Биографии    


Влияние физических нагрузок на сердечно-сосудистую систему на уроках физической культуры.

Влияние физических нагрузок на сердечно-сосудистую систему на уроках физической культуры.

Влияние физических нагрузок на сердечно-сосудистую систему на уроках физической культуры.

Влияние физических нагрузок на организм человека, адаптация к нагрузке

В результате взаимодействия нашего организма с окружающей средой происходит ряд закономерных изменений в структуре и функции всех тканей, органов и систем органов. На этом основана ключевая особенность всего живого – приспособление. Без неё невозможно было бы развитие жизни на Земле. Стоит отметить, что у приспособительных реакций есть определённый предел. При выходе за этот предел воздействия окружающей среды становятся губительными для организма, в результате чего возникают расстройства регуляции внутренних процессов.

Физические нагрузки

Физические нагрузки являются отличным примеров влияний окружающей среды. Цель каждого человека, начавшего заниматься спортом, фитнесом или просто физической культурой, — заставить организм приспособиться к нагрузке. В результате такого приспособления изменяется внешний вид, увеличиваются отдельные показатели функционирования всех внутренних систем, нервная система становится более устойчивой к стрессовым ситуациям.

Приспособление (адаптация) к физическим нагрузкам возникает с первого упражнения, с первого движения, выполненного на тренировке. При дальнейшем выполнении упражнений в силу вступают глубинные и основательные перемены в организме. На этом основано разделение разнообразных адаптационных механизмов в две более или менее чётко очерченные группы: срочная и долгосрочная адаптация.

Срочная адаптация

Срочная адаптация возникает сразу же при начале выполнения упражнений. В условиях повышенной нагрузки приоритет организма сконцентрирован на работающей мускулатуре, которая требует усиленного притока питательных веществ, кислорода, а также оттока продуктов обмена веществ. Таким образом, закономерно повышается активность сердечнососудистой системы: возрастает частота и сила сердечных сокращений, вырастает артериальное давление, а также изменяется тонус сосудов в различных частях тела таким образом, чтобы работающие органы получали крови больше, а «ненужные» в данный момент органы получали только необходимый минимум. Для доставки большего количества кислорода усиливается работа и дыхательной системы: увеличивается частота и глубина дыхания, кровеносные сосуды лёгких наполняются большим количеством крови.

Перечисленные процессы контролируются нервной и эндокринной системой. Головной и спинной мозг во время выполнения различных упражнений находятся в возбуждённом состоянии, так как приходится контролировать огромное количество процессов во всём организме. Эндокринная система на момент выполнения упражнений переходит в режим «нападения». Другими словами, в кровь поступает большое количество гормонов, которые обеспечивают мышцы достаточным количеством глюкозы, поддерживают работу дыхательной и сердечнососудистой системы на высоком уровне, а также тормозят неактуальные в данный момент биохимические процессы.

Долгосрочная адаптация

После прекращения воздействия нагрузки все изменения во внутренних органах возвращаются в исходное состояние. В зависимости от интенсивности нагрузки полноценное восстановление происходит в течение нескольких часов или нескольких суток. Однако при регулярно повторяющихся нагрузках в игру вступает наиболее мощный приспособительный механизм нашего организма – генетический аппарат. Благодаря сложным, ещё не до конца изученным, механизмам происходит активация множества ранее дремлющих участков ДНК, и организм постепенно приспосабливается к всё более и более тяжёлым нагрузкам. Этот процесс называется «долгосрочной адаптацией», которая затрагивает все внутренние органы. Как пример, известно, что физически активные люди значительно реже болеют. Это связано с тем, что у этой группы людей иммунная система на порядок лучше выполняет свою работу, обеспечивая более надёжную защиту организма.

Влияние физических нагрузок на сердечно сосудистую систему

Сердечно сосудистая система представляет собой сложную систему трубок – сосудов, которые обеспечивают распространение крови с питательными веществами, кислорода и продуктов метаболизма к целевым тканям. От сердца к органам направляются артерии. Они постепенно уменьшаются в диаметре по мере своего ветвления до тех пор, пока не превратятся в мельчайшие капилляры, стенка которых состоит из одного слоя клеток. Через капилляры происходят все обменные процессы. «Отработанная» кровь собирается в вены и направляется к сердцу. Круг повторяется. Сердце — мышечный орган, своеобразный насос, который приводит в движение весь объём крови, который имеется в нашем теле.

Наиболее заметные изменения под воздействием физических нагрузок наблюдаются в сердце. Периодически повышающийся объём работы, выполняемый сердцем, приводит к гипертрофии миокарда. Этот процесс очень похож на рост скелетной мускулатуры. Чем выше нагрузка, тем больше становится сердечная мышца. Благодаря увеличению объёма сократительного аппарата сердце может выполнять свою работу более эффективно, то есть перекачивает большие объёмы крови с затратой меньшего количества энергии на единицу объёма мышцы.

Гипертрофия миокарда

Однако в гипертрофии миокарда есть и отрицательные стороны. При выполнении аэробных нагрузок (лёгкоатлетические упражнения, игровые виды спорта, плавание) происходит равномерное увеличение мышцы. Однако работа с большими весами оказывает не самое благоприятное влияние на сердце. Хоть значимые изменения возникают спустя несколько десятилетий соответствующей работы, они могут сказаться на состоянии здоровья в дальнейшем. У тяжелоатлетов, бодибилдеров и особенно пауэрлифтеров возникает так называемая эксцентрическая гипертрофия миокарда. Подобное наблюдается при гипертонической болезни. Суть этих изменений в том, что увеличение толщины внешней стенки левого желудочка превышает таковой межжелудочковой оболочки. В результате такой асимметрии возникают определённые изменения в сократительной способности миокарда, а отдельные его участки находятся в состоянии хронического кислородного голодания.

Стоит отметить, что отрицательное влияние тяжёлых тренировок сказывается только при очень большом стаже тренировок. У большинства же спортсменов подобные изменения вовсе не успевают развиться до окончания профессиональной карьеры. Что касается людей, которые занимаются спортом для себя, а не для рекордов, вероятность отрицательного влияния на сердце чрезвычайно мала. Однако лицам, которые уже страдают проблемами с сердцем, стоит регулярно наблюдаться у врача с целью раннего выявления структурных изменений миокарда.

Со стороны сосудов также наблюдаются определённые изменения. В первую очередь это касается микроциркуляторного русла (мелких сосудов, которые занимаются непосредственно обменными процессами с тканями). В результате регулярных физических нагрузок повышается эффективность доставки крови в органы. Начинают функционировать резервные капилляры, а также формируются новые анастомозы между отдельными сосудами. В итоге это приводит к более эффективной работе сосудистой системы органов. В первую очередь это касается сосудов мускулатуры и сердца. Кроме того, крупные сосуды постоянно тренируются под влиянием повышенного артериального давления. Таким образом, организм адаптируется к перепадам давления и становится способным адекватно переносить стрессовые ситуации.

Влияние физических нагрузок на опopно двигательный аппарат

Для большинства тех, кто приходит в тренажёрный зал, фитнес центр или начинает заниматься тем или иным видом спорта, влияние на мышечную систему являются основной целью занятий. Всем известно, что регулярные физические нагрузки при соблюдении режима, и специфической диеты оказывают благоприятное влияние на мускулатуру тела. Эффекты тренировок на опopно-двигательный аппарат можно свести к следующему:

  • Повышение толерантности к физическим нагрузкам.
  • Увеличение общего объёма мышц.
  • Увеличение силы.
  • Увеличение выносливости.
  • Уменьшение количества подкожной жировой клетчатки и, соответственно, улучшение внешнего вида, рельефности мускулатуры.
  • Перестройка костных структур, приобретающих большую устойчивость к нагрузкам.
  • Увеличение гибкости связочного и сухожильного аппарата.

Под повышением толерантности к физическим нагрузкам подразумевается способность к затрате относительно меньшего количества энергии на выполнение той же нагрузки, ускорение восстановительных процессов в мышечных тканях. Эти положительные эффекты обеспечиваются целым комплексом приспособительных реакций, направленных на создание наиболее выгодных темпов биохимических реакции и создание оптимальных нервно-мышечных связей.

Объём мышц увеличивается за счёт активации синтеза сократительных белков в мышцах. Кроме того, мускулатура увеличивается в объёме за счёт отложения в клетках большего количества гликогена, скопления воды и развития соединительнотканного остова. Эти процессы занимают достаточно много времени (которое может быть сокращено за счёт введения в организм анаболических стероидов извне). По результатам исследований оказалось, что наибольшие темпы прироста мышечной массы наблюдаются в течение первых 1-3 лет регулярных тренировок. Поэтому данному этапу занятий необходимо уделить максимум внимания и по возможности консультироваться с опытным тренером.

Читать еще:  Синусовая брадикардия сердца - что это такое – причины и лечение

Увеличение силы обеспечивается теми же процессами, что увеличение мышечной массы. Существует простая закономерность: чем больше поперечник мышечного волокна, тем оно сильнее. У этого правила есть свои исключения, однако они не столь распространены. Кроме того, во многом сила человека обеспечивается не столько его мышцами, сколько тонкой настройкой регуляции мышечного сокращения со стороны нервной системы. Люди, которые только пришли заниматься в тренажёрный зал, часто замечают, что становятся сильнее уже через 1-2 месяца регулярных занятий. При этом мышечные объёмы изменяются незначительно. Это объясняется тем, что в нервной системе за это время формируются новые, более эффективные связи, которые обеспечивают одновременное вовлечение в работу большего количества мышечного массива.

Влияние физических нагрузок на дыхательную систему

Так как во время тренировок повышается необходимость в кислороде, то закономерны изменения в дыхательной системе. Замечено, что у тренированных людей выше дыхательный объём лёгки – объём воздуха, который проникает в лёгкие при дыхании. Подобные изменения обеспечивают организм более эффективными механизмами газообмена. Это находит своё отражение в интересном наблюдении. В состоянии покоя у спортсмена и нетренированного человека значительно отличается частота дыхания. Взрослый здоровый человек, который никогда регулярно не занимался спортом, в минуту совершает около 16-18 дыхательных движений. В то же время спортсмены могут совершать 8-10 вдохов за тот же промежуток времени. Это указывает на то, что их дыхательная система способна более эффективно выполнять свою работу.

Интегрированный урок физической культуры в 8 классе.Тема: «Значение физических упражнений для укрепления сердечно-сосудистой системы»

Отчет по самообразованию от 17.03.2016г.Интегрированный урок «физическая культура и биология» в 8 классе

Просмотр содержимого документа «Интегрированный урок физической культуры в 8 классе.Тема: «Значение физических упражнений для укрепления сердечно-сосудистой системы»»

Интегрированный урок физической культуры в 8 классе МБОУ «Средняя школа №25» города Смоленска

Тема: «Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы»

Учитель: А.В. Грушкевич

Место проведения: спортивный зал МБОУ «СШ №25»

Количество учащихся: 24

Перспективная цель: Обеспечить условия для формирования устойчивого убеждения в необходимости сохранять и укреплять здоровье, совершенствуя все функции и системы организма

Развивающие задачи, Формируемые УУД:

иметь первоначальные представления о влияние физической нагрузки на работу сердечно-сосудистой системы; отработать навыки самостоятельной работы при выполнении заданий по инструктивной карте, самоконтроля состояния организма при выполнении физической нагрузки..

Метапредметные: принимать и развить теоретические умения, находить средства для достижения цели, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия.

Активно включаться в общение со сверстниками, использовать полученные знания о формировании собственного здоровья в своей деятельности.

а) Определить зависимость работы сердца от физической нагрузки;

б) Определить по пульсу степень физической нагрузки на уроке;

в) Сделать для себя вывод о необходимости заниматься физической культурой для сохранения и укрепления здоровья.

Тип урока: Интегрированный урок «Физкультура и биология».

Метод проведения: фронтальный, поточный, индивидуальный, групповой, соревновательно-игровой.

Место проведения: спортивный зал

Время проведения: 45 минут

Оборудование: секундомер, листы самоконтроля, магнитофон и записи любая ритмичной музыки, спортивный инвентарь (гимнастические скамейки, стойки, скакалки, туристические коврики).

Подготовительная часть (6 мин.)

Построение учащихся, проверка спортивной формы,

Сообщение темы урока и его задач:

Инструктаж по выполнению пpaктической работы.

Учитель: Для решения поставленных задач мы выполним пpaктическую работу по определению зависимости частоты сердечных сокращений от физической нагрузки.

В течение урока нагрузка будет меняться: вначале постепенно повышаться, а затем так же плавно снижаться. После каждой серии упражнений вы будете измерять свой пульс. Пульс измеряется на тыльной стороне лучезапястного сустава в течение 10 секунд. Измерения проводятся трижды, средний результат заносится в лист самоконтроля. Чтобы определить величину пульса за 1 минуту среднее значение умножается на 6, полученная величина тоже заносится в лист самоконтроля. Каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению. По частоте пульса мы будем следить за изменением работы сердца. Сегодня вам предоставляется возможность применить знания, полученные на уроках биологии, для оценки своего физического состояния, степени тренированности организма и по желанию с помощью меня (учителя физкультуры) выбрать вид и уровень нагрузки для того, чтобы укрепить сердечно-сосудистую систему.

2.ЧСС после разминки

3.ЧСС после бега

4.ЧСС после круговой тренировки (m1)

5.ЧСС после восстановления

Результаты определяются по формуле: (m1-m) : (m•100%) = X

m1 — пульс, измеренный после максимальной нагрузки (круговой тренировки).

m — пульс в покое (используется первое значение, определённое до 1 нагрузки).

Х — увеличение пульса во время максимальной нагрузки по сравнению с величиной пульса в покое.

Вывод о тренированности организма делается на основании значения X:

выше 31% — сердце слабое, нагрузка велика и её необходимо понизить;

меньше 31% — сердце достаточно тренировано, можно постепенно повышать нагрузку.

Основная часть (33 мин.) Выполнение пpaктической работы.

Учащиеся определяют величину пульса в покое. Результаты заносятся в карту самоконтроля.

В течение 5 минут в игровой форме учитель проводит разминку, цель которой подготовить организм к выполнению беговой нагрузки. (ОРУ с игрой: «Кто быстрее займет место в круге», « Не давай мяч водящему».

Учащиеся определяют величину пульса после разминки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются. Пульс увеличивается, но эти изменения незначительны.

Учитель физкультуры проводит полосу препятствий:

1 круг – обычный бег;

2 круг – бег с высоким подниманием бедра;

3 круг – прыжки боком двумя ногами вместе через скамейку с продвижением вперёд;

4–5 круги – «кочки» (перепрыгнуть с круга на круг, нарисованные на полу мелом) ;

6 круг – прыжки на скамейку и со скамейки с продвижением вперёд;

7 круг — “зигзаг” (обегая стойки) ;

8 круг – обычный бег.

Учащиеся определяют величину пульса после нагрузки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются. Пульс увеличивается по сравнению с разминкой.

Учитель физкультуры проводит круговую тренировку:

Учащиеся делятся на комaнды по 2 человека. На каждую станцию даётся 1 минута для выполнения упражнений. После выполнения заданий комaнды перемещаются по кругу на следующую станцию.

Задания по станциям:

№1 – прыжки через скакалку;

№2 – отжимание от скамейки;

№3 – прыжки на гимнастическую скамейку, спрыгивание на мат и прыжок вверх;

№4 — поднимание туловища на наклонной скамейке;

№5 – передвижения в баскетбольной стойке: вперед, в стороны и назад, преодолевая сопротивление резинового жгута, закрепленного одним концом у игрока на поясе, а другим — на шведской стенке;

№6 – подтягивание на перекладине;

№7- И.п. – выпад согнутой ногой вперед, другая нога сзади, немного согнута. Быстрая смена положений ног. Выполнять в быстром темпе;

№8 – наклоны вперёд сидя;

№10– стойка на лопатках;

№11- выпрыгивание верх из положения упор присев.

Учащиеся определяют величину пульса после нагрузки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются.

Учитель физкультуры проводит игру на внимание, целью которой является восстановление организма после нагрузки.

Комaнды строятся в колонны.

Игра: «Запрещенное движение»

«Невнимательный участник комaнды» заpaбатывает штрафной балл для своей комaнды.

Учащиеся определяют величину пульса после нагрузки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются.

Заключительная часть (6 мин.) Проверка выполнения пpaктической работы, корректировка результатов.

Учащиеся работают с таблицей №2, учитель выступает в роли консультанта.

Учитель комментирует полученные результаты:

Когда человек двигается, увеличивается потребность скелетных мышц в питательных веществах и кислороде. Повышается уровень обменных процессов. С помощью гормонов надпочечников и симпатических нервов усиливается работа сердца, благодаря чему повышается кровоснабжение в работающих мышцах. Повышение эффективности работы сердечной мышцы происходит за счёт силы и частоты сокращений. Коронарные сосуды в это время также более активно наполняются кровью и снабжают мышечные волокна сердечной мышцы, вследствие чего они становятся толще и сильнее. Таким образом, выполняя физические упражнения, мы способствуем укреплению сердечной мышцы. Тренированное сердце за одно сокращение выбрасывает в покое 100мл, а при выполнении физической нагрузки – 300мл, нетренированное сердце – в 2 раза меньше. Тренированное сердце – основа человеческого здоровья.

Читать еще:  Варикоз при беременности — что делать, лечение. Варикоз пoлoвых губ, на ногах, варикоз малого таза при беременности

3. Перестроение класса в одну шеренгу. Подведение итогов урока.

Учитель: — Что нового вы узнали на уроке о своём организме?

— Будете ли вы применять эти знания для сохранения и укрепления своего здоровья?

— Для выбора нагрузки можно получить консультацию, обратившись к учителю физкультуры.

4. Домашнее задание: подготовить сообщения на тему «Влияние пагубных привычек на сердечно – сосудистую систему»

3.7.1. Воздействие физических упражнений на сердечно-сосудистую систему

Наше сердце, как маленький насос, непрерывно прогоняет кровь по всем кровеносным сосудам, доставляя в самые отдаленные уголки организма питательные вещества и кислород и забирая продукты распада из тканей, удаляемые затем из организма.

Работа сердечной мышцы тесно связана с работой всех остальных мышц: чем больше они «трудятся», тем больше нужно работать и сердцу. Ясно, что, развивая и тренируя свои мышцы во время занятий физическими упражнениями, мы также развиваем и укрепляем сердечную мышцу. Так, учеными установлено, что в покое у людей, не занимающихся физической культурой и спортом, при каждом сокращении сердце выбрасывает 50-60 см 3 крови. У людей, систематически занимающихся физическими упражнениями, в покое при каждом сокращении сердце выбрасывает до 80 см 3 крови.

Нетренированное сердце отвечает на физическую нагрузку резким учащением сокращений, а тренированное (даже при большой физической нагрузке) бьется значительно реже, но зато начинает сильнее сокращаться и полностью обеспечивает усиленную потребность организма в кислороде. Сердце меньше устает, лучше питается, нуждается в меньшем отдыхе.

У тех, кто постоянно занимается физической культурой, сердце легче приспосабливается к новым условиям работы. Частота сердечных сокращений у не занимающихся физической культурой в среднем выше на 20%, чем у занимающихся. Нетрудно подсчитать, что при учащении сердечного ритма всего на 5-10 ударов сердце делает за сутки 7-14 тысяч «лишних» сокращений.

У физически тренированных людей более мощная мышца сердца. В сердце развиваются дополнительные кровеносные сосуды, что улучшает кровоснабжение сердечной мышцы, а значит, и поступление к ней с током крови кислорода и питательных веществ. Тренированное сердце и в покое начинает работать экономично. Возрастает запас его прочности. Более эластичными становятся кровеносные сосуды, поддерживается на нормальном уровне артериальное давление. Вот почему физическую культуру кардиологи считают хорошей мерой профилактики инфаркта миокарда и гипертонической болезни.

При тренировке (в частности, на выносливость) увеличивается объем циркулирующей крови и, соответственно, масса эритроцитов, содержание гемоглобина, за счет развития капиллярной сети в скелетных мышцах и вокруг легочных альвеол расширяются возможности снабжения тканей кислородом. В результате интенсивность обмена веществ с использованием кислорода может возрасти в 100 раз!

Интересные расчеты приводит в своей книге «Раздумья о здоровье» академик Н.М. Амосов. Сравниваются два человека: тренированный, сердце которого имеет максимальный минутный объем кровообращения 20 л, и нетренированный — с максимальным минутным объемом 6 л. Обоим в состоянии покоя и при полном здоровье для жизнеобеспечения достаточно 4 л крови в минуту. Предполагается далее, что они заболели тяжелым инфекционным заболеванием. При повышении температуры тела до 40 0 С потрeбление кислорода тканями выросло вдвое. Организм первого человека легко справляется с этим, так как его сердце способно выдержать и более значительную нагрузку, а ткани второго будут страдать от недостатка кислорода, «задыхаться», поскольку его сердце не в состоянии справиться с удвоенным объемом крови. В итоге больной может погибнуть от сердечной недостаточности.

Таким образом, регулярные занятия физической культурой приводят к более экономичной работе сердца, которое полностью обеспечивает организм кислородом, при этом меньше устает и лучше питается, возрастает запас его прочности. Кровеносные сосуды становятся более эластичными.

Интегрированный урок физической культуры в 8 классе.Тема: «Значение физических упражнений для укрепления сердечно-сосудистой системы»

Отчет по самообразованию от 17.03.2016г.Интегрированный урок «физическая культура и биология» в 8 классе

Просмотр содержимого документа «Интегрированный урок физической культуры в 8 классе.Тема: «Значение физических упражнений для укрепления сердечно-сосудистой системы»»

Интегрированный урок физической культуры в 8 классе МБОУ «Средняя школа №25» города Смоленска

Тема: «Значение физических упражнений для развития и укрепления сердечно-сосудистой системы»

Учитель: А.В. Грушкевич

Место проведения: спортивный зал МБОУ «СШ №25»

Количество учащихся: 24

Перспективная цель: Обеспечить условия для формирования устойчивого убеждения в необходимости сохранять и укреплять здоровье, совершенствуя все функции и системы организма

Развивающие задачи, Формируемые УУД:

иметь первоначальные представления о влияние физической нагрузки на работу сердечно-сосудистой системы; отработать навыки самостоятельной работы при выполнении заданий по инструктивной карте, самоконтроля состояния организма при выполнении физической нагрузки..

Метапредметные: принимать и развить теоретические умения, находить средства для достижения цели, оценивать результаты выполненных действий, регулировать и контролировать свои действия.

Активно включаться в общение со сверстниками, использовать полученные знания о формировании собственного здоровья в своей деятельности.

а) Определить зависимость работы сердца от физической нагрузки;

б) Определить по пульсу степень физической нагрузки на уроке;

в) Сделать для себя вывод о необходимости заниматься физической культурой для сохранения и укрепления здоровья.

Тип урока: Интегрированный урок «Физкультура и биология».

Метод проведения: фронтальный, поточный, индивидуальный, групповой, соревновательно-игровой.

Место проведения: спортивный зал

Время проведения: 45 минут

Оборудование: секундомер, листы самоконтроля, магнитофон и записи любая ритмичной музыки, спортивный инвентарь (гимнастические скамейки, стойки, скакалки, туристические коврики).

Подготовительная часть (6 мин.)

Построение учащихся, проверка спортивной формы,

Сообщение темы урока и его задач:

Инструктаж по выполнению пpaктической работы.

Учитель: Для решения поставленных задач мы выполним пpaктическую работу по определению зависимости частоты сердечных сокращений от физической нагрузки.

В течение урока нагрузка будет меняться: вначале постепенно повышаться, а затем так же плавно снижаться. После каждой серии упражнений вы будете измерять свой пульс. Пульс измеряется на тыльной стороне лучезапястного сустава в течение 10 секунд. Измерения проводятся трижды, средний результат заносится в лист самоконтроля. Чтобы определить величину пульса за 1 минуту среднее значение умножается на 6, полученная величина тоже заносится в лист самоконтроля. Каждый удар пульса соответствует одному сердечному сокращению. По частоте пульса мы будем следить за изменением работы сердца. Сегодня вам предоставляется возможность применить знания, полученные на уроках биологии, для оценки своего физического состояния, степени тренированности организма и по желанию с помощью меня (учителя физкультуры) выбрать вид и уровень нагрузки для того, чтобы укрепить сердечно-сосудистую систему.

2.ЧСС после разминки

3.ЧСС после бега

4.ЧСС после круговой тренировки (m1)

5.ЧСС после восстановления

Результаты определяются по формуле: (m1-m) : (m•100%) = X

m1 — пульс, измеренный после максимальной нагрузки (круговой тренировки).

m — пульс в покое (используется первое значение, определённое до 1 нагрузки).

Х — увеличение пульса во время максимальной нагрузки по сравнению с величиной пульса в покое.

Вывод о тренированности организма делается на основании значения X:

выше 31% — сердце слабое, нагрузка велика и её необходимо понизить;

меньше 31% — сердце достаточно тренировано, можно постепенно повышать нагрузку.

Основная часть (33 мин.) Выполнение пpaктической работы.

Читать еще:  Симптомы и диагностика гипертонии, или Как «поймать» невидимого врага?

Учащиеся определяют величину пульса в покое. Результаты заносятся в карту самоконтроля.

В течение 5 минут в игровой форме учитель проводит разминку, цель которой подготовить организм к выполнению беговой нагрузки. (ОРУ с игрой: «Кто быстрее займет место в круге», « Не давай мяч водящему».

Учащиеся определяют величину пульса после разминки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются. Пульс увеличивается, но эти изменения незначительны.

Учитель физкультуры проводит полосу препятствий:

1 круг – обычный бег;

2 круг – бег с высоким подниманием бедра;

3 круг – прыжки боком двумя ногами вместе через скамейку с продвижением вперёд;

4–5 круги – «кочки» (перепрыгнуть с круга на круг, нарисованные на полу мелом) ;

6 круг – прыжки на скамейку и со скамейки с продвижением вперёд;

7 круг — “зигзаг” (обегая стойки) ;

8 круг – обычный бег.

Учащиеся определяют величину пульса после нагрузки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются. Пульс увеличивается по сравнению с разминкой.

Учитель физкультуры проводит круговую тренировку:

Учащиеся делятся на комaнды по 2 человека. На каждую станцию даётся 1 минута для выполнения упражнений. После выполнения заданий комaнды перемещаются по кругу на следующую станцию.

Задания по станциям:

№1 – прыжки через скакалку;

№2 – отжимание от скамейки;

№3 – прыжки на гимнастическую скамейку, спрыгивание на мат и прыжок вверх;

№4 — поднимание туловища на наклонной скамейке;

№5 – передвижения в баскетбольной стойке: вперед, в стороны и назад, преодолевая сопротивление резинового жгута, закрепленного одним концом у игрока на поясе, а другим — на шведской стенке;

№6 – подтягивание на перекладине;

№7- И.п. – выпад согнутой ногой вперед, другая нога сзади, немного согнута. Быстрая смена положений ног. Выполнять в быстром темпе;

№8 – наклоны вперёд сидя;

№10– стойка на лопатках;

№11- выпрыгивание верх из положения упор присев.

Учащиеся определяют величину пульса после нагрузки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются.

Учитель физкультуры проводит игру на внимание, целью которой является восстановление организма после нагрузки.

Комaнды строятся в колонны.

Игра: «Запрещенное движение»

«Невнимательный участник комaнды» заpaбатывает штрафной балл для своей комaнды.

Учащиеся определяют величину пульса после нагрузки. Результаты заносятся в карту самоконтроля и комментируются.

Заключительная часть (6 мин.) Проверка выполнения пpaктической работы, корректировка результатов.

Учащиеся работают с таблицей №2, учитель выступает в роли консультанта.

Учитель комментирует полученные результаты:

Когда человек двигается, увеличивается потребность скелетных мышц в питательных веществах и кислороде. Повышается уровень обменных процессов. С помощью гормонов надпочечников и симпатических нервов усиливается работа сердца, благодаря чему повышается кровоснабжение в работающих мышцах. Повышение эффективности работы сердечной мышцы происходит за счёт силы и частоты сокращений. Коронарные сосуды в это время также более активно наполняются кровью и снабжают мышечные волокна сердечной мышцы, вследствие чего они становятся толще и сильнее. Таким образом, выполняя физические упражнения, мы способствуем укреплению сердечной мышцы. Тренированное сердце за одно сокращение выбрасывает в покое 100мл, а при выполнении физической нагрузки – 300мл, нетренированное сердце – в 2 раза меньше. Тренированное сердце – основа человеческого здоровья.

3. Перестроение класса в одну шеренгу. Подведение итогов урока.

Учитель: — Что нового вы узнали на уроке о своём организме?

— Будете ли вы применять эти знания для сохранения и укрепления своего здоровья?

— Для выбора нагрузки можно получить консультацию, обратившись к учителю физкультуры.

4. Домашнее задание: подготовить сообщения на тему «Влияние пагубных привычек на сердечно – сосудистую систему»

Воздействие занятий физическими упражнениями на сердечно-сосудистую систему здоровых детей

Занятия физическими упражнениями активизируют деятельность всех органов и систем, вызывают перестройку их функций и оптимизируют взаимоотношения. Дети-спортсмены меньше болеют, так как у них повышена сопротивляемость организма к нeблагоприятным влияниям внешней среды. Они более гармонично развиты. Двигательная активность способствует ускоренному формированию сердца, которое у юных спортсменов значительно отличается от сердца не занимающихся спортом детей. Хаpaктерными для него являются «сочетание максимального функционирования в покое и возможность достижения высокой, предельной Ьункции при физической нагрузке» [Карпман В. JL, 1976].

Основными физиологическими параметрами спортивного сердца является триада:

брадикардия (урежение ЧСС), артериальная гипотензия (снижение артериального давления), гипертрофия миокарда (утолщение стенок камер сердца)

У тренированных размеры серд;а больше, что обусловлено расширением его полостей и гипертрофией миокарда. Величина его бъема также зависит от направленности тренировочного процес:а. Так, циклические виды спорта, развивающие выносливость (лыжные гонки, коньки, легкоатлетический бег и др.), в большей степени вызывают расширение полостей сердца. А развитие скоростно- силовых качеств (борьба, тяжелая атлетика) способствует утолщению стенок камер сердца. Поэтому у спортсменов разной специализации сердце отличается по морфологическим и функциональным данным. И следовательно, применяя в тренировках упражнения разной направленности, можно воздействовать на формирование этого важного органа. О таком значимом показателе, как УО, данные разноречивы. Одни авторы считают, что у занимающихся физической культурой УО меньше, другие полагают — больше, а третьи различий не находят. Минутный объем крови у спортсменов меньше. Так как кислород крови у них используется мышцами лучше, то большого МОК не требуется. Сократительная функция миокарда в покое ниже. Это также проявление экономичности деятельности сердца. Большое значение в повышении функции сердца имеет улучшение капиллярного кровотока: капилляры в мышцах расширяются, образуются новые, а кровоток замедляется, что позволяет тканям наиболее полно использовать кислород крови. В самом сердце также происходит улучшение кровоснабжения миокарда, что значительно повышает его работоспособность. Сердечно-сосудистая система первой отзывается на воздействие физических нагрузок, величина которых — понятие относительное. Например, человеку после перенесенного инфаркта миокарда трудно подняться по лестнице даже на 2-й этаж, для него это большая нагрузка, а тренированные альпинисты могут преодолевать путь к высочайшим горным вершинам. Физические усилия должны соответствовать функциональной подготовленности человека. При интенсивной работе мышц увеличивается их потребность в кислороде, что вызывает активизацию сердечной деятельности. Во время нагрузки учащается пульс, возрастают УО и МОК. У юных спортсменов УО может увеличиться до 150-170 мл, а МОК—до 30 л/мин, однако кислородный пульс у них еще не такой большой, как у взрослых. МОК увеличивается у тренированных детей в большей степени за счет повышения УО, а у нетренированных — за счет учащения сердечных сокращений. Систолическое артериальное давление повышается, а диастолическое — снижается. Таким образом, увеличивается пульсовое давление. Происходит перераспределение циркулирующей крови, расширяются сосуды в работающих мышцах. Например, у велосипедистов в большей степени увеличивается кровоснабжение мышц ног. На большие физические нагрузки тренированный организм отвечает максимальным повышением функционирования сердечно-сосудистой системы. Неподготовленный ребенок не способен на такую высокую реакцию, он сразу прекращает работу, при этом показатели пульса, УО и МОК не достигают высоких величин.

В ответ на одинаковую по величине нагрузку у детей, занимающихся спортом, пульс учащается и артериальное давление повышается меньше, чем у нетренированных детей. Быстрее происходит восстановление, возвращение показателей сердечно-сосудистой системы к исходным величинам.

Систематические правильно спланированные тренировки приводят к совершенствованию аппарата кровообращения, а в конечном счете — к экономизации функционирования организма. Но если физические нагрузки не соответствуют функциональному состоянию организма и предъявляют к нему повышенные требования, а также производятся, когда ребенок болен или еще не восстановился после перенесенного заболевания, то могут возникнуть патологические изменения в сердечно-сосудистой системе. Поэтому очень важен врачебный и педагогический контроль за ребенком как во время тренировок, так и в восстановительном периоде.