Как найти общий язык с темпераментным холериком ребенком и взрослым
Как найти общий язык с темпераментным холериком ребенком и взрослым
Темперамент вашего ребенка
Присмотревшись внимательнее к своему ребенку, Вы заметите, что он отличается от других детей. Часто родители сравнивают своего малыша с его сверстниками и переживают, что он еще не умеет так хорошо говорить, как соседский Петя; плачет чаще, чем старшая сестричка; у него много страхов или, наоборот, ничего не боится; часто просто неуправляем, не то, что спокойная дeвoчка, живущая напротив. Сравнивая детей, родители забывают, что каждый малыш уже с рождения индивидуален и развивается по схеме, заложенной природой. «Индивидами рождаются, личностями становятся».
Поведение и эмоциональные реакции ребенка зависят, прежде всего, от ТЕМПЕРАМЕНТА. Тип темперамента определяется генами, т.е. является врожденным. Еще в 5 веке до н.э. Гиппократ выделил 4 типа темперамента. Проявление того или иного типа можно заметить уже в раннем детстве.
Поскольку темперамент изменить нельзя, взрослым нужно знать его особенности, чтобы лучше понимать своего ребенка, эффективнее воспитывать и развивать его. Если у мамы и ребенка темперамент схожий, они быстрее найдут общий язык, если же темпераменты резко отличаются (мама – холерик, малыш – флегматик), это ведет к проблемам в общении с ребенком, в его воспитании, т.к мама часто требует от него то, на что он не способен (быть лидером в общении со сверстниками, быть раскованным, быстро одеваться и т.д.). В таком случае взрослому стоит подстроиться под ребенка, учитывать его индивидуальные особенности, контролировать свои эмоции, чтобы не зародить у малыша комплекс неполноценности.
В чистом виде темпераменты встречаются редко, в основном они «смешанные»: у человека проявляются черты сангвиника и флегматика, холерика и сангвиника; но все же преобладает один тип.
Итак, четыре типа темперамента.
Сангвиник
Ребенка-сангвиника отличает выразительная мимика, энергичная жестикуляция, быстрая речь. Он верток и подвижен, слезы появляются мгновенно, но малыш быстро утешается, не злопамятен. Может быстро переключаться с одного занятия на другое, но если ему интересно – может заниматься одним делом, не отвлекаясь и не утомляясь. Любит как подвижные игры, так и спокойные. Добрый, не жадный. Может быть неаккуратным, несобранным, рассеянным, но в общении приятен, любит фантазировать. Преобладающее настроение – веселое, жизнерадостное. Как и холерик, маленький сангвиник самостоятелен и настойчив, однако эти качества проявляются только при заинтересованности ребенка. Вам не удастся заставить сделать своего малыша то, что он не захочет сам. Ребенок может сдерживать проявление своих чувств, поэтому вспышки гнева и агрессии бывают у него крайне редко. Он скорее проигнорирует Ваше требование и продолжит заниматься своим делом. Малыш склонен обдумывать свои действия и поступки; легко привыкает к новой обстановке, приспособится к тому, к чему никто не сможет приспособиться; находит общий язык с детьми и взрослыми; быстро усваивает правила поведения, послушен. Сангвиник компромиссен, это помогает ему пережить жизненные трудности. Обычно быстро засыпает, спит хорошо, просыпается с улыбкой. Печалится редко, легко поднять ему настроение.
Такому ребенку обычно суждено быть лидером среди других (стремление к лидерству проявляется уже в раннем детстве), выполнять роль буфера между холериком и флегматиком.
Холерик
Маленький холерик не боится трудностей, упорен в их преодолении. Всегда знает, чего хочет, настойчив, решителен. Если поставил перед собой цель, обязательно ее достигнет (достать Вашу любимую вазу с полки или простроить башню из кубиков) При этом проявит удивительную изобретательность. С трудом идет на компромисс, не прислушивается к мнению других. Излишне самостоятелен, часто бывает вспыльчив и агрессивен. В его поведении многое зависит от воли, которая очень развита. Холерик энергичен, непоседлив, импульсивен; много, громко и быстро говорит; выразительная мимика. Основное настроение—жизнерадостное, веселое, но быстро меняется; может быть несдержан. Легко приходит в ярость, но быстро успокаивается, не злопамятен. В поступках нет элемента обдумывания, поэтому может быть опасным для самого себя и окружающих. Несдержанность приводит к многочисленным жалобам воспитателей в детском саду: малыш неусидчив, много шумит, дерется с детьми, не соблюдает правила поведения, может нагрубить. Со сверстниками часто ссорится, даже дерется, доказывая свою правоту силой, а не разумными доводами. Любит играть в подвижные игры, часто достаточно агрессивные. Спит мало, просыпается рано; в еде неразборчив, ест «на лету», «кусочничает».
При воспитании маленького холерика от Вас потребуется бдительность, настойчивость, строгость. Старайтесь предугадать действия ребенка, если они таят в себе опасность, необходимо остановить малыша, объяснить ему, к чему может привести его поступок. Дома должны действовать четкие законы поведения (не очень много запрещайте), которые должны соблюдаться всеми. Замечания, сделанные вовремя, оказывают стимулирующее действие. Такому ребенку необходимо большое жизненное прострaнcтво, полезны выезды на природу, походы. Полезны занятия спортом, подвижный образ жизни. Учите ребенка проигрывать, думать над своими поступками. Читайте книги и истории о героических поступках, где воля и спокойствие творят чудеса. Ругать, объяснять неправоту лучше, когда ребенок успокоится. Нельзя стыдить при других.
Меланхолик
Малыш-меланхолик малоактивен, движения его слабые, речь тихая и неторопливая. У меланхолика богатый внутренний мир: когда он не играет, чаще бывает задумчивым, грустным. Настроение колeблется между подавленным и спокойно-веселым. При этом он очень впечатлителен и болезненно чувствителен к мелочам. Например, несколько минут назад малыш увлеченно рисовал, и вот уже горько плачет. Из-за чего? Может, рисунок не получился или карандаш сломался. Малышу нетрудно найти повод для огорчения. Плачет часто, долго и горько. С трудом включается в игры других детей, пугается чужих, но с теми, кого любит – добрый, мягкий, доверчивый. Такого малыша часто называют «маленьким взрослым» за его рассудительность и серьезность. Он не любит играть в подвижные игры, разборчив в еде, быстро устает, с трудом переключается на другой вид деятельности. Засыпает поздно, но без особых проблем, в кровати любит размышлять и фантазировать; утром встает плохо, в хмуром настроении. Любит тепло, не любит спорт, соревновательные игры. Застенчивость, нерешительность, робость чаще встречается именно у меланхоликов. Во время адаптации к детскому саду часто наблюдается регресс в развитии (ребенок «скатывается» назад, забывает многие умения и навыки). Зато их чувствительность – залог отзывчивости и доброты, которые притягивают к ним друзей.
При воспитании такого ребенка главное – такт и терпение. Он очень медленно учится, потому что боится нового, везде ему мерещатся трудности и опасности, при возникновении проблем сразу опускает руки. Вместо того, чтобы переживать, что малыш упадет с горки, Вам придется уговаривать его залезть туда. Меланхолики обычно исполнительны и старательны, но не любят привлекать к себе внимания. Они не публичные люди, отказываются выступать на утренниках, отвечать у доски. Любое замечание, плохая оценка приводят ребенка в отчаяние. Поэтому вам придется постоянно поддерживать самооценку ребенка, контролировать свои слова и эмоции; приучайте к критике постепенно, ни в коем случае не кричите, говорите спокойным голосом, приводите доводы, тут же похвалите малыша за другие достижения или просто за старание. Утешьте, если он заплакал, и предложите свою помощь. Помните, что накопление проблем, грубое обращение неприемлемы для Вашего ребенка, от этого он может даже заболеть. У малыша в семье должен быть человек (мама, папа, бабушка или домашнее животное), которому он мог бы полностью довериться, постоянно получать от него тепло и внимание.
Флегматик
Малыш-флегматик не склонен к бурному выражению своих чувств. Медлительный молчун, полненький, спокойный. Его мимика и жесты сдержаны, маловыразительны, речь медленная, спокойная. Всегда невозмутим, хорошо владеет собой, как правило, послушен. Такого ребенка трудно опечалить или рассмешить. Малыш двигается мало, может целый день просидеть в одиночестве, играя с любимой машинкой. Не стоит его беспокоить, он вряд ли согласится на предложение поболтать или поиграть в другую игру. У флегматика несколько любимых игрушек, он мало фантазирует, играет в спокойные игры, мало двигается. Ест много, не привередлив. Неохотно сходится с новыми людьми, это следует учитывать, когда начинаете посещать детский сад или просите поздороваться с тетей на улице. Он также отрицательно реагирует на нарушение принятых в семье правил поведения, на ситуации, требующие немедленного решения. Если Вы собираетесь идти гулять, заранее предупредите ребенка, будьте готовы к тому, что он станет медленно одеваться, торопить бесполезно, лучше выделите побольше времени. Вообще, ребенок-флегматик все делает медленно, в том числе и учится. Он не находчив, с трудом осваивает новое и переключается с одного занятия на другое. В то же время он очень настойчив, энергичен, даже упрям, может долгое время работать не утомляясь. Главное – не ограничивать ребенка во времени, не торопить. Флегматик тщательно складывает игрушки, одежду, любит порядок и добротность во всем: пьет только из своей чашки, ест только своей ложкой, в садике играет только своей игрушкой. Если что-то не так, может добиваться своего с энергичностью холерика. Самостоятельные решения принимать затрудняется, спокойно отдает право выбора другому. Хорошо развита долговременная память, т.е. долго помнит выученные стихи, песенки, новое учит долго и с трудом. Дети считают его скучным, но с удовольствием играют с флегматиком в традиционные ролевые игры (врач, дочки-матери) Родителям полезно развивать творческую фантазию (творите вместе, сочиняйте), приветствуются занятия вышиванием, музыкой, лепкой, рисованием. Не слишком рано отправляйте спать на ночь, не давайте пересыпать днем, пусть ребенок больше двигается. Закаливайте, не давайте много сладкого.
Читать еще: Чесотка у беременныхТипы темперамента ребенка
Под темпераментом понимается врожденная индивидуальная особенность человека, он не подвержен изменениям. Человек, обладающий любым типом темперамента, может быть способным и не способным. Тип темперамента не влияет на способности человека, просто одни жизненные задачи легче решаются человеком одного типа темперамента, другие — другого.
Темперамент, проявляющийся в общей психической активности, моторике, эмоциональности и требует от взрослых учитывать тип темперамента ребенка, а также знать достоинства и недостатки типа темперамента, для того, чтобы применяемые методы воспитания были максимально эффективными.
Темперамент влияет на:
- На скорость возникновения и протекания психических процессов, их устойчивость и интенсивность.
- На темп и ритм деятельности, поведение, речь, мимику, пантомимику.
- На формирование хаpaктера и поведение.
- На поступки людей.
Психологическая хаpaктеристика типов темперамента ребенка В психологии выделяют 4 типа темперамента ребёнка:1. холерик; 2. сангвиник; 3. флегматик; 4. меланхолик.
Сангвиник (от лат. «сангвис» кровь) – уравновешен, общителен, пpaктичен, выдержан.
Холерик (от греч. «холе» — красно-желтая желчь) — порывист, энергичен, эмоционален, не сдержан.
Флегматик (от греч. «флегма» — слизь) – вдумчив, миролюбив, надежен, старателен, неразговорчив.
Меланхолик (от греч. «мелайн холе» — черная желчь) – тревожен, необщителен, замкнут, угрюм.
Для каждого типа темперамента ребенка применяются свои особые методы воспитания. У каждого типа темперамента имеются как достоинства, так и недостатки. Поэтому в процессе воспитания необходимо развивать и опираться на положительные стороны темперамента, учитывать особенности темперамента у детей.
Темперамент и хаpaктер ребенка Тип темперамента ребенка-Холерик Ребенок холерического типа вспыльчив, агрессивен, неуравновешен, несдержан, резок, обидчив, в общении прямолинеен. Его реакции сильны и быстры. Легко берется за работу. Работает на подъеме сил, но недолго, через определенное время происходит затухание и спад деятельности. Монотонную работу выполняет с трудом. Холерики способны быстро принимать решения и действовать. В критической ситуации проявляют напор и решимость.
Подростки-холерики — веселые, активные, озорные ребята. Они способны вести за собой как сверстников, так и взрослых. В тоже время подростки холерического типа часто являются инициаторами срыва уроков, ввязываются в ссоры и дpaки.
Холерики подвержены резкой перемене настроения и нервным срывам. Мимика и жесты холериков живые и выразительные. Речь эмоциональная, быстрая, порой сбивчивая. Холерики хорошо засыпают и просыпаются.
Особенности воспитания холерика Темпераменту холерика свойственна чрезмерная энергичность, поэтому используйте ее «в мирных целях». Поддерживайте его полезные увлечения, связанные с двигательной активностью. Поручайте выполнение домашних дел, поощряйте занятия спортом. Лучше отдать ребёнка в спортивную секцию. Говорите с ребенком спокойным, тихим голосом, но требовательно без уговоров. Ограничивайте все, что возбуждает нервную систему ребенка. У ребенка должны быть трудовые обязанности. Давать ребенку задания, которые не будут приносить постоянного успеха. Приучайте ребенка к правилам, этике общения. С детьми 5 лет говорить о недопустимости вспышек. Строго соблюдать режим дня. Просьба, обращенная к ребенку, может иметь оттенок признания силы: «Ведь на тебя можно положиться, я знаю ты это умеешь!». Разговаривайте с ребенком о его поведении. Не позволяйте ребёнку быть хозяином положения и всех вести за собой. Помогайте ребенку переживать его неудачи, так как переживания могут выразиться в виде взрыва. Научитесь предвидеть выброс сил холерика.
Тип темперамента ребенка-Сангвиник Дети-сангвиники отличаются активностью, энергичностью, уравновешенностью, общительностью. В стрессовой ситуации сохраняет самообладание.
Речь отчетливая, но громкая и торопливая. Мимика и жесты живые. Проявляет настойчивость в достижении поставленной цели. За дело берется с энтузиазмом, работает долго, не уставая, но если теряет к нему интерес тут же бросает, не доделав до конца. Сангвиник обладает хорошей выносливостью и работоспособностью. Прекрасно переключается с одного вида деятельности на совершенно другой. Неудачи и неприятности сангвиник переживает легко. Чувства радости, гнева, недовольства, враждебности, горя, привязанности возникают быстро, они искренние, но неглубоки.
Дети-сангвиники прекрасно адаптируются к новым условиям, быстро находят общий язык с малознакомыми людьми. Как правило дети хорошо учатся, быстро схватывают новый материал. Интересы детей-сангвиников весьма разнообразны.
Особенности воспитания сангвиника Проявляйте строгость и требовательность к сангвинику. Контролируйте его действия и поступки. Добивайтесь, чтобы начатое дело было окончено с хорошим качеством. Небрежно выполненную работу предложите выполнить заново, при этом можно помогать ребенку. Учите ребёнка-сангвиника внимательно относиться к товарищам, стремитесь, чтобы складывались устойчивые отношения. Формируйте устойчивость интересов ребёнка. Мотивируйте деятельность сангвиника, через необходимость кому-либо помочь. Подходить к детям-сангвиникам следует с теплым отношением, иначе он замкнется. По возможности прерывать дело сангвиника быстрее, чем это сделает он сам.
Тип темперамента ребенка-Флегматик Ребенок флегматик отличается уравновешенностью, рассудительностью, хладнокровностью, медлительностью, усидчивостью, спокойствием, скрытностью, инертностью, мало разговорчивостью, незлопамятностью.
В делах проявляет последовательность и обстоятельность. Флегматики настойчивы и упopны в достижении своих целей, начатое дело всегда доводят до конца. Речь флегматиков спокойная, неторопливая, без резко выраженных эмоций, мимики и жестов. Для флегматиков хаpaктерно постоянство в отношениях, увлечениях и интересах. В работу флегматик включается медленно, столь же медленно переключается с одного вида деятельности на другой.
Дети дошкольного возраста с легкостью соблюдают режим для. Флегматики любят аккуратность и порядок во всем. Разум флегматиков преобладает над чувством. Они медленно сходятся с новыми людьми, но в тоже время затем прекрасно контактируют с ними. Эмоции флегматики предпочитают держать в себе. Чувства их глубоки, но тщательно спрятаны от посторонних глаз. Пока не будут затронуты личные интересы флегматиков, их сложно вывести из себя.
Особенности воспитания флегматика Наберитесь терпения и с самого начала научите ребенка-флегматика правильным приемам одевания, ухода за вещами. Не торопите ребенка. Создавайте специальную обстановку, ставьте его в условия, когда необходимо проявить собранность. Хвалите флегматика за скорые действия. Приучайте ребёнка-флегматики к движениям, занимайтесь гимнастикой. Ходите в гости и давайте поручения ребенку пойти к кому-либо. Подружите его с подвижными ребятами, но контролируйте это. Относитесь к флегматику так, как он относится к миру – спокойно. Уважайте его внутренний покой. Обращайтесь к флегматику в случае необходимости.
Тип темперамента ребенка-Меланхолик Меланхолики отличаются неуравновешенностью, малоподвижностью, высокой эмоциональной чувствительностью, застенчивостью, ранимостью, скрытностью, нерешительностью, неуверенностью в себе, пессимистичностью, замкнутостью, обидчивостью, плаксивостью, тревожностью.
В благоприятной обстановке сдержаны, тактичны, милы. Мысли и переживания меланхолики держат в себе. Они тяжело переносят огорчения, обиды, неудачи хотя внешне это может никак не проявляться.
Ребенок меланхолик испытывает трудности адаптации, долго адаптируется в новом коллективе, теряется в новой обстановке, испытывает трудности, смущается при общении с малознакомыми людьми. Настоящих друзей у меланхоликов немного. Меланхолики быстро устают, утомляются, поэтому в процессе работы им необходимо делать паузы. В спокойной обстановке работает продуктивно. Меланхолик предъявляет высокие требования не только к себе, но и окружающим.
Особенности воспитания меланхолика Придерживайтесь принципа постепенности. Приучайте ребенка не бояться небольшого шума и новых знакомств. На ребенка нельзя кричать. Говорите с ним спокойно, мягко, убеждающее. Меланхолику полезно заниматься спортом. Спорт научит его регулировать свои движения, преодолевать трудности.
Взрослым детям помогать действиями и советом. Развивайте общение ребенка. Поддерживайте положительные эмоции ребенка. Необходимо давать идеалы и образцы для подражания. Каждая победа ребенка должна сопровождаться благодарностью. Успокаивайте ребенка говоря, что то, что с ним случилось это самая обыкновенная вещь и с другими происходит тоже самое. Уважайте внутренний мир ребенка.
Как определить темперамент ребенка по поведению?
Холерик и меланхолик. Как воспитывать детей двух самых сложных типов темперамента
Существует множество тестов на темперамент, но не все они применимы к детям, особенно маленьким. Как определить темперамент ребенка в 1 год, в 3 года, в 5 лет? Как вести себя с маленьким холериком или меланхоликом? Надо ли отдавать в детский сад и как заниматься подготовкой к школе? Рассказываем, как воспитывать детей первых двух типов темперамента.
— Не знаю, что делать с ребенком. Плачет днями напролет, каждый час просит гpyдь, с рук не спустишь, во сне ворочается, просыпается.
— Это ты его избаловала. Вот я как начала кормить по режиму, так и пошло. Раз в четыре часа проснется, поест и сразу спать. И ночью спит по 6–8 часов. А все потому, что воспитывать нужно начинать с пеленок.
— Ну и что хорошего, если все время спит? Вот моя доченька просыпается и гулить начинает, игрушки теребить. А если на руки взять, по дому поносить, так и засияет, как солнышко. И глазки такие живые, умненькие.
— А у моего уже хаpaктер прорезался. Если не покормишь вовремя — так заорет! Настоящий мужик.
Естественно, каждой маме приятно думать, что ее ребенок — самый лучший, а она — самая лучшая мама. Но в действительности все четверо мам и четверо детей одинаково хороши. Просто у малышей разные темпераменты.
Автором учения о четырех темпераментах был греческий врач Гиппократ, но нам оно лучше всего известно из работ Ивана Петровича Павлова. Современные психологи определяют темперамент так: «Стиль поведения, присущий ребенку и позволяющий охаpaктеризовать то, как он ведет себя или что ему свойственно как личности (способности, психические содержания), или объяснить, почему он действует так, а не иначе (мотивации). Темперамент позволяет охаpaктеризовать скорость и яркость психических реакций ребенка, особенности настроения и внимания независимо от конкретного содержания его переживаний».
Читать еще: Визит к гинекологу после родовУ взрослого человека темперамент, как правило, «затушеван» воспитанием, но у младенца он обычно определяется без труда. Сразу хочу подчеркнуть — речь идет именно о врожденных особенностях работы нервной системы, которые можно учитывать, но нельзя изменить. Холерик не перевоспитывается в сангвиника, а меланхолик — во флегматика. Разумеется, с годами человек становится спокойнее, собраннее, терпеливее, но для этого действительно нужны годы. Воспитать в трехлетнем ребенке мудрость и выдержку тридцатилетнего и даже пятилетнего нереально. И слава богу.
Меланходик: ребенок, который не любит перемены
Слабый тип — меланхолик — человек со слабым возбуждением и торможением. Он долго «раскачивается» и быстро утомляется, с трудом приспосабливается к напряженным жизненным условиям. Младенец-меланхолик с большим недоверием относится к любым переменам, трудно к ним привыкает. Любая неожиданность заставляет его сжиматься в комок и горько безутешно плакать.
Внимание! Такое состояние может быть связано с родовой травмой или с развивающимся заболеванием, а не с особенностями хаpaктера! Поэтому сначала обращайтесь к педиатру, а потом к психологу.
Подрастая, такой ребенок может оказаться очень активным и своенравным, но главное — нелюбовь к переменам — остается с ним. Все дети в определенном возрасте — великие традиционалисты, но меланхолик — это ребенок, который в первую неделю после переезда на дачу боится выходить из дома и уходит из песочницы при первом резком движении играющих там детей. По-настоящему счастливым он чувствует себя только на коленях у матери.
«Переламывать» хаpaктер меланхолика ни в коем случае нельзя. Все слышали, что ребенок должен накопить базовый запас уверенности, чтобы приступить к освоению нового мира. У меланхолика этот запас накапливается очень медленно. Может быть, он почувствует себя в силах оторваться от мамы только в 6 или 7 лет. Пусть будет так.
Если вы попытаетесь оторвать его преждевременно, это с большой вероятностью закончится неврозом или даже более тяжелым заболеванием (все болезни от нервов — это про меланхоликов).
Но если ребенок уверен в своей «базовой безопасности» и если вам удалось поймать момент, когда он в хорошем настроении и не прочь удовлетворить нормальное детское любопытство и нормальное детское желание поиграть, он с большим удовольствием будет заниматься с вами. Понемногу (он быстро устает) продвигаясь вперед, часто возвращаясь к одной и той же игре, но зато глубоко и очень эмоционально проpaбатывая ее.
Вот как внимательная мама описывает свое общение с дочкой-меланхоликом:
«Те обязанности и привычки, которые были привиты. с года примерно, сейчас проблем не вызывают: чистка зубов, уборка постели, мытье рук. Да те же календари и кормежка птиц, кошек и собак. А те, что пытаюсь привить сейчас, — воспринимаются уже с боем. Появляются „не хочу“ и „не буду“. Никак не научимся убирать игрушки. При этом Таня с фанатизмом относится к слову „порядок“, но в ее понимании порядок — это тогда, когда игрушки валяются на привычных ей местах, а не тогда, когда они убраны. Пока наводит порядок только в собственной одежде, раскладывая ее по цветам, сортам, ящикам, парам. По три раза в день.
Еще у нас правило такое: все занятия надо доводить до конца и лишь потом переключать ребенка, причем переключать плавно, вспомнив, какие недоделанные дела есть на улице или дома (там, куда идти надо). Чтобы ей самой туда захотелось. По крайней мере, чтобы против не была. Потом можно спокойно идти.
Например, собираясь на улицу, мы всегда вспоминаем, что там было интересного вчера, придумываем, чем Таня там будет заниматься и что надо взять с собой (например, мы можем накормить птичек, достроить домик, посмотреть, не выросли ли щенки. ). Домой с прогулки тоже идем с какой-то целью (съесть купленное яблоко, прочитать книжку)».
Непоседливый холерик: как научить ребенка удерживать внимание?
Сильный, но неуравновешенный тип — холерик — хаpaктеризуется очень активным процессом раздражимости и резко отстающим по силе тормозным процессом. Из-за этого холерик «быстро загорается», но и быстро утомляется именно тогда, когда от него требуется каждодневная мелкая работа.
Младенец-холерик — это тот самый «крикун с хаpaктером», которого, когда он вырастает, обычно начинают звать «электровеником». Этот ребенок «все время куда-то ползет» или бежит, что-то на себя опрокидывает, куда-то лезет и т.д. В семьях, где живут холерики, лекарства убираются в сейф, коты вьют гнезда на верхних полках, а весь пол усыпан ровным слоем машинок, солдатиков и прочих игрушек, к которым их хозяин, поиграв пять минут, тут же остывает.
Часто у холериков проблемы с речью, просто потому, что у них не хватает терпения проговаривать последовательно все звуки. На площадке или в песочнице холерик может легко прослыть драчуном, но он дерется не со зла — просто объясняться кулаками быстрее и понятнее. Но иногда могут поколотить и его самого — он так кричит и машет руками, что дети пугаются и не знают, как его остановить.
Что делать? Прежде всего помнить, что все эти особенности — и безудержные крики младенца, и постоянное беспокойство и суетливость дошкольника — могут быть не проявлениями темперамента, а последствиями родовой травмы, поэтому консультация невропатолога не повредит в любом возрасте.
Но, предположим, ваш ребенок здоров, «просто хаpaктер такой». Что делать? Постараться не ругать (хотя это порой очень и очень трудно), а осторожно осаживать. «Я люблю тебя и не могу позволить причинять вред себе или другим», — это сказано как раз для вашего ребенка.
Старайтесь объяснять ему последствия его поступков. «Видишь, ты стукнул дeвoчку, теперь она боится с тобой играть, и мне придется увести тебя с площадки. Видишь, ты сбросил машинку с высоты, и теперь она сломана». Приготовьтесь повторить раз 50–100, и на 101-й до малыша обязательно дойдет.
В остальном — побольше свободы. Прыгунки для младенца и большой гимнастический мяч для дошкольника помогут семье выкроить 15–20 минут для завтpaка. Пара приятелей-холериков, которые не расплачутся от того, что в их машинку врезалась машинка вашего сына (или мячик вашей дочери), обеспечат вам относительное спокойствие на прогулке. А с мамами этих приятелей вы, скорее всего, найдете общий язык. Спортивная секция с мудрым тренером, который считает, что главное не результат, а энтузиазм, и вовсе разрядит обстановку.
Если ребенок ходит в садик, добейтесь полного взаимопонимания с воспитателем. Да, ваш ребенок зачастую плохо себя контролирует, его нужно останавливать прежде, чем он наломает дров, но это не значит, что на него можно навешивать ярлыки «драчун», «xyлиган», «неуправляемый и невоспитанный», «педагогически запущенный». Учите ребенка подвижным играм, чтобы он мог быть заводилой на детской площадке.
А как быть с интеллектуальным развитием? Заниматься им на бегу! Помню, мы с сыном Алешей изучали квадрат и круг, бегая вокруг квадратной и круглой песочницы, и учили цифры, прыгая по картонкам — с цифры на цифру.
Другой вариант: вы сидите на полу (например, с географической картой или с набором букв), а ребенок пробегает мимо, выхватывая «биты знаний». Часто это достаточно эффективно — холерики обладают живым воображением и все схватывают на лету.
Ближе к 5 годам попробуйте устраивать для ребенка 10—15-минутные сидячие занятия (например, рисование, лепку, занятия по книжкам), а за год до школы попробуйте походить с ним на какие-нибудь подготовительные курсы — не надо ни английского языка, ни углубленного знания математики, пусть просто научат сидеть на одном месте 30–35 минут, слушая преподавателя.
Иногда имеет смысл сначала походить на индивидуальные занятия — например, к логопеду или психологу. При этом заранее сформулируйте ваше главное пожелание — чтобы ребенок научился удерживать внимание в пределах возрастной нормы.
Вот пример из писем.
«Хочу рассказать о своей неусидчивой дочке Анке пяти лет. И вроде неглупая она. Мыслит масштабно, выражает мысль тоже. С 4 лет умеет читать, сейчас вот уже бегло читает — успевает титры на экране прочесть и т.д. С компьютером дружит с года. Но вот убрать постель можно просить до вечера. То же касается собирания игрушек. Начинает убирать, смотришь — уже рисует или что-то строит. Постоянно отвлекается. Помогаю убрать кукол — она возмущается, что сейчас в них тоже будет играть. И вообще чем ни займется — до конца никогда не доводит начатое.
Недавно я ненавязчиво предложила, чтобы она смастерила для бабушки открытку к 8 марта. Радости было! Давай фантазировать: как бабушка обрадуется, какие у нее распустятся цветы на открытке. Я предложила привлечь к работе бисер и ткань. Все на ура! Но то ли жук, который живет у нее в банке, зашевелился, то ли машина за окном проехала — энтузиазма как не бывало! Иногда я уже пытаюсь комментировать и свои действия, чтобы у нее где-то в голове осело. Например, цитирую совковый лозунг из столовой: „Я поел и не забуду за собой убрать посуду“. А она отвечает: „А я пойду какое-нибудь занятие найду“. Вот и всё».
О маленьких сангвиниках и флегматиках мы расскажем в следующий раз.
Читать еще: Флуконазол при беременности 2 триместрКак найти подход к людям с разными темпераментами?
Почему с некоторыми приятными нам людьми мы можем найти общий язык и подружиться, а с другими натыкаемся на стену непонимания? С одними мы часами можем беседовать на совершенно разные темы, а с другими – даже элементарные вещи обсудить трудно? Возможно, все дело в особенностях темперамента, которые необходимо учитывать при общении. Давайте побольше узнаем, какими фундаментальными знаниями нужно обладать, чтобы найти подход и построить гармоничные отношения с людьми с разными типами темперамента.
Как найти подход к холерику
• Вам нужно научиться говорить достаточно громко и четко: этот импульсивный темперамент не любит невнятную и тихую речь.
• Холерики обожают комплименты, но если только они не похожи на грубую лесть, а высказаны искренне, от чистого сердца и честно.
• Если возник спopный вопрос, не критикуйте и не повышайте тон на холерика, иначе вместо разумного объяснения вы получите громкий скандал. При решении спopного вопроса лучше начать с искренней похвалы (всегда можно найти что-то хорошее!), подкрепить предмет спора четкими и вескими доводами, а завершить признательностью за данный диалог. Тогда есть шанс, что холерик будет способен поменять свою точку зрения или уступить в споре.
• Холерики очень любят давать указания своему партнеру. Всегда просите его показать вам, как нужно, по его мнению, выполнять то или иное дело: водить машину, готовить суп, играть с ребенком и т.д.
• Для проведения совместного отдыха пригласите холерика на какое-нибудь творческое мероприятие типа концерта или похода в театр. Они просто обожают создание культурных программ с последующим обсуждением.
Как поладить с сангвиником
• Примите как данность, что сангвиники стремятся понравиться всем без исключения. Поэтому будьте готовы, что его искренний интерес и внимание будут адресованы не только вам, но и всем вокруг.
• Постоянно удивляйте сангвиника, не будьте для него заурядным – и тогда ваши отношения будут стабильны и продолжительны. Этот тип темперамента не выносит скуки, равнодушия и рутины.
• Относитесь с любопытством к увлечениям этого типа хаpaктера, поддерживайте в начинаниях: сангвинику очень важно ощущать интерес посторонних к тому, что он делает.
• Сангвиники нуждаются в поощрении, положительной оценке: они готовы горы свернуть, если услышат добрые слова в свой адрес.
• Этому типу темперамента явно не хватает дисциплинированности и организованности, поэтому всегда перепроверяйте ваши совместные планы, даже если есть предварительная договоренность.
Как найти подход к флегматику
• В силу природной медлительности флегматик попросту не может быстро действовать или незамедлительно принять или озвучить свое решение. Поэтому все мероприятия, будь то свидание или поход в гости, должны планироваться заранее.
• Флегматики плохо переносят разного рода внезапности: им необходимо не только собраться, скажем, в театр, но и заранее привыкнуть к этой мысли. Поэтому введите их в курс дела относительно своих планов загодя.
• Даже не пытайтесь навязать этому типу темперамента свое мнение, требования или выполнение условий. Для флегматика существует только его личный выбор и путь. В противном случае вы спровоцируете такой приступ ярости, что мало не покажется!
• В отношениях флегматики не будут ярко проявлять свои чувства и эмоции, но это не означает, что они «сухари». Вам нужно учиться считывать «внутренние» эмоции и настроение своего скрытного партнера.
• Флегматикам свойственно занижать свои возможности, поэтому вера в них поможет преодолеть закомплексованность и сомнения в способностях. Почаще давайте им понять, что вы верите в них.
Как поладить с меланхоликом
• Смиритесь, что меланхолик в силу особенностей нервной системы очень уязвим, раним, тонок и капризен.
• Этот тип темперамента, как никто другой, нуждается в похвале, внимании и поддержке. Однако очень легко выведет вас на чистую воду, если комплименты будут неискренни и не будут идти от сердца.
• Не принимайте близко к сердцу все жалобы, обиды, недомогания меланхолика: ему вы все равно не поможете, но можете навредить собственной психике.
• Не спешите обижаться, если на ваши предложения выйти в свет, например, в клуб, кино, вечеринку, меланхолик ответит отказом: ему больше по душе уединение с книгой или посиделки перед телевизором в домашней спокойной обстановке.
• Помните, что меланхолики – самые непунктуальные люди, поэтому учитывайте этот факт, если назначаете встречу или свидание. Все дело в том, что эти товарищи воспринимают время медленнее, чем диктует реальность.
Знание особенностей обращения с разными типами темперамента позволит вам построить ровные и гармоничные отношения и на работе, и в личной жизни. А сами вы прослывете настоящим дипломатом, способным найти общий язык с любым человеком.
Как найти общий язык с темпераментным холериком ребенком и взрослым
Холерик – это человек, который всегда находиться в движении. Он вспыльчив и деятелен, его настроение часто меняется, и одно неосторожное слово может вывести его из себя спровоцировав бурю эмоций.
Поэтому, если ваш избранник, ребенок, коллега по работе или просто знакомый холерик, то рано или поздно встанет вопрос о том, как с ним общаться. Ведь несдержанный темперамент делает взаимодействие этого психотипа с окружающими проблематичным и конфликтным.
Как вычислить холерика
Холерический тип темперамента отличается самоуверенностью, вспыльчивостью, такой человек мгновенно принимает решения. Главная хаpaктеристика этого типа – преобладание процесса возбуждения над торможением. Поэтому холерики определяются как неуравновешенный психотип, склонный к эмоциональным срывам.
Разберемся, что такое холерический темперамент и как построить отношения с холериком так, чтобы они были комфортными. Для этого рассмотрим три варианта взаимодействия в разных обстоятельствах.
Взаимодействие с ребенком
Ребенок-холерик всегда спорщик и непоседа. Он любит риск и приключения, поэтому родителям часто бывает сложно найти с ним общий язык. Тем более что несогласие и упорство такие дети проявляют достаточно агрессивно.
Ребенок настолько сильно увлекается новой игрой или другим занятием, что не станет выслушивать никаких советов родителей. За любое дело, он принимается, не дослушивая родительские наставления до конца.
Основная ошибка в общении с такими детьми: жесткий контроль и ограничение активности.
Для укрепления тормозных процессов детей-холериков, психологи рекомендуют заниматься ручным трудом. Мальчикам подойдет конструирование, а дeвoчкам рукоделие.
Холерик в коллективе
Холерики обладают ярко выраженными лидерскими качествами и стремятся прийти к цели максимально быстро. Но такая целеустремленность имеет импульсивный хаpaктер.
Особенности холерического темперамента можно использовать и направлять на пользу всего коллектива. Поручайте такому человеку срочные задания или проекты, которые требуют предельно быстрой реализации.
Цель и результаты работы холерика всегда должны быть для него осязаемы, тогда он успешно справиться с любыми задачами.
Главное – научитесь выбирать правильное время для взаимодействия с коллегой-холериком. В зависимости от текущего настроения, любая просьба может вызвать у него либо агрессию, либо радостный энтузиазм.Несмотря на вспыльчивость, наладить контакт с холериком в рабочем коллективе достаточно просто.
Чаще хвалите результаты его деятельности, обращайтесь за советами и давайте ему возможность реализовать свой потенциал.
Личные отношения
Если в работе вспыльчивый темперамент холерика легко обернуть в продуктивное русло, то в личностных отношениях со многими его недостатками придется просто смириться. Раздражительность, вспыльчивость, агрессия, склонность к бурному выяснению отношений могут превратить жизнь с холериком в серьезное испытание. Но и здесь можно найти выход.
Женщина или мужчина холерики, в паре всегда будут выступать инициативной стороной. Романтические сюрпризы, неожиданные поездки – все это приятная сторона отношений с холериком. Но придется принять тот факт, что и скандалы тоже будет провоцировать именно он.
Научитесь не принимать близко к сердцу сказанные сгоряча обидные слова. Чаще всего – это негатив не по отношению к вам, а просто результат накопленного стресса.
Со временем, вы научитесь определять моменты, когда лучше «не попадать под горячую руку» и количество негативных эпизодов в отношениях резко уменьшится.
Успешное взаимодействие
В спорах холерики не приемлют проигрышей и компромиссов. Если вы хотите наладить комфортные, спокойные отношения, учитесь идти на уступки. Спор с холериком – пустая трата энергии и нервов. Это не означает, что нужно жертвовать своими убеждениями. Здесь возможны две стратегии успешного решения конфликта:
- Не выносите на обсуждение те вопросы, в которых заранее не сможете уступить. Как ни странно, здесь лучше сразу сделать то, что вы считаете нужным, а потом суметь правильно преподнести свое решение.
- Не старайтесь любой ценой доказать свою правоту здесь и сейчас. Заметив, что ваша позиция наткнулась на сопротивление – на время отступите. Вероятнее всего вы просто выбрали не подходящее время для обсуждения и уже через час другой, ваше предложение встретит более позитивную реакцию.
Как видите, наладить спокойные, бесконфликтные отношения можно, но для этого нужно научиться понимать и принимать хаpaктер своего партнера.
Заключение
Важный шаг к построению успешного взаимодействия с человеком любого психотипа – это понимание и принятие. Темперамент по большей части является врожденным психофизическим свойством. Это значит, что кардинально его изменить нельзя. Самоконтроль, воспитание и другие факторы, конечно, влияют на поведение человека, но не способны изменить коренных особенностей его психической деятельности. Базовое описание холерического темперамента остается неизменным всю жизнь.