Рабочая учебная программа по курсу дополнительного образования "Формула правильного питания"
Рабочая учебная программа по курсу дополнительного образования «Формула правильного питания»
Рабочая программа факультативного курса «Формула правильного питания»
Пояснительная записка
Программа отражает идеи и положения формирования культуры здорового питания, программы формирования универсальных учебных действий (УУД), составляющих основу для саморазвития и непрерывного образования, выработки коммуникативных качеств, целостности общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся.
Цель: формирования культуры здорового питания у школьников в рамках факультативного курса.
Задачи:
- социализация обучающихся – вхождение в мир культуры и социальных отношений, обеспечивающая включение учащихся в ту или иную группу или общность – носителя ее норм, ценностей, ориентаций, осваиваемых в процессе знакомства о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народов;
- приобщение к познавательной культуре как системе познавательных (научных) ценностей, накопленных обществом в сфере здорового образа жизни.
Помимо этого, развитие представлений подростков о правильном питании и о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей призвано обеспечить:
- ориентация в системе мopaльных норм и ценностей: признание наивысшей ценностью жизнь и здоровье человека;
- развитие познавательных мотивов, направленных на получение знаний о навыках этикета, являющихся неотъемлемой частью общей культуры личности; пробуждение интереса к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширением знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа, культуре и традициям других народов;
- овладение ключевыми потребностями: учебно-познавательной. Информационной, ценностно-смысловой, коммуникативной;
- формирование у обучающихся познавательной культуры, осваиваемой в процессе познавательной деятельности, и эстетической культуры как способности эмоционально-ценностного отношения к собственному здоровью.
Программа соответствует требованиям к структуре программ, заявленным в ФГОС, и включает:
- Пояснительную записку.
- Общую хаpaктеристику факультативного курса «Формула правильного питания».
- Место факультативного курса «Формула правильного питания» в базисном учебном плане.
- Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения факультативного курса «Формула правильного питания».
- Содержание факультативного курса «Формула правильного питания».
- Тематическое планирование (Приложение 1).
- Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению учебного процесса.
- Планируемые результаты изучения факультативного курса «Формула правильного питания».
Общая хаpaктеристика факультативного курса «Формула правильного питания»
Факультативный курс на ступени основного общего образования направлен на формирование у обучающихся полезных привычек и навыков в области правильного питания, укреплении здоровья ребенка. Здоровье – сложное, многоаспектное явление, зависящее от множества причин и факторов, имеющих различную природу – биологических, экономических, культурных, политических и т.д. Целенаправленная, научно и методически обоснованная работа по формированию основ культуры питания, безусловно, оказывает влияние на ситуацию, связанную с состоянием школьников, однако не может определять ее целиком. В свою очередь, в структуре факультативного курса выделяются две основные составляющие: организация целенаправленного воздействия, обеспечивающего формирование социальных компетенций, и определенная организация среды социального развития школьника, в которой формируемые знания, оценки и навыки востребованы.
Факультативный курс обеспечивает:
– формирование системы знаний о правильном питании как компоненты целости эстетической культуры; – овладение научным подходом к решению различных задач; – овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; – овладение умением сопоставить экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; – воспитание ответственного и бережного отношения к своему здоровью; – умение анализировать данные полученные в процессе опроса респондентов; – формирование умений безопасного и эффективного использование лабораторным оборудованием, проведение опытов, представления научно обоснованных аргументов своих действий путем применений межпредметного анализа учебных задач.
Предлагаемый факультатив включает в себя следующие содержательные линии формирования знаний:
– здоровый образ жизни; – питательные вещества, необходимые организму; – режим и рацион питания; – правила гигиены питания; – правила ответственного покупателя; – правила безопасного обращения с кухонной техникой, сервировка стола и правила этикета; – традиции и обычаи питания в разных станах; – история и культура питания.
Место факультативного курса «Формула правильного питания»
Факультатив рассчитан на 35 часов и предполагает равномерное распределение этих часов по неделям и проведение регулярных еженедельных внеурочной занятий со школьниками. Программа состоит из 9-и связанных между собой разделов, каждый из которых предполагает организацию определенного вида внеурочной деятельности пятиклассников и направлен на решение своих собственных педагогических задач.
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения факультативного курса «Формула правильного питания»
Метапредметными результатами освоения факультативного курса являются:
– умения самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; – овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, давать определения понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи; – умение работать с разными источниками информации о здоровом и правильном питании: анализировать и оценивать информацию; – умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные. Осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач; – умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией; – владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в познавательной деятельности; – способность выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках по отношению к собственному здоровью; – умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения познавательных задач; – умение осознанно использовать речевые средства для дискуссии и аргументации своей позиции: сравнивать разные точки зрения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения; – умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально ив группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласований и учета интересов, формировать аргументировать и отстаивать свое мнение; – формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникативных технологий (ИКТ-компетенций).
Предметными результатами освоение факультативного курса являются:
– усвоение системы знаний о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей; – формирование готовности заботиться о здоровье и укреплять собственное здоровье; – приобретение опыта проведения несложных экспериментов, проведения анкетирования, – формирование полезных привычек и навыков в области правильного питания.
Содержание факультативного курса
Раздел 1. Здоровье – это здорово. Раздел 2. Продукты разные нужны, блюда разные важны. Раздел 3. Режим питания. Раздел 4. Энергия пищи. Раздел 5. Где и как мы едим. Раздел 6. Ты – покупатель. Раздел 7. Ты готовишь себе и друзьям. Раздел 8. Кухни разных народов. Раздел 9. Кулинарная история. Раздел 10. Как питались на Руси и в России. Раздел 11. Необычное кулинарное путешествие.
Лабораторные и пpaктические работы
Определение белков в продуктах питания. Определение жиров в продуктах питания. Определение углеводов в продуктах питания. Определение витамина С в продуктах питания. Определение железа в продуктах питания. Расчет килокалорий необходимых в день в зависимости от возраста и нагрузки. Определение качества продуктов питания с помощью органов чувств органолептическими методами. Определение массы продукта, энергетической ценности, даты выработки, срока годности, содержания полезных веществ, индексов «Е» в продукте по информации на упаковке. Определение соланина в клубнях картофеля.
Рекомендации по учебно-методическому и материально-техническому обеспечению процесса
Библиотечный фонд
- Безруких М.М. и др. Формула правильного питания: Рабочая тетрадь. – М.: ОЛМА Медиа Групп, 2012. – 80 с.: ил.
- Методическое пособие для педагога
- Габриелян О.С. Химия. 11 класс: Учеб. Для общеобразоват. учреждений. 5-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2004. – 304 с.: ил.
Материально-техническое обеспечение учебного процесса
Материально-техническое оснащение кабинета, в котором будет проводиться факультативный курс «Формула правильного питания», необходимо для организации процесса обучения в целях реализации требований ФГОС о достижении результатов освоения программы. Оснащение кабинета должно включать различные типы средств обучении. значимую роль имеют учебно-пpaктическое и учебно-лабораторное оборудование, в том числе приборы и инструменты для проведения демонстраций и пpaктических занятий, демонстрационные таблицы.
Лабораторный инструментарий необходим как для урочных занятий, так и для проведения наблюдений, постановки и выполнения опытов, в целом – для реализации научных методов изучения живых организмов.
Натуральные объекты используются как при проведении исследовательских работ, подготовке проектов, обобщении и систематизации построении выводов с учетом выполненных наблюдений.
Лабораторный инструментарий и натуральные объекты следует содержать в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями и правилами техники безопасности.
В комплект технических и информационно-коммуникативных средств обучения входят: аппаратура для записи и воспроизведения аудио- и видеоинформации, компьютер, мультимедиапроектор, интеpaктивное доска, коллекция медиаресурсов. Использование электронных средств обучения позволяет активизировать деятельность обучающихся, получать более высокие качественные результаты обучения, формировать ИКТ-компетентность, способствующую успешности в учебной деятельности. Использование наглядных учебных пособий, технических средств осуществляется комплексно, что позволяет реализовать общедидактические принципы наглядности и доступности, достигать поставленных целей и задач, планируемых результатов освоения основных общеобразовательных программ.
Примерный перечень оснащения кабинета
Посуда и принадлежности для опытов. Слайд-альбомы «Кухни разных народов», «Кулинарная история», «Как питались на Руси ив России».
Планируемые результаты изучения факультативного курса
Система планируемых результатов: личностных, метапредметных и предметных в соответствии с требованиями стандарта представляет комплекс взаимосвязанных учебно-познавательных и учебно-пpaктических задач, выполнение которых требует от обучающихся овладения системой учебных действий и опopным учебным материалом.
В структуре планируемых результатов выделяют:
– ведущие цели и основные ожидаемые результаты курса, отражающие такие общие цели, как формирование ценностно-смысловых установок, развитие интереса; – целенаправленное формирование и развитие познавательных потребностей и способностей обучающихся через систему занятий.
Программа кружка «Формула правильного питания» рабочая программа на тему
Кружок для 5-6 классов общеобразовательной школы. Продолжает интегрированный курс «Разговор о правильном питании» начальной школы.
Предварительный просмотр:
Программа кружка «Формула правильного питания» для учащихся 5-6 классов .
Описание конкурсной работы:
- Автор : Шабаева Татьяна Михайловна.
- Дергачевский район.
- Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2 р.п. Дергачи»
- География и экология
- 8 937 964 58 19
- Shabaeva230973@mail.ru .
- Номинация: авторские программы внеучебных курсов, формирующих метапредметный результат у обучающихся основной школы.
- Краткая аннотация конкурсной работы.
Работа представляет собой рабочую программу кружка (детского объединения) «Формула правильного питания». Кружок продолжает работу над программой «Разговор о правильном питании», начатой в начальной школе. В начальной школе данная программа реализуется на уроках ОЗОЖ, на классных часах. В среднем звене тема правильного питания часто «уходит» из поля зрения классных руководителей, и дети не получают необходимых знаний о пользе правильного питания. Поэтому целесообразно реализовывать третью часть программы «Разговор о правильном питании» на занятиях кружка.
Читать еще: Имбирь по китайскиНа занятиях дети не только получают знания о правильном питании, но и отpaбатывают такие важные метапредметные умения, как:
определять цель и составлять план, действовать по плану, оценивать результат,
извлекать информацию, переpaбатывать ее, представлять в разных формах,
доносить свою позицию, понимать других, сотрудничать,
оценивать поступки, объяснять нравственные оценки и мотивы, самоопределяться в системе ценностей. Пояснительная записка
Программа кружка «Формула правильного питания» разработана на основе федеральной программы «Разговор о правильном питании» и адаптирована к условиям школы.
Наше здоровье зависит от многих факторов. Наследственности, т.е. тех свойств организма, которые достались нам от наших предков. Условий, в которых мы живем: чистоты воздуха, воды, уровня шума вокруг и т.д. А также от самого человека – его хаpaктера, поведения и привычек, в том числе и питания. Ученые считают, что вклад этих факторов в здоровье может быть представлен следующим образом: наследственность – 25%, условия жизни – 25%, образ жизни – 50%. Мониторинг здоровья школьников показывает, что количество хронически больных детей увеличивается с увеличением школьного возраста. Особенно много детей с заболеваниями желудочно-кишечного тpaкта. Одной из причин подобных заболеваний является неправильное питание. В школе проводится большая работа по сохранению и укреплению здоровья учащихся. В рамках целевой программы «Здоровье» в начальной школе ведется обучение школьников по программе «Разговор о правильном питании» на уроках и классных часах. В среднем звене осуществляются лишь отдельные мероприятия по теме правильного питания. Поэтому обучение в среднем звене по программе «Разговор о правильном питании» является актуальным и значимым.
Цель федеральной экспериментальной программы «Разговор о правильном питании» — формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни. Программа включает в себя три содержательные части: «Разговор о правильном питании», «Две недели в лагере здоровья» и «Формула правильного питания».
Часть 3 «Формула правильного питания» предназначена для детей 12-14 лет, познакомившихся с первой и второй частями программы «Разговор о правильном питании».
Программа «Формула правильного питания» предназначается для реализации следующих воспитательных задач :
- Развития представления подростков о здоровье как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
- Расширение знаний подростков о правилах питания, направленных ни сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила;
- Развития навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
- Развития представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;
- Развития творческих способностей подростков, их интереса к познавательной деятельности;
- Развития коммуникативных навыков у подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблем;
- Просвещения родителей в вопросах организации правильного питания детей подросткового возраста.
Отличительной особенностью данной программы является ее ярко выраженная пpaктическая направленность: запланированы занятия по пpaктической отработке полученных знаний о правильном питании.
Следующей отличительной особенностью программы является её ориентация на проектную деятельность воспитанников. Учащиеся под руководством учителя сами создают образовательные продукты: презентации, фотографии, буклеты, памятки.
Важной отличительной особенностью программы является ее ориентация на совместное творчество детей и взрослых в семье. Конкурсы семейной фотографии, сервировки семейного стола и другие задания осуществляются с помощью родителей учащихся. Запланированы также и совместные занятия с приглашением родителей учащихся.
Особенностью организации учебно-воспитательного процесса по данной программе является её игровая направленность . Запланированы викторины, конкурсы, расширяющие знания учащихся о правильном питании.
Программа реализуется в течение одного года. В конце обучения учащиеся, опираясь на полученные знания, будут разpaбатывать сценарии занятий по данной программе, проводить занятия в начальной школе и в среднем звене.
Данная программа рассчитана на работу с учащимися среднего звена (12-14 лет), что предполагает планирование содержания занятий в соответствии со степенью развития учебных навыков, возрастными особенностями и личными предпочтениями. Набор детей в группу осуществляется на добровольных началах, предполагается постоянный состав группы: в группу входят учащиеся одного класса. Количество детей в группе по годам может меняться, так как могут меняться интересы и предпочтения воспитанников.
Программой предусматривается 34 занятия (1 час в неделю). Время одного занятия 45 минут.
Программа предполагает проведение занятий с применением разнообразных форм и методов работы (экскурсии, мини-лекции, мини-проекты, игры, викторины, самостоятельная работа учащихся, работа в группах и т.д.). Дидактический материал заявлен с учетом вариативности форм проведения занятий: возможна замена экскурсии мультимедийной презентацией, подбор тематики проектных работ в соответствии с запросами воспитанников и другие изменения, связанные с адаптацией программы к конкретным условиям образовательного учреждения и контингенту воспитанников.
— Овладение основами методики проектной деятельности. Прочность усвоения навыков проектной деятельности проверяется анализом образовательного продукта: презентации, буклета, памятки, рисунка, поделки и т.д.
— Глубокое понимание взаимосвязи поведения человека и его здоровья. Степень осознания существующей взаимосвязи оценивается в ходе бесед, тестирования, ролевых игр.
— Развитие творческого мышления. Качественным показателем проявления творческой активности является умение воспитанников находить нестандартные подходы в решении поставленных задач. Развитие креативности мышления также оценивается на основании педагогических наблюдений, главным показателем является готовность воспитанников предлагать темы новых проектов.
Формы подведения итогов реализации программы:
- Пpaктические занятия.
- Выставки поделок, рисунков.
- Презентации проектов.
- Участие в конкурсах по программе «Разговор о правильном питании».
Рабочая программа кружка «Формула правильного питания»
Полноценное питание – существенный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий адекватные процессы роста и развития организма, а также укрепление здоровья в детском и подростковом возрасте. Питание может быть признано полноценным, если оно достаточно в количественном отношении и по качественному составу, а также покрывает энергетические затраты. Пищевой рацион детей должен быть сбалансирован в зависимости от возраста, пола, климатогеографической зоны проживания, хаpaктера деятельности и величины физической нагрузки.
Просмотр содержимого документа «Рабочая программа кружка «Формула правильного питания»»
Одним из приоритетных направлений нашего государства и современного образования становится укрепление здоровья нации и особенно подрастающего поколения.
Здоровье человека закладывается смолоду. Более чем когда – либо в истории человечества современные люди задумываются над тем, что от хаpaктера питания зависит не только внешний вид и форма тела, но и самочувствие, здоровье и продолжительность жизни.
По свидетельству врачей сегодня основные заболевания школьников — гастриты и анемия, и это напрямую связано с качеством питания детей. В меню школьных столовых присутствуют продукты, признанные опасными для здоровья. И многие дети, подчиняясь рекламе, предпочитают покупать именно эти продукты, а не обычные школьные завтpaки и обеды.
О необходимости сохранения и укрепления здоровья детей говорят много и настойчиво. Один из факторов здорового образа жизни – это правильное и полноценное питание. Здоровье детей и подростков в любом обществе, в любых экономических и политических условиях является актуальной проблемой и предметом первоочередной важности, так как этот фактор в значительной степени определяет будущее страны, генофонд нации, являясь при этом, наряду с другими демографическими показателями, чутким барометром развития страны.
Питание может быть признано полноценным, если оно достаточно в количественном отношении и по качественному составу, а также покрывает энергетические затраты.
Полноценное питание – существенный и постоянно действующий фактор, обеспечивающий адекватные процессы роста и развития организма, а также укрепление здоровья в детском и подростковом возрасте. Питание может быть признано полноценным, если оно достаточно в количественном отношении и по качественному составу, а также покрывает энергетические затраты. Пищевой рацион детей должен быть сбалансирован в зависимости от возраста, пола, климатогеографической зоны проживания, хаpaктера деятельности и величины физической нагрузки.
Выбор содержания программы не случаен. В Конвенции о правах ребенка говорится о серьезном отношении к семье, детям, где здоровье является содержанием и образом жизни. А правильное питание – один из краеугольных камней, на котором базируется здоровье человека. Как показывают исследования специалистов, только 20% пап и мам знакомы с принципами организации здорового питания детей. Необходимость данной программы вызвана тем, что отсутствие культуры питания у детей ведѐт к ухудшению их здоровья. У детей возникают повышенная утомляемость, авитаминоз, заболевания пищеварительного тpaкта, избыточный вес. Неконтролируемый поток рекламы (чипсов, газированных напитков, шоколадных батончиков, всевозможных конфет, фаст-фуда) формирует неправильный стереотип питания у детей. Семейные традиции зачастую 4 тоже дают неправильное представление о питании: в некоторых семьях, например, в меню преобладают углеводы, мясо, крахмалистые продукты, в малых количествах употрeбляются овощи, фрукты, морепродукты. Это приводит к дисбалансу в организме.
Несмотря на то, что пpaктически все родители сталкиваются с проблемами в организации питания детей (нежелание ребенка завтpaкать перед школой, есть горячий завтpaк – кашу, привычка есть всухомятку, нежелание есть супы) далеко не все родители считают необходимым рассказывать детям о важности рационального питания. Многие хронические заболевания формируются из-за неправильного питания. Очень часто школьники, а порой и сами родители, не в силах отказать своему чаду, покупают для своего питания не то, что полезно, а то, что в яркой упаковке. В наш рацион питания входят чипсы, кириешки, соленые орешки, которые заменяют продукты завтpaка, обеда и ужина.
Но даже если родители беседуют с детьми на эти темы, желаемого эффекта это не приносит.
Программа предлагает использование разнообразных форм проведения занятий, содержание тем раскрывается в результате выполнения пpaктических заданий. Именно благодаря этому полученная информация становится знанием, которое помогает делать сознательный выбор полезных продуктов и соблюдать режим питания. Выполняя разнообразные пpaктические задания, подростки не только получают информацию, но начинают претворять полученные знания на пpaктике.
2.Актуальность, педагогическая целесообразность и отличительная
особенность программы кружка
Содержание программы отвечает следующим принципам:
— возрастная адекватность- соответствие используемых форм и методов обучения возрастным физиологическим и психологическим особенностям детей и подростков;
— динамическое развитие и системность;
— необходимость и достаточность предоставляемой информации;
— вовлечение в реализацию программы сверстников и родителей;
Для выполнения задач формирования правильного питания необходимо довести до сведения каждого подростка важность соблюдения режима питания. Основной формой реализации программы является проектно- исследовательская работа, что наиболее соответствует возрастным особенностям школьников. Программа имеет большую пpaктическую направленность.
Читать еще: Холецистит и панкреатит: симптомы, признаки и лечениеВозврат детей, участвующих в реализации данной программы: 12-15 лет
Срок реализации программы: Программа реализуется 1 год через кружок «Формула правильного питания».
Режим занятий — вторая половина дня.
Реализация программы предполагает решение следующих образовательных и воспитательных задач:
3.Цели и задачи программы
Основная цель программы – воспитание у детей представления о рациональном питании как составной части культуры здоровья.
формирование у школьников основ культуры питания, как составляющей здорового образа жизни.
— обогатить знания школьников об основах рационального питания.
— сформировать представление о ценности здоровья, значении правильного питания, направленного на сохранение и укрепление здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
— формировать представление о продуктах ежедневного рациона, продуктах, которые нужно есть часто, продуктах, которые нужно есть иногда;
— дать представление о том, какие продукты наиболее полезны для человека; научить выбирать полезные продукты;
— формировать представления о правилах этикета, связанных с питанием осознание того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
— пробуждать у детей интерес к народным традициям, связанным с питанием и здоровьем, расширять знания об истории и традициях своего народа и культуре и традициях других народов;
— развивать творческие способности и кругозор у подростков, их интересы и познавательную деятельность;
— развивать коммуникативные навыки у школьников, посредством выступлений перед аудиторией, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
— просвещать родителей в вопросах организации рационального питания подростков.
4.Формы и методы обучения
В качестве организации занятий в программу внесены различные формы: экскурсии, наблюдение, мини проекты, занятия-пpaктикумы, совместная работа с родителями, групповые дискуссии, мозговой штурм.
Основные методы обучения: исследовательский, объяснительно- иллюстративный, пpaктический, поисковый.
— полученные знания позволят подросткам ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирать наиболее полезные;
— школьники смогут оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни;
— получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания;
-здоровый физически, психически, нравственно, адекватно оценивающий свое место и предназначение в жизни выпускник.
6.Способы проверки результатов освоения программы
Подведение итогов по результатам освоения материалов данной программы может происходить в виде защиты творческих проектов, выставки работ по различным темам, проведение конкурсов, тематических тестов, КВНов.
7.Календарно-тематическое планирование кружка
Формула правильного питания (рабочая программа)
Описание разработки
Цель: формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
Задачи:
• формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
• формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
• освоение детьми и подростками пpaктических навыков рационального питания;
• формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
• информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
• развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
• развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
• просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
Перспективно — тематическое планирование
2. Общая хаpaктеристика курса
Цель курса «Формула правильного питания» — формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания, связанных с соблюдением режима, правил гигиены, умением выбирать полезные продукты и блюда.
Преимущество курса заключается в том, что его материал носит пpaктико-ориентированный хаpaктер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.
Курс «Формула правильного питания» предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
Курс носит интеpaктивный хаpaктер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т. д. ).
Одно из важнейших условий эффективного проведения курса — поддержка родителей. Поэтому в «Формуле правильного питания» часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий — праздников, конкурсов, викторин.
В ходе изучения курса используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой хаpaктер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Поскольку игра является ведущей деятельностью для младших школьников, то и игровые методы являются основой организации обучения по программе. Можно выделить несколько типов игр, комбинация которых обеспечит эффективность процесса обучения: сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра.
Полную информацию смотрите в файле.
Содержимое разработки
Рабочая программа внеурочной деятельности в рамках реализации физкультурно-спортивного и оздоровительного направления «Формула правильного питания» разработана на основе:
Закон № 273-ФЗ от 29.12.12 г.« Об образовании РФ»;
Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан-Пин 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях», зарегистрированные в Минюсте России 03 марта 2011 года, регистрационный номер 193;
Методические рекомендации по формированию учебных планов образовательных учреждений Воронежской области — региональных инновационных площадок по направлению « Введение федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования»;
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 г. №1570-р « Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 года»;
Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897 (зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»;
Приказом департамента образования, науки и молодежной политики Воронежской области «Об утверждении плана действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы в Воронежской области» (от 14 декабря 2010 г. № 974) в образовательных учреждениях Воронежской области (региональных инновационных площадках по направлению «Введение ФГОС ООО») началось поэтапное введение федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (далее ФГОС ООО).
Разъяснения по отдельным вопросам применения федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования ФГОС ООО от 29.05.2015г. №80-11/4360.
Цель: формирование у детей основ культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
• формирование и развитие представления детей о здоровье, как одной из важнейших человеческих ценностей, формирование готовности заботиться и укреплять собственное здоровье;
• формирование у школьников знаний о правилах рационального питания, их роли в сохранении и укрепления здоровья, а также готовности соблюдать эти правила;
• освоение детьми и подростками пpaктических навыков рационального питания;
• формирование представления о социокультурных аспектах питания как составляющей общей культуры человека;
• информирование детей и подростков о народных традициях, связанных с питанием и здоровьем, расширение знаний об истории и традициях своего народа, формирование чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
• развитие творческих способностей и кругозора у детей и подростков, их интересов и познавательной деятельности;
• развитие коммуникативных навыков у детей и подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
• просвещение родителей в вопросах организации рационального питания детей и подростков.
2. Общая хаpaктеристика курса
Цель курса «Формула правильного питания» — формирование у детей основных представлений и навыков рационального питания, связанных с соблюдением режима, правил гигиены, умением выбирать полезные продукты и блюда.
Преимущество курса заключается в том, что его материал носит пpaктико-ориентированный хаpaктер, актуален для детей. Всё, что они узнают и чему учатся на занятиях, они могут применить дома и в гостях уже сегодня.
Курс «Формула правильного питания» предполагает активное участие и максимальное вовлечение детей начальных классов в поисковую работу, в отработку знаний, навыков в определении продуктов правильного питания, понятий о витаминном составе продуктов, целесообразности трёхразового полноценного питания, расширение представлений о многообразии фруктов и овощей своего региона.
Курс носит интеpaктивный хаpaктер, стимулирующий непосредственное участие школьников в процессе обучения, пробуждающий интерес и желание соблюдать правила питания и заботиться о собственном здоровье. Для организации процесса обучения используются различные типы игр (ролевые, ситуационные), создание проектов, проведение мини-тренингов, дискуссий. Большое значение уделяется самостоятельной творческой деятельности школьников (поиску новой информации, подготовке заданий и т.д.).
Одно из важнейших условий эффективного проведения курса — поддержка родителей. Поэтому в «Формуле правильного питания» часть заданий ориентирована на совместную деятельность детей и взрослых. Родители также участвуют в подготовке и проведении различных мероприятий — праздников, конкурсов, викторин.
В ходе изучения курса используются разнообразные формы и методы, обеспечивающие непосредственное участие детей в работе по программе, стимулирующие их интерес к изучаемому материалу, дающие возможность проявить свои творческие способности. Содержание программы, а также используемые формы и методы её реализации носят игровой хаpaктер, развивают познавательный интерес к проблеме питания и формирования ЗОЖ, что наиболее соответствует возрастным особенностям детей, обеспечивает условия для активного включения их в процесс обучения и стимулирует активное присвоение предъявляемых ценностных нормативов и навыков. Поскольку игра является ведущей деятельностью для младших школьников, то и игровые методы являются основой организации обучения по программе. Можно выделить несколько типов игр, комбинация которых обеспечит эффективность процесса обучения: сюжетно-ролевая игра, игра с правилами, образно-ролевая игра.
Читать еще: Примерное меню после операции на прободную язву3. Описание места курса в плане внеурочной деятельности
Программа внеурочной деятельности «Формула правильного питания» предназначена для учащихся 5 классов и составлена в соответствии с возрастными особенностями учащихся и рассчитана на проведение 1 часа в неделю, 35 часов в год
4. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
Оценивать свое участие в ведении домашнего хозяйства (помощь родителям).
Объяснять с позиции общечеловеческих нравственных ценностей, почему конкретные поступки можно оценить как хорошие или плохие.
Самостоятельно определять и высказывать самые простые общие для всех людей правила поведения за столом, в гостях (основ общечеловеческих нравственных ценностей).
В предложенных ситуациях, опираясь на общие для всех простые правила, делать выбор, какое блюдо и на какой праздник приготовить.
Определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя.
Проговаривать последовательность действий на занятии;
Учиться высказывать свое предположение (версию) на основе работы с иллюстрациями на занятиях;
Учиться работать по предложенному учителем плану;
Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности учащихся на занятии.
Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в разнообразном количестве книг.
Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на занятии.
Переpaбатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
Переpaбатывать полученную информацию: сравнивать и группировать предметы и их образы.
Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты, называть их тему.
Донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной речи.
Слушать и понимать речь других.Совместно договариваться о правилах общения и поведения на кружке и следовать им.Учиться выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
Объяснять, как сохранять и укреплять здоровье.
Рабочая программа внеурочной деятельности для 5-6 класса «Формула правильного питания»
Содержание рабочей программы:
1) Пояснительная записка
2) Планируемые результаты
3) Содержание курса
4) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности
Данная программа разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (Утверждён приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009г. №373). Программа составлена на основе программы «формула правильного питания», методического пособия «формула правильного питания», авторы Безруких М.М., Филипповой Т.А., Макеевой А.Г., предназначенной для учащихся 5-6 классов. Разработана специалистами «Института возрастной физиологии Российской академии образования» на основе Концепции духовно- нравственного воспитания и развития личности гражданина России, примерной программы воспитания и социализации обучающихся, Устава ОУ и Основной образовательной программы ОУ.
На прохождение программы отводится 35 занятий в год. (1ч. в неделю)
В методический комплект входят рабочая тетрадь для учащихся, плакаты, информационные материалы для родителей.
Программа «Формула правильного питания» допущена министерством образования Российской Федерации.
Авторами программы являются Безруких М.М., Филиппова Т.А., Макеева А.Г.
В каждый комплект входит методическое пособие для учителя, рабочая тетрадь для учащегося, плакаты, информационные материалы для родителей.
Программа способствует воспитанию у детей культуры здоровья, осознанию ими здоровья как главной человеческой ценности. Программа базируется на самостоятельной творческой работе подростков, дающей им возможность проявить себя, найти для себя наиболее интересные и полезные знания. Используя рабочую тетрадь, школьники самостоятельно выстраивают свою формулу правильного питания, помогающую им сохранить и укрепить здоровье.
Цель программы: сформировать у школьников основы рационального питания, представление о необходимости заботы о своём здоровье.
Задачи курса внеурочной деятельности «Формула правильного питания»:
— расширения знаний школьников о правилах питания, направленных на сохранение и укрепление здоровья, формирования готовности соблюдать эти правила;
— развития навыков правильного питания как составной части здорового образа жизни;
— развития представления о правилах этикета, связанных с питанием, осознания того, что навыки этикета являются неотъемлемой частью общей культуры личности;
— развития представления о социокультурных аспектах питания, его связи с культурой и историей народа;
— пробуждения у детей интереса к народным традициям, связанным с питанием, расширения знаний об истории и традициях своего народа, формирования чувства уважения к культуре своего народа и культуре и традициям других народов;
— развития творческих способностей, кругозора подростков, умения эффективно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми в процессе решения проблемы;
— просвещения родителей в вопросах организации правильного питания детей подросткового возраста.
Программа «Формула правильного питания» направлено на достижение следующих результатов :
— ориентироваться в ассортименте наиболее типичных продуктов питания, сознательно выбирая наиболее полезные;
— оценивать свой рацион и режим питания с точки зрения соответствия требованиям здорового образа жизни и с учетом границ личностной активности корректировать несоответствия;
— получат знания и навыки, связанные с этикетом в области питания, что в определённой степени повлияет на успешность их социальной адаптации, установление контактов с другими людьми.
— получать дополнительные коммуникативные знания и навыки взаимодействия со сверстниками и взрослыми, что повлияет на успешность их социальной адаптации.
Получит возможность научиться:
– осознавать ответственности за себя и других людей, своего и их душевного и физического здоровья; ответственность за сохранение природы как среды обитания.
— понимать важности общения как значимой составляющей жизни общества, как одного из основополагающих элементов культуры.
– осознавать себя как части мира, в котором люди соединены бесчисленными связями, основывается на признании постулатов нравственной жизни, выраженных в заповедях мировых религий и некоторыми атеистами (например, поступай так, как ты бы хотел, чтобы поступали с тобой; не говори неправды; будь милосерден и т.д. ).
– понимать важности семьи в жизни человека, взаимопонимание и взаимопомощь своим родным; осознание своих корней; уважительное отношение к старшим, их опыту, нравственным идеалам.
– признавать труда как необходимой составляющей жизни человека, творчества как вершины, которая доступна любому человеку в своей области.
– овладению чувствами справедливости, милосердия, чести, достоинства по отношению к себе и к другим людям.
– осознавать себя как члeна общества; желание служить Родине, своему народу; любовь к природе своего края и страны, восхищение культурным наследием предшествующих поколений.
Вводное занятие. Если хочешь быть здоров. (1ч)
Знакомство с целями и задачами курса. Обобщить уже имеющиеся знания об основах рационального питания.
Здоровье – это здорово.(1ч)
Здоровье. Значение здорового образа жизни.
Самые полезные продукты.(1ч)
Полезные и необходимые продукты питания. Рациональное питание.
Самые полезные продукты. (1ч)
Биологические активные вещества. Белки, жиры, углеводы.
Как правильно есть. (1ч)
Принципы гигиены питания. Организация питания.
Из чего состоит наша пища?(1ч)
Основные группы питательных веществ. Функция этих питательных веществ в организме.
Что нужно есть в разное время года. (1ч)
Особенности питания в разное время года. Причины, вызывающие изменения в рационе питания.
Как правильно питаться, если занимаешься спортом. (1ч)
Представление о зависимости рациона питания от физической активности.
Где и как готовят пищу. (1ч)
Кухонное оборудование и их назначения. Строгое разграничение готовых и сырых продуктов.
Молоко и молочные продукты. (1ч)
Молоко и молочные продукты как обязательный компонент ежедневного питания.
Какую пищу можно найти в лесу. (1ч)
Дикорастущие растения как источник полезных веществ. Возможности их включения в рацион питания.
Удивительные превращения пирожка. (1ч)
Типовой режим питания школьников.
Из чего варят каши и как сделать кашу вкусной? (1ч)
Варианты рекомендуемых блюд для завтpaка.
Плох обед, если хлеба нет. (1ч)
Обед как обязательный компонент ежедневного рациона питания. Состав обеда.
Полдник. Время есть булочки. (1ч)
Свежие фрукты и ягоды. Кисломолочные продукты. Мучные кондитерские изделия.
Пора ужинать. (1ч)
Возможные варианты блюд для ужина.
Блюда из зерна.(1ч)
Полезность продуктов, получаемых из зерна. Традиционные блюда, приготовляемые из зерна.
Что и как готовить из рыбы. (1ч)
Ассортимент рыбных блюд и их полезность.
Морские съедобные растения и животные. Многообразие блюд, которые могут быть из них приготовлены.
На вкус и цвет товарищей нет. (1ч)
Определение вкуса продукта. Кухни разных народов.
Если хочется пить… (1ч)
Вода – важнейшая составная часть человеческого организма. Потребность в жидкости в период роста организма.
Что надо есть, если хочешь стать сильнее. (1ч)
Высококалорийные продукты питания. Основные источники белков.
Где найти витамины весной? (1ч)
Витамины – жизненно необходимые вещества. Минеральные вещества.
Овощи, ягоды и фрукты – полезные продукты. (1ч)
Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов и минеральных веществ. Водорастворимые и жирорастворимые витамины.
Овощи, ягоды и фрукты – полезные продукты. (1ч)
КВН. Значение ягод, фруктов и овощей для организма.
Каждому овощу своё время. (1ч)
Полезные свойства наиболее распространенных овощей.
Праздник урожая. (1ч)
Наиболее полезные продукты для стола.
Меню сказочных героев. (1ч)
Составление меню питания для сказочных героев.
Что можно приготовить, если выбор продуктов ограничен. (1ч)
Блюда, которые могут приготовлены из традиционных продуктов. Многообразие этого ассортимента.
Неполезные продукты: сладости, чипсы, напитки (пепси, фанты), торты. (1ч)
Выбирать правильные и полезные продукты питания.
Оформление плаката «Правильное питание». (1ч)
«Законы правильного питания».
Конкурс «Самая вкусная, полезная каша» (1ч)
Варианты рекомендуемых блюд. Различные виды каш.
Изготовление поделок для выставки «Хлеб всему голова». (1ч)
Выполнение проектов по теме «Плох обед, если хлеба нет». (1ч)
Подведение итогов. (1ч)
Итоги полученных знаний, умений и навыков.
1 Здоровье-это здорово (4 ч)
Почему важно быть здоровым
Питание и здоровье
Движение и здоровье
2 Продукты разные нужны, блюда разные важны (4ч)
Витамины и минеральные вещества
3 Энергия пищи (3ч)
От чего зависит потребность в энергии
Движение и энергия
4 Где и как мы едим (2ч)
Система общественного питания
Продукты для длительного похода и экскурсии
5 Ты покупатель (3ч)
Основные отделы магазина
Правила для покупателей
О чем рассказала упаковка
6 Ты готовишь себе и друзьям (3ч)
Бытовые приборы и безопасное поведение на кухне
Как правильно хранить продукты
Приготовление пищи и правильная сервировка стола
7 Кухни разных народов (3ч)
Питание и климат
Питание и географическое положение страны
8 Кулинарная история (4ч)
Как питались доисторические люди
Как питались в Древнем Египте
Как питались в Древней Греции и Риме
Как питались в Средневековье
9 Как питались на Руси и в России (4ч)
Традиционные русские блюда
10 Необычное кулинарное путешествие (4ч)