Еврейская диета
Еврейская диета
Израильское питание — секрет долголетия
Израиль занимает достаточно высокое место среди других стран по продолжительности жизни. По этому показателю он обогнал такие высокоразвитые государства, как Великобритания, Германия, США и др. Причиной долголетия жителей этой страны являются многие факторы. Немалую роль в этом играет питание.
Из чего состоит израильское питание?
Израильская кухня является частью средиземноморской кухни. Ученые давно заметили, что питание жителей этого региона благотворно влияет на здоровье. Они провели множество исследований, в ходе которых было выявлено, что люди, живущие в этом регионе, по сравнению с другими реже страдают повышенным давлением, меньше болеют сердечно-сосудистыми заболеваниями, диабетом, болезнью Альцгeймера. Причиной тому является обилие в рационе свежих фруктов и овощей, оливкового масла, козьего сыра, а также большого количества рыбы и морепродуктов.
Израиль создан еврейскими иммигрантами, приехавшими из многих стран. Его кухня соединяет в себе блюда из Восточной Европы, Испании и Ближнего востока. Учитывая это, становится понятно, почему питание израильтян отличается таким большим разнообразием. Надо добавить, что большое влияние на кухню Израиля оказывают требования кошерности (подробнее об этом см. ниже).
Самые популярные блюда
- Гефилте фиш — фаршированная рыба, представляющая собой рыбью кожу, начиненную фаршем из этой же рыбы, приправленным пикантными специями.
- Куриный бульон — традиционное блюдо еврейской кухни,
- Печеночный паштет — кушанье из говяжьей или телячьей печени, в которое добавляют сливочное масло, вареную морковь, лук, а также вино и специи.
- Форшмак — селедочный паштет, в который, кроме сельди, также кладут крутые яйца, яблоко, лук и белый хлеб.
- Мацебрай — состоит из мацы, размоченной в молоке, затем в эту массу добавляют яйца и жарят на масле.
- Кугель — запеканка из лапши с гусиным жиром и яйцами.
- Цимес — десертное блюдо из моркови, куда могут быть добавлены изюм, корица и пр.
- Бейгл — выпечные изделия типа бубликов, посыпанные маком, орехами, кунжутом и т. п.
- Хоменташ — треугольные открытые печенья, начиненные маком.
- Пита — круглый плоский пресный хлеб с «карманом», в который можно класть начинку (мясо, салат).
- Кус-кус — крупа по виду напоминающая просо, готовится промышленным способом из манки; сваренный кус-кус дополняют овощами и горохом нутом.
- Шакшука — острая, пикантная яичница, которую готовят вместе с помидорами, луком и болгарским перцем.
- Хумус — паста из пюре гороха нута, смешанная с кунжутной пастой, чесноком, оливковым маслом, лимонным соком и молотым красным перцем.
- Фалафель — шарики из пасты гороха нута, жаренные во фритюре и приправленные специями, ими часто начиняют питу.
- Бурекас — пирожки из слоеного теста, начиненные сыром, картофелем, грибами, яйцами, солеными огурчиками и пр.
Круглый год на столе свежие фрукты и овощи
Для средиземноморской диеты, о которой шла речь выше, хаpaктерно большое количество свежих фруктов и овощей в рационе. Они являются важной составляющей питания израильтян. Их едят ежедневно, причем, круглый год. Ведь в Израиле всегда светит солнце, температура воздуха там даже зимой пpaктически никогда не падает ниже 11-12 градусов тепла. А в летние месяцы она доходит до 30 и более градусов.
Поэтому там имеются благоприятные климатические условия для вызревания самых разнообразных плодов. В Израиле растут не только яблоки, груши, виноград, хурма, персики и абрикосы, которые продаются в наших магазинах. Там также произрастают фрукты, которые для нас являются экзотикой. Это питайя, мушмула, манго, личи, карамбола, гуава, маpaкуйя и многие другие.
Вкус израильских фруктов бесподобный. Их невозможно сравнить с яблоками, грушами, бананами, сливами, персиками, продающимися в российских магазинах. Причина в том, что плоды, поступающие в нашу торговлю, приходят издалека. Они снимаются с деревьев недозрелыми, чтобы они дошли до спелости во время долгого пути к покупателю.
А израильские фрукты растут тут же, на месте. Они пропитаны жарким субтропическим солнцем. Их снимают абсолютно спелыми и сочными и сразу же отправляют в магазины и на рынки.
Кошерность: контроль еды на страже здоровья
Важным элементом израильского питания является соответствие продуктов требованиям кошерности («кашрут»). Этот термин обозначает пригодность различных вещей для приверженцев иудаизма (не только пищи, но и многого другого). Однако чаще всего слово «кашрут» применяют к правилам, касающимся еды. Эти требования направлены на сохранение здоровья людей и являются очень строгими.
Мясо, рыба, птица
По правилам кошерности можно есть и использовать только мясо травоядных животных. Они должны быть одновременно жвачными и парнокопытными (с раздвоенными копытами). Это мясо коров, коз, овец, лосей, горных козлов и пр.
Из птиц разрешено применять только куриц, индеек, уток, гусей, перепелов и гoлyбей.
Рыба, соответствующая кошерности, должна обладать плавниками и чешуей. Другие виды не допускаются.
Как производится забой скота
Требования кошерности касаются и убоя животных. Для этого существуют строгие правила. Забивать животных имеет право только сертифицированный резник, прошедший специальное обучение. Главное правило таково: убой должен быть произведен одним плавным движением ножа, после которого животное мгновенно теряет сознание и не чувствует боли. Если это правило не соблюдено, мясо не годится в пищу.
Есть даже специальное религиозное предписание, где изложены требования подготовки ножа к забою. Там изложено, как его нужно точить, чтобы он был очень острым и идеально гладким, без единой зазубринки.
Запрет применения в пищу крови
Кровь животных не должна быть использована. Чтобы ее удалить, мясо 30 минут вымачивают в соленой воде (она впитывает в себя кровь). После этого его со всех сторон посыпают солью и на 60 минут кладут на решетку для стекания крови. В самом конце его тщательно промывают в трех водах.
Запрещение смешивания мясной и молочной пищи
Одновременное использование в одной трапезе мясных, рыбных и молочных продуктов питания запрещено. Только через несколько часов после того, как был съеден один из этих видов продуктов, можно будет съесть другой (это упоминается еще в Библии).
Запрещение использования насекомых
Требования кошерности не позволяют использовать в пищу насекомых и личинок. В соответствии с этим муку необходимо просеивать, а крупы перебирать. Листовые овощи (капуста, кочанный салат, щавель, руккола, брокколи и пр.) надо вымачивать в подсоленной воде, чтобы изгнать возможных насекомых. Также надо тщательно проверять фрукты на предмет червячков и личинок.
Цель законов кошерности
Как гласит иудаизм, требования кошерности установлены для следования мopaльным ценностям. Это сделано для того, чтобы:
- сократить до минимума число животных, используемых в пищу,
- проводить забой максимально безболезненно («с уважением и состраданием»),
- выработать отвращение к кровопролитию.
Законы кошерности запрещают жестоко относиться к животным. Их позволяется умерщвлять только для использования в пищу, для медицинских исследований и т. п.
Все продукты питания, которые продаются в Израиле, на упаковке обязательно имеют фирменные печати и обозначения контролирующих инстанций, которые проверяют соответствие требованиям кошерности. Этот контроль проводится под надзором раввината.
Благодаря строжайшему контролю качества пищи, потрeбление кошерных продуктов выросло в большой бизнес — причем, не только в этой стране, но и далеко за ее пределами. Такие продукты употрeбляют люди, независимо от национальности. Они особенно популярны у вегетарианцев, людей, страдающих теми или иными видами аллергии, непереносимости определенных видов питания и т. д. Помимо Израиля, по потрeблению кошерной пищи лидируют Соединенные Штаты Америки, Франция, Великобритания.
Факторы, способствующие долгожительству: итоги
Долголетию жителей этой страны способствуют многие факторы. Во-первых, это прекрасный климат, в Израиле круглый год тепло и солнечно.
Далее, страна славится высокоразвитой медициной — с точки зрения научных разработок, производства новейших медикаментов, а также медицинской пpaктики. Здоровье нации является государственным приоритетом.
И конечно, очень важно высочайшее качество продуктов — мяса, рыбы, дичи, молочной пищи, овощей, фруктов. В стране законодательно проводится строжайший контроль качества. На каждом продукте стоит печать проверки кошерности, без нее производителям закрыт путь в торговые сети, магазины, на рынки.
Читать еще: Можно ли кормящей маме терафлю?Также израильтяне, живущие на берегу Средиземного моря, привержены средиземноморской диете, в которой повседневной едой являются оливковое масло Extra virgin, много рыбы и морепродуктов, разнообразные овощные салаты и т. д.
Все эти факторы в совокупности объясняют, почему в этой стране достаточно высокие показатели продолжительности жизни.
Еврейская диета
Еврейская диета действительно пришла к нам с далеких ближневосточных земель. В основе данного метода похудения заложен принцип правильной комбинации продуктов, однако иудеи, прежде всего, исходили из учета собственных религиозных взглядов и менталитета.
Вся пища на еврейской диете должна быть кошерной
Одним из явных преимуществ еврейской диеты является её продолжительность – она может длиться столько, насколько хватит вашего желания, минимальная же продолжительность диеты составляет один месяц.
Также следует предупредить: на стремительную потерю веса рассчитывать не стоит, но не расстраивайтесь – благодаря добросовестному соблюдению всех правил, терять до трёх килограмм лишнего веса за две недели вполне реально.
Правила меню еврейской диеты
Если все вышеизложенное вас устраивает, смело переходите к действиям. «Но каковы же главные принципы диеты?», — спросите вы. Их не так уж и много, поэтому запоминаются они легко:
- Из вашего рациона полностью должны исчезнуть молочные продукты.
- Мясо и яйца есть можно, но отдельно друг от друга – в разных блюдах. Желательно употрeбллять только нежирные сорта мяса, а куриное и другое птичье мясо употрeбллять без кожицы. Свинина и конина запрещены!
- Рыбу сочетайте с зеленью и зелёными овощами (это касается цвета, а не зрелости овощей).
- Приятная новость: овощи можно есть с хлебом и крупами.
- Фрукты употрeбляете отдельно от других продуктов – особенно сладкие фрукты.
- Количество употрeбляемых жиров необходимо ограничить, предпочтение отдавайте оливковому и подсолнечному маслам.
- Всевозможные торты, пирожные, конфеты и прочее сладкое исключается, но для истинных сладкоежек в данном правиле нашлось и исключение – допускается заменить сладости медом, правда, количество употрeбляемого меда в день не должно превышать трех столовых ложек.
- Строжайший запрет накладывается на различные алкогольные напитки, энергетики, кофе.
- Такие же напитки, как чай, натуральные соки и воду разрешается пить в любом количестве.
- Поскольку рацион диеты включает в себя и мясо, и рыбу, и овощи, то организм получает достаточное количество полезных и питательных веществ, микроэлементов, минералов, а значит, трехразового питания вам должно хватить (между приемами пищи должно пройти не менее шести часов). Впрочем, если после обеда вам захочется съесть яблоко или апельсин, не отказывайте себе.
Указания по количеству калорий в еврейской диете отсутствуют, но все же старайтесь не превышать размеры нормальной порции.
Для большего эффекта рекомендуется дополнить метод физической нагрузкой, то есть упражнениями. Не забывайте об обязаельном осмотре у врача перед тем, как сесть на диету.
Еврейская диета
Сторонники данной диеты утверждают, что ее основы были заложены еще праотцами иудейского народа. Ведь невозможно же, чтобы евреи, в числе всего прочего, что им удалось сделать для мира, не изобрели какой-нибудь диеты. И действительно, данная диета очень подходит к израильскому климату, и помогает худеть, может быть, не очень быстро, зато надежно.
Детальное описание и применение еврейской диеты
Весь секрет еврейской диеты в сочетании определенных продуктов. Прежде всего, она советует соблюдать основы Кашрута и никогда не есть молочные продукты вместе с мясными. Рыбу еврейская диета советует потрeбллять в пищу только с зеленью и зелеными овощами, с ними же, да еще со злаковыми можно питаться различными жирами, но количество последних стоит ограничивать.
Яйца и мясо можно сочетать в одной трапезе, а вот фрукты лучше есть отдельно от прочей пищи, не считая яблок и груш, которые вполне можно добавить в овощной салат. Заправить такой салат, состоящий, к примеру, из яблок, груш, моркови и огурцов, можно ложечкой меда. Медом же придется заменить и всяческого рода сладости, причем, допускается съедать не более трех столовых ложек меда в день.
Белковые и содержащие крахмал продукты тоже лучше всего есть вместе с овощами. Масло на еврейской диете допустимо, но оно должно быть натуральным, причем, либо сливочным, либо оливковым. Что же касается питья, то пить лучше всего простую воду, или же чаи, соки – все это тоже должно быть натуральным. В чай тоже можно добавлять мед, не выходя за пределы его дозы, указанной выше.
Еврейская диета считает оптимальным количеством приемов пищи три в сутки, разделять их должно около шести часов. Сильно ограничивать себя в калориях на этой диете не стоит, однако лучше оставаться в пределах нормы их потрeбления, а также не пренебрегать физическими упражнениями. На еврейской диете можно месяца за три избавиться от 5-ти -10-ти килограмм лишнего веса.
Опасные свойства и противопоказания еврейской диеты
Перед применением данной диеты обязательно проконсультируйтесь с врачом-диетологом. Администрация сайта не гарантирует, что указанная диета поможет и не навредит лично вам. Не забывайте что любую диету вы используете на свой страх и риск. Будьте благоразумны!
Поделитесь этой страницей со своими друзьями и близкими:
Диетой часто называют кратковременное ограничение в питании, помогающее похудеть или восстановиться после болезни. В более широком значении — это режим питания или рацион, а именно — совокупность правил употрeбления пищи. Кашрут — это тоже диета. Заповедь «Берегите ваши души» предписывает заботиться о здоровом питании. Рекомендации относительно пищевого рациона, составленные в XII веке Рамбамом, во многом актуальны и сегодня. Можно быть «на диете» и при этом соблюдать субботу. Шулхан Арух указывает, что и как надо есть перед Йом Киппуром.
Оглавление
Зачем и что мы едим? [↑]
Функция еды является составной частью Творения, более того, сама жизнь зависит от нее. Как известно, человек представляет собой уникальное соединение физического тела, имеющего животную природу, и Б-жественной души, берущей свое начало из-под Престола Всевышнего. Рав Хаим Воложинер в своем фундаментальном труде об основах мироздания Нефеш а-Хаим раскрывает тайну: соединение между этими двумя противоположными инстанциями осуществляется чудесным образом при посредстве еды.
Несмотря на то, что потрeбление пищи происходит только на физическом уровне, его цель — не просто поддерживать существование тела и снабжать его необходимыми минералами и витаминами. Оно имеет и более глубокий смысл, соединяя душу и тело.
С точки зрения Торы, люди должны выстраивать свой рацион так, чтобы получить силы для выполнения воли Вс-вышнего. В наше время изобилия, когда разнообразие, царящее на продуктовых полках магазинов, поражает воображение, вместе с тем очень распространены аллергии и непереносимость различных продуктов. В связи с этим часто возникает необходимость придерживаться такой диеты, которая, с одной стороны, не противоречила бы предписаниям Торы, а с другой стороны — оказывала бы необходимое лечебное воздействие.
Диета и кашрут [↑]
Если понимать диету в более широком значении, то правила кашрута — это, конечно, тоже диета: совокупность правил употрeбления пищи. Но еврейская диета, в первую очередь, «прописана» нам Вс-вышним как средство для поддержания здоровья и восприимчивости наших душ, а не тел.
И тем не менее, даже среди правил кашрута есть такие, которые связаны со здоровьем тела. Например, запрещено употрeбллять в пищу мясо и рыбу вместе (Шулхан Орух, Йорэ Дэа 116:2). Наши мудрецы объясняют, что природа мяса и природа рыбы противоположны. Мясо богато жирами и разогревает тело, а рыба, наоборот, расщепляет жиры и охлаждает тело, поэтому есть их вместе опасно для здоровья.
Диета и забота и здоровье [↑]
В нашей традиции здоровью уделяется большое внимание, ведь поддержание тела в «рабочем» состоянии — это заповедь: «И очень берегите ваши души» (Дварим 4, 15).
Читать еще: Биоэнергетическая питьевая вода «Лонгавита»В тpaктате Шабат 82 рав Гуна спрашивает своего сына Раву, почему тот не посещает уроки рава Хисды, «чьи высказывания остры»? Ответил Рава: «Зачем мне идти к раву Хисде? Каждый раз, когда я к нему прихожу, он говорит со мной о мирских вещах — о вопросах здоровья!» К удивлению сына, рав Гуна ответил: «Он занимается вопросами человеческой жизни, а ты называешь это “мирскими вещами”? Так ты, тем более, должен пойти у него учиться!»
Действительно, заботу о здоровье в иудаизме не считают «пустыми, мирскими вещами». Вот что пишет рав Шимшон Рефаэль Гирш (Хорев, в главах законов, глава седьмая, запрет самоубийства о подвергании себя опасности и заповедь следить за своим телом):
«Не дай тебе Б-г по легкомыслию ослабить строение твоего тела… Не дай тебе Б-г, избегая необходимых тебе и разрешенных вещей, истощать себя… Каждая такая слабость и минимальнейшая порча, связанная с ней, это “частичное убийство”. Посему тщательно оберегай свою душу и следи за правильным уходом за своим телом, чтобы оно всегда служило тебе верой и правдой, будучи здоровым и сильным сосудом для благословения. Оставь все, что может нанести вред твоему телу и сгубить твое здоровье, и в своей жизни используй то, что придаст больше сил, здоровья, мужества и доблести твоему телу».
А вот что пишет Хазон Иш. «Я лично считаю естественную заботу о том, что касается здоровья, заповедью и обязанностью в качестве одной из обязанностей довести до совершенства ту модель человека, которую запечатлел Благословенный Творец в своем мире, носящем Его печать…» (Сборник посланий, часть первая, 136) «Скрупулезное отношение к тому, что приносит здоровье — это любимое служение в глазах Вс-вышнего» (137).
О важности заботиться о своем здоровье пишут и Тур (Орах хаим, 155), и Мишна Брура (155), и Сфорно (комментарий на Шмот 16:6). И везде диета упоминается как один из способов поддержания дела в функционирующем состоянии.
Какое-то время назад были «в моде» весьма суровые кратковременные низкокалорийные диеты для похудания. Каково мнение Торы по этому вопросу? Рав Моше Файнштейн в своей книге респонсов «Игрот Моше» («Хошен Мишпат» разд. 2, гл. 65-66) разрешает строгую диету, которой придерживаются из косметических соображений, даже в том случае, когда она может причинить ущерб здоровью.
В книге «Мишпатей а-Тора» (ч. 4. Законы работодателей и работников) обсуждается вопрос — разрешено ли сотруднику компании «сесть» на радикальную диету, которая провоцирует слабость, головную боль, недостаток концентрации? Ответ дается положительный. Сотруднику разрешается любая диета, но лишь при условии, что это не окажет негативного влияния на его работоспособность.
К счастью, в последнее время строгие диеты уступили место переходу на «полезное питание», призывающее не только «похудеть к лету», а в принципе отказаться от продуктов, приносящих организму вред, и употрeбллять те продукты, которые укрепляют здоровье. Как и все новое — это давно забытое старое. О принципах здорового питания писал еще Рамбам в своей великой книге «Мишне Тора» (глава 4).
«Диета по Рамбаму» [↑]
Рамбам объясняет, что значит «следовать путями» Вс-вышнего: «Так как здоровый и цельный организм — это один из путей Вс-вышнего, ведь невозможно понять или узнать какую-нибудь Б-жественную мудрость в больном состоянии, человек должен отдаляться от того, что причиняет вред его организму, и приучить себя к тем вещам, которые обеспечивают ему здоровье и выздоровление».
А мудрецам Торы Рамбам предписывает особую диету: «Точно так же, как мудрец отличается своей мудростью и знаниями и выделяется из остальных, так он должен отличаться и своим поведением, едой, питьем…одеждой… И все эти деяния должны быть особо притягательными и совершенными».
Рамбам пишет, что мудрец Торы не должен быть обжорой, а питаться тем, что придает здоровье его организму. И даже здоровой пищей ему не следует объедаться и не стремиться заполнять желудок подобно тем, кто набивает свой желудок едой и питьем, пока не лопнет… Но мудрец съедает одно—два блюда и в том количестве, которое достаточно для поддержания жизни и не больше, как сказал Шломо: «Праведник ест до насыщения своей души».
Рамбам был, как известно, не только выдающимся мудрецом Торы, но и великим врачевателем. Согласно Рамбаму, большинство болезней (повышенное давление, диабет, артрит, аллергия, ожирение, сниженный иммунитет) происходит от расстройства системы пищеварения в результате переедания или употрeбления вредных продуктов. Качество пищи и ее состав он считал главными условиями здоровья, а слишком изобильную или вредную пищу — называл ядом, отравляющим человека. Рамбам был убежден, что при помощи диеты даже тяжелобольные и престарелые могут добиться кардинального улучшения самочувствия и укрепить свою иммунную систему.
Правила здорового питания «по Рамбаму» сообщают, что лучше всего есть немного меньше, чем нужно для наполнения желудка. Важно прекратить есть до того, как появится чувство сытости и тяжести. Рекомендуется есть только после возникновения настоящего чувства голода. Завтpaк должен быть обильным и питательным, как завтpaк короля, обед — средним, как трапеза принца, а ужин — скромным, как пища нищего.
Питание должно соответствовать времени года. Летом рекомендуется есть холодную и неострую пищу, в несколько приемов и понемногу. Зимой лучше есть горячую пищу с приправами, реже и порциями побольше.
Во время приема пищи тело должно склоняться влево, поскольку желудок несколько смещен влево, и такое положение облегчает пище путь в него. Лучше не смешивать вместе различные продукты и сладкое с кислым, поскольку «каждому соответствует свой особый процесс переваривания».
Сначала следует есть блюда, прошедшие легкую термическую обработку, которые поэтому перевариваются быстрее. Завершают трапезу более тяжелой пищей. Небольшое количество блюд в трапезе позволяет нашему желудку быстрее справиться со своей задачей.
Рамбам рекомендует постоянное меню. «Как было бы хорошо человеку установить постоянное и неизменное меню! Жизнь его была бы долгой и здоровой, ибо появление новых блюд, даже очень вкусных, вредит здоровью».
Дрожжевая выпечка из белой муки вредна. То же самое относится и к пшеничным крупам, кондитерским и макаронным изделиям: очищенная пшеница содержит мало пищевых волокон. Недостаток пищевых волокон приводит к ослаблению перистальтики кишечника, что может привести к различным заболеваниям, вплоть до paковых. Чем больше в муке пищевых волокон и чем дольше вымешивалось тесто, тем здоровее выпечка.
Мясо птицы предпочтительнее мяса животных, поскольку оно легче переваривается. Из животных наиболее диетическим является, согласно Рамбаму, мясо козлят и ягнят. Не рекомендуется употрeбллять в пищу жир, мозг и внутренние органы животных.
Рамбам не рекомендует есть крупную жирную рыбу, особенно пожилым или ослабленным людям, поскольку она стимулирует выработку жидкостей в теле.
Молочных продуктов Рамбам советует избегать тем, кто страдает от газов и воспалений желудка и кишечника, а также людям, склонным к головным болям. При затяжных хронических заболеваниях, слабости и истощении молоко, напротив, — показано.
Рамбам предостерегает против избыточного потрeбления соли, а также обильных десертов. В течение дня рекомендуется выпивать большое количество жидкости — она прочищает кишечник и тем самым предупреждает его заболевание. Лучшее питье — охлажденная кипяченая вода.
Диета в субботу [↑]
Часто женщинам, придерживающимся диеты, кажется, что из-за субботы с ее обязательными тремя трапезами весь их здоровый образ жизни идет насмарку. На самом деле, при определенной подготовке и правильном настрое суббота прекрасно впишется пpaктически в любую диету.
Если в пятницу утром позавтpaкать и пообедать полноценно, тогда к моменту первой трапезы голод будет контролируемым, и будет возможно ограничиться одним куском халы (из цельнозерновой муки) или мацы с салатами из свежих овощей, заправленными оливковым маслом, и горячим блюдом, которое лучше запекать, тушить или варить, но не жарить. На гарнир не обязательно есть картофель, рис или макароны. Можно вкусно приготовить тушеные низкокалорийные овощи.
Читать еще: Нифедипин при беременности — инструкция по применениюСубботний бульон можно варить из нежирных частей курицы, положив туда побольше овощей. Если приготовить его заранее и остудить, можно удалить застывший жир, и таким образом суп превратится в полноценное диетическое блюдо. На десерт можно подать фруктовый салат или нарезанный кубиками арбуз.
Если диета вызвана не желанием похудеть, а целиакией или непереносимостью глютена, то следует проконсультироваться с компетентным раввином о том, как лучше всего организовать субботние и праздничные трапезы и выполнить заповедь о маце в Песах. Подробнее о том, как больные целиакией могут выполнять заповеди, связанные с мучными продуктами, можно прочитать у нас на сайте.
Йом Киппур и диета [↑]
Йом Киппур — это пост, не так ли? Так при чем тут диета? Дело в том, что есть больше обычного в канун Йом Кипура — это заповедь, и мудрецы говорят, что велико значение этой заповеди и тому, кто ест 9-го тишрея и постится 10-го тишрея, — это засчитывается как два дня поста. Существуют рекомендации раввинов, что и как есть 9 тишрея, чтобы выполнить заповедь наилучшим образом. Что же касается разделительной трапезы, то Шулхан Арух 608 пишет: «Накануне Йом Кипура надо есть только легкоусваиваемые блюда, чтобы не быть сытым и гордым, когда будет молиться».
Рав Ехезкель Асхаек в книге «Пеле йоэц» объясняет, что белки и пережевывание пищи — два фактора, придающих силу для поста, а не попытка набить желудок. Насыщение организма надо начинать с утра восьмого тишрея, когда надо пить на 50% больше, чем в обычный день, а также девятого тишрея нужно выпить до обеда хотя бы стандартную ежедневную порцию, если не больше.
Перед разделительной трапезой можно выпить стакан или два воды по усмотрению, но организм должен удовлетворить жажду уже заранее. Утром надо закончить пить за десять минут до завтpaка. В продолжение дня — за двадцать минут до еды. Нельзя пить раньше, чем пройдет два часа после окончания приема пищи. Всегда желательно пользоваться большими, полулитровыми чашками, чтобы не сбиться со счета. То же самое верно по отношению к количеству белка. Начиная с утра восьмого тишрея надо добавлять 50% белка к обычному количеству, из расчета 1 г белка на килограмм веса за сутки. Например, человек с весом в 70 кг в обычный день должен съедать 70 г белка, а восьмого тишрея — 105 г, девятого — 70 г и больше, включая разделительную трапезу.
В этот день потрeбление соли, приправ и пряностей следует снизить до минимума. Стоит уменьшить потрeбление крахмала, например, картофеля, для расщепления которого требуется инсулин, а также избегать жирной и жареной пищи. При этом рекомендуется в течение двух суток, предшествующих посту, существенно увеличить количество зеленого листового салата в рационе, есть огурцы, крутые яйца, миндаль и другие орехи, морковь, хлеб из цельной муки, кускус с оливковым маслом, овсянку, гречку, цельный рис.
Еврейская диета – историческое обоснование
Еврейская диета уходит корнями в далекое прошлое еврейского народа, так как в основе ее лежит кашрут – религиозно-философское представление о правильном питании. Современные диетологи внесли свою лепту в эту диету, и она вполне может использоваться в качестве основы для здорового питания.
Древнееврейская диета кашрут
Кашрут – это свод правил о том, как должен питаться еврей. В его основе лежат два правила: о кошерной пище и о совместимости продуктов. Вот уже несколько тысячелетий евреи придерживаются этих правил:
- есть мясные и молочные продукты раздельно;
- не есть мясо нечистых животных;
- не употрeбллять в пищу кровь;
- соблюдать очень строгие гигиенические правила при приготовлении пищи;
- употрeбллять только кошерную пищу.
Представление о кошерной (полезной) пище исторически оправданы, так как евреи жили в очень жаркой местности и мясо некоторых животных, например, свинина, а также кровь убитых животных очень быстро портились. А так как холодильников тогда не было, чтобы предотвратить отравление, на это мясо был наложен запрет (такие же законы были и у живущих по соседству мусульман). Все разрешенные продукты назывались кошерными, а не разрешенные трефом. Есть и нейтральные продукты – парве (ни молоко, ни мясо), при их приготовлении не используются мясо и молоко. К парве относятся рыба, овощи, фрукты, растительное масло, мед.
Есть можно было мясо только разрешенных животных, убитых разрешенным способом (кошерное мясо). Мясо разрешенных животных, умерших своей cмepтью, или убитых неправильным способом не кошерно. Мясо не разрешенных животных вне зависимости от способа умерщвления не кошерно.
При этом дается четкое понятие о том, мясо каких животных кошерно. Это животные, обитающие на земле, имеющие раздвоенное копыто и жующие жвачку (говядина, бapaнина, оленина). У лошадей и ослов копыто не раздвоено, поэтому их мясо не кошерно. А свиньи имеют раздвоенное копыто, но не жуют жвачку.
Современная еврейская диета
В основе ее все же лежит кашрут, но измененный в соответствии с современными представлениями о здоровом питании. Тип этой диеты – низкокалорийная с раздельным питанием. О кошерных продуктах в этой диете уже не говорится, так как сегодня у всех есть холодильники. А вот совместимость продуктов обязательно учитывается. В основном несовместимыми по-прежнему считаются мясо и молоко. Почему-то молоко и молочные продукты из диеты исключаются полностью и это единственная несообразность, которая может послужить препятствием для длительного применения еврейской диеты.
Похудеть на такой диете можно, но медленно. Это просто один из вариантов здорового питания. Если человек раньше питался беспорядочно и употрeблял много калорийных продуктов, то перейдя на еврейскую диету, он вначале будет терять приблизительно по килограмму в неделю до тех пор, пока у него не установится постоянный нормальный вес.
В еврейской диете нет какого-то определенного набора продуктов, но есть правила, соблюдать которые обязательно:
- молоко и любые молочные продукты являются отдельными продуктами и ни с чем не смешиваются; особенно вредно сочетание молочных продуктов и мяса; во время диеты молочные продукты из рациона исключаются совсем;
- мясо должно быть только нежирным, оно сочетается с яйцами;
- рыба сочетается с зелеными овощами и огородной зеленью (укропом, петрушкой, кинзой) ;
- овощи можно сочетать со злаковыми;
- из жиров можно употрeбллять в основном растительные масла (например, оливковое) и сливочное масло, считается, что животных жиров достаточно в употрeбляемом мясе;
- фрукты можно употрeбллять между приемом пищи, не смешивая их с другими продуктами; но яблоки и груши можно добавлять в салаты, употрeбляя их во время основного приема пищи; например, полезен салат из яблок, груш, моркови и огурцов, заправленный медом;
- нельзя употрeбллять совсем алкогольные и кофеинсодержащие напитки (крепкий чай и кофе) ;
- нельзя употрeбллять сладости, но в течение дня можно употребить до трех столовых ложек меда;
- пить в течение дня можно сколько угодно, отдавая предпочтение свежевыжатым сокам, зеленому чаю или просто воде (но не газированной) ;
- принимать пищу можно не более трех раз в день с интервалами через шесть часов.
Еврейская диета не является экстремальной, она вполне рациональна, способствует медленному, но верному сбрасыванию лишнего веса. Вполне возможно придерживаться ее правил длительное время и даже всю жизнь, если все же постепенно добавлять в нее нежирные молочные продукты, такие, как кефир, несладкий йогурт, нежирный творог и сыры.
Если же сочетать эту диету с посильными, соответствующими возрасту и физическому состоянию, физическими нагрузками, то сбросить вес можно будет еще быстрее.