Надежда федосова актриса личная жизнь дети
Надежда Федосова
Надежда Капитоновна Федосова. Родилась 19 апреля 1911 года в Москве – умерла 14 декабря 2000 года в Москве. Советская актриса театра и кино. Заслуженная артистка РСФСР (1958).
Надежда Федосова родилась 19 апреля 1911 года в Москве.
Отец – Капитон Федосов, служил дворником у князей Голицыных, потом стал старшим кучером. «Происхождения мы самого что ни на есть благородного», – шутила по этому поводу актриса.
Родная сестра ее прадеда была кормилицей князей Голицыных.
У нее было три сестры – Вера, Анна и Татьяна, а также брат Андрей. Все они были очень дружны и общались до конца жизни. Ее сестра Анна Капитоновна работала водителем в правительственном гараже.
Рано осталась круглой сиротой. «Мы рано осиротели и жизнь свою строили сами, с помощью советской власти», – говорила она.
Хотя Надежда Федосова родилась в Москве, но свое детство провела под Ряжском – в селе Нагайское, на родине отца. Надежда Капитоновна вспоминала, как мыла пшено, толкла его в ступе, как ела блинчики-каравайцы.
В возрасте 15 лет Надежда окончила фабрично-заводское училище, далее работала на фабрике «Красные текстильщики». Иам стала активно участвовать в самодеятельности.
В 1928 году в Москве открылся Центральный парк культуры и отдыха имени Максима Горького, где объявили набор на должность инструктора культурно-массовой работы. И подружки, с которыми Федосова выступала в самодеятельности, посоветовали ей пойти работать в парк. И она устроилась организатором досуга трудящихся масс. Во время работы проявила хорошие организаторские способности и фантазию: «Я была и швец, и жнец, и на дуде игрец – сама и песни пела, и плясала, и дурочку валяла», – рассказывала актриса.
Надежда Федосова в молодости
Именно в парке Горького на нее обратил внимание тогдашний начальник Театра Красной армии Владимир Евгеньевич Месхетели. Он убедил талантливую дeвyшку пойти в студию при театре, которой руководил легендарный режиссер Алексей Дмитриевич Попов.
В 1938 году окончила Театральное училище при Центральном театре Красной Армии. Далее ее приняли в труппу театра и сразу же ввели в спектакли. В Центральном театре Красной Армии она сыграла немало главных ролей. Стоит отметить, что до войны Театр Красной армии считался одним из лучших в Москве. Там служили Фаина Раневская, Любовь Добржанская, Владимир Зельдин. В этот блестящий состав вписалась и Федосова.
Поначалу Надежду Федосову, как самую молодую актрису, прикрепили к Фаине Раневской. Как позже вспоминала актриса, Фаина Ге opгиевна объясняла ее обязанности так: «Надюша, народная артистка не может треснуться гoлой задницей об пол, поскользнувшись в грязном сортире, ваша задача – держать меня под локоток».
В Центральном театре Красной Армии она играла в спектаклях «Сон в летнюю ночь», «Укрощение строптивой», «Сердце не камень», «Учитель танцев» (ее партнером был Владимир Зельдин).
После начала войны она вместе с мужем эвакуировалась в Ульяновск (там супруг налаживал работу оборонного завода авиаприборов). Некоторое время работала сборщицей на заводе.
В 1942 году Федосова вернулась в Москву и ее включили во фронтовую бригаду. Вместе с ней служил и поэт Алексей Фатьянов – автор знаменитой песни «Соловьи, соловьи, не тревожьте солдат». После окончания войны нарком обороны вынес артистке Федосовой благодарность.
После войны недолго играла в Московском областном драмтеатре.
В 1946 году Александр Константинович Плотников начал создавать Московский театр драмы и комедии на Таганской площади. Он позвал туда Федосову. Она согласилась.
В 1946-1966 годах – актриса Московского театра драмы и комедии на Таганке. Федосова была плотно занята в репертуаре, стала одной из ведущих актрис. Играла роль Марьицы в знаменитом спектакле «Каширская старина», который выдержал свыше тысячи показов.
Среди других работ актрисы в театре на Таганке: Комиссар – «Оптимистическая трагедия»; Мать революционера – «Десять дней, которые потрясли мир» (реж. Ю. Любимов).
Заслуженная артистка РСФСР (4.12.1958).
Когда в 1964 году театр возглавил Юрий Любимов, то Федосова его горячо поддержала. Одним из первых поставленных Любимовым спектаклей стали «Десять дней, которые потрясли мир». Однако постепенно у нее стали отнимать главные роли. Знаменитой актрисе приходилось выходить на сцену даже в массовке.
В 1966 году актриса приняла решение покинуть театр. В ряде источников отмечается, что Федосова ушла из Театра на Таганке, не сработавшись с Любимовым. В то же время ее внук эту версию опровергал. По его словам, с Юрием Петровичем актриса не ссорилась, объясняла свое решение так: «Я актриса другого театра, в этот вписаться не могу. Зачем мне, старой тетке, маячить здесь и гундеть, что все не так? У Любимова своя манера, свой стиль, свои актеры, способные воплотить его идеи. Я много чего могу, чего не умеют они, но это не нужно режиссеру. К чему путаться у него под ногами?». После ухода из театра сохранила теплые отношения с коллегами.
В кино начала сниматься поздно – в возрасте 50 лет. Дебютировала в 1961 году в роли рабочей Потаповой в фильме Владимира Басова «Битва в пути» – истории о том, как в эвакуации налаживают работу завода.
Надежда Федосова в фильме “Битва в пути”
Заметной стала роль Татьяны Максимовны в фильме Юлия Райзмана «А если это любовь?». В этой ленте свои первые роли в кино исполнили будущие звезды Андрей Миронов и Евгений Жариков. Фильм вызвал дискуссию в прессе и в идеологических инстанциях. Картину не выпускали на экран целый год, окрестив «идейно ошибочным произведением». Райзман стал ее любимейшим режиссером.Читайте также: Личная жизнь российских актеров и актрис
В 1962 году сыграла в картине «У твоего порога» – киноповести режиссера Василия Ордынского о Великой Отечественной войне. За эту работу в 1964 году она получила приз «Golden Gate» Международного кинофестиваля в Сан-Франциско за лучшую женскую роль второго плана.
Надежда Федосова проявила себя как выдающаяся хаpaктерная актриса, воплотившая на киноэкране непростой образ русской женщины. Ее называли «Мать советского кинематографа». На экране она много раз воплотила роль матери (а позже и бабушки) – как правило, женщины с тяжелой судьбой.
В числе ее лучших работ – картины «Женщины» (тётя Груша, мать Альки), «Мать и мачеха» (Ефросинья Степановна Смалькова, мать Фильки), «Мачеха» (Анфиса Васильевна, мать Шуры), «Журналист» (Варвара Васильевна Аникина), «Впереди день» (Марья, мать Василия и Валентина).
Надежда Федосова в фильме “Женщины”
Надежда Федосова в фильме “Впереди день”
Актриса умерла 14 декабря 2000 года. Похоронена на Донском кладбище в Москве.
Актер Вениамин Смехов говорил о Надежде Федосовой: «Актриса изумительной достоверности. Появление ее на репетициях вызывало чувство надежности и покоя, а на сцене – с первых же слов – чрезвычайного к ней расположения, интереса. Такие люди вызывают глубокое и сильное уважение к истинной культуре так называемого простого русского человека, без городской мещанской спеси, без громкой родословной… Федосова вела трогательную роль материнства – и на сцене, и в жизни… Именно такие мастера лишены досрочной гордыни, умеют слушать режиссера. Они хорошо знают цену театральной таpaбарщины, когда актер из светлых побуждений не дает постановщику рта раскрыть, спорит, глушит живые ростки интуиции и прозрений долгими «справедливыми» беседами, путает две разные специальности, а жертва таpaбарщины – именно он, актер, и больше никто… Федосова – председатель месткома, борец за справедливость, у нее острый язык, и если ее осмеливались недолюбливать, то исподтишка, ибо в открытом споре она обязательно держала верх. Как у любой премьерши, у нее были завистницы, критиканы и недоброжелатели, но, в отличие от молодых примадонн, она не опускалась до сведения личных счетов».
Короли эпизода – Надежда Федосова
Личная жизнь Надежды Федосовой:
Дважды была замужем.
Первый муж – Алексей Кувшинов, военный. Вышла за него замуж в 1930 году в 19 лет. Муж пропал без вести в октябре 1941 года.
В бpaке родилась дочь Вероника, стала ученой.
Внук – Андрей Азовский, профессор, доктор биологических наук.
Надежда Федосова и первый муж Алексей Кувшинов
Второй муж – Давид Львович Анапольский, ученый, занимался созданием ядерных реакторов. Поженились во время войны и прожили вместе 43 года.
Надежда Федосова и второй муж Давид Анапольский
В годы войны во время работы во фронтовой бригаде, в нее был влюблен знаменитый поэт Алексей Иванович Фатьянов. Они познакомились еще в театральной студии, а подружились в поездках на передовую. Алексей Фатьянов ухаживал за Федосовой, посвящал ей стихи. Но Надежда Капитоновна осталась верной женой.
Надежда Федосова и Алексей Фатьянов
После cмepти второго мужа Надежда Федосова замкнулась, избегала общения. Много времени Надежда Капитоновна проводила под Ряжском, занималась огородом. Жила артистка очень скромно – настолько, что даже соседи узнали о том, что она звезда советского кино только после ее cмepти. Умерла в кругу семьи, опекаемая дочерью и внуком.
Андрей Азовский – внук Надежды Федосовой
Фильмография Надежды Федосовой:
1961 – Битва в пути – Ольга Семеновна Потапова, рабочая 1961 – А если это любовь? – Татьяна Максимовна, мать Ксении 1962 – У твоего порога – мать 1964 – Свет далёкой звезды – Филонова, женщина по адресу, куда пришел Володя 1964 – Мать и мачеха – Ефросинья Степановна Смалькова, Смальчиха, мамаша Фильки 1964 – Где ты теперь, Максим? – соседка Генки Потапова в разрушенном доме 1964 – Вызываем огонь на себя – мать Кости Поварова 1965 – Женщины – тётя Груша, мать Альки 1965 – Друзья и годы – Надежда Афанасьевна, регистратор ЗАГСа 1966 – По тонкому льду – Надежда Петровна Пароконная 1966 – Неуловимые мстители – тетка Дарья, хуторянка 1966 – Верность матери – Прасковья Осьмихина 1967 – Три дня Виктора Чернышёва – тетя Таня 1967 – Твой современник – Мария Сергеевна, депутат 1967 – И никто другой – Дарья Васильевна 1967 – Журналист – Варвара Васильевна Аникина 1968 – Первая любовь – княгиня Засекина, мать Зинаиды 1968 – Ма-аленькая! (фильм-спектакль) 1968 – Люди, как реки… (короткометражный) – Марья Васильевна, начальник почты 1968 – Виринея – Мокеиха, мать Васьки, повитуха 1969 – Зинка (короткометражный) – баба Саня 1970 – Любовь Яровая – Марья, мать белого солдата Семёна 1970 – Впереди день – Марья, мать Василия и Валентина 1970 – В лазоревой степи (киноальманах) – мать 1972 – День за днём – Анна Николаевна Муравьева, мать Антонины и Ксении 1973 – Свой парень – уборщица 1973 – Мачеха – Анфиса Васильевна, мать Шуры 1975 – Меняю собаку на паровоз – бабушка Миши 1975 – Такая короткая долгая жизнь – Надежда Степановна, бабушка Майи 1976 – Безотцовщина – Анна Михеевна 1977 – Личное счастье – Паша, жена Григория Михайловича 1980 – Дом у кольцевой дороги – Надежда Казимировна, хозяйка старого дома 1987 – Под знаком Красного креста – Елена Сергеевна Агафонова 1988 – Двое и одна – баба Маша
Надежда Федосова — биография
Надежда Федосова — советская актриса. Самые лучшие роли актрисы – роли матерей, которые она играла на одном дыхании. В фильмах «А если это любовь?», «Женщины», «Мачеха», игра актрисы настолько естественна, что в каждой из ее героинь просматриваются судьбы многих поколений русских женщин.
Героини Надежды Федосовой были разными – строгими, жесткими, иногда даже жестокими, а сама актриса обладала совсем другими качествами.
Фото: Надежда Федосова
Ее веселью, скромности, жизнерадостности можно было только удивляться, особенно если знать, какая сложная судьба выпала на долю этой удивительной женщины.
Детство
Федосова Надежда родилась 19.04.1911 года в Москве, в многодетной семье. Отец семейства Капитон – старший дворник в поместье Голицыных, очень много работал, чтобы прокормить большую семью.
Мама дeвoчки умерла очень рано и девять детей остались сиротами. Семья испытывала постоянную нужду. Едва Наде исполнилось 15, она устраивается на работу в ФЗУ «Красный текстильщик» и участвует в самодеятельности. Потом дeвyшка устроилась в парк культуры и отдыха в качестве массовика-затейника, где ее и увидели педагоги из театра.
Надя им очень понравилась, поэтому ей порекомендовали поступать в театральное училище.
Надежда очень серьезно отнеслась к предложению, и стала студенткой театрального училища при Центральном театре Красной Армии, которое успешно закончила в 1938 году.
Театр
Самый первый театр в жизни молодой актрисы – Театр рабочей молодежи, куда Надя пришла сразу после училища. В военные годы Надежда выступала перед зрителями в составе труппы Второго фронтового театра. После войны, в 1946 году, актриса начинает свою карьеру в Московском областном театре драмы и комедии на Таганке( переименован в Театр на Таганке). Ей довелось перевоплощаться в самые разные образы – женщину-комиссара в постановке «Оптимистическая комедия», Маришу в спектакле «Каширская старина», великолепную Солоху в пьесе «Вечера на хуторе близ Диканьки», Экстрелью в спектакле «Звезда Севильи».
Свои самые знаменитые роли Надежда Федосова сыграла именно в Театре на Таганке, где блистала целых 20 лет – с 1946 до 1966 года. Талантливую актрису очень ценил режиссер театра А.К.Плотников, который занимал эту должность до 1963 года. При нем Федосова была задействована почти во всех постановках как ведущая актриса. Она настолько естественно перевоплощалась, что могла сыграть любую героиню – хоть революционерку, хоть дворянку.
В 1964 году в театре поменялся главный режиссер. Теперь эта должность досталась Любимову, который пришел в театр со своими артистами, понемногу вытеснившими прежнюю труппу. Федосова активно включается во все экспериментальные постановки нового главрежа, но вскоре понимает, что такие эксперименты ей не по душе и уходит со сцены навсегда.
Кино
Свою первую роль в кино Федотова сыграла уже почти пятидесятилетней женщиной. Роли, как и режиссеры, были разные, но вместо удовольствия принесли полное разочарование. В одном из интервью актриса призналась, что ее героини очень однотипные, и ей надоело играть одно и то же. Не нравилось Федосовой, как относятся режиссеры к актерам, задействованным в съемках фильма – это было сплошное равнодушие. Единственные режиссеры, которые произвели на актрису хорошее впечатление – Райзман и Герасимов.
Ее фильмотека насчитывает 34 фильма. Надежда с одинаковой самоотдачей играла и главных героинь и второстепенные роли. Ее игра была даже не игрой, актриса старалась прожить вместе с героиней ее земной путь, перевоплотиться в русскую женщину с ее проблемами, бедами и радостями.
Любую роль Надежды Федосовой можно назвать шедевром, но лучшими ее работами были образы матерей в трех основных фильмах. В 1961 году выходит фильм «А если это любовь?», где Надежда – мать главной героини фильма. Она тяжело трудится – моет посуду в столовой, чтобы обеспечить нормальную жизнь для своей семьи. Ее любовь к дочке безгранична, но строга, ведь так не хочется, чтобы ее кровинушка повторила трудную судьбу своей матери.
В 1965 году зритель увидел фильм «Женщины». Героиня Федосовой – тетя Глаша, одна растит свою дочь. У нее своя, материнская, житейская мудрость: узнав о том, что дочь забеременела, она поддерживает ее как может, а потом просто боготворит новорожденного внука.
В 1973 году выходит еще один нашумевший фильм – «Мачеха». И опять Федосова играет мать, которая пытается повлиять на решение своей взрослой дочери. Ее монологи грубые и жесткие, иногда даже жестокие, но в них столько боли и переживаний за свою Шурочку!
Личная жизнь
Личная жизнь актрисы Надежды Федосовой никогда не была достоянием общественности. Актриса была скромной и не считала правильным рассказывать подробности о себе и своей семье. В 2015 году вышел документальный фильм «Короли эпизода», в котором приоткрылась завеса тайны о семье Надежды Капитоновны. Основой послужило интервью ее внука Андрея Азовского, который рассказал подробности жизни любимой бабушки.
Ее первое замужество состоялось в 1930 году, когда Наде было всего 19. Мужа звали Алексей Кувшинов, он был кадровым военным Красной Армии и пропал без вести в самом начале войны – в октябре 41-го. В этом бpaке у Надежды родилась дочь Вероника, первый и единственный ее ребенок. Второй раз Надежда вышла замуж за Давида Анапольского, с которым прожили в бpaке 38 лет, до самой его cмepти в 1979 году.
Дочь Надежды, Вероника Азовская, актрисой не стала, потому что мама ей просто не разрешила. Она занимается наукой. Профессором, доктором биологических наук стал и ее сын – Андрей, любимый внук Федосовой. Умирала Надежда на руках у внука, дома. Андрей Азовский подарил своей бабушке правнучку, которая вкладывала в нее всю свою душу.
Читайте также: Актриса александра табакова личная жизнь фотоФото: Могила Надежда Федосова
Умерла актриса когда ей было 89 лет. Ее похоронили на Донском кладбище.
Избранная фильмография
- 1961 — А если это любовь?
- 1962 — У твоего порога
- 1964 — Мать и мачеха
- 1966 — Верность матери
- 1967 — Журналист
- 1967 — Твой современник
- 1968 — Первая любовь
- 1973 — Мачеха
- 1988 — Двое и одна
Для нас важна актуальность и достоверность информации. Если вы обнаружили ошибку или неточность, пожалуйста, сообщите нам. Выделите ошибку и нажмите сочетание клавиш Ctrl+Enter.
Актриса Надежда Федосова воплощала на экране образы женщин с трудной судьбой – немногословных и суровых. Ее героини были полной ее противоположностью – грубоватые, простоватые. Федосова же в жизни была совершенно другой. В судьбе актрисы было все – и поклонники, и любовь, и завистники.
Надежда Федосова никогда не походила на кинозвезду. Однако мало кто знает, что в 1969 году она получила приз в номинации «Лучшая женская роль второго плана» на престижном кинофестивале в Сан-Франциско. Вернее, вместо нее на сцену за получением награды вышел чиновник из Госкино. И более того, о международном успехе Федосов советская пресса умолчала. Начальство не считало Федосову лицом отечественного экрана. Мало того, что не красавица, да еще и возрастная… Обложку модного журнала ее фотографией не украсишь…
Фото актрисы в молодости
Востребованной в кино актриса стала в достаточно зрелом возрасте. Пока она была молодой, на экране были нужны совсем другие лица. Во время молодости Федосовой на экране блистали такие звезды как Серова и Орлова, о подобной популярности актриса и мечтать не могла.
Свою дебютную роль в кино актриса сыграла, когда ей было уже 50 лет. Зрители понятия не имели, как Федосова выглядела в молодости.
Актриса никогда не имело ничего общего с сыгранными ею ролями. Она была смешливой, азapтной, заводной. В 1974 году журналист Эльга Лындина писала об актрисе статью, она, как и все, кто оценивал Федосову только по ее работам, была поражена контрастом, который увидела. К ней вышла элегантная, хорошо одетая женщина, которая держалась с достоинством и производила впечатление интеллигентного и образованного человека.
Если в кино Федосова играла каких-то деревенских теток, то на сцене театра она блистала в главных ролях, примеряя на себя самые разные образы. Муж каждый вечер забирал ее из театра на машине, так как ей преподносили столько цветов, что унести их в руках было нереально. Откуда же у коренной москвички с Арбата столько убедительности, которую она показывает, играя простых деревенских женщин? Да просто жизнь ее была трудной, наполненной лишениями и горестями. Мать актрисы умерла рано, отец безбожно пил, а всего в семье было 9 детей. В такой ситуации разве можно мечтать о сцене? Федосова и не мечтала. С 15 лет она работала на фабрике. Но к прекрасному ее тянуло всегда, и будущая актриса еще до войны устроилась работать в парк культуры и отдыха массовиком-затейником. Там, на сцене ЦПКиО ее и заметили преподаватели театрального, которые предложили Федосовой пойти в артистки.
Замуж надежда Федосова впервые вышла в 19 лет. Ее избранником стал кадровый военный Алексей Кувшинов. В этом бpaке актриса родила единственную дочь Веронику. Этот бpaк распался до начала войны. В 1941 году он пропал без вести на фронте, похоронку на бывшего мужа Федосова получила только в 1947 году. Вторым ее мужем, еще до войны стал инженер-конструктор Давид Анапольский. С ним и дочкой во время войны Федосова уехала в эвакуацию, где муж работал на военном заводе, а будущая актриса трудилась сборщицей. Потом она поступила служить во Фронтовой театр.
После войны муж актрисы занял руководящую должность в одном из секретных конструкторских бюро. Сама же Федосова устроилась в Московский театр драмы и комедии, который впоследствии стал Театром на Таганке. Там она была ведущей актрисой на протяжении 20 лет.
В 1964 году театр возглавил Юрий Любимов. Он обновил труппу, приведя с собой молодых актеров, на которых и делал основную ставку. Но в новую схему работы актриса все-таки вписаться смогла, причем, она отлично ладила с молодыми актерами и даже опекала их. Однако через два года после начала работы в новом коллективе Федосова все же приняла решение уйти со сцены навсегда, у нее осталась только работа в кино. Но и эта работа со временем доставляла Надежде Капитоновне все меньше радости. Ей предлагали, по сути, однотипные роли, перемещая сыгранных ею старух из одной эпохи, в другую.
Последнюю свою роль актриса сыграла в 1988 году. Она проживет еще 12 лет, но, как признавалась сама Федосова, не будет скучать по работе. Дочь Надежды Капитоновны тоже мечтала стать актрисой, но мать была категорически против этого. В итоге дочь занялась наукой, потом обзавелась семьей.
Своего же мужа актриса пережила на 21 год. Она не жаловалась на судьбу, стойко снося ее удары. В последние годы Федосова была обычной пенсионеркой: готовила вкусности, заботилась о близких. Всю свою любовь она вложила в воспитание правнучки. Умирала актриса дома, в атмосфере покоя и любви. До последней минуты о ней заботился внук – профессор Андрей Азовский. Федосовой не стало в 2000 году.
Также смотрите:
Анна Шилова: ей завидовали зрители, а она просто прятала от всех свою боль