Медея и ее бывший муж
У названия этой статьи существуют и другие значения, см. Медея (значения).
Меде́я (др.-греч. Μήδεια, ион. Μηδείη; от μήδεα — «мысль, намерение, замысел», далее от μέδω — «обдумывать, замышлять») — в древнегреческой мифологии царевна из страны Эета, западногрузинского царства Колхиды, волшебница, легендарная основательница медицины и возлюбленная аргонавта Ясона.
Влюбившись в Ясона, она помогла ему завладеть золотым руном, убила собственного брата и отца, и бежала с аргонавтами из Эеты (Колхиды) в Грецию. Когда же её любимый впоследствии задумал жениться на другой, Медея погубила соперницу, убила двух своих детей от Ясона и скрылась на крылатой колеснице, посланной её дедом, богом Гелиосом (по рациональному измышлению — взошла на жертвенный костер).
Возможно, была более молодой тезкой принцессы города Эфира из Арголиды (мачехи Тезея), с которой до аргонавтики встречался один из аргонавтов Тезей, впоследствии встретившийся и с более известной — Медеей, дочерью царя Аэта.
Миф[править | править код]
Медея была дочерью колхидского царя Ээта и океаниды Идии[2], внучкой бога Гелиоса, племянницей Цирцеи (либо дочерью Ээта и Клитии[3]), волшебницей[4], а также жрицей (или даже дочерью[5]) Гекаты.
Встреча с Ясоном[править | править код]
Полюбив предводителя аргонавтов Ясона, она с помощью волшебного зелья помогла ему завладеть золотым руном и выдержать испытания, которым его подверг её отец. Вначале Ясон должен был вспахать поле упряжкой огнедышащих волов и засеять его зубами дpaкона, которые выросли в армию воинов. Предупреждённый Медеей, Ясон бросил в толпу камень, и воины начали убивать друг друга (ср. Кадм). Затем Медея с помощью своих трав усыпила дpaкона, охранявшего руно, и её возлюбленный, таким образом, смог его похитить. (Некоторые версии мифа утверждают, что Медея влюбилась в Ясона только благодаря прямому приказу Геры Афродите — богиня хотела, чтобы герою, которому она покровительствовала, кто-нибудь помог добыть руно). Пиндар называет её спасительницей аргонавтов[6].
Плавание на «Арго»[править | править код]
После похищения руна Медея бежала с Ясоном и аргонавтами и взяла с собой своего младшего брата Апсирта. Когда корабль отца начал настигать «Арго», Медея убила брата и расчлeнила его тело на несколько кусков, побросав их в воду — она знала, что Ээту придётся задержать судно, чтобы подобрать останки тела сына. (Другой вариант: Апсирт не бежал с Медеей, а возглавил колхов, гнавшихся за аргонавтами. Колдунья заманила брата в ловушку, и Ясон убил его.)
Излечила аргонавта Аталанту, которая была серьёзно ранена. На борту корабля вышла замуж за Ясона, так как феаки требовали выдать беглянку, если только она ещё не стала его супругой. Затем судно сделало остановку на острове тётки Медеи — Цирцеи, которая провела обряд их очищения от греха убийства. Напророчила Евфему, кормчему «Арго», что однажды в его руках окажется власть над Ливией, — предсказание осуществилось через Батта, его потомка. В Италии Медея научила марсов заклинаниям и лекарствам от змей (см. Ангиция).
Затем корабль попытался причалить к острову Крит, который охранялся бронзовым человеком по имени Талос. У него была одна-единственная вена, которая проходила от лодыжки до шеи и затыкалась бронзовым гвоздём. По Аполлодору, аргонавты убили его так: Медея опоила Талоса травами, и внушила ему, что сделает его бесcмepтным, но для этого ей надо вынуть гвоздь. Она его вынула, весь ихор вытек, и гигант умер. Вариант — Талоса убил из лука Пеант, другая версия — Медея свела Талоса с ума волшебством, и он сам выдернул гвоздь. Таким образом, корабль наконец смог причалить.
Когда аргонавты наконец добрались до Иолка, ради трона которого Ясон добывал золотое руно, там все ещё правил его дядя Пелий. Он отказался уступить племяннику власть. Дочери Пелия, обманутые Медеей, убили своего отца. Обман был такой: волшебница сказала царевнам, что они могут превратить старика в молодого человека, если разрежут его и бросят в кипящий котёл (и продемонстрировала им это, зарезав и воскресив козла). Они поверили ей, убили своего отца и разрезали его, но Пелия Медея воскрешать, в отличие от демонстрационного козлёнка, уже не стала.
Овидий подробно описывает, как она готовила зелье для Эсона, которому всё же вернула молодость[7]. По просьбе Диониса вернула молодость его кормилицам[8]. По версии, вернула молодость также Ясону[9]. Согласно рационалистическому истолкованию мифа, Медея изобрела краску для волос, что омолаживало стариков[10].
После убийства Пелия Ясон и Медея были вынуждены сбежать в Коринф.
В Коринфе[править | править код]
Дальше у мифа существует несколько версий.
В Коринфе она прекратила голод, принеся жертвы Деметре и лемнийским нимфам, её полюбил Зевс, но она отвергла его, за что Гера обещала бесcмepтие её детям, которых коринфяне почитали как миксобарбаров (полуварваров). Феопомп рассказывал о любви Медеи и Сисифа[11]. Согласно поэме Евмела, Ясон и Медея царствовали в Коринфе. Когда у Медеи рождались дети, она скрывала их в святилище Геры, думая сделать их бесcмepтными. Она была изобличена Ясоном, тот уехал в Иолк, и Медея удалилась, передав власть Сисифу[12]. По Еврипиду и Сенеке, она убила своих двоих детей, которых они не называют по имени[13].Читайте также: Статус про дeвyшку бывшего мужа
Согласно одному из подвариантов (историку Дидиму), царь Коринфа Креонт решил выдать за Ясона свою дочь Главку (вариант: Креусу) и убедил его оставить Медею. В свою очередь, Медея отравила Креонта, и сбежала из города, но своих детей захватить с собой не смогла, и они были из мести убиты коринфянами.
Согласно более распространённому варианту, Ясон сам захотел жениться на Главке. Брошенная Медея пропитала волшебными травами роскошный пеплос и послала отравленный подарок сопернице. Когда царевна надела его, платье немедленно вспыхнуло, и Главка сгорела заживо вместе с отцом, который пытался её спасти. Затем Медея собственноручно убила своих сыновей от Ясона (Мермера и Ферета) и скрылась на посланной её дедом Гелиосом (или Гекатой) крылатой колеснице, запряжённой дpaконами[14].
Этот сюжет был популяризирован Еврипидом: драматург внёс психологическую мотивацию в убийство Медеей своих детей, показав, что она не была ни варваром, ни cyмacшедшей, а совершила этот поступок, потому что это было лучшим способом причинить Ясону боль. (Современные писателю злые языки утверждали, что Еврипид приписал убийство мальчиков их матери, а не коринфянам, как было раньше, за огромную взятку в 5 талантов, нацеленную на очищение доброго имени города).
Сбежав от Ясона, Медея направилась в Фивы, где она исцелила Геpaкла (также бывшего аргонавта) от безумия после убийства им детей[15]. В благодарность герой разрешил ей остаться в городе, но разъярённые фиване против его воли изгнали волшебницу и убийцу из своих стен.
В Афинах[править | править код]
Затем Медея оказалась в Афинах и стала женой царя Эгея. В Афинах она была привлечена к суду Гиппотом, сыном Креонта из Коринфа, и оправдана[16]. Она родила Эгею сына Меда.
Их семейная идиллия была разрушена появлением Тесея — наследника царя, зачатого им втайне и выросшего в Трезене. Тесей приехал к отцу инкогнито, и тот не знал, кем ему приходится юноша. Медея, почувствовав угрозу наследия своему сыну, убедила Эгея убить гостя. Царь угостил Тесея кубком с отравленным вином, но прежде чем гость успел поднести его к губам, Эгeй увидел у него на поясе свой меч, который он оставил матери Тесея для своего первенца. Он выбил кубок с ядом из рук сына. Медея вместе с сыном Медом скрылась из Афин прежде, чем начались неприятности.
Дальнейшая судьба Медеи[править | править код]
Затем Медея вернулась на родину, в Колхиду (либо изгнана из Афин некоей жрицей Артемиды, уличённая как колдунья), на упряжке дpaконов. По пути она освободила город Абсориду от змей[17].
На родине она обнаружила, что её отец свергнут своим братом Персом, захватившим власть. Волшебница быстро устраняет эту несправедливость, убив родного дядю-убийцу руками своего сына Меда, и восстанавливает царство своего отца во главе с Медом. Затем Мед завоёвывает значительную часть Азии. (Вариант: Мед погиб в походе против индов, Медея убивает Перса сама и возвращает на престол своего отца Ээта).
По другому рассказу, уличённая в злоумышлении против Тесея, она бежала из Афин и с сыном Медом явилась в страну Ария, дав название её жителям — меды[18]. По Гелланику, этого сына (от Ясона) звали Поликсен[19].
По некоторым данным она царствовала в Мидии вместе с Ясоном и ввела ношение одежды, закрывающей тело и лицо[20].
После cмepти[править | править код]
Некоторые легенды рассказывают о том, что на Островах блаженных Медея вышла замуж за Ахилла[21] (эту версию упоминали Ивик [фр. 291 Пейдж], Симонид [558 Пейдж] и схолиаст Аполлония[22]). Другие повествуют о том, что богиня Гера наделила Медею даром бесcмepтия за то, что она сопротивлялась ухаживаниям Зевса.
Жрец в Сикионе, принося жертвы ветрам над четырьмя ямами, произносил заклинания Медеи[23]. Её стал почитать богиней Гесиод[24].
Две Медеи[править | править код]
Хронологические несостыковки позволяют предположить некоторым исследователям, что в древнегреческой мифологии могло быть два женских персонажа с этим именем. Это связано, в первую очередь, с взаимоотношениями Медеи с Тесеем:
- Медея появилась в Греции после похода за Золотым Руном
- Тесей был аргонавтом, и ушёл в поход за Золотым Руном после того, как Эгeй признал его сыном (и Медея попыталась его убить)
Таким образом, оказывается, что Медея присутствовала в Афинах до похода за Золотым Руном. Или же это была другая Медея. Противоречие сглаживается, если принять, что Тесей не принимал участие в походе аргонавтов (многие классики и не включают его в список) и, таким образом, сначала был поход, а потом прибытие Тесея в Афины.
Семантика[править | править код]
Толкование образа[править | править код]
Мифы, повествующие о судьбе Ясона, неотъемлемо связаны с женским образом Медеи. Согласно одной из концепций, специалисты считали их частью мифологического пласта, являющегося частью легенд, рассказывавших об эллинах далёкого героического века (до Троянской войны), столкнувшихся с догреческими пеласгическими культурами материковой Греции, побережья Эгeйского моря и Анатолии. Ясон, Персей, Тесей и, прежде всего, Геpaкл, явились такими пограничными фигурами, балансировавшими между старым миром шаманов, хтонических божеств земли, архаического матриархата, Великой Богини, и — наступающим в Греции новым бронзовым веком.
Такие черты образа Медеи, как её способность оживлять мёртвых, летать по небесам и так далее, позволяют предположить, что первоначально она почиталась как богиня. Вероятно, в её образе слились следующие черты:
- Почитавшейся в древнегрузинской мифологии лесной богини охоты Дали (она coблaзняла охотников, и убивала их из ревности)
- колдуньи фессалийских сказок (Иолк, Фессалия — родина Ясона и центр рассказов о нём)
- героини коринфского эпоса, в котором Медея и её отец Ээт считались выходцами из Коринфа
Источники[править | править код]
История о Медее, Ясоне и аргонавтах лучше всего известна по поздней литературной обработке Аполлония Родосского (III в. до н. э.), называемой «Argonautica». Но судя по идеям, наполняющим этот эпос и его достаточно архаическому словарю, он основывается на очень старых, разрозненных материалах.
- «Медея» — пьеса Еврипида, (431 г. до н. э.). Текст
- Аполлоний Родосский, «Аргонавтика»
- Аполлодор, Библиотека I, 23-28
- Овидий, «Метаморфозы», VII, 1-424, «Героини», XII, «Медея» (трагедия, не сохр.)
- Сенека, «Медея» (трагедия)
- Гай Валерий Флакк, «Аргонавтика»
Образ Медеи в искусстве[править | править код]
Литература[править | править код]
- Медея — действующее лицо трагедий Софокла «Колхидянки» (фр. 337—346 Радт), «Скифы» (фр. 546—549 Радт), «Зельекопы» (фр. 534—536 Радт, описано приготовление ядовитых трав), Еврипида «Медея» и «Эгeй» и Сенеки «Медея». Трагедии «Медея» писали также Антифрон, Еврипид Младший, Меланфий, Неофрон Сикионский, Диоген Синопский, Каркин Младший[25], Дикеоген, Морсим, Феодорид, Биот, неизвестный автор, Энний («Медея изгнанница»), Акций («Медея, или Аргонавты»), Помпей Макр, Овидий и Лукан. Известно семь комедий, включая Эпихарма и Ринфона[26]. Овидий сочинил также письмо Медеи Ясону (Героиды XII).
- Чосер, «The Legend of Good Women» (1386)
- Корнель, «Медея», трагедия (1635)
- Ф. В. Готтер, «Медея»
- Жозе Антониу да Силва, пьеса «Чары Медеи» (1735)
- Ф. М. Клингер — драмы «Медея в Коринфе» (1786) и «Медея на Кавказе» (1791)
- Л. Тик, «Медея»
- Дж. Б. Никколини — трагедия «Медея» (1825)
- Франц Грильпарцер — пьеса «Золотое руно» (1822)
- Пауль Хейзе — новелла «Медея»
- Уильям Моррис — поэма «Жизнь и cмepть Ясона» (1867)
- Катюль Мендес — трагедия «Медея»
- Жан Ануй, драма «Медея» (1946)
- Ф. Т. Чокор, «Медея»
- Maxwell Anderson — «The Wingless Victory»
- Robinson Jeffers — «Medea»
- Ханс Хенни Янн, «Медея»
- Хайнер Мюллер — «Medeamaterial and Medeaplay» 1982)
- Криста Вольф — роман «Медея. Голоса» (1993)
- A. R. Gurney — «The Golden Fleece»
- Marina Carr — «By the Bog of Cats»
- Дарио Фо — пьеса «Медея» (1979)
- Дане Зайц — драма «Медея» (1988)
- Улицкая, Людмила Евгеньевна — «Медея и её дети» (1996)
- КЛИМ — пьеса «Театр Медеи» (2001)
- Том Лануа — пьеса «Мама Медея» (2001)
- Сара Стридсберг — драма «Medealand» (пост. 2009 в Драматен, в заглавной роли — Нуми Рапас)
- Cherrie Moraga — «The Hungry Woman: A Mexican Medea»
- Michael Wood — «In Search of Myths & Heroes: Jason and the Golden Fleece»
- Percival Everett — «For Her Dark Skin»
- Роберт Холдсток — «Кельтика»
- Лёха Никонов — поэма «Медея» (2012)
- Людмила Разумовская — пьеса «Медея» (1980-е годы)
Музыка[править | править код]
- Франческо Кавалли — опера «Ясон» (Giasone, 1649)
- Марк-Антуан Шарпантье — музыкальная трагедия «Медея», 1693
- Жан-Филипп Рамо — кантата «Медея»
- Родольф, Жан-Жозеф — Ясон и Медея (балет), 1763 год, Штутгарт, первая постановка Ж.-Ж. Новерра, там же; эта постановка стала предвестником всего современного классического балета
- Иржи Бенда — мелодрама «Медея», 1775
- Луиджи Керубини — опера «Медея», 1797
- Симон Майр — опера «Медея в Коринфе» (исп.1813)
- И. Г. Науман, «Медея»
- Саверио Меркаданте — опера «Медея» (1851)
- Э. Кшенек — «Медея»
- Д. Мийо — опера «Медея», 1939
- Самуэл Барбер — Medea Ballet Suite Op. 23, Medea’s Meditation & Dance of Vengeance (1946)
- Фридхельм Дёль — опера «Медея» (1987/1990)
- Паскаль Дюсапен — опера «Медея-материал», либретто Хайнера Мюллера (1990)
- Chamber Made — опера «Медея», 1993
- мюзикл «Marie Christine» на сюжет Медеи, но в Новом Орлеане XIX в. и вуду
- Микис Теодоpaкис — опера «Медея» (1988—1990)
- Балет Джона Ноймайера «Медея» на музыку Баха, Бартока, Шнитке (1990)
- Рольф Либерман — опера «Медея» (1995)
- Оскар Страсной — опера «Мидея» (2000)
- группа «Зломpaк» — песня «Медея»
- группа Х opги — песня «Медея»
- группа Insomnium — песня «Medeia»
- Тамара Гвердцители — «Медея» (песня на грузинском языке)
- песня Виены Тенг «My Medea»
- Балет Анжелена Прельжокажа «Сон Медеи» на музыку Мауро Ланцы (2004)
- A Filetta — «Медея» (2006, на корсиканском языке)
- Rockettothesky — альбом «Medea» (2008)
- Казахстанский певец Беркут – Медея (2008)
- Панк-опера «Медея. Эпизоды». (Постановка: Джулиано Ди Капуа, Медея: Илона Маркарова, монологи: Лёха Никонов, поэма «Медея», музыка: «Uniquetunes», «Последние Танки В Париже», Андрей Сизинцев, Духовое трио: Эмиль Яковлев, Леон Суходольский, Сергeй Смирнов, Санкт-Петербург, 2010)
- Ариберт Райманн — опера «Медея» (2010)
- Алина Новикова (композитор) и Дарья Жолнерова (реж.), Санкт-Петербург — опера «Медея» (2011)
- Alai Oli — Медея (2013)
- Ex Libris (группа) — альбом Medea (Ex Libris) (2014)
Живопись[править | править код]
- картины Веронезе, Пуссена, Ван Лоо, Гверчино, Г.Моро, А. Фейербаха
- «Медея убивает своих детей» — картина Делакруа
- «Медея», картина Ф. Сэндиса
- «Медея» — плакат чешского художника Альфонса Мухи, изображающий одну из сцен одноимённой трагедии Катюля Мендеса
Скульптура[править | править код]
- Медея с золотым руном — памятник в г. Батуми (Грузия).
- Медея — скульптура в г. Пицунде (Абхазия). Автор Мераб Бердзенишвили.
Кинематограф[править | править код]
- 1963: «Ясон и аргонавты» / «Jason and the Argonauts», в роли Медеи — Нэнси Ковак
- 1969: «Медея» — фильм Пьера Паоло Пазолини, в гл. роли Мария Каллас
- 1986: «Весёлая хроника опасного путешествия» — фильм Евгения Гинзбурга, в роли Медеи — Лика Кавжарадзе
- 1978: «A Dream of Passion» — фильм Жюля Дассена, где Мелина Меркури — актриса, играющая роль Медеи — разыскивает свою мать (Эллен Бёрстин), за убийство детей отбывающую срок в тюрьме
- 1988: «Медея» — телевизионный фильм Ларса фон Триера по сценарию Карла Теодора Дрейера «Медея», в роли Медеи — Kirsten Olesen
- 2000: «Jason and the Argonauts», фильм телеканала Hallmark, в роли Медеи — Джолин Блэлок
- 2005: «Medea» — телесериал Тео ван Гога, в роли Медеи — Катя Схюрман
- 2007: «Medea Miracle» — фильм Тонино Де Бернарди, в главной роли — Изабель Юппер
- 2009: «Медея» — фильм Натальи Кузнецовой, в роли Медеи — Лилиан Наврозашвили
см. Медея (фильм)
- Медея является в образе призванного слуги в визуальной новелле «Судьба: ночь схватки» (2004) и серии аниме-экранизаций: Fate/Stay Night (2006), Fate/Stay Night Movie: Unlimited Blade Works (2010), Fate Stay night: Unlimited Blade Works (2015), Fate/stay night Movie: Heaven’s Feel (2017)
- 2014: «Настоящий детектив» — в 6 серии герои Мэттью Макконахи и Вуди Харрельсона расследуют «Дело Медеи»: мать-наркоманка признаётся в убийстве собственного ребёнка.
- 2015 В фэнтезийно-историческом сериале «Олимп» царица Медея является женой Эгея.
Интересные факты[править | править код]
- «Комплекс Медеи» — иногда употрeбляемое название расстройства у женщин, в особенности разведённых, убивающих своих детей или причиняющих им боль.
- Генетическая манипуляция Maternal effect dominant embryonic arrest (аббревиатура Medea) названа в честь этого мифического персонажа.
- В честь Медеи назван астероид (212) Медея, открытый в 1880 году.
Примечания[править | править код]
- ↑ 1 2 3 4 5 6 7 Schmitz L. Medeia (англ.) // Dictionary of Greek and Roman Biography and Mythology / W. Smith — Boston: Little, Brown, 1870. — Vol. 2. — P. 1003.
- ↑ Аполлоний Родосский. Аргонавтика III 241; Гигин. Мифы 25
- ↑ Гигин. Мифы. Введение 37
- ↑ Медея — статья из Большой советской энциклопедии.
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 46, 1
- ↑ Пиндар. Олимпийские песни XIII 54
- ↑ Овидий. Метаморфозы VII 171—291
- ↑ Гигин. Мифы 182, из Эсхила; Первый Ватиканский мифограф II 86, 3
- ↑ Ликофрон. Александра 1315; схолии к Еврипиду. Медея, предисл. по Ферекиду и Симониду // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.45
- ↑ Палефат. О невероятном 43; Климент. Строматы I 76, 1
- ↑ Схолии к Пиндару. Олимпийские песни XIII 74 // Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С.47
- ↑ Павсаний. Описание Эллады II 3, 11
- ↑ Еврипид. Медея 1316—1322
- ↑ Сенека. Медея 1024
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 55, 4
- ↑ Диодор Сицилийский. Историческая библиотека IV 55, 5
- ↑ Гигин. Мифы 27
- ↑ Геродот. История VII 62; Павсаний. Описание Эллады II 3, 8
- ↑ Павсаний. Описание Эллады II 3, 8
- ↑ Страбон. География XI 13, 10 (стр.526)
- ↑ Псевдо-Аполлодор. Мифологическая библиотека Э V 5; Ликофрон. Александра 173
- ↑ Примечания Н. А. Чистяковой в кн. Аполлоний Родосский. Аргонавтика. М., 2001. С.213
- ↑ Павсаний. Описание Эллады II 12, 1
- ↑ Гесиод, подложный фр. 376 М.-У.
- ↑ Аристотель. Риторика II 23
- ↑ Комментарий Д. О. Торшилова в кн. Гигин. Мифы. СПб, 2000. С. 47
Ссылки[править | править код]
- Мифы народов мира. М., 1991-92. В 2 т. Т.2. С.130-131
- на mlahanas.de