Нарушение речи у детей дошкольного возраста
Нарушение речи у детей дошкольного возраста
Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте консультация (логопедия) по теме
Виды речевых нарушений в дошкольном возрасте
Предварительный просмотр:
ВИДЫ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ.
ОСОБЕННОСТИ ИХ ПРЕОДОЛЕНИЯ.
Полноценная речь – условие успешного обучения в школе. Дошкольный возраст- наиболее благоприятный период для формирования правильной речи и устранения их недостатков.
Сложное нарушение звукопроизношения влечет за собой и другие дефекты. Нарушение фонематического восприятия приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки. Его словарь не пополняется теми словами, в которых есть труднопроизносимые звуки. В дальнейшем ребенок начинает отставать ,
А затем значительно отставать от возрастной нормы.
По той же причине не формируется т грамматический строй речи, поэтому у ребенка может появиться ОНР( общее недоразвитие речи).И если его не устранить в дошкольном возрасте, то у ребенка будут наслаиваться вторичные нарушения( нарушения письма и чтения- дисграфия, дислексия).
Чем раньше приступить к коррекции, тем лучше.
КАК ЖЕ ОПРЕДЕЛИТЬ , ЧТО РЕБЕНОК ОТСТАЕТ В РАЗВИТИИ ?
Сейчас уже достаточно широко известно, что здоровье детей закладывается не только задолго до его появления на свет, но и за долго до зачатия. И вовсе не дело случая , каким он появится на свет: сильным или слабым, с хорошей или плохой сопротивляемостью, с большими или малыми возможностями после дующего интеллектуального развития.
Для нормального становления речевой деятельности необходимы определенные условия психического развития:
- Определенная степень зрелости различных структур головного мозга.
- Правильная и координированная работа голосовых, дыхательных систем, органов артикуляции.
- Развитие слуха и зрения, двигательных навыков и эмоций.
- Формирование потребности в общении
Овладение речевой деятельностью предполагает способность говорить и понимать сказанное. В большинстве случаев необходимо обращать внимание и на психо-физическое развитие ребенка от рождения. Поэтому даже небольшие отклонения от нормы развития в последствии могут влиять негативно на становление и развитие речи.(задержка лепета, гуления, проявления различной неврологической симптоматики- парезы,
Параличи речевого аппарата, нарушения в строении речевого аппарата и т.д.)Детям до 3 лет при наличии каких –либо нарушений ставят заключение- задержка речевого развития. После 3 лет по заключению ПМП консилиума направляют на ПМП Комиссию в городскую поликлинику с полным пакетом документов. Там детей обследуют специалисты и ставят окончательное заключение, с которым либо направляют в речевое ДОУ, либо определяют другой маршрут развития.
Отклонения в речевом развитии старших дошкольников проявляются на различных уровнях:
- фонетическом,
- фонематическом
- просодическом
- лексико- грамматическом
- нарушения общения.
Отклонения в речевом развитии могут иметь как ярко выраженные
внешние признаки, так и охватывающие системно различные уровни
речевой деятельности, которые в свою очередь могут и не иметь внешних
проявлений и являются стертыми. При работе с такими детьми очень
долго идет этап автоматизации полученных знаний.
Чтобы определить, что ребенок отстает в речевом развитии, родителям необходимо учитывать и обращать внимание на все важные факторы развития ребенка, критические периоды, не пускать на самотек какие-либо настораживающие факторы, всегда держать на контроле слух ребенка.
В периоды развития ребенка на формирование речи нeблагоприятно влияет:
- травмы головы, сотрясения, ушибы головного мозга.
- Воспалительные заболевания головного мозга.
- Недолеченные воспалительные заболевания уха, приводящие к снижению или утрате слуха.
- Применение некоторых лекарств.
- Поврежденный речевой аппарат до появления речи( приобретенные аномалии в строении челюстей, зубов в результате травм, сосание пальца…)
- Наличие дефектов речи у окружающих ребенка людей или недостаточное внимание к его речевому развитию.
Родителям очень важно понять, что речь ребенка усваивается по подражанию, поэтому он может овладеть лишь тем, что чаще всего слышит в речи окружающих. Поэтому ему необходимо обеспечить ПРАВИЛЬНЫЙ ОБРАЗЕЦ для подражания. Нeблагоприятное влияние оказывает БЫСТРАЯ НЕРЯШЛИВАЯ РЕЧЬ ОКРУЖАЮЩИХ. Обычно в этом случае развитие речи у детей задерживается. К тому же ребенок невольно усваивает по подражанию и неряшливую манеру речи. В тех случаях, когда речь наиболее бедна по содержанию и неправильна грамматически, ребенку ничего не остается, как усваивать усеченный образец. В таких семьях на речь ребенка чаще не обращают внимания, не исправляют ее. Это пример ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ЗАПУЩЕННОСТИ.
Нeблагоприятный фактор оказывает и ДВУЯЗЫЧИЕ в семье, каждый язык имеет своеобразие артикуляции. Особенно неразумным является СЮСЮКАНИЕ, которое выражается в подлаживании взрослой под детскую речь с воспроизведением при этом всех имеющихся в ней неправильностей.
В настоящее время в отечественной логопедии в обращении находится 2 классификации речевых нарушений:
- Клинико- педагогическая
- Психолого- педагогическая (по Левиной)
В них одни и те же расстройства рассматриваются с разных точек зрения. В дошкольном возрасте имеют место следующие виды расстройств:
— ДИСФОНИЯ/ АФОНИЯ/ — отсутствие или расстройство фонации вследствие патологических изменений голосового аппарата. Проявляются в отсутствии, либо в нарушении силы, высоты, тембра голоса.
— БРАДИЛАЛИЯ- патологически замедленный темп речи.
— ТАХИЛАЛИЯ- патологически ускоренный темп речи.
— ЗАИКАНИЕ- нарушение темпо- ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.
-ДИСЛАЛИЯ- нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
— ДИЗАРТРИЯ- нарушение звукопроизношения, обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата.(органика)
— РИНОЛАЛИЯ- нарушение звукопроизношения и тембра голоса, обусловленного анатомо-физиологическими дефектами речевого аппарата.
— АЛАЛИЯ- отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения коры головного мозга во внутриутробном или в раннем периодах развития.
— ЗАДЕРЖКА РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ( ЗРР )- наиболее медленный по сравнению с нормой темпом усвоения родного языка.
— ФОНЕТИКО- ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ (ФФН) – нарушение процессов формирования произносительной стороны родного языка у детей с различными речевыми расстройствами, связанными с дефектами восприятия и произношения звуков.
— ОБЩЕЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ ( ОНР) – это сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речи( лексики, грамматики, фонетики, семантики ) при нормальном слухе и интеллекте.
Каждая группа дефектов различается по форме , степени его выраженности. От этого и зависит хаpaктер коррекционной работы, формы и методы, а так же сроки.
Необходимо затронуть и такой важный элемент как профилактика речевых нарушений. Если ее не проводить, то возможны переходы определенных нарушений на письменную речь (ДИСГРАФИЯ, ДИСЛЕКСИЯ ) или наслоение вторичных нарушений на первичные .А это еще более сложный коррекционный процесс. Поэтому, все речевые нарушения желательно устранять в дошкольном возрасте.
Коррекцию всех этих нарушений проводит учитель- логопед. Родители (добросовестные )под руководством логопеда дома проводят мероприятия с целью закрепления того, что выполнялось в ДОУ. Им даются рекомендации : Что нужно выполнить, как нужно выполнить, на что больше обратить внимания. У нас в ДОУ с детьми принято заводить тетради. В них я (как учитель-логопед) пишу различные упражнения и задания различного хаpaктера на автоматизацию тех знаний , которые необходимо закрепить. Обязательно вписываю комплексы артикуляционной гимнастики, которые дети под руководством со взрослыми должны выполнять. Комплекс зависит от наличия дефектных звуков.
Необходимым компонентом в работе дома является пальчиковая гимнастика со своими направлениями. По мимо этого даются игры и упражнения, а также рекомендации в том направлении, что нужно корректировать. По своему опыту работы с детьми, как это бaнaльно не выглядит, родители, которые автоматизируют дома полученные знания вместе с детьми проигрывая и упражняясь, результата в работе добиваются быстрее, чем те, которые , наверное, не считают это нужным. И всю работу выполняет логопед. Поэтому, у таких детей результат в работе минимальный .А конечного результата приходится ждать долго.
Нарушение речи у детей дошкольного возраста
В настоящее время нарушение речи у детей дошкольного возраста наблюдается чуть ли не у каждого второго ребенка. На самом деле статистика сообщает, что около 25% воспитанников детских садов нуждаются в помощи логопеда или дефектолога. Естественно, детей с первичным нарушением речи намного больше, чем тех, у кого задержка развития речи выявляется по мере их взросления.
Этиология речевых нарушений у детей дошкольного возраста
Основаниями, вызывающими нарушение речи у детей дошкольного возраста, могут быть следующие:
- внутриутробные – болезни матери во время беременности отрицательно сказываются на развитии плода, вследствие чего могут возникать проблемы со своевременным развитием речи;
- родовые травмы – произошедшие во время родов травмы могут вызвать как легкие нарушения речи, так и тяжелые пороки развития, где дефекты речи у детей будут очень существенными;
- инфекционные болезни в раннем возрасте, сопровождающиеся тяжелым анамнезом;
- черепно-мозговые травмы;
- наследственные болезни и особенности развития – патология мягкого и твердого неба, форма и величина зубов, состояние подъязычной уздечки;
- нeблагоприятные условия жизни.
Как видно, этиология происхождения речевых нарушений разнообразна, и каждый случай в пpaктике уникален.
Задержка речевого развития у детей дошкольного возраста
Задержка речевого развития у детей дошкольного возраста будет выражаться по-разному. У кого-то это будет сопровождаться нарушением только лишь звукопроизношения, что легко исправляется регулярными занятиями с логопедом и повторением данных им упражнений дома. Однако бывают тяжелые диагнозы, которые будут требовать не только обычных занятий с логопедом в детском саду, но и медикаментозного лечения.
К видам нарушений речевого развития в дошкольном возрасте можно отнести:
- дисфония/афония – изменения на патологическом уровне в строении аппарата, отвечающего за формирование голоса, которые приводят к тому, что происходят его изменения;
- брадилалия – патологическое замедление речи;
- тахилалия – патологическое ускорение речи;
- заикание – сокращения мышц аппарата речи в виде судорог, которые не позволяют ребенку правильно организовать свою речь;
- дислалия – неправильное звукопроизношение при сохранном слухе и нормальной органике аппарата речи;
- дизартрия – неправильное звукопроизношение, возникающее из-за неправильной органики аппарата речи;
- ринолалия – нарушение, касающееся звукопроизношения и тембра голоса, которое происходит за счет анатомо-физиологических особенностей строения аппарата, отвечающего за речь;
- алалия – молчание ребенка, вызванное поражением некоторых участков коры головного мозга;
- фонетико-фонематическое недоразвитие речи (ФФН) – неправильное звукопроизношение, обусловленное неправильным звуковосприятием;
- общее недоразвитие речи (ОНР) – сложное расстройство речи, сопровождающееся нарушением не только произношения, но и лексической стороны речи, и грамматической, в том числе.
Каждое из выше описанных нарушений имеет собственную классификацию, в которую будут углублляться специалисты. Любое из перечисленных нарушений, если оно не связано с другими нарушениями типа ДЦП, аутизма и другими тяжелыми диагнозами, полностью излечимо.
Лечение задержки речевого развития у детей дошкольного возраста
Как было выше указано, любое нарушение речи, которое не сопровождается нарушениями участков коры головного мозга, можно излечить. Лечение задержки речевого развития у детей назначается после проведения обследования речи дошкольников, которое осуществляется неврологом и другими члeнами специальной комиссии. Данная комиссия заседает либо в детской поликлинике, либо в ЦКРОиР, если таковой имеется в населенном пункте.
Во время обследования, невролог выявляет нарушения поведенческого хаpaктера, задержки развития психики и речи, вследствие чего прописывает медикаментозные препараты. Следует знать, что их использование во время занятий с логопедом, дает лучший результат, нежели просто принятие лекарств. Данные препараты стимулируют работу тех участков коры головного мозга, что отвечают за развитие речи, поэтому важно, чтобы стимуляция шла еще и извне, а не только изнутри.
В процессе первичного обследования логопед точно определяет нарушение речи, его подвид и выдает заключение, в котором указывается, какой именно речевой дефект необходимо исправлять. Ну, а психолог уточняет развитие мыслительных процессов ребенка. Чаще всего легкие нарушения речи не сопровождаются нарушениями памяти, внимания, мышления и логики.
Любое речевое нарушение имеет собственную причину, а значит, и лечение, с помощью которого можно от него избавиться. Устранение причины возникновения дефекта становится первым и главным шагом на пути к выздоровлению ребенка. Главное, поддерживать его в этот момент и ни в коем случае навязчиво не исправлять его неправильное произношение. Даже занятия с логопедом должны приносить удовольствие, тогда и результаты работы не заставят себя долго ждать.
Что считать задержкой речи у ребенка? — видео
Нарушения речи у детей
Нарушения речи − одна из актуальных детских проблем. По статистике, количество детей с речевыми патологиями становится все больше. Поэтому важно вовремя диагностировать возможные трудности в речевом развитии ребенка. На консультацию к логопеду можно и нужно приходить раньше трехлетнего возраста: чем раньше будет начата коррекционная работа, тем эффективнее получится результат.
Что понимают под «нарушениями речи»? Это трудности при коммуникации с окружающими. Они могут проявляться в искаженном звукопроизношении, нечеткой дикции, трудностях в составлении предложений и фраз, а иногда ребенок пpaктически не говорит. Правильная диагностика поможет определить пути коррекции, чтобы максимально интегрировать ребенка в нормальную речевую среду.
Признаки задержки речевого развития
Заметить отклонения в речи можно еще с первых месяцев жизни ребенка. Особое внимание нужно уделять детям, родившимся от матерей с нeблагоприятным акушерским анамнезом или тяжелыми родами. Также в группе риска находятся недоношенные и маловесные дети.
В первые месяцы обращайте внимание на звучание крика. Для малыша в этот период крик является средством взаимодействия с окружающим миром. У детей с соответствующим норме речевым развитием он − чистый, звучный. А у малыша с задержкой речи крик тихий или слишком громкий, похож на всхлипывания или вскрики. У некоторых он может отсутствовать.
Важные этапы в вербальном развитии младенца − это гуление и лепет. У детей с нарушениями речи гуление и лепет не имеют интонационной окрашенности. А если у малыша глухота, то стадия лепета (повторение одинаковых слогов) отсутствует. Стоит обратить внимание на развитие речи, если малыш не реагирует на обращение взрослого, слишком долго находится на стадии лепета или «лепетных слов».
У таких малышей лепет не выступает как средство коммуникации с окружающими людьми. Также у них могут наблюдаться негативные реакции на новую обстановку или людей, появляется избирательность в общении и играх с предметами. Это может стать причиной отставания в вербальном направлении. Ребенок с нарушениями речевого развития не понимает обращенную к нему речь, не подражает за взрослыми. Если вы заметили у малыша эти признаки − вам стоит обратиться к логопеду.
Чтобы предупредить трудности в речевом развитии важно больше общаться с малышом, поощрять его стремление ко взаимодействию с окружающим миром. При признаках отклонения от нормы стоит обратиться за консультацией к логопеду. Когда ребенок становится старше, то и признаки нарушения речевого развития становятся более ярко выраженными. Поэтому поощряйте малыша в стремлении к общению и познанию окружающего мира.
Признаки нарушений речи в дошкольный период
В дошкольном возрасте вербальная деятельность приобретает ярко выраженный коммуникативный хаpaктер. Малыш начинает усваивать социальные нормы, играть в сюжетно-ролевые игры. И ребенок продолжает активно познавать окружающий мир.
Признаки нарушения речевого развития:
- В три года речь либо вовсе отсутствует, либо находится на стадии лепета или простых фраз.
- Нарушение звукопроизношения.
- Неправильное согласование слов в предложении.
- В речи ребенка преобладают простые предложения.
- Ребенок не до конца понимает обращенную речь и значение слов.
- Дошкольник испытывает трудности при составлении самостоятельного рассказа и описании того, что изображено на сюжетной картинке.
Нарушения в речи негативно сказываются на эмоциональном состоянии малыша: он становится замкнутым, необщительным, с трудом общается с людьми. У некоторых детей появляется агрессивная реакция на свой дефект, вплоть до отказа разговаривать. Кроме того, задержка речевого развития влияет на усвоение ребенком программы детского сада. Поэтому при первых признаках нарушения речи обратитесь к логопеду.
Причины речевых нарушений
Отклонения в речевом развитии обусловлены различными причинами:
- Внутриутробные патологии.
- Родовые травмы.
- Послеродовые патологии.
- Генетическая предрасположенность.
- Нeблагоприятные социально-бытовые условия.
Важно определить причины речевых нарушений, так как от них зависят пути коррекции, которые будут максимально эффективными.
Внутриутробные патологии
Особенно стоит быть аккуратными в первый триместр беременности, потому что в этот период у малыша формируются все жизненно важные органы. Поэтому, особенно при тяжелых речевых нарушениях, специалист спрашивает у матери о ее акушерском анамнезе. К патологиям, провоцирующим такие нарушения, относятся:
- Гипоксия плода.
- Инфекционные заболевания матери.
- Травмы живота во время беременности.
- Употрeбление матерью алкогольных, наркотических и табачных веществ.
- Бесконтрольный прием лекарственных препаратов.
- Стресс.
- Несовместимость резус-фактора у матери и малыша.
Поэтому женщина должна быть очень осторожной и аккуратной во время беременности, чтобы малыш родился здоровым.
Родовые травмы
К ним относятся:
- Асфиксия.
- Травмы, полученные малышом во время родов.
- Младенцы с маленьким весом.
В зависимости от того как своевременно малышу и матери будет оказана помощь будет зависеть дальнейшее развитие ребенка.
Послеродовые патологии
К ним относятся:
- Травмы головы, полученные в раннем возрасте.
- Инфекционные заболевания в первые годы жизни.
- Травмы артикуляционного аппарата.
Первые годы жизни малыша очень важны, потому что в этот период закладываются все основные функции для дальнейшего нормального развития ребенка.
Генетическая предрасположенность
Некоторые специалисты до сих пор спорят о том, влияет ли наследственность на речевое развитие. Например, это могут быть аномалии в строении артикуляционного аппарата. Также наследственность может повлиять на появление заикания, потому что одна из причин его появления − это особенности нервной системы. Кроме того, генетическая предрасположенность может повлиять на формирование речевых зон в коре головного мозга.
Нeблагоприятные социально-бытовые условия
На речевое развитие ребенка большое влияние оказывает общение с близкими ему людьми. Если оно недостаточно эмоционально, взрослые уделяют мало внимания малышу и не общаются с ним, то это может стать одной из причин появления нарушений речи. Также ребенок может подражать взрослому, который пользуется у него авторитетом. Поэтому если кто-то из родителей неправильно произносит звук, то подражая ему, малыш будет произносить его так же.
Классификация речевых нарушений
В современной логопедии существует две классификации с опорой на медицинские показатели и психолого-педагогические. Логопеды используют обе, чтобы лучше понять структуру дефекта и составить оптимальную коррекционную работу.
Психолого-педагогическая
Эта классификация больше опирается на принципы психологии и педагогики, позволяет определить структуру дефекта.
Нарушения средств общения:
- Если нарушена только фонетическая сторона речи (звукопроизношение) − это ФНР или фонетическое нарушение речи.
- Нарушение фонетической составляющей и трудности в овладении навыком звуко-буквенного анализа или ФФНР − ребенок затрудняется в определении звуков с опорой на слуховой анализатор и с трудом определяет их количество и местоположение в слове.
- Если нарушена не только произносительная сторона речи, но и ее понимание и умение пользоваться средствами общение − это ОНР или общее недоразвитие речи.
В логопедии существует три уровня речевого развития:
- 1 уровень − резко ограниченное понимание речи, очень маленький словарный запас; фразы отсутствуют. Активно используются невербальные средства общения (мимика и жесты).
- 2 уровень − простые аграмматичные фразы, в которых не используют предлоги. Детская речь имеет контекстный хаpaктер, понятна только в определенной ситуации. Словарный запас резко отстает от нормы, звукопроизношение и слоговая структура нарушены.
- 3 уровень − имеются простые и распространенные предложения с небольшими аграмматизмами. Словарный запас незначительно отстает от нормы, есть затруднения в формировании самостоятельной связной речи.
Нарушения использования средств общения:
- Заикание − это речевая патология, когда нарушена коммуникативная функция. При этом у ребенка сформированы средства общения, но он не может их использовать из-за судорог в артикуляционном аппарате.
Медицинская классификация
В этой группе опираются на медицинские критерии.
Нарушения голосообразования или фонации
У ребенка расстройства произносительной стороны речи, а именно трудности с голосообразованием:
- Нарушен процесс голосообразования – дисфония.
- Тембр голоса имеет носовое звучание – ринофония.
- Нарушение силы голоса – фонастения.
- Отсутствие голосоподачи или шепотная речь − афония.
Эти нарушения появляются из-за изменений в работе голосового аппарата или недоразвития речевых центров.
Нарушения темпа и ритма речи
Проявляются в виде слишком медленного (брадилалия) или слишком быстрого (тахилалия) темпа речи. В обоих случаях окружающие с трудом понимают говорящего. Эти дефекты обусловлены недостаточной сформированностью артикуляционного аппарата и речевого дыхания.
Читать еще: Макияж для карих глаз и темных волос на каждый день, свадьбу, вечерний. Фото и пошаговая инструкция как сделатьНарушения звукопроизносительной стороны речи
Неправильное произношение может быть вызвано несколькими причинами:
- Социальные условия или недостаточная сформированность фонетических процессов – дислалия.
- Аномальное строение органов артикуляции – ринолалия.
- Органическое поражение центральной нервной системы − дизартрия.
При таких нарушениях отмечается недоразвитие и других компонентов речи.
Это самые сложные речевые нарушения, хаpaктеризующиеся тем, что у человека пpaктически отсутствует речь. Только алалия возникает до 3 лет и ее причина − недоразвитие речевых областей головного мозга. А афазия − это распад уже сформировавшейся речи из-за повреждения этих участков. Это нарушение появляется после 3-х лет.
Нарушения письма и чтения
- Дисграфия − нарушение письма, хаpaктеризующееся стойкими специфическими ошибками, не связанное с усвоением норм орфографии.
- Аграфия − полная невозможность освоения письма.
- Дислексия − нарушение чтения, связанное с расстройствами формирования структурных речевых компонентов и неправильной работы анализаторных систем.
Исходя из этой классификации и результатов диагностики, логопед составляет план коррекционной работы. Каждое нарушение речи имеет свою специфику, которую нужно учитывать при выборе методик для исправления речевых недостатков.
Особенности диагностики
Проверкой речевого развития занимается логопед. Бытует мнение, что обращаться к нему за консультацией нужно не раньше трех лет. Но если вы заметили, что речь ребенка в раннем возрасте не соответствует норме, сразу обращайтесь к специалисту. Логопед соберет все данные о дородовом и послеродовом анамнезе и социально-бытовых условиях. Это поможет ему определить причину возникновения речевых нарушений.
Затем он оценивает состояние моторной сферы (общей, пальчиковой и артикуляционной), проверяет произносительную сторону речи. Также специалист смотрит на анатомическое состояние артикуляционного аппарата и сформированность речевого дыхания. Если ребенку уже три года и больше, то он предлагает задания для оценивания словарного запаса, овладения грамматическими категориями и формирования связной речи. На основе полученных результатов он может предложить обратиться к следующим специалистам:
После получения результатов диагностики логопед выбирает подходящую форму логопедических занятий и методику в зависимости от механизма нарушений. Специалисты дают рекомендации родителям, которые повысят эффективность коррекционной работы.
Рекомендации
Родители могут предупредить возникновение некоторых нарушений, не связанных с недоразвитием речевых центров головного мозга. Или повысить эффективность коррекционной работы. Для этого нужно соблюдать несложные рекомендации:
- С первых месяцев жизни общайтесь с малышом, чаще используйте интонацию. Хвалите его и поощряйте к общению.
- Четко произносите все звуки − малыш будет слышать произношение и видеть правильную артикуляцию.
- Проводите пальчиковую и артикуляционную гимнастики. Сопровождайте их картинками.
- На прогулке с малышом рассказывайте о том, что вас окружает.
- Спрашивайте у детей о том, как прошел их день, просите их делиться впечатлениями.
Старайтесь уделять ребенку больше внимания, а так как родители у него пользуются уважением, он захочет быть на них похожим. Следите за своей речью, как вы общаетесь. Если вы будете соблюдать эти несложные рекомендации, то у ребенка не будет трудностей в общении, а его речь будет правильной и красивой
Методы коррекции общего недоразвития речи у дошкольников
Детям с нарушением развития речи очень сложно контролировать свою речь и поведение в целом. В результате страдает общее коммуникативная способность человека, его социальный статус в будущем и возможность самовыражения.
Речевое поведение и проявление дефектов речи
Важный фактор, это то, как ребенок сам анализирует свои речевые проблемы. Чаще этот дефект преувеличен в восприятии ребенка, он акцентирует свое внимание на нем и замыкается, значительно снижая потребность в общении. В результате полноценно не будут развиты две основные формы коммуникации — монологическая и диалогическая детская речь.
Будущее детей зависит от их коммуникабельности
Попросту, ребенок не сможет сформулировать свою мысль. В дальнейшем это будет выражаться:
- Низким уровнем или вообще отсутствием инициативы общения;
- Неумением договариваться и вести спор;
- Поддерживать беседу и вслушиваться в смысл сказанных слов собеседника будет сложно;
- Долгое включение в беседу или ограниченный круг собеседников (не более двух).
Речь — важный фактор жизни
Диагностика нарушений речи у детей дошкольного возраста
Логопеды и психологи дошкольных учреждений, педагоги подготовительных занятий могут профессионально оценить и обнаружить нарушения произношения. Основная цель их методики — это определить словарный запас и умение владеть словами. Задания в основном на построение предложений с определенным словом или на конкретную тему. Либо на подбор рифм к словам или, к примеру, придумать похожее слово по звучанию.
Нормы развития речи для дошкольного возраста
Виды нарушения речи
Дефекты делятся на психолого-педагогические и клинико-педагогические, в зависимости от первоисточника нарушения. Часто оба вида могут встречаться у одного ребенка с большим либо меньшим уклоном.
Обратите внимание! Психологические нарушения исправляются работой логопеда и психолога, работа со стороны родителей очень важна.
Специфика нарушений психолого-педагогических, проявляются в виде:
- Заикания;
- Общего недоразвития (поздно начал говорить, маленький словарный запас, неверное произношение слов) ;
- Недоразвитие в фонетико-фонетическом направлении (нарушено произношение слов).
Обратите внимание! Клинические нарушения появляются из-за нарушений ЦНС ее развитием и функциональными изменением, а также нарушение в строении речевого аппарата.
Основные их виды:
- Распространенное нарушение речи у детей дошкольного возраста — дислалия, это фонетические дефекты, при которых речь поставлена правильно и нет нарушения слуха.
- Поражения речи в связи с нарушением развития речевых зон головного мозга называют алалия.
- Для детей с нарушениями речи по причине ринолалии хаpaктерно гнусавость голоса.
- Хаpaктеристикой общей задержки речевого развития являются проблемы со стороны смысла и звукопроизношения.
Благодаря исследованиям специальной психологии и коррекционной педагогики, были созданы принципы и основные положения по работе с дефектами произношения у детей дошкольного возраста. Работа авторов Лалаева Серебрякова коррекция общего недоразвития речи у дошкольников, содержит множество принципов и фактов, которые учитываются при устранении речевых дефектов:
- Взаимосвязь развития речи и познавательных процессов, моторики рук;
- Постепенный переход от наглядного к логическому мышлению;
- Индивидуальное развитие ребенка, а также его возрастные особенности;
- Комплексный подход и взаимосвязь в лечении между логопедом психологом и лечащим врачом.
Лексика ребенка формируется благодаря расширению словарного запаса, одновременно с пояснением и уточнением каждого нового слова. Это основа методики. Рабочая программа учителя логопеда содержит обобщенный курс рефератов, презентаций, курсовых работ и методических пособий ведущих логопедов и заслуженных учителей РФ.
Обратите внимание! Диагностика, применяемая пpaктически в каждом дошкольном и школьном учреждении по обнаружению возможных отклонений, это работа — метод обследования речи у детей, и ее автор Чиркина.
Лечение общего недоразвития речи
Лечение такого диагноза должно быть комплексное со стороны медицины, логопеда, психолога и родителей ребенка. Если задержка возникла по психолого-педагогическим причинам, то верным решением проблемы будет благоприятная речевая среда, правильное звукопроизношение со стороны всех, кого слышит ребенок. С клиническими нарушениями предусмотрено лечение в нескольких направлениях:
- Лечащий врач может назначить препараты, которые являются питанием нейронов мозга;
- Логопедический массаж, самый действенный способ коррекции, оказывающий положительное влияние на артикуляционный аппарат;
- Важно закрепление результата дома с родителями. Это могут быть повторения песенок и стишков, артикуляционная гимнастика, звукоподражания и развитие мелкой моторики.
Важно знать! Комплексная работа логопеда и родителей в лечении онр это 90% успеха.
Работа с логопедом
Причины нарушения речи у детей
Самостоятельная диагностика может повлечь за собой еще большие проблемы в развитии не только произношения. Необходима консультация со специалистами. Причин возникновения онр у детей множество, основные из них:
- Нарушение слуха с раннего возраста;
- Индивидуальный темп созревания нервной системы (часто предается наследственно) ;
- Минимальная мозговая дисфункция, которая часто бывает после поражения головного мозга в перинатальном периоде;
- Социальные и педагогические причины, детские психические расстройства.
Профилактические приемы
Достаточно уделять должное внимание ребенку и проводить профилактику в игровой форме:
- Активное общение с ребенком с самого рождения — это фундамент развития речевого аппарата;
- Развитие мелкой моторики благоприятно влияет на поэтапное и здоровое развитие мозговых центров, отвечающих за развитие речи.
- Логопедический массаж можно проводить с первых дней жизни малыша;
- Подвижные игры, развивающие ориентацию в прострaнcтве, смену темпов движения;
- Зрительное восприятие и музыкотерапия играет не последнюю роль в общем развитии ребенка и речи в частности.
Самое важное! Особенность профилактики заболевания и лечения уже выявленных дефектов — регулярность занятий.
Профилактика всегда легче, чем лечение. Если учесть, что запущенные отклонения произношения влияют на все аспекты жизни ребенка, этому моменту развития следует уделить должное внимание. Ребенок, воспитанный в семье, где его слышат, чаще всего научается правильно и красиво говорить.
Редактор: Конева Елизавета Сергеевна
Учитель начальных классов первой квалификационной категории, дефектолог.
Речевые нарушения у детей дошкольного возраста
Наталья Сосновских Речевые нарушения у детей дошкольного возраста
Речевые нарушения у детей дошкольного возраста
Речь — это способ общения, без которого затруднена интеграция в обществе. Родители с нетерпением ждут первых слов своего младенца и хотят, чтобы его речь развивалась правильно и в нужные сроки. Именно поэтому вопрос «со скольки дети начинают говорить?» становится одним из самых актуальных в первые годы жизни малыша.
Речь, мышление и психика развиваются одновременно, и именно по хаpaктеру речи или ее отсутствию можно заподозрить отклонения или отставания в развитии ребенка.
Все дети проходят определенные этапы в развитии речи: сначала ребенок гулит, затем лепечет, говорит слова и, наконец, фразы. Важную роль в прохождении этих периодов играют родители, которые разговаривают с малышом, рассказывают ему об окружающих предметах и явлениях, побуждают кроху отвечать. Но иногда бывает так, что ребенок мало гулит и лепечет, у него поздно появляются первые слова и фразы. Задержка речевого развития малыша беспокоит родителей, и, пытаясь решить эту проблему, они обращаются к разным специалистам, как правило к педиатрам или невропатологам. Врачи назначают чаще всего медикаментозное лечение. Помните: в таких ситуациях эффективную помощь малышу может оказать и логопед — специалист по ранней детской коммуникации.
Все родители, узнав от специалистов, что у ребенка есть проблемы с развитием речи, стремятся понять, чем они вызваны. Этот вопрос становится особенно важным, если в семье ни у кого из ближайших родственников не было нарушений речи. Они могут возникнуть под влиянием нeблагоприятных обстоятельств, или, как говорят специалисты, внешних и внутренних вредоносных факторов, нередко сочетающихся друг с другом.
Читать еще: Что купить к рождению малыша или список необходимых вещей для новорождённогоПричины, которые вызывают речевые нарушения, специалисты разделяют на две группы:
• Органические, которые приводят к повреждению центрального (участки мозга, отвечающие за воспроизведение и понимание речи) или периферического (структуры, управляющие артикуляционными органами) речевого аппарата (органы, необходимые для воспроизведения речи) ;
• Функциональные, которые препятствуют нормальной работе речевого аппарата.
Причинами нарушения речи могут быть: ВНУТРИУТРОБНАЯ ПАТОЛОГИЯ, НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ, НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ РОДЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ, ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ РЕБЕНКОМ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ.
1. ВНУТРИУТРОБНАЯ ПАТОЛОГИЯ
Инфекционные заболевания матери во время беременности (краснуха, грипп, скарлатина,
Работа на вредном производстве
Нарушения сроков вынашивания плода
Алкоголь и наркотические вещества.
2. НАСЛЕДСТВЕННАЯ ПРЕДРАСПОЛОЖЕННОСТЬ, ГЕНЕТИЧЕСКИЕ АНОМАЛИИ
По наследству могут передаваться особенности строения речевого аппарата, например, неправильная посадка и количество зубов, форма прикуса, предрасположенность к дефектам строения твердого и мягкого нёба
Если один из родителей поздно начал говорить, подобные проблемы могут возникнуть и у ребенка.
3. НЕБЛАГОПРИЯТНЫЕ РОДЫ И ИХ ПОСЛЕДСТВИЯ
Родовые травмы, вызывающие внутричерепное кровоизлияние, могут повредить речевые зоны головного мозга.
Асфиксия — недостаток снабжения головного мозга кислородом из-за нарушения дыхания, например, при обвитии пуповины, что вызывает минимальные повреждения головного мозга.
Малая масса тела новорожденного.
4. ЗАБОЛЕВАНИЯ, ПЕРЕНЕСЕННЫЕ РЕБЕНКОМ В ПЕРВЫЕ ГОДЫ ЖИЗНИ
Инфекционно-вирусные заболевания, нейроинфекции (менингоэнцефалит, менингит) могут вызвать снижение или потерю слуха.
Травмы и ушибы головного мозга.
Длительные простудные заболевания, воспалительные заболевания среднего и внутреннего уха, приводящие к временному или постоянному снижению слуха, нарушают речевое развитие ребенка.
Дети, которые часто и долго болеют (соматическая ослабленность, могут начать говорить позже своих сверстников.
Сильный испуг или стресс, психические заболевания могут вызвать заикание, задержку речевого развития, мутизм (ребенок перестает разговаривать с окружающими из-за психической травмы).
Часто страдает эмоционально – волевая сфера: дети осознают свои нарушения, поэтому у них появляется негативное отношение к речевому общению, иногда аффективные реакции на непонимание словесных инструкций или невозможность высказать свои пожелания, а так же:
• выраженный негативизм (противодействие просьбам и инструкциям всех окружающих или конкретных лиц) ;
• агрессивность, драчливость, конфликтность;
• повышенную впечатлительность, нередко сопровождаемое навязчивыми стpaxaми;
• чувство угнетенности, состояние дискомфорта, иногда сопровождаемое невротическими рвотами, потерей аппетита;
• энурез (недержание мочи) ;
• повышенную обидчивость, ранимость;
• склонность к болезненному фантазированию.
Всестороннее знание возможных, а затем и подробное выявление имеющихся психологических особенностей воспитанников необходимо педагогу — психологу для определения основных направлений коррекционно-развивающей работы.
У детей с общим недоразвитием речи, могут наблюдаться общедвигательные нарушения (плохая координация движений, моторная неловкость, недоразвитие мелкой моторики, снижение интереса к игровой деятельности.
Речь дошкольника еще не совершенна, и перечисленные нeблагоприятные факторы могут легко нарушить ее развитие. В этом возрасте выделяют несколько так называемых критических периодов развития речи: в 1-2 года интенсивно развиваются речевые зоны головного мозга; в 3 года малыш осваивает фразовую речь; в 6-7 лет он поступает в школу и овладевает письменной речью.
На то, что «ребенок не говорит», жалуются родители детей разного возраста.
Первые слова могут появиться в возрасте от 9 месяцев до 1 года 3 месяцев, причем у мальчиков несколько позже, чем у девочек. Внимание!
Если в 2 года малыш не лепечет или не произносит ХОТЯ бы несколько слов» а в 3 года не говорит фразы — это серьезный повод для беспокойства.
Как определить, что у малыша темповая задержка речи?
Ребенок хорошо понимает то, что ему говорят взрослые. Предложите крохе выполнить несколько заданий, они помогут узнать, насколько хорошо он понимает вашу речь. В 2 года ребенок хорошо понимает простые инструкции и задания:
Иди ко мне на ручки.
Принеси мне мишку.
Покажи на картинке машинку (зайчика, куклу и др.).
Можно выделить некоторые дефекты речи:
ЗРР (задержка речевого развития) — сложное заболевание, причины которого зачастую так и остаются невыясненными. Чаще всего оно определяется уже до четырёх лет, представляет собой существенное отставание для данного возраста от речевой нормы.
Алалия – состояние, при котором у малыша полностью или в значительной степени отсутствует речь ввиду недоразвитости либо патологий участков головного мозга, отвечающих за соответствующую функцию, но при этом ребенок хорошо слышит. Различают сенсорную и моторную алалию. При сенсорной алалии ребенок не способен понимать чужую речь: он распознает звуки, но не воспринимает смысл произносимого. Дети, страдающие моторной алалией, не способны к изучению и использованию языка – им не дается усвоение звуков, слогов, грамматических конструкций;
Дизартрия – это общие нарушения устной речи, а именно: нечеткое, смазанное произношение звуков; очень тихий или неестественно резкий голос; ускорение или замедление темпа речи, отсутствие плавности; нарушение дыхательного ритма при разговоре. Хаpaктерная черта дизартрии – затрудненность жевания. Страдающие таким отклонением дети отказываются от твердых продуктов, с неохотой едят мясо. В попытках хоть чем-нибудь накормить ребенка родители поддаются его капризам и переводят на мягкую пищу, вследствие чего развитие артикуляционного аппарата замедляется еще больше;
Дислалия – это проблемное произношение одного или нескольких согласных звуков: свистящих, шипящих, р, л. Проявляется в отсутствии, искажениях или заменах звуков.
Заикание – это нарушение речи, сопровождающееся сбоями темпа и ритма произношения из-за спазмов или судорог, поражающих различные отделы речевого аппарата. Малыш, страдающий заиканием, с трудом выговаривает слова, вынужденно делает длительные паузы, несколько раз повторяет слоги или звуки. Чаще всего заикание развивается в возрасте от 2 до 5 лет; в этот период рекомендуется уделить особое внимание профилактике речевых нарушений у детей.
Коррекция речевых нарушений у детей требует комплексного подхода, при котором применение психостимулирующих и вазоактивных медикаментозных препаратов сочетается с психотерапевтическими и педагогическими способами воздействия. По типичности и стойкости внешних проявлений расстройств речи на первой позиции находятся алалия и дизартрия; несколько менее выраженными и легче поддающимися терапии являются разные виды дислалии и заикание.
Если у ребенка наблюдаются проблемы с речью, следует:
• Понаблюдать за его поведением. Играет ли малыш вместе с другими ребятами? Стремится ли он к коммуникации со сверстниками и взрослыми? Задержка речевого развития может быть связана с расстройствами в сфере общения (аутизм) или отклонениями психики;
• Проверить, насколько полно он понимает обращенную к нему речь, справляется ли с простыми заданиями, не сопровождающимися жестикуляцией;
• Выяснить, насколько хорошо у него развит слух;
• Провести тщательное обследование, включающее консультацию логопеда, невролога и психолога;
• При необходимости начать коррекционную терапию и логопедические занятия.
Дети с тяжелыми нарушениями речи не имеют достаточной возможности с помощью вербального общения обогащать свой лексический и интеллектуальный потенциал. Поэтому окружающая среда для них должна стать источником развития. Каждый ребенок, имеющий те или иные отклонения в развитии, нуждается в эффективной и скоростной реабилитации, позволяющей ему преодолеть нарушения в развития. Это возможно лишь при условии формирования вокруг каждого такого ребенка единого коррекционно-развивающего прострaнcтва, поддерживать которое призваны не только учителя-логопеды и воспитатели, но и в разной степени все взрослые, окружающие его в повседневной жизни и влияющие на его развитие: логопед, педагог- психолог, медицинский персонал, руководитель физического воспитания, музыкальный руководитель, семья и воспитатель.
Речь воспитателя должна отвечать правилам фонетики и грамматики. Он должен владеть достаточно широким лексическим запасом. Воспитатель активно участвует в коррекционном процессе, способствуя устранению речевого дефекта и нормализации психики детей. В своей работе он руководствуется общедидактическими принципами системности и последовательности, индивидуального подхода.
От этапа к этапу меняются также методы и приёмы работы воспитателя. Так, на начальном этапе на первый план выступают наглядные и пpaктические методы и приёмы, как наиболее доступные детям с нарушением речи. В детском саду, воспитатель решает общеобразовательные задачи: формирует у детей необходимый, доступный их пониманию объём знаний по той или иной теме во время наблюдений на прогулках и экскурсиях; способствует развитию речи детей, проводя работу по накоплению, обогащению и активизации словаря, уточнению значений слов и представлений; развивает у детей математические представления, а также обучает детей различным приёмам изображения предметов в рисовании, лепке, аппликации, конструировании, сочетая их с развитием речи. Наряду с этим воспитатель детского сада для детей с недоразвитием речи решает коррекционные задачи: формирует положительные навыки общего и речевого поведения, развивает речь и закрепляет навыки пользования доступной активной самостоятельной речью. Воспитатель учит детей понятно выражать свои просьбы, желания, отвечать на вопросы в доступной им словесной форме. Он совершенствует у детей навыки общения друг с другом.
Вся коррекционно-воспитательная работа в дошкольном учреждении проводится как на специальных занятиях, так и в повседневной жизни. Педагоги группы – логопед и воспитатель должны работать в тесном содружестве, стремиться к созданию единого подхода в коррекционно-воспитательной работе. Этому способствует:
— совместное изучение содержания коррекционной программы в дошкольном учреждении и составление совместного плана работы.
— совместная подготовка ко всем логопедическим занятиям и детским праздникам (логопед отбирает речевой материал, а воспитатель закрепляет его) ;
— общая работа с родителями.
Совместная работа логопеда и воспитателя с родителями также определяет общий успех коррекционного обучения. Педагоги обязаны систематически встречаться с родителями, информировать их об успехах и трудностях в работе с их детьми. С этой целью они совместно проводят родительские собрания, консультации, индивидуальные и групповые беседы, оформляют специальные стенды, папки-передвижки.
Итак, успешное осуществление коррекционно-воспитательной работы в условиях дошкольного учреждения для детей с нарушениями речи предполагает взаимосвязь в работе логопеда и воспитателя, и что крайне важно, правильное распределение обязанностей между ними.