Глаголева об измене мужа
Хрупкая, ранимая и одновременно сильная женщина — такой мы навсегда запомнили Веру Глаголеву на киноэкране. Ее близкие и коллеги говорят, что и вне съемочной площадки она была точно такой же. Неординарная актриса, не оставлявшая никого равнодушным к своему творчеству, сегодня отмечала бы свой 64-й день рождения. К сожалению, ее больше нет среди живущих на этой планете. Нам остались ее роли, ее фильмы и память, которые будут жить еще много-много лет.
Родители Веры Глаголевой — коренные москвичи. В белокаменной родилась и она сама — 31 января 1956 года. Первые 10 лет дeвoчка провела в столице, а потом ее родителей-педагогов отправили на несколько лет в комaндировку в Германию. Дочка, конечно же, отправилась вместе с ними.
Она не увлекалась театром и кино с самых юных лет, как это происходило у большинства знаменитых актеров и режиссеров. Зато здорово стреляла из спортивного лука — даже сдала норматив мастера спорта. Отец считал, что его нежной и стройной дeвoчке подошла бы гораздо больше художественная гимнастика. Но Вера была непреклонна и продолжала стрелять, выступая за сборную Москвы. Позже она расскажет, что дело было не столько в любви к точному поражению целей, а в белой форме лучников. На ее фоне зеленый лук смотрелся необычайно романтично, что чрезвычайно нравилось Глаголевой.
В кино Веру привел случай. Первые съемки случились сразу после окончания школы. Не потребовалось даже специальное профильное образование. В 1974 году Глаголева стояла в очереди в буфете киностудии «Мосфильм». Кто-то из творческой группы картины «На край света…» заметил ее и попросил подать пару реплик, она не отказалась. В результате ей досталась роль Симы — дeвoчки, которая отчаянно борется за свои чувства. Фильм был удостоен Большого приза на III Международном кинофоруме в Любляне «Человек — труд — творчество».
Там же Вера познакомилась со своим будущим мужем — режиссером картины Родионом Нахапетовым. Он был старше ее на 12 лет, но разве это могло стать преградой внезапно вспыхнувшим чувствам?
«Я очень хорошо знала фильмы с его участием — „Влюбленные и Нежность“. И была немножко влюблена в его экранного героя. У меня перед ним был трепет как перед взрослым, серьезным человеком, который в свои 30 лет уже многого в жизни добился».
Глаголева не только была безумно влюблена в Нахапетова, но и слушалась его во всем. После ее очередных съемок в ленте знаменитого режиссера Анатолия Эфроса «В четверг и больше никогда» Эфрос позвал ее к себе в труппу театра на Малой Бронной. Нахапетов запретил даже думать об этом, и Вера отказалась, о чем не раз потом пожалеет:
«У меня всегда не хватало времени на учебу, я все время работала, и это казалось важнее. В свое время Анатолий Васильевич Эфрос говорил, что это мне и не нужно. На самом деле он единственный человек, у которого мне бы очень хотелось учиться. К сожалению, судьба так распорядилась, что он ушел из жизни слишком рано».
Но и без образования Глаголева сумела стать самой востребованной актрисой в 80-х. На этот период пришелся расцвет ее актерской карьеры. Она работала, не щадя себя. Так, в фильме по роману Бориса Васильева «Не стреляйте в белых лебедей» она снялась всего через 10 месяцев после появления на свет первой дочки Анны. Причем снялась обнаженной.
«Тогда такое было время, я не могла себе позволить сидеть дома. У нас во дворе гуляли молодые мамочки с колясками и все общались о том, как их дети поспали и поели. Я почувствовала, что начинаю тупеть от таких разговоров».
Очень удачной оказалась и роль вечно неунывающей героини в фильме Аллы Суриковой «Искренне Ваш…». Как и образ журналистки в картине «Выйти замуж за капитана». Журнал «Советский экран» после этой работы назвал Глаголеву лучшей актрисой года.
Особняком стоит работа в фильме «Сошедшие с небес». Ее напарником в этих съемках был Александр Абдулов. Лента считается одной из лучших, повествующих об ужасах войны.
80-е принесли Глаголевой не только успех на работе, но и крах семейного счастья. В бpaке с режиссером у нее родились две дочери — Анна и Мария. Впоследствии Анна стала балериной Большого театра и киноактрисой, а Мария увлеклась компьютерной графикой. Только вот взрослели малышки, к сожалению, без постоянного присутствия в их жизни отца. В конце 80-х он отправился в деловую поездку в США и встретил там другую женщину. Он предал ту, которую так долго называл своей музой, и подал на развод. Этот пережитый шок позже найдет свое отражение в режиссерских работах Глаголевой. Там будет немало сказано об изменах, обманах и других трудностях в отношениях двух полов.
Казалось, что после пережитого Вера больше не сможет никого и никогда полюбить. Но оказалось, что это не так. На фестивале «Золотой Дюк» ее знакомят с «русским Онассисом» (так его называли в творческих кругах) — бизнесменом Кириллом Шубским. Он был младше ее на 8 лет, и Вера поначалу рассматривала его исключительно как возможного спонсора для своих картин. Однако Шубский влюбился как мальчишка и смог починить ее разбитое сердце. Ее дочки от первого бpaка сразу же приняли его, а он относился к ним как к своим собственным, и Вера решилась на второй бpaк.
«Кирилл — человек очень открытый, он живет без какого-то камня за пазухой. Даже мои родители с ним начали очень хорошо общаться, он влился в семью без проблем».
Вскоре они отпраздновали свадьбу и обвенчались. В 1993 году родилась их общая дочь Анастасия.
«В этом возрасте мое материнство стало более осознанным. Девочки мне тоже помогали, им было 13 и 15 лет, когда родилась младшая. Сейчас она обращается за советом чаще к ним, чем ко мне» — позже расскажет Вера в одном из интервью.
Рождение малышки никак не повлияло на Глаголеву-трудоголика. В 90-х она снималась еще больше. В портфолио появились и роли в сериалах. Например, в снятой на студии «Беларусьфильм» работе Дмитрия Астpaxaна «Зал ожидания».
Читайте также: Жена каратаева тимофеяПо-настоящему народной стала роль в комедии Тиграна Кеосаяна «Бедная Саша» в творческом тандеме с актером Александром Збруевым. Картина удостоилась награды ТЭФИ (1998) в категории «Лучший игровой фильм».
Удивительно, но играть отрицательных персонажей Вере Глаголевой никогда не предлагали. А может быть, она и сама не соглашалась. Так что в ее огромном портфолио с полусотней ролей нет образов женщин-стepв. Зато есть звания заслуженной и народной артистки Российской Федерации.
Хватало времени Вере и на работу в театре. Она участвует в популярных антрепризах, а также сотрудничает с театрами Антона Чехова и Олега Табакова. Кроме того, в 1990 году состоялся ее режиссерский дебют. Глаголева снимает фильм «Сломанный свет» о безработных актерах. Правда, выпустить на экраны его получилось только 11 лет спустя.
Судьба ее других работ была намного удачливее. В 2005—2006 году Глаголева снимает картины «Заказ» и «Чертово колесо», которые соберут целый букет наград на престижных кинофорумах.
И снова триумфы в карьере компенсировались полным фиаско в личной жизни. В 2005 году в СМИ просачиваются слухи о том, что гениальная гимнастка, олимпийская чемпионка Светлана Хоркина родила сына от мужа Веры Глаголевой — Кирилла Шубского. Она пытается отстраниться от всех этих сплетен и даже подает в суд на одно из изданий. Но связь на стороне оказалась правдой. Шубский сожалел и просил прощения. И Вера простила.
«Сейчас у нас идет такая прекрасная стадия, когда ты синхронно дышишь вместе с человеком. Мудрость в отношениях приходит только с годами. Я смогла оставить позади все плохое, что было между нами».
И снова работа, работа и еще раз работа. Вере Глаголевой предлагают руководство в одной из мастерских театрального факультета Московского института телевидения и радиовещания «Останкино», и она с радостью берется за эту работу.
В 2010 году выходит в прокат, по ее словам, «самая серьезная моя работа» — «Одна война» о сложных женских судьбах во время войны.
А в 2014-м — «Две женщины» по произведению Ивана Тургенева, в которой Вера была и сценаристом, и режиссером, и продюсером.
«Мне хочется, чтобы в героях нашего фильма сегодняшние зрители узнавали самих себя — хотя бы и в одеждах девятнадцатого века, — говорила Глаголева. — Да, жизненные критерии поменялись, но нравственные проблемы остались те же. Кому адресована эта история? Любому, кто ищет искренности в современном мире, кто не потерял способности „слышать“ сердцем, кто не боится любить».
Кастинг был интернациональным: главные роли исполнили российский актер Александр Балуев, француженка Сильви Тестю и даже звезда Голливуда Рэйф Файнс.
«Он просто посмотрел на сценарий — и сразу же согласился. Рэйф знал немного русский язык, но ради картины бросил все силы на его изучение. Но никаких послаблений ему на съемочной площадке я не давала».
Ее cмepть была как гром среди ясного неба. Казалось, вот только недавно — в июне — она блистала на открытии Московского международного кинофестиваля, а в июле шумно и весело отпраздновала свадьбу младшей дочери Анастасии, которая вышла замуж за хоккеиста Александра Овечкина.
Но уже 16 августа 2017 года Вера Глаголева скончалась в немецкой клинике, в красивейшем городе Баден-Баден. Причиной cмepти оказался paк желудка. Полгода назад от oнкoлoгии умер и ее старший брат.
Проводить Веру в последний путь пришли тысячи людей: близкие, коллеги и простые зрители, которые так любили ее творчество. Прощание затянулось на долгие часы: слишком много людей хотели сказать последнее слово. Актер Рэйф Файнс искренне скорбел, вспоминая их общие дни:
«Это была невосполнимая потеря. Я думаю о всей ее семье, о всех ее друзьях, которым посчастливилось познакомиться и работать с ней. И хотя это ужасное горе, мы должны продолжать помнить о ее великой душе, которая подарила мне восхитительные моменты жизни. Я благодарен судьбе, что разделил их с ней, с ее семьей и всеми ее друзьями».
Дочери Веры были безутешны.
«После свадьбы сестры появилась информация, что мы знали и готовились к cмepти мамы, но это не так. Да и сама мама не думала, что ее так скоро не станет. Никто не думал о таком исходе», — поделилась старшая из сестер.
С тех пор каждый год ее дeвoчки и самые близкие люди собираются вместе на Троекуровском кладбище в день cмepти Веры Глаголевой. А в их микроблогах в социальных сетях появляются трогательные архивные фото с подписью «Как же тебя не хватает…».