Дина Рубина — биография знаменитости, личная жизнь, дети
Дина Рубина — биография, информация, личная жизнь
Дина Рубина
Дина Ильинична Рубина. Родилась 19 сентября 1953 года в Ташкенте (Узбекская ССР). Советская и русская писательница, киносценарист. По произведениям Дины Рубиной сняты фильмы «Любка» и «Синдром Петрушки».
Дина Рубина родилась 19 сентября 1953 года в Ташкенте (Узбекская ССР).
Отец — Илья Давидович Рубин (26 августа 1924, Харьков — 5 марта 2013, Иерусалим), советский и израильский художник.
Мать — Рита Александровна Рубина (урождённая Жуковская), родом из Полтавы, учительница истории.
Сестра — Вера Рубина, скрипачка и музыкальный педагог в Бостоне.
Дина родилась в столице Узбекистана, куда еще во время войны эвакуировалась ее мать. Туда же после демобилизации приехал к своим родителям и ее отец.
Свое имя она получила в честь Дины Дурбин (Deanna Durbin; 1921-2013), канадской певицы и актрисы, звезды Голливуда 1930-1940-х годов, обладательницы премии «Оскар» (1938).
С ранних лет Дина занималась музыкой. Много читала, еще в подростковом возрасте начала писать.
Окончила специализированную музыкальную школу имени В. А. Успенского при ташкентской консерватории. Позже свои воспоминания от учебы в этой школе она изложила в сборнике повестей и рассказов под сводным названием «Уроки музыки».
В 1977 году Рубина окончила ташкентскую консерваторию, далее преподавала в Институте культуры в Ташкенте. Столица Узбекистана того периода описана Диной в ее знаменитом романе «На солнечной стороне улицы».
Публиковаться начала в 1971 году. Как вспоминала Дина, она училась в ташкентской школе в девятом классе, когда однажды раскрыла журнал «Юность» и увидела там повесть какой-то восьмиклассницы. Решила отправить и свой рассказ. Спустя некоторое время его опубликовали. Ее первый рассказ «Беспокойная натура» был напечатан в популярном молодежном журнале «Юность» в разделе «Зелёный портфель» (юмористический раздел журнала).
Дина Рубина в юности
Широкая известность к Дине Рубиной пришла в 1977 году, когда в печати вышла ее повесть «Когда же пойдёт снег. ». Это история дeвoчки, которая готовилась к cмepтельно опасной операции, и в это время встретила свою любовь. По повести сняли фильм, поставили спектакль, который много лет шел в Московском ТЮЗе, сделали радиоспектакль. В 24 года Дина уже была настоящей знаменитостью.
В том же году 24-летняя Дина стала члeном Союза писателей УзССР — на тот момент самым молодым в стране члeном подобных организаций.
В 1979 году стала члeном СП СССР.
Занималась переводами: по подстрочнику переводила с узбекского языка произведения Нурали Кабула, зятя первого секретаря ЦК компартии республики Шарафа Рашидова.
В 1984 году попробовала себя в качестве сценариста фильма «Наш внук работает в милиции» по ее повести «Завтра, как обычно». Картина, правда, получилась не очень удачной.
Далее Дина Рубина написала одно из лучших своих произведений — «Камера наезжает».
В конце 1990 года Дина Рубина с семьей уехала в Израиль. Первое время в эмиграции было тяжело. Жили очень бедно, Дине приходилось мыть полы за 10 шекелей в час. Позже жизнь стала налаживаться, ей предложили работу в небольшом издательстве. Затем она получила грант на книгу, начала ездить по стране с выступлениями.
Работала литературным редактором в еженедельном литературном приложении «Пятница» к русскоязычной газете «Наша страна». В эти же годы работы Рубиной начинают публиковать российские журналы «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов».
Произведения Рубиной многократно публиковались в израильской и зарубежной печати, в том числе в «Иерусалимском журнале». Сборники ее произведений в переводах вышли в Израиле, Франции, Болгарии, Эстонии, Чехии.
В 2009 году по повести и сценарию Дины Рубиной был снят фильм «Любка» с Еленой Лядовой и Анастасией Городенцевой в главных ролях. По сюжету судьба сталкивает двух девочек в самом начале их жизней: семилетняя Любка, растущая среди уличных воров, отвлекает внимание богатой семьи на вокзале, а в этот момент у них крадут чемодан. Прошли годы, и они вновь встречаются в далеком уральском городке, куда Ирина, уже молодой врач, попала по распределению. Ее мать, Фаина Семеновна вскоре умирает, и Ирина остается совсем одна. Она ищет няню для своей дочки. Но в маленьком городке при металлургическом комбинате трудно найти подходящую кандидатуру: основной контингент — бывшие заключенные и вольнонаемные. Девушка выбирает своенравную дeвицу, только-только отсидевшую срок — Любку.
В 2015 году был экранизирован роман Дины Рубиной «Синдром Петрушки» с Евгением Мироновым и Чулпан Хаматовой в главных ролях. Премьера состоялась 9 июня 2015 года на фестивале «Кинотавр» в Сочи, где картина получила приз имени Микаэла Таривердиева «За лучшую музыку к фильму». По сюжету маленький Петя становится свидетелем того, как выбрасывается из окна мать неизвестной ему на тот момент маленькой дeвoчки Лизы. Петя проводит с Лизой всё свободное время, а уезжая на учёбу в Петербург, вопреки воле отца дeвyшки, забирает ее с собой. Годы спустя Пётр — актёр-кукольник. Его жена Лиза рожает сына с синдромом Ангельмана — редкой наследственной болезнью, известной также как «синдром Петрушки». Смерть малыша сказывается на душевном равновесии Лизы. Болезнь Лизы ставит под срыв гастрольный график выступлений с уникальным хореографическим номером, поставленным Петей для них двоих: мастер оживляет куклу, с которой исполняет завораживающий танец. В поисках замены Петя создаёт кукольную копию Лизы.
Проза Рубиной отличается ярко выраженной авторской интонацией, вниманием к бытовым подробностям, точной обрисовкой персонажей, иронией и лиризмом. Особое место в творчестве Рубиной занимает еврейская тема: историческое прошлое народа, а также современная жизнь евреев в Израиле и в диаспоре.
В 2001-2003 работала в Москве в должности руководителя культурных программ Еврейского агентства (Сохнут).
Дина Рубина была автором трёх вариантов «Тотального диктанта», который прошёл в 2013 году.
В октябре 2014 года Дина Рубина приняла участие в театрализованных онлайн-чтениях «Каренина. Живое издание».
Долгое время Дина Рубина жила в городе Маале-Адумим, описанном в некоторых её произведениях. В настоящее время проживает в городе Мевасерет-Цион.
Дина Рубина. Линия жизни
Личная жизнь Дины Рубиной:
Дважды была замужем.
В первый раз, по ее словам, она вышла замуж за парня, в которого влюбилась в семнадцать лет. «Три года мы встречались, в 20 лет я вышла замуж и прожила в бpaке пять лет. У нас родился сын Дима», — вспоминала она.
В 1976 году родился сын Дмитрий.
Первый бpaк продлился 1973-1978 годы. Как делилась Рубина, первый муж не особенно радовался ее успехам, но развелись они не по этой причине. В интервью Дина говорила, что если человек тебе не предназначен, то пусть он будет совершенством — все равно любая мелочь в нем будет бесить: «Первый муж просто случайно от меня пострадал. Как от метеорита. Я врезалась в него и расшибла на много лет».
Дина ушла от мужа, забрав с собой только пишущую машинку и сына. Гонораров хватило, чтобы купить крохотную однокомнатную квартирку рядом с родителями.
Второй муж — Борис Беньяминович Карафелов (род. 21 марта 1946), российский и израильский художник. В 1969-1976 преподавал рисование в Художественной школе города Винница (Украина). В 1977-1989 преподавал живопись в Москве. Карафёлов разpaбатывал эскизы декораций и костюмов для спектаклей в Театре на Таганке (Москва), Театре им. Комиссаржевской (Новочеркасск), Мерлин-театре (Будапешт) и др. Постоянный иллюстратор произведений Дины Рубиной.
Они познакомились на съёмках фильма «Наш внук работает в милиции». У них был красивый роман с перелетами из Москвы в Ташкент и обратно, письмами, долгими телефонным разговорами. В итоге Дина уехала с ним в Москву. Поженились в 1984 году.
В 1986 году у пары родилась дочь Ева Гасснер.
Дина Рубина с сыном Дмитрием и дочерью Евой
Дина Рубина и Борис Карафелов
Романы Дины Рубиной:
1996 — «Вот идёт Мессия!» 1998 — «Последний кабан из лесов Понтеведра» 2004 — «Синдикат», роман-комикс 2006 — «На солнечной стороне улицы» 2008 — «Почерк Леонардо» 2009 — «Белая гoлyбка Кордовы» 2010 — «Синдром Петрушки» 2014 — Цикл «Русская канарейка» («Желтухин», «Голос», «Блудный сын») 2017 — «Бабий ветер» 2018 — «Наполеонов обоз». Кн. 1, «Рябиновый клин» 2019 — «Наполеонов обоз». Кн. 2, «Белые лошади» 2019 — «Наполеонов обоз». Кн. 3, «Ангельский рожок» 2019 — «Вавилонский район безразмерного города»
Повести и рассказы Дины Рубиной:
1980 — «Когда же пойдёт снег. » 1982 — «Дом за зелёной калиткой» 1987 — «Отворите окно!» 1990 — «Двойная фамилия» 1994 — «Один интеллигент уселся на дороге» 1996 — «Уроки музыки» 1997 — «Ангел конвойный» 1999 — «Высокая вода венецианцев» 1999 — «Астральный полёт души на уроке физики» 2002 — «Глаза героя крупным планом» 2002 — «Воскресная месса в Толедо» 2002 — «Во вратах твоих» 2003 — «Несколько торопливых слов любви» 2004 — «Наш китайский бизнес» 2005 — «Мастер-таpaбука» 2007 — «Старые повести о любви» 2008 — «Астральный полёт души на уроке физики» 2008 — «Итак, продолжаем. » 2008 — «Чужие подъезды» 2008 — «Холодная весна в Провансе» 2008 — «Камера наезжает. » 2009 — «Любка» 2010 — «Миф сокровенный. » 2010 — «Больно только когда смеюсь» 2010 — «Адам и Мирьям» 2010 — «Фарфоровые затеи» 2011 — «Душегубица» 2012 — «Окна» 2015 — «Коксинель»
Сценарии Дины Рубиной:
1984 — Наш внук работает в милиции 2004 — На Верхней Масловке 2009 — Любка
Экранизации Дины Рубиной:
1979 — Когда же пойдёт снег? 1984 — Наш внук работает в милиции 2004 — На Верхней Масловке 2006 — Двойная фамилия 2009 — Любка 2011 — На солнечной стороне улицы 2014 — Короткометражный фильм «Конец эпохи» 2015 — Синдром Петрушки
Награды и звания Дины Рубиной:
— Лауреат премии министерства культуры Узбекской ССР за пьесу «Чудесная дойра» (1982) ; — Лауреат премии Арье Дульчина (Израиль) за книгу «Один интеллигент уселся на дороге» (1990) ; — Лауреат премий Союза писателей Израиля (1995) за роман «Вот идёт Мессия!»; — Российская премия «Большая книга» за 2007 год за роман «На солнечной стороне улицы»; — Премия Благотворительного фонда Олега Табакова за рассказ «Адам и Мирьям» (2008).
Дина Рубина — биография и личная жизнь
Детство и юность
Дина Ильинична Рубина – одна из самых выдающихся писательниц современности, сценарист, редактор. Родилась 19 сентября 1953 г. в столице Узбекской ССР Ташкенте. Родители дeвoчки были родом из Украины. Отец, Илья Давидович, был известным советским художником. Мать, Рита Александровна (девичья фамилия – Жуковская), преподавала историю.
С семьей в детстве
Юная Рита переехала в Ташкент из Полтавы во время Великой Отечественной войны. Вскоре она познакомилась со своим будущим мужем, который приехал с фронта к эвакуированным родителям. Молодые поженились и родили двоих детей. Старшую дочь назвали в честь американской кинозвезды 1940-х гг. Дины Дурбин. Также в семье росла младшая дочь Вера, ставшая впоследствии известной скрипачкой.
Дина была способной дeвoчкой, с раннего детства она занималась музыкой, играла на фортепиано. В 16 лет опубликовала свой первый рассказ «Беспокойная натура» в популярном журнале «Юность». Окончив музыкальную школу, дeвyшка поступила в Ташкентскую консерваторию. Во время учебы Дина продолжила писать для журналов рассказы и повести.
В юности и молодости
Краткая биография
- В 1977 г. успешно окончила консерваторию и начала преподавать в Институте культуры. В том же году опубликовала повесть «Когда же пойдет снег. », который принес вчерашней студентке широкую известность. Вскоре была принята в Союз писателей УССР, став самой молодой участницей организации.
- В 1979 г. стала члeном Союза писателей СССР. В том же году повесть дeвyшки «Когда же пойдет снег. » была экранизирована.
- В 1982 г. издала сборник «Дом за зелёной калиткой» и написала пьесу «Чудесная дойра». Сама автор не любит вспоминать о последнем произведении, хотя пьеса пользовалась популярностью и принесла ей премию Министерства культуры УССР. Полученный гонорар позволил молодой женщине приобрести крошечную квартиру, куда она переехала с маленьким сыном после развода с первым супругом.
- В 1984 г. адаптировала одно из своих произведений для сценария к фильму «Наш внук работает в милиции». Киноленту, как и саму повесть, Дина считала ужасной, однако съёмки дали ей материал для будущей успешной повести «Камера наезжает».
- В 1987 г. издала новый сборник рассказов под общим заглавием «Отворите окно!».
- В 1990 г. вместе с семьей эмигрировала в Израиль. В то время в Москве нарастали антисемитские настроения, и писательница, боясь за жизнь и здоровье своих близких, приняла волевое решение покинуть родную страну и начать все с чистого листа. Как позже признавалась литератор, она хотела, чтобы ее дети «воспитывались в национальном большинстве». На Святой земле прозаик вступила в Союз русскоязычных писателей.
- Первые годы в незнакомой стране дались Дине Ильиничне и ее семье непросто. Приезжих не особо жаловали, даже иммигрантам с высшим образованием и всевозможными регалиями было сложно найти работу. Чтобы прокормить себя и детей, писательнице пришлось мыть полы в домах зажиточных людей. Позже прозаик устроилась на работу в русскоязычную газету «Наша страна», редактировала литературное приложение к изданию и пробовала вновь вернуться к писательской деятельности.
- В 1996 г. закончила книгу о русскоязычных эмигрантах «Вот идёт Мессия!» и сборник рассказов и повестей «Уроки музыки», куда вошли воспоминания Рубиной о ее детстве, музыкальной школе и консерватории.
- С 1997 по 2000 г. выпустила три сборника коротких произведений.
- С 2001 по 2003 г. руководила культурными программами Еврейского агентства в Москве, помогала репатриантам.
- В 2004 г. была издана книга-комикс «Синдикат», а также вышла на экраны драма «На Верхней Масловке» по одноименной повести Дины Ильиничной, написанной в 2001 г.
- В 2006 г. режиссер С. Митин снял по произведениям писательницы фильм «Двойная фамилия». В том же году писательница издала одно из самых известных своих произведений – автобиографический роман «На солнечной стороне улицы». В 2007 г. автор получила за свой бестселлер премию «Большая книга».
- Весной 2008 г. удостоилась премии БФ Олега Табакова. В то же время вышло первое издание книги «Почерк Леонардо». Через год произведение принесло Дине Ильиничне премию «Портал».
- В 2009 г. писательница выпустила произведение «Белая гoлyбка Кордовы».
- В 2009 г. Станислав Митин экранизировал ещё одно произведение Рубиной – рассказ «Любка».
- В 2010 г. написала роман «Синдром Петрушки».
- В 2011 г. вышла экранизация романа «На солнечной стороне улицы».
- В 2013 г. написала текст для «Тотального диктанта».
- В 2014 г. участвовала в виртуальных чтениях «Каренина. Живое издание» и выпустила цикл «Русская канарейка». В том же году по работам прозаика был снят короткометражный фильм «Конец эпохи».
- В 2015 г. состоялась премьера экранизации романа «Синдром Петрушки».
- В 2017 г. закончила роман «Бабий ветер».
- В 2018 г. издала первую книгу романа «Наполеонов обоз».
- В 2019 г. напечатала вторую и третью книги цикла «Наполеонов обоз».
- Осенью дала откровенное интервью журналистке Ирине Шихман для ее YouTube-канала «А поговорить?». Беседа проходила в городе Мевасерет-Цион.
- В начале осени 2020 г. прибыла в Москву для участия в Международной книжной ярмарке. В конце октября опубликовала новую книгу «Одинокий пишущий человек». Одновременно с бумажной версией вышла аудиокнига в авторской читке.
Личная жизнь
Была замужем дважды. Первый раз Дина вступила в законный бpaк в 1973 г., будучи совсем юной дeвyшкой. В 17 лет она влюбилась в молодого парня и спустя три года вышла за него замуж. В 1976 г. у пары появился сын Дмитрий. Бpaк, по словам самой писательницы, был несчастливым и распался через 5 лет.
На съёмках картины «Наш внук работает в милиции» писательница познакомилась с художником Борисом Карафеловым. Влюбленные расписались в 1984 г. и переехали в Москву. В 1986 г. у супругов родилась дочь Ева. Брачный союз стал также союзом творческим: Борис Беньяминович рисует иллюстрации ко всем произведениям своей жены.
С детьми Давидом и Евой
По израильским законам и сын, и дочь Рубиной обязаны были пройти военную подготовку. Дмитрия и Еву в разное время призвали в армию. Так как оба проходили службу в зоне военного конфликта, Дина Ильинична тревожилась за детей и не спала ночами.
В Израиле Борис Беньяминович, как и Ева, стал религиозным человеком. Жена не придерживается религиозных воззрений супруга и дочери, но относится к ним с уважением. В 2011 г. знаменитость впервые стала бабушкой: Ева родила дочь Шайли.
С мужем Борисом
Достижения
Дина Рубина – крупная величина в мировой литературе. За свою многолетнюю деятельность писательница создала десятки популярных произведений. Многие творения талантливой женщины стали бестселлерами и удостоились международных литературных наград. Ее труды переведены на иврит, болгарский, английский, немецкий и многие другие языки мира. Дина Ильинична состоит в писательских союзах двух странах, а также является члeном международного ПЕН-клуба.
Книги Рубиной посвящены человеческим отношениям, в каждой новой работе – судьбы отдельных людей и целых стран, глубокий анализ мыслей и чувств, смешение культур и особый национальный колорит. Дина Ильинична выработала собственный литературный стиль, который отличает ее от тысяч других современных авторов.
Биография
Когда меня убедили, что на сайте обязательно должна быть помещена моя биография, я принялась листать словари и энциклопедии, где — от краткого абзаца до обширной статьи — излагались разные варианты моей достаточно заурядной и абсолютно скучной биографии.
Обычно я довольно равнодушно отношусь к подобным вещам, полагая, что никто их и не читает. В сущности, кому какое дело — что за институт закончил автор того или иного романа, сколько у него братьев или сестер, сколько детей, мужей и прочего жизненного барахла…
Некоторое время меня даже раздражала просьба создателей моего сайта — написать собственную биографию. В конце-концов, у любого писателя биография расщеплена на мелкие и крупные щепы для растопки творческого костра, на котором мы сами и корчимся всю свою литературную жизнь.
Потом я решила взглянуть на это дело с точки зрения мастеровой. Вот, мол, есть некая второстепенная героиня ненаписанного пока романа. Взять и — где конспективно, где более проработанно — набросать некий рисунок жизненного пути. На том и порешила.
Родилась в 53-м, уже после cмepти Усатого, в семье художника и учительницы истории. И та и другой родились на Украине. Отец — в Харькове, мать — в Полтаве. В Ташкент родители попали каждый своим путем. Мать — с волной эвакуации, явилась девчонкой семнадцати лет, бросилась поступать в университет, (страшно любила литературу). В приемной комиссии ее спросили строго — «Вы на филологический или на исторический?» Она закончила украинскую школу, слово «филологический» слышала впервые, спросить — что это значит — стеснялась, так и поступила на исторический. Ночью работала охранником на оружейном заводе, днем спала на лекциях, которые читали блестящие профессора московского и ленинградского университетов, эвакуированных в Ташкент. Зимы те военные были чудовищно морозными. Картонные подметки туфель привязывались веревками. От голода студенты спасались орехами — стакан стоил какие-то копейки. Тогда еще не знали, что они страшно калорийны. Кроме того, в студенческой столовой давали затируху. И студенты и профессора носили в портфелях оловянные миски и ложки… Однажды моя восемнадцатилетняя мать случайно поменялась портфелями (одинаковыми, клеенчатыми) со знаменитым московским профессором, который читал курс средних веков по собственному учебнику. Обмирая от стыда, она подошла к учителю и сказала: «Профессор, вы случайно взяли мой портфель и мне ужасно стыдно: если вы его откроете, то обнаружите, что в нем нет ничего, кроме миски и ложки для затирухи». Профессор сказал на это: «если бы вы открыли мой, то увидели бы то же самое.»…
Отец родом из Харькова — вернулся с войны молоденьким лейтенантом — в Ташкент, к эвакуированным родителям. Поступил в художественное училище, где историю преподавала его сверстница — очень красивая, смешливая дeвyшка… Так встретились мои родители.
У того и другого в семьях есть легенды, вполне литературные. Из одной легенды я уже состряпала «путевые записки» — «Воскресная месса в Толедо», которые были опубликованы во 2-м номере «Дружбы народов» и вошли в книгу, вышедшую в издательстве «Вагриус». А «цыганская» легенда материнской родни еще ждет своего часа. Написать в двух словах не получается. Уж больно романтична.
Полагаю, что на отрезке — до и после революции — мои предки занимались ровно тем, чем занимались сотни тысяч украинских евреев: немножко торговали, немножко учились, немножко учили других. Прадед по матери был человеком религиозным, уважаемым и — судя по некоторым его высказываниям, которые до сих пор цитируются в семье — необычайно остроумным. Прадед по отцу — варшавским извозчиком, человеком необузданной ярости, от чего дед в четырнадцатилетнем возрасте бежал из дома и никогда не вспоминал о своей семье. От этого, не слишком далекого, предка — вспыльчивость и умение портить отношения с людьми.
Детство мое, равно как и юность, и молодость, да и вся последующая жизнь — в домашней тесноте, буквальной: маленькие квартирки, где у растущего человека нет своего угла. Одна из комнат обязательно — мастерская, — ибо сначала отцовские холсты расставлены по всем углам, потом — мужнины. Про все это я писала в повести «Камера наезжает!» Итак, теснота физическая, бытовая, а также теснота обстоятельств, постоянно давящая… Ну, и занятия музыкой по нескольку часов в день — специальная музыкальная школа при консерватории…в общем, было о чем писать.
Непреклонное лицо на фотографиях тех лет. Мое лицо. Беззащитные глаза, квадратные скулы. Довольно жалкое существо, угнетенное служением прекрасному искусству, будь оно проклято…
Мое созревание, — то есть, настаивание жалкого цыплячьего мозга на спирту и специях жизни колониальной столицы, — сопровождалось видениями. Вернее, так: самая обыкновенная вещь — сценка, случайная тающая фраза в уличной толпе, обиходная деталь быта вдруг высекали во мне сверкающую искру и я впадала в прострацию. Нежный подводный гул в ушах, давление глубинной толщи, парное дребезжание воздуха, какое в жару поднимается над раскаленным песком, сопровождали эти непрошеные медитации. Так однажды на уроке физики я вылетела из окна и совершила два плавных круга над школьной спортплощадкой — я уже писала об этом.
В другой раз дивный пейзаж на щелястой стене деревянного нужника в углу полузаброшенной стройки ослепил меня по дороге из музыкальной школы. Пейзаж, пейзаж. Я имею в виду буквально: картину. Почему-то я не остановилась внимательно осмотреть находку, а прижимая к тощему животу нотную папку, прошла мимо, только выворачивая назад голову, пытаясь удержать чудное видение (гул в ушах, дрожание воздуха…) На следующий день никакого пейзажа не оказалось. Обморочное отчаяние. Тоска по зефирно-фарфоровым красотам загробной жизни. Сейчас я думаю, что это была мазня одного из рабочих — почему бы и нет? Вероятно, он вывесил картину сушиться, после чего снял. Словом, сегодня меня ни на йоту не заинтриговали бы подобные приключения моего воображения. А в то время я жила глубоко и опасно. На грани умопомешательства, как многие подростки.
Постоянное впадание в медитацию. Провалы в какие-то колодцы подземной блаженной темноты, сладостное оцепенение и разглядывание себя — изнутри: атласное дно закрытых глаз, с бегущими вбок снопами изумрудно-оранжевых искр.
Центральная колея детства — музыкальная школа при консерватории.
Что может быть страшнее и нереальнее экзамена по фортепиано? Дребезжание рук, ускользание клавиатуры, дактилоскопические следы на узких спинках черных клавиш от вспотевших пальцев… И оскорбительное забывание нот. Что вообще может сравниться по издевательству и униженности с твоим, непослушным тебе, телом?
Поджелудочная тоска, тошнота в суставах, обморочный заплыв глаз — так, как я боялась сцены, ее не боялся никто. Я выплеснула из себя в детстве и юности прибой этого горчичного ужаса, выдавила этот предcмepтный, поcмepтный липкий холод из застывших пор. Мне уже ничего не страшно. Я видела все, я возвратилась из ада. Поэтому никогда не волнуюсь на своих литературных выступлениях.
Детские дружбы — штука хрупкая, возникают быстро, рассыпаются быстро… О Ташкенте мне еще предстоит написать, очень интересный был город в мое время, благословенный Юг, со всеми вытекающими подробностями быта, дружб, соседства, некоего южного вавилонства, смешения языков и рас. — Слишком широкая тема, а я человек деталей.
Итак, закончила специальную музыкальную школу при консерватории для одаренных детей. Такая элитная каторга, об этом тоже писала в «Уроках музыки», и напишу еще. Фортепиано, черт бы его побрал. Из школьных лет — осталась одна дружба, которая и сейчас со мной, в Израиле, живет под Хайфой, пиликает на скрипочке, преподает, уже бабушка. А вчера мы — восьмиклассницы — стояли у окна после «технического» экзамена, на втором этаже школы им. Успенского, смотрели, как падает снег и грели руки на батарее. Это было вчера.
Затем — консерватория, преподавание в Институте культуры, и прочий сор биографии, из которого давно уже выросли повести и рассказы.
От первого, несчастливого, бpaка — взрослый сын, от второго, счастливого, — дочь.
Первый рассказ был напечатан в журнале «Юность», когда мне исполнилось шестнадцать лет. Назывался он «Беспокойная натура», ироничный такой маленький рассказик, опубликован в разделе «Зеленый портфель». В то время я постоянно шутила. Потом еще два рассказа были там же опубликованы, после чего я торжественно перешла в отдел прозы этого журнала и печаталась там до самого отъезда из Советского Союза. Конечно, лучшие мои вещи они не брали. Так, рассказы, по мелочи. Но читатели меня запомнили, любили, ждали журналов с моими вещичками. Так что, страну я покинула уже, в общем, известным писателем.
Толстые журналы меня признали издалека, из-за границы, наверное, надо было уехать, чтобы пробить плотину «Нового мира», «Знамени», «Дружбы народов». Правда, и писателем в Израиле я стала совсем другим, но это уже другая тема.
Моя писательская жизнь в Ташкенте очень забавна, тоже — сюжет для прозы. Для заработка я переводила узбекских писателей. Премию министерства культуры Узбекистана получила за откровенную халтуру, которую накатала по мотивам узбекских народных сказок, совместно с поэтом Рудольфом Баринским. Дело в том, что от первого мужа я ушла с маленьким сыном к родителям, тем самым умножив вечную тесноту. Надо было срочно покупать кооперативную квартиру, я села и написала пьеску для театра музыкальной комедии. Там она и была поставлена, и с успехом (видно по премии), шла. На гонорар я купила однокомнатную квартиру, в которой прожила до переезда в Москву. Пьеска называлась «Чудесная дойра» (это инструмент такой, вроде бубна). Друзья, разумеется, переименовали ее в «чудесную Двойру».
В театрах ставилась пьеса по моей известной повести «Когда же пойдет снег?». Ее же в виде радиопостановки гоняют до сих пор, ее же в виде телеспектакля показывали по центральному ТВ много раз. Она ставилась в Москве, Перми, Брянске и еще Бог знает где. До сих пор какие-то письма от провинциальных режиссеров доносят до меня разные сведения о постановках.
Читайте также Мария соломина - биография знаменитости, личная жизнь, детиФильм по неудачной повести «Завтра, как обычно» тоже сняли на «Узбекфильме». Фильм тоже ужасный. Назывался «Наш внук работает в милиции». Было это в 1984 году. Зато, на материале этих киностраданий написана удачная повесть «Камера наезжает». Значит, страдания и пошлость окупились, то есть, рентабельны.
Вообще же, убеждена, что мою прозу можно только читать. (Вот недавно в спектакле МХАТа один из рассказов читала Даша Юрская). Играть меня в театре и кино так же невозможно, как играть Искандера или Довлатова. Проза писателей с ярко выраженной авторской интонацией не поддается переносу на сцену и экран. С этим нужно только смириться.
Когда снимался этот несчастный фильм, познакомилась со своим вторым мужем, значит, страдания окуплены вдвойне. К нему и переехала в Москву. Опять — в тесноту, в «хрущобу», где и прожили мы до 90-го года, года эмиграции, до следующей, уже израильской экзистенциальной и полной «тесноты»: — квартиры, денег, страны.
В Москве жила свободным художником (вообще, свободным художником живу лет с двадцати трех, служить — фрагментарно — стала только переехав в Израиль, и вот, сейчас, о чем — ниже.) Круг общения — самый разный. Конечно, — писательский, художественный, музыкальный. Самый широкий. Я при внешнем беглом пригляде — довольно открытый человек, вполне светский. Так что, знакомства перечислить трудно. (Муж мой работал какое-то время в театре на Таганке, поставил с режиссером Ефимом Кучером несколько спектаклей, вот вам и актерская компонента; я писала радиоспектакли на московском радио, вот вам и еще один бок московской жизни, ну и журналы, ЦДЛ… — словом, как у всех московских литераторов.)
В конце 90-го мы репатриировались. Это — рубеж биографический, творческий, личностной. И что бы я ни делала в Израиле — немножко служила, много писала, выступала, жила на «оккупированных территориях», ездила под пулями, получала литературные премии, издавала книгу за книгой и в Иерусалиме, и в Москве… — все это описано, описано, описано…Нет нужды повторяться.
Премий две — за книги. Одна, им. Арье Дульчина, за книгу «Один интеллигент уселся на дороге», вторая — Союза писателей Израиля — за роман «Вот идет Мессия!».
Период творческого кризиса переживаю всякий раз, поставив точку в очередном романе-повести-рассказе-эссе. Вообще, живу в вечном состоянии творческого кризиса. Повышенно самокритична. После переезда в Израиль действительно, молчала полгода. Но это был не узко-творческий, а тотально-личностной кризис, о котором я тоже писала в повести «Во вратах Твоих», и в романе «Вот идет Мессия!».
Мой муж и моя дочь религиозны в самом прямом иудейском смысле этого слова. Со всеми вытекающими деталями жизни. Я же выскальзываю из любых пут, как и надлежит быть художнику, — хотя, конечно же, обращаюсь к Богу постоянно.
Copyrigt © 2019 Дина Рубина Живопись © 2019 Борис Карафелов
Дина Рубина: «Всю жизнь интереснее всего мне было с собственным мужем»
«. И сюжет никакой здесь ни при чем! Их, сюжетов-то, в мировой литературе — тридцать шесть, кажется. А когда читатель следит за героем, за его кульбитами, выкрутасами, слезами горя и счастья. его, читателя, главное, что интересует? Жива ли душа в человеке останется? Или нет? Жива она? Или нет? Иными словами — есть ли, все-таки, Бог там, наверху, или нет его вовсе? Вот на единственный этот наш, вековечный вопрос искусство и отвечает подспудно уже несколько тысяч лет. ».
На телеканале «Dомашний» часто идет фильм «Любка» по одноименному рассказу Дины Рубиной. В главной роли актриса с даром глубокого психологизма Елена Лядова.
Судьба сталкивает двух девочек в самом начале их жизней. Семилетняя Любка, растущая среди уличных воров, отвлекает внимание богатой семьи на вокзале, а в этот момент у них крадут чемодан. Прошли годы, и они вновь встречаются в далеком уральском городке. Любка выросла в среде уличных воров. У нее никогда не было ни друзей, ни близких людей. Только однажды она испытала нечто, похожее на взаимопонимание, когда впервые увидела свою сверстницу Иру в окружении любящих родителей. Но жизнь, полная непредсказуемости, развела девочек. Прошли годы. Ирина с дипломом врача попала по распределению в уральский городок. Она ищет няню для своей дочки. Но в маленьком городке, живут в основном вольнонаемные и бывшие заключенные. Здесь же живет и отсидевшая срок Любка. Ирина принимает твердое решение – именно Люба будет воспитательницей ее Сонечки.
Совместная работа требует такой степени близости между людьми, которая далеко не сразу и не всем дается. Долгим ли был путь к совместному проекту?
Мы никогда не работали «совместно». Кроме того, что совместная работа даже в одном виде искусства – вещь чрезвычайно редкая (успешных соавторов можно пересчитать по пальцам), нельзя забывать, что мы с Борисом работаем в разных видах творчества. Это – разные материалы, разный взгляд на предметы и образы, и разное «нутро» художника. Те немногие мои книги, где встречаются рисунки Бориса или репродукции его картин, это вовсе не «совместные проекты». Скорее, это реакция Бориса на какие-то мои уже написанные тексты. Кроме всего, он как художник настолько самодостаточен, что в творчестве вполне может обходиться без подпорок в виде моих идей или текстов. Это я, наоборот, ищу у него какие-то параллели со мной. Так, лет семь назад у нас вышла книга «Холодная весна в Провансе», в которой есть 16 работ Бориса – масло, акварели, гуашь… Но случилось это «слияние» потому, что я решила собрать под одной обложкой творческий результат наших совместных путешествий. Так и книга «Окна» получилась. Я писала новеллы, где в каждой решила поместить по окну, и нечаянно обнаружила, что в картинах Бориса тоже множество окон. Тут меня и «клюнуло» в темечко. И, кажется, клюнуло вполне продуктивно.
Было, само собой, нелегко. И срывы были, и отчаяние, и эйфория – все своим чередом. Сейчас так много написано об эмиграции и о стрессе, который она с собой несет – даже самая благополучная эмиграция. А у нас она была очень сложной: писатель и художник в стране иного языка и иных традиций, да крошечная дочь, да подросток-сын… И ничего в карманах: все, что было нажито, мы оставили в России. Я много раз писала об этом. Иногда даже не верится, что это происходило с нами. И тут речь не о том, чтобы «прощать друг другу» – у нас как-то с самого начала семейной жизни не стоял вопрос о чьей-то вине в самых разных ситуациях… Просто, мы сразу почувствовали, что только прижавшись друг к другу, сможем выстоять.
Есть мнение, что многие бpaки в эмиграции разваливаются, а те супруги, кто избежал этого, остаются вместе навсегда. Вы согласны?
Знаете, я так много чего видала за эти более чем 20 лет, что начисто отметаю все, что «принято считать». Человеческая судьба, хаpaктер и жизненные установки так индивидуальны. Любовь, бpaк, верность, отчаяние, предательство – все эти чувства и качества встречаются в таких, подчас, странных ситуациях и случаях, что нет никаких законов. И, наверно, было бы странно, если б были. Знавала я и бpaки, которые выстояли в период страшных трудностей, но распались при полном благополучии. Знавала и те, что распались сразу по приезде, а потом, спустя пятнадцать лет, вдруг вновь нашли друг друга… Жизнь, слава богу, неисчерпаема. И человек неисчерпаем тоже.
Не знаю. Бpaк очень сложный организм. Считается, что в этом могут помочь какие-нибудь семейные психологи. И я бы даже в это поверила, если б не бывала свидетелем распада бpaков у этих самых психологов. Давайте, наконец, посчитаем бpaк великой тайной за семью печатями, и не станем искать в нем залогов и предлогов. Просто будем любоваться удачными парами и сокрушаться при сломах и распаде.
Вы с мужем оба творческие личности с разной степенью известности и, вероятно, доходом. Нет между вами зависти, соперничества, конкуренции друг с другом?
Вот уж эта тема в семье совсем необсуждаема. Просто у нас были в жизни периоды, когда я заpaбатывала гроши в местной газетенке, а картины Бориса отлично продавались (он в то время сотрудничал с известной чикагской галереей). А бывало, что я вообще не работала, а у него вдруг какой-нибудь коллекционер покупал картин столько, что хватало на полгода жизни семье. Бывало и по-другому. Я ведь с издательством ЭКСМО, которое со мной честно и благородно рассчитывается, сотрудничаю только последние 8 лет. А до того на жизнь заpaбатывала тем, что ездила и выступала по разным странам. Вы случайно не приняли меня за миллионера?
Как устроен ваш быт? Сами ведете дом или у вас есть помощница?
Помощница есть, приходит раз в неделю, очень симпатичный человек. Но я и убираю, и готовлю, делаю все, что положено делать жене и матери семейства. Я вообще семижильная, и по хаpaктеру люблю порядок, устойчивый и надежный быт, люблю свои многолетние привычки, раздражаюсь, когда чашку ставят не на то место, или кто-нибудь садится на мой стул… совсем как тот мишка из сказки…
Для вас быт – это проблема?
Это дом, привычки, семейный уклад. Я чрезвычайно консервативна в вопросах семьи – это фамильное. Но если вы имеете в виду – могу ли я, вместо того, чтобы обед приготовить, купить и сварить пельмени и сочту ли это вселенской катастрофой? Могу и не сочту.
Видите ли, писателю довольно трудно (если не глупо), начинать вспоминать и формулировать какие-то свои установки сорокалетней давности. Мы, писучий народ, все мысли и установки выдаем, что называется, в реальном времени написания очередной вещи. Можно просто почитать мои ранние рассказы и повести, чтобы понять, что я тогда думала и чувствовала. И странно было бы, если б человек не менялся в течение жизни. Вспоминать, что я когда-то думала о чем-то… мне сейчас совсем неинтересно. Была молода, глупа, думала кардинально и решительно, устанавливала свои законы и для себя, и для семьи… Причем, учтите, что нынешняя семья – вторая по счету. О первой я никогда не пишу.
Ваша совместная книжка как-то изменила представление друг о друге? Вы же столько лет вместе, что, кажется, уже все друг о друге знаете. Или не все?
С одной стороны – знаем все, и даже больше. С другой стороны… Понимаете, вот у Бориса мастерская на втором этаже. Я туда очень редко поднимаюсь – и сама не люблю, когда мне мешают во время работы, и лезть в «кухню» собственного мужа тоже стараюсь пореже. Но иногда он сам зовет меня – посмотреть новые картины. Я поднимаюсь и вижу… вижу картины совсем другого человека, нового для меня, всегда нового. Мы на днях праздновали в узком семейном кругу день его рождения (он не любит широких застолий, тостов, шумных поздравлений). Пришли только дети и еще одна гостья из Москвы. И выпивая за его здоровье, я сказала приблизительно следующее: «Мне в жизни встречались самые разные мужчины. Многие из них – яркие, талантливые и остроумнейшие люди. Но всю жизнь интереснее всего мне было с собственным мужем».
Дина Рубина
Биография
Дина Рубина — популярный прозаик. Романы писательницы переведены на болгарский, английский, польский, немецкий языки, иврит. Тиражи книг выходят тысячными экземплярами. Яркие образы и остроумный стиль позволили ей прочно завоевать свою нишу в литературе. Автор современной прозы награждена многочисленными премиями, что в очередной раз доказывает ее талант.
Детство и юность
Дина Рубина родилась 19 сентября 1953 года в столице Узбекской ССР. Отец — харьковчанин Илья Давидович Рубин приехал в Ташкент к родителям после демобилизации с фронта. Мать — учительница истории Рита Александровна. 17-летней она попала в Ташкент из Полтавы во время войны. Родители познакомились в художественном училище — молодая учительница Рита Александровна преподавала студенту Рубину историю.
Друзья, завтра выходит второй выпуск моего подкаста «Дина Рубина. По субботам». Тема выпуска: о детском страхе, нашем.
Дина ходила в музыкальную школу для одаренных детей при консерватории. Она называла школу «элитной каторгой». Воспоминания об ужасе, охватывающем во время экзаменов по фортепиано, и других школьных впечатлениях Рубина описала в биографическом рассказе «Уроки музыки». В 1977 году дeвyшка окончила консерваторию в Ташкенте. Работала преподавателем в институте культуры.
Личная жизнь
Первый бpaк Рубиной, по словам писательницы, оказался неудачным: пара быстро рассталась. Дина с маленьким сыном Димой перебралась в тесную квартиру родителей. Получив гонорар за пьесу «Чудесная дойра», купила однокомнатную кооперативную квартиру и жила в ней до переезда в Москву.
Зато потом личная жизнь автора сложилась удачно. Со вторым мужем, художником Борисом Карафеловым, Дина познакомилась в молодости, во время съемок фильма «Наш внук работает в милиции». После свадьбы, в 1984 году, пара переехала в Москву. В 1990-м семья иммигрировала в Израиль. В бpaке с Карафеловым Дина Рубина родила дочь Еву.
Муж и дочь писательницы — религиозные люди. Борис Беньяминович — иллюстратор произведений жены. Семья живет в израильском городе Мевасерет-Цион.
Сейчас дети Рубиной уже взрослые состоявшиеся личности, но, как признается автор, она не перестает участвовать в их жизни, семьи часто встречаются, проводят время в тесном кругу. В 2011 году дочь Дины Ильиничны подарила матери внучку, дeвoчку назвали Шайли, что переводится как «подарок мне». Сама она в ту пору оканчивала израильский вуз по специальности «археолог». Вышла замуж в 2010 году, а так как случилось это в Израиле, женщина приняла решение соблюдать все местные религиозные традиции.
Читайте также Адам драйвер - биография знаменитости, личная жизнь, детиКниги
Первое произведение Дины Рубиной напечатали в 1971 году. Раздел «Зеленый портфель» журнала «Юность» опубликовал небольшой рассказ «Беспокойная натура». После нескольких публикаций писательница на постоянной основе печаталась до 90-х в отделе «Проза» того же издания. Работа там принесла известность автору среди советских читателей.
Работу в Ташкенте прозаик вспоминает с юмором. Для заработка переводила на русский язык узбекских авторов. Перевод народных сказок, за который получила премию Министерства культуры Узбекистана, писательница назвала «откровенной халтурой». Нелестно отзывается автор и о своей пьесе «Чудесная дойра», написанной для музыкального театра.
В 1977 году опубликовали рассказ Рубиной «Когда же пойдет снег?». Это пронзительная история 15-летней тяжелобольной дeвoчки Нины. Героиня в обиде на отца, забывшего умершую мать Нины и встретившего новую любовь. Накануне тяжелой операции дeвoчка знакомится с парнем и безнадежно влюбляется. Героиня постоянно задает вопрос: «Когда же пойдет снег?». Выпавший снег стал символом обновления для нее. Телеверсия спектакля «Когда же пойдет снег?» московского ТЮЗа принесла Дине популярность.
Картина «Наш внук работает в милиции», снятая на «Узбекфильме» по повести Дины «Завтра, как обычно», оказалась провальной. Для нее Рубина не только предоставила произведение, но и выступила сценаристом.
With children — David and Eva
Участие писательницы в съемках фильма послужило материалом для повести «Камера наезжает», имевшей успех. В 1977-м Дина Рубина стала молодым члeном Союза писателей Узбекистана. Через 3 года ее приняли в Союз писателей СССР. Переехав из Ташкента в Москву, она писала для радиопостановок, продолжала создавать повести и рассказы.
В конце 1990 года Рубина с семьей переехала на постоянное жительство в Израиль. Устроилась на работу в русскоязычную газету «Наша страна». После переезда наступил творческий и личностный кризис в жизни писательницы. Советские журналы «Новый мир», «Знамя», «Дружба народов» в то время начали печатать ее рассказы.
После долгого молчания, в 1996 году, свет увидел роман «Вот идет Мессия!». Это произведение о жизни русских эмигрантов в Израиле. Автор иногда с грустью, иногда с юмором описывает ситуации, в которые попадают бывшие граждане России на новой родине.
В романе 2006 года «На солнечной стороне улицы» Дина Ильинична переплела судьбы людей, пробегающих по солнечной стороне улицы. Герои составляют пестрое собрание разных и одновременно похожих историй. Художника и студента, пpocтитутку и пьяницу объединил герой романа — солнечный город Ташкент.
Про собаку, предприимчивого солдата и еврейские вооруженные силы. В двадцать первом эпизоде нашего подкаста просто.
В 2008 году вышла одна из самых востребованных книг Рубиной «Почерк Леонардо». Роман повествует об Анне, обладающей даром предвидения. Она ездит по миру с цирком и делает предсказания. Жизнь Анны трагична: женщина может лишь наблюдать, как тяжелые предсказания сбываются. События показаны глазами мужа и друзей главной героини.
Еще одно произведение Дины Рубиной, заслужившее повышенного внимания читателей, — роман «Белая гoлyбка Кордовы», написанный в 2009 году. В книге рассказывается о художнике Захаре Кордовине. Герой живет двумя жизнями: в одной он преподаватель и эксперт, в другой делает подделки картин известных мастеров. В 2014-м вышло одно из самых удачных произведений автора «Русская канарейка». В детективную трилогию вошли «Желтухин», «Голос» и «Блудный сын».
В России с 2004 года проводится Тотальный диктант. Его может написать любой, от школьника до профессора. С недавнего времени текст диктанта пишут писатели и знаменитости. В проекте участвовали Дмитрий Быков, Борис Стругацкий, Захар Прилепин. В 2013-м честь написать его была оказана Дине Ильиничне. С событием связан скандал — губернатор Ульяновской области заменил текст Рубиной на рассказ Василия Пескова. В итоге результаты в Ульяновской области признали недействительными.
Dina Rubina with her mother, 1959
В 2001–2003 годах писательница работала в отделе культуры при российском отделении организации «Еврейское агентство», занимающейся помощью репатриантам.
В 2017 году издательство «Эксмо» выпустило новую книгу Дины Рубиной «Бабий ветер». Произведение вызвало неоднозначные отзывы поклонников таланта писательницы. Роман рассказывается от лица косметолога из России, иммигрировавшей в Америку. Через руки героини проходит множество клиентов, многие из которых раскрывают перед женщиной истории своих судеб.
Романы автора не раз были выбраны для экранизации. В 2015 году на экраны вышел фильм «Синдром Петрушки», снятый режиссером Еленой Хазановой по одноименному произведению Рубиной. В картине снялись известные российские артисты Чулпан Хаматова, Евгений Миронов, Мераб Нинидзе и другие. Фильм рассказывает о мальчике Пете, ставшем свидетелем убийства матери маленькой рыжеволосой дeвoчки Лизы. Годы спустя кукольник Петр женится на Лизе. Пару ждут страшные испытания.
В 2018 году библиография автора пополнилась новой трилогией, вышедшей под названием «Наполеонов обоз». Первое издание — «Рябиновый клин», за ним последовали «Белые лошади» и «Ангельский рожок».
Главенствующая роль в этом произведении достается случаю, року, провидению и трогательной истории любви, которые вместе превращаются в захватывающие приключения. Дина Ильинична в очередной раз мастерски закрутила интригу в жанре авантюрного романа, поэтому сложно разобраться, где там правда, а где вымысел. Хотя сама Рубина в интервью не раз говорила: исторических произведений в ее писательской биографии нет.
В честь этого события автор провела юбилейный вечер в Концертном зале у Финляндского вокзала в Санкт-Петербурге. Там она не только презентовала свои новые произведения, но и ответила на вопросы поклонников, фотографировалась и раздавала автографы. А затем появилась в эфире Первого канала в программе «Вечерний Ургант».
Хотя Рубина давно живет в Израиле, интерес к ее персоне среди любителей литературы не утихает. Именно поэтому популярный журналист Ирина Шихман, которая ведет канал на «Ютьюбе», осенью 2019 года специально приехала в гости к прозаику, чтобы взять интервью.
В ходе часовой беседы женщины обсудили отношения евреев к русским, когда у Дины Ильиничны пришло осознание принадлежности к еврейскому народу. Также знаменитость поведала, почему ей пришлось покинуть Россию, изменились ли чувства к родине после переезда, а затем рассказала о главном писательском страхе и о чем жалеет автор.
Дина Рубина сейчас
Жизнь в Израиле не мешает Рубиной и дальше продолжать свою писательскую деятельность. Но при этом она часто посещает родину. Так, в 2020 году Дина Ильинична стала участницей ежегодной Международной книжной ярмарки, которая проходила в российской столице с 2 по 6 сентября. Из-за ограничений, связанных с коронавирусной инфекцией, в этот раз организаторам пришлось перенести мероприятие из павильона ВДНХ в центральный выставочный зал «Манеж».
В 2020 году более 300 издательств представили новинки. Были среди приглашенных участников и популярные авторы Денис Драгунский, Дина Рубина, Эдвард Радзинский, Александр Цыпкин и многие другие.
Дина рубина — биография знаменитости, личная жизнь, дети
Этой талантливой женщине дано удивительное умение виртуозно владеть словом, не отпуская внимание читателя до последней страницы. Она еще с девяностых годов минувшего века имеет народное признание и уважение за житейскую мудрость, воплощенную в ее художественных произведениях. Ныне известная писательница Дина Рубина проживает в Израиле, пишет на русском языке, продолжая открывать для читателей ценные секреты бытия и постигать глубину человеческих отношений. Каждого творения мастера, имеющего остроумный стиль и яркие образы, поклонники по-прежнему ждут с нетерпением.
IsraLove выбрал интересные факты о жизни и творчестве Дины Рубиной
1. Родилась Дина в сентябре 1953 в столице Узбекистана Ташкенте в семье харьковчанина Ильи Давидовича Рубина и полтавчанки Риты Александровны Жуковской. Отец прибыл к родителям после демобилизации с фронта. Мать в 17 лет эвакуировалась в Ташкент из Полтавы. Встреча родителей произошла в художественном училище, где Илья Рубин был студентом, а Рита Александровна – преподавателем истории. Молоденький лейтенант, мечтавший стать художником, сразу же обратил внимание на свою ровесницу – юную красивую учительницу.
2. Что касается более далеких родственников Дины Рубиной, то сама писательница считает, что они были типичными украинскими евреями, которые занимались торговлей, немного учились и обучали других. Прадед по материнской линии, по воспоминаниям родственников, был уважаемым, глубоко религиозным, остроумным человеком. А вот прародитель отца, варшавский извозчик, отличался необузданной яростью. Дина Ильинична считает, что ее вспыльчивость именно от него.
3. Детство, да и последующие молодые годы Дины прошли в маленькой квартирке. Царящая в ней теснота бытовая, физическая, ситуативная буквально давила на растущего человека. Об этом позднее Рубина написала в повести «Камера наезжает!». Кроме того, дeвoчка усиленно занималась музыкой, посещая школу для одаренных детей при консерватории. Писательница в своей автобиографии вспоминает себя как жалкое существо с квадратными скулами, беззащитными глазами, угнетенное служением искусству, а саму школу именует «элитной каторгой». Все это нашло отражение в рассказе «Уроки музыки».
4. В подростковом возрасте Дину часто посещали видения. Она нередко впадала в прострации, сопровождаемые непрошенными медитациями. Рубиной описан случай, когда на уроке физики она, вылетев из окна, кружилась над спортивной площадкой. Писательница рассказывала о сладостном оцепенении, разглядывании себя изнутри, снопах изумрудно-оранжевых искр перед закрытыми глазами.
5. Первое прозаическое творение Дины Рубиной увидело свет, когда автору было всего 16. Напечатали этот ироничный рассказ под названием «Беспокойная натура» в журнале «Юность» в разделе «Зеленый портфель». Позже писательница стала постоянным автором отдела прозы и печаталась там до отъезда из СССР. Правда, ее лучшие творения туда не брали, но и те, что публиковались, запомнились и полюбились читателям.
6. Свою литературную деятельность в Ташкенте Рубина вспоминала с юмором. Для того чтобы заработать деньги, переводила произведения узбекских писателей на русский язык. А за перевод национальных сказок даже была отмечена премией республиканского Министерства культуры, хотя сама писательница считала это «откровенной халтурой». Не нравилась ей и пьеса «Чудесная дойра», которая была написана специально для постановки в местном музыкальном театре. Однако свои личные проблемы благодаря такой работе Рубина решила. Она купила однокомнатную кооперативную квартиру, куда смогла переехать с маленьким сыном после развода с мужем.
7. В 1977 был опубликован пронзительный рассказ «Когда же пойдет снег?» о жизни 15-летней Нины, страдающей от тяжелой болезни. Свежий снег для нее – это символ обновления. Телевизионная версия спектакля, поставленного московским ТЮЗом, принесла писательнице большую популярность. По этому произведению была создана радиопостановка, полюбившаяся слушателям. Правда, сама писательница убеждена, что ее прозу играть трудно, ибо она имеет ярко выраженную авторскую интонацию, которую полноценно невозможно перенести ни на сцену, ни на экран.
8. Кинолента Узбекфильма по повести Дины Рубиной «Завтра, как обычно» под названием «Наш внук работает в милиции» оказалась неудачной. Однако именно на съемках этой картины произошло знакомство с художником Борисом Карафеловым, ставшим ее вторым мужем и отцом дочери Евы. К нему она и переехала жить в Москву. Там Дине вновь пришлось погрузиться в так нелюбимую ею тесноту, в которой семья прожила вплоть до отъезда в Израиль. В столице она стала, что называется, свободным художником с широким кругом знакомых в творческой среде.
9. Конец 1990 года оказался для писательницы рубежом личностным, биографическим и творческим. Она вместе с семьей, мужем, детьми, родителями, переехала на пмж в Израиль. Там работала в русскоязычной газете «Наша страна», много писала, проживала на «оккупированных территориях», немного служила, случалось побывать и под обстрелами. В это время в солидных советских журналах «Дружба народов», «Знамя», «Новый мир» начали публиковаться небольшие произведения Рубиной.
10. В 1996 был создан роман о судьбах русских эмигрантов, уехавших на Землю Обетованную. С грустным юмором описала она обстоятельства жизни бывших соотечественников на новой родине. За произведение «Вот идет Мессия!» получила премию Союза писателей Израиля.
11. Одной из наиболее востребованных книг творца является «Почерк Леонардо», повествующий о молодой женщине Анне, которая имеет провидческий дар. Героиня в составе цирковой труппы ездит по миру и предсказывает судьбы. Жить ей тяжело, ведь Анна может только наблюдать свершение тяжелых предсказаний.
12. Повышенное внимание читателей привлекло и ее творение 2009 года под названием «Белая гoлyбка Кордовы». В центре романа – художник Захар Кордовин, живущий двумя жизнями. В одной из них он является солидным преподавателем и экспертом, а в другой – подделывает полотна именитых мастеров.
12. В 52 года села за руль, когда постаревшим родителям понадобилась постоянная помощь. Быстро в столь солидном возрасте получила права. Дина Ильинична объясняет это тем, что, как у бывшей пианистки, у нее отличная координация между ногами и руками. В стрессовые моменты за рулем она даже ругается, спасаясь от сердечных волнений.
13. Писательница по-прежнему активно занимается творчеством. В 2017 в издательстве «Эксмо» вышла ее новая книга «Бабий ветер», где о событиях рассказывается от лица косметолога, который эмигрировал из России в США. Роман получил неоднозначные отзывы.
14. Несмотря на благополучную жизнь, в которой есть дети, родители, друзья, любимый муж, писательница считает, что творческий человек обречен на одиночество. Ведь его внутренний мир буквально перенаселяют различные жизни. Главное, по ее мнению, для творца – лист бумаги, где перевариваются и разрешаются все личностные глубинные проблемы.