Станислав говорухин биография личная жизнь
Станислав Говорухин родился в Пермском крае в 1936 году. Мать будущего режиссёра Прасковья растила его без отца и старалась об отце не говорить, а от своей бабки Говорухин узнал, что тот якобы много пил и бросил семью. Лишь после cмepти матери Станислав и его сестра Инесса решились сделать запрос и выяснили, что Сергeй Ге opгиевич Говорухин был донским казаком, которого репрессировали, а позднее расстреляли.
Станислав Говорухин в фильме «Среди серых камней». Кадр из фильма
Будущий режиссёр закончил геологический факультет в Казани и год проработал по специальности, но вскоре понял, что телевидение манит его гораздо сильнее, чем разведывательные экспедиции. Говорухин брался за любую работу на казанской телестудии, пробуя себя в качестве режиссёра, оператора, автора и ведущего телепрограмм.
Станислав Говорухин в фильме «Радости и печали маленького лорда». Кадр из фильма
В Казани Говорухин познакомился со своей первой женой, актрисой Юноной Каревой. В 1961 году Станислав Сергеевич понял, что в столице Татарстана ему стало слишком тесно, и поехал в Москву учиться на кинематографиста, а Юнона с сыном Сергеем осталась в Казани, где у неё завязался роман с Маратом Тазетдиновым.
— Постепенно и мне, и ей стало ясно, что дело катится к разводу, — вспоминал позднее Говорухин. — Прежние наши отношения разрушены — слишком уж надолго я оставил жену, а она, повторяю, необыкновенно красива, все мужчины города за ней ухаживали, и, разумеется, у неё появилась новая любовь.
Станислав и Юнона смогли сохранить хорошие отношения, и много лет спустя режиссёр снял свою бывшую возлюбленную в фильме «Место встречи изменить нельзя».
Юнона Карева в фильме «Место встречи изменит нельзя». Кадр из фильма
А вот отношения с сыном у режиссёра не сложились. Когда Сергeй был маленьким, у его отца не было времени на мальчика, а позднее сын уже сам не хотел идти на контакт со знаменитым отцом.
Сергeй Станиславович Говорухин окончил ВГИК, снял несколько фильмов, но прославился в качестве военного корреспондента. Он прошёл Чечню и Афганистан, участвовал в боевых операциях, был тяжело ранен и лишился ноги. В 2011 году Сергeй Говорухин скончался от инсульта, который вызвал кровоизлияние в мозг. Станислав Сергеевич сильно переживал из-за cмepти сына и сокрушался, что так и не смог стать к нему ближе.
Сергeй Говорухин. Фото: Союз кинематографистов России
В 1964 году Станислав Говорухин дебютировал в качестве режиссёра с короткометражной картиной «Аптекарша».
Настоящий успех пришёл к Станиславу Сергеевичу через несколько лет, когда он отправился в Одессу снимать фильм «Вертикаль». Картина об отважных альпинистах прославила имя Говорухина и познакомила весь Советский Союз с песнями Владимира Высоцкого.
На Одесской киностудии Говорухин встретил монтажёра Галину, которую полюбил всем сердцем. За 17-летней дeвyшкой ухаживал эстонский актёр Лембит Ульфсак, но именно Станислав Сергеевич стал первым её мужчиной, а впоследствие — и мужем.
В жизни Говорухина случались мимолётные увлечения, ведь в силу профессии он постоянно оказывался окружён молодыми и красивыми актрисами, однако супруга с пониманием относилась к его слабостям.
— Я его люблю, и мне важно, чтобы у него глаза не были потухшими, — говорила Галина. — Если мужчина увлекается красивыми молодыми женщинами — это же нормально. Если он нравится молодым и красивым — значит, это мне, как жене, комплимент.
Галина Говорухина, фото из семейного архива, взято с сайта kp.ru
Говорухин отдал Одесской киностудии 22 года своей жизни. Именно там родились замечательные детские фильмы «Приключения Тома Сойера» и «В поисках капитана Гранта», великолепная экранизация романа Агаты Кристи «Десять негритят» и «первый советский боевик» «Пираты XX века».
Кадр из фильма «Пираты XX века»
Отдельно стоит упомянуть снятый Говорухиным многосерийный фильм «Место встречи изменить нельзя», который собрал в кадре блестящих артистов, таких как Владимир Высоцкий и Армен Джигарханян, и сразу после выхода разлетелся на цитаты.
Кадр из фильма «Место встречи изменить нельзя»
Станислав Сергеевич чувствовал себя в кадре так же уверенно, как за камерой. Другие режиссёры оценили его актёрский талант после фильма «Асса», где Говорухин сыграл бандита Крымова.
Станислав Говорухин в фильме «Асса». Кадр из фильма
После этого у него были заметные появления на экране в картинах «Сукины дети», «Анкор, ещё анкор!» и даже в «9 роте» Фёдора Бондарчука.
Станислав Говорухин в фильме «9 рота». Кадр из фильма
В 1988 году Говорухин перебрался в Москву, где стал одним из самых заметных режиссёров «Мосфильма». С начала девяностых годов режиссёр активно участвовал в политической жизни. В этот период своей жизни он выпустил документальные фильмы «Россия, которую мы потеряли» и «Великая криминальная революция».
В 1999 году Станислав Сергеевич снял криминальную драму «Ворошиловский стрелок», ставшую одним из самых ярких высказываний о «новой России», а год спустя стал одним из кандидатов в президенты страны, но на выборах набрал менее 1% голосов.
Михаил Ульянов в фильме «Ворошиловский стрелок». Кадр из фильма
В начале нового тысячелетия Говорухин открыл миру актрису Светлану Ходченкову, сняв её в драме «Благословите женщину». Светлана стала новой музой стареющего режиссёра, который, по слухам, ради неё даже хотел развестись с женой. Однако Галина Борисовна не дала супругу развод, и со временем всё вернулось на круги своя — возможно, потому что Ходченкова сильно похудела и стала для Говорухина менее привлекательной.
— Со Светой Ходченковой я тоже, как говорится, попал в десятку. Очень способная в профессии, фактурная — с прекрасной русской внешностью, с хорошей статью, с абсолютно нормальной фигурой. Могла бы быть великой актрисой, но… — критиковал режиссёр свою протеже, решившую сбросить вес. — Говорил ей: «Света, не вздумай стать такой, как все, не стремись в стадо! Стадных на актерском рынке — миллионы, а таких, как ты, — никого».
Светлана Ходченкова в фильме «Благословите женщину». Кадр из фильма
В фильме «Благословите женщину» также снялась в массовке актриса Анастасия Мартцинковская, которая позднее утверждала, что Говорухин является отцом её ребёнка.
— Да, я родила от Станислава Говорухина и не скрываю этого. У сына и отчество — Станиславович. У Давида большие проблемы со здоровьем. Его уронили в детстве врачи, — утверждала Анастасия. — Однажды моя мама просила Говорухина поучаствовать в судьбе сына. Разразился скандал. Помог Шабтай Калманович. После того, как он позвонил жене Говорухина Галине, они заплатили мне 300 тысяч рублей и потребовали расписку, что я не имею претензий к их семье. Я подписала бумаги. И с тех пор не получила от них ни копейки.
Станислав Говорухин в фильме «Сукины дети». Кадр из фильма
Сам Говорухин отрицал своё отцовство.
— Ничего между нами не было. Я уверен, что это не мой сын, — говорил он. — Увы, такие женщины ко мне и к моим коллегам приходят часто. Издержка профессии.
Одной из главных работ Станислава Сергеевича в новом тысячелетии стала картина «Конец прекрасной эпохи», снятая по произведениям Сергея Довлатова.
Светлана Ходченкова в фильме «Конец прекрасной эпохи». Кадр из фильма
Говорухин успешно совмещал работу режиссёром с политической деятельностью. Кроме того он руководил киностудией «Вертикаль», входящей в киноконцерн «Мосфильм».
Последний год жизни Станислава Сергеевича был омрачён всплывшими в прессе обвинениями в ceкcуальных домогательствах. Журналистка Дарья Комарова утверждала, что Говорухин просил её снять колготки и походить перед ним, а также обещал ей роль в одном из своих проектов, если дeвyшка согласится провести с ним ночь. Именитый режиссёр с негодованием опроверг эти обвинения.
Дарья Комарова. Фото: Facebook
Читайте также: Лев прыгунов биография личная жизнь первая жена14 июня 2018 года Станислав Сергеевич скончался после продолжительной болезни на 83 году жизни в санатории Барвиха. Ряд источников утверждает, что жизнь выдающегося режиссёра оборвал paк. Говорухина похоронили в Москве на Новодевичьем кладбище.
В Москве на 83-м году жизни скончался Станислав Говорухин — режиссер, актер, общественный деятель и человек с четкой жизненной позицией, никогда не боявшийся высказывать свою точку зрения.
Детство и родители
Родился Станислав Говорухин в 1936 году в городе Березники Свердловской области. Отец, Сергeй Ге opгиевич, был донским казаком. Его репрессировали почти сразу же после рождения Станислава. Мальчик никогда его и не видел. Мать, Прасковья Афанасьевна, была швеей. Прадед был кузнецом, а дед Афанасий Трофимович – сельским учителем. Также прямыми родственниками Станислава Сергеевича являются бабушка Зоя Ксенофонтовна и сестра Инесса. Детство Станислава прошло в баpaках, а повседневная одежда – военная форма, достающаяся от дяди. Семья иногда переезжала на другое место жительства. Самыми яркими воспоминаниями являются годы жительства в городке Тетюши, что у самого берега реки Волги. Красивые места, рыбалка, проплывающие пароходы – что еще нужно для счастья!? Хотя не все было радужно. Жизнь была тяжелой, еды часто не хватало.
Чем увлекался в то время Станислав Говорухин? Биография дает четкий ответ: кинематографом! В городке был маленький кинотеатр, в котором постоянно крутили фильмы. Мальчик исследовал здание вдоль и поперек. Особенно его интересовало то, почему актеров, которые есть на экране, нельзя увидеть на обратной его стороне.
Первое образование
Несмотря на то что мать сама растила детей, ей удалось дать им достаточное образование. После школы парень поступил на геолога и успешного закончил учебное заведение. Во время учебы активный молодой человек с радостью ходит в походы, делает газету, занимается спортом. Однако проработал по профессии он всего лишь год. Минералы, конечно, интересны, но иногда надоедают. В конце пятидесятых в стране начался бум телевидения. Повсеместно открывались телестудии, в одну из которых в Казани и устроился Станислав в 1959-м. Проработал там два года. За этот период молодой человек успел почувствовать себя и редактором, и ведущим, и автором сценария.
Второе образование
Если кто и знал, чего он хочет достичь в жизни, так это точно был Станислав Говорухин. Биография описывает этот период как острое желание расти на творческом поприще. Душа желала творить. В 1961 году Станислав поступает на режиссерский факультет ВГИКа. По окончании учебы он отправился прямиком на Одесскую киностудию.
Работа
Молодому специалисту сразу же доверили полнометражный фильм про альпинистов, который вышел в 1966 году. Его название «Вертикаль». Хотя сценарий был не самый выдающийся, это не помешало стать известным Владимиру Высоцкому, принимавшему участие в съемках. В 1969-м увидела мир чудесная работа «Белый взрыв». Фильм не стал популярным, но получил восторженные отзывы критиков. Режиссер Станислав Говорухин создал множество фильмов, среди которых «День ангела», «Жизнь Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Фина», «Не хлебом единым», каждый из которых стоит на особом месте у ценителей специалиста. Маэстро с особым трепетом относился к детским фильмам, считая, что подрастающее поколение должно знать всемирно известные истории.
Народную любовь принесли ставшие классическими фильмы, каждый из которых стоит рассмотреть подробнее.
“Место встречи изменить нельзя”
Кто знает не понаслышке, что такое перспективный специалист, так это Станислав Говорухин. Фильмография режиссера к 1979 году уже насчитывала несколько хороших картин, но желаемой популярности он пока так и не получил. В одночасье все изменилось. Лишь истинный талант способен опустошить улицы за мгновенье – люди массово переместились к экранам телевизоров. Неудивительно, ведь там шел целый остросюжетный детектив с Владимиром Высоцким и Владимиром Конкиным в главных ролях. Изначально режиссером должен был стать Алексей Баталов. В связи с огромной занятостью он не смог принять участие в картине, и, не без сомнений дирекции киностудии, на эту ответственную должность был выбран Станислав Говорухин. Список тем фильма был огромен. И противостояние преступному миру поствоенной Москвы, и разница хаpaктеров главных героев, и роль человечности в нашей жизни. Немаловажным было полное взаимопонимание между главным актером Владимиром Высоцким и Станиславом Говорухиным. Сериал навсегда останется легендой советской кинематографии. И хоть раз в жизни посмотреть его должен каждый.
«Десять негритят»
Фильмы Станислава Говорухина уникальны хотя бы тем, что в некоторых из них он успевал выполнять сразу две обязанности: быть и режиссером, и сценаристом. Одним из таких шедевров стала картина «Десять негритят».
Детективная драма заставила шевелиться волосы на голове у неподготовленной публики. Еще бы, ведь череда таинственных убийств не могла оставить равнодушным даже самого черствого циника. Один за другим герои отправлялись в лучший мир, а смысл этих деяний таинственного мстителя так и не был ясен до самых последних минут. Концовка фильма подобна холодному душу. Обывателя ставят перед фактом, что рано или поздно человек будет наказан за причиненные злодеяния. Даже спустя многие годы после окончания съемок эстеты получают неописуемый восторг, пересматривая любимую картину.
«Асса»
В этом фильме Станислав Говорухин выступил не только одним из создателей картины режиссера Сергея Соловьева, но еще и принял активную роль в качестве одного из актеров. «Асса» не могла не стать популярной лишь по той причине, что саундтреками стали работы признанных рокеров – Виктора Цоя, Бориса Гребенщикова, группы «Аквариум» и «Браво». Станислав играет роль ревнивого мафиози. Но женская любовь сильнее преступного мира. Песня Виктора Цоя «Мы ждем перемен», которую он исполнил перед благодарной толпой, стала настоящим гимном перестройки.
“Россия, которую мы потеряли”
Картина вышла в 1992 году, в то время, когда Россия еще не оправилась от болезненного распада. Проведя огромное количество времени в архивах и библиотеках, Станислав Говорухин в качестве режиссера и сценариста предоставил зрителям отличную пищу для размышлений «а как бы могло быть».
Особый фурор вызвало пристальное внимание к историческим личностям – Петру Столыпину, Владимиру Ленину, Николаю Второму. Автор картины пошел дальше и, помимо общего обзора, дал свое видение случившихся в начале века событий. Как и любая картина-шедевр, она получилась неоднозначной. Огромное количество критиков, еще больше – поклонников. А это значит, что фильм получился стоящим и его обязательно стоит посмотреть.
“Ворошиловский стрелок”
Сильнейшая картина, которая показывает беззащитность простого человека перед вседозволенностью детей чиновников. Остаться прежним человеком после ее просмотра просто невозможно, поэтому она также обязательна к просмотру каждому. Главную роль великолепно сыграл Михаил Ульянов.
«Пираты двадцатого века»
Станиславу Говорухину удалось побить еще один рекорд – кассовый. Этот фильм, только по официальным данным, посмотрели сто миллионов человек. Сюжет закручивается буквально с первых минут. Мирное судно атакуют пираты и топят его. Лишь нескольким людям из комaнды удается спастись. Находясь на острове, посреди открытого моря, есть только один шанс спастись – захватить корабль пиратов. В этом фильме есть все: и восточные единоборства, и женская хитрость, и отважные моряки, и самая настоящая любовь. Ну, а самое главное – добро, конечно же, побеждает зло! Первый советский боевик долгое время собирал полные залы. Да что тут говорить, если фильм, снятый в 1979 году, до сих пор находится далеко не на последнем месте по просмотрам и скачиваниям. Не удивительно, что Станислав Говорухин, как один из создателей этого шедевра, получил ожидаемую народную любовь, а также истинное призвание.
Читайте также: Леонид филатов биография личная жизнь детиСемья
Дважды бал женат Станислав Говорухин. Личная жизнь обстояла следующим образом. Первая жена – Юнона Ильинична Карева (годы жизни 1933-2013). От этого бpaка появился на свет сын Сергeй, который впоследствии также стал кинорежиссером, продюсером и писателем. Вторая жена – Галина Борисовна, с которой Станислав познакомился на Одесской киностудии, где она работала монтажером.
Увлечения
В молодости Станислав Говорухин увлекался альпинизмом и исполнением каскадерских трюков. В свободное от профессиональной деятельности время режиссер предпочитает играть в шахматы, читать книги и писать картины, преимущественно пейзажи.
Режиссер Станислав Говорухин снял 55 кинокартин, среди которых «Вертикаль», «Место встречи изменить нельзя» и «Ворошиловский стрелок», а также он написал сценарий для «Пиратов XX века» — самого кассового в истории советского кинематографа фильма. У Говорухина сыграл свои главные роли Владимир Высоцкий, впервые на экране зазвучали песни барда. Станислав Говорухин был и крупным политиком — несколько раз избирался депутатом Государственной думы, возглавлял Комитет по культуре и баллотировался на пост президента страны.
«Самые творческие годы»: первые работы на телевидении и учеба во ВГИКе
Станислав Говорухин в молодости. Фотография: stuki-druki.com
Кадр из художественного фильма Станислава Говорухина «Аптекарша» (1964)
Станислав Говорухин. Фотография: tvkultura.ru
Станислав Говорухин родился 29 марта 1936 года в городе Березники недалеко от Перми. Его отец — Сергeй Говорухин — происходил из донских казаков. В 1938 году его арестовали, обвинив в контрреволюционной деятельности, в этом же году он погиб в сталинских лагерях. Станислава Говорухина и его старшую сестру Инессу воспитывала мать Прасковья Глазкова. Она никогда не рассказывала детям об отце и скрывала информацию о его аресте. Родственникам репрессированных в то время было тяжело: их могли не зачислить в университет, не принять в комсомол. Прасковья Глазкова даже уничтожила все фотографии мужа. Позже Говорухин вспоминал: «Почему мама скрывала от меня судьбу отца, даже сожгла фотографии? Потому что время было жестокое. Детей репрессированных родителей ждала судьба тяжелая — могли быть неприятности и с комсомолом, и с поступлением в институт». Правду об отце режиссер узнал намного позже. Он отправлял запросы в разные органы, ростовский КГБ прислал ответ, в котором сообщалось, что Сергея Говорухина репрессировали.
Детство Станислава Говорухина было тяжелое. Его семья жила в бедности, в баpaке без удобств. Матери режиссера приходилось много работать, чтобы прокормить семью. Но несмотря на все трудности, Говорухин хорошо учился в школе. С детства он любил ходить в походы, заниматься спортом, поэтому поступил на геологический факультет Казанского университета. Уже на первом курсе Говорухин понял, что выбранная профессия ему не подходит, и решил заняться литературным творчеством: присоединился к редакции студенческой газеты, где публиковал статьи и интервью. В 1959-м, через год после окончания университета, он устроился работать на недавно созданную Казанскую телевизионную студию. Квалифицированных работников тогда не хватало: региональное телевидение в СССР только развивалось, поэтому туда часто брали энтузиастов без специального образования.
Те два года, которые я там проработал, я могу назвать самыми творческими в моей биографии — изучали новое дело. Я был и швец, и жнец, и на дуде игрец: и редактор, и оператор, и ведущий, и автор. Ну а с телевидения — прямая дорога в кино!
Этот опыт помог ему в 1961 году отлично сдать вступительные экзамены и поступить во ВГИК на режиссерский факультет. Его взяли в мастерскую Якова Сегеля. Говорухин вспоминал: «В те времена стать студентом знаменитого вуза мог и парень из деревни, если у него был талант». Опыт, который режиссер получил на Казанской телевизионной студии, помог ему стать одним из лучших студентов курса. В 1964 году он снял свой первый фильм — короткометражную ленту «Аптекарша» по мотивам чеховских рассказов. За картину на экзамене Говорухин получил пятерку. Его следующей работой стал дипломный проект — фильм «Тетя Катя». В 1966 году Станислав Говорухин окончил институт с красным дипломом.
Фильмы Говорухина: от «Вертикали» до «Конца прекрасной эпохи»
Кадр из художественного фильма Станислава Говорухина «Вертикаль» (1967)
Слева направо: режиссер Станислав Говорухин, помощник режиссера Владимир Мальцев и актер Владимир Высоцкий во время съемок фильма «Вертикаль». Фотография: echo.msk.ru
Станислав Говорухин на съемках фильма «Белый взрыв». Фотография: realnoevremya.ru
Еще в институте Говорухин решил, что хочет работать на Одесской киностудии художественных фильмов.
Я никогда там [в Одессе] не был, но знал этот город по литературе — Пушкину, Бабелю, Паустовскому, Бунину. К тому же в те времена — подъема и расцвета советского кинематографа, на Одесской киностудии снимали фильмы, которые отличались какой-то… свежестью. «Весна на Заречной улице», «Приходите завтра», «Жажда» — мои любимые фильмы.
В 1967 году вместе с бывшим однокурсником Борисом Дуровым Говорухин поехал в Одессу. По плану киностудия этого города должна была выпустить пять фильмов за год, но последний — об альпинистах — создать не успевали. Заняться этой картиной предложили Говорухину и Дурову. Им пришлось много поработать над будущей кинолентой — переделать сценарий, подобрать музыку и актеров. Говорухин вспоминал: «Нам предложили сценарий, очень слабый, об альпинистах. Мы посмотрели сценарий, поняли, что даже переделка ему не поможет, но все равно схватили — когда нам еще представится возможность снять полнометражный фильм?» Композитором стала София Губайдулина из Московской экспериментальной студии электронной музыки, на главную роль пригласили Владимира Высоцкого. За год «Вертикаль» посмотрело более 30 миллионов человек. «Песня о друге», которая прозвучала в фильме, была одной из самых популярных в 1967 году, а Владимир Высоцкий стал знаменитым.
После успеха «Вертикали» Станислав Говорухин решил снять еще один фильм об альпинистах — картину «Белый взрыв», которая вышла в 1969 году. Его съемки он запомнил на всю жизнь: тогда вертолет с режиссером и каскадером врезался в скалу и упал.
Шансов выжить абсолютно не было, вертолет развалился на куски. Но по какой-то странной причине — Господь отвел — не взорвался и не загорелся. Все поломались, но все выжили. Конечно, это событие навеки запечатлелось в моем сердце. Этот день я считаю самым счастливым в моей жизни.
Популярности картина не завоевала, но сам режиссер считал ее одной из лучших своих работ.
Станислав Говорухин (справа) и актер Владимир Конкин на съемках фильма «Место встречи изменить нельзя». Фотография: biographe.ru
Слева направо: Станислав Говорухин, актеры Владимир Высоцкий и Станислав Садальский на съемках фильма «Место встречи изменить нельзя». Фотография: gazeta.ru
Станислав Говорухин в роли Андрея Крымова и Татьяна Друбич в роли Алики в художественном фильме Сергея Соловьева «Асса» (1987)
В следующие несколько лет Говорухин снимал приключенческие картины — фильм «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо» по одноименной книге Даниэля Дефо и «Контpaбанду». В 1977 году режиссер работал над фильмом о курсантах морского училища «Ветер «Надежды». А в 1979 году он написал сценарий для кинобоевика «Пираты XX века», который стал самым кассовым фильмом в истории советского кинематографа. В 1980 году ленту посмотрело более 90 миллионов человек. Вскоре вышел и пятисерийный детективный фильм о работниках Московского уголовного розыска «Место встречи изменить нельзя» с Владимиром Высоцким и Владимиром Конкиным в главных ролях. В основу сюжета лег роман Аркадия и Ге opгия Вайнеров «Эра милосердия». Фильм был очень популярен у зрителей, Станислав Говорухин вспоминал: «Первые годы во время показов страна вымирала — прекращались преступления и срывались всенародные праздники; люди сидели у телевизоров».
После детективного «Места встречи» Говорухин вернулся к приключенческим лентам. На этот раз сюжеты он брал из зарубежной литературы — в 1981 году экранизировал повесть Марка Твена «Приключения Тома Сойера и Гекльберри Финна», а в 1985-м — роман Жюля Верна «Дети капитана Гранта». Говорухин и сам снимался в кино — играл в эпизодах.
Читайте также: Биография валентина распутина личная жизньТогда же Станислав Говорухин стал писать очерки и эссе о политике и кино. Их печатали в «Литературной газете», «Советской культуре», в других газетах и журналах. Режиссер не оставлял работы в кино: в 1987 году исполнил роль криминального авторитета Андрея Крымова в картине «Асса» Сергея Соловьева.
В начале 1990-х режиссер начал снимать документальные ленты. Первой вышла «Так жить нельзя». Фильм рассказывал об обратной стороне перестройки — безработице и нищете. Съемки картины проходили в родном городе режиссера — Березниках. В 1991 году «Так жить нельзя» получила три премии «Ника»: за лучший документальный фильм, лучшую работу режиссера и сценариста. Успех подтолкнул Говорухина к съемкам продолжения — он задумал создать кинотрилогию о переломных моментах истории. В 1992 году он снял фильм «Россия, которую мы потеряли» о правлении Николая II и событиях 1917 года, а в 1994-м — картину «Великая криминальная революция» о последних годах советской власти. Позже режиссер выпустил книгу с заметками, которые делал во время работы над этой трилогией. В книге Говорухин размышлял о политической ситуации в современной ему России.
В последнем фильме выразилось все мое разочарование тем, что произошло в стране. Задумывали демократические реформы, получились криминальные. А учитывая то, что страна наша — огромных размеров, я назвал эту криминальную революцию — великой.
В 1993 году Говорухин снял документальный фильм «Час негодяев» о расстреле Белого дома. А летом 1998 года режиссер начал работу над криминальной драмой «Ворошиловский стрелок» — экранизацией повести Виктора Пронина «Женщина по средам». В картине шла речь о том, как обычный пенсионер отомстил насильникам своей внучки. Фильм получил негативные отзывы критиков. «Ворошиловскими стрелками» стали называть людей, совершавших самосуд. Журналист «Российской газеты» Владимир Богданов писал: «Страшно то, что образ «ворошиловского стрелка» находит одобрение. Возможно, мысль о самосуде возникает как ответная реакция на устойчивое убеждение, что справедливого суда не дождешься».
После криминальной драмы Говорухин снял мелодраму «Благословите женщину» со Светланой Ходченковой в главной роли. Последней работой Станислава Говорухина стал фильм 2015 года «Конец прекрасной эпохи» — экранизация произведений Сергея Довлатова. Уже после cмepти режиссера, в 2022 году, на экраны вышла картина «На Париж», которую сняли по его сценарию.
Личная жизнь режиссера
Юнона Карева — первая жена Станислава Говорухина. Фотография: stuki-druki.com
Режиссер Сергeй Говорухин (справа) — сын Станислава Говорухина от первого бpaка. Фотография: Пресс-служба кинокомпании «Послесловие» / kinokadr.ru
Галина Говорухина — вторая жена Станислава Говорухина. Фотография: kulturologia.ru
Со своей первой женой — Юноной Каревой — Говорухин познакомился еще во время работы на казанском телевидении. Карева в то время работала в Казанском большом драматическом театре. В 1961 году они поженились, тогда же у супругов родился сын Сергeй. Вскоре бpaк распался: Станислав Говорухин уехал в Москву, а Юнона Карева отказывалась покидать родной город. Сын остался с матерью и в будущем тоже стал режиссером.
Он [Сергeй Говорухин] воспитывался на книгах. Рвался служить в Афганистан, но мама легла костьми и не пустила. Но эта болезнь войной, которая была воспитана мужественными книгами, не прошла. И он, закончив (причем заочно, он всегда работал) сценарный факультет ВГИКа, решил снять документальный фильм о войне. С камерой они прошли и Таджикистан, и Чечню, все горячие точки. Грудь у него в орденах, в Чечне он потерял ногу, но они сняли документальный фильм «Прокляты и забыты», который получил премию «Ника», высшую российскую кинематографическую премию.
Со второй женой режиссер познакомился в Одессе во время работы над картиной «Вертикаль» в 1967 году. Она работала на Одесской киностудии монтажером. Станислав и Галина Говорухины прожили вместе почти пятьдесят лет.
Говорухин в политике
Президент Владимир Путин и Станислав Говорухин (справа), награжденный орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени. 2016. Фотография: Пресс-служба Президента Российской Федерации / kremlin.ru
Председатель Комитета по культуре Госдумы Станислав Говорухин. 2018. Фотография: er-duma.ru
Председатель Комитета по культуре Госдумы Станислав Говорухин принял предложение стать президентом Санкт-Петербургского международного кинофорума. 2012. Фотография: os.colta.ru
Еще в конце 1980-х — начале 1990-х годов Станислав Говорухин стал участвовать в политической жизни страны: возглавил Демократическую партию России, а в 1993 году стал депутатом Государственной думы.
В стране происходит криминальная революция. Вернее, она завершается. Победой революции может считаться окончательное построение уголовно-мафиозного государства.
Депутатом Государственной думы режиссер избирался несколько раз, а в 2000 году даже баллотировался на пост президента. Возглавить страну ему не удалось, но в 2011 году он стал руководить Комитетом Государственной думы по культуре.
Я открыл на базе Комитета по культуре думскую гостиную. Раз в месяц там собирались известные общественные деятели, которые тоже влияли на депутатов, доказывая, что культура — это основа общества, духовный хрeбeт нации и ей необходимо помогать.
В мае 2018 года он последний раз появился перед публикой — участвовал в заседании Комитета Госдумы по культуре.
Умер Станислав Говорухин 14 июня 2018 года в подмосковном санатории Барвиха после долгой болезни. Похоронили режиссера на Новодевичьем кладбище города Москвы.
Интересные факты из жизни Станислава Говорухина
Станислав Говорухин на персональной выставке картин в Академии художеств. Фотография: Владимир Веленгурин / kp.ru
Станислав Говорухин на репетиции спектакля «Па-де-де». 2004. Театр «Школа современной пьесы», Москва. Фотография: teatral-online.ru
Станислав Говорухин (справа) и актер Владимир Высоцкий. Иллюстрация к книге Сергея Соловьева «Те, с которыми я… Станислав Говорухин». Москва: Издательство «Белый город», 2017
1. Станислав Говорухин любил рисовать и даже был члeном Российской академии художеств. Несколько раз в Москве устраивали его выставки.
Каждый режиссер должен выучиться рисовать. Каким видишь будущий кадр? Как это объяснить соратникам — оператору, художнику? На пальцах?
Режиссер, не умеющий рисовать, все равно рисует. А куда денешься? Как объяснишь?
2. В 1992 году режиссеру снял интервью с Александром Солженицыным, который тогда только вернулся из эмиграции. Писатель из всех журналистов, которых предлагало руководство телекомпании «Останкино», выбрал именно Говорухина. После интервью они много общались и даже подружились. «Вот фигура! Он меня по многим вопросам просветил, в частности — по вопросам русской истории», — написал Говорухин позднее в автобиографии.
3. Станислав Говорухин называл себя «дедушкой российского кинофестивального движения». Он был инициатором и создателем советского международного фестиваля жанрового кино «Золотой Дюк», который проходил в Одессе с 1988 по 1991 год.
4. Станислав Говорухин дружил с Владимиром Высоцким. Режиссер писал: «Володя Высоцкий, конечно, оказал на меня большое влияние. Научил быть сильным. Он один из тех, кого я могу назвать своими духовными учителями». Их дружба началась еще на съемках картины «Вертикаль». В дальней