Биографии    


Яблоко от яблони-правила вежливости

Яблоко от яблони-правила вежливости

Яблоко от яблони-правила вежливости

Яблоко от яблони

Предварительный просмотр:

Яблоко от яблони-правила вежливости

Мы очень часто учим своих детей здороваться, прощаться, извиняться и благодарить. но многие родители жалуются, что дети этого не делают и такое поведение вызывает у родителей чувство неловкости и стыда. Давайте сегодня обсудим вопрос воспитания детей и поговорим о правилах вежливости.

Что говорить о детях, когда сплошь и рядом взрослые грубо себя ведут по отношению к окружающим. Хамят, отвечают грубо в очередях, не уступают место пожилым людям. А ведь дети — это наше зеркало.

«Спасибо» и «пожалуйста» невозможно просто заучить как таблицу умножения. Эти слова, доведенные до автоматизма, не будут звучать от души из уст ребенка.

Правила вежливости — пример родителей

Основной способ привить детям хорошие манеры — это подавать им личный пример. Ведь говорят, что яблоко от яблони не далеко падает. Так и наши дети. Они с детства копируют поведение взрослых. Обучение правилам вежливости должно проходить в спокойной обстановке, без упреков и назиданий. И главное — личный пример родителей. Первые уроки вежливости дети получают дома, наблюдая за поведением взрослых. Сами старайтесь быть доброжелательными, вежливыми и ребенок без напоминаний начнет сам здороваться или благодарить.

Каким правилам вежливости мы можем научить детей?

Правила вежливости для детей

Чему взрослые должны научить детей? Рассмотрим основные правила для детей.

Здороваться. В первую очередь взрослые сами должны быть вежливыми. Большинство родителей учит своих малышей махать рукой на прощание и говорить »пока.» Но и здороваться ребенку придется часто: с родными, друзьями, воспитателями и учителями.

С детства тренируйте этот полезный навык в игровой форме, с куклами, мишками. Обыгрывайте разные ситуации. Так ребенок быстрее научится здороваться. Играйте с малышом в « магазин», « гости », «больницу», «школу».

Сами при встрече с соседями, знакомыми здоровайтесь. А мальчиков можно научить пожимать руку при встрече. Это особый ритуал для мужчин. И папа может продемонстрировать сыну, как здороваются мужчины. Ведь в детстве папа — пример для малыша.

Говорить «спасибо» Малышу часто дарят подарки, угощают сладостями. Напоминайте ему, что за добрый жест принято благодарить и говорить «спасибо». Если ребенок еще маленький и стесняется чужих, то не упрекайте его за молчание, а сами поблагодарите за него.

Играйте с малышом и учите говорить волшебное слово. Читайте книги, показывайте наглядные примеры, как надо благодарить за доброту.

Говорить «пожалуйста » Если ребенок слышит это слово часто, то и сам начнет его говорить. Используйте это слово в своем разговоре дома, за столом. Попросите вежливо ребенка подать вам хлеб, ложку или еще что-нибудь, играя в песочнице, попросите вежливо у другого ребенка совочек, ведерко. Или покупая мороженое, не забудьте в начале фразы слово «пожалуйста».

Учите говорить «извините» Ребенок должен понять, что слово «извините» — это шаг к примирению и с его помощью можно наладить отношения с тем, кого обидел. Оно, это слово, является даже лекарством для того, кому сделал больно.

Если вы сами ненароком накричали на малыша, извинитесь перед ним. Когда моя внучка не слушается, я делаю вид, что обижаюсь. А потом она просит прощения. И сама тоже извиняюсь, если была неправа.

Уступать место слабым. Своим личным примером учите детей уступать место слабым: пожилым людям в трaнcпорте, в очереди-женщине с грудным ребенком. Ведь малышу трудно выстоять в очереди. Заходя в магазин, придержите дверь для другого человека. Ребенку можно шепнуть на ухо, чтобы он помог своей бабушке , например, донести сумку с продуктами до холодильника, отрезать кусок пирога.

Не перебивать. Во время беседы важно выслушать до конца человека, дать ему закончить фразу, прежде чем отвечать. Это надо соблюдать и в диалоге с детьми. И учить их не перебивать старших. Если малыш хочет привлечь внимание, научите его делать это жестами: помахать рукой или дотронуться до руки, чтобы вы сразу поняли, что он что-то желает сказать и вы могли бы к нему подойти, когда освободитесь. Некрасиво, когда взрослые говорят, а ребенок постоянно привлекает к себе внимание, лезет с расспросами или пытается вас отвлечь.

Не обсуждать других на людях . И ногда родители чувствуют себя неловко из-за того, что ребенок, например, увидел на улице человека с темной кожей или физическим недостатком и кричит, показывая на него пальцем, спрашивая у мамы, почему дядя черный. договоритесь с ребенком, если он что-то хочет спросить, надо задать свой вопрос, не привлекая внимания окружающих. Объясните, что обсуждать внешность других людей вслух не принято: им это неприятно.

Уважать правила другого дома . С детства детей надо учить себя вести в общественных местах. Везде существуют свои правила поведения. В театре, музее , ресторане нельзя кричать и бегать, а на детской площадке, в парке это можно себе позволить. В поликлинике говорят тихо. В гостях нельзя прыгать на кровати, если дома это позволяют.

Учить вежливости — для чего это нужно?

Просто детям с хорошими манерами проще будет адаптироваться в школе, детском саду, они научатся быстро соблюдать правила, принятые в коллективе.

С такими детками проще ходить в гости, в кафе, посещать общественные места, не думая, что они закатят тебе истерику.

С вежливым ребенком легче не только окружающим, но он и сам будет себя лучше чувствовать, потому что будет думать о чувствах других людей, и о том, что надо говорить. Эта привычка будет исходить из родительского дома, где дети просто будут повторять то, что делают родители — «Делай, как я делаю».

Зачем нужны хорошие манеры: 8 полезных правил вежливости

Недавно в статье британской газеты The Telegraph был описан эпизод в супермаркете: кассир сделал комплимент дочери автора за то, что она сказала «спасибо», когда он протянул ей один из товаров. «Редко приходится наблюдать у посетителей хорошие манеры, – сказал сотрудник магазина, – а наибольшую грубость зачастую проявляют сами родители».

То, что раньше считалось признаком хорошего тона, стало терять важность. Находясь на людях, мы все чаще уходим в себя и в электронные устройства, не замечая того, что происходит вокруг. Поэтому едут стоя в маршрутках пожилые люди и беременные женщины, не приветствуют друг друга возле лифта соседи, мужчины не придерживают перед женщинами двери, дети без стеснения перебивают взрослых. Современный человек действует сам за себя, поэтому прежде всего себя и несет в этот мир.

Сейчас взрослые нередко говорят: «Мы не учим детей здороваться или говорить «спасибо» с помощью наставлений. Вырастут – научатся сами, какой толк во фразе «скажи волшебное слово»? Доля правды в этом есть: скорее всего, дети и правда научится говорить «пожалуйста» и «спасибо» с помощью воспитателей детского сада и школьных учителей. Но насколько легче им будет общаться с окружающими, если привычка улыбаться при встрече, спрашивать разрешения, чтобы взять чужую вещь, извиняться, когда кого-то задел, с малых лет будет нормой, а не вымученными словами, которые надо произносить, а не хочется.

Прекрасно, когда ребенок за обедом пользуется ножом и вилкой, знает, что не нужно говорить с набитым ртом, и не кладет локти на стол. Но успех в общении с другими людьми определит, скорее всего, не столовый этикет, а то, как ребенок ведет себя на общечеловеческом уровне, насколько его манеры соответствуют общепринятым, а он сам – вписывается в окружающую среду.

Вежливость – свидетельство того, что ребенок относится к другим людям и чуткостью и уважением. И здесь сpaбатывает закон бумеранга: мы относимся к другому человеку так, как он относится к нам. Поэтому вежливый ребенок в большинстве случаев будет встречать взаимное доброе отношение, а выходящие из моды волшебные слова будут открывать перед ним разные двери.

Яблоко от яблони: 8 полезных правил вежливости

«Спасибо» и «пожалуйста» невозможно заучить, как таблицу умножения – доведенные до автоматизма, эти слова не будут звучать от души. Естественный способ привить детям хорошие манеры – подавать им пример собственными повседневными реакциями. Как в зеркало глядят на нас наши дети. Мы благодарим дeвyшку, которая дала на улице рекламную листовку – и дети в следующий раз скажут «спасибо» кассиру, упаковавшему для них сундучок с «Хэппи мил». Мы спрашиваем разрешения посмотреть их рисунки в альбоме, и дети не возьмут без спроса родительский телефон, чтобы сфотографировать свою поделку. Мы извиняемся, когда случайно наступили малышу на ногу, и ребенок, нечаянно толкнув сверстника на игровой площадке, попросит прощения за неловкость. Каким полезным вещам могут научить детей взрослые?

Читать еще:  Виды грудных имплантов – как выбрать и какие лучше?

Здороваться. Большинство родителей учат малышей махать рукой и говорить «пока», но здороваться ребенку придется не реже: с родственниками, друзьями, соседями, воспитателями, продавцами. Тренируйте этот полезный навык с куклами и мягкими игрушками, играя в «гости», «магазин», «больницу». Поначалу будьте первым, кто здоровается, чтобы провоцировать ребенка отвечать вам. Здоровайтесь и улыбайтесь дворнику, кассиру, врачам в поликлинике, водителю такси. Научите мальчишек пожимать руку при встрече – для них это ритуал особой важности.

Говорить «спасибо». Детей много раз будут угощать, дарить подарки, исполнять их просьбы. Напоминайте о том, что за проявленный добрый жест принято говорить «спасибо». Сами благодарите за то, что ребенок принес свое белье в стирку, помог разобрать пакет с продуктами, угостил шоколадкой. Пока он маленький, не умеет говорить или стесняется гостя, подарившего ему воздушный шарик, сами каждый раз произносите «спасибо» за малыша, не упрекая его в том, что он молчит.

Говорить «пожалуйста». В современном языке это слово все чаще редуцируется до текстового «плиз», и пока оно совсем не стало архаизмом, пусть первые «пожалуйста» исходят от родителей. Вежливо прося ребенка передать сахарницу или хлеб, взрослые демонстрируют правильную форму просьбы. Играя в песочнице, попросите лишнюю лопатку у другого малыша. Покупая мороженое в парке, произнесите «пожалуйста» в начале фразы. Слыша вежливую форму обращения много раз, ребенок начнет использовать ее и в своем лексиконе. А вы, когда услышите от малыша «пожалуйста», обнимите и поцелуйте его, это даст ему добрый знак, что он все делает правильно.

Говорить «извини». Чтобы детям было легче произносить это не самое легкое на свете слово, будьте великодушными и с легким сердцем прощайте им промахи. Не бойтесь и сами извиняться, если понимаете, что незаслуженно накричали или слишком бурно отреагировали на детский проступок. Так ребенок поймет, что слово «извини» – важный шаг к примирению и налаживанию отношений с тем, кого обидел, а также лекарство для того, кому ненароком причинил боль.

Уступать и помогать более слабому. Уступать очередь на регистрации в аэропорту семье с младенцем, потому, что маленьким труднее ждать. Уступать дeвoчке, маме, бабушке. Уступать старшим место в трaнcпорте, придерживать для другого человека дверь. Дети могут не догадываться, что именно нужно сделать, но помогать они любят – шепните им на ушко, чтобы помогли бабушке донести сумку с продуктами до холодильника, отрезали для нее первый кусок торта. Благодарность от другого человека обязательно ребенка воодушевит.

Не обсуждать других прилюдно. Какой родитель не попадал в ситуацию, когда ребенок, впервые увидев человека с другим цветом кожи или особенностями внешности, показывал на него пальцем и громко спрашивал, почему у дяди такой темный цвет лица или нет волос. Договоритесь о том, что, если ребенку что-то интересно про прохожих, он может задать свой вопрос тихо, не привлекая внимание окружающих. Объясните, что обсуждать внешность других людей вслух не принято: им это может быть неприятно. Зато всегда делайте акцент на том, как это интересно, когда люди по-разному выглядят.

Не перебивать. Один из ключевых моментов беседы – давать другому человеку закончить фразу, прежде чем отвечать собственной репликой. Важно придерживаться этого правила как в отношении диалогов с детьми, так и ожидать от них взаимного уважения, когда вы заняты или разговариваете с другим взрослым. Придумайте знак, которым малыш может привлечь ваше внимание: потрогать за локоть, помахать рукой, аккуратно сжать ладонь – так, чтобы вы сразу понимали, что он хочет вам что-то сказать, и могли подойти, когда освободитесь. Когда этот момент настанет, выслушайте детскую просьбу с полным вниманием.

Уважать правила другого дома. Важно объяснить детям, что в каждом месте за пределами вашего дома приняты разные правила поведения. В театре и ресторане не кричат и не бегают, а вот на детской площадке или в игровом лабиринте – пожалуйста. Дома можно разговаривать каким угодно голосом, но в поликлинике лучше снизить тон. У себя в комнате разрешается прыгать на кровати, но в гостях это можно делать, только если позволили сами хозяева.

Для чего все это нужно? Не секрет, что детям с хорошими манерами проще адаптироваться к детскому саду и школе, соблюдать правила, принятые в коллективах. С ними легко ходить в гости и кафе, посещать общественные мероприятия без риска постоянно следить за тем, чтобы они что-то не испортили и не помешали другим людям отдыхать. Но с вежливым ребенком легче не только окружающим. В первую очередь он сам везде чувствует себя в своей тарелке, потому что имеет привычку думать о чувствах других и о том, что он говорит. И исходит эта привычка из родительского дома, в котором главным является не девиз «делай, как я скажу», а пример взрослых – «делай, как я делаю».

Советы родителям «Правила вежливости»

Галина Статив Советы родителям «Правила вежливости»

выучите вместе с детьми

Золотые правила вежливости.

1. Не забывайте про добрые слова дома, в детском саду, на улице.

2. Младшие первыми здороваются со старшими, а мальчики приветствуют девочек.

3. Обращаясь в библиотеке, поликлинике или на улице к кому-нибудь с вопросом или просьбой, поклонись слегка – это и будет означать приветствие. Вспомни при этом другое доброе слово – «пожалуйста».

4. Получив подарок, или покупку, или ответ на свой вопрос, не забывай сказать еще одно доброе слово – «спасибо».

5. Если нечаянно толкнул или обидел кого-то, тотчас же извинись.

6. Умей отличать искренние слова от лести.

7. Всегда уступай место старшим.

8. Никогда не перебирай, дослушай до конца.

9. Если ты не согласен, высказывай свое мнение вежливо.

Золотые правила чистоты и аккуратности.

1. Нужно умываться и чистить зубы 2-3 раза в день.

2. Обязательно следи за ногтями на руках и ногах.

3. Всегда мой руки перед едой и после туалета.

4. Полощи рот после каждого приема пищи.

5. Никогда не трогай лицо грязными руками.

6. Не грызи ногти и не суй пальцы в рот.

7. Следи за своей прической. Расчесывайся гребешком несколько раз в день.

8. Принимай ванну 1-2 раза в неделю, а душ – каждый день.

9. Не бойся чистить уши – это необходимо.

10. Ухаживай за своей одеждой и обувью. Содержи их в чистоте и порядке.

Золотые правила поведения за столом.

1. Нельзя опаздывать к столу.

2. Обязательно мойте руки перед едой.

3. За едой необходимо всем пожелать приятного аппетита.

4. Опасно есть немытые овощи и фрукты.

5. Не разговаривай за столом. Когда я ем, я глух и нем.

6. За красивым столом и сидеть надо красиво: прямо, не слишком близко к столу, чуть наклоняясь во время еды.

7. Некрасиво сидеть развалившись, нависать над тарелкой, класть локти на стол.

8. Жуй бесшумно, с закрытым ртом.

9. Хлеб берут только руками.

10. Котлеты, салаты, запеканки едят только вилкой.

11. Птицу, как и мясо, едят при помощи ножа и вилки.

12. Нож держат в правой руке, а вилку – в левой.

13. Рыбу едят без ножа.

14. Завершая еду, вытри рот и пальцы салфеткой.

15. Обязательно поблагодари за вкусный обед.

16. Если тебе понравилось блюдо, похвали его. Тому, кто его приготовил, будет приятно.

Золотые правила гостеприимства.

1. В гости приглашают заранее.

2. В ожидании гостей позаботься о чистоте в доме и в своей комнате.

3. Подумай о развлекательной программе праздника – чем можно занять гостей, какие игрушки им предложить.

4. Если не хочешь, чтобы гости играли с твоей любимой игрушкой, на время ее убери.

5. Не жадничай – предложи гостям как можно больше игрушек, книг и т. д. Им должно быть весело.

6. Подумай о своем праздничном наряде. Обувь и одежда должны соответствовать тому месту, где ты находишься.

Читать еще:  Умело делаем детей. ЭКО: ответы на все вопросы

7. Принимая подарок от гостей, обязательно поблагодари, даже если у тебя уже есть такой же.

8. Подумай об угощении: оно должно быть вкусным.

9. При знакомстве мальчика представляют дeвoчке, младшего — старшим

10. Девочка при знакомстве первой протягивает руку.

11. Хорошо, если при знакомстве ты что-то расскажешь друзьям о новом знакомом, им легче будут подружиться.

12. Все гости должны уйти с праздника с хорошим настроением.

Золотые правила поведения в кино, театре, музее.

1. Очень некрасиво опаздывать к началу спектакля или фильма.

2. Хрустеть чипсами и жевать шоколад, а также потягивать сок в театре и музее считается

3. Никогда не трогай в музее экспонаты. Это запрещено.

4. Если тебе захочется обменяться впечатлениями, то в музее следует говорить тихо, а в театре можно разговаривать только в антpaкте.

5. В антpaкте не следует спешить в буфет, ведь нас и дома хорошо кормят, правда?

6. После спектакля нужно аплодисментами поблагодарить актеров, а не торопиться в гардероб за одеждой.

7. В антpaкте можно побеседовать о погоде, о спектакле, но не решать проблемы и не выяснять отношения.

8. Того, кто дерется и толкается, нельзя считать воспитанным человеком.

9. Бумажки от конфет принято выбрасывать в корзины для мусора или положить в карман, а выбросить после просмотра.

Золотые правила безопасности.

1. Никогда не перебегай дорогу. Лучше переходить дорогу вместе с взрослыми.

2. Не ходи в гости к незнакомцам, не садись с ними в машину.

3. Спички – детям не игрушка! В случае опасности вызывай пожарных по телефону 101.

4. Не играй со спичками и хлопушками, а также с осколками стекла.

5. Чтобы не попасть в беду, обходи стороной ямы и люки.

6. Не залезай на чердаки и подвалы.

7. Никогда не открывай двери незнакомым людям.

8. Будь осторожен с колющими и режущими предметами.

9. Никогда не бросай в огонь газовые баллончики, полиэтиленовые пакеты и резину.

10. Если заблyдился, жди на месте, пока тебя найдут.

Золотые правила общения.

1. Относись с уважением к собеседнику.

2. Уважай его мнение, старайся не спорить, а вежливо высказать свою точку зрения.

3. Очень рано утром или поздно вечером без особого разрешения звонить неудобно.

4. Если ты ошибся номером – извинись.

5. Разговор первым заканчивает тот, кто позвонил.

6. Дольше 20 минут разговаривать не принято: вдруг кому-нибудь нужно срочно позвонить.

7. Поздравляй своих родных и друзей с днем рождения, Новым годом и другими праздниками.

8. Если твои родные и друзья живут в другом городе, пиши им подробные письма и рассказывай о новостях.

9. Обязательно отвечай на письма, которые тебе присылают.

10. Обсуждай не только свои дела и проблемы, но умей выслушать собеседника с интересом.

Советы родителям «Безопасный Интернет» Следите за социальными сетями. Сегодня чуть ли не каждый маленький человечек, умеющий включать компьютер, уже имеет страничку в социальной.

Советы родителям будущих первоклассников составитель: Тимофеева Л. Н., воспитатель «Советы родителям будущих первоклассников» Консультация для родителей Быть готовым.

Кризис трех лет. Советы родителям КРИЗИС ТРЕХ ЛЕТ — СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ В каждой семье наступает период, когда милый забавный малыш превращается в совершенно невыносимого и.

Советы родителям «Десять «с» 1. С-тройте отношения с детьми на основе взаимопонимания и сотрудничества. 2. С-очувствие, внимание и ласка -смягчают душу ребенка, снимают.

Консультация «Советы родителям дошкольника» Советы родителям дошкольника. Говорят, что чужие дети растут быстро. Но свои растут еще быстрее. И вот, вы не успели и глазом моргнуть,.

Советы родителям «Несложные советы и правила воспитания детей» Совет самый главный – хвалим на людях, ругаем наедине! Тоже важно – ругаем не ребенка, а его поступки! Не «нападаем» на ребенка всей семьей.

Советы родителям от дефектолога Рекомендации дефектолога родителям 1. Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка,.

Советы родителям по развитию речи Ребенок обязательно должен периодически принимать твердую пищу. Твердая пища – например, яблоко или морковь – укрепляет челюстные мышцы,.

Что означает пословица «Яблоко от яблони недалеко падает»?

Как прекрасны цветущие яблоневые сады! Сколько ожиданий и грёз вызывают они в душе человека! Мы ждём, что с наступлением августа каждое дерево даст добрый плод. Но так бывает не всегда. Иные яблочки вырастают мелкими, иные – испорченными, а иные такими кислыми, что их хочется бросить. Почему так происходит? Люди говорят: «Яблоко от яблони недалеко падает». Кого винить в том, что урожай нехорош, и что означает это выражение?

Значение пословицы

Идиома о яблоне и яблоках напрямую касается детей и родителей. Смысл её в том, что от хороших отца и матери не родится злое чадо. Дети повторяют ошибки и недостатки родителей, причину любых пороков стоит искать в семье. Пословица употрeбляется только в отрицательном значении, когда мы хотим поругать, а не похвалить кого-либо.

К примеру, злые языки обязательно скажут так о дeвyшке, родившей ребёнка до свадьбы. «Аришка-то – вон чего натворила! Знамо дело: мать её тоже в шестнадцать лет родила. Яблочко от яблоньки недалеко падает». Попрёки могут касаться и не столь серьёзных вопросов. Старый школьный учитель, учивший и хорошо запомнивший папу-двоечника, наверняка вспомнит «яблочную» пословицу, заметив, как недобросовестно готовит уроки его сын. Иногда выводы о дурной наследственности перекочёвывают из бытового обихода в общественную жизнь. В переносном смысле пословица может касаться не только кровного родства, но и общности взглядов, принадлежности к одной группе. Например, вспомнить о яблоне и её плодах уместно, когда на смену одному правителю приходит другой. От преемника ожидают смены курса, но поведение политика остаётся традиционным. Народ винит в этом философию партии или фpaкции, к которой принадлежат оба.

Происхождение выражения

Нетрудно догадаться, что пословица родилась путём житейских наблюдений. Действительно, созревшее яблоко упадёт рядом с деревом, на котором выросло. Наши предки уделяли большое значение семейному воспитанию. Выбирая жениха или невесту, интересовались историей рода, узнавали, нет ли в семействе людей, опорочивших себя ленью, грубостью, пьянством. Живя открыто, «на миру», утаить такие подробности в деревне или маленьком городе было невозможно.

Люди опасались общественного осуждения, старались держать себя достойно, воспитывали детей в строгости. С распадом общины и последующим кризисом семьи всё изменилось, но ценности остались прежними. Наблюдая неадекватное поведение ребёнка, мы по-прежнему делаем выводы о неполадках внутри семьи.

Почему в одних семьях при внешнем благополучии вырастают пассивные, склонные к безделью дети, а в другой, несмотря на её ущербность, появляются добрые маленькие солнышки?

Дело в существовании барьеров. Между воспитателем и воспитанником отношения складываются по-разному. К примеру, добрые родители, потакающие единственному чаду и в результате теряющие авторитет в его глазах, получают эгоиста и нахлебника. А в нeблагополучной семье малыш зачастую растёт правильным, испытывая отвращение к злу. Вот и получается, что упавшее яблоко может укатиться далеко под горку, а значит, пословица права, но не всегда.

Синонимичные выражения

В русском языке о связи привычек в семьях говорят:

  • От плохого семени не жди доброго племени;
  • От осинки не родятся апельсинки;
  • Отец – рыбак, а дети в воду смотрят;
  • Отсеки собаке хвост – не будет овца;
  • У доброго батюшки добры и детки.

В иностранных языках множество выразительных эквивалентов:

  • Одинаковый корень – одинаковый плод. (лат.) ;
  • Каково дерево – такова и груша. (нем.) ;
  • Как старый пeтyx кукарекнет, так сделает и молодой. (англ.).

Чтобы обидную пословицу не произнесли в ваш адрес, следите за собой так же строго, как за своими детьми. И пусть, глядя на вас, ваши наливные яблочки с удовольствием падают рядом: стать продолжением славного рода не только не стыдно, но и почётно!

Яблоко от яблони

Когда на горизонте появилась перспектива приобретения собственного земельного участка, я задумалась над вопросом плодовых посадок. Естественно, что плодовые деревья должны быть первоклассными, сортовыми, с вкусным и обильным урожаем. И тут мне открылись невиданные доселе истины, которые меня, как человека, во всём видящего аналогии и сравнения, не могли не поставить перед вопросами более серьёзными.

Всем знакома неодобрительная поговорка «Яблоко от яблони недалеко падает». В виду привычно имеется значение наследственных черт: «Каковы родители, таковы и дети». Но так ли это? Ответы можно найти, наблюдая за яблоком и яблоней или другими плодовыми деревьями.

Читать еще:  Боль при кормлении гpyдью

Как мы знаем, есть два пути размножения деревьев: семенной и вегетативный.

Про первый (когда яблочко упало, перегнило, а косточка проросла) нужно отметить, что при семенном размножении плодово-ягодных деревьев и кустарников свойства материнских растений не сохраняются. Простыми словами вырастет дичка. Особенно это заметно на примере культурных, сортовых деревьев. Таким образом, вегетативный способ размножения — пока единственно возможный путь закрепления у многих растений тех ценных сортовых свойств, которые накапливал и отбирал человек в процессе многовековой культуры. Самым распространённым способом вегетативного развития культурных плодовых деревьев является прививка черенком. То есть соединение черенка (привоя) с укоренённым побегом старше одного года (подвоем).

Однако всё же берём на заметку, что прививки, сделанные на сеянцах (дичках) отличаются лучшей приспосабливаемостью к различным почвенным условиям, но отличаются меньшей выровненностью по силе роста и урожайности. А прививки, сделанные на клоновых подвоях (укоренённых черенках материнского дерева) отличаются высоким качеством урожая.

И здесь нельзя не провести аналогию с размножением человека. Ведь далеко не всегда так бывает, что в семьях культурных (сортовых) родителей вырастают аналогичные дети. И, наоборот, дети из нeблагополучной семьи вырастают в достойных, развивающихся граждан, совершенно непохожих на свою «яблоньку». Конечно, последние случаи не так часты, но и не так редки! Вспоминается острая проницательность Грибоедова: «Не надобно иного образца, к огда в глазах пример отца».

Детям можно говорить и учить их сколько угодно, что это хорошо, а это плохо, но поступать в жизни они будут только по примеру своего учителя. Не зря и в нашем житейском обиходе, говоря о взращивании лучших качеств в человеке, мы так же используем слово прививка: привить эстетический вкус, привить культуру, привить любовь к спорту и т.д. Речь ведь не идёт о прививке, как об уколе с вакциной, которая чем-то заражает. Наоборот! Речь идёт о том, что очень кропотливо взращивают, за чем ухаживают, о чём непрерывно заботятся, чтобы новое качество прижилось и принесло свои плоды. Безусловно, детям, имеющим лучший пример от своих родителей, лучшие качества прививаются гораздо легче. Но человек — не дерево, мягко говоря. Человек обладает сознанием и способен сам делать себе такие «прививки»! Это ребёнок учится жить с того, что берёт пример с других, копирует окружающих его и, в первую очередь, самых близких — родителей. Но позже ребёнок вырастает и способен делать свой осознанный выбор!

Однако это дорога довольно сильных людей, но много таких, которым нужна помощь. Легко сказать, «яблоко от яблони» и жить дальше, возомнив, что ты чем-то лучше, выше, чище. И гораздо труднее осознать, что и ты являешь примером и тебе решать, будешь ли ты примером эгоизма, циничности и жестокости или созидания, милосердия и любви. Именно ты есть то зеркало, в которое смотрится каждый ребёнок, каждое «яблочко», и его личность формируется, отражаясь от этого зеркала. А из частного формируется общее. Для выражения стойкого явления общественной безответственности мне в сети встретилась очень удачная фраза: «Ни одна капля не считает себя виноватой в потопе».

Обычно причины деградации общества принято перекладывать на правительство, но правительство — часть общества. Депутаты и президенты тоже когда-то были детьми, тоже росли, отражая пример общества и его идеалы. Ведь мы буквально вырастили своих правителей и чиновников! И им были привиты далеко не лучшие, не «сортовые» качества! Вы не догадываетесь о причинах такой дегенеративной селекции?

В моём любимом романе «Воскресенье» Лев Толстой как всегда с великим талантом и масштабом мысли, присущим его гению, изложил на примере второстепенного персонажа, эту закостенелую систему высокомерного безразличия к судьбам наших братьев и сестёр:

«Из дела видно было, что этот мальчик был отдан отцом мальчишкой на табачную фабрику, где он прожил пять лет. В нынешнем году он был рассчитан хозяином после происшедшей неприятности хозяина с рабочими и, оставшись без места, ходил без дела по городу, пропивая с себя последнее. В тpaктире он сошёлся с таким же, как он, ещё прежде лишившимся места и сильно пившим слесарем, и они вдвоём ночью, пьяные, сломали замок и взяли оттуда первое, что попалось. Их поймали. Они во всём сознались. Их посадили в тюрьму, где слесарь, дожидаясь суда, умер. Мальчика же вот теперь судили, как опасное существо, от которого надо оградить общество…

Ведь очевидно, что мальчик этот не какой-то особенный злодей, а самый обыкновенный — это видят все — человек и что стал он тем, что есть, только потому, что находился в таких условиях, которые порождают таких людей. И потому, кажется, ясно, что, для того чтобы не было таких мальчиков, нужно постараться уничтожить те условия, при которых образуются такие несчастные существа.

Что же мы делаем? Мы хватаем такого одного случайно попавшегося нам мальчика, зная очень хорошо, что тысячи таких остаются непойманными, и сажаем его в тюрьму, в условия совершенной праздности или самого нездорового и бессмысленного труда, в сообщество таких же, как и он, ослабевших и запутавшихся в жизни людей, а потом ссылаем его на казённый счёт в сообщество самых развращённых людей из Московской губернии в Иркутскую…

Для того же, чтобы уничтожить те условия, в которых зарождаются такие люди, не только ничего не делаем, но только поощряем те заведения, в которых они производятся. Заведения эти известны: это фабрики, заводы, мастерские, тpaктиры, кабаки, дома терпимости. И мы не только не уничтожаем таких заведений, но, считая их необходимыми, поощряем, регулируем их.

Воспитаем так не одного, а миллионы людей, и потом поймаем одного и воображаем себе, что мы что-то сделали, оградили себя и что больше уже и требовать от нас нечего, мы его препроводили из Московской в Иркутскую губернию, — с необыкновенной живостью и ясностью думал Нехлюдов, сидя на своём стуле рядом с полковником и слушая различные интонации голосов защитника, прокурора и председателя и глядя на их самоуверенные жесты…

А ведь стоило только найтись человеку, — думал Нехлюдов, глядя на болезненное, запуганное лицо мальчика, — который пожалел бы его, когда его ещё от нужды отдавали из деревни в город, и помочь этой нужде; или даже когда он уж был в городе и после двенадцати часов работы на фабрике шёл с увлёкшими его старшими товарищами в тpaктир, если бы тогда нашёлся человек, который сказал бы: «Не ходи, Ваня, нехорошо», — мальчик не пошёл бы, не заболтался и ничего бы не сделал дурного.

Но такого человека, который бы пожалел его, не нашлось ни одного во все то время, когда он, как зверок, жил в городе свои года ученья и, обстриженный под гребёнку, чтоб не разводить вшей, бегал мастерам за покупкой; напротив, все, что он слышал от мастеров и товарищей с тех пор, как он живёт в городе, было то, что молодец тот, кто обманет, кто выпьет, кто обругает, кто прибьёт, рaзвpaтничает.

Когда же он, больной и испорченный от нездоровой работы, пьянства, разврата, одурелый и шальной, как во сне, шлялся без цели по городу и сдуру залез в какой-то сарай и вытащил оттуда никому не нужные половики, мы, все достаточные, богатые, образованные люди, не то что позаботились о том, чтобы уничтожить те причины, которые довели этого мальчика до его теперешнего положения, а хотим поправить дело тем, что будем казнить этого мальчика.

Ужасно! Не знаешь, чего тут больше — жестокости или нелепости. Но, кажется, и то и другое доведено до последней степени».

После слов великого писателя добавить почти нечего. Хочется только, чтобы каждый осознал, что он гражданин своей планеты и у него есть к ней свои обязанности. Но это именно те обязанности, которые должны стать стремлением души! Может быть тогда, яблоки с деревьев перестанут падать, а полетят,…если им подарят крылья.

Автор: Вершинина Ольга

Интеллектуальная собственность. При копировании текста ссылка на источник обязательна.