Занятия с логопедом. Буква "Л"
Занятия с логопедом. Буква «Л»
Занятия с логопедом. Буква «Л»
Грамотная, четкая, чистая и ритмичная речь ребенка не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей, педагогов и многих других людей, в окружении которых малыш растет и развивается. В первую очередь такая речь хаpaктеризуется правильным произношением звуков, которое, в свою очередь, обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Выработать четкие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Вниманию родителей предлагается комплекс упражнений, с помощью которых можно помочь ребенку правильно произносить звук [л].
к[Л]ассная сог[Л]асная
В раннем возрасте подражательные способности ребенка чрезвычайно велики, он легко и непринужденно усваивает огромное количество новых слов, с удовольствием учится произносить понравившиеся слова, стремится чаще использовать их в речи. Однако его артикуляционные возможности еще не совершенны, фонематический слух развивается постепенно, поэтому правильное произношение сложных звуков еще долго будет оставаться недоступным ребенку.
Одни упражнения ребенок может освоить за одно-два занятия, другие даются ему не сразу. Возможно, выработка определенного артикуляционного уклада потребует множества повторений. Иногда неудача вызывает у ребенка отказ от дальнейшей работы. В таком случае не фиксируйте внимание на том, что не получается. Подбодрите его, вернитесь к более простому, уже отработанному материалу, напомнив, что когда-то это упражнение тоже не получалось.
Правила и нюансы
Чтобы ребенку было интереснее, предложите ему стать учителем, воспитателем: возьмите любимую игрушку ребенка (куклу, мишку) и пусть они выполняют артикуляционные упражнения, произносят звуки и слоги, повторяют слова и чистоговорки.
Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы выpaбатываемые у детей двигательные навыки закреплялись и становились более прочными.
Непосредственная работа над развитием артикуляционной моторики должна занимать не менее 5 минут, а все занятие – 10-12 минут. Саму гимнастику выполняйте перед зеркалом.
Выполнение артикуляционных упражнений – это трудная работа для ребенка. Похвала и поощрение придадут малышу уверенность в своих силах и помогут быстрее овладеть тем или иным движением, а значит, быстрее овладеть правильным произношением звуков речи.
Звук [л]
Для правильного произношения звука надо выработать: подъем кончика языка вверх, подъем задней части спинки языка вверх.
Вызываем звук. Обнажите зубы в «улыбке» и покусайте широкий язык, не высовывая его слишком много и не напрягаясь. Язык узким не делать, иначе звук смягчится. Кусая язычок, одновременно произносим звук [а], получая – ла-ла-ла, затем замедляем и начинаем просто гудеть: «л-л-л» (без гласного «а»). Следите, чтобы уголки рта были растянуты в «улыбке»: через них выходит теплый воздух.
Иногда, испытывая напряжение, ребенок не может включить в работу голосовые складки при произнесении открытого слога «ла-ла-ла». В этом случае можно начать с гласного «А» – «а-ла-ла», «а-ла-ла». Широкий язык постоянно лежит на нижних зубах без напряжения. Если ребенок может долго протянуть звук [л], то, значит, он у него получается и можно проводить его закрепление.
Закрепляем звук. Для закрепления в речи звука [л], [л’] можно применять игру «Чудесный мешочек» или вариант игры «Что прячется под скатертью?». Ребенок должен на ощупь определить, какой предмет лежит в мешочке или под скатертью. Предметы для ощупывания подбираются такие, чтобы нужный звук в словах-названиях был в разной позиции: в начале слова, в середине, в конце.
Для закрепления звуков пользуйтесь умением четырехлетних детей легко запоминать стихи. Читайте детям стихи Маршака, Барто, Заходера и других детских авторов, просите ребенка досказать последнее слово в строчке, последнюю строчку в стихотворении, затем четверостишие, потом все стихотворение.
Упражнение
Найдите картинки, в названиях которых звук [л] находится в начале слова: лапа, лампа, лопата, лото, лук, луна; в середине: пила, одеяло, кукла, клоун; и в конце: стол, пол, дятел. Затем придумывайте предложения с этими словами, например: Мила поставила лампу на стол.
Звук [л’]
После автоматизации [л] твердого, мягкий звук легко вызвать по подражанию. Перед зеркалом произносите слоги: «ли-ли-ли», при этом губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны, а кончик языка стучит в бугорки за верхними зубами.
Недостатки произношения звуков [л], [л’] называются ламбдацизмами. К ламбдацизмам относятся отсутствие звука [л] и его искажения (межзубный, носовой или двугубный звук и др.).
Поскольку артикуляция твердого звука [л] сложнее артикуляции мягкого, то и нарушается он наиболее часто.
Замена звуков [л], [л’] другими звуками называется параламбдацизмами.
Причины, ведущие к неправильному произношению звука [л]: укороченная подъязычная связка, ограничивающая движения кончика языка вверх; слабость мышц языка; нарушения фонематического слуха.
Искажения звуков [л], [л’]
— Звук произносится межзубно. Кончик языка, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, выходит наружу между зубами.
— Носовое произношение звука. Язык прикасается задней частью к мягкому небу, а не кончиком к верхним резцам, как это происходит при правильном произношении звука [л]. При этом воздушная струя частично или полностью проходит через нос. Речь ребенка будет звучать так: «Мышка весенго жинга, на пуху в угнгу спанга».
— Замена звуком [й]. При этом нарушении кончик языка остается внизу, вместо того чтобы подниматься за верхние резцы, а средняя часть спинки выгибается вверх дугой, вместо того чтобы опускаться. Ребенок говорит так: «Мышка весее жия, на пуху в угью спая».
— Замена звуком [у]. При этом нарушении активное участие в образовании звука принимают губы, а не язык. При этой замене речь ребенка звучит так: «Мышка весеуо жиуа, на пуху в угуу спауа».
— Замена звуком [ы]. При этом нарушении задняя часть спинки языка поднята, а кончик опущен. Дети не замечают, что заменяют звук, а взрослые нередко считают, что звук [л] пропускается. Ребенок говорит: «Мышка весеыо жиыа, на пуху в угыу спаыа».
-Замена звуком [е]. При такой замене язык не принимает участия, к верхним резцам двигается нижняя губа. Дети и взрослые часто считают, что это не недостаток речи, а лишь нечеткость произношения. При этой замене мы слышим: «Мышка весево жива, на пуху в угву спава».
— Замена звуком [г]. В этом случае кончик языка не поднимается к верхним резцам, а опускается и оттягивается от нижних резцов, задняя часть спинки языка поднимается и упирается в мягкое небо, вместо того чтобы только приподниматься. Речь ребенка звучит так: «Мышка весего жига, на пуху в уггу спага».
Игры для подготовки к произношению звука [л]
Блинчик
Цель: выpaбатывать умение удерживать язычок в спокойном, расслабленном положении.
Улыбнитесь, приоткройте рот и положите широкий язык на нижнюю губу (губу не натягивайте на нижние зубы). Удержите в данном положении под счет от 1 до 5-10.
Вкусное варенье
Цель: выработать движение широкой передней части языка вверх.
Широким кончиком языка облизываем верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Нижней губой не помогайте.
Пароход гудит
Цель: выpaбатывать подъем спинки и корня языка, укреплять мышцы языка.
При открытом рте длительно произносите звук [ы]. Следите, чтобы кончик языка был внизу, в глубине рта.
Индюк
Цель: выpaбатывать подъем языка, развивать гибкость и подвижность его передней части.
При открытом рте производите движения широким кончиком языка по верхней губе вперед-назад, старайтесь не отрывать язык от губы, как бы поглаживая ее, постепенно убыстряйте движения, пока не получится звук [блбл] (как индюк болбочет).
Качели
Цель: выpaбатывать умение быстро менять положение языка, развивать гибкость и точность движений кончика языка.
При открытом рте (губы в улыбке) положите кончик языка за нижние зубы и удерживайте в данном положении под счет от 1 до 5, потом поднимите широкий кончик языка за верхние зубы и удерживайте в данном положении под счет от 1 до 5. Так поочередно меняйте положение языка 6 раз. Следите, чтобы рот оставался открытым.
Пощелкаем!
Цель: укреплять кончик языка, выpaбатывать подъем языка.
При открытом рте пощелкайте кончиком языка сначала медленно, потом быстрее. Следите, чтобы нижняя челюсть не двигалась, работает только язык. Беззвучно пощелкайте кончиком языка. Следите, чтобы кончик языка упирался в небо за верхними зубами, а не высовывался изо рта.
Проговаривание слогов с движениями
Слова в движении
Лампа
Лам – Вращательное движение кистями рук («фонарик»).
па – Прижимаем кулачки к гpyди.
Лампочка
Лампочка перегорела. – Делаем «фонарики».
Вероятно, заболела. – Наклоняем голову к плечу и подносим сложенные ладошки к щеке.
Чистоговорка
Ласточка гнездо свила.
Ласточке в гнезде тепло.
Скороговорка
Лайка с болонкой лаяли звонко.
Иволга долго пела над Волгой.
Маму слушать не хотела,
Потому и заболела.
Светлана Ульянович-Волкова, Светлана Мурдза, логопеды.
По содержанию провожают — по одежке встречают
Конспект логопедического занятия «Звук [Л] и буква «Л»
левицкая наталья Конспект логопедического занятия «Звук [Л] и буква «Л»
Тема: Звук «Л» и буква «Л».
-автоматизация звука «Л» в слогах, словах и предложениях;
-развитие фонематического слуха и восприятия;
-закрепление умения составлять предложения, используя слова с заданным звуком;
-развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения в игровых ситуациях;
-развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики;
Приемы и методы:
-использование художественного слова (загадки, стихотворение);
-музыкальное сопровождение (использование аудиокассет);
-рассказ логопеда.
Оборудование: кукла-царевна, кукла-богатырь, кукла Змей Горыныч, рисунок-речка с берегами, предметные картинки со звуком «Л», ворота из картона, замок, стаканчики, строительный материал, массажный мяч, зеркала, муха, панно с цифрами, панно с геометрическими фигурами, пластилин.
Ход занятия.
1. Организационный момент.
— Здравствуйте ребята! Мне сегодня очень повезло: я буду проводить у вас занятие. Давайте поздороваемся с нашими гостями и передадим друг другу хорошее весеннее настроение.
2. Введение в тему.
-Хотите ли вы послушать сказку? Тогда устраивайтесь поудобнее. Сказка начинается.
-В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь. Царь этот был очень ленивый и много своего времени посвящал счету мух.
3. Упражнение для развития прострaнcтвенной ориентировки.
-Давайте царю поможем побыстрее пересчитать мух, а то сказка так и не начнется. (Выставляется панно с цифрами.)
-Эта муха летает по цифрам вверх, вниз, налево, направо, но перемещаться может только по одной клеточке.
— Я буду говорить куда полетит муха, а вы догадайтесь на какую цифру она приземлиться. (Показ.)
-Какие вы молодцы, быстро сосчитали всех мух.
4. Самомассаж лица.
-У нашего царя была дочь, царевна Лада, прекраснее которой не было на всем белом свете.
— А знаете почему она была самой красивой? Потому, что каждое утро царевна делала массаж своего лица. Хотите я вас научу? И вы будете румяными, красивыми, жизнерадостными.
Читать еще: 28 неделя беременности: шевеления, фото животиков, УЗИ-Сначала погладим себя медленно по голове и похвалим: «Я хорошая, умная, красивая!»
-Нарисуем румяные яблочки. (Выполняются круговые движения пальцами от середины лба к вискам).
— Рисуем брови соболиные. (Проводим по бровям от переносицы к вискам каждым пальцем поочередно: указательным, средним, безымянным и мизинцем.)
-Закроем глазки, чтобы они у нас отдохнули. (Легко прикрыть веки пальцами.)
-Нарисуем улыбку. (Движение указательными и средними пальцами от середины нижней губы к углам рта, а затем вверх к скуловой кости.)
— Сделаем щечки румяными. (Надуть щечки и легко постукивать по ним кончиками пальцев.)
-Ну, а теперь улыбнитесь. Какими вы все стали красивыми как дочь царя. (Использование зеркал.)
5. Объявление темы.
— Но прослышал однажды о такой красавице злой волшебник, прилетел и унес в свой замок прекрасную Ладу.
-Опечалился царь, искал помощи по всему белому свету. Никто не мог ему помочь. Но вот однажды пришел к царю богатырь. И имя у него было красивое и необычное-Даниил. Давайте вместе повторим -Да-ни-ил.
-Как вы думаете, какой последний звук в имени богатыря? А в имени царевны?
6. Акустико-артикуляционный образ звука.
-А какой же это звук? Согласный или гласный? Звонкий или глухой? Твердый или мягкий?
-Расскажите, а как же образуется звук «Л»? (Губы улыбаются, зубы разомкнуты, а кончик языка прижимается к верхним зубам.)
-Этот звук будет нам помогать нам в поисках царевны. Готовы ли вы помочь Даниилу в нелегкой его работе?
7. Воспроизведение слоговых рядов.
— А вы знаете ребята, что у богатыря Даниила есть волшебная богатырская песенка, которую он всегда поет перед дальней дорогой. Эта песня поднимает богатырский дух.
— Хотите я научу вас этой песенке? Я буду катать вам волшебный мячик с этой песенкой, а вы повторяйте ее за мной:
8. Выделение звука «Л» на слух и в произношении.
а) -Посмотрите,ребята, какое болото у нас на пути. Чтобы его преодолеть, нужно прыгнуть с кочки на кочку. Но прыгнуть вы сможете только тогда, когда услышите звук «Л». Смотрите, не ошибитесь, а то утоните в болоте. И так, приготовились: п-с-л-н-л-р-й-л.
-Все выбрались из болота? Отправляемся в дорогу дальше.
б)На доске прикреплены картинки.
— Дошли мы до леса дремучего, непроходимого. Как же нам из него выбраться? Давайте найдем тропинку. А помогут нам в этом картинки в названии которых есть звук «Л».
-Назовите все картинки. А теперь только те в названии которых есть звук «Л». Соедините их мелом. Вот тропинка и готова.
-Еще с одним заданием справились. Можно идти дальше.
9. Работа над развитием дыхания.
-Ух, ты какая река перед нами! Да не простая-кипит, бурлит, берега заливает. Возьмите по стаканчику и давайте попробуем изобразить бурлящую реку.
-О, какая бурлящая река, точно все берега зальет. Ох и тяжело будет через реку перебраться.
-Но вдруг река успокоилась, давайте все поставим все стаканчики на место. И послушаем загадку. Может быть она поможет нам переправиться через реку.
10. Работа над фонематическим анализом.
Я на том берегу,
Я на этом берегу.
Через речку перебраться
Я тебе помогу. (Мост.)
-Правильно, нам поможет мост. Из чего же нам построить мост? Да вот же есть дощечки с картинками.
-Вы помните какой звук помогает нам в пути? Найдите, пожалуйста, те дощечки, где звук «Л» стоит в середине слова. Какой крепкий мост у нас получился.
10. Задание для развития внимания.
-Но внезапно появился туман и закрыл все картинки. Это, наверное, злой волшебник нам мешает. Не хочет, чтобы мы спасли царевну Ладу.
-Что же делать? Надо срочно вспомнить из каких же картинок мы построили мостик?
-Молодцы! Не удалось злому волшебнику нам помешать. Ну, что же отправляемся дальше.
11. Соотнесение звука с буквой.
(Взять подзорную трубу.)
-Ребята! Впереди вижу волшебное царство, вижу ворота, на воротах замок. Идемте быстрее.
-Как же нам его открыть? Как попасть в волшебное царство?
-Посмотрите царевна Лада прислала нам весточку:
Чтобы открыть этот замок,
нужно найти ключ, на котором
изображена буква, обозначающая
звук «Л». Будьте внимательны!
-Ошибиться нельзя! Поэтому вначале потренируемся. Каждый из нас слепит эту букву из пластилина. Но как же она называется? Правильно «ЭЛь».
-А теперь я вам раздам ключи, которые были в конверте. Подберите, пожалуйста, ключ.
12. Чтение слов по карточкам.
-Вот ворота раскрылись. Но кто это перед нами? Змей Горыныч! Он злой, потому что голодный и может нас съесть. Ой, да у него есть продукты! Но названия этих продуктов непонятны. Из их названия убежала буква «ЭЛь». Давайте вернем ее на место и прочитаем названия. Тогда мы уже сможем накормить Змея Горыныча.
(Раздаются карточки с пропущенной буквой «ЭЛь» — .апша, мо. око, бу. ка, ха. ва, мас. о, ко. баса.)
13. Упражнение для релаксации.
-Скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. Устал Даниил и лег отдохнуть.
(Звучит расслабляющая музыка.)
14. Составление предложений.
-Ну что, в дорогу? Вот перед нами замок волшебника. Но стоит он на скале. Надо построить башню из кубиков. Но поставить кубик вы сможете лишь тогда, когда составите предложение со словом изображенном на картинке.
-Вот и двери отворились. А перед нами царевна Лада:
Правда молвить, молодица
Уж и впрямь была царица.
Высока, стройна, бела
И умом и всем взяла.
-Вот так и спас богатырь Даниил прекрасную царевну Ладу с нашей помощью. И стали они жить поживать и добра поживать.
15. Итог занятия.
-Ребята, а какой звук помогал нам спасать царевну Ладу? Какой это звук?
-Вы знаете, Лада приготовила в благодарность вам подарок. Но вы должны выполнить еще одно задание.
-Посмотрите, пожалуйста, на панно и откройте те фигуры, у которых углов больше чем три. О! Какие-то буквы открылись. Может быть вы сможете прочитать полученное слово?
-«Молодцы!» А за то, что вы на самом деле молодцы, царевна Лада и богатырь Даниил угощают вас сладостями.
«Звук [ж]. Буква ж». Конспект логопедического занятия. Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ж], выделять, различать этот звук в звучащей речи; познакомить с буквой Ж. Задачи:.
Конспект фронтального логопедического занятия «Звук [Ы] и буква Ы» Заключение ПМПК — Общее недоразвитие речи (III уровень речевого развития) Возраст: старший дошкольный возраст (5- 6 лет) Период обучения:.
Конспект логопедического подгруппового занятия для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи «Звук [ш]. Буква ш» Цель: закреплять умение детей правильно произносить звук [ш], выделять, различать этот звук в звучащей речи; закрепить знания зрительного.
Конспект логопедического занятия для подготовительной группы «Звук [Ц] и буква «Ц» Конспект логопедического занятия для подготовительной группы Тема: «Звук и буква «Ц» Цель: Закрепление знаний о букве и звуке «Ц», различение.
Конспект логопедического занятия в средней группе «Звук [У]. Буква «У». Совушка в гостях у детей» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Продолжать формировать понятие «слово», «звук». • Закреплять, уточнять произношение звука [у] изолированно,.
Конспект логопедического занятия в старшей группе для детей с ТНР «Звук [Г], буква Г» Конспект фронтального логопедического занятия в старшей группе для детей с ОНР. Тема: Звук Г, буква Г. Цель: автоматизация звука Г в слогах,.
Конспект логопедического занятия в старшей группе «Звук [И] и буква И» Ход занятия: 1. Орг. момент. Снятие психоэмоционального напряжения. Логопед: Ребята! Доброе утро! Каждый новый день надо начинать с хорошим.
Конспект логопедического занятия «Звук [О] и буква О. Едем в гости к бабушке Оле и дедушке Осипу» ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ГРУППЕ. Тема: «ГЛАСНЫЙ ЗВУК о и БУКВА О. ЕДЕМ В ГОСТИ К БАБУШКЕ ОЛЕ И ДЕДУШКЕ ОСИПУ». ВОЗРАСТ.
Конспект логопедического занятия с детьми подготовительной группы «Звук [ч]. Буква Ч» по мотивам сказок К. И. Чуковского Государственное бюджетное образовательное учреждение детский сад №32 Выборгского района Санкт-Петербурга Методическая разработка.
Конспект логопедического занятия «Звук и буква А» Цель: формирование навыков звукового анализа и синтеза с целью профилактики нарушений чтения и письма у детей. Коррекционно-образовательные.
Конспект логопедического занятия. Постановка звука [л].
Идёт приём заявок
Подать заявку
Для учеников 1-11 классов и дошкольников
Конспект логопедического занятия.
1. Дать понятие о правильной артикуляции звука [л], используя артикуляционный профиль звука и показ логопеда.
2. Дать хаpaктеристику звука [л] и соотнести звук с буквой.
3. Сформировать правильный артикуляционный уклад звука [л].
4. Постановка звука [л] с использованием совместной ручной модели логопеда и ребенка.
5. Отработка правильного произношения звука [л] в открытых слогах, словах.
Развивать направленную воздушную струю.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Развивать общую моторику.
Развивать артикуляционный пpaксис (массаж лица, артикуляционная гимнастика для губ, языка).
Развивать мимические мышцы языка.
Развивать фонематический слух.
Воспитывать желание, стремление говорить звук [л] правильно.
Оборудование: профиль артикуляционного звука [л], кукла, картинки и изображением 6-8 предметов, методическое пособие на воспитание воздушной струи, бабочка, мяч, лото, инструмент.
— Сели правильно. Спинку выпрямили, руки положили на стол.
Мы будем разговаривать
Мы будем проговаривать.
Так правильно и внятно,
Чтоб было всем понятно.
— Сегодня нам предстоит очень большая работа, поэтому будь очень внимательна и старательно выполняй все инструкции.
2. Развитие общей моторики
— Сначала сделаем упражнения.
— Повторяй за мной
Я умею делать так
Влево – тик, вправо – так
По 2 наклона головы влево и вправо
В полуприсяде 2 наклона туловища влево и вправо
По 2 наклона головы влево и вправо
3. Развитие мелкой моторики
Пальцы дружная семья
Друг без друга им нельзя
(сгибание и разгибание кулаков)
Безымянный и последний
Наш мизинец, малышок!
У-У-У-У! Указательный забыли
Чтобы пальцы дружно жили
Будем их соединять
И движения выполнять
(соединяем все пальцы с большим)
Мы рога козы покажем
И рога оленя даже
Мы про зайку не забудем
Ушками водить мы будем.
Чтобы четко говорить
(соединяем все пальцы с большим).
Самомассаж лба. Поглаживать лоб кончиками пальцев обеих рук от середины лба к ушам. Повторить 4-6 раз.
Самомассаж верхней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать от спинки носа к ушам. Повторить 4-6 раз.
Самомассаж средней части лица. Кончиками пальцев обеих рук поглаживать от середины верхнего надгубного прострaнcтва к ушам. Повторить 4-6 раз.
Самомассаж верхней и нижней губы. Натягивая то верхнюю, то нижнюю губу на зубы, массировать кончиками пальцев от середины губы к ушам.
Читать еще: Опасные маточные кровотечения после родов: как выявить, лечить и предупредитьСамомассаж нижней челюсти. Поглаживать от середины подбородка сначала тыльными сторонами кисти обеих рук до ушей, затем ладонями от ушей обратно к середине подбородка. Повторить 4-6 раз.
5. Работа над дыханием
— Ручку на животик
Вдох через рот, выход через нос,
Вдох через рот, выдох через рот,
Вдох через нос, выход через рот губы трубочкой
6. Развитие мимических мышц лица
— Посмотри на гномиков, какие у них различные выражения лиц. Это сердитое (показ гномика), это удивленное (показ гномика) и т.д. попробуй сделать такие же выражения лиц.
7. Объявление темы занятия
— Сегодня у нас очень необычный гость: клоун Лоло. Вот вы и познакомились. Он будет сегодня выполнять все ваши задания.
— Какой звук чаще повторяется в этом стихотворении?
И опять поспа л .
— Правильно, сегодня будем учиться красиво и правильно говорить звук [л].
8. Артикуляционная гимнастика
— Чтобы его правильно говорить нужно сделать несколько упражнений.
Упражнения для нижней челюсти.
Упражнения для губ.
— Что мы делаем в цирке, когда выступает клоун? (смеемся, улыбаемся)
— Как? (губы сомкнуты, удержание губ в улыбке) 3 раза.
Мы веселые лягушки,
Губы тянем прямо к ушкам.
Подражаю я слону
Губы хоботком тяну.
— А теперь сделаем попеременно улыбку – хоботок (под счет 3 раза).
Упражнения для языка.
Язык похож на лист,
Плоский – будто лист березы.
— Открой рот и положи язык на нижнюю губу (3 раза).
2. Иголочка (картинка).
— Рот открыт, язык узкий, направлен вперед (3 раза).
Потолок побелеем мы.
Мы сегодня маляры.
— Рот открыт. Широким кончиком языка, как кисточкой, ведем от верхних резцов до мягкого неба (3 раза).
4. Грибок (картинка).
— Рот открыт. Язык присосать к небу (3 раза).
Воспитание воздушной струи.
— На нашего клоуна села бабочка. Нам нужно, чтобы бабочка улетела.
9. Анализ артикуляции звука
— Чтобы правильно произносить звук [н], нужно знать, в каком положении находятся губы, зубы.
— В каком положении находятся губы (в легкой улыбке).
— Зубы? (видны, разомкнуты).
— Кончик языка находится за верхними зубами. Упирается в них. Он узкий.
— Воздушная струя идет по бокам языка между языком и щекой.
10. Хаpaктеристика звука.
— Звук согласный или гласный? Почему?
— Звонкий или глухой?
— Положи мне руку на горло и почувствуй – горлышко дрожит.
— Значит звук какой?
11. Развитие фонематического слуха.
— Положи фишку, когда услышишь звук [л].
А ветер щеки то л стые
И на деревья пестрые
— Сколько получилось? Молодец.
— Положи фишку, когда услышишь звук [л] в словах.
Л ужа, кепка, сту л , полка, вещь, птица, п л ен.
— Если услышишь звук [л] среди слогов, подними левую руку.
— Если услышишь среди звуков звук [л], подними правую руку.
На большом листе изображены шесть предметов: рожки-ложки, Луша-лужа, paк-лак. Эти же предметы изображены на маленьких карточках. Ребенок берет карточку, называет предмет, изображенный на ней, ищет соответствующий предмет на карте, далее ищет карточку со словом, отличающимся от предыдущего предмета одним звуком, называет и ищет этот предмет на большой карте. Когда обе карточки найдены, ребенок определяет, в чем отличие.
12. Постановка звука.
1. По подражанию.
Сейчас мы с тобой немного поиграем. Клоун к нам прилетел на самолете.
Улетел самолет высоко за облака, не видно его, только слышно как он гудит: лллл…. (зв. длительно).
2. От артикуляционной гимнастики.
— Зубы видны, разомкнуты.
— Язык за верхними зубами, кончик языка упирается в них, он узкий.
— Воздушная струя идет по бокам, она теплая.
3. От межзубного.
— Как гудит пароход? (ыы).
— Положи широкий язык между зубами, прикусите его слегка и погудите, как пароход: ы-ы-ы.
— Пароход может давать несколько гудков.
— Убрать язык за верхние зубы.
4. Механическая помощь.
Удержание языка указательным пальцем, или зондом за верхние зубы.
5. Чтобы правильно научиться произносить звук [л], твой кончик языка должен с силой упираться в верхние резцы (или альвеолы). Вот так (используется совместная ручная модель логопеда и ребенка). Четыре пальца твоей левой руки – это «верхние зубы». Моя правая рука – это «язык». Я с силой буду надавливать правой рукой – «языком» в пальцы – «зубы» твоей левой руки и одновременно произносить звук [л] (Показ логопеда, привлечь внимание ребенка к зеркалу. Затем логопед и ребенок меняются «ролями».)
13. Закрепление в изолированном виде.
Произносим красиво, гудим как самолеты.
14. Закрепление в слогах.
Клоун решил показать нам номер с мячом, а на нем какие-то слоги.
Обратные: ал, ол, ул, ыл.
Между гласными (на другой стороне шарика): ала, оло, улу, ылы.
На шариках клоуна написаны стечения: олн, алн, улн, ылн.
15. Закрепление в словах, во фразовой речи.
Мила маме помогла.
Мила вымыла полы.
Ловко вымыла стекло.
Милочка полола лук.
— На маленьких карточках нарисованы молоток, пила, лом.
— Те же инструменты изображены на общей карте. Ребенок может положить маленькую карточку на общую после того, как правильно повторит стишок об инструменте.
Молоток стучал, стучал,
Колотил он с толком,
Пилит толстый ствол пила,
16. Итог занятия
— С каким звуком мы сегодня познакомились?
— Какой это звук? При произнесении звука [л] где находятся губы, зубы?
17. Домашнее задание.
Дома, пожалуйста, утром и вечером делай упражнения, которые мы сегодня выучили.
Логопедическое занятие «Звук и буква Л» план-конспект занятия по логопедии (2 класс) на тему
Коррекционная работа направлена на умение выделять (узнавать) заданный звук в начале слова.
Предварительный просмотр:
Звук и буква Л. Выделение звука в начале слова.
- закреплять навык чёткого произношения звука Л,
- закрепить связь звука с буквой,
- формировать умение выделять заданный звук в начале слова.
- развивать артикуляционную и мелкую моторику;
- развивать слуховое и зрительное внимание, память,
- развивать навык звукового и слогового анализа и синтеза,
- грамматический строй речи через словообразование,
- воспитывать самостоятельность, активность.
Оборудование: зеркала, сигнальные карточки, карточки для индивидуальной и фронтальной работы.
- Организационный момент.
Приветствие. (Звучит музыка из Лунтика)
Прозвенел уже звонок,
Позвал детей всех на урок.
Я очень рада вас видеть. Вас ждала и приготовила для каждого своё место.
Рассаживание по местам . (Максим сядет туда, где жёлтый цветочек, Мадина-гoлyбой, Аня- зелёный, Ангелина- красный)
Скажите, мы можем сейчас на улице увидеть цветочки? Почему?
(так как холодно, снег…)
Рисуем настроение на цветочках .
-Возьми карандаш тот, который больше нравится и нарисуй улыбку, если у тебя хорошее настроение, нарисуй чёрточку- если грустное.
Покажите мне и друг другу своё настроение. Я рада, что на урок вы пришли с хорошим настроением.
-Как называется наш урок?
-Чему учимся на логопедии?
-Игра: «Что на уроке важнее всего?»
Я буду спрашивать, а вы отвечать да или нет .
На вопросы отвечать?
Соседу по парте мешать?
Если трудно ему помогать?
Хихикать и болтать?
Слушать, смотреть, размышлять?
- Подготовительный этап.
- Что помогает нам звуки произносить? (губы…)
- Чтобы правильно говорить язычок должен быть сильным. Для этого мы его тренируем и выполняем что?
( зарядка для язычка)
Улыбка — губы наши очень гибки, ловко тянутся в улыбке
Трубочка – а теперь наоборот губы тянутся вперёд
Часики – тик-так, тик-так язычок качался так
Чистим зубки – очень любит чистоту, чистит зубки наверху
Качели — на качелях оказался, вверх взлетал и вниз спускался.
Упражнение для развития речевого дыхания и голоса
Работа на логотренажёре
Язычок потренировали, теперь будем тренировать голос и дыхание.
- Росток. Надо дуть так сильно и долго, чтобы цветочек распустился.
- Бегемот. Произносим звук А громко, чтобы бегемот широко открыл рот.
Что сейчас тренировали? (губы, язычок)
Что тренировали ещё? (голос)
Для чего тренируем язычок? (чтобы правильно произносил звуки)
- Основной этап.
Ребята, а у нас сегодня ещё один гость. Давайте угадаем кто он?
(видео о Лунтике)
Объявление темы урока
Какой первый звук в слове? ЛУНТИК
Мы будем учиться правильно произносить звук Л и выделять его в начале слова.
Лунтик с друзьями приглашает нас к себе в гости на полянку.
Путь нелегкий предстоит пройти: много неизвестного впереди.
На полянке вас ждут испытания, интересные задания.
Будьте дружными и смелыми, ловкими, умелыми.
И тогда в конце пути желаю вам сюрприз найти»
Интересно, что за сюрприз приготовил для нас Лунтик?
Мы узнаем в конце урока, если пройдём все испытания.
Правильная артикуляция звука Л
Чтоб красиво говорить
Надо чётко звук произносить
Уточним правильное произношение звука Л.
-Давайте его произнесём. Смотрим в зеркало.
Сначала спрашиваю потом показываю на слайде
-Что делают губы? раскрыты
-Где находится язык верху или внизу? за верхними зубами. Делаю акцент, что язычок узкий
Произнесём звук-он поётся, тянется или нет? Значит он согласный.
-Каким цветом обозначаем? Синим (приклейте нужный квадратик на карточку)
-Голос спит или звенит? Звенит
Приклейте нужный значок на карточку
(получится сигнальная карточка для звука Л)
Развитие фонематического слуха
Лунтик очень любит слушать разные звуки, предлагает поиграть в игру «Внимательные ушки»
-Если услышите звук л подними карточку
Какой звук учились произносить?
Какой звук учились слышать?
Прежде чем продолжить путь,
Нам нужно с вами отдохнуть.
Отправляемся в полет
И садимся в самолет.
Мы летим над облаками (руки в стороны)
Машем папе, машем маме,
Видим, как течет река («волной» кисти рук)
Видим в лодке рыбака («козырек» рукой)
Осторожнее: гора!! («гора» над головой)
Приземляться нам пора!
Следим глазками за самолётом
Отдохнули, тихо сели
-Ответьте на вопрос: Чем отличается звук от буквы?
Звук мы слышим и произносим
Букву видим и читаем
-Какая она буква Л? На что похожа?
Посмотрите на экран.
Карандаш да карандаш
Буква л- лесной шалаш
На стремянку л похожа,
И на крышу дома тоже.
Сколько предметов похоже на букву Л- много.
-Давайте сами составим эту букву.
Нет на свете легче дел
Чем составить букву л
Распрямим свои ладони
И из них построим домик.
Составим из пальчиков букву Л
Развитие зрительного внимания.
Лунтик приготовил задания, которые помогут запомнить эту букву.
— собери из частей (Максим)
— найди и раскрась (Мадина)
— найди и обведи (Ангелина)
— допиши букву ( Аня)
Читать еще: Чем лечить стоматит при беременностиКакую букву запоминали? Почему раскрасили синим цветом?
Работа над синтезом слогов
Букву запомнили? Будем учиться читать слоги с этой буквой.
-Помогите пчелёнку собрать нектар с цветочков. Пчелёнок подлетает к каждому цветочку, а вы прочитайте получившиеся слоги.
-Вспоминаем гласные на цветочках
(по одному выходят передвигают пчелёнка и читают, образовавшийся слог, а другие ищут на местах этот слог и показывают)
ЛА, ЛО, ЛУ, ЛЫ читают хором
С какой буквой читали слоги?
Откуда прилетел Лунтик? Луна
Днём солнце, а что появляется на небе ночью? луна.
-покажи на звуковой линейке место звука Л в слове
-разделим слово на части
Лунтик предлагает поиграть в игру «День и ночь»
Какого слога не хватает?
Найди, покажи. ЛУ
Какого не хватает? НА
-Выложи всё слово
Выложи схему слова ЛУНА
Какое слово делили на части?
Работа по развитию фонематического восприятия
Игра «Пьём чай с Лунтиком»
Работа по парам
Игра «Большой –маленький»
Работа по словообразованию (инд)
— Лунтик очень любит пить чай и угощать друзей любимым лакомством.
-Выбери его любимые чашечки с картинками, в названии которых первый звук Л
Проверяем. Какие слова выбрали?
Ребёнок берёт одну чашку и на доске подбирает ей пару по принципу большой –маленький и называет ласково
На какой звук мы подбирали картинки?
Какой звук сегодня учились произносить?
Какой звук узнавали в начале слов?
А сейчас пора оценить свою работу на уроке. Если вам было легко справиться со всеми заданиями и у вас не изменилось настроение –нарисуй. Повесьте свой цветочек на полянку. Если было трудно, оставь на столе.
Посмотри, какая весёлая полянка получилась?
А вот и сюрприз от Лунтика. Его любимое лакомство. Попьёте чай.
Предварительный просмотр:
Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие по логопедиив рамках методической неделив Государственном областном бюджетном специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с огран.
Конспект логопедического занятия «Дифференциация букв Л-М». Тема логопедического занятия: «Дифференциация букв Л-М». В процессе занятия ученики закрепят знания о механизме образ.
Логопедический досуг расчитан для детей коррекционной школы VIII вида, 2 варианта обучения 5 — 10 классовЗанятие подготовили и провели логопеды ГБСКОУ № 613 Куликова Т.А., Яковлева С.С. Цель: зак.
Конспект логопедического занятия «Дифференциация букв б-д» может быть полезен логопедам, работающим в школе. Использован на занятиях по коррекции оптической дисграфии.
Занятие для подгруппы детей с оптической дисграфией.
Конспект логопедического занятия «Дифференциациия букв б — д в слогах, словах и предложениях». Цель: различение букв «б- д» на письме и при чтении.
Конспект логпедического занятия по теме «Дифференциация букв И-Й. Перенос слов с этими буквами.».
Постановка звука [л] у детей с помощью логопедических упражнений
Маленькие дети часто искажают слова при разговоре, и некоторые звуки даются им особенно трудно. Что делать, если малыш не произносит звук [л]? Логопед определит причину речевого дефекта, назначит комплекс упражнений для его устранения. Но прежде чем идти к специалисту, родители могут попробовать самостоятельно позаниматься с ребенком. Не исключено, что уроков на дому будет достаточно.
Буква или звук?
Перед первым логопедическим занятием тщательно изучите теоретический материал, ознакомьтесь с основными предпосылками возникновения дефекта, методиками постановки звука и видами упражнений для закрепления успеха.
Пробелы в знаниях родителей – основная причина неэффективности занятий. В первую очередь, запомните, что логопед учит выговаривать не букву а звук [л]. Звуки речи на письме обозначаются буквами. Букву можно лишь написать, но не произнести или услышать. Несколько различных звуков могут обозначаться одной буквой при написании. В русском языке звуков больше, чем букв. Называя звук буквой, вы даете ребенку неправильное представление о русской фонетической базе.
Причины неправильного произношения
Врачи выделяют три основные причины, по которым у малыша возникают проблемы с произношением звука [л]:
- [л] не воспринимается ребенком на слух;
- имеется дефект в ротовой полости;
- недоразвитость мышечной ткани языка.
Часто родители чрезмерно требовательны к крохам. В 2-3 года ошибки при произношении слов с буквой Л логопеды считают нормальным явлением. Если в 4-6 лет проблема не исчезла сама по себе, есть смысл задуматься о коррекционных занятиях.
Правильное положение речевого аппарата
Правильного положения органов артикуляции можно добиться следующим образом:
- зубы не смыкаются;
- боковые части языка не прилегают к коренным зубам верхнего ряда;
- кончик языка находится в напряжении, он делает упор в основания передних зубов верхней челюсти или в десны над ними;
- корень языка приподнят;
- верхнее небо расположено так, что оно перекрывает отверстия носоглотки;
- голосовые связки вибрируют.
Распространенные ошибки артикуляции
Ребенок произносит [л] неправильно, если он:
- втягивает язык во внутреннюю часть ротовой полости. Так появляется звук [ы] – например, [ыотка] вместо [лотка] в слове «лодка»;
- неверно располагая губы, ребенок говорит [в] вместо [л] – [увошать] вместо [лошать] в слове «лошадь»;
- неправильно пропускает поток воздуха – [фук] вместо [лук], [уныпка] вместо [улыпка] в слове «улыбка».
Дети часто неосознанно заменяют ранее освоенный звук [р] на [л]. Во избежание новых проблем с артикуляцией перед отработкой звука [р], потренируйте звук [л].
Подготовительные упражнения перед постановкой звука
Прежде чем переходить к основной части занятия, необходимо выполнить небольшую артикуляционную разминку. Она состоит из пяти упражнений.
- «Ням-ням». Язык в форме лопатки, высунут наружу, губы неподвижны. Облизывайте верхнюю губу сверху вниз.
- «Индюшонок». Исходное положение речевого аппарата то же. Облизывая в быстром темпе верхнюю губу, пытайтесь произнести «бл-бл-бл».
- «Лошадка». Упражнение направлено на укрепление мышц ротовой полости. Имитируйте цокот копыт, пощелкивая языком возле передних зубов верхней челюсти.
- «Качели». Широко улыбнитесь, слегка приоткрыв рот. Попеременно упирайтесь кончиком языка в нижние и верхние зубы.
- «Гриб». Натяните языковую уздечку, упершись языком в небо. Зафиксируйте ненадолго положение.
Постановка звука [л]
В логопедии опираются на два основных способа постановки звука [л].
- Попробуйте вместе произнести [ы] – весело, протяжно, нараспев и т. д. Далее попросите повторить за вами короткие слова со слогом -лы-: клыки, лыжи, лыко, улыбка, слышать и т. д. В один прекрасный момент малышу удастся поймать межзубное положение языка, и он произнесет слово правильно. Когда это случится, заострите его внимание на том, куда должен упираться кончик язычка.
- Упражнение также выполняется совместно. Откройте рот так широко, чтобы были видны все зубы. Высуньте язык между зубами и произнесите [а]. Параллельно слегка сомкните челюсть, прижав кончик языка. Должен получится слог –ла-. Когда ребенок начнет чисто произносить [л], предложите ему переместить язык в верное положение.
Не забывайте, что перед вами еще маленький ребенок. Лучшие методы обучения для него – повторение действий взрослого и игра. Не стоит наседать, если кроха не в настроении для занятий. Подогревайте интерес к урокам, объясняйте, что вы делаете и зачем. Начните с 1-2 занятий в день по 3 повтора.
Автоматизация звука
Доведение чистого произношения звука [л] до автоматизма – сложный и трудоемкий процесс тренировок. Когда звук поставлен, ребенок может успешно произносить его отдельно, но и пропускать в словах или слогах. Лучше начать с отработки мягкого звука [л’], а именно – слогов -лю-, -ля-, -ли-, -ле-. Как только слоги будут даваться ребенку легко, переходите к словам с этими слогами, например: олень, лиса, поля и т. д.
После словесной тренировки переходите к чистоговоркам, таким как:
- ля-ля-ля – летние поля;
- лю-лю-лю – молока налью;
- ли-ли-ли – мы лису нашли.
Чистоговорки сменяются скороговорками.
- Еле-еле Лена ела, есть из лени не хотела.
- Великану малы Валины валенки.
Затем начинайте осваивать артикуляцию обратного типа: слоги –аль-, -яль-, -ель- и т. д. Схема тренировки остается прежней за одним исключением: на этом этапе нужно тщательно контролировать положение языка на деснах или зубах.
Твердый звук [л] дается детками сложнее. Методика ничем не отличается от той, что используется с мягким звуком, но количество подходов и повторений логопедических упражнений придется увеличить в несколько раз.
Правила проведения упражнений
Для того чтобы ваши занятия соответствовали методическим и врачебным требованиям, необходимо соблюдать несколько правил.
- Занятия проводятся ежедневно для успешного перехода полученного умения в навык.
- Нельзя выполнять более 5 упражнений за занятие.
- При подборе заданий нужно руководствоваться принципом «от простого к сложному».
- Занятия проводят в форме игры.
- Из 5 упражнений лишь одно должно быть новым для малыша. 4 остальных ему знакомы по предыдущим занятиям.
- Занятие проводится только в сидячем положении.
- Ребенок хорошо видит и свое лицо, и лицо взрослого, чтобы контролировать правильность выполнения задания. Лучше расположиться рядом с большим зеркалом.
- Взрослый должен контролировать правильность выполнения упражнения.
- Занятие проводится в непринужденной обстановке с позитивным настроем малыша.
- Выделять и хвалить любые успехи малыша.
Другие способы развития речевого аппарата
Доказано, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и мелкую моторику рук, расположены по соседству. Между задержкой речевого развития и плохой координацией детских пальчиков наблюдается прямая зависимость. Развивая речь ребенка, вы стимулируете механизмы развития мелкой моторики, и наоборот. Таким образом, для устранения трудностей в артикуляции звуков необходимо играть с малышом в пальчиковые игры. Методические пособия богаты примерами домашних заданий по логопедии на основе пальчиковых игр для детей младшего дошкольного возраста:
- лепка из пластилина или глины;
- рисование, разукрашивание, творческая работа с рисунками;
- игры с камешками, бусинами, шариками;
- нанизывание бусин или пуговиц на нитку;
- завязывание узлов на веревке;
- застегивание пуговиц, крючков, молний;
- конструирование;
- собирание паззлов;
- складывание кубиков и пирамидок;
- игры с водой и песком;
- аппликация.
Подобные игры имеют свои особенности проведения.
- Сочетание игр и упражнений для развития речи. Игры не проводятся молча. Каждое действие озвучивается и проговаривается.
- Регулярные тренировки. Пальчиковым играм должно быть отведено отдельное время в распорядке дня ребенка.
- Важна энергичность движений и максимальная двигательная нагрузка на детские пальчики.
- Непродолжительность занятий.
Игры и упражнения, направленные на развитие мелкой моторики рук, также помогают детям научиться понимать содержание стихов, различать ритм речи. Формирование тонких движений детских пальчиков способствует созреванию зрительно-моторной координации, готовности руки к письму.
Занятия не будут иметь успеха без максимального включения родителей в процесс обучения. Научитесь заново вместе с ребенком произносить сложные звуки. Подключите фантазию, чтобы заинтересовать его. Превратите обычное упражнение в веселую забаву, и результат не заставит долго ждать!