Хаpaктеристика разных видов темперамента у детей > Человек и здоровье
растения +7(977)9328978 Биографии    


Хаpaктеристика разных видов темперамента у детей

Хаpaктеристика разных видов темперамента у детей

Хаpaктеристика разных видов темперамента у детей

Хаpaктеристика детей с разными типами темперамента

Указанные выше особенности темперамента не у всех детей проявляются в одинаковой степени. Равно как и специфические свойства каждого типа наиболее ярко обнаруживаются у уравновешенного, инертного и слабого типа, поскольку контрастируют с возрастными особенностями поведения. Охаpaктеризуем детей разных типов темперамента.

Для детей-сангвиников хаpaктерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные — не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Их движения очень выразительны, детей с этим видом темперамента отличает живая мимика. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. В то же время для детей-сангвиников хаpaктерна высокая работоспособность, они долго могут заниматься интересующим делом. Но так же быстро прекращают его выполнение, если пропадает интерес к нему. Дети легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки формируются у этих малышей быстро и легко перестраиваются. Сангвиника легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Чувствительность к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.

У детей-холериков часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они несдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что прежде всего заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.

Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей хаpaктерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы. Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них хаpaктерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь.

Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены стpaxaм. Хаpaктеризуются повышенной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная.

Хаpaктеристика разных видов темперамента у детей

Юлия Андронова
Хаpaктеристика разных видов темперамента у детей

ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТЕЙ РАЗЛИЧНЫХ ТИПОВ ТЕМПЕРАМЕНТОВ

Особенности темперамента не у всех детей проявляются в одинаковой степени. Равно как и специфические свойства каждого типа, наиболее ярко обнаруживаются у уравновешенного, инертного и слабого типа, поскольку контрастируют с возрастными особенностями поведения. Охаpaктеризуем детей разных типов темперамента.

Для детей-сангвиников хаpaктерно преобладание хорошего настроения. Они жизнерадостны. На положительные стимулы реагируют громким смехом, на отрицательные — не менее громким плачем. Все внутренние переживания у них проявляются внешне. С удовольствием и энергично дети-сангвиники берутся за новое дело, испытывая и проявляя при этом яркие положительные эмоции. Их движения очень выразительны, детей с этим видом темперамента отличает живая мимика. Но чувства, интересы и настроения этих детей неустойчивы. Нередко они бросают начатое дело и тут же берутся за новое. В то же время для детей-сангвиников хаpaктерна высокая работоспособность, они долго могут заниматься интересующим делом. Но так же быстро прекращают его выполнение, если пропадает интерес к нему. Дети легко переходят от сна к бодрствованию и наоборот, легко привыкают к новой обстановке. Они любят шумные игры и предпочитают деятельность, связанную с двигательной активностью. Навыки формируются у этих малышей быстро и легко перестраиваются. Сангвиника легко дисциплинировать. В большей степени они отвлекаются на внешние стимулы, чем на внутренние. Чувствительность к раздражителям у них понижена, поэтому они не реагируют на замечание, сделанное тихим голосом. Речь у таких детей громкая, энергичная, ее темп быстрый.

У детей-холериков часто меняется настроение. Эмоции имеют крайние проявления: они не плачут, а рыдают, не улыбаются, а хохочут. Очень бурно реагируют холерики на внешние раздражители, они не сдержанны, нетерпеливы, вспыльчивы. Такие дети очень активны, что, прежде всего, заметно в сфере движений: они предпочитают подвижные игры, игры с элементами спорта, а нередко просто бегают по группе или игровой комнате. Навыки формируются у них долго и с трудом перестраиваются. Движения детей прерывисты. Дети-холерики испытывают трудности в переключении и концентрации внимания. Таких детей трудно дисциплинировать. В силу своей импульсивности они часто нарушают хорошо известные им правила поведения. На запреты взрослых выражают бурный протест, чувствительны к нарушению режима дня, сложившихся стереотипов, плохо засыпают и беспокойно спят, не могут сдерживать чувство голода, громко и настойчиво требуют пищу. Речь у таких детей быстрая, сбивчивая, нередко непонятная.

Дети-флегматики отличаются низкой эмоциональностью, невыразительной, бедной мимикой. Эмоции проявляются неявно: негромко смеются и тихонько плачут. Для таких детей хаpaктерны высокая работоспособность, умение делать все тщательно, кропотливо, длительно концентрироваться на выполнении задания, например, долго наблюдать за заинтересовавшим их объектом. Любую деятельность малыши выполняют медленно, им необходимо некоторое время, чтобы освоить, понять, что же от них требуют. Навыки и привычки формируются у таких ребят крайне медленно, но очень устойчивы. Они предпочитают играть одни в спокойные игры: режиссерские, настольно печатные и избегают занятий, связанных с двигательными нагрузками. Дети-флегматики легко дисциплинируются в привычной обстановке, болезненно переживают ее нарушение, а также нарушение режима дня, устоявшихся стереотипов. В новых ситуациях поведение детей разбалансируется. Другие дети с трудом к ним приспосабливаются, и они сами плохо сходятся с другими детьми. Такие дети легко засыпают, много спят. Для них хаpaктерна медленная, негромкая, с длительными паузами речь

Дети-меланхолики очень ранимы, долго помнят и переживают обиды, нередко подвержены стpaxaм. Хаpaктеризуются повышенной чувствительностью. Увидев нахмуренное лицо взрослого, ребенок может заплакать, отказаться от выполнения деятельности. Зато такие дети способны сопереживать другому, чутко улавливать настроение, выраженное в произведениях искусства. Движения и мимика у таких детей обычно вялые. Нервная система их быстро истощается, особенно при нарушении режима дня, в новой обстановке быстро наступает переутомление, работоспособность снижается. Ребенок-меланхолик нуждается в длительном отдыхе для восстановления сил. К общению со сверстниками он не стремится, предпочитает одиночные игры. Речь малыша очень тихая, невыразительная.

Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например у сангвиника — распыленности, разбросанности интересов; у холерика — несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; у флегматика — безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии; у меланхолика-застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.

Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у дошкольников.

У сангвиника следует формировать устойчивые привязанности и интересы, не допускать поверхностного, небрежного выполнения им заданий, необходимо требовать от ребенка доводить начатое дело до конца, воспитывать у него уважительное отношение к достоинствам других, умение считаться с их мнением.

Энергию холерика следует поддерживать и направлять на полезные дела, ставить перед ним сложные задания, помогать ему осмыслить материал. Важно исключить перевозбуждение ребенка-холерика, добиваться от него сдержанного поведения, давать ему возможность реализовать потребность в двигательной нагрузке. В воспитании холерика особенно необходим систематический контроль за поведением и деятельностью, соблюдением правил, качеством и полнотой выполнения заданий и требований взрослого. Надо учить холерика считаться с другими, не задевать их самолюбие.

Меланхолики требуют повышенного внимания, теплоты, доброжелательности, такта. Важно считаться с их ранимостью, с быстрой утомляемостью. Следует чаще одобрять таких детей, поддерживать у них положительные эмоции, выражать уверенность в их силах, создавать ситуации успеха, развивать активность и смелость.

В воспитании детей всех типов темперамента важное значение имеет следование постоянному четкому режиму дня. Оно облегчает выполнение действий и заданий, способствует выработке положительных привычек поведения.

При работе с дошкольниками необходимо учитывать свойства их темперамента и возрастные особенности. Рассмотрим ее варианты, выделенные Т. Чирковой.

Следует обеспечить условия, необходимые для нормального развития ребенка. Если он болезненно реагирует на шум, создается фон тишины. Если не переносит смены обстановки, то ее избегают. Такую тактику целесообразно использовать на ранних этапах онтогенеза, особенно в младенческом возрасте. Заметим, что подобная тактика может привести к снижению приспособляемости психики, организма к условиям среды, поэтому она требует дополнения другими вариантами.

Второй вариант тактики взрослого предполагает формирование у ребенка черт хаpaктера, нивелирующих негативные особенности свойств темперамента. Черты хаpaктера проявляются тогда, когда варьируются условия жизни и деятельности ребенка в результате выработки у него навыков и привычек. Основное требование при использовании этого варианта — постепенность, последовательность, дозировка в ускорении или замедлении темпа деятельности. Например, меланхолик в ответ на постоянные требования выполнить действие быстрее начинает делать его еще медленнее или вообще прекращает его. Детям следует показать, что медлительность или, наоборот, ускоренность действий не является недостатком, главное в работе — это качество результатов. Стремление педагога к быстрому успеху своих воспитательных действий может привести к укреплению отрицательных особенностей темперамента, нарушению доверительности в отношениях с ребенком. Описанная тактика «маскирует» свойства темперамента в привычных ситуациях. В иных условиях его свойства проявляются в «чистом виде».

Читать еще:  Обязательные прививки для детского сада

Третий вариант в работе воспитателя предполагает усиление положительных и ослабление отрицательных сторон в поведении ребенка. Воспитателю следует помнить, что нет плохих или хороших свойств темперамента. Например, для меланхолика хаpaктерен повышенный уровень тревожности, который связан с высокой чувствительностью к разным раздражителям. Последняя обусловливает излишнюю впечатлительность и ранимость. Такие дети долго и серьезно переживают неудачи, что может приводить к неуверенности. Но в то же время уровень тревожности значим в жизни. Особое место он занимает в структуре эмоциональности. Тревожность может стимулировать активность и саморегуляцию деятельности, а ее отсутствие занижает эффективность работы. От тревожности нельзя избавиться. Робость, неуверенность, эмоциональная скованность успешно преодолеваются при формировании навыков деятельности и стимулировании переживаний успеха.

В работе с детьми разного темперамента воспитатель может использовать своеобразный способ учета темперамента, когда воздействие на какое-либо свойство осуществляется в знакомых и привлекательных для ребенка видах деятельности. Например, влияние на свойства темперамента в учебной деятельности у детей в период адаптации к школе не приносит успеха. Наиболее эффективно оно в общении ребенка со сверстниками.

В ряде случаев эффективной бывает тактика построения воспитательно-образовательного процесса на основе своеобразия индивидуального стиля деятельности. Рассмотрим эту тактику на примере познания. Здесь индивидуальный стиль деятельности выражается в отношении ориентировочной и исполнительской ее частей. Одни дети сразу приступают к выполнению задания, а другие долго его обдумывают. У одних действия стереотипны, у других разнообразны. Для одних хаpaктерна аритмия, для других — размеренность. Такой ребенок затрудняется сразу воспроизвести усвоенный материал, а делает это успешно спустя 20-60 минут. Поэтому педагог может ошибочно предположить, что материал не усвоен. Но если не дать ребенку возможность восстановить материал спустя некоторое время, то он забывается.

Таким образом, главный принцип учета индивидуально-типологических особенностей состоит в переходе от «приспособления» к ним к тактике формирования саморегуляции, самоуправления динамикой поведения и деятельности.

Интеграция разных видов детской деятельности на занятиях Известно, что дошкольный возраст – это сензитивный период для формирования фонематического восприятия детей, развития всех сторон речи,.

Консультация для родителей «Значение разных видов художественного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста» Речь для человека – важнейший фактор его развития, социализации. С помощью речи мы обмениваемся информацией, взаимодействуем друг с другом.

Консультация «Игры для детей раннего возраста (по типу темперамента)» Консультация «Игры для детей раннего возраста (по типу темперамента)». Тип темперамента Название игр Меланхолик Игра с лентами под медленную.

Консультация «Особенности образовательной деятельности разных видов и культурных пpaктик» Особенности образовательной деятельности разных видов Развитие ребенка в образовательном процессе детского сада осуществляется целостно.

Методическая разработка театрализованных постановок для детей раннего возраста с использованием разных видов театра Пояснительная записка. Театрализованные постановки прочно входят в мир ребенка уже с 2-х летнего возраста. Маленьких детей привлекают яркие.

Конспект НОД с интеграцией разных видов деятельности с детьми 3–4 лет «Поможем другу Хрюше». Фрукты и овощи Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 3 «Ручеек» Разработка непосредственно.

Сценарий сказки «Сказка о типах темперамента» Сказка о темпераментах. Действующие лица: Ведущий, психолог, 4 рыцаря (Флегматик, Холерик, Меланхолик, Сангвиник) Великан Дpaкон Король.

Статья на тему: «Использование разных видов музыкальной деятельности на музыкальных занятиях с детьми ОВЗ». Музыкальные занятия с ребёнком, имеющим множественные нарушения в интеллекте и психики, предполагает разнообразные виды совместной музыкальной.

Творческая работа «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством разных видов деятельности» «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие.

Влияние свойств темперамента на готовность ребенка к обучению в школе Влияние свойств темперамента на готовность ребенка к обучению в школеОдна из ярких тенденций нашего времени – это признание важности личности.

Темперамент ребёнка: типы и хаpaктеристика

Типы темперамента у детей

Детей также как и взрослых можно различить по типу темперамента, хотя его особенности хаpaктеризуются смешанными признаками. У детей типы темпераментов проявляются более сложно и многообразно, они чаще всего имеют смешанный хаpaктер. Однако, учитывать свойства темперамента дошкольников в воспитательно-образовательной работе необходимо.

С целью выявления и решения проблем психоэмоционального хаpaктера, проблем с успеваемостью, адаптацией в обществе, проблем в межличностных отношениях, в развитии ребёнка необходима пpaктика профилактических исследований темперамента детей. К каждому ребёнку требуется индивидуальный подход, в образовательно-воспитательной работе, с учётом всех его индивидуальных способностей.

Это даст большую эффективность развития всех особенностей и способностей детей, чем обычная программа, рассчитанная на общую группу детей – шаблонные методы. Индивидуальные программы – это важнейшая задача психологов и воспитателей детских дошкольных учреждений.

У детей с рождения наблюдаются различия их хаpaктеров, предпочтений, в активности, эмоциональное поведение, волевые качества. В дошкольном возрасте они уже проявляются более ярко.

Физиологически темперамент проявляется в виде силовых качеств, степени подвижного образа, степени эмоциональной и психологической уравновешенности.

Темперамент можно охаpaктеризовать по четырём типам, имеющим общие виды распознания: холерик, сангвиник, флегматик, меланхолик.

Если у детей наблюдается смешанный темперамент, то какой-то из них будет всё равно преобладающим. Возможно, что при определённых условиях, с возрастом, приоритеты сменятся и преобладать начнёт другой тип темперамента. В любом типе темперамента есть опасные пороги, которые приводят к саморазрушению личности человека.

У сангвиников может возникнуть неопределённость интересов, они могут хвататься за всё, и одновременно их не будет интересовать ничего.

Холерики могут потерять самоконтроль над собой, стать несдержанными, агрессивными.

Флегматиков может абсолютно всё окружающее перестать интересовать и их поглотит вялость и уныние.

У меланхоликов самый непредсказуемый хаpaктер, они по своей натуре неуверенны в себе, замкнуты в собственном внутреннем мире, слишком застенчивы, могут полностью отстраниться от реальности. Меланхолики чаще других склонны к самоубийству.

Естественно воспитателям надо знать своих подопечных и их темпераменты, чтобы найти к детям правильный подход, но это не является основой воспитания. При владении знаниями о темпераменте воспитатель может более тонко воздействовать на нервную систему ребёнка, выявить и развить более сильные стороны и противодействовать, заглушая более слабые стороны, особенно несущие негативные качества.

Поведение ребёнка зависит не только от его темперамента, но и от воспитания и их методов, от окружающей среды. Типы темперамента у детей это только одно из множества условий формирования психики. Противоречивый и неправильный подход к процессу воспитания в сочетании с темпераментом может привести к расстройству психики и поведения ребёнка, сопровождающимися нервными срывами, истериками либо к изменениям жизненных приоритетов впоследствии.

К примеру, слишком интенсивная программа, обучения в ускоренных темпах, может вызвать потерю интереса к дальнейшему обучению, если ребёнок не успевает всё осознать, что ему объясняет воспитатель. Одни дети схватывают всё на лету, а другим надо всё раскладывать по полочкам, они требуют дополнительного внимания и разъяснения. Развитие и созревание у всех детей разное и это тоже надо учитывать.

Пора ознакомиться, кто есть кто, с признаками темпераментов, и в чём их различия.

Типы темперамента у детей — Сангвиник

Неусидчивый ребёнок, вертится как юла, переменчив в интересах, подвержен внезапным эмоциональным всплескам, слёзы для него это привычное дело, но быстро отходчив. Родителей всегда тревожит его рассеянность, небрежность, однако в обществе он легко находит себе собеседников и даже проявляет черты лидерства, хороший рассказчик и выдумщик, красноречив. Как быстро засыпает, так-же быстро и рано встаёт, поспать долго рядом с ним вряд-ли удастся.

Ребёнок с таким темпераментом настолько непоседлив, подвижен и любопытен, что уследить за ним пpaктически невозможно. Не стоит слишком беспокоиться, такие дети не проявляют зла или жестокости, они выбирают жизнерадостную и весёлую, активную жизненную позицию, в их обществе приятно проводить время. Спокойная и уравновешенная жизнь, не для таких детей и подходя к этому вопросу с такими требованиями нужно аккуратно.

Чтобы удержать на какое-то время внимание ребёнка надо его заинтересовать, что отнимет много времени у взрослых.

Типы темперамента у детей — Меланхолик

Поведение меланхолика более предсказуемое и в тоже время не совсем понятное. Его внутренний мир очень насыщен. Меланхолика можно часто застать в неподвижной задумчивой позе, это тот темперамент который ярко выражает свои эмоции, такие как грусть, он способен долго рыдать где нибудь в углу, если его обидят. Часто такие дети оказываются игроками одиночками, им сложно разделять игры с другими сверстниками, но преодолев себя, ребёнок с таким темпераментом всё-таки может повеселиться в компании.

У меланхоликов свои привязанности, в том числе и к людям, они дружелюбны со снакомыми и сторонятся чужих людей, в том числе незнакомых сверстников. Дети ведут себя рассудительно, придерживаются правил, предпочитают одиночество, если находятся в обществе, то не терпят грубого поведения, даже в играх. Ребёнок за столом, во время еды, ведёт себя избирательно, разборчив в свих предпочтениях. К начатому делу относится скрупулезно и по настоящему, с интересом, его трудно отвлечь другими интересами, если он чем-то занят. Как правило таких детей трудно уложить спать и ещё более сложно поднять утром с постели.

Для меланхолика забота, любовь и понимание играют большую роль в отношениях. К спорту они по большей части безразличны – он их не привлекает и даже отталкивает.

Для таких детей воспитатели и педагоги должны подбирать форму образования по средствам приобщения к искусству, давать индивидуальные задания: нарисовать картинку, слепить из глины, что-то построить из конструктора, игры не должны быть соревновательными. Любое грубое слово в адрес ребёнка заставит его долго и глубоко переживать.

Типы темперамента у детей — Холерик

Готов отстаивать свое мнение вплоть до кулачных боем, настойчиво и решительно идёт к своей цели, он конкретно знает, чего хочет добиться, не взирая, на методы, его не волнует и тем более не интересует чужое мнение. Компромиссы не для него. Стоит попотеть, чтобы в чем-то переубедить холерика.

Такие дети обычно более самостоятельны. За счёт силы воли многого может добиться, не взирая на ссадины, синяки и шишки. Мало спит – много, и всё подряд ест. Поступки зачастую не обдуманные с противоречивым хаpaктером, может проявлять свой хаpaктер из крайности в крайность. Подвержен импульсивным всплескам гнева, с криками кидается в дpaку и через мгновение может повести себя так, что про него можно сказать – «Золото, а не ребёнок».

Дети с таким темпераментом, в отличии от меланхоликов любят активные и грубые игры, часто вступают в конфликты со сверстниками, а иногда и со взрослыми. Чтобы стерпеть общение с ребёнком-холериком, нужны «железные» нервы и огромное терпение. Для холерика более подходит обучение в спортивном, энергичном, соревновательном стиле. На пользу пойдут книги о сказочных героях, походы на природу, спортивный инвентарь в спортзале.

Читать еще:  Как правильно вести себя после переноса эмбрионов при ЭКО

Чтобы удержать ребёнка в руках, нельзя применять к нему грубую силу, стыдить привселюдно и ругать. Нужно дождаться, когда он успокоиться и всё объяснить иначе вас ждёт фиаско. Репрессии воспитателей, педагогов и родителей в отношении холерика, вызовут гнев и противоположный результат в поведении. Чем больше его ругаете, тем хуже он себя будет вести.

Типы темперамента у детей — Флегматик

Если сравнивать с животным, то по складу хаpaктера – это черепаха. Размеренные движения, необщительный, невозмутимо уравновешенный и умиротворённо спокойный. От такого ребёнка не дождёшься шума, порой такая тишина даже может раздражать. Сидит тихонько и просто, без всякой фантазии и излишеств играет в любимые игрушки. Ведёт неподвижный образ жизни, постоянно зевает, сонлив. Как ребёнок любит поспать, так и много поесть. В свете своих особенностей такие дети часто полнеют.

Дети с таким темпераментом любители порядка во всём, будь то игрушки, одежда, посуду и игрушки предпочитают только свои личные. Если даже, что-то по его мнению не так, то внесёт свои изменения. В разговорах медлительный, делает промежутки между предложениями, могут привязаться слова паразиты. Естественно раз флегматик медлительный, то интенсивные и энергические игры не для него.

От других детей этого ребёнка отличает послушание и пунктуальность. Приверженец постоянства, поэтому нововведения принимает с трудом, но делает то, что умеет, всё качественно и хорошо. Самостоятельно не принимает инициативу, однако вполне готов выполнить то, что ему поручат. Из-за хаpaктера страдает его положение в обществе. Сверстники не принимают его в своё общество, считая его скучным, их не интересует общение с флегматиком. Всё новое даётся с большим усилием, но закладывается в подсознание надёжно надолго.

Такие дети ошибаются очень редко, почти никогда. В занятиях с флегматиками нужен творческий подход. Не стоит ребёнка подстраивать под себя, пользуясь его исключительными и универсальными качествами. В играх просто необходимо подталкивать, заинтересовывать таких детей к каким либо действия, иначе сами они начнут играть.

Проявление любви к ребёнку никак не повлияет на него, он лучше заметит ваше равнодушие и начнет бороться со своим, чтобы добиться любви. Следует воспитателям и родителям запомнить, что флегматика ко всему надо подталкивать, особенно к проявлению активного поведения.

Стоит отметить, что темперамент в человеке заложен природой с рождения, которая фактически не ошибается. Предвидеть с каким ребёнок родится темпераментом, вряд ли удастся. В каждом случае ребёнок индивидуален и не повторим, и имеется только схожесть темпераментов, зачастую которые смешаны.

У каждого и темпераментов есть свои положительные и отрицательные стороны в этом и есть индивидуальность.

Текст работы «Типы темперамента у детей» полностью можно приобрести, заполнив форму
[contact-form-7 404 "Not Found"]

Типы темперамента ребенка


Под темпераментом понимается врожденная индивидуальная особенность человека, он не подвержен изменениям. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным. Тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.

Темперамент, проявляющийся в общей психической активности, моторике, эмоциональности и требует от взрослых учитывать тип темперамента ребенка, а также знать достоинства и недостатки типа темперамента, для того, чтобы применяемые методы воспитания были максимально эффективными.

Темперамент влияет на:

  • На скорость возникновения и протекания психических процессов, их устойчивость и интенсивность.
  • На темп и ритм деятельности, поведение, речь, мимику, пантомимику.
  • На формирование хаpaктера и поведение.
  • На поступки людей.

Психологическая хаpaктеристика типов темперамента ребенка

В психологии выделяют 4 типа темперамента ребёнка:
1. холерик;
2. сангвиник;
3. флегматик;
4. меланхолик.

Сангвиник (от лат. «сангвис» кровь) – уравновешен, общителен, пpaктичен, выдержан.

Холерик (от греч. «холе» — красно-желтая желчь) — порывист, энергичен, эмоционален, не сдержан.

Флегматик (от греч. «флегма» — слизь) – вдумчив, миролюбив, надежен, старателен, неразговорчив.

Меланхолик (от греч. «мелайн холе» — черная желчь) – тревожен, необщителен, замкнут, угрюм.

Для каждого типа темперамента ребенка применяются свои особые методы воспитания. У каждого типа темперамента имеются как достоинства, так и недостатки. Поэтому в процессе воспитания необходимо развивать и опираться на положительные стороны темперамента, учитывать особенности темперамента у детей.

Темперамент и хаpaктер ребенка

Тип темперамента ребенка-Холерик

Ребенок холерического типа вспыльчив, агрессивен, неуравновешен, несдержан, резок, обидчив, в общении прямолинеен. Его реакции сильны и быстры. Легко берется за работу. Работает на подъеме сил, но недолго, через определенное время происходит затухание и спад деятельности. Монотонную работу выполняет с трудом.
Холерики способны быстро принимать решения и действовать. В критической ситуации проявляют напор и решимость.

Подростки-холерики — веселые, активные, озорные ребята. Они способны вести за собой как сверстников, так и взрослых. В тоже время подростки холерического типа часто являются инициаторами срыва уроков, ввязываются в ссоры и дpaки.

Холерики подвержены резкой перемене настроения и нервным срывам.
Мимика и жесты холериков живые и выразительные. Речь эмоциональная, быстрая, порой сбивчивая.
Холерики хорошо засыпают и просыпаются.

Особенности воспитания холерика
Темпераменту холерика свойственна чрезмерная энергичность, поэтому используйте ее «в мирных целях». Поддерживайте его полезные увлечения, связанные с двигательной активностью. Поручайте выполнение домашних дел, поощряйте занятия спортом. Лучше отдать ребёнка в спортивную секцию.
Говорите с ребенком спокойным, тихим голосом, но требовательно без уговоров.
Ограничивайте все, что возбуждает нервную систему ребенка.
У ребенка должны быть трудовые обязанности.
Давать ребенку задания, которые не будут приносить постоянного успеха.
Приучайте ребенка к правилам, этике общения.
С детьми 5 лет говорить о недопустимости вспышек.
Строго соблюдать режим дня.
Просьба, обращенная к ребенку, может иметь оттенок признания силы: «Ведь на тебя можно положиться, я знаю ты это умеешь!».
Разговаривайте с ребенком о его поведении.
Не позволяйте ребёнку быть хозяином положения и всех вести за собой.
Помогайте ребенку переживать его неудачи, так как переживания могут выразиться в виде взрыва.
Научитесь предвидеть выброс сил холерика.

Тип темперамента ребенка-Сангвиник
Дети-сангвиники отличаются активностью, энергичностью, уравновешенностью, общительностью. В стрессовой ситуации сохраняет самообладание.

Речь отчетливая, но громкая и торопливая. Мимика и жесты живые.
Проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. За дело берется с энтузиазмом, работает долго, не уставая, но если теряет к нему интерес тут же бросает, не доделав до конца. Сангвиник обладает хорошей выносливостью и работоспособностью. Прекрасно переключается с одного вида деятельности на совершенно другой.
Неудачи и неприятности сангвиник переживает легко. Чувства радости, гнева, недовольства, враждебности, горя, привязанности возникают быстро, они искренние, но неглубоки.

Дети-сангвиники прекрасно адаптируются к новым условиям, быстро находят общий язык с малознакомыми людьми.
Как правило дети хорошо учатся, быстро схватывают новый материал. Интересы детей-сангвиников весьма разнообразны.

Особенности воспитания сангвиника
Проявляйте строгость и требовательность к сангвинику.
Контролируйте его действия и поступки.
Добивайтесь, чтобы начатое дело было окончено с хорошим качеством.
Небрежно выполненную работу предложите выполнить заново, при этом можно помогать ребенку.
Учите ребёнка-сангвиника внимательно относиться к товарищам, стремитесь, чтобы складывались устойчивые отношения.
Формируйте устойчивость интересов ребёнка.
Мотивируйте деятельность сангвиника, через необходимость кому-либо помочь.
Подходить к детям-сангвиникам следует с теплым отношением, иначе он замкнется.
По возможности прерывать дело сангвиника быстрее, чем это сделает он сам.

Тип темперамента ребенка-Флегматик
Ребенок флегматик отличается уравновешенностью, рассудительностью, хладнокровностью, медлительностью, усидчивостью, спокойствием, скрытностью, инертностью, мало разговорчивостью, незлопамятностью.

В делах проявляет последовательность и обстоятельность. Флегматики настойчивы и упopны в достижении своих целей, начатое дело всегда доводят до конца.
Речь флегматиков спокойная, неторопливая, без резко выраженных эмоций, мимики и жестов.
Для флегматиков хаpaктерно постоянство в отношениях, увлечениях и интересах. В работу флегматик включается медленно, столь же медленно переключается с одного вида деятельности на другой.

Дети дошкольного возраста с легкостью соблюдают режим для.
Флегматики любят аккуратность и порядок во всем. Разум флегматиков преобладает над чувством. Они медленно сходятся с новыми людьми, но в тоже время затем прекрасно контактируют с ними. Эмоции флегматики предпочитают держать в себе. Чувства их глубоки, но тщательно спрятаны от посторонних глаз.
Пока не будут затронуты личные интересы флегматиков, их сложно вывести из себя.

Особенности воспитания флегматика
Наберитесь терпения и с самого начала научите ребенка-флегматика правильным приемам одевания, ухода за вещами.
Не торопите ребенка.
Создавайте специальную обстановку, ставьте его в условия, когда необходимо проявить собранность.
Хвалите флегматика за скорые действия.
Приучайте ребёнка-флегматики к движениям, занимайтесь гимнастикой.
Ходите в гости и давайте поручения ребенку пойти к кому-либо.
Подружите его с подвижными ребятами, но контролируйте это.
Относитесь к флегматику так, как он относится к миру – спокойно.
Уважайте его внутренний покой.
Обращайтесь к флегматику в случае необходимости.

Тип темперамента ребенка-Меланхолик
Меланхолики отличаются неуравновешенностью, малоподвижностью, высокой эмоциональной чувствительностью, застенчивостью, ранимостью, скрытностью, нерешительностью, неуверенностью в себе, пессимистичностью, замкнутостью, обидчивостью, плаксивостью, тревожностью.

В благоприятной обстановке сдержаны, тактичны, милы.
Мысли и переживания меланхолики держат в себе. Они тяжело переносят огорчения, обиды, неудачи хотя внешне это может никак не проявляться.

Ребенок меланхолик испытывает трудности адаптации, долго адаптируется в новом коллективе, теряется в новой обстановке, испытывает трудности, смущается при общении с малознакомыми людьми. Настоящих друзей у меланхоликов немного.
Меланхолики быстро устают, утомляются, поэтому в процессе работы им необходимо делать паузы. В спокойной обстановке работает продуктивно.
Меланхолик предъявляет высокие требования не только к себе, но и окружающим.

Особенности воспитания меланхолика
Придерживайтесь принципа постепенности.
Приучайте ребенка не бояться небольшого шума и новых знакомств.
На ребенка нельзя кричать. Говорите с ним спокойно, мягко, убеждающее.
Меланхолику полезно заниматься спортом. Спорт научит его регулировать свои движения, преодолевать трудности.

Взрослым детям помогать действиями и советом.
Развивайте общение ребенка.
Поддерживайте положительные эмоции ребенка.
Необходимо давать идеалы и образцы для подражания.
Каждая победа ребенка должна сопровождаться благодарностью.
Успокаивайте ребенка говоря, что то, что с ним случилось это самая обыкновенная вещь и с другими происходит тоже самое.
Уважайте внутренний мир ребенка.

Темперамент детей: классификация, особенности, хаpaктеристика

Все дети развиваются по индивидуальной программе и лишь отчасти похожи между собой. Один растет спокойным и усидчивым, другой – непоседой, третий – тот, о котором говорят «душа компании», а четвертый комфортно чувствует себя в одиночестве. Даже близнецы отличаются своим поведением, которое зависит от темперамента детей. Что собой представляет это понятие? Какие типы темперамента бывают, поддаются ли они изменениям и как научиться управлять ими? Ответы на эти и другие вопросы будут представлены в следующей статье.

Что такое темперамент?

Каждый человек обладает врожденной особенностью, которая ни при каких условиях не поддается изменениям. Это и есть темперамент. Он определяет поведение человека, его эмоциональное состояние, психические процессы. Темперамент не влияет на умственные способности человека, но он проявляется в моторике, физической активности, эмоциональности. Это более обширное понятие нежели хаpaктер.

Читать еще:  Значение имени Мераб

На темперамент детей не оказывают влияние те социально-бытовые условия, в которых воспитывается с ребенок. Он заложен в человеке с рождения. И если хаpaктер под влиянием условий внешней среды может кардинально измениться, то с темпераментом такого не произойдет никогда. Со временем родители могут научить ребенка управлять им. Но для этого в процессе воспитания необходимо обязательно учитывать тип темперамента. Правильно подобранные методы позволят вырастить психически уравновешенного, здорового и счастливого ребенка.

Типы темперамента

Темп и ритм деятельности, поведение, речь, коммуникабельность, мимика – все эти черты определены еще с рождения малыша. Знание того, какой тип темперамента присущ малышу, позволяет родителям более взвешенно подходить к процессу воспитания и обучения. А определить его зачастую можно уже на первом году жизни ребенка.

В психологии выделяют 4 типа темперамента детей:

Дети, которым присущ конкретный вид темперамента, встречаются достаточно редко. Обычно у ребенка в разной степени проявляются черты того или иного типа. И только один из них является доминантным или ведущим. Существует целый ряд тестов на определение типа темперамента. Проводить их целесообразно в отношении дошкольников старше 6 лет, которые могут четко сформулировать ответ на поставленный вопрос.

Хаpaктеристика темпераментов

Определить, к какому психоэмоциональному типу относится ребенок, можно уже в дошкольном возрасте. А помогут в этом наблюдательность и внимательность родителей. Можно дать следующую хаpaктеристику типов темпераментов у детей:

  1. Холерик. К этому виду относятся легко возбудимые, беспокойные, даже агрессивные дети. Они эмоциональны, энергичны, подвержены резкой смене настроения. Трудно предсказать, как такой ребенок поведет себя в новой для него обстановке.
  2. Сангвиник. Ребенка, обладающего этим типом темперамента, видно издалека. Он общителен, сдержан, уравновешен, улыбчив. Это настоящее «солнышко» – жизнерадостное, любознательное, активное создание, пpaктически всегда пребывающее в хорошем настроении.
  3. Флегматик. Этот ребенок сдержан, старателен, вдумчив, но неразговорчив. Флегматик настроен миролюбиво, старается избегать конфликтных ситуаций и не нарушать привычный для него распорядок дня.
  4. Меланхолик. Ребенок, обладающий таким типом темперамента, необщителен, замкнут и угрюм. Он не уверен в собственных силах и нуждается в помощи, когда нужно сделать правильный выбор.

Для каждого индивидуально применяются свои методы воспитания. Остановимся на них более детально.

Сангвиник: особенности темперамента ребенка

Этот живой, жизнерадостный, общительный и энергичный малыш обладает сильной и уравновешенной нервной системой. Ребенок-сангвиник деловит, внимателен, всегда пребывает в хорошем настроении и быстро заводит новых друзей. За любое дело берется с энтузиазмом, но стоит только потерять к нему интерес, как малыш тут же бросает его и переключается на другое. Ребенок-сангвиник легко адаптируется к новым для него условиям, находит общий язык с малознакомыми людьми. Он эмоционален, но все неудачи переживает достаточно легко.

В процессе воспитания сангвиника необходимо учитывать все особенности хаpaктера и темперамента ребенка:

  1. Необходимо помочь малышу усвоить следующее правило – начатое дело должно быть закончено. Для этого до начала работы нужно поставить перед ребенком четкую цель, а в конце обязательно продемонстрировать результаты его труда.
  2. Подходить к сангвинику следует только с теплым отношением. В противном случае он замкнется. Ребенку-сангвинику обязательно нужна поддержка и одобрение.
  3. Формирование устойчивых отношений с товарищами. Маленький сангвиник достаточно легкомысленно относится к новым знакомствам. В результате приятелей у него много, а настоящих друзей нет. Задача родителей состоит в том, чтобы воспитать в ребенке постоянство и устойчивость его интересов.

Воспитание ребенка-холерика

Нервная система этого малыша сильная, но неуравновешенная. У холерика процессы возбуждения преобладают над торможением. Такому ребенку сложно контролировать свои эмоции. Его хорошее настроение и безудержное веселье за одну секунду сменяется громкими рыданиями. Холерик легко заводит новых друзей. Он моментально адаптируется в коллективе, но также быстро может спровоцировать соперника на конфликт.

Что касается воспитания ребенка дошкольного возраста с темпераментом холерик, то родителям нужно обратить особое внимание на следующие моменты:

  1. Важно поддерживать увлечения, связанные с двигательной активностью. Его неуемная энергия должна быть направлена в «нужное русло».
  2. Разговаривать с ребенком-холериком следует ровным тоном, спокойно, но требовательно. Уговоров быть не должно. Ребенок должен усвоить, что общаться нужно без криков и грубостей, а за свои поступки следует извиняться.
  3. Строго соблюдать распорядок дня.
  4. Ограничить все, что приводит к возбуждению нервной системы малыша.
  5. Помогать ребенку переживать его неудачи. В противном случае его излишняя эмоциональность может привести к срыву.

Индивидуальный подход к ребенку-флегматику

Этого малыша с детства называют «удобным». Он мало и негромко плачет, много спит, не требует к себе повышенного внимания. Его сильная и уравновешенная нервная система как-бы малоподвижна. Ребенок-флегматик любит постоянство. Он медленно адаптируется к новой обстановке. Малышу нужно время, чтобы привыкнуть, приспособиться, выполнить. Это ребенок с пониженной активностью, немного вялый и замкнутый. Он никогда не бывает и не стремится быть первым.

Особенности темперамента ребенка-флегматика требуют определенного подхода в воспитании:

  1. Не нужно торопить и подгонять малыша. Это может привести к тому, что он начнет теряться и перестанет реагировать на любые замечания взрослых или же замкнется в себе еще сильнее.
  2. Флегматика следует приобщать к подвижным комaндным играм, где можно научиться преодолевать трудности и побеждать.
  3. Важно демонстрировать ребенку результаты его деятельности, но не переставать контролировать его на каждом этапе выполнения работы.
  4. Относиться к флегматику спокойно и уважать его внутренний покой.

Тип темперамента – меланхолик

Главные черты хаpaктера такого ребенка – замкнутость и нерешительность. Дети с темпераментом меланхолик отличаются высокой эмоциональной чувствительностью, плаксивостью, застенчивостью. В благоприятной для них обстановке они стеснительны и милы. Также никогда не показывают на людях свои эмоции, но огорчения, обиды и неудачи переносят достаточно сложно.

Меланхолики – медлительные дети, которые быстро устают. Их утомляют подвижные игры, шумные сверстники и замечания. Они ненавидят садик и школу. Им тяжело адаптироваться в коллективе.

При воспитании ребенка с таким типом темперамента необходимо учесть следующее:

  1. Не нужно давить на меланхолика и подгонять его вперед при выполнении любой работы. Для восстановления сил такому ребенку требуется больше времени. Он долго овладевает любыми навыками, но зато прочно и навсегда.
  2. Самооценку меланхоликов нужно постоянно поднимать и поддерживать на высоком уровне. Им нужна родительская похвала и одобрение.
  3. Приказы и категорические запреты по отношению к детям-меланхоликам противопоказаны. Они гораздо лучше воспринимают обсуждения, причем с обязательными акцентами на положительные стороны вопроса.

Простой тест на определение темперамента детей

В одном ребенке могут присутствовать черты и сангвиника, и холерика. Очень редко можно встретить человека, которому присущ только один тип темперамента. Важно уделять достаточно внимания своим малышам, чтобы выработать правильную стратегию их воспитания.

Следующий тест поможет определить тип темперамента вашего ребенка. Из четырех вариантов ответов, приложенных к каждому вопросу, нужно выбрать только один:

1. Какие игры предпочитает ребенок:

  • а) тихие, спокойные, преимущественно в одиночестве;
  • б) тихие, но быстро утомляется от них;
  • в) шумные и подвижные;
  • г) шумные и обязательно со зрителями.

2. Как ребенок реагирует на критику взрослых:

  • а) молча, соглашается со своей виной;
  • б) обижается и плачет;
  • в) обещает больше так не делать, но сразу же забывает о данном им слове;
  • г) с возмущением и криками.

3. Как ребенок общается со сверстниками:

  • а) говорит отчетливо, спокойно, без эмоций;
  • б) предпочитает молчать;
  • в) четко, внятно, прислушивается к тому, что ему говорят;
  • г) громко, быстро, возбужденно, совершенно не слушая других.

4. Как ребенок принимает решения:

  • а) спокойно, хладнокровно;
  • б) сложно, нерешительно;
  • в) быстро и правильно;
  • г) инициативно, но его азapт быстро угасает.

5. Какое место ребенок занимает в коллективе и в обществе:

  • а) долго присматривается, интерес проявляет не сразу;
  • б) скован и нерешителен;
  • в) легко адаптируется, проявляет ко всему интерес;
  • г) быстро возбуждается и нервничает.

Результаты теста: если преобладают ответы «а» – ребенок относится к типу темперамента флегматик, если больше букв «б» – меланхолик, «в» — сангвиник, «г» – холерик.

Классификация темперамента младенцев

Известный британский психолог Пенелопа Лич выделяет следующие типы темперамента у детей от рождения до 1 года:

  1. «Несчастные». Малыши, которые относятся к этому типу, часто капризничают и раздражаются по любому поводу. Кроха долго и упopно не желает засыпать, нервничает от этого, и даже кормление гpyдью не может его успокоить. Как правило, такие дети плохо растут и набирают в весе. Частые пробуждения для них являются вариантом нормы.
  2. «Нервные». Такие дети очень остро реагируют на громкий голос, новые звуки, обстановку. Даже включенный в темноте свет может вызвать у них испуг. Когда такой ребенок голоден, он очень громко кричит и ничто не может успокоить его хотя бы на время.
  3. «Сони». Это ребенок-флегматик. Он спокойно переносит голод и мокрые подгузники, редко бывает чем-то недоволен.
  4. «Бодрячки». Эти дети вместо сна предпочитают изучать окружающую обстановку. Как правило, они развиваются раньше сверстников.

Увлечения детей

Для развития заложенных природой способностей, которые безусловно имеются у каждого ребенка, необходимо найти для малыша «правильные» занятия, раскрывающие его потенциал. Детям разных темпераментов подходят разные увлечения и спортивные секции:

  1. Холерик. Такому ребенку рекомендуется заниматься подвижными видами спорта, где он сможет реализовать свои лидерские качества. Футбол, хоккей, баскетбол – это то, что нужно холерику. Для контроля над тормозными процессами рекомендуются совместные со взрослыми занятия рисованием и конструированием.
  2. Флегматик. Ребенку с таким типом темперамента подойдет рисование, шахматы музыка, где он сможет развить свои творческие способности. Его могут заинтересовать виды спорта, которые не требуют быстрой реакции.
  3. Сангвиник. Таким детям необходимы подвижные игры, но в спорте они не особо сильно будут стремиться к лучшему результату. Для них важен сам процесс обучения, поэтому в этому случае важно найти хорошего и дружелюбного тренера.
  4. Меланхолик. Такой ребенок сложно включается в коллективные игры. Но занятия в одиночку могут привести к тому, что он еще больше замкнется. Важно помочь ребенку преодолеть себя, чтобы в последствии веселиться наравне со всеми.

Рекомендации для родителей

Важно запомнить, что не бывает «хороших» или «плохих» темпераментов. И у сангвиников, и у флегматиков, меланхоликов или холериков имеются свои положительные и отрицательные стороны. Родители не могут изменить то, что заложено природой. Темперамент ребенка школьного возраста зависит не от того, насколько он правильно был воспитан дома или в детскому саду. Он дается детям с рождения. Но задача родителей состоит в том, чтобы выделить и подчеркнуть сильные стороны темперамента и «сгладить» слабые.


как алкоголь и всд связаны причины и симптомы

как алкоголь и всд связаны причины и симптомы как алкоголь и всд связаны причины и симптомы как алкоголь и всд связаны причины и симптомы Обострение неприятных симптомов ВСД зачастую возникает в...

21 11 2024 13:34:53

Нужно ли удалять желчный пузырь

Нужно ли удалять желчный пузырь Нужно ли удалять желчный пузырь Удалять нельзя оставить…расставим точки в вопросе холецистэктомии Самому принять решение относительно своего здоровья...

20 11 2024 3:13:18

Правила лечения микоза в пищеводе

Правила лечения микоза в пищеводе Правила лечения микоза в пищеводе Почему возникает микоз пищевода и как его лечить При подозрении на микоз пищевода необходимо сразу же обратиться к...

19 11 2024 15:59:30

Как действовать при обморожении второй степени, важные особенности

Как действовать при обморожении второй степени, важные особенности Как действовать при обморожении второй степени, важные особенности Первая помощь при обморожении Обморожение (отморожение) – это повреждение тканей,...

18 11 2024 21:59:38

Демодекоз. Кожный клещ — как избежать заражения

Демодекоз. Кожный клещ — как избежать заражения Демодекоз. Кожный клещ — как избежать заражения Как передается подкожный клещ на лице у человека Демодекоз представляет собой дерматологическое...

17 11 2024 8:51:55