Детская психология. Стресс у ребенка > Человек и здоровье
растения +7(977)9328978 Биографии    


Детская психология. Стресс у ребенка

Детская психология. Стресс у ребенка

Детская психология. Стресс у ребенка

Как снять стресс у детей

Стресс у детей – реакция нервной системы на разнообразные физические, психические и эмоциональные раздражители. Игнорирование родителями признаков стресса провоцируют развитие эмоциональной нестабильности у малыша.

На фоне стресса возникают нервные расстройства, которые могут трaнcформироваться в психические заболевания уже во взрослой жизни.

Большинство расстройств у взрослых людей, напрямую связаны с детскими психологическими травмами и стpaxaми. Стресс, возникающий у детей и подростков, может спровоцировать массу проблем. Формируется заниженная самооценка и серьёзные психические нарушения, вплоть до шизофрении.

Возникающий у ребенка стресс, может делиться на несколько стадий. Каждая стадия хаpaктеризуется все более угнетенным эмоциональным состоянием. Затянувшийся стресс переходит в депрессию.

На стадии тревоги ребенок ощущает необъяснимую тоску и беспокойство. Малыш никому не сообщает о пережитом стрессе. Ребенок замыкается в себе, с подозрением относится к родственникам. Появляется особое недоверие к малознакомым людям. Не наблюдается никаких изменений в физическом состоянии чада.

Сопротивление

Психи ребенка активно сопротивляется пережитому стрессу. Пытается вытеснить воспоминания о плохом событии. Реакция на стресс сопровождается постоянным чувством усталости и мopaльным истощением. Нервная система затрачивает слишком много энергии на внутренние переживания.

Малыш истощен мopaльно и физически, больше нет сил переживать стресс. Нервная система не контролирует эмоции, что вызывает апатию или чрезмерную агрессию. Малыши не в состоянии уснуть ночью, поскольку во сне их мучают кошмары. Развивается повышенная скрытность. Вследствие постоянной подавленности может формироваться тяга к суициду.

Причины стрессов у ребенка могут варьироваться в зависимости от возраста. Малыши до года получают стресс при расставании с матерью, смене способа кормления, заболеваниях и испуге.

Младенцы чрезмерно чувствительны к эмоциональному состоянию своих родителей. Ссоры и истерики родителей влияют на ребенка, он ощущает сильнейшее напряжение.

Выделяют такие причины стрессовых ситуаций у младенцев и подростков:

  • Невнимание со стороны родителей. Игнорирование потребностей ребенка, отторжение, отсутствие любви дает повод для сильного стресса у ребенка.
  • Постоянные укоры, в особенности при людях. Такие воспитательные меры формируют у детей чувство неполноценности, которое переходит во взрослую жизнь.
  • Чувство стpaxa вследствие внешних и внутренних факторов. Внешние: нападение бандита или злой собаки, просмотр страшного фильма или чтение книги ужасов. Внутренние: сильная фантазия, негативная атмосфера в семье, родители оказывают на детей сильное психологическое давление.
  • Перемена обстановки. Прощание с родственниками, близкими друзьями, переезд в новый город, переход в другую школу, первая любовь. Все эти события вызывают стрессы.
  • Компьютерные игры. Детьми игры воспринимаются гораздо реалистичнее, нежели взрослыми. Проигрыши, ссоры со взрослыми из-за игр до позднего времени, недосыпы, всё это провоцирует стрессы.

Симптомы стрессов могут проявляться у детей во время переходных периодов, которые присущи трёхлетнему, семилетнему и подростковому возрасту. В этих случаях стрессы могут быть связаны с:

  • Сменой обстановки;
  • Возникновением новых обязанностей;
  • Переменами в гормональном фоне.

Психологи рекомендуют развивать стрессоустойчивость малыша. Для этого родители должны поддерживать его во время сложных жизненных перемен, походов в детский сад, школу и в подростковый период.

Влияние стресса на детей может проявляться абсолютно по-разному. Вот основные симптомы, присущие стрессовому состоянию:

  • Агрессия. Отрицательные эмоции у детей являются некой защитной реакцией. Дети постоянно вмешиваются в дpaки, со всеми ссорятся, всё время кричат, не исключены поломки вещей. Такая реакция напрямую связана с бессилием малыша в создавшейся ситуации.
  • Переход к раннему детству. Такого рода реакция присуща детям до 7 лет. Их поведение резко начинает напоминать младенческое, они начинают сосать палец, присутствует ночной энурез, они требуют постоянного внимания со стороны родителей, отказываются от приема пищи до того момента пока их не покормят с ложечки.
  • Замкнутость. Ряд детей, пережив стресс, полностью замыкаются в себе. Они постоянно хотят находиться в одиночестве, всячески избегая разговоров с родителями и друзьями.
  • Проблемы со сном. Маленькие дети после пережитого стресса, могут начинать плакать во сне, детям в старшем возрасте снятся кошмары, и они длительное время не могут уснуть.
  • Стремление контролировать. После эмоционального стресса, у детей развивается необходимость всё контролировать: он по несколько раз всё перепроверяет и постоянно спрашивает о правильности своих действий у родителей. Подобное поведение – это своеобразная защита от стресса.
  • Побег. У детей присутствует подсознательное желание спрятаться от всех имеющихся проблем. Поэтому они пытаются избегать причин, провоцирующих нервозность: избегая встреч с обижающими детьми, симулируют болезни и постоянно забывают дома учебники.

Стресс у детей может быть, как ярко выражен, так и настолько скрыт, что родители длительное время не замечают перемен в своём малыше. В таких ситуациях очень важно своевременно обнаружить проблему и приступить к её решению.

Как снять стресс

Существует несколько вариантов лечения стресса у детей, всё напрямую зависит от индивидуальных особенностей детей и возможностей их родителей.

Психотерапия

Иногда родители отправляют своих детей к психологу, тем самым изначально только увеличивая стрессовую ситуацию, ведь малыши стремятся давать те ответы, которые от них ожидают. Но постепенно беспокойство отступает, и малыш постепенно раскрывается перед специалистом.

Поход к психологу принесет только пользу. Разговоры «по душам» только улучшат состояние малыша или подростка. Единственным недостатком такого метода терапии является его стоимость и далеко не все родители в состоянии отвести детей на индивидуальные или групповые занятия к психологу.

Бывают ситуации, когда дети категорически против походов к доктору, они постоянно ходят нервные и злятся после любого упоминания о докторе. В таком случае приходится использовать другие методы.

Первое что советуют доктора – устранение источника, вгоняющего чадо в состояние стресса, сразу немного улучшает общую картину.

Параллельно с устранением источника стресса, для того чтобы малыш перестал нервничать, ему прописывают настойки пустырника или валерианы. Кроме того, для снятия нервозности доктора рекомендуют применение ноотропных лекарственных средств. Существуют даже витамины от стресса для детей.

Физиотерапия

Прописывают массажи в воротниковой зоне, ванны с хвоей или морской солью. Рекомендовано соблюдать режим сна и диетическое питание, что подразумевает исключение из рациона продуктов, которые увеличивают нервозность. Под наблюдением психолога осуществляется коррекция поведения, как детей, так и взрослых.

Что делать родителям

Профилактику стресса у детей провести пpaктически невозможно, но гораздо проще избавиться от проблемы на начальных стадиях.

Для этого, родители должны стать для малыша источником поддержки:

  • Малыш должен выплеснуть свои эмоции. Чтобы ему было проще раскрыться нужно постараться найти для него какое-то хобби.
  • Не стоит пускать ситуацию на самотёк. В попытках успокоить чадо не нужно настаивать на том, что его проблема – это просто выдумка, нужно искать пути решения этой проблемы.
  • Поднять самооценку малыша. Дети очень чувствительны к поддержке со стороны родителей, поэтому иногда достаточно просто сказать малышу, что он умный и сильный, поэтому справится с любой проблемой.
  • Следить за рационом детей. Качество продуктов напрямую влияет на иммунную систему малыша и его устойчивость к стрессовым ситуациям.
  • Поддерживать чувство безопасности. Младенец должен быть уверен, что в любой ситуации, его родители смогут ему помочь. Это чувство можно укрепить за счёт постоянных объятий, поцелуев, совместного времяпровождения.

Проблемы малыша всегда решаются мирным путем. Родителям тоже знакомо чувство усталости и напряжения, в особенности, если малыш первый. Поэтому нужно учиться расслаблляться вместе с малышом, это поспособствует улучшению отношений между ними, ребенок станет больше доверять своим родителям.

Стресс у ребёнка!

Дорогие родители, вы наверняка не понаслышке знаете, что такое стресс. Многие из нас сталкиваются с ним регулярно, порой даже не осознавая этого. Наши дети растут и набивают шишки в прямом и переносном смысле. Можем ли мы это предотвратить? Конечно нет! Можем ли поддержать их в тяжёлый период? Конечно да!

В данной статье мы, в первую очередь, говорим о дошкольном и младшем школьном возрасте.

Сначала очень кратко о самом явлении, а затем о способах совладания.

Стресс — это неспецифическая системная реакция организма на отклонение условий существования от привычных.

Стадии стресса. Выделяют три стадии течения стресса:

1) тревога (мобилизация ресурсов, потребность организма в восстановлении, длящемся в среднем 24-48 часов, ощущение усталости)

2) сопротивление (если стрессовый фактор продолжает своё воздействие, то уровень сопротивляемости организма возрастает, признаки тревоги пропадают, ресурсы расходуются сбалансировано. В случае, когда стрессовый фактор слишком сильный или действует длительное время, наступает стадия истощения (!!))

3) истощение (организм теряет способность адаптироваться к стрессу, активация внутренних ресурсов не возможна — сил больше не остаётся, появляется слабость, ожидается поддержка извне (. ))

Причинами стресса у ребёнка могут быть: потеря семьи, cмepть члeна семьи или близкого к семье человека, развод родителей или повторный бpaк, cмepть домашнего любимца, неожиданный или длительный отъезд кого-то из члeнов семьи, болезнь самого ребёнка, болезнь родителей, при которой они не могут уделять ребёнку достаточного внимания, госпитализация ребёнка, переезд, смена детского сада или школы, конфликты родителей, конфликты с детьми или воспитателями/учителями, обсуждение при ребёнке «недетских тем» (финансовые трудности семьи, например), появление в семье сестры или брата, телесные наказания, унижение личности ребёнка и т.д.

Симптомы детского стресса. Стадии стресса у детей выражены ярче, чем у взрослых. Симптомы зависят от возраста ребёнка и подразделяются на два типа: физиологические и психофизиологические. Физиологические симптомы: частые заболевания, проблемы с пищеварением, гастрит, боли головы и живота, нарушение аппетита, сбой веса, сухость во рту, повышение температуры тела, мышечное напряжение и т.д.

Психофизиологические симптомы: нарушение сна, повышенная утомляемость, рассеянное внимание, регресс (сосание пальца, энурез), аутоагрессия (выдёргивание волос, обкусывание ногтей и бокового валика пальцев и пр.), внезапная замкнутость, повышенная тревожность, раздражительность, плаксивость и т.д.

Способы преодоления стресса. Существуют техники, помогающие преодолеть стресс у детей, но фундаментом такой помощи будет являться принятие и поддержкародителей. Почему там важно участие родителей? Потому что, чаще всего, стресс возникает у малыша в ответ на новый для него опыт, и он просто не знает как совладать со своей реакцией на этот опыт, от того стрессовое событие начинает преследовать его в виде страхов во сне и в воспоминаниях.

Вы можете продемонстрировать своё принятие, позволив ребёнку открыто выражать свои чувства. Не обесценивайте чувства ребёнка и ту ситуацию, в которую он попал («что ты ревёшь как девчонка из-за всякой ерунды?»).

1. Работа со стрессом черезрежим, активность и закаливание.Следует внимательно отнестись к продолжительности сна и его качеству, к тому, сколько времени ребёнок находится на свежем воздухе, к регулярности физической активности (занятия спортом). Полезны будут процедуры закаливания, тем более при повышенном уровне агрессивности.

2. Работа со стрессом через контакт. Обниматься желательно не менее 10 раз в день, продолжительность объятий примерно 20 секунд (объятия повышают уровень окситоцина в крови), также, по возможности, стоит отвести ребёнка на массаж, так как он содействует устранению мышечных зажимов и общему расслаблению. Уделяйте внимание ребёнку — здесь важно качество (сосредоточенность на ребёнке, занятия, доставляющие ему радость, положительные эмоции от совместных дел), а не количество часов.

Читать еще:  Каковы реальные причины выделений с кровью при овуляции

3. Работа со стрессом через рисунок. Особенно будет полезно использовать техники на ощущение границ — обвести ручкуножкувсё тело и раскрасить, украсить наклейками, вырезками и рисунками.

4. Работа со стрессом через кукольную постановку. Взяв игрушки, вы можете проиграть с ребёнком сценарий, найдя в процессе игры способ совладания со стрессовой ситуацией. Главное, чтобы в этой игре ребёнок почувствовал свою силу и поддержку близкого человека.

5. Работа со стрессом через психотерапевтическую сказку. Такие сказки можно купить в магазине или найти в интернете, а можно придумать самим. С любым персонажем (лесной зверь, принцесса, робот и т.д.) может повториться история, произошедшая с вашим малышом. В сказке герой успешно справляется с трудностями и обязательно выходит победителем.

6. Работа со стрессом с психологом индивидуально или в психокоррекционных группах. Если чувствуете, что самостоятельно не справляетесь с последствиями стресса у ребёнка, обратитесь за помощью к частному психологу или к специалистам, работающим в детском саду/школе, либо в районном психологическом центре.

Помните, стресс лучше предотвратить по средством профилактики, нежели потом бороться с его последствиями!

Профилактика стрессов у детей.

1. Читайте детям русские народные сказки. Баба-Яга и Кощей Бесcмepтный там неспроста! Посредством этих персонажей ребёнок в щадящей форме сталкивается с явлением «чёрного и белого».

2. Познакомьте ребёнка с той истиной, что чем злее человек, тем он несчастнее. Поселите в сердце ребёнка свой образ, пусть он вспоминает вас и ваши слова любви тогда, когда сталкивается с негативом. Ваша любовь, принятие и поддержка — путеводная нить ребёнка на всю жизнь.

3. Готовьте ребёнка к детскому садику, школе, переезду, первому путешествию и т.д. заранее, по средством сказок, мультфильмов, игр и т.д.

4. Научите малыша выпускать эмоции и придерживайтесь этого правила сами. Нет ничего вреднее застрявшего внутри негатива. Пусть ребёнок плачет, злится. Агрессию можно выразить конструктивно. Чувство можно нарисовать, чувство можно обыграть с игрушками, чувство можно записать и помять, порвать, растворить в воде и т.д.

5. Научите ребёнка понимать свои чувства и эмоции. Озвучивайте то, что происходит с ребёнком (ты сейчас злишься? Я понимаю, ты хотел…). Сейчас в магазинах легко можно найти книги, рассказывающие как понять свои эмоции и выразить их в конструктивной форме, например книга Корнелии Спилман «Когда я злюсь. Сказки для эмоционального интеллекта».

6. Следите за контентом. Не смотрите криминальные новости при малыше, отслеживайте возрастную категорию мультфильмов и фильмов, устанавливайте фильтры на гаджетах.

Счастья вам, дорогие родители, и вашим детям!

Психологические, нервно-психические перегрузки и стресс у детей: в чем причины

Минеева
Психологические, нервно-психические перегрузки и стресс у детей: в чем причины

Психологические, нервно- психические перегрузки и стресс у детей:

в чем причины

Для многих из нас период детства ассоциируется с тем временем, когда нет никаких хлопот и забот. И мало кто задумывается, что современные дети, как и их взрослые родители, живут в постоянном стрессе.

Как проявляется детский стресс?

Огромное количество детей вынуждены переживать проблемы старшего поколения семьи, развод матери и отца. Даже бaнaльная простуда у мнительных ребят уже может являться причиной повышенной нервозности. Что говорить о тех малышах, которым в силу физиологических нюансов, приходится в своей жизни часто сталкиваться с медицинскими манипуляциями, проходя лечение? На фоне всего этого детство уже не кажется такой уж беззаботной порой. И в силах взрослых сделать все возможное, чтобы влияние нeблагоприятных факторов как можно меньше сказывалось на стабильном развитии подрастающего поколения. А если проблемы возникли — помочь мягко их преодолеть.

Стресс является следствием невозможности организма справиться с повышенными эмоциональными и умственными нагрузками.

Первым и главным симптомом его проявления является внезапное изменение привычного поведения у чада.

Психологи выделяют несколько основных признаков, которые должны насторожить:

Повышенная агрессия. Если еще вчера ваш малютка был милым и послушным ангелочком, а уже сегодня превратился в неуправляемого чертенка, который обижает деток в садике, конфликтует с одноклассниками и взрослыми; бьет братиков и сестричек, швыряет игрушки — подумайте: не было ли в последнее время в его жизни таких изменений, которые могли бы спровоцировать подобное поведение?

Неожиданные страхи. Наверное большинство из родителей сталкивались с ситуацией, когда их чадо младшего возраста внезапно отказывается засыпать в комнате, рассказывая о «страшных чудовищах под кроватью». Или же становиться плаксивым, начинает бояться cмepти (своей или близких, тревожится.

Регресс в развитии. Подобные симптомы хорошо наблюдаются у детей младшего возраста. Обычная ситуация: в семье родился братик или сестричка. И старший ребенок внезапно начинает вести себя как маленький: капризничает, просится быть все время на ручках, вспоминает о соске, забывает вовремя сходить в туалет. Причина проста: стресс у старшего ребенка. Своим поведением он просто хочет обратить внимание на себя.

Проблемы со здоровьем. У ребенка может подняться температура, сильно разболеться живот… Взрослые начинают искать причину в вирусах и бактериях, назначать лечение таблетками, совершенно забывая о психологической составляющей. Ведь, если убрать психосоматический раздражитель, здоровье резко идет на поправку без медикаментов.

Быстрая утомляемость и нарушение сна. Проявляются в том, что еще вчерашний отличник начинает получать плохие отметки, а малыш, несмотря на активно проведенный день, никак не хочет уснуть. Мамы грешат на лень, капризы. А причина в другом: повышенные нагрузки утомляют; обилие эмоций за день — перевозбуждает.

Компульсивность. Внешне кроха может вести себя спокойно. Но в то же время появляются непривычные для него движения, которые возникают спонтанно. И он сам даже не следит за тем, что делает это осознанно. Например, дeвoчки начинают наматывать длинные волосы на пальцы или сосать прядь волос; мальчики — грызть ногти, держать руку в трусах. У детей после напряжения могут появляться такие признаки, как внезапное подергивание плечами, частое моргание, постоянное покашливание.

Любые перечисленные выше симптомы являются поводом для обращения за консультацией специалиста. Необходимость специфического лечения способен определить только профессионал.

Стадии детского стресса

Стресс, как и любое другое нарушение, имеет свои этапы:

Перевозбуждение. Проявляется повышенной эмоциональной возбудимостью. Причем яркие положительные эмоции также можно отнести сюда. Пример: родственники готовят малыша к детскому саду. Он, не зная реалий, в возвышенном состоянии рассказывает, как будет ходить к деткам и с нетерпением ожидает того дня, когда начнет посещать коллектив садика.

Отрицание. Кроха на все отвечает «нет»: не пойду в сад, не буду там кушать, не хочу играть с детьми, не собираюсь слушать воспитателя. Если взрослые не обращают внимание на детский стресс, считая бaнaльным непослушанием, он может протекать в агрессивной форме.

Большой ошибкой взрослых на подобном этапе является наказание ребенка. Не разобравшись в причинах неадекватного поведения, не решая причины, они загоняют ее только во внутрь. Маленький человек старается переживать эмоции в себе, что рано или поздно приведет к проблемам со здоровьем.

Апатия. Эта стадия уже напрямую связана с депрессивным состоянием. Поэтому избавляться от нее становится сложнее. Проявляется в том, что карапуз покорно смиряется со своим положением. Он также провоцирует поведением, но при этом испытывает безысходность, незащищенность. Его организм попросту истощает резервы.

Физические заболевания. Последняя стадия, при которой наверх показываются различные нюансы со здоровьем: повышенная температура, боли в различных частях тела, заикание. Психосоматика заболеваний бывает разной: обиды и сдавленные эмоции начинают выливаться в респираторных патологиях, нарушениях дыхательной системы и желудочно-кишечного тpaкта. Та же температура является сигналом. Тогда начинают лечить симптомы физических заболеваний, но не избавляются от психологической основы их появления. Идет замкнутый круг. В то же время, работа с эмоциональной составляющей способна раз и навсегда избавить от физических патологий.

Лучшая профилактика — это правильная подготовка ребенка к предстоящим изменениям в жизни.

Помните: если ребенок чувствует защиту и поддержку в семье, то сможет справиться с любым стрессом.

Игры для снятия стресса у ребенка

Преодолеть стресс и тревогу у ребенка может помочь мама или папа, играя с ним в игры. Для этого важно пребывать в гармонии с собой, быть спокойным и настроенным на позитив. Предлагаем несколько простых, но эффективных игр, которые помогут избавить ребенка от стресс, беспокойства, и научат выражать свои чувства.

Прыгаем от всей души

Вы ругали ребенка за то, что он прыгал на кровати или диване? Вам придется изменить свое мнение ведь это идеальная игра, чтобы снять стресс у ребенка. Дело в том, что прыжки снимают напряжение, дают возможность почувствовать опору на стопу, «невесомость» при прыгании воздействует на стволовые структуры мозга.

Как играть: вместо запрета прыгать, можно создать «специальные места для прыгания». Или водить ребенка прыгать на батуте.

Ребенок может зациклиться на прошлом. При этом опыт тяжелого прошлого он переносит в сегодняшний день, постоянно переживая его. Чтобы вернуть ребенка в реальность, фиксируйте каждый день, оживляя чувства.

Как играть: каждому дню присвойте определенный цвет. Пусть понедельник будет желтым, вторник – синим, среда — красной и так далее. В понедельник на протяжении всего дня обращайте внимание на желтые предметы, ешьте желтые овощи и фрукты, надевайте одежду желтого цвета.

Когда ребенок пережил травмирующее событие, лицо его может как-бы застыть, превратившись в маску. Снять ее помогут «пластические» игры от стресса.

Как играть: начните с разминания настоящего кусочка пластилина. Затем предложите ребенку превратиться в пластилин. Осторожно «разминайте» его личико, «лепите» из него разные формы: теребите щечки, просите надуть щеки или втянуть в себя. Устройте соревнования на лучшего кривляку. Корчите вместе с ребенком различные рожицы.

Купите маски или сделайте их сами вместе с ребенком. Пусть ребенок наденет маску, в которой он чувствует свою силу, и ходит, говорит, жестикулирует в этой роли. Затем сменит ее на маску «слабости» (например, стpaxa) и говорит от имени этой маски. В конце, когда ребенок снимет маску, спросите, когда бы ему пригодилась первая маска? Как она могла бы помочь второй маске?

Превратитесь в актеров и сделайте небольшую постановку любой сказки.

Отпускаем в небо или по реке

Негативный опыт сложно отпустить. Пережив травмирующее событие, ребенок может «цепляться» за то, что считает важным и дорогим, боясь его потерять.

Как играть: чтобы научиться отпускать, и делать это с радостью, пускайте бумажные кораблики по реке, отпускайте в небо воздушные шарики. Такие, простые на первый взгляд, игры помогут снять стресс ребенку и забыть о неприятных событиях.

Несмотря на необходимость в общении, ребенок может избегать контакта с другими детьми и взрослыми.

Читать еще:  Опасен ли бокал вина при грудном вскармливании

Как играть: чтобы помочь ребенку преодолеть барьер, предложите ему вместе вырезать из бумаги гирлянду-человечков, держащихся за руки. Можно нарисовать им лица, написать имена друзей, родственников, знакомых детей. Таким образом, мы создаем образ объединенности, даем ребенку понять: «мы вместе». Эта пpaктика подходит и для застенчивого ребенка, чтобы помочь адаптироваться в новой группе.

Эта незатейливая игра поможет снять стресс и напряжение, расслабиться, избавиться от фиксации на одном переживании, состоянии, событии.

Как играть: капните акварельной краской в воду и смотрите на узоры, которые образовывает краска в воде, наблюдайте, как она постепенно растворяется. Попробуйте с ребенком изобразить эту каплю краски в воде с помощью танца, пластики тела.

Травмированный ребенок как будто перестает чувствовать. Он боится, что если позволит себе радоваться, то вместе с этим снова возникнет боль и страх.

Как играть: для того, чтобы «разморозить» ребенка, предложите ему окунуть пальчик в краску и поставить на листе бумаги несколько отпечатков. Спросите, что нужно дорисовать, чтобы получился щенок, солнышко, лебедь, рыбка.

Для того, чтобы помочь ребенку фокусироваться на настоящем, чтобы снять стресс в течение дня играйте в игру «Ты где?».

Как играть: неожиданно, в любое время дня, задавайте ребенку вопрос «ты где?». Он должен начинать свой ответ со слов «я здесь!». А дальше пусть скажет несколько предложений, подробнее описывая свое «здесь». Он может использовать описание аромата, звука, вкуса и других ощущений. Например: Я здесь. В комнате, сижу на диване с книжкой в руках, ем сладкое яблоко.

Любому негативному чувству нужно дать выход. Так, если ребенок испытывает агрессию — ищите способы экологичного проживания — щелкайте пузырьки упаковки, деритесь подушками, сбивайте кегли, забивайте гвозди.

Ребенок боится громких звуков? Играйте на музыкальных инструментах, не скупитесь на аплодисменты.

При боязни прикосновений предложите представить, что идет дождик: вначале он стучит по ладошкам ребенка (подушками пальцев стучите по ладошкам, затем по всему телу. Дождик может быть разной силы – то усиливаться, то утихать.

Теперь вы знаете, как при помощи игр снять стресс у ребенка, помочь ему

расслабиться и обрести душевное равновесие.

Аналитическая справка по итогам диагностики нервно-психического развития детей младшей группы Аналитическая справка по итогам диагностики нервно-психического развития детей младшей группы. Воспитатель:Роо Галина Сергеевна. Особенностью.

Аутизм. Психические особенности аутичного ребенка Аутизм. Психические особенности аутичного ребенка. Термин Аутизм 1912г. в психиатрию ввел Блейлер для обозначения одного из самых типичных.

Консультация-пpaктикум для педагогов «Стресс и его последствия» Цель: психологическая профилактика негативных эмоциональных состояний у педагогов Задачи: • познакомить педагогов с понятием «стресс», с.

Консультация «Творческие терапии для снятия нервно-психических напряжений дошкольникам» Добрый вечер! На данный момент существует огромное множество творческих терапий для раскрепощения детей. Рассмотрим некоторые из них: Танцетерапия.

Психологические особенности детей раннего возраста и детей второй младшей группы Методическая разработка «Психологические особенности детей раннего возраста и детей 2 младшей группы» РАННИЙ ВОЗРАСТ (2 – 3 года). В развитии.

Особенности общения с детьми, пережившими эмоциональный стресс МБДОУ «Детский сад «Биик» сЖархан Сунтарский улус Особенности общения с детьми, пережившими эмоциональный стресс Выполнила:.

Педсовет «Причины заболеваемости детей и пути их оздоровления» Педсовет №3 Тема «Причины заболеваемости детей и пути их оздоровления» Форма проведения «Мозговой штурм» 20.03.2018 г Ст. воспитатель Фуринова.

Причины и профилактика эмоциональных срывов у детей с ОВЗ Развитие личности в онтогенезе происходит по двум взаимодополняющим линиям: линии социализации (присвоение общественного опыта) и линии.

Психологические особенности детей раннего возраста Сознание не направлено в будущее (ничего не предвидит) и не учитывает прошлого (не опирается на опыт других и даже на свой собственный).

Психологические особенности детей с ОВЗ На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с.

Дети старше 7 лет

Школа или сад, кружки и секции, потоки информации и новых впечатлений, да еще и потоки требований со стороны родителей и педагогов. Неудивительно, что многие современные дети, даже совсем маленькие, находятся в постоянном стрессе. Как же распознать его признаки?

Слово «стресс» английского происхождения, в переводе оно означает «давление, нагрузка, напряжение». Возникает он в результате интеллектуальных и эмоциональных перегрузок.

Если взрослый человек может распознать у себя симптомы стресса и обратиться за помощью, то детям приходится гораздо тяжелее. Ребенок не понимает, что именно с ним происходит, не знает, как избавиться от плохого настроения. Поэтому родители должны уметь вовремя увидеть признаки стресса и помочь крохе справится с ситуацией.

Как проявляется стресс, и как помочь ребенку?

Это означает возвращение к формам поведения раннего детства: ребенок начинает сосать палец, плачет, когда уходит мама, мочится в постель, виснет на взрослых, постоянно требует внимания.

Что делать? Мешать «регрессировать» ребенку не надо. Ему всего-то и нужно, чтобы его приласкали в этот момент и успокоили. Переждите регресс – он пройдет.

Если обычный ребенок вдруг превращается в отчаянного трусишку – значит, он явно находится в стрессе. Насторожить родителей должно, если ребенок везде закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет. Он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестнице, и тишины.

Что делать? Активно вовлекайте ребенка в игру, рисование – оба эти занятия хорошо разряжают. С их же помощью попытайтесь понять и истоки стpaxa, либо незаметно подслушайте разговоры ребенка с игрушками.

3. Агрессивность

Если вы заметили, что ваш малыш, прежде такой покладистый и дружелюбный, ни с того ни с сего стал грубить, резко отвечать, драться, швырять в стенку игрушки и книжки, замахиваться на окружающих, знайте – это признаки стресса.

Что делать? Агрессию нельзя запрещать, лучше пытаться переводить ее в другие формы: учить отстаивать свою правоту, анализировать вместе ситуацию. Ищите конструктивный выход для накопившейся энергии ребенка: активный спорт, подвижные игры с другими детьми, устройте кукольную дpaку.

4. Перепады настроения

Ребенок то беспричинно обидчив, может легко расплакаться по ничтожному поводу, то, наоборот, становится слишком агрессивным. У детей постарше частые истерики или подавленное, депрессивное настроение, которое тянется днями, неделями – все это также должно настораживать родителей.

Что делать? Поговорите с ребенком по душам, выясните, что у него вызывает беспокойство. Научите его понимать и конструктивно выражать свои эмоции. Обращайте внимание даже на самые маленькие достижения. Следите за режимом дня ребенка, его питанием и сном.

5. Проблемы со здоровьем

Родителей часто сбивают с толку необъяснимые симптомы: рвота, расстройство кишечника, сыпь, температура, боли в животе и прочие странности – все это может происходить на нервной почве, если ребенок сильно переволновался.

Что делать? Для начала наладить психологический климат в семье, проверить, не слишком ли разнятся требования семьи и школы. Они должны быть ясными и последовательными. В идеале стоит поработать с детским психологом над самооценкой ребенка и обязательно проверить, есть ли у сына или дочки личное время и прострaнcтво.

6. Беспокойный сон

При стрессе засыпание превращается в каждодневную муку с обязательными ритуалами: включи свет, задвинь занавеску, посмотри, кто в окне, держи меня за руку и т. д. Ребенок начинает меньше спать и со временем испытывает хроническую усталость.

Что делать? От беспокойного сна помогают успокаивающий массаж, дыхательная гимнастика, упражнения на воображение. Кроме того, полезна ароматерапия, массажи с эфирными маслами, ароматические ванны. Можно купить малышу травяную подушку.

7. Снижение успеваемости

О том, что ребенок находится в плохом психоэмоциональном состоянии, говорят такие признаки как нарушение функций памяти, трудности воображения, слабая концентрация внимания, потеря интереса ко всему, что ранее вызывало любопытство.

Что делать? Ежедневно интересуйтесь школьными делами детей. Не ограничивайтесь дежурным вопросом «Какие оценки?», расспрашивайте о его чувствах, настроении, поддерживайте. Не скупитесь на похвалу, замечайте даже самые незначительные достижения ребенка. По возможности, помогайте ребенку выполнять трудные задания.

8. Быстрая утомляемость

Плохая концентрация внимания и запоминания, трудности с учебой, которая раньше давалась легко. Ребенок быстро устает после нагрузки, рассеян, забывчив, непоседлив.

Что делать? Разузнайте о детских переживаниях и эмоциях. Чтобы ребенок чувствовал вашу поддержку, убедитесь, что он знает: вы доступны в любое время, когда он хочет говорить с вами о своих проблемах. Цените своего ребенка в любых ситуациях и как можно чаще обнимайте.

9. Изоляция

Состояние психологического стресса может проявляться у ребенка в боязни контактов, стремлении к одиночеству. Он перестает участвовать в играх сверстников, у него наблюдаются трудности в соблюдении дисциплины.

Что делать? Для начала необходимо разобраться со стрессовой ситуацией; если у ребенка сейчас нет ресурсов для общения, не стоит настаивать. Если же ему хочется – помогите малышу подружиться сначала с одним ребенком: сходите вместе в парк, или в театр. С этой проблемой отлично помогают справиться детские коммуникативные тренинги (например, групповые занятия песочной терапией).

10. Компульсивные признаки

Показателями стрессового состояния у ребенка являются и наматывание волос на пальцы, а также покашливания, дрожание рук, качание головой, передергивание плеч, игра с пoлoвыми органами, ночное и даже дневное недержание мочи, заикание.

Что делать? Помочь ребенку пережить стресс может адекватная физическая нагрузка: ежедневные прогулки, пробежки, езда на велосипеде, утренняя зарядка. Ребенок должен иметь возможность выплеснуть эмоции и полноценно отдохнуть, расслабиться после тяжелого дня.

Если ситуация выходит из-под контроля, не пренебрегайте помощью детского психолога и невролога.

Каждый из перечисленных выше признаков может свидетельствовать о том, что малыш находится в стрессовом состоянии. Будьте внимательны к своему ребенку: если родители игнорируют эти тревожные сигналы, это может не только привести к стойким нарушениям здоровья у малыша (например, хроническому неврозу), но и отразиться на формировании его личностных качеств.

Детский и семейный психолог, работаю в Кризисном центре помощи женщинам и детям. Автор сотен статей про отношения между людьми. Считаю своей миссией разными способами помочь людям услышать друг друга. У меня есть дочка 8 лет – мой самый главный помощник, учитель и друг.

Детская психология. Стресс у ребенка

1. Регресс — это возвращение к формам поведения раннего детства: когда восьмилетний мальчик вдруг начинает вести себя как двухлетний, плачет и цепляется за юбку уходящей мамы, а семилетняя дeвoчка просит покормить ее с ложечки и все норовит забраться к маме на коленки.

Что делать? Наиболее частая реакция родителей — раздражение, даже гнев: «И тебе не стыдно!» Но это не отклонение, а нормальная форма защиты от какой-то тяжелой, непонятной малышу ситуации. Мешать «регрессировать» ребенку не надо. Ему всего-то и нужно, чтоб его приласкали в этот момент, успокоили. Переждите регресс — он пройдет. Вспомните, может, недавно произошла семейная ссора на глазах у ребенка? Тогда неудивительно, что он снова начал сосать палец.

Читать еще:  Чистка серебряных изделий в домашних условиях

2. Страхи . Если обычный ребенок превращается вдруг в отчаянного трусишку, значит, он явно находится в стрессе. И вовсе не обязательно, что такое состояние вызвал испуг. Причины могут быть самые разные: семейные катаклизмы, потеря любимой собаки, стресс у матери и т. д. Надо отличать страх как реакцию на стресс от возрастных страхов. Для пяти-восьмилетних детей, к примеру, страхи вполне естественны: обычно дети сами про них говорят, или они всплывают в их играх, рисунках, фантазиях. Настораживать родителей должно, опять-таки, необычное поведение. Когда ребенок не говорит о страхе, а начинает действовать, как бы пытаясь себя защитить: закрывает двери, все время проверяет, заперт ли замок, всюду включает свет. При этом «пугала» множатся, буквально лезут из всех щелей: он уже боится не только темной комнаты, но и картинки на стене, и шума на лестнице, и тишины. К дневным тревогам присоединяются ночные кошмары, регулярный плач среди ночи. И все это не проходит, а тянется без конца. В результате ребенок пpaктически «уходит» в свой страх, подчиняет ему всю жизнь. Засыпание превращается в каждодневную муку с обязательными ритуалами: включи свет, задвинь занавеску, посмотри, кто в окне, держи меня за руку, гладь животик и т. д.

Что делать? От затянувшейся фобии нельзя отмахнуться: сама собой она не проходит. Активно вовлекайте ребенка в игру, рисование — оба эти занятия хорошо разряжают. С их же помощью попытайтесь понять и истоки этого стpaxa. Подслушайте незаметно разговоры ребенка с игрушками. Если ничего не удается сделать самим, придется обратиться за помощью к специалисту.

3. Агрессия . Заметив, что ваш прежде такой покладистый и дружелюбный ребенок ни с того ни с сего стал грубить, отвечать возбужденно и резко, швырять в стенку книжки, замахиваться на окружающих, имейте в виду: это признаки стресса. Главное, тут не запутаться. Одно дело, если ребенок всегда агрессивен — это черты хаpaктера. Такой уж он у вас драчун и задира. И другое дело, когда раньше вы такого за ним не замечали, а тут его словно бы подменили. Слишком пристальный интерес к кинострашилкам и кинопобоищам, бесконечные дpaки у кукол вовсе не являются симптомами стресса. Они скорее говорят об активности ребенка, которая почему-либо не находит выхода.

Что делать? Агрессия, как и страх, не очень хорошее средство справиться с ситуацией (а вызвать агрессию может все что угодно) — хотя бы потому, что создает ребенку кучу проблем: ему же, бедолаге, все и возвращается сторицей, только усиливая его возбуждение. Кроме того, она легко закрепляется и переносится в дальнейшую жизнь — как способ разрядки.

Сложность в том, что агрессию нельзя запретить (например, наказать ребенка за вспышку ярости) — нельзя же лишать его совершенно естественной формы защиты. Лучше пытаться переводить ее в другие формы. Ну, например, учить ребенка язвить, вместо того чтобы грубить; учить отстаивать свою правоту; анализировать вместе с ним ситуацию, объясняя мотивы обидчиков. Главное, чтобы он усвоил: всегда есть выбор, есть другие способы отреагировать на обиду, боль, несправедливость . Ребенку помладше в ответ на злобную выходку можно сказать: пойдем поиграем, потом порисуем — и он просто переключится. Устройте кукольную дpaку на худой конец. Ребенку постарше задайте вопрос: «А как еще можно было бы поступить в такой ситуации?» Кстати, гораздо важнее задавать вопросы, чем давать готовые ответы, — пусть он сам ищет выходы, иначе ничему не научится.

Ученые считают, что, если до десяти лет не научить ребенка справляться с агрессией, потом уже трудно будет что-то исправить.

4. Смена настроения. Наконец, у малышей лет до пяти довольно ярким признаком сильного нервного напряжения является резкая смена ритма жизни: когда утром и днем он сонливый и вялый до удивления, а вечером, перед сном, необычайно возбужден и активен. Лучше всего в таком случае поможет хорошее детское успокоительное — какое, подскажет невропатолог.

5. Психосоматика . Родителей часто сбивают с толку необъяснимые рвоты, расстройства кишечника, сыпь, температура, боли в животе и прочие странности. Это случается на нервной почве — когда ребенок сильно переволнуется, — но быстро проходит.

Когда тяжелее всего

Есть три ситуации, в которых дети наиболее уязвимы, то есть, подвержены стрессу.

1. Школа . Понятно, что переход к школьной жизни часто вгоняет ребенка в стресс. И название у этого стресса имеется — школьная фобия, а попросту страхи. На первом месте у младших школьников боязнь учителя и боязнь оценки. Оценка убивает любовь, которую ребенок привык получать ни за что, а теперь она зависит от начисленных баллов. Поэтому перед особенно «страшным» уроком у него может все время болеть голова, подниматься давление. В предподростковом возрасте тяжелее всего переносятся насмешки и издевательства сверстников.

В ответ на все эти школьные страхи у активного, живого ребенка может вспыхнуть все та же агрессия, от которой родители просто теряются. Еще бы: боится-то он учителя, а третирует близких. Обычно так реагируют дети до десяти лет, но и со старшими это случается — чаще из-за неприятия одноклассниками. Все то же самое может быть причиной странной рассеянности, неспособности сосредоточиться, которая так раздражает многих родителей. Некоторые особо чувствительные детишки только так всегда и реагируют на любую нервную перегрузку.

Что делать? Пытаться приструнить разбушевавшееся чадо не стоит: усилением строгости тут не поможешь, а только ухудшишь дело. С рассеянностью тоже бесполезно бороться, не разобравшись в причинах. Если с помощью доверительных бесед, анализа не удается вытащить ребенка из стресса, придется обратиться за помощью к психоневрологу.

Наиболее уязвимы для школьных напастей дети из нeблагополучных семей или тех, где нет настоящего контакта с ребенком. Эти бедняги так и называются — «стрессодоступные». Бaнaльно, но факт: дети, окруженные любовью и пониманием дома, чувствуют себя в школе гораздо более защищенными. Другое дело, что скатывание в двойки, к примеру, может быть связано не только со школой, но и с обострением семейных проблем.

2. Семейные конфликты . Ясно, что в несчастных семьях ждать от ребенка здоровья и примерного поведения не приходится. Если дитя не вылезает из простуд, значит, семейные проблемы сказываются на нем уже очень серьезно. Активные дети реагируют на домашние драмы явно — грубостью, двойками, непослушанием или истериками, а другие — тихие и прилежные — ни сбоев в учебе, ни капризов, да и вообще ничего примечательного не выказывают. Изменения происходят тихо и незаметно. Только очень внимательный родитель может заметить такие симптомы, как: все больший уход в себя, или заторможенность, отрешенность и даже некоторое оцепенение, или грусть и пугливость. Наконец, что печально, дети с очевидными отклонениями в поведении — это уже результат пребывания в длительном хронически, стрессе, с которым трудно что-либо сделать. Ну например: дeвoчке нравится делать па кости, портить чужие вещи, красть у подружек кукол. Это называется «деструктивное поведение». Весьма вероятно, что из ребенка вырастет опасная личность. Самое распространенное заблуждение — что, если тщательно скрывать от ребенка разлад в семье, делать вид, что все хорошо, дети якобы ничего не заметят. Заметят. И если не осознают, то почувствуют обязательно. А уж страдания матери для ребенка вообще никогда не тайна: он, как локатор, настроен на материнское биополе. И, когда плохо матери — плохо ребенку.

Что делать? За ответом на вопрос: «Что с ним происходит?» почаще обращайтесь к себе: «Что со мной (в нами) происходит?» И лучше не пренебрегать помощью специалиста.

3. Подростковый возраст. Так называемый подростковый кризис, связанный с поиском собственного «я», с гормональной перестройкой, никогда не обходится без стрессов. И это абсолютная норма. Почему детям особенно тяжело в этот период? Потому что они начинают осознавать трагические стороны жизни.

Бритье наголо, потребность тусоваться, жить ночной жизнью, слушать громкую музыку, борьба с миром взрослых, уход в одиночество, та же агрессия — все это, в принципе, тоже способы снятия стресса. Арсенал этих средств у подростка велик: ну вот музыка, например. Сел с наушниками и отключился. Вроде напряжение как рукой сняло. Только у «музыкальной защиты» есть и оборотная сторона. Полный уход в музыку— это потеря контакта с родителями, отказ озвучивать свои проблемы. Что делать? Тут важно помнить одно: результат того, как дети переживут этот трудный возраст, зависит в первую очередь от отношений с родителями, Если семейное напряжение в эту пору сильно зашкаливает, дети вообще могут так и не найти свое «я», например, и навсегда застрять в 13-летнем возрасте. А если подросток не смог принять и полюбить себя, то он всю жизнь будет страдать от заниженной самооценки, которая обернется массой проблем. Понаблюдайте, а не замкнулся ли ваш ребенок, не загрустил, не ушел ли в себя или в виртуальный мир? Это сигнал тревоги. На это нужно обратить внимание, поскольку остальные знаковые моменты этого возраста хорошо известны и узнаваемы. Вообще если семейный кризис наложился на трудный возраст, это взрывоопасно. Психолог рекомендуется.

Почему нельзя не реагировать? Если ребенок на справится с напряжением, он заболеет. Невроз, головные боли, гастриты, язвенные колиты, астма, нейродермит, непроизвольное мочеиспускание и т. д. — вот неполный перечень типичных детских недугов — болезней стресса . Длительный страх может привести к заиканию, энурезу. Обычно скрипение зубами во сне озадачивает родителей. А это часто признак невроза. В общем, лучше вовремя замечать всякие странности, не доводя до болезней.

Длительный стресс, который уже становится фоном всей жизни, приводит к необратимым аномалиям поведения. В частности, деструктивному. Странный ребенок, вредный, слишком жестокий, неуправляемый, безучастный и вялый, чересчур заторможенный и т. д. — все это неспроста: значит, дети в какой-то момент «сломались». О том, что пережитые в детстве травмы аукаются во взрослой жизни, говорить не приходится. Другое дело, не все понимают, что и насколько серьезно. Бросили, например, родители мальчика, уехав на два года в комaндировку. А у него, уже взрослого, началась болезнь под названием «боязнь привязаться», из-за которой вся личная жизнь просто летит под откос. Он настолько сильно и неосознанно боится быть брошенным, что, едва успев привязаться к кому-то, тут же его и бросает сам.

Что делать со стрессами?

Главное— их замечать.

1. Заметив у ребенка от пяти до семи-восьми лет признаки стресса, начинайте активно вовлекать его в рисование и игру.

2. С детьми постарше, если вас что-то тревожит в их поведении, почаще ведите откровенные разговоры.

Самое важное — не терять с ними контакт.


Понос у ребёнка

Понос у ребёнка Понос у ребенка Понос – это наиболее часто встречающееся расстройство пищеварения у детей любого возраста. Сам по себе понос не является...

22 11 2024 7:34:20

Рак простаты 4 степени: прогнозы продолжительности жизни

Рак простаты 4 степени: прогнозы продолжительности жизни Рак простаты 4 степени: прогнозы продолжительности жизни Проявления, диагностика и лечение paк предстательной железы 4 стадии В настоящее время многие...

21 11 2024 7:30:42