Олигофрен фото детей > Человек и здоровье
растения +7(977)9328978 Биографии    


Олигофрен фото детей

Олигофрен фото детей

Олигофрен фото детей

Фото больных олигофренией (умственной отсталостью)

Симптомы, синдромы, болезни в фотографиях

Фото 1. Микроцефалия — две сестры.

Фото 2. Больной с микроцефалией.

Фото 3. Внешний вид лица больного с микроцефалией.

Фото 4. Этот же больной микроцефал сидит и смотрит на Вас.

Фото 5. Больная с микроцефалией. Бессмысленая дypaшливая улибка на лице.

Фото 6. Головной мозг этой же больной микроцефалией и рядом мозг здорового человека.

Фото 7. Мозг тот же больной, только в профиль.

Фото 8. Мозг микроцефала.

Фото 9. Микрогирия, полушария недоразвиты.

Фото 10. Больной с башенным черепом.

Фото 11. Этот же больной — башенный череп в профиль.

Фото 12. Ребенок с микроцефалией. Рентгеновский снимок черепа.

Фото 13. Гидроцефалия.

Фото 14. Макроцефалия (схематический рисунок).

Фото 15. Макроцефалия у больного.

Фото 16. Тот же больной-макроцефал смотрит на Вас.

Фото 17. Больная с имбецильностью.

Фото 18. Больной с дeбильностью глубокой степени. Бессмысленное выражение лица.

Фото 19. Идиотия.

Фото 20. Больной с идиотией.

Фото 21. Идиотия часто сопровождается тяжелыми физическими нарушениями.

Фото 21. Эпикант. Складка возле угла глаза.

Фото 22. Мозговая грыжа.

Фото 22. Неправильный прикус у больной олигофренией.

Фото 23. Форма ушных paковин нарушена.

Фото 24. Полителия — добавочные соски.

Фото 25. Тотальный сколиоз.

Фото 30. Полидактилия.

Фото 31. Внутренняя водянка головного мозга.

Фото 32. Порэнцефалия больших полушарий.

Фото 33. Болезнь И.Лангдон-Дауна.

Фото 35. Тот же больной с болезнью Дауна.

Фото 36. Географический язык пр болезни Дауна (эмбриодии).

Фото 37. Набор хромосом при Болезни Дауна.

Фото 38. Больной остеохондродистрофией.

Фото 39. Остеохондродистрофия: фас и профиль.

Фото 40. Дизостоз черепа и ключиц.

Фото 41. Остеохондродистрофия — кости изменены.

Умственно отсталые…гении (7 фото)

Вам приходилось не раз слышать, что границы между гениальностью и идиотизмом едва различимы. Я приведу примеры, где такая граница и вовсе отсутствует, где две крайности уживаются в одном и том же уме.

Вот перед нами картина совершенно жалкого существа, нарисованная доктором А. Ф. Тредголдом в монументальной работе «Умственная недостаточность».

Идиота звали Луи Флери, и вся его жизнь прошла в психиатрической больнице в городке Армантьер во Франции.

Флери родился в семье сифилитиков. Появился он на свет слепым и слабоумным. Родители вскоре отказались от него, и он оказался в стенах учреждения, где и подметили его необыкновенный дар решать арифметические задачки в уме.

Попытки научить его прописным истинам ни к чему не привели — Флери почти ничего не усваивал. Сутулый, с шаркающей походкой, с затуманенными глазами, робкий, он целыми днями слонялся по залам и площадкам учреждения, ставшего ему родным домом.

Но наступали периоды, когда Флери как бы выходил из своего кокона идиотизма и удивлял ученых. В такие дни собирались специалисты, чтобы проверить, действительно ли Флери обладает какими-то неимоверными способностями. За ним ходила слава молниеносного счетчика.

И что же? Действительно, ученые уходили с таких встреч как будто более мудрыми и не менее обескураженными. Флери мог производить в уме расчеты со скоростью и точностью, не поддающимися объяснению.

Однажды Флери показали группе из двенадцати ведущих ученых и математиков Европы, чтобы продемонстрировать его таланты. Его провели в комнату, а он от испуга прижался к стене и глупо ухмылялся, совсем растерявшись от присутствия стольких незнакомых лиц.

Сопровождающий его человек прочитал ему вопрос, подготовленный учеными: у тебя 64 коробки, в первую коробку ты кладешь одно зерно, а в каждую последующую — вдвое больше, чем в предыдущую, сколько всего зерен окажется в 64 коробках?

Флери продолжал хихикать, пряча лицо от профессоров. Сопровождающий спросил его, понятен ли ему вопрос. Да, понятен. Знает ли он ответ? Не прошло и полминуты, как Флери сообщил правильную цифру: 18 446 734 073 709 551615.

Флери, идиот из клиники Армантьера, проделывал подобные расчеты и для астрономов, архитекторов, банковских служащих, сборщиков налогов, кораблестроителей. И каждый раз он давал точный ответ в течение нескольких секунд. Такую работу никто не мог проделать до наступления эры электронно-вычислительной техники, десятилетия спустя после cмepти Флери.

В какой-то степени случай с Флери напоминает другой, связанный с именем Тома Уиггинса, дeбила, родившегося от paбыни в поместье Бетьюнов в 1849 году, штат Алабама. Том также уpoдился слепым, а поскольку за слепым ребенком требовался усиленный уход, хозяева разрешили матери держать его при себе в доме.

Дом был огромный, но Том быстро научился ориентироваться во всех закоулках, мог пройти куда угодно без помощи взрослых. Больше всего ему нравилось стоять неподвижно под парадной лестницей и слушать тиканье часов, принадлежащих деду хозяина дома.

Однажды прекрасным весенним вечером 1855 года, когда Тому было уже 6 лет, к Бетьюнам приехали гости из Монтгомери. Устроили некоторое представление. Свекровь и невестка Бетьюн исполнили на пианино две пьесы. Обе были отличными пианистками с дипломами Бостонской консерватории.

Когда гости уже разошлись спать, младшая Бетьюн была очень удивлена, услышав звуки музыки, доносившиеся из зала. Неужели свекровь в такой поздний час решила еще раз сыграть пьесу? Вскоре молодая Бетьюн убедилась, что свекровь крепко спит. Еще более удивившись, невестка на цыпочках спустилась в зал, где стояло пианино.

При лунном свете, струившемся сквозь высокие окна, она увидела слепого Тома, сидевшего за инструментом и проходившегося короткими пальцами по клавиатуре пианино. С паузами, но безошибочно он проигрывал одну из мелодий, исполненных дамами вечером. Пройдя по клавишам один раз, как бы осваиваясь с пианино, он вдруг заиграл быстро и вдохновенно, точно следуя мелодии и темпу пьесы, услышанной за несколько часов перед этим.

Как потом выяснилось, ребенок пробрался в зал через открытое окно, подошел к пианино, до которого он раньше мог только дотрагиваться, и повторял ноту за нотой, пока не закончил всю мелодию, сыгранную опытными пианистками.

Умственно отсталый Том Уиггинс стал Слепым Томом — музыкальным вундеркиндом. Бетьюны открыли, что он обладал замечательным даром безошибочной имитации. Какой бы сложной ни была пьеса, он тут же повторял ее в точности и делал те же ошибки, что и пианисты.

Слух о его таланте быстро распространился по всей стране, и Бетьюны стали устраивать представления сначала в южных городах, а затем в Нью-Йорке, Чикаго, Цинциннати и других.

Двадцатипятилетний Слепой Том разъезжал по Америке и странам Европы с концертами и поражал публику тем, что, прослушав знаменитых музыкантов, тут же повторял услышанное с тончайшими оттенками экспрессии. Деньги потекли рекой. Молодая миссис Бетьюн благоразумно организовала специальный фонд, позволивший Тому прожить безбедную жизнь.

Каким образом слепой слабоумный пианист впервые познакомился с клавиатурой пианино, до сих пор остается загадкой. Ребенком его не пускали в зал, где стояло пианино, и впоследствии он даже не мог вспомнить, пытался ли когда-нибудь играть до той ночи.

Том достиг зрелого возраста, весил 250 фунтов (113 кг) и, имея ум ребенка, доставлял массу хлопот окружающим, особенно во время поездок. За едой он разбрасывал пищу как капризное дитя, а после спектаклей, довольный аплодисментами, становился на голову посреди сцены — номер совсем не для музыканта.

Слепой Том Уиггинс, пианист-идиот, постепенно утрачивал свой невероятный талант. В среднем возрасте он снова превратился в сопливого беспомощного дeбила (и умер таковым в 1907 году), живя на средства, оставшиеся после фантастической карьеры.

В богатой семье в Берне, Швейцария, в 1768 году родился мальчик, окрещенный Готфридом Майндом. Признаки умственной отсталости, отмечавшиеся у ребенка, вскоре переросли в явную дeбильность.

Семья была состоятельной, поэтому для интеллектуального развития ребенка делалось все, но безрезультатно. С рождения и до самой cмepти, наступившей в 1814 году, в возрасте 46 лет, Готфрид Майнд был умственно отсталым человеком, неспособным следить за собой, поэтому во время прогулок его сопровождал телохранитель.

Еще в детстве Готфрид познакомился с красками, мелками и грифельной доской. Вскоре он стал рисовать удивительные картинки, некоторые из них были выполнены акварелью. Погожими днями страж уводил его куда-нибудь в чудесный уголок природы в поместье родителей, и часами Готфрид сидел там, счастливый, бормоча себе что-то под нос, рисуя все, что привлекало внимание этого взрослого младенца.

Читать еще:  Жар в голове без температуры — причины и что делать

К тридцати годам этот молодой человек прославился во всей Европе своими картинами. Особенно удавались ему картины с домашними животными и детьми, к которым он стоял ближе всего по умственному развитию. Картину «Кошка с котятами» купил король Англии Георг IV, и долгое время она висела в королевском дворце.

Такая странная смесь художника и идиота наблюдается в современном двойнике Готфрида Майнда в лице Киоши Ямашита из Кобе, Япония.

Как в свое время Готфрид Майнд, Ямашита нуждается в защите и опеке, словно ребенок, однако его картины приобрел и всеобщую известность. Они выставлялись в универсаме Кобе в 1957 году, и, по оценке специалистов, на выставке-продаже побывало более ста тысяч человек.

Рожденный в трущобах, Киоши настолько отставал в развитии, что в 12 лет появилась необходимость поместить его в психдиспансер. По линии родителей и родственников никто не был художником, у самого Киоши в детстве подобное призвание не проявлялось, как вдруг он начал делать аппликации: рвал цветную бумагу и кусочки наклеивал на холст.

Талант продолжал развиваться и крепнуть. Медперсонал всячески поощрял Киоши. Стали приносить ему краски, но он их стал есть как конфеты, потом освоил кисти и стал рисовать красками. Теперь он национальный любимец Японии. Журналы спорят между собой за право помещать его рисунки на обложках.

Необычный успех в Японии имела книга цветных рисунков Киоши Ямашита, изданная в 1956 году, а сам Киоши в это время бродил по улицам города и просил милостыню, не в состоянии ответить, кто он такой и откуда.

Правительство Японии приставило к Киоши телохранителя, поскольку художник может выйти на улицу гoлым и забрести куда угодно. Но временами ему удается улизнуть, и тогда он шатается по улицам, грязный, оборванный, живя подаянием, пока его снова не отыщут.

Доктор Рюзабуро Шикиба, ведущий психиатр Японии, так говорит о Киоши Ямашита: «Идиот-мудрец — загадка и вызов науке».

Картины Киоши Ямашита

Случай с Джеффри Джанетом, родившимся в 1945 году в Илфорде, Англия, слепым калекой, лишний раз подчеркивает эфемерность границы между идиотизмом и гениальностью. Врачи осмотрели скорченного младенца и сказали родителям: «Он будет слабоумным и протянет от силы два года».

Джеффри Джанет не только «протянул», но и стал замечательным парнем с талантами настоящего гения. В шестнадцать лет, слепой, не в состоянии передвигаться самостоятельно, Джеффри демонстрировал ошеломляющие способности.

Врачи и журналисты были свидетелями того, как Джеффри повторял наизусть все программы британского радио и телевидения за целую неделю, прочитанные ему один раз.

Этот слабоумный, «который от силы мог протянуть два года», делал сложные математические расчеты, за секунды давая правильный ответ. Каким-то ему только доступным способом он за несколько секунд мог совершенно точно узнать, на какое число придется любой день передачи в будущем или приходился в прошлом, даже с учетом изменений в календаре.

Его фантастический талант просто игнорировал все данные медицинской пpaктики, лишний раз утверждая, как мало мы знаем о стране чудес, которой является мозг человека.

Каковы симптомы олигофрении у детей до года?

Олигофрения считается одним из самых опасных заболеваний. Развитие недуга провоцирует умственную отсталость у ребенка.

Симптомы олигофрении у детей могут возникнуть на этапе внутриутробного развития или в течение нескольких месяцев после рождения.

В лечении заболевания принимают участие несколько профильных специалистов. Прогнозы патологии напрямую зависят от своевременности и полноценности предпринятых мер терапии.

О симптомах и признаках синдрома Дауна у новорожденного вы можете узнать из нашей статьи.

Понятие и описание недуга

Олигофрения у детей — фото:

Олигофрения представляет собой стойкое психическое недоразвитие. Недуг формируется во время внутриутробного развития или в течение постнатального периода.

Заболевание относится к категории полиэтиологических недугов и может провоцироваться последствиями некоторых болезней женщины до зачатия ребенка или при беременности, генетическими аномалиями или воздействием нeблагоприятных факторов на плод.

Олигофрения считается одним из самых сложных заболеваний, пpaктически не поддающихся лечению. Своевременно предпринятые меры терапии могут в значительной степени скорректировать состояние здоровья ребенка и облегчить его социальную адаптацию.

Причины возникновения и провоцирующие факторы

Спровоцировать олигофрению могут многочисленные внешние и внутренние факторы.

В некоторых случаях специалистам не удается определить конкретный фактор, который привел к развитию недуга у ребенка.

Чаще всего врачи связывают проявление патологии с генетической предрасположенностью (50% случаев в медицинской пpaктике). Второй по распространенности причиной олигофрении считается недоношенность малыша.

В данном случае наблюдается недоразвитость внутренних систем, что повышает риск формирования серьезных отклонений в развитии ребенка.

К причинам олигофрении относятся следующие факторы:

  • гипоксия плода при беременности;
  • черепно-мозговые травмы, полученные новорожденным;
  • хромосомные аномалии;
  • инфекционное поражение плода;
  • травмы головного мозга ребенка в процессе родов;
  • нарушения генетического уровня;
  • хронические интоксикации плода вредными химическими веществами;
  • заболевания, оказывающие негативное воздействие на головной мозг;
  • критичный недостаток полезных веществ в организме беременной женщины;
  • наличие у ребенка других врожденных психических отклонений;
  • асфиксия и родовые травмы;
  • склонность женщины к вредным привычкам при беременности;
  • иммунологический конфликт между плодом и женщиной;
  • наличие резус-конфликта;
  • инфекции мочепoлoвoй системы у женщины.

Как определить микроцефалию у ребенка? Читайте об этом здесь.

Симптомы и признаки

Наиболее интенсивно симптоматика олигофрении проявляется у детей при достижении шестилетнего возраста.

До данного возрастного периода признаки заболевания можно распознать, но родители могут принимать их за особенности хаpaктера малыша.

Кроме того, степень выраженности недуга напрямую зависит от локализации поражения головного мозга. В некоторых случаях симптомы олигофрении выявляются на этапе развития плода и в первые месяцы жизни маленького пациента.

Симптоматика патологии в зависимости от возрастной категории детей:

  1. У новорожденных первыми признаками олигофрении считаются чрезмерная раздражительность, мышечная слабость, склонность к судорожным состояниям, диспропорциональность в строении тела, увеличенный размер черепа, другие внешние дефекты (широко расставленные глаза, «заячья губа», слишком маленький размер мизинцев на руках, приплюснутая форма носа и лица).
  2. У детей до года наблюдается отсутствие интереса к окружающему миру, контакту со сверстниками, они с трудом понимают речь взрослых, обращенную к ним, становится более выраженным отставание в развитии по сравнению с ровесниками, детям с олигофренией тяжело воспроизводить слова, повторять показанные им действия (внешние симптомы сохраняются и становятся более выраженными).
  3. У дошкольника симптомы умственной недоразвитости проявляются в более выраженной форме, дети на протяжении длительного времени испытывают затруднения в выполнении простых заданий (рисование, лепка и даже манипуляции с игрушками), наблюдается склонность к воспроизведению однообразных действий (ребенок может часами изучать одну и ту же игрушку, пытаться понять изображение на картинке и пр.).
  4. У ребенка школьного возраста нарушается способность распознавать свойства предметов, им свойственна хаотичная активность, возникают речевые нарушения и искажение получаемой информации, проявляется снижение памяти (для запоминания элементарных действий малышам требуется значительное время), образное мышление может полностью отсутствовать, чувство сопереживания снижено в значительной степени.

Какова продолжительность жизни ребенка с синдромом Ретта? Ответ узнайте прямо сейчас.

Степени и виды патологии

На протяжении длительного времени в медицинской пpaктике олигофрению подразделяли на три типа — дeбильность, имбецильность и идиотия.

Такой вид классификации был отменен. Приоритетным стало разделение заболевания на определенные типы в соответствии с МКБ-10.

За основу специалисты берут показатели интеллекта, которые являются критерием отнесения недуга к определенной стадии развития патологии.

Дополнительно олигофрения подразделяется на дифференцированную и недифференцированную форму. В первом случае причины недуга удается установить, во втором — такая возможность отсутствует.

По степени прогрессирования заболевание подразделяется на следующие виды:

  • легкая степень (показатель интеллекта не превышает 50-70 баллов) ;
  • умеренная форма (максимальный показатель интеллекта достигает 35-50 баллов) ;
  • тяжелая стадия (показатель интеллекта не превышает 25-30 баллов) ;
  • глубокий тип (уровень интеллекта не достигает 20 баллов).
Читать еще:  Гигиенический уход за лежачими больными

По этиологии олигофрении подразделяются на патологии, вызванные наследственными факторами, внутриутробным поражением плода, отклонениями в его развитии и родовыми травмами.

К отдельной категории относятся заболевания, спровоцированные неуточненными причинами. Определить негативные факторы, которые нарушили развитие ребенка, может только специалист на основании комплексного обследования маленького пациента.

Диагностика

Одним из основных этапов диагностики олигофрении является проведение психологических тестов.

Врач оценивает речевое и умственное развитие маленького пациента, его словарный запас, уровень восприятия окружающего мира и способность к абстpaктному мышлению.

Такие методики позволяют легко выявить наличие патологии, но применяться они могут для детей с трехлетнего возраста. Для малышей раннего возраста диагностика проводится другими способами.

При диагностике заболевания используются следующие методики:

  • МРТ головного мозга;
  • оценка памяти ребенка;
  • исследование кариотипа;
  • скрининговое исследование крови на гипотиреоз и фенилкетонурию;
  • генетическое тестирование;
  • энцефалография;
  • комплексное обследование организма;
  • пробы на врожденные инфекционные заболевания.

к содержанию ↑

Что включает лечение?

Полностью устранить олигофрению невозможно. Относительная коррекция состояния ребенка хаpaктерна только для заболеваний, выявленных на самых ранних стадиях развития.

В остальных случаях детям назначается симптоматическая терапия и профилактические процедуры.

Занятия с профильными специалистами являются неотъемлемой частью лечения патологии независимо от ее этиологии степени прогрессирования и формы.

При лечении олигофрении могут использоваться следующие методики:

  1. Прием транквилизаторов (препараты из группы седативных средств, Диазепам, Феназепам).
  2. Терапия нейролептиками (медикаменты с антипсихотическим действием, Ноотропил, Релатин).
  3. Использование гормональных препаратов (Гипофизин, Тиреоидин).
  4. Курсовой прием фитопрепаратов для улучшения работы мозга и снабжения его кислородом, а также стабилизации центральной нервной системы (Фезам, Пирацетам, Пантокрин).
  5. Профилактическая терапия витаминными комплексами (особое внимание следует уделять восполнению запаса витамина В).
  6. Курсовой прием Глутаминовой кислоты (помогает снизить симптоматику умственной отсталости).
  7. Психокоррекция, психотерапия и занятия с логопедом.
  8. ЛФК и лечебный массаж (регулярные десятидневные курсы).
  9. Психомоторная гимнастика (лучше доверить проведение процедуры специалисту).

Передается ли по наследству синдром Туретта? Узнайте об этом из нашей статьи.

Особенности воспитания

Поведение и отношение родителей к ребенку с диагнозом олигофрении имеют особое значение для проводимой терапии.

Если малыш будет воспитываться в нeблагоприятных условиях, то недуг будет развиваться ускоренными темпами.

У ребенка появятся признаки агрессии к окружающему миру, а эффективность реабилитационного курса в значительной степени снизится.

Родителям при воспитании малыша с олигофренией важно запомнить несколько правил, нарушать которые нельзя ни в коем случае.

Родители обязаны:

  • обеспечивать постоянный присмотр за ребенком;
  • оказывать малышу психологическую помощь;
  • доброжелательно относиться к ребенку;
  • позитивно мотивировать малыша;
  • обучать ребенка элементарным навыкам;
  • соблюдать все рекомендации, назначенные врачами;
  • посещать специальные занятия с профильными специалистами.

к содержанию ↑

Какой прогноз?

Благоприятные прогнозы возможны только при раннем выявлении олигофрении у ребенка.

При своевременной терапии легкой степени заболевания дети обретают способность выполнения элементарных бытовых задач.

Во взрослом возрасте они хорошо осваивают некоторые виды профессий, в некоторых случаях может понадобиться специально оборудованное рабочее место.

Если олигофрения прогрессирует ускоренными темпами, то ребенку на протяжении всей жизни необходим уход. Самостоятельно выполнять простые обязанности ему будет крайне сложно.

Нeблагоприятные прогнозы при запущенной олигофрении:

  • пожизненная неполноценность интеллекта;
  • инвалидность;
  • ярко выраженные психические расстройства.

к содержанию ↑

Возможна ли профилактика?

Профилактика олигофрении у ребенка возможна только на этапе планирования беременности.

Родителям необходимо пройти полноценное обследование, вылечить все имеющиеся заболевания, исключить присутствие в организмах инфекций и определить риск наследственной предрасположенности к патологиям мозга у будущего малыша.

Исключение всех негативных факторов повышает шансы рождения здорового ребенка. Если малыш родился с подозрением на олигофрению, то профилактические меры не приведут к ожидаемым результатам.

Меры профилактики патологии включают в себя следующие рекомендации:

  1. Прохождение обоими родителями обследования на краснуху, токсоплазмоз и иные инфекционные заболевания (на этапе планирования беременности).
  2. Предотвращение вирусных заболеваний в период вынашивания плода и любого негативного воздействия внешних факторов на организм женщины.
  3. Исключение родовых травм новорожденного (правильное родовспоможение).
  4. Своевременное лечение врожденных болезней у ребенка при их выявлении.

Олигофрения относится к числу неизлечимых патологий. Данное заболевание становится причиной интеллектуальных, волевых, эмоциональных расстройств у ребенка. Речь малыша и моторика не соответствуют его возрасту.

Если терапию начать вовремя и проводить ее полноценно, то у ребенка появится возможность адаптации к окружающему миру.

О том, что такое олигофрения, вы можете узнать из видео:

Убедительно просим не заниматься самолечением. Запишитесь ко врачу!

У ребенка диагноз «олигофрения»: что это значит

Дорогие читатели, сегодня поговорим о том, что собой представляет олигофрения у детей, симптомы данного состояния. Вы узнаете, что провоцирует развитие этого заболевания, какие его степени различают. Мы поговорим о методах лечения и способах профилактики.

Классификация

Различают три вида олигофрении.

  1. Дебильность. Является самой легкой степенью. Данное состояние удается диагностировать только после 10 лет. Наблюдается:
  • отсутствие восприятия сложных понятий и способа их изъяснения;
  • ребёнок не может мыслить абстpaктно;
  • присутствует замкнутость, боязнь новой обстановки;
  • резкие перемены в хаpaктере;
  • малыш становится рассеянным;
  • наблюдается неадекватное поведение.
  1. Имбецильность. Является средней степенью. Хаpaктерна:
  • безынициативность;
  • мышление у ребенка примитивное;
  • малыш легко внушаем;
  • такой ребенок может понимать элементарную речь;
  • способен научиться считать, писать, а также читать;
  • ребенок воспроизводит короткие фразы;
  • они остро реагируют на похвалу и ругань.

Такие детки нуждаются в постоянном уходе и наблюдении.

  1. Идиотия. Данное состояние является тяжелой формой олигофрении:
  • ребенок не в состоянии разговаривать;
  • эмоционально ограниченный;
  • не может освоить простые навыки;
  • продуктивная деятельность отсутствуют.

Таким малышам необходим беспрерывный уход.

Олигофрению разделяют на:

  • дифференциальную — когда удается выяснить причину заболевания;
  • недифференциальную — когда этиология неясна.

В зависимости от прогрессирования недуга различают следующие виды:

  • легкая степень – от 50 до 70 баллов интеллекта;
  • умеренная степень – от 35 до 50;
  • тяжелая – от 25 до 30;
  • глубокая степень — интеллект ниже 20 баллов.

Существует классификация по Певзнеру. Выделяет следующие типы:

  • неосложненное;
  • присутствуют нарушения нейродинамики;
  • отклонения в работе анализаторов;
  • осложненное, с психопатической формой поведения;
  • умственная недостаточность.

Учитывая этиологию, различают олигофрению:

  • наследственный фактор;
  • последствия внутриутробного поражения ребенка;
  • родовые травмы;
  • отклонения в развитии.

  1. Наследственность (70% всех случаев), хромосомные нарушения, генные аномалии: синдромы Патау, Вольфа-Хиршхорна, Дауна, фрагильной хромосомы, Прадера-Вилли, кошачьего крика, Альфи.

Также сюда относят:

  • наследственные нарушения обменных процессов в организме;
  • нарушение обмена фенилаланина;
  • неонатальный тиреотоксикоз, который развивается вследствие дефицита йода;
  • гипераргининемия.
  1. Антенатальные причины:
  • токсическое отравление фенолом или свинцом;
  • гипоксия во внутриутробном развитии;
  • инфекции во время беременности;
  • плацентарная недостаточность;
  • преждевременные роды;
  • алкоголизм;
  • прием антибиотиков и некоторых медикаментов, в частности аспирина, во время беременности;
  • влияние радиации;
  • преэклампсия.
  1. Постнатальные причины:
  • асфиксия в момент родов;
  • ЧМТ при родовой деятельности вследствие наложения щипцов;
  • иммунная несовместимость ребенка с матерью (резус-фактор) ;
  • опухоль в мозгу;
  • менингит при рождении или энцефалит;
  • травма черепа;
  • осложнение скарлатины или кори, перенесенной до трехлетнего возраста.

Признаки олигофрении у детей могут различаться в разные возрастные периоды.

Самые яркие проявления наблюдаются в шестилетнем возрасте. Дело в том, что некоторые признаки можно наблюдать и в более раннем возрасте, однако родители могут их принять за особенности хаpaктера. Также стоит учитывать, что то, насколько сильно будет выражено заболевание, зависит от области поражения мозга. Поэтому признаки олигофрении могут возникать даже в первые месяцы жизни крохи.

  1. Для новорожденных хаpaктерны такие симптомы:
  • повышенная раздражительность;
  • склонность к судорогам;
  • мышечная слабость;
  • неправильные пропорции;
  • большой череп;
  • визуальные дефекты лица (например, заячья губа или приплюснутый нос).
  1. Для грудных детей хаpaктерно:
  • отсутствие любого интереса ко всему вокруг;
  • нет желания контактировать с ровесниками;
  • сложности в понимании разговора взрослых;
  • трудности с воспроизведением слов;
  • ребенок не способен повторить увиденное действие.
  1. Для малышей в дошкольном возрасте хаpaктерны:
  • сложности с выполнением простых задач, например, лепка;
  • наблюдаются однообразные действия.
  1. У школьников:
  • нарушенная способность распознавания предметов и их свойств;
  • дети имеют хаотичную активность;
  • искажается получаемая информация;
  • нарушаются речевые навыки;
  • снижается память;
  • возможно полное отсутствие образного мышления;
  • нет чувства сопереживания.
Читать еще:  Причины и лечение периферической нейропатии

Диагностика

Чтоб с точностью установить наличие олигофрении, необходимо проведение специальных тестов (психологических). Врач оценит умственное и речевое развитие ребенка, словарный запас, отметит, как им воспринимаются окружающие, наличие абстpaктного мышления. Важно, что данная методика подходит только деткам, начиная с 3 лет. Если заболевание подозревают у ребенка помладше, то используются следующие способы исследования:

  • МРТ головного мозга;
  • исследование кариотипа;
  • генетические тесты;
  • оценка памяти малыша;
  • скрининг крови на фенилкетонурию и гипотиреоз;
  • энцефалография;
  • пробы врожденных инфекций;
  • комплексное обследование.

Большую роль играют занятия со специалистами:

  • дефектологом, логопедом;
  • психиатром;
  • невропатологом;
  • ортопедом;
  • физиотерапевтом;
  • работникам социальной службы.

Может быть назначена симптоматическая терапия:

  • транквилизаторы, седативные средства, в частности Диазепам или Феназепам;
  • нейролептики, препараты антипсихотического действия, например, Релатин или Ноотропил;
  • гормональные средства, например, Тиреоидин или Гипофизин;
  • прием препаратов для нормализации деятельности центральной нервной системы, например, Пирацетам или Фезам;
  • витаминотерапия, в частности группа В;
  • глутаминовая кислота, которую принимают курсом с целью снижения симптоматики умственной отсталости;
  • психотерапия, психокоррекция, занятия с логопедом;
  • лечебная физкультура и массаж;
  • психомоторная гимнастика.

Воспитание

Особенности детей с олигофренией таковы, что возникает острая необходимость в постоянном уходе и заботе о них.

Родители, имеющие такого ребенка должны знать ряд правил и строго их соблюдать:

  • постоянный присмотр за малышом;
  • доброжелательное отношение к крохе;
  • оказание психологической помощи;
  • обучение элементарным навыкам;
  • наличие позитивной мотивации;
  • посещение профильных учреждений;
  • занятия со специалистами;
  • соблюдением всех рекомендаций.

О благоприятном прогнозе можно говорить только при ранней диагностики олигофрении и своевременной терапии. Также это касается легкой степени заболевания. У таких детей можно купировать заболевание, у них появиться возможность освоить некоторые профессии.

Нeблагоприятный прогноз будет при запущенном состоянии или тяжелой степени заболевания:

  • инвалидность;
  • неполноценный интеллект;
  • психические расстройства.

Профилактика

Меры предосторожности должны быть направлены на беременную женщину, когда она вынашивает своего ребенка.

  1. Своевременное постановление на учет.
  2. Регулярное посещение женской консультации.
  3. Выполнение всех необходимых анализов.
  4. Ежедневные прогулки не менее двух часов.
  5. Правильный дневной распорядок.
  6. Здоровый сон.
  7. Отказ от вредных привычек и пищи.
  8. Сбалансированное питание.
  9. Во время родов недопустимо использование щипцов.

Диагноз олигофрения действительно звучит очень страшно. Родители должны понимать, что своевременно отмеченные изменения в организме ребенка, позволят вовремя диагностировать заболевание и начать его лечение. Конечно, полностью избавиться от этого состояния вам не удастся. Однако, вы сможете значительно облегчить жизнь своему ребенку.

Почему дети рождаются олигофренами, и можно ли научить их полноценно жить

По данным Википедии, олигофрения (малоумие, умственная отсталость) – врожденная или приобретенная с раннего детства задержка или неполное развитие психики, проявляющаяся нарушением интеллекта, вызванная патологией головного мозга и ведущая к социальной дезадаптации.

По данным Всемирной организации здравоохранения, с врожденным слабоумием рождается около 3% детей во всем мире.

Раньше считалось, что люди с врожденными пороками развития центральной нервной системы, которые и являются причиной олигофрении, обречены и не способны к социализации. Современное общество более гуманное. Раньше родители оставляли больных олигофренией детей в специализированных учреждениях. Сейчас ситуация изменилась. Некоторые семьи, в частности известные личности, наоборот гордятся своими детьми и делятся опытом воспитания.

О том, как определить олигофрению, причины врожденного слабоумия, симптоматика, диагностика, профилактика и др., узнаете из нашей статьи.

Как определить олигофрению

Диагностика олигофрении зависит от степени выраженности интеллектуального дефекта. Чем тяжелее форма врожденного слабоумия (имбецильность и идиотия), тем легче диагностировать заболевание на ранних этапах.

Наиболее тяжело диагностируется легкая степень олигофрении – дeбильность.

Олигофренией может сопровождаться детский церебральный паралич.

Методы определения олигофрении:

  1. Скрининговые обследования во время беременности.
  2. Изучение наследственности семьи, выявление факторов риска.
  3. Наблюдение за беременностью и родами.
  4. Оценивание состояния новорожденного по шкале Апгар.
  5. Диагностика психической задержки развития младенца.
  6. Лабораторные анализы крови для исключения заболеваний, которые приводят к врожденному слабоумию.
  7. Применение других видов исследований организма на выявление различных инфекций, неврологических заболеваний и других патологий.
  8. Психологические тесты на определение коэффициента интеллекта и уровня мышления.

Наследственные причины

Генетически, причины врожденного слабоумия носят эндогенный (внутренний) хаpaктер. Источником являются хромосомные патологии, нарушение метаболизма, специфические синдромы.

Например, синдром Дауна – наличие 21 лишней хромосомы. Послужить причиной развития олигофрении могут такие заболевания, как синдром Шерешевского-Тренера Клайнфельтера, Рубинштейна-Тейби.

Антенатальные причины:

  • Гипоксия плода, вызванная плацентарной недостаточностью;
  • Другие патологии плаценты;
  • TORCH-инфекции матери в период беременности (цитомегаловирус, герпетическая инфекция, токсоплазмоз и краснуха) ;
  • Токсическое воздействие некоторых химических веществ;
  • Алкоголизм и наркомания матери, а также применение запрещенных во время беременности лекарственных препаратов;
  • Радиоактивное воздействие;
  • Преждевременные роды.

Постнатальные причины:

  • Асфиксия плода во время прохождения через родовые пути;
  • Черепно-мозговые травмы новорожденного;
  • Несовместимость матери и ребенка по резус-фактору.

Симптомы олигофрении в разном возрасте

У новорожденных

  1. Гидроцефалия – увеличенные размеры головы по сравнению с нормой;
  2. Микроцефалия – чрезвычайно маленький размер головы новорожденного;
  3. Другие внешние патологии.
  4. Выявление патологий внутренних органов;
  5. Симптомы генетически обусловленного заболевания – фенилкетонурии, к которым относятся:
    – Хаpaктерный кисловатый запах мочи и кожи новорожденного;
    – Чрезмерная бледность кожных покровов;
    – Судороги и др.

В младенческом возрасте (от 1 месяца до года)

Существует определенная закономерная система развития ребенка в первый год жизни.

  1. В месяц малыш начинает узнавать маму и улыбаться ей.
  2. В два – долго изучает предметы на расстоянии.
  3. В три месяца младенец держит головку, лежа на животе.
  4. Четырехмecячный ребенок способен захватывать предметы рукой и уже начинает “гулить” – появляются первые слоги.

При олигофрении эти процессы задерживаются или вовсе отсутствуют.

Нарушение рефлекторной деятельности ребенка, отклонения физического развития также должны обеспокоить родителей и послужить поводом для обращения к специалистам.

У дошкольников

Прежде всего, страдает речь. Примерно в год ребенок начинает произносить первые слова, около двух лет появляется фразовая речь.

  1. Дети с врожденным интеллектуальным дефектом не начинают говорить в примерные сроки. Это связано с поражением центральной нервной системы. Чем больше степень поражения, тем сильнее страдает речь. Когда наблюдается только задержка речи, а остальные процессы развития дошкольника не отклоняются от стандартизированной нормы, то есть смысл обратиться к логопеду.
    Когда задержка речевого развития ребенка раннего возраста сопровождается другими психическими, неврологическими и физическими отклонениями, то их причина выясняется медицинскими методами и в некоторых случаях ставится диагноз олигофрения.
  2. Отсутствие абстpaктного мышления. Примерно в возрасте 3,5 лет дети начинают постигать мир знаков. Это проявляется в игре. Начинают использовать заменители предметов. Например, для сюжетной игры в доктора, трехлетний ребенок использует палочку вместо игрушечного градусника, которая также может послужить “жезлом полицейского”.

Дети с врожденным слабоумием не используют заменители реальных предметов ввиду того, что их мышление останавливается на наглядно-образном уровне. В более тяжелых случаях (имбецильность) мышление больного ребенка носит конкретный хаpaктер, а в состоянии глубокой олигофрении (идиотия), вовсе отсутствует.

В школьном возрасте

При легкой форме умственной недостаточности ребенок может посещать общеобразовательную школу. Учение таким детям дается с большим трудом. Ребенок-олигофрен может освоить чтение, но не поймет скрытый смысл прочитанного. Умственно отсталый ребенок может научиться считать, но логические операции с цифрами ему недоступны.

  1. У детей с врожденным интеллектуальным пороком плохо развита моторика, поэтому на уроках труда и изобразительной деятельности им сложно выполнять задания учителя. Но это не говорит о том, что таких детей следует избавлять от подобных видов деятельности. Напротив, лепка из пластилина, пошаговое рисование и другие виды творчества способствуют развитию сенсомоторных процессов. В нашей статье вы можете более подробно узнать, как развивать мелкую моторику рук у ребенка.
  2. Движения с врожденным слабоумием скованы, порой нелепы. Ребенок с особенностями интеллекта почти всегда выглядит неопрятно, он неловок и медлителен. В этом случае хорошо проводить психомоторную гимнастику для малыша.
  3. На уроках музыки может отлично себя проявить. Дело в том, что при олигофрении хаpaктерна способность к имитации, подражанию. Поэтому школьник с особенными потребностями с удовольствием будет подпевать учителю музыки.


Вымывание кальция из организма симптомы

Вымывание кальция из организма симптомы Вымывание кальция из организма симптомы Продукты, которые вымывают кальций из организма 9 октября 2019 в 14:21Мария Тихменева, Аргументы и факты в...

21 11 2024 17:22:32