Биографии    


Микаэл Таривердиев — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Микаэл Таривердиев — биография знаменитости, личная жизнь, дети

9 интересных фактов о жизни и творчестве Микаэла Таривердиева

1. Микаэл Таривердиев был из культурной, но не музыкальной семьи. Его матушка, Сато Акопова, была одной из шести дочерей состоятельного армянского предпринимателя из Тифлиса. Происхождение не помешало ей увлечься большевизмом и при меньшевиках-дашнаках угодить в тюрьму. Отец композитора, Леон Таривердиев, родом из Нагорного Каpaбаха, комaндовал красным конным полком, первым ворвавшимся в Тифлис. Узников освободили, и тогда познакомились родители Микаэла. Вообще, Тифлис, позднее Тбилиси, всегда был «плавильней культур», интереснейшим местом, вероятно, самым европейским городом Закавказья, дававшим его обитателям множество возможностей. Не удивительно, что приятелями маленького Микаэла были Вовочка Буpaковский, будущий кардиолог-академик, и Женя Примаков, виднейший советский востоковед и влиятельный политик.

2. Микаэл музыкальными способностями смахивал и на Верди, и на Моцарта, в шесть лет пошел в музыкальную школу при Тбилисской консерватории, в восемь лет уже был автором серьезных камерных произведений, а в десять замахнулся на масштабное симфоническое полотно.

3. Как все художественно одаренные натуры музыкант был чувствителен и влюбчив. А как иначе?! В 18 лет он надумал жениться на племяннице мэтра серьезной музыки Арама Хачатуряна. Невеста оказалась ветреной, и Таривердиев разорвал помолвку. Потом он полтора года занимался в Ереванской консерватории, но решив учиться в Москве, взял штурмом Гнесинское училище. И попал… ну да, в класс маэстро Хачатуряна, который, к счастью, оказался выше житейских неурядиц…

4. На обычной для студента подработке – ночной разгрузке вагонов – Микаэл познакомился со студентами ВГИКа, и от них получил первый заказ на музыку к фильму. Так началась его карьера кинокомпозитора, принесшая ему любовь слушателей, славу и достаток. Конечно, были серьезные работы, камерные циклы, инструментальные ансамбли. Но это была, увы, «широкая популярность в узких кругах». Кино, кино, кино! Именно кино Микаэл Таривердиев обязан и самыми большими профессиональными победами и самыми горькими человеческими обидами.

5. По-настоящему публика заметила киномузыку Микаэла Таривердиева в фильме М. Калика «Человек идет за солнцем» (1961 г). Вовсю цвела «хрущевская оттепель», и зритель впервые увидел «фильм ни о чем» – о том, как маленький мальчик решил обойти землю, идя за Солнцем. Диалогов в ленте почти нет, и музыка органично выступает на первый план. С этого фильма мелодии Таривердиева стали узнавать на слух. А он еще начал не только писать песни, но иногда их исполнять.

6. Личная жизнь композитора, очень любившего красивых женщин и пользовавшегося у них успехом, была бурной. Он был женат дважды, а будучи свободным, имел страстный роман с актрисой Людмилой Максаковой. Ничего хорошего из этого не вышло – как настоящий рыцарь, он взял на себя вину за совершенный ею наезд со cмepтельным исходом, получил срок в два года, но, к счастью, попал под амнистию. Балованная красотка повела себя не лучшим образом, и отношения оборвал сам композитор. Об этой истории знал режиссер Эльдар Рязанов, положивший ее в основу сценария фильма «Вокзал для двоих», чем сильно задел Таривердиева.

7. Вообще, Микаэл Леонович был неординарен во всем, поступал только так, как считал правильным, непримиримо отстаивал свои взгляды и никогда не делал того, чего не хотел. Из-за несправедливости, допущенной по отношению к режиссеру Михаилу Калику, Таривердиев поссорился со «злым гением» советского кино, Иваном Пырьевым, и на 12 лет стал «невыездным», но… Похоже не слишком этим огорчился. Будучи по натуре домоседом, любившим уют и порядок, он спокойно занимался тем, что любил и умел – писал музыку, разную, пусть по большей части, широкой публике и неизвестную.

8. «Шлягер», единственный, Таривердиев написал на спор – это была простенькая, легко поющаяся под гитару, песенка из кинофильма «Большая руда» − «Ты не прощайся».

9. К предложению режиссер Татьяны Лиозновой написать музыку к «шпионскому» фильму Таривердиев отнесся прохладно – он уже имел такой опыт, работая над картинами о «Резиденте» режиссера В. Дормана. Но прочитав сценарий, композитор, ценивший и высокую поэзию, и хорошую прозу, согласился, найдя, что у сериала есть богатый музыкальный потенциал. И не ошибся, разумеется. Центральную песню фильма записали два гиганта советской эстрады – Муслим Магомаев и Иосиф Кобзон. Вариант Магомаева был отклонен, что очень «звезду» обидело… А Кобзон звучал не слишком на себя самого похоже.

Творческое наследие Микаэла Таривердиева весьма впечатляет, только фильмов разного объема и жанров он омузыкалил 132. По его собственному признанию, в кино его привлекала возможность экспериментировать. Он говорил, что если б Моцарт жил в наше время, то непременно бы работал в кино.

Композитор прожил мало – больное сердце. Шутники-доброжелатели, пусть невольные, и злодеи, целенаправленно действовавшие, немало этому способствовали. Его биографическая книга «Я просто живу» вышла уже после кончины композитора, в 1997 году. И он живет – в своих ненавязчивых, изящных мелодиях.

Небеса обетованные Микаэла Таривердиева: каким был знаменитый композитор

В комaнду «Иронии судьбы» знаменитый композитор Микаэл Таривердиев попал случайно. «Иду я однажды к столовой, — вспоминал он. — А на приступочке сидит Эльдар и напевает: «На Тихорецкую состав отправится». И говорит, что песенка эта народная, автора у нее нет. И она войдет в его новый фильм. «Что это за разговоры?! — возмутился я. — Эта песня моя». Композицию он написал еще в студенческие годы для спектакля Ролана Быкова. Тогда Рязанов показал сценарий «Иронии…» и попросил написать музыку для картины. Маэстро сочинил 12 мелодий. Шесть из них режиссер отобрал без правок и других авторов приглашать не стал.

— Всему, что было во мне хорошего, я научился у моей матери. А все плохое — это то, чему я не смог у нее научиться, — глубокомысленно замечал Микаэл Таривердиев.

Он родился в 1931-м в Тбилиси, в армянской семье, которую в грузинской столице хорошо знали. Его дед Гришо Акопов был авторитетным торговцем, землевладельцем и хозяином фруктовых садов на берегу Куры. Акопов с женой и шестью дочками жил в большом кирпичном доме в три этажа в районе Дидубе. Сато, мать Микаэла, вышла за Леона Таривердиева, приехавшего в Грузию из Баку после окончания финансовой академии. Едва их малыш Микаэл появился на свет, Сато Григорьевна поклялась себе, что вырастит настоящего мужчину — смелого и принципиального.

Когда директор 43-й школы избил одноклассника Таривердиева, и тот из-за этого оглох, будущий композитор смело осудил взрослого мужчину на комсомольском собрании.

— Или забираете его из школы, или вылетит с волчьим билетом! — истошно орал на Сато директор.

Конечно, мать забрала своего любимца, и последний класс он оканчивал в вечерке. А после того как Микаэл поступил в Тбилисское музучилище, арестовали его отца — директора Центрального банка Грузии. Несколько месяцев Сато Григорьевна с сыном скрывались, переезжая с квартиры на квартиру, голодали. Чтобы заработать, Микаэл давал частные уроки и даже написал два маленьких балета, которые были поставлены силами хореографического училища на сцене Тбилисского театра оперы и балета.

Как все творческие люди искусства, Микаэл был чувствителен и влюбчив. И в 18 лет надумал жениться на племяннице композитора Арама Хачатуряна — Лейле, которая иногда ласково называла его… Гариком.

Арам Хачатурян так и не женил Микаэла на племяннице Лейле

«Микаэл тогда приехал из Тбилиси — диплом с отличием, композиторский факультет. И поступил на последний курс в Ереванское музыкальное училище. Ему хотелось обязательно получить образование в Армении и учиться дальше именно у армянского композитора, — писала в мемуарах Лейла Хачатурян и добавляла, что была загипнотизирована красотой парня. — Летом, после вступительных экзаменов мы с Гариком поехали отдыхать в Кобулети. Мы были уже помолвлены…»

Через Лейлу Микаэл познакомился с ее знаменитым дядей и загорелся желанием поехать учиться к нему в Москву, в Гнесинку. Так и вышло. И хотя дальше помолвки с его племянницей у Таривердиева дело не пошло, незлопамятный маэстро Хачатурян принял его на свой курс.

Он стал писать музыку для кино еще во время учебы в Гнесинке, когда студенты из ВГИКа Эльдар Шенгелая, Эдуард Абалов и Михаил Калик попросили украсить их курсовую работу «Человек за бортом», где в главной роли снялась Людмила Гурченко

Роковая авария

— В год окончания класса Хачатуряна меня взяли в Союз композиторов, — вспоминал Таривердиев. — Принимал меня сам Шостакович. А мой учитель сказал: «Ты въехал в Союз на белом коне».

К тому моменту поцелованный Богом парень уже был женат на солистке филармонии — москвичке Елене Андреевой, которая до этого окончила архитектурный, спроектировала несколько домов культуры, в том числе в Новосибирске и Норильске, а потом загорелась музыкой. Родители Лены выделили молодоженам у себя в квартире крошечную комнатку, переоборудованную из шестиметровой ванной.

— Поначалу у родителей была просто дружба, — рассказывал их сын Карен, единственный ребенок обоих. — И мама рыдала у папы на плече по поводу своих любовных переживаний с другим мужчиной. А отец поступил неожиданно. Отрезал: «Мне надоело слышать об этом человеке. Запомни: с этого дня у тебя есть я, а его нет». Мама тогда уже была не дeвoчка, ей было около 30, а отец — на шесть лет моложе. Через некоторое время я родился.

В 1962-м семья переехала в собственную квартиру на Профсоюзной. Но отдельное жилье, увы, не укрепило их семью, а наоброт. У Микаэла вспыхивало то одно, то другое увлечение на стороне. И оставив Елене с сыном это уютное гнездышко, Таривердиев ушел с одним чемоданом.

— Семь лет скитался по разным углам, снимал комнаты. И кстати, как правило, жил неплохо. Квартирные хозяйки меня любили, — улыбался донжуан.

В 1964-м у него вспыхнул роман с красавицей актрисой Людмилой Максаковой. Их трехлетнюю страсть оборвала трагедия, причины которой сегодня тpaктуют по-разному.

Читайте также  Вячеслав малафеев - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Как уверяет последняя жена Таривердиева Вера, Людмила и Микаэл ночью возвращались из ресторана. Микаэл прилично выпил, поэтому за руль его «Волги» села кинозвезда. Вдруг из-за кустов на дорогу выпал человек — и прямо под колеса! Таривердиев взял вину на себя, получил два года, но сразу после суда был амнистирован — ровно столько и шло следствие. Этот сюжет Рязанов и Брагинский позже использовали при написании сценария фильма «Вокзал для двоих», правда, их герой, как вы знаете, условным сроком не отделался и ни за что угодил на зону.

Вера Таривердиева после cмepти знаменитого мужа живет в одиночестве

Однако Максакова утверждает, что машину вел Микаэл.

— Это чудовищный миф! Ведь все произошло в центре Москвы, на глазах у десятков свидетелей! — эмоционально восклицает актриса, отметившая в нынешнем сентябре свое 80-летие.

По словам Людмилы, в тот вечер Микаэл в «Национале» приревновал ее к режиссеру «Баллады о солдате» Чухраю и выпил лишнего. Поэтому и не успел среагировать, когда человек перебегал дорогу.

Криминальная история привела к разрыву отношений актрисы и композитора, а переживания из-за всей этой катавасии стали причиной его проблем с сердцем. Именно они послужили причиной столь раннего, в 64 года, ухода Таривердиева из жизни.

Знаменитый дуэт Галины Бесединой с Сергеем Тараненко пережил немало испытаний. В 2013-м у страдающего алкоголизмом и игроманией Сергея на сцене случился удар, и вскоре он скончался от инсульта. Фото: Personastars.com

Вежливый отказ

На какое-то время Таривердиев прекратил ухлестывать за каждой юбкой и женился — на тихой домашней художнице по костюмам Элеоноре Маклаковой, с которой познакомился на съемках. Но любвеобильная натура вскоре опять взяла свое.

По Москве дошли слухи, что супруг увлечен обаятельной исполнительницей романсов Галиной Бесединой (в девичестве — Кацельник). И Элеонора, не разбираясь, сгоряча подала на развод.

Вторая жена мэтра — Элеонора Маклакова

Всем известно, что именно Микаэл Леонович стал крестным отцом дуэта Галины с Сергеем Тараненко.

— Они вдвоем нередко доводили меня до слез своими препирательствами, — рассказывала Беседина «Экспресс газете». — Сережа не желал играть точно по нотам, обожал импровизировать, а Микаэл Леонович это замечал и журил Тараненко. Но иногда с лукавой улыбкой принимал его находки. А поводу моего романа с Таривердиевым… Конечно, он был. Творческий. Микаэл сформировал меня как певицу, как личность. Часто повторял, что я одна из самых красивых женщин в Советском Союзе. Но он был хорошим другом моего мужа Виктора Беседина (Бывшего эстрадного певца, который еще во время Великой Отечественной потерял в бою ногу и на сцену выходил на протезе, прихрамывая. Был старше Галины на 20 лет. — И. С.). А значит, ни о каких личных отношениях не могло идти и речи.

Но в другом интервью Беседина, развивая тему, призналась-таки, что Таривердиев все-таки отчаянно добивался ее. На 11-м Всемирном фестивале молодежи в Гаване ночью позвал кататься на лодке и признался: «Ну что добилась своего… Я люблю тебя!»

— Мы оба знали, что это невозможно, между нами есть непреодолимое препятствие. И даже не Витя как таковой, он бы через него перешагнул. А вот отбивать жену у фронтовика, да еще и с таким ранением — это не по-мужски, — поведала Беседина «Каравану» и добавила, что вскоре у маэстро появилась новая молодая жена Татьяна: — Она была настолько не его женщина, что мне даже дурно стало. Только он возьмет в руки сигарету, она тут же подобострастно подносит зажженную спичку. Таня не сводила с него восторженных глаз, буквально смотрела ему в рот. Мне кажется, все женщины рядом с ним готовы были в любой момент поднести своему божеству спичку…

Груз 200

От этих любовных метаний композитора не могли отвлечь даже проблемы единственного сына.

— Свои обязанности «приходящего папы» отец выполнял честно. По воскресеньям водил меня на хоккей и в Сандуновские бани, — вспоминал Карен. — В 15 лет я пришел к нему и попросил: «Пап, устрой меня на работу». И он устроил грузчиком в филиал Апрелевского завода грампластинок, находящийся на «Водном стадионе» в Москве. Я стал жить в квартире отца на «Соколе». Он смеялся: «В доме свой пролетарий завелся».

Карен вырос, окончил военное училище, стал офицером спецназа ГРУ. Два с половиной года воевал в Афганистане. Выполнил 63 опасных разведзадания. Несколько раз был тяжело ранен. Награжден орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, пятью медалями.

Карен принял последнюю жену отца Веру, с которой композитор познакомился в 1983 году, когда та, молодая журналистка из «Советской культуры», обратилась к маэстро с просьбой написать статью о Родионе Щедрине. Таривердиев начал ухаживать за Верочкой, несмотря на то, что та была замужем, растила сына.

Позже она призналась, как ее преследовал страх, что роман с Таривердиевым откроется, и муж отберет у нее Васеньку. Микаэл Леонович даже обзавелся женщиной для прикрытия, отводящей подозрения от его романа с журналисткой. А когда перед Новым годом, днем 31 декабря Вера приходила к нему домой, они задергивали шторы, включали на видике «Иронию судьбы» с его чудесной музыкой и наслаждались друг другом…

Но бесконечно прятаться было невозможно. Она подала на развод и съехалась с Таривердиевым. Хотя все 13 лет их совместной жизни продолжала уважительно называть его на «вы».

— Отец, как известно, умер внезапно, во время фестиваля «Кинотавр» в Сочи, в 1996-м, — вспоминал Карен, которого в межсезонье мучили адские боли от недолеченных афганских ран. — Мне позвонили на работу. Первое ощущение — оглушенность. Тупо повторяю в трубку: «Да. надо ехать в Сочи. да. вывоз тела. » Новый звонок — не надо в Сочи, все уже сделано, аэропорт Внуково, рейс такой-то. Грузовой терминал. Деревянный ящик с шестизначным номером. Я еще подумал: «Груз 200». Именно в тот момент понял, насколько мы с отцом на самом деле были близки и как мне отныне будет его не хватать. Странно. Жили по сути всегда порознь, шли каждый своей колеей, и мне порой хотелось доказать, что я не хуже, может, даже круче, а оказалось: никто из нас не хуже, никто из нас не круче, просто мы — одно целое. И я знаю, что будет в самом конце. Где-то там, наверху, первым, кто меня встретит, окажется отец.

Карен Таривердиев скончался спустя восемь лет — в июле 2014-го.

Фото из личного архива семьи Таривердиева.

Микаэл и Вера Таривердиевы: 13 лет счастья с педантом, за плечами которого не один бpaк

Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.

«Зорко одно лишь сердце…»

Микаэл Таривердиев и Вера познакомились в 1983 году, когда она, молодая журналистка газеты «Советская культура», обратилась к композитору с просьбой написать статью о «Музыкальном приношении» Родиона Щедрина.

Микаэл не знал саму Веру, но был знаком с ее статьями. Он считал, что она пишет довольно нахально, и представлял себе музыкального обозревателя дамой в годах. Тем более, что репутация у нее была неоднозначная: с одной стороны скандалистки, а с другой – рьяного борца за справедливость.

Композитор был удивлен, увидев не зрелую женщину, а совсем еще девчонку, сохранившую какую-то детскую наивность и непосредственность. Лишь позже он понял, что за обманчивой внешностью скрывается стойкий нрав и серьезное отношение к жизни.

После выхода статьи Микаэл Леонович пригласил Веру на музыкальный фестиваль в Вильнюс. Именно там, в холе гостиницы она поняла: между ними что-то происходит. Казалось, они были знакомы сто лет, но боялись этого сближения, а потому как Маленький принц и Лис, стали постепенно приближаться друг к другу. Позже композитор напишет в своей книге «Я просто живу» о страхе спугнуть что-то важное и об ощущении того, что не было в его жизни других женщин. Есть только одна – Вера.

Двойная жизнь

Их отношения нельзя было назвать романом. Это была их жизнь. Закрытая завесой тайны от посторонних глаз, окутанная нежностью и глубочайшей близостью. Это был только их мир, в котором хватало места лишь двоим. Каждый из них где-то там, за завесой, жил совсем по-другому.

Читайте также  Jose mourinho - биография знаменитости, личная жизнь, дети

У нее там был муж и сын, которого она боялась потерять. Ее постоянно преследовал страх, что все откроется и любимого Васеньку у нее отберут. Микаэл Леонович тоже обзавелся женщиной, служившей его прикрытием, отводящим подозрения от его взаимоотношений с Верой.

У них был даже собственный Новый год. Когда 31 января они встречались днем, задергивали шторы, включали «Иронию судьбы» на том моменте, когда бьют куранты, и это был их праздник. Через какое-то время пришло осознание невозможности существования в параллельных мирах. Наконец-то они воссоединились.

Странная жизнь

Для кого-то их совместная жизнь действительно могла показаться странной. Вера все 13 лет их совместной жизни называла его на «Вы» и даже представить не могла, что может быть по-другому. Он был настоящим главой семьи, а она совершенно безропотно приняла правила его игры. Они договорились, что во всех жизненных неурядицах и проблемах виновата будет она. Это ведь так просто – один раз назначить виноватого и больше не искать крайнего! Впрочем, виноватой с Микаэлом быть совсем несложно. Это ведь, по сути, игра, помогающая избежать конфликтов.

Он больше всего не любил беспорядка, он его раздражал. Вера же совершенно не переносила его обид. Правда, за все 13 лет он обиделся на нее всего три раза. Первая обида была связана с нарушением сроков написания Верой статьи о Марии Лемешевой. Вторая последовала, когда он заметил в другой статье Веры неискренность. А третья была направлена на саму Веру, надевшую не те шорты, в которых, по его представлению, следовало ходить при посторонних.

О педантизме Таривердиева ходили легенды. Но его супруга, любительница творческого беспорядка, не особенно от этого страдала. Ей было позволено в собственных вещах создавать некий ералаш за закрытыми дверями. Но все, что касалось композитора, доводилось до совершенства.

Микаэл Леонович после знакомства с Верой превратился из признанного Дон Жуана в настоящего верного супруга. Для него действительно перестали существовать другие женщины. Он был уверен: она никогда не оставит его, не предаст и не разочарует. Они действительно две половинки одного целого.

Вера остается ему верна и сегодня, когда прошло уже более 20 лет после его ухода. Она живет воспоминаниями о нем и его музыкой.

Микаэл Таривердиев нашел свое счастье далеко не с первой попытки, как и король оперетты Имре Кальман.

Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:

Предательство любимой, обида на Рязанова и другие факты о Микаэле Таривердиеве

15 августа 2021 года исполнилось 90 лет со дня рождения Микаэла Таривердиева . В творческом наследии композитора 132 мелодии к кинофильмам и спектаклям, среди которых «Ирония судьбы» и «Семнадцать мгновений весны». Для каждого проекта маэстро находил уникальные сочетания инструментов, приемы и ритмику, становившиеся с первых аккордов узнаваемыми. Интересные факты о Микаэле Таривердиеве – в материале 24СМИ.

Предательство любимой

Микаэла Таривердиева знали как джентльмена, который не хвастался победами и не отзывался о дамах сердца в негативном ключе. Как истинный тбилисский мужчина композитор считал, что на любимых женщинах следует жениться, даже если страсть слегка утихла. Своих избранниц музыкант наделял чертами, которые не всегда так ярко проявлялись в возлюбленных.

А первое разочарование в женщинах Таривердиев испытал в детском саду. Микаэл оказался не по годам развит и самостоятельно ходил в группу, которая располагалась в соседнем доме. Как настоящий мужчина будущий композитор рано влюбился. Выбор пал на воспитательницу детского сада.

Однако возлюбленная не оценила чувств ребенка-детсадовца и вышла замуж. Такой обиды Таривердиев стерпеть не смог и наотрез отказался ходить в детское заведение.

Обида на Рязанова

Еще один роковой роман в жизни Таривердиева случился в 60-е годы. Избранницей композитора стала Людмила Максакова , ради которой музыкант был готов сесть в тюрьму.

Как-то влюбленные ехали по Ленинградскому шоссе, за рулем сидела актриса. Время было темное. Водитель с пассажиром не заметили пешехода, и машина совершила наезд. 16-летний парень спустя три дня от полученных травм скончался. Выяснилось, что молодой человек оказался к тому же нетрезвым и бросился под колеса автомобиля неожиданно.

Когда на место происшествия приехали правоохранительные органы, то Микаэл Леонович пересел за руль и взял вину на себя. Судебное разбирательство тянулось два года. Для композитора самым тяжелым оказалось находиться в зале суда за решеткой.

Во время финального заседания Максакова не пришла поддержать музыканта. Вместо этого она отправилась гулять с друзьями. Предательство поставило точку в отношениях Таривердиева и актрисы, хотя позднее женщина и пыталась воскресить былые чувства.

Поговаривают, от пережитой драмы у Микаэла Леоновича отказали ноги. Позднее композитор назвал чувства к Максаковой болезнью.

А в 1982 году Эльдар Рязанов выпустил фильм «Вокзал для двоих». Не подозревая о деталях сюжета, Таривердиев пришел на премьеру. Однако содержание фильма напомнило события прошлых лет, а постановка шокировала композитора. После просмотра ему казалось, будто все на него кивают.

Этот факт из жизни заставил Микаэла Таривердиева пересмотреть отношение к друзьям-киношникам и отдалиться от кинематографистов.

Жестокий розыгрыш

Еще одним поводом для разочарования оказался неудачный розыгрыш после того, как к Таривердиеву пришла всенародная любовь. Пронзительная композиция из сериала «Семнадцать мгновений весны» стала государственным трендом. Музыка звучала по телевидению и радио.

А затем в Союз композиторов пришла телеграмма от имени французского композитора Франсиса Ле, где намекалось, что музыка к телефильму украдена. Интересный факт Микаэл Таривердиев комментировал так: «…Если бы вы знали, как это было унизительно!» Подозрения в плагиате больно ударили по самомнению Микаэла Леоновича , который был уверен, что обладает уникальным собственным стилем.

Добавило разочарования любопытство слушателей, которые во время творческих вечеров стали присылать вопросы о том, правдива ли сплетня. Музыка, как оказалось, поклонников волновала меньше, чем скандал.

Три месяца советского композитора травили: корреспонденты задавали неуместные вопросы, иностранные издания просили интервью, по телефону раздавались провокационные звонки. Этот факт из жизни негативно сказался на отношениях Микаэла Леоновича с публикой, которую Таривердиев перестал любить.

Точку в скандале поставил сам Франсис Ле, приславший телеграмму, в которой говорилось, что француз посланий не отправлял, а слухи – это провокация.

Позже выяснилось, что автором шутки оказался Никита Богословский , который слыл в музыкальной среде любителем розыгрышей. Перед cмepтью Богословский рассказал правду жене. Однако шестеренки людского любопытства были запущены, и в эти жернова невольно попал Таривердиев .

Бутылка

Микаэл Леонович родился в армянской семье. Детство композитора прошло в Тбилиси . Занятия музыкой начались совершенно случайно. У соседей стоял рояль, и Микаэл часто приходил в гости, чтобы побренчать на инструменте. Это надоело хозяевам дома, и те предложили, чтобы папа все же купил наследнику пианино.

За увлечение Таривердиева во дворе прозвали Бутылкой. Мальчик был неспортивный, нескладный и высокий. И пока ребятня гоняла мяч, Микаэл спешил на урок музыки с портфелем под мышкой.

На прозвище Микаэл не обижался. А вот в детских стычках будущий композитор предпочитал не участвовать. Стpaxa перед дpaкой у Таривердиева не было, но сразу после школы мальчик спешил в «музыкалку». Одноклассники иногда кричали будущей знаменитости вслед, что он трус. Однако увлеченный ребенок не реагировал на обидные слова и со временем немного отгородился от школьных товарищей.

К слову, увлечения ребенка часто менялись, и уж совсем «ботаником» Микаэла назвать было сложно. Таривердиева кидало в бокс, фотографию, плавание, фехтование и конный спорт.

Помимо музыки, главной страстью мальчика оказалось чтение. Чтобы убедить маму в том, что он занимается, Таривердиев ставил на пюпитр книгу и, пока пальцы импровизировали, читал.

Микаэл Таривердиев

К омпозиторский талант Микаэла Таривердиева проявился рано: первый балет он написал в 13 лет, а его студенческие произведения играли на одном концерте с композициями Прокофьева. Песни и музыкальные темы Микаэла Таривердиева звучат в классике советского кинематографа: в «Семнадцати мгновениях весны», «Иронии судьбы, или С легким паром!» и еще 130 советских фильмах. За вокальные и инструментальные сочинения Таривердиев получил 18 международных премий.

Занятия музыкой и первые произведения

Микаэл Таривердиев родился в Тифлисе (сегодня — Тбилиси). В музыку он пришел случайно: увидел у соседей рояль и бегал играть на нем. Хозяевам частый гость вскоре надоел, и они убедили Леона Таривердиева купить сыну пианино. Так в семье появился инструмент, а юный музыкант поступил в школу-десятилетку при Тбилисской консерватории. По пути на занятия он часто вслушивался в звуки, которые неслись из городских окон: мелодии радио, фортепианные пьесы, национальные напевы.

Музицировать Таривердиеву быстро наскучило. В школе требовали играть гаммы и нелюбимую пьесу Чайковского «Похороны куклы». «Какая кукла! Никакой куклы у меня не было! Само название унижало мое достоинство», — вспоминал свои детские ощущения композитор. Однако мать едва ли не силой усаживала его за инструмент. И вскоре Микаэл не только мастерски заиграл, но и начал сочинять. Записывать собственные мелодии оказалось непросто.

Появилась у молодого музыканта и новая страсть — чтение. Сидеть за книгами долго ему не позволяли, поэтому Микаэл хитрил: ставил книгу на пюпитр, читал и одновременно импровизировал. «В результате у меня развилась довольно высокая техника», — говорил Таривердиев.

Читайте также  Алексей глызин - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Одним из первых произведений композитора стал гимн школы в Тбилиси. А уже в тринадцать лет он написал первые балеты — «На берегу» и «Допрос» — на либретто друга-сверстника Ге opгия Геловани. Спектакли ставил Вахтанг Чабукиани — солист и балетмейстер Ленинградского театра оперы и балета имени С. М. Кирова, который в те годы жил в Грузии. «На берегу» и «Допрос» шли на сцене Тбилисского театра каждое воскресенье в течение всего концертного сезона в 1946–1947 годах.

Учеба в Гнесинке

Юность композитора пришлась на послевоенную волну арестов. Пострадали семьи друзей, арестовали отца, матери угрожали судом за то, что она была из состоятельной семьи. Поэтому после музыкальной школы и училища Таривердиев не уехал учиться в Москву, как хотел, а поступил в Ереванскую консерваторию, чтобы быть поближе к матери.

В столице Армении Микаэл Таривердиев пробыл недолго — меньше двух лет. Он чувствовал себя чужим в этом «розовом красивом городе». И все-таки решился уехать в Москву.

В столице Таривердиев подал документы в Музыкально-педагогический институт имени Гнесиных. Желающих поступить было много: конкурс — семь человек на место. Абитуриентам выделили классы для подготовки к вступительным экзаменам. Программа Таривердиева не была такой грандиозной, как у других претендентов: всего несколько романсов и фортепианные пьесы. Однако исполнял он их виртуозно. Пока Таривердиев репетировал, к нему трижды входил ректор Гнесинки Юрий Муромцев, но юный музыкант, не узнав знаменитого дирижера, каждый раз выставлял его за дверь. Экзаменационная комиссия оценила программу на «пять с плюсом». «Ты въехал в институт на белом коне», — сказал руководитель композиторского класса Арам Хачатурян.

В общежитии, где жил Таривердиев, был один рояль на восемь человек, поэтому занимался композитор на инструменте в классе самого Хачатуряна. Там же стоял орган — Таривердиев играл и на нем.

Таривердиев в кино

Первую музыку для кинофильма Микаэл Таривердиев написал на четвертом курсе. Это была композиция для комедии «Спасите утопающего» — курсовой работы студентов ВГИКа Эльдара Шенгелая, Михаила Калика и Эдуарда Абалова. Молодые режиссеры пришли в Гнесинку в поисках композитора. Все отказались — не хотели писать песни бесплатно, а Таривердиев взялся, даже несмотря на грядущие экзамены. Тогда композитор попал в новый мир: увидел, как создают кино. Пленки, проявочные, монтажные, просмотры фрагментов в пустых залах кинотеатров — все было новым для него. Музыку Таривердиев написал быстро. Сыграл ее молодежный оркестр Гнесинки.

В 1958 году Таривердиев дебютировал в настоящем кино. Тогда вышла на экраны киноповесть «Юность наших отцов». Написать музыку композитора попросил Михаил Калик, с которым они выпускали студенческую киноленту.

Таривердиев писал музыку одновременно со съемками, которые проходили в Подмосковье и Сочи. Наброски композитор проигрывал на фортепиано — его специально приносили в гостиничный номер. Таривердиев присутствовал и на съемочной площадке. Он подсказывал темп, с которым должна двигаться камера, чтобы попадать в такт музыке, и даже в нескольких дублях сам толкал тележку с оператором.

Кинокартина «Юность наших отцов» сблизила Калика и Таривердиева — позже композитор писал музыку для всех фильмов своего друга.

Концертный дебют

В 1957 году Таривердиева приняли в Союз композиторов, причем приветствовал его уже знаменитый на тот момент Дмитрий Шостакович.

Вскоре произошло и другое приятное событие: звезда советской оперной сцены Зара Долуханова захотела исполнить вокальный цикл Таривердиева на стихи Беллы Ахмадулиной. Первый концерт прошел в Концертном зале имени П.И. Чайковского Московской филармонии. Музыкальные произведения Таривердиева исполняли вместе с творениями его кумира — композитора Сергея Прокофьева.

Концерт шел в полном зале. Зара Долуханова пригласила Таривердиева подняться на сцену, однако он отказался. «Боялся, что непременно упаду, если буду подниматься по лестнице, — вспоминал композитор. — Зара пригнулась ко мне, я поцеловал ей руку. Это был счастливейший день в моей жизни».

Через неделю выступление повторили в Большом зале Московской консерватории. С концертами Таривердиев ездил в разные города Советского Союза.

Таривердиев и Лиля Брик

В конце 1950-х Таривердиев увлекся творчеством Маяковского. Его свободная от монотонных ритмов поэзия вдохновляла композитора. «Я очень любил раннего Маяковского. К тому же мне всегда трудно сочинять музыку на стихи, написанные ямбом или хореем, в точной метрической структуре, ровные, закругленные по своему ритму. Когда же писал на стихи Маяковского, было свободно и легко. И безумно интересно», — рассказывал он. Премьера вокального цикла прошла в Большом театре.

После концерта Таривердиеву позвонила Лиля Брик и пригласила в гости. Дом Брик в те годы был центром культурной жизни, здесь бывали Луи Арагон, Эльза Триоле, Майя Плисецкая, Родион Щедрин, поэты-шестидесятники. Именно у Лили Брик Таривердиев познакомился с Андреем Вознесенским и Робертом Рождественским, Евгением Евстигнеевым и Булатом Окуджавой. В квартире на Кутузовском проспекте часто проходили литературные встречи, Таривердиев играл свои произведения на рояле и сам пел.

Лиля Брик дарила своим гостям идеи новых произведений. Таривердиеву она предложила написать ораторию на поэму Маяковского «Война и мир», и композитор с энтузиазмом взялся за работу. Но осуществить задуманное не удалось: Таривердиев познакомился с Олегом Ефремовым и Олегом Табаковым и стал писать музыку для спектаклей.

Работа над «Семнадцатью мгновениями весны»

В 1968 году Юлиан Семенов написал сценарий фильма о советском разведчике и показал режиссеру Татьяне Лиозновой. Работать над музыкой в нем предложили Таривердиеву. Композитор сначала хотел отказаться, ведь в это время он писал саундтрек к фильму о шпионах — «Резиденту». Но когда прочел сценарий, согласился.

Татьяна Лиознова предложила использовать в фильме образ неба с улетающими журавлями, которые не знают войны и для которых не существует границ.

Для фильма Таривердиев написал 10 песен. Каждая из них должна была открывать и закрывать определенную серию фильма. Однако позже Таривердиев решил, что достаточно всего двух сочинений — «Мгновений» и «Песни о далекой родине». Исполнить эти композиции брались многие певцы, в том числе Муслим Магомаев. Однако композитор считал, что их должен исполнить другой певец. «И мы стали переписывать их заново, уже с Иосифом Кобзоном. Он приезжал ко мне в течение месяца к 10 утра, и я с ним занимался, делал песни. Спел он их блестяще», — вспоминал Таривердиев. Иосиф Кобзон записал и другие песни, не вошедшие в киноленту.

Музыкальную тему, которая должна была звучать во время свидания Штирлица с женой, Таривердиев написал сначала для оркестра. Но после монтажа решил, что лучше оставить только фортепианную партию. Татьяна Лиознова, прослушивая музыку, заплакала.

Таривердиев был на пике популярности. Но в 1973 году кто-то прислал в Союз композиторов телеграмму от имени композитора Франсиса Лея. В ней Таривердиева обвиняли в плагиате — якобы музыку для «Семнадцати мгновений весны» на самом деле написал французский композитор. Позже выяснилось, что сам Лей о телеграмме ничего не знал. Репутация Таривердиева пострадала. Концертов меньше не стало, но почти на каждом из них его спрашивали, правда ли, что он украл музыку у Лея. «С тех пор я ненавижу публику», — делился композитор.

В 1976 году фильм был удостоен Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых.Таривердиев участвовал в создании 132 советских фильмов. В 1977 году кинолента с музыкой Таривердиева — «Ирония судьбы, или С легким паром!» — получила Государственную премию СССР.

Вокальные и инструментальные произведения Таривердиева

Таривердиев написал больше сотни песен и романсов, среди них — «Я спросил у ясеня», «По улице моей который год», «На Тихорецкую состав отправится», «Мне нравится», «Гренада». В последние годы композитор писал в основном инструментальные произведения. За все годы он создал четыре балета, пять опер, симфонию, три концерта для органа, два концерта для скрипки с оркестром и концерт для альта и струнного оркестра. Таривердиев стал лауреатом 18 международных премий, в том числе премии Американской академии музыки.

В 1986 году Микаэл Таривердиев посетил Чернобыль, увидел опустевшие дома в Припяти. «Я не собирался ничего писать о Чернобыле. Весной 1987 года Симфония для органа появилась во мне сама. Она пришла сразу, целиком. У меня было такое ощущение, как будто я всего лишь приемник, который уловил эхо какой-то волны», — вспоминал он. Сначала композитор исполнил симфонию в студии звукозаписи и лишь потом перенес на бумагу.

В 1994 году во время отдыха в Ялте Таривердиев записал последнее сочинение — Фортепианное трио. Через два года композитора не стало. В его личном архиве остались записи неоформленных произведений.

В 1998 году была учреждена премия за лучшую музыку имени Микаэла Таривердиева в рамках основного конкурса Открытого российского фестиваля «Кинотавр».