Волга харламова фото
Владимир Маккавеев
«Легенда №17» никогда не изменял отечественному автопрому. Дело, конечно, было не в патриотизме. Просто по статусу кумиру советских мальчишек, да еще и офицеру Советской Армии, не полагалось ездить на иномарках. Если даже на полковника Гагарина партийные бонзы косо смотрели, когда в его гараже появилась французская Matra, то уж другому заслуженному мастеру спорта – майору Харламову такой роскоши бы точно не позволили. Да и не ему одному. Благосклонность партийных идеологов в то время была очень избирательна. Возможно, играй Харламов не в ЦСКА, а в столь обожаемом «дорогим Леонидом Ильичом» «Спартаке» или будь он более мягким и податливым в общении с властью, все было бы иначе. Но какие тут иномарки, если его и наградами-то периодически обделяли. Как, к примеру, в 1978-м, когда из трех представленных к «Ордену Ленина» героев победного чемпионата мира в Праге «вождя» дали только Третьяку и Михайлову, а беспартийному на тот момент Харламову высший орден страны заменили вторым «Трудовым Красным знаменем».
Впрочем, отсутствие иномарки в гараже не мешало Харламову слыть заправским автомобилистом. Уж чего-чего, а проблем с покупкой отечественных автомобилей у звезд советского хоккея тех лет не было. Машины они получали без очереди, а зарплаты позволяли не скромничать в выборе. В советской прессе одно время ходила легенда, что «Харламов родился в машине и умер в машине». Первая часть этой истории, конечно, чистой воды вымысел. Хотя роды у Бегониты Ориве-Абад были и скоротечными, до больницы, где и родился маленький Валера, довезти ее все-таки успели. Само собой, в скромной семье испанской иммигрантки и слесаря завода «Коммунар» Бориса Харламова о покупке собственного автомобиля в 1950-х и помышлять не могли. Так что первое близкое знакомство будущей «Легенды №17» с автомобилем состоялось, скорее всего, не в Москве, а в Стране Басков, куда маленький Валера с матерью и сестрой Таней отправился погостить к испанским родственникам. У их деда Бенито была в Бильбао небольшая трaнcпортная компания, и излюбленной забавой старика стало катание с новоявленным русским внуком. «Он возил его на своем Volkswagen, но никогда не включал поворотники, зная, что Валерка будет показывать водителям руками, куда поворачивает машина, – вспоминала в беседе с автором книги «Валерий Харламов» Максимом Макарычевым Татьяна Харламова. – Регулировщики дорожного движения тоже знали, что едет русский мальчик, и махали ему».
Первый автомобиль у Валерия Харламова появился, когда он уже стал играть за основу ЦСКА и сборной СССР. На этом «Москвиче» Харламов в начале 1970-х попал в свою первую аварию. И хотя, в отличие от двух последующих, на тот раз все обошлось без серьезных последствий, на «Москвиче» Валерий больше почти не ездил. А потом – после победы на Олимпиаде-72 в Саппоро – у него, как и почти у всех армейских «сборников», появилась новенькая 24-я «Волга» – со знаменитым номером 00-17 ММБ. Эту моду на «именные номера», кстати, впервые ввел его друг по сборной Александр Мальцев в 1970-м. “Каюсь, целый год ездил я на своей первой “Волге” по Москве без прав, – рассказывал потом нападающий “Динамо”. – И хотя не тормозили, решил все-таки зарегистрироваться в ГАИ Москвы. Ее начальник оказался моим заядлым болельщиком. “Проси, Саша, что хочешь!” – говорит. Я подумал и тихо так прошу: “А номер 00-38 можно?” Он напрягся весь, ничего не поймет, спрашивает: “А почему не 10 или 11, как на твоих свитерах в “Динамо” или в сборной?” Я ему отвечаю: “Потому что Петровка, 38″. Он расхохотался, и через час я вышел из ГАИ с новыми номерами. Уже позже номер 00-17 появился у Валеры”. Мальцев же помог Харламову, который по широте своей души совершенно не умел копить деньги, купить первую «Волгу».
В середине 1970-х этот номер 00-17 был, наверное, самым популярным в Москве. Его знали не только все сотрудники ГАИ, отдававшие честь «Легенде №17», но и все фанатки Харламова, по ночам скручивавшие вожделенные «сувениры» с «Волги» во дворе его дома на улице Свободы. Сколько дубликатов пришлось сделать ГАИ, одному богу известно!
Там же, на улице Свободы, вскоре после своей свадьбы в мае 1976 года Валерий попал в первую из двух своих страшных аварий. 26 мая в начале восьмого вечера новоиспеченные супруги Харламовы решили подвезти до дома бывшего у них в гостях волейболиста ЦСКА Владимира Путякова. Выехав со двора, Харламов свернул в сторону центра и уперся в тащившийся на соседнюю стройку грузовик c песком. Ехали очень медленно, от силы 40 км/ч… «Я никуда не спешил, – напишет позднее Харламов в своей книге «Хоккей — моя стихия». – Но грузовик впереди катился вызывающе медленно. Он мне даже успел надоесть, этот грузовик. И я решил обойти его. Включил мигалку поворота и взял чуть левее, увидел идущую навстречу грузовую машину, подумал, что легко проскочу между двумя грузовиками, только добавлю скорость. И в ту секунду, когда я нажал педаль газа, из-за мчавшейся навстречу машины показалось такси. Видимо, мы в одно мгновение ударили по тормозам. Резина на задних колесах моей “Волги” была уже почти “лысой”. Машину повело резко влево и швырнуло на столб… у меня была перебита нога и сломаны два ребра, у Иры, жены, ноги тоже оказались в гипсе”. Легче всех – всего лишь ушибом – отделался сидевший сзади Путяков: здоровенного волейболиста выбросило из машины на семь метров. Харламову же помимо переломанных ребер педалями раздробило правый голеностоп. Лишь через полгода, после нескольких операций и долгих месяцев изнурительного восстановления, Валерий Харламов снова выйдет на лед. Он пpaктически полностью восстановится: заново научится ходить, кататься и снова станет лидером сборной СССР и лучшим нападающим советского хоккея. Более того, после замены кузова и переборки двигателя, удастся восстановить даже его «Волгу», завязавшуюся узлом вокруг столба на улице Свободы. Он еще некоторое время поездит на ней, а на следующий год, в очередной раз заняв денег у бережливого Мальцева, отправится в «Военторг» на Ярославском шоссе покупать себе новую – ту самую, которая августе 1981-го навсегда заберет у нас главную легенду советского хоккея – «Легенду №17».
Читайте также: Лукашенко александр григорьевичУтром 27 августа 1981 г., возвращаясь с дачи, подавленный после несправедливого и циничного отчисления из отправившейся на Кубок Канады сборной СССР, измученный бессонной ночью Валерий Харламов уступил уговорам жены и пустил ее за руль своей «Волги». На 74-м километре Ленинградского шоссе на мокром свежеуложенном асфальте Ирина, будучи неопытным водителем, не справилась с управлением. Харламовская «Волга» 00-17 ММБ закрутилась, вылетела на встречную полосу и врезалась в грузовик. Выброшенная из машины в кювет Ирина Харламова скончалась минут через десять. Пассажиры – ее двоюродный брат Сергeй Иванов и Валерий Харламов – погибли мгновенно.
Хочу получать самые интересные статьи
Что такое «Волга»? В свое время это был именно тот автомобиль, который указывал на социальный статус владельца, его положение в обществе и определенную денежную сумму в кармане. Волга была самым роскошным автомобилем, который советский человек мог приобрести. Она всегда производилась в ограниченных количествах, служила во всех ведомствах и ценилась на вес золота.
«Авто для Брежнева»
Леонид Ильич Брежнев был заядлым автолюбителем и охотником, поэтому специально для него и его приближенных лиц была изготовлена Волга ГАЗ 24-95 «4х4». Этот автомобиль можно по праву считать родоначальником кроссоверов. Волга ГАЗ-24-95, способная преодолевать любое бездорожье, отлично держала дорогу и прекрасно управлялась, несмотря на свою «нестандартную» конструкцию. Но чудо инженерной мысли не пришлось по душе генсеку, потому что ему неудобно было стрелять из окна авто на охоте. Посидев в ней всего лишь один раз, он поставил ее в свой гараж и благополучно забыл о ее существовании. Кстати, всего было собрано всего 4 таких агрегата, 3 из которых безвозвратно утеряны. Скорее всего, будь эта машина востребованнее, сейчас бы с легкостью составила бы конкуренцию «Ниве».
«На Европу!»
В 1967 году на свет появляется Волге ГАЗ-24. Эта красивая и по тем меркам современная машина скорее являлась грамотным рекламным ходом, чем реальностью. Ее показывали в вишневом цвете, который никогда не станет распространенным, белые бортики покрышек забудутся сразу после тестовой партии, а от «американской» посадки, которая и так была слишком низка, пришлось отказаться из-за наших дорог. Стоит отметить грандиозный прокол в европейской рекламной компании. Поскольку у нас «Волга» была статусным авто, доступным не каждому гражданину, в Европе машину рекомендовали под другим углом. Основной акцент делали на большой размер автомобиля, простоту конструкции и огромный салон. «Волга» для запада — это облагороженные салоны, в котором есть приемники с FM-диапазоном, и окраска «металлик». Правда, для привередливого европейского потребителя этот советский «гроб на колесах» с его аскетичным салоном был откровенно простоват.
«Перевозчик: миссия грядка»
В 1972 году выпускают, пожалуй, самую востребованную версию «Волги» — универсал ГАЗ 24-02 с тремя рядами сидений и кучей модификаций. Казалось бы, появился отличный автомобиль, который очень пригодится в хозяйстве пpaктически любому гражданину страны. Этот агрегат мог бы стать отличным подспорьем малому бизнесу, в том числе облегчил жизнь многим дачникам. Вместо этого автомобиль делают исключительно для ведомственных целей: такси, скорая помощь и так далее. Однако Волгу универсал можно было получить либо после списания авто из-за истечения срока службы, либо по «суровейшему блату». Конечно, был еще один способ – можно было получить такую машину указом свыше, как это сделал Юрий Никулин. А все потому, что ему нужен был просторный и вместительный автомобиль для перевозки циркового инвентаря.
«Дубль» для КГБ
Конечно, была и «заряженная» версия «Волги». Так, специально для КГБ был разработан ГАЗ 24-24, или как его еще называли — «дубль». Эту модель по праву можно сравнивать с американскими масл-карами: элегантный кузов в сочетании с 195-сильным V8 и трaнcмиссией от «Чайки» придавали авто такие динамические хаpaктеристики, что ни один враг народа не мог скрыться от КГБ. Вообще, официально этой машины не существовало, поэтому их, к сожалению, осталось очень мало. Почти все восьмицилиндровые «Волги» стояли в гараже особого назначения «ГОН». Их использовали в качестве машин сопровождения и не только. Ежегодно завод выпускал около 100 «догонялок», а отличительной чертой таких «Волг» были парные выхлопные трубы. Хотя в ходу были и менее «заряженные» Волги с роторным двигателем и 170-ю лошадиными силами, у которых была стандартная одинокая выхлопная труба. Но таких автомобилей делали еще меньше и найти их пpaктически нереально.
«КиноВолга»
Конечно, «Волгу» очень активно снимали в кино. В фильме «Берегись автомобиля» Юрий Деточкин выкрадывал раннюю версию «Волги», чтобы помочь нуждающимся. А наш герой появляется, например, в «Служебном романе». В первом и во втором фильме ГАЗы неизменно ассоциировались с какой-то несбыточной мечтой, за которой герои гонятся и в итоге достигают. «Волги» всегда были на вес золота, и в советских фильмах это показывалось со всей прямотой и серьезностью. Ну и не показать такую желанную машину в кино было бы просто неправильным – людям давали надежду, что и у них тоже может быть такая машина-мечта!
Читайте также: С кем сейчас встречается юлия бapaновская 2017Последняя машина Харламова
Как мы уже упомянули, «Волга» в Советском союзе была атрибутом богатого и успешного человека. Но судьба и злой рок в бумажник не заглядывают. Самый дорогой и шикарный автомобиль советского автопрома не смог уберечь жизнь самого великого советского хоккеиста Валерия Харламова. 27 августа 1981 года на 74 километре Ленинградского шоссе 33-летний игрок вместе с женой Ириной и ее братом Сергеем погибли в ДТП. Женщина, сидевшая за рулем «Волги» на мокрой дороге не справилась с управлением и врезалась в ЗИЛ, все пассажиры погибли на месте. Интересно, что поначалу, возвращаясь с дачи, за руль сел Харламов, послушав свою мать, которая, будто что-то чувствуя, выступала против того, чтобы за руль села Ирина, которая была неопытным водителем, а поменялись местами они уже по пути.ЗабвениеПосле развала СССР отечественный автопром неизменно пошел ко дну. «АвтоВАЗу» удалось выжить, а вот АЗЛК(«Москвич») и ГАЗ («Волга») ждал упадок и как итог – разорение и крах. Ныне «Волга» пребывает в небытие, а большая часть сохранившейся продукции загнивает на стоянках в спальных районах. Возможно, когда-нибудь она восстанет из пепла и вернет свое былое величие. А пока нам приходится лишь вспоминать о некогда гремящей на всю страну славе «Волги» и верить в лучшее.
Не забываем подписываться на наши группы в соцсетях:
Вконтакте https://vk.com/carsguruclub,
Facebook https://www.facebook.com/carsguru.ru/,
Одноклассники https://ok.ru/group/52922229129359,
YouTube https://www.youtube.com/c/CarsGuru,
Instagram https://www.instagram.com/carsguru/,
Яндекс.Дзен https://zen.yandex.ru/media/carsguru.net
10 фактов из жизни выдающегося спортсмена
27 августа 1981года трагически оборвалась жизнь легендарного советского хоккеиста, ушедшего в возрасте Христа – в 33 года.
Испанская кровь
Валерий Харламов – коренной москвич, родился в ночь девичьих гаданий – на Старый Новый год, с 13-го на 14-е января 1948 года. Родила его испанка по имени Бегонита (полное имя – Арибе Аббад Хермане). В 1936 году она двенадцатилетней дeвoчкой приехала в Москву в числе беженцев из охваченной гражданской войной Испании. Закончив школу, трудоустроилась на завод «Коммунар», где и познакомилась с мужем Борисом Сергеевичем. Отец будущей хоккейной звезды и сестры Валерия Татьяны работал на том же предприятии слесарем-испытателем. По иронии судьбы, первенец родился в машине: схватки у матери начались по пути в роддом. А Валерием родители назвали сына в честь летчика Чкалова. Они видели в нем будущего героя, несмотря на то, что мальчик родился слабеньким и весил меньше нормы.
Обман зрения
Коньки Харламов освоил в семь лет. С детства хотел стать таким же популярным, как Иван Трегубов и Всеволод Бобров. Вот только здоровье подвело: в 13 лет переболел осложненной ангиной, после чего врачи констатировали порок сердца. Физическая активность была запрещена: Харламову нельзя было посещать даже школьные уроки физкультуры. Ни бегать, ни прыгать, ни плавать ему не разрешалось. Даже портфель нельзя было носить без посторонней помощи. Мать с вердиктом врачей смирилась: лучше он не станет хоккеистом, чем умрет. А отец поступил по-своему и записал сына в хоккейную секцию при первой же возможности – в 1962 году открылся летний каток на Ленинградском проспекте. Брали туда мальчишек помладше, начиная с 1949 года рождения, но худосочный Валерий выглядел на их возраст и обманул зрение второго тренера ЦСКА. Самое интересное, что «переростка» Харламова зачислили в секцию единственным из десятков кандидатов.
Мал золотник, да дорог
Очень быстро Харламов завоевал сердце наставника Бориса Кулагина, став одним из лучших игроков детской и юношеской спортивной школы ЦСКА. Лишь главный тренер Анатолий Тарасов некоторое время относился к хоккейному дарованию с недоверием. Он ставил на сильных парней, ориентируясь на их будущих мощных соперников. «Канадские хоккеисты по сравнению с нашими – гиганты, – объяснял главный тренер, – как же мы их одолеем с нападающими-карликами?». В итоге низкорослого Харламова в 1966 году отправили во вторую лигу – в чебаркульскую «Звезду», армейскую комaнду Свердловского военного округа. Но там случилось чудо: за один сезон перворазрядник Харламов забросил в ворота соперников 34 шайбы! Майор Владимир Альфер (тренер «Звезды») сообщил о сенсационном хоккеисте в Москву. Там не поверили. А когда Кулагин своими глазами увидел в 1967 году юное дарование в игре, то сразу же вызвал его на сбор в ЦСКА.
Красивая игра
«Играть нужно красиво», – говорил Харламов. И у него это хорошо получалось. Его игрой зрители наслаждались как искусством, а спортсмены восторженно изучали непредсказуемые ледовые маневры для наследования. В 1967-68 годах родилась прославленная армейская тройка Харламов – Петров – Михайлов. Комaнда ЦСКА выиграла первенство СССР, и вместе с ней стал чемпионом Валерий Харламов. А в 1969 году он стал чемпионом мира – в 20-летнем возрасте! Это был рекорд в советском хоккее.
Проделки «малыша»
Осенью 1972 года Валерий Харламов покорил «хоккейную Мекку» – Северную Америку. На лед монреальского «Форума» он вышел в серии матчей между сборными СССР и Канады в амплуа лучшего хоккеиста Старого Света: к тому времени Харламов уже снискал славу самого талантливого игрока не только советского, но и европейского хоккея. Не признавали силу соперника лишь канадцы – и игроки, и болельщики не допускали мысли, что их лучшую в мире сборную кто-то может превзойти. Но первая же встреча с советской комaндой 2 сентября 1972 года закончилась для «кленовых листьев» разгромом. Счет 7:3 поверг канадцев в шок.
И две шайбы забил в том матче Валерий Харламов. Рослые канадцы называли соперника «малышом» и очень конфузились, когда «малыш» обыгрывал могучих профессионалов НХЛ. В конце концов, канадский тренер предложил Харламову миллионный контpaкт: если враг не сдается, нужно его сделать другом. Но советский спортсмен отшутился: без Михайлова и Петрова он в хоккей не играет. Канадцы не отступили: «Возьмем всех троих!». Возьмут-то они, возьмут, да кто же им даст! В НХЛ наших звезд не отпустили. Тем не менее, Валерий Харламов – один из немногих европейских хоккеистов, чье фото висит в Зале хоккейной славы в Торонто. До него такой чести удостоились только Владислав Третьяк и Вячеслав Фетисов.
Можно потрогать
Читайте также: Савичева с кем живетВ 1975 году Валерий Харламов познакомился со своей будущей женой – 19-летней Ириной Смирновой. Дело было в ресторане. Ирина отмечала день рождения подруги, а хоккеисты отдыхали за соседним столиком. Когда Валерий пригласил понравившуюся дeвyшку на танец, она подумала, что он – таксист. Кожаный пиджак и кепка – чуть ли не униформа таксистов той поры. А когда ухажер предложил подвезти красавицу домой на новенькой «Волге», дeвyшка укрепилась в своей мысли – личную «Волгу» простые cмepтные не имели. О том, что ее новый знакомый – звезда хоккея, Ирина узнала от друзей. А в начале 1976 года она родила хоккеисту сына Александра. 8 марта родители Валерия впервые увидели невестку, а теща – зятя. Пришел Валерий к матери Ирины с детской коляской. «Неужели это тот самый Харламов? – воскликнула теща. – Можно потрогать, а то не верится?». «Я думал, вы с восьмого этажа меня сбросите», – улыбнулся Валерий.
Плохой знак
Той же весной Ирина и Валерий расписались. Но вскоре радостное событие омрачилось происшествием, едва не ставшим трагедией. Ночная поездка закончилась аварией. Валерий не справился с управлением и разбил свою «Волгу» вдребезги. Пострадали и люди: тяжелые травмы получил водитель и пассажиры. Валерий два месяца провел на больничной койке с переломами ребер и ног, а Ирина получила переломы и черепно-мозговую травму. Но если женщине не нужно было думать о выходе на лед, то для Харламова вопрос стоял очень серьезно: врачи не гарантировали, что он сможет когда-нибудь вернуться в хоккей.
Гордость страны
Но Харламов опять поступил вопреки прогнозам: осенью 1976 года хоккеист вновь вышел на лед и показал прежний класс игры, развеяв сомнения скептиков. После игры с «Крыльями Советов» главный тренер ЦСКА заявил, что Валерий Харламов – гордость страны.
К этому времени знаменитый хоккеист уже был двукратным чемпионом Олимпийских игр, шестикратным чемпионом мира и шестикратным чемпионом СССР. А еще это был, пожалуй, единственный хоккеист в Советском Союзе, которого любили абсолютно все болельщики, без малейшего исключения.
Ключи от бара
В том же году главным тренером ЦСКА стал Виктор Тихонов. Он был неприятно озадачен отсутствием дисциплины в армейском клубе.
Главными нарушителями спортивного режима оказались Александр Гусев, Борис Александров, Владимир Петров. Валерий Харламов в «святых» не ходил, но рюмка не мешала ему в борьбе с соперником. Как-то хоккеисты не вовремя выпили накануне ответственного матча и проигрывали чехам со счетом 2:0. Злой на весь мир Виктор Тихонов нервно бормотал: «Одни враги, снимаю с игры!». Хоккеисты отстояли Харламова и Васильева, попросив тренера дать им возможность реабилитироваться. Когда наша сборная выиграла, этих двоих назвали героями матча: на счету Васильева оказалась результативная передача, а Харламов забил две шайбы. Тихонова попустило: «Может, разрешить им пить в порядке исключения?». Но более радикальное предложение родилось у министра спорта Павлова. «Ребята, – обратился он к провинившимся, – захотите выпить, вот ключи от моей дачи, поезжайте и бухайте, лишь бы не на сборах, а то и другим захочется».
Смерть на трассе
В 1981 году семикратный чемпион мира, одиннадцатикратный чемпион СССР и обладатель Кубка европейских чемпионов объявил о завершении спортивной карьеры. Валерий Харламов собирался завоевать Кубок Канады и достойно попрощаться с болельщиками. Но Виктор Тихонов его в Виннипег не взял, припомнив нарушение режима. Для оставшегося в Москве Харламова тренерское решение оказалось фатальным. Рано утром 27 августа Валерий возвращался с дачи с женой Ириной и ее братом Сергеем. Двоих детей – 5-летнего Сашу и названную в честь бабушки 4-летнюю Бегониту, к счастью, оставили с тещей на даче (сын и дочь тоже стали спортсменами: Александр, как и отец, хоккеист, долго играл под отцовским номером 17 в ЦСКА, потом уехал играть в Америку, сына назвал Валерием в честь деда; а Бегонита – мастер спорта по художественной гимнастике). На 74-м километре Ленинградского шоссе управлявшая машиной Ирина не удержала «Волгу» на мокрой трассе. Автомобиль вылетел на встречную полосу и столкнулся с грузовиком. Мужчины погибли сразу, Ирина – спустя несколько минут. Узнавшая о случившемся советская сборная посвятила победу на Кубке Канады погибшему товарищу. На месте его гибели стоит знак – шайба из мрамора весом в полтонны с мемориальной надписью: «Здесь погасла звезда русского хоккея. Валерий Харламов».