Биографии    


Хала

Хала

Хала

1264 рецепта

День рождения

1296 рецептов

Детский день рождения

Взрослый день рождения

Рубрикатор

Салаты / Закуски

2955 рецептов

Первые блюда

1083 рецепта

Вторые блюда

4682 рецепта

320 рецепта

Домашние заготовки

882 рецепта

Мучные изделия

3643 рецепта

1256 рецепта

491 рецепта

76 рецепта

1105 рецептов

31 рецепт

  • 225 кКал
  • 4 ч.

Ингредиенты

Мука пшеничная — 400-470 г

Подсолнечное масло — 20 г

Дрожжи сухие — 6 г

Яйцо (комнатной температуры) — 3 шт.

Вода (теплая) — 150 мл

Для смазывания:

Посыпка:

Кунжут — по вкусу

Процесс приготовления

Хала — еврейский праздничный хлеб, который готовят из сдобного теста с применением дрожжей. Слово «хала» исходит от названия одной из 613 заповедей из «Пятикнижия», которую выполняют при замешивании теста для праздничного хлеба. Заповедь называют хала или отделение халы.

Раньше, даже в самые тяжелые времена, по субботам, в шаббат, в каждой еврейской семье пекли халу. Сейчас эту традицию соблюдают уже не так строго, а хала из ритуальной стала обычной выпечкой, полюбившейся не только евреям.

Итак, сегодня печем замечательный вкусный еврейский хлеб — халу.

В теплую воду высыпаю дрожжи и сахар, размешиваю.

Ввожу яйцо и 2 желтка (комнатной температуры), хорошо размешиваю.

Частями ввожу муку.

Когда перемешивать тесто становится тяжело, ввожу частями подсолнечное масло. Тесто получается мягким, гладким, немного липнущим к рукам. Чашку смазываю небольшим количеством подсолнечного масла, кладу в нее тесто, накрываю полотенцем и убираю в теплое место на 60 минут.

Вот так тесто поднялось через час. Обминаю его и опять убираю в теплое место для подъема на 60 минут. Тесто должно увеличиться в 2 раза.

Халу плетут в форме косы. Для плетения можно использовать от трех до шести жгутов. Я буду плести из 3-х, поэтому тесто разделила на 6 одинаковых частей (на 2 халы), вес одной части составил 120 г. Из каждого кусочка скатываю шарик, накрываю полотенцем и оставляю на 10 минут «для отдыха». Затем поочередно разминаю шарики пальцами в лепешки.

Сворачиваю концы лепешки до середины и немного приминаю рукой заготовку.

И поочередно раскатываю заготовки в 2 этапа. Сначала катаю небольшие колбаски. Раскатала первую колбаску, отложила в сторонку, берусь за вторую, а первая пока «отдыхает». Затем начинаю раскатывать повторно, в жгуты длиной 40 см. Концы делаю потоньше, а середину — потолще.

Начинаю плести косу. Беру 3 заготовки, вверху скрепляю концы и плету косу, внизу конец скрепляю.

Выкладываю заготовки на противень, накрываю полотенцем и оставляю на столе на 1,5-2 часа для окончательной расстойки.

Смазываю халы смесью из желтка и молока. Посыпаю кунжутом и маком и пеку в заранее разогретом до 170-190 градусов духовом шкафу 20-25 минут. Ориентируйтесь на свою духовку.

Вот такие халы получились. Очень воздушные, мягкие и очень вкусные.

Заповедь отделения халы

Хала — у этого слова есть 2 значения. Наиболее распространенное — так называют традиционный еврейский плетеный хлеб, который выпекают для субботних или праздничных трапез. Обычно еврейские хозяйки готовили хлеб-халу из сдобной пшеничной муки, в последнее время стали популярны также халы из ржаной, «цельной» муки и т.д. Однако, изначально словом «хала» называется часть (кусочек) теста, которую заповедано отделять в качестве возношения («трумы») Вс-вышнему. Во времена Храма отделенная от теста хала передавалась священникам-коэнам.

Оглавление

Заповедь отделения Халы [↑]

Заповедь отделения халы была дана евреям в пустыне и вступала в силу, когда они войдут в Землю Израиля.

Сказано в Торе (Бамидбар, 16:17-21): «И говорил Г-сподь Моше так. Говори сынам Исраэля и скажи им: когда придете на землю, на которую Я веду вас, То, когда будете есть от хлеба той земли, возносите возношение (труму) Г-споду. (От) начатка вашего теста халу (хлебный пирог) возносите в возношение. Как возношение с гумна, так возносите его. От начатка вашего теста давайте Г-споду возношение в поколениях ваших».

Слова «от начатка» выражают мысль о том, что первое, что мы делает с тестом — это даем труму в знак благодарности Вс-вышнему за Землю и за пропитание, которое Он дает нам. Эта заповедь подобна заповеди отделения десятин от плодов Земли Израиля (также см. «Трумот и маасрот»). В обоих случаях продукты можно есть только после отделения от них положенных частей.

Когда существовал Храм, отделенный кусочек теста отдавали коэну-священнослужителю, как сказано выше. В настоящее время коэны (как и все остальные евреи) находятся в состоянии ритуальной нечистоты — нечистоты от прямого или опосредованного соприкосновения с мертвым (очиститься от нее можно будет только во времена Машиаха) — и не могут есть «халу». Ее необходимо уничтожить — сжечь или выбросить, завернув таким образом, чтобы никто не мог ею воспользоваться.

Хала — заповедь из Торы и от мудрецов [↑]

Заповедь отделения халы — повелительная заповедь из Торы. Однако, в Письменной Торе она дана только в отношении Земли Израиля и только при условии, что там находятся все евреи. Мудрецы же постановили исполнять эту заповедь всегда и в любом месте, чтобы она не забылась.

В Торе также не указан минимальный размер отделяемого теста (по объяснению Раши, на это указывают слова «как возношение с гумна, так возносите его» — относительно этого вида трумы также не было указано количество). Однако, наши мудрецы установили количество в размере 1/24 (ок.4%) для частного лица и 1/48 (ок.2%) для профессионального пекаря (см.Раши к Бамидбар, 16:20).

Мудрецы указали также, из какого минимального количества муки должно быть приготовлено тесто, чтобы можно было отделить от него халу, и когда выполнить заповедь отделения халы можно с благословением, а когда это делается без него (см. об этом ниже).

Существует отличие в выполнении заповеди отделения халы в Земле Израиля и вне ее. Если вне Земли Израиля перед субботой или праздником сделали выпечку и забыли отделить халу, то можно есть то, что испекли. Необходимо только оставить небольшой кусок, от которого нужно отделить халу уже в будний день (в субботу и праздник отделить ее нельзя).

В Земле Израиля, напротив, запрещено есть такую выпечку. Надо подождать до конца субботы (праздника), отделить халу, и только тогда разрешено будет есть выпечку.

Законы отделения халы [↑]

Заповедь отделения халы распространяется на тесто, сделанное из пяти видов злаков: пшеницы, ячменя, ржи, полбы и овса. При этом тесто не должно быть жидким.

Если количество используемой муки составляет примерно 1600 г (по мнению Хазон Иша — 2250 г), то перед отделением говорится благословение: «…Который освятил нас Своими заповедями и заповедал отделять халу». При количестве муки от 1200 до 1600 г хала отделяется без благословения.

Читать еще:  Как правильно есть сало при сахарном диабете

Не нужно произносить благословение, если из теста собираются не печь что-либо, а варить или жарить. Отделив кусок теста (обычно размером в кулак), произносят: «Вот хала!» («Иней хала!»).

Если не отделили халу от теста, можно отделить ее от готовой выпечки. Этим правилом, в частности, пользуются при изготовлении мацы на праздник Песах. Весь процесс выпечки мацы, начиная от добавления воды в муку и кончая помещением теста в печь, должен занять не больше 18 минут, иначе тесто заквасится и не будет пригодно для употрeбления в Песах. Поэтому замешивают небольшие порции теста и сразу же выпекают, а халу отделяют от готовых изделий.

Если пекут несколько видов выпечки, и среди них есть такие, для которых использовано недостаточное для отделения халы количество муки, разные куски теста (или готовую выпечку) можно объединять. Тогда от всего количества можно отделить один кусочек халы. Чтобы объединить разные порции теста или выпечки, достаточно положить их в одну миску или на одну скатерть и прикрыть сверху той же скатертью. Этим опять-таки пользуются при в отношении пасхальной мацы.

Не все виды теста или выпечки можно объединять. Эти законы достаточно сложны, и в конкретной ситуации нужно посоветоваться с раввином.

Заповедь отделения халы возложена на женщину, хозяйку дома. Только в случае ее отсутствия по ее поручению это может сделать кто-нибудь другой. (Законы отделения халы см. также на сайте —Кицур шульхан арух и книгуХлеб, огонь и вода ).

Женщина и отделение халы [↑]

Отделение халы — одна из трех заповедей, возложенных именно на женщину, наряду с зажиганием субботних свечей и соблюдением законов чистоты семейной жизни. Более того, эти заповеди настолько важны, что, по мнению мудрецов Талмуда, за пренебрежение ими женщины умирают при родах (тpaктат Шабат, 32А).

Значение этих заповедей состоит в том, что они призваны исправить грех Первой женщины — Хавы. До греха (т.н. «первородный грех») Первый человек считался как бы «Халой мира»— святой его частью, которую отделил сам Вс-вышний. После греха Адам и Хава стали cмepтными, а cмepть и приносит с собой «туму» — ритуальную нечистоту. Таким образом, оста­ваться «халой мира» было уже невозможно (ведь «хала» связана с понятием «ритуальной чистоты»). Первая женщина вмешалась в структуру мироздания и нарушила ее. Поэтому отде­ление халы служит напоминанием о поступке Хавы и его исправлением: женщина отдает луч­шее («начаток») от созданного ее руками, причем изначально, во времена Храма, она отдавала «чистую» халу коэну, т.к. такая хала имела статус «святыни» (подробнее об этом см. на сайте).

Отделение халы — источник благополучия [↑]

Сказано в книге Йехезкель (44:30): «…Тесто отдавайте коэну, чтоб покоилось благословение на доме вашем».

Мудрецы говорят, что выполнение этой заповеди приносит в дом благословение и достаток, является сгулой на крепкое здоровье в этом мире и на жизнь в Будущем мире, помогает одинокому человеку найти себе пару, а также является верным средством для облегчения родов.

Существуют специальные молитвы, которые произносятся на разных стадиях приготовления теста. Особый смысл имеет совместное отделение халы, когда женщины, выполняя эту заповедь, молятся за тех, кому необходимо исцеление, кто не может найти себе пару, за тех, у кого нет детей и т.д.

Хала — это традиционный еврейский праздничный хлеб. Вкусная дрожжевая сдоба отлично подходит не только для праздников, но и в качестве легкого перекуса с молоком или с джемом на десерт к чаю.

ИНГРЕДИЕНТЫ

  • Мука 500 Грамм
  • Сахар 40 Грамм
  • Мед 1 Ст. ложка
  • Яйцо 2 Штуки
  • Дрожжи сухие 15 Грамм
  • Масло сливочное 25 Грамм
  • Соль 2 Чайных ложки

1. В большой миске смешайте муку, соль, сахар, дрожжи, мед, масло, воду, вбейте одно яйцо.

2. Сначала перемешайте деревянной ложкой.

3. Продолжайте месить тесто руками.

4. Когда тесто сменит текстуру, станет пышным и нежным, выложите его в миску.

5. Накройте тесто и оставьте в теплом месте на 1,5-2 часа. Оно должно вырасти в объеме в два раза.

6. По истечению указанного времени, выпустите из теста воздух, просто нажав на него.

7. Снимите тесто со стенок миски, «собрав» его в центре.

8. Присыпьте рабочую поверхность мукой.

9. Выложите тесто на муку, сформировав из него большую колбаску.

10. Пусть тесто «отдохнет» минут 5-6, а затем разрежьте его ножом на 6 равных частей.

11. Каждый кусочек теста раскатайте в длинную колбаску.

12. «Колбаски» выложите в ряд.

13. Три полоски скрепите и заплетите в косичку. Конец также закрепите.

14. Получится две косы.

15. Противень застелите пергаментом и выложите халы.

16. Прикройте халы и оставьте их на полчаса. За это время они увеличатся в размере в два раза.

17. Духовку включите нагреваться на 180 градусов. Халу смажьте взбитым яйцом и, по желанию, присыпьте кунжутом или маком.

18. Выпекайте халу в течение 20-30 минут.

19. Пышная и золотистая хала готова. Приятного аппетита!

Похожий видео рецепт «Хала»

Как испечь халу. Настоящий рецепт из Израиля

Хала – это такая сдобная витая булка из белого дрожжевого теста, традиционная праздничная выпечка в еврейской культуре.

Я пеку халы на работе еженедельно (каждую пятницу), так как работаю в израильском детском саду и это часть моих обязанностей. Соответственно, я владею отличным рецептом приготовления хал, очень простым, многократно проверенным и стопроцентно удачным.

Халы по моему рецепту получаются пышными и вкусными. Сама я, будучи убежденным сторонником ЗОЖ, дрожжевой выпечки не ем и даже не пробую, а вот дети и их родители уминают мои халы за обе щеки и очень нахваливают.

Этим рецептом я и хочу поделиться с читателями. Хоть рассказ про сладкую дрожжевую выпечку и идёт в разрез с тематикой моего блога, посвященного естественному оздоровлению и ЗОЖ.

Итак, для приготовления теста на халы нам понадобятся (из расчета на 1 кг муки):

  • мука пшеничная высшего сорта 1 кг;
  • яйца 2 шт;
  • сахар 1 стакан;
  • масло растительное рафинированное без запаха 0,5 стакана (у нас в Израиле принято класть в тесто масло канола, оно из рапса, но, думаю, подойдёт любое растительное) ;
  • дрожжи пекарские гранулированные 0,5 пакетика;
  • вода очень горячая 1,5 стакана (изначально, когда рецепт попал ко мне, в нем было 1,75 стакана воды на 1 кг муки, но экспериментальным путём я поняла, что это много; лучше использовать не более полутора стаканов).
Читать еще:  Что показывают печеночные пробы в биохимическом анализе

В качестве начинки у нас принято использовать шоколадную пасту. Дети очень любят халы с шоколадом. Но пару раз я делала с корицей и сахаром.

Если вы хотите увеличить порцию, то вам нужно умножить количество продуктов.

Я обычно замешиваю тесто из 4 кг муки, умножая соответственно все цифры на 4. То есть у меня 4 кг муки, 8 яиц, 4 стакана сахара, 2 пакетика дрожжей, 2 стакана рафинированного растительного масла и 6 стаканов очень горячей воды. Но это на большое количество людей (по куску халы для 35-ти детей, для их родителей, пришедших забрать ребенка из сада, а также по небольшой хале домой 5-6 члeнам персонала). Для обычной семьи, думаю, теста из 1 кг муки с головой хватит.

Приготовление теста для хал:

Шаг 1. Просеять муку через сито. Я всегда просеиваю муку. Так она наполняется кислородом и тесто получается более воздушным, пышным. Когда тесто готовит моя менее опытная коллега, не просеивающая муку, у неё, по её же словам, получается хуже. Не ленитесь и не пропускайте этот важный этап. Дальше всё пойдёт проще.

Примерно 3/4 муки насыпать в миску, в которой вы готовите тесто. А 1/4 оставить временно в сторонке.

Миску используйте просторную, так как тесто, поднимаясь, увеличивается в объеме.

Так выглядит поднявшееся сдобное дрожжевое тесто. Оно увеличилось в размерах примерно в 4 раза и вот-вот “убежит” из таза. Фото из детского сада.

Шаг 2. В миску, где у нас мука, всыпать сахар, дрожжи, влить масло, вбить яйца. Кстати, у нас, в Израиле, принято использовать в пищу только те яйца, в которых нет капельки крови. Иначе не кошерно. Чтя традиции страны, в которой я сейчас живу, перед выливанием в тесто, я убеждаюсь, что яйца без крови.

Шаг 3. Теперь пришла очередь воды. Воду нужно влить в миску постепенно, перемешивая тесто ложкой. Мы, в садике, используем обычную горячую воду из-под крана (у нас в водопроводе вода качественная, фильтры не нужны). Открываем кран с горячей водой на максимум, ждём, пока стечёт прохладная вода, а потом, когда потечёт очень горячая (даже больно под неё руку засунуть), наполняем стакан – и сразу в тесто.

Сначала, когда меня научили этому способу, я была в шоке. Мне казалось, что мука от горячей воды обязательно заварится, а яйца свернутся. И главное, мне было не понятно, зачем вообще это нужно? Почему не использовать обычную холодную воду?

Мне объяснили, что от горячей воды ничего страшного не случится, если вливать, перемешивая компоненты, а нужна горячая вода для подогрева теста. Так оно быстрее поднимается. Я попробовала и, после того, как и в первый, и во второй, и в третий раз ничего страшного не случилось, я успокоилась и дальше применяю горячую воду для замешивания теста на халы автоматически.

Шаг 4. Теперь, когда у нас все компоненты, кроме четверти муки, смешаны, у нас получилось тесто консистенции очень густой сметаны. Сейчас можно всыпать оставшуюся четверть и довести тесто до ума. Всыпать нужно понемногу, перемешивая уже рукой. Ложкой мешать у вас уже не получится.

Я люблю на этом этапе всыпать муку ближе к периметру миски, параллельно вымешивая в направлении от стенок миски к центру. В итоге у меня получается красивое тесто, уже не липкое, по форме напоминающее буханку хлеба, не прилипшее к краям миски. Края миски чистые, слегка притрушенные мукой. Но вы можете вымешивать так, как вам больше нравится и более привычно.

Зачем мы вообще четверть муки откладывали? Почему не всыпали всю муку изначально? Ответ: так легче перемешивать и добиться нужного финального состояния теста. Не буду на этом останавливаться, если кому-то не понятно, перепишемся в комментариях.

Совет. Не начинайте готовить тесто, имея всего лишь то количество муки, которое положено по рецепту. Всегда имейте небольшой запас. У меня, к примеру, 4 килограмма муки уходит только на замес, а потом, в процессе формирования булочек, уходит ещё пару горстей – для посыпания стола.

Шаг 5. Тесто (а оно, кстати, теплое, приятное) накрыть крышкой или пакетом и поставить на пару часов в теплое место. Я не имею в виду батарею. Я имею ввиду обычную комнатную температуру, без сквозняков.

За это время тесто хорошо поднимется, увеличившись в объеме в три-четыре раза. Его нужно обязательно пару-тройку раз обмять, притрусив предварительно мукой, вымешать. Так компоненты теста, а также газы, выделяемые дрожжами, хорошо распределятся.

Шаг 6 (необязательный). Теперь можно выпекать. Но я обычно делаю тесто накануне, а выпекаю на следующий день. Поэтому, чтобы тесто не скисло, я ставлю его до утра в холодильник.

Если у вас аналогичная ситуация, то запомните, что в холодильник тесто нужно ставить, предварительно завязав вместе с миской в большой пакет. Иначе оно, поднявшись даже на холоде, вырвется из-под крышки и перепачкает вам стенки холодильника. 🙂

На следующее утро пакет с миской нужно вытащить из холодильника, развязать, умять опять тесто в миску, притрусив мукой. И дать ему немного постоять при комнатной температуре. Пусть оно снова подойдёт.

Шаг 7 (плетение халы). Отрываем от теста три небольших кусочка и скатываем в шарики. Стол притрушиваем мукой.

Из шариков раскатываем тонкие вытянутые лепешки. Толщина теста должна быть около 3 мм. Максимум – 5 мм.

На каждую лепешку намазываем шоколадную пасту. У меня на фото шоколада немного (просто он закончился и пожирнее намазать не получилось). Но, в идеале, намазать раза в два побольше.

Каждую лепешку скатать в трубочку. Трубочки соединить одним концом в нечто вроде пучка. Сжать пальцами, слепить, чтобы держалось хорошо.

Из этих трубочек заплести косичку. Второй конец косички тоже сжать пальцами, хорошо закрепить.

Подготовленную халу положить на противень, подстелив бумагу для выпечки. Смазать взбитым яйцом.

Шаг 8 (выпекание халы). Поставить противень с халой в духовку. Выпекать при температуре 170 градусов в течение получаса (примерно).

Шаг 9 (поедание халы). Хала готова. Тут уж действуйте по своему усмотрению. 🙂

Мой муж говорит, что очень вкусно. Глядя на него, я верю. Но пробовать не хочу. Я предпочитаю не есть ни сахара, ни пшеничной муки, ни дрожжей.

Если вы едите сдобную выпечку, то желаю вам насладиться вкусом халы. Если не едите – наслаждайтесь, как и я, созерцанием того, как её уплетают другие, а также приятным ощущением своего здоровья и стройности. 😀

В любом случае, рекомендую вам перенять хорошую израильскую традицию – конец недели посвящать семье, близким людям, отдыху и радости жизни.

Читать еще:  Польза и вред черники для детей, какие напитки можно давать + рецепты

Радуйте себя и близких и будьте счастливы! ❤

marinagra

СТРАНЫ — ГОРОДА — МУЗЕИ

НАЙДИ ВРЕМЯ ПОГОВОРИТЬ О ВЕЧНОМ

СОВЕТСКАЯ ХАЛА — ЕВРЕЙСКАЯ ХАЛА

Многие, наверное, помнят румяную плетенку-халу, «хлебобулочное изделие» советских лет. Посыпанная маком, с блестящей корочкой, со слегка сладковатой, очень белой и пышноймякотью, хала занимала почетное место между обычным батоном, который нарезали к обеду,и сдобными булочками, которые подавали к чаю. Хала с маслом, брынзой, сыром, вареньем,вареной сгущенкой была любимым лакомством трудящихся и в булочных не залеживалась,хотя стоила почти в два раза дороже обычного белого хлеба – если мне не изменяетпамять, 22 копейки. Даже прическа — пышный начёсанный пучок на затылке — называлась хала.

Хала в кругу «хлебобулочных изделий» под номером 7:1 — булка витая; 2 — булка одесская; 3 — кольцо с маком; 4 — подковка;5 — калач московский; 6 — гребешок; 7 — хала с маком; 8 — булка городская; 9 – батон

Вот как описывается я хала в советских справочниках для пекарей:Халы. Это сплетенные из 3 — 6 жгутов изделия продолговатой формы с ясно выраженнымивитками. Перед выпечкой изделия смазывают яйцом, благодаря чему они приобретают блестящуюверхнюю корку. В рецептуру хал кроме муки 1-го или высшего сортов, дрожжей и соли входит5 — 7% сахара, 1,5 — 2,5% маргарина и яйца. Чтобы жгуты, из которых делают халу, не слипались,тесто делается более крутым. Благодаря этому халы имеют плотный мякиш с мелкой пористостью.Вес изделий 400 г.

Халу советские пекари унаследовали из дореволюционного ассортимента «хлебобулочных изделий».В России халы стали популярны в конце 19 века, и попали они на русский стол прямо с еврейскогосубботнего стола. Попали, утеряв свою самую важную особенность, которая дает право халеназываться халой. Чтобы понять, какую именно особенность, нужно вспомнить о значении хлебав еврейской традиции.

Владимир Любаров. Халы. Две картины из цикла «Еврейское счастье»

Хлеб для верующего еврея – это не дополнение к еде, и даже не просто обычная повседневная пища,но пища более всего почитаемая. Духовное содержание трапезы определяется не тем, насколькоона разнообразна или обильна, а тем, входит ли в нее хлеб. Даже если вы намерены съесть всеголишь маленький кусочек хлеба, полагается совершить ритуальное омовение рук, произнестиособые благословения до и после еды.

Елена Котляр. Бабушкина хала

Выпечка кошерного хлеба – самое обычное повседневное занятие – подобна маленькому домашнемубогослужению. От приготовленного теста отделяют небольшой, размером с оливу, кусочек, которыйтут же сжигают в печи. Этот кусочек теста называют халой. Так во времена Иерусалимского Храмаименовался «хлебный дар», который предписано было жертвовать священникам: «От начатков теставашего возносите Богу приношение во все поколения ваши» (Книга Чисел, 15:21). Заповедь отделенияхалы и поныне строго соблюдается в любой еврейской кухне, в любой пекарне, в Земле Израиля и заее пределами. Хала сжигается, потому что передать ее в дар священникам Храма нет возможности,но людям она уже не принадлежит.

Марк Шагал. Мать печет хлеб. 1911 г.

Отделение халы, так же как и зажигание субботних свечей, считается почетной обязанностью женщины,поэтому многие еврейские хозяйки, не убоявшись дополнительных хлопот, выпекают хлеб, в особенностисубботние халы, сами. Чтобы правильно выполнить древнюю заповедь, хозяйка должна вооружитьсяточными весами и авторитетными руководствами: надо учитывать, какие злаки входят в состав муки,каков ее вес, сколько жидкости и какой именно добавлено в тесто.

Ривка Беларева. Буква «ХЕС» для словаря идиша

Предназначенная в жертву порция теста и дала название знаменитой еврейской хале, праздничномуи субботнему хлебу. Хала – это отнюдь не всегда плетенка. Форма и размер халы зависят от того, покакому случаю она выпекается. На субботнем столе мы чаще всего увидим халу в форме косы,сплетенной из трех или шести полосок теста. Иногда на косу из трех полосок укладывают еще одну,меньшего размера. Существует также обычай подавать каждому участнику субботней трапезымаленькую халу в виде косички или спирали. Такие порционные мини-халы весят меньше стаграммов, в то время как на свадебном столе можно увидеть огромную десятикилограммовую халу.

Фигурная свадебная хала

На еврейский Новый Год — Рош Хашана — выпекают круглые халы-спирали, символизирующиебесконечность жизни, беспредельность времени и прострaнcтва. Существует интересный обычайподавать на стол в канун поста Йом Кипур халы в виде лестницы или руки. Лестница символизируетстремление человека достичь духовной высоты и просветления, а рука – Божественную длань,подписывающую людям приговор на будущий год.

Круглые новогодние халы

Встречая субботу, на стол подают на специальном овальном блюде две халы: это символ двойнойпорции хлеба небесного – манны. Когда евреи сорок лет стрaнcтвовали по пустыне, для их пропитанияс небес падала манна, которую людям нужно было лишь собрать. В пятницу же порция манны быладвойной, чтобы освободить субботу, как и предписано, для отдыха. Маковые или кунжутные зерна,которыми обсыпают халу, тоже символизируют манну, подобную, по преданию, белому маковомусемени. Сверху халу покрывают особой вышитой салфеткой, и опять же не просто так, а в памятьо том, что, падая на землю, манна всегда оставалась свежей, потому что под ней и над ней былслой Божественной росы. Красивые старинные блюда и специальные ножи для халы, вышитыесалфетки украшают не только субботние столы, но и витрины музеев.

Современное блюдо и нож для халы, вышитая салфетка для халы (Германия, конец 19 в.)

Почтение к хале, которую нельзя просто выкинуть, если она зачерствела, побуждает хозяекпридумывать разнообразные блюда из черствого хлеба. В еврейских кулинарных книгах всегда естьрецепты гренок, шарлоток, запеканок, в состав которых входят размоченные в воде или молокекуски черствой халы. И вкусно, и экономно!

Аарон Ройтман. Манна небесная

Не знаю, есть ли еще в ассортименте российских булочных халы, или, как и многие другие памятныес детства «хлебобулочные изделия», они вытеснены с прилавков новыми сортами хлеба с диковинныминазваниями. Я, приезжая в Москву, не нахожу не только халу, но даже и самих традиционных булочных.Их, похоже, вытеснили хлебные отделы в супермаркетах. А на еврейском столе две халы по-прежнемунеизменно появляются каждую субботу, такие же, как сто и двести лет назад. Нет, простите, не каждуюсубботу – в дни еврейской Пасхи халу заменяет хрустящая маца.

Михоэль Мучник. Суббота