Биографии    


Анастасия Зуева — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Анастасия Зуева — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Актриса Анастасия Зуева: биография, фото. Лучшие фильмы

Анастасия Зуева – талантливая актриса, которая снялась во многих советских фильмах для детей. «Морозко», «Варвара-краса, длинная коса», «Огонь, вода и… медные трубы», «Золотые рога» — во всех этих сказках она исполнила роль бабушки-сказительницы. Народной любимицы не стало еще в 1986 году, однако ее имя навсегда вошло в историю кинематографа. Что же известно об этой удивительной женщине?

Анастасия Зуева: начало пути

Будущая звезда появилась на свет в селе Спасском, произошло радостное событие в декабре 1896 года. Анастасия Платоновна Зуева родилась в крестьянской семье. Еще в раннем детстве ей пришлось столкнуться с первой настоящей бедой: дeвoчка потеряла отца. Вскоре ее мать во второй раз вышла замуж, а воспитание Насти и ее сестры Лизы доверила родственнице.

Тетушка, на попечении которой оказались сестры, была женщиной строгой, требовала от домочадцев неукоснительного соблюдения установленных ею правил. Она приложила все усилия для того, чтобы привить Лизе и Насте любовь к порядку. Маленькая Анастасия Зуева страдала застенчивостью, неохотно общалась с гостями, навещавшими ее опекунов. Она была совершенно не похожа на свою сестру, которая росла веселой и коммуникабельной дeвoчкой.

Учеба, театр

Заботливая родственница настояла на том, чтобы сестры получили хорошее образование. Анастасия Зуева с отличием окончила московскую гимназию. Приблизительно в это же время у Насти возникло желание стать актрисой. Сначала ее опекунша и слышать об этом не хотела, однако дeвoчке удалось поступить в школу драматического искусства под руководством Подгорного и Александрова на бесплатной основе.

В 1916 году перед начинающей актрисой распахнул свои двери МХАТ. Сложно перечислить все известные постановки, в которых приняла участие Анастасия Зуева за годы работы в театре. «Три сестры», «Последняя жертва», «Пиквикский клуб», «Лес», «Гроза», «Мертвые души», «Воскресенье», «Таланты и поклонники» — лишь некоторые из них. Пожалуй, самую знаменитую свою роль она сыграла в постановке «Мертвые души». Ее героиней стала Коробочка – помещица, обладающая умом ребенка.

Удивительно, но еще в юности Настя начала активно играть роли пожилых героинь. Константин Станиславский однажды даже пошутил, что такова судьба актрисы. Зуеву это абсолютно не смущало, напротив — ей нравилось создавать народные образы.

Первые роли

Анастасия Зуева – актриса, которая впервые оказалась на съемочной площадке лишь в 1932 году. Дебютным для нее стал фильм «Просперити», в котором она сыграла эпизодическую роль. Затем ей удалось сняться в эпизодах лент «Пир в Жермунке», «Светлый путь», «Васек Трубачев и его товарищи», «Донецкие шахтеры».

Конечно же, первые роли не сделали Зуеву звездой. Однако она приобрела ценный опыт, научилась не бояться камеры.

Лучшие фильмы с ее участием

Анастасия Зуева – актриса, которая своим призванием всегда считала игру в театре. Однако это не значит, что она наотрез отказывалась сниматься в кино. «Первая перчатка» — комедийная мелодрама с ее участием, увидевшая свет в 1946 году. Картина интересна в первую очередь тем, что именно в ней актриса впервые сыграла одну из ключевых ролей. Фильм рассказывает историю юного спортсмена, который готов променять блестящую карьеру на любовь. Тренер парня делает все возможное, чтобы заставить его передумать. Анастасии досталась роль супруги тренера.

Также Анастасия Платоновна Зуева сыграла в мелодраме «Живет такой парень». Ее героиней стала старушка Марфа, которая рассказывает главному герою неприличную историю.

Наиболее Зуева запомнилась зрителям благодаря целой серии сказок. Александр Роу снял актрису в своих лентах «Морозко», «Огонь, вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса», «Золотые рога». В этих фильмах для семейного просмотра она исполнила роль бабушки-сказительницы.

Жизнь за кадром

Состояла ли в бpaке Анастасия Зуева? Биография звезды говорит о том, что она была замужем дважды. Первый бpaк Анастасия Платоновна всегда называла ошибкой молодости. Мужем актрисы стал железнодорожный инспектор, в которого она влюбилась из-за его привлекательной внешности. Этот союз вскоре распался из-за бесконечных измен супруга. Сын Константин, рожденный в этом бpaке, остался с отцом, и Анастасия пpaктически не имела возможности участвовать в его воспитании. Легко догадаться, что отношения Зуевой с ее единственным ребенком никогда не были близкими.

Во второй раз выбор народной любимицы пал на знаменитого композитора Виктора Оранского. Интересно, что роман у Анастасии и Виктора начался после нескольких лет дружеских отношений, а познакомились они в театре. Этот союз также нельзя назвать крепким, так как Оранский на несколько лет уходил от Зуевой к другой женщине, с которой она сама его и познакомила. Правда, в итоге он вернулся к актрисе после того, как его бросила вторая жена. Вдовой звезда советского кино стала еще в 1953 году, пережила Оранского более чем на 30 лет.

Смерть

Анастасия Зуева – актриса, которой не стало еще в марте 1986 года. Умерла народная любимица в Москве, совсем чуть-чуть не дожив до своего 90-летия. Могила звезды советского кино находится на Новодевичьем кладбище.

Известно, что Анастасия продолжала работать почти до cмepти, она играла в родном театре и снималась в кино. Последний фильм с ее участием был представлен на зрительский суд в 1984 году, это была знаменитая «Сказка о царе Салтане». И хотя уже более 30 лет прошло с тех пор, как умерла Анастасия Зуева. Фильмы с ее участием до сих пор с удовольствием смотрят взрослые и дети.

Разлука с сыном и 3 предательства: Какой была жизнь «бабушки в окошке» Анастасии Зуевой

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

Предательство матери

Она появилась на свет в декабре 1896 года в тульском селе Спасское и до пяти лет была, кажется, самым счастливым ребёнком в мире. Отец её, Платон Зуев, был гравером по самоварам, и семья считалась, если не зажиточной, то вполне обеспеченной. Сёстры, Настя и Лиза, были очень разными. Лиза – весёлая и озорная, а Настя – спокойная, задумчивая, любящая одиночество и рыбалку.

Когда Анастасии Зуевой было пять лет, отец скоропостижно скончался от воспаления лёгких, а мама вскоре вышла замуж во второй раз. Избранником её стал жандармский полковник, который не слишком жаловал дочерей супруги. И мама не нашла ничего лучшего, чем передать девочек на воспитание своей сестре.

К счастью, тетка была хоть и строга чрезвычайно, племянниц любила и окружала их поистине материнской заботой. Она служила управительницей в богатом имении, была на очень хорошем счету, а потому и к Лизе с Настей относились очень хорошо, даже сажали за барский стол, где Настя с жадностью прислушивалась к разговорам об искусстве.

Чуть позже тетушка вместе с племянницами перебралась в Москву, завела знакомство со столичной интеллигенцией, что не могло не сказаться на становлении Лизы и Насти. Они учились в гимназии, а после Настя стала посещать театральную студию. Тётка была категорически против увлечения Анастасии, но дeвyшка успешно прошла отбор в частную Школу драматического искусства.

Читайте также  Юрий гальцев - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Заведение считалось престижным и дорогим, но педагоги с самого начала увидели в изящной Анастасии актёрский дар, а потому зачислили её на бесплатное обучение. Это стало решающим аргументом для того, чтобы строгая тётушка позволила племяннице учиться актёрскому мастерству. И вскоре Анастасия Зуева была принята в труппу 2-й студии МХТ, а спустя 8 лет, в 1924 году, стала служить во МХАТе.

Разбитые мечты о счастье

Почти сразу после революции Анастасия Зуева вышла замуж за начальника Северных железных дорог Ивана Евсеева. Актриса надеялась прожить с супругом долгую счастливую жизнь, в любви и взаимопонимании. Да вот только Иван Степанович представлял себе семейную жизнь совсем по-другому. Вскоре он стал требовать от жены постоянного присутствия дома, а к службе её в театре относился с пренебрежением. Сам же днями пропадал в ресторане, не отказывал себе в утехах с дамами лёгкого поведения, да и руку на жену стал поднимать, не стесняясь даже присутствия сына Кости, родившегося в 1918 году.

После выволочки, устроенной мужем без всякой причины, Анастасия Зуева от него ушла. Иван Евсеев в отместку оставил сына у себя и с матерью видеться ему почти не позволял. Лишь когда Константин поступил на мехмат в МГУ, он смог уйти от отца к матери. Потом сын актрисы перешёл в академию Жуковского, сначала служил военным инженером, позже трудился в космической отрасли.

А вот отношения с матерью его так и не сложились. Он относился к ней потребительски, да и супругу себе нашёл такую, что больше всего на свете любила деньги.

Новое предательство

Актриса была в курсе всех театральных новинок, посещала музеи и выставки. Она всегда была очень изящна, следила за собой и позже, во время войны, когда ездила на фронт в составе концертной бригады. Анастасия Зуева неизменно тщательно одевалась, носила обязательно шелковое белье и считала, что женщина при любых обстоятельствах должна выглядеть хорошо. К слову сказать, она имела множество правительственных наград, но оставалась беспартийной, так как была глубоко верующим человеком.

Карьера актрисы в театре складывалась вполне успешно, да и личная жизнь наладилась. В начале 1930-х готов она вышла замуж за известного композитора Виктора Оранского, который, казалось, относился к жене с любовью и уважением. Анастасия Зуева всегда была хлебосольной хозяйкой, в её доме постоянно было много людей, приходили коллеги по театру, академики, художники, писатели, студенты Школы-студии МХАТ.

Но гостеприимство и радушие актрисы сыграло с ней злую шутку. Когда она взялась поучаствовать в жизни юной барышни, мечтающей о театральной сцене, дeвyшка стала часто бывать в доме Анастасии Зуевой, брала уроки актёрского мастерства и готовилась к поступлению в театральный. Вот только очень быстро мечты о театре превратились в мечты о супруге своей благодетельницы. И юное создание покинуло дом актрисы, уведя за собой Виктора Оранского. Барышня быстро узаконила свой бpaк и осчастливила супруга рождением дочери.

А через пять лет, уже во время Великой Отечественной войны, нашла себе более благополучного супруга, оставив Виктору Оранскому дочь. Сердобольная Анастасия Платоновна вместе с сестрой Елизаветой отправилась к бывшему мужу. В результате супруг, когда-то предавший актрису, и его дочь от другой женщины поселились в доме Зуевых. Дочь, правда нерадивая мать вскоре забрала, а вот Виктор Оранский жил в доме бывшей жены до самой своей кончины в 1953 году.

Анастасия Зуева простила бывшего мужа и, как расскажет после внучка актрисы Елена Симакова, продолжала его любить до конца дней. И категорически отвергала ухаживания других мужчин. Когда МХАТ в 1959 году был с гастролями в Японии, в актрису влюбился очень богатый бизнесмен. Он ухаживал за актрисой, несколько раз предлагал ей руку и сердце, но Анастасия Зуева с присущим ей тактом говорила твёрдое «нет». Через девять лет, когда актриса снова оказалась в Японии с гастролями, ситуация повторилась. Всё тот же миллионер продолжал настойчиво добиваться её внимания, окружая теплом и заботой. И не имея никакой надежды на взаимность.

Любящая бабушка

Анастасия Платоновна всю жизнь старалась бескорыстно помогать людям и потребительского к себе отношения принять никак не могла. Это и стало главной причиной её разлада с сыном Константином. Они очень мало общались друг с другом, но при этом Анастасия Зуева воспитывала его дочь Елену. Бабушка и внучка оказались самыми близкими людьми.

Актриса была строга с внучкой, но её любовь превосходила все строгости. Впоследствии Елена Константиновна признавалась: никто и никогда не любил её так, как бабушка. Анастасия Платоновна Леночку не баловала, воспитывала её личным примером, позволяла общаться со своими гостями и неизменно гордилась тем, что внучка знает иностранные языки. Актриса до конца дней оставалась верна родному МХАТУ.

Когда в 1954 году у неё случился первый инсульт, она смогла восстановиться и вернуться на сцену. В 1986 году повторный инсульт унёс жизнь гениальной актрисы.

Анастасия Зуева сыграла одну и ту же роль в нескольких фильмах Роу – старушку-сказительницу, в том числе и в сказке «Огонь, вода и медные трубы». В этом фильме Роу впервые снялись не только дебютанты, но и признанные мэтры – например, Михаил Пуговкин, для которого съёмки стали настоящим испытанием…

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Анастасия Зуева

Биография

Советская актриса Анастасия Зуева осталась в памяти поколений школьников доброй бабушкой, сказительницей из кинолент Александра Роу, экранизированных вариаций на тему русских народных сказок. Великий режиссер Константин Сергеевич Станиславский в шутку предрек молодой артистке исполнять роли старух и оказался прав. Именно эти персонажи принесли ей любовь зрителя и признание.

Детство и юность

О ранних годах в биографии известно мало. Анастасия Платоновна родилась 17 декабря 1896 года в селе Спасское Тульской губернии в богатой крестьянской семье. Ныне населенный пункт относится к городу Новомосковску и славится тем, что здесь находится уникальный художественный музей на селе – один из двух на территории всей России. Отец умер рано. Вскоре мать сочеталась вторым бpaком, а дочерей – Настю и Лизу – отправила на попечение к тетке.

Актриса Анастасия Зуева

Родственники обращались с дeвoчками ласково, но строго, позволяли участвовать во взрослых беседах, но требовали порядка и порядочного поведения. Некоторое время дeвyшка училась в женской гимназии Тулы, но после переехала вместе с тетей и сестрой в Москву. Идею Насти стать актрисой родственница встретила в штыки, заверив, что не оплатит ей учебу, но этого и не понадобилось – будущую народную артистку СССР взялись обучать бесплатно.

Анастасия Зуева в молодости

В 1915 году она окончила частную школу драматического искусства. Ее преподавателями были известнейшие педагоги, режиссеры, театральные деятели того времени: ставивший вместе со Станиславским пьесы Николай Александров, актер Николай Подгорный, режиссер Николай Массалитинов.

Читайте также  Эмма уотсон - биография знаменитости, личная жизнь, дети

«Школа трех Николаев» существовала с 1913 по 1916 годы и послужила площадкой для создания 2-й студии МХТ, куда Анастасия и поступила на театральную службу. Студия стала колыбелью для многих известных артистов: Николая Баталова, Аллы Тарасовой, Бориса Ливанова, Ивана Кудрявцева.

Театр

Труппа часто гастролировала. В молодости Анастасии Платоновне удалось побывать во многих городах Поволжья, Урала, Украины. В 1924 году Немирович-Данченко завершил реорганизацию МХТ, после чего Вторая студия перестала существовать, а ее артисты стали «вторым поколением» МХАТа. Этому театру артистка была верна до самой cмepти.

Анастасия Зуева в роли Коробочки в спектакле «Мертвые души»

Актриса была востребована на театральной сцене. Во МХАТе она сыграла более чем в 40 спектаклях. Некоторые из ролей стали знаковыми в судьбе Зуевой. В 1928-м она исполнила роль Матушки в «Унтиловске», подтвердив талант изображать простых и цельных женщин, сильных духом матерей. В инсценировке последнего романа Льва Толстого «Воскресение» она была Матреной. Писатель Максим Горький, увидев ее в этом амплуа, был потрясен.

Многие поколения зрителей запомнили ее по роли Коробочки из «Мертвых душ» Николая Гоголя. Впервые она примерила образ помещицы под руководством самого Михаила Булгакова, сотрудничавшего с МХАТом в 1932 году. В этот же год состоялся ее дебют на экране.

Фильмы

В фильмографии артистки свыше 40 лент. Первая работа – черно-белая драма Юрия Желябужского «Просперити». После ряда небольших ролей сыграла взбалмошную жену тренера по боксу Привалова в «Первой перчатке». Кино вошло в тройку лидеров проката 1947 года. В 1960-м она вновь сыграла Матрену, но уже в художественном фильме «Воскресение» Михаила Швейцера. Бабка Марфа в «Живет такой парень» у Василия Шукшина стала запоминающимся персонажем мелодрамы.

Анастасия Зуева в фильме «Первая перчатка»

С 1964 года Анастасия Платоновна сыграла в серии фильмов Александра Роу. Режиссер удивительной судьбы и необычной фамилии избрал для себя жанр сказочного кино. Его вариации на тему народного фольклора в «Морозко», «Огонь вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса» стали новым словом в советском кинематографе, были отмечены на зарубежных фестивалях, например, в Венеции. В этой серии Зуева сыграла сказочницу.

Анастасия Зуева в роли Сказочницы в фильме «Морозко»

Повествование добродушной бабушки в кокошнике и нарядном сарафане обрамляло волшебное кино. Дети и взрослые воспринимали ее как полноправного персонажа картин. Героиня появлялась, открывая ставни сказочного терема, а в конце ленты вновь возникала на экране, чтобы попрощаться со зрителями, и закрывала их.

Ни один фильм серии не мог обойтись без ее задорного рассказа. Последней работой Анастасии Платоновны стала роль бабушки в сказке Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках» 1982 года.

Кроме того, актриса принимала участие в озвучивании кино и мультипликационных фильмов.

Личная жизнь

Артистка была замужем два раза. В первом бpaке с железнодорожным инспектором Иваном Евсеевым родила сына Костю. Союз распался по причине тяжелого хаpaктера супруга, рукоприкладства и измен. Кроме того, муж требовал ухода женщины из профессии. После развода мальчика на воспитание забрал отец. Актриса переживала, что редко виделась с ребенком, но крепкий хаpaктер Зуевой не сломила трагедия личной жизни.

Анастасия Зуева

Впоследствии Константин стал военным инженером, женился. Анастасия Платоновна стала дважды бабушкой. Обожала внучку Елену, воспитывала, участвовала в жизни ребенка. Ее потомки не имеют отношения к творческой среде. Второй раз вышла замуж за композитора Виктора Оранского. Бpaк длился вплоть до cмepти супруга в 1953 году.

Анастасия Зуева и ее муж Виктор Оранский

Зуева отличалась остроумием, добродушием. Любила компании, искусно поддерживала диалог на любую тему. Стихи к ее дню рождения писал великий Борис Пастернак. По свидетельствам современников, ее квартира в Камергерском переулке – место встреч для столичной интеллигенции и военной элиты.

Здесь часто бывали будущий маршал СССР Борис Шапошников, летчик-испытатель Валерий Чкалов. В годы войны артистка выезжала на фронт свыше 10 раз, играла спектакли, подбадривала бойцов. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Смерть

Актриса скончалась в преклонном возрасте, на 89-м году жизни, по естественным причинам 23 марта 1986 года.

Могила Анастасии Зуевой

Похоронена на Новодевичьем кладбище. Могилу Анастасии Платоновны украшает гранитный монумент в форме ставен – тех, что были декорациями для речей доброй бабушки-сказительницы. В центре композиции выгравированное на камне фото артистки.

Анастасия Зуева

фотографии >>

биография

Зуева Анастасия Платоновна

Родилась 17 декабря 1896 года в селе Спасское Тульской губернии в крестьянской семье.

Острохаpaктерная актриса, играла главным образом роли пожилых женщин, внося в своё исполнение народность, душевную теплоту русского национального хаpaктера. Была мастером народной сценической речи.

Окончила школу драматического искусства под руководством Н.Г. Александрова, Н.О. Массалитинова и Н.А. Подгорного (1915). С 1916 года работала во 2-й студии Московского художественного театра, с 1924 года — актриса Московского художественного академического театра. Активная участница фронтовых бригад.

Заслуженная артистка РСФСР (1933). Народная артистка РСФСР (1938). Народная артистка СССР (1957).

Умерла 23 марта 1986 года в Москве. Похоронена на Новодевичьем кладбище столицы.

Вторая студия МХТ: 1916 — «История лейтенанта Ергунова» Ивана Тургенева (пост. Е.Краснопольской) — мадам Фритче

МХАТ им. М. Горького: Тильтиль – “Синяя птица” М. Метерлинк (постановка К.С. Станиславского, И.М. Москвина, Л.А. Сулержицкого) Домна Пантелевна – «Таланты и поклонники» А.Н. Островский Кухарка – «Плоды просвещения» Л.Н. Толстой (постановка М.Н. Кедрова) Матрёна – «Воскресение» Л.Н. Толстой (руководитель постановки Вл.И. Немирович-Данченко, режиссеры И.Я. Судаков, И.М. Раевский) Настасья Петровна Коробочка – «Мёртвые души» М.А. Булгаков по поэме Н.В. Гоголя (постановка В.Г. Сахновского и Е.С. Телешевой, руководитель постановки К.С. Станиславский) Феклуша – «Гроза» А.Н. Островский Улита – «Лес» А.Н. Островский (постановка М.Н. Кедрова, В.А. Орлова, В.О. Топоркова) Мисс Уордль – «Пиквикский клуб» Ч. Диккенс Глафира Фирсовна – «Последняя жертва» А.Н. Островский (постановка Н.П. Хмелева, режиссеры Е.С. Телешева, Г.Г. Конский) Миссис Кэндер – “Школа злословия” Р. Шеридан (постановка Н.М. Горчакова, П. Ларгина) Марфа – «Земля» Н. Вирта Анна – “Кремлёвские куранты” Н.Ф. Погодин (режиссура: Вл. И. Немирович-Данченко, Л.М. Леонидов, М.О. Кнебель) Авдотья Ивановна – “Зелёная улица” А. Суров (постановка М.Н. Кедрова, режиссер А.М. Карев) Луша – “Илья Головин” С. Михалков (постановка Н.М. Горчакова, В.О. Топоркова, М.М. Яншина) Анна – “На дне” М. Горький (постановка К.С. Станиславского и Вл. И. Немировича-Данченко) Анфиса – «Три сестры» А.П. Чехов (постановка Вл.И. Немировича-Данченко, Н.Н. Литовцевой, И.М. Равского) Баба – “Бронепоезд 14-80” Вс. Иванов (постановка И.М. Раевского, режиссер Н.Д. Ковшов) Бабка Маланья – “Хозяин” И. Соболев (постановка Б.Н. Ливанова, П.А. Маркова, В.П. Маркова) Домохозяйка – “Дом, где мы родились” (Третья сестра) П.Когоут (постановка В.К. Монюкова) Анна-Мария — «Дульсинея Тобосская» А.М. Володин (постановка О.Н. Ефремова, режиссер В.Т. Кашпур) Манефа – “На всякого мудреца довольно простоты” А.Н. Островский (постановка В.Я. Станицына, режиссер В.Н. Шиловский) Старуха – “Чеховские страницы” (Канитель) А.П. Чехов (постановка Е.В. Радомысленского, руководитель постановки О.Н. Ефремов) Варвара Антоновна – “Уходя, оглянись” Э. Володарский (постановка Е.В. Радомысленского, руководитель постановки О.Н. Ефремов)

Читайте также  Раиса сметанина - биография знаменитости, личная жизнь, дети

(Список ролей составлен Павлом Тихомировым)

Анастасия Зуева – биография, фото, личная жизнь, фильмография

Анастасия Зуева: биография

Советская актриса Анастасия Зуева осталась в памяти поколений школьников доброй бабушкой, сказительницей из кинолент Александра Роу, экранизированных вариаций на тему русских народных сказок. Великий режиссер Константин Сергеевич Станиславский в шутку предрек молодой артистке исполнять роли старух и оказался прав. Именно эти персонажи принесли ей любовь зрителя и признание.

Детство и юность

О ранних годах в биографии известно мало. Анастасия Платоновна родилась 17 декабря 1896 года в селе Спасское Тульской губернии в богатой крестьянской семье. Ныне населенный пункт относится к городу Новомосковску и славится тем, что здесь находится уникальный художественный музей на селе – один из двух на территории всей России. Отец умер рано. Вскоре мать сочеталась вторым бpaком, а дочерей – Настю и Лизу – отправила на попечение к тетке.

Актриса Анастасия Зуева

Родственники обращались с дeвoчками ласково, но строго, позволяли участвовать во взрослых беседах, но требовали порядка и порядочного поведения. Некоторое время дeвyшка училась в женской гимназии Тулы, но после переехала вместе с тетей и сестрой в Москву. Идею Насти стать актрисой родственница встретила в штыки, заверив, что не оплатит ей учебу, но этого и не понадобилось – будущую народную артистку СССР взялись обучать бесплатно.

Анастасия Зуева в молодости

В 1915 году она окончила частную школу драматического искусства. Ее преподавателями были известнейшие педагоги, режиссеры, театральные деятели того времени: ставивший вместе со Станиславским пьесы Николай Александров, актер Николай Подгорный, режиссер Николай Массалитинов.

«Школа трех Николаев» существовала с 1913 по 1916 годы и послужила площадкой для создания 2-й студии МХТ, куда Анастасия и поступила на театральную службу. Студия стала колыбелью для многих известных артистов: Николая Баталова, Аллы Тарасовой, Бориса Ливанова, Ивана Кудрявцева.

Театр

Труппа часто гастролировала. В молодости Анастасии Платоновне удалось побывать во многих городах Поволжья, Урала, Украины. В 1924 году Немирович-Данченко завершил реорганизацию МХТ, после чего Вторая студия перестала существовать, а ее артисты стали «вторым поколением» МХАТа. Этому театру артистка была верна до самой cмepти.

Анастасия Зуева в роли Коробочки в спектакле «Мертвые души»

Актриса была востребована на театральной сцене. Во МХАТе она сыграла более чем в 40 спектаклях. Некоторые из ролей стали знаковыми в судьбе Зуевой. В 1928-м она исполнила роль Матушки в «Унтиловске», подтвердив талант изображать простых и цельных женщин, сильных духом матерей. В инсценировке последнего романа Льва Толстого «Воскресение» она была Матреной. Писатель Максим Горький, увидев ее в этом амплуа, был потрясен.

Многие поколения зрителей запомнили ее по роли Коробочки из «Мертвых душ» Николая Гоголя. Впервые она примерила образ помещицы под руководством самого Михаила Булгакова, сотрудничавшего с МХАТом в 1932 году. В этот же год состоялся ее дебют на экране.

Фильмы

В фильмографии артистки свыше 40 лент. Первая работа – черно-белая драма Юрия Желябужского «Просперити». После ряда небольших ролей сыграла взбалмошную жену тренера по боксу Привалова в «Первой перчатке». Кино вошло в тройку лидеров проката 1947 года. В 1960-м она вновь сыграла Матрену, но уже в художественном фильме «Воскресение» Михаила Швейцера. Бабка Марфа в «Живет такой парень» у Василия Шукшина стала запоминающимся персонажем мелодрамы.

Анастасия Зуева в фильме «Первая перчатка»

С 1964 года Анастасия Платоновна сыграла в серии фильмов Александра Роу. Режиссер удивительной судьбы и необычной фамилии избрал для себя жанр сказочного кино. Его вариации на тему народного фольклора в «Морозко», «Огонь вода и… медные трубы», «Варвара-краса, длинная коса» стали новым словом в советском кинематографе, были отмечены на зарубежных фестивалях, например, в Венеции. В этой серии Зуева сыграла сказочницу.

Анастасия Зуева в роли Сказочницы в фильме «Морозко»

Повествование добродушной бабушки в кокошнике и нарядном сарафане обрамляло волшебное кино. Дети и взрослые воспринимали ее как полноправного персонажа картин. Героиня появлялась, открывая ставни сказочного терема, а в конце ленты вновь возникала на экране, чтобы попрощаться со зрителями, и закрывала их.

Ни один фильм серии не мог обойтись без ее задорного рассказа. Последней работой Анастасии Платоновны стала роль бабушки в сказке Михаила Юзовского «Там, на неведомых дорожках» 1982 года.

Кроме того, актриса принимала участие в озвучивании кино и мультипликационных фильмов.

Личная жизнь

Артистка была замужем два раза. В первом бpaке с железнодорожным инспектором Иваном Евсеевым родила сына Костю. Союз распался по причине тяжелого хаpaктера супруга, рукоприкладства и измен. Кроме того, муж требовал ухода женщины из профессии. После развода мальчика на воспитание забрал отец. Актриса переживала, что редко виделась с ребенком, но крепкий хаpaктер Зуевой не сломила трагедия личной жизни.

Анастасия Зуева

Впоследствии Константин стал военным инженером, женился. Анастасия Платоновна стала дважды бабушкой. Обожала внучку Елену, воспитывала, участвовала в жизни ребенка. Ее потомки не имеют отношения к творческой среде. Второй раз вышла замуж за композитора Виктора Оранского. Бpaк длился вплоть до cмepти супруга в 1953 году.

Анастасия Зуева и ее муж Виктор Оранский

Зуева отличалась остроумием, добродушием. Любила компании, искусно поддерживала диалог на любую тему. Стихи к ее дню рождения писал великий Борис Пастернак. По свидетельствам современников, ее квартира в Камергерском переулке – место встреч для столичной интеллигенции и военной элиты.

Здесь часто бывали будущий маршал СССР Борис Шапошников, летчик-испытатель Валерий Чкалов. В годы войны артистка выезжала на фронт свыше 10 раз, играла спектакли, подбадривала бойцов. Награждена медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»

Смерть

Актриса скончалась в преклонном возрасте, на 89-м году жизни, по естественным причинам 23 марта 1986 года.

Могила Анастасии Зуевой

Похоронена на Новодевичьем кладбище. Могилу Анастасии Платоновны украшает гранитный монумент в форме ставен – тех, что были декорациями для речей доброй бабушки-сказительницы. В центре композиции выгравированное на камне фото артистки.