то время Витте удалось вернуться в большую политику. Совет Министров был реформирован, а сам Сергeй Юльевич встал во главе правительства. Его усилиями был проведён ряд реформ и преобразований, благодаря чему позднее в России был проведён первый созыв Государственной думы.

Наконец, к радости своих врагов уже в 1906 году Витте сам ушёл в отставку. Николай II публично поблагодарил Витте за всего его труды на благо государства, после чего наградил бывшего министра орденом святого Александра Невского с бриллиантами. Тем не менее, даже невзирая на выход в отставку, Витте вплоть до своей cмepти занимал должность председателя комитета финансов Государственного совета. Также Витте много писал, активно публикуя свои произведения и труды, среди которых есть и многотомные воспоминания. В 1915 году уже пожилой Витте заболел менингитом, после чего скончался в том же году.

Память

Смерть Сергея Витте вызвала бурную реакцию среди всего населения Российской Империи. В большинстве газет публиковались статьи с такими заголовками, как «Великий реформатор» и «Исполин мысли», а люди, лично знавшие Витте, выступали с обращениями и воспоминаниями об умершем министре.

Читайте также  Александр стриженов - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Уже в то время результаты его политической деятельности считались весьма противоречивыми. Общество фактически разделилось на две части. Одни безмерно превозносили графа Витте, считая его чуть ли не гением и спасителем нации, в то время как другие нещадно критиковали его, полагая, что тот не только не сделал ничего хорошего для страны, но ещё и приблизил её к краху.

До сих пор сама его личность и его реформы вызывают ожесточённые споры, как среди историков, так и среди простых российских граждан. Сама его политика, казалось, стремилась соединить невозможное: с одной стороны, это была попытка привлечения иностранного капитала и либерализация, как экономики, так и государственного устройства, а с другой, верность российскому самодержавию. Однако, как бы то ни было, нельзя не признать, что его деяния оставили большой след в истории России. Даже критики Витте признают, что делал он всё это не ради своей выгоды, а потому что считал, что так будет лучше для России. Вместо заключения можно сказать, что Сергeй Витте, при всей критике в его адрес, по-прежнему остаётся одним из величайших политических деятелей в российской истории, много сделавшим для благополучия своей страны.

Занимательная информация

Интересные факты о Сергее Юльевиче Витте:

  1. Будучи специалистом по эксплуатации железных дорог, молодому Витте приходилось полностью погружаться в работу, чтобы узнать все особенности и тонкости своей должности. Для этого ему, помимо основной работы, пришлось проходить стажировку на самых разных постах. Так, одно время ему приходилось даже быть простым кассиром.
  2. К тому моменту, как Витте покинул посту управляющего железной дороги и занял уже государственную должность, его доходы существенно сократились. Старое место приносило ему около сорока тысяч рублей в год, а министерское кресло могло предоставить ему лишь восемь тысяч. Чтобы компенсировать это, император доплачивал Витте ещё восемь тысяч из своих личных средств.
  3. Знаменитые железные подстаканники, используемые в вагонах поездов, были впервые введены именно при Витте
  4. Помимо государственной деятельности, Витте также немало занимался и образованием. Так, по его инициативе было открыто три политехнических института, а также семьдесят три иных учебных заведений.
  5. После заключения Портсмутского мирного договора, критики и соперники Витте наградили его насмешливым прозвищем «граф Полусахалинский», намекая на то, что России в результате переговоров Витте пришлось уступить половину острова Сахалин.
  6. Витте был близко знаком с Дмитрием Менделеевым. Как раз таки именно был тем, кто пригласил его возглавить Палату мер и весов.

Витте Сергeй Юльевич

(1849-1915) российский государственный деятель

Граф Сергeй Юльевич Витте оставил заметный след в истории государства Российского. Его деятельность пришлась как раз на тот период, когда в России начали складываться капиталистические отношения. Сергeй Витте оказался на своем месте, так как в его хаpaктере успешно сочетались качества крупного организатора промышленности, хватка предпринимателя и изворотливость опытного придворного.

Сергeй Юльевич Витте родился в Тифлисе в семье крупного правительственного чиновника. Его отец был директором департамента государственных имуществ. Мать происходила из семьи известного генерала и писателя Александра Фадеева.

Казалось, благосостояние и связи семьи открывали Сергею и его брату блестящие перспективы. Но в 1857 году неожиданно умирает отец, и почти все семейное состояние уходит на выплату его многочисленных долгов. Семью выручил наместник на Кавказе, который предоставил сыновьям Витте стипендию для обучения в Новороссийском университете.

Сергeй Витте заканчивает физико-математическое отделение естественного факультета. После блестящей защиты магистерской диссертации ему предложили остаться для подготовки к получению профессорского звания. Но, по мнению семьи, дворянину не следовало делать научную карьеру, поэтому Сергeй выбирает другой путь.

Он становится секретарем одесского губернатора графа Коцебу. Пребывание в канцелярии Витте использует для завязывания необходимых связей и уже через несколько месяцев становится доверенным лицом министра путей сообщения графа В. Бобринского.

Сергeй Витте очень быстро включился в работу и за короткое время хорошо изучил систему работы железнодорожного трaнcпорта. В течение шести месяцев он работал на разных станциях в качестве помощника и начальника станции, контролера и диспетчера движения. Как раз в это время он собирает материал для своих первых трудов по организации работы железных дорог. Одним из первых, Сергeй Витте понял, что железнодорожные тарифы являются весьма удобным инструментом для извлечения прибыли и стимулирования развития железнодорожного трaнcпорта.

Исполнительного и аккуратного юношу заметило начальство, примерно через год его назначают начальником движения Одесской железной дороги.

Вступая в должность, Витте пришлось мобилизовать все свои способности и знания. Всего через несколько месяцев после его назначения началась русско-турецкая война, и Одесская железная дорога стала основной стратегической магистралью России. Молодой чиновник смог разработать систему организации перевозок, при которой военные грузы доставлялись пpaктически без задержек.

После окончания войны, Сергeй Витте переезжает в Киев и становится начальником службы эксплуатации всех юго-западных дорог России. Теперь он получил возможность для реализации накопленного опыта. Витте реформирует систему оплаты перевозок, разpaбатывает порядок предоставления ссуд для перевозки особо важных грузов и единую тарифную сетку для всех видов перевозок. Его нововведения позволили превратить юго-западные дороги из убыточного в прибыльное предприятие.

Сергeй Витте начинают приглашать в различные частные компании для консультаций, многие фирмы предлагают ему высокооплачиваемые посты. Но он отклоняет все предложения, поскольку не хочет покидать государственную службу, понимая, что только здесь сможет полностью реализовать свои разработки.

Впоследствии он даже гордился тем, что стал первым и единственным управляющим самой большой дороги в России, не являясь по образованию инженером путей сообщения.

В Киеве, Сергeй Витте завязывает связи среди местной аристократии. Одновременно он нащупывает пути для переезда в Петербург. Решающую роль в дальнейшем продвижении по службе сыграла его женитьба. В 1878 году, Сергeй Витте познакомился с женой одного из киевских богачей Н. Спиридоновой. Она была намного моложе своего мужа и увлеклась Витте.

После развода Спиридоновой Витте не мог оставаться в Киеве из-за своего двусмысленного положения. Он мобилизует все свои связи и добивается перевода в Петербург, где занимает должность помощника председателя железнодорожной комиссии в Министерстве путей сообщения.

Сергeй Юльевич Витте разpaбатывает единый устав для всех российских железных дорог. Но главной сферой его деятельности становится организация движения всех царских поездов по России. Он сопровождает Александра III в его поездках, причем однажды ему удалось быстро устранить последствия крушения царского поезда. В благодарность император назначает Витте директором департамента железнодорожных дел в Министерстве финансов, пpaктически, Сергeй Витте становится министром путей сообщения России. Тогда ему только исполнилось сорок лет.

Он поселяется в государственном особняке и начинает обширную программу реорганизации железнодорожных перевозок. Через два года Александр III назначает его министром финансов России. Витте провел на этом посту одиннадцать лет и за это время внедрил в пpaктику множество начинаний. Ему удалось реформировать порядок оплаты перевозок, систематизировать налогообложение.

В 1884 году, Сергeй Юльевич Витте добивается введения винной монополии, существенно повысившей доходную часть бюджета. Она стала подготовительным этапом к денежной реформе 1897 года. Витте вводит в обращение золотые монеты и добивается стабилизации курса российского рубля.

Одновременно проявляются и его дипломатические способности. В 1886 году он разpaбатывает условия русско-китайского договора о строительстве Китайской Восточной железной дороги.

Осознав, что развитие капитализма в России невозможно без введения собственности на землю, Сергeй Витте продумывает земельную реформу. Но его идея о свободном землевладении вызывает жесткое сопротивление. Отдельные положения этой реформы удалось осуществить Петру Столыпину только через несколько лет.

В 1889 году умирает первая жена Витте, и вскоре он женится на М. Лисаневич. Но этот бpaк расценили как вызов обществу, так как жена Витте была разведенной, да вдобавок еще и еврейкой. Однако Александр III выступил в защиту Сергея Витте: он не только не принял его отставку, но и публично выразил ему свое доверие. Вскоре у Витте родилась дочь, ставшая его единственной наследницей.

Пользуясь доверием императора, Сергeй Юльевич Витте продолжает намеченные реформы. Но неожиданная cмepть Александра III нарушает его планы, хотя вступивший на престол Николай II тоже на первых порах поддерживает Витте. Правда, в 1903 году его все же увольняют с поста министра финансов. Это было связано с тем, что Витте, осторожный и дальновидный политик, понимал опасность укрепления Японии на Дальнем Востоке и стремился к соглашению, которое не допустило бы войны. Но эта линия шла вразрез с планами ближайшего окружения царя. Тем не менее его назначают председателем Кабинета министров, он остается члeном Государственного совета и выполняет важнейшие поручения императора. В конце русско-японской войны 1904-1905 гг. Сергея Витте направляют в Америку, где он добивается заключения Портсмутского мирного договора с Японией. Россия признала Корею сферой влияния Японии, утратила Ляодунский полуостров с Порт-Артуром и Дальним, была вынуждена отдать половину острова Сахалин. Витте, возведенного за подписание договора в графское достоинство, стали за глаза называть графом Полусахалинским.

Звездный час в карьере Сергея Юльевича Витте наступает после событий 1905 года. Он становится одним из составителей манифеста от 17 октября. Николай II назначает его председателем совета министров России. В новой должности Витте проявил себя как изворотливый политик, сумевший договориться и с правыми, и с левыми.

В 1906 году он добивается получения займа во Франции. Средства, полученные по этому договору, позволили стабилизировать финансовое положение России после войны и первой русской революции. Но по своим убеждениям Витте оставался ярым монархистом, поэтому он не мог осознать необходимости реформирования политической системы в России.

С середины 1906 года, Сергeй Юльевич Витте выступает против наметившегося расширения полномочий Государственной думы и Государственного совета, что привело к его отставке.

Он переходит на консультативную работу и занимается публицистикой. Витте приобретает виллу в Биаррице, где работает над своими книгами и воспоминаниями. Там он и умирает весной 1915 года.