Евгений миронов руководитель театра наций
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 9 октября 2020; проверки требует 1 правка.
Евгений Миронов | |
---|---|
2018 год | |
Имя при рождении | Евгений Витальевич Миронов |
Дата рождения | 29 ноября 1966 (53 года) |
Место рождения | Саратов, РСФСР, СССР |
Гражданство | СССР → Россия |
Профессия | актёр |
Годы активности | 1987 — н. в. |
Театр | «Табакерка», Государственный театр наций |
Награды | «Хрустальная Турандот» (2001, 2006, 2009, 2014) |
IMDb | ID 0592491 |
Сайт | emironov.ru (рус.) (англ.) |
Медиафайлы на Викискладе |
Евге́ний Вита́льевич Миро́нов (род. 29 ноября 1966, Саратов, РСФСР, СССР) — советский и российский актёр театра, кино, озвучивания и дубляжа, сценарист и продюсер. Народный артист РФ (2004)[1]. Лауреат двух Государственных премий РФ (1995, 2010). Художественный руководитель Государственного театра Наций с 2006 года.
Биография[править | править код]
Происхождение[править | править код]
- Отец — Виталий Сергеевич Миронов (1938—2004) — работал водителем[2]
- Мать — Тамара Петровна Миронова (род. 1941) — работала продавцом, сборщиком ёлочных украшений на заводе[2]
- Сестра — Оксана Витальевна Миронова — балерина и преподаватель в созданной ею детской студии, снималась в кино[2][3]
Родился в Саратове, жил с родителями в посёлке Татищево-5 (ныне Светлый) Саратовской области.
С детства мечтал стать актёром и в школе занимался в драматическом кружке, учился также в музыкальной школе по классу аккордеона. С сестрой Оксаной ставил домашние кукольные спектакли[4].
После окончания в 1982 году восьми классов поступил в Саратовское театральное училище им. И. А. Слонова, на курс Валентины Александровны Ермаковой.
Первой его учебной ролью в отрывке была роль Ивана (по повести «Иван» Владимира Богомолова).
С успехом окончил училище в 1986 году.
Театр[править | править код]
По окончании училища был приглашён на работу в Саратовский ТЮЗ, однако решил продолжить обучение актёрскому мастерству в Москве, поступив в Школу-студию МХАТ на курс Олега Павловича Табакова и Авангарда Николаевича Леонтьева. Олег Табаков назначил ему двухнедельный испытательный срок, так как его студенты учились уже на втором курсе. За две недели нужно было подготовить отрывок для показа. Помочь в подготовке отрывка согласился Роман Кузнеченко[4]. По окончании испытательного срока Евгения Миронова официально зачислили в школу-студию МХАТ.
В 1990 году Миронов окончил школу-студию МХАТ. Ему поступили предложения от трёх театров: Олег Ефремов звал во МХАТ, приглашали и в Театр на Малой Бронной, но актёр предпочёл принять приглашение Театра-студии под руководством Олега Табакова[4][5].
С 2001 года Евгений Миронов активно сотрудничает с МХТ им. Чехова; с декабря 2006 года является художественным руководителем Государственного театра наций[6][7]. Интересно, что одну из важнейших театральных ролей — Гамлета — он сыграл дважды (в постановке Петера Штайна и в постановке Робера Лепажа, где он сыграл все роли пьесы Шекспира).
Кинематограф[править | править код]
В кино Евгений Миронов первую роль сыграл в 1988 году в фильме Александра Кайдановского «Жена керосинщика». Вскоре после его участия в нескольких совершенно непохожих лентах («Делай — раз!», «Перед рассветом», «Затерянный в Сибири») молодого актёра заметили.
Широкую известность и признание как зрителей, так и специалистов Евгений Миронов получил после исполнения главной роли в фильме режиссёра Валерия Тодоровского «Любовь», удостоенной целого ряда отечественных и зарубежных кинематографических наград, а сам он был признан лучшим актёром 1992 года.
Общественная деятельность[править | править код]
С 2001 года — члeн Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству[8].
Евгений Миронов с 2005 года входит в число учредителей и арт-директоров ежегодного московского фестиваля TERRITORIЯ, который проходит в октябре.
Является соучредителем Благотворительного фонда поддержки деятелей искусства «АРТИСТ», основанного в 2008 году и соучредителем Фонда «Жизнь в движении». Входит в попечительский совет благотворительного фонда поддержки слепоглухих «Со-единение» и Фонда профилактики paка[источник не указан 916 дней].
В 2022 году суд в Брянске приговорил трaнcгендера к трем годам реального лишения свободы по части 1 статье 242.1 Уголовного кодекса Российской Федерации за размещение хентай на странице в социальной сети, расценив действия трaнcгендера как распространение детской пopнографии[9]. Экспертиза указала, что на рисунках были изображены лица мужского пола, не достигшие 14 лет[9]. Евгений Миронов участвовал в общественной кампании в защиту осужденного, после которой приговор был отменен и дело направлено на пересмотр[9].
Творчество[править | править код]
Роли в театре[править | править код]
Саратовский театр драмы
- «Полёт над гнездом кукушки» К. Кизи (дипломный спектакль)
Школа-студия МХАТ
- 1989 — «Предложение» (дипломный спектакль)
«Табакерка»
- «Ревизор» Н. В. Гоголя. Режиссёр: Сергeй Газаров — квартальный
- «Прищучил». Режиссёр: Олег Табаков — парень
- 1987 — «Билокси Блюз». Режиссёр: Олег Табаков — Юджин Джером
- 1988 — «Матросская тишина». Режиссёр: Олег Табаков — Давид Шварц
- 1990 — «Обыкновенная история» И. А. Гончарова. Режиссёр: Олег Табаков — Александр Адуев
- 1992 — «Миф о Дон Жуане». Режиссёр: А. Марин — Франциск
- 1992 — «Звёздный час по местному времени». Режиссёр: Владимир Машков — Коля
- 1993 — «Страсти по Бумбарашу». Режиссёр: Владимир Машков — Бумбараш[5][10]
- 1996 — «Анекдоты». Режиссёр: В. Фокин — Лебезятников / Хомутов
- 1998 — «Ещё Ван Гог…» Режиссёр: В. Фокин — Саша
Международная конфедерация театральных союзов
- 1994 — «Орестея», по трилогии Эсхила. Режиссёр: Петер Штайн — Орест[11]
- 1998 — «Гамлет», по пьесе Шекспира. Режиссёр: Петер Штайн — Гамлет[12][13]
Московский театр «Современник»
- 1995 — «Карамaзoвы и ад» (постановка В. Фокина) — Иван Карамaзoв
Агентство «БОГИС»
- 1996 — «Последняя ночь последнего царя» (постановка В. Фокина) — Фёдор Лукьянов
МХТ им. А. П. Чехова
- «Ундина» (постановка Н. Скорика) — камергер
- «Чайка» (постановка О. Ефремова) — Треплев
- 2001 — «№ 13» Рея Куни. Режиссёр: Владимир Машков — Джордж Пигден[14]
- 2005 — «Господа Головлёвы» М. Е. Салтыкова-Щедрина. Режиссёр: Кирилл Серебренников — Порфирий Головлёв[15]
Проект театра Доннеллана «Cheek by jowl» и Московского международного театрального фестиваля имени А. П. Чехова
- 2000 — «Борис Годунов» (постановка Д. Донеллана) — Самозванец
Фонд Станиславского
- 2003 — «Вишнёвый сад», по пьесе А. П. Чехова, реж. Э. Някрошюс — Лопахин[16][17]
Театральная компания Е. Миронова
- 2006 — «Фигаро. События одного дня», по пьесе Бомарше (реж. К. Серебренников)[18] — Фигаро
Фонд «Артист»
- 2013 — спектакль-концерт «Признание в любви», основанный на переписке Петра Чайковского и Надежды фон Мекк (реж. Марина Брусникина)
- 2015 — концерт «Посвящение» по пьесе Хайнера Мюллера «Волоколамское шоссе» (реж. Марина Брусникина)
- 2018 — концерт-спектакль «Ван Гог. Письма в брату» (реж. Марина Брусникина)
Театр наций
- 2008 — «Рассказы Шукшина». Режиссёр: Алвис Херманис — 10 ролей
- 2011 — «Калигула». Режиссёр: Эймунтас Някрошюс — Калигула
- 2011 — «Фрёкен Жюли». Режиссёр: Томас Остермайер — Жан
- 2013 — «Гамлет|Коллаж». Режиссёр: Робер Лепаж — все роли
- 2015 — «Сказки Пушкина». Режиссёр: Роберт Уилсон — рассказчик
- 2016 — «Иванов». Режиссёр: Тимофей Кулябин — Николай Иванов
- 2022 — «Иранская конференция». Режиссер: Виктор Рыжаков — отец Августин
- 2022 — «Дядя Ваня». Режиссер: Стефан Брауншвейг — дядя Ваня
- 2020 — «Горбачёв». Режиссёр: Алвис Херманис — Михаил Горбачёв
Мариинский театр[править | править код]
- 2016 — «Петя и Волк» (симфоническая сказка для чтеца и оркестра) — чтец
Фильмография[править | править код]
Актёрские работы[править | править код]
- 1988 — Жена керосинщика — любовник жены керосинщика
- 1989 — Перед рассветом — лейтенант
- 1989 — Зверь ликующий (к/м) — Немовецкий
- 1990 — Делай — раз! — Алексей Гаврилов, рядовой
- 1990 — Женщины, которым повезло — калека на базаре
- 1991 — Затерянный в Сибири — Володя Миронов
- 1991 — Любовь — Саша
- 1991 — Карпатское золото (укр.) — Жора Чупин
- 1992 — Как живёте, караси? — Никита
- 1992 — Анкор, ещё анкор! — Владимир Полетаев, лейтенант
- 1993 — Последняя суббота — Саша
- 1994 — Лимита — Миша Вулах
- 1994 — Утомлённые солнцем — Коля, лейтенант-танкист
- 1995 — Мусульманин — Николай Иванов
- 1995 — Трамвай в Москве (к/м) — Андрей
- 1996 — Ревизор — Хлестаков
- 1996 — Двадцать минут с ангелом — Хомутов
- 1997 — Змеиный источник — Андрон Анатольевич, секретарь директора школы
- 1999 — Мама — Павлик
- 1999 — Пришельцам новым (биографический фильм об Олеге Борисове) — читает текст
- 2000 — Дневник его жены — Леонид Гуров, писатель
- 2001 — В августе 44-го… — Алёхин, капитан
- 2002 — Дом дypaков — офицер
- 2002 — Игра в модерн — Елец, ротмистр
- 2002 — Превращение — Грегор Замза
- 2003 — Идиот — князь Мышкин
- 2003 — Есть идея… — Антон
- 2003 — Вечерний звон — режиссёр
- 2004 — На Верхней Масловке — Петя
- 2005 — Побег — Евгений Ветров, нейрохирург
- 2005 — Космос как предчувствие — Виктор Коньков, «Конёк»
- 2005 — В круге первом — Глеб Нержин
- 2006 — Охота на пиранью — Прохор Петрович
- 2007 — По этапу — Андрей, охранник лагеря
- 2008 — Апостол — Пётр Истомин / Павел Истомин
- 2010 — Москва, я люблю тебя! (новелла «Скрипач») — наёмный убийца
- 2010 — Утомлённые солнцем 2: Предстояние — старший лейтенант Изюмов, начальник укрепрайона
- 2011 — Достоевский — Фёдор Михайлович Достоевский
- 2011 — Охотники за бриллиантами — Борис Буреце
- 2013 — Пепел — Сенька Пепел, вор
- 2014 — Вычислитель — Эрвин
- 2015 — Синдром Петрушки — Петя, актёр-кукольник
- 2015 — Норвег — Евгений Кириллов
- 2016 — ВМаяковский — Яков Агранов
- 2016 — Фонограф (к/м) — Пётр Ильич Чайковский
- 2017 — Время первых — Алексей Леонов
- 2017 — Матильда — Иван Карлович, директор Императорских театров
- 2017 — Демон революции — Владимир Ленин
- 2017 — Карп отмороженный — Олег
- 2022 — Коронация — Иван Карлович, директор Императорских театров
- 2020 — Вратарь Галактики — Бело
- 2020 — Пробуждение — следователь Павел Фролов
- 2020 — Сердце пармы — креститель Иона
Озвучивание[править | править код]
- 1991 — Ближний круг — Иван Саньшин (роль Тома Халса)
- 2004 — Щелкунчик — Щелкунчик / Принц
- 2005 — Алхимик, Пауло Коэльо, аудиокнига, издательство: СОЮЗ
- 2006 — Мне не больно — Миша (роль Александра Яценко)
- 2007 — Сказки старого пианино (фильмы «Людвиг ван Бетховен» и «Антонио Вивальди»)
- 2010 — Белка и Стрелка. Звёздные собаки — крыс Веня
- 2014 — Белка и Стрелка: Лунные приключения — крыс Веня
- 2014 — Солнечный удар — поручик (роль Мартиньша Калиты)
- 2020 — Белка и Стрелка 3 — крыс Веня
Награды[править | править код]
Награждение Орденом «За заслуги перед Отечеством» IV степени.
24 мая 2017 года
Государственные награды
- Государственная премия Российской Федерации (1996) — за роль Ивана Карамaзoва в спектакле театра «Современник» «Карамaзoвы и ад».
- Заслуженный артист Российской Федерации (2 мая 1996) — за заслуги в области искусства[19].
- Народный артист Российской Федерации (10 марта 2004) — за большие заслуги в области искусства[1].
- Государственная премия Российской Федерации (2011) — за вклад в развитие отечественного театрального и киноискусства[20].
- Орден Почёта (26 ноября 2011) — за большой вклад в развитие отечественного театрального и кинематографического искусства, активную общественную деятельность[21].
- Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (26 декабря 2016) — за заслуги в развитии отечественной культуры и искусства, многолетнюю плодотворную деятельность[22].
Кинопремия «Ника»
- 1995 — Лучшая мужская роль — «Лимита» (награда).
- 1996 — Лучшая мужская роль — «Мусульманин» (номинация).
- 2002 — Лучшая мужская роль — «В августе 44-го…» (номинация).
- 2006 — Лучшая мужская роль — «Космос как предчувствие» (награда).
- 2011 — Лучшая мужская роль второго плана — «Утомлённые солнцем 2: Предстояние» (награда).
Кинопремия «Золотой орёл»
- 2004 — Лучшая мужская роль — телевизионный фильм «Идиот» (награда).
- 2006 — Лучшая мужская роль в кино — «Космос как предчувствие» (номинация).
- 2007 — Лучшая мужская роль на телевидении — «В круге первом» (номинация).
- 2012 — Лучшая мужская роль на телевидении — «Достоевский» (награда).
- 2018 — Лучший игровой фильм — как продюсер фильма «Время первых» (номинация).
- 2018 — Лучшая мужская роль в кино — «Время первых» (награда).
- 2018 — Лучшая мужская роль второго плана — фильм «Карп отмороженный» (номинация).
Телевизионная премия «ТЭФИ»
- Телевизионная премия «ТЭФИ» (номинация «Исполнитель мужской роли в телевизионном фильме/сериале», 2003) — за роль князя Мышкина в телевизионном фильме «Идиот».
- Телевизионная премия «ТЭФИ» (номинант в номинации «Исполнитель мужской роли в телевизионном фильме/сериале», 2008) — за роль братьев Павла и Петра Истоминых в телевизионном фильме «Апостол».
Театральная премия «Золотая маска»
- Театральная премия «Золотая маска» (2007) — за роль Порфирия Головлёва в спектакле МХТ им. А. П. Чехова «Господа Головлёвы»[23].
- Театральная премия «Золотая маска» (2010) — за роль в спектакле Театра наций «Рассказы Шукшина»[24].
- Театральная премия «Золотая маска» (2012) — за роль в спектакле «Калигула»[25].
Театральная премия «Хрустальная Турандот»
- Театральная премия «Хрустальная Турандот» (2001) — за роль Джорджа Пигдена в спектакле МХТ им. А. П. Чехова «№ 13».
- Театральная премия «Хрустальная Турандот» (2006) — за роль Порфирия Головлёва в спектакле МХТ им. А. П. Чехова «Господа Головлёвы».
- Театральная премия «Хрустальная Турандот» (2009) — за роли в спектакле Театра наций «Рассказы Шукшина».
- Театральная премия «Хрустальная Турандот» (2014) — за роли в спектакле Театра наций «Гамлет. Коллаж».
Признание и награды
- Премия «Кинотавра» (номинация «Лучшая мужская роль», 1992) — за роль Саши в фильме «Любовь».
- Призёр Международного фестиваля актёров кино «Созвездие» (номинация «Лучшая мужская роль», 1992) — за роль Саши в фильме «Любовь».
- Гран-при Международного кинофестиваля в Женеве (1992) — за роль Саши в фильме «Любовь».
- Призёр кинокритики и Орден духовного управления мусульман России в номинации «Лучший актёр года» (1995) — за роль рядового Николая в фильме «Мусульманин».
- Призёр Международного фестиваля актёров кино «Созвездие» в номинации «Лучшая эпизодическая роль» (1995) — за роль лейтенанта-танкиста в фильме «Утомлённые солнцем».
- Международная театральная премия Станиславского (номинация «Лучшая мужская роль сезона», 1996) — за роль Фёдора Лукьянова в спектакле «Последняя ночь последнего царя».
- Международная телевизионная премия в Монте-Карло «Золотая Нимфа» (2004) — за роль князя Мышкина в номинации «Лучшая мужская роль в драме» в телевизионном фильме «Идиот».
- Премия Александра Солженицына (2004) — за проникновенное воплощение образа князя Мышкина на экране, дающее новый импульс постижению христианских ценностей русской литературной классики.
- Национальная премия «Россиянин года» (номинация «Звезда России», 2006)[26].
- Премия ФСБ России (номинация «Актёрская работа», 2006) — за роль офицера контрразведки «Смерш» капитана Алёхина в художественном фильме «В августе 44-го…».
- MTV Russia Movie Awards (номинация «Лучший злодей», 2007) — за роль Прохора в фильме «Охота на пиранью».
- Зрительская премия «Живой театр» (номинация «Лучшая мужская роль», 2009) — спектакль Театра наций «Рассказы Шукшина».
- Премия «Звезда Театрала» (2011)[27].
- Премия имени Андрея Миронова «Фигаро» (2011)[28].
- Лауреат Премии «Импульс добра» (2015) — «за личный вклад в развитие социального предпринимательства в сфере культуры»[29].
Примечания[править | править код]
Ссылки[править | править код]
- Официальный сайт Евгения Миронова
- Театр наций
- Евгений Миронов в программе «Без антpaкта», 2000 на YouTube
- Официальная страница в Instagram
- Евгений Миронов на сайте «Культура Саратова»
- Интервью Евгения Миронова на радио «Эхо Москвы»
- Интервью Евгения Миронова Михаилу Верещагину
Некоторые внешние ссылки в этой статье ведут на сайты, занесённые в спам-лист. Эти сайты могут нарушать авторские права, быть признаны неавторитетными источниками или по другим причинам быть запрещены в Википедии. Редакторам следует заменить такие ссылки ссылками на соответствующие правилам сайты или библиографическими ссылками на печатные источники либо удалить их (возможно, вместе с подтверждаемым ими содержимым). Список проблемных доменов |
В театральной жизни России актер и руководитель Театра наций Евгений Миронов стал в последнее время одной из ключевых фигур. На „Рассказы Шукшина” с его участием — едва ли не самую удачную премьеру сезона, пробирающую до слез, не попасть. Именно театр, возглавляемый Мироновым, недавно привез в Москву постановку Марины Влади „Владимир, или Прерванный полет”, посвященную Высоцкому. И эти громкие проекты, и вся двухлетняя работа Миронова на посту главного человека в театре, показали, что он не только талантливый актер, но и эффективный менеджер. Впрочем, несмотря на успехи, вопросов к Евгению МИРОНОВУ меньше не стало.
— Вы с самого начала планировали играть „Рассказы Шукшина” на большой сцене. Тогда почему начали прокат с малой сцены, с ажиотажа и жутко дорогих билетов?
— Это было пожелание режиссера Алвиса Херманиса, который никогда не работал на больших площадках, — начать с маленькой сцены. Мы же еще во время репетиций понимали, что нам будет тесно. Что касается дороговизны билетов, то этот спектакль сделан полностью на спонсорские деньги, и поэтому часть билетов мы отдали спонсорам, а на часть билетов, которые остались у нас, были вынуждены поднять цены. У Театра наций сейчас нет своего помещения, поэтому возникает вопрос аренды и соответственно высоких цен на билеты, вырученных денег от которых все равно не хватает, чтобы ее покрыть. Что касается Театра на Малой Бронной, где мы играем сейчас, то это не очень большой зал, и он для нас очень комфортен, нам уютно там играть. Если бы не было комфортно — ушли бы обратно на малые сцены и искали бы богатых людей, которые помогли платить за аренду. Или „Рассказы Шукшина” стали бы фестивальным спектаклем, и Москва бы его больше не увидела.
— Как известно, летом, когда готовили спектакль, вы ездили на родину Василия Шукшина, в алтайское село Сростки. И привезли оттуда портреты его жителей, которые теперь служат огромными декорациями на сцене. Этих людей вы знаете лично?
Читайте также: Наталья лапина в молодости фото— Не всех. Но мы туда поедем со спектаклем — обещали, и сыграем в Бийске, в Барнауле. В Бийск привезем жителей Сросток. Кстати, выяснилось, что мы – первый театр, который туда приехал, чтобы что-то найти для себя, увидеть, научиться. Нас там приняли, как родных. Расставались, рыдая. Но для меня это неудивительно. Я же родился примерно в таком же месте. И прекрасно понимаю, как принимают гостей в деревнях и маленьких городках. В больших городах — совсем по-другому. В Сростках меня больше всего порадовало, что там нет музейной чистоты. Нет, там все нормально, живут живые люди, такие же, как в рассказах Шукшина, — все осталось так, как он писал. Мне очень интересна реакция жителей Сросток на наш спектакль.
— Вы сейчас делаете, что хотите?
— Я давно делаю, что я хочу.
— В какой момент вы поняли, что мало быть актером, и надо самому создавать события, а не ждать приглашения?
— Я никогда не чувствовал зависимости актера, о которой так часто пишут и говорят мои коллеги. Потому что я никогда не был рабом ситуации. Если мне не нравилось что-то, я не участвовал. Если мне переставал нравиться процесс работы, я старался переубедить режиссера, потому что считал, что мы занимаемся сотворчеством. Поэтому все очень органично пришло к тому, что в какой-то момент мне захотелось самому отвечать вообще за все. В кино, скажем, я отвечаю за очень маленькую часть — а что потом выходит в монтаже, в режиссерской сборке, я никак не могу контролировать. Хотя пытался. За это меня, может быть, и не любят некоторые режиссеры — за то, что я считаю, что должен отвечать за все. Но ведь люди покупают билет, потому что на афише есть и моя фамилия тоже, и они должны знать, что я их не подведу. Моя фамилия в титрах или на афише должна означать, что это стоит посмотреть. Поверьте, это требует огромных сил и крови. Эта моя требовательность на грани болезненности — качество неприятное для окружающих. Но уж, как говорится, какой есть.
— После того как вы стали руководителем Театра наций, вы высказывались о том, что вокруг много непрофессионалов, и о том, как это обидно. Вы придумали, как избежать непрофессионалов в своей комaнде?
— Дело не в том, что я стал руководителем — и вдруг начал замечать непрофессионалов. Я это замечаю давно, потому что давно работаю. Но сейчас я стал пытаться пробовать ситуацию менять. Это очень сложно, потому что давно у нас сложилась такая ситуация, в которой деньги можно заработать быстро. Иногда — из воздуха. Такая система координат приучает людей не работать. Более того, даже если человек хорошо работал, то в какой-то момент он замечает, что кто-то работает легче, меньше, а денег получает больше, и тоже так хочет. И зачем тогда быть честным реквизитором в кинематографе и честно отвечать за то, чтобы пепельница стояла в каждом кадре в центре стола, зачем поправлять ее каждый раз? У нас, знаете, болезнь маленьких профессий. Амбиции перехлестывают. Тем не менее надо придумать, как заинтересовать. В том числе и финансово. Надо, чтобы и творчески, и финансово людям стало интересно работать. Это тяжелая задача. Потому что театр — вещь не окупаемая.
— Только Бродвей окупается, да?
— Там тоже далеко не все окупается. Но на Бродвее спектакль идет каждый день, а в субботу — два раза в день. В России нет такой системы. Когда-то Валерий Иванович Шадрин пытался ее у нас привить, когда делал „Бориса Годунова”, „Орестею”, „Гамлета”, но – не приучен народ. Даже, бывало, мы не при полных залах играли, что было ужасно странно, потому что, вроде, такое событие — спектакль Штайна, скажем. А зритель понимал, что не посмотрит сейчас — так посмотрит завтра или через полгода. И „сегодня” были пустые места. Так что не работает пока у нас такая система.
— Вы не боитесь, что в какой-то момент ажиотаж вокруг вас исчезнет?
— Если бы я его чувствовал, я бы, наверное, вам ответил. Но мне даже обернуться некогда, чтобы посмотреть — где этот ажиотаж-то, о котором все говорят.
— Получается, что вы – пахотная лошадь, которая работает, работает, и даже обернуться и посмотреть на плоды своих трудов времени нет.
— Только, в отличие от лошади, которая пашет, пашет, пашет, и ей от этого тяжело и грустно, я – cyмacшедшая лошадь, которой нравится пахать. И на цирковую лошадь я не очень похож, потому что — где этот штырь и где этот дрессировщик, который меня бы погонял? Хотя, конечно, сам-то себя я заставляю работать, это да.
— Вы же один из немногих, кто совершенно очевидно выдерживает забег на длинную дистанцию
— Стайер это называется, по-моему, да? Так вот на самом деле я спринтер — тот, кто бежит на короткую дистанцию.
— А как вы перешли из спринтеров в стайеры?
— Еще не до конца перешел. Я действительно всегда был спринтером. Роль — выдох, роль — выдох. Короткие дистанции. Только сейчас у меня начался стайерский, новый для меня период жизни. Это намного сложнее.
— Став руководителем, вы стали иначе воспринимать других, например Олега Табакова?
— Да. Я и так его уважал, а тут зауважал еще больше. Я понимаю теперь, скольких мелочей я не знал. Сколько качеств хаpaктера необходимо, чтобы заниматься таким большим делом, как театр. Сколько терпения, прощения, мудрости нужно, чтобы руководить театром. Я всегда Олега Павловича чтил — как учителя, в конце концов, как коллегу, потому что он мне помогает на разных этапах жизни, — но сейчас я на него смотрю совершенно по-другому.
— К своему руководству театром вы относитесь как к делу, как к роли или как к миссии?
— Это серьезное изменение в моей жизни ради дела, которое мне интересно попробовать. Попробовать — значит, сделать максимум того, что от тебя зависит. Мне это интересно. И я не просто так за это дело взялся. У меня были свои причины. Мне не нравится многое из того, что вокруг меня происходит. А я взрослый человек. Мне сорок два года. И я хочу попробовать что-то изменить. Я не стесняюсь учиться. Я впитываю западный и наш, российский, опыт в руководстве театрами. Мне нравится, что делает Валерий Фокин в Александринке, или Додин, или Женовач. Я имею в виду дух настоящего, не фальшивого театра. Ведь сейчас, наверное, в каждом театре в Москве есть спектакль, отдающий запахом телевизионной халтуры. Но я езжу за границу, и я совершенно потрясен тем, насколько Берлин, например, впереди нас в том, что касается восприятия публикой серьезного искусства. Там аншлаги — такие, какие были на Таганке у Любимова — и на „Трехгрошовой опере” в постановке Роберта Уилсона, и на современных пьесах в „Шаубюне” у Томаса Остермайера. Там громадные очереди из желающих попасть на спектакль, который не является развлекательным шоу. У нас театр популярен, это так, но людей интересует другой род зрелища — что-то такое, связанное с попкорном, чтобы посмотреть, поржать и забыть.
— Как вы думаете, в этом люди виноваты?
— Просто ситуация такая сложилась. Вот я и хочу попытаться начать эту ситуацию менять. Если не менять, то можно задохнуться, как в болоте. По крайней мере, я не могу так жить. Мне интересно другое. Я не пытаюсь что-то ломать или устраивать революцию. Я просто хочу по-другому.
— Публика, которой интересно то же, что и вам, — всегда ли может заплатить пять тысяч за билеты?
— У нас в Театре наций есть спектакль „Кармен” с Машей Мироновой. У нас есть спектакль „Шведская спичка” Никиты Гриншпуна. У нас Кирилл Сбитнев поставил „Письма к Фелиции” — про влюбленного Кафку, и это очень интересно. На эти спектакли вполне демократические цены. На „Рассказы Шушина” сейчас есть билеты не только дорогие, но и очень доступные.
Читайте также: Сколько лет детям филиппа киркорова 2017— Какова ваша художественная программа?
— У нас есть три направления работы в Театре наций. Фестивальная деятельность — мы четко понимаем, что это должно быть. Фестиваль „Территория”, где представлено жесткое искусство, которое далеко не всем нравится, но это интересно, и мы должны это знать. Фестиваль театров малых городов России, который проводится в городе Лысьве Пермской области. Фестиваль „Другой театр из Франции”. В прошлом году провели фестиваль одной пьесы „Иванов”, сейчас думаем о Шекспировском фестивале. Будем тесно сотрудничать с фестивалем NET. Есть и другие идеи. Театр должен и может стать российским партнером зарубежных фестивалей, своего рода международным театральным центром. Второе направление — это поддержка молодых. Это может быть какой угодно репертуар, от современной драматургии до классической, но главное — там должно быть что-то, что всех нас удивит. Третье направление нашей работы — это когда крупные зарубежные режиссеры ставят спектакли с русскими артистами. Хочется сюда привести лучших. Мы хотим создавать события, которые не забудешь.
— Как удается поддерживать театр в рабочем состоянии, играть спектакли сейчас, когда полным ходом идет ремонт здания в Петровском переулке?
— Ответ простой — помогают друзья, как и всегда в жизни. Уже второй год поддерживает нас основной стратегический партнер театра — „Фонд Михаила Прохорова”, помогает мой друг Андрей Бокарев с компанией „Трансмашхолдинг”. Есть договоренность о поддержке больших, национального значения проектов Сбербанком. Но я прекрасно понимаю, что помощь друзей не безгранична. А учитывая намеченную Театром наций программу, благодаря которой должны как поддерживаться начинания молодых, так и реализоваться международные проекты, требуется особый подход государственных структур, их поддержка и иное финансирование.
— Правда, что вы ведете переговоры с Някрошюсом про „Калигулу”?
— Да. Надеюсь, этот проект состоится.
— Расскажите про ближайшую премьеру Театра наций — балет с Чулпан Хаматовой в главной роли. Все ужасно заинтригованы и не очень понимают, что это будет такое.
— Этот проект, „Бедную Лизу” на музыку оперы Леонида Десятникова в постановке Аллы Сигаловой, мы делаем совместно с „Территорией”, и в рамках прошлого фестиваля уже состоялся первый, черновой прогон спектакля. Я могу сказать честно — я был потрясен способностями Чулпан Хаматовой, которые безграничны. Я в нее как в актрису просто влюблен. Ее самоотверженность и трудолюбие — просто не обсуждаются, но – как она органична! Она танцует — именно танцует, не изображает, не стилизует, а по-настоящему танцует — наравне с солистом Большого театра Андреем Меркурьевым. И я, честно говоря, не мог понять на прогоне, кто из них артист балета, а кто — артист драматический. Алла Сигалова, автор идеи и хореограф, режиссер спектакля, решила попробовать соединить в этом спектакле драматический театр с оперой и танцем. Причем от драматического театра здесь — только проживание. На сцене не произносят ни единого слова. Премьеру мы будет играть 4 и 5 марта в Центре Мейерхольда. Я надеюсь, это станет событием. На меня лично это очень сильно подействовало.
— Для многих зрителей то, что Хаматова танцует наравне с солистом Большого театра, — не такое уж событие просто в силу их невключенности в театральный процесс. Они видели Чулпан в телепроекте „Ледниковый период” и наверняка подумают, что это — что-то из этой серии. Когда-то было довольно много людей, которые не досиживали „Вишневый сад” Някрошюса до конца: слишком долго, не все готовы были оценить значимость крупного культурного события с участием российских актеров
— Вот я и надеюсь, что те, кто когда-то ушел с „Вишневого сада”, захотят когда-то пересматривать „Калигулу” того же Някрошюса. Серьезно! Людей надо приучать смотреть серьезные спектакли. Кропотливо, терпеливо приучать.
— То есть функция воспитания вкуса у театра осталась?
— Конечно. В России театр не может существовать без какого-то миссионерства. Театр — всегда для чего-то. Артист душу свою вынимает для того, чтобы зрители о чем-то задумались,какие-то вопросы себе задали, чтобы ушли измененными. Театр всегда в России был больше, чем сфера обслуживания. А то, что сейчас театр становится чистым развлечением, меня очень смущает. Я не для этого учился. Хотя и играю „№ 13”, который — абсолютная коммерция и абсолютное шоу. Но я не против шоу, если оно, конечно, очень хорошо сделано, и, кстати, не исключаю, что когда-нибудь сделаю серьезно-красивый спектакль, такого уровня, как постановки цирка „Дю Солей”.
— Количество жертв, которые вы приносите своему делу, образу жизни, возрастает все время?
— Я думаю, что все уравновешено и гармонично задумано. Поэтому, как говорил Олег Павлович, полоса повидла, полоса дерьма, полоса повидла, полоса дерьма. Другое дело, что я иногда не замечаю уже, где одна субстанция, а где вторая. И дело не в эйфории, которой я почти никогда не ощущаю, — я в этом смысле несчастный человек. Мне, конечно же, как актеру, очень радостен успех „Рассказов Шукшина”. Но он важен и с политической точки зрения. Потому что до сих пор же идут разговоры: „Ну вот дали Миронову театр — и что?!” Мне было странно и удивительно, что есть люди, которые не то, что не помогают, а мешают, причем активно мешают! Для меня важен успех всех наших спектаклей, хотя, например, „Письма к Фелиции” — это молодой парень-режиссер и три актрисы на сцене, а „Рассказы Шукшина” — это большой спектакль, билеты на который раскуплены до мая и который пригласили уже с десяток фестивалей. Но успех этих двух спектаклей для меня равно радостен. Я не думал, не осознавал раньше, что наступит такая стадия в моей жизни, когда я вдруг стану чьим-то конкурентом. Я всегда был все-таки — любимый, любимчик — и коллегами, и зрителями. А сейчас многие коллеги по цеху очень ревностно относятся к тому, что я делаю, и я понимаю, что они чувствуют мощную силу, не только во мне, но и вокруг меня — комaнда же очень сильная собирается у нас. Я сначала расстраивался тому, что они стали так настороженно недоброжелательны, а потом осознал это и сказал себе: „Женя, ты взрослый мальчик, значит, все правильно, начались взрослые игры”. И у меня появился азapт. Я же настоящее дело делаю. Не фальшивое. Не сиюминутное. Один очень известный режиссер в своем интервью сказал: „Я не понимаю, зачем хорошему артисту Жене Миронову свой театр”. Я думаю, сейчас, после спектакля Херманиса по Шукшину, ответ у него есть. Не мои слова, а мое дело, которое сильнее всех моих ответов.
— Как вы думаете, вы – обычный человек?
— Необычный. Тут дело не в кокетстве. Позволю себе очень высокий пример. Когда я встречался с Солженицыным — потом выяснилось, что это была моя последняя с ним встреча — он мне сказал, причем как-то очень просто сказал, что существуют люди-проводники, которые должны провести сверху какую-то миссию,какое-то дело. Им это дано. Таких людей немного. Он сам ощущал себя человеком абсолютно рабочим, который должен выполнить эту свою сложнейшую, тяжелейшую работу, которая приносит очень много радости. Я, безусловно, ощущаю, что мне что-то длячего-то дано. Раньше я думал, что задача в том, чтобы сохранить это, а теперь думаю, что только сохранять — эгоизм, этого мало. Я думаю, что нужно вот это, то, что мне назначено, развить и довести до конца. А в жизни я обыкновенный человек — по привязанностям, по страстям, по своим недостаткам. Только у меня еще есть некая ответственность, которая мне дана. Я ее всегда чувствовал. Просто сейчас она определилась, и я уже не могу ничего с этим поделать. Только работать.
Полный текст интервью Евгения МИРОНОВА читайте в февральском номере журнала „Театральные Новые Известия — Театрал”.