Расстройство памяти и внимания
Расстройство памяти и внимания
Лекция 5. Нарушения памяти, внимания, интеллекта
Внимание – сосредоточение личности на определенных объектах и деятельности.
· пассивное – то типу ориентационного рефлекса
· активное – при целенаправленной деятельности
· селективное – выбор 1 сигнала из ряда подобных.
Качества внимания: способность к концентрации
Внимание имеет внешнюю или внутреннюю направленность.
Нарушения внимания:
1.Истощаемость – больной быстро устает и не может дальше работать, встречается при астении (соматические и инфекционные болезни), неврозах, органических расстройствах.
2.Отвлекаемость – быстрое переключение с одного объекта на другой. Встречается при гипердинамическом Sd в младшем школьном возрасте, маниакальном Sd, гипоманиакальных состояниях.
Апрозексия – полная невозможность сосредоточения внимания, хаpaктерная для органического поражения лобных долей, ранней детской шизофрении.
3.Инертность (ригидность) – затрудненное переключение с одного объекта на другой, хаpaктерное для эпилепсии, органических расстройств.
Исследуют внимание с помощью метода наблюдения, психологических методик: счет по Крипелину (вычитают из100 по 7, 13, 17 последовательно), корректурная проба Бурдона (вычеркивание на время), таблиц Шульте (искать цифры от 1 до25).
Память – это отражение прошлого опыта, заключенное в воспоминании, сохранение и воспроизведение ранее пережитого и сделанного. Включает в себя 3 этапа: запоминание, сохранение, воспроизведение.
1.В зависимости от органов чувств: зрительная, слуховая, тактильная, вкусовая, проприоцептивная.
2.По продолжительности – оперативная (на несколько секунд), кратковременная (на текущие события), долговременная (сохраняется на важные события, информацию, повторяющуюся много раз).
Механизмы памяти до конца не изучены. Кратковременная память — это циркуляция возбуждения в гиппокампе, лимбической системе, РФ, височной области. Долговременная память – это информация, записанная на РНК и ДНК.
Нарушения памяти:
· обратимые – наблюдаются только в период болезни, например, при неврозах.
· необратимые – при органических нарушениях.
Количественные:
1.Гипермнезия – запоминание информации надолго, детально четко. Встречается при нарушениях интеллекта (имбецил оперирует в уме с 3-4-значными числами), в коме, при тяжелых инфекционных заболеваниях.
2.Гипомнезия – ослабление запоминания. Встречается при эпилепсии, неврозах, органических расстройствах, шизофрении.
Закон Рибо: события, происходившие недавно, запоминаются хуже и стираются быстрее, чем события детства и юности.
Анэкфория — затруднение воспроизведения информации.
3.Амнезия – отсутствие воспоминаний на определенный период.
Ретроградная– выпадают события, непосредственно предшествовавшие чрезвычайному событию или болезни.
Антероградная – выпадают события, последовавшие после происшествия.
Конградная – выпадение воспоминаний на время травмирующих событий.
Отставленная – амнезия возникает спустя некоторое время после травмирующих событий.
Аффектогенная – выпадают события на период аффекта.
Фиксационная – нарушается запоминание текущих событий, жизнь становится одномоментной. Часто сопровождается амнестической дезориентировкой, когда больной совершенно не может сориентироваться во времени и месте. Человек не помнит, какой сегодня день, что и когда он ел, что он делал до этого, не знает дорогу домой. Встречается при атрофических заболеваниях головного мозга (болезнь Альцгeймера), ЦАС, тяжелой ЧМТ.
Тотальная – человек вообще ничего не помнит.
Качественные:
1.Конфабуляции – события, которых не было, и которыми заполняются пробелы в памяти. Это галлюцинации памяти. Замена ложными воспоминаниями происходит неумышленно, человек полностью в это верит. Иногда вымышленные событие дополняются бредом (шизофрения, органические психозы).
2.Псевдореминисценции – пробелы в памяти заполняются событиями в действительности происходившими когда-то, но они переносятся в месте и времени. Встречается при органических расстройствах.
3.Экмнезия – больной как-бы живет в своей прошлой жизни. Встречается при ЦАС, истерии, шизофрении.
4.Криптомнезии – невольный плагиат, пробелы в памяти заполняются чужими мыслями и идеями, но авторство их присваивается.
Нарушения чувства знакомого:
Déjà vu– больной в незнакомой обстановке узнает знакомое.
Jamas vu– больной не узнает знакомую обстановку.
Встречается при эпилепсии, сосудистых расстройствах, энцефалите.
Корсаковский синдром – фиксационная амнезия
ретро — и антероградная амнезия
парамнезии (конфабуляции и псевдореминисценции)
Обычно изменения стабильные, но могут быть и обратимыми (при менингоэнцефалите, коме, интоксикациях, алкоголизме, после ЧМТ).
Корсаковский психоз – тяжелый алкогольный психоз, включает в себя Корсаковский Sd и полинейропатию.
Sd прогрессирующей амнезии – потеря памяти постепенно прогрессирует по закону Рибо вплоть до тотальной амнезии.
Свойства памяти исследуются в беседе. Собираются общие сведения (школьная программа по истории, литературе), биография, используется методика запоминания 10 слов с воспроизведением их сразу и через час, пересказ вчерашнего дня.
Нарушения интеллекта:
способность к приобретению знаний, опыта и умение использовать их на пpaктике.
Основа интеллекта – мышление и предпосылки (память, внимание, речь, моторика, познавательная активность, эмоции, воля).
Деменция — приобретенное слабоумие, «разорившийся богач». Выделяют 3 вида:
1.Органическая– ЧМТ, опухоли, ЦАС, комы, энцефалопатии, хронические интоксикации. Триада Вальтер – Бюэля – нарушения памяти, осмысления, аффективные колебания. Органическая деменция может быть лакунарной (страдают предпосылки интеллекта, но ядро личности и хаpaктер не меняются) или тотальной (ядро личности и хаpaктерологические особенности разрушаются, критика к себе утрачивается, происходит распад мыслительной деятельности). Тотальная деменция наступает на поздних стадиях болезни Альцгeймера, после инсультов, ЧМТ.
Психоорганический Sd – включает в себя расстройства интеллекта, аффективную лабильность и снижение критики к своему состоянию.
2.Эпилептическая – постепенное сужение круга интересов с концентрацией на своей личности (концентрическая деменция). Появляется обстоятельность мышления, затем сменяется торпидностью, олигофазией (уменьшение словарного запаса), страдает память, внимание. Появляется злопамятность, мстительность, склонность к застреванию на неприятных моментах, дисфория, склонность к вспышкам агрессии.
3.Шизофреническая – больной не может использовать знания на пpaктике, он как «книга с истертым шрифтом». Деменция развивается на базе нарушений мышления. Наблюдается паралогичность, разноплановость, резонерство, автоматизация мышления. Апатико-абулический Sd – нарушение воли, мотивации при шизофрении. Больной перестает сремиться к получению новых знаний и, соответственно, снижается его интеллект.
Переходные реакции Вика – появляются в отдаленные, поздние периоды заболевания. Возникают маниакальные, депрессивные состояния, галлюцинации, бред.
Умственная отсталость:
Термин «олигофрения» изъят из МКБ-10.
Под умственной отсталостью понимают врожденные или рано-приобретенные (до 3 лет) снижение интеллекта, при котором нарушается как мышление, так и предпосылки интеллекта, это общепсихическое недоразвитие с преимущественным поражением интеллекта. При хорошем обучении могут приобретать определенные навыки. Причины нарушений интеллекта – ИНЧМТ, комы в раннем детстве, токсическая дифтерия, менингоэнцефалиты, генетические факторы, антенатальные факторы (ВУИ, Rh-конфликт, интоксикации, асфиксия внутриутробная и в родах). К особо опасным ВУИ относятся краснуха, токсоплазмоз, сифилис.
Для умственной отсталости хаpaктерен полигенный тип наследования, т.е. у родителей, имеющих компенсированные отклонения, может родиться больной ребенок.
Виды:
1.Выраженная (ранее именовалась идиотия) – речи нет, чужую речь не понимает, поведение обусловлено инстинктами, мышления нет, к самообслуживанию не способен. Интеллект ниже, чем у животных. IQ до 20.
2.Тяжелая (имбецильность) – лексикон мал и беден, могут проявлять эмоции и простейшие чувства, понимает простейшие фразы, имеет минимальные навыки самообслуживания, мышление наглядно-действенное, эмоции недифференцированные. IQ 20-24.
3.Умеренная(умеренная имбецильность) – более развитая речь, могут строить простые фразы, но с аграматизмами. Мышление с компонентами образного, удовлетворительные навыки самообслуживания. Читают по слогам, но в обычной школе учиться не могут, учатся в школах реабилитации. IQ до 40.
4.Легкая (дeбильность) – речь хорошая, но шаблонная, не понимают юмора. Мышление – конкретно-образное. Эмоционально-волевая неустойчивость – часто попадают в асоциальную компанию, повышена внушаемость. Обучаются в коррекционных школах 8-го типа (учатся 9 лет до уровня 5-го класса, но прививаются трудовые навыки).
Выделяют:
Ø легкая дeбильность – затруднения в обучении начинаются в 5-6 классе школы, вспомогательную школу заканчивают нормально, живут, как правило, самостоятельно.
Ø умеренная– затруднения появляются при обучении в 1-2 классе обычной школы или в 5-6 классе вспомогательной школы. Могут жить одни, но нуждаются в посторонней помощи. Могут выполнять простой, неквалифицированный труд, абстpaктное мышление не развито.
Ø выраженная– затруднения появляются в 1-2 классе вспомогательной школы, словарный запас составляет десятки слов, мышление конкретное. Страдают навыки самообслуживания, одни жить не могут. Могут выполнять только очень простую работу.
Атипичные формы олигофрении:
Как правило, органической природы, в т.ч. аномалии развития.
1.Краниостеноз – преждевременное заращение свода черепа с его деформацией и нарушением развития головного мозга. Частота 1 на 1000 новорожденных. Есть семейные и экзогенно-обусловленные формы. Повышается внутричерепное давление, возникает экзофтальм, нистагм, судорожные припадки, половина отстает в развитии (дeбильность, имбецильность), у многих психастенический Sd. Лечение симптоматическое.
2.Гидроцефалия – возникают вследствие воздействия антенатальных и генетических факторов. Степень нарушений – от легкой дeбильности до идиотии. Отличаются хорошим музыкальным слухом, хорошей механической памятью. Имеют большой запас слов, но речь штампованная. Эйфоричны, благодушны, реже бывают вспышки раздражительности. Особенности фенотипа: мозговой череп значительно преобладает над лицевым, лоб выпуклый, роднички выбухают, кожа на голове тонкая с просвечивающими венами. Часто встречаются двигательные расстройства (параличи, нарушение координации движений), атрофии соска зрительного нерва, вегетативно-эндокринные дисфункции, повышение внутричерепного давления.
3.Олигофрения + ДЦП – интеллект и психическое развитие страдают неравномерно, структура дефекта сложная. Нарушается прострaнcтвенное ориентирование и конструктивный пpaксис. ДЦП не всегда сопровождается снижением интеллекта, но всегда присутствуют эмоционально-волевые изменения: повышенная возбудимость, гиперестезии, истощаемость. Такие дети плаксивы, медлительны или излишне суетливы. У них может наблюдаться ригидность психических процессов, наклонность к персеверациям. В пубертате может появляться расторможенность влечений.
4.Олигофрения с недоразвитием отдельных систем – для них хаpaктерна атипичность проявлений, которые зависят от топики поражения.
Ø Астенический вариант возникает после негрубых воздействий (недоношенность, гипоксия). Наблюдается выраженная дисгармоничность развития – при нормальной памяти и словарном запасе не могут читать и писать, зная дни и месяцы, не могут назвать их в обратном порядке. Недостаточность временных и прострaнcтвенных представлений. Слабость побуждений, вялость, резонерство.
Ø Олигофрения с лобной недостаточностью проявляется в виде резкого нарушения целенаправленности психической деятельности. Больные вялые, пассивные, подчиняемые. Поведение их неорганизованно, импульсивно, суетливо. Моторика развита недостаточно. Речь пустая, «попугайная». Некритичны, отсутствует чувство дистанции и такта, они не смущаются в неловкой обстановке, не тяготятся собственной несостоятельностью, всегда всем довольны.
Ø Формы с недоразвитием речи возникают при поражении мозговых центров речи, наблюдается алалия, в остальном интеллект сохранен.
Ø Формы с поражением зрения, слуха, других сенсорных систем хаpaктеризуются преимущественным отставанием пораженной системы.
Обследование: методики Векслера, Стэнфорда, исследуют общий объем знаний, память, внимание, интеллект. IQ до 70.
Виды нарушения памяти и их симптомы
Чтобы понять расстройства памяти, нужно ознакомиться с базовой терминологией и механизмами.
Память – это психический процесс, отвечающий за запоминание, хранение, многократное воспроизведение и стирание информации. К информации относятся навыки, знания, опыт, зрительные и слуховые образы, – любые сведения, которые может воспринять мозг, вплоть до тысячного оттенка запаха.
Существует множество классификаций памяти (сенсорная, моторная, социальная, прострaнcтвенная, автобиографическая). Однако клинически наиболее важная классификация по времени запоминания – кратковременная и долговременная.
Физиологически кратковременная память поддерживается реверберацией возбуждения. Это физиологический процесс, при котором нервный импульс циркулирует по закрытой цепочке нервных клеток. Информация хранится до тех пор, пока в этой цепочке находятся в состоянии возбуждения.
Информация из кратковременной памяти в долговременную память переходит путем консолидации. Это каскад биохимических процессов, в ходе которых информация «записывается» в нейронные сети.
У каждого человека есть свои индивидуальные особенности памяти с рождения. Один запоминает стих после 3-4 прочтений, другому нужно 15 раз. Индивидуальный низкий показатель запоминания не считается нарушением, если он находится в пределах нормы.
Что это такое
Расстройства памяти – это нарушение процессов запоминания, хранения, воспроизведения и забывания информации. Из греческого память переводится как «mnesis», поэтому все психические патологии связаны с mnesis: амнезия, гипермнезия или гипомнезия. Однако термин амнезия не отождествляет все нарушения памяти, амнезия – это частный случай нарушения памяти.
Расстройства памяти – частый спутник психических патологий. Почти все больные жалуются на снижение памяти, забывчивость, невозможность запомнить информацию и невозможность узнать ранее знакомое лицо или предмет.
Болезненные нарушения памяти возникают из-за органических заболеваний головного мозга и психических расстройств:
- Органические заболевания:
- болезнь Альцгeймера, болезнь Паркинсона, болезнь Пика;
- черепно-мозговые травмы;
- инфекции головного мозга: менингит, энцефалит, менингоэнцефалит;
- поражение головного мозга вследствие алкоголизма, наркомании, нарушения обмена веществ и дефицита витаминов группы B;
- интоксикация центральной нервной системы тяжелыми металлами и медикаментами;
- инсульт, транзиторная ишемическая атака, гипертоническая болезнь, дисциркуляторная энцефалопатия, аневризмы и тромбоэмболические нарушения;
- гидроцефалия, микро- и макроцефалия.
- Психические расстройства:
- шизофрения;
- биполярно-аффективное расстройство;
- депрессия;
- возрастные нарушения памяти;
- деменция;
- патологические психические состояния: психоз, нарушение сознания;
- задержка психического развития;
- диссоциативный синдром.
Бывают временные и устойчивые нарушения памяти. Временные возникают из-за преходящих психических состояний. Например, во время стресса снижается способность к запоминанию новой информации, то есть когнитивные нарушения памяти. Когда стресс проходит, память восстанавливается. Устойчивые нарушения – это необратимое нарушение памяти, при котором информация постепенно стирается навсегда. Такое явление, например, наблюдается при болезни Альцгeймера и деменции.
Читать еще: Совместимость Кортексина и МексидолаВиды и их симптомы
Нарушения памяти бывают количественными и качественными.
Количественные нарушения памяти – это дисмнезии. Дисмнезия хаpaктеризуется снижением запаса памяти, снижением или увеличением возможности запоминать новое.
К количественным нарушениям относится:
- Гипомнезия. Расстройство хаpaктеризуется ослаблением всех компонентов памяти. Снижается способность запоминать новое: имена, лица, навыки, прочитанное, увиденное, услышанное, даты, события, образы. Чтобы скомпенсировать недостаток, люди с гипомнезией записывают информацию в блокнот или заметки на телефоне. Пациенты с ослабленной памятью теряют нить повествования в книге или фильме. Для гипомнезии хаpaктерна анэкфория – невозможность вспомнить слово, термин, дату или события без посторонней помощи. Это частично нарушение опосредованной памяти, когда для воспроизведения информации нужен факт опосредованности.
- Гипермнезия. Это усиление компонентов памяти: человек запоминает намного больше, чем нужно. При этом утрачивается сознательный компонент – человек запоминает то, чего не хочет запомнить. Он теряет контроль над памятью. У людей с гипермнезией спонтанно возникают образы прошлого, события, актуализируется прошлый опыт и знания. Чрезмерная детализация информации часто отвлекает человека от работы или разговора, он отвлекается на переживание прошлого опыта.
- Амнезия. Расстройство хаpaктеризуется полным стиранием определенной информации.
- ретроградная амнезия – стираются события, предшествующие острому периоду болезни; например, больной забывает несколько часов своей жизни до автокатастрофы или несколько дней, когда он был в бреду при острой менингококковой инфекции; при ретроградной амнезии страдает компонент памяти – воспроизведение;
- антероградная амнезия – стираются события, которые происходили после острого периода болезни; здесь нарушаются два компонента памяти – запоминание и воспроизведение; антероградная амнезия встречается при патологиях, которые сопровождаются нарушением сознания; чаще всего встречается в структуре корсаковского синдрома и при аменции;
- ретроантероградная амнезия – это тотальное стирание событий, которые происходили до и после острого периода заболевания;
- конградная амнезия – стирание воспоминаний в эпизод острого периода заболевания; страдают компоненты восприятия и фиксации информации; встречается при заболеваниях, которые сопровождаются нарушением сознания;
- фиксационная амнезия – это нарушение кратковременной памяти, при которой нарушается способность фиксировать текущие события; часто встречается при грубых органических заболеваниях головного мозга; например, в комнату заходит бабушка и спрашивает, что приготовить на ужин, а внук ей отвечает: «Борщ»; через несколько секунд бабушка снова задает тот же вопрос; при этом долговременная память сохраняется – бабушка помнить события из детства, молодости и зрелости; нарушение оперативной памяти входит в структуру корсаковского синдрома, синдрома прогрессирующей амнезии;
- прогрессирующая амнезия – нарушение долговременной памяти по закону Рибо: из памяти постепенно стираются события давних лет, затем недавних лет, вплоть до невозможности воспроизвести то, что было вчера;
- ретардированная амнезия – нарушение, при котором стирание событий отсрочивается; например, человек отчетливо помнил события после падения с крыши дома, но через несколько месяцев воспоминания вытесняются;
- аффектогенная амнезия – вытесняются события, которые сопровождались неприятными эмоциями или сильным эмоциональным потрясением;
- истерическая амнезия – нарушение краткосрочной памяти, при котором у человека вытесняются отдельные эмоционально неприятные факты.
Качественные нарушения памяти (парамнезии) – это ложные воспоминания, смещение хронологии событий или воспроизведение вымышленных событий.
К нарушениям памяти относится:
- Псевдореминисценции. Хаpaктеризуется ошибочными воспоминаниями. Устаревшее название – иллюзии памяти. Больной с псевдореминисценциями рассказывает о событиях, которые реально были в его жизни, но в неправильной хронологии. Врач спрашивает у пациента, когда он попал в отделение. Больной отвечает: «3 дня назад». Однако в истории болезни отмечено, что пациент уже 25 дней находится на лечении. Такое ложное воспоминание называется псевдореминисценцией.
- Криптомнезия. Нарушение памяти хаpaктеризуется невозможностью вспомнить событие, при котором смещается источник информации. Например, больной читает стих и присваивает его себе. Но на самом деле этот стих он выучил еще в школе, но пациент считает, что он – автор произведения.
- Конфабуляции. Галлюцинации памяти хаpaктеризуются яркими, но ложными воспоминаниями, которые в реальности не происходили. Пациент убежден в их достоверности. Больной может утверждать, что вчера ужинал с Илоном Маском, а год назад встречался с Анжелиной Джоли.
Классификация Лурии по специфичности:
- Модально неспецифические нарушения памяти возникают при поражении структур, отвечающих за тонус коры головного мозга. Хаpaктеризуется снижением всех компонентов памяти.
- Модально специфические нарушения памяти возникают при поражении локальных отделов головного мозга: гиппокампа, зрительной или слуховой коры. Хаpaктеризуется нарушением сенсорной и тактильной памяти.
Вместе с другими заболеваниями
Расстройства памяти – не изолированное нарушение. Оно всегда сопровождается другие заболевания.
Нарушение памяти при психических и органических заболеваниях:
- Шизофрения. Память – это последний процесс, который страдает при шизофрении.
- Депрессия. Возникает гипомнезия.
- Маниакальное состояние. Сопровождается гипермнезией.
- Нарушение памяти при ЧМТ. Чаще всего встречается ретроградная амнезия.
- Нейродегенеративные заболевания и деменция. Сопровождаются фиксационной амнезией, гипомнезией, прогрессирующей амнезией, конфабуляциями.
- Нарушение памяти в пожилом возрасте. Сопровождается гипомнезией из-за ухудшения кровоснабжения мозга.
- Нарушение сознания. При аменции, онейроиде – полная ретроградная амнезия. При сумеречном помрачении и алкогольном делирии – частичное стирание воспоминаний.
- Хронический алкоголизм. Сопровождается гипомнезией и синдромом Корсакова (фиксационная амнезия, псевдореминисценции, конфабуляции, амнестическая дезориентация, ретроантероградная амнезия).
- Нарушение памяти при эпилепсии. При эпилепсии мотивационные и эмоциональные установки становятся ригидными, наблюдается нарушение мотивационного компонента памяти. Хаpaктеризуется гипомнезией.
- Преходящие и невротические расстройства: астения, неврастения, нарушение адаптации. Хаpaктеризуются гипомнезией.
- Нарушение памяти при резидуальной органике. Это остаточные явления в головном мозгу после интоксикации, черепно-мозговой травмы, родовой травмы, инсульта. Хаpaктерны дисмнезии и парамнезии.
Диагностика
Нарушения памяти исследует врач-психиатр или медицинский психолог. Диагностика нарушений памяти – это вспомогательный компонент в диагностике болезни в целом. Исследование нарушения памяти – это не цель, а средство. Диагностика памяти нужна, чтобы установить наличие той или иной болезни, ее стадию и динамику: деменция, маниакальная фаза биполярно-аффективного расстройства или черепно-мозговая травма.
Тактика взаимодействия с пациентами начинается с клинической беседы. Врачу нужно знать, помнит ли больной о недавних событиях, считает ли он свою память хорошей, помнит ли он о событиях после острого периода болезни. Чтобы убедиться в достоверности фактов, врач может расспросить родственников или друзей.
Затем врач использует тесты по нарушению памяти. Наиболее популярные:
- «Заучивание 10-ти слов»;
- методика «Пиктограммы»;
- «Объем кратковременной памяти»;
- методика «Смысловая память».
Изолированно память не лечится. В первую очередь нужно лечить основное заболевание, которое вызвало дисмнезию или парамнезии. Например, при сосудистой деменции назначаются таблетки, которые стабилизируют артериальное давление и снижают уровень холестерина в крови. Коррекция нарушений памяти в таком случае происходит ноотропами.
Однако при заболеваниях, которые сопровождаются преимущественно нарушением памяти (болезнь Альцгeймера, деменция с тельцами Леви), назначаются препараты для улучшения когнитивных функций, в том числе памяти. Препараты: Мемантин, Ривастигмин, Донепезил, Галантамин.
Профилактика
Некоторые патологии памяти нельзя предотвратить, например, конфабуляции, псевдореминисценции или синдрома Корсакова, так как они входят в структуру серьезных психических расстройств.
Однако можно предупредить гипомнезию, которая настигает большинство людей в старости. Для этого следует изучать стихи, ходить новыми дорогами, смотреть новые фильмы и запоминать имена героев и сюжетную линию. Чтобы предотвратить снижение памяти на фоне гипертонической болезни и атеросклероза, следует ограничить соль до 5 г в сутки и исключить из рациона мучные блюда. Предотвращают гипомнезию ежедневные физические нагрузки.
Расстройство памяти и внимания
Что такое Расстройство памяти и внимания —
Память — процесс накопления, удержания и воспроизведения информации. Выделяются дисмнезии: гипермнезия, гипомнезия, амнезии, явления вытеснения и парамнезии: конфабуляции, псевдореминисценции, эхомнезии, палимпсесты. Внимание — направленность и степень сосредоточенности на объекте и деятельности. К патологии внимания относятся неустойчивость, замедленность переключения, недостаточная концентрация, дефицит внимания.
История вопроса, норма и эволюция
Процесс памяти интересует всех в связи с интересом к способности к обучению и переобучению. Она состоит из явлений накопления, удержания и восприятия новой информации. Эти свойства памяти хаpaктерны для всей живой и неживой природы. Память аккумулирована в культуре в предметном мире, на носителях информации, в частности, книгах и компьютерах. Единицей измерения памяти является один бит (8 бит=1 байт), который может содержать информацию 2-х видов: «да»(1) и «нет»(0). Персональные компьютеры начала 21 века содержат информацию, равную 20 Гбайт (1 Гбайт=2^30 байт). В биологическом смысле память делится на кратковременную и долговременную. Долговременная память фиксирована в структуре ДНК, а кратковременная — в структуре РНК. Мозговая организация памяти связана с кругом Папеца. В круг Папеца входит активирующее воздействие ретикулярной формации, миндалин и септума на обратную связь между корой, гиппокампом, гипоталамусом и таламусом. Соответственно, расстройства внимания в основном связаны с ретикулярной формацией, расстройства памяти — с корой, гиппокампом. Нейроналъный «след» в качестве морфологического субстрата представлен аксон-аксонными связями, а также связями между телами нейронов, число которых увеличивается в результате обучения. Нейроморфологический и нейрофункциональный оттиск образа называют энграммой, она может образовываться экстремально в результате мгновенного запечатления (импринтинга). Это явление впервые открыто К. Lorenz, который отметил, что только что родившиеся гусята запечатлевают первый увиденный образ как родительский. У млекопитающих быстрому запечатлению образа ребенка как родного способствует окситоцин, который выpaбатывается в результате сжатия шейки матки в последнюю стадию родов. Выделяется сенсорная память, связанная с запечатлением визуальных, тактильных, ольфакторных и аудиальных образов. Кратковременная память трaнcлируется в долговременную, этому способствуют процессы повторения, эмоциональной значимости запоминаемого, а также позиции запоминаемого среди других явлений. Воспроизведению способствует такой психологический феномен, как трaнcфер, суть которого выражается в том, что воспроизводимое ассоциируется с аналогичным явлением или событием в прошлом. Это означает, что разнообразие форм обучения в детстве способствует более свободному воспроизведению информации в зрелом и позднем возрасте. В биологии также выделяются видовая память, которая существует благодаря передаче отдельных генокомплексов в ходе эволюции, а также генокультуральная память, выраженная мемами — единицами связи между генетическими структурами и результатами их культурального воплощения. Существует особая эйдетическая память, которая позволяет воспроизводить целостно воображаемые ранее образы. Бессознательная память содержит скрытую информацию, которая воспроизводится после преодоления сопротивления и других форм психологической защиты. Считается, что внимание зависит от интереса, навыков внимания и темперамента. Оно обладает устойчивостью, сосредоточенностью, переключаемостью и объемом.
Симптомы Расстройства памяти и внимания:
Среди расстройств памяти выделяются дисмнезии:
- — гипермнезия хаpaктеризуется непроизвольным наплывом воспоминаний прошлого, повышенной способностью к запечатлению, продолжительным удержанием информации и легкостью ее воспроизведения. Гипермнезии хаpaктерны для некоторых пароксизмальных расстройств, интоксикаций психоактивными веществами, гипоманий. Как моносимптом они могут быть у психически здоровых личностей, в частности, такая гипермнезия была у С. Рихтера, который через много лет помнил, как выглядела машина, в которой его много лет назад везли на выступление, и как выглядели руки мальчика, листавшего ему партитуру на выступлении.
- — гипомнезия — ослабление памяти с трудностями запоминания, удержания и воспроизведения. Хаpaктерно для астенических состояний, депрессии, органических расстройств;
- — амнезии — выпадение фрагментов памяти. Выделяется диссоциативная амнезия, хаpaктеризующаяся забыванием эмоционально значимых травматических событий, является частным случаем экстремального вытеснения как естественного свойства памяти перемещать воспоминание о травматическом событии в бессознательное. Воспроизведение воспоминания в этом случае возможно в ходе психоаналитического процесса или в гипнозе. Ретроградная амнезия — выпадение памяти на события, предшествующие травме, чаще — черепно-мозговой травме. Антероградная амнезия — выпадение событий, происходящих после стресса или черепно-мозговой травмы. Фиксационная амнезия — забывание текущих событий, в том числе совпадающих с травмой, чаще всего — с событиями текущего дня. Прогрессирующая амнезия хаpaктеризуется последовательным разрушением памяти от настоящего к прошлому, при этом события далекого прошлого помнятся лучше, чем события настоящего или ближайшего прошлого. Закон утраты памяти от настоящего к прошлому обозначается законом Рибо. Таким образом происходит нарушение памяти при большинстве органических атрофических расстройств головного мозга, в частности болезни Альцгeймера и сосудистой деменции. Воспроизведение следов памяти может быть нарушено в результате расстройств речи, в этих случаях пациент не может назвать предмет, потому что не помнит, как он называется, но помнит, для чего он нужен (амнестическая афазия).
Скажите что это такое? Предъявляется ключ.
Это. не знаю, что-то не помню.
Но что им делают?
Делают так (поворачивает рукой) — закрывают или открывают.
А это что такое? Предъявляются часы.
Это. не знаю. Им знают время, кажется.
Кроме того, воспроизведение памяти может быть нарушено в результате нарушения узнавания предмета (сенсорная афазия) или нарушения опознавания предназначения (смысла) предметов или явлений (семантическая афазия). Сенсорная и амнестическая афазии хаpaктерны для локальных очаговых органических поражений мозга, а семантическая — для шизофрении. Однако существуют аналоги этих психопатологических феноменов в обычной жизни, например, мы можем пользоваться предметами, предназначенными их создателями для иных целей, отличных от тех, с которыми мы их употрeбляем.
Читать еще: Для чего пьют Магне В6?Парамнезии — это процессы искажения воспоминаний, они включают в себя:
- — конфабуляции — замещение участков выпавшей памяти фантазиями или фантастическими бредовыми построениями (конфабуляторный бред). В этих случаях пациент рассказывает о якобы совершенных им в прошлом подвигах, достижениях, богатстве или преступлениях.
Вы просите рассказать про события прошлого года. Хорошо. Меня наградили и дали много денег, я их спрятал. Еще вызывали в Кремль и президент сказал: Ну вот, хорошо, что ты, Николай, такой смелый и нас спас, — и поцеловал. Вот и все , что было в прошлом году. Деньги потом я выкопал и купил большой самолет и полетел опять в Москву получать золотую медаль;
- — псевдореминисценции — замещение участков нарушенной памяти фрагментом из иного участка прошлого, которое реально происходило с пациентом. Указанное воспоминание напоминает пyтaницу дат. Сочетание фиксационной амнезии, ретро-, антероградной амнезии с конфабуляциями и псевдореминисценциями типично для синдрома Корсакова;
- — криптомнезии — пациенты приписывают себе воспоминания и сведения, полученные от других лиц, из литературных источников. Иногда эти явления называют невольным плагиатом. Хаpaктерно для органических расстройств и бреда;
- — эхомнезии — ощущение, что происходящее ранее происходило в прошлом, или виделось в сновидениях и далее повторяется. Обычно таким событиям придается сверхценное значение. Хаpaктерно для бреда и органических расстройств, в частности, для бредовой интерпретации прошлого;
- — палимпсесты — существует двоякое описание указанного симптома. Как кратковременное выпадение памяти при алкогольном токсическом опьянении с сужением сознания и при патологическом аффекте. Другое определение палимпсеста связано с одновременным воспроизведение двух равнозначных воспоминаний, которые приходятся на один и тот же период времени, при этом пациент колeблется, которое из них является существенным и реальным. Отмечается при расстройствах множественной личности, но также наблюдается в ходе психоаналитического процесса.
Кажется, вчера со мной что-то случилось. Но что — точно не знаю. С одной стороны, вроде шел домой и пришел правильно, но почему-то потерял документы и был порван пиджак. Припоминаю что-то, вроде собрались мы с друзьями, потом выпили и я собрался уходить и даже, кажется, ехал на автобусе. Нет, это было в другой раз и не вчера, вчера не мог я на автобусе ехать — там в деревне их нет. Значит, это было не вчера, вчера дошел, видно, пешком.
Внимание — направленность и степень сосредоточенности на объекте и деятельности. К патологии внимания относится:
- — неустойчивость внимания, которая хаpaктеризуется быстрым переключением фиксации внимания, отвлекаемостью, неспособностью долго сосредоточиться на каком-либо деле. Типична при синдромах расторможенности у детей, при гипоманиях и гебефрениях;
- — замедленность переключения (ригидность), наиболее часто отмечается у органиков и больных эпилепсией. Пациент не может отвлечься от избранной темы, застревает, вновь и вновь возвращается к ней;
- — недостаточная концентрация хаpaктерна для астенических состояний и утомления, минимальных расстройств сознания. Внимание носит «плавающий» хаpaктер, продолжительная фиксация отсутствует, что выражается в особенностях поведения (рассеянности).
Диагностика Расстройства памяти и внимания:
К методикам изучения памяти и внимания относится методика запоминания 10 слов, оценка внимания по таблицам Шульте, корректурная проба и счет по Е. Kraepelin, методика Ньюнсбергера, а также пиктографические методы (смотри соответствующий раздел учебника).
К каким докторам следует обращаться если у Вас Расстройство памяти и внимания:
Вас что-то беспокоит? Вы хотите узнать более детальную информацию о Расстройства памяти и внимания, ее причинах, симптомах, методах лечения и профилактики, ходе течения болезни и соблюдении диеты после нее? Или же Вам необходим осмотр? Вы можете записаться на прием к доктору – клиника Eurolab всегда к Вашим услугам! Лучшие врачи осмотрят Вас, изучат внешние признаки и помогут определить болезнь по симптомам, проконсультируют Вас и окажут необходимую помощь и поставят диагноз. Вы также можете вызвать врача на дом. Клиника Eurolab открыта для Вас круглосуточно.
Как обратиться в клинику: Телефон нашей клиники в Киеве: (+38 044) 206-20-00 (многокaнaльный). Секретарь клиники подберет Вам удобный день и час визита к врачу. Наши координаты и схема проезда указаны здесь. Посмотрите детальнее о всех услугах клиники на ее персональной странице.
Если Вами ранее были выполнены какие-либо исследования, обязательно возьмите их результаты на консультацию к врачу. Если исследования выполнены не были, мы сделаем все необходимое в нашей клинике или у наших коллег в других клиниках.
У Вас ? Необходимо очень тщательно подходить к состоянию Вашего здоровья в целом. Люди уделяют недостаточно внимания симптомам заболеваний и не осознают, что эти болезни могут быть жизненно опасными. Есть много болезней, которые по началу никак не проявляют себя в нашем организме, но в итоге оказывается, что, к сожалению, их уже лечить слишком поздно. Каждое заболевание имеет свои определенные признаки, хаpaктерные внешние проявления – так называемые симптомы болезни. Определение симптомов – первый шаг в диагностике заболеваний в целом. Для этого просто необходимо по несколько раз в год проходить обследование у врача, чтобы не только предотвратить страшную болезнь, но и поддерживать здоровый дух в теле и организме в целом.
Если Вы хотите задать вопрос врачу – воспользуйтесь разделом онлайн консультации, возможно Вы найдете там ответы на свои вопросы и прочитаете советы по уходу за собой. Если Вас интересуют отзывы о клиниках и врачах – попробуйте найти нужную Вам информацию в разделе Вся медицина. Также зарегистрируйтесь на медицинском портале Eurolab, чтобы быть постоянно в курсе последних новостей и обновлений информации на сайте, которые будут автоматически высылаться Вам на почту.
Расстройства памяти — виды, причины и способы лечения
Расстройства памяти – одно из сложных психоневрологических нарушений, осложняющий жизнь. У пожилых людей возникающие провалы в памяти являются закономерным процессом старения. Некоторые расстройства поддаются коррекции, другие являются симптомом более тяжелого сопутствующего заболевания.
Нарушение памяти в психологии
Психические расстройства памяти – группа качественных и количественных нарушений, при которых, человек либо перестает запоминать, узнавать и воспроизводить информацию, либо происходит заметное снижение этих функций. Для того, чтобы понять, как определенные нарушения воздействуют на запоминание человеком информации, важно понимать что есть память. Итак, память – это высшая психическая функция включающая в себя комплекс когнитивных способностей: запоминание, хранение, воспроизведение.
Самыми распространенными нарушениями памяти считаются:
- гипомнезия – снижение или ослабление;
- парамнезия – ошибки в памяти;
- амнезия – выпадение событий (до или после).
Причины расстройства памяти
Почему наблюдаются расстройства памяти? На это есть множество причин как психологического, так и патологического хаpaктера, травматическое воздействие на человека. Нарушение памяти – психологические причины:
- психоэмоциональное перенапряжение;
- депрессия;
- переутомление в следствие умственной или тяжелой физической работы;
- произошедшая когда-то психотравма, вызвавшая защитную реакцию – вытеснение;
Расстройства функций памяти – причины органического хаpaктера:
- астенический синдром;
- длительное токсическое воздействие на мозг алкоголя, наркотических веществ;
- нeблагоприятная экология;
- различные нарушения кровообращения (инсульт, атеросклероз, гипертензия) ;
- oнкoлoгия мозга;
- вирусные инфекции;
- болезнь Альцгeймера;
- врожденные психические недуги и генетические мутации.
- черепно-мозговые травмы;
- тяжелые роды с наложением щипцов на головку ребенка.
Виды нарушения памяти
Многие люди знакомы с понятием амнезия, ведь само слово очень часто фигурирует в разных фильмах или сериалах, где один из героев теряет память или притворяется, что ничего не помнит, а между тем, амнезия – это лишь один из видов нарушения памяти. Все виды расстройств памяти принято делить на две большие группы:
- Количественные – гипермнезия, амнезия, гипомнезия.
- Качественные – конфабуляция, контаминация, криптомнезия, псевдореминисценция.
Когнитивное расстройство памяти
Память относится к когнитивным функциям мозга человека. Любые нарушения расстройства памяти будут являться когнитивными и накладывающими отпечаток на все мыслительные процессы человека Когнитивные расстройства памяти принято делить на 3 вида:
- легкие – поддаются медикаментозной коррекции;
- средние – возникают раньше, чем в пожилом возрасте, но не критичны, часто связаны с другими заболеваниями;
- тяжелые – эти расстройства, возникают при общем поражении мозга, например в результате прогрессирующей деменции.
Количественные расстройства памяти
Нарушение работы памяти – дисмнезии (количественные расстройства) психиатрами подразделяются на несколько видов. Самую многочисленную группу составляют разного рода амнезии, при которых происходит потеря памяти на определенный временной промежуток. Виды амнезий:
- ретроградная – возникает на предшествующие травматической, болезненной ситуации события (например, период до наступления эпилептического припадка) ;
- антероградная (височная) – происходит выпадение событий уже после случившейся травматической ситуации больной не помнит период, как он попал в больницу;
- фиксационная – нарушение памяти, при котором не запоминаются текущие впечатления, человек в этот момент может быть полностью дезориентирован в прострaнcтве и спустя несколько секунд все действия в текущем моменте забываются больным навсегда;
- конградная – выпадение из памяти состояния во время делирия, онейроида, амнезия в этом случае может быть тотальной или фрагментарной;
- эпизодическая — бывает и у здоровых людей при утомлении, например у водителей, длительно находящихся в дороге, при воспоминании они могут ярко могут помнить начало и конец пути, забывая, что происходило в промежутках;
- детская – невозможность вспомнить события, происходящие до 3 – 4-летнего возраста (нормальное явление) ;
- интоксикационная – при алкогольном и наркотическом опьянении;
- истерическая (кататимная) – выключение из памяти психотравмирующих событий;
- аффективная – выпадение событий, происходящих во время аффекта.
К количественным нарушениям памяти относятся и следующие расстройства:
- гипомнезия («прорешливая память») – больной помнит только важные события, у здоровых людей это может выражаться в слабости памяти на даты, имена, термины;
- гипермнезия – повышенная способность помнить события прошлого, неактуальные на данный момент.
Нарушение кратковременной памяти
Расстройства кратковременной памяти психиатрия связывает со многими факторами и причинами, чаще с сопутствующими заболеваниями и стрессогенными факторами. Кратковременная или первичная, активная память – важный компонент памяти вообще, ее объем составляет 7±2 единицы, и удерживание поступающей информации равно 20 секундам, если нет повторения след информации спустя 30 секунд становится очень хрупким. Кратковременная память очень уязвима, и при амнезии происходит выпадение из памяти событий, которые случились от 15 секунд до 15 минут назад.
Нарушение памяти и речи
Слухоречевая память основана на запечатлеваемых слуховым анализатором образов и запоминанием разных звуков: музыки, шумов, речи другого человека, выраженные Расстройства памяти и речи хаpaктерны для умственно-отсталых детей и вследствие поражения при травме или инсульте левой височной доли головного мозга, что приводит к синдрому акустико-мнестической афазии. Устная речь больным плохо воспринимается и из 4 произнесенных вслух слов воспроизводит лишь первое и последнее (эффект края).
Нарушения мышления и памяти
Все когнитивные функции головного мозга взаимосвязана, и если происходит нарушение одной функции, со временем, по цепочке начинают страдать и другие. Расстройства памяти и интеллекта наблюдается при болезни Альцгeймера, сенильной деменции. Если рассматривать, как происходит нарушение можно в пример привести, что человек в уме совершает множество операций, которые с помощью кратковременной и долговременной памяти в виде опыта сохраняются. При нарушениях памяти происходит утрата этого синтезированного памятью и мышлением опыта.
Расстройство памяти и внимания
Все расстройства внимания и памяти негативным образом сказываются на запоминании событий, ситуаций и информации. Типы нарушения памяти и внимания:
- функциональные – возникают при невозможности сосредоточиться вниманием на определенном действии, что проявляется ухудшением запоминания, хаpaктерно при СДВГ у детей, стрессах;
- органические — при олигофрении, синдроме Дауна, развитии деменции у пожилых людей.
Расстройства памяти при поражениях мозга
При поражении разных отделов головного мозга расстройства памяти имеют разное клиническое проявление:
- поражение гиппокампа и «круга Пейпеца» — возникает грубая амнезия на текущие повседневные события, дезориентация в прострaнcтве и времени, больные жалуются на то, что все выпадает из памяти, и они вынуждены все записывать, чтобы помнить;
- поражение медиальных и базальных отделов лобных долей – хаpaктеризуется конфабуляциями и ошибками памяти, больные некритичны к своей амнезии;
- локальные поражения конвекситальных отделов – нарушение мнестической функции в какой-либо определенной сфере;
- нарушение памяти после инсульта может быть вербальным (больной не может вспомнить названия предметов, имена близких людей), визуальным – отсутствует память на лица и формы.
Нарушение памяти у ребенка
В основном, нарушения развития памяти у детей связывают с астеническим синдромом, который в совокупности представляет собой высокое психоэмоциональное напряжение, тревожность и депрессию. Нeблагоприятный психологический климат, ранняя депривация, гиповитаминоз тоже являются провоцирующими амнезию у детей. Часто, у детей проявляется гипомнезия, выраженная в плохом усвоении учебного материала или другой информации, при этом наряду с нарушениями памяти страдают все когнитивные функции.
Читать еще: Как избавиться от головной боли после употрeбления вина?
Расстройство памяти у пожилых людей
Сенильная деменция или старческое расстройство памяти, в народе именуемое старческим маразмом одно из часто встречающихся нарушений памяти у лиц пожилого возраста. Деменцией сопровождаются и такие недуги, как: болезнь Альцгeймера, Паркинсона и Пика. Кроме амнезии наблюдается угасание всех мыслительных процессов, наступает слабоумие с деградацией личности. Нeблагоприятными факторами в развитии деменции являются сердечно-сосудистые заболевания, атеросклероз.
Симптомы нарушения памяти
Симптоматика нарушений разнообразна и зависит от того, в каких формах проявляются расстройства памяти, в основном, симптомы могут быть следующими:
- утрата сведений, навыков, как обычных (чистка зубов), так и связанных с профессией;
- дезориентация во времени и прострaнcтве;
- устойчивые пробелы на произошедшие «до» и «после» события;
- палимпсест – выпадение отдельных событий при алкогольном опьянении;
- конфабуляции – замещение пробелов памяти информацией фантастического хаpaктера, в которую больной верит.
Диагностика нарушений памяти
Основные нарушения памяти должен диагностировать врач, чтобы не пропустить серьезное сопутствующее заболевание (опухоли, деменция, СД). Стандартная диагностика включает в себя комплексное обследование:
- анализы крови (общий, биохимия, гормоны) ;
- магнитно-резонансная томография (МРТ) ;
- компьютерная томография (КТ) ;
- позитронно-эмиссионная томография (ПЭТ).
Психодиагностика нарушений памяти основана на методах А.Р. Лурия:
- Заучивание 10 слов. Диагностика механической памяти. Психолог или психиатр медленно по порядку называет 10 слов и просят больного повторить в любом порядке. Процедypa повторяется 5 раз, и при повторении врач отмечает сколько из 10 слов были правильно названы. В норме, после 3-го повторения все слова запоминаются. Через час больного просят повторить 10 слов (в норме 8 – 10 слов должны быть воспроизведены).
- Ассоциативный ряд «слова+картинки». Нарушения логической памяти. Терапевт называет слова и просит больного подобрать к каждому слову картинку, например: корова – молоко, дерево-лес. Через час, больному предъявляются картинки с просьбой назвать слова соответствующие изображению. Оценивается количество слов и сложность-примитивноть в составлении ассоциативного ряда.
Коррекция нарушений памяти
Нарушения и расстройства памяти человека во многих случаях при своевременном обращении поддаются медикаментозной коррекции и лечению. Способы коррекции зависят от вида нарушений памяти, при особо тяжелых на излечение не следует надеяться, лишь на облегчение сопутствующей симптоматики. Основная схема лечения строится на следующей терапии:
- купирование острого состояния (при психозах, травмах) ;
- витаминотерапия;
- психотропные средства (транквилизаторы элениум, диазепам) ;
- восстановление мозгового кровообращения (Ноотропил, Винпоцетин, Пирацетам, Гингко Билоба).
В дополнение к лечению назначаются:
- сбалансированное питание;
- фитотерапия (шалфей, имбирь, настой из пустырника или валерианы лекарственной) ;
- когнитивное развитие памяти помогает держать ее в тонусе до самого преклонного возраста (новое хобби, разгадывание кроссвордов, изучение иностранных языков).
РАССТРОЙСТВА ПАМЯТИ И ВНИМАНИЯ
Память — это психический процесс запоминания (фиксации), сохранения (ретенции), воспроизведение (репродукции) и узнавание следов информации. Подобно тому как происходит восприятие отражения объективной реальности в определенный момент, память воспроизводит ранее воспринятую реальность. Она связывает прошлое с настоящим, предоставляет человеческому опыту хаpaктера непрерывности, является основой психического развития и одной из предпосылок становления интеллекта.
Различают следующие виды памяти:
— Двигательную (хаpaктеризуется способностью к репродукции движений и поведения, является основой умений и привычек)
— Механическую (в противоположность логической удовлетворяется механическим запоминанием, не связывает материал по законам логики).
По хаpaктеру доминирующим активности можно выделить другие виды памяти: слуховую, зрительную, вкусовую, обонятельную, тактильную и общего ощущения (положения тела в прострaнcтве).
Во время запоминания происходят фиксация и закрепление новой информации благодаря связыванию, консолидации ее с ранее полученной. Процесс запоминания может быть невольным или произвольным. Произвольное запоминание имеет целенаправленный хаpaктер, непроизвольное происходит как бы мимоходом, без определенной цели.
Различают два основных вида хранения информации в памяти: кратковременную и длительную память. Для кратковременной хаpaктерно содержание информации от нескольких секунд до 1-2 суток. Это оперативная память. Связана она с циркуляцией биоэлектрических импульсов замкнутыми нервным путям. По достаточной продолжительности этого процесса его следы через необратимые изменения структуры белковых молекул нейронов консолидируются и становятся основой длительной памяти. Информация хранится в ней в течение месяцев, лет. В процессе воспроизведения происходят актуализация материала длительной памяти, его переход в оперативную. Воспроизведение тесно связано с процессом сохранения материала в памяти и запоминанием.
Процессы запоминания, воспроизведения и узнавания являются активными компонентами памяти. Для них большое значение имеет состояние сознания. При полном ее потери в соответствующий отрезке времени воспоминаний нет. В случае частичного ее нарушение запоминания и репродукция фрагментарные, воспоминания неполные и неточные.
Морфофункциональной основой памяти является совместная работа сложного комплекса аппаратов мозга: корковых центров анализаторов, структуры круга Пейпеца (морской конек (гиппокамп), сосочковые (мамилярни) тела гипоталамуса, поясная извилина), сетчатой (ретикулярной) формации, глиальных элементов мозга.
Нормальная память не у всех людей одинакова. На нее влияют такие факторы, как тренировки, эмоции, усталость, недосыпание, соматические и нервно-психические болезни. Значительно изменяется память в зависимости от возраста. Нарушение может заключаться в больших или меньших расстройствах ее компонентов. В старческом возрасте чаще страдает процесс запоминания нового материала текущих событий при одновременном сохранении способности к воспроизводству впечатлений прошлого.
В клинике психических заболеваний различают такие патологии памяти:
2) Гипомнезия и амнезии (ретроградная, антероградная, антероретроградна, ретардована, фиксационная, прогрессирующая)
3) парамнезии (псевдореминисценции, конфабуляции, криптомнезии).
Гипермнезия, Гипомнезия и амнезии принадлежат к количественным, а парамнезии — до
качественных расстройств памяти.
Гипермнезия проявляется повышенной способностью к воспроизводству информации из прошлого, хотя не потеряно и возможность усиленного запоминания. Наблюдают гипермнезии при маниакальных состояниях (маниакально-депрессивном психозе), шизофрении с аффективными колебаниями, лихорадке.
Гипомнезия (ослабление памяти) проявляется затруднениями в масс запоминания и воспроизведения материала или может касаться обоих указанных процессов. Возникает ослабление памяти при астенических и депрессивных состояниях, сосудистых и органических заболеваниях головного мозга, в начале старческой слабоумия. Такие больные плохо усваивают новое, события воспроизводят неполно.
Амнезия — это потеря памяти на события определенного отрезка времени. Ее наблюдают при органических поражениях головного мозга, хроническом алкоголизме, после помрачения сознания. Если потеря памяти касается событий, которые предшествовали потери сознания, речь идет о ретроградную амнезию. Пробелы в воспоминаниях на период после опритомнення хаpaктеризуется антероградная амнезия. Сочетание обоих описанных состояний определяют как антероретроградну амнезию. Если нарушение памяти возникает через некоторое время после опритомнення, устанавливают диагноз ретардованоиамнезии.
Во фиксационной амнезией понимают потерю способности запоминать текущие события, даты, имена.
Потеря способности к запоминанию, неуклонно нарастает, с постепенным опустошением запасов памяти хаpaктеризует прогрессирующую амнезию. При этом процессы происходят в порядке, обратном такого во время накопления запасов памяти от недавно полученной информации в старой (закон обратного движения памяти, или закон Рибо). В последнее теряется давно приобретенный, хорошо организованный материал памяти, который касается автоматизированных навыков.
Анекфория — нарушение памяти (преимущественно — воспроизведение), когда отдельные события, образы больной вспоминает во время воспоминаний о них других людей.
Амнезия системная — потеря памяти, связанная с психической травмой, касается не определенных отрезков времени, а содержания отдельных деталей, при этом память об общей ситуации сохранена.
Амнезии относительно определенного отрезка времени наблюдается при пароксизмальных и сумеречных расстройствах сознания, эпилепсии, травмах головы, тяжелых мозговых инфекциях, патологическом опьянении. Устойчивое снижение памяти хаpaктерно для церебрального атеросклероза, сифилиса мозга, прогрессивного паралича, тяжелых хронических отравлений, эпилептического слабоумия.
К качественным нарушений памяти относятся парамнезии — искажение или обман памяти. Среди них выделяют псевдореминисценции, конфабуляции и криптомнезии.
Псевдореминисценции — самый простой и самый распространенный вид парамнезий. Они хаpaктеризуются ошибочным воспоминанием времени, то есть давно пережитую событие больной вспоминает как такую, которая состоялась недавно. Пациент, который долгое время провел в психиатрическом стационаре, на вопрос, что он делал вчера вечером, рассказывает о посещении кинотеатра, встреча с коллегами или какую-то другую вполне реальное событие из прошлого.
При конфабуляции пробелы памяти заполняются фантастическими, вымышленными воспоминаниями. Содержанием конфабуляции могут быть невероятные события, которых на самом деле не было и которые могут встречаться в жизни больного (встречи с выдающимися людьми, гениальные открытия, необычные происшествия). Такие фантастические конфабуляции наблюдается при прогрессирующей амнезии и определенных видах нарушения мышления (парафренного бред).
Кринтомнезия — это искажение памяти, проявляется ее ослаблением и утратой разницы между событиями, действительно происходили в жизни больного, и услышанным, увиденным во сне, прочитанным. В одних случаях услышанное, увиденное, прочитанное больной вспоминает как событие из собственной биографии (механизм присвоения), в других, наоборот, — реальные события из своей жизни пациент вспоминает как услышанное, увиденное, прочитанное, такое, что происходило с другими людьми (механизм отчуждения ).
Описаны так называемые редупликувальни парамнезии , при которых одни и те же события больной воспроизводит в различных вариантах, как одно и то же и в то же время по-другому. Этот вид парамнезий тесно связан с уже упомянутым явлением дереализации.
Фантазмы истерические — сочинения необычных событий, которых в действительности не было, стремление привлечь к себе всеобщее внимание — наблюдается при истерии, истерической психопатии. Больной с чувствительной яркостью переживает свое ложное восприятие как нечто достоверное.
Фантазмы паралитические — сочинения бессмысленного содержания, хаpaктерное для слабоумия. Наблюдают, например, в случае прогрессивного паралича.
К нарушению памяти в частности относится амнестический синдром Корсакова при хроническом алкоголизме, впервые описанный в 1887 г.. Для него хаpaктерно сочетание фиксационной, ретро и антероградной амнезии, амнестической дезориентации и парамнезий (псевдореминисценций, конфабуляций). При синдроме Корсакова часто наблюдают конфабуляторные спyтaнность, утомляемость, вялость, инактивности, иногда эйфорию. Кроме хронического алкоголизма амнестический синдром Корсакова развивается и при других органических поражениях головного мозга, интоксикациях, опухолях, прогрессивном параличе.
Внимание является формой организации психических процессов, которая проявляется избирательно (селективно), в определенной концентрации и относительной устойчивости. Как организувальний фактор активного поведения внимание позволяет сосредоточиться на объекте, который, в свою очередь, способен привлечь к себе внимание.
Условные связи, возникающие в случае повторного удовлетворения потребности, определяют концентрацию и избирательность акта внимания, который первично, по происхождению, является ориентировочный рефлекс. Селективность внимания обусловлена образованием в корковом веществе большого мозга источника возбуждения -доминанты. Концентрация ее связана с усилением возбуждения в доминанте, которое сопровождается угнетением других участков коры. Относительная устойчивость внимания зависит от способности доминанты хранить возбуждения. Традиционно различают пассивную и активную внимание.
Пассивная внимание есть, собственно, безусловным ориентировочный рефлекс на раздражители, имеющие жизненное значение. Основная потребность в самосохранении заставляет организм к ориентации — внимания. Активное внимание предусматривает план, несет в себе элемент творчества.
В этом случае направление внимания на объект происходит благодаря сознательной организации психической деятельности, формируется в процессе общественной жизни с учетом интересов, опыта, профессии.
Человек учится концентрировать внимание не только на раздражителях высокой интенсивности, а и на слабых, если они имеют значение для ее деятельности. В пределах нормы внимание неодинакова у разных людей. Она может меняться в одной и той же лица в зависимости от интереса к объекту, настроения, состояния сознания, усталости, употрeбление алкогольных напитков, наркотических веществ, лекарственных средств.
Внимание — сложная функция, имеющая ряд качеств: объем, распределение, переключение, концентрация, устойчивость.
Важным признаком является объем внимания — возможность охватить ряд объектов одновременно. С этой хаpaктеристикой связан распределение внимания, заключающийся в способности одновременно следить за объектами различного происхождения. Умение распределить внимание индивидуален, его можно улучшить благодаря тренировке.
Большое значение для психической активности имеет способность переключить внимание с одного объекта на другой. (В норме это происходит целенаправленно, с сохранением концентрации и устойчивости.)
Концентрация и устойчивость внимания позволяют человеку сосредоточиться на длительное время в определенном направлении. Недостаточная устойчивость внимания приводит к отвлечению, невнимательности.
Наблюдают такие формы нарушения активности внимания:
— Отвлечение внимания — чрезмерная подвижность внимания, переключения ее с одного объекта на другой. Оно хаpaктерно для маниакальной фазы МДП. Обратное явление — заторможенность внимания — наблюдается в депрессивную фазу этого самого психоза, при хроническом эпидемическом энцефалите, других органических поражениях головного мозга.
Недостаточная способность к переключению (заторможенность) внимания связана с вязкостью мышления и склонностью к детализации. Она хаpaктерна больным эпилепсией, органическими поражениями головного мозга. Снижение внимания и нарушения ее распределения наблюдается при поражении сосудов головного мозга, особенно при церебральном атеросклерозе.
Истощение внимания свойственно ослабленным пациентам с тяжелыми длительными соматическими болезнями, больным неврастенией, с органическим поражением головного мозга.
Апрозексия — полное выпадение внимания.
Выраженное слабоумие сопровождается полной дезинтеграцией активного внимания. Дольше сохраняется интактной пассивная внимание, когда больной все еще возвращается к источнику интенсивного света или звука.
Своеобразное искажение внимания наблюдается при шизофрении. Больной сосредотачивается на патологических переживаниях (галлюцинации, навязчивые состояния, бредовые идеи). В отдельных случаях шизофрения сопровождается и общим ослаблением внимания, ее отвлечением, заторможенностью.