Чем занять ребенка? План занятий с рождения до года
Чем занять ребенка? План занятий с рождения до года
Развиваем малыша с первых дней жизни: советы родителям
Многие мамочки на вопрос, как заниматься с новорожденным ребенком, воскликнут: «Он ведь ничего еще не знает и не умеет!» Поверьте, уже с момента появления на свет он разглядывает незнакомую обстановку, активно пробует все на вкус и внимательно слушает ваш голос. Вот почему необходимо не упустить это время и развивать кроху буквально с самых первых дней рождения.
Кормление – залог здоровья
Самое лучшее питание, которое придумано природой, – это, конечно, грудное молоко. Чтобы заложить основу для будущего успешного развития грудничка, очень важно кормить его по требованию. Благодаря нему, ребенок не только становится сытым, но и полностью удовлетворяет необходимость в контакте с мамой, в ее присутствии и тепле. Находясь в материнских объятиях, посасывая гpyдь, он сразу же становится более спокойным, даже если у него дурное настроение или его тревожат кишечные колики. А, как известно, эмоционально устойчивые детки воспринимают информацию гораздо лучше.
ВАЖНО ПО ТЕМЕ ГВ:
- Советы кормящим мамам о грудном вскармливании — http://razvitie-krohi.ru/kormlenie-grudyu/grudnoe-vskarmlivanie.html;
- Позы для кормления гpyдью — http://razvitie-krohi.ru/kormlenie-grudyu/pozyi-dlya-kormleniya-grudyu.html;
- Питание кормящей матери в период ГВ — http://razvitie-krohi.ru/kormlenie-grudyu/pitanie-kormyashhey-materi-v-period-gv.html;
- Основные и главные правила кормления гpyдью — http://razvitie-krohi.ru/kormlenie-grudyu/pravila-kormleniya-grudyu-grudnogo-rebenka.html;
- Как правильно кормить гpyдью? Как правильно прикладывать ребенка к гpyди? —http://razvitie-krohi.ru/kormlenie-grudyu/kak-pravilno-kormit-rebenka-grudyu.html
Частое общение
Пожалуй, маленький человечек еще не готов к целенаправленным играм, поэтому просто как можно чаще беседуйте с ним: нежно, спокойно, изменяя интонацию и тембр голоса в зависимости от того, что вы сейчас ему рассказываете. Обязательно подключите к диалогу папу, пусть он тоже поделится своими эмоциями от появления на свет дорогого сына или дочки. В разговоре всегда называйте кроху по имени, скоро это станет его самым любимым словом. Также помогают развитию милые сердцу колыбельные и всевозможные потешки.
После того как малыш научится держать головку, ходите с ним по комнате и, дотрагиваясь его ручкой до вещей, произносите их названия: кровать, стена, полка, шкаф и т. д. Возможно, вам покажется, что он не способен понять и услышать, но таким нехитрым способом вы закладываете базу для формирования речи.
Развиваем органы чувств
Развитие грудных детей в огромной степени основывается на стимуляции вкуса, слуха, зрения, обоняния и осязания. Пока же больше всего нового о предметах кроха узнает, трогая их на ощупь.
- Осязание
Прикасайтесь к ножкам, животику и лицу мягким перышком. Если вашему чаду понравились такие прикосновения, «вооружитесь» материалами с разной текстурой. Это могут быть ватные шарики, махровое полотенце, шерстяная варежка или шелковый шарф. Кроме того, поместите на детскую ладошку собственный палец или небольшую вещицу, чтобы малыш сжимал кулачки.
Регулярно обнимайте ребятишек, гладьте их по голове, спинке, целуйте и кладите голенькими к себе на живот. Так вы совершенствуете и тактильные ощущения, и эмоционально-личностную сферу.
Подвесьте погремушку или крутящуюся карусельку, которая издает негромкие мелодии, над детской кроваткой. Не расстраивайтесь, если малыш сосредотачивается на них всего лишь пару минут. Пока что ему еще очень трудно концентрировать внимание. Груднички хорошо воспринимают классическую музыку: произведения Вивальди, Чайковского, Моцарта и Штрауса. И, безусловно, они любят слушать мамин и папин голос. (когда ребенок начинает слышать?)
До двух-трех месяцев детки могут различать только черные и белые цвета. Повесьте в поле зрения карапуза изображение концентрических кругов, шахматной доски или контрастные, превосходного качества черно-белые фотографии. Для привлечения интереса меняйте картинки через несколько дней. А еще новорожденному очень нравится следить за мимикой человеческого лица. Так что улыбайтесь ему как можно чаще! (когда ребенок начинает видеть?)
Кроха узнает ваш запах сразу же после рождения, ведь он включает в себя те же составляющие, что и околоплодная жидкость. На химические и парфюмерные ароматы у некоторых детей может появиться аллергическая реакция. Так что будьте осторожны с духами и лосьонами и, естественно, с курением. Только не стоит отлучать папу, который по каким-либо причинам не может отказаться от сигарет, от общения с крохой.
С первых дней малыши ощущают вкус и выражают предпочтение сладкой еде, а не кислой или горькой. Поэтому кормящей женщине необходимо вводить в свой рацион самые разные продукты, но только постепенно и в малых количествах. Так вы сможете приучить своего отпрыска к многообразию вкусов и застрахуетесь в дальнейшем от его избирательности в пище.
Если вы будете следовать этим несложным советам, то уже с пеленок ваше чадо будет активно расти и развиваться. Только не перегружайте его новыми знаниями, чтобы не навредить формированию нервной системы. Пусть развитие любимых деток будет радостным!
Ваш ребёнок от рождения до года
Развивающие занятия для ребенка с рождения до 3 месяцев. Как развивать новорождённого
Как заниматься с ребенком от рождения до 3 месяцев? Развитие новорожденного
Младенец рождается с развитыми органами чувств. Большинство рецепторов уже сформированы к моменту рождения ребёнка, даже если были преждевременные роды. К примеру, слуховой и зрительный аппарат формируются начиная со второго месяца внутриутробной жизни. Вестибулярный аппарат функционирует с третьего месяца после зачатия. Тогда же формируются рецепторы вкусовой чувствительности. Тактильные рецепторы наиболее интенсивно развиваются между вторым и четвёртым месяцами внутриутробной жизни. Болевая и температурная чувствительность формируются несколько позже, но новорождённый уже обладает ими. К концу внутриутробного развития завершается формирование рецепторов обонятельной чувствительности.
Новорождённый малыш различает не только вкус, но и запах: от неприятного он энергично отворачивается. Ребёнок проявляет дифференцированную реакцию на мокрые пелёнки и тёплую ванну, женские голоса предпочитает мужским. Ритмичные звуки, напоминающие звуки биения человеческого сердца, его успокаивают, резкие звуки — беспокоят. По новейшим исследованиям, новорождённый различает звуки, резко отличающиеся по хаpaктеру друг от друга, например, шум и стук от музыкальных тонов, различает тоны в пределах смежных октав, определяет направление звука. Он способен имитировать некоторые доступные ему жесты и мимику взрослого. По словам О. Фридриха, «дети всего лишь двенадцати дней от роду имитируют взрослых, когда те показывают им язык».
Новорождённому прежде всего необходимы своевременный уход и забота, но без комплексной стимуляции его развитие не может быть нормальным и разносторонним. Для полноценного эмоционального развития ребёнка необходимо как можно чаще с ним общаться. Наиболее эффективно общение с малышом происходит, когда он находится на руках у взрослого. Поэтому берите малыша на руки не только, если он плачет, но и специально для общения с ним. Младенца до года пpaктически невозможно избаловать. Руки матери являются для него комплексным стимулятором. Держа ребёнка на руках и перемещаясь с ним в прострaнcтве, вы обогащаете зрительный мир малыша, — ведь его прострaнcтво ограничено кроваткой, а оптимальная зона видения составляет 30—60 см. Нежность, забота, ласковые слова, эмоциональное тепло, исходящие от вас, вызывают у маленького человечка первые эмоциональные отклики — робкие улыбки, двигательное возбуждение, — которые в дальнейшем разовьются в позитивные эмоциональные возгласы.
Как развивать рефлексы, зрение новорожденного?
Развитие зрительных ориентировочных реакций
Как показывают различные исследования, у новорождённого уже с первых дней жизни можно обнаружить ориентировочные рефлексы на свет, оборонительные рефлексы на яркий свет, безусловный рефлекс на движущийся предмет — движение глаз в направлении перемещающегося раздражителя.
У ребёнка уже через несколько дней после рождения можно наблюдать так называемое зрительное сосредоточение — фиксацию глаз на предмете с одновременной задержкой импульсивных движений ручек, ножек и головы. На первой неделе жизни у новорождённого обнаруживается реакция на контакт «глаза в глаза», то есть способность смотреть в глаза человека, который взял его на руки.
Установлено, что новорождённый предпочитает лицо или его схематическое изображение любому другому зрительному образу, а более естественное изображение лица фиксируется ребёнком в течение более длительного времени.
• Чёрно-белое изображение человеческого лица (размером с тетрадный лист) повесьте над кроваткой на расстоянии примерно 25 см от глаз ребёнка (большее удаление даёт рассеянное изображение). В момент, когда малыш смотрит на «лицо», начинайте передвигать изображение: сначала вправо, затем влево. Достаточно проделывать это 1—2 раза в день по 1— 2 минуты.
В месяц упражнение усложняется: передвигайте «лицо» сначала вправо, затем влево; возвратив «лицо» к центру, перемещайте его вверх от глаз малыша, а затем снова к центру, потом вниз. Приближайте к лицу ребёнка, затем отодвигайте. Делайте это 1—2 раза в день по 2—3 минуты.
• Возьмите кольцо диаметром 5—7 см. Повесьте его над кроваткой на стержень длиной 60—70 см. Кольцо может быть любого цвета, но следует учитывать, что в яркий солнечный день малыш в возрасте до года лучше следит за движением зелёных, синих и фиолетовых игрушек, а в пасмурный — красных, оранжевых и жёлтых.
• Попытайтесь определить, отличает ли ваш малыш предметы разных цветов, например красный и зелёный. Для этого на высоте 60—70 см над гpyдью ребёнка поместите красную погремушку (примерно с 20-го дня жизни). Погремушку держите над ним во время каждого периода его бодрствования и до тех пор, пока он не перестанет замечать её. Тогда замените её на такую же по форме, но другого цвета. Обратите внимание, начнёт ли он так же увлечённо рассматривать новую погремушку, или не заметит разницы. Очень хорошо, если он будет с прежней увлечённостью рассматривать новую погремушку — это значит, что он увидел разницу между ними. В следующий раз подберите по такому же принципу другую пару погремушек.
• Подвесьте на высоте 40 см над гpyдью малыша оранжевую или жёлтую игрушку размером 5×7 см. Перемещайте её на 180 ° в ту или иную сторону.
Читать еще: Лечение мозолей на ноге народными средствами. Причины и симптомы• В 2 месяца подвесьте над лицом малыша, надёжно и безопасно укрепив, металлическое небьющееся зеркальце на расстоянии 18—20 см от глаз. Зеркальце должно располагаться так, чтобы ребёнок мог видеть своё отражение. Игра с зеркальцем может проводиться 1—2 раза в день по 2—3 минуты.
• Подносите малыша к большому зеркалу, чтобы он рассматривал своё отражение, пробуждайте его интерес к деталям (сосредоточение и рассматривание). Приближайте и удаляйте малыша от зеркала.
• Прикрепите зеркальце к гибкой конструкции (например, к пластиковой ленте), чтобы малыш смог доставать его, когда будет на это способен, и рассматривать себя.
• Дайте возможность малышу рассматривать графические фигуры: линии, треугольники, четырёхугольники (сначала чёрно-белые), которые можно нарисовать на обычном листе бумаги. Прикрепите их в поле зрения вашего малыша на расстоянии примерно 25 см от его глаз.
Если малыш с видимым удовольствием рассматривает предъявляемые ему изображения, то, показав какой-нибудь один рисунок, передвигайте его сначала влево, затем вправо; потом вверх, вниз; потом по кругу — сначала в одну сторону, затем в другую; наконец, приближая к глазам — отодвигая от глаз.
Уменьшенные изображения графических фигур расположены на странице в определённой последовательности, от простого к сложному. В таком порядке и надо их показывать. Каждый из рисунков может быть представлен в нескольких видах: в виде множества точек, в виде контура или чёрно-белой фигуры. Можно использовать и другие изображения. В натуральную величину каждое изображение должно быть размером с тетрадный лист.
Чем занять ребенка? План занятий с рождения до года
спокойная релаксирующая, для йоги и медитаций, звуки природы. Мои подборки можно слушать онлайн здесь. Коллекция постоянно пополняется. Такая музыка играет у нас на протяжении занятий, игр и иногда даже бодрствования. Рекомендуется включать детям до 3 лет музыку продолжительностью максимум 1 час в день. Не забывайте про это. Еще полезная информация про музыку для детей. Дочка положительно реагирует на музыку. В принципе, она юный меломан. Слушает любую музыку (русская попса, детские песенки, детские песенки на английском, русский рок типа Агаты Кристи и Арии).
Музыка для прослушивания/танцев/массажа/зарядки:
Эта музыка уже имеет более задорный и веселый окрас. Музыку для зарядки и массажа можно найти здесь.
Классическая музыка для детей. Для танцев и просто слушания у нас есть сборники: Детские песни Детские песни на английском А также очень хорошие Детские песни на испанском языке, если вам не принципиально. Всю музыку я беру из открытых источников.
2. Обнимашки! 0 мес +
Это всегда очень мило, это сближает и придает положительный позитивный настрой. Мы можем кружиться по комнате, обниматься, баловаться. Дочка обязательно услышит о том, какая она хорошая, умная, замечательная и о том, как сильно я ее люблю. Потом в спокойном темпе я объясняю, чем мы сейчас будем заниматься и играть.
3. Шар энергии (по методике Шичида) 7 мес +
Это упражнение мы делаем со стишком, который я придумала. Я сажу дочку на мои колени, спиной к себе. И начинаю читать стих + выполнять соответствующие движения руками.
1, 2, 3 1, 2, 3 Ручки теплые внутри! (Трем ручки друг о друга)
1, 2, 3 1, 2, 3 Шар растет, растет! Смотри! (Катаем «шар» в ручках, делаем его все больше и больше)
1, 2, 3 1, 2, 3 Шар, тепло нам подари! («Выливаем» шар на себя, с головы до пяточек проводим руками)
4. Упражнение для дыхания 7 мес +
Т.к. дуть дочка еще не умеет, но делает попытки, — поэтому пока дует только мама) Показываю, стимулирую. Обычно нам помогает ловец снов с перышками, дочка радуется, когда перышки взлетают в разные стороны! Также у нас есть декоративные перья. Пытаемся сдуть их с места (по одному). Для этого упражнения можно использовать мыльные пузыри.
Еще как вариант дыхания с самыми маленькими — сопение носом. Я показываю картинку ежика или просто произношу: «Это ежик. Как он сопит?». И дочка (уже знает) делает своеобразные дыхательные движения носиком.
5. Зарядка для глаз 0 мес +
Выполняем простое упражнение для зарядки глаз. Берем игрушку или картинку и двигаем ее вправо, влево, вверх, вниз, восьмеркой. Ребенок должен следить за ней глазками. Это упражнение можно сопровождать мини-рассказом (как танцует солнышко, куда пошел мишка, как летает птичка).
6. Показ карточек и игры для развития памяти 6 мес +
Показ карточек. Это могут быть флеш-карточки или карточки по методике, которой вы занимаетесь. Мы проходим 1 ступень «Чтение с пеленок», поэтому смотрим их 3 раза в день. Флеш-карточки у нас пока в процессе. Напоминаю, что показывать их нужно быстро (0,5-1 сек на 1 карточку), четко называть изображаемый предмет (можно потренироваться заранее). Карточки можно распечатывать (но их будет у вас тогда оооочень много!), а можно включать на компьютере или планшете. Ребенку до года предпочтительнее бумажный вариант!
Игры с карточками для развития памяти. Memory Grid (Сетка памяти) — это игра на запоминание положения предмета. Суть игры проста: начинаем с 2х карточек, далее усложняем. Лучше использовать карточки со знакомыми малышу предметами (животные, игрушки). Карточки кладем картинкой вверх друг за другом по одной: «Смотри, вот уточка.» и переворачиваем карточку «рубашкой» вверх. «Вот мишка» — показываем мишку и переворачиваем карточку. Затем, когда картинки все закрыты таким образом, мы спрашиваем: «Где спрятался мишка?» — ребенок переворачивает карточку. Если угадал — карточка лежит уже картинкой вверх. Если ребенок открыл неправильную карточку, то мы говорим: «Ой, нет, здесь спряталась уточка. А где спрятался мишка?» и уточку мы снова переворачиваем, чтобы она была не видна. Надеюсь, я понятно объяснила. Нашу первую игру вы можете посмотреть здесь.
Когда простой вариант игры будет освоен, то переходим конкретно к сетке памяти:
Показываем ребенку сетку (2х2) из картиной в течение нескольких секунд. Задача ребенка: в своей пустой сетке разложить эти 4 картинки так, как было продемонстрировано.
После выполнения игры мама достает исходную сетку и они проверяют, все ли картинки в правильном порядке.
Далее усложняем сетку памяти до 3х3, 4х4 и т.д.)
Это игра развивает фотографическую память.
7. Игры на интуицию 7 мес +
Или по-другому ESP интуиция. Играть в нее можно даже с пятимecячным ребенком. Все просто: прячем предмет под баночку. Баночек сначала должно быть две, а затем пробуйте усложнять. Ребенок должен угадать, где спрятан предмет. И мы не просто сидим наблюдаем и прячем — а делаем мысленный посыл ребенку о том, где находится предмет. Также можно прятать нарисованное солнышко за нарисованную тучку и т.д., т.е. не используя баночки-стакашки. Можно играть несколько раз подряд. Моя дочка очень любит игры на интуицию.
8. Рассказываем абсурдную историю (Linkin Memory) 10 мес +
Чувствую себя почему-то чеширским котом)) Так и назовем тогда:
Чеширские истории
Наша версия подходит пока что для самых маленьких (детей, которые еще не говорят в полной мере). Для этой игры нужны карточки со всевозможными животными и предметами. Чем разнообразнее, тем лучше.
Карточки у меня в руке, показываю и выкладываю перед нами, озвучиваю. Достаю вторую картинку, придумываю мини-историю (в 1 предложение!), как эти карточки могут быть связаны между собой. И т.д. Сначала для рассказа хватит 3-5 карточек. Затем усложняйте игру до 10-20..50! Итак, рассказ закончен, мама перемешивает карточки (но все они остаются видны, мы их не переворачиваем). Начинаем вспоминать рассказ: «Где лошадка? Покажи лошадку», «Куда пошла лошадка/что съела/кого встретила/куда пришла». Ребенок должен показать нужную карточку. Эта игра способствует запоминанию цепочки картинок.
9. Игры с разрезными картинками (пазлы) 1г +
Очень важно распечатывать картинку в двух экземплярах ! Один неразрезанный — это образец для ребенка. Второй — разрезанный на две части (постепенно усложняя до 3, 4, 5 частей и т.д.). Ребенок собирает картинку из частей по образцу. Здесь вроде бы все ясно и понятно)
10. Игры с цветом 9 мес +
Развиваем цветовосприятие. Игры могут быть всевозможные: сортировка по цветам, сопоставление картинки и ее палитры (для старших детей) и т.д.
11. Игра на поиск пары (соответствия), лото 1о мес +
Развиваем внимание и память. Правила как в обычной игре лото: необходимо найти нужную картинку и положить ее на поле.
12. Математические игры для малышей 1о мес +
Играем с такими понятиями как: — размер (большой, маленький; больше, меньше) — признак (один, много) Этого будет достаточно для нашего возраста.
13. Игры в сенсорной коробке 8 мес +
Здесь нет предела фантазии! Создавайте все, что угодно в коробке, добавляйте различные материалы, сыпучие продукты. Чем разнообразнее — тем лучше! Еще очень интересно сделать — коробочку с запахами — коробочку с шумелками
Также для сенсорных игр можно использовать песок и камни.
14. Конструируем! 8 мес +
Для этих игр нам понадобятся: — кубики — конструктор — баночки, стаканчики, коробочки — книги, подушки — ведь из них тоже можно строить!)
Играем и строим всевозможные башенки, пирамиды, домики и т.п
15. Рассматриваем картинки в книгах 6 мес +
Перед этой игрой не забывайте делать с малышом упражнение для глаз. Берем любую книгу, а лучше конечно специализированную типа виммельбуха. Энциклопедии тоже подойдут. Разглядываем, мама озвучивает все, во что тычет пальцем малыш) Или показывает сама.
16. Изучаем окружающий мир о мес +
Рассказываем и показываем книжки/картинки/презентации/видео/журналы на различные темы, которые заинтересуют малыша: — природа — планеты — Земля — страны — народы — прир. явления — дома, здания и т.п.
Читать еще: Будьте всегда в НастроенииМы с дочкой помимо картинок и книжек смотрим видео про животных. Ей очень нравится, она с интересом и даже восторгом проводит время у экрана. Но я показываю не более 5 минут в день! И не каждый день. Обычно 1 раз в неделю. Во-первых, чтобы не испортить зрение. Во-вторых, чтобы не вызывать привычку к тв.
Кстати, у нас есть огород. Мы каждый день смотрим, как растет лук + повторяем животных.
17. Игры на моторику о мес +
Это могут быть игры с мелкими предметами (только под присмотром взрослого!) — кнопки, пуговицы — наклейки — различные палочки, трубочки — крупа — листья, перья — камешки
Примеры игр: — палочки, трубочки втыкать в тесто/пластилин, потом вытыкать. Также с крупой и пуговицами. — приклеиваем наклейки на лист с картинкой или на себя, на тело — собираем мелкие предметы в коробочку — перекладываем предметы ложкой
18. Творческие занятия 6 мес +
Материалов для таких игр не перечислить, их очень много и они разнообразные. Кто во что горазд) — бумага, цв. бумага, картон, гофрированная бумага, фольгированная бумага — скотч, обычный и цветной, декоративный — листья, перья, вата — наклейки — «глазки», «носы» и пр. — фломастеры, пальчиковые краски, ручки, карандаши — печати, штампы — тесто, пластилин
Главное — дать ребенку простор для творчества.
19. Чтение книжек о мес +
Самое наше любимое занятие после рассматривания картинок в них! Читать нужно все, что интересно ребенку. Хоть одну и ту же книгу по 100 раз. Но лучше, чтобы дома все-таки пополнялась детская библиотека и у ребенка была возможность выбора книг.
20. Бытовые игры 7 мес +
Они включают в себя: — помощь в уборке (дочка сама вытирает зеркало, я не заставляю!) Она просто берет тряпку и начинает мне помогать) — игры с куклами в дочки-матери (качаем куклу, укутываем, укладываем спать) — учимся вытирать салфеткой лицо — свое или мамино — подметаем ковер щеткой
Вот такой наш примерный план игр и занятий
с 7-8 месяцев до года. После года, в январе, возможно буду вносить корректировки. А может и не буду)
Скажу сразу, что мы не выполняем все 20 пунктов каждый день! Мы играем в течение всего дня, также у дочки есть время на свои дела. Не забывайте, что все игры (на то они и ИГРЫ) должны приносить радость и положительные эмоции ребенку. И только потом уже ориентируйтесь на новые знания и умения. Это же ДЕТСТВО! Мы не учим, мы играем и весело познаем мир)
Чем занять ребенка? План занятий с рождения до года
В первый год жизни ребенка родителям нужно активно заниматься его развитием. А для достижения максимальных результатов проводить занятия с ребенком с рождения до года лучше всего по заранее составленному плану. Это поможет систематизировать развивающие занятия и сделать их более эффективными, а также позволит вести дневник достижений малыша. По мере того, как ребенок будет осваивать новые навыки и умения, родителям нужно корректировать план занятий, внося в него новые развивающие игры и задания.
План занятий с ребенком с рождения до 3 месяцев
Массаж. Так как в этот период малыш наиболее неподвижен, массаж нужно делать каждый день. Он должен состоять из легких поглаживаний, круговых движений и похлопываний. При этом можно использовать детское масло или крем.
Гимнастика и упражнения. С 1 до 3 месяцев с ребенком нужно делать самые простые упражнения: сгибание ручек и ножек, потягивание ручек и разведение их в стороны. В этом возрасте развивающей гимнастикой достаточно заниматься по несколько минут в день. Также можно выполнять с ребенком упражнения на развитие мышц спины, шеи и рук: положив малыша на животик, назовите его по имени и покажите ему яркую игрушку. Ребенок будет стараться поднять голову.
Развитие зрительных и слуховых навыков. Старайтесь чаще перемещать ребенка, чтобы его окружали разнообразные предметы. Новые впечатления, незнакомые вещи, звуки и запахи способствуют более быстрому развитию. Давайте малышу понаблюдать за движущейся игрушкой или погремушкой. Разговаривайте с ним и пойте ему песенки, чтобы он привыкал различать ваш голос.
План развивающих занятий с ребенком от 3 до 6 месяцев
Массаж и гимнастика. Продолжайте каждый день делать малышу массаж. В этом возрасте его рекомендуется проводить перед сном, используя легкие, успокаивающие движения, чтобы подготовить ребенка к отдыху. Также начиная с 3 месяцев можно использовать растирающие и разминающие движения, которые выполняются подушечками пальцев. Упражнения, которые можно выполнять с ребенком в этот период – разведение рук в стороны и скрещивание на гpyди, сгибание, разгибание ножек и «велосипед», перевороты со спины на бок, а затем на живот, упражнение по приподниманию туловища.
Развитие зрения. Показывайте малышу игрушки или другие яркие предметы, перемещайте их перед ним, давая ему возможность наблюдать за движением. Ближе к 5–6 месяцу можно занять ребенка кукольным театром. Также в этот период важно развивать интерес малыша к цветам, показывая ему яркие картинки и предметы разных расцветок.
Развитие слуха и речи. Когда ребенок бодрствует, старайтесь как можно больше разговаривать с ним, используя разные эмоции и интонации. Рассказывайте малышу стишки и считалочки. Не забывайте, что нет лучшего решения, чем занять ребенка, нежели веселые песенки, которые можно использовать в любых ситуациях – при купании, во время гимнастики или активных игр. Поощряйте его первые попытки разговаривать – когда малыш произносит какие-либо звуки, повторяйте их за ним и выражайте свое удовольствие. Также знакомьте ребенка с новыми звуками, которые он еще не пытался произносить.
Развитие координации движений. К 4 месяцу ребенок уже умеет достаточно хорошо координировать свои движения и может хватать находящиеся в зоне видимости предметы. Давайте малышу погремушки и яркие игрушки.
План занятий с ребенком от 6 до 9 месяцев
Массаж и гимнастика. После того как ребенку исполнится 6 месяцев, массаж и гимнастику следует проводить в течение 30 минут в день. Для массажа используются поглаживающие, растирающие и поколачивающие движения. Разведение рук в стороны и скрещивание на гpyди рекомендуется усложнить, чередуя ручки малыша во время выполнения упражнения. Также выполняются такие упражнения, как одновременное и поочередное сгибание ног, поднимание выпрямленных ножек, перевороты со спины на живот, сгибание ножек в положении лежа на животе для развития навыка ползания и приподнимание туловища из положения лежа на животе.
Развитие слуха и речи. Упражнения на развитие слуха и речи в этом возрасте следует усложнить. Теперь старайтесь не просто тренировать слуховые навыки малыша, когда рассказываете ему стихи или поете песни, но и просите его повторять за вами отдельные звуки или слоги.
Развитие координации движений. В этот период для ребенка особенно полезны игрушки, которые можно собирать и разбирать (кубики, простой набор конструктора, пирамидки из колец и т.п.). Также с малышом можно играть в мячик и другие активные игры. Вариантов, чем занять ребенка, когда он начнет ползать, довольно много. Например, можно поиграть с ним в «догонялки», а также давать ему различные движущиеся игрушки, которые он может толкать перед собой.
Развитие внимания, логики и памяти. Чем можно заняться с ребенком 6–9 месяцев для развития логического мышления, памяти и внимания? В первую очередь это игры с разноцветными кубиками, складывание предметов один в другой (например, стаканчиков), прятки, а также различные простые задания – найти игрушку, выбрать из группы предметов нужный и т.п.
План развивающих занятий с ребенком от 9 до 12 месяцев
Массаж и гимнастика. Полный массаж ребенку в этом возрасте делать уже не обязательно, но рекомендуется проводить ежедневный массаж спины и живота. Гимнастические упражнения для ребенка 9–12 месяцев – это сгибание и разгибание ручек в то время как малыш держится за кольцо или круглую игрушку, поочередное сгибание и разгибание ног, отталкивания ногами от рук мамы в положении лежа на животе, перевороты со спины на живот, подъем из положения лежа на животе, подъем прямых ножек и круговые движения руками.
Развитие слуха и речи. В это время малышу можно читать сказки, тренируя его способности к восприятию речи, а также пробовать разучивать с ним стишки и песенки. Конечно, в этом возрасте малыш еще не может полностью выучить даже самый простой стишок, однако нет лучшего способа развития речи, чем занять ребенка веселыми рифмами. Ребенок будет с удовольствием повторять за вами отдельные звуки, а если стишок будет сопровождаться каким-нибудь неожиданным действием, он быстро запомнит его и будет узнавать с первых слов.
Развитие координации движений. Играйте с малышом в «ладушки», показывайте ему, как собирать пирамидки из кубиков или колечек, открывать и закрывать крышки на коробках. Также старайтесь привить ребенку интерес к различным подвижным играм, таким как «догонялки» или игры с мячиком. В этот период полезны игрушки, которые можно толкать или тянуть за собой, особенно когда малыш уже начал ходить. Как правило, в возрасте 9–12 месяцев у родителей редко возникает вопрос, чем можно занять ребенка – малыш в это время очень активен, любопытен и полностью увлечен изучением окружающего мира.
Развитие внимания, логики и памяти. Давайте малышу простые задания: найти определенную игрушку среди других, выбрать предметы одного цвета, собрать картинку из 3–4 деталей.
Выбирая, чем можно заняться с ребенком в первый год его жизни, вы можете ориентироваться на вышеприведенные планы развивающих занятий. Следовать им строго вовсе не обязательно, лучше внимательно наблюдать, что больше всего нравится малышу, и какие занятия вызывают у него самые положительные эмоции. Со временем вы сможете составить индивидуальный план занятий с ребенком. Благодаря этому вы всегда будете знать, как провести время с пользой и чем занять ребенка.
Читать еще: 20 лучших средств для мытья посудыРазвивающие игры и занятия для детей от 0 до 1 года: обзор упражнений по месяцам
Малыш в доме – безмерная радость для родителей, ночи без сна и груз ответственности за безопасность и развитие крохи. Насколько быстро и активно будет развиваться ребенок зависит, в первую очередь, от усилий родителей, уделяющих ему много внимания и заботы. Развивающие игры, веселые затеи в возрасте до года (с 1 до 12 месяцев) – это выражение любви к маленькому солнышку, поселившемуся в доме.
До 3 месяцев
- Общение с ребенком. Постоянно разговаривайте с малышом в возрасте от 0 до 3 месяцев во время прогулок, переодевания, купания и когда занимаетесь домашними делами. Используйте разные вариации голоса. Успокаивайте малыша тихим голосом и привлекайте его внимание более громким.
- Лицо любимой мамы. Фокусируя взгляд на мамином лице, 1-мecячный ребенок поворачивает головку или переводит взгляд в ту сторону, в которую перемещается мама.
- Мамин голос. Часто называйте малыша по имени, когда находитесь с ним в комнате. Перемещаясь по помещению, зовите его вновь, чтобы ребенок слухом следил за вашими передвижениями.
- Колокольчик. Малыш все чаще любит лежать на животике и из такого положения поворачивать головку в сторону издаваемых звуков. Подвесьте колокольчик с какой-либо стороны кроватки и позвоните. В следующий раз, услышав звук колокольчика, ребенок снова повернет головку в сторону звука.
- Мягкие варежки. Тактильные ощущения также очень важны. Гладьте ручки и ножки малыша разными видами тканей (вязаным шарфиком, хлопковым лоскутком, меховым помпончиком).
- Фигурное плавание. Проводить занятие нужно в большой ванне. Уложите малыша на спинку, подложив под головку свою ладонь. Двигайте рукой по различным траекториям (кругами, восьмерками). Для 2-мecячного ребенка это отличный способ научиться прострaнcтвенному ориентированию. Водные процедуры – прекрасный способ снятия гипертонуса, а также чудесное времяпровождение.
- Занятия на фитболе. В 3-мecячном возрасте ребенок уже уверенно держит головку, лежа на животе. Отличной тренировкой станут упражнения на надувном мяче. Для начала пробуйте легкие покачивания из стороны в сторону и вперед-назад. Развивается прострaнcтвенная ориентация и улучшается вестибулярный аппарат.
- Достань игрушку. Положите карапуза на животик, а на некотором расстоянии перед ним разложите несколько ярких игрушек-погремушек. Потрясите их, привлекая внимание малыша. Видя желание ребенка достать одну из игрушек, сделайте опору ладонью детским ножкам. Чувствуя надежную поддержку, малыш будет стараться оттолкнуться и немного проползти. Начав такую игру в 3 месяца, карапуз раньше научится ползать.
- Звонкий браслет. Веселые колокольчики или бубенчики, зафиксированные на тканевом браслете, – тоже отличный способ научить ребенка ориентации в прострaнcтве. Наденьте такие браслеты на ножки или ручки. Они будут звонить при движениях малыша – так он будет замечать зависимость звуков от его движений.
От 4 месяцев до полугода
- Смена игрушки. Желательно для игры подобрать предметы с разной фактурой. Дайте сначала одну игрушку малышу в ладошку. Старайтесь помочь противопоставлять большой палец остальным. Пощупав одну игрушку, смените ее на следующую. Такое занятие будет готовить пальчики к развитию мелкой моторики, а тактильное восприятие полезно для развития мозга.
- Зеркало. Игрушечные зеркала можно зафиксировать над кроваткой крохи на расстоянии примерно 25 см от лица. Малышу наверняка очень понравится разглядывать себя в зеркальце.
- Мячики. С колокольчиком внутри поможет развить слуховое восприятие, с мягкими шипами – для мелкой моторики, тряпичный поможет сформировать хватательный навык, а также будет отличной тренировкой для координации работы рук. Начиная с 6 месяцев, малыш уже сможет самостоятельно играть с мячиком, сидя у мамы на ручках или лежа на коврике.
- «Ку-ку». Любимая игра всех деток и не только в 5 месяцев. Мама закрывает ладонями лицо, затем открывает лицо и говорит «ку-ку». Можно прятаться за платочек.
- Прыжки. Ребенок любит стоять на ножках при поддержке взрослых. Сопровождая занятие веселыми стишками, помогайте ему приседать и подпрыгивать.
Для полугодовалого крохи попробуйте следующие варианты забав:
- Ладушки. Старая добрая игра, любимая детками и взрослыми.
Ладушки – игра, знакомая многим поколениям детишек. Она помогает малышу развить логику, чувство ритма и крупную моторику, развлекает ребенка
- Исследуем мир. Пришло время для активного исследования окружающего мира. По возможности исключите из поля зрения малыша опасные предметы, чтобы он без боязни трогал и изучал все, что попадается у него на пути.
- Коробочки, кнопочки. Дети в возрасте 6 месяцев очень любят открывать всевозможные коробочки, а также нелишними будут игрушки с кнопочками (подробнее в статье: во что играть с ребенком в 6 месяцев: лучшие игры).
От 7 до 9 месяцев
- Мешочки с крупой. Сшейте небольшие мешочки и наполните их разными крупами. Такие тактильные средства помогут развитию мелкой моторики, а также их так интересно исследовать (щупать, жевать, кидать).
- Баpaбаны. Снабдите ребенка деревянной ложкой, а также дайте несколько кастрюлек, мисок и тарелок. Разный стук поможет улавливать звуковые различия, что полезно для формирования слуха и логики.
- Тканевые и шуршащие книжки. Такие необычные книжки или кубики полезны для развития мелкой моторики. Сначала вы показываете малышу книжку, потом он сможет просматривать ее самостоятельно.
Книги из ткани можно сделать самостоятельно или купить готовые в магазине. Они послужат в качестве тренажера для мелкой моторики и помогут изучить цвета, формы, фактуры
- Бутылки с крупой и водой. В одну пластиковую бутылку налейте воды, в другую насыпьте гороха или гречки. Можно начинать звуковые эксперименты, которые помогут развивать внимание и зрение.
- Пластиковая посуда, пищалки, кубики. Все это можно ронять на пол – так развивается мелкая моторика и потребность к познанию. С 9-мecячного возраста можно немного усложнять задания: кидать предметы в корзинку или в ведерко.
- Третий лишний. Малыша снабдите двумя игрушками (по одной в каждой руке). Положите на пол перед ребенком еще одну игрушку. Малыш захочет взять ее и для этого ему придется сообразить, что одну руку нужно освободить.
- Музыкальные игрушки. Такие игрушки – отличное средство для развития слуха и мышления. Ребенок сопоставляет свои действия с результатом: после нажатия кнопки начинается музыка или выпрыгивает игрушка.
- Игры в ванной. Ребенок уверенно сидит и может играть с игрушками в ванной. Предложите ему попускать кораблик или выкупать утят.
- Кубики и пирамиды. Играть начинайте с небольшими пирамидками, где колец не очень много. Такие занятия развивают моторику, помогают научить координировать работу рук. Кубики складывайте в башню, а ее падение озвучиваем «Бабах!».
- Коробка с отверстиями. Небольшие отверстия будут служить «пропуском» внутрь. Игрушки можно проталкивать пальчиками, а потом можно посмотреть куда все они спрятались.
- Копилки. Бутылочки, баночки с прорезями будут «впускать» в себя мелкие предметы через проталкивание (фасоль, пуговицы, шарики).
В ванной можно не только купаться, но еще и играть – набор игрушек или резиновые утята развеселят малыша, позволят совместить приятное с полезным
От 10 месяцев до года
10 месяцев
- Машинки. С 10-мecячного возраста ребенку будет интересно катать машинку. Покажите, как она поедет, если ее толкнуть. Инерционные машинки – отличный вариант для такой игры. Базовые движения (катание вперед-назад) будут полезны и мальчикам, и дeвoчкам.
- Музыкальные инструменты. Баpaбан или пианино тренируют слуховое восприятие и координацию движений. Помогайте малышу играть, напевая песенку или читая стих.
- Конструкторы. Примитивные варианты будут полезны для улучшения моторики, логики и мышления. Чуть позже можно будет использовать более сложные варианты конструкторов.
- Куклы. Главное, чтобы у куколок или игрушек были крупные черты лица, где легко можно найти глазки, носик, ушки. Используйте кукол, чтобы научить малыша частям тела. Видя, что малыш не справляется сам, помогите ему, двигая его пальчиком.
11 месяцев
- Каталки. Всевозможные игрушки на колесиках будут кстати на прогулках. Устойчивые варианты будут хорошим подспорьем в обучении ходьбе.
- Механические игрушки. Гусеницы, машинки и другие игрушки разовьют логику и моторику. Пусть малыш попробует сам завести игрушку.
- Приближаемся к спорту. Приобретите качалку-коня или машинку-толокар, на которой можно ездить, отталкиваясь ножками. Такие игрушки – отличный вариант для развития координации и освоения бега. Проводите занятия только под присмотром взрослых.
Игрушка-каталка поможет малышу до года освоить один из самых важных навыков – самостоятельную ходьбу без помощи мамы и папы
12 месяцев
- Игры с прищепками, кубиками и мячами, рисование и лепка – пусть малыш попробует все. Упражнения для детей до 1 года должны быть разнообразными и затрагивать максимальное количество рецепторов и мышц.
- Обувь. Настало время тренировки самостоятельного обувания. Изначально помогайте ему в этом деле и всегда подбадривайте, хвалите за успехи. Улучшается моторика, развивается усидчивость, терпение и самостоятельность.
- Фотоальбом. Малышу будет интересно находить знакомые лица на фотографиях, это поможет улучшить память. Будьте рядом, чтобы проследить за сохранностью ценной вещи.
Заключение
Развивающие игры, представленные в статье, не обязательно использовать строго по месяцам. Главное, чтобы ребенку было интересно заниматься. Почаще включайте ребенку музыку, а также не забывайте про массаж – это полезная нагрузка для всего организма.
Чтобы ваши занятия с детками до года были еще более разнообразными и интересными, посмотрите ряд видеоуроков, где подобраны отличные упражнения для грудничков. Чаще играйте с детьми, и вы научитесь получать от этого процесса большое удовольствие.