Олигофрения: история болезни > Человек и здоровье
растения +7(977)9328978 Биографии    


Олигофрения: история болезни

Олигофрения: история болезни

Олигофрения: история болезни

#История_болезни_по_Психиатрии. #Олигофрения, лег. История болезни преподаватель

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Первый Московский государственный медицинский университет имени И.М. Сеченова

Федерального агентства по здравоохранению и социальному развитию

Кафедра психиатрии и медицинской психологии

ИСТОРИЯ БОЛЕЗНИ

Жалобы не предъявляет, настоящая госпитализация для прохождения медицинского освидетельствования для подтверждения группы инвалидности

Телосложение гиперстеническое. Кожные покровы обычной окраски и влажности, следов повреждений и инъекций нет. Жалобы на метеочувствительность, проявляющуюся головными болями и чувством общей слабости.

Зрачки средней величины, D=S, реакция на свет живая, содружествественная. Лицо симметричное, видимых парезов мимических мышц нет. Язык по средней линии. Мышечная сила в конечностях сохранена. Нарушений походки и координации движений нет. В анамнезе: «обмороки» с 14 лет, частые, по 1-2 разу в неделю, с потерей сознания на 3-4 минуты. Последние 3-4 года «обмороков» не было.

Больная в сознании, контактна, ориентирована в прострaнcтве, времени и собственной личности. В беседе участвует, отвечает на все поставленные вопросы. Голос и мимика соответствуют обстановке и теме разговора. Речь правильная, предложения в основном согласованные, но есть и аграмматичные фразы, в основном простые, иногда с использованием междометий. Словарный запас снижен. Часто использует в речи уменьшительно-ласкательные слова «мамулька, бабулька. дедулька». Долго, обстоятельно отвечает на вопросы, использует для связи предложений междометия. Отмечает периодические наплывы мыслей «как нахлынуло»: «хочется убить, задушить, застрелить мамульку и себя». Подобные мысли возникают не часто. До 30 лет никому их не рассказывала, затем рассказала маме. Последний раз наплыв мыслей был сегодняшней ночью: больная испугалась, «что с ней будет, если ее парализует». В 18-20 лет могла нагрубить родственникам, один раз «ударила дедульку, когда он пил». Восприятие не нарушено. Больна помнит имя лечащего врача, соседей по палате, свои предыдущие госпитализации. Может прочитать наизусть отрывки из стихотворений «Руслан и Людмила», «Сказка о Царе Салтане», пересказывает содержание повести Чехова «Каштанка». Однако смысл стихотворений, о чем они написаны объяснить не может. Из другой прочитанной литературы не помнит не имен главных героев, не содержания: из романа «Война и мир» называет только «Болконскую». Со слов больной читает много, литература и русский язык нравились еще со школы (обучалась в «интернате, 2-9 класс»), но помнит только названия произведений. Сейчас в основном читает журналы «Караван историй», «Вокруг света», «Семь дней». Говорит, что раньше сочиняла «рассказы о животных, пейзажах», написала несколько тетрадок. Со слов больной, не ходит в магазин, «потому что плохо считает деньги». При просьбе сложить 5 и 10 рублей (числа называет верно) больная отвечает «пятьдесят», однако 1 и 1 сложить может. Смысл пословиц и поговорок объяснить не может, отвечает: «не понимаю, не знаю». В отделении больная занимается вышивкой (продемонстрировала фотоальбом со своими работами – вышивает иконы на заказ). Быстро утомляется при любых видах деятельности, часто приходится отдыхать. С другими больными контактирует, однако дружеских отношений ни с кем нет. Отмечает, что «друзей нет», потому что «мамулька оберегает», со сверстниками ни в школе, ни в детском саду не контактировала. Жалуется, что другие больные «говорят, что она инвалид, ничего не умеет». Критика к заболеванию снижена: говорит, что «в больнице находиться из-за ВТЭК», но при этом «наверно, здорова». Планов на будущее не строит.

Олигофрения, легкая умственная отсталость (дeбильность).

Синдромы: дeбильность; эпилептический синдром.

Дебильность: снижение интеллекта с раннего детства, что потребовало обучения в специализированном интернате. Отсутствие ассоциативного мышления, абстpaктные понятия тpaктовать не может, считает плохо, особенно деньги. Память не нарушена. Высокая способность к подражанию, механическому запоминанию. Поведение инфальтильное, уптрeбляет уменьшительно-ласкательные слова. Непрогредиентное течение заболевания с положительной положительной динамикой, постепенным приобретением навыков и умений.

Эпилептический синдром: «обмороки» — эпилептические припадки с потерей сознания и полной амнезией, для точной дифференцировки необходимы данные объективного анамнеза. Дисфории, с возможностью агрессивных поступков (наплывы агрессивных мыслей, в более раннем возрасте – с агрессией по отношению к родственникам).

План обследования

  1. Сбор объективного анамнеза
  2. ЭЭГ для выявления очагов патологической активности головного мозга
  3. МРТ или КТ головного мозга для выявления органической патологии
  4. Консультация невролога

Лечение

  1. Противосудорожные препараты в зависимости от индивидуальной чувствительности и эффективности: вальпроат, ламотриджин, топиромат, леветирацетам.
  2. Для смягчения личностных изменений, снижения выраженности дисфорических эпизодов – финлепсин.
  3. Реабилитация, адаптация больной в обществе и обучение необходимым навыкам.

перейти в каталог файлов

История болезни

Алексея 2001 г.р.

Клинический диагноз: умственная отсталость легкой степени

Паспортная часть

Карта стационарного больного

Дата и время поступления: 10.05.2012

Вид трaнcпортировки: пришел самостоятельно с воспитателем

Побочные действия лекарств: не отмечаются

Дата рожденья, возраст: 2001г., 11 лет.

Постоянное место жительства: город

Место работы, должность: ученик 1 класса

На момент курации пациент жалоб не предъявляет.

Воспитатели жалуются на расторможенность в поведении ребенка, временами агрессивные проявления, особенно по отношению к окружающим, может поднять руку, ударить. Мальчик не слушается, капризничает, часто настаивает на своем. Плохой сон. Рассеянность. Начал хуже заниматься, стал неусидчивым, быстрее утомляется, теряет интерес к заданиям, уходит больше времени на занятия. Низкий интеллект, снижение памяти, нарушение речи.

Анамнез жизни

Ребенок от третьей беременности, мать во время беременности не наблюдалась, злоупотрeбляла алкоголем. Роды на сроке 36-37 недель. Родился мальчик с массой тела 1800г, длиной тела 48см. Диагноз роддома: Перинатальное поражение ЦНС, гипертензионный синдром, синдром мышечной дистонии, фетальный гепатит, пренатальная гипотрофия II степени, анемия средней тяжести. Лекарственная аллергия на ампициллин, витамин В1, В6; ОРЗ.

В дом ребенка поступил 21.02.02 в возрасте 4 месяцев. Рос со значительной задержкой в НПР и ФР, плохо прибывал в массе и росте. Сидит — с 11 месяцев, стоит у опоры — с 1г 6 мес., ходит — с 1 г 11 мес. Часто болел ОРВИ, обострения атопического дерматита, анемия легкой степени, ЗНПР, задержка ФР, РЭП. Получал курсами ноотропы, сосудистые адаптогены, биостимуляторы, поливит, аминокислоты.

Перенесенные заболевании: 2005 год — scafies, острый ринит; 2006 год — ветряная оспа, острый гастрит, 2007 год — вираж, лимфаденит, ячменб левого века, инородное тело носового прохода; 2008 год — контагиозный моллюск на ягoдицах, ОРВИ, ринофарингит; 2009 год — ОРВИ.

Наследственный анамнез не отягощен.

Аллергический анамнез: лекарственная аллергия на ампициллин, витамин В1, В6.

История настоящего заболевания

Ребёнок болен с рождения. В возрасте 4 месяцев поступил в дом ребенка. Рос со значительной задержкой в НПР и ФР, плохо прибывал в массе и росте. Сидит — с 11 месяцев, стоит у опоры — с 1г 6 мес.,ходит — с 1 г 11 мес. Часто болел ОРВИ, обострения атопического дерматита, анемия легкой степени, ЗНПР, задержка ФР, РЭП. Получал курсами ноотропы, сосудистые адаптогены, биостимуляторы, поливит, аминокислоты.

Последнее ухудшение 10 мая 2012 года. Отмечалось расторможенность в поведении, неусидчивость, плохой сон, рассеянность. При поступлении три дня плакал в отделении, ничто не могло отвлечь его. Также отмечалось агрессивность. Госпитализируется с целью обследования, лечения, коррекции и решении экспертных вопросов.

Астенический тип телосложения, осанка правильная. Одежда чистая, аккуратная. Волосы чистые, мягкие. Ногти покрывают полностью ногтевые ложа, чистые, ровные.

Пациент сидит спокойно, улыбается, доволен собой.

Отношение к куратору дружественное, заинтересованное. Задания выполняет. В беседе без чувства дистанции.

Ясность сознания и его расстройства.

Сознание ясное. Пациент ориентируется в себе, во времени и прострaнcтве.

Речь невнятная, развита плохо. Использует фразы и простые предложения. Словарный запас беден. Механически называет свое имя, фамилию, возраст. Кругозор узок, называет предметы и вещи с помощью куратора, опирается на наглядный материал. Приметы раскрывает не полностью, примитивно, называет не все предметы, домашних животных.

На вопросы отвечает охотно, но однословно.

Мышление и его расстройства

Мышление наглядно-действенное. Функции анализа — синтеза развиты слабо. Сравнивания проводить затрудняется. Простые сравнения проводит (по форме, цвету, размеру), значительно затруднено описание, с усложнением не справляется.

Нарушение эмоций и чувств

Эмоционально однообразен, несколько монотонен, не всегда адекватен. Эмоционально не зрелый, развязан.

Ощущения, восприятия и их расстройства

Изменений интенсивности и качества ощущения, восприятия не наблюдаются. Психосенсорных расстройств не отмечено.

Усиления или ослабления пищевых влечений нет. Реакции паники, стpaxa не наблюдается.

Расстройства эффективно-волевой сферы

Временами двигательно расторможен, временами двигательно активен, неусидчив.

Расстройства сна не наблюдаются — засыпает быстро, спит хорошо.

Внимание истощенное, неустойчивое, привлекается ненадолго. Задания выполняет неравномерно, избирательно. С трудом привыкает к новому. Детям особо не тянется, играть не умеет. Затруднено общение со сверстниками, больше тянется к взрослым.

Читать еще:  Атрофия зрительного нерва (частичная и полная) — причины, симптомы, лечение и профилактика

Интеллект, память и их расстройства

Интеллектуальные проявления неравномерны, в целом, ниже возрастного уровня. Счетные операции затруднены в пределах 20.

Знает основные цвета, оттенки, геометрические фигуры. При выполнении заданий требует постоянного внимания к себе. Целостный образ знакомых предметов нечеткий, неполный. Разрезы картинки из 3-4 частей собирает с небольшой помощью, из 4-х диагональных — не справляется. Серийные картинки самостоятельно не раскладывает. Упрощенный вариант сложил с пошаговыми подсказками, причинно-следственной связи не улавливает.

Олигофрения

Дата и время поступления: 20.10.2014г 11.30

Дата и время выписки –

Побочные действия лекарств

Фамилия Имя Отчество — Д. Александр Н.

Возраст: 15 лет, 11.03.1999

Постоянное место жительства: г.Чебоксары

Место работы, профессия, должность – С(К)ОУ№1, 9 класс

Кем направлен больной: по направлению врача диспансерного наблюдения

Врачебный диагноз: Умственная отсталость легкой степени, обусловленная ранним перинатальным поражением ЦНС со слабовыраженным нарушением поведения.

Жалобы со слов матери на трудности в обучении, снижение памяти, неусидчивость, невнимательность, неуравновешенность.

АНАМНЕЗ ЖИЗНИ И БОЛЕЗНИ

Со слов матери больного, отец наблюдается у психиатра, является инвалидом 3 группы по психическому заболеванию. Сестра окончила С(К)ОУ №1. Венерических, нервных заболеваний, алкоголизма, туберкулеза, болезней обмена веществ, oнкoлoгических болезней а семье отрицают.

История жизни и развития больного

Родился в городе Чебоксар. Возраст родителей при рождении не знает. Второй ребенок по счету в семье из двух детей. Беременность протекала на фоне анемии. Оперативные роды на сроке 38 недель. Оценка по шкале Апгар 7-8 баллов. Из роддома был переведен в ГДБ№2 с диагнозом: «Конъюгационная желтуха. Перинатальная энцефалопатия. Риск ВУИ». Оттуда был выписан с диагнозом: «Перинатальное гипоксически-травматическое повреждение ЦНС. Гидроцефально-гипертензионный синдром. Миатонический синдром. Натальная травма шейного отдела позвоночника.» Раннее развитие с отставанием. Сидеть начал в 8-9 месяцев . Ходить в 1 год и 2 месяца. Фразовая речь с 2-х лет. В коррекционную школу пошел в 9 лет. Учится удовлетворительно. Отношения со сверстниками и учителями хорошие.

Семейная жизнь больного: холост; проживает с мамой.

Условия жизни и быта

В настоящее время проживает в благоустроенной однокомнатной квартире с мамой . Квартира теплая, уютная. Питание полноценное, регулярное. Одежда и обувь соответствуют сезону.

ОРВИ 1-2 раза в год, детские инфекции. В 2009 г. перенес 2 операции по поводу вальгусного искривления обеих нижних конечностей на почве хондродистрофии. Гиперметропия слабой степени. Вальгусная деформация нижних конечностей.

Не курит, алкоголь не употрeбляет.

Контакт с лихорадящими больными, пациентами с желтухой, диареей отрицает. В последние полгода выезд в тропики, пребывание в семье людей из тропических стран отрицает.

Туберкулез, венерические заболевания, Болезнь Боткина отрицает.

ИСТОРИЯ НАСТОЯЩЕГО ЗАБОЛЕВАНИЯ

Госпитализирован в стационар впервые, связывает с необходимостью обследования перед направлением на МСЭ.

СОСТОЯНИЕ БОЛЬНОГО В НАСТОЯЩЕЕ ВРЕМЯ

Походка не ровная, ввиду патологии костно-суставной системы. Выражение лица и глаз спокойное. Мимика выражена хорошо. Беседу поддерживает с интересом. Выглядит молодым, спокойным, внешние признаки беспокойства, напряженности в позе и голосе не наблюдается. Внешне опрятен. Волосы коротко стриженные, ногти короткие, обычной формы.

На просьбу побеседовать отреагировал заинтересованно, сел на стул ровно, на протяжении разговора иногда менял свою позу.

Ясность сознания и его расстройства

Больной ориентируется в себе, во времени и в прострaнcтве. Узнает кураторов, но не помнит имена, при повторном посещении. Нарушения самосознания нет.

Контактен. В глаза старается не смотреть. На задаваемые вопросы отвечает с паузами, отрывисто. На вопросы о своей болезни отвечает «не помню». Речь тихая, односложная, внятная, правильная, предложения в основном согласованные, но есть и аграмматичные фразы, в основном простые, иногда с использованием междометий. Словарный запас снижен. При уточняющих вопросах зачастую отвечает «не знаю», однако при активном расспросе и при наводящих вопросах дает правильные ответы. Нарушения письменной речи нет.

Мышление и его расстройства

Темп мышления снижен (уменьшение числа ассоциаций в единицу времени). Потери и задержки мысли не наблюдается. Навязчивых мыслей нет. Бредовых идей не наблюдается. Мышление не целенаправленное, непоследовательное, малопродуктивное. Суждения несамостоятельные, односложные. Со слов больной читает много книг, но пересказать смысл не может, название книг не помнит. Больной может сосчитать до 100, сложить 10+10, но в более сложных примерах делает ошибки 12+12=34, 10-5= не знает, таблицу умножения не знает.

Нарушение эмоций и чувств

Больной настроен положительно. Преобладающее настроение хорошее. Суицидные мысли не возникали. Говорит спокойно. Эмоциональные отношения с близкими хорошие, доверительные. Навязчивых страхов, пугливости, раздражительности нет.

Ощущения, восприятия и их расстройства

Слух и острота зрения не нарушены. Психосенсорных расстройств, иллюзий и галлюцинаций не отмечается. Отмечается затруднение в восприятии материала абстpaктного хаpaктера. на просьбу нарисовать «несуществующее животное», нарисовал насекомое бабочку.

Расстройства влечений: не наблюдается

Расстройства эффективно-волевой сферы: гиперкинезы, навязчивые движения отсутствуют.

Расстройства сна: не отмечает, кошмарные сны не видит

Нарушения внимания: аттентивные процессы быстро истощаемы, отвлекаемы. Объем распределения внимания значительно снижен.

Интеллект, память и их расстройства

Испытуемый в состоянии выполнить не сложные задания по методике исключения, при необходимости подбора обобщающего понятия для нескольких предметов и явлений. На простые вопросы отвечал сразу, без детализации, кратко. На более сложные вопросы отвечал с заминкой, приходилось упрощать вопрос или подбирать другие слова. Не может объяснить значение всех пословиц и поговорок. Запасы памяти снижены, не помнит прошлые моменты и свои действия. Репродуктивная память снижена . Узнавание не нарушены (предлагаемые предметы определяет правильно). Способность пополнять знания низкая ( не интересующие ему данные не пытался даже запоминать).

Самооценка и критика к болезни

Принимает лекарственные препараты, но объяснить по какой причине не может, говорит «не знаю». В будущем хочет получить профессию водителя.

Протоколы психологических исследований:

Выберите одно из слов, заключенных в скобки, которое правильно закончит начатое предложение.

1. У сапога есть…(шнурок, пряжка, подошва, ремешки, пуговица).

2. Месяц зимы… (сентябрь, октябрь, февраль, ноябрь, март).

3. У дерева всегда есть… (листья, цветы, плоды, корень, тень).

4 .Вода всегда… (прозрачная, ходная, жидкая, белая, вкусная).

Понимание пословиц и метафор:

Каменное сердце — «твердое сердце».

Железный хаpaктер — «сильный».

Семь раз отмерь, один раз отрежь — «понимает буквальном смысле».

Тише едешь, дальше будешь — «не знаю».

Золотая голова — «умная».

Куй железо пока горячо — «не знаю».

В каждой строке написано пять слов, из которых четыре можно объединить в одну группу и дать ей название, а одно слово к группе не относится. Это лишнее слово нужно найти и исключить:

— тюльпан, лилия, фасоль, ромашка, фиалка — все цветы, фасоль не цветок (затрудняется ответить что это).

— стол, стул, кровать, пол, шкаф — все мебель, пол лишнее — на нем всё стоит.

— самолет, телега, человек, корабль, велосипед — человек лишнее, на остальных ездят.

— дом, мечта, машина, корова, дерево — затрудняется ответить.

— сладкий, горячий, кислый, горький, соленый — кислый, но почему затрудняется ответить.

— весёлый, быстрый, грустный, вкусный, осторожный — не знает.

Исследования психического статуса позволяет выделить в данном клиническом случае следующие симтомы:

— нарушение памяти и интеллекта

Определение уровня психической патологии

Уровень психической патологии: состояние слабоумия, на этапе расцвета, непрерывное течение, средняя степень прогрессирования

1.Схема истории болезни в психиатр. Методические указаниия. Сост. А.В.Голненков; Чуваш. ун-т. Чебоксары, 2007.64с

2. Петер Дуус «Топический диагноз в неврологии».

3. Ю.С. Мартынов «Нервные болезни».

4. Внутренние болезни/ под ред. Т. Р. Харрисона, том 10.

5. Дифференцированное лечение тяжелых очаговых повреждений головного мозга Леонид Лихтерман профессор, лауреат Государственной премии РФ. Александр Потапов, члeн-корреспондент РАМН, лауреат Государственной премии РФ. Александр Кравчук, доктор медицинских наук. Владимир Охлопков, доцент. Антон Гаврилов, врач. Институт нейрохирургии им. Н.Н.Бурденко РАМН. Медицинская газета. № 9 — 2004 г.

6. Общие вопросы ведения больных Дж. Греф, Ч. Берд, Ф. Мандел.

ФГБОУ ВПО «Чувашский государственный университет

Кафедра психиатрии и медицинской психологии

Олигофрения: история болезни

За долгое время своего развития дефектология собрала огромное количество материала по умственной отсталости. Из всех критериев диагностики на первое место вышли три — это определение уровня IQ, психического возраста и выявление физических или социальных причин. Физические же связаны с нарушениями в определённых разделах головного мозга. Таким образом и устанавливается истинная картина ситуации. При этом умственная отсталость сама по себе — не болезнь и даже не расстройство в обычном понимании, а состояние, которое выражается в первую очередь уровнем интеллекта и психического развития. Тем не менее, это вполне себе онтологическая единица.

Читать еще:  Мигрень как признак беременности

Олигофрения: передается ли по наследству?

Невозможно обобщённо ответить на вопрос о том, передается ли умственная отсталость по наследству, поскольку состояние может быть вызвано большим количеством причин. Если это явные генные или хромосомные аномалии, то скорее передаётся, чем не передаётся. Хотя всё зависит от того, что именно спровоцировало мутации и какие. В случае, когда причиной являются именно синдромы, относящиеся к разряду наследственных, то передаётся. Уж точно, что не покупается в магазине. В других случаях варианты могут быть самыми разными.

Опираясь на данные последних исследований можно сделать примерно такие выводы. В первую очередь про удельный вес наследственности в общей массе всей олигофрении. Не менее 50% и не более 75% от всех случаев дeбильности являются наследственными. Существуют и более мягкие предположения. Если взять всю группу дeбильности и имбецильности, то наследственный хаpaктер имеет не менее 20%, но из людей с идиотией у не менее, чем 50% она вызвана генетическими факторами.

Олигофрения: невротические реакции и психопатоподобные состояния

Одна из наиболее печальных особенностей людей с умственной отсталостью заключается в том, что они являются подверженными невротическим реакциям и психопатоподобным состояниям. Сама по себе, как уже говорилось выше, олигофрения — не расстройство, но часто становится почвой для возникновения самой разной симптоматики. Это различные формы астении, истерии, обсессивно-фобические симтомы, тревожно-депрессивные или ипохондрические. Мышление конкретно и прямолинейно, переживания по отношению к здоровым сверстникам примитивны. Больные очень легко поддаются не только внушению, но и самовнушению. Если в голову пришла какая-то ипохондрическая идея, которая может быть довольно нелепой, то пациент активно ищет помощи, пытается получить желаемое с помощью прямолинейных и примитивных действий.

Психозы у умственно отсталых людей могут быть острыми, которые длятся небольшой срок, встречаются чаще и, намного реже, протрагированными. В основном в них прослеживается психотическая декомпенсации олигофренического дефекта. Большая часть психозов носит реактивный хаpaктер. При этом нужно не забывать о том, что чем более сильно выражена умственная недостаточность, тем менее выраженными оказываются симптомы психоза. Следовательно, в группе наибольшего риска находятся лица с лёгкой формой умственной недостаточности. Дело в том, что состояние идиота в любом случае плачевно, а окружающим он вряд ли причинит какой-то вред, ибо многие идиоты и передвигаться-то без посторонней помощи не могут. А вот дeбилы среди нас. И они вступают в контакт с социумом, что иногда может приводить к неприятным ситуациям. В ходе реактивного психоза лицо с умственной отсталостью может быть опасным и себе и окружающим. Пусть это и не памятка родителям, но напоминание.

Наиболее затяжной хаpaктер приобретают психозы с превалированием:

  • депрессивно-параноидный;
  • галлюцинаторно-параноидный, в том числе сенестопато-ипохондрической;
  • кататонической

симптоматики. Обычно у больных не наблюдается тенденция к генерализации состояния. Все виды расстройств психики отличает примитивизм выражения.

Другими словами, получается примерно такая картина. Умственная недостаточность накладывает на людей ряд ограничений. Если им приходят в голову какие-то идеи, они оказываются под воздействием стрессовых ситуаций, что-то или кто-то сильно докучает, то олигофрены могут впадать в любые состояния, у них могут происходить любые расстройства психики или настроения.

Но в картине чаще всего заметны отличия от той, что имеется у людей с нормальным уровнем развития, и чей психический возраст соответствуют физическому. Кроме того, причиной стресса и потребности декомпенсации может быть само состояние умственного развития.

История болезни по психиатрии: олигофрения легкой степени — армия и водительские права

Однозначен ответ на вопрос о том берут ли в армию с олигофренией. Конечно же — нет. При лёгкой степени устанавливается категория годности «В». Лицо признаётся ограниченно годным, но призыву в мирное время не подлежит.

Можно понять стремление некоторых людей с диагнозом «олигофрения в стадии дeбильности», так у нас это формулировалось, и слово «олигофрения» истории болезней покинет не скоро, получить водительские права. Чаще всего это права на управление и эксплуатацию тpaкторной и специальной техники. Это вполне естемтвенно, потому что многим мужчинам в России на самом деле трудно устроиться на работу, а вакансии тpaктористов имеются не только в маленьких городах, но и посёлках, деревнях. Всё зависит от заключения врачей, которое выдаётся в ПНД. Однако всем олигофренам без исключения, по существующему в России законодательству, разрешение дать невозможно.

Если у кого-то диагноз, говорящий об умственной отсталости, и права есть, то это сделано какими-то хитростями и всё это в обход законодательства.

Единственный способ того, как получить водительские права с диагнозом «олигофрения» — это добиться отмены диагноза. К примеру, человеку такой диагноз был поставлен в детстве, но в течение долгого срока он никак не сказывался. Не было никаких жалоб, он развивался, как мог, даже повысил уровень IQ, не то, чтобы госпитализаций не было, но вообще никакого взаимодействия с психиатрами. И вот он решил получить права категории «В», которые дадут возможность управлять тpaктором, а ещё и квадрациклом. Тогда ему нужно обратиться с заявлением на имя заведующего региональным ПНД и попросить проведение повторного обследования с целью снять диагноз. Это вполне возможно, но гарантировать результат не получится. Всё зависит от врачей. Тут есть один момент. Если ещё пару лет назад эти же врачи признали его не подлежащим призыву на срочную службу, а теперь он хочет получить права, то вряд ли ему снимут диагноз. Логика простая: в армии нельзя, а водить автотрaнcпортное средство можно? Вряд ли…

Часто люди не совсем понимают, что такое психиатрические проблемы — вся их совокупность. С субъектом всё может быть хорошо много лет. При параноидной шизофрении срок между эпизодами может быть аж 5-8 лет. И всё это время он думает, что с ним всё в порядке. Вернее так — с ним на самом деле всё может быть в порядке. Пара не совсем логичных поступков в течение года, небольшая депрессия весной и какая-то странная особенность течения мыслей осенью — это пустяки. Но вот потом, спустя много лет, начинается эпизод. И никак он себя не сможет проконтролировать. Авто в гараже и права в кармане могут открыть прямую дорогу в ад.

Поэтому умственная отсталость, шизофрения или шизоидное расстройство личности и права на вождение автотрaнcпортного средства несовместимы. Если же кто-то сомневается, то пусть топает в ПНД и добивается отмены диагноза. Прямым путём или через суд, но после отмены, когда будет надпись «здоров» в медицинской карте, можно водить всё, что угодно. А раз врачи не отменяют, то значит у них есть на то основания. Впрочем, некоторые дают индивидуальные разрешения несмотря на то, что диагноз не снят. Автор этих строк смотрит на такое с большим скептицизмом.

Недоразвитие памяти

Память тяжело умственно отсталых детей отличается очень малым объемом и постоянными искажениями при воспроизведении запечатленного материала. Преобладающее развитие механической памяти, так называемой частичной памяти на события, места, числа, в сравнении с очень плохой логической встречается нечасто.

Препятствия в освоении отдельных элементов трудовой деятельности находятся в связи с отсутствием мотивации, очень низким уровнем познавательных возможностей, затруднениями в организации деятельности и очень часто с грубыми расстройствами моторики. С большими сложностями, осмыслив задание, с трудом овладев навыком, часто не могут применить его даже в привычной ситуации.

Типичные черты личности тяжело умственно отсталых лиц — отсутствие побуждений или хаотическое стремление ко всему, что находится в пределах видимости. Все они отличаются большой инертностью и тугоподвижностью психики, с трудом переключаются на что-то новое, охотно подражают другим, повторяют старые заученные штампы.

Эмоциональные реакции хаpaктеризуются однообразием и не-дифференцированностью. Они могут быть вспыльчивыми и агрессивными. Им свойственна тугоподвижность эмоциональных реакций.

Примером тяжелой умственной отсталости может быть следующая история болезни.

Мать — педагог. Родители в разводе уже 6 лет. От первой беременности, во время которой у матери был токсикоз, на 4 месяца — тяжело протекавшей грипп и позднее — физическая травма. В процессе родов проводилась медикаментозная стимуляция, плод выдавливали, так как ручка шла одновременно с головкой. Развивался с задержкой, пошел после 1,5 лет, первые слова сказал в два года, односложные фразы появились после трех лет. В 7 месяцев диагностирован экстрапирамидный синдром. В этом же возрасте заболел гастроэнтеритом. Был истощен. В 9 месяцев поставили диагноз: энцефалопатия, задержка психомоторного развития. С двух до шести лет был выраженный нейродермит, в настоящее время страдает пищевой аллергией. С б лет посещал группу для детей с задержанным развитием. Программу первого и второго коррекционного класса осваивал дома. Были большие трудности с математикой. Начав выходить из дома, стал несколько общительнее. Особенно расширился круг общения в санатории. Дома легко вступает в контакт с матерью и ее родителями. Себя обслуживает, но не справляется со шнурками. Пытается стирать, моет посуду, убирает за собой. Играет с маленькими машинками, пытается строить конструкции из игрушечного материала. По телевизору смотрит мультфильмы.

Читать еще:  Количественные и качественные нарушения сознания: сумеречное помрачение, оглушение и другие

Часто возникают аффективные разряды, которые быстро истощаются. Агрессия только вербальная. Нередко ругает сам себя. Упрямый. Друзей нет.

Состав числа не знает, времена года различает плохо. Пересказ картинки осуществляет перечислением. Не понимает нелепых ситуаций, иногда использует помощь, для того чтобы оценить нарисованный сюжет. Классификации не понимает. Счет конкретный, добавляя по единице. Буквы знает и читает простые слова. Задания по доске Сегена выполнил с большими ошибками и с бурной эмоциональной реакцией. Наглядно-образное мышление развито слабо. Последовательность событий на картинке не улавливает. Сам составить цепочку событий не может.

Моторная координация плохая, особенно при осуществлении мелких движений. Аппетит хороший. Появился интерес к противоположному полу, мастурбирует.

Диагноз: Тяжелая умственная отсталость. Детский церебральный паралич. Атонически — астатический тетрапарез. Гиперкинезы. Перечисленные синдромы вызваны органическим поражением ЦНС (тяжелая патология беременности и родов). Нейродермит — психосоматическое расстройство, одним из факторов которого является реакция на сложившуюся ситуацию в семье в связи с его болезнью. Необходимо дальнейшее обучение навыкам ориентировки в ближайшем окружении, укрепление и расширение навыков самообслуживания. Требуется постоянное наблюдение и лечение у невролога.

Следующая история болезни иллюстрирует более выраженную тяжелую умственную отсталость.

Мать — доярка. Отец — тpaкторист. Сестра — 19 лет.

От второй беременности. Родился в гипоксии, с помощью кесарева сечения, так как головка не соответствовала размерам тазового кольца. Роды были затяжные. Первые дни находился в кувезе. Диагноз: «Перинатальная энцефалопатия. Микроцефалия. Моторная алалия?» Сидит с 9 месяцев. Ходит с четырех лет. Первые слова с 9,5 лет, фразы сформировались к 12 годам. Ложку научился держать к 6 годам. Навыки опрятности после трех лет. Отставание в развитии было замечено на первом году жизни. В дошкольном возрасте были отмечены судорожные припадки, через несколько лет они стали очень редкими, в дальнейшем прекратились. В 4-летнем возрасте поставлен диагноз: «органическое поражение головного мозга, эпилептиформный синдром». С 7 лет стал лучше развиваться. Посещал специальный детский сад с 7 до 9,5 лет. С 10 лет в интернате.

Интеллектуальное развитие на уровне тяжелой умственной отсталости. Рисует кружки, квадратики. Разглядывает в книжках картинки. Учит буквы, пытается их писать. Наизусть их не знает. Счетных операций не производит. Не способен срисовать картинку с образца. Перечисляет предметы на предъявленной картинке, не может назвать действия, происходящие на картинке. Нелепостей на рисунках не понимает. С трудом выполняет задания на доске Сегена. Наглядно-действенное мышление неудовлетворительное. Классификация предметов по цвету производится с ошибками. Эмоциональные состояния людей, нарисованных на картинках, не различает. Речь косноязычная. Лексикон ограничен.

Самообслуживание не полное. Дома пытается выметать мусор, помогает в огороде, моет собственную чашку. Ест неправильно, неаккуратно. Ходит в лес с ребятами. Пытается играть в мяч.

Временами отмечается благодушное настроение. Однако часто происходят срывы. Капризничает, плачет. Легко возникает аффективное возбуждение, иногда даже без видимой причины. Упрямый. Общительный. Идет ко всем, не учитывая степени знакомства и не сохраняя дистанции. Не проявляя особенного интереса к лицам противоположного пола, говорит об одной из девочек, что он ее любит, что она будет его невестой. Психическое состояние зависит от метеорологических факторов и магнитных возмущений.

Инфантилен. Физическое развитие соответствует 11-летнему возрасту. Вторичные пoлoвые признаки не появились.

Имеются головные боли, боли в животе. Сон нарушен. Часто сонливый. Страдает панкреатитом, дуоденитом.

Диагноз: умственная отсталость в тяжелой степени. Микроцефалия. Эпилептический синдром. Происхождение нервно-психической патологии в этом случае связано с последствиями органического поражения головного мозга (во время родов). Нуждается в антипароксизмальном лечении и коррекции дисфорических состояний.

ГЛУБОКАЯ УМСТВЕННАЯ ОТСТАЛОСТЬ (ИДИОТИЯ)

Глубокая умственная отсталость встречается в 1% случаев от всех наблюдающихся умственно отсталых лиц. В большинстве случаев в ее происхождении устанавливается органическая этиология. Обычно это последствия тяжелой патологии беременности, родов, мозговых инфекций, или тяжелых черепно-мозговых травм в первые три года жизни. Причиной глубокой умственной отсталости могут быть также наследственные заболевания, сочетающиеся с поражением ЦНС. Психологическая диагностика этих детей невозможна, их коэффициент умственного развития ориентировочно оценивается ниже, чем 20. Это означает, что глубоко умственно отсталые субъекты весьма ограничены в способностях к пониманию или выполнению требований или инструкций. Их психика — на низких ступенях развития. У них не развиты даже предпосылки интеллекта: внимание, восприятие, память. В связи с этим отсутствует способность к элементарным процессам мышления. Большинство таких больных неподвижны или резко ограничены в движениях, страдают недержанием мочи и кала. С ними возможны лишь самые рудиментарные формы невербальной коммуникации. Они не способны или малоспособны заботиться о своих основных потребностях и нуждаются в постоянной помощи и надзоре.

Понимание и использование речи в лучшем случае ограничивается выполнением основных комaнд и выражением элементарных просьб. Речь им часто заменяют отдельные нечлeнораздельные звуки. Могут приобретаться наиболее базисные и простые зрительно-прострaнcтвенные навыки, и при адекватном надзоре и руководстве больные могут принимать участие в самобслуживании. Наиболее тяжелые из них не плачут, не смеются, не узнают окружающих. Их внимание ничем не привлекается. Они с трудом ориентируются. Реагируют только на боль. Выражение лица тупое. Съедобное от несъедобного не отличают. Отсутствуют элементарные навыки самобслуживания, не умеют играть. Речь и жесты не понимают. Наблюдаются аффекты гнева, стремление к нанесению себе повреждений (кусают свои конечности, бьются головой о стену, мебель). Часты проявления ceкcуального возбуждения — безудержный oнaнизм. Одни апатичны, вялы, другие — злобны, раздражительны, крикливы, агрессивны. Часто имеются оказывающие влияние на подвижность больных тяжелые неврологические и другие соматические нарушения, такие как эпилептиформные припадки, а также расстройства зрения и слуха. Ниже приводится история болезни глубоко умственно отсталого мальчика.

Мать, металлург, до 17 лет жила в городе «ядерщиков». Отец, военнослужащий, также из «закрытого» города.

Мальчик от 1-й беременности, на 3-м месяце которой возникла угроза выкидыша, было также повышение температуры, во 2-й половине — снова угроза выкидыша, многоводие. При рождении диагностирована гидроцефалия, энцефалопатия. Отставал в развитии. Речь не развивалась. С 7 лет пытается есть самостоятельно. С 10 до 13 лет посещал специальный детский сад. С 4 лет были редкие эпилептические припадки. В настоящее время — рост 130 см. Экзофтальм. Сколиоз 3-й степени. Плоскостопие. Имеются остаточные явления правостороннего гемипареза, полностью не восстановлена правая кисть. Половое созревание на 2—3-м этапе. Открыто ежедневно мастурбирует.

Один может оставаться не более 2 часов. Крутит миску на столе, грызет игрушку, наблюдает за котом. Разбрасывает карандаши, разбирает ручки на отдельные части. Рисовать не умеет. Любое «занятие» продолжается не более получаса, затем идет к матери, стоит рядом. Простейшие инструкции матери понимает. Достает кухонную утварь. Уносит посуду в комнату. Пытается помогать матери, вытаскивает белье из стиральной машины. Легко утомляется. Любит воду, готов часами сидеть в ванной. Мальчик упрямый, часто сопротивляется, когда ему помогают. Пытается одеваться, но самому полностью это не удается. Ест самостоятельно. Аппетит плохой, избирательно принимает пищу. Энурез до настоящего времени. Днем пользуется туалетом. Преобладает повышенное настроение. Внезапно, без видимого повода, разражается криком. Также нечлeнораздельным мычанием, криком или жестом привлекает к себе внимание, протестует. Временами, если чем-нибудь недоволен, ожесточенно и долго кусает себе руку. Когда хочет общаться, заглядывает в глаза, тянет за руку, толкает, обнимает, показывает жестом что-либо. В лексиконе только несколько слов: «ака» (кот, бабка), «па» (папа). Попав в незнакомую обстановку, ходит по комнате, рассматривает и трогает все, что находится перед ним.

Диагноз: глубокая умственная отсталость. Наннизм.

Происхождение психического недоразвития, нарушений в опopно-двигательном аппарате, эпилептиформных припадков, эндокринной патологии (наннизм, интенсивное пoлoвoе созревание) связано резидуально-органической патологией. Не исключено, что одним из этиологических факторов столь серьезных нарушений головного мозга является повреждение гонад родителей, облучившихся в детском и юношеском возрасте, другим фактором могла быть патология беременности.


Какие ванны следует принимать при остеохондрозе?

Какие ванны следует принимать при остеохондрозе? Какие ванны следует принимать при остеохондрозе? Виды лечебных ванн при остеохондрозе: какие можно принимать Наиболее эффективным в борьбе с...

21 11 2024 21:59:54

Как накачать мощные предплечья – упражнения со штангой и гантелями

Как накачать мощные предплечья – упражнения со штангой и гантелями Как накачать мощные предплечья – упражнения со штангой и гантелями Комплекс упражнений для предплечий с гантелями Здравствуйте, дорогие любители спорта и...

20 11 2024 2:14:31

Как научиться правильно бегать

Как научиться правильно бегать Как научиться правильно бегать Как начать бегать правильно Я бегаю с 2012 года. До этого много раз пыталась начать, но всегда безрезультатно: не...

19 11 2024 14:22:20

Диета Сайкова — быстрый способ избавиться от 5 кг

Диета Сайкова — быстрый способ избавиться от 5 кг Диета Сайкова — быстрый способ избавиться от 5 кг Диета Сайкова Диета Сайкова разработана больше для людей страдающих ожирением, нежели полнотой. Она...

18 11 2024 4:21:30