Что делать, если ребенок всего боится? Советы психолога
Что делать, если ребенок всего боится? Советы психолога
Что делать, если ваш ребенок всего боится
Начало школьной жизни, поступление в детский сад, рождение братика или сестрички, cмepть родного человека, хирургическая операция или просто трехдневное пребывание в стационаре и многое другое в жизни детей становится триггером дневных боязней и ночных кошмаров. Для детей любая неизвестность может стать источником тревоги — людям свойственно бояться неизведанного и непонятного.
У трехлетней Леночки много страхов. Она боится каруселей — не катается, опасается даже подойти. Она боится деда Мороза на “Новогодней Елке”, клоуна в цирке, врачей (людей в белых халатах) и вообще всего, как кажется ее маме. С недавних пор появилось заикание. Требуется помощь психолога.
Многие мамы беспокоятся по поводу детских боязней. Для определенного возраста это вполне нормально — пугаться окружающего мира. По мере знакомства с ним — страхи уходят. Но есть категория деток, которых психологи называют “тревожными”. Они бояться почти всего: мама ушла — паника, чужой пришел — истерика, паук на окошке — слезы и так далее. Более того, такая детская тревожность может стать началом “взрослой” фобии.
РЕБЕНОК ВСЕГО БОИТСЯ — ПРИЧИНЫ И СЛЕДСТВИЯ
Каждый детский возраст имеет свои особенные “страшилки”. Разберемся какие они бывают и откуда берутся.
Когда ребенок всего боится в 2-3 года
Это обусловлено инстинктом самосохранения: эмоциональная реакция на возбудитель помогает избежать чего-то или кого-то, кто может причинить вред. Громкие внезапные звуки, одиночество (мама ушла или оставили одного в комнате), уколы и боль от медицинских манипуляций — все это может стать причиной стресса и, как следствие, боязни или ночных кошмаров.
Подробнее о детских кошмарах читайте в статье “Ребенку снятся страшные сны? Без паники!”
Когда ребенок всего боится в 5-7 лет
Это чаще проявление бурной фантазии. Это время “расцвета” разных страхов, когда ребенок может буквально начать бояться всего: темноты, природных стихий, сказочных героев, животных, бандитов и войн. Эти боязни связаны с глубинным страхом cмepти — своей и родителей. Причиной может стать конкретная ситуация (укус собаки, например, или переезд), запугивания взрослых (“придет серенький волчок и укусит за бочок”), внушения (“не входи — убьёт”).
Жорик часто беспокоен, пуглив, до слез не желает ходить в школу, отказывается разговаривать и выполнять просьбы родителей. Жорику плохо из-за внутренней тревоги, он не в состоянии нормально учиться и общаться. Со временем у него может развиться депрессия или обсессивно-компульсивный синдром. Жорику срочно нужно помочь выбраться из затянувшегося стресса.
Появление чрезмерной взволнованности крохи при любой неопределенности говорит о тревожном психо-эмоциональном расстройстве и должно насторожить родителей. Наблюдая за своим чадом, обнаруживаются некоторые из перечисленных симптомов:
непривычно сильно смеется или плачет
замер или слишком балуется, нервно играет
тянется “на ручки”, прячется в объятиях родителей
не хочет говорить, даже вспоминать о том, что его пугает
энурез, энкопрез (недержание кала)
Разумеется, диагноз ставит квалифицированный врач, к которому вы обратитесь со своими наблюдениями. Терапевт поможет справиться с беспокойством и стpaxaми, научит противостоять чрезмерной тревожности, расскажет вам, как заниматься с ребенком дома, возможно пропишет лекарства. Своевременное лечение, работа с психологом, правильное воспитание обеспечивают благоприятный исход.
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ, КОГДА РЕБЕНОК ВСЕГО БОИТСЯ
Сначала давайте выясним, действительно ли маленький боится или просто стесняется. Застенчивые дети — не редкость. Правда, одни слегка стесняются незнакомого человека, а другие категорически отказываются разговаривать с тем, кого не знают близко. Это вызывает у них целый ряд отрицательных эмоций. Со стороны кажется, что они просто трусишки и шарахаются всего подряд.
Если ваш малыш очень застенчив, посмотрите наш эфир «Что делать, если ребенок стесняется»
Чувствительные нервные дети чаще других всего боятся. Старайтесь таких крошек лишний раз не пугать, не перегружать их воображение ужасными мультфильмами, играми и игрушками. Запасайтесь терпением на время терапии, заранее готовьте ребенка к переменам в жизни (поступлению в детский сад, школу, рождению братика или сестрички), соблюдайте режим дня.
Общие рекомендации для родителей:
выражайте уверенность, что с чадом все будет хорошо, он справится со своими проблемами.
не убирайте источник стpaxa, а трудитесь вместе с чадом над преодолением тревоги.
не избегайте пугающих ситуаций, но превращайте их в урок по борьбе с боязнью.
поощряйте его всегда и везде за терпение своего беспокойства, совладание с самим собой. Вы же знаете, как это трудно!
проpaбатывайте пугающие ситуации, кошмары в игре, кукольных сценках, рисунках
обсуждайте с ребенком, что будет, если сбудется его самый страшный кошмар, как с ним справиться. Такой план может пригодиться.
перестаньте сами тревожиться!
Покажите своим детям, как вы справляетесь со стрессом. У них на глазах проявите терпение, уверенность в своих силах, упование на помощь свыше, друзей, родных. Гладя на вас, ребенок быстро научится преодолевать свою тревожность и перестанет всего бояться.
Ребенок боится. (советы психолога)
Не являясь детским психологом, начала изучать тему «Страх ребенка» лишь столкнувшись с проблемами собственной внучки. И хочу поделиться сейчас с вами, мои дорогие читатели, информацией по преодолению боязни у малышей.
Страх — это первая эмоция, которую испытывает ребенок, появляясь на свет. Он — беспомощен и вырван из такого теплого уютного местечка в холодный внешний мир. Поэтому сейчас акушеры оставляют ненадолго новорожденного около тела матери. Чтобы почувствовал родное тепло.
По мере взросления наши дети испытывают очень много страхов (часто- под влиянием взрослых), и они (страхи) должны «остаться в детстве» (!) и исчезнуть (в норме) до 12-летнего возраста.
Причины появления детских страхов (Куличковская Е.В.)
1. Повышенная тревожность матери за ребенка.
2. Чрезмерная требовательность родителей, приводящая к повышению чувствительности малыша.
3. Множество запретов со стороны родителя своего пола (и чрезмерная свобода — со стороны другого).
4. У мальчиков — отсутствие ролевой идентификации с папой. Отсюда — проблемы в общении с другими мальчишками.
5. Частые конфликты между родителями (особенно от этого страдают дeвoчки).
6. Нервные перегрузки мамы (например, вынужденной раньше окончания декретного отпуска выйти на работу).
7. Ощущение опасности (часто- усиливающееся с возрастом) вызывается психологической травмой ребенка от испуга.
8. «Заражение» стpaxaми от взрослых и сверстников (и моя внучка «принесла» из детского сада боязнь муравьев).
Все страхи можно разделить на 3 группы (Т.Шишова) — «быть ничем» (страх cмepти, высоты, глубины, боли, войны, нападения), «быть не с кем» (одиночества, страшных снов, темноты, потеряться), «быть не тем» (каким тебя хотят видеть) — страх опоздать, получить плохую оценку, не соответствовать ожиданиям родителей.
По возрастам:
0-3 года
В возрасте 0-2 года дети (и мальчики, и дeвoчки) очень боятся потерять маму, а от 2 до 3 лет — родителя противоположного пола.
Если происходит конфликт ребенка с окружающими — появляется страх темноты и страшных снов.
К 3 -х летнему возрасту ребенок во сне может пугается Серого Волка — если боится наказания отца, или Бабу Ягу — если воспитывается строгой, авторитарной матерью. И к 6 годам этот страх может перерасти в страх cмepти. Потому что те страдания, которые он испытывает днем — но не может рассказать о них родителям — он переносит в ночь.
В этом возрасте (3 года) родителям нужно уважать стремление ребенка к самостоятельности («Я — сам»), разрешать делать все то, на что способен малыш (а не делать это за него), иначе с возрастом все больше будут проявляться его нерешительность и стыдливость.
В возрасте 3-5 лет у детей появляются такие чувства, как нежность, сострадание, жалость и любовь. И ни в коем случае нельзя говорить малышу: «Я тебя не люблю» (у них появится тревожность и беспокойство:»Я — плохой»), нужно лишь делать акцент на вашем отношении к его поступкам.
6 лет. Дети боятся умереть во сне, или потерять родителей.
В канадском фильме «Сайлент Хилл» звучит такая молитва, которую мама перед сном читает дочери:
«Пока душа в объятьях сна
В твоих руках, Господь, она.
И если я умру во сне,
Даруй, Господь, спасенье мне».
С возрастом страх cмepти может усиливаться, если ребенка часто наказывают, оставляя одного, или запирая в темной комнате. А также в условиях, когда он стал свидетелем катастроф или был в изоляции от сверстников (например, в случае его тяжелого заболевания).
Если родители спокойны и принимают ребенка — страхи проходят.
В этом возрасте дети очень бояться «быть не тем» — то есть, не соответствовать требованиям социального окружения.
У них появляется чувства долга и ответственности — все то, что входит в понятие «совесть»
Большинство страхов связаны со школой.
Их еще усиливают родители, стремясь, чтобы их малыш отлично учился, то есть — достиг того, чего не смогли они.
И дети этого возраста часто отказываются ходить в школу, отвечать у доски — чтобы не осмеяли одноклассники и учителя, чтобы никто не понизил их очень чувствительную самооценку.
Мальчики — не хотят идти на уроки, если конфликтуют со сверстниками.
Если ребенок не сможет преодолеть «страх ошибки» — то, став взрослым, будет страдать от «перфекционизма» — стpaxa выполнить свою работу неидеально. И постарается возложить ответственность за свои ошибки на других.
В 10 лет появляются мистические страхи — вера в чертей и леших, в конец света и пришествие инопланетян, в предсказания — это вызвано такой особенностью психики ребенка этого возраста, как повышенная внушаемость.
Преобладают «социальные» страхи — особенно-у девочек.
Подростки стремятся «быть собой среди других» — и очень тревожатся, опасаясь, что кто-то нанесет удар по их чувству самоуважения, заставит «стать другим» (потерявшим контроль над своими чувствами).
Они боятся стать изгоями среди сверстников, панически боятся быть «не таким» как нужно — особенно — некрасивым.
«Бунт» подростка — это отражение ошибок родителей, которые они допустили при воспитании ребенка, если были авторитарны, и не захотели принять и понять особенности взросления своего малыша.
Шаги родителей по преодолению стpaxa ребенка (И. Волкова).
1. Наберитесь терпения — будет очень сложно.
2. Сохраняя спокойствие (даже если внутри вас — паника!) — расспросите малыша — чего именно он боится.
3. Объясните, что боятся — это нормально. Что другие дети тоже испытывают страх. Придумайте историю про себя: «когда я была маленькой — я тоже боялась. а теперь я выросла — и мне уже не страшно! Вот и у тебя — все будет хорошо!»
4. Если ребенок будет продолжать бояться — ни в коем случае не наказывайте его!
5. Придумайте историю, в которой какой-то другой ребенок боялся, а потом справился со страхом и посмеялся над ним! Интонацией — выразите восхищение этим ребенком — победителем. Пусть ваш малыш тоже посмеется вместе с вами.
Если ваш малыш боится страшных снов — закажите хороший сон!
И эту записочку «с заказом» положите ему под подушку. И перед сном — прочитайте добрую сказку.
6. Если ребенок против того, чтобы сейчас рассказывать вам о своих стpaxaх — не настаивайте, а вернитесь к этому разговору попозже.
7. Не забудьте поощрить малыша, когда он победит свой страх — игрушкой, походом в развлекательный центр. Громко хвалитесь поступком своего ребенка перед посторонними людьми.
И самое главное — следите за своим поведением. Если будете кричать: «Брось вилку — уколешься»- вы лишь испугаете малыша и сделаете его нерешительным.
Можно попросить ребенка нарисовать свой Страх.
А если у Вас самих, дорогие читатели, на пороге темной комнаты начинает колотиться сердце — можно произнести небольшую молитву: «Ангел мой, будь со мной! Ты – впереди, я за тобой»!
Всем своим дорогим читателям и коллегам я очень хочу порекомендовать книгу по работе с детскими стpaxaми: Куличковская Е.В. Степанова О.В.ПОБЕДИ СВОЙ СТРАХ ИЛИ ПУТЕШЕСТВИЕ ВАНИ, ТАНИ И БОЮСЬКИ.
Она написана очень простым, понятным каждому языком и в ней есть советы по преодолению каждого из описанных мною страхов — как индивидуально, так и в групповой работе.
И еще. Дорогие родители! Позвольте посоветовать Вам показать своему ребенку, который боится темноты, вот этот мультфильм:
Преодолев с вашей помощью свой страх — ребенок испытает очень сладкое чувство — Победителя! И это очень поможет ему в дальнейшей жизни.
А вы, уважаемые мамы и папы — оказав помощь своему малышу в борьбе со страхом (любого рода) — получите замечательный Бонус — Доверие ребенка (вот как старший брат в мультфильме)! Ведь мы, люди, никогда не забываем тех, кто пришел к нам на помощь в трудную минуту.
«Что делать, если у ребенка есть чувство стpaxa?». Советы психолога родителям
Ткачева Татьяна
«Что делать, если у ребенка есть чувство стpaxa?». Советы психолога родителям
СТРАНИЧКА ПСИХОЛОГА.
Детские страхи.
Каждый второй ребенок в том или ином возрасте испытывает страхи. Наиболее часто этому подвержены дети от двух до девяти лет. В этом возрасте ребенок уже многое видит и знает, но еще не все понимает, необузданная детская фантазия еще не сдерживается реальными представлениями о мире. Как и другие эмоциональные расстройства в этом возрасте, страхи скорее говорят о некотором преувеличении нормы в процессе развития, чем о чем-то аномальном.
Страх играет важную роль в процессе приспособления ребенка к его окружению. Чрезмерное оберегание формирует в нем впечатление, что он сам необыкновенно маленькое, слабое существо, а окружающий мир полон опасностей.
Читать еще: Артрон КомплексТакже появлению чувства стpaxa способствует и неуверенное, слишком уступчивое и нерешительное взрослое окружение, не обеспечивающее условий для развития у ребенка чувства достаточной защищенности.
Ребенок, ожидающий, что окружение должно его обезопасить, очень плохо переносит неопределенные ситуации, и при этом у него возникает ощущение опасности. Страх может быть позитивной эмоцией, если он:
Мобилизует силы ребенка для активной деятельности;
Выступает регулятором агрессивности и служит утверждением социального порядка;
Сдерживает проявления первичной биологической агрессии (страх перед наказанием);
Способствует запоминанию опасных или неприятных событий, чтобы впоследствии их избежать;
Обостряет все органы чувств, что позволяет видеть или даже чувствовать мельчайшие признаки опасности.
Однако страх может держать ребенка в постоянном напряжении, порождать неуверенность в себе, сковывать, а в выраженных случаях буквально парализовать активность; при длительном действии приобретать затяжной невротический хаpaктер.
Психологи делят страхи на две категории – возрастные и невротические.
Возрастным стpaxaм подвержены пpaктически все дети. Наиболее ярко они проявляются у эмоционально чувствительных дошкольников как отражение особенностей их психического и личностного развития. Причины возникновения таких страхов:
Наличие страхов у родных, большая часть которых передается неосознанно, (однако есть и внушаемые страхи: Баба Яга, гуси-лебеди и другие персонажи, которыми родители обычно запугивают детей, чтобы добиться послушания) ;
Тревожность в общении с ребенком;
Чрезмерное оберегание от опасности;
Большое количество запретов;
Многочисленные нереализуемые угрозы взрослых;
Психологическая травма: испуг, шок;
Нервно-психические перегрузки матери как следствие вынужденной подмены семейных ролей;
Конфликтные ситуации в семье и т. д.
Невротические страхи являются результатом длительных и неразрешимых переживаний или острых психических потрясений – нередко на фоне уже болезненного перенапряжения нервных процессов. При неврозах дети значительно чаще испытывают страхи перед одиночеством, темнотой и животными. Наличие многочисленных страхов при неврозах является признаком недостаточной уверенности в себе, отсутствия адекватной самооценки, психологической защиты.
Чтобы помочь ребенку преодолеть страх, родителям необходимо понять, что за ним кроется. Надо присмотреться к ребенку, к себе, к ситуации в доме в целом. Следует критически осмыслить свои требования к ребенку, обратив внимание на то, не превышают ли родительские запросы реальные возможности ребенка, не слишком ли часто он оказывается в ситуации «тотального неуспеха». Родители должны всеми силами повысить чувство уверенности ребенка в себе, показать, как он силен, что может, приложив усилия, справиться с любой трудностью.
Если этого не делать, существующие у ребенка страхи дадут реальную пищу для его фантазий, которые со временем начнут действовать против него. Страхи увеличатся, станут более яркими и агрессивными, приведут к поведенческим нарушениям, что будет затруднять жизнь ребенку в окружении взрослых и сверстников, создаст проблемы в межличностном общении.
Советы родителям:
«Что делать, если у ребенка есть чувство стpaxa?»
В семье родителям необходимо поддерживать благоприятную атмосферу, не выяснять в присутствии ребенка отношения с другими члeнами семьи.
В условиях домашней обстановки важно обеспечить ребенку безопасную среду, соблюдать режим, находить время для общения с ним.
Если у ребенка появляются страхи, то надо попытаться разными способами помочь ему их выразить. Для этого можно поговорить о них, нарисовать их, а потом уничтожить, разорвать, выбросить, посадить под замок и т. п.
Если ребенок испытывает страхи, необходимо быть особенно внимательными к нему, стараться поддерживать его в трудную минуту.
Полезно читать книжки или сочинять истории, в которых говорится о том, как герои преодолевают трудности и избегают опасностей.
Для позитивного самоощущения ребенка, особенно перед сном, можно придумать «ритуал прощания», который необходимо постоянно поддерживать. Это может быть чтение художественной литературы, придумывание сказок, отгадывание загадок, общий расслабляющий массаж тела и т. п.
Эффективным приемом в коррекции страхов является поддержка ребенка словами: «Я знаю, что ты боишься темноты, давай оставим дверь приоткрытой. Я буду в соседней комнате, и ты всегда сможешь позвать меня».
Ни при каких обстоятельствах нельзя стыдить ребенка за его испытываемый страх.
Необходимо контролировать, какие мультфильмы и телевизионные программы смотрит ребенок, в какие компьютерные игры он играет. Старайтесь не допускать просмотра передач, в которых есть сцены насилия.
Если у ребенка что-то не получается, не следует его ругать. Нужно попробовать сделать это совместно, учитывая его возможности.
В условиях семьи надо использовать единые требования в вопросах поощрения и наказания, быть последовательными в воспитании.
«Искусствотерапия» Искусство лечит. Творчество_такая же врожденная потребность,как еда и сон. Рисуя,дети избавляются от того. что их мучает,пугает:навязчивых.
Перспективный план работы с родителям (средняя группа) №п/п Сентябрь 1. Родительское собрание «Начало путешествий в страну знаний». Обсуждение единой системы требований в детском.
Детские страхи
Есть у Высоцкого песенка про нечистую силу. Там Соловей-разбойник с вампиром устроили «буйный пир», на котором «пили зелье в черепах». Все куплеты заканчиваются присказкой: «Стра-а-ашно, аж жуть!»
Конечно, страшно. Особенно если живо представить себе «зелье в черепах». Дети это умеют. Поэтому часто начинают боятся чего-то, а мы и не понимаем: с какого перепуга? Вот давайте и разберемся с какого. Чтобы страхи не остались с ребенком на всю жизнь и не испортили ее, доведя до невроза. Поможет нам в этом семейный и детский психолог Татьяна СЕМЕНКО.
Как бороться с детскими стpaxaми
1. Страх непонятных персонажей
— Татьяна Григорьевна, почему ребенок вдруг начинает пугаться персонажей сказок, фильмов — тех же Соловья-разбойника, Бабу-ягу?
— Это могут быть последствия какого-то внушения. Например, бабушка много раз говорила внуку перед сном: вот придет Баба-яга и унесет тебя, если не будешь спать. А вскоре он видит по телевизору мультик: Баба-яга пихает в печь Иванушку. И ребенок уверен: ага, она существует, ее по телевизору показывают!
Как бороться. Можно похвалить ребенка: «Ты молодец, у тебя богатое воображение. Творческий человек! Может быть, будешь художником». Есть и такой вариант: с чудищем, которое пугает ребенка, надо. подружиться. Персонифицировать страх, то есть нарисовать монстра. И придумать ему какие-то хорошие качества.
Пример из пpaктики. Был у меня на приеме 7-летний ребенок, у него — целый комплекс страхов. Они развивались на фоне нервозной обстановки в семье: все время скандалы, родители на грани развода.
Я попросила мальчика нарисовать свой страх. И он изобразил какой-то невнятный, но очень неприятный комок. Начали обсуждать: кто это такой? Какого возраста? Оказалось, такого же, как сам мальчик, лет семи. Тут мы его уже назвали не Страхом, а Страшком. «Почему он тебя пугает?» — спросила я. «Он создает шум, ветер, хочет на меня напасть». — «А почему он так себя ведет?» Слово за слово, оказалось, у Страшка тоже есть свои проблемы. У него в школе неприятности, с ребятами не очень ладит. У него плохое настроение, вот он и нагоняет тени, ветер. Страшок стал понятен мальчику. И боязнь вскоре ушла.
Читать еще: Внутричерепное давление у ребенка 6 лет симптомы и лечение2. Страх темноты
— Очень распространенный страх. Но откуда он берется?
— Возможно, у ребенка возникло ощущение, что родители его могут бросить, уйти — скажем, в кино — и не вернуться, и он остается один. Страх темноты может быть спровоцирован разводом — например, уходом отца. В доме нет больше защитника, и теперь тут страшно. Мама ведь не такая грозная. Темнота — это неизвестность, ребенок не знает, что в ней может скрываться, и начинает беспокоиться.
Как бороться. Играйте в темноте — в жмурки, в поиски клада с фонариком, — чтобы ребенок видел, что именно тут, в этой темноте, находится. А ничего страшного, оказывается!
3. Ночные кошмары
— В чем причина повторяющихся кошмаров: ребенок видит какой-то сон и просыпается в ужасе?
— Это может быть страх, который внушили родители. Например, ребенку повторяют на ночь: «Придет серенький волчок и укусит за бочок. » Безобидно, да? А малышу уже снится этот волк, вот он приближается к кровати, серый, большой, зубастый. Другая причина — пережитые травмирующие ситуации — то, что в реальности ребенка напугало, а потом он видит это во сне. Например, большая собака нападает.
Как бороться. Если ребенок просит не выключать на ночь свет — поначалу так и делайте. И вообще не ругайте за страхи: так они только окрепнут. Поймите: все эти монстры существуют для детей на самом деле! Они яркие, настоящие. И не надо формировать у ребенка чувство вины за то, что он их боится. Надо интересоваться: что это за Страшок, который тебя преследует? Чем он живет? То есть вникать в детские проблемы и помогать с ними справиться.
4. Страх, навеянный действительностью
— Маленькая дочка моего коллеги как-то увидела по телевизору Ника Вуйчича, австралийского инвалида без рук и ног, который ездит по миру с лекциями о том, как прекрасна жизнь. И с тех пор ребенок стал бояться всех инвалидов на улице.
— Возможно, дeвoчка воспринимает инвалидов как существ другой породы, неизвестной и опасной. А еще за этим страхом может скрываться боязнь самой стать беспомощным человеком, перестать быть нужной родителям.
Как бороться. На примере того же Вуйчича надо объяснить, что человек бывает не настолько ограничен, как может показаться. И что, возможно, он живет полноценнее, насыщеннее некоторых, у кого все органы на месте. Если причина в том, что ребенок сам боится стать инвалидом, что его бросят, родителям надо подчеркивать: мы будем любить тебя при любых обстоятельствах, просто за то, что ты есть.
5. Страх cмepти
— Почему вдруг ребенок начинает бояться кукол или мертвых животных на улице?
— Сначала о мертвых животных: так может проявляться страх cмepти.
Как бороться. Надо сделать так, чтобы этот страх, раз уж его все равно не избежать, был минимальным. Ни в коем случае не говорить: «Мы все умрем, поэтому отстань!» Надо учить ребенка переключаться: да, cмepти не избежать, но посмотри, сколько всего хорошего в жизни. Когда мой сын видел такое и пугался, я переключала внимание на живых животных. Еще сказкотерапию можно попробовать: что жизнь не прекращается, а переходит в другую форму. Русалочка же не умерла, она стала дочерью воздуха. Какая-то капелька, упав с неба, перестает быть капелькой, но проникает в растение. Показать цикличность существования, которая отрицает конечность бытия.
Теперь о куклах. Ребенку в кукле может видеться какой-то воображаемый монстр. Тут я советую использовать защитные ритуалы (см. «Возьми на заметку»).
Важно! Но, возможно, причина страхов — в расстройствах психики, это неврозы и прочее. Тут — только к психиатрам.
Что делать, если ребенок всего боится? Советы психолога
Стоит ли оберегать чадо от всех возможных страхов или заставлять преодолевать боязнь, несмотря ни на что? Рассуждает Анна Арутюнян, психолог-консультант.
Страх или каприз?
— Детские страхи — не всегда однозначно зло. Справляясь с ними, ребёнок приобретает опыт, учится преодолению, взрослеет. Но объём и сила страхов должны быть посильны для психики конкретного ребёнка, иначе это выльется в психическую травму, которая испортит ему жизнь, когда он вырастет. И тогда даже специалисту нелегко будет установить, откуда возникли проблемы со здоровьем, неврозы, бессонница.
Где этот переносимый предел, могут подсказать знание закономерностей развития ребёнка и здравый смысл самих родителей, хорошо знающих своего отпрыска. Если ребёнок боится засыпать без света или оставаться один, не нужно упираться и заставлять его спать в темноте, запирать дома одного — только потому, что ему уже исполнилось 8 лет и других детей-ровесников это не пугает. Так вы превратите его в невротика. Важно понять, реально ли ребёнок боится или он так манипулирует родителями. Например, потому, что ему хочется больше внимания и почаще быть с мамой. Если это так, надо дать ему понять, что его раскусили, и объяснить, что есть время для него, а есть для других дел. Но при этом уделять ему достаточно внимания. Ни один родитель никогда не сможет удовлетворить все потребности ребёнка — ему нужно научиться самостоятельности.
Важно понять причину. Есть реальный страх чего-то конкретного, а есть тревога, ни с чем на первый взгляд не связанная. Постарайтесь вспомнить вместе, что могло её вызвать — страшный мультфильм, происшествие в школе, на улице. Страх может возникать при недостатке информации. А пробел заполняется страшилками. Таково свойство психики: думать сначала о плохом. Вспомните самих себя. Если ребёнок задержался из школы, мы сразу начинаем думать, что его сбила машина или напали xyлиганы. А то, что он с друзьями хорошо проводит время, почему-то в голову не приходит.
Виноваты родители?
Часто сами родители — авторы страхов у своих детей. Например, когда мама долго не подходит к кричащему младенцу, пытаясь приучить его к режиму. Или когда, вроде заботясь о безопасности, мы говорим ребёнку: «Не делай так, я боюсь, ты упадёшь, порежешься, обожжёшься. »
Предупреждаем: «Этот мальчик xyлиган». Понаблюдайте за собой: часто ли вы грозите малышу, что за непослушание его заберёт Баба-яга, чужой дядя. Если да, то потом не стоит удивляться, что ребёнок просыпается и кричит по ночам или не может оставаться один. Не проявляйте при детях неуверенности в своих силах, старайтесь как можно реже говорить: «Я боюсь. ».
Многие детские страхи сами проходят со временем. Но есть дети, которые в силу хаpaктера не делятся стpaxaми с родителями, загоняют их внутрь. Страхи накапливаются, растёт тревога, и это создаёт почву для формирования будущего невроза.