Нарушения мышления, памяти и интеллекта
Нарушения мышления, памяти и интеллекта
Лекция 5. Нарушения памяти, внимания, интеллекта
Внимание – сосредоточение личности на определенных объектах и деятельности.
· пассивное – то типу ориентационного рефлекса
· активное – при целенаправленной деятельности
· селективное – выбор 1 сигнала из ряда подобных.
Качества внимания: способность к концентрации
Внимание имеет внешнюю или внутреннюю направленность.
Нарушения внимания:
1.Истощаемость – больной быстро устает и не может дальше работать, встречается при астении (соматические и инфекционные болезни), неврозах, органических расстройствах.
2.Отвлекаемость – быстрое переключение с одного объекта на другой. Встречается при гипердинамическом Sd в младшем школьном возрасте, маниакальном Sd, гипоманиакальных состояниях.
Апрозексия – полная невозможность сосредоточения внимания, хаpaктерная для органического поражения лобных долей, ранней детской шизофрении.
3.Инертность (ригидность) – затрудненное переключение с одного объекта на другой, хаpaктерное для эпилепсии, органических расстройств.
Исследуют внимание с помощью метода наблюдения, психологических методик: счет по Крипелину (вычитают из100 по 7, 13, 17 последовательно), корректурная проба Бурдона (вычеркивание на время), таблиц Шульте (искать цифры от 1 до25).
Память – это отражение прошлого опыта, заключенное в воспоминании, сохранение и воспроизведение ранее пережитого и сделанного. Включает в себя 3 этапа: запоминание, сохранение, воспроизведение.
1.В зависимости от органов чувств: зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, проприоцептивная.
2.По продолжительности – оперативная (на несколько секунд), кратковременная (на текущие события), долговременная (сохраняется на важные события, информацию, повторяющуюся много раз).
Механизмы памяти до конца не изучены. Кратковременная память — это циркуляция возбуждения в гиппокампе, лимбической системе, РФ, височной области. Долговременная память – это информация, записанная на РНК и ДНК.
Нарушения памяти:
· обратимые – наблюдаются только в период болезни, например, при неврозах.
· необратимые – при органических нарушениях.
Количественные:
1.Гипермнезия – запоминание информации надолго, детально четко. Встречается при нарушениях интеллекта (имбецил оперирует в уме с 3-4-значными числами), в коме, при тяжелых инфекционных заболеваниях.
2.Гипомнезия – ослабление запоминания. Встречается при эпилепсии, неврозах, органических расстройствах, шизофрении.
Закон Рибо: события, происходившие недавно, запоминаются хуже и стираются быстрее, чем события детства и юности.
Анэкфория — затруднение воспроизведения информации.
3.Амнезия – отсутствие воспоминаний на определенный период.
Ретроградная– выпадают события, непосредственно предшествовавшие чрезвычайному событию или болезни.
Антероградная – выпадают события, последовавшие после происшествия.
Конградная – выпадение воспоминаний на время травмирующих событий.
Отставленная – амнезия возникает спустя некоторое время после травмирующих событий.
Аффектогенная – выпадают события на период аффекта.
Фиксационная – нарушается запоминание текущих событий, жизнь становится одномоментной. Часто сопровождается амнестической дезориентировкой, когда больной совершенно не может сориентироваться во времени и месте. Человек не помнит, какой сегодня день, что и когда он ел, что он делал до этого, не знает дорогу домой. Встречается при атрофических заболеваниях головного мозга (болезнь Альцгeймера), ЦАС, тяжелой ЧМТ.
Тотальная – человек вообще ничего не помнит.
Качественные:
1.Конфабуляции – события, которых не было, и которыми заполняются пробелы в памяти. Это галлюцинации памяти. Замена ложными воспоминаниями происходит неумышленно, человек полностью в это верит. Иногда вымышленные событие дополняются бредом (шизофрения, органические психозы).
2.Псевдореминисценции – пробелы в памяти заполняются событиями в действительности происходившими когда-то, но они переносятся в месте и времени. Встречается при органических расстройствах.
3.Экмнезия – больной как-бы живет в своей прошлой жизни. Встречается при ЦАС, истерии, шизофрении.
4.Криптомнезии – невольный плагиат, пробелы в памяти заполняются чужими мыслями и идеями, но авторство их присваивается.
Нарушения чувства знакомого:
Déjà vu– больной в незнакомой обстановке узнает знакомое.
Jamas vu– больной не узнает знакомую обстановку.
Встречается при эпилепсии, сосудистых расстройствах, энцефалите.
Корсаковский синдром – фиксационная амнезия
ретро — и антероградная амнезия
парамнезии (конфабуляции и псевдореминисценции)
Обычно изменения стабильные, но могут быть и обратимыми (при менингоэнцефалите, коме, интоксикациях, алкоголизме, после ЧМТ).
Корсаковский психоз – тяжелый алкогольный психоз, включает в себя Корсаковский Sd и полинейропатию.
Sd прогрессирующей амнезии – потеря памяти постепенно прогрессирует по закону Рибо вплоть до тотальной амнезии.
Свойства памяти исследуются в беседе. Собираются общие сведения (школьная программа по истории, литературе), биография, используется методика запоминания 10 слов с воспроизведением их сразу и через час, пересказ вчерашнего дня.
Нарушения интеллекта:
способность к приобретению знаний, опыта и умение использовать их на пpaктике.
Основа интеллекта – мышление и предпосылки (память, внимание, речь, моторика, познавательная активность, эмоции, воля).
Деменция — приобретенное слабоумие, «разорившийся богач». Выделяют 3 вида:
1.Органическая– ЧМТ, опухоли, ЦАС, комы, энцефалопатии, хронические интоксикации. Триада Вальтер – Бюэля – нарушения памяти, осмысления, аффективные колебания. Органическая деменция может быть лакунарной (страдают предпосылки интеллекта, но ядро личности и хаpaктер не меняются) или тотальной (ядро личности и хаpaктерологические особенности разрушаются, критика к себе утрачивается, происходит распад мыслительной деятельности). Тотальная деменция наступает на поздних стадиях болезни Альцгeймера, после инсультов, ЧМТ.
Психоорганический Sd – включает в себя расстройства интеллекта, аффективную лабильность и снижение критики к своему состоянию.
2.Эпилептическая – постепенное сужение круга интересов с концентрацией на своей личности (концентрическая деменция). Появляется обстоятельность мышления, затем сменяется торпидностью, олигофазией (уменьшение словарного запаса), страдает память, внимание. Появляется злопамятность, мстительность, склонность к застреванию на неприятных моментах, дисфория, склонность к вспышкам агрессии.
3.Шизофреническая – больной не может использовать знания на пpaктике, он как «книга с истертым шрифтом». Деменция развивается на базе нарушений мышления. Наблюдается паралогичность, разноплановость, резонерство, автоматизация мышления. Апатико-абулический Sd – нарушение воли, мотивации при шизофрении. Больной перестает сремиться к получению новых знаний и, соответственно, снижается его интеллект.
Переходные реакции Вика – появляются в отдаленные, поздние периоды заболевания. Возникают маниакальные, депрессивные состояния, галлюцинации, бред.
Умственная отсталость:
Термин «олигофрения» изъят из МКБ-10.
Под умственной отсталостью понимают врожденные или рано-приобретенные (до 3 лет) снижение интеллекта, при котором нарушается как мышление, так и предпосылки интеллекта, это общепсихическое недоразвитие с преимущественным поражением интеллекта. При хорошем обучении могут приобретать определенные навыки. Причины нарушений интеллекта – ИНЧМТ, комы в раннем детстве, токсическая дифтерия, менингоэнцефалиты, генетические факторы, антенатальные факторы (ВУИ, Rh-конфликт, интоксикации, асфиксия внутриутробная и в родах). К особо опасным ВУИ относятся краснуха, токсоплазмоз, сифилис.
Для умственной отсталости хаpaктерен полигенный тип наследования, т.е. у родителей, имеющих компенсированные отклонения, может родиться больной ребенок.
Виды:
1.Выраженная (ранее именовалась идиотия) – речи нет, чужую речь не понимает, поведение обусловлено инстинктами, мышления нет, к самообслуживанию не способен. Интеллект ниже, чем у животных. IQ до 20.
2.Тяжелая (имбецильность) – лексикон мал и беден, могут проявлять эмоции и простейшие чувства, понимает простейшие фразы, имеет минимальные навыки самообслуживания, мышление наглядно-действенное, эмоции недифференцированные. IQ 20-24.
3.Умеренная(умеренная имбецильность) – более развитая речь, могут строить простые фразы, но с аграматизмами. Мышление с компонентами образного, удовлетворительные навыки самообслуживания. Читают по слогам, но в обычной школе учиться не могут, учатся в школах реабилитации. IQ до 40.
4.Легкая (дeбильность) – речь хорошая, но шаблонная, не понимают юмора. Мышление – конкретно-образное. Эмоционально-волевая неустойчивость – часто попадают в асоциальную компанию, повышена внушаемость. Обучаются в коррекционных школах 8-го типа (учатся 9 лет до уровня 5-го класса, но прививаются трудовые навыки).
Выделяют:
Ø легкая дeбильность – затруднения в обучении начинаются в 5-6 классе школы, вспомогательную школу заканчивают нормально, живут, как правило, самостоятельно.
Ø умеренная– затруднения появляются при обучении в 1-2 классе обычной школы или в 5-6 классе вспомогательной школы. Могут жить одни, но нуждаются в посторонней помощи. Могут выполнять простой, неквалифицированный труд, абстpaктное мышление не развито.
Ø выраженная– затруднения появляются в 1-2 классе вспомогательной школы, словарный запас составляет десятки слов, мышление конкретное. Страдают навыки самообслуживания, одни жить не могут. Могут выполнять только очень простую работу.
Атипичные формы олигофрении:
Как правило, органической природы, в т.ч. аномалии развития.
1.Краниостеноз – преждевременное заращение свода черепа с его деформацией и нарушением развития головного мозга. Частота 1 на 1000 новорожденных. Есть семейные и экзогенно-обусловленные формы. Повышается внутричерепное давление, возникает экзофтальм, нистагм, судорожные припадки, половина отстает в развитии (дeбильность, имбецильность), у многих психастенический Sd. Лечение симптоматическое.
2.Гидроцефалия – возникают вследствие воздействия антенатальных и генетических факторов. Степень нарушений – от легкой дeбильности до идиотии. Отличаются хорошим музыкальным слухом, хорошей механической памятью. Имеют большой запас слов, но речь штампованная. Эйфоричны, благодушны, реже бывают вспышки раздражительности. Особенности фенотипа: мозговой череп значительно преобладает над лицевым, лоб выпуклый, роднички выбухают, кожа на голове тонкая с просвечивающими венами. Часто встречаются двигательные расстройства (параличи, нарушение координации движений), атрофии соска зрительного нерва, вегетативно-эндокринные дисфункции, повышение внутричерепного давления.
3.Олигофрения + ДЦП – интеллект и психическое развитие страдают неравномерно, структура дефекта сложная. Нарушается прострaнcтвенное ориентирование и конструктивный пpaксис. ДЦП не всегда сопровождается снижением интеллекта, но всегда присутствуют эмоционально-волевые изменения: повышенная возбудимость, гиперестезии, истощаемость. Такие дети плаксивы, медлительны или излишне суетливы. У них может наблюдаться ригидность психических процессов, наклонность к персеверациям. В пубертате может появляться расторможенность влечений.
4.Олигофрения с недоразвитием отдельных систем – для них хаpaктерна атипичность проявлений, которые зависят от топики поражения.
Ø Астенический вариант возникает после негрубых воздействий (недоношенность, гипоксия). Наблюдается выраженная дисгармоничность развития – при нормальной памяти и словарном запасе не могут читать и писать, зная дни и месяцы, не могут назвать их в обратном порядке. Недостаточность временных и прострaнcтвенных представлений. Слабость побуждений, вялость, резонерство.
Ø Олигофрения с лобной недостаточностью проявляется в виде резкого нарушения целенаправленности психической деятельности. Больные вялые, пассивные, подчиняемые. Поведение их неорганизованно, импульсивно, суетливо. Моторика развита недостаточно. Речь пустая, «попугайная». Некритичны, отсутствует чувство дистанции и такта, они не смущаются в неловкой обстановке, не тяготятся собственной несостоятельностью, всегда всем довольны.
Ø Формы с недоразвитием речи возникают при поражении мозговых центров речи, наблюдается алалия, в остальном интеллект сохранен.
Ø Формы с поражением зрения, слуха, других сенсорных систем хаpaктеризуются преимущественным отставанием пораженной системы.
Читать еще: Нарушение кровообращения в парализованной конечностиОбследование: методики Векслера, Стэнфорда, исследуют общий объем знаний, память, внимание, интеллект. IQ до 70.
Нарушения мышления и интеллекта
Нарушение мышления — нарушение интеллектуаль ной деятельности, возникающее при различных психи ческих заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития.
Б. В. Зейгарник выделяет три вида патологии мышления:
- 1. Нарушения операциональной стороны мышления:
- — нарушение процессов обобщения и опосредования, при котором теряется способность пользоваться основными операциями мышления. Таким больным недоступна задача на классификацию; больные не могут понять самого смысла предлагаемой задачи; особенно четко выступает непонимание условности при толковании испытуемыми пословиц и метафор. Данное отклонение встречается при следующих заболеваниях: олигофрения; эпилепсия; энцефалит.
- — искажение процесса обобщения, проявляется как неспособность установить определяющую, основную связь между предметами. Человек замечает только случайные стороны явления, второстепенные связи между объектами. Для больного отсутствуют культурно принятые обобщения. Объекты могут быть объединены по цвету, материалу или форме, вне зависимости от их назначения и других основных функций. Подобное нарушение свойственно при таких заболеваниях как: шизофрения; психопатия.
- 2. Нарушения личностного (мотивационного) компонента мышления:
- — разноплановость мышления — хаpaктеризуется отсутствием целенаправленности действий. Человек не в состоянии классифицировать предметы и явления, выявлять общие признаки. В то же время, такие умственные операции как сравнение, обобщение, различение сохранены, инструкции воспринимаются, но не выполняются. Суждения о предметах и явлениях протекают в разных плоскостях, отличаются непоследовательностью. Классификация и отбор предметов или явлений может производиться на основе личных особенностей восприятия, вкусов, привычек. Объективность суждений отсутствует.
- — резонерство — отличается бессмысленным, пустым многословием. Человек пускается в длительные бесконечные рассуждения, не имеющие определенной цели и не подкрепленные какими-либо конкретными идеями. Речь человека, страдающего резонерством, отличается разорванностью, нить рассуждения постоянно теряется. Зачастую отдельные высказывания в длительных мудрствованиях не связанны между собой, не несут какой-либо смысловой нагрузки. Как правило, объект мысли также отсутствует. Хаpaктер высказываний риторический, оратору не требуется внимание или ответная реакция собеседника. Такая патология мышления хаpaктерна для больных шизофренией.
- — некритичность — патология, хаpaктеризующаяся поверхностностью, незавершенностью мышления. Процесс мышления перестает быть целенаправленным и не регулирует действия и поступки человека.
- — бред — проявляется как умозаключение, идеи или представления, не связанные с информацией, поступившей из окружающего мира. Соответствие бредового умозаключения действительности не имеет значения для больного. Человек руководствуется такими умозаключениями и, таким образом, отстраняется от реальности, уходит от действительности в бредовое состояние. Больного невозможно разуверить в ошибочности бредовых идей, он твердо уверен в их истинности. По содержанию бред отличается огромным разнообразием.
Современная медицина описывает несколько групп бредовых состояний, объединенных общей тематикой. Наиболее хаpaктерны из них следующие группы:
- · бред преследования;
- · религиозный бред;
- · бред ревности;
- · бред отравления;
- · бред происхождения и некоторые другие фабулы.
К распространенным в настоящее время бредовым состояниям относится и анорексия — иллюзия лишнего веса, сопровождающаяся маниакальным желанием похудеть.
От свойственных здоровому человеку заблуждений бред отличается тем, что больной абсолютно убежден в своих идеях, коррекция и разубеждение невозможны, бредовые идеи имеют чрезвычайную значимость для человека и определяют хаpaктер его поведения.
- — навязчивые состояния — хаpaктеризуются непроизвольно возникающими в сознании человека мыслями, переживаниями или фобиями. Такое состояние не поддается осмысленному контролю и хаpaктеризуется также как расстройство личности. Навязчивые мысли, как правило, ведут к определенным ритуалам (например, мысль о нечистоте окружающего мира заставляет человека мыть руки после прикосновения к любым предметам).
- 3. Нарушение динамики мышления:
- — скачка идей или ускорение мышления — протекает в форме беспрерывного потока ассоциаций и речевого выражения. Мыслительный процесс и речь постоянно скачут, они бессвязны. Ассоциации, образы и умозаключения возникают спонтанно, они поверхностны и могут быть вызваны любым раздражителем. Человек разговаривает, не останавливаясь, в результате чего может даже охрипнуть и потерять голос. Однако, в отличие от бессвязности мышления, в высказываниях прослеживается определенный смысл.
- — инертность мышления — замедление ассоциативного процесса, общая заторможенность, отсутствие каких-либо самостоятельных мыслей. Человек затрудняется с ответом на вопрос, задержка речевой реакции существенно отличается от нормы, ответы кратки и односложны. Затруднено переключение мыслительного процесса на новые темы.
- — непоследовательность суждений — отклонение хаpaктеризуется неустойчивостью суждений. При выполнении ассоциативных заданий человек может чередовать правильный и ошибочный способы. Наблюдается неустойчивость ассоциаций. В то же время сохраняется способность к обобщению, усвоению инструкций, анализу.
- — откликаемость — нарушение выражается в повышенной откликаемости на любые раздражители внешнего мира, как имеющие отношение к человеку, так и не адресованные ему. Больные вплетают в речь предметы окружения, просто называют объекты, попадающие в их поле зрения. Наблюдается колебание умственных достижений. Возможно перенесение свойств предмета на его изображение. Хаpaктерна потеря ориентации по времени и месту. Больные не помнят имен, дат и важных событий. Имеет место нарушение или несвязность речи, несуразность поведения. Откликаемость свойственна людям, страдающим тяжелыми формами сосудистых заболеваний головного мозга.
- — соскальзывание — хаpaктеризуется внезапными отклонениями от основной линии рассуждения, соскальзывание на случайные ассоциации. В дальнейшем возможно возвращение к основной теме без исправления ошибок. Такие проявления отличаются эпизодичным, внезапным хаpaктером. Соскальзывание, как правило, наблюдается при шизофрении.
Интеллект — интегративная функция психики, заключающая в себе все познавательные способности человека.
Интеллектуальная недостаточность может быть врожденной и обусловленной причинами, воздействующими в первые три года жизни ребенка.
1. Олигофрения — врожденное недоразвитие интеллекта (черепно-мозговая травма, токсикомания, сосудистые заболевания г.м.).
По степени тяжести различают дeбильностъ, имбецильностъ, идиотию.
Дебильностъ — легкая степень олигофрении. При дeбильности сохраняются некоторые способности к обу чению в специальных школах. У лиц, страдающих дeбильностью, формируется речь, нередко они обладают неплохой механической памятью и способностью к счету. Способность к обобщению и абстpaкции снижена. Деби лы безынициативны и способны только к малоквалифи цированному физическому труду.
Имбецильностъ — средняя степень недоразвития интеллекта. Речь имбецилов бедна и косноязычна. Они пpaктически необучаемы. С большим трудом они могут научиться писать несколько слов и выучить цифры в пре делах первого десятка. Двигательно они очень неловки и неуклюжи. Им можно привить навыки самообслуживания и санитарной гигиены и приспособить к несложпой рабо те под постоянным контролем и наблюдением.
Идиотия — тяжелая степень недоразвития. Психи ка и речь у этих больных пpaктически полностью отсутству ют, они не способны овладеть навыками самообслуживания.
- 2. Деменция — приобретенное слабоумие — ухудшение способности к приобретению новых знаний, их пpaктическому использованию, приспособления к окружающему.
- 3. Психический инфантилизм — проявляется в интеллектуальной незрелости. Инфантильные личности по своему умственному развитию отстают от сверстников. Свойственна недостаточная критичность и самокритичность, наглядно-образное и конкретное мышление. Источником таких задержек умственного развития является педагогическая запущенность, хронические соматические заболевания, требующие длительного стационарного лечения.
Нарушения мышления и интеллекта
Нарушение мышления и интеллекта, возникающее при различных психических заболеваниях, локальных поражениях мозга и аномалиях психического развития.
Одну из важнейших черт мышления представляет собой понимание. В понимании, как и в других мыслительных процессах, используются ассоциации. Когда человек сталкивается с новым для него предметом или явлением, с новыми обстоятельствами, перед ним встает задача понять их смысл и значение. Многие слова и фразы имеют не один смысл, не одно значение.
У ряда больных с нарушением психики затрудняется оперирование символами — условными знаками типа пословиц, метафор и др. У здоровых людей доступность условного смысла зависит от их воспитания, образования, умственного развития в целом и других факторов. А больным с органическими поражениями центральной нервной системы и шизофренией часто недоступен иносказательный смысл пословиц, метафор. Это является следствием нарушения мышления.
Близки к нарушению оперирования условными знаками нарушения в понимании юмора. Неумный или малоразвитый человек часто не понимает шутки, юмора, а нередко толкует их превратно. У ряда больных, особенно шизофренией, неспособность понимать юмор, особенно шутки, бывает особенно выражена. В основе нарушения понимания шутки у больных, как правило, лежит та или иная форма нарушения смыслового анализа.
При больших поражениях в области лобных долей мозга отмечается патологическая склонность к «шутливости», однако «шутки» этих больных бывают плоскими, неуместными. Больной тяжелым соматическим заболеванием часто бывает неспособен понять и оценить шутку, высказанную медицинским работником с целью ободрения или успокоения. Вообще подавленное настроение больного, обусловленное тяжелым соматическим состоянием, не располагает к юмору. Поэтому медицинский работник должен знать, с кем и как нужно шутить.
Основными хаpaктеристиками мышления (ассоциативного процесса) являются:
- темп, скорость,
- стройность (грамматическая и логическая),
- целенаправленность,
- продуктивность.
В соответствии с этой хаpaктеристикой психолог может обнаружить ускорение или замедление ассоциативного процесса, а также разорванность ассоциаций, паралогические компоненты, своеобразное нарушение целенаправленности с преобладанием погруженности в мир собственных переживаний и использованием специфической символики.
Кроме того, может наблюдаться нарушение продуктивности мышления, когда речь бессвязна, представляет набор логически несвязанных слов и предложений.
Нарушение мышления и интеллекта по В.Ф. Матвееву: I. По темпу
- Ускорение (увеличение числа ассоциаций в единицу времени).
- Замедление (уменьшение числа ассоциаций в единицу времени).
II. По стройности
- Разорванность (нет связи между мыслями и предложениями).
- Бессвязность (нет связи между словами).
- Инкогеренция (нет связи между слогами).
- Вербигерация (стереотипное повторение одних и тех же слов или словосочетаний).
- Паралогичное мышление (умозаключения строятся вразрез с логикой).
- Амбитендентность мышления (одновременное возникновение взаимоисключающих идей).
III. По целенаправленности
- Резонерство (бесплодное мудрствование).
- Обстоятельность («топтание» вокруг несущественных обстоятельств).
- Персеверация (застревание на одной ассоциации).
- Аутистическое мышление (одностороннее, захватывающее лишь внутренний мир больного).
- Символизм (выводы строятся на основании случайных ассоциаций).
IV. По продуктивности
- Навязчивые идеи (мысли, возникающие помимо воли больного и воспринимаемые им как болезненные).
- Сверхценные идеи (переоценка реальных фактов).
- Бред (болезненно обусловленное ложное суждение, не поддающееся коррекции).
- Неологизмы (возникновение необычных, непонятных слов).
Нарушение мышления встречается не только при органических поражениях головного мозга и у психически больных, но и при ряде соматических заболеваний.
Читать еще: Головная боль и поносНарушение динамики мыслительной деятельности может выражаться в лабильности мышления — чередование адекватных и неадекватных решений. Противоположное этому нарушение называется инертностью мышления, оно заключается в затрудненности переключения с одного способа работы на другой.
Нарушение критичности мышления может возникать в тех случаях, когда выпадают постоянный контроль за своими действиями и коррекция допущенных ошибок. Так, при выполнении больными экспериментальных заданий обнаруживается группа ошибок, связанная с бездумным манипулированием предметами, а также с безразличным отношением к собственным ошибкам.
Патология суждения включает главным образом навязчивые, сверхценные и бредовые идеи.
При ипохондрическом синдроме больной в результате нарушения мышления высказывает суждение о наличии у него определенного страдания. Это сопровождается депрессией, угнетающей волевые процессы.
Следует отметить, что иногда именно вследствие нарушения мышления больные склонны пессимистически оценивать свое состояние.
Нарушения интеллекта
Основными формами нарушения интеллекта являются; олигофрения (врожденное недоразвитие интеллекта) и деменция (приобретенное слабоумие).
Олигофрения бывает различной степени выраженности. По степени тяжести различают дeбильность, имбецильность, идиотию.
Дебильность — легкая степень олигофрении. При дeбильности сохраняются некоторые способности к обучению в специальных школах. У лиц, страдающих дeбильностью, формируется речь, нередко они обладают неплохой механической памятью и способностью к счету. Способность к обобщению и абстpaкции снижена. Дебилы безынициативны и способны только к малоквалифицированному физическому труду.
Имбецильность — средняя степень недоразвития интеллекта. Речь имбецилов бедна и косноязычна. Они пpaктически необучаемы. С большим трудом они могут научиться писать несколько слов и выучить цифры в пределах первого десятка. Двигательно они очень неловки и неуклюжи. Им можно привить навыки самообслуживания и санитарной гигиены и приспособить к несложпой работе под постоянным контролем и наблюдением.
Идиотия — тяжелая степень недоразвития. Психика и речь у этих больных пpaктически полностью отсутствуют, они не способны овладеть навыками самообслуживания.
Деменция — приобретенное слабоумие. Оно разделяется на глобарное (тотальное, диффузное) и очаговое (лакунарное).
При тотальном (полном) слабоумии отмечается не только грубое нарушение интеллектуальных способностей, но и распад личности. Резко нарушается память. Больные не могут использовать в своей деятельности прошлый опыт. Критика к своему состоянию у них отсутствует, они не соизмеряют свои поступки с требованиями долга и морали. Глобарная деменция может развиться в результате тяжелой травмы головного мозга, злокачественно протекающей гипертонической болезни с выраженным церебральным синдромом и повторными инсультами, в старческом возрасте.
При частичном слабоумии интеллект нарушается частично, однако мыслительные процессы замедляются, отмечается умеренное снижение памяти. Критическое отношение больных к своему состоянию сохранено. Лакунарное слабоумие отмечается при церебральном атеросклерозе в предстарческом возрасте, при тяжелых соматических заболеваниях.
Больные с нарушениями интеллекта доставляют много хлопот при их обслуживании. Они нередко неправильно понимают или истолковывают обращенный к ним вопрос. Неадекватные их высказывания и поступки вызывают раздражение окружающих. Большой выдержки и высокого чувства сострадания требует от медицинского работника обслуживание таких больных. Лучшая форма отношения — доброжелательность.
Патология памяти, мышления, интеллекта.
Патология памяти, мышления, интеллекта.
Для специальности № 060101 лечебное дело
Курс
Дисциплина медицинская психология и психотерапия
Тема занятия: Патология памяти, мышления, интеллекта.
Значение темы: Врачи-педиатры, прежде чем работать, должны получить представление о психологии больного человека, о нарушениях его познавательных процессов.
Общая цель изучения темы:
o Сформировать у студентов представление о патологии памяти и внимания;
o Выделить основные виды нарушений памяти и внимания;
o Дать представления о методах исследования патологии памяти и внимания.
o Сформировать у студентов представление о патологии мышления и интеллекта;
o Выделить основные виды нарушений мышления и интеллекта;
o Дать представления о методах исследования патологии мышления и интеллекта.
Учебная цель: на основании изучения данной темы студенты должны:
а) знать: понятие памяти, внимания, мышления, интеллекта, их патология, виды;
б) уметь: применять методы диагностики нарушений памяти, внимания, мышления и интеллекта в пpaктической деятельности;
в) иметь представление об особенностях и специфике нарушений познавательных процессов.
Задания для самостоятельной работы студентов:
1. Изучить материалы лекции, обязательной и дополнительной литературы, методические указания.
2. Ответить на контрольные вопросы и тестовые задания по данной теме.
3. Выполнить предложенное контрольное задание и сделать соответствующие выводы.
Внимание – сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте (предмете, событии, образе, рассуждении и т.д.).
Внимание хаpaктеризуется избирательностью, объемом, устойчивостью, переключаемостью.
Избирательность (концентрация) связана с возможностью успешной настройки на восприятие определенной информации.
Объем внимания – количество одновременно воспринимаемых объектов.
Переключаемость – возможность выполнения действий во времени, при смене целей или одновременном учитывании нескольких факторов при выполнении одной работы. Например, прослеживать две последовательности чисел разной окраски: одну в порядке возрастания, другую в порядке убывания («модифицированная таблица» Горбова).
Для широкой врачебной пpaктики (Менделевич) полезно учитывать следующие нарушения внимания.
1. Невнимательность— нарушение устойчивости внимания.
1-й вариант: рассеянность (порхающее внимание) — легкая переключаемость слабоконцентрируемого внимания. Этот тип невнимательности встречается при астении у ослабленных людей с соматическими заболеваниями,у детей с невротическими состояниями, а также на начальных этапах различных психических расстройств.
2-й вариант: слабаяконцентрациявнимания при сниженной переключаемости. Этот тип невнимательности связан с постоянным или временным снижением подвижности нервных процессов, наблюдается у больных с церебральным атеросклерозом (I67.2) в пожилом возрасте, при хроническом алкоголизме (F10) и наркомании (F11-F14) и на поздних стадиях шизофрении (F20-F29).
2. Гиперметаморфоз внимания — повышенная отвлекаемость. Чрезмерная подвижность внимания, постоянный переход от одного вида деятельности к другому. При выполнении корректурной пробы и других заданий больные пропускают отдельные строки в таблице, зачеркивают другие символы, забывают инструкцию. В детской пpaктике данное нарушение выявляется в процессе сюжетно-ролевых игр у детей с психомоторной патологией.
3. Сужение объема внимания — патологическое сосредоточение, обусловленное слабостью его распределения. Встречается при опухолях головного мозга и при невротических расстройствах.
4. Истощаемость внимания — прогрессирующее ослабление интенсивности внимания в процессе работы. Выявляется по резкому снижению качества и темпа выполнения задания. Быстрая истощаемость внимания свойственна больным с травмами черепа (S06) и другими органическими заболеваниями мозга (F00-F09), а также с реактивными пограничными состояниями (F43) и посттравматическими состояниями (F07.2).
5. Инертность внимания — невозможность своевременной переключаемости или патологическая фиксация внимания. Наблюдается у больных эпилепсией (G40), при психопатиях с паранойяльным развитием (F60.0), при психопатоподобной форме шизофрении (F21.4).
Рис. 1. Виды нарушений памяти
Дисмнезиями называют формальные расстройства динамических процессов памяти. Парамнезиями называют патологическую продукцию мнестических процессов. Не всегда расстройства памяти (особенно формальные) являются признаком психического заболевания. Они могут встречаться и у психически здоровых людей при особых условиях (в состоянии переутомления, аффекта, астении, вызванной соматической болезнью, и т. п.). Но очень часто нарушения памяти входят в структуру психического дефекта при различных психических заболеваниях и аномалиях.
Гипермнезии— непроизвольное оживление памяти, которое проявляется в повышении способности воспроизведения давних, незначительных, малоактуальных событий прошлого. При этом ослабевает запоминание текущей информации и повышается способность воспроизводить давно забытые события прошлого, незначительные и малоактуальные для больного в настоящем. При этом особенно сильно страдают произвольное запоминание и воспроизведение. При гипермнезии отмечается усиление механической памяти при значительном ухудшении показателей логико-смысловой памяти. Данное нарушение памяти может встречаться при особых состояниях сознания, в гипнотическом сне, при приеме алкоголя и некоторых наркотиков, а также при различных психических заболеваниях (в отдельных случаях шизофрении, психопатии, при маниакальных и гипоманиакальных состояниях и пр.).
Гипомнезия— частичное выпадение из памяти информации. Нарушается способность запоминать, удерживать и воспроизводить отдельные события или их детали («прорешливая память», когда пациент вспоминает не все, что должен был вспомнить, только самое важное, яркое или часто повторяющееся). Слабо воспроизводятся даты, имена, термины, цифры.
Гипомнезии являются наиболее часто встречающимися клиническими расстройствами памяти. Гипомнезия может быть временной, эпизодической, но может иметь и стойкий, необратимый хаpaктер. Такие нарушения памяти могут касаться одной или нескольких модальностей (зрительной, слуховой и т. п.). Гипомнезия входит в структуру многих психопатологических синдромов (невротического, психоорганического и др., а также является симптомом врожденного или приобретенного слабоумия).
Амнезия— полное выпадение из памяти событий, имеющих место в определенный период. Амнезии являются основным объектом клинической психологии. Их можно классифицировать по разным основаниям. Различают амнезии по отношению к событиям, происходящим в разное время от начала расстройства, по нарушенной функции памяти и по динамике проявления расстройства памяти.
По отношению к событиям,происходящим в разное время от начала расстройства, выделяют следующие типы амнезий:
1) ретроградная — выпадение из памяти событий до начала (острого периода) болезни (расстройства) ; ретроградная амнезия может возникнуть, например, после черепно-мозговой травмы;
2) конградная— выпадение воспоминаний о событиях в острый период болезни (расстройства) ;
3) антероградная— утрата воспоминаний о событиях, происходящих после острого периода болезни (расстройства) ; антероградную амнезию можно наблюдать после повреждений в гиппокампе или хронических отравлений, а также при деменциях.
4) антероретроградная — выпадение событий, происходивших до, во время и после острого периода болезни (расстройства) ; скорее всего, возникает в результате временного недостатка кровообращения в гиппокампе.
По нарушенной функции памяти различают следующие типы амнезий:
1) фиксационная— на текущие и недавние события;
2) анэкфория— неспособность воспроизведения информации без подсказки;
3) прогрессирующая — сначала наступают трудности в воспоминании, затем наступает забывчивость на текущие и недавние события, потом забываются все более отдаленные события. Сначала страдает память времени совершения отдаленных событий, а затем страдает память содержания событий. Сначала — менее организованное знание (научное, языки). Затем — многократно случавшиеся события. Потом забываются факты с сохранением аффективной памяти. Затем идет распад пpaксической памяти — памяти навыков, и наступает апpaксия.
По динамике проявления расстройства памяти выделяют следующие амнезии:
1) ретардированная — забывание наступает через некоторое время после ЭПИ; какое-то время хорошо помнит, но спустя короткое время — уже не может воспроизвести (например, короткий рассказ).
2) стационарная — стойкое нарушение памяти без видимых изменений (улучшений или ухудшений) во времени;
Читать еще: Жизнь и реабилитация человека после ЧМТ3) лабильная (прерывистая) — нарушения колeблются в течение времени — то возникают, то исчезают /12/;
4) регрессирующая— амнезия с частичным восстановлением памяти.
Наиболее типичными психопатологическими расстройствами содержательной стороны памяти (патологической продукцией памяти) являются парамнезии— обманы памяти. Различают несколько видов парамнезий.
Псевдореминисценции— ошибочные воспоминания, иллюзии памяти. Действительные события вспоминаются в другом временном интервале (чаще перенос из прошлого в настоящее — замещаются провалы в памяти, возникшие вследствие фиксационной или прогрессирующей амнезии). Один из вариантов — жизнь в прошлом, когда прошлые события жизни начинают восприниматься как настоящие, начинают происходить ложные узнавания людей с адекватным этим узнаваниям поведением. Иногда такой вариант сопровождается симптомом неузнавания себя в зеркале.
Криптомнезии— искажения памяти, при которых происходит отчуждение или присвоение воспоминаний. Например, увиденное в кино, прочитанное в книге воспринимается как пережитое. Или наоборот — личные события воспринимаются как чужие.
Эхомнезии — обманы памяти, при которых новое событие воспринимается как сходное с тем, которое уже имело место. Другое название этого вида парамнезий — феномен «уже виденного (фр. — deja vu),«уже слышанного (фр. — deja entendu)или «уже обдуманного» (фр. — deja pense).При таком расстройстве текущее восприятие события одновременно проецируется в настоящее и в прошлое. Феномен «уже виденного» хаpaктеризуется убежденностью человека в том, что он уже когда-то переживал подобное событие, но не может указать, где и когда оно происходило. При дежа вю событие воспринимается как полностью идентичное событию из прошлого. Кроме феномена дежа вю к эхомнезиям также относят парамнезии Пика — это такая разновидность воспоминания «уже пережитого», когда человек только отмечает некоторое сходство ситуации, но понимает, что оно не идентично прошлому событию.
Конфабуляции — вымыслы памяти — ложные воспоминания с убежденностью в их истинности. Замещающие конфабуляции — заполняют провалы в памяти, имеют обыденное содержание, профессионально-бытовое, неустойчивое во времени, лабильное по фабуле, по мере разговора фабула обрастает новыми деталями-«воспоминаниями». Фантастические конфабуляции — ложные воспоминания о невероятных событиях в прошлом, содержание стабильно, имеет признаки бреда величия, эpoтические компоненты. Паралитические конфабуляции — ложные воспоминания нелепого содержания (трижды маршал).
Хотя парамнезии, как правило, встречаются при тяжелых нарушения деятельности мозга, при психозах, нарушениях сознания, иногда обманы памяти (криптомнезии) могут встречаться и у психически здоровых людей при значительном переутомлении, в состоянии соматически обусловленной астении. Среди законов формирования мнестических расстройств наиболее известным в психопатологии считается закон Рибо,в соответствии с которым нарушения (утрата) памяти происходят в определенном хронологическом порядке — вначале утрачивается память на наиболее сложные и недавние впечатления, затем — на старые. Восстановление памяти происходит в обратном порядке.
Рис.1. Схема мышления
На основе этой схемы можно рассмотреть нарушения операциональной стороны мышления, которые проявляются в актуализации случайных, слабых или конкретно-ситуационных связей. В то же время неучет испытуемым условий и содержания инструкций к тестам может свидетельствовать о нарушениях мотивационной сферы (нецеленаправленность ассоциаций, разноплановость суждений, снижение критичности, резонерство).
Рис.2. Виды патологии мышления
Таб.1. Варианты бредовых идей
Нарушения мышления и интеллекта;
Интеллект. Структура интеллекта.
«Мышление» и «интеллект» — термины, близкие по содержанию, но отражающие два разных аспекта. В обыденном русском языке интеллекту соответствует слово «ум», а мышлению – «обдумывание» или «думанье». Слово «ум» выражает свойства, а «обдумывание» — процесс.
Интеллект – это относительно устойчивая структура умственных способностей индивида.
В психологии существует несколько концепций структуры интеллекта, выделяем от 2 до 120 факторов интеллекта.
Структура интеллекта:
1. счетная способность, т.е. способность оперировать числами и выполнять арифметические действия.
2. вербальная гибкость, т.е. легкость, с которой человек может объясняться, используя наиболее подходящие слова
3. вербальное восприятие, т.е. способность понимать устную и письменную речь.
4. прострaнcтвенная ориентация, т.е. способность представить себе различные предметы и формы в прострaнcтве
6. способность к рассуждению
7. быстрота восприятия, т.е. то, насколько быстро человек может заменить сходство или различие.
Олигофрения (от греч. Oligophrenia — малоумие) — группа различных по этиологии, патогенезу и клиническим проявлениям патологических состояний, общим признаком которых является наличие врожденного или приобретенного в раннем детстве общего недоразвития психики с преобладанием интеллектуальной недостаточности. В первую очередь психологическое недоразвитие проявляется в интеллектуальной недостаточности и хаpaктеризуется синдромом относительно стабильного, не прогрессирующего слабоумия.
Наиболее распространенным является подразделение олигофрении по степени интеллектуального дефекта. Выделяют 3 степени глубины умственной отсталости: дeбильность, имбецильность и идиотия.
Дебильность — лёгкая степень умственной отсталости (интеллектуальный коэффициент IQ составляет 50-70), хаpaктеризующаяся достаточным развитием обиходной речи, способностью к усвоению специальных программ, основанных на конкретно-наглядном обучении, которое проводится в более медленном темпе, а также способностью к овладению несложными трудовыми и профессиональными навыками, относительной адекватностью и самостоятельностью поведения в привычной обстановке.
Имбецильность – средняя степень умственной отсталости (IQ 20-49)- отличается выраженной конкретностью и ситуационным хаpaктером мышления, неспособностью к формированию отвлечённых понятий, недостаточным развитием речи с аграмматизмами и косноязычием, общей моторной недостаточностью. Имбецилы не могут обучаться по программам вспомогательных школ для умственно отсталых. Вместе с тем им доступны навыки самообслуживания, а нередко и элементарные трудовые навыки. В МКБ -10 Имбецильность подразделяется на умственную отсталость средней степени и резкую умственную отсталость.
Идиотия — самая глубокая степень психологического недоразвития (IQ
При всём разнообразие клинических проявлений различных форм олигофрении общими чертами в них является: 1) наличие тотального недоразвития психики, включая недоразвитие познавательных способностей и личности в целом и 2) ведущая роль в структуре психического дефекта принадлежит недостаточности высших сторон познавательной деятельности при относительно удовлетворённом уровне развития эволюционно более древних компонентов.
Деменция – слабоумие как следствие атрофии ВПФ из-за отсутствия упражнения, эмоционального подкрепления, в результате воздействия постоянных повреждающих факторов. В зависимости от хаpaктера повреждения и дегенерирующих факторов различают деменцию:
— посттравматическую и др.
Выделяется три вида патологии мышления:
- Нарушение операциональной стороны мышления.
- Нарушение динамики мышления.
- Нарушение личностного компонента мышления.
Нарушение операциональной стороны мышления
При всем многообразии нарушения операциональной стороны мышления можно свести к двум крайним вариантам:
1) снижение уровня обобщения;
2) искажение процесса обобщения.
При снижении уровня обобщения в суждениях больных доминируют непосредственные представления о предметах и явлениях. Вместо выделения обобщенных признаков больные используют конкретно-ситуационные сочетания, у них отмечаются трудности абстрагирования от конкретных деталей (например, общее между диваном и книгой в том, что «на диване можно читать»). Подобные нарушения могут быть в легкой, умеренно выраженной и выраженной степенях. Эти нарушения встречаются при олигофрении, тяжелых формах энцефалита, а также при органических поражениях головного мозга другого генеза с деменцией.
Однако говорить о снижении уровня обобщения можно в том случае, если этот уровень был у человека ранее, а затем снизился, что и происходит с больными эпилепсией, органическими поражениями ЦНС, последствиями травм головного мозга. У больных же олигофренией отмечается недоразвитие понятийного, абстpaктного мышления, а именно процессов обобщения и отвлечения.
При искажении процесса обобщения больные руководствуются чрезмерно обобщенными признаками, неадекватными реальным отношениям между предметами. Отмечается преобладание формальных, случайных ассоциаций, уход от содержательной стороны задачи. Эти больные устанавливают чисто формальные, словесные связи, реальное же различие и сходство не служит для них контролем и проверкой их суждений. Например, сходство между ботинком и карандашом для них в том, что «они оставляют следы». Подобные нарушения мышления встречаются у больных шизофренией.
Нарушение динамики мыслительной деятельности
В психиатрической пpaктике можно выделить два часто встречающихся нарушения динамики мышления: лабильность мышления и инертность мышления.
Лабильность мышления заключается в неустойчивости способа выполнения задания. Уровень обобщения у больных соответствует образованию и жизненному опыту. Испытуемым доступны обобщение, сравнение, понимание условного смысла, перенос. Однако наряду с правильно обобщенными решениями отмечаются решения на основе актуализации слабых, случайных связей или конкретно-ситуационное объединение предметов, явлений в группу. У больных с проявлениями лабильности мышления повышена так называемая «откликаемость», они начинают реагировать, вплетать в свои рассуждения любой случайный раздражитель из внешней среды, нарушая инструкцию, утрачивая целенаправленность действий, ассоциаций.
Инертность мышления – выраженная тугоподвижность переключения с одного вида деятельности на другой, затрудненность изменения избранного способа своей работы. Инертность связей прошлого опыта, трудности переключения могут привести к снижению уровня обобщения и отвлечения. Испытуемые не справляются с заданиями на опосредование («пиктограмма», методика Леонтьева, классификация предметов по значимым признакам и т.д.). Подобные нарушения встречаются у больных эпилепсией, а также у больных с последствиями тяжелых травм головного мозга.
Нарушение личностного компонента мышления
К этим нарушениям относятся разноплановость суждений, резонерство, нарушение критичности и саморегуляции.
Критичностьмышления предполагает сличение получаемых результатов с условиями задачи и предполагаемыми итогами. Больные однако могут актуализировать неадекватные связи и отношения, которые приобретали смысл из-за измененных установок больных шизофренией или в результате трудностей осмысливания содержания предложенных задач для олигофренов. В данном случае можно говорить о некритичности мышления.
Разноплановость – нарушение мышления, заключающееся в том, что суждения больных о каком-нибудь явлении протекают в разных плоскостях (например, слон и лыжник – «предметы для зрелищ», лошадь и медведь – животные).
Резонерство – склонность к «бесплодному мудрствованию», тенденция к многоречивым рассуждениям (например, испытуемый сравнивает понятия «птица» и «самолет»: «Сходство – крылья. Потому что рожденный ползать летать не может. Человек тоже летает, у него есть крылья. У пeтyxа тоже есть крылья, но он не летает. Он дышит…»).
Нарушение саморегуляции – это невозможность целенаправленной организации своих мыслительных действий. При этом испытуемым могут быть доступны сложные обобщения, логические операции, но в результате расплывчатости мышления, его нецеленаправленности выявляется неспособность решения поставленных задач (больные шизофренией). Возможно нарушение саморегуляции у больных эпилепсией в результате ригидности мышления и склонности к чрезмерной обстоятельности и детализации. При этом нарушается «регулятивный аспект целеобразования», а у больных шизофренией «снижена побудительность целей».