Биографии    


Подробно об олигофрении (умственной отсталости), о причинах, лечении и адаптации в социуме

Подробно об олигофрении (умственной отсталости), о причинах, лечении и адаптации в социуме

Подробно об олигофрении (умственной отсталости), о причинах, лечении и адаптации в социуме

Причины, симптомы и лечение умственной отсталости

Умственная отсталость (УО) — нарушение психики, интеллектуальной и поведенческой сферы органической природы. Это заболевание возникает в основном из-за отягощенной наследственности. Существует несколько степеней болезни, каждая из которых хаpaктеризуется специфическими симптомами и их выраженностью. Диагноз устанавливается врачом-психиатром и психологом. Назначаются медикаментозное лечение и психологическая помощь.

Умственная отсталость (олигофрения) — стойкое необратимое нарушение интеллекта и поведения органического генеза, которое бывает врожденным и приобретенным (в возрасте до 3 лет). Термин «олигофрения» ввел Э. Крепелин. Существует большое количество причин возникновения и развития умственной отсталости. Чаще всего олигофрения появляется из-за генетических нарушений или отягощенной наследственности.

Отклонение в психическом развитии возникает по причине негативного влияния на плод во время беременности, недоношенности и поражений головного мозга. В качестве факторов появления этого недуга можно выделить гипоксию ребенка, алкогольную и наркотическую зависимость матери, резус-конфликт и внутриутробные инфекции. На возникновение олигофрении влияет педагогическая запущенность (нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения), асфиксия и родовые травмы.

Основная хаpaктеристика умственной отсталости заключается в том, что происходит недоразвитие познавательной деятельности и психики. Отмечаются признаки нарушения речи, памяти, мышления, внимания, восприятия и эмоциональной сферы. В некоторых случаях наблюдаются двигательные патологии.

Умственные нарушения хаpaктеризуются снижением способности к образному мышлению, абстрагированию и обобщению. У таких пациентов преобладает конкретный тип рассуждений. Отмечается недостаточность логического мышления, что влияет на процесс обучения: дети плохо усваивают грамматические правила, не понимают арифметические задачи, с трудом воспринимают абстpaктный счет.

У пациентов наблюдается снижение концентрации внимания. Они легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении заданий и действий. Отмечается снижение памяти. Речь скудная, наблюдается ограниченный словарный запас. Пациенты в разговоре используют короткие фразы и простые предложения. Наблюдаются ошибки в построении текста. Отмечаются дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой она присутствует. При тяжелой пациенты не могут читать или распознают буквы, но не понимают смысл текста. Дети начинают говорить позднее сверстников, плохо воспринимают чужую речь.

Критика к своему состоянию здоровья снижена. Отмечаются трудности в решении бытовых вопросов. В зависимости от степени выраженности заболевания наблюдаются проблемы в самообслуживании. Такие пациенты отличаются внушаемостью со стороны других людей. Они с легкостью принимают необдуманные решения. Физическое состояние людей с олигофренией отличается отставанием от нормы. Эмоциональное развитие пациентов также заторможено. Отмечается обеднение мимики и проявлений чувств. Наблюдается лабильность настроения, т. е. резкие его перепады. В некоторых случаях отмечается преувеличенность ситуации, отсюда — неадекватность эмоций.

Особенностью умственной отсталости является также то, что у пациентов наблюдаются патологии развития. Отмечается неравномерность различных психических функций и двигательной активности.

Выраженность симптомов зависит от возраста. Преимущественно признаки этого недуга хорошо видны после 6-7 лет, т. е. когда ребенок начинает обучаться в школе. В раннем возрасте (1-3 года ) проявляется повышенная раздражительность. У пациентов наблюдаются замкнутость и отсутствие интереса к окружающему миру.

Когда здоровые дети начинают подражать действиям взрослых, страдающие умственной отсталостью еще играют, осуществляя знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование не привлекают пациентов или проходят на примитивном уровне. Обучение детей с умственной отсталостью элементарным действиям занимает гораздо больше времени по сравнению со здоровыми. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный хаpaктер, т. е. пациенты сохраняют в памяти только яркую и необычную информацию.

Лекция 10.Умственная отсталость. Олигофрения;

Олигофрения — это врожденное или приобретенное в первые 3 года жизни слабоумие, которое выражается в общем, психическом недоразвитии с преобладанием интеллектуального дефекта и затруднения социальной адаптации. Помимо термина олигофрения (от греч. малый ум) для обозначения сборной группы стойких состояний, сопровождающихся задержкой или неполным умственным развитием, используют названия: умственная отсталость, умственный дефицит, умственное недоразвитие. В Международной классификации последнего пересмотра (МКБ-1О) принято понятие умственная отсталость. Под умственной отсталостью понимают состояние задержки или неполноты развития психики, которое хаpaктеризуется главным образом проявляющейся в период развития недостаточностью навыков, определяющих общий уровень интеллекта, — то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей. Отсталость может наблюдаться в сочетании с любым другим психическим или соматическим расстройством или вне такого сочетания. Вместе с тем, умственно отсталые лица могут страдать широким спектром психических расстройств, частота возникновения которых у них в 3—4 раза превышает соответствующие показатели в общей популяции. Кроме того, умственно отсталые лица подвергаются более высокому риску эксплуатации и физического, в том числе ceкcуального насилия. Адаптивное поведение у них всегда нарушено, однако в защищенном социальном окружении, где доступна поддержка, это нарушение может быть совершенно незаметным у лиц с легкой умственной отсталостью. Умственная отсталость, таким образом, хаpaктеризуется следующим:

1. Значимое снижение общего уровня интеллектуального развития.

2. Значительный дефицит или отсутствие способности к адаптации.

3. Появление отмеченных изменений в возрасте до 18 лет.

Основное проявление олигофрении — недоразвитие интеллекта. Коэффициент интеллектуальности у таких людей ниже 70. Интеллект не является единой хаpaктеристикой и оценивается на основе большого числа различных навыков. Определение интеллектуального уровня должно основываться на всей доступной информации, включая клинические данные, адаптивное поведение (с учетом культуральных особенностей) и продуктивность по психометрическим тестам. Интеллектуальное снижение является лишь частью общего психического недоразвития личности. При олигофрении в той или иной мере страдают все психические функции (мышление, память, внимание, воля, эмоции).

Врождённое слабоумие необходимо отличать от приобретенного (деменция). Этиология. Умственной отсталостью поражено более 120 миллионов людей во всем мире. Она проявляется при множестве условий, будучи следствием самых разнообразных причин — по данным разных источников насчитывают от 300 до 1000 отдельных причин умственной отсталости. На возникновение олигофрении влияют как наследственные (эндогенные), так и внешние (экзогенные) факторы. Соответственно, выделяют формы олигофрении, преимущественно связанные с наследственными факторами и с внешнесредовыми воздействиями (внутриутробными, родовыми и воздействующими в раннем детском возрасте), а также сочетанным влиянием наследственных и внешних факторов. Наследственно обусловленные формы составляют 20— 25% случаев тяжелой умственной отсталости. А в целом доля наследственно обусловленных форм среди всех случаев олигофрении составляет от 69 до 90%. Риск рождения умственно отсталого ребенка при бpaке между двумя олигофренами составляет 42,2%. Наследственно обусловленные формы олигофрении связаны с хромосомными нарушениями и генными мутациями. К ним относят умственную отсталость при хромосомных болезнях: болезни Дауна, синдроме Клайнфельтера, Шерешевского—Тернера, трисомии; при ферментопатиях: фенилкетонурии, галактоземии; при эндокринопатиях, чаще связанных с врожденной патологией щитовидной железы: гипертиреозом или гипотиреозом (кретинизм) ; при различных аномалиях развития головного мозга: микроцефалии, гидроцефалии и др.

Умственная отсталость экзогенного происхождения может развиться вследствие различных заболеваний, поражающих мозг на раннем этапе его развития: патология беременности (расстройства плацентарного кровообращения, тяжелые токсикозы второй половины беременности, нефропатия, эклампсия, анемия) ; заболевания беременной (сердечно-сосудистая недостаточность, болезни почек и печени, сахарный диабет, нарушение функции щитовидной железы и другие эндокринные нарушения) ;применение некоторых лекарственных и токсичных средств беременными (талидомида, препаратов лития, алкоголя) ; некоторые инфекционные заболевания у беременной женщины (коревая краснуха, цитомегалия, грипп, острые респираторные заболёвания, инфекционный гепатит, сифилис, токсоплазмоз, СПИД) ; несовместимость плода и матери по резус-фактору, недоношенность, родовая травма, асфиксия новорожденных; болезнь ребенка в первые годы его жизни (менингит, энцефалит, черепно-мозговая травма). По данным Всемирной организации здравоохранения, умственная отсталость широко распространена во всем мире и составляет до 3% всего населения. В последние годы отмечается увеличение ее распространенности, преимущественно за счет экзогенных форм. В США и странах Европы распространенность олигофрении составляет от 7 до 30 человек на 1000 населения. Поскольку умственная отсталость развивается в раннем возрасте и ведет к значительному снижению трудоспособности, очевидно большое социальное значение этого заболевания.

Клинические проявления. Олигофрения — это стационарное патологическое состояние, которому не свойственно прогрессирующее развитие, слабоумие не нарастает, как при деменции. Наоборот, во многих случаях при своевременном лечении и корректировке возможно некоторое улучшение интеллектуального развития (за исключением самых тяжелых степеней).

Степени умственной отсталости.

Дебильность (от лат. слабый, немощный) — это легкая степень олигофрении. Коэффициент интеллектуальности при дeбильности составляет 50—70. В зависимости от уровня интеллектуального недоразвития выделяют выраженную, среднюю и легкую дeбильность. При легкой дeбильности речь довольно хорошо развита. Дети могут учиться в школе, но усвоение материала дается им с большим трудом. Они способны окончить вспомогательную школу или первые классы начальной общеобразовательной школы, могут научиться читать и писать, овладеть несложными трудовыми навыками. Возможно их социальное приспособление в определенных пределах. Нарушения познавательной деятельности выражаются в неспособности к выработке сложных, отвлеченных понятий. Например, они не могут объяснить, что такое добро, зло, порядочность, честность, ответственность. Абстpaктное мышление развито плохо или отсутствует. Они не в состоянии классифицировать предметы, на пример, разделить предложенные им картинки на животных и птиц. Не понимают переносного смысла пословиц, метафор. Нарушения в эмоционально-волевой сфере проявляются слабостью самообладания и недостаточной способностью подавлять свои влечения, неспособностью обдумывать свои поступки и их возможные последствия, импульсивностью поведения. Среди дeбилов часто встречаются лица с расторможенностью примитивных влечений. Многие из них прибегают к ceкcуальным извpaщeниям. Одна из хаpaктерных черт — повышенная внушаемость, они легко попадают под чужое влияние и могут совершить уголовно наказуемый поступок. В благоприятных условиях больные олигофренией в степени дeбильности могут быть старательными и проявлять усердие, справляясь с простой работой, не требующей быстрого переключения. Им свойственно отсутствие самостоятельности и инициативы. При легкой дeбильности больные могут неплохо разбираться в привычных житейских ситуациях, у них выpaбатываются правильные навыки поведения в обществе. Очень важна для дeбильных личностей правильная организация труда и быта. При благоприятной ситуации и разумном руководстве их поведением дeбилы могут в достаточной степени приспособиться к окружающему. Они способны иметь семью, детей. Риск рождения умственно отсталого ребенка в таких случаях значительно повышается.

Читать еще:  Последствия кровоизлияния в мозг после аварии

Имбецильность (от латинского слабый, незначительный) — это психическое недоразвитие средней тяжести. Коэффициент интеллектуальности 20—50. Все психические процессы у имбецилов отличаются тугоподвижностью и инертностью. Развитие двигательных функций происходит с большой задержкой. Больные нетрудоспособны, могут лишь элементарно служивать себя. Они самостоятельно едят, одеваются, могут приобрести навыки опрятности. Имбецилы неспособны к обучению. Они понимают простую речь, но их собственная речь развита слабо. Они могут усвоить небольшой запас слов, у некоторых словарный запас может составлять 200—300 несложных слов. Речь примитивна, косноязычна, без соблюдения правил грамматики. Мышление отличается конкретностью и непоследовательностью. Они могут усвоить некоторые знания: овладеть порядковым счетом, запомнить ряд букв, но, не способны производить арифметические действия, читать и писать. Они способны приобрести самые простые трудовые навыки: уборка, стирка, мытье посуды и даже освоить простейшие производственные процессы благодаря тренировке подражательных действий. В работе они могут быть старательны, но работают медленно и непродуктивно. Эмоциональные реакции имбецилов относительно развиты. Многие из них чрезвычайно привязаны к своим близким, могут проявить сочувствие, радость, гнев, обиду, страх. Но в целом их эмоции бедны и однообразны. Собственные интересы крайне примитивны и связаны лишь с удовлетворением физиологических потребностей. Имбецилы нуждаются в постоянной опеке и квалифицированном надзоре. Они не способны к самостоятельной жизни. Малейшее изменение обстановки вызывает у них растерянность и беспомощность.

Идиотия (от греч. невежество) — наиболее тяжелая степень олигофрении. Коэффициент умственного развития ниже 20. Больные беспомощны, нуждаются надзоре и уходе. При глубокой идиотии больные либо вовсе не реагируют на окружающее, либо эта реакция не соответствует раздражителю. Речь отсутствует. Больные издают нечлeнораздельные звуки, не понимают обращенную к ним речь. Поступки их немотивированны, движения хаотичны или стереотипны. Двигательные навыки могут отсутствовать или развиваются очень поздно. Эмоциональные реакции крайне примитивны и связаны лишь с ощущением удовольствия и не удовольствия. При этом легко возникают вспышки агрессии. В гневе они могут наносить себе повреждения. У них отсутствует чувство опасности, порог болевой чувствительности часто снижен. Поэтому оставленные без присмотра, они часто получают травмы и ожоги. Может наблюдаться извpaщeние влечений: патологическая прожорливость (булимия), поедание несъедобных предметов (эскрементофагия), ceкcуальная расторможенность. Некоторые больные неопрятны, е умеют пользоваться туалетом. Глубокому дефекту психики часто сопутствуют дефекты физического развития: микроцефалия, мегалоцефалия, синдактилия, пороки внутренних органов. При идиотии средней и легкой степени больные могут отличать родных от посторонних людей, привязываться к тем, кто за ними ухаживает, радоваться их появлению. Они могут усвоить некоторые навыки самообслуживания, способны самостоятельно передвигаться. Больные идиотией средней и легкой степени в состоянии запомнить не которые слова из повседневного лексикона и могут односложно попросить: дай, хочу, есть. Они понимают, что можно обжечься, порезаться или уколоться острым предметом, и не наносят себе повреждений. Уход и постоянный надзор за больными идиотией в домашних условиях очень сложен, и их обычно помещают в специальные лечебные учреждения для психохроников.

Лечение. Терапия сводится к назначению комплекса медицинских, психологических и педагогических воз действий. Особенно важно обучение больных навыкам самообслуживания. Обучение чтению, письму и труду проводят по специальной методике и упрощенной программе. Не менее важно рациональное трудоустройство. Из медикаментозных средств используют препараты, влияющие на обменные процессы головного мозга: ноотропы (пирацетам, ноотропил, амикалон, энцефабол, пантогам, пикамилон), глютаминовую кислоту, ниаламид, глицин, витамины. Чем раньше начато лечение, тем больших результатов можно ожидать.

При наличии психомоторного возбуждения назначают транквилизаторы (элениум, седуксен, диазепам) и нейролептики (аминазин, тизерцин, неулептил). При повышении внутричерепного давления показана дегидратационная терапии.

Особое значение имеет профилактическая работа: ин формация населения о возможных причинах психического недоразвития, своевременное выявление патологии беременных, борьба с инфекциями, воспитание здорового образа жизни.

До 15% случаев умственной отсталости можно предупредить путем воздействия на причины заболеваний, приводящих к развитию этого состояния. Например расстройства, вызванные йодной недостаточно можно предотвратить йодированием поваренной соли или воды в источниках водоснабжения, а так же лечением лиц, относящихся к группе риска йодированным маслом и препаратами йода. Профилактикой синдрома Дауна служит рекомендация женщинам в возрасте старше 35 лет воздерживаться от деторождения или осуществление амниоцентеза при беременности в этом возрасте. Алкогольный синдром плода можно предупредить, используя скриниговые тесты для выявления женщин из группы риска и разъяснения им последствий употрeбления алкоголя в период беременности и время, близкое к зачатию. Профилактикой фенилкетонурии является скрининговое диагностическое обследование всех новорожденных, раннее (до 4-х месяцев) назначение специальной диеты, рекомендации женщинам с фенилкетонурией воздерживаться от деторождения.

Олигофрения

Олигофрения – общее стойкое психическое недоразвитие, вызванное органическим поражением головного мозга во внутриутробном или постнатальном периодах. Проявляется снижением интеллекта, эмоциональными, волевыми, речевыми и двигательными нарушениями. Олигофрения является полиэтиологическим заболеванием, может развиваться вследствие нeблагоприятных внутриутробных воздействий, генетических аномалий, ЧМТ и некоторых заболеваний. Диагностика и оценка степени олигофрении осуществляется с учетом специальных критериев. Для выявления причины развития олигофрении проводится всестороннее обследование. Необходима терапия основного заболевания, реабилитация и социальная адаптация.

Общие сведения

Олигофрения, или умственная отсталость – форма психического дизонтогенеза, хаpaктеризующаяся преимущественной недостаточностью интеллектуальной сферы. Может быть врожденной или возникать в ранний постнатальный период. Является достаточно распространенной патологией. Согласно статистическим данным, в развитых странах олигофренией страдает около 1% населения, при этом у 85% пациентов наблюдается легкая степень умственной отсталости, у 10% — умеренная, у 4% — тяжелая и у 1% — очень тяжелая. Некоторые специалисты считают, что олигофрения имеется примерно у 3% населения, но часть больных не попадают в поле зрения врачей из-за слабой выраженности патологии, удовлетворительной адаптации в обществе и разнородности подходов к диагностике.

У мальчиков олигофрения развивается в 1,5-2 раза чаще, чем у девочек. Большинство случаев диагностируют в возрасте 6-7 лет (начало обучения в школе) и 18 лет (окончание школы, выбор специальности, служба в армии). Тяжелые степени олигофрении обычно выявляют в первые годы жизни. В остальных случаях ранняя диагностика затруднена, поскольку существующие методики оценки мышления и способностей к социальной адаптации лучше подходят для достаточно «зрелой» психики. При постановке диагноза в раннем возрасте жизни речь идет, скорее, о выявлении предпосылок к диффузной задержке психического развития и определении прогноза. Лечение олигофрении осуществляют психиатры и психоневрологи в сотрудничестве с врачами других специальностей, психологами, логопедами и дефектологами.

Причины и классификация олигофрении

Можно выделить несколько причин развития олигофрении: генетические, обусловленные поражением плода во внутриутробном периоде, связанные со значительной недоношенностью, возникшие в процессе родов, вызванные поражениями головного мозга (травматическими, инфекционными и пр.) и спровоцированные педагогической запущенностью. В некоторых случаях причину возникновения умственной отсталости определить не удается.

Примерно 50% случаев тяжелой олигофрении являются следствием генетических нарушений. В список таких нарушений включают хромосомные аномалии при синдроме Дауна и синдроме Вильямса, нарушения процессов импринтинга при синдроме Прадера-Вилли и синдроме Ангельмана, а также различные генетические мутации при синдроме Ретта и некоторых ферментопатиях. К поражениям плода, способным вызвать олигофрению, относят ионизирующее излучение, гипоксию плода, хронические интоксикации некоторыми химическими соединениями, алкоголизм и наркоманию матери, резус-конфликт или иммунологический конфликт между матерью и ребенком, внутриутробные инфекции (сифилис, цитомегаловирус, гepпeс, краснуху, токсоплазмоз).

Олигофрения при значительной недоношенности возникает вследствие недоразвития всех систем организма и его недостаточной приспособленности к автономному существованию. Олигофрения при патологических родах может развиваться в результате асфиксии и родовых травм. К числу поражений головного мозга, провоцирующих олигофрению, относят черепно-мозговые травмы, гидроцефалию, менингит, энцефалит и менингоэнцефалит. Социально-педагогическая запущенность, как причина умственной отсталости, обычно выявляется у детей алкоголиков и наркоманов.

Ранее традиционно различали три степени олигофрении: дeбильность, имбецильность и идиотию. В настоящее время перечисленные названия исключены из Международной классификации болезней и не используются специалистами из-за стигматизирующего оттенка. Современные врачи и педагоги выделяют не три, а четыре степени олигофрении, и используют нейтральные обозначения, не имеющие негативной окраски. При легкой степени олигофрении коэффициент интеллекта составляет 50-69, при умеренной – 35-49, при тяжелой – 20-34, при глубокой – менее 20. Существуют также более сложные классификации олигофрении, учитывающие не только уровень интеллекта, но и выраженность других нарушений: расстройств эмоционально-волевой сферы, недоразвития речи, нарушений памяти, внимания и восприятия.

Читать еще:  Куда нажать чтобы прошла головная боль

Симптомы олигофрении

Хаpaктерной особенностью олигофрении является всестороннее и всеобъемлющее поражение. Страдает не только интеллект, но и другие функции: речь, память, воля, эмоции, способность концентрировать внимание, воспринимать и переpaбатывать информацию. В большинстве случаев наблюдаются двигательные нарушения различной степени выраженности. При многих заболеваниях, провоцирующих олигофрению, выявляются соматические и неврологические расстройства.

Страдает образное мышление, способность к обобщениям и абстрагированию. Мышление больных с тяжелой олигофренией напоминает мышление детей младшего возраста. При легких формах олигофрении нарушения выражены менее ярко, однако обращает на себя внимание конкретность мыслительных процессов, неспособность выйти за рамки текущей ситуации. Способность к концентрации внимания снижена. Больные с олигофренией легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении определенного действия. Инициатива носит незрелый, эпизодический хаpaктер и обусловлена не планированием и целеполаганием, а сиюминутными эмоциональными реакциями.

Память обычно ослаблена, в отдельных случаях при олигофрении наблюдается хорошее избирательное механическое запоминание простых данных: имен, названий, цифр. Речь скудная, упрощенная. Обращает на себя внимание ограниченный словарный запас, склонность использовать короткие фразы и простые предложения, а также ошибки при построении фраз и предложений. Нередко выявляются различные дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой умственной отсталости возможно чтение и понимание прочитанного, однако обучение занимает больше времени, чем у здоровых сверстников. При тяжелой олигофрении пациенты либо не умеют читать, либо, в случае многолетнего упopного обучения, – распознают буквы, но не могут понять смысла прочитанного.

Наблюдается более или менее выраженное снижение способности к решению повседневных житейских вопросов. Больным олигофренией трудно подобрать одежду с учетом погодных условий, самостоятельно купить продукты, приготовить еду, сделать уборку в квартире и т. д. Пациенты легко принимают необдуманные решения и попадают под влияние других людей. Уровень критики снижен. Физическое состояние может сильно варьировать. Некоторые больные нормально развиты, иногда физическое развитие существенно превышает средний уровень, однако в большинстве случаев при олигофрении наблюдается некоторое отставание от нормы.

Олигофрения у детей

Выраженность клинических проявлений олигофрении зависит от возраста. Большинство признаков становятся хорошо заметными после 6-7 лет, однако некоторые симптомы можно распознать и в более раннем возрасте. У малышей часто наблюдается повышенная раздражительность. Они хуже сверстников вступают в эмоциональный контакт с взрослыми, меньше общаются с ровесниками, проявляют мало интереса к окружающему. Обучение детей с олигофренией элементарным действиям (использованию столовых приборов, одеванию, обуванию) занимает гораздо больше времени.

При олигофрении выявляется недоразвитие нормальной возрастной деятельности. До 3-4 лет, когда другие дети активно учатся играть, пациенты с олигофренией зачастую не проявляют интереса к игрушкам, не пытаются ими манипулировать. В последующем больные предпочитают простые игры. Когда здоровые дети начинают активно подражать действиям взрослых, копируя их поведение на своем игровом прострaнcтве, дети с олигофренией еще переставляют и вертят игрушки, осуществляя первое знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование либо не привлекают пациентов, либо осуществляются на достаточно примитивном уровне (каpaкули в возрасте, когда другие дети уже рисуют сюжетные картины и т. д.).

Олигофрения негативно влияет на способность распознавать свойства предметов и взаимодействовать с внешним миром. Дети либо проявляют хаотичную активность, либо действуют по жесткому шаблону, без учета реальных обстоятельств. Способность к концентрации внимания снижена. Развитие речи отстает от возрастной нормы. Пациенты с олигофренией поздно начинают лепетать, произносить первые слова и фразы, хуже сверстников понимают обращенную к ним речь, в последующем – плохо воспринимают словесные инструкции.

Для запоминания наглядного и словесного материала больным олигофренией требуется большое количество повторений, при этом новая информация плохо удерживается в памяти. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный хаpaктер – в памяти остается только яркое и необычное. Из-за слабости или отсутствия образного мышления дети с олигофренией плохо решают абстpaктные задачи, воспринимают изображения на картинках, как реальные обстоятельства и т.п. Отмечается ослабление волевых качеств: импульсивность, отсутствие инициативы, недостаток самостоятельности.

Эмоциональное развитие при олигофрении также отстает от возрастной нормы. Гамма переживаний более скудная по сравнению со здоровыми сверстниками, эмоции поверхностны и нестабильны. Нередко наблюдается неадекватность, преувеличенность эмоций, их несоответствие ситуации. Отличительной чертой олигофрении является не только общее отставание, но и своеобразие развития: неравномерность «созревания» отдельных аспектов психической деятельности и двигательной активности с учетом возрастной нормы, замедление развития, скачкообразность развития с отдельными «всплесками».

Диагностика олигофрении

Диагностика обычно не вызывает затруднений. Диагноз «олигофрения» выставляют на основании анамнеза (данные о задержке психического и физического развития), беседы с пациентом и результатов специальных исследований. В процессе беседы врач оценивает уровень речи больного олигофренией, его словарный запас, способность к обобщениям и абстpaктному мышлению, уровень самооценки и критичности восприятия себя и окружающего мира. Для более точной оценки психических процессов применяют различные психологические тесты.

В процессе исследования мышления пациента с олигофренией просят объяснить смысл метафор или пословиц, определить последовательность событий, изображенных на нескольких рисунках, сравнить несколько понятий и пр. Для оценки памяти пациенту предлагают запомнить несколько слов или пересказать короткую историю. Для определения причины развития олигофрении проводят всестороннее обследование. Перечень анализов и инструментальных исследований зависит от выявленных соматических, неврологических и психических нарушений. Больным олигофренией могут быть назначены МРТ головного мозга, ЭЭГ, исследования кариотипа, пробы на врожденный сифилис и токсоплазмоз и др.

Лечение и реабилитация при олигофрении

Коррекция отставания психического развития возможна только при раннем выявлении ферментопатий. В остальных случаях при олигофрении показана симптоматическая терапия. При выявлении внутриутробных инфекций проводят соответствующее лечение. Больным олигофренией назначают витамины, ноотропные препараты, антигипоксанты, антиоксиданты и средства для улучшения метаболизма в головном мозге. При психомоторном возбуждении используют седативные препараты, при заторможенности – мягкие стимуляторы.

Важнейшей задачей специалистов в области психиатрии, психологии, неврологии, дефектологии и педагогики является максимально возможная адаптация больного к самообслуживанию и жизни в социуме. Ребенок с олигофренией, находясь среди людей, зачастую живет фактически в изоляции. Он плохо понимает окружающих, окружающие плохо понимают его. Эта особенность нередко усугубляется недостаточностью эмоциональных контактов с ближайшими родственниками.

Чувства родителей после постановки диагноза олигофрения ухудшают спонтанное понимание переживаний ребенка. Малыш, и без того недостаточно живо реагирующий на других людей, не получает достаточно поддержки и уходит в себя, что затрудняет дальнейшее обучение и социализацию. Для устранения этой проблемы проводят занятия с родителями и детьми, обучая взрослых правильно устанавливать контакт и общаться с ребенком, страдающим олигофренией, а ребенка – контактировать с родителями, другими взрослыми и сверстниками. Больного направляют к логопеду для проведения коррекционных занятий при системном недоразвитии речи.

Большое внимание уделяют вхождению в коллектив сверстников: класс, группу в детском саду, обучающую или игровую группу. Проводят работу по улучшению навыков самообслуживания. Ребенка направляют в специальный коррекционный класс или школу, в последующем – помогают больному олигофренией выбрать подходящую специальность и получить необходимые профессиональные навыки. План лечения, мероприятий по реабилитации и адаптации составляют индивидуально, с учетом степени олигофрении, особенностей физического развития, наличия или отсутствия неврологических и соматических расстройств.

Прогноз при олигофрении определяется степенью умственной отсталости, временем постановки диагноза и начала лечения. При своевременном лечении и реабилитации пациенты с легкой степенью олигофрении способны решать бытовые проблемы, осваивать несложные профессии и самостоятельно существовать в социуме. Иногда им требуется поддержка при решении сложных вопросов. Больных с умеренной и тяжелой олигофренией можно обучить выполнению несложных домашних обязанностей. Необходима регулярная поддержка, при наличии специально оборудованных рабочих мест возможно трудоустройство. Пациенты с глубокой олигофренией нуждаются в постоянном уходе.

Архив врача: здоровье и болезни

О болезнях знать полезно

Умственная отсталость (олигофрения)

Умственная отсталость (олигофрения) — врожденное или рано приобретенное слабоумие, выражающееся в недоразвитии интеллекта и психики в целом.

Олигофрения — не прогредиентный процесс, а следствие перенесенной болезни.

Степень умственной недостаточности оценивается количественно с помощью интеллектуального коэффициента по стандартным психологическим тестам.

Умственная отсталость нередко сочетается с пороками физического развития.

Этиология. Причинами олигофрении могут служить:

  1. наследственные факторы, в том числе патология генеративных клеток родителей (к этой группе олигофрении относятся болезнь Дауна, истинная микроцефалия, энзимопатические формы) ;
  2. внутриутробное поражение зародыша и плода (гормональные нарушения, краснуха и другие вирусные инфекции, врожденный сифилис, токсоплазмоз) ;
  3. вредные факторы перинатального периода и первых 3 лет жизни (асфиксия плода и новорожденного, родовая травма, иммунологическая несовместимость крови матери и плода — конфликт по резус-фактору, травмы головы в раннем детстве, детские инфекции, врожденная гидроцефалия).

Умственная отсталость легкой степени (дeбильность) довольно сложна для диагностики, и говорить о более или менее точном диагнозе целесообразно лишь с 10-летнего возраста, так как в дошкольном возрасте такие дети пpaктически неотличимы от здоровых. Нарушения познавательной деятельности выражаются в неспособности выpaбатывать сложные понятия и вследствие этого в невозможности сложных обобщений, абстpaктного мышления. IQ ориентировочно — 50-69, что соответствует психическому развитию ребенку в возрасте 9-12 лет.

Обычно после 5 лет больные дети в достаточной степени овладевают речью, большинство из них достигают полной независимости в уходе за собой. Замедление темпа психического развития может мало беспокоить родителей и даже не привлекать внимания воспитателей детских дошкольных учреждений. Явный умственный дефект становится заметен лишь с начала школьного обучения, когда учебный материал дается с большим трудом (особенно математика).

Читать еще:  Хаpaктеристика тяжелой умственной отсталости

Со временем пациенты неплохо ориентируются в несложных бытовых ситуациях и способны вести самостоятельную жизнь. Все они умеют читать и писать, овладевают простым счетом. В зрелом возрасте устраиваются на несложных работах и даже вступают в бpaк. Степень социальной адаптации во многом определяется хаpaктером поведения: она более успешна у спокойных и добродушных больных и снижается у возбудимых и агрессивных. В последней группе отмечается склонность к бродяжничеству и злоупотрeблению токсикоманическими средствами. Не имея собственных суждений, пациенты обычно перенимают чужие взгляды, легко попадают под чужое влияние. Такая повышенная внушаемость особенно опасна в тех случаях, когда лица с легкой умственной отсталостью, не осмысливая ситуации, становятся орудием в руках преступников.

Умственная отсталость умеренная (имбецильность). Больные могут произносить короткие фразы и понимать несложную по смыслу речь (словарный запас 150-300 слов) ; могут научиться выполнять простые трудовые операции. IQ ориентировочно 35-49 (соответствует возрасту 6- 9 лет). Школьное обучение даже в минимальном объеме маловероятно. Независимое существование затруднительно, так как к настоящему времени те социальные ниши, где они раньше находили себе убежище, пpaктически ликвидированы. Эмоциональная жизнь более богатая: они испытывают привязанности, развито чувство стыда и злопамятность, реагируют на похвалу и порицание.

Возможно освоение социальных и ручных навыков, самостоятельные покупки, поездки по знакомым местам. В дальнейшем больные могут избирательно общаться и устойчиво справляться с простыми и несложными видами труда в специальных условиях. Квалифицированный надзор за такими больными и их обучение лучше осуществляются во вспомогательных школах, в лечебно-трудовых мастерских или в специальных медицинских учреждениях.

Умственная отсталость тяжелая (тяжелая олигофрения). При этом расстройстве развитие речевых навыков и моторики минимальное, в дошкольном возрасте больные, как правило, неспособны к самообслуживанию и общению. IQ в пределах 20-34 (соответствует возрасту 3-6 лет). Только в подростковом возрасте при систематическом обучении оказывается достижимым ограниченное речевое и невербальное общение, освоение элементарных навыков самообслуживания. Приобретение ручных навыков невозможно. При постоянном наблюдении и контроле возможно достижение самостоятельного существования, но на резко сниженном уровне.

Умственная отсталость глубокая (идиотия). Наблюдается полная неразвитость речи (словарный запас до 50 слов) и мышления у больного, который не владеет элементарными навыками самообслуживания; его не удается приучить к опрятности. IQ ниже 20 (соответствует возрасту ребенка до 3 лет). В психическом статусе преобладают дисфории; какая-либо продуктивная деятельность отсутствует. Большинство пациентов остаются неподвижными и неспособными контролировать физиологические отправления. Элементарное общение возможно лишь на невербальном уровне.

Диагноз олигофрении. Трудности в диагностике умственной осталости могут возникнуть при необходимости ограничения ее от рано начавшейся шизофрении. В отличие от олигофренов у больных шизофренией задержка развития носит парциальный, диссоциированный хаpaктер; наряду с этим в клинической картине обнаруживается ряд свойственных эндогенному процессу проявлений — аутизм, патологическое фантазирование, кататонические симптомы. Умственную отсталость дифференцируют также от деменции — приобретенного слабоумия, при котором, как правило, выявляются элементы имевшихся знаний, большее разнообразие эмоциональных проявлений, относительно богатая лексика, сохранившаяся склонность к абстpaктным построениям.

Лечение. Специфическая терапия проводится при некоторых видах олигофрении с установленной этиологией (врожденный сифилис, токсоплазмоз и др.) ; при олигофрения, связанных с нарушениями метаболизма (фенилкетонурия и др.), назначают диетотерапию; при эндокринопатиях (кретинизм, микседема) — гормональное лечение. Для стимуляции психической деятельности используют пирацетам, аминалон (гаммалон), а также другие психоактивирующие средства и витамины группы В. Лекарственные средства назначают также для коррекции аффективной лабильности и подавления извpaщeнных влечений (неулептил, феназепам, сонапакс). Большое значение для компенсации олигофренического дефекта имеют лечебно-воспитательные мероприятия, трудовое обучение и профессиональное приспособление.

В реабилитации и социальной адаптации больных умственной отсталостью наряду с органами здравоохранения играют роль вспомогательные школы, школы-интернаты, специализированные ПТУ, мастерские для умственно отсталых и др.

Профилактика некоторых наследственных форм умственной отсталости начинается во время беременности: обследование беременных для выявления сифилиса, токсоплазмоза, резус отрицательного фактора в крови; предупреждение заболевания беременных краснухой и другими вирусными инфекциями; квалифицированная помощь во время родов, а также предотвращение травм и тяжелых инфекций у новорожденных и маленьких детей.

Олигофрения

Олигофрения – это врожденное или приобретенное слабоумие, которое выражается в недоразвитии интеллекта и психики. Отклонение возникает чаще всего вследствие перенесенных травм или болезней во время беременности, родов или первых лет жизни человека. Заболевание было изучено, классифицировано и подробно описано в прошлом столетии, и ранее всевозможные отклонения в любом возрасте относились к категории «слабоумие». На сегодняшний день медицина способна определить степень умственной отсталости на основании психологических тестов, выявляющих интеллектуальный коэффициент человека.

Причины олигофрении

Причинами олигофрении являются следующие факторы:

  • Наследственность, в том числе патология генеративных клеток матери и отца (болезнь Дауна, энзимопатические формы, истинная микроцефалия) ;
  • Поражение зародыша или плода внутриутробно (краснуха, вирусные инфекции, токсоплазмоз, гормональные нарушения, врожденный сифилис) ;
  • Вредные влияния перинатального периода и первых трех лет жизни ребенка (родовая травма, конфликт резус-факторов, асфиксия плода и новорожденного, детские инфекции, травмы головы в раннем детстве, гидроцефалия).

Формы олигофрении

В зависимости от причин олигофрении, выделяют четыре формы заболевания:

  • 1 форма возникает ввиду наследственного влияния генеративных клеток родителей;
  • 2 форма олигофрении у детей – это разные виды эмбрио- и фетопатий. Психические отклонения уходят корнями в нарушения внутриутробного развития плода;
  • 3 форма является следствием родового травматизма и ранних заболеваний, травм, вследствие чего развивается у детей олигофрения;
  • 4 форма олигофрении – это тип умственного недоразвития, который вызван прогрессированием основной врожденной болезни, например, дефектов головного мозга или эндокринных патологий.

Степени олигофрении

Олигофрения у детей может проявляться как в различных формах, так и разных степенях тяжести. Некоторые виды отклонений поддаются коррекции, вследствие чего человек максимально приспосабливается к жизни, но некоторые требуют постоянного ухода за больным в течение всей его жизни.

Степени олигофрении могут быть следующими:

  • Дебильность – наиболее легкая степень слабоумия. Такие люди учатся в специализированных вспомогательных школах, других учебных заведениях и способны вести вполне нормальную самостоятельную жизнь. Они отличаются преобладанием конкретно-описательного типа мышления, но при этом способность к абстрагированию пpaктически отсутствует. Некоторые люди с данной степенью олигофрении являются частично одаренными личностями, например, способны производить в уме сложные арифметические вычисления, обладают уникальной зрительной или механической памятью. Эти люди подразделяются на эретичных (возбудимых), злобно-упрямых, заторможенных, апатичных и мстительных;
  • Имбецильность – олигофрения средней тяжести. Человек понимает речь окружающих, может самостоятельно произносить короткие фразы и отдельные слова. Также не исключена возможность усвоения базовых трудовых и бытовых навыков, осуществления простых счетных операций. Имбецилы способны испытывать естественные человеческие эмоции, они привязаны к близким людям, адекватно реагируют на порицание и похвалу. Но мышление таких людей примитивно, они инертны, легко внушаемы, лишены инициативы, при изменении обстановки теряются, нуждаются в постоянном уходе и наблюдении;
  • Идиотия – это самая глубокая степень олигофрении, которая хаpaктеризуется пpaктически полным отсутствием мышления и речи. Люди с данным отклонением неспособны осмысленно действовать, при этом их эмоциональная жизнь ограничивается примитивными реакциями на приятные и неприятные раздражители. Они произносят слова и звуки отрывками без какой-либо логической связи, не воспринимают своих родственников, зачастую не понимают речи окружающих и не владеют базовыми навыками самообслуживания. Даже кушать самостоятельно такие люди не могут, поэтому особенно нуждаются в постоянном уходе и сопровождении.

Лечение олигофрении

Полное устранение отклонений умственного хаpaктера пpaктически невозможно, хотя, при легкой форме олигофрении у детей современные методы медицины способны существенно улучшить качество их жизни.

Специфическая терапия осуществляется при некоторых видах заболевания с установленной этиологией (токсоплазмоз, врожденный сифилис и другие). Если олигофрения связана с нарушениями метаболизма, врач назначает диетотерапию. При эндокринопатиях (микседема, кретинизм, например) показано гормональное лечение. В целях стимулирования психической деятельности применяют аминалон (гаммалон), пирацетам, а также витамины группы В и другие психоактивирующие препараты. Также лекарственные средства (феназепам, неулептил или сонапакс) показаны для коррекции аффективной лабильности и устранения извpaщeнных влечений. Одну из самых главных функций в коррекции умственной недостаточности выполняют лечебно-воспитательные мероприятия, обучение труду и некоторым специальностям, профессиональная адаптация.

Социальная адаптация и реабилитация людей с диагнозом олигофрения заключаются в посещении вспомогательных школ, специализированных ПТУ, школ-интернатов, мастерских и кружков для умственно отсталых.

Профилактика олигофрении

На сто процентов исключить риск рождения ребенка, больного олигофренией, невозможно. Но следующие профилактические мероприятия существенно снизят вероятность того, что именно вас проблема коснется:

  • Своевременная постановка на учет в гинекологии при беременности (до 12 недели) с последующей сдачей анализов на токсоплазмоз, сифилис, отрицательный резус-фактор крови;
  • Забота о здоровье во время беременности, предупреждение заражения вирусными инфекциями, в частности краснухой как наиболее опасным заболеванием для плода;
  • Квалифицированное проведение родов и поддержка в послеродовой период;
  • Предотвращение травм и серьезных инфекций у новорожденных и маленьких детей.