Сергея колосова биография личная жизнь
Этой паре выпал редкий подарок судьбы – большая и крепкая любовь длиной во всю жизнь. Актриса Людмила Касаткина и режиссер Сергeй Колосов прожили в счастливом бpaке 62 года и покинули этот мир почти одновременно.
Знакомство
История их любви началась в разгар Великой Отечественной. И вопреки суровой военной обстановке, началась с розыгрыша.
В 1943 году старшего лейтенанта Колосова по ходатайству одного из профессоров ГИТИСа отпустили с фронта, чтобы он смог продолжить обучение на режиссерском факультете.
Во дворе родной альма матер молодой фронтовик повстречал хорошенькую и смешливую 18-летнюю девчонку – Люду Касаткину.
По случайному совпадению знакомство произошло в день рождения будущей актрисы. Сергeй решил брать быка за рога и немедленно спросил адрес Касаткиной, чтобы принести ей домой цветы.
…В тот майский вечер ему пришлось немало проплутать по арбатским переулкам. В конце концов, взмокший от пота лейтенант с букетом пионов наперевес все-таки отыскал Людмилу.
Но – увы! – дeвyшка, которая проживала по адресу, придуманному Касаткиной, не имела никакого сходства со светловолосой барышней с ГИТИСа.
Однако Колосов не обиделся на лукавую блондинку. На следующее утро он сумел подкараулить ее у входа в институт и вручил-таки цветы.
После этого молодые люди шли к свадьбе еще несколько лет. Дело решили совместные гастроли в составе студенческой бригады артистов, направленной весной 1946 года для выступлений перед строителями, которые восстанавливали разрушенный Севастополь.
На южном рынке Сергeй на последние деньги купил для любимой веточку винограда – вкус этих ягод Людмила запомнила на всю жизнь. Вскоре после возвращения из Крыма влюбленные поженились.
Совместное творчество
Людмила Касаткина начинала как театральная актриса. По совету мужа она поступила в Центральный театр советской армии, где блистала в драматических ролях на протяжении всей своей творческой карьеры.
В 1954 году Людмила Касаткина прошла пробы на роль главной героини в романтической комедии «Укротительница тигров». Сценарий к этому фильму написал ее муж.
Дебютная кинороль принесла актрисе ошеломительный успех. Позднее она снималась еще во многих фильмах и в самых разных ролях. Однако истинно народной актрисой Людмилу Касаткину сделали фильмы ее мужа, Сергея Колосова.
Их первой совместной работой стала экранизация шекспировской комедии «Укрощение строптивой». Потом последовали первый советский сериал «Вызываем огонь на себя», польско-советская драма «Помни имя свое», военная драма «Мать Мария» и еще более десятка фильмов.
Семейная жизнь
Жизнерадостная, эмоциональная и вспыльчивая Людмила Ивановна по хаpaктеру была полной противоположностью своего мужа. Поэтому если супруги порой и ссорились, то их размолвки благодаря выдержке и уверенности Сергея Николаевича никогда не перерастали в серьезные конфликты.
На съемочных площадках главным был он, а в спокойной домашней обстановке – она. При этом Людмила Ивановна никогда не помыкала мужем по пустякам, всегда выслушивала его мнение и умела уступать, даже если считала, что супруг в чем-то не прав.
В союзе этих двоих людей ни разу не случилось измен. Вокруг Людмилы Ивановны постоянно увивались поклонники, но она не глядела ни на кого, кроме своего Сережи. Колосов относился к жене так же трепетно, как и она к нему.
Последние годы
Супруги работали вплоть до глубокой старости, но прожитые годы брали свое. Сначала заболела болезнью Альцгeймера Людмила Ивановна. А потом Сергея Николаевича разбил инсульт.
Режиссер скончался 11 февраля 2012 года. В день похорон мужа тяжелейший недуг словно отступил от Людмилы Касаткиной.
Чтобы проститься с ним, она приехала из больницы, хорошо одетая и подкрашенная, как истинная кинозвезда. А через 11 дней тихо угасла, не выдержав утраты.
© Biografia.Ru, 2018 г.
27 декабря 1921, Москва – 11 февраля 2012, Москва.
Режиссер, сценарист, педагог. Заслуженный деятель искусств РСФСР (1969). Заслуженный деятель культуры Польши (1976). Народный артист РСФСР (7.01.1977). Народный артист СССР (28.11.1988).
Участник финской кампании 1939 года и Великой Отечественной войны. Член ВКП(б) с 1945 года. В 1948-1951 годах — ассистент режиссера ЦТСА. В 1952 году окончил режиссерский факультет ГИТИСа. В 1952-1955 годах — режиссер театра Сатиры.
В 1955 году перешёл на работу в киностудию «Мосфильм». Дебютировал в кино в 1958 году фильмом «Солдатское сердце». Известность Колосову принес телевизионный фильм «Вызываем огонь на себя», за который он был удостоен премии Ленинского комсомола. Это был один из первых отечественных многосерийных телефильмов. Впервые телезрители в течение пяти вечеров были прикованы к гoлyбому экрану. Этой картиной режиссер положил начало новому жанру в отечественном кинематографе — многосерийному телефильму. Вклад Колосова в этот жанр оказался весомым («Операция “Трест”», «Раскол»). Все его фильмы основаны на реальных событиях, в них широко использованы такие специфические средства телевидения, как комментарий, интервью, репортаж. Режиссер в своих работах поднимал остросоциальные вопросы, вызывающие неизменный интерес у зрителей.
С 1965 года — художественный руководитель творческого объединения «Телефильм» киностудии «Мосфильм».
В конце 1970-х годов преподавал на факультете журналистики МГУ (кафедра телевидения и радиовещания). С 1979 по 1993 год — художественный руководитель творческой мастерской актерского факультета ГИТИС — РАТИ (совместно с Л. И. Касаткиной). Член СК СССР (1962), Союза театральных деятелей РФ (1952), правления киноконцерна «Мосфильм» (1988). Профессор (1988). В 1965—1971 годах — члeн ревизионной комиссии Союза кинематографистов СССР, в 1971—1991 годах — члeн правления СК СССР.
Академик Академии российского телевидения (1995). Академик Российской академии кинематографических искусств «Ника». Академик Национальной академии кинематографических искусств и наук России (2002).
Похоронен 15 февраля 2012 года на Новодевичьем кладбище (уч. 3).
Супруга — Касаткина Людмила Ивановна (1925—2012), актриса театра и кино, народная артистка СССР.
1952 — «Наследники» по пьесе С. Л. Львова (ЦАТСА) 1954 — «Судья в ловушке» Г. Филдинга (Московский театр Сатиры)
Орден Отечественной войны I степени (15 июня 1945). Серебрянй крест «Братство по оружию» (1945, Польша). Премия «Серебряный лавровый лист» телевидения ГДР — «За лучшую телевизионную программу года» (1966). Премия Ленинского комсомола (1968) — за телесериал «Вызываем огонь на себя». Орден «Знак Почёта» (1971). Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых (1976) — за фильм «Помни имя своё». Нагрудный знак «За заслуги перед польской культурой» (1976). Орден Трудового Красного Знамени (1986). Национальнальная телевизионная премия «ТЭФИ» (1996) — за личный вклад в развитие Российского ТВ. Орден «За заслуги перед Отечеством» III степени (25 декабря 1996). Орден «За заслуги перед Отечеством» II степени (1 декабря 2007). Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Медаль «Двадцать лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.» Медаль «Тридцать лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Медаль «Сорок лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Медаль «50 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.» Медаль «60 лет Победы в Великой Отечественной войне 1941—1945» Медаль Жукова. Медаль «В память 800-летия Москвы». Медаль «В память 850-летия Москвы». Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР». Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР». Медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР». Золотая медаль Фонда Ирины Архиповой за телефильм «Маска и душа». ВТФ (1966, Большой приз, фильм «Вызываем огонь на себя»). ВТФ (1969, Большой приз, фильм «Операция „Трест“»). ВКФ (1975, Главный приз, фильм «Помни имя свое»). Почётная грамота Президента Российской Федерации (16 ноября 2011). Благодарность Президента Российской Федерации (14 января 2002). Орден преподобного Сергия Радонежского III степени (РПЦ, 2001).
Читайте также: Биография андрея чуева личная жизньпоследнее обновление информации: 29.08.16
дополнительная информация >>
Если Вы располагаете дополнительной информацией, то, пожалуйста, напишите письмо по этому адресу или оставьте сообщение для администрации сайта в гостевой книге.Будем очень признательны за помощь.
Сергeй Колосов: новости >>
9 мая
10 многосерийных фильмов о войне, ставших нравственным фундаментом нескольких поколений
13 ноября 2018
Режиссёр сериалов «Мама», «Напарницы» и «Глухарь» – о семье, призвании, жажде жизни и любимых артистах
16 сентября 2018
Всем сёстрам по серьгам
7 июля 2017
К всероссийскому празднику семьи, любви и верности
Все новости >>
Людмила Касаткина и Сергeй Колосов // Фото: Ломохов Анатолий/PhotoXPress.ru
Редки случаи, когда можно говорить об идеальных отношениях в семье. Но Алексей Колосов уверяет, что его мама и папа прожили жизнь в гармонии и понимании. Они познакомились в студенчестве, когда Сергeй Колосов заметил привлекательную третьекурсницу Людмилу Касаткину в коридоре ГИТИСа. В ответ на приглашение на свидание Касаткина позвала кавалера на день рождения. Но жестокая дeвyшка разыграла влюбленного: дверь ему открыли незнакомые люди, сказавшие, что он ошибся адресом. Расстроенный Колосов с букетом цветов отправился домой.
Вновь увидевшись в коридоре вуза, студенты не смогли продолжить ссору. Людмила Ивановна извинилась перед обиженным ухажером, и он простил ее. С этого момента началась сказочная история любви, в которой Касаткина все же держала партнера в тонусе, продолжая устраивать розыгрыши. Колосов долго скрывал чувства к избраннице, но все было понятно без слов. Как-то раз он потратил последние деньги, чтобы угостить любимую виноградом.
«Именно в тот момент я поняла, что он меня любит. Последние монетки на меня потратил!» — рассказывала Касаткина сыну.
Людмила Касаткина умерла через 11 дней после ухода супруга // Фото: Кадр из программы
Через четыре года после знакомства влюбленные поженились в 1950 году, так как хотели сначала встать на ноги. Людмила Ивановна играла в театре, а Сергeй Николаевич стал режиссером «Мосфильма». Завести ребенка они решили, когда приобрели отдельную квартиру. Артистке было 33, и она успела сняться в популярных фильмах «Укротительница тигров» и «Медовый месяц». Пара часто уезжала на отдых в санатории, оставляя сына у бабушки на даче. Алексей ждал их возвращения, чтобы вместе показывать гостям сцены из спектаклей.
Алексей Колосов вспоминал, что отец всегда ставил перед матерью сложные задачи в работе. Однажды ради того, чтобы вжиться в роль, она ночевала в баpaке концлагеря. Но дома главенство переходило к Касаткиной. Сын звездной пары рассказал, что родители редко ссорились, а папа дорожил возлюбленной и уступал ей во многих вопросах.
Уход супруга дался актрисе тяжело. На праздновании 86-летия Касаткиной муж схватился за сердце.
«У отца уже были прежде проблемы, связанные с сосудами мозга — микроинсульты. Но до тех пор Бог миловал. В последние месяцы он существовал в каком-то параллельном мире, лишь изредка приходя в сознание. Мама навещала его каждый день. У нее от переживаний обострились собственные болезни. И она несколько раз сама попадала в ту же ЦКБ. Когда ей становилось легче, она приходила в папину палату, сидела целыми днями рядом», — поделился Алексей Колосов в интервью.
Людмила Касаткина с сыном и внучкой // Фото: Legion-Media
Сын пары рассказал, что после cмepти супруга 11 февраля Людмила Касаткина будто потеряла смысл жизни. В последний раз она вышла на сцену в юбилейный 65-й сезон в Театре Российской армии, сыграв в спектакле «Странная миссис Сэвидж». Затем Касаткина попала в больницу, где ей постоянно мерещился Сергeй Николаевич.
«Накануне cмepти она произнесла: «Сережа, зачем ты раздвинул кровати? Сдвинь воедино!» Потеряла сознание и больше в себя не пришла. А на следующий день, 22 февраля, ее не стало. Отец увел маму за собой», — рассказал Алексей. После кончины любимого актриса продержалась всего 11 дней.
По материалам издания «Собеседник».
Внезапная cмepть жены и последняя любовь: трагедии в жизни звезды фильма «Тpaктористы» Николая Крючкова
Николай Афанасьевич Крючков исполнил более 120 ролей в кино. Он был любим не только зрителями, но и женщинами. У актера было четыре бpaка, в которых он познал не только счастье, но и горе утраты.
17.02.2022 23:40
- 39266
Людмила Касаткина и Сергeй Колосов.
Большая, настоящая любовь – именно любовь, а не влюблённость – без фальши, обмана, предательства; без пиара, сплетен и пересудов; пронесённая через всю жизнь, трудности, невзгоды и не угасшая. Именно такая была у актрисы Людмилы Касаткиной и режиссёра Сергея Колосова. Их союз продлился 62 года и закончился почти одновременной cмepтью обоих.
Знакомство
Студентка Людмила Касаткина. / Фото: feetspace-forum.ru
Познакомились они в далёких 40-х, будучи студентами ГИТИСА. Она училась на актёрском отделении, он – на режиссёрском. Озорная, весёлая от природы Касаткина пошутила над серьёзным Колосовым, пригласив его по несуществующему адресу на свой День рожденья. Сергeй с цветами, проплутав по Москве, конечно, не нашёл Людмилы по выдуманным координатам, но не обиделся.
Сергeй Колосов в молодые годы. / Фото: iveinternet.ru
На следующий день он, опять с цветами, ждал её у входа в театральный институт. Поженились они только через 4 года, но с момента знакомства постоянно были вместе, помогая друг другу воплощать творческие замыслы, которые год от года сплачивали и укрепляли их любовь.
Творчество
Людмила Касаткина с маленьким сыном. / Фото: randomfilms.ru
Людмила Ивановна Касаткина (1925 – 2012) была очень востребованной актрисой. После окончания ГИТИСА она всю жизнь проработала в Центральном театре Советской Армии, но всё-таки главный свой след оставила в кинематографе. Ею сыграно около 30 ролей, половина из которых – в фильмах её мужа – режиссёра Сергея Колосова (1921 – 2012), долгие годы работавшего на «Мосфильме».
«Укротительница тигров»
Людмила Касаткина в кинокомедии «Укротительница тигров». / Фото: softmixer.com
Первая роль в кинокомедии «Укротительница тигров» была ошеломляюще успешной. Не меньше славы принесли ей работы в картинах «Медовый месяц», «По ту сторону». Но только фильмы Колосова сделали Касаткину по- настоящему народной. Самые известные – «Укрощение строптивой», «Вызываю огонь на себя», «Душечка», «Операция трест», «Помни имя своё», «Мать Мария» – созданы союзом этой одарённой пары.
Читайте также: Стас михайлов биография личная жизнь его детиЛюдмила Касаткина в образе. / Фото: plus.kinopoisk.ru
Сергeй Николаевич Колосов, привлекая Касаткину к главным ролям, формировал её, как драматическую актрису. Людмила Ивановна его никогда не подводила, выкладываясь на все «сто». Все их общие победы она приписывала его таланту, а он – её. Большая актриса и Большой режиссёр удивительным образом дополняли друг друга, создавая великие фильмы.
О хаpaктерах
Режиссёр Сергeй Колосов. / Фото: liveinternet.ru
Хаpaктеры этих двух людей были абсолютно разные. Людмила Ивановна – жизнерадостная, эмоциональная, взрывчатая, порой несдержанная, но умевшая быстро отходить, способная искренне раскаяться, извиниться… Сергeй Николаевич – уверенный, спокойный, думающий… Конфликты между ними, если вспыхивали, то быстро гасились. На сценичных площадках главным всегда был он, а в домашней обстановке – она.
О семье
Счастливы вместе. / Фото: free-filmy.ru
Оба прошли через войну, видели её ужас и уpoдство, поэтому такие традиционные семейные ценности, как любовь, взаимопонимание, уважение, верность, ставили превыше всего. Людмила Ивановна считала, что атмосфера семьи зависит только от женщины; что жена должна уступать мужу, даже если он не прав; что в нашей суровой жизни хорошая семья – это островок надежды; что надо интересоваться делами супруга, его мнением, заботиться о нём.
Внешность
Касаткина никогда не забывала о своей внешности. Людмила Ивановна, и в семье, и на людях, выглядела всегда очень привлекательно – держала осанку, красиво одевалась, делала причёску. Дом свой она содержала в полном порядке и следила за ним. Если не успевала сама, нанимала домработниц.
О любви
В кадре Людмила Касаткина и Павел Кадочников. / Фото: psudoterad.ru
Благодаря природной яркости и хорошей энергетике, Людмила Ивановна находилась постоянно в центре внимания. В неё влюблялись многие – Павел Кадочников во время съёмок «Укротительницы тигров», Жерар Филипп ухаживал за Касаткиной в Каннах… Ей, как любой женщине, наверно нравилось пользоваться мужским вниманием.
С любовью по жизни и счастьем в глазах. / Фото: im-women.ru
Но она даже мысли не допускала о романе с кем-то, кроме своего Серёжи. Колосов тоже относился к ней, как к любимой, единственной и неповторимой. Они выглядели смешными и старомодными, а окружающий мир не очень верил им в силу своего цинизма и испорченности.
О воспитании сына и друзьях
Колосов и Касаткина с сыном. / Фото: kino-teatr.com
По воспоминаниям их единственного сына Алексея Колосова – известного джаз гитариста, композитора и журналиста, родители никогда словесно его ничему не учили и не воспитывали. Раннее детство он провёл с бабушкой по линии матери, позднее в доме родителей, бывая вместе с ними часто на разных театральных и кино мероприятиях, просмотрах, съёмках. Уроками для Алексея были тёплые, сердечные отношения в семье.
Замечательная актриса Людмила Касаткина. / Фото: bigmir.net
Вне сцены Людмила Касаткина и Сергeй Колосов никогда не играли, были обычными живыми людьми. В их близком окружении не было злобы и зависти. В доме бывали такие таланты, как Андрей Миронов, Людмила Иванова, Ролан Быков, Александр Кузнецов. С ними дружились Бэлза, композитор Саульский, драматург Зорин, писатель Казаков …
Последние годы
Никогда не унывать! / Фото: alt-com.r-b.ru
Последние годы жизни этой уникальной пары омрачены тяжелыми болезнями, а незадолго до кончины была издана книга «Судьба на двоих. Воспоминания в диалогах». Они написали о себе, своих отношениях, о времени, людях – последний совместный труд. Их не стало в феврале 2012 года. Сначала покинул этот мир Сергeй Колесов, а через 11 дней, не выдержав утраты, ушла Людмила Касаткина.
Одна судьба на двоих. / Фото: im-women.ru
В век потрясений, денежного чистогана, падения нравственности и морали любовь и творческое содружество этой удивительной пары является эталоном искренности, чистоты и человечности.
Вспоминая великие истории любви, нельзя не вспомнить таких замечательных людей, как Наталья Кончаловская и Сергeй Михалков – их творческий союз был секретом семейного долголетия.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
Народные артисты СССР Людмила Касаткина и Сергeй Колосов прожили вместе более 60 лет. И ушли из жизни 7 лет назад, в феврале, с разницей в 11 дней. Их сын, музыкант и композитор Алексей Колосов, делится воспоминаниями о своих родителях:
– Однажды мама возмущенно рассказала, как к ней в театре подошел один коллега и то ли в шутку, то ли всерьез поинтересовался: «Ты так давно живешь с Сергеем Колосовым. Неужели ни разу не изменяла ему?» – «Никогда!» – отвечает ему мама. И он, махнув рукой, говорит: «Ну, тебе и вспомнить перед cмepтью будет некого». «Почему же?! – нашлась мама. – Я Сережу буду вспоминать…» И так оно и получилось.
Любовь началась с розыгрыша
– Папа впервые увидел маму в мае 1946 года накануне дня ее рождения – где-то в коридоре ГИТИСа – и просто не смог пройти мимо. «Так она мне понравилась, – спустя много лет рассказывал мне отец, – что я тут же решил с ней познакомиться». Его можно понять: мама всю жизнь была такой обаятельной, открытой, искренней. Глаза лучистые, радостные… Папа подошел, представился. Узнал, что зовут ее Людмила Касаткина, что учится она на третьем курсе актерского отделения. И решительно пригласил дeвyшку на свидание. Она помолчала, что-то обдумывая, и неожиданно улыбнулась: «Хочешь – приходи ко мне завтра на день рождения!» И назвала адрес. В назначенный час папа в парадном костюме с букетом цветов позвонил в дверь. Ее открыли совершенно незнакомые люди. «Нет-нет, молодой человек, вы ошиблись, Касаткины тут не проживают!» Вот так моя будущая мама подшутила над настойчивым кавалером. Расстроенный, он вернулся домой. Через несколько дней, когда они снова пересеклись в коридоре ГИТИСа, папа посмотрел на нее с упреком, а мама подошла и… извинилась. Смотрела на него и улыбалась настолько искренне, что он не смог на нее сердиться.
Так они и начали дружить. Мама всю жизнь время от времени устраивала папе какие-нибудь розыгрыши, чтобы не расслаблялся, но он был настороже.
В своих чувствах папа маме долго не признавался. Она сама догадалась. Как-то группа студентов ГИТИСа отправилась в Севастополь – выступать. Жили почти без денег, были вечно голодные. И вот идет однажды мама по улице, видит – у ларька, где продают виноград, стоит ее друг Сергeй Колосов и пересчитывает копеечки. Решила за ним понаблюдать. А он протягивает продавцу деньги – все, что были на ладони – и берет маленькую кисточку винограда. Повернулся, увидел ее на другой стороне дороги, обрадовался. Перебежал к ней и, счастливый, протянул только что купленные ягоды. Всю жизнь мама вспоминала эту историю. «Знаешь, – говорила она, – именно в тот момент я поняла, что он меня любит. Последние монетки на меня потратил!»
Читайте также: Певица лайма вайкуле биография личная жизньПоженились они в 1950-м – через четыре года после знакомства. Мама хотела, чтобы Сергeй Николаевич сначала встал на ноги. Еще студентом папа стал ассистентом режиссера в Центральном театре Советской армии – там потом всю жизнь работала мама. Только начав заpaбатывать, родители смогли подумать о свадьбе.
«В отпуск родители редко брали меня с собой»
– Мама все время играла в театре, папа стал режиссером Театра сатиры, а потом перешел на «Мосфильм». Когда он начал снимать фильмы, они с мамой часто вместе уезжали на съемки… Они и мое-то появление долго не могли себе позволить оттого, что оба много работали. Решились завести ребенка, только когда стали узнаваемыми, приобрели отдельную квартиру. Маме было тогда 33 года. Она успела сняться в популярных фильмах «Укротительница тигров» и «Медовый месяц». А папа ставил спектакли в московских театрах. Уезжая в отпуск в какой-нибудь санаторий, родители редко брали меня с собой: все-таки им надо было отдохнуть и подлечиться. Но потом обязательно приезжали на дачу, где мы жили с дедушкой и бабушкой.
Я так ждал их приезда! Мы с мамой не раз выступали перед гостями нашего дома. Мне было лет 10–11, когда мы вдвоем показали им отрывок из спектакля Театра Советской армии «Укрощение строптивой» – сцену знакомства главных героев. Я изображал Петруччо – на меня надевали большую шляпу, к поясу подвешивали шпагу. А мама в вечернем платье была строптивой Катариной.
«Отец потребовал, чтобы мама переночевала одна в баpaке Освенцима»
– Я считаю, что «Помни имя свое» – один из лучших фильмов моих родителей. Мама играла в нем женщину, которая, попав в Освенцим, была разлучена с маленьким ребенком.
В работе папа был очень требовательным и даже родную жену не щадил. Некоторые эпизоды снимали в Польше – в настоящем концлагере Освенцим. И там он потребовал, чтобы мама переночевала в баpaке. Одна! На следующий день ей предстояло сниматься в сложной сцене – когда фашисты отнимают у Зинаиды сына. И отцу хотелось, чтобы она как можно сильнее прочувствовала роль. Мама безоговорочно согласилась. Но спать не смогла. Ночью в одиночестве перебирала детские ботиночки, которые остались от убитых в концлагере детей, и представляла себе этих малышей…
Отец всегда перед мамой ставил сложные задачи, не делал никаких скидок. А она мужественно все исполняла. В папиных фильмах ей и на лошадях приходилось скакать, и канкан отплясывать. И она ничего не боялась.
«Помощница вынесла из дома все золотые украшения родителей»
– Если на съемках ведущим был папа, то дома главную роль он уступал маме. Впрочем, поскольку она была слишком занята, то готовила она, например, редко. И всю жизнь нанимала домработниц, чтобы поддерживали в доме порядок. Бывало, что ошибалась в них. Ее обманывали, обсчитывали. А одна женщина, когда никого не было дома, вынесла все золотые украшения родителей. Но мама не стала заявлять в милицию: пожалела ту деревенскую бабу, да и огласки публичной не хотела. Она вообще была человеком доверчивым. Но при этом достаточно жестким и принципиальным. За это все ее уважали.
Дома она могла под горячую руку с отцом поссориться. Но он все понимал и старался вернуть ей хорошее настроение. Подойдет, обнимет, поцелует и успокоит. Или найдет такое слово – с юмором и добротой, что мама начинала смеяться над шуткой. Так что крупных конфликтов у них не возникало. Папа мамой очень дорожил.
С мужем Касаткина попрощалась наедине
– 86-летие мамы папа решил отметить в ресторане. Но в самый разгар праздника он вдруг схватился за сердце. Вызвали скорую. У отца уже были прежде проблемы, связанные с сосудами мозга – микроинсульты. Но до сих пор Бог миловал… На этот раз он уже не поднялся. В последние месяцы он существовал в каком-то параллельном мире, лишь изредка приходя в сознание. Мама навещала его каждый день. У нее от переживаний обострились собственные болезни. И она несколько раз сама попадала в ту же ЦКБ. Когда ей становилось легче, она приходила в папину палату, сидела целыми днями рядом.
В последний раз мама вышла на сцену Театра Российской армии в спектакле, который поставил специально для нее папа – «Странная миссис Сэвидж». Мы с дочкой Анечкой были на этом спектакле. Зрители не догадывались, как тяжело маме было играть. Подводила память, она забывала слова. Когда вышла на поклон, зрители устроили овации!
После спектакля мама сказала: «Все лето буду готовиться к новому театральному сезону». Это был бы ее юбилейный, 65-й сезон на сцене Театра Российской армии. Но наступила осень – и мама попала в больницу.
11 февраля папы не стало. Об этом я сам сказал маме. Она выслушала меня молча. Без истерик и слез. Думаю, она понимала, что папа уйдет. Мне кажется, что и о своем уходе она догадывалась. В день похорон мама попросила, чтобы ей дали возможность попрощаться с ним не на людях. Мы привели ее в ритуальный зал ЦКБ за два часа до начала официальной панихиды. Потом ходили слухи, что маму привезли туда на инвалидной коляске. Нет, мама подошла к нему сама! Молча стояла и смотрела на папу. Очень серьезная, какая-то беззащитная. Словно потеряла смысл жизни. Мама наклонилась, поцеловала, постояла еще немножко рядом. Повернулась и медленно пошла прочь.
«В полубреду мама разговаривала с отцом, видела его перед собой»
– После cмepти отца мама оказалась в больнице и в своем полусознательном состоянии часто видела отца перед собой. Обращалась к Елене – женщине, которая ухаживала за ней: «Сергeй, почему ты молчишь? Сережа, где ты был?» К сожалению, постоянно быть рядом с мамой я не мог: мне пришлось увеличить число концертов, чтобы заработать деньги на лекарства. Но, когда приезжал в больницу и наблюдал эти сцены со стороны, чувствовал невыносимую боль в сердце. Накануне cмepти мама приподнялась на кровати, снова посмотрела на Леночку. Взгляд прояснился, лицо помолодело, словно болезнь отступила. Четко произнесла: «Сережа, зачем ты раздвинул кровати? Сдвинь воедино!» Потеряла сознание и больше в себя не пришла. А на следующий день, 22 февраля, ее не стало. Отец увел маму за собой…