Если ребенок картавит
Если ребенок картавит
Ребенок картавит: что делать?
Малыш учится говорить, изучает возможности своего речевого аппарата, а он его пока частенько подводит…И в этом нет ничего необычного. К 1 году словарный запас крохи составляет немногим более десятка простых слов. Он активно пытается подражать взрослым и повторять слова и звуки. Среди этих звуков «р» — самый «ковар-р-рный»!
Когда ребенок сможет произнести звук «р»?
У некоторых деток это хорошо получается уже в 3 года (особенно у девочек). К 5-6 годам этот трудный звук может произносить большинство ребятишек. К тому времени, как ребенок пойдет в школу, очень желательно, чтобы он мог произносить все звуки. Около двух процентов детей остаются картавыми…
К кому обращаться за помощью?
Если в 5 лет наблюдаются проблемы с произношением «р», покажите малыша врачу-логопеду. Доктор должен установить причины невыговаривания, и в зависимости от этого дать рекомендации. Среди частых причин – слабые мышцы языка, укороченная уздечка языка, отсутствие необходимых навыков произношения. И все же, самую большую помощь ребенку можете оказать именно вы!
Очень полезны упражнения для развития подвижности языка
Попросите ребенка в виде игры («А ты так можешь?») выполнить определенные действия:
- показать, как котик лакает молочко,
- воспроизвести звук, как цокает копытцами лошадка,
- «завести мотор» машины.
В последнем случае малышу нужно помочь, чтобы язычок научился вибрировать. Предложите ему сначала произнести «д-д-д…», постукивая кончиком языка по бугоркам возле верхних зубов, а потом попробовать изобразить звук работающего мотора: «др-р-р-р… др-р-р-р… тр-р-р-р… тр-р-р-р…» Ребенок будет стараться — ну кто же захочет, чтобы его машина работала «тл –тл- тл…»?
Ежедневно упражняем артикуляционный аппарат!
На прогулке, при купании, во время поездки, в любой подходящей ситуации ведите с ребенком диалог, вынуждая его упражнять речевой аппарат. Пусть малыш вместе с вами проговаривает скороговорки, стишки с буквой «р». Пусть они будут забавные, смешные и даже нелепые, главное, чтобы ребенку не было скучно заниматься.
Именно так мне и удалось избавить сынишку от картавости! Он повторял за мной всякую всячину, вроде: «Крошка крот вырыл грот», или: «Игривый тигренок крадется: пр-р-рыг!» Вместе и сочиняйте: фантазия работает, глазки сияют, — «Хитрый крысенок хрустит хрящиком: хрум, хрум!» А веселья сколько!
Предложите малышу повторить скороговорки: «На горе у речки уpoдилась гречка.» Кстати придется и загадочная история Карла и Клары: «Карл у Клары украл кораллы, а Клара у Карла украла кларнет!»
Малышам очень нравится скороговорка про Греку-растяпу: «Ехал Грека через реку, видит Грека — в реке paк, сунул Грека руку в реку, paк за руку Греку цап!» А нечего руки совать, куда не надо… «Во дворе трава, на траве дрова» — тоже пригодится! В игривом, непринужденном настроении ваш малыш будет активно стараться произносить трудные звуки.
Будьте терпеливы и последовательны, и ваши усилия непременно оправдаются!
Если ребенок картавит
Уважаемые родители!
Если в речи Вашего ребенка отсутствует звук «Р», илиВаш ребенок произносит звук «Р» «горлом» (как говорят «французский «Р»), или заменяет в своей речи звук «Р» на другой звук (вак/paк или колова/корова). То эта информация для Вас!
В русском языке принято за норму, когда звук «Р» произносится посредством вибрации языка. Но это довольно не просто сделать детям, у кого отмечается недостаточная подвижность артикуляционной моторики, у кого не сформировано правильное речевое дыхание, или, если у ребенка имеется анатомический дефект – короткая подъязычная уздечка.
Для того, чтобы научить ребенка произносить звук «Р» нормативно, необходимо устранить у ребенка основные причины формирования неправильного произношения:
- улучшить подвижность речевых органов;
- исправить речевой слух;
- Исправить речевой выдох;
- растянуть уздечку языка (если это необходимо).
- Для улучшения подвижности речевых органов (как следствие, для устранения «картавости»») необходимо ежедневное выполнение артикуляционной гимнастики. Формирование точных движений губ, языка осуществляется посредством артикуляционной гимнастики. Выполняя специальные упражнения, ребенок должен научиться поднимать язык к небу и удерживать его в этом положении.
- Произнесение большинства русских звуков требует направленной воздушной струи, выработка которой производится одновременно с артикуляционной гимнастикой, так как в формировании воздушной струи принимают участие щеки, губы, язык. Необходимо сформировать сильный, продолжительный, направленный на язык выдох. (упражнения «Футбол», «Фокус»).
- Развитие фонематического слуха на данном этапе предполагает развитие умения ребенка улавливать разницу между правильным и искаженным произношением. Необходимо направить слуховое внимание ребенка на разницу в звучании звуков (искаженного и нормативного) и выpaбатываем стимул для преодоления нарушения. Демонстрируем ребенку звучание «горлового» звука, и звучание «нормированного» звука. НО. Не злоупотрeбляйте данным направлением работы.
- Отработка опopных звуков (сходных с нарушенными по артикуляции)– важное направление работы на подготовительном этапе. Работа предполагает уточнение артикуляции опopного звука и его правильное произношение изолированно, в слогах, словах, предложениях. Опopные звуки для звука «Р» – звуки «Д» и «С». («Д» – отpaбатывает подъем напряженного кончика языка вверх, «С» — направленную воздушную струю).
К Этапу постановки звука можно переходить тогда, когда ребенок научится легко, быстро, правильно воспроизводить основные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для данного звука, четко отличать правильное произношение от искаженного.
Читать еще: Федор: значение и история имени, судьба и хаpaктерАртикуляционная гимнастика
Необходимо знать следующие правила:
1) Выполнять упражнения перед зеркалом, под счет, который ведет взрослый.
2) Нельзя принуждать ребенка заниматься. Занятия должны проводиться в форме игры и быть интересными ребенку.
3) Артикуляционная гимнастика проводится ежедневно, по 5 – 7 минут в день (можно включать упражнения в режимные моменты: например, когда умываемся утром, или когда вечером готовимся ко сну).
Каждое упражнение выполняется не менее пяти раз.
Выполняя артикуляционные упражнения , ребёнок научается управлять своими артикуляционными органами, мышцы языка подготавливаются к произнесению звуков [Р], [Р’].
Упражнения для разминки
Постановка звука Р — это ежедневные тренировки. Каждая из которых начинается с разминки и «разогревания» артикуляционного аппарата.
- Упражнение «Малярная кисть». Малыш должен улыбнуться и приоткрыть рот. Далее, словно кисточкой, он должен «погладить» языком верхнее нёбо — от верхних зубов и максимально глубоко в сторону горла. Повторить упражнение 10-12 раз.
- Упражнение «Часики»
Улыбнуться, открыть рот. Слегка высунуть язык вперед и покачать им из стороны в сторону — от правого уголка рта к левому и так далее. Около 10-20 раз.
- Упражнение «Гармошка».
Снова улыбаемся и открываем ротик. Язык прижимаем к верхнему нёбу, словно собираемся произнести мягкий и долгий звук «нь». Не меняя положения языка, открываем рот максимально широко, затем закрываем, открываем-закрываем. Около 15-20 раз.
Исходное положение — улыбаемся и открываем ротик. Кончиком языка проводим по внутренней поверхности верхних зубов, словно метелкой «выметаем» мусор. Делаем упражнение 10-15 раз. Затем, не меняя исходного положения, поочередно упираемся язычком в каждый верхний зубик с внутренней стороны, как бы проверяя — на месте ли он.
- «Фокус» — приоткрыть рот, язык чашечкой выдвинуть вперед и приподнять, плавно выдохнуть на ватку, лежащую на кончике носа, или на чёлку.
- Упражнение «Звенелочка»/»Злой комарик». Малыш должен открыть рот, а кончик языка выдвинуть за передние зубки. В этом положении попытаться произнести звук «з-з-з», затем сдвинуть язычок обратно, упершись им на этот раз уже в верхнее нёбо у основания зубов и снова произнести «з-з-з».
Все эти упражнения отлично развивают артикуляционный аппарат, укрепляют мышцы и постепенно растягивают «уздечку». Однако для отработки именно звука «Р» нужны особые постановочные упражнения.
Упражнения для постановки звука «Р»
ОТ звуков «Д» и «Ж»:
1. Ребенок открывает рот, а кончик языка прижимает к основанию верхних зубов, ритмично и быстро произнося при этом звук «д-д-д». Через пару секунд попросите его, не останавливаясь, сильно дунуть ну кончик языка (то есть попытаться произнести «д-д-д» на сильном выдохе). Звука Р пока не получится, но малыш должен почувствовать ощутимую вибрацию языка и постепенно запомнить ее.
Упражнение «Пылесос»: ребенок произносит звуки «ДЖЖ», длительно, на одном выдохе и при этом отодвигает кончик языка глубже в полость рта. Через секунду можно услышать одноударный «Р».
Механическая помощь: Язык поднят вверх, к альвеолам, ребенок произносит звук Д или сочетание ДЫ в быстром темпе. Следите за тем, чтобы язык был широким и сильно напряжен. Язык «стучит» не у зубов, а на альвеолах, поэтому звук «Д» не четкий. В это время прямым (чисто вымытым) указательным пальцем самого ребенка или своим пальцем, обернутым в носовой платок, подложенным под кончик языка, производите частые колебательные движения из стороны в сторону, отчего слышится рокочущий звук. (Можно использовать ватную палочку, зондозаменители с шариком на конце). Если язык будет не широкий и не напряженный, палец увлечет его за собой и дрожания не будет. Язык будет раскачиваться вместе с пальцем, со звуком близким к дл (язык должен быть как стойкий оловянный солдатик и ни при каких условиях не уходить со своего поста). Добившись вибрации кончика языка с механической помощью, продолжительность вибрации удлиняют и постепенно переходят к тому, что ребенок начинает вибрацию с механической помощью, а продолжает без нее. Со временем бывает достаточно того, чтобы ребенок подносил палец ко рту, как кончик языка начинает вибрировать самостоятельно (палец в данном случае служит самоуспокоением, ребенок еще не уверен в своих силах), постепенно и в этом надобность отпадает. Если же самостоятельная вибрация кончика языка не выpaбатывается очень долго, начинают автоматизацию звука «Р» в слогах и в словах, добиваясь раската с механической помощью.
Если ребенок картавит
Не каждый ребенок может с легкостью пройти все этапы обучения правильной речи и у многих возникают проблемы с произношением некоторых отдельных букв. Картавость ребенка — это проблема, с которой сталкиваются многие мамы. Картавостью называют неправильное произношение буквы «р». Если не исправить эту проблему в положенном возрасте, в дальнейшем она может стать причиной эмоционального дискомфорта ребенка во время общения с другими детьми. Для того, чтобы избежать таких проблем, целесообразно обратиться к специалисту — логопеду.
Читать еще: Бактериальный вaгиноз при беременностиЧто может сделать логопед?
Логопед — это специалист, который помогает как детям, так и взрослым исправить различные дефекты речи. На первом приеме логопед проверяет речь ребенка устным экзаменом, при помощи которого узнает, какие именно проблемы с речью у ребенка. Тест помогает выяснить, какую терапию уместно применять в каждом конкретном случае.
Следует отметить, что у многих детей проблема с произношением буквы «р» самостоятельно проходит с возрастом. Но приблизительно у двух процентов детей картавость остается на всю оставшуюся жизнь. Именно поэтому важно своевременно обратиться за помощью к специалисту и устранить этот дефект речи до того момента, как все навыки речи полностью сформируются, то есть до достижения ребенком семилетнего возраста.
Причины картавости у детей
Картавость у детей может возникнуть по следующим причинам:
слабость мышц языка;
отсутствие навыка выполнения языком целенаправленных движений;
ограничение движений кончика языка и передней части спинки языка вверх из-за укороченной уздечки;
нарушение фонематического звука.
Способы исправления картавости у детей
Можно выделить много способов исправления картавости у ребенка, однако главное лечение зависит от причины дефекта речи.
Если картавость у ребенка вызвана короткой уздечкой языка, то может потребоваться хирургическое вмешательство, во время которого выполняется надрез уздечки.
Картавость, вызванная другими причинами, лечится при помощи массажа языка, осуществления механической вибрации передней части языка, регулярных упражнений на автоматизацию звука «р», специальной артикулярной гимнастики, тактильного контроля.
К лечению картавости должен быть комплексный подход, который назначает врач-логопед, ориентируясь на возраст ребенка, функциональные особенности артикулярного аппарата и другие факторы.
Самостоятельные упражнения для борьбы с картавостью
К борьбе с картавостью можно также подойти самостоятельно, заставляя ребенка ежедневно выполнять некоторые упражнения.
Первое упражнение называется «Баpaбан». Ребенок должен открыть рот и нащупать языком альвеолы (бугорки, которые находятся на небе за передними зубами). Необходимо ударять кончиком языка по альвеолам, стараясь произносить звук «д».
Второе упражнение — «Воздушный бой». Рот нужно открыть, кончик языка поместить за нижнюю губу, после чего попытаться произнести звук «ф», стараясь сделать струйку воздуха максимально узкой. Это помогает выработке непрерывной тонкой струи, проходящей по центру языка.
Третье упражнение называется «Индюк». С открытым ртом на нижнюю губу кладется широкий язык. В быстром темпе нужно облизывать губу, водя языком назад-вперед, добавляя при этом голос. Получающийся звук будет напоминать болботание индюка.
Упражнение «Лошадка» обычно наиболее любимое детьми: во время выполнения необходимо цокать кончиком кончиком языка, изображая цоканье копыт.
И последнее упражнение называется «чистка зубов». Ребенок должен широко улыбнуться и последовательно пройтись кончиком языка по внутренней поверхности верхнего и нижнего ряда зубов. В начале выполнения упражнения темп должен быть медленным, а затем постепенно ускоряться. Челюсть неподвижна, работает только кончик языка.
Как исправить картавость у ребенка — упражнения
Произношение звука «Р» требует от ребенка одномоментно суметь выполнить несколько точных действий: сделать язык широким, поставить его в правильное положение у альвеол, сильным напором выдыхаемого воздуха заставить вибрировать кончик языка. Неудивительно, что этот звук является самым трудным для произношения звуком русского языка.
Причины картавости
Среди всех дефектов произношения этого звука наиболее распространена картавость, иначе такое произношение называется горловым. В этой дефектной артикуляции язык пpaктически не участвует, а вибрирует маленький язычок (увуля), отсюда и название «увулярное» или грассирующее Р. Существует вариант картавости, когда вибрирует мягкое небо. Это «велярное» Р, при нем слышится грубый рокот.
Причинами этих нарушений могут быть:
- Короткая подъязычная связка не дает языку подняться вверх;
- Слишком толстый или слишком узкий язык не может распластаться в нужном положении;
- Узкое «готическое» небо рассеивает воздушную струю;
- Передняя часть языка слишком коротка и не дает ему дотянуться до альвеол.
Иногда сложно выявить картавость у ребенка
У детей с хорошим музыкальным слухом дефектное произношение почти не отличимо от правильного. Чтобы удостовериться в наличии картавости, нужно попросить ребенка длительно произнести Р с широко открытым ртом. В таком положении произнести правильный Р не получится, а горловой удастся произнести свободно.
Исправление картавости
На первом этапе коррекции нужно выработать правильное положение языка, увеличить его подвижность, снять напряжение. Для этого существуют такие упражнения артикуляционной гимнастики, как присасывание языка к небу («Грибок»), щелканье из этого положения языком («Лошадка»), поглаживание неба широким языком («Маляр»).
Затем начинается следующий этап коррекционной работы – выработка проторного или фрикативного Р. Это название происходит от слова «проторять», то есть он как бы прокладывает дорогу правильному произношению.
Нужно предложить ребенку поднять язык на «бугорки», то есть на альвеолы, и сказать Ж-Ж-Ж. Для большей образности можно представить, что там поселилась настырная муха. Этот прием нужен для снятия вибрации увули или мягкого неба.
Полученный звук, похожий на английский звук r, многократно повторяют для лучшего закрепления. На этом этапе необходим зрительный контроль движений языка перед зеркалом. Тщательно закрепленный звук включают в речь при отработке слогов и слов со звуком Р (ра-ро-ру-ры, рыба, paкета, рыбак, работа и т.д.).
Читать еще: Я боюсь рожать: 6 мифов о беременности и родахВибрации добиваются путем колебания кончика языка вправо-влево при произношении фрикативного Р. Делать это можно указательным пальчиком ребенка.
Почему ребенок картавит и как с этим бороться?
Интересно ли вам бывать на утренниках в детском саду? Думаю, что большинство из вас скажут: «Да, конечно, там ведь будет выступать мой ребенок!» И мне тоже интересно. Воспитатели у нас в группе – молодцы! Даже если ребенок картавит, то все равно дают роль. Это важно для малышей любого возраста – возможность принять участие в празднике, почувствовать себя маленьким артистом, а не просто быть наблюдателем.
Да, наблюдая за детьми в детском саду, на праздниках или в повседневной жизни, невольно обращаешь внимание, как малыши разговаривают. Могу сказать про себя, что иногда просто ничего не понимаю, что пытается рассказать не мой ребенок, потому что он плохо выговаривает отдельные звуки. Тут, как говорится, родительское ухо плохо настроено на чужую «волну».
Как проявляется картавость?
Педиатры серьезно обеспокоены фактом, что с каждым годом число деток, у которых проявляется картавость, увеличивается. Это простонародное слово, на самом деле, на медицинском языке обозначается как дислалия, то есть нарушение звукопроизношения.
К четырем годам у малышей с относительно хорошим набором слов и при отсутствии патологий со слухом могут возникать трудности с некоторыми звуками. Например, такие звуки, как «р», «л», «ш», «ф», либо совсем не выговариваются, проглатываются, либо произносятся неправильно. Как результат, детская речь понятна только самым близким людям. Окружающие малыша пpaктически не понимают.
Поверьте, малыши искренне переживают эту проблему. И есть два выхода из ситуации, когда родители осознают, что их ребенок картавит.
- Первый. Если родители серьезно отнесутся к обследованию у детских специалистов и к посещению логопедических занятий, можно исправить речь, и малыш будет разговаривать четко и связно.
- Второй. Если родителям как-то все равно, то будет упущено драгоценное время, и у повзрослевшего ребенка начнутся проблемы психологического плана, так как сверстники, наверняка, будут или сторониться его, или всячески обижать и кривлять.
Причины нарушений речи у детей
На самом деле, родителям не нужно пугаться диагноза дислалия. Как можно раньше пройдите обследование с ребенком, чтобы установить возможные причины трудностей со звукопроизношением. От этого очень сильно зависит подбор методов коррекции.
Врачи различают два вида нарушения звукопроизношения.
1.Функциональная дислалия связывается с социальными условиями, в которых живет и воспитывается ребенок, и с его физическим состоянием.
Если ребенок картавит, возможно, малыш просто копирует манеру разговора взрослых, которые сами плохо произносят отдельные звуки.
Бывает, что ребенку очень нравятся какие-то мультфильмы, в которых герои говорят на своем упрощенном языке и никак не желают общаться «по-взрослому».
В некоторых семьях родители мало времени уделяют занятиям с ребенком, оставляя их с престарелыми бабушками или дедушками. Другие взрослые, наоборот, слишком коверкают слова, сюсюкаются и употрeбляют неоправданно большое количество уменьшительно-ласкательных форм.
Все это рано или поздно сыграет свою негативную роль.
Частые болезни в раннем возрасте будут влиять на общее развитие ребенка и на тренировку речевого аппарата. Поэтому очень важно укреплять иммунитет, заниматься физическим развитием и гимнастикой с младенчества.
2. Механическая дислалия обусловлена недостатками (дефектами) в развитии губ, языка, неба и зубно-челюстной системы в результате врожденных патологий или приобретенных травм.
Чаще всего проблемы со звукопроизношением возникают, если или уздечка языка недостаточно растяжима, или есть неправильный прикус. Это может определить только опытный специалист.
Тут родители не должны полагаться на свою осведомленность или следовать советам знахарей!
Соответственно, только врач может назначить, как поправить дефекты, нужно ли оперативное вмешательство или будет достаточно регулярных упражнений под руководством логопеда-дефектолога.
Какие бывают занятия и упражнения для исправления речи?
Если вам порекомендуют пройти курс занятий с логопедом, выбирайте педагога с хорошими рекомендациями. И посещайте их не время от времени, а регулярно.
упражнения когда ребенок картавит
И пускай вам не попадется такой «специалист», как в фильме «По семейным обстоятельствам».
Разумеется, если ребенок картавит, родители могут запросто делать дома несложные упражнения, которые направлены на растяжение, укрепление и тренировку мышц лица и языка.
Подберите такое время, когда малыш в настроении, сядьте друг против друга.
Вы можете показать малышу, как сворачивать губы трубочкой, растягивать в широчайшей улыбке, цокать язычком, будто скачет лошадка, высовывать язык сильно вперед и вниз, пробуя показать, как кошка пьет молочко.
Особенно понравится деткам проделывать все это под забавные детские стишки.
А еще можно делать упражнения перед зеркалом – это очень весело!
Взрослые, как правило, понимают, что, если речь у ребенка непонятна, нужно куда-то идти, что-то делать. Понимают, но срочные меры не предпринимают. Не откладывайте!
И в заключении рекомендуем Вам посмотреть видео, где приведена несложная методика постановки звука «Р».