Биографии    


Как разговаривать с маленьким ребенком: 3 важных принципа

Как разговаривать с маленьким ребенком: 3 важных принципа

Как разговаривать с маленьким ребенком: 3 важных принципа

3 главных принципа развивающего общения с маленьким ребёнком

Навыки вербальной коммуникации, т. е. способность использовать речь для общения с другими людьми, дети раннего дошкольного возраста формируют постепенно. Назвать обмен звуками с ребёнком разговором можно, как правило, ближе к 2-3 годам жизни крохи. Обычно (что вовсе не означает всегда!) в этом возрасте в пассивном лексиконе накапливается достаточно слов, а речевой аппарат готов к тому, чтобы использовать эти слова, складывая из них разнообразные лексические единицы. Но означает ли это, что маленькие дети – крохи от рождения и до 3 лет – не нуждаются в разговоре со взрослым? Нет, не означает! И очень желательно, чтобы все мамы и папы усвоили эту аксиому как прописную истину. С ребёнком разговаривать необходимо всегда, и даже тогда, когда он ещё находится в утробе матери. Но вот как это делать правильно, с пользой для малыша и удовольствием для себя? На самом деле сложной науку общения с младенцами назвать нельзя. Главное — усвоить 3 основных принципа.

Принцип 1: Искренняя вовлечённость взрослого

«Любить — значит смотреть в одном направлении»

Переведённую великолепной Норой Галь формулу любви Антуана де Сент-Экзюпери можно и нужно реализовывать в общении с детьми первых лет жизни. Родительская любовь — это не только забота об удовлетворении физиологических потребностей грудничка. Это ещё и умение смотреть с ним в одном направлении, обращать внимание на то, что привлекает внимание младенца. А заметив, что привлекает ребёнка, обязательно и интересно проговорить, что это, зачем оно и для чего.

  • Малыш рассматривает защиту на детской кроватке? Расскажите, что там нарисовано, какова защита на ощупь, для чего она нужна. Вы можете добавить в свой рассказ историю о том, с какой любовью вы выбирали эту защиту в магазине, когда ждали появления на свет своей обожаемой доченьки или ненаглядного сыночка.
  • Мяуканье кошки насторожило ребёнка во время прогулки? Самое время поговорить с крохой о том, какие животные нас окружают дома и на улице. Для убедительности и придания своему рассказу эмоциональности можно «помяучить» как кошка-крошка, кошка-мама и кошка-отец.
  • Малыш реагирует на появление любимой игрушки в поле зрения? Поделитесь с ним своими знаниями о ней. Как она появилась в вашем доме, что это такое, расскажите, из чего эта игрушка сделана и какого она цвета.

Не так важно, ЧТО вы говорите. Важно, КАК вы это делаете. Для младенца пока одинаково непонятно звучат выкладки из высшей математики и детские считалочки. А вот ваши эмоции он считывает прекрасно. Если вам действительно интересно, если вам легко, радостно и приятно разговаривать с крохой, то именно эта лёгкость и радость от общения зафиксируется в его сознании. А это очень важно для формирования будущих коммуникативных способностей в дошкольном и школьном возрасте.

Принцип 2: Всеобъемлемость

Не нужно ждать подходящего времени, чтобы пообщаться со своим ребёнком. Любое время, когда вы рядом, идеально подходит для этого занятия. Просто проговаривайте, что вы делаете, что вы думаете и даже (особенно) что вы чувствуете прямо сейчас. Если вы не можете отвлечься от своих дел, чтобы полностью сосредоточиться на общении с малышом, сделайте малыша частью этих дел.

  • Чистите картошку для пюре на ужин? Можно в это время обсудить с ребёнком, как ждёте вы с работы любимого папочку. Рассказать, что папочка на работе устаёт, что он очень там старается, что он будет очень счастлив вернуться в родной дом и взять на ручки любого крошку.
  • Записываете список покупок? Комментируйте, что и зачем вы собираетесь приобрести. Рассуждайте вслух, ведь это несложно и даже полезно и для вас в том числе. Вы можете проговаривать всё со своей привычной интонацией или включить элемент игры и развлекать ребёнка разнообразными речевыми эффектами: менять тембр, громкость, скорость звучания вашей речи.
  • Готовите ванночку для вечернего купания? Как много интересного можно рассказать крошке: зачем вы опустили в воду симпатичный термометр, почему так важно купаться, как купаются кошки и зайки, что будет происходить после купания…

Возможно, вначале комментировать каждое своё действие будет непросто. Но это навык, который развивается многократным повторением. Особую пользу всеобъемлющее общение с ребёнком приносит молодым мамам, которые, выйдя в декрет, оказались в условиях дефицита общения. Общайтесь с ребёнком, и вы удивитесь, насколько тонко он чувствует ваше настроение уже сейчас. А в дальнейшем такое внимание к нему с вашей стороны откликнется его готовностью уделять внимание вам, вашим желаниям и потребностям. Уже сейчас, в самом раннем детстве, установив прочный контакт с малышом, вы сможете легко выстраивать ваше дальнейшее общение. А это очень важно для создания условий, благоприятствующих проведению развивающих занятий в домашних условиях.

Принцип 3: Побуждение к обратной реакции

По мере взросления малыша общение с ним должно принимать двустороннюю ориентированность. Крошка уже не только слушает вашу речь, но и предпринимает попытки вступить в диалог. Сначала в ход идут невербальные средства общения — малыш улыбается, моргает глазками, тянет ручки навстречу или машет «пока-пока». Позже появляются звукосочетания, звукоподражания и, наконец, осмысленные слова. Позаботьтесь о том, чтобы у ребёнка был стимул вступать в диалог.

  • Задавайте малышу сначала самые простые вопросы. «Где у нас деточка?» «Деточка» улыбается, смеётся, тянет ручки — т. е., вступает во взаимодействие. По мере развития ребёнка в форме вопросов, требующих ответа, осваиваются названия частей тела и слова, обозначающие окружающие предметы (вопросы на «Где» и «Что это»).
  • На этапе освоения активной речи (как правило, это возраст 2-3 года) при общении с ребёнком не бойтесь задавать сложные вопросы на «Как» и «Почему». «Почему ты выбрал эту машинку?» «Как ты сумела так здорово нарисовать домик?» Такие вопросы «запускают» механизм мышления, а это основа основ для успешной обучаемости малыша не только в дошкольный период, но и во всей его дальнейшей жизни.
  • В общении, построенном на обмене репликами, постепенно, но целенаправленно отводите ребёнку всё большее и большее значение. Если в ваших беседах с младенцем до 1 года вы либо вели монологи, либо имитировали ответы своего юного собеседника, то по мере становления речи малыш должен всё активнее отвечать самостоятельно.

Проявляйте достаточно терпения и выдержки, чтобы дать крохе возможность самостоятельно собрать в правильном порядке нужные для ответа слова. Вы можете направлять и подсказывать, но не решать эту пока непростую задачу вместо него. Чем внимательнее и заинтересованнее в успехе вы будете на данном этапе, тем успешнее и способнее станет ваш ребёнок в дальнейшем обучении.

Чтобы научить ребёнка разговаривать, размышлять и продвигаться к успеху, разговаривайте, размышляйте и продвигайтесь вместе с ним.

Счастливого вам родительства!

Расскажите о нем свои знакомым, нажав на одну из кнопок соц. сетей:

Как разговаривать с маленьким ребенком: 3 важных принципа

Дети в семье – это всегда счастье и радость в доме. В процессе взросления малыша у родителей начинают возникать вопросы, связанные с развитием ребенка. Малыши могут научиться только тому, что видят. Они словно губки впитывают информацию, стараются быть похожими на родителей и с их помощью познавать мир.

Узнать, как правильно разговаривать с маленьким ребенком не сложно. Главное что необходимо помнить: малыш – это личность, которую нельзя игнорировать. Проводилось множество исследований и экспериментом, которые подтвердили, что если с ребенком разговаривать на равных – он больше понимает и развивается в нужном направлении. Ни в коем случае нельзя коверкать и применять слишком ласкательные слова ко всему (муси-пуси и т.п.).

Педиатр Дана Саскинд также отмечает, что с ребенком нужно постоянно разговаривать. Не бойтесь комментировать то, что вы делаете (варим борщ, в который чистим буряк, картошку, морковку и т.п.). Телевизор не сможет выполнить функцию проводника сына (дочь) в мир настолько качественно и эффективно как родители. Должны проводиться совместные коммуникации, в процессе которых родители будут внятно и четко описывать свои действия, объяснять запрет и даже обсуждать происходящие ситуации. Чем разнообразнее и правильнее будет речь взрослого, тем разностороннее и правильнее будет развитие ребенка.

Педиатр ответила на вопрос: «как общаться с маленьким ребенком?». В основе лежит создание оптимальных условий и применение трех эффективных принципов со стороны родителей.

Как разговаривать с маленьким ребенком – основные принципы

  1. Изначально следует определить интересы вашего чада. Родители должны внимательно наблюдать за малышом и объяснять ему все, что его интересует. Взял поварешку – почему бы не показать, зачем она нужна и не рассказать ему об этом элементарно, но интересном предмете. Интересуют кубики, присядьте рядом и объясните, зачем они нужны. Можно объяснить, что это форма квадратная; рассказать, сколько у него углов; какие цвета и животные (если присутствуют) изображены и прочее. Не следует экономить время на разговорах, бояться строить предложения в логические цепочки.
  2. С ребенком нужно находиться на одном уровне. Если ребенок занят игрой в пирамидку навряд ли чтение книги даст какой-либо результат. В итоге потраченное на чтение стихов время не принесет результата. Также с детками необходимо общаться на равных. Ни в коем случае нельзя сюсюкаться и применять слишком ласкательные слова (маршруточка, кроваточка, тарелочка и т.п.). Исковерканные слова путают малыша, что в будущем может стать проблемой.
  3. Залогом успеха является активное общение. Не следует бояться комментировать свои действия. Ведь ребенок может узнать названия слов и описание действий только от своих близких людей. Проснулись, не поленитесь прокомментировать: «сейчас мы пойдем чистить зубы в ванную комнату. Это твоя зубная щетка – она зеленого цвета. Моя – красная, а папина – синего цвета. А вот паста. Твоя детская и на ней изображает большой дpaкон. Немного надавливая на тюбик, мы выдавливаем пасту на щетку. Теперь следует чистить зубы. Двигаемся щеткой вверх-вниз и с одной стороны в сторону. Не забываем прополоскать рот чистой водой и выплюнуть ее в paковину».
Читать еще:  Валерьянка при грудном кормлении: можно или нет

Задавшись вопросом: «как правильно общаться с ребенком до года?» следует помнить тот факт, что ребенок – это личность, которая все понимает и чувствует. Правильно разговаривая с малышом, не ленясь объяснять свои действия и рассказывать об окружающем мире, вы сможете помочь ему развиваться быстрее и в правильном направлении.

Как разговаривать с маленьким ребенком: 3 важных принципа

Чем больше слов слышит ребенок в первые три года жизни, тем успешнее он развивается в дальнейшем. Значит, стоит чаще включать телевизор? Все не так просто. Педиатр Дана Саскинд рассказывает, как создать оптимальные условия для общения.

Настоящим открытием рубежа веков стало исследование возрастных психологов из Канзасского университета (США) Бэтти Харт и Тодд Рисли о том, что предопределяют достижения человека не врожденные способности, не экономическое положение семьи, не раса и не пол, а количество слов, с которым к нему обращаются окружающие в первые годы жизни 1 .

Усаживать ребенка перед телевизором или включать на несколько часов аудиокнигу бесполезно: принципиальное значение имеет коммуникация со взрослым. Разумеется, сказав «прекрати» тридцать миллионов раз, мы не поможем ребенку вырасти умным, продуктивным и эмоционально стабильным взрослым. Важно, чтобы это общение было осмысленным, а речь — сложной и разнообразной.

Без взаимодействия с окружающими способность учиться ослабевает. «В отличие от кувшина, который будет хранить все, что вы в него нальете, мозг без обратной связи больше похож на решето, — замечает Дана Саскинд. — Языку нельзя научиться пассивно, а только с помощью ответной (желательно позитивной) реакции окружающих и социального взаимодействия».

Доктор Саскинд обобщила новейшие исследования в области раннего развития и разработала программу общения родителей и детей, которая поспособствует наилучшему развитию детского мозга. Ее стратегия состоит из трех принципов: настраиваться на ребенка, чаще с ним общаться, развивать диалог.

1. Настройка на ребенка

Речь об осознанном стремлении родителя замечать все, что интересует младенца, и разговаривать с ним на эту тему. Другими словами, надо смотреть в ту же сторону, что и ребенок.

Проявите внимание к его занятиям. Например, взрослый, преисполненный благих намерений, садится на пол с любимой книжкой ребенка и приглашает его послушать. Но ребенок не реагирует, продолжая строить башню из разбросанных на полу кубиков. Родители снова зовут: «Иди сюда, садись. Смотри, какая интересная книжка. Сейчас я тебе почитаю».

Вроде бы все хорошо, да? Любящий взрослый, книжка. Что еще нужно ребенку? Пожалуй, только одно: внимание родителей к занятию, которым в данный момент заинтересован сам ребенок.

Настроиться на ребенка — значит, внимательно отнестись к тому, чем он занимается, и включиться в его деятельность. Это укрепляет контакт и помогает улучшить навыки, задействованные в игре, а посредством речевого взаимодействия — развивать его мозг.

Ребенок может сосредоточиться только на том, что ему интересно

Дело в том, что ребенок может сосредоточиться только на том, что ему интересно. Если же пытаться переключить его внимание на другое занятие, мозгу приходится расходовать много дополнительной энергии. В частности, исследования показали: если ребенок должен участвовать в деятельности, которая его мало интересует, он вряд ли запомнит использованные в это время слова 2 .

Находитесь на одном уровне с ребенком. Сидите с ним на полу во время игры, держите его на коленях при чтении, сидите за одним столом во время еды или поднимайте кроху вверх, чтобы тот посмотрел на мир с высоты вашего роста.

Упрощайте свою речь. Как младенцы привлекают внимание звуками, так и родители завлекают их сменой тона или громкости голоса. Сюсюканье также помогает детскому мозгу осваивать язык. В недавнем исследовании выяснилось, что двухлетние малыши, с которыми сюсюкали в возрасте от 11 до 14 месяцев, знали в два раза больше слов, чем те, с кем разговаривали «по-взрослому».

Простые, узнаваемые слова быстрее привлекают внимание ребенка к тому, о чем говорится и кто говорит, побуждая его напрягать внимание, вовлекаться и общаться. Экспериментально доказано: дети «учатся» словам, которые слышат чаще, и дольше прислушиваются к звукам, которые слышали раньше.

2. Активное общение

Проговаривайте вслух все, что делаете. Такое комментирование — еще один способ «окружить» ребенка речью. Он не только увеличивает словарный запас, но и показывает взаимосвязь между звуком (словом) и действием или вещью, к которой относится. «Давай наденем новый подгузник…. Какой он белый снаружи и синий внутри. И не мокрый. Смотри. Сухой и такой мягкий». «Берем зубные щетки! Твоя фиолетовая, а папина зеленая. Теперь выдавим пасту, чуть-чуть надавим. И будем чистить, вверх и вниз. Щекотно?»

Используйте попутные комментарии. Старайтесь не только описывать свои занятия, но и комментировать действия ребенка: «Ах, ты нашел мамины ключи. Не бери их в рот, пожалуйста. Их нельзя грызть. Это не еда. Открываешь ключами свою машинку? Ключами открывают дверь. Давай откроем ими дверь».

Избегайте местоимений: их нельзя увидеть

Избегайте местоимений. Местоимения нельзя увидеть, разве что представить, и то если знать, о чем речь. Он… она… это? Ребенок не имеет ни малейшего понятия, о чем вы говорите. Не «мне это нравится», а «мне нравится твой рисунок».

Дополняйте, детализируйте его фразы. Обучаясь языку, ребенок использует части слов и неполные предложения. В контексте общения с малышом надо заполнять такие пробелы, повторяя уже законченные фразы. Дополнением к: «Собачке грустно» будет: «Твоей собачке грустно». Со временем сложность речи возрастает. Вместо: «Давай баиньки» произносим: «У тебя уже глазки слипаются. Уже очень поздно, и ты устал». Дополнения, детализация и выстраивание фраз позволяют быть на пару шагов впереди коммуникативных способностей малыша, поощряя его к более сложному и разностороннему общению.

3. Развитие диалога

Диалог предполагает обмен репликами. Это золотое правило общения родителей и детей, самый ценный из трех методов развития юного мозга. Достичь активного взаимодействия можно, настраиваясь на то, что занимает внимание малыша, и разговаривая с ним об этом как можно больше.

Терпеливо дожидайтесь ответной реакции. В диалоге очень важно придерживаться чередования ролей. Дополняя мимику и жесты словами — сначала предполагаемыми, затем имитируемыми и, наконец, реальными, ребенок может очень долго их подбирать. Так долго, что маме или папе захочется ответить за него. Но не спешите нарушать диалог, дайте ребенку время найти нужное слово.

Слова «что» и «какой» препятствуют диалогу. «Какого цвета мяч?» «Что говорит корова?» Такие вопросы не способствуют накоплению словарного запаса, потому что побуждают ребенка вспоминать слова, которые он уже знает. Вопросы с ответами «да» или «нет» попадают в ту же категорию: не помогают поддерживать разговор и ничему новому не учат. Напротив, вопросы «как» или «почему» позволяют ему отвечать самыми разными словами, задействовать самые разные мысли и идеи. На вопрос «почему» невозможно кивнуть головой или показать пальцем. «Как?» и «почему?» запускают процесс мышления, который в конечном счете приводит к навыку решения проблем.

Подробнее читайте об этом в книге Даны Саскинд, Бет Саскинд и Лесли Левинтер-Саскинд «Тридцать миллионов слов. Развиваем мозг малыша, просто беседуя с ним» (Манн, Иванов и Фербер, 2016).

Об эксперте

Дана Саскинд (Dana Suskind) — педиатр, профессор, автор книги «Тридцать миллионов слов. Развиваем мозг малыша, просто беседуя с ним» (Манн, Иванов и Фербер, 2016).

«Мы всегда можем стать творцами собственной жизни»

Что определяет развитие человека? Конечно, гены. А еще среда, в которой мы растем, общение, умение ставить себе цели и способность вкладывать усилия в их достижение.

Большие чувства маленьких детей

Рождаемся ли мы с готовым багажом эмоций? Нет, отвечает возрастной психолог Галина Бурменская. То, как в течение жизни складывается их палитра, зависит от нашей личной истории.

Как говорить с ребенком, чтобы он стал успешным?

Как часто вы разговариваете с ребенком? О чем вы говорите? Проста ваша речь или сложна? Оказывается, от этого во многом зависит, каких успехов он добьется в будущем.

Саботажники диеты: кто и почему мешает нам похудеть

Возможно, вы впервые слышите это слово, но вот самих «саботажников» наверняка встречали не раз: именно они уверяют нас, что мы и так отлично выглядим.

Как разговаривать с ребенком: важные принципы и советы психолога

  • 7 Сентября, 2018
  • Детская психология
  • Виталий Ровно

Дети — это наша жизнь. Чем больше хороших и познавательных слов ребенок слышит в первые 3 года, тем больше он развивается. Включить ребенку телевизор или какой-то другой носитель будет неправильно, ведь должен быть контакт между малышом и родителем. Нужно рассказывать ребенку все, что происходит вокруг него, почему так происходит. Нужно проявить внимание к интересам чада. Например, взять любимую книжку, сесть рядом и прочесть или обсудить ее. Если же он играет в какую-то игру, значит необходимо проявить интерес к ней. Когда родитель проявляет внимание к своему чаду, контакт между ними становится крепче, и это помогает ребенку развивать свое мышление и мозг, помогает приобрести навыки, которые задействованы во время игры. Как разговаривать с ребенком? Ответ на этот вопрос — дальше.

В основном родители общаются со своими детьми так, как с ними общались их родители. Некоторые, наоборот, все позволяют своим чадам, а потом не знают, как с ними справиться. Другие доверяют воспитание своих детей профессионалам. Ведь специалисты знают и придерживаются правильных принципов воспитания детей.

Читать еще:  Что делать, если болит печень при беременности — полезные советы для будущих мам

О чем общаться

Ребенок может быть сосредоточен лишь на том, что ему интересно. Если пытаться переключить его внимание на что-то другое, его мозгу приходится расходовать больше энергии, чем на то, что ему интересно. Если ребенку не интересно определенная игра, то слова ему не запомнятся никак. Все времяпровождения нужно быть с ребенком на одном уровне, например, читать книгу, вместе сидя на полу, рисовать вместе за одним столом, смотреть любимый мультик, взяв его на руки.

Одно из исследований определило, что разговор взрослого с ребенком, с которым сюсюкались с 11 до 14 месяцев, влияет на то, что малыш знает больше слов, чем тот ребенок, с которым разговаривали «по-взрослому». Добрые слова очень быстро привлекают внимание малыша и вскоре хорошо запоминаются. Нужно говорить вслух все свои движения или то, что надо сделать. Это один из способов окружить ребенка речью. Комментирование не только увеличивает запас слов, а еще и связывает звуки или слова с действиями. Например: «Берем зубную щетку. Та, которая розовая, это твоя, а зеленая — сестрички».

Самый ценный этап развития ребенка – это разговор родителей и детей. Не нужно задавать вопросы, на которые ответы «да» или «нет». Таким образом словарный запас не расширяется, а ребенок просто вспомнил старые слова, которые он знал до этого. Чтобы ребенок начал мыслить, надо задавать ему вопросы «почему», «как», «где». Темы разговора с ребенком достаточно разные и зависят от интересов семьи.

Принимать малыша как отдельную личность

Не нужно забывать, что ребенок – это личность. Как разговаривать с ребенком в этом случае? Не нужно навязывать ему свое мнение или свои планы. Их воплощать надо самостоятельно. Очень часто родители хотят и пытаются сделать с ребенка того, кем не стали в свое время. Например, мама хотела быть парикмахером, а из-за родительского мнения стала учительницей. И теперь из своей дочки хочет сделать парикмахера. Но так поступать нельзя! Таким способом родители не дают ребенку развиваться так, как ему надо и хочется. С первых дней жизни ребенку нужна свобода и право выбора. Нельзя навязывать свои позиции. Нужно создать такие условия, чтобы ребенок полноценно развивался, и помогать ему лишь тогда, когда он в этом нуждается.

Полноценное развитие

Обычно к трем годам заметно, что ребенок умеет делать лучше всего и что ему нравится. В таком случае родители должны обеспечить полноценное развитие ребенка.

Взрослый как пример

Большую важность имеет то, что родители говорят в присутствии детей, и то, что они делают. Ведь родители – это пример для своих детей. Можно сколько угодно говорить им, что нужно тепло одеваться, нельзя врать или что нельзя кричать и громко разговаривать. Слова не будут иметь никакой важности, пока сам родитель не будет тепло одеваться, разговаривать тихо и не будет придерживаться всего того, что запрещает детям. Какова будет реакция, если родители запрещают громко говорить, а сами буду кричать друг на друга? Дети будут вести в обществе себя так же, как ведут себя их родители. Маленькие повторяют поведение взрослых. Для правильного воспитания нужно быть хорошим примером для своего дитя.

Подбор методов

Методы воспитания у родителей должны быть одинаковые. Лишь при таком условии кроха будет чувствовать себя в безопасности. Если же после наказания будет утешение, то ребенок начнет вами манипулировать. Дети подстраивают себя под окружающую среду и ищут выгоду для себя. Из-за несогласия между мнениями родителей ребенок начинает манипулировать ими.

Соблюдаем правила

В семье должна быть последовательность действий, как разговаривать с ребенком. Не нужно менять правила и запреты каждый день, ведь из-за это кроха станет недисциплинированным. Он не понимает, как себя вести, и уже растерялся, что можно делать, а что нельзя. Нужно соблюдать все правила всем члeнам семьи, иначе вы не сможет вырастить дисциплинированного человека.

Быть построже

Не надо потакать чаду во всех его желаниях. Для ребенка будет достаточного того, что есть в доме, например, книжек, погремушек или каких-то других игрушек и вещей.

Похвала — прежде всего

Всегда нужно хвалить свое чадо, но только в том случае, если он этого заслужил. Если же ребенка просто так хвалить, то он будет стремиться сделать еще что-то только ради похвалы. Но это не есть хорошо. Должен быть какой-то объективный повод. Ведь те люди, которых в детстве родители хвалили за что-то, вырастают лидерами, а те, которых хвалили просто так, просто исполнителями.

Говорим на равных

Необходимо давать детям возможность участвовать в домашних хлопотах и принимать их помощь. Дети хотят быть похожими на своих родителей, берут с них пример. Видя, как мама убирает, они тоже стремятся убрать где-то. От таких помощников только грязи больше. К домашней работе детей нужно приучать в форме игры. Если же ребенка отстранили от помощи, в его голове будут мысли, что он непригоден для домашних дел. И через какой-то период времени, когда ребенок станет подростком, он не будет помогать семье. Надо идти ребенку на встречу, пусть убирает с вами, чтобы он почувствовал, что он полезен своей семье. И в будущем вырастет хороший помощник.

Только вместе

Отец обязан принимать участие в воспитании. Ведь отец очень важен для крохи, он проводник в реальный мир. Поэтому он должен как можно больше проводить времени с детьми и быть всегда на связи, пусть даже по телефону. Разговор отца с ребенком очень важен и приносит свои плоды. Пока отец занимается детьми, мама в это время может уделить время себе, чтобы и муж, и дети видели красивую и ухоженную маму и жену.

Развиваем независимость

Пусть ребенок вырастет независимым. Ему нужно периодически расставаться с матерью. В возрасте от 1 года до трех лет формируется «Я». В 2-3 года нужно предоставить малышу свободу.

Правильное мышление

Малыш должен научиться мыслить и расти любопытным. Обязательно надо отвечать на все вопросы ребенка и давать такие ответы, чтобы у него появились понимание и дополнительные вопросы. Благодаря этому он умственно развивается. Очень хорошо, когда ваш ребенок в любом возрасте остается почемучкой, таким образом он развивается.

Не бояться извинений

В разговоре матери и ребенка всегда надо извиняться перед малышом, если наказали его незаслуженно. Контролируя поведение ребенка, можно предотвратить отрицательные действия. Если допустили какую-то ошибку, надо признать ее, поменять собственное поведение и двигаться дальше.

Знакомим с историей

Ребенок должен знать свое происхождение и историю своей семьи. Для этого нужно показать ему семейный фотоальбом и рассказать, кто есть кто.

Детей любят не за какие-то качества, а просто так, за то, что он есть. Очень часто родители говорят, что будут любить своих детей если, например, они будут хорошо себя вести или же если будут послушными. Это неправильно! Важно говорить ребенку, что он вам нужен, что она вам дорог, что он хороший, что он послушный. Чаще обнимайте ребенка, ведь для него это так важно. И не только для детей важны объятия, но и для взрослых. Нельзя все время выражать недовольство ребенком.

Самостоятельность

Не нужно без просьбы о помощи предлагать ее ребенку. Если ему трудно, он сам попросит о помощи. А если он не справляется, надо предложить ему вместе сделать это. Ведь совместные действия сближают. Очень часто ребенок сам может себя обслужить, например, убрать за собой со стола, собрать игрушки или же застелить постель, но он этого не делает. Не нужно сразу кричать на ребенка, а лучше объяснить ему спокойным тоном, чтобы он понял, что его любят. Во время игры надо быть на равных с ребенком, чтобы он чувствовал себя уверенней.

Не нужно делать за детей уроки или же за руку водить их по вузам или колледжам, куда они собираются поступать. У тех родителей, которые делают все за своих детей, не остается времени для себя, для собственных интересов и провождения времени с друзьями.

В разговорах родителей и детей необходимо делать акцент на самостоятельности ребенка. Следует постепенно подготавливать его к независимости, передавать ему ответственность. Например, ребенок привык, что его разбудят в школу, заставят делать уроки, он и надеется на родителей. Он должен сам обрести отрицательный опыт, чтобы постепенно набираться ответственности. Когда же ребенок расстроен, обижен, подавлен, когда ему стыдно, родитель обязан его поддержать, показать, что понимает его переживания или состояние. Ребенок рассказывает о себе все больше лишь тогда, когда уверен и убежден, что взрослый готов его слушать.

Не нужно говорить с ребенком в приказном порядке, например, «ложись в кровать», «помолчи», «делай уроки». В ответ на такие «просьбы» дети обычно сопротивляются и упрямятся. Нельзя предупреждать и угрожать, например, «если ты не прекратишь плакать, я не буду с тобой дружить», или же «если ты не будешь слушаться, я возьму ремень».

Морали и проповеди

Как разговаривать с ребенком? Следует ограничить малыша от постоянных моралей. От того, что родитель сказал это сто раз, ничего не меняется. Надо давать советы ребенку, а не готовые решения проблем. Ведь если решать за ребенка, его это будет раздражать, и он больше не захочет ничего рассказывать. Нельзя критиковать своего малыша, типа, «что это ты сделал» или же «зря я на тебя надеялась». Такие действия со стороны взрослых вызывают у детей отрицание, злобу, защитное нападение, подавление и разочарование в себе.

Читать еще:  Виды детских грелок для новорожденного от коликов в животике: подробные инструкции по применению

Обращать внимание нужно не только на отрицательные действия, но и на положительные. Не нужно выспрашивать, а просто постараться поддержать ребенка. Когда говорит мама о своих чувствах, она должна говорить от первого лица – «Я». Важно сказать о своих чувствах, а не о поведении малыша. Например, «я не люблю, когда дeвoчки не ухаживают за собой, не чистят зубки и не умываются» или «Мне не удобно передвигаться по дому, когда повсюду раскиданы игрушки». Такая форма высказывания помогает взрослым выразить негативные чувства, не обижая при этом ребенка. Нужно быть искренними и открытыми по отношению к своим детям, тогда и они будут отвечать тем же. Высказав недовольство таким образом, родители не давят на ребенка и дают ему выбор. Он сам принимает решение, как поступать. И только тогда дети начинают брать во внимание пожелания и переживания взрослых.

Родителю бывает больно и грустно, он может кипень в гневе и злости, но это никак не должно отражаться на детях, нельзя на них сгонять злость. Самые основные и главные качества в разговоре ребенка с мамой — это управлять своим гневом, грустью или раздражением. Нельзя кричать на ребенка и поднимать руку, а нужно, прежде всего, договариваться.

Ребенок – это маленький человек, он имеет право на свободу выбора и право на собственные мечты. Способов, как вести разговор с детьми, много. С ранних лет ребенку нужно прививать право выбора, например, при покупке вещей, выбора кружка, друзей или книг. Решение остается только за ним. Нужно доверять своему ребенку, это создаст у него чувство защищенности и уверенности в себе. Нужно открыто говорить о своих чувствах вместо того, чтобы обвинять его. Чтобы кроха рос счастливым и полноценным, нужно воспользоваться принципом диалога, ведь малыш тоже имеет право на свое мнение и высказывание, и если слушать его, то можно быть ближе друг к другу.

Ребенок должен всегда чувствовать и знать, что он нужен, что его любят, ведь для него это так важно, для него это как энергия, как воздух и еда.

Хорошо и правильно воспитанный ребенок станет счастливым человеком.

О чём говорить с детьми от 3 до 6 лет

В предыдущей статье «О чём говорить с маленькими детьми» мы писали, что даже с неговорящими младенцами можно найти способы общения. Когда же малыш произнёс первые слова, главное — не упускать случая с ним поговорить.

Помните об основных принципах взаимодействия с детьми, которые действуют на любых возрастных этапах и закладывают основы успешной коммуникации во взрослой жизни. Ребёнку будет просто найти контакт с любым человеком, если он проявляет уважение к собеседнику, умеет понять чувства другого и корректно выразить свои эмоции. Поэтому:

  1. Обращаемся именно к малышу: речь направлена на него и сопровождается контактом глаз, улыбкой, жестами. Внутренний посыл при этом: «Я обращаюсь к тебе».
  2. Демонстрируем заинтересованность в реакции, трaнcлируем мысль: «Мне важно услышать тебя».
  3. Проявляем уважение к мнению и чувствам собеседника, независимо от возраста, так чтобы он знал вашу позицию: «Я понимаю, что ты хотел сказать / что ты чувствуешь».

Существуют универсальные темы для разговора в любом возрасте:

  • обсуждать происходящее с малышом / между вами / вокруг;
  • читать наизусть стихи по теме (о природе, про домашние дела, игрушки) или просто любимые;
  • петь песенки (вариантов очень много: включать и подпевать или петь самим, заниматься при этом домашними делами или танцевать, делать зарядку или кувыркаться, напевать во время прогулки или петь, сидя напротив друг друга) ;
  • рассказывать истории (используйте виммельбухи или любые книги с красочными иллюстрациями, сочиняйте рассказы о самом малыше, его семье и друзьях).

Что нового добавится в возрасте 3–6?

О чём говорить с ребёнком 3–4 лет

В этом возрасте растёт круг общения малыша, многие дети начинают ходить в сад, а значит, по дороге в детский сад или домой можно говорить о том, как прошёл день, что интересного произошло, что порадовало, что ели на обед.

Длительные прогулки не только хороши для здоровья, но и дают прекрасные возможности для развития речи и общения: вокруг столько нового и вдохновляющего, что темы для разговора искать не придётся — вы будете или отвечать на вопросы «что» и «почему», или сами инициируете беседу. Когда малыш усвоит названия окружающих предметов, важно продолжить расширять его словарный запас, отвечая не только на вопрос «что», но и на вопрос «какой»: не просто «трава», а «зелёная густая трава». Полезно говорить расширенными предложениями, дополняя сказанное малышом:

— Да, какая симпатичная собака бежит и виляет пушистым хвостом!

Вам будет проще решить, о чём говорить с ребёнком 3–4 лет, если помнить, что дети — исследователи по натуре и в этом возрасте изучают окружающую действительность с помощью всех органов чувств. Называйте разнообразные ощущения и поощряйте малыша описывать свой опыт: что и как мы слышим, видим, обоняем, осязаем, пробуем на вкус.

«Слышишь, как звонко чирикает эта птичка?»

«Какой гладкий камешек и какая шершавая кора у дерева!»

Будет здорово, если благодаря вашему примеру и искреннему интересу к его мнению, ребёнок начнёт делиться впечатлениями — это обогатит его речь и сделает интересным собеседником.

Для чтения выбирайте книги с красочными иллюстрациями, чтобы у крохи была возможность их описывать, а у вас — спрашивать, всё больше переходя от вопросов, на которые можно ответить коротко и односложно, к таким, что потребуют развёрнутого ответа.

И конечно, это время, когда дети активно осваивают язык, играют им как в кубики или конструктор. Они ищут закономерности в языке и в его связи с окружающей действительностью. Именно в этот период рождаются замечательные детские неологизмы. Множество примеров можно найти в книге Корнея Чуковского «От двух до пяти». К этому словотворчеству нужно относиться доброжелательно, ни в коем случае не высмеивать малыша, а корректно поправлять, перефразируя его слово или предложение правильно. Хорошая идея — записывать высказывания крохи. В более старшем возрасте он с удовольствием будет смеяться над ними вместе с вами.

В помощь родителям — большое количество речевых игр для любого возраста. Важно помнить, что для ребёнка главное — общение с вами, через которое он попутно учится. Так что не превращайте игры в обязательные скучные уроки. Лучше всего вплетать их в повседневные занятия, тогда дети не будут замечать, что вы делаете что-то специально. Например, можно спросить: «Чего на столе больше: ложек или вилок?» (так вы потренируетесь в образовании форм родительного падежа множественного числа существительных) или подбирать к каждому существительному прилагательное: стол — деревянный, варенье — вкусное, погода — прекрасная.

О чём говорить с ребёнком 4–5 лет

Приведённые выше варианты, о чём говорить с детьми, будут продолжать работать, но нужно давать ребёнку всё больше инициативы и возможности высказаться, поощряя и помогая наводящими вопросами. Побуждайте рассказывать об эпизодах прошедшего дня, о переживаниях и мечтах. Делать это лучше, когда вы никуда не спешите и настроены друг на друга: на прогулке или перед сном. Например:

  • Расскажи о чём-то хорошем, что произошло с тобой сегодня.
  • Что нового ты узнал?
  • Кто тебя порадовал/разозлил?
  • Что тебе снилось?
  • О чём ты мечтаешь?

В жизни малыша появляется всё больше других людей, он внимательно наблюдает за тем, как по-разному они себя ведут, и задаёт много вопросов о том, что хорошо и что плохо, что такое дружба, доброта. Обсуждайте с ним поступки героев книг и мультфильмов, его самого и окружающих, говорите о тех ситуациях, в которые он попадает или свидетелем которых становится. Идти нужно от простых вопросов к сложным.

«Как, по-твоему, Петя ушёл от ребят, потому что он обиделся?»

«Как ты думаешь, почему он это сделал?»

«А как бы ты поступил на его месте?»

Здорово, если эти темы ребёнок будет обсуждать не только с вами, но и с папой или бабушкой. Так он поймёт, что существует много мнений и способов их выразить. Спрашивайте, что понравилось малышу в истории, встречался ли он с подобными людьми и ситуациями, делитесь эмоциями и впечатлениями. Во время таких бесед закладывается особенная близость, которая может сохраниться на годы.

Дети 4–5 лет живо интересуются вашей жизнью, профессиями родных, спрашивают, как познакомились мама с папой, каким был папа, когда был маленьким, задают первые вопросы о мальчиках и дeвoчках, откуда берутся дети.

Язык — по-прежнему прекрасная тема для общения. Добавляйте синонимы, антонимы, сравнения, играйте в слова, отгадывайте загадки, вспомните игры из своего детства: «Я знаю пять имён», «Съедобное-несъедобное», «Я садовником родился».

О чём говорить с ребёнком 5–6 лет

Дети всё больше становятся полноценными собеседниками. Обычно в этом возрасте папы активнее включаются в беседы с сыном или дочерью. Продолжайте делать всё то же, что и раньше, усложняя и развивая сюжеты общения:

  • предлагайте закончить историю, которую вы начнёте, или сочинить альтернативный конец для известной сказки;
  • играйте в игры, где нужно задействовать речь и воображение.

Дети плюс-минус уже понимают юмор и начинают шутить сами: рассказывать смешные истории, придумывать весёлые рифмы, заразительно смеяться в ответ на шутки и каламбуры. Это всё можно и нужно включать в повседневное общение.

Около шести лет у ребёнка всё больше проявляется «рассуждающий разум», который, как считала Мария Монтессори, является хаpaктеристикой следующего большого возрастного этапа — от шести до двенадцати лет.

О чём вы говорите со своими детьми и в какие игры играете с ними?