Уважение не приходит внезапно: 5 принципов демократического воспитания
Уважение не приходит внезапно: 5 принципов демократического воспитания
«Уважение не приходит внезапно»: 5 принципов демократического воспитания
05 декабря 201608:14
05 декабря 201608:14
Именно вера в самого ребенка, а не в его потенциальные возможности, которые он когда-нибудь сможет приобрести, становится для него опорой.
Сколько на этот вопрос не отвечают, а он всё равно самый частый среди родителей — как правильно воспитать своего ребенка, чтобы он был счастлив и уверен в себе? На сегодняшний день существует довольно внушительный арсенал разнообразных педагогических подходов, которые предлагают родителям абсолютно разный стиль поведения, в диапазоне от спартанской строгости до максимально опекающей поддержки ребенка. Нельзя сказать, что лишь один из них объективно хорош, а остальные – ошибочны.
Главным критерием при выборе стиля воспитания должна быть его адекватность для каждой конкретной семьи. И далеко не последнюю роль в этом вопросе играет соответствие воспитательных принципов хаpaктеру и ценностям самих родителей. Ребенку очень важно ощущать последовательность и предсказуемость родительских требований. Сегодня я хочу описать основные принципы демократического воспитания, рассказать о фигурах родителей и желательных формах взаимодействия с ребенком.
Демократическое воспитание в двух словах выглядит примерно так.
В се люди равны, достойны уважения и обладают правом свободного выбора в той мере, в которой это не причиняет вреда другим людям. Наличие такой установки у родителей по отношению друг к другу и к ребенку передается ему и с самого детства позволяет чувствовать себя самостоятельным, уверенным в себе и компетентным в вопросах решения жизненных задач.
Плохое поведение ребенка часто связано с тем, что малыш просто не уверен в себе. Неуверенность становится только сильнее, если родители всё время критикуют или опекают ребенка. Как ему стать уверенным и активным, когда самые близкие и дорогие ему люди, пускай из лучших побуждений, постоянно демонстрируют ему собственное неверие в его силы и говорят, что он что-то плохо делает?
Самооценка падает всё ниже и ниже. Идея о том, что родители «меня не понимают», крепнет и выражается в том, что ребенок в ответ начинает вести себя ещё хуже. В результате, уверенность теряют обе стороны: и капризные дети, и неэффективные родители.
Чтобы избежать этой неприятной ситуации, можно последовать вот этим принципам демократического воспитания:
1. Взаимное уважение
Родители приходят к детскому психологу примерно с одними и теми же словами «он агрессивный, плохо себя ведет, никого не слушается и не уважает правила». Если в семье не принято относится друг к другу вежливо, у ребенка нет адекватного примера. Все в семье, независимо от их возраста и пола, имеют право на уважительное отношение со стороны других. Это работает в обе стороны: как ребенку важно чувствовать принятие со стороны родителей, так и родителям важно демонстрировать уважение к себе самим. Ситуация, когда один из родителей позволяет манипулировать собой и подвергается унижениям, толкает ребенка его к модели поведения, где нарушение личных границ и оскорбления –привычное дело. Но начать уважать друг друга по щелчку пальца – невозможно. Уважение не возникнает внезапно, но растет постепенно на почве совместного опыта и общения.
О каком равноправии может идти речь, когда заботящиеся взрослые и ребенок – люди разного возраста, социального статуса, с разными умениями? Ребенок сможет научиться чувствовать собственною ценность, когда родители, выслушивая его точку зрения, проявляют дружелюбие, принимают его и не осуждают. Они как бы дают ребенку понять, что у него есть безусловное право на собственное мнение. Это очень тонкое и важное искусство: не соглашаться с детьми, не проявляя грубости. Принимать в расчет их мнение, не высказывая неуважения. Дети часто говорят, что с родителями нет смысла разговаривать: «Что бы я ни сказал — это ничего не меняет. Они обращаются со мной, как с грудничком». Эти фразы можно слышать и от пятилетки, и от подростка 12 лет, и даже от вполне уже взрослого молодого человека.
3. Право на собственное решение
Логическим продолжением второго пункта является право ребенка на принятие собственного решения, пропорциональное его желаниям, возможностям и рискам неудачи (что можно выяснить в русле уважительной беседы). Очень важно дать ребенку почувствовать результаты собственных действий. Даже неудача, если она не угрожает здоровью и безопасности ребенка, станет полезным опытом, в том случае если ребенок принимал решение сам. Не нужно ругаться или осуждать его за неудачу, важно поддержать его, посочувствовать и дать возможность двигаться дальше.
4. Вера в собственные силы
Пожалуй, самое вредное для ребенка – это проекция на него собственной родительской неуверенности. Нельзя знать заранее, справится ли ребенок с тем, что он задумал, сможет ли преодолеть сложности. Но очень часто родители косвенно (тоном или поведением), дают понять, что сомневаются в ребенке, а иногда открыто говорят: «У тебя ничего не получится, даже не начинай, помнишь, как было в прошлый раз». С другой стороны, когда родитель демонстрирует уверенность в ребенке, тот начинает двигаться к поставленной цели, добиваясь ее, или изменяя задачу самостоятельно. Именно вера в самого ребенка, а не в его потенциальные возможности, которые он когда-нибудь сможет приобрести, становится той опорой, которая закладывает основы успешной личности.
Частая смена методов воспитания, норм и правил внутри семьи ведет к тому, что ребенок уже не знает, на что ему ориентироваться, что хорошо, а что плохо, начинает манипулировать. Когда взрослые колeблются в методах воспитания, ребенок может научиться использовать это чувство вины как превосходство, как способ добиться желаемого. Когда же родители верны одному подходу, последовательно и систематически реализуя его принципы, ребенку намного проще быть уверенным в себе и строить успешные отношения с окружающим миром.
13 советов по воспитанию, результаты которого вас точно не обрадуют
Полки книжных магазинов ломятся от литературы по воспитанию детей, профессия детского и семейного психолога давно уже не редкость. Тем не менее вопрос, как вырастить детей и не наделать при этом серьезных ошибок, актуален как никогда.
Мы в AdMe.ru решили разобраться, какие же именно ошибки подстерегают нас на пути родительства.
13. Всегда вставайте на сторону воспитателя или учителя
Насколько бы острой ни была ситуация, в которой виноват ребенок, не ругайте его вместе с воспитателем или учителем. В такой ситуации ему особенно важно почувствовать, что вы его любите, даже если ни капельки не одобряете его поступок.
Стоит выяснить, какие претензии предъявляются к ребенку, извиниться за его поведение. Серьезный разговор лучше отложить и обсудить все дома. В противном случае до ребенка вряд ли дойдет смысл ваших слов, а вот в ваших отношениях может появиться серьезная трещина.
12. Полностью посвящайте себя ребенку
С появлением ребенка в жизни родителей неминуемо уменьшается время, которое они могут уделять себе. Но забывать о себе все-таки нельзя. Всегда должны оставаться личные увлечения, время на уход за собой, для полноценного отдыха, общения с супругом.
Ведь если родители всю жизнь посвящают ребенку, он почти неминуемо вырастет эгоистом, ему сложно будет адаптироваться в мире. Кроме того, этим вы лишаете его поводов гордиться своими родителями, а для него немаловажны их достижения и то, как они выглядят.
11. Ничего не доверяйте ребенку
Гораздо проще и быстрее сделать все дела самому, не доверяя их ребенку. Но плюсы такого воспитания весьма сомнительны. Ведь у малыша просто не будет шансов научиться самостоятельности, стать уверенным в себе и своих силах. Родители должны давать выбор, а не решать все сами. Если ребенок привыкает, что все делают за него, в дальнейшей жизни ему становится крайне сложно принимать важные для себя решения.
10. Сравнивайте со всеми и как можно чаще
Всегда найдутся как те, кто будет в чем-то лучше вашего чада, так и те, кто будет ему в чем-то уступать. А ребенок в результате постоянных сравнений теряет уверенность в собственных силах или же начинает со всеми соревноваться, стремиться доказать, что он лучше всех. Но такая постоянная гонка никакого счастья ему не принесет.
Читать еще: Игра Минни с Микки готовят печенье — Minnie s Cookie KitchenЕсли и сравнивать детей, то с ними же, но в прошлом. Так им будет проще увидеть собственный прогресс, свои прошлые достижения — они смогут поверить, что научатся пpaктически всему, чему захотят.
9. Обращайтесь к бабушкам и интернету, а не к специалистам
Часто молодым родителям не хватает опыта и уверенности в воспитании ребенка. И многие из них в поисках ответов на свои вопросы обращаются за помощью к интернет-форумам, литературе, авторы которой не являются специалистами в вопросах воспитания и ухода, «проверенным» рецептам бабушек. Но зачастую, следуя их советам, родители только еще больше усугубляют проблему.
Если ситуация действительно серьезная, стоит обратиться за помощью к специалистам, которые дадут грамотные рекомендации.
8. Заменяйте деньгами любовь, внимание и заботу
Ребенок, который привык к тому, что покупки — единственный способ выражения родительской любви, начинает требовать все больше и больше. Не лучшим образом это сказывается и на его хаpaктере — ребенок растет равнодушным, упрямым, расчетливым. Отношения с родителями становятся откровенно потребительскими. В будущем таким детям сложно построить счастливые личные отношения, от родителей они тоже отдаляются.
7. Нарушайте личное прострaнcтво ребенка
Когда родители держат жизнь ребенка под полным контролем, им кажется, что это лучшая гарантия его безопасности. Но бесцеремонные расспросы, вторжение в комнату ребенка, чтение его интернет-переписки только отдаляют родителей и детей, лишают их отношения доверия.
Ребенок может стать замкнутым, недоверчивым, испытывать сложности в общении со сверстниками, может попасть под влияние плохих компаний. Безусловно, родителям важно держать руку на пульсе, но делать это нужно корректно.
6. Верьте, что любое ваше действие роковым образом скажется на развитии ребенка
Нередко родители подходят к воспитанию детей чересчур ответственно. Выбор горшка или коляски для ребенка отнимет у них несколько недель, а нечаянно брошенное резкое слово вызывает затянувшееся чувство вины.
Но не стоит думать, что каждое наше неловкое движение наносит ребенку непоправимую травму. Ведь его благополучие в первую очередь складывается из спокойствия и счастья родителей. А это невозможно, пока родители не сосредоточатся на действительно важных вещах.
5. Придумывайте стандарты, которым ребенок должен соответствовать
Наверное, каждому родителю свойственно строить планы относительно развития своих детей, их воспитания. Но все же не стоит забывать, что каждый человек уникален, у каждого есть свои склонности и интересы. И какими бы ни были наши благие намерения, нужно давать детям право выбора.
Если постоянно навязывать ребенку планку, которой он должен соответствовать, — энтузиазма у него от этого точно не прибавится. А желание всю жизнь соответствовать родительским ожиданиям счастья уж точно не принесет.
4. Ограждайте от любых трудностей
Лучший способ не допускать ошибок — совсем ничего не делать. Звучит глупо. Но ведь именно к этому мы неосознанно подталкиваем своего ребенка каждый раз, когда ограждаем его от любых препятствий на пути. Совершая ошибки, дети учатся анализировать их, использовать этот опыт в будущем. Не стоит делать за них то, что они могут сами. Постоянно исключая риск из жизни ребенка, мы лишаем его возможности повзрослеть.
3. Проявляйте непоследовательность и несогласованность в воспитании
Когда требования к детям у родителей совершенно разные либо их стиль воспитания зависит от их настроения, это негативно влияет на ребенка. Когда один разрешает, а другой за это же ругает, ребенку сложно понять, что хорошо и плохо, что можно, а что нельзя. Это провоцирует тревожность и может привести к проблемам, ведь он не чувствует себя защищенным и часто находится в напряжении. Ребенку приходится выбирать мнение одного из родителей, в результате авторитет второго в его глазах падает.
2. Бурно выясняйте отношения при ребенке
Безусловно, родители должны решать проблемы в отношениях и выяснять недопонимания. Правда, не всегда бывает возможность сделать это в отсутствие детей. В такой ситуации стоит особо постараться держать эмоции под контролем, поскольку любая ссора родителей — это стресс для ребенка. В итоге у детей снижается способность концентрироваться, возрастают беспокойство и плаксивость, а порой появляется и агрессивность.
ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ ПОЗИТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ (по книге Джона Грэя «Дети с небес»)
Существует пять основных принципов позитивного воспитания, которые помогают детям не только найти в себе силы для преодоления жизненных трудностей, но и в полной мере развить внутренний потенциал. Эти принципы сформулировал в своей книге «Дети с небес» Джон Грэй, специалист в области семейных отношений.
1) Отличаться от других – нормально. Дж. Грэй: «Каждый ребенок неповторим. У каждого есть особые таланты, проблемы и потребности. Задача родителей – распознать эти особые потребности и удовлетворить их. У мальчиков есть ряд особых потребностей, которые не так важны для девочек. У девочек есть особые потребности, не имеющие особого значения для мальчиков. Кроме того, у каждого ребенка, независимо от пола, есть потребности, связанные с его личными проблемами и талантами». Все дети развиваются по-разному, по-разному воспринимают этот мир и обучаются. В этом случае действует главное правило: ни в коем случае не сравнивай своего ребенка с другими. Фразы типа «А вот у Вани пятерка по математике. А вот Ваня не пачкается так, как ты. А почему всем задали домашнее задание, а тебе – нет?» ни к чему хорошему точно не приведут. Запомни, твой ребенок – не все! Ты должна осознавать и понимать эти индивидуальные различия, а также научиться по-разному проявлять свою любовь к ребенку-мальчику и ребенку-дeвoчке. Последние, например, требуют намного большей заботы, в то время как мальчики хотят, чтобы им доверяли. Только осознав, что у девочек и у мальчиков разные потребности, ты сможешь удовлетворить их желания более полно.
2)Совершать ошибки — нормально. Дж.Грэй: «Все дети совершают ошибки. Это абсолютно нормально, и нужно быть к этому готовым. Допустив ошибку, ребенок не думает, будто с ним что-то не в порядке, если только родители не реагируют так, словно он сделал что то недопустимое. Ошибки — естественное, нормальное и неизбежное явление. Дети постигают эту истину главным образом из жизненных примеров. Чтобы донести до ребенка этот принцип, родители должны признавать собственные ошибки в отношениях с детьми и друг с другом». Искусство прощения – вот то, чему ребенок должен научиться с самого детства. Когда малыш видит, что родители извиняются даже за самый мелкий промах, он и сам приучается брать ответственность за свои поступки и ошибки. Ты должна научить ребенка не только прощать других, но и прощать и любить самого себя. А такая любовь развивается на основе отношений родителей и их реакций на ошибки ребенка. Не стремись сразу наказывать и ставить малыша в угол. Попробуй с ним поговорить и объяснить, почему так делать нельзя и почему это неправильно. Попробуй заменить приказы на просьбы, а вместо наказания и шлепков использовать поощрение и тайм-ауты.
3)Проявлять негативные эмоции — нормально. Дж.Грэй: «Такие негативные эмоции, как гнев, печаль, страх, сожаление, разочарование, беспокойство, смущение, ревность, обида, неуверенность и стыд, не только естественны и нормальны, но и важные составляющие роста. Родители должны научиться создавать для детей благоприятные возможности испытывать и выражать свои негативные эмоции. Хотя такие эмоции всегда нормальны, время, место и способ их выражения могут быть неуместными. Вам необходимо научить детей более ясно осознавать свои эмоции, иначе ребенок будет выходить из под контроля, противиться вашему авторитету и бурно выплескивать затаенные чувства». Ни в коем случае не манипулируй ребенком при помощи негативных эмоций. Например, вместо того, чтобы сказать: «Когда ты залезаешь на эту лестницу, я боюсь, что ты упадешь», лучше скажи: «Залезать так высоко небезопасно; я бы хотела, чтобы ты залезал на лестницу, только когда я рядом». Это намного действенней, ведь ребенок послушается не из-за твоего чувства стpaxa, а просто потому, что ты попросила его так не делать. Лучший способ научить ребенка осознавать свои чувства – выслушать его и помочь ему в них разобраться. Но не спрашивай напрямую о его чувствах и желаниях: это даст ему слишком много власти. Когда ты слушаешь ребенка, ты ненавязчиво вызываешь его на откровенность. А это помогает понять его желания и потребности.
Читать еще: Как лечить геморрой после родов в домашних условиях4)Хотеть большего — нормально. Дж. Грэй: «Скажи спасибо за то, что у тебя уже есть» — стандартный ответ родителей на желание ребенка получить больше. Методы позитивного воспитания позволяют нам научить детей просить о том, что они хотят, уважая при этом других. В то же время родители учатся отказывать ребенку, не испытывая при этом дискомфорта. Дети могут легко просить о том, что они хотят, зная, что никто не станет их стыдить. К тому же ребенок ясно осознает, что сам факт просьбы отнюдь не гарантирует получение желаемого»./p Детям часто стараются объяснить, что только избалованный ребенок постоянно хочет большего и закатывает истерику всякий раз, когда не получает желаемого. Дети не знают, сколько они могут просить, что им дозволено, а что – нет. Пусть он попробует убедить тебя дать ему то, о чем он просит. И помни, это отнюдь не то же самое, что идти на поводу у его капризов. Позволив малышу просить большего, ты тем самым даешь ему возможность ставить перед собой цели и добиваться их. Это поможет ему во взрослой жизни.
5) Выражать свое несогласие — нормально, но помни, что мама и папа — главные. Дж. Грэй: «Нужно позволять детям говорить „нет“, но при этом важно, чтобы они знали: последнее слово остается за родителями. Позволяя детям говорить «нет», вы тем самым даете им возможность свободно выражать свои чувства, определять собственные желания и затем вести переговоры. Из того, что ребенок может сказать «нет», вовсе не следует, что все будет именно так, как он хочет. Однако его желания и чувства будут услышаны, а это само по себе часто склоняет детей к сотрудничеству». Не думай, что это может разбаловать твое чадо. Помни, что любой ребенок заслуживает того, чтобы иметь больше прав. Однако вы, родители, всегда должны оставаться хозяевами положения. Главная цель позитивного воспитания, в первую очередь, – развить в детях склонность к сотрудничеству. Но не к покорности! Давая ребенку свободу, не забывай держать ситуацию под контролем. Используя эти пять принципов позитивного воспитания, ты поможешь своему ребенку развить те способности и качества, с помощью которых он сможет реализовать заложенный в него потенциал и достичь успеха в жизни. Это умение прощать не только других, но и самого себя, умение делиться, терпение, отзывчивость, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим и к себе, дух сотрудничества, уверенность в своих силах и способность быть счастливым.
Принципы воспитания
Воспитание как одна из подсистем образования подчиняется его общим закономерностям и принципам.
Принцип (от лат. слова principium – основа, первоначало) – руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности и поведению, вытекающее из установленных наукой закономерностей.
Принципами воспитательного процесса называют определенную систему исходных, основных требований к воспитанию, выполнение которых обеспечивает необходимую эффективность решения задач развития личности.
Принципы воспитания отражают уровень развития общества, его потребности и требования к воспроизводству конкретного типа личности; определяют его стратегию, цели, содержание и методы воспитания, общее направление его осуществления, стиль взаимодействия субъектов воспитания.
К числу основных принципов воспитания, отражающих логику воспитательного процесса, относится принцип гуманистической направленности воспитания. Этот принцип выражает необходимость сочетания целей общества и личности. Принцип предполагает последовательное отношение педагога к воспитаннику как к ответственному и самостоятельному субъекту собственного развития, стратегию его взаимодействия с личностью и коллективом в воспитательном процессе на основе субъект-субъектных отношений. Реализация принципа в пpaктике эффективно влияет на развитие у воспитуемых рефлексии и саморегуляции, на формирование их отношений к миру и с миром, к себе и с самим собой, на развитие чувства собственного достоинства, ответственности; на формирование демократических и гуманистических взглядов.
Принцип связи с жизнью и трудом – это традиционное для советской педагогики требование к воспитанию. Вместе с тем это одно из фундаментальных положений мировой педагогики. На его основе регулируются как цели и содержание воспитания, так и методика воспитательного процесса. Следование этому принципу обязывает школу, систему воспитания выдвигать такие цели воспитания и его содержание, которые обеспечивают расширение опыта воспитуемых, успешную адаптацию молодежи к жизни.
Принцип связи воспитания, школы с жизнью означает, что учителя на уроках и во внеурочной деятельности детей должны обсуждать с ними жизненно значимые для них проблемы, показывая связь современной действительности с историей и культурой мира. Школьные дисциплины, программы и богатая событиями жизнь ближайшего окружения детей, а также страны и мира дают для этого большие возможности.
Принцип формирования в единстве сознания и поведения – это требование вытекает из общепризнанного в отечественной психологии и педагогике закона единства сознания и деятельности, согласно которому сознание возникает, формируется и проявляется в деятельности. Однако как совокупность понятий, суждений, оценок, убеждений сознание направляет поступки и действия человека и одновременно само складывается под влиянием поведения и деятельности. Реализация этого принципа требует организации деятельности, в которой учащиеся убеждались бы в истинности и жизненной силе получаемых знаний, идей, овладевали бы умениями и навыками социально ценного поведения.
Принцип воспитания в коллективе и через коллектив – это требование вытекает из необходимости формировать определенную мораль и поведение: человек, живя в обществе, входя в разные группы, должен сочетать, гармонизировать общие, общественные интересы, цели и ценности со своими личными. Участие в жизни здорового, развитого коллектива, созданного в классе, группе, является мощным воспитывающим средством. Педагог должен уметь, учиться создавать коллектив воспитанников, руководить им и использовать как педагогическое средство.
Принцип единства требований и уважения к личности воспитанника. Это положение ярко и убедительно сформулировал А. С. Макаренко: нс вседозволенность и безграничный либерализм, а требовательность при максимальном уважении к личности. Следуя этому принципу, учитель изберет такой стиль и тон отношений с учащимися, который не подавляет, а раскрепощает их силы, побуждает к положительным действиям и поступкам, внушает чувство собственного достоинства и ответственности за свое поведение. Требовательность, если она нс имеет ничего общего с придирчивостью, предубежденностью, мелочностью, есть высшая мера уважения к человеку.
Принцип последовательности, систематичности, единства и непрерывности воспитательных воздействий. Соблюдение этого принципа предполагает построение такой педагогической системы, составные части и элементы которой не рядоположенны, а образуют целостное единство. Воспитанию решительно противопоказаны бессистемность, случайность, стихийность, несогласованность и неупорядоченность педагогических воздействий. Ничто так не вредит воспитанию, как разнобой в требованиях к учащимся. Вот почему так важно, чтобы семья поддерживала требования школы. Данный принцип предполагает единство требований и в учительской среде. Непрерывность воспитательного процесса реализуется благодаря развитой системе внеклассной и внешкольной работы.
Требование преемственности предполагает такую организацию воспитательного процесса, при которой то или иное мероприятие является естественным и логическим продолжением проводившейся ранее работы, закрепляет и развивает достигнутое, поднимает воспитание и развитие на более высокий уровень.
Процесс воспитания всегда обращен к целостной личности. Но в каждый отдельно взятый момент зритель решает конкретную воспитательную задачу. Связь и преемственность этих задач обеспечивает переход учащихся от простых к более сложным формам поведения и деятельности, их последовательное обогащение и развитие.
Читать еще: Значение имени Тереза, история и судьбаСистематичность и последовательность позволяет за меньшее время достичь бо́льших результатов.
Принцип соответствия воспитания возрастным и индивидуальным особенностям учащихся. Реализация этого принципа требует привести содержание и формы деятельности учащихся в соответствие с их возрастом, жизненным опытом, силами и возможностями. Возрастной подход прежде всего предусматривает изучение уровня актуального развития, воспитанности и социальной зрелости детей и подростков. Если предъявляемые требования и организационные структуры отстают от возрастных возможностей или непосильны для них, эффективность воспитательной работы снижается. В то же время каждый ребенок – это особый мир. Поэтому процесс воспитания должен быть еще более индивидуализированным, чем процесс обучения. Это станет возможным, если учитель, опираясь на имеющиеся у ребенка в данный момент потребности и интересы, сумеет найти такие формы и способы их удовлетворения, которые порождали бы новые потребности и новые интересы как решающую основу мотивации поведения и деятельности.
Таким образом, принципы воспитания отражают основные требования к организации воспитательной деятельности, указывают ее направление, а в конечном итоге помогают творчески подойти к построению процесса воспитания.
ПЯТЬ ПРИНЦИПОВ ПОЗИТИВНОГО ВОСПИТАНИЯ (по книге Джона Грэя «Дети с небес»)
Существует пять основных принципов позитивного воспитания, которые помогают детям не только найти в себе силы для преодоления жизненных трудностей, но и в полной мере развить внутренний потенциал. Эти принципы сформулировал в своей книге «Дети с небес» Джон Грэй, специалист в области семейных отношений.
1) Отличаться от других – нормально. Дж. Грэй: «Каждый ребенок неповторим. У каждого есть особые таланты, проблемы и потребности. Задача родителей – распознать эти особые потребности и удовлетворить их. У мальчиков есть ряд особых потребностей, которые не так важны для девочек. У девочек есть особые потребности, не имеющие особого значения для мальчиков. Кроме того, у каждого ребенка, независимо от пола, есть потребности, связанные с его личными проблемами и талантами». Все дети развиваются по-разному, по-разному воспринимают этот мир и обучаются. В этом случае действует главное правило: ни в коем случае не сравнивай своего ребенка с другими. Фразы типа «А вот у Вани пятерка по математике. А вот Ваня не пачкается так, как ты. А почему всем задали домашнее задание, а тебе – нет?» ни к чему хорошему точно не приведут. Запомни, твой ребенок – не все! Ты должна осознавать и понимать эти индивидуальные различия, а также научиться по-разному проявлять свою любовь к ребенку-мальчику и ребенку-дeвoчке. Последние, например, требуют намного большей заботы, в то время как мальчики хотят, чтобы им доверяли. Только осознав, что у девочек и у мальчиков разные потребности, ты сможешь удовлетворить их желания более полно.
2)Совершать ошибки — нормально. Дж.Грэй: «Все дети совершают ошибки. Это абсолютно нормально, и нужно быть к этому готовым. Допустив ошибку, ребенок не думает, будто с ним что-то не в порядке, если только родители не реагируют так, словно он сделал что то недопустимое. Ошибки — естественное, нормальное и неизбежное явление. Дети постигают эту истину главным образом из жизненных примеров. Чтобы донести до ребенка этот принцип, родители должны признавать собственные ошибки в отношениях с детьми и друг с другом». Искусство прощения – вот то, чему ребенок должен научиться с самого детства. Когда малыш видит, что родители извиняются даже за самый мелкий промах, он и сам приучается брать ответственность за свои поступки и ошибки. Ты должна научить ребенка не только прощать других, но и прощать и любить самого себя. А такая любовь развивается на основе отношений родителей и их реакций на ошибки ребенка. Не стремись сразу наказывать и ставить малыша в угол. Попробуй с ним поговорить и объяснить, почему так делать нельзя и почему это неправильно. Попробуй заменить приказы на просьбы, а вместо наказания и шлепков использовать поощрение и тайм-ауты.
3)Проявлять негативные эмоции — нормально. Дж.Грэй: «Такие негативные эмоции, как гнев, печаль, страх, сожаление, разочарование, беспокойство, смущение, ревность, обида, неуверенность и стыд, не только естественны и нормальны, но и важные составляющие роста. Родители должны научиться создавать для детей благоприятные возможности испытывать и выражать свои негативные эмоции. Хотя такие эмоции всегда нормальны, время, место и способ их выражения могут быть неуместными. Вам необходимо научить детей более ясно осознавать свои эмоции, иначе ребенок будет выходить из под контроля, противиться вашему авторитету и бурно выплескивать затаенные чувства». Ни в коем случае не манипулируй ребенком при помощи негативных эмоций. Например, вместо того, чтобы сказать: «Когда ты залезаешь на эту лестницу, я боюсь, что ты упадешь», лучше скажи: «Залезать так высоко небезопасно; я бы хотела, чтобы ты залезал на лестницу, только когда я рядом». Это намного действенней, ведь ребенок послушается не из-за твоего чувства стpaxa, а просто потому, что ты попросила его так не делать. Лучший способ научить ребенка осознавать свои чувства – выслушать его и помочь ему в них разобраться. Но не спрашивай напрямую о его чувствах и желаниях: это даст ему слишком много власти. Когда ты слушаешь ребенка, ты ненавязчиво вызываешь его на откровенность. А это помогает понять его желания и потребности.
4)Хотеть большего — нормально. Дж. Грэй: «Скажи спасибо за то, что у тебя уже есть» — стандартный ответ родителей на желание ребенка получить больше. Методы позитивного воспитания позволяют нам научить детей просить о том, что они хотят, уважая при этом других. В то же время родители учатся отказывать ребенку, не испытывая при этом дискомфорта. Дети могут легко просить о том, что они хотят, зная, что никто не станет их стыдить. К тому же ребенок ясно осознает, что сам факт просьбы отнюдь не гарантирует получение желаемого»./p Детям часто стараются объяснить, что только избалованный ребенок постоянно хочет большего и закатывает истерику всякий раз, когда не получает желаемого. Дети не знают, сколько они могут просить, что им дозволено, а что – нет. Пусть он попробует убедить тебя дать ему то, о чем он просит. И помни, это отнюдь не то же самое, что идти на поводу у его капризов. Позволив малышу просить большего, ты тем самым даешь ему возможность ставить перед собой цели и добиваться их. Это поможет ему во взрослой жизни.
5) Выражать свое несогласие — нормально, но помни, что мама и папа — главные. Дж. Грэй: «Нужно позволять детям говорить „нет“, но при этом важно, чтобы они знали: последнее слово остается за родителями. Позволяя детям говорить «нет», вы тем самым даете им возможность свободно выражать свои чувства, определять собственные желания и затем вести переговоры. Из того, что ребенок может сказать «нет», вовсе не следует, что все будет именно так, как он хочет. Однако его желания и чувства будут услышаны, а это само по себе часто склоняет детей к сотрудничеству». Не думай, что это может разбаловать твое чадо. Помни, что любой ребенок заслуживает того, чтобы иметь больше прав. Однако вы, родители, всегда должны оставаться хозяевами положения. Главная цель позитивного воспитания, в первую очередь, – развить в детях склонность к сотрудничеству. Но не к покорности! Давая ребенку свободу, не забывай держать ситуацию под контролем. Используя эти пять принципов позитивного воспитания, ты поможешь своему ребенку развить те способности и качества, с помощью которых он сможет реализовать заложенный в него потенциал и достичь успеха в жизни. Это умение прощать не только других, но и самого себя, умение делиться, терпение, отзывчивость, чувство собственного достоинства, уважение к окружающим и к себе, дух сотрудничества, уверенность в своих силах и способность быть счастливым.