Как научить младшего школьника писать сочинение: советы детям и их родителям
Как научить младшего школьника писать сочинение: советы детям и их родителям
Как научить ребенка писать сочинение: советы родителям от учителя русского языка и литературы
Далеко не каждый ребенок мечтает о поэтической славе и не каждый грезит о лаврах великого писателя. Но грамотно излагать свои мысли на бумаге должны все. И в школьной программе для этого предусмотрены сочинения. Что делать, если у ребенка никак не получается? Могут ли помочь родители научить ребенка писать сочинение? Конечно, могут. И мы подскажем, как это сделать правильно.
Итак, знакомая для всех ситуация: в школе задали написать сочинение. Ребенок просит: «Мама, помоги. Я не знаю, что писать». Что делает мама? В лучшем случае старается объяснить, что должно быть в сочинении. Но чаще просто надиктовывает предложения.
Вот и первая ошибка. Никогда не пишите за ребенка — так он ничему не научится.
Предлагаем алгоритм работы.
Алгоритм работы над сочинением
1. Обсудите тему. Вместе с ребенком попробуйте обозначить главную мысль: о чем будет его сочинение? Какой именно случай или событие он будет описывать? Какое настроение он хочет передать?
Например, тема: «Моя любимая книга». Здесь не требуется пересказ содержания. Важнее другое — написать, почему он выбрал именно эту книгу? (понравился главный герой, потому что он смелый, добрый, отважный). Что именно привлекло в рассказе? (несмотря на все трудности, герой нашел в себе силы преодолеть препятствия, не сдался, не спасовал) Какие эмоции вызывает эта книга? (радость, потому что все закончилось благополучно).
2. Соберите материал. Например, тема сочинения «Мой путь в школу». Понятно, что ребенок ежедневно проделывает этот путь. Но с утра вы обычно спешите, поэтому восприятие пути остается как нечто поспешное, скучное и не всегда радостное. Что делать? Собираетесь и совершаете прогулку по привычному маршруту. Обращайте внимание, что встречается по пути: красивая, раскидистая береза, забавная вывеска, дом с ярко-красной крышей и т.д. Попробуйте описать людей, которых вы встречаете — старушка семенит в магазин, серьезный мужчина — явно спешит на работу.
Если сложно запоминать, возьмите на прогулку блокнот и записывайте свои впечатления.
Совет: Конечно, ради сочинения «В деревне» в деревню вы не поедете. В этом случае подберите картинки по теме, пересмотрите свои фотографии, вспомните и расскажите о своих поездках.
3. Составьте план. Без плана не получится логически последовательного изложения мыслей, поэтому он просто необходим. И чем подробнее будет план, тем легче будет написать сочинение. Все опытные журналисты пишут план статьи, прежде чем начать писать ее. Конечно, потом можно отступить от плана, но сначала его нужно написать.
Что обязательно должно отразиться в плане сочинения?
Во вступлении обычно указывается, почему выбрана эта тема, о чем будет сочинение. В основной части — описание, рассказ. Обсудите, о чем ребенок будет писать в сочинении, а что можно не упоминать. В заключении — подводится итог размышлениям, высказывается своя точка зрения.
Но это общие положения. Каждый вид сочинения (рассуждение, описание и пр.) предполагает свое наполнение этих пунктов. Об этом смотрите ниже в нашей статье.
4. Соберите лексический материал. Главный недочет всех сочинений — «бедная» лексика: повторы слов, «куцые» предложения. Чтобы этого не произошло, нужно заранее подобрать слова, которые будут описывать предметы, явления и ваши впечатления.
Самое удобное — заполнить таблицу:
Существительные
Прилагательные (эпитеты, сравнения)
Как научить младшего школьника писать сочинение
Сочинение Сочинение – одно из самых сложных и самых полезных школьных заданий. Писать сочинения учащиеся должны уметь уже в начальной школе. Для этого вида деятельности требуется развитие творческих литературных и речевых способностей, логика мышление, концентрация внимания, культура языка. Что должны уметь учащиеся каждого класса в начальной школе В первый год обучения детям предлагается составить рассказ по картинке, рассказать о своих впечатлениях, после прослушивания литературного произведения, выразить свои эмоции по поводу явлений природы и т.д. Ученики первого класса, строго говоря, сочинения пока не пишут, но все эти задания, по сути, и являются устными сочинениями. Ещё в дошкольном возрасте дети учатся рассказывать о произошедших за день событиях, пересказывать сказки, описывать то, что им наиболее понравилось или не понравилось во время проведения мероприятия. К первому классу у них, обычно, уже присутствует некоторый навык и определённый словарный запас, особенно, если ребёнок посещал дошкольное заведение. Поэтому, чаще всего, такие устные «сочинения» не вызывают больших сложностей у ребёнка. Учитель на первом году может максимально развить эти навыки с помощью специальных игр и упражнений, о которых будет сказано ниже. Вплотную к собственно сочинению ребёнок приближается во втором классе. Анализируя различные, предлагаемые учителем литературные тексты, второклассники учатся выделять в них основную идею, отделять главное от второстепенного. В этом возрасте ребёнок учится сжатому пересказу, что чрезвычайно важно для формирования в дальнейшем полноценного умения писать сочинения. На третьем году обучения от учащихся уже требуется не только составить описание или сюжетный рассказ с выделением его главной мысли, но и высказать своё собственное отношение, свою точку зрения, доказав её. В третьем классе ученики начинают писать сочинения по картинам известных художников. Учитель должен научить ребят обращать внимание на детали картины и делать из них соответствующие выводы. В словарь учащегося на этом этапе обучения входят такие выражения как «на переднем плане картины», «в центре изображения», «на заднем плане» и т.д. Учащийся должен учиться понимать «язык» картины, делать выводы, почему художник использовал тот или иной приём, что хотел сказать зрителю данным произведением. Настоящие классические сочинения школьники начинают писать не ранее четвертого года обучения. Такими можно считать сочинения на темы литературных произведений. Задание это достаточно сложное, поэтому для того, чтобы ученик с ним справился успешно, у него уже должен быть сформирован интерес к литературе, привычка анализировать прочитанное, умение высказывать свои впечатления от литературных текстов. Такие приёмы как сравнение, размышление, анализ, допущение, оценивание должны присутствовать в арсенале любого учащегося 4 класса. Как же учителю добиться того, чтобы это требование было выполнено?
Концентрация и внимательность Начиная писать сочинение, ученик должен быть очень внимателен к его теме и не должен уклоняться от неё в сторону. Дети начального школьного возраста часто склонны писать только об отдельных явлениях или событиях, которые привлекли их внимание, не рассматривая тему в целом. В силу того, что мышление в этом возрасте часто ассоциативно, сочинение «расползается по швам» и уходит от темы. Например, дана тема сочинения «Зима». Ученик описывает катание на коньках с папой, затем упоминается о том, что на следующий день папа уехал в комaндировку и заключительная часть сочинения посвящается папиной работе. Здесь можно выделить две недоработки со стороны учителя: 1. Учащийся либо не научен раскрывать тему, либо не сформулировал для себя основную мысль своего сочинения; 2. Учащийся недостаточно сконцентрирован на теме, отвлекается, перескакивает на другие темы, сам того не замечая. Второй пример. Дана тема «Зимние забавы». Ученик начинает писать о праздновании Нового года, затем упоминает то, что вынужден был пропустить новогодний утренник из-за болезни, затем рассказывает о том, как важно выполнять рекомендации врачей и о пользе закаливания. В заключении он, в полном соответствии с планом, пишет о том, что зима дарит людям много радости. В этом случае налицо невнимательность при осмыслении темы сочинения, ведь задание было — написать не о зиме и простуде, которую можно подхватить зимой, а о зимних забавах. Как учителю избежать таких досадных ошибок? Ответом на этот вопрос могут стать следующие рекомендации: 1. При написании сочинения, убедитесь в том, что предложенная вами тема для детей интересна и вполне понятна. Если вы замечаете, что часть класса не хочет писать на выбранную тему, предложите им выбрать тему для сочинения самостоятельно. 2. Не стоит давать поначалу слишком широкую тему. Лучше остановиться на чём-то конкретном. Это поможет детям сконцентрироваться и уменьшит риск перескакивания на другие темы. 3. Если название темы состоит из более, чем одного слова, учитель должен предложить детям выделить главное слово. Например, в вышеназванной теме главным является всё-таки слово «забавы», и если бы ребёнок осознал это, его сочинение отвечало бы теме в большей степени. 4. Учитель должен помочь детям определить основную мысль сочинения при помощи предварительной беседы. Необходимо донести до учащихся понимание того, что основная мысль не должна быть одинаковой у всех, кто пишет сочинение на эту тему. Следует поощрять школьников, которые мыслят нестандартно, высказывают оригинальные идеи. 5. Дети должны понимать, что любое сочинение, в том числе сочинение-описание не пишется просто так. Оно должно воздействовать на читателя, вызывать у него определённые мысли, чувства, эмоции.
Обучающие игры, которые помогают сконцентрироваться на теме сочинения и сформулировать его основную мысль: 1. «Река и ручейки» Учитель выдвигает тему и помогает классу сформулировать одну общую основную мысль по определённой теме. Эта мысль – река. Затем учащиеся по очереди предлагают другие варианты основной мысли – «ручейки». Каждый должен доказать, что его «ручеёк» вливается в большую реку, а не пересыхает в пустыне. То есть его мысль отвечает общей теме, а не уводит от неё в сторону. Автору самого интересного «ручейка» предлагается выдвинуть следующую тему. 2. «Учитель и ученик» Учащиеся делятся на пары. Один – учитель, другой – ученик. «Учитель» даёт ученику тему для сочинения. «Ученик» формулирует основную мысль и рассказывает, о чём он будет писать в сочинении. «Учитель» задаёт вопросы и определяет, правильно ли «ученик» справился с заданием. Затем роли меняются. Разумеется, эта игра должна проводиться под контролем педагога. 3. «Сочинение Незнайки» Учитель читает школьникам сочинение, в котором содержание не вполне соответствует теме. Дети по очереди указывают на ошибки и высказывают предположение, как их исправить. Сложности в составлении плана Одно из главных условий успешного написания сочинения – это грамотно составленный план. Он является каркасом сочинения, устанавливает границы, помогает мыслить последовательно. К сожалению, не всегда учителя могут убедить учащихся в важности составления плана. Часто школьники пишут план «для галочки», уже после того, как сочинение написано. Это очень большая ошибка. Желательно, чтобы даже в начальных классах учащиеся умели составлять подробный развернутый план, в котором, кроме общепринятых частей – вступления, основной части и заключения, имеются и подпункты, позволяющие конкретизировать содержание сочинения. Такой план для младших школьников даже предпочтительнее простого плана, так как служит надёжной опорой мыслям. При обучении учащихся составлять план нужно следовать рекомендациям: 1. Чем чаще ученик будет составлять план, тем лучше у него будет выpaбатываться навык в выполнении этого действия. Поэтому учитель должен задавать детям составление плана не только на уроках русской литературы, но и на других занятиях. Например, полезно составлять план своего устного ответа по любому предмету. 2. Составление плана по готовому тексту так же полезно, если этот текст не является собственно сочинением этого ребёнка, написанным поначалу без всякого плана. Можно предложить детям составить план рассказа или любимой сказки. 3. Учитель должен донести до учеников мысль, что составление плана не самоцель, а этап, действительно упрощающий работу. Для этого необходимо демонстрировать работу над сочинением по плану, рассказывать, для чего предназначены основные пункты плана, какова их роль. Младшим школьникам проще составлять план в виде вопросов. Например: Введение Почему я решил написать о зимних забавах? Основная часть 1. Какое зимнее развлечение мне особенно нравится? 2. Почему я люблю ходить на каток? 3. С кем я хожу на каток? 4. В каких ещё зимних забавах я принимаю участие? Заключение За что мы любим зиму? Чётко отвечая на вопросы плана, ученик не сможет перескочить на другую тему или забыть о теме вообще. Обучающие игры, помогающие научить детей составлять план сочинения: 1. «Верный план» Учитель читает классу текст и несколько вариантов плана к нему. Ученики должны выбрать верный план и обосновать свой выбор. 2. «Разорванное письмо» Учитель говорит ребятам, что получил письмо, но Домовой письмо разорвал на маленькие полоски. Остался целым только план письма. Детям предлагается собрать текст письма из отдельных фрагментов, руководствуясь планом. Усложнённым вариантом этой игры является использование неполного текста, когда один из фрагментов убирается, и дети сами пытаются его восстановить. 3. «Незнайкин план» Учитель читает детям текст и говорит, что план к нему уже составлен Незнайкой. Детям предлагается оценить план и исправить его, если это необходимо. Особенность этой игры состоит в том, что план может и соответствовать тексту. Учащиеся должны сами определить, подходит он или нет. Необходимость расширения словарного запаса Для того, чтобы писать полноценные сочинения, учащиеся должны обладать достаточным словарным запасом. Более всего расширяет словарный запас чтение и слушание художественной литературы. Для того, чтобы учащиеся свободно оперировали своим словарным запасом при написании сочинения, учитель должен проводить предварительные занятия и обучающие игры. Посоветовать педагогу можно следующее: 1. Перед написанием сочинения ученикам предлагается выделить основные предметы или явления, о которых он будет писать, то есть подобрать существительные, имеющие отношение к данной теме. 2. Затем следует обратить внимание на глаголы. Глаголы должны соответствовать стилистике сочинения. Учитель должен привести примеры художественного текста описания, в котором глаголы могут использоваться и в переносном смысле. 3. Подбор определений. Этот этап особенно важен при написании сочинения-описания. Чем разнообразнее будут определения, тем выигрышнее будет восприниматься текст. Обучающие игры для расширения словарного запаса: 1. «Телеграмма» Учитель читает детям «телеграмму» — очень короткий текст без прилагательных и предлагает дополнить телеграмму необходимыми определениями. Дети читают по очереди, что у них получилось, сообща решается, чья работа лучшая. Автор лучшей работы сам составляет следующую телеграмму. 2. «Синонимы – кто больше» Учитель предлагает детям подобрать как можно больше существительных для определения одного и того же понятия. Тот ученик, который больше всех подобрал синонимов, объявляется победителем. 3. «Собери пары» Учитель рассказывает детям, что пары слов существительное-глагол потеряли друг друга. Учащимся предлагается подобрать из представленных глаголов пары к существительным. 4. «Шкатулка с сокровищами» На протяжении некоторого времени (от нескольких дней до нескольких недель) каждым учеником собирается «шкатулка» с поэтическими выражениями, интересными образами, сравнениями, элементами народного фольклора (пословицы и поговорки), которые можно использовать в сочинении на определённую тему. Победителем объявляется ученик, который смог собрать наибольшее количество «сокровищ» Специальные приёмы, которые помогут вызвать у класса интерес к написанию сочинений В младшем школьном возрасте дети наиболее успешно справляются с заданиями, которые вызывают у них эмоциональный отклик. Поэтому желательно во время подготовки к сочинению, например, на тему «Осень в лесу» сходить с классом к лес или в парк, обратить их внимание на то, как изменились растения, какое над головой небо, как одеты люди и т.д. Даже если предстоит сочинение по картине, «Осень», ребятам будет проще записать свои мысли, если они будут подкреплены воспоминаниями о собственных ощущениях и переживаниях. Иногда младшему школьнику трудно выбрать фразу для начала сочинения. В этом случае можно предложить написать сочинение в виде письма к родному или близкому человеку. Интересным приёмом является написание сочинения по картине или литературному произведению от первого лица, то есть от имени художника или героя произведения. Самое главное для учителя не переусердствовать в критике, сохранить даже малые ростки творчества, которые проявляются в детских сочинениях, постараться, чтобы они окрепли и приносили пользу в дальнейшем при выполнении творческих заданий.
Читать еще: Можно ли вышивать беременным: стоит ли верить приметам?Педагогика
Обучение в школе невозможно представить без регулярного написания сочинений. Последние годы, в связи с изменениями в программе учебных курсов, этот вид работ предполагается не только по родному языку, но и по иностранному. Однако навыки для написания творческой работы требуются одни и те же, поэтому очень важно вовремя научить, а точнее – помочь ребёнку научиться писать сочинения.
Виды сочинений в разных классах средней школы
В школе учат писать сочинения разных видов
Сочинение – творческая письменная работа ученика на заданную тему.
Это интересно. Если объединить все сочинения, написанные среднестатистическим учеником за школьную жизнь, то получится довольно увесистый двухтомник.
В процессе обучения в школе учащиеся должны овладеть навыками написания сочинений нескольких видов.
- По источнику материала для работы сочинения бывают на основе собственного опыта, проведённой экскурсии, прочитанной книги или впечатлений от произведения живописи.
- По степени самостоятельности письменные опусы могут быть индивидуальные и групповые. Что касается последних, то эта форма чаще всего используется в младших классах, когда детям ещё сложно самостоятельно организовать свои мысли и впечатления. Постепенно ученик учится писать индивидуальные работы.
- По жанру выделяются описания, повествования и рассуждения. В начальных классах используется жанр повествования с элементами описания. Связано это с тем, что в повествовании говорится о каких-то действиях, и детям довольно легко справиться с сюжетными линиями. Для описания нужны более сложные навыки, в частности, наблюдательность. Ведь от ученика требуется указать признаки того или иного явления, героя, а для этого нужна внимательность. Что касается рассуждения, то этот жанр требует логического вплетения в работу своих личных суждений, поэтому такие сочинения пишут уже в старшей школе.
- По стилю творческие работы могут быть обиходно-бытовыми, обиходно-деловыми, документальными, научными и публицистическими. Стиль сочинения выбирается соответственно жанру и тематике.
Требования к ним
Сочинение должно соответствовать школьным требованиям к этому виду работ
Сочинения – неотъемлемая часть школьной программы. Поэтому существует ряд установленных Министерством образования и науки требований к написанию этого вида работ:
- умение осмысливать факты, необходимые для написания сочинения.
- способность наблюдать, выделять нужную информацию.
- выбор подходящих для темы и жанра слов, словосочетаний.
- построение предложений по законам грамматики.
- умение составлять план будущего произведения.
- организация написанного в соответствии с планом.
- соблюдение орфографических и пунктуационных норм языка.
Зачем нужен план
В сочинении обязательно должен быть план
Многие дети с недоумением задают вопрос: а зачем нужен в сочинении план, если и так понятно, что нужно писать. Задача учителя и родителей в том, чтобы объяснить школьнику, что без плана сочинение не получится. Вернее, получится текст с хаотичным изложением мыслей. Грамотно сделанная творческая работа должна быть структурирована, чтобы читателю было легко осознавать прочитанное, с одной стороны, и тема была полностью раскрыта – с другой. Поэтому легче писать сочинение, если есть план. Обычно он состоит из трёх частей: вступления, основной части и заключения. Во введении следует аргументировать выбор темы, во второй части – изложить суть работы, а в заключении – подвести итоги всему вышесказанному. Для каждого жанра эти пункты дополняются в соответствии с рекомендациями педагога. Научившись работать с планом, ребёнок сможет быстро справляться с задачей написания сочинения.
Рекомендации родителям
Не разрешайте ребёнку писать сразу в чистовик — так у вас не будет возможности проверить и направить мысль в нужное русло
Работа родителей с ребёнком на предмет тренировки навыка писать сочинение должна строиться на основании возраста вашего школьника. Но всё же есть и общие для любого класса советы:
- обязательно донесите до сознания своего малыша то, что он должен внимательно записать не только тему сочинения, но и выслушать рекомендации учителя относительно требований к написанному (особенно это касается жанра работы, ведь очень часто ученик получает низкую оценку из-за того, что вместо повествования сделал описание или в описании перешёл на рассуждение) ;
- ни в коем случае не поддавайтесь coблaзну сделать работу вместо ребёнка (это его творчество, там не должно быть чужих мыслей, даже если это идеи мамы или папы!), проявите терпение, если малыш долго настраивается или несколько раз перефразирует;
- используйте черновик (написание сочинения – творческий процесс, поэтому возможны ошибки, которые ребёнок захочет исправить в процессе письма или по окончании) ;
- стимулируйте мыслительную активность ребёнка (если вашему ученику трудно сосредоточиться на какой-то теме, натолкните на какие-то сопутствующие детали, например, если нужно написать о том, как прошло его лето, напомните о самом сильном летнем впечатлении, например, походе в заброшенную пещеру) ;
- избегайте плагиата (очень важно, чтобы ребёнок учился излагать свои мысли, даже если кто-то уже удачно высказался на эту тему, к тому же, списывая чужие тексты, школьник никогда не научится мыслить самостоятельно).
Видео с юмором: Проблемы при выборе темы для творческого задания
Как учесть возрастные особенности ребёнка
Прежде чем учить писать сочинения. научите ребёнка внимательно переписывать тексты
Как говорилось выше, при работе над таким творческим навыком, как написание сочинения, следует учитывать возрастные особенности ребёнка. Для младших школьников под этим подразумевается игровая методика. Педагоги советуют начать с написания изложений (пересказа прочитанного текста). Только построить работу нужно интересно. Например, «Пишем в две руки»: предложите малышу писать изложение вместе, каждый себе, а потом сравнить и выделить ошибки друг друга. Со временем переходите на изложения с собственным продолжением – и вы удивитесь, как развилась фантазия вашего маленького школьника. Предлагайте ребёнку описывать картины, иллюстрации. Причём необязательно письменно. В этом возрасте главное – научить излагать свои мысли в любой форме. А вот для среднего звена исключительно письменное изложение подобных заданий просто необходимо – в этом возрасте закрепляются навыки грамотного письма. Также в 5-9 классах детям можно предлагать описывать архитектурные объекты, писать отзывы на увиденные фильмы, спектакли. Хорошо бы давать им возможность пофантазировать на тему: «А как бы я сделал этот фильм, построил это здание» и т.д. Что касается старших классов, то ведущим жанром становится рассуждение. И снова, как и в младшем звене, предлагайте как можно больше заданий на устное рассуждение по теме. Неплохо помогают в отработке навыка написания сочинений и тематические споры с доказательством своей точки зрения и толерантным опровержением чужой.
Как научить писать в разных жанрах о литературе, картинах и прочем
После написания сочинение следует несколько раз перепроверить
Для каждого жанра сочинений есть свои нюансы написания. Рассмотрим методику работы над наиболее распространёнными видами творческого опуса.
По картине (жанр «описание»)
Итак, для создания сочинения по картине нужно:
- Хорошо рассмотреть саму картину, отметив для себя сюжет и цветовую палитру.
- Подготовить фактический материал (то есть указать, кто автор, когда картина была написана, основная идея картины и т. д.)
- Написать план работы над сочинением.
- Оформить введение и основную часть (в главном разделе обязательно указать, что находится на переднем, а что на заднем плане картины, а также какую палитру использовал художник).
- В заключении необходимо попробовать представить настроение художника, которое он передал изображённым сюжетом или цветом (если речь идёт о пейзаже).
По произведениям литературы
Если сочинение задано по литературному произведению, то в этом случае работа строится так.
- Внимательно читаем произведение, выделяя главных и второстепенных персонажей.
- Для каждого героя подбираем словесную хаpaктеристику, максимально полно отражающую его поведенческую линию.
- Выделяем в тексте наиболее значимые для темы сочинения цитаты.
- Знакомимся с критическими статьями по произведению (если таковые есть) для того, чтобы понять сложные нюансы образов произведения (например, чтобы определить, положительный или отрицательный герой Шариков в «Собачьем сердце» Булгакова, полезно почитать критические очерки М. Чудаковой).
- Пишем план нашего опуса.
- Делаем наброски текста.
- Проверяем, дополняем, не забывая про цитаты.
- Пишем заключение.
На другие темы
Нередко школьник получает задание по написанию текста в вольном стиле. Для детей младших классов чаще всего работы даются в жанре повествования. Обычно такой тип изложения проблем у школьников не вызывает, поэтому мы не станем излагать правила написания.
С течением времени, в большинстве своём в старших классах, начинает преобладать ещё один жанр сочинения – рассуждение. Тут существует один общий принцип, который поможет с лёгкостью изложить большинство тем. Работая над текстом, необходимо:
- Вдуматься в тему.
- Выдвинуть гипотезы.
- Желательно найти подтверждение тезисам в искусстве и литературе.
- Составить план.
- Записать мысли по плану.
- Чётко сформулировать выводы по теме.
Написание сочинения – это не только важный этап учебного процесса. Это ещё и возможность личностного роста. Ведь в процессе работы ребёнок должен отстаивать свои идеи, доказывать свою правоту, а для этого ему необходимо обладать достаточным объёмом информации по той или иной теме. Чтобы научить школьника писать сочинение, его следует научить думать. А это требует от родителей постоянного внимания к своему чаду, заинтересованности в его жизни и огромного терпения.
Как научить своего ребенка хорошо писать сочинения?
Сочинение – обязательный вид письменных работ по русскому языку и литературе в школьной программе. Оно призвано научить ребенка излагать свои мысли логично и последовательно, грамотно, убедительно; выражать свое отношение к теме, делать выводы. Умение писать сочинение понадобится уже на начальном этапе обучения, но особенно пригодится школьникам при сдаче ЕГЭ. Как научить ребенка писать сочинение?
Виды сочинений
Каждый вид школьных сочинений имеет свою структуру, особенности изложения, критерии оценки. Сегодня существуют такие виды:
- Сочинение-описание. Главное значение при их написании имеют художественно-изобразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры). Основная особенность описаний — последовательный переход от общего к частному. Это может быть описание картины, героя, интерьера, пейзажа, времен года. Именно с описаний детей начинают обучать написанию сочинений уже в начальной школе. Простейшие описания ребенок должен уметь делать уже к концу 1 класса.
- Сочинение-повествование (рассказ). Это тоже своего рода описание, но описывать нужно действия, события (поездка, каникулы, выходной, любимый урок). Поэтому основное внимание уделяется последовательности изложения мыслей. Для такого сочинения обязательны завязка, кульминация и последующая развязка. Главная роль в нем – у глаголов. Во 2 классе ребенок уже должен уметь писать простое повествовательное сочинение.
- Сочинение-рассуждение. Для учащихся это наиболее сложный вид письменных работ, требующий максимальной концентрации, глубокого знания темы и умения ее проанализировать, выразить свое отношение. Структуру такой работы обязательно составляют идея (тезис), доказательства (аргументы), вывод (ответ на главный вопрос). В таком жанре пишутся сочинения на свободную тему, обзоры, отзывы, эссе.
Начните обучение сочинению-описанию еще до школы: пусть ребенок устно рассказывает о том, что изображено на картинке, что он видит за окном, на прогулке, в своей комнате. Обращайте внимание дошкольника на последовательность изложения мыслей: от одного предмета к другому, не перескакивая. То есть сначала полностью описывается один предмет, только после этого нужно переходить к другому, а не «метаться» между ними туда-сюда по несколько раз.
Действуем последовательно
Сочинение – это не просто письменная работа. Она всегда структурирована. Нельзя написать «как на душу легло», чтобы получилась работа, соответствующая критериям высокой оценки. Сочинение может быть очень глубоким и содержательным, но при этом учитель оценит его невысоким баллом, потому что написано оно, например, не точно по теме, или она раскрыта не полностью, или ребенок в процессе написания «ушел влево» – сам себя увел рассуждениями в дебри вопроса, который рассматривать не требовалось, но при этом упустил суть…
Поэтому и учить ребенка нужно, последовательно обучая работе над каждым элементом.
Что должен уметь учащийся, чтобы написать «правильное» сочинение?
- Строго следовать теме.
- Выделять ее границы.
- Выбирать идею.
- Составлять план работы.
- Подбирать материалы к сочинению.
- Соблюдать структуру плана.
- Писать вступление и заключение.
- Работать с черновиком.
Для получения хорошей оценки важно также, чтобы написана работа была с соблюдением норм русской современной грамматики, лексики, пунктуации, синтаксиса. То есть не содержала совсем или имела минимум незначительных ошибок. Поэтому так важно не только собрать все «ингредиенты» в нужном порядке, но и уметь внимательно переписать начисто, проверить написанное. Здесь уже нужны знания правил русского языка.
Следуем теме
Далее будут изложены приемы, с помощью которых учащихся обучают навыкам написания сочинений педагоги в школах. Но их с успехом можно применять и дома, если у ребенка возникают те или иные трудности.
Итак, тема. Первое, что нужно внимательно изучить, – содержание темы: что конкретно нужно раскрыть. То есть если дана тема природы в драме Островского «Гроза», писать нужно именно о природе в этом произведении, а не о природе в творчестве Островского вообще. А вот тема «Любовная лирика в творчестве Пушкина» предполагает, что нужно проследить тему любви в стихах Пушкина на протяжении всей его жизни, анализа одного стихотворения будет явно недостаточно.
Главная ошибка большинства школьников – неумение отличить широкую тему от узкой.
Педагоги для решения этой задачи применяют следующие приемы:
- После изучения произведения просят детей предложить возможные темы. Например, в романе Тургенева «Отцы и дети» это может быть тема любви, конфликта поколений, образ главного героя, особенности композиции и т.д. Главное, чтобы темы предлагали учащиеся.
- Теперь нужно определиться, узкая тема или широкая. Детям предлагают разобрать тему по словам и выделить из них ключевые понятия (подчеркнуть, выделить цветом, обвести). Например, тема «Жизненный путь Евгения Онегина»: ключевым словом будет «путь». То есть нужна хронология жизненных событий героя. А тема «Чтение – лучшее учение» предполагает объяснение взаимосвязи этих двух понятий.
- Учащимся раздают уже готовые сочинения, которые написаны не по теме. Необходимо определить, почему они не соответствуют теме, какой она должна быть в конкретном случае.
Выбираем идею
Основной подвох широких тем в том, что школьники зачастую пытаются объять необъятное, излагая все, что им известно по этому вопросу, не выделяя основной сути этого «потока информации». Например, перечислять все, что говорили критики о творчестве Лермонтова, в одноименной теме совсем не обязательно. Нужно выбрать несколько самых показательных примеров, отражающих суть, и разобрать их. Таким образом ребенок очерчивает для себя границы своей будущей работы, то есть определяет идею сочинения.
Учащиеся должны понять, что идея – та часть общей темы, которую выбирает для себя сам ребенок для каждого конкретного случая. Именно идея и предопределяет содержание будущей работы.
Например, при теме «Любовь в жизни человека» можно взять за идею значение материнской и романтической любви. Рассмотреть их на паре-тройке литературных и жизненных примеров. Этого будет достаточно.
Другое дело – темы узкие. Что особенного, например, в теме «Моя комната»? Последовательно описать расположение мебели – слишком примитивно. Здесь нужно действовать по принципу «от частного – к общему». Что именно вызывает чувство комфорта в этой комнате? Какие предметы в ней особенно дороги автору? С какими важными событиями в жизни автора она связана? Произошли они или только грядут? То есть от конкретного, частного описания переходят к общему: чувствам, эмоциям, событиям.
Читать еще: Вредная и полезная зелень при грудном вскармливании: какую выбрать?Соответственно, чтобы правильно выбрать идею, нужно конкретизировать общее или обобщить конкретное. Развить это умение можно только пpaктически: предлагая детям находить как можно больше узких тем в одной широкой или выходить на как можно большее число широких тем из одной узкой.
Как составить план и подобрать материалы?
Более четко рамки будущего сочинения задает его план. Он помогает вести логическое повествование, не уходить в сторону, раскрывать тему. Любое сочинение содержит вступление, основную часть и заключение.
Научиться составлять план будущего сочинения можно, тренируясь на прочитанных произведениях. Прочли – составили план. Или прочитали параграф учебника, проанализировали, вывели план.
Это умение тренирует и другая работа: располагать в правильной последовательности перемешанные куски текста, а затем каждую часть называть.
Умение составлять план в соответствии с темой также выpaбатывается пpaктически: детям предлагают тему и готовые планы к ней. Им нужно проанализировать, насколько каждый план соответствует теме.
Составлять план можно как до, так и после сбора материала, главное – обязательно до того, как начнется непосредственно работа над написанием сочинения. Иначе в плане просто нет смысла.
Немало сложностей может вызвать и сбор материалов к сочинению, ведь от этого напрямую зависит глубина раскрытия темы и полнота сочинения.
Что может служить источником материалов?
- Литературные произведения.
- Другие книги.
- Личный опыт.
- Критические статьи.
- Статьи, отзывы в интернете.
Как научиться результативно собирать материал? Для этого также существует несколько приемов:
- Составление таблицы, в которой расписываются основные вопросы и подбираются материалы для ответов на них.
- Кластер. Это подбор ключевых фраз, слов и понятий, о которых в конкретной работе будет идти речь, с постепенным дополнением более конкретизированными хаpaктеристиками.
- Работа с вопросами. Эффективна в начальной школе в качестве помощи детям. Учителя предлагают учащимся опopные вопросы по теме, ответив на которые последовательно, они смогут написать сочинение.
- Дневник памяти. Этот прием хорош для детей, сталкивающихся со страхом чистого листа (боязнь начинать работу, неуверенность). Если ребенок выбрал идею, составил план, ему вроде все понятно, но при этом он никак не может начать работу, полезно просто выписать на черновик все, что приходит в голову по данной теме: ассоциации, примеры, цитаты, слова, мысли, события… Дальше нужно будет все это систематизировать, оформлять, но лист-то уже не чистый, страх ушел!
Черновик – основа дела
Работе с черновиком ребенка тоже нужно учить. Неправильно, если он просто сядет и начнет писать полностью сочинение – как на чистовик. При этом у него нет возможности вносить серьезные правки, дописывать, корректировать. А между тем такая возможность должна быть обязательно – на то он и черновик!
Удобно согнуть лист пополам и писать текст слева. Правая часть остается для пометок, вставок, комментариев. При этом писать нужно только на лицевой стороне листа, чтобы весь текст был перед глазами. При больших объемах можно использовать несколько листов.
Парадоксально, но начинать лучше всего с написания заключения. Так учащийся сразу видит, в какую сторону ему развивать мысль, ставит себя в рамки плана и делает вывод к своей будущей работе, которая пока только осмысливается в голове. Но к моменту ее завершения школьник уже достаточно устанет для того, чтобы поставить эту красивую жирную точку в своей работе. А хороший вывод всегда оценивается очень высоко.
Потренироваться умению писать краткие и глубокие выводы можно с помощью простого приема: закончить рассказ. Сначала пусть это будет событийный рассказ, затем можно брать описательные тексты, рассуждения. Постепенно ребенок научится подбирать концовку и к собственным произведениям.
А вот вступление пpaктичнее писать после того, как будет готова основа. В таком случае введение будет грамотно подводить к дальнейшему повествованию, задавать ему тон. Проще говоря, ученику уже будет видно, на что нужно настраивать читателя.
Чтобы детям было легче написать вступление, им нужно предложить несколько клишированных вариантов:
- Цепочка наводящих вопросов. (Что такое счастье? В чем оно заключается? Как понять, что ты счастлив? Как построить свое счастье? Об этом и рассуждает (имя писателя) в своем произведении (название).
- Рассуждения о заголовке сочинения. (Любовь. Однозначно сказать, что это, невозможно, настолько она многогранна и субъективна. Об одной из таких граней и размышляет (имя писателя) в своем (название произведения).
- Диалог с собеседником (в виде обращений ко второму лицу).
- Начало в виде цитаты, афоризма, пословицы, отражающей суть темы.
- Небольшая справка об авторе (поэте, художнике, писателе) либо о создании произведения.
- Описание впечатлений, которые вызвало конкретное произведение у самого учащегося.
После того, как сочинение написано, учащийся должен уметь его вычитывать, исправлять допущенные ошибки. А также иметь возможность послушать анализ своей работы со стороны. В качестве критика могут выступать как учитель, так и родители, желающие помочь ребенку в освоении навыка письменных работ.
Только в этом случае у него будет понимание того, как писать – хорошо, а как – плохо.
Как научить ребёнка писать сочинение по картине. Советы для родителей. консультация по теме
Предварительный просмотр:
Советы для родителей.
Искусство в жизни человека играет большую роль. Оно учит видеть и познавать окружающую действительность, вносит подлинную красоту в нашу жизнь. Именно поэтому сочинения по картинам занимают видное место среди школьных сочинений. Они приобщают к прекрасному, учат понимать, любить и ценить произведения искусства, формируют художественный вкус. Также сочинения по картинам служат одним из эффективных средств развития речи, обогащения словарного запаса учащегося, развивают внимание, наблюдательность и творческую фантазию.
Как научить ребенка писать сочинения?
1 . Во-первых , перестаньте писать сочинения ВМЕСТО ребенка. Если вы будете писать творческие работы вместо своего сына или дочери — они никогда не научатся делать это самостоятельно. Каждый человек учится ходить, бегать и есть САМ. А если вы будете делать это вместо него? Не жалейте ребенка, позвольте ему самому сделать некоторые ошибки, только немного «подтолкните» его мысли, подскажите, о чем можно сказать в сочинении, но ни в коем случае не делайте «медвежьей услуги».
2 . Во-вторых , как наши дети пишут сочинения? Переписывают с литературы, скачивают с Интернета. Можно ли так чему-либо научиться? Конечно, нет! Сочинение НЕ должно быть списано. Готовое сочинение — это только направление движения мысли, поскольку это ЧУЖИЕ мысли. Да, и еще: дети, переписывая, не изменяют «умные» фразы взрослых людей. А, как известно, стилистика текста взрослого человека отличается от стилистики речи ребенка. Поэтому любое, даже самое замечательное сочинение, будет заметно учителю, если оно написано взрослыми или списано с Интернета.
3 . В-третьих , чтобы научить писать сочинение, необходимо знать технологию написания каждого вида творческих работ.
4. Для успешного выполнения творческой работы необходимо внимательно слушать рекомендации учителя к каждому виду творческой работы. А потому, нужно убедить ребенка в том, что слушать учителя на уроке если и не обязательно, то ОЧЕНЬ ЖЕЛАТЕЛЬНО. Ведь от этого будет зависеть успешность ребенка!
Как писать сочинение по картине?
Есть одна основная методика, которая помогает легко справиться с этой задачей. Чтобы написать сочинение-описание картины, нужно внимательно ее рассмотреть. Определить (это очень важно), что находится на переднем плане, что является фоном картины. Далее уточнить мелкие детали, обычно расположенные справа и слева от центра картины. Важный элемент описание — цветовые особенности картины. А еще — как то, что изображено на картине, влияет на ее восприятие и настроение.
Если все это вы уже сделали, приступайте к сочинению. Не забудьте, что любая ученическая творческая работа должна содержать ТРИ основных части: вступление, основную часть и заключение. Что написать в выводах сочинения? Ответ на вопрос: понравилась ли мне картина или нет? Почему?
Вступление как правило содержит одно-два предложения и начинается со слов:»Передо мной картина (художника) (название картины).»
1. Внимательно рассмотри репродукцию: кто автор? Какова тема? (Что изображено?)
2. Что изображено на переднем плане? На заднем плане? В центре (слева, справа)?
3. Какие краски использует художник?
4. Вспомни слова-фразы, которые помогут написать сочинение.
5. Составь план описания картины.
6. Подбери подходящий эпиграф.
7. Напиши сочинение.
8. Проверь себя, дай проверить взрослому.
Фразы-помощники: «художник изобразил. «, «краски создают ощущение. «,
«создается настроение. » и т.д.
Словарь: художник — живописец — мастер кисти — автор
картина — полотно — репродукция
изобразил — показал — нарисовал — воплотил — создал
тема — идея — сюжет — колорит — детали — настроение — впечатление
Вступление как правило содержит одно-два предложения и начинается со слов:»Передо мной картина (художника) (название картины).»
Основная часть должна содержать примеры из произведения, желательны небольшие цитаты для подтверждения слов автора сочинения.
Заключительная часть содержит в себе чувства, мысли автора сочинения и вывод.
И, наконец, самое важное. Чтобы уметь писать сочинения, нужно хотя бы захотеть это сделать и начать учиться. А к желанию приложить некоторые усилия и старание.
Успехов вам в учебе!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Чудесен мир прекрасного! Каждый раз дети открывают в нём всё новые и новые уголки. Дети – не просто читатели, они и писатели. Но дело это не простое. Этому надо специально учиться. Столько ещё хитро.
Одна из важнейших задач современной школы — формирование функционально грамотных людей. Эти основы закладываются в начальных классах, где идёт интенсивное обучение различным видам речевой деятельности.
Как научить ребенка писать сочинения.
Ребенку очень полезно научиться выражать свои мысли как вслух, так и в письменной форме. Чтобы научить ребенка писать сочинения, нужно организовать ему систематическую работу, постоянно читать п.
Советы родителям — как помочь ребёнку писать без ошибок.
В статье содержатся рекомендации родителям, как помочь своему ребёнку овладеть грамотным письмом.
В работе представлена карточка-опора для учеников для написания сочинения по картине.