Биографии    


Метод расшифровки результата тестирования

Метод расшифровки результата тестирования

Метод расшифровки результата тестирования

Результаты shl теста [Кто решил тест лучше всех]

Вокруг тестирования часто разгораются споры, насколько оно объективно, но соискателям лучше сконцентрироваться на подготовке. Полезно знать результаты, понимать выданные компьютерной программой оценки, чтобы улучшать личностные навыки.

Интерпретация SHL теста

Для участника отбора важны результаты SHL тестирования, знание, прошел ли он на следующий этап. Одновременно с этим надо понимать интерпретацию тестов, позволяющую улучшить навыки и умения. Сдающий видит процентиль, но это не конкретная цифра, а показатель в сравнение с результатами других участников.

Полные данные тестирования получает работодатель, видящий, какие задания выполнены верно, какие ошибочные. Дополнительная информация – верификация, подтверждающая или опровергающая результаты. Тестирование проводится онлайн, есть возможность воспользоваться помощью, но также вероятно сильное волнение. Обе ситуации влияют на конечный итог, и кандидат может завысить или занизить оценки.

Для верификации проводится повторный тест в офисе, и претенденту выдаются задачи того же уровня, что показан ранее.

Благодаря алгоритму динамического изменения уровня сложности задач теста — можно превысить результаты или снизить, если использовались подсказки.

Нормативные группы

Интерпретация результатов решенных задач сравниваются с различными группами людей, откуда они появляются?

Нормативные группы создаются компаниями-разработчиками тестов, они разделяются по отраслям и должностям.

Среди отраслей выделяют такие:

В каждой отрасли можно провести разделение по уровню кандидатов:

  • выпускники;
  • опытные сотрудники;
  • младший, средний и топ-менеджмент;
  • администраторы;
  • квалифицированный и неквалифицированный персонал.

Работодатель может сравнивать результаты теста SHL с имеющимися нормативными группами, но это лишь возможность. Ясно, что юристов сравнивают с юристами, техников с техниками и т.д. Приемлемым выглядит оценка сотрудников смежных подразделений: бухгалтеров и экономистов, фармацевтов и медиков, рабочих на производстве и промышленности.

«Не менее важна уровневая разбивка, так как результаты опытного талантливого новичка могут оказаться в топе комaнды выпускников, но не дотянуть до среднего уровня топ-менеджеров. Важно, что тестирование используется для кадровых повышений, и занять руководящий пост в первую очередь предложат кандидатам с высшим баллом».

Тест, как правило, включает числовые и вербальные примеры, и для одних отраслей важнее задачи на логику и понимание текста, другие требуют от кандидатов умений быстро считать, отыскивать данные в графиках и таблицах. Инженерам, программистам и техническим специалистам важно проверить навыки счета, понимание математических операций. Менеджерам, администраторам надо больше работать с отчетами, поэтому для них критичнее вербальные примеры, успешность в данном аспекте.

Как выглядит результат SHL теста?

Для начала давайте посмотрим, как выглядят результаты, которые формируются системой SHLTOOLS 3.0 (онлайн-платформа для тестирования от компании SHL):

  • Индивидуальный отчет (.pdf). Предназначенный для человека, который прошел Shl тест.
  • Полный отчет (.pdf). Предназначенный для работодателя.

Результаты теста SHL для участников и работодателей отличаются. Кандидат видит только группу, в которую попал, зато у компании, заказавшей тестирование, оказывается полная информация. Претендент увидит итоги сдачи в одной из групп:

Важно понять, что указываются процентили, а не проценты. Не говорится, что кандидат ответил на 54 % ответов, процентиль «54» показывает, что человек показал результат лучше, чем половина участников тестирования. Здесь важна нормативная группа, если она слабая, то 54 процентиль – не самый сильный результат, а если сдающего сравнивают с топами, то такой процентиль очень высок.

Работодатель получает всю имеющуюся информацию, видит, на сколько вопросов участник ответил правильно. Есть данные о верификации, также указывается скорость выполнения. Компания-разработчик тестов создает отчеты при помощи системы SHLTOOLS, в которой предоставляются подробные сведения (result) для работодателей и краткие – для соискателей.

График нормального распределения результатов

Основополагающее понятие статистики – график нормального распределения, и для интерпретации результатов тестирования он тоже подходит. Основная часть кандидатов попадает в группу С, конкретно в 30-69 процентиль. Рядом стоящие группы, В и D, добавляют и убавляют соответственно по 20 процентилей, а крайние результаты – Е (от 0 до 9) и А (от 90 до 100) – встречаются реже прочих.

Оценки теста будут отличаются при сравнении с разными нормативными группами тестирующихся. Соискатели на должность могут показать как пониженный, так и повышенный результат, смотря насколько сильны конкретные кандидаты, при это с одинаковым количеством правильно решенных задач. Нормативная группа сильнее усреднена, ибо для выборки используются тысячи итоговых данных.

Сколько баллов надо набрать, чтобы пройти?

Конечно, кандидатов, соискателей или работающих претендентов на «топовые» посты больше прочего интересует, сколько надо набрать баллов, чтобы гарантировать прохождение на новый этап отбора. Увы, точно сказать никто не сможет. Не потому, что не хочет, просто неизвестно, с кем будут сравнивать кандидатов.

«Можно рассчитывать на успех при попадании в процентиль от 80 и выше. Другими словами, требуется пройти тестирование лучше, чем четыре пятых группы, но насколько будет сильна группа, заранее сказать нельзя».

Другие нюансы зависят непосредственно от работодателя, и есть шанс пробиться в следующий тур отбора, набрав процентиль выше 50.

Советы для подготовки к shl тестам

Главная задача – написать тесты лучше большинства. Не все зависит от кандидата, может попасться сильная группа, но готовиться надо в любом случае. Если треть группы не подготовится, то даже базовая тренировка позволит обойти 30-40 % соискателей. Сильный состав не даст так легко обойти половину кандидатов, но хоть можно будет подняться в средний процентиль.

«Заранее никак не узнать точно, выполнение скольких задач принесет победу, поэтому логично выжать из предварительной тренировки максимум».

«Полезно найти в интернете, на форумах, посвященных работодателям, информацию о предыдущих отборах и уровне кандидатов. Конечно, в этот раз появятся другие участники отбора, но зато можно узнать, сколько человек обычно претендует на место, какое количество переходит на следующий этап».

Например, когда известно, что после тестирования отберут пять человек, а всего допущены к тестам сто, то надо попасть в процентиль от 95 и выше. Если претендентов двадцать, надо стать лучше, чем 15 члeнов группы, то есть, попасть в процентиль 75+.

«Большая часть работодателей использует стандартизированный тест SHL, и кандидаты могут обучаться на различных числовых, вербальных задачах. Уровень сложности лучше выбрать максимальный, но подойдут примеры со средним, главное, чтобы не сильно легкие».

Кроме решения непосредственно задач, можно и нужно развивать навыки анализа числовых данных и вербального мышления с помощью подручных средств.

Надо учиться быстро находить, отсортировывать и пересчитывать данные. Например, если даются сведения от нескольких источников, можно разделять их на единичные числа, используя проценты и т.п. Вербальные задачи сложнее для восприятия нетренированного человека, там даются сложные тексты, которые приходится быстро понимать и делать обоснованные выводы. Ответы неочевидные, а для пpaктики можно изучать деловые обозрения, периодические издания, выбирая, что в текстах говорится явно, а что только подразумевается. Ответы лучше записывать, чтобы позже можно было сравнить.

«Полезно проходить разнообразные тесты IQ, но также удобно находить числовые данные в окружающем мире. Отлично подойдут аналитические журналы, газеты, в которых информация подается в виде графиков, таблиц, схем».

Чрезвычайно важно знать, как можно интерпретировать результаты теста SHL, но полезнее готовиться к сдаче. Интерпретация поможет выявить ошибки, понять, какой блок оказался успешнее или провальнее. На нашей онлайн-платформе по подготовке к shl тестам есть удобная страница отчета, куда вноситься количество решенных задач, время решения, процент точных ответов. Для карьерного роста, возможно, придется проходить тестирование неоднократно, однако лучше каждый раз попадать в верхний процентиль. Только подготовка со сборниками вербальных, числовых задач даст шанс наработать навык за непродолжительное время.

Адель Шигабутдинов

Способов классификации по типам личности вагон и маленькая тележка. Самые удобные и применимые в коммуникациях для меня как для менеджера — типология по Адизесу и по DISC.

В общем-то если рассматривать человека сквозь две эти типологии, можно описать его хаpaктер весьма точно, а значит и подсказать наиболее эффективные способы взаимодействия с ним. Ну и конечно же, в процессе исследования коллег и знакомых поудивляться обилию различных конфигураций.

Читать еще:  18 лучших зубных паст

Про себя такие вещи тоже знать полезно, хотя бы чтобы корректно расценивать собственные сильные и слабые стороны.

C. Соответствующий правилам

Соревнующийся, агрессивный, решительный и ориентированный на результат, предпочитает быстрое движение, риск и достижение немедленного результата. Ему нравится нести ответственность, контролировать ситуацию и держать власть в своих руках. Также нравятся изменения и сложные задачи. Может быть невежливым, властным и даже грубым. Не очень хороший слушатель. Способен принимать внезапные решения.

Разговорчивый, общительный, оптимистичный, жизнелюбивый, ориентирован на людей, непредсказуемый, энергичный, полный энтузиазма. При взаимодействии с людьми стремится быть позитивным и доброжелательным. Невнимательный к деталям, разговорчив и эмоционален. Обещает больше, чем способен исполнить, поскольку оптимизм и популярность для него главное.

Спокойный, помогающий, терпеливый, скромный и неторопливый, всегда готов помочь, лоялен, хороший участник комaнды, внимательный слушатель, настойчив, надежен и уравновешен. Ему необходима стабильность и безопасность, и потому при резких переменах ему требуется помощь. Медлительный, нерешительный, упрямый.

Точный, последовательный, деловой, осторожный, аналитик. Концентрируется на задании, выполняет работу очень качественно. Излишне сосредоточен на деталях, придирчивый, медленный, зачастую упускает из виду общую картину. Критичный, отдаленный от людей, пессимистичный, холодный.

  • Агрессивность
  • Безжалостность
  • Жесткость (негибкость)
  • Эмоциональность
  • Склонность к эксплуатации
  • Склонность к противодействию
  • Самоуверенность
  • Скептики
  • Недисциплинированность
  • Зависимость
  • Покорность
  • Излишняя осторожность
  • Уступчивость
  • Зависимы от чужого мнения, легко манипулируется конструкциями «это обидит других людей», «я буду чувствовать что ты меня подводишь»
  • Критичность
  • Формализм
  • Неопределенность
  • Склонность к осуждению
  • Независимость
  • Умение принимать решения
  • Эффективность
  • Настойчивость
  • Сильная воля
  • Энтузиазм
  • Умение убеждать
  • Оптимизм
  • Коммуникативные способности
  • Теплота
  • Умение слушать и вести партнерские переговоры
  • Надежность
  • Склонность к сотрудничеству
  • Ориентированы на решение проблем
  • Точность
  • Методичность
  • Организованность
  • Рациональность

Экспресс-тест DISC в лифте :)))

  • красные — несколько раз нажимают этаж или закрытие дверей
  • зеленые — редко смотрят людям в глаза
  • желтые — всем улыбаются
  • синие — читают таблички или просто устремляют взгляд вперед и считают всякое про себя

Красные — маленькие диктаторы. В случае кризиса быстро захватывают управление и быстро и громко пинками раздают комaнды кому что делать.

Синие — очень кричтичны и формальны, с ними сложно обсуждать новые идеи. Всегда задают вопросы Почему? Зачем? К чему это приведет? Давайте просчитаем? Но когда информация принята, очень ориентированы на решение проблемы. В случае кризиса обычно закрываются и уходят думать.

Зелененьким важно чтобы все были всем довольны. В первую очередь люди, и здоровые отношения в коллективе, потом все остальное. В случае конфликтов резко и пpaктически в ноль теряют мотивацию работать.

Желтые умеют очень гармоничным образом мотивировать людей делать то, о чем они пять минут и не думали. Генерят кучи идей, и и зачастую их идеи прут сами по себе, реализовывать не обязательно 🙂

Разумеется, каждому человеку в какой-то мере присущи все эти черты, и обычно выделяется какая-то одна доминанта, а в остальном могут быть совершенно разные конфигурации, образующие переходные цвета.

Ну окей, и зачем нам это? В теории использование моделей DISC и Адизеса позволяет

  1. решить вопросы найма — понять кто нам нужен?
  2. удержания персонала — что мотивирует или наоборот мешает?
  3. создать благоприятные условия для эффективной работы сотрудников в группах или парах
  4. выявить соответствие сотрудников, с точки зрения психотипа, занимаемой позиции и решаемым задачам
  5. провести ротацию кадров
  6. выстроить более адекватную систему мотивации

Так же понимание к какому психотипу относится ваш непосредственный руководитель может помочь вам в более эффективной коммуникации и взаимодействии с ним.

Например вы менеджер и хотите купить своим программистам по второму монитору. Для Красных важны действия и результаты. Разговаривать нужно в ключе «Я попробовал поставить себе второй монитор. Получается реально быстрее. Давай всем купим.»

Для желтых важна картинка, видение офигенности: «Представляешь к нам в офис приходят клиенты/партнеры, а мы показываем где у нас программисты сидят, и там у каждого по 2 монитора, сразу видно серьезная компания.»

Для зеленых важно чтобы все всем были довольны: «Программистам будет удобнее работать. С Павел Иванычем и Маргаритой Алексеевной уже согласовал, они не против»

Для синих важны цифры и факты: «Попробовали поставить второй монитор программисту, написал на 30% больше строк кода за неделю. Купить по второму монитору на всех будет стоить столько-то тысяч рублей, это окупится к такому-то сроку»

Еще, можно отправить ссылку на эту статью HR и в заявке на поиск персонала добавить «Мне нужен красненький администратор», если ищете хозяйственника, или там «зелененький производитель» если вам нужен комaндообразующий teamlead. Ну а если вы ищете системного архитектора в проект, конечно же нужный цвет — синий.

Полезное: Тест на DISC — только не нужно отправлять результаты в конце. Лучше пишите ваши результаты в комменты 🙂 Профили DISC — на стр. 14 полезная таблица Видео: Типология людей и комaнд: как общаться с разными людьми? — смотреть с 14 минуты, ну или с 49-й — Очень рекомендую

Обработка и интерпретация результатов

Методические рекомендации

Методические рекомендации: перед тем как использовать данный тест в работе, психологу необходимо самому хорошо изучить методическое руко-водство, уметь ориентироваться в демонстрационном материале и в бланках для испытуемого по субтестам. Психологу также необходимо четко знать инструкции к субтестам, уметь корректно ответить на вопросы ребенка, если они возникнуть после объяснения инструкции. При этом важно соблюдать все правила проведения методики, чтобы не перейти на «подсказывание». Все субтесты выполняются четко по времени, поэтому психологу необхо-димо не только записывать ответы испытуемого, но и следить за временем, а также знать, после какого количества ошибок необходимо прекращать тести-рование в каждом субтесте.

А также предъявление субтестов из вербальной и невербальной шкал в методиках для детей и для дошкольников чередуются, а в методике для взрослых сначала субтесты вербальной шкалы, затем невербальной.

Время проведения теста – 90 – 100 минут. Тест Векслера требует значи-тельных временных затрат как на процедуру проведения, так и на обработку результатов. Поэтому данный тест удобнее использовать при индивидуаль-ном запросе.

Тестирование проводится в индивидуальной форме.

Обработка и интерпретация результатов может проходить на трех уров-нях: 1) подсчет и интерпретация баллов общего интеллекта, вербального и невербального интеллектов, 2) анализ профиля оценок выполнения субтестов испытуемыми на основе подсчета соответствующих коэффициентов, 3) ка-чественная интерпретация индивидуального профиля с привлечением дан-ных наблюдения за поведением испытуемого в ходе обследования и прочей диагностической информации.

Стандартный вариант обработки заключается в подсчете первичных «сырых» оценок по каждому субтесту. Затем «сырые баллы» по соответст-вующим таблицам переводятся в стандартные и отображаются в виде профи-ля. Итоговый результат по тесту выражается в трех показателях:

— общий IQ (коэффициент умственного развития) ;

— вербальный IQ (показатель развития словесного мышления) ;

— невербальный IQ (показатель развития действенного мышления).

По окончании тестирования численно оцениваются все ответы испы-туемого. Сумма баллов по каждому субтесту переводится в школьные оценки с помощью таблиц возрастных групп. Итоговый результат оформляется в виде профиля шкальных оценок.

Классификация IQ-показателей по Векслеру:

130 баллов и выше – очень высокий IQ – у 2,2% населения

120-129 баллов – высокий IQ – у 6,7% населения

110-119 баллов – хорошая норма – у 16,1%

90-109 баллов – средний IQ – у 50% населения

80-89 баллов – плохая норма – у 16,1%

70-79 баллов – пограничная зона – у 6,7% населения

69 баллов и ниже – умственный дефект – у 2,2%

Соотношение трех показателей позволяет охаpaктеризовать разные аспекты умственного развития. Более детальную хаpaктеристику дает анализ данных по каждому из 12 субтестов.

Вербальная шкала тесно коррелирует с общей культурой испытуемого и академической успеваемостью. Результаты сильно зависят от языковой культуры испытуемого (знает ли он или не знает язык, на котором написан текст). Оценки по субтестам «Осведомленность», «Понятливость» и «Словар-ный запас» хаpaктеризуют общую интеллигентность испытуемого, пpaкти-чески не изменяются с возрастом и при старении. Полагают, что они опреде-ляются уровнем образования испытуемых. Я же считаю, что связь иная: поскольку успешность выполнения этих субтестов наиболее коррелирует с общим IQ, а также в наибольшей степени определяется генетически (см. гла-ву «Психогенетика способностей»), то скорее всего скорость накопления вер-бальных знаний определяет успешность и уровень образования.

Читать еще:  10+ советов для мам и пап, как приучить ребенка спать отдельно

Особняком стоит субтест «Сходство». Результаты его выполнения гово-рят о способности к логическому мышлению, обобщению и абстрагированю. Оценки по тесту ухудшаются при старении. Вероятно, успешность его вы-полнения более определяется «текучим» интеллектом по Кэттелу, нежели ус-пешность выполнения других субтестов вербальной шкалы.

Субтест «Арифметический» диагностирует не только уровень опериро-вания числовым материалом, но и произвольную концентрацию внимания. Результаты его выполнения зависят от профессии и уровня образования и мало изменяются при старении.

Субтест «Повторение цифр» наиболее слабо коррелирует с общим ин-теллектом и направлен на определение объема кратковременной памяти и уровня активного внимания. Включение его в шкалу Векслер обосновывал диагностической ценностью: неспособность воспроизвести 4 цифры в пря-мом порядке свидетельствует о слабоумии. Прямое воспроизведение при ста-рении ухудшается незначительно, обратное — несколько значительней.

Наиболее устойчивы по отношению к воздействию различных факто-ров (интуиция, общее состояние испытуемого, болезнь и пр.) результаты тес-та «Словарный запас», поэтому его часто используют в качестве «точки от-счета» при анализе профиля оценок по субтестам шкалы Д.Векслера.

В целом, «Невербальная» шкала диагностирует не только знания, но и способность индивида к моторно — перцептивному взаимодействию с объек-тами окружающего мира, зависящую от опыта деятельности.

Первоначально Д.Векслер полагал, что невербальнй интеллект более зависит от психофизиологических задатков индивида, но данные близнецо-вых исследований опровергли эту гипотезу.

Наиболее комплексным тестом невербальной шкалы (принадлежность его к этой части теста весьма условна) является «Шифровка», диагностирую-щая свойства внимания, восприятия, координации. Результаты его выполне-ния быстро ухудшаются после 40 лет.

Наиболее информативным субтестом невербальной шкалы многие ав-торы считают «Кубики Косса». Аналогичен по содержанию и тест «Сборка объектов». Успешность выполнения этих трех тестов зависит от развития сенсомоторной координации, между тем как результаты по тестам «Недос-тающие детали» и «Последовательные картинки» не зависят от развития мо-торики, а в большей мере определяются когнитивными способностями.

По мнению Д.Векслера, успешность выполнения этих двух тестов оп-ределяется опытом восприятия окружающей среды и приобщенностью к культуре. Итог проведения теста, несмотря на предписания, сильно зависит от того, какие складываются отношения между психодиагностом и испытуе-мым.

Тестирование производится по адаптивному алгоритму. Первые зада-ния большинства вербальных субтестов (а также «Кубики Косса») предназна-чены для лиц, подозреваемых в умственной отсталости. В случае, если испы-туемый, не подозреваемый в умственной отсталости, не выполняет задания основной серии, то ему предъявляются первые задания.

Заключение

Проблема интеллекта, интеллектуальных способностей, интеллектуального (умственного) развития в психологии относится к числу старейших. Вместе с тем интеллект остается многозначным понятием, отражающим способности человека к познанию, достижению целей, адаптации, решению проблем и многое другое.

В настоящее время признано, что интеллектуальные тесты не оправдали себя как средства измерения интеллекта, рассматриваемого как общая способность или группа способностей. Они пригодны для измерения некоторых особенностей мыслительной деятельности человека, а также для выявления объема и содержания его знаний в некоторых областях. Все это важные хаpaктеристики когнитивного развития человека, однако они не являются показателями интеллектуальных способностей. Поэтому часть психологов, продолжая считать, что понятием «интеллект» обозначают общую способность (или группу способностей), отказались от представления о том, что IQ является показателем интеллекта. По их мнению, интеллект можно оценить на основе длительных наблюдений за поведением человека в разнообразных ситуациях, а также анализируя, каким образом он добивается успеха в разных видах деятельности. Строгих методов его диагностики пока не существует. Большинство психологов в настоящее время признают, что интеллектуальные тесты измеряют лишь уровень сформированности некоторых интеллектуальных навыков, который зависит как от степени обученности индивидов, так и от их природных возможностей. Но отделить одно от другого в тестовых результатах невозможно.

Приложение 1

Субтест 1. Осведомлённость

Инструкция: начинать следует с 5 вопроса субтеста (за остальные 4 вопроса даются 4 балла). Если испытуемый не смог ответить на 5,6,7 вопросы, то тогда возращаются к первому.

Оценка: каждый ответ оценивается как 1 балл в случае правильности его содержания. Максимальное количество баллов по этому субтесту — 29.

Уровень субъективного контроля УСК

Содержательная интерпретация

• Общая шкала интернальности (Ио = 5)

Высокий показатель по этой шкале соответствует высокому уровню субъективного контроля над любыми значимыми ситуациями: интернальный контроль, интернальная личность. Такие люди считают, что большинство важных событий в их жизни есть результат их собственных действий, что они могут ими управлять, и, таким образом, они чувствуют свою собственную ответственность за эти события и за то, как складывается их жизнь в целом. Обобщение различных экспериментальных данных позволяет говорить об интерналах как о более уверенных в себе, более спокойных и благожелательных, более популярных в сравнении с экстерналами. Их отличает более позитивная система отношений к миру и большая осознанность смысла и целей жизни.

Низкий показатель по этой шкале соответствует низкому уровню субъективного контроля: экстернальный контроль, экстернальная личность. Такие люди не видят связи между своими действиями и значимыми для них событиями их жизни, не считают себя способными контролировать их развитие. Они полагают, что большинство событий их жизни является результатом случая или действия других людей. Обобщение различных экспериментальных данных позволяет говорить об экстерналах как о людях с повышенной тревожностью, обеспокоенностью. Их отличает конформность, меньшая терпимость к другим и повышенная агрессивность, меньшая популярность в сравнении с интерналами.

• Шкала интернальности в области достижений (Ид = 6)

Высокие показатели по этой шкале соответствуют высокому уровню субъективного контроля над эмоционально положительными событиями и ситуациями. Такие люди считают, что они сами добились всего того хорошего, что было и есть в их жизни, и что они способны с успехом преследовать свои цели в будущем.

Низкие показатели по шкале свидетельствуют о том, что человек приписывает свои успехи, достижения и радости внешним обстоятельствам – везению, счастливой судьбе или помощи других людей.

• Шкала интернальности в области неудач (Ин = 6)

Высокие показатели по этой шкале говорят о развитом чувстве субъективного контроля по отношению к отрицательным событиям и ситуациям, что проявляется в склонности обвинять самого себя в разнообразных неприятностях и страданиях.

Низкие показатели свидетельствуют о том, что человек склонен приписывать ответственность за подобные события другим людям или считать их результатом невезения.

• Шкала интернальности в семейных отношениях (Ис = 6)

Высокие показатели означают, что человек считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни.

Низкие указывают на то, что субъект считает не себя, а своих партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в его семье.

• Шкала интернальности в области производственных отношении (Ип = 5)

Высокие показатели свидетельствует и том, что человек считает свои действия важным фактором организации собственной производственной деятельности, складывающихся отношении в коллективе, своего продвижения и т. д.

Низкие указывают на то, что человек склонен приписывать более важное значение внешним обстоятельствам – руководству, товарищам по работе, везению-невезению.

• Шкала интернальности в области межличностных отношений (Им = 7)

Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает именно себя ответственным за построение межличностных отношений с окружающими.

Низкие указывают на то, что человек склонен приписывать более важное значение в этом процессе обстоятельствам, случаю или окружающим его людям.

• Шкала интернальности в отношении здоровья и болезни (Из = 5)

Высокие показатели свидетельствуют о том, что человек считает себя во многом ответственным за свое здоровье: если он болен, то обвиняет в этом себя и полагает, что выздоровление во многом зависит от его действий.

Читать еще:  XL-S Medical для похудения: отзывы, цена

Человек с низкими показателями по этой шкале считает болезнь и здоровье результатом случая и надеется на то, что выздоровление придет в результате действий других людей, прежде всего врачей.

Методика анализа и оценка результатов тестирования Текст научной статьи по специальности «Народное образование. Педагогика»

Аннотация научной статьи по народному образованию и педагогике, автор научной работы — Тесленко В. И.

Рассматриваются методы анализа системы тестовых заданий: экспертные и математические. Выделяются два основных подхода к интерпретации результатов тестирования : нормативно-ориентированный и критериально-ориентированный.Предлагается авторская методика оценки результатов тестирования с целью диагностики подготовки испытуемых и оценки эффективности выбранной технологии обучения.

Похожие темы научных работ по народному образованию и педагогике , автор научной работы — Тесленко В. И.,

Текст научной работы на тему «Методика анализа и оценка результатов тестирования»

МЕТОДИКА АНАЛИЗА И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ТЕСТИРОВАНИЯ

Научно обоснованный тест — это метод, соответствующий установленным стандартам валидности и надежности. Качество педагогической информации о результатах тестирования оказывается зависимым от качества используемого для этого инструментария.

Результаты каждого тестирования необходимо приводить в определенную систему, делать анализ и проводить их обработку.

Выбор технологии обработки результатов выполнения теста определяется целями тестирования. Информация, содержащаяся в ответах, позволяет не только судить о результатах учения каждого из испытуемых, но и делать достаточно обоснованные выводы об особенностях процесса преподавания, о технологии обучения, провести диагностику и прогнозирование процесса обучения.

Выделяют две группы методов анализа заданий: экспертные и математические. Математические методы применяются после проведения тестирования на основании полученного эмпирического материала, поэтому о них речь пойдет ниже. Экспертные методы позволяют не только оценить, в какой степени они измеряют именно те знания, умения и навыки, для которых разpaбатывается тест, но и оценить задания с точки зрения их формы. В основе экспертных методов лежит соотнесение содержания и форм заданий с требованиями, изложенными в спецификации. Задания, к которым ни один из экспертов не высказал замечаний, включаются в тест. Такие задания считаются объективными и корректно сформулированными. Остальные задания переформулируются или совсем убираются из теста. После разработки и проведения экспертного анализа заданий получается первый вариант теста. Чтобы повысить его качество, используются математические методы. Для применения этих методов нужны результаты экспериментального апробирования теста. Такое тестирование называют предварительным.

Если математической обработке подвергаются оценки, выраженные в баллах, по которым судят об эффективности педагогического процесса, то нельзя забывать, что они являются суммарным выражением знаний, умений и навыков, исключающим возможность выявления связей между преподавателем и испытуемыми во всем их многообразии.

При использовании математического метода обработки данных перед тестирующими встает вопрос о точности, достоверности педагогических выводов, вы-

текающих из математических формул. Это несет в себе большую долю относительности применительно к процессу обучения. Поэтому недопустимо неумелое, формальное использование математических методов.

Использование математической статистики, как показывают исследования, — одно из эффективных средств познания объективных законов обучения, воспитания и развития. Оно оправданно и действенно только тогда, когда опирается на умелый и разносторонний качественный анализ, когда математические формулы представляют собой конкретное выражение качественных особенностей сформированности знаний, умений. Все это предполагает установление определенных отношений между показателями и факторными признаками, хаpaктеризующими различные стороны подготовки испытуемых. Знание функциональной зависимости между ними позволяет спрогнозировать уровень подготовки для каждого испытуемого.

Следует отметить, что человек как объект исследования слишком сложен в своих проявлениях, чтобы его поведение можно было уложить в определенные формулы, поэтому главное внимание уделяют исследованию статистических связей. Но в любом случае основой для выводов служит оценка достижений отдельных испытуемых. Поэтому остановимся вначале именно на этом.

Успешность работы с тестом означает выполнение его заданий. Поскольку тест есть система заданий, то предстоит сопоставить результаты выполнения различных заданий между собой.

При выполнении задания закрытой формы перед испытуемым встают две взаимосвязанные задачи: определить верные ответы (их может быть несколько) и найти ошибки в неверных ответах.

Дополнительные трудности испытуемому при распознавании верных ответов создает то, что их может быть несколько к одному заданию и они могут находиться в разных отношениях. Варианты ответов подбираются правдоподобными, ошибки в них замаскированы. Иногда обнаружение ошибки в ответе оказывается делом более сложным, чем узнавание верного (может быть, хорошо известного) ответа. При оценке сложности задания нельзя не учитывать трудностей распознавания ошибочных ответов.

При оценке результатов выполнения заданий испытуемыми перед составителем теста встает целый ряд проблем. Нет проблем только в том случае, если ответ абсолютно совпадает с правильным эталонным ответом. Как поступать, если определены не все верные ответы? Решение может быть различным: если эти верные ответы равноправны, то можно считать задание выполненным, например, когда найден хоть один правильный ответ; если ответы находятся в отношении дополнения друг друга и только вместе дают законченный, полный ответ, то составителю предстоит определить свое отношение к каждому из конкретных случаев и отобразить это в специально составленной эталонной таблице ответов к тесту, о которой речь пойдет ниже.

Иногда испытуемый наряду с правильными ответами может отобрать ошибочные. Как оценить в этом случае выполнение задания? По-видимому, следует учитывать хаpaктер допущенной ошибки. Самое простое было бы считать в любом подобном случае задание невыполненным. Но ведь ошибка ошибке рознь. Они могут носить второстепенный хаpaктер, не иметь принципиального значе-

ния с точки зрения основных целей измерения. В то же время не учитывать ошибку нельзя. Было бы справедливо при наличии незначительных ошибок считать задание выполненным, но оценку испытуемому снизить.

Ошибки, содержащиеся в ответах к заданию, могут носить существенный хаpaктер, свидетельствуя о наличии пробелов у испытуемого в контролируемом учебном материале. Наличие такого рода ошибок является основанием для того, чтобы считать задание невыполненным или же оценку значительно понизить. Ответы теста могут содержать и грубые ошибки как свидетельство явного непонимания испытуемым сущности контролируемого. В этом случае задание считается безусловно невыполненным.

Такой подход к ошибкам в ответах испытуемых сильно осложняет обработку результатов тестирования, и его можно реализовать только в том случае, если процесс обработки результатов происходит при помощи компьютера.

Рассмотрим сначала простой способ оценки теста по результатам выполнения его заданий.

В качестве критерия оценки результата выполнения теста может быть выбрано число правильно выполненных заданий (n+). Для того чтобы можно было сопоставлять результаты работы с тестами, включающими в себя различное число заданий (n), за достижение испытуемого (Д) принимается:

Что означает этот результат? Плохо это или хорошо? Необходимо интерпретировать результаты тестирования. В настоящее время существуют два основных подхода к интерпретации результатов.

Нормативно-ориентированный подход (по-английски norm-referenced) позволяет сравнивать учебные достижения отдельных учащихся друг с другом. Критериально-ориентированный подход (по-английски criterion-referenced) позволяет оценивать, в какой степени учащиеся овладели необходимым учебным материалом.

Подход к интерпретации тестового балла является основным критерием для разделения тестов на критериально- и нормативно-ориентированные, различающиеся по методам конструирования и особенностям применения.

Результаты выполнения различных тестов следует оценивать в зависимости

от их сложности СТ = XC3i / n, а при помощи специальной нормировочной таб-

лицы (табл. 1) можно сравнить итоги выполнения тестов различной сложности.

Дадим пояснения к нормировочной таблице. При репродуктивном тесте (ТР) испытуемому для получения отметки «5» необходимо иметь достижение не менее 0,9, т. е. правильно выполнить не менее 90 % всех заданий теста. Отметка «4» ставится при достижении не менее 0,7 и т. д. Если же выполняется тест повышенной сложности (ТП), то при таком же достижении 0,7 испытуемый получит оценку «5» и т. д. Нормировочную таблицу несложно продолжить для информационного и творческого тестов.

Оценка результатов выполнения тестов различной сложности

Д=(п+)/п 1 0,9 0,8 0,7 0,6 0,5 0,4 0,3 0,2 0,1 0