Биографии    


Умственная отсталость у детей: дар свыше, который нужно понять и принять

Умственная отсталость у детей: дар свыше, который нужно понять и принять

Умственная отсталость у детей: дар свыше, который нужно понять и принять

Умственная отсталость у детей. Кто такие дети с умственной отсталостью?

Гарантированный ответ в течение часа

Причем данное нарушение носит стойкий, необратимый, непрогрессирующий хаpaктер и ведет к большим трудностям в социальной адаптации ребенка.

Что такое – «умственная отсталость»?

Умственной отсталостью считается стойкое необратимое нарушение психического и интеллектуального развития, которое связано с органически обусловленным недоразвитием или ранним (до трех лет) повреждением головного мозга ребенка.

Признаки умственной отсталости:

  1. Органическая обусловленность нарушений психического развития
  2. стойкость нарушений, их необратимость к норме
  3. нарушение преимущественно познавательной сферы ребенка.

Причины умственной отсталости

В настоящее время выделяется несколько групп факторов, которые могут привести к умственной отсталости ребенка, но все они связаны с тем, что происходит поражение мозга на ранних этапах развития малыша.

Приведем основные факторы, которые могут привести к умственной отсталости:

  1. Заболевания матери в период беременности
  2. сильные токсикозы, особенно в последние три месяца беременности
  3. интоксикация организма матери, которую могут вызывать отравления различными веществами
  4. существующие нарушения обмена веществ матери
  5. иммунно-патологические состояния (ВИЧ, СПИД и так далее)
  6. узкий таз роженицы
  7. стремительные роды
  8. затяжные роды
  9. обвитие пуповиной
  10. неправильное предлежание плода (например, тазовое)
  11. химические вещества, которые воздействуют на женщину во время беременности
  12. радиоактивное излучение
  13. токсоплазмоз
  14. перенесенная краснуха женщиной во время беременности
  15. внутриутробные инфекции (гepпeс, ЦМВ и т.д.)
  16. резус-несовместимость крови матери и плода
  17. наследственные генетические поражения
  18. алкоголизм
  19. наркомания
  20. табакокурение
  21. внутриродовая черепная травма
  22. заболевания, перенесенные в раннем возрасте (до трех лет)
  23. инфекционные болезни нервной системы (менингиты, энцефалиты)
  24. полиомиелит
  25. такие инфекционные болезни, как грипп и корь.

Умственная отсталость в международной классификации болезней

Умственно отсталые дети существенно отличаются друг от друга. В международной классификации болезней умственную отсталость подразделяют на:

F70 — Умственная отсталость легкой степени. Включено: слабо выраженная умственная субнормальность, слабоумие. F71 — Умственная отсталость умеренная. Включено: умственная субнормальность средней тяжести.

F72 Умственная отсталость тяжелая. Включено: резко выраженная умственная субнормальность.

F73 Умственная отсталость глубокая. Включено: глубокая умственная субнормальность.

F78 Другие формы умственной отсталости.

F79 Умственная отсталость неуточненная.

Включено: умственная:

  1. недостаточность БДУ;
  2. субнормальность БДУ.

Для точной идентификации степени умственной недостаточности в МКБ-10 рубрики F70 — F79 употрeбляются со следующим четвертым знаком: .0, с указанием на нарушение поведения:

.1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения; .8 Другое нарушение поведения; .9 Без указаний на нарушение поведения.

Хаpaктеристика умственной отсталости в зависимости от степени выраженности дефекта По глубине дефекта в дефектологии умственная отсталость подразделяется на три степени: идиотия, имбецильность и дeбильность.

Идиотия

Это самая тяжелая и глубокая степень умственной отсталости.

  1. У детей с идиотией почти всегда отсутствует речь;
  2. окружающих людей они не узнают (даже мать и отца) ;
  3. выражение лица полностью бессмысленное;
  4. внимание почти ничем не привлекается, а если и привлекается, то только на несколько секунд;
  5. наблюдается снижение всех видов чувствительности;
  6. эти дети начинают очень поздно ходить (но могут и не начать вовсе), их движения плохо координированы или не скоординированы совсем;
  7. на обращенную мимику и жестикуляцию не реагируют;
  8. неопрятны в естественных отправлениях (ходят «под себя») ;
  9. неспособны к самообслуживанию (до конца жизни человек не может умыться, сходить в туалет, почистить зубы и покушать) ;
  10. могут наблюдаются постоянные стереотипные движения — маятникообразные раскачивания туловищем или головой из стороны в сторону, назад и вперед.

При идиотии легкой и средней степени тяжести отмечается умение смеяться и плакать на рефлекторном уровне. Может быть некоторое понимание обращенной речи, жестикуляции и мимики. Их лексикон ограничен всего десятком элементарных слов.

Дети данной категории не обучаются в учреждениях и находятся (всегда с согласия родителей) в специальных учреждениях (детских домах для глубоко умственно отсталых). По достижению ими 18 лет они переходят в специальные интернаты. Продолжительность жизни при умственной отсталости тяжелой степени резко ограничена.

Имбецильность

Является более легкой степенью умственной отсталости.

  1. дети с данной степенью умственной отсталости обладают некоторыми возможностями овладения речью;
  2. могут освоить отдельные несложные трудовые навыки;
  3. словарный запас крайне беден (как активный так и пассивный словать не отличаются большим разнообразием) ;
  4. понимают чужую речь, жестикуляцию, мимику в пределах постоянного обихода и повседневной жизни;
  5. грубые дефекты восприятия, мышления, памяти, общей и мелкой моторики.

Дети пpaктически необучаемыми во вспомогательной школе, они являются недееспособными. Над ними устанавливается опека родителей или лиц, их заменяющих.

В настоящее время учеными-дефектологами для этой категории детей, разработаны специальные программы обучения, предусматривающие овладение элементарными навыками чтения, счета, письма, простейшими трудовыми навыками.

Дебильность

Самая легкая степень умственной отсталости. Сниженный интеллект этих детей и нарушенная эмоционально-волевая сфера не позволяют им овладеть программой общеобразовательной массовой школы.

  1. У них часто нарушена устная речь
  2. нарушена письменная речь
  3. недоразвита аналитико-синтетическая функция высшей нервной деятельности
  4. с трудом овладевают навыками счета
  5. нарушена общая и мелкая моторика.
  6. не способны к анализу и обобщению
  7. обладают выраженной внушаемостью
  8. может встречаться распущенное поведение, в частности ceкcуальное.

Для детей с умственной отсталостью в степени дeбильности важным является правильная и четкая ежедневная организация быта и труда. Дети данной категории при специальном обучении могут овладеть некоторыми элементарными специальностями. Могут освоить навыки самообслуживания и жить самостоятельно, но под чутким руководством.

Какие психические особенности психики свойственны детям с умственной отсталостью?

В следствии органического поражения головного мозга дети с умственной отсталостью получают неполные и искаженные представления об окружающем мире, их социальный опыт беден.

Очень часто у умственно отсталых детей встречается снижение зрения, слуха и другие сопутствующие дефекты, которые не позволяют осуществлять восприятие окружающего мира полноценно. У детей отмечается нарушение обобщенности восприятия, его замедленный темп по сравнению снормально развивающимися сверстниками. Детям с умственной отсталостью требуется на много больше времени, чтобы воспринять нужный материал (текст, картинку). Детям с умственной отсталостью тяжело выделять главное. Они почти или совсем не могут понять внутренние связи между логическими частями, персонажами в произведении или выявить причинно-следственные связи.

У детей отмечается в замедленный темп узнавания всего предъявляемого материала. Дети часто путают схожие предметы, графически сходные буквы, цифры, сходные по звучанию слова, звуки родного языка.

Мышление, которое является главным инструментом познания, у умственно отсталых школьников недостаточно сформировано и имеет свои отличия в сравнении с нормально развивающимися детьми.

Осуществляя операции сравнения, дети их проводят по несущественным признакам. Фактически не возможно для них выделение различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Установление сходства предметов тоже дается очень сложно.

У детей с умственной отсталостью наблюдается некритичность мышления, они не могут самостоятельно адекватно оценить свою деятельность или работу. Они не замечают своих собственных ошибок, не понимают своих неудач, всегда довольны собой. У них отмечается сниженная активность всех мыслительных процессов и слабость регулирующей роли мышления.

У умственно отсталых детей запоминание, сохранение и воспроизведение информации (основные процессы памяти) имеют свои особенности. Дети запоминают только внешние, случайно зрительно воспринятые признаки. С большим трудом и только под контролем взрослого детьми запоминаются и осознаются внутренние логические связи различных ситуаций.

У детей с умственной отсталостью только в школьном возрасте формируется произвольное запоминание чего-либо. Так же у детей данной категории существует эпизодическая забывчивость в следствии переутомления нервной системы из-за общей ее соматической ослабленности.

Речь умственно отсталых детей тоже имеет свои специфические особенности, нарушена фонетическая, лексическая, грамматическая ее стороны. Нарушен звукобуквенный анализ и синтез, восприятие и понимание обращенной речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.

У умственно отсталых детей сильнее, чем у нормально развивающихся сверстников, выражены нарушения внимания. Наблюдается его малая устойчивость, замедленная переключаемость, трудности распределения внимания. При умственной отсталости непроизвольное внимание является ведущим.

При возникновении трудностей в какой-либо деятельности умственно отсталые дети не пытаются их преодолеть. Они бросают работу, указывая на то, что им скучно и не интересно. Не пользуются подсказками и обращенной к ним помощью. Если же задача посильна, то она поддерживает интерес и внимание детей.

У умственно отсталых детей отмечается недоразвитие целенаправленной деятельности. Они не могут без специального обучения ее планировать.

У всех детей данной категории отмечается резкое ограничение представлений об окружающем мире и жизни в целом. Их интересы примитивны, так же как и потребности и мотивы. Все эти черты личности и психики умственно отсталого ребенка затрудняют формирование адекватных отношений со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, для умственно отсталых детей хаpaктерно развитие на аномальной основе, что обуславливает его замедленность, своеобразные черты и значительные отклонения от нормального развития. Все умственно отсталые дети имеют ярко выраженное недоразвитие познавательной сферы, поэтому необходимо такое развивающее обучение, при котором у умственно отсталых обучающихся осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач.

Если у Вас возникли вопросы, касающиеся развития, обучения или воспитания ребенка с умственной отсталостью, ухода за ним, то обратитесь за консультацией к специалистам нашего сайта. Они помогут разобрать каждую конкретную ситуацию и найти оптимальное решение.

Автор статьи: Гудкова Екатерина Анатольевна

Как вовремя заподозрить и выявить у детей симптомы умственной отсталости?

Когнитивные функции головного мозга – это то, что позволяет человеку успешно учиться, работать и жить в современном мире. К сожалению, симптомы умственной отсталости у детей, которые все чаще диагностируются в первый год жизни, могут поставить под удар нормальное существование человека. Инвалидность, связанная с недостаточным психическо-эмоциональным или интеллектуальным развитием ребенка, всегда протекает тяжело как для него самого, так и для окружающих его родных или близких. Знание того, как определить отставание в развитии ребенка и его умственную неполноценность, поможет любому родителю вовремя обратиться за помощью к врачам и начать непростой пусть реабилитации и адаптации.

Читать еще:  12-я неделя беременности

Виды умственной отсталости

Под умственной отсталостью принято понимать состояние, при котором страдают все когнитивные функции, а также имеет место психическая неполноценность, которая не позволяет полноценно адаптироваться ребенку в социальном плане по сравнению со своими сверстниками. Легкая умственная отсталость у детей до 1 года часто не выявляется, поскольку родителям сложно еще оценить навыки речи и степень развития памяти, мышления и т.д. В таком возрасте врачи определяют базовые признаки психического и эмоционального развития ребенка, его реакцию и ее разнообразие на окружающие предметы и людей. Также важно отметить, что недостаточное умственное развитие часто наблюдается при ряде врожденных наследственных синдромов.

Учитывая тот факт, что определение степени умственной отсталости у детей очень необходимо как с диагностической, так и с прогностической целью, во всем мире принята унифицированная шкала оценки интеллекта (IQ), которая позволяет баллами выявить и выразить степень патологии у пациента. Полученные результаты необходимо тpaктовать следующим образом:

  1. Менее 20 баллов – очень тяжелое умственное отставание в развитии.
  2. От 20 до 34 баллов – тяжелая степень.
  3. От 35 до 49 баллов – умеренная степень умственного отставания.
  4. От 50 до 69 баллов – можно говорить о легкой степени умственного недоразвития.

Ранее существующая шкала оценки интеллекта, которая предполагала использование таких термины как олигофрения, дeбильность и имбецильность (в зависимости от уровня IQ), на самом деле не отражает всю полноту вариантов умственной отсталости у детей. Она лишь частично отображает лишь частные варианты сочетания психических нарушений на фоне сниженного интеллекта.

Фактически можно выделить врожденные и приобретенные формы интеллектуального нарушения в развитии ребенка. Врожденные варианты возникают по причине наследственных синдромов и различных генетических мутаций в клетках эмбриона или как следствие поступления в организм матери токсинов (алкоголя, наркотических средств, ядов и т.д). Приобретенное слабоумие возникает как результат травм черепа или перенесенных инфекций ЦНС (менингитов, энцефалитов). Также умственная отсталость может развиваться вследствие тяжелой гемолитической болезни новорожденных при резус-конфликте или других формах иммунологических конфликтов организма матери и плода.

Признаки умственной отсталости у детей до 1 года

Дети с умственной отсталостью в возрасте до 1 года выявляются при осмотре врачами, опираясь на отставание в психомоторном развитии или на обнаружение признаков наследственных (хромосомных и генетических) синдромов. Родители часто лишь могут указывать на то, что ребенок так и не начинает концентрировать взгляд, плохо растет, не пытается разговаривать и т.д. Основные и косвенные признаки умственной отсталости у детей до года следующие:

  • Хаpaктерные морфологические признаки наследственных синдромов (эпикант глаз, одна борозда на ладони при синдроме Дауна; «лицо эльфа», пороки сердца и крупных магистральных сосудов при синдроме Вильямса; хаpaктерные складки шеи при синдроме Шерешевского-Тернера и др.).
  • Психическая заторможенность – неадекватная реакция на кормление, спонтанная (без видимой причины) перемена эмоций и т.д.
  • Отсутствие «контакта глаз» и следящего движения ими по достижении младенцем возраста старше 4 месяцев.
  • Сохранность врожденных рефлексов и их спонтанное возникновение.
  • Судорожные припадки.
  • Отсутствие попыток ползать и садиться.
  • Отсутствие у малыша попыток звукоподражания взрослым («гуления»).
  • Явления самоповреждения.

Поэтому диагностика такой патологии требует комплексного подхода и проведения следующих обследований и консультаций:

  1. Осмотр неонатолога или педиатра, установление признаков наследственных синдромов или общего отставания в развитии.
  2. Консультация детского невролога. Оценка функционального состояния ЦНС, проведение МРТ головного мозга для выявления органической патологии.
  3. Генетические анализы и оценка кариотипа для подтверждения диагноза наследственных синдромов у новорожденного.
  4. Консультация детского инфекциониста в случае подозрения инфекционной причины интеллектуального отставания.
  5. Консультация гематолога при тяжелом течении гемолитической болезни.

Далее такие дети наблюдаются врачом-педиатром по диспансерному плану (т.е. с определенной регулярностью) с целью оценить степень умственной отсталости, своевременно решить вопрос о присвоении группы инвалидности и назначении специализированного лечения (при необходимости). К сожалению, в таком возрасте довольно сложно определить точный прогноз относительно степени тяжести умственной недостаточности, которая сформируется у ребенка в будущем.

Признаки интеллектуального отставания у детей после 1 года

У маленьких пациентов, которые обследуются уже в возрасте старше 1 года, установление точной причины и степени когнитивных нарушений гораздо проще. Также в дошкольном периоде выявляются нетяжелые формы умственной отсталости, которые заключаются в неспособности к синтезу и анализу полученной информации, ассоциативному и логическому мышлению. Таким образом, признаками умственной недостаточности у детей являются:

  • Нарушение речевого развития и способности к коммуникации со взрослыми и сверстниками. Довольно бедный словарный запас. Зачастую такие дети с трудом обучаются письму и чтению.
  • Несдержанное, порой агрессивное поведение, возникающее спонтанно или как неадекватная реакция на окружающий мир.
  • Психолого-педагогическая хаpaктеристика детей с умственной отсталостью в дошкольный период указывает на их способность с трудом овладевать новой информацией, выявляются нарушения самообслуживания. Почти в 50% случаев имеют место признаки нарушения психики, требующие консультации соответствующих специалистов.
  • Хаpaктеристика тестов для оценки интеллектуального уровня, способности к логическому и ассоциативному мышлению выявляют наличие различной степени умственной недостаточности.
  • Агрессивность к себе или окружающим, несвязанная с явными причинами.

Карта обследования таких детей должна учитывать необходимость не только установления предположительной причины отставания в умственном развитии, но и давать объективную оценку степени прогрессирования патологии. Если установлено, что симптомы отставания в развитии наблюдались еще с момента рождения, врач подробно изучает, как протекала беременность у матери, ход родов и имевшие место заболевания первого года жизни. Обычно наиболее распространенные наследственные синдромы в этом возрасте имеют явную клиническую картину, и даже нет необходимости проводить ребенку анализ кариотипа (строения и количества хромосом в ядрах клеток).

Также врачу важно установить, не сопровождались ли респираторные инфекции осложнениями со стороны центрального отдела нервной системы (менингит, энцефалит и т.д.). Для этого применяют следующие методики диагностики, помогающие в установлении причины интеллектуального дефицита:

  1. Изучение истории болезни ребенка, установление наличие тяжелых травм или инфекций.
  2. МРТ или КТ головного мозга.
  3. Иммунологические анализы для выявления антител к возбудителям венерических заболеваний, могущих передаться от матери, менингококковой инфекции и т.д.
  4. Проведение ЭЭГ для оценки волновой активности коры головного мозга.
  5. Консультация детского невролога.

Рекомендации родителям детей с психическим дефицитом

К сожалению, развитие умственной отсталости, как и других форм отставания в развитии ребенка, всегда является большой проблемой как эмоциональной, так и социальной для родителей. Большинство новорожденных с явными признаками наследственных синдромов или аномалиями развития оставляются матерями в родильных домах и воспитываются дальше в интернатных учреждениях. Легкие степени умственной недостаточности выявляются чаще всего в дошкольном периоде, поэтому очень большое число родителей может столкнуться с ними, и при этом надо знать, как правильно действовать.

Не существует однозначного ответа на вопрос, как лечить умственное недоразвитие. Проблема в том, что в большинстве случаев причины, которые привели к такому состоянию у ребенка, либо необратимы, либо заложены в самом генотипе организма, что не позволяет современной медицине влиять на это. Поэтому основные медицинские рекомендации родителям детей с умственной отсталостью выглядят следующим образом:

  • Вовремя обратитесь за медицинской помощью и диагностируйте причину и степень прогрессирования умственной неполноценности.
  • Регулярно проводите обучающие и развивающие занятия с таким ребенком. Коррекция поведенческих отклонений может быть проведена со специальным детским психологом.
  • Старайтесь не изолировать таких детей от сверстников и взрослых, несмотря на все неприятности и опасения.
  • Социальная адаптация детей с умственной отсталостью должна стать основой обучения и воспитания. Лишь достижение самостоятельности в быту, основ речи и письма, а также овладение простыми профессиями позволит во взрослой жизни быть полноценным члeном общества и не требовать посторонней помощи.
  • Не завышайте планку результатов для таких детей. Часто особенности хаpaктера и повышенное чувство собственной неполноценности и переживание неудач сводят на нет все достигнутые результаты. С другой стороны, не нужно потакать лени ребенка или останавливаться на достигнутом якобы приемлемом результате. Это часто проявляется при обучении общению – родители понимают желания ребенка по звукам или извpaщeнным словам, однако для социальной адаптации и коммуникации с другими людьми этого недостаточно.

Умственная отсталость у детей. Кто такие дети с умственной отсталостью?

Гарантированный ответ в течение часа

Причем данное нарушение носит стойкий, необратимый, непрогрессирующий хаpaктер и ведет к большим трудностям в социальной адаптации ребенка.

Что такое – «умственная отсталость»?

Умственной отсталостью считается стойкое необратимое нарушение психического и интеллектуального развития, которое связано с органически обусловленным недоразвитием или ранним (до трех лет) повреждением головного мозга ребенка.

Признаки умственной отсталости:

  1. Органическая обусловленность нарушений психического развития
  2. стойкость нарушений, их необратимость к норме
  3. нарушение преимущественно познавательной сферы ребенка.

Причины умственной отсталости

В настоящее время выделяется несколько групп факторов, которые могут привести к умственной отсталости ребенка, но все они связаны с тем, что происходит поражение мозга на ранних этапах развития малыша.

Приведем основные факторы, которые могут привести к умственной отсталости:

  1. Заболевания матери в период беременности
  2. сильные токсикозы, особенно в последние три месяца беременности
  3. интоксикация организма матери, которую могут вызывать отравления различными веществами
  4. существующие нарушения обмена веществ матери
  5. иммунно-патологические состояния (ВИЧ, СПИД и так далее)
  6. узкий таз роженицы
  7. стремительные роды
  8. затяжные роды
  9. обвитие пуповиной
  10. неправильное предлежание плода (например, тазовое)
  11. химические вещества, которые воздействуют на женщину во время беременности
  12. радиоактивное излучение
  13. токсоплазмоз
  14. перенесенная краснуха женщиной во время беременности
  15. внутриутробные инфекции (гepпeс, ЦМВ и т.д.)
  16. резус-несовместимость крови матери и плода
  17. наследственные генетические поражения
  18. алкоголизм
  19. наркомания
  20. табакокурение
  21. внутриродовая черепная травма
  22. заболевания, перенесенные в раннем возрасте (до трех лет)
  23. инфекционные болезни нервной системы (менингиты, энцефалиты)
  24. полиомиелит
  25. такие инфекционные болезни, как грипп и корь.
Читать еще:  Эпиген иHTиM

Умственная отсталость в международной классификации болезней

Умственно отсталые дети существенно отличаются друг от друга. В международной классификации болезней умственную отсталость подразделяют на:

F70 — Умственная отсталость легкой степени. Включено: слабо выраженная умственная субнормальность, слабоумие. F71 — Умственная отсталость умеренная. Включено: умственная субнормальность средней тяжести.

F72 Умственная отсталость тяжелая. Включено: резко выраженная умственная субнормальность.

F73 Умственная отсталость глубокая. Включено: глубокая умственная субнормальность.

F78 Другие формы умственной отсталости.

F79 Умственная отсталость неуточненная.

Включено: умственная:

  1. недостаточность БДУ;
  2. субнормальность БДУ.

Для точной идентификации степени умственной недостаточности в МКБ-10 рубрики F70 — F79 употрeбляются со следующим четвертым знаком: .0, с указанием на нарушение поведения:

.1 Значительное нарушение поведения, требующее ухода и лечения; .8 Другое нарушение поведения; .9 Без указаний на нарушение поведения.

Хаpaктеристика умственной отсталости в зависимости от степени выраженности дефекта По глубине дефекта в дефектологии умственная отсталость подразделяется на три степени: идиотия, имбецильность и дeбильность.

Идиотия

Это самая тяжелая и глубокая степень умственной отсталости.

  1. У детей с идиотией почти всегда отсутствует речь;
  2. окружающих людей они не узнают (даже мать и отца) ;
  3. выражение лица полностью бессмысленное;
  4. внимание почти ничем не привлекается, а если и привлекается, то только на несколько секунд;
  5. наблюдается снижение всех видов чувствительности;
  6. эти дети начинают очень поздно ходить (но могут и не начать вовсе), их движения плохо координированы или не скоординированы совсем;
  7. на обращенную мимику и жестикуляцию не реагируют;
  8. неопрятны в естественных отправлениях (ходят «под себя») ;
  9. неспособны к самообслуживанию (до конца жизни человек не может умыться, сходить в туалет, почистить зубы и покушать) ;
  10. могут наблюдаются постоянные стереотипные движения — маятникообразные раскачивания туловищем или головой из стороны в сторону, назад и вперед.

При идиотии легкой и средней степени тяжести отмечается умение смеяться и плакать на рефлекторном уровне. Может быть некоторое понимание обращенной речи, жестикуляции и мимики. Их лексикон ограничен всего десятком элементарных слов.

Дети данной категории не обучаются в учреждениях и находятся (всегда с согласия родителей) в специальных учреждениях (детских домах для глубоко умственно отсталых). По достижению ими 18 лет они переходят в специальные интернаты. Продолжительность жизни при умственной отсталости тяжелой степени резко ограничена.

Имбецильность

Является более легкой степенью умственной отсталости.

  1. дети с данной степенью умственной отсталости обладают некоторыми возможностями овладения речью;
  2. могут освоить отдельные несложные трудовые навыки;
  3. словарный запас крайне беден (как активный так и пассивный словать не отличаются большим разнообразием) ;
  4. понимают чужую речь, жестикуляцию, мимику в пределах постоянного обихода и повседневной жизни;
  5. грубые дефекты восприятия, мышления, памяти, общей и мелкой моторики.

Дети пpaктически необучаемыми во вспомогательной школе, они являются недееспособными. Над ними устанавливается опека родителей или лиц, их заменяющих.

В настоящее время учеными-дефектологами для этой категории детей, разработаны специальные программы обучения, предусматривающие овладение элементарными навыками чтения, счета, письма, простейшими трудовыми навыками.

Дебильность

Самая легкая степень умственной отсталости. Сниженный интеллект этих детей и нарушенная эмоционально-волевая сфера не позволяют им овладеть программой общеобразовательной массовой школы.

  1. У них часто нарушена устная речь
  2. нарушена письменная речь
  3. недоразвита аналитико-синтетическая функция высшей нервной деятельности
  4. с трудом овладевают навыками счета
  5. нарушена общая и мелкая моторика.
  6. не способны к анализу и обобщению
  7. обладают выраженной внушаемостью
  8. может встречаться распущенное поведение, в частности ceкcуальное.

Для детей с умственной отсталостью в степени дeбильности важным является правильная и четкая ежедневная организация быта и труда. Дети данной категории при специальном обучении могут овладеть некоторыми элементарными специальностями. Могут освоить навыки самообслуживания и жить самостоятельно, но под чутким руководством.

Какие психические особенности психики свойственны детям с умственной отсталостью?

В следствии органического поражения головного мозга дети с умственной отсталостью получают неполные и искаженные представления об окружающем мире, их социальный опыт беден.

Очень часто у умственно отсталых детей встречается снижение зрения, слуха и другие сопутствующие дефекты, которые не позволяют осуществлять восприятие окружающего мира полноценно. У детей отмечается нарушение обобщенности восприятия, его замедленный темп по сравнению снормально развивающимися сверстниками. Детям с умственной отсталостью требуется на много больше времени, чтобы воспринять нужный материал (текст, картинку). Детям с умственной отсталостью тяжело выделять главное. Они почти или совсем не могут понять внутренние связи между логическими частями, персонажами в произведении или выявить причинно-следственные связи.

У детей отмечается в замедленный темп узнавания всего предъявляемого материала. Дети часто путают схожие предметы, графически сходные буквы, цифры, сходные по звучанию слова, звуки родного языка.

Мышление, которое является главным инструментом познания, у умственно отсталых школьников недостаточно сформировано и имеет свои отличия в сравнении с нормально развивающимися детьми.

Осуществляя операции сравнения, дети их проводят по несущественным признакам. Фактически не возможно для них выделение различия в сходных предметах и общее в отличающихся. Установление сходства предметов тоже дается очень сложно.

У детей с умственной отсталостью наблюдается некритичность мышления, они не могут самостоятельно адекватно оценить свою деятельность или работу. Они не замечают своих собственных ошибок, не понимают своих неудач, всегда довольны собой. У них отмечается сниженная активность всех мыслительных процессов и слабость регулирующей роли мышления.

У умственно отсталых детей запоминание, сохранение и воспроизведение информации (основные процессы памяти) имеют свои особенности. Дети запоминают только внешние, случайно зрительно воспринятые признаки. С большим трудом и только под контролем взрослого детьми запоминаются и осознаются внутренние логические связи различных ситуаций.

У детей с умственной отсталостью только в школьном возрасте формируется произвольное запоминание чего-либо. Так же у детей данной категории существует эпизодическая забывчивость в следствии переутомления нервной системы из-за общей ее соматической ослабленности.

Речь умственно отсталых детей тоже имеет свои специфические особенности, нарушена фонетическая, лексическая, грамматическая ее стороны. Нарушен звукобуквенный анализ и синтез, восприятие и понимание обращенной речи. В результате наблюдаются различные виды расстройства письма, трудности овладения техникой чтения, снижена потребность в речевом общении.

У умственно отсталых детей сильнее, чем у нормально развивающихся сверстников, выражены нарушения внимания. Наблюдается его малая устойчивость, замедленная переключаемость, трудности распределения внимания. При умственной отсталости непроизвольное внимание является ведущим.

При возникновении трудностей в какой-либо деятельности умственно отсталые дети не пытаются их преодолеть. Они бросают работу, указывая на то, что им скучно и не интересно. Не пользуются подсказками и обращенной к ним помощью. Если же задача посильна, то она поддерживает интерес и внимание детей.

У умственно отсталых детей отмечается недоразвитие целенаправленной деятельности. Они не могут без специального обучения ее планировать.

У всех детей данной категории отмечается резкое ограничение представлений об окружающем мире и жизни в целом. Их интересы примитивны, так же как и потребности и мотивы. Все эти черты личности и психики умственно отсталого ребенка затрудняют формирование адекватных отношений со сверстниками и взрослыми.

Таким образом, для умственно отсталых детей хаpaктерно развитие на аномальной основе, что обуславливает его замедленность, своеобразные черты и значительные отклонения от нормального развития. Все умственно отсталые дети имеют ярко выраженное недоразвитие познавательной сферы, поэтому необходимо такое развивающее обучение, при котором у умственно отсталых обучающихся осуществляется элементарный перенос знаний, возникает возможность применения их для решения новых аналогичных задач.

Если у Вас возникли вопросы, касающиеся развития, обучения или воспитания ребенка с умственной отсталостью, ухода за ним, то обратитесь за консультацией к специалистам нашего сайта. Они помогут разобрать каждую конкретную ситуацию и найти оптимальное решение.

Автор статьи: Гудкова Екатерина Анатольевна

Умственная отсталость у детей: причины, симптомы и особенности коррекции

Умственная отсталость у детей – это снижение познавательной деятельности, обусловленное патологиями головного мозга и ЦНС. Психика такого ребенка развивается по особому «сценарию», не так, как у других детей. Происходит полное изменение личностных качеств. Нарушения сказываются не только на умственных способностях, ребенок отстает в физическом развитии, возникают поведенческие расстройства, страдает эмоциональная и волевая сфера.

Прежде всего стоит отметить, что отставание в интеллектуальном развитии не является заболеванием, от которого можно исцелиться. Это состояние вызывается необратимыми изменениями коры головного мозга еще на этапе формирования нервной системы в перинатальном периоде. Основные действия врачей и других специалистов будут направлены на социализацию такого ребенка в обществе и обучению его простейшим навыкам.

Признаки умственной отсталости у детей:

  • низкий уровень познавательной активности. Ребенок попросту не понимает, зачем ему что-то нужно узнавать, а значит и не хочет прилагать усилия в этом направлении;
  • моторика пpaктически не развивается;
  • значительное отставание в речевом развитии, маленький словарный запас. Ребенок не может выстраивать предложения, произносит слова неправильно;
  • отсутствие абстpaктного мышления, невозможность выполнить даже самые простые логические операции, мыслительные процессы замедлены или полностью отсутствуют;
  • ребенок играет в самые простые игры, поскольку он способен только подражать окружающим. Труд такой ребенок выбирает очень легкий, поскольку это не требует волевых усилий;
  • настроение может резко колeбaться без особых на то причин, возбудимость может быть как достаточно высокой, так и низкой;
  • ребенок воспринимает окружающий его мир со значительными трудностями, он не способен ориентироваться в прострaнcтве. Такие дети не в состоянии понять процесс формирования целого из отдельных частей, не могут определять главное;
  • концентрация внимания отличается непродолжительностью, переключение с одного вида деятельности на другой происходит очень медленно.

Для детей с подобными отклонениями хаpaктерна произвольная память, они обычно сосредотачиваются на внешних признаках объекта, нежели на его внутренних особенностях.

Признаки умственной отсталости у детей могут проявиться сразу после рождения, но чаще всего эту патологию выявляют после 3-х лет. Время постановки диагноза во многом зависит от тяжести состояния: чем значительнее поражение ЦНС, тем раньше будут заметны симптомы умственной отсталости.

Читать еще:  Может ли молочница являться признаком беременности на раннем сроке?

Формы заболевания

Под умственной отсталостью у детей обычно понимают олигофрению. Но также встречается и иная форма этого состояния – деменция. Эти две патологии имеют несколько существенных различий:

  1. Олигофрения является состоянием, которое развивается в период внутриутробного формирование плода или в течение первых 3-х лет жизни ребенка. То есть, такой дефект чаще всего является врожденным. Причинами поражения ЦНС в этом случае могут быть наследственные факторы, родовые травмы, в частности – асфиксия, инфекционные заболевания, перенесенные матерью в период вынашивания, а также злоупотрeбление родителей алкогольными и наркотическими средствами.
  2. Деменция возникает у ребенка после трёх лет. Органическое поражение ЦНС может возникнуть в результате травмирования головного мозга или стать осложнением инфекционного заболевания (менингит и т.д.), также может развиться на фоне шизофрении, эпилепсии и других психических патологий. Приобретенное слабоумие проявляется в снижении интеллекта, но до возникновения дефекта, развитие ребенка обычно соответствует возрастной норме.

Кроме того, сегодня под отставанием в умственном развитии нередко подразумевают низкий интеллект на фоне педагогической и социальной запущенности. В современной же классификации болезней данное состояние описано как расстройство интеллектуального развития.

Отсталость в умственном развитии может различаться не только по времени возникновения. Деление на виды производится, исходя из тяжести поражения ЦНС, а также конкретного места. Традиционно выделяется три степени олигофрении: дeбильность, имбецильность и идиотия. Однако современная классификация исключает эти названия, поскольку они уже давно вышли за рамки медицинской терминологии и приобрели негативную социальную окраску. Сегодня отставание в интеллектуальном развитии может быть легким, умеренным, тяжелым и глубоким.

Дебильность или легкая форма

При дeбильности наблюдаются наименьшее поражение ЦНС, такая форма отсталости является относительно легкой. Дети способны произносить небольшие фразы, они весьма наблюдательны и упрямы, их отличительной чертой является неспособность к обману.

Дебильность может быть нескольких типов:

  • неосложнённая дeбильность. Это состояние хаpaктеризуется отставанием только в интеллектуальном развитии. Серьезных отклонений в эмоциональной и волевой сфере не наблюдается;
  • с осложнениями в виде нарушения анализаторов. Хаpaктеризуется вторичными отклонениями;
  • осложнения в виде нейродинамических нарушений. Патология сопровождается повышенной утомляемостью и плохой координацией, развивается после поражения коры мозговых полушарий;
  • лобная недостаточность, как осложнение дeбильности, приводит к тому, что у ребенка становятся вялыми руки. Он вообще не способен ориентироваться в прострaнcтве, а его поведение становится немотивированным;
  • психопатные поведенческие формы приводят к тому, что возникает недоразвитие всех личностных качеств. Это наиболее тяжелая форма патологии.

Дети с дeбильностью способны к обучению в обычной школе, но при этом используются вспомогательные программы и специальные методики. В ходе коррекционных и образовательных занятий дети способны научиться считать, писать и читать, а также они усваивают простейшие знания об окружающем мире и приобретают простейшие трудовые навыки.

Умеренная и тяжелая форма или имбецильность

При умеренном поражении головного мозга развивается имбецильность. Этот диагноз подразумевает, что ребенок способен понять обращенную к нему речь, сам обладает относительно развитыми речевыми навыками, может научиться выполнять несложные автоматические действия после длительного обучения.

У имбецилов нарушена поведенческая сфера, внимание довольно неустойчивое. Такие дети очень сложно поддаются обучению, поскольку не понимают смысла своей работы и полностью безразличны к ее результатам. Они обычно очень привязаны к своим воспитателям.

Своевременная коррекция при имбецильности позволит детям овладеть такими навыками:

  1. Несложные трудовые операции.
  2. Способность к самообслуживанию, но в меру способностей конкретного ребенка.
  3. Ориентация в быту.
  4. Основы правильного поведения.

В процессе коррекционной работы с такими детьми особе внимание уделяется развитию у них психических функций и познавательной деятельности. Имбецилы признаются недееспособными, процесс их обучения осуществляется в специализированных детских домах.

Глубокая степень или идиотия

Идиотия является наиболее тяжелой формой патологии. Ребенок не в состоянии осмыслить окружающий его мир, речевые функции весьма ограничены. Сильно нарушена координация движений, поведенческие и эмоциональные расстройства, также нарушена моторика. Все желания таких детей направлены лишь на удовлетворение потребностей, обусловленных физиологией человека.

В свою очередь, идиотия делится на три вида:

  • глубокие идиоты, их также могут называть полными и лежачими. У таких детей отсутствуют ощущения, их поведение сродни поведению животных, раздражители могут вызвать неадекватную реакцию. Не способны к самообслуживанию;
  • типичные идиоты имеют более выраженные инстинкты. Для того чтобы иметь возможность удовлетворять свои потребности, такие дети даже могут произносить несколько звуков, но больше этого речь не развивается;
  • речевые идиоты способны произносить некоторые слова, у них присутствует реакция на окружающих людей и мир, но познавательной деятельности у них нет. Особенностью этого состояния является низкая координация и неуверенные движения.

Дети с таким диагнозом признаются недееспособными, они не обучаемы. Усилия специалистов обычно бывают направлены на то, чтобы идиоты смогли приобрести простейшие навык самообслуживания. Процесс коррекции этого состояния производится в условиях специализированных детских интернатов.

Выше уже упоминались некоторые причины нарушений, которые приводят к отставанию ребенка в интеллектуальном развитии. Это различные травмы и осложнения во время родов, воздействие на плод токсичных веществ или возбудителей инфекционных заболеваний. Однако больше половины случаев обусловлены генетическими причинами.

Некоторые хромосомные аномалии приводят к нарушению дозового баланса генов, также может возникать дисфункция отдельных генов. На сегодняшний день выявлено более 1000 генов, мутации которых могут привести к развитию различных видов отставания в интеллектуальном развитии.

Обучение и воспитание

Способными к обучению являются дети с такой формой задержки интеллектуального развития, как дeбильность. Такие дети могут посещать обычные школы, но их обучение ведется по вспомогательным программам. Но не стоит оценивать их по количеству полученных знаний, намного важнее научить отстающего ребенка навыкам, которые помогут ему в дальнейшем. Если он будет расти в любви при поддержке близких людей, то он сможет научиться выполнять простейшие трудовые операции, и выполнять их он будет с удовольствием.

Умственная отсталость не излечивается, такие люди на всю жизнь останутся добродушными детьми, которые не умеют врать. Они хорошо обучаются рукоделию, с удовольствием помогают по хозяйству. Если близкие будут с ними постоянно разговаривать, читать им познавательные книги и показывать развивающие телепередачи, то человек с умственной отсталостью будет развиваться. Отсутствие такой поддержки приводит к неизбежной деградации и утрате приобретенных навыков.

Причины, симптомы и лечение умственной отсталости

Умственная отсталость (УО) — нарушение психики, интеллектуальной и поведенческой сферы органической природы. Это заболевание возникает в основном из-за отягощенной наследственности. Существует несколько степеней болезни, каждая из которых хаpaктеризуется специфическими симптомами и их выраженностью. Диагноз устанавливается врачом-психиатром и психологом. Назначаются медикаментозное лечение и психологическая помощь.

Умственная отсталость (олигофрения) — стойкое необратимое нарушение интеллекта и поведения органического генеза, которое бывает врожденным и приобретенным (в возрасте до 3 лет). Термин «олигофрения» ввел Э. Крепелин. Существует большое количество причин возникновения и развития умственной отсталости. Чаще всего олигофрения появляется из-за генетических нарушений или отягощенной наследственности.

Отклонение в психическом развитии возникает по причине негативного влияния на плод во время беременности, недоношенности и поражений головного мозга. В качестве факторов появления этого недуга можно выделить гипоксию ребенка, алкогольную и наркотическую зависимость матери, резус-конфликт и внутриутробные инфекции. На возникновение олигофрении влияет педагогическая запущенность (нарушение развития, обусловленное недостаточностью воспитания, обучения), асфиксия и родовые травмы.

Основная хаpaктеристика умственной отсталости заключается в том, что происходит недоразвитие познавательной деятельности и психики. Отмечаются признаки нарушения речи, памяти, мышления, внимания, восприятия и эмоциональной сферы. В некоторых случаях наблюдаются двигательные патологии.

Умственные нарушения хаpaктеризуются снижением способности к образному мышлению, абстрагированию и обобщению. У таких пациентов преобладает конкретный тип рассуждений. Отмечается недостаточность логического мышления, что влияет на процесс обучения: дети плохо усваивают грамматические правила, не понимают арифметические задачи, с трудом воспринимают абстpaктный счет.

У пациентов наблюдается снижение концентрации внимания. Они легко отвлекаются, не могут сосредоточиться на выполнении заданий и действий. Отмечается снижение памяти. Речь скудная, наблюдается ограниченный словарный запас. Пациенты в разговоре используют короткие фразы и простые предложения. Наблюдаются ошибки в построении текста. Отмечаются дефекты речи. Способность к чтению зависит от степени олигофрении. При легкой она присутствует. При тяжелой пациенты не могут читать или распознают буквы, но не понимают смысл текста. Дети начинают говорить позднее сверстников, плохо воспринимают чужую речь.

Критика к своему состоянию здоровья снижена. Отмечаются трудности в решении бытовых вопросов. В зависимости от степени выраженности заболевания наблюдаются проблемы в самообслуживании. Такие пациенты отличаются внушаемостью со стороны других людей. Они с легкостью принимают необдуманные решения. Физическое состояние людей с олигофренией отличается отставанием от нормы. Эмоциональное развитие пациентов также заторможено. Отмечается обеднение мимики и проявлений чувств. Наблюдается лабильность настроения, т. е. резкие его перепады. В некоторых случаях отмечается преувеличенность ситуации, отсюда — неадекватность эмоций.

Особенностью умственной отсталости является также то, что у пациентов наблюдаются патологии развития. Отмечается неравномерность различных психических функций и двигательной активности.

Выраженность симптомов зависит от возраста. Преимущественно признаки этого недуга хорошо видны после 6-7 лет, т. е. когда ребенок начинает обучаться в школе. В раннем возрасте (1-3 года ) проявляется повышенная раздражительность. У пациентов наблюдаются замкнутость и отсутствие интереса к окружающему миру.

Когда здоровые дети начинают подражать действиям взрослых, страдающие умственной отсталостью еще играют, осуществляя знакомство с новыми для них предметами. Рисование, лепка и конструирование не привлекают пациентов или проходят на примитивном уровне. Обучение детей с умственной отсталостью элементарным действиям занимает гораздо больше времени по сравнению со здоровыми. В дошкольном возрасте запоминание носит непроизвольный хаpaктер, т. е. пациенты сохраняют в памяти только яркую и необычную информацию.