Баталов алексей владимирович биография личная жизнь внебрачный
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 13 сентября 2020;
проверки требуют 3 правки.
Алексе́й Влади́мирович Бата́лов (20 ноября 1928, Владимир — 15 июня 2017, Москва) — советский и российский актёр театра и кино, кинорежиссёр, сценарист, педагог, мастер художественного слова (чтец) и общественный деятель. Герой Социалистического Труда (1989). Народный артист СССР (1976).
Биография[править | править код]
Алексей Баталов в фильме «Зоя» (1944)
Алексей Баталов родился 20 ноября 1928 года во Владимире в театральной семье. С пятилетнего возраста рос в семье писателя В. Е. Ардова. Впервые вышел на сцену во время войны в эвакуации в Бугульме, где его мать — актриса Нина Ольшевская — организовала свой театр. В 1950 году в Москве окончил Школу-студию МХАТ имени В. И. Немировича-Данченко при МХАТ СССР им. М. Горького (мастерская С. К. Блинникова и В. Я. Станицына).
С 1950 года — актёр Центрального театра Советской Армии, где проходил срочную службу в Советской армии. В 1953—1956 годах играл на сцене МХАТа, в 1957—1975 годах — актёр и режиссёр киностудии «Ленфильм» (Ленинград, ныне Санкт-Петербург). В 1944 году дебютировал в кино, снявшись в эпизодической роли в фильме Л. О. Арнштама «Зоя».
С 1975 года преподавал актёрское мастерство во ВГИКе (Москва) (с 1979 — профессор, с 1989 — заведующий кафедрой актёрского мастерства). Выпустил в качестве руководителя курса 7 актёрских мастерских.
Автор книг «Судьба и ремесло» (издательство «Искусство», 1984) и «Диалоги в антpaкте», а также мемуаров.
Многие годы являлся секретарём правления Союза кинематографистов СССР, председателем комиссии ВЦСПС по премиям в области литературы, искусства и журналистики. Работал в Советском комитете защиты мира, Фонде мира, Ассоциации «Родина».
С 2007 по 2013 год — президент Российской академии кинематографических искусств «Ника». Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России[4].
Принимал активное участие в работе Международного фонда «Мир искусства»[5].
Избирался почётным президентом Парижского Киноклуба «Жар-птица», председателем Оргкомитета ежегодной премии российских деловых кругов «Кумир» за лучшие актёрские работы года, почётным члeном правления региональной благотворительной организации «Московская Ассоциация содействия и помощи инвалидам с детским церебральным параличом», члeном Попечительского совета Марфо-Мариинского благотворительного общества (при его участии была восстановлена Марфо-Мариинская обитель). Несколько лет являлся президентом российского кинофестиваля «Московская премьера».
Общественная позиция[править | править код]
Иронично называл себя «человеком неандерсталинской эпохи»[6], считая Сталина «бандитом»[7] и «убийцей»[8], так как во время его правления были репрессированы ближайшие родственники Баталова[9]. В советское время не состоял в партии, так как «то государство терпеть не мог и понимал, что это [КПСС] собрание злодеев и убийц»[10]. Отказался подписывать письмо о поддержке ввода советских войск в Чехословакию[7], читать «Малую землю» Брежнева по радио[9], играть Ленина[11].
11 марта 2014 года подписал Коллективное обращение к российской общественности деятелей культуры России в поддержку позиции Президента по Украине и Крыму[12]. В интервью изданию «Вечерняя Москва» свою поддержку присоединения Крыма к России объяснил тем, что «это абсолютно разумно, потому что сроду так и было. […] Это очень нужный кусочек родной земли, драгоценно нужный! […] И спасибо за это одному человеку, которому мы обязаны этим — он абсолютный молодец. И главное — что это правда, потому что люди-то там всё равно всегда были наши. Я всеми руками тоже хлопаю и машу и кричу — это замечательно![13]»
Смерть[править | править код]
У актёра были проблемы с сосудами, отчего часто кружилась голова. Во время очередного обострения болезни в январе 2017 года он упал дома и сломал шейку бедра правой ноги[14], а через месяц ему была проведена восстановительная операция, после которой он уже не покидал стены больницы вплоть до своей кончины. За день до cмepти его причастил священник в стенах больничной палаты.
Памятник Алексею Баталову на Преображенском кладбище Москвы
Алексей Владимирович Баталов скончался во сне, в 6 часов утра 15 июня 2017 года, на 89-м году жизни, в Москве[15].
Прощание с актёром прошло 19 июня в Центральном Доме кино, отпевание в Скорбященской церкви на Ордынке. Похоронен на Преображенском кладбище[16][17]. Соболезнования родным и близким актёра выразили Президент Российской Федерации[18] и Президент Республики Беларусь[19].
Семья[править | править код]
- Отец — Владимир Баталов (06 (19).09.1902—14.03.1964), актёр и режиссёр.
- Мать — Нина Ольшевская (31.07 (13.08).1908—25.03.1991), актриса.
- Дядя — Николай Баталов (24.11 (06.12).1899—10.11.1937), актёр театра и кино. Заслуженный артист РСФСР.
- Тётя — Ольга Андровская (09 (21).07.1898—31.03.1975), актриса театра и кино, педагог. Народная артистка СССР.
- Старшая двоюродная сестра — Светлана Баталова (21.06.1923—09.04.2011), актриса театра и кино.
- Отчим — Виктор Ардов (08 (21).10.1900—26.02.1976), писатель-сатирик, драматург, сценарист, публицист и карикатурист.
- Младший единоутробный брат — Михаил Ардов (род. 21.10.1937), писатель, публицист и мемуарист, клирик неканонической Российской православной автономной церкви, протоиерей, настоятель московского храма св. Царственных мучеников и Новомучеников и Исповедников Российских на Головинском кладбище, благочинный Московского благочиния РПАЦ, до 1993 года был священником Русской православной церкви, служил в Ярославской и Московской епархиях.
- Младший единоутробный брат — Борис Ардов (07.02.1940—23.08.2004), актёр театра и кино, режиссёр и художник-постановщик мультипликационных фильмов.
- Первый бpaк (1948—1958) — Ирина Константиновна Ротова (1931—2007), дочь художника Константина Ротова (19.02 (04.03).1902—16.01.1959) и детской писательницы Екатерины Борисовой (24.07 (06.08).1906—27.02.1972) ; приёмная дочь (с 1940 года) сценариста, историка литературы, театрального и кинокритика Николая Коварского (17.01.1904—13.10.1974).
- Дочь — Надежда Алексеевна Баталова (род. 1955), окончила институт иностранных языков, переводчик.
- Внучка — Екатерина Смирнова (Баталова) (род. 1978), окончила экономический факультет, экономист.
- Дочь — Надежда Алексеевна Баталова (род. 1955), окончила институт иностранных языков, переводчик.
- Второй бpaк (1963—15.06.2017) — Гитана Леонтенко (род. 18.08.1935), потомственная артистка цирка, танцовщица на лошади, цыганка по национальности.
- Дочь — Гитана-Мария Алексеевна Баталова (род. 1968), с рождения страдает ДЦП, окончила сценарный факультет ВГИКа, стала литератором, пишет сценарии, выпустила книгу, является члeном Союза писателей и Союза кинематографистов России.
Звания и награды[править | править код]
Вручение и. о. Президента РФ Владимиром Путиным премии Президента в области литературы и искусства за 1999 год, 1 марта 2000 года.
Награды России и СССР:
- Герой Социалистического Труда (1989)
- Заслуженный артист РСФСР (06.08.1964)[20]
- Народный артист РСФСР (29.09.1969) — за заслуги в области советской кинематографии[21]
- Народный артист СССР (29.12.1976)
- Благодарность Президента Российской Федерации (11 июля 1996 года) — за активное участие в организации и проведении выборной кампании Президента Российской Федерации в 1996 году[22]
- Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (20.11.2008) — за выдающийся вклад в развитие отечественной культуры, многолетнюю творческую и педагогическую деятельность[23]
- Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (10.11.1998) — за выдающийся вклад в развитие отечественного киноискусства[24]
- Два ордена Ленина (1967, 1989)
Иностранные награды:
- Орден «Кирилл и Мефодий» (НРБ)
- Почётная грамота Кыргызской Республики (20 сентября 2003 года, Киргизия) — за вклад в развитие кыргызско-российского сотрудничества в области культуры и искусства[25]
Премии и поощрения:
- Государственная премия СССР (1981) — за исполнение роли Ге opгия Ивановича в фильме «Москва слезам не верит»
- Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1966) — за исполнение роли Дмитрия Алексеевича Гусева в фильме «Девять дней одного года»
- Премия Ленинского комсомола (1967) — за создание образов советского молодого человека в фильмах «Дорогой мой человек» (1958), «Летят журавли» (1957), «Девять дней одного года» (1961) и др.
- Государственная премия Российской Федерации (2005)
- Премия Президента России в области литературы и искусства за 1999 год (2000)[26]
- Премия города Москвы в области литературы и искусства (2009)[27]
- Благодарность Президента Российской Федерации (03.07.2006) — за большой вклад в подготовку Интернет-проекта «Виртуальный тур по Кремлю»[28]
Общественные награды:
- МКФ в Канне (1955, Приз лучшему актёрскому составу, фильм «Большая семья»)
- МКФ актёров кино «Созвездие» (1992, Специальный приз «За выдающийся вклад в профессию»)
- ОРКФ «Кинотавр» в Сочи (1997, Приз Президента России «За вклад в российское кино»)
- Премия «Кинотавр» в номинации «Премии за творческую карьеру» (1997)
- Премия «Юнона» (1997)
- Национальная премия Российской Академии кинематографических искусств «Ника» в номинации «Честь и достоинство» (2001)
- Премия «Кумир» в номинации «За высокое служение искусству» (2003)
- Премия имени Б. Ш. Окуджавы (2003)
- Премия «Триумф» (2003)
- Орден Петра Великого (АБОП, 2003)
- Памятная медаль, учреждённая МХТ к 150-летию А. П. Чехова (2005)[29]
- ММКФ (Премия «За вклад в мировой кинематограф», 2007)
- Международная премия Андрея Первозванного «За веру и верность» (2007)
- Международная общественная премия «Хрустальный подсолнух» в номинации «Символ добра» (Дом приёмов Президента РФ, 2007)
- 17 Международный кинофестиваль «Золотой витязь» (Золотая медаль С. Ф. Бондарчука в номинации «За выдающийся вклад в кинематограф», 2008)
- Приз «Признание поколения» на кинофестивале ВГИКа (первый обладатель) (2008)
- Императорский Орден Святой Анны II степени (Российский Императорский Дом, 2012)
- Крест Александра I Благословенного (Фонд развития и возрождения исторических традиций «Имперское наследие», 2014)
В 2003 году Глава Российского Императорского Дома княгиня Мария Владимировна пожаловала Алексею Баталову потомственное дворянство.
В 2008 году имя актёра было присвоено Бугульминскому государственному русскому драматическому театру (Татарстан)[30].
Творчество[править | править код]
Актёр[править | править код]
Режиссёр[править | править код]
- 1959 — Шинель
- 1966 — Три толстяка (совм. с И. С. Шапиро и И. Ольшевским)
- 1972 — Игрок
Автор сценария[править | править код]
- 1966 — Три толстяка (совм. с М. Ольшевским и Ю. К. Олешей)
- 1977 — Зайчонок и муха (анимационный)
- 1985 — Чужая шуба (анимационный)
- 1989 — Поездка в Висбаден
- 2009 — По ту сторону экрана (документальный)
Радиопостановки[править | править код]
- «Казаки» по Л. Н. Толстому
- «Поединок» по А. И. Куприну
- «Белые ночи» по Ф. М. Достоевскому[31]
- «Герой нашего времени» по М. Ю. Лермонтову
- «Ромео и Джульетта» по У. Шекспиру
Работы в озвучивании[править | править код]
Рассказчик в мультфильмах
- 1974 — Загадочная планета
- 1975 — Ёжик в тумане
- 1975 — Слоно-дило-сёнок
- 1983 — Девочка + дpaкон (из мультсериала по сказкам Дональда Биссета)
- 1984 — Забытый день рождения (из мультсериала по сказкам Дональда Биссета)
- 1984 — Ель
- 1985 — Крококот (из мультсериала по сказкам Дональда Биссета)
- 1986 — Снегопад из холодильника (из мультсериала по сказкам Дональда Биссета)
- 1986 — Урок музыки (из мультсериала по сказкам Дональда Биссета)
- 1986 — Приключения пингвинёнка Лоло
- 1987 — Вреднюга (из мультсериала по сказкам Дональда Биссета)
- 1996 — Лягушка-путешественница
- 2004 — Жадная мельничиха (из мультсериала «Гора самоцветов»)
- 2004 — Как обманули змея (из мультсериала «Гора самоцветов»)
- 2004 — Как пан конём был (из мультсериала «Гора самоцветов»)
- 2004 — Лиса-сирота (из мультсериала «Гора самоцветов»)
- 2004 — Толкование сновидений (из мультсериала «Гора самоцветов»)
- 2004 — Ключи от времени
Художественные фильмы
- 1985 — Господин Великий Новгород — Ребров (роль Дмитрия Балашова)
- 1991 — Верный Руслан — текст от автора
- 1994 — Железный занавес — текст от автора
- 1995 — Роковые яйца — текст от автора
- 1995 — Первая любовь — текст от автора
- 1997 — Маленькая принцесса — текст от автора
- 2005 — Казус Кукоцкого — закадровый текст
Документальные фильмы
- 1967 — Слово о России (документальный) — закадровый текст
- 1967 — Твоё щедрое сердце (документальный) — закадровый текст
- 1974 — Звёздная минута (документальный) — закадровый текст
- 1979 — Огневой вы человек! (документальный) — закадровый текст
- 1981 — Мир Улановой (документальный) — закадровый текст
- 1991 — Незнакомый Бурков. Письма к другу (документальный) — закадровый текст
- 1999 — Россия. XX век. Взгляд на власть (документальный) — закадровый текст
Участие в фильмах[править | править код]
- 1974 — Пётр Мартынович и годы большой жизни (документальный)
- 1979 — ВГИК: Педагоги и студенты говорят о профессии (документальный)
- 1979 — Профессия — киноактёр (документальный)
- 1992 — Кинооператор Андрей Москвин (документальный)
- 1997 — Сергeй Лукьянов (из цикла телепрограмм канала ОРТ «Чтобы помнили») (документальный)
- 2001 — Николай Сергеев (из цикла телепрограмм канала ОРТ «Чтобы помнили») (документальный)
- 2007 — Татьяна Самойлова. Пятьдесят лет одиночества (документальный)
- 2008 — Алексей Баталов. Дорогой наш человек (документальный)
- 2008 — Воздух вдохновения (документальный)
- 2008 — Звезда пленительного счастья (из цикла документальных фильмов «Фильм о фильме») (документальный)
- 2008 — Я — чайка… Не то. Я — актриса. Татьяна Лаврова (документальный)
- 2008 — Сергeй Урусевский (из цикла телепередач «Острова») (документальный)
- 2009 — Истории и легенды Ленфильма (фильм № 24. Шинель. Как снимали фильм «Шинель») (документальный)
- 2009 — Юрий Олеша. По кличке «Писатель» (документальный)
- 2010 — Иннокентий Смоктуновский (из цикла телепередач «Острова») (документальный)
- 2010 — Вспоминая Юрия Германа (документальный)
- 2010 — Иннокентий Смоктуновский. Моя фамилия вам ничего не скажет… (документальный)
- 2010 — Татьяна Лаврова. Недолюбила, недожила… (из цикла телепрограмм «Кумиры» с Валентиной Пимановой) (документальный)
- 2011 — Ия Саввина. Гремучая смесь с колокольчиком (документальный)
- 2011 — Ролан Быков: Я вас, дypaков, не брошу! (документальный)
Примечания[править | править код]
Литература[править | править код]
- Баталов, Алексей Владимирович / Зоркая Н. М. // «Банкетная кампания» 1904 — Большой Иргиз [Электронный ресурс]. — 2005. — С. 98. — (Большая российская энциклопедия : [в 35 т.] / гл. ред. Ю. С. Осипов ; 2004—2017, т. 3). — ISBN 5-85270-331-1.
- Кваснецкая М. Г. Алексей Баталов. М.: ВБПК, 1983.
Ссылки[править | править код]
- Алексей Владимирович Баталов. Сайт «Герои страны».
- Баталов Алексей Владимирович на animator.ru
- Алексей Баталов — биография и фильмография
- Алексей Баталов — киножурнал Наш Фильм
- Интервью с актёром на сайте Синематеки
- Баталов Алексей Владимирович — краткая биография и цитаты
Документальные фильмы[править | править код]
- Алексей Баталов. Он же Гоша, он же Гога…
- Алексей Баталов. Я не торгуюсь с судьбой
- Алексей Баталов. “Шинель”. Документальный фильм из цикла «Библейский сюжет». ИП Менделеев Д. В. по заказу ВГТРК. 2018 г. Россия-Культура. 29.07.2020. 26 минут.
Алексей Баталов — биография
Алексей Баталов это лицо целой эпохи. Он был талантливейшим актером и режиссером, мастером художественного слова и имел собственную гражданскую позицию. Он играл людей, отличавшихся чистотой и душевностью, сдержанных и интеллигентных. Все его герои обладали какой-то притягательной внутренней силой и особым светом, согревающим окружающих. Он и сам был такой в жизни – простой, надежный и очень порядочный человек.
Слава к актеру Алексею Баталову пришла после выхода картин «Летят журавли» и «Москва слезам не верит».
Детство и юность
Родился Алексей Баталов 20 ноября 1928 года в городе Владимир, в очень известной актерской семье. Отец Владимир Баталов был известным актером и режиссером, мама Нина Ольшевская тоже была актрисой. Родители познакомились во МХАТе, в котором оба служили. Они часто брали мальчика с собой, поэтому пpaктически все его детство прошло в подсобке МХАТа. В 1933-м родители Алеши разошлись, и Нина Ольшанская снова вышла замуж. Ее избранником стал известный писатель Виктор Ардов, который обращался с мальчиком так же, как и со своими сыновьями. Так у Алексея появилось два брата – в 1937-м родился Михаил и в 1940-м — Борис.
Фото: Алексей Баталов в детстве
С пяти лет Алексей жил с отчимом, которого всегда считал самым близким человеком. Мальчик с мамой поселились у Ардова, но жизнь семьи усложнялась тем, что через стенку от них жила первая жена литератора. Так они прожили несколько лет, а потом сумели купить квартиру, расположенную в доме литераторов, и переехали в новое жилье.
По соседству с ними жили Мандельштамы, и это обстоятельство очень благотворно сказалось на воспитании мальчика. Их окружали лучшие представители интеллигентов страны Советов, деятели отечественной культуры.
Очень часто Ардовы принимали у себя Анну Ахматову, Бориса Пастернака, Иосифа Бродского, и такая компания очень нравилась маленькому Алеше.
Счастливая детская пора закончилась в 1941-м – грянула война. Баталов с матерью покинули Москву и уехали в эвакуацию в Бугульму. Мама была настоящей театральной актрисой, поэтому даже в эвакуации не сидела сложа руки. Она сумела организовать собственный театр, в котором были задействованы эвакуированные артисты и их дети. В то время Алексею уже было 15, и он оказывал матери посильную помощь в театре, а вскоре оказался на сцене, примерив на себя образы второстепенных героев. Еще в детстве Алексей понял, что театр вошел в его жизнь навсегда, но сомневался, хватит ли у него таланта, чтобы достичь определенного успеха.
Театр
Театральная биография Алексея Баталова началась еще в годы войны. Впервые он оказался на сцене в Бугульме, в театре, организованном его мамой.
Дебют в кино состоялся в 1944-м, когда Алексей с мамой вернулись из эвакуации в Москву. Тогда его вместе с классом пригласили на съемки фильма «Зоя», об известной подпольщице Зое Космодемьянской. В отличие от одноклассников, у Баталова была роль со словами, которые нужно было произнести перед объективом камеры.
После окончания школы, Алексей Баталов поступилв Школу-студию МХАТ, и постигал азы актерского мастерства под руководством С.К.Блинникова и В.Я.Станицына. Решение связать свою жизнь со сценой было очень объяснимым – вся его родня была артистической. Баталов учился легко, ему повезло с педагогами, которых он вспоминал всегда с чувством глубокой благодарности. Не научиться хорошим манерам, когда их ведет сама княгиня Волконская, мог только отъявленный тупица. Диплом об окончании Школы-студии Баталов получил в 1950-м, и сразу был призван в армию.
Срочную службу Алексей Баталов проходил в Центральном театре Советской Армии, на сцену которого он выходил на протяжении трех лет.
В 1953-м Баталов поступил на службу во МХАТ, и оставался верным ему до 1957-го. Алексей Баталов считал театр своей судьбой, родным домом. Наверное потому, что его родители служили во МХАТе, и первые детские впечатления были связаны именно с театральными подмостками. Маленький Алеша не видел другой жизни, поэтому думал, что у взрослых нет другой работы, только здесь.
Фильмы
Дебютом в кино стала картина «Зоя», снятая режиссером Лео Арнштамом в 1944 году. Потом был десятилетний перерыв, и только в 1954-м Баталова пригласили на съемки картины «Большая семья», режиссера Иосифа Хейфица. Баталову досталась роль главного героя. В те годы в кино культивировался образ нового советского человека-рабочего. И Алексей Баталов стоял у истоков создания этого персонажа. Сотрудничество с режиссером Хейфицом продолжилось в 1955-м, когда вышла картина «Дело Румянцева», с Баталовым в главной роли. В 1960-м Алексей засветился в ленте «Дама с собачкой», в 1964-м зрители увидели фильм «День счастья». Героев этих картин объединяет одно – сильный дух и врожденная интеллигентность. Именно в этом образе Баталов смотрелся очень органично, режиссеры увидели большой потенциал молодого актера, и засыпали его интересными предложениями.
В 1956-м Баталову предложили стать Павлом Власовым в картине, снятой по произведению Горького «Мать». В 1957-м кинематографическая биография Баталова пополняется новой ролью в ленте «Летят журавли», которую снял Михаил Калатозов. После выхода этого фильма Алексей Баталов стал неимоверно популярным. Герой Баталова – спокойный, ироничный, мужественный и интеллигентный, именно таким видели советского солдата, благодаря его талантливой игре.
О многогранности таланта актера заговорили после выхода картины «Дама с собачкой», которую зрители увидели в 1960-м. Алексею предстояло сыграть Гурова, и ему пришлось над ней изрядно потрудиться. Эта лента была отмечена многочисленными наградами, и отечественными и международными.
В 1962-м Алексей Баталов стал Дмитрием Гусевым из ленты «Девять дней одного года». Он ученый-физик, который облучился во время своих исследований. Михаилу Ромму и Даниилу Храбровицкому захотелось создать сценарий, рассчитанный на Баталова, но вначале эта идея чуть не потерпела фиаско. Им сообщили о серьезной болезни артиста. В это время у него начались большие проблемы с глазами, и врачи категорически запретили ему находиться под софитами. Но режиссеры не опустили руки, и решили все-таки дать возможность Баталову прочесть сценарий. По почте они отправили его в Симферополь, в глазной центр, где лечился актер. Реакция Баталова была мгновенной – он бросил лечение и первым же рейсом отправился в столицу, чтобы подтвердить свою готовность работать над новым проектом.
Эта картина о буднях физиков, занимающихся ядерными разработками. За основу сюжета частично приняты реально происходившие события. Баталов должен был показать всю серьезность произошедшего, но не в трагедийном контексте, а реалиях времени. Его герой должен быть знающим, мыслящим и интеллигентным человеком, лицом ученого двадцатого века. Алексею Баталову это удалось, и в 1966-м его работа была отмечена Государственной премией РСФСР.
В 60-е годы Алексей Баталов начал режиссерскую деятельность и много времени уделяет радиотеатру. В 70-е он опять возвращается в кинематограф в качестве актера. Режиссеры снова начали использовать Баталова в уже созданном им амплуа.
С 1975-го Алексей Баталов стал преподавателем актерского мастерства во ВГИКе, в 80-м получает звание профессора и должность заведующего кафедрой. Пик славы и всесоюзную любовь артисту довелось испытать в 1980-м, когда прошла премьера картины «Москва слезам не верит».
Его персонаж Гоша-Гога, простой советский слесарь-интеллигент, стал легендой в отечественном кинематографе. Режиссером картины стал Владимир Меньшов, картина получила прославленный «Оскар», а Баталов звание ceкc-символа советского экрана.
Последние съемки, в которых участвовал актер Алексей Баталов, прошли в 2006-м. В том году его пригласили в картину «Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя!». После этого он закончил актерскую карьеру и попробовал свои силы в писательском деле. Баталов стал автором сборника мемуаров.
Алексей Баталов стал автором стихов и детских сказок, ему принадлежат многочисленные сценарии к фильмам. Живой интерес он испытывал к живописи. Издательство «Искусство» выпустило в 1984-м книгу Баталова под названием «Судьба и ремесло». Он стал соавтором книги «Легендарная Ордынка», которую выпустили его братья – Михаил и Борис Ардовы.
Алексей Баталов внес неоцененный вклад в культурное наследие страны, и за это удостоен многочисленных правительственных наград.
Режиссура
Режиссерский дебют Баталова состоялся в 1960-м, когда он снял картину «Шинель». В 1966-м он стал автором ленты «Три толстяка», в которой снялся в образе одного из центральных персонажей. В 1972-м выходит третья работа Алексея Баталова – фильм «Игрок», по одноименной повести Ф.Достоевского. Больше Алексей Баталов фильмы не снимал. Отчасти это объясняется переменой места жительства, актер уехал из Ленинграда и поселился в Москве. Баталов считал, что с этим переездом он растерял надежных людей, настоящую комaнду профессионалов, которые были незаменимыми помощниками. А в столице такую комaнду сколотить не удалось.
Алексей Баталов увлекся радиопостановками, которые стали настоящей отдушиной в тот период, когда кинематограф переживал не лучшие свои времена К тому же артисту всегда хотелось попробовать себя в искусстве чтения. Он поставил «Казаков», «Героя нашего времени», «Ромео и Джульетту», «Белые ночи». Эти спектакли слушает уже не одно поколение, наслаждаясь прекрасной техникой исполнения и хаpaктерностью героев.
В 1974-м в творческой биографии Алексея Баталова появились мультипликационные фильмы, которые он с удовольствием озвучивал.
Личная жизнь
Впервые Алексей Баталов влюбился еще шестнадцатилетним парнем. Его избранницу звали Ирина Ротова, она была его ровесницей. Через 2 года они поженились, и в 1955 году у них родилась дочка Надежда.
В силу занятости, Баталов все меньше времени проводит дома, целиком отдаваясь профессии. Постепенно отношения супругов охладели. В это время он знакомится с циркачкой Гитаной Леонтенко, с которой вместе снимался в картине «Большая семья». В 1958-м он подает на развод с Ириной, и оформляет официальный бpaк с Гитаной.
Личная жизнь артиста постепенно наладилась. В 1968-м у них родилась дочь Мария, и вот тут у супругов и началась полоса преодоления трудностей. Из-за врачебной ошибки дeвoчка родилась с ДЦП, и родители приложили немало сил, чтобы ее социально адаптировать. Мария сумела закончить сценарный факультет ВГИКа, начала писать сценарии, издала одну книгу и ее даже приняли в Союз писателей.
Дачный конфликт
Алексей Баталов человек не скандальный, но и ему пришлось в жизни столкнуться с судебным разбирательством. Причиной тому стала его собственная дача, расположенная вблизи писательского поселка Переделкино. Баталов уже много лет являлся владельцем дачного участка в кооперативе «Мичуринец», даже сумел осилить строительство небольшого домика, но однажды он узнает, что несколько сотых его участка принадлежат соседу – ювелиру Вадиму Эльгарту. Этот предприимчивый мужчина сумел оформить документы на право собственности, прихватив часть земли, принадлежащей Баталову.
Эльгарт подсуетился и выстроил на этом месте баньку, а Баталов по незнанию подписал ему документ, который, как впоследствии выяснилось, оказался актом на размежевание границ участков. Скорее всего Баталов даже не понял, что он подписывает, а ловкий сосед мог сказать, что это просто автограф.
По документам дача Баталова принадлежит его дочери Марии, так как все полагающиеся документы артист оформил на нее уже давно. Получается, когда он ставил подпись, то владельцем дачи не являлся, и документ можно считать недействительным, но судебные разбирательства продолжались не один год. Баталов даже написал обращение к мэру столицы, с просьбой разобраться в этом процессе.
Препятствием на пути правосудия стал и тот факт, что ювелир тоже не является владельцем дачи, он подарил ее своей дочери, проживающей в США. Естественно, что она не может присутствовать на заседании в России, и процесс длится годами.
Многочисленные поклонники артиста следили за всеми перипетиями этого конфликта, и не теряли надежду, что он разрешится в пользу Баталова. Инцидент дошел до председателя СК России Александра Бастрыкина, но заметных продвижений в деле так и не произошло. В итоге Алексей Баталов воюет один, и даже всесоюзная известность не помогла ему добиться результата. Решение по вопросу отчуждения так и не было вынесено.
Причина cмepти
В 2016-м Алексею Баталову исполнилось 88 лет. Его часто мучили головные боли, артист страдал от постоянных головокружений. В январе 2017-го болезнь снова дала о себе знать, Баталов упал и получил перелом шейки бедра на правой ноге. Его госпитализировали, сделали операцию, спустя месяц была проведена еще одна, восстановительная операция. Состояние здоровья понемногу улучшалось, рана начала заживать, но доктора не давали разрешения на выписку домой.
Фото: Могила Алексея Баталова
Баталов так и не вышел из больницы до самой своей cмepти, которая случилась 15 июня 2017 года. Накануне к Алексею Баталову позвали священника, который причастил его перед cмepтью.
Родные, близкие, и просто многочисленные поклонники смогли проститься с великим актером 19 июня. Местом упокоения Алексея Баталова стало Преображенское кладбище.
Избранная фильмография
- 1944 — Зоя
- 1955 — Михайло Ломоносов
- 1957 — Летят журавли
- 1958 — Дорогой мой человек
- 1963 — День счастья
- 1969 — Внимание, черепаха!
- 1973 — Возврата нет
- 1979 — Москва слезам не верит
- 1986 — Зонтик для новобрачных
- 1991 — Полтергeйст-90
- 2006 — Карнавальная ночь 2, или 50 лет спустя
Режиссерские работы
- 1959 — Шинель
- 1966 — Три толстяка
- 1972 — Игрок
Ссылки
- Чем запомнился актер Алексей Баталов?
- Страница в Википедии
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Свадьба – одно из самых важных событий в жизни каждой дeвyшки. Некоторые готовятся к нему всю жизнь, другие же мечтают о скромном мероприятии, главное, чтобы проводить его с человеком, который достоин......
20 11 2024 14:36:21