Как лечить афазию
Как лечить афазию
Афазия – расстройство ранее сформированной речевой деятельности, при котором частично или полностью утрачивается способность пользоваться собственной речью и/или понимать обращенную речь. Проявления афазии зависят от формы нарушения речи; специфическими речевыми симптомами афазии являются речевые эмболы, парафазии, персеверации, контаминации, логорея, алексия, аграфия, акалькулия и др. Больные с афазией нуждаются в обследовании неврологического статуса, психических процессов и речевой функции. При афазии проводится лечение основного заболевания и специальное восстановительное обучение.
Общие сведения
Афазия – распад, утрата уже имевшейся речи, вызванная локальным органическим поражением речевых зон головного мозга. В отличие от алалии, при которой речь не формируется изначально, при афазии возможность вербального общения утрачивается после того, как речевая функция уже была сформирована (у детей старше 3-х лет или у взрослых). У больных с афазией имеет место системное нарушение речи, т. е. в той или иной степени страдает экспрессивная речь (звукопроизношение, словарь, грамматика), импрессивная речь (восприятие и понимание), внутренняя речь, письменная речь (чтение и письмо). Кроме речевой функции также страдает сенсорная, двигательная, личностная сфера, психические процессы, поэтому афазия относится к числу наиболее сложных расстройств, изучением которого занимаются неврология, логопедия и медицинская психология.
Причины афазии
Афазия является следствием органического поражения коры речевых центров головного мозга. Действие факторов, приводящих к возникновению афазии, происходит в период уже сформировавшейся у индивида речи. Этиология афазического расстройства накладывает отпечаток на его хаpaктер, течение и прогноз.
В ряду причин афазии наибольший удельный вес занимают сосудистые заболевания головного мозга – геморрагические и ишемические инсульты. При этом у больных, перенесших геморрагический инсульт, чаще отмечается тотальный или смешанный афазический синдром; у пациентов с ишемическими нарушениями мозгового кровообращения, — тотальная, моторная или сенсорная афазия.
Кроме этого, к афазии могут привести черепно-мозговые травмы, воспалительные заболевания мозга (энцефалит, лейкоэнцефалит, абсцесс), опухоли головного мозга, хронические прогрессирующие заболевания ЦНС (очаговые варианты болезни Альцгeймера и болезни Пика), операции на головном мозге.
К факторам риска, повышающим вероятность возникновения афазии, относятся пожилой возраст, семейный анамнез, атеросклероз сосудов головного мозга, гипертоническая болезнь, ревматические пороки сердца, перенесенные транзиторные ишемические атаки, травмы головы.
Тяжесть синдрома афазии зависит от локализации и обширности очага поражения, этиологии нарушения речи, компенсаторных возможностей, возраста пациента и преморбидного фона. Так, при опухолях головного мозга афазические расстройства нарастают постепенно, а при ЧМТ и ОНМК развиваются резко. Внутримозговое кровоизлияние сопровождается более тяжелыми нарушениями речи, чем тромбоз или атеросклероз. Восстановление речи у молодых пациентов с травматическими афазиями происходит быстрее и полнее за счет большего компенсаторного потенциала и т. д.
Классификация афазии
Попытки систематизации форм афазии на основании анатомических, лингвистических, психологических критериев неоднократно предпринимались различными исследователями. Однако в наибольшей степени запросам клинической пpaктики удовлетворяет классификация афазии по А.Р. Лурия, учитывающая локализацию очага поражения в доминантном полушарии — с одной стороны и хаpaктер возникающих при этом нарушений речи – с другой. В соответствии с данной классификацией различают моторную (эфферентную и афферентную), акустико-гностическую, акустико-мнестическую, амнестико-семантическую и динамическую афазию.
Эфферентная моторная афазия связана с поражением нижних отделов премоторной области (зоны Брока). Центральным речевым дефектом при афазии Брока выступает кинетическая артикуляционная апpaксия, делающая невозможным переключение с одной артикуляторной позиции на другую.
Афферентная моторная афазия развивается при поражении нижних отделов постцентральной коры, примыкающей к роландовой борозде. В этом случае ведущим нарушением служит кинестетическая артикуляционная апpaксия, т. е. затруднение поиска отдельной артикуляторной позы, необходимой для произнесения нужного звука.
Акустико-гностическая афазия возникает при локализации патологического очага в области задней трети верхней височной извилины (зоны Вернике). Основной дефект, сопровождающий афазию Вернике, — нарушение фонематического слуха, анализа и синтеза и, как результат, — утрата понимания обращенной речи.
Акустико-мнестическая афазия является следствием поражения средней височной извилины (внеядерных отделов слуховой коры). При акустико-мнестической афазии вследствие повышенной тормозимости слуховых следов страдает слухоречевая память; иногда – зрительные представления о предмете.
Семантическая афазия развивается при поражении переднетеменных и задневисочных отделов коры головного мозга. Данная форма афазии хаpaктеризуется специфическими амнестическими трудностями – забыванием названий предметов и явлений, нарушением понимания сложных грамматических конструкций.
Динамическая афазия патогенетически связана с поражением заднелобных отделов головного мозга. Это приводит к неспособности построения внутренней программы высказывания и ее реализации во внешней речи, т. е. нарушению коммуникативной функции речи.
В случае обширных повреждений коры доминантного полушария, захватывающих моторные и сенсорные речевые зоны, развивается тотальная афазия – т. е. нарушение способности говорить и понимать речь. Нередко встречаются смешанные афазии: афферентно-эфферентные, сенсомоторные и др.
Симптомы афазии
Независимо от механизма, при любой форме афазии наблюдается нарушение речи в целом. Это связано с тем, что первичное выпадение той или иной стороны речевого процесса неизбежно влечет за собой вторичный распад всей сложной функциональной системы речи.
Вследствие трудности переключения с одного речевого элемента на другой, в речи больных с эфферентной моторной афазией наблюдаются многочисленные перестановки звуков и слогов, персеверации, литеральные парафазии, контаминации. Хаpaктерен «телеграфный стиль» речи, длительные паузы, гипофония, нарушение ритмико-мелодической стороны речи. Произношение отдельных звуков при эфферентной моторной афазии не нарушается. Распад способности к звуко-буквенному анализу слова сопровождается грубыми нарушениями чтения и письма (дислексией/алексией, дисграфией/аграфией).
Афферентная моторная афазия может протекать в двух вариантах. При первом варианте имеет место артикуляционная апpaксия или полное отсутствие спонтанной речи, наличие речевого эмбола. При втором варианте — проводниковой афазии, ситуативная речь остается сохранной, однако грубо нарушается повторение, называние и другие виды произвольной речи. При афферентной моторной афазии вторично нарушается фонематический слух и, следовательно, понимание разговорной речи, значений отдельных слов и инструкций, а также письменная речь.
В отличие от моторных афазий, при акустико-гностической (сенсорной) афазии нарушается слуховое восприятие речи при нормальном физическом слухе. При афазии Вернике больной не понимает речи окружающих и не контролирует собственный речевой поток, что сопровождается развитием компенсаторного многословия. В первые 1,5-2 мес. после мозговой катастрофы речь больных включает случайный набор звуков, слогов и слов («речевая окрошка» или жаргонафазия), поэтому ее смысл неясен окружающим. Затем жаргонафазия уступает место многоречивости (логорее) с выраженными аграмматизмами, литеральными и вербальными парафазиями. Поскольку при сенсорной афазии первично страдает фонематический слух, отмечается нарушение письма; чтение остается наиболее сохранным, поскольку опирается в большей степени на оптический и кинестетический контроль.
При акустико-мнестической афазии у больных возникают трудности с удержанием в памяти информации, воспринятой на слух. При этом значительно снижается объем запоминания: пациент не может повторить за логопедом связку из 3-4 слов, не улавливает смысла речи в усложненных условиях (длинная фраза, быстрый темп, беседа с 2-3 собеседниками). Трудности речевой коммуникации при акустико-мнестической афазии компенсируются повышенной речевой активностью. При оптико-мнестической афазии имеет место нарушение зрительной памяти, ослабление связи зрительного образа предмета и слова, трудности в назывании предметов. Расстройство слухоречевой и зрительной памяти влечет за собой нарушение письма, понимания читаемого текста, счетных операций.
Читать еще: Размеры грыжи поясничного и шейного отделов позвоночника для операцииАмнестико-семантическая афазия проявляется забыванием названий предметов (аномией) ; нарушением понимания сложных речевых оборотов, отражающих временные, прострaнcтвенные, причинно-следственные взаимоотношения; причастных и деепричастных оборотов, пословиц, метафор, крылатых фраз, переносного значения и пр. Также при семантической афазии отмечается акалькулия, нарушается понимание читаемого текста.
При динамической афазии, несмотря на правильное произнесение отдельных звуков, слов и коротких фраз, сохранную автоматизированную речь и повторение, спонтанная повествовательная речь становится невозможной. Вербальная активность резко снижена, в речи больных присутствуют эхолалии и персеверации. Чтение, письмо и элементарный счет при динамической афазии остаются сохранными.
Диагностика афазии
Диагностика, восстановительное лечение и обучение пациентов с афазией проводится комaндой специалистов неврологов, нейропсихологов, логопедов. Для выяснения непосредственных причин афазии и локализации очага поражения выполняется КТ или МРТ головного мозга, МР-ангиография, УЗДГ сосудов головы и шеи, дуплексное сканирование сосудов головного мозга, люмбальная пункция.
Обследование речи при афазии включает диагностику устной речи (экспрессивной и импрессивной) ; диагностику письменной речи (списывание, письмо под диктовку, чтение и понимание прочитанного). Нейропсихолог, работающий с больными афазией, проводит диагностику слухоречевой памяти и других модально-специфических форм памяти (зрительной, двигательной), пpaксиса (opaльного, мимического, кистевого, пальцевого, сомато-прострaнcтвенного, динамического), зрительного гнозиса, конструктивно-прострaнcтвенной деятельности, интеллектуальных процессов.
Проведение комплексной диагностики позволяет дифференцировать афазию от алалии (у детей), дизартрии, тугоухости, УО.
Коррекция афазии
Коррекционное воздействие при афазии складывается из медицинского и логопедического направления. Лечение основного заболевания, вызвавшего афазию, проводится под наблюдением невролога или нейрохирурга; включает в себя медикаментозную терапию, при необходимости – хирургическое вмешательство, активную реабилитацию (ЛФК, механотерапию, физиотерапию, массаж).
Восстановление речевой функции проводится на логопедических занятиях по коррекции афазии, структура и содержание которых зависит от формы нарушения и этапа восстановительного обучения. При всех формах афазии важно выpaбатывать у больного установку на восстановление речи, развивать сохранные периферические анализаторы, вести работу над всеми сторонами речи: экспрессивной, импрессивной, чтением, письмом.
При эфферентной моторной афазии главной задачей логопедических занятий становится восстановление динамической схемы произношения слов; при афферентной моторной афазии – дифференциация кинестетических признаков фонем. При акустико-гностической афазии необходимо работать над восстановлением фонематического слуха и понимания речи; при акустико-мнестической – над преодолением дефектов слухоречевой и зрительной памяти. Организация обучения при амнестико-семантической афазии направлена на преодоление импрессивного аграмматизма; при динамической афазии – на преодоление дефектов внутреннего программирования и планирования речи, стимуляцию речевой активности.
Коррекционную работу при афазии следует начинать с первых дней или недель после перенесенного инсульта или травмы, как только разрешит врач. Раннее начало восстановительного обучения позволяет предотвратить фиксацию патологических речевых симптомов (речевого эмбола, парафазий, аграмматизма). Логопедическая работа по восстановлению речи при афазии продолжается 2-3 года.
Прогноз и профилактика афазии
Логопедическая работа по преодолению афазии очень длительная и трудоемкая, требующая сотрудничества логопеда, лечащего врача, пациента и его близких. Восстановление речи при афазии протекает тем успешнее, чем раньше начата коррекционная работа. Прогноз восстановления речевой функции при афазии определяется локализацией и размером области поражения, степенью речевых расстройств, сроком начала восстановительного обучения, возрастом и общим состоянием здоровья пациента. Лучшая динамика наблюдается у больных молодого возраста. Вместе с тем, акустико-гностическая афазия, возникшая в возрасте 5-7 лет, может привести к полной утрате речи или последующему грубому нарушению речевого развития (ОНР). Спонтанный выход из моторной афазии иногда сопровождается возникновением заикания.
Профилактика афазии заключается, прежде всего, в предупреждении сосудистых мозговых катастроф и ЧМТ, своевременном выявлении опухолевых поражений мозга.
Моторная афазия: причины, способы логопедической диагностики и коррекции
Острое нарушение мозгового кровообращения, что в народе называют инсультом, является одним из самых распространенных неврологических заболеваний. Афазия Брока – клиническое проявление инсульта, при котором человек не способен синтезировать речь. Нарушение кровотока – не единственная причина возникновения данного вида афазии, но точно наиболее распространенная.
В этой статье мы разберем, какой механизм возникновения нарушения речи, каковы клинические проявления. Вы узнаете о способах диагностики причин моторной афазии, методах медикаментозной терапии и логопедической коррекции.
Что такое афазия и ее разновидности
Афазия – это выраженное нарушение речи. Оно проявляется одним из двух симптомов: расстройством восприятия речи или отсутствием синтеза. В первом случае говорят о сенсорной афазии, во втором – о моторной афазии.
При развитии сенсорного вида расстройства речевой функции больной без труда говорит логично связанные предложения, но чужая речь звучит для него как иностранный язык. Слуховой аппарат не поврежден. При моторном речевом нарушении пациент понимает обращенную речь, но не способен ответить. При этом отсутствует органическое повреждение голосовых связок или гортани.
Моторная афазия – это симптом, который редко присутствует в чистом виде. Состояние, когда больной может говорить, но с трудом подбирает слова, называют дисфазией или элементами афазии. Выделяют такие разновидности этого симптома:
- Эфферентная – проявляется расстройством артикуляции и неспособностью к целенаправленной двигательной активности (апpaксия).
- Афферентная – хаpaктеризуется затруднением в произношении отдельных звуков.
В Международной классификации болезней (МКБ) выделяют отдельную патологию под названием «Дисфазия и афазия», код – R47.0.
Расстройство речи может быть не только симптомом других болезней, но и самостоятельной патологией.
Причины появления симптома
Данное клиническое проявление возникает при серьезных нарушениях обмена веществ в коре головного мозга. То есть должно быть поражение центрального отдела нервной системы (ЦНС), а не периферического. К этому приводят такие заболевания и патологические состояния:
- Острое нарушение тока крови в сосудах головного мозга (инсульт).
- Закрытая или открытая травма ЦНС.
- Злокачественные или доброкачественные новообразования ЦНС.
- Инфекционные поражения мозга и его оболочек (менингит, энцефалит, церебральный арахноидит).
- Хронические нейродегенеративные патологии (деменция при болезни Альцгeймера, Пика, паркинсонизм).
- Состояние после операции на головном мозге.
Есть группы людей, которые находятся в факторе риска по развитию этих патологий. Это больные артериальной гипертензией (с высоким давлением), сахарным диабетом, ожирением, системными патологиями соединительной ткани (ревматизм, красная волчанка, дерматомиозит). Большую роль играет генетическая предрасположенность, наличие вредных привычек (курение, употрeбление алкоголя). Сведение к минимуму этих факторов риска снижает вероятность развития инсульта, нейродегенеративных заболеваний.
Механизм развития моторной афазии
В головном мозге находятся две главные зоны, отвечающие за функцию речи. Они получили названия соответственно ученым, открывшим их. Зона, выполняющая функцию синтеза речи, называется Брока. Область, отвечающая за понимание слов, – Вернике.
Эфферентная моторная афазия возникает при очаге в зоне Брока. Она расположена в задних отделах наиболее выступающей вперед части головного мозга – лобной доле. Локализация центра может варьировать, но у большинства людей он находится в задних отделах нижней лобной извилины. Зона непосредственно примыкает к префронтальной извилине, где находится представительство мускулатуры лица.
Главная функция центра Брока – составление последовательных артикуляционных движений на основе закодированных нервных импульсов. За счет функционирования моторного центра человек составляет грамматически правильные предложения, логично связанные между собой. Из-за повреждения этой зоны невозможно подавление одних артикуляционных движений и переход на другие. Так возникает эфферентная, или кинетическая, моторная афазия.
Читать еще: Какой врач лечит пяточную шпору?При нарушении функции зоны коры головного мозга позади центральной борозды развивается симптом афферентной моторной афазии. То есть повреждается не лобная область, а теменная. При этом отсутствует нормальное прохождение импульса, сообщающее о положении губ, языка и другой артикуляционной мускулатуры в кору. Из-за этого нарушается размах, сила и направление артикуляции, что является основой для речи.
Раньше четко разграничивали моторную и сенсорную афазии. Но сейчас пришли к выводу, что эти понятия взаимосвязаны. При афферентной моторной афазии впоследствии может развиваться сенсорное расстройство. Механизм появления этого симптома основан на нарушении восприятия звуков. В итоге это неизбежно влечет за собой непонимание речи в целом.
Степени тяжести моторной дисфазии в зависимости от клинических проявлений
Существует 4 степени тяжести симптома:
- Легкая.
- Умеренная.
- Выраженная.
- Тотальная.
При легкой степени речь незначительно замедлена, словарный запас слегка уменьшен. Пациент активно использует бытовой лексикон, иногда встречаются слова в переносном значении. Больной описывает ситуации, произошедшие с ним или другими людьми.
Умеренная дисфазия хаpaктеризуется ограничением устной речи. Пациент говорит простыми фразами. В словарном запасе сохранены только простые слова на бытовую тему. Больной говорит неактивно, ему тяжело использовать предлоги.
Выраженная дисфазия сопровождается резким ограничением устной речи. При общении больные используют мимику и жесты. Пациент произносит фразы, но они очень простые, грамматически неверные.
Тотальной афазией называют полное отсутствие понимания речи и невозможность произносить слова. Больной абсолютно безмолвен.
Сопутствующие симптомы и основные отличия афазий
При постановке диагноза, невролог первым делом выясняет вид речевого расстройства. В таблице приведена сравнительная хаpaктеристика двух главных видов дисфазий.
Не нашли ответ на свой вопрос?
Оставьте заявку и наши специалисты проконсультируют Вас.
Афазия – это утрата речевых функций, которая происходит из-за поражения центра речи в коре головного мозга.
Симптомы афазии
Главный признак афазии — нарушение речевого процесса. Конкретные нарушения зависят от места развития патологического процесса в коре мозга. В зависимости от зоны поражения у пациента могут наблюдаться следующие симптомы:
- бессвязная, несогласованная речь;
- непонимание написанного текста;
- непонимание смысла фраз, состоящих из союзов слов;
- перестановка звуков в словах;
- устойчивое повторение слов или фраз (персервации) ;
- расстройство письма;
- нарушение навыков чтения;
- ухудшение зрительной и слуховой памяти;
- забывание названий знакомых вещей.
Если у Вас наблюдаются подобные симптомы, советуем записаться на прием к врачу. Своевременная консультация предупредит негативные последствия для вашего здоровья. Телефон для записи +7 (495) 266-21-00
Причины афазии
Нарушения речи и вербального общения возникают из-за различных заболеваний и процессов, которые затрагивают участки коры, а также пути проведения нервных импульсов между долями коры и другими областями головного мозга. К таким относят:
- эпилептический статус;
- инсульты;
- опухоли;
- травмы головы;
- инфекционные заболевания (энцефалиты, энцефаломиелиты) ;
- тромбоэмболия;
- разрыв аневризм сосудов головного мозга;
- болезнь Альцгeймера;
- оперативные вмешательства на головном мозге;
- тяжелые отравления токсинами и химическими веществами;
- нарушения сознания;
- психогенного генеза (стресс).
Диагностика афазии в «СМ-Клиника»
Опытные неврологи центра «СМ-Клиника» в Москве помогут разобраться в причинах афазии и выберут способ лечения, который поможет устранить нарушение, и исправить дефекты речи. Врачи клиники имеют большой опыт работы с пациентами с афазией и знают нюансы этого заболевания. К каждому пациенту применяется индивидуальный подход и лечение проводится в максимально удобных условиях.
Диагностика афазии в «СМ-Клиника» начинается с тщательного опроса пациента, невролог выяснит малейшие нюансы возникновения симптомов и предшествующие им события (травмы, заболевания и пр.). После этого врач проведет тщательный неврологический осмотр, проведет оценку рефлексов.
Для оценки активности различных областей головного мозга, послойного изучения его структур и очагов поражения, а также состояния сосудов в «СМ-Клиника» проводятся следующие исследования:
Лечение афазии в «СМ-Клиника»
Как вылечить афазию знают врачи «СМ-Клиника». Нашим специалистам удалось помочь десяткам пациентов избавиться от нарушений речевой функции. Прежде чем выбрать методику реабилитации, невролог проведет лечение заболевания, вызвавшего афазию. Для этого назначается медикаментозная терапия, хирургические операции и общие реабилитационные процедуры. К последним относятся:
Медикаменты, используемые для лечения афазии в «СМ-Клиника:
Использование комплексного подхода в нашей клинике подразумевает работу с пациентом докторов других специальностей. При афазии оценку функций речевого аппарата и последующую речевую реабилитацию проведет квалифицированный логопед. Сочетанная работа врачей различных специальностей эффективно и быстро восстанавливает здоровье пациента.
Профилактика афазии
Так как чаще всего причиной афазии становятся нарушения работы сердечно-сосудистой системы организма, меры профилактики сводятся к следующему:
- здоровый образ жизни
- контроль кровяного давления
- своевременное обращение к врачу
- отказ от вредных привычек.
Записаться на консультацию невролога и узнать стоимость услуг вы можете по телефону +7 (495) 292-39-72.
Что такое афазия, как лечится афазия
Афазия — это расстройство речи, при котором человек полностью или частично не может выражать свои мысли при помощи речевого аппарата или же не в состоянии быть участником коммуникативного акта. Нередко больные не понимают фраз, которые к ним обращены. Данное заболевание требует длительного лечения и специального обучения навыкам речи и общения.
Хаpaктерной особенностью афазии является утрата речевых навыков уже после того, как речь была сформирована. Афазия может наблюдаться как у пожилых людей, так и у совсем маленьких детей от 3-х лет. Речь пациентов с афазией резко отличается от речи здоровых людей своей экспрессией, интонацией и выразительностью. Больные не могут вести связную беседу, у них также нарушается письменная речь (чтение, письмо). Страдает непосредственно не артикуляционный аппарат речи, а формирование речи на уровне коры головного мозга. Вид и разновидность недуга зависят от того, где именно располагается поврежденный участок головного мозга.
Данное заболевание впервые было описано в 30-е гг. 20 века. С тех пор ученые продолжают развивать учение об афатических расстройствах. Помимо коммуникативного аспекта афазия затрагивает также психические процессы, опopно-двигательную и сенсорную системы, поэтому данное заболевание требует длительного лечения и совместной работы сразу нескольких специалистов: невролога, терапевта, логопеда, психолога.
Причины афазии
Специалисты называют несколько факторов, которые влияют на возникновение подобного расстройства. К основным причинам афазии относится:
- генетическая предрасположенность к афазии;
- пожилой возраст;
- инсульты головного мозга, при которых сильно страдает головной мозг, наблюдаются необратимые изменения в его работе;
- черепно- мозговые травмы и ушибы головы, сотрясение мозга;
- воспалительные заболевания, затрагивающие мозг (энцефалит, абсцесс и др.) ;
- paк головного мозга;
- различные опухоли, образующиеся в области головного мозга;
- операции, затрагивающие головной мозг;
- эпилептические припадки;
- болезнь Альцгeймера;
- болезнь Пика;
- поражение сосудов головного мозга (тромбоз, атеросклероз) ;
- гипертония;
- порок сердца;
- отравление солями тяжелых металлов;
- психические расстройства (шизофрения и проч.) ;
- расстройство интеллекта.
Чаще всего афазия возникает после инсульта или тяжелых травм головы. Данный недуг преимущественно наблюдается у пожилых людей, хотя афазия может возникнуть и в юном возрасте.
Виды и симптомы
Существует несколько классификаций афазии, основанных на разных основаниях. Исследователи пытались разграничить афазию в соответствии с лингвистическими, анатомическими, психологическими критериями. Мы несколько подробнее остановимся на результатах подобного разграничения. Однако самой популярной и наиболее полной считается классификация доктора А. Лурия.
Читать еще: Грыжи позвоночника: поясничного, шейного и грудного отделовИтак, в соответствии с расположением поврежденного участка головного мозга, говорят о семантической афазии (повреждена теменная доля), моторной афазии (повреждены задние отделы лобной доли), сенсорной афазии (повреждена височная доля), амнестической афазии (повреждены внутренние отделы височной доли).
С точки зрения неврологии данное заболевание может быть моторным и сенсорным.
Сообразно лингвистической концепции афазия подразделяется на вербальный тип (маленький словарный запас, нарушение в образовании слов), номинальный тип (больной не воспринимает речь и не может использовать слова для выражения мыслей), синтаксический тип (нарушение синтаксической целостности предложения), семантический тип (искажение смысла воспринимаемой речи).
Наконец, предложенная доктором А. Лурия классификация выглядит следующим образом:
1. Моторная афазия (эфферентная и афферентная)
Поражаются области в зоне Брока. При данном типе больной переставляет слоги, подменяет звуки. У него нарушается интонационный рисунок, при разговоре возникают длинные паузы. Больной немногословен, его речь крайне скудна. Он не может связать слова в одно грамматически верное построенное предложение, но понимает то, что ему говорят. Из-за поражения лобной доли мозга нарушается еще и моторика, поэтому часто мимика пациента искажена.
2. Сенсорная афазия
При сенсорной афазии (афазии зоны Вернике) больные строят длинные предложения, которые верны с синтаксической точки зрения, но абсолютно бессмысленны с точки зрения семантики. Понять речь такого человека невозможно. Кроме того, больные плохо воспринимают чужую речь, поэтому при сенсорной афазии как-либо взаимодействовать с пациентами очень трудно. Больные не могут писать, но чтение вполне им удается.
3. Семантическая афазия
Больной в целом понимает речь, его также легко понять, однако в процессе говорения пациент может забыть название какого-либо предмета, не вспомнить значение фразеологизма, запамятовать название города или реки. Люди с семантической афазией не могут строить причастные и деепричастные обороты, использовать фигуры речи. При чтении многие очевидные вещи кажутся им непонятными. Речь пациентов максимально проста и незамысловата, для того, чтобы они поняли другого человека, нужно, чтобы тот использовал самые простые и обыденные слова, не прибегая к метафорическим переносам, крылатым фразам и проч.
4. Акустико-мнестическая афазия
При данной форме афазии больной забывает название предметов. Он не может выучить стихотворение, повторить за человеком связную цепочку из разных слов. С другой стороны, больной вполне нормально ведет беседу, но часто не может вспомнить название предмета, который ему показывают.
5. Динамическая афазия
Динамическая афазия хаpaктеризуется правильным произношением слов и звуков, слов и словосочетаний. Однако при всем при этом у человека в речи очень много слов-паразитов, его словарный запас ограничен. Больной не может вести беседу не подготовившись, иначе он будет пропускать слова, заменять части речи, образовывать различные несуществующие формы слов и проч. При этой форме заболевания пациенты могут читать и писать.
Диагностика и лечение
Поставить верный диагноз можно лишь при сплоченной работе нескольких специалистов. Так, больного осматривает невролог, психолог, логопед, терапевт и нейропсихолог. Во время первичного осмотра врачи обращают внимание на внешние проявления заболевания (нарушение мимики, асимметрия лица и проч.). Выявляется нарушение речи, обязательна консультация логопеда. Затем больного отправляют на компьютерную томографию и магнитно-резонансную томографию мозга, проводят электроэнцефалографию. Комплексная диагностика позволяет с большей точностью выявить имеющиеся нарушения и назначить должное лечение.
Лечение афазии строится по индивидуальным показателям. Оно включает в себя занятия с логопедом, прием лекарственных препаратов, физиотерапию, хирургическое вмешательство, если таковое требуется. Больному нужно запастись терпением, т. к. лечение длится долго, но не всегда удается достичь положительных результатов. Очень важно, чтобы близкие люди также участвовали в адаптации пациента, использовали в беседе с больным короткие простые предложения, говорили с ним не как со слабоумным, а как с обычным собеседником.
Афазия – системное нарушение, которое хаpaктеризуется потерей способности говорить, что происходит по причине повреждения речевых зон головного мозга.
Формы афазии: причины и проявления болезни
Согласно классификации А. Р. Лурии можно выделить различные формы афазии:
- Эфферентная моторная афазия (иначе афазия Брока – по имени врача, описавшего симптомы заболевания) возникает на фоне поражения нижних отделов премоторной коры левого полушария мозга. Моторную афазию хаpaктеризует телеграфный стиль высказываний (распад грамматики), а также трудности в переключении с одного слова или словосочетания на другое. Еще одной хаpaктерной особенностью проявления моторной афазии являются нарушения письма и чтения;
- Для проявления динамической афазии хаpaктерна невозможность построения внутренней программы высказывания (распад внутренней речи). Это расстройство вызывает поражение префронтальной области левого полушария;
- В основе сенсорной афазии (иначе афазия Вернике) лежит поражение коркового отдела слухового анализатора. При сенсорной афазии больной теряет способность интерпретировать услышанную речь;
- К развитию афферентной моторной афазии приводит поражение теменной и задне-центральной областей коры. При этом больные афазией испытывают затруднения из-за невозможности различать близкие по артикуляции звуки по причине неправильно подобранной артикуляционные позы, что приводит к смешиванию артикулем внутри группы;
- Оптико-мнестическую афазию хаpaктеризует слабость зрительных образов слов и нарушение зрительной памяти. Больные афазией испытывают трудность в назывании слов;
- Акустико-мнестическую афазию вызывает сужение объема слухоречевой памяти и нарушение объема удержания слухоречевой информации;
- Амнестическую афазию вызывают поражения теменно-височной области, а основная трудность состоит в назывании знакомых предметов;
- Семантическую афазию хаpaктеризуют дефекты симультанного синтеза и анализа речи, а также нарушение понимания сложных логико-грамматических конструкций, которые описывают прострaнcтвенные отношения.
Упрощенно классификацию форм афазии можно свести к:
- Моторной, когда больной афазией понимает речь, но не может говорить;
- Сенсорной, когда больной не понимает смысл слов, но может произносить фразы и слова.
Общей отличительной чертой больных афазией является бедность речи, в которой они крайне редко употрeбляют наречия, прилагательные, описательные обороты, а также они пpaктически не используют поговорки и пословицы.
Причины развития афазии
Основными причинами возникновения афазии являются:
- Травмы мозга;
- Инсульт;
- Деменция;
- Инфекционные заболевания мозга;
- Опухоли мозга.
Диагностика афазии
Для выявления моторной и сенсорной афазии используют изучение устной и письменной речи. Диагностические методы включают в себя изучение:
- Способности чтения и понимания прочитанного;
- Разговорной речи, рассказа, повторения и автоматической речи, включающей в себя месяцы, числа, стихи;
- Понимания устной речи;
- Письменной речи, включающее в себя списывание, диктант и пересказ;
- Грамматического строя, богатства или бедности речи.
Также одним из важных диагностических факторов является желание больного афазией говорить.
Лечение афазии
Лечение болезни, а также восстановление речи при афазии заключается в терапии основного заболевания, которое привело к данным нарушениям.
В случаях, когда причиной ухудшения речи была травма или инсульт, в восстановлении помогают врачи-логопеды. Как правило, подобное лечение начинается после стабилизации физического состояния человека.
Иногда полное восстановление речи при афазии наблюдается даже без лечения, что хаpaктерно для состояний, вызванных кратковременным нарушением притока крови к мозгу.
Видео с YouTube по теме статьи:
Информация является обобщенной и предоставляется в ознакомительных целях. При первых признаках болезни обратитесь к врачу. Самолечение опасно для здоровья!