Сара Бернар — биография знаменитости, личная жизнь, дети
Сара Бернар
Биография
Сара Бернар – французская театральная актриса, легенда мировой сцены, первая из киноактрис. В честь Сары Бернар назван кратер на планете Венера, сорт молочноцветкового пиона. Будущая звезда театральной сцены родилась 22 октября 1844 года в Париже и получила при рождении имя Генриетт Розин Бернар. Матерью дeвoчки была Юдифь Бернар, дочь голландского торговца Морица Баруха Бернардта, еврейка по происхождению.
Актриса Сара Бернар
Юдифь в молодости работала модисткой в Амстердаме, а после переезда в Париж стала содержанкой. Имя отца дeвoчки неизвестно. В одних источниках указывается офицер французского флота Поль Морель, в других – адвокат Эдуард Бернар. Маленькая Генриетт пpaктически сразу была отправлена в Бретань в семью няни-кормилицы. После несчастного случая, во время которого дeвoчка обожглась раскаленными углями из камина, мать забрала ее в Париж. На два года дeвoчку определили в пансион мадам Фрессард, где она обучалась письму, счету, посещала театральный кружок.
Сара Бернар в детстве с матерью
В 1953 году Сара поступила в гимназию Грандшамп. В юности Сара Бернар выглядела очень худой, из-за постоянного кашля медики предполагали у дeвyшки туберкулез, который должен был привести к скорой cмepти. Не в меру впечатлительная Сара уговорила мать приобрести ей гроб из розового дерева, который стал ей местом для сна до конца жизни. Постоянные припадки Сары Бернар натолкнули Юдифь на мысли о том, что дeвyшку пора выдавать замуж. На предложение матери Генриетт заявила о желании посвятить себя Богу.
Сара Бернар в гробу
Сцена выглядела настолько эмоционально, что присутствовавший при разговоре друг матери граф де Морни, единокровный брат Наполеона III, посоветовал отдать дeвyшку в консерваторию, где обучали актерскому мастерству. Перед вступительным прослушиванием Сара Бернар взяла несколько уроков по технике речи у писателя Дюма-старшего, который сразу оценил все богатство голоса будущей звезды сцены. В 1857 году Генриетт поступила в драматическую школу Парижской консерватории, которую окончила через пять лет, получив второе место по успеваемости среди выпускников года.
Театр
1 сентября 1862 года состоялся театральный дебют 18-летней актрисы на сцене театра «Комеди Франсез». Сара предстала перед публикой в главной роли пьесы Жана Расина «Ифигения в Авлиде». Первым выступлением актриса не произвела впечатления на зрителей и театральных критиков. Как отмечал директор театра, дeвyшка была слишком худа, единственными ее достоинствами были золотистые волосы и приятный голос.
В доме Мольера молодая актриса выступала недолго, вскоре ее выгнали из-за конфликта с ведущей актрисой театрального коллектива мадам Натали. После ухода дeвyшка переехала на некоторое время в Бельгию. У Сары была возможность пойти по стопам матери и стать куртизанкой, но дeвyшка выбрала сцену.
Сара Бернар в молодости
Некоторое время Генриетт перебивалась второстепенными ролями в театрах «Жимназ» и «Порт-Сен-Мартен». В 1966 году Сара поступила в труппу «Одеона», где получала роли молодых героинь из пьес классического репертуара – Федры, Андромахи, Заиры. После роли Корделии в «Короле Лире» публика впервые обратила внимание на актрису. Особенно удавались актрисе сцены cмepти героинь. Рыдания зрителей каждый раз сопровождали финальные сцены, в которых умирали персонажи Сары Бернар – Дездемона, Маргарита Готье, Клеопатра, Адриенна Лекуврер, Жанна д’Арк.
Сара Бернар в роли Клеопатры
В 1869 году Сара Бернар впервые появляется на сцене в мужской роли менестреля Занетто в «Прохожем» Франсуа Коппе, что произвело фурор среди поклонников актрисы. Позднее актриса перевоплощалась в герцога Рейхштадтского из одноименной пьесы и в «Орленке» Ростана, а также в Лорензаччо из пьесы Мюссе. Роль Гамлета Сара Бернар сыграла в 53 года.
В 1870 году, когда Франция вела войну с Пруссией, Сара Бернар не покинула Париж и позволила использовать здание «Одеона» в качестве госпиталя для раненых. Сама актриса на время стала сестрой милосердия. Поэтому возвращение в 1872 году Сары на сцену в роли королевы в «Рюи Блазе» Виктора Гюго было встречено публикой с большими почестями.
Сара Бернар в молодости
В это же время театр «Комеди Франсез» предложил Саре возобновить сотрудничество. Репертуар актрисы в мольеровском театре в основном состоял из трагедий Расина и Вольтера и драм Виктора Гюго. В 1880 году Сара Бернар второй раз покинула «Комеди Франсез» и отправилась в первые большие гастроли по Америке с собственной труппой. Сара Бернар много гастролировала. Актриса объездила всю Европу, девять раз посетила США, в России Бернар побывала в 1881, 1898 и 1908 годах. Актриса посетила Михайловский театр, Москву, Киев, Одессу и Харьков.
Сара Бернар в роли Жанны д’Арк
В Петербурге актриса побывала на приеме у императора Александра III, познакомилась с Иваном Тургеневым, князем Сергеем Волконским, Антоном Чеховым, Константином Станиславским. В Лондоне особым успехом пользовалась бернаровская «Федра», с которой актриса гастролировала в 1879 году. Гастроли звезды театра вызывали небывалый ажиотаж среди жителей Нью-Йорка, публику даже не смущал языковой барьер. Анонсы выступлений француженки всегда печатались на первых полосах ведущих изданий. В 1891 году Сара Бернар побывала со спектаклями в Австралии.
Сара Бернар в роли Федоры
В России Сару Бернар называли «Наполеоном в юбке», во Франции считали второй Жанной д’Арк. В Америке некоторые общественные организации предавали имя актрисы хуле, называя ее «нашествием проклятой змеи, исчадием французского Вавилона». В честь Сары Бернар создавались духи, мыло, перчатки, пудра. Гонорары актрисы были немыслимы, но Сара много средств жертвовала на благотворительность. В 1904 году организовала гастроли с Энрико Карузо в помощь русским солдатам, получившим увечья во время русско-японской войны.
Сара Бернар в спектакле «Дама с камелиями»
Для Сары Бернар современниками создавались пьесы трагедийного хаpaктера. Викторьеном Сарду были написаны произведения для сцены «Федора» (1882), «Флория Тоска» (1887), «Колдунья» (1903). Эдмон Ростан создал три пьесы, которые попали в репертуар Сары Бернар, – «Принцесса Греза!» (1895), «Орленок» (1900), «Самаритянка» (1897). Д. Марелл создал драму «Смех лангусты», главной героиней стала сама Сара Бернар.
Сара Бернар
В 1893 году актриса открыла театр «Ренессанс», через пять лет – театр «Насьон», на сцене которого состоялась премьера пьесы Сарду «Флория Тоска». В 1900 году Сара Бернар снялась в одном из первых немых фильмов, сыграв в сцене «Дуэли Гамлета». Актриса появилась в ряде фильмов, наиболее популярными из которых стали кинофильмы 1912 года «Дама с камелиями» и «Королева Елизавета», за что актриса удостоилась звезды на голливудской «Аллее славы».
Сара Бернар в роли Гамлета
Актриса не раз становилась моделью для портретистов Бастьен-Лепажа, Болдини, Жоржа Клерена, Гандары, фото актрисы неоднократно делал Нодар. Основоположник художественного течения «ар нуво», чешский иллюстратор Альфонс Муха стал автором множества рекламных плакатов для спектаклей Сары Бернар.
Сара Бернар на плакатах Мухи
В 1905 году во время гастролей в Бразилии актриса повредила ногу, и через 10 лет конечность пришлось ампутировать. Физическое увечье не сломило Сару Бернар, она не оставила сценическую деятельность. Актриса продолжала появляться в любимых спектаклях: «Даму с камелиями» Сара играла сидя и лежа в постели. Во время Первой Мировой войны Бернар выступала в составе фронтовой бригады, за что удостоилась ордена Почетного легиона.
По легенде Сара Бернар сыграла Джульетту в 70 лет
Помимо театра Сара Бернар увлекалась созданием скульптур, литературным творчеством. Из-под пера актрисы вышли книги «Мемуары одного стула», «Моя двойная жизнь», в которых Сара Бернар описала события своей биографии, а также несколько пьес. По одной из легенд, связанных с жизнью актрисы, Сара Бернар в возрасте 70 лет исполнила роль Джульетты в пьесе Уильяма Шекспира, но факт не подтверждается официальными источниками информации.
Творческая карьера актрисы завершилась в 1922 году, незадолго до cмepти Сары Бернар.
Личная жизнь
Сара Бернар скрывала события своей личной жизни от публики. Но современники приписывали актрисе многочисленные любовные связи, в том числе и с представителями европейских королевских династий. В 1864 году, находясь в Бельгии, Сара Бернар родила сына Мориса. По слухам, отцом мальчика был принц Генри де Лине, который даже хотел сделать актрисе предложение, но не сумел пойти против воли родственников.
Сара Бернар и Жак Дамала
После разрыва с Генри Сара вернулась в Париж, где последовали романы с коллегами по цеху Филиппом Гарнье, Пьером Бертоном, Жаном Муне-Сюлли. В начале 80-х годов, будучи на гастролях в Петербурге, Сара познакомилась с греческим дипломатом Аристидисом (Жаком) Дамалой 1855 года рождения, за которого вскоре вышла замуж.
Сара Бернар и Лу Теллеген
Несмотря на пылкую любовь, союз распался через полгода. Следующий роман настиг актрису в 66 лет. Ее избранником стал американский актер Лу Теллеген, который был младше Сары Бернар почти в два раза. Отношения продлились почти четыре года.
Смерть
С конца 1922 года у актрисы начали отказывать почки. Болезнь оказалась неизлечимой. 26 марта 1923 года Сара Бернар скончалась в парижской квартире на бульваре Мальзерб.
Могила Сары Бернар
Церемония похорон прошла в торжественной обстановке, гроб с телом актрисы несли самые красивые актеры театра, а путь на кладбище Пер-Лашез был усыпан камелиями. Прощальная процессия насчитывала несколько тысяч человек.
Сара Бернар — биография, информация, личная жизнь
Сара Бернар
Сара Бернар (фр. Sarah Bernhardt; урождённая Генриетт Розин Бернар, фр. Henriette Rosine Bernard; 22 октября 1844, Париж, Франция — 26 марта 1923, там же) — французская актриса, которую в начале XX века называли «самой знаменитой актрисой за всю историю».
Успеха она добилась на сценах Европы в 1870-х годах, а затем с триумфом гастролировала и в Америке. В её амплуа были в основном серьёзные драматические роли, из-за чего актриса получила прозвище «Божественная Сара».
Сара Бернар родилась 22 октября 1844 года в Париже. Мать Сары — Юдифь (впоследствии Юлия) Бернар (1821, Амстердам — 1876, Париж), происходила из еврейской семьи и была дочерью коммивояжёра Морица Баруха Бернардта и Сары Гирш (1797-1829). С 1835 года Юдифь, её четыре сестры и брат воспитывались мачехой Сарой Кинсберген (1809-1878). Отец остался неизвестен. Иногда им считают Поля Мореля, офицера французского флота (об этом свидетельствуют некоторые официальные документы). По другой версии отцом является Эдуард Бернар, молодой адвокат.
До приезда во Францию Юдифь подpaбатывала модисткой. Но в Париже она предпочла стать куртизанкой. Приятная внешность, умение со вкусом одеваться обеспечили ей безбедное существование за счёт средств состоятельных любовников. Родившаяся дочь мешала Юдифь вести беззаботную жизнь, и поэтому Сара была отправлена в Англию, где жила с няней. Она могла остаться там вплоть до совершеннолетия, если бы не произошёл несчастный случай: няня оставила Сару одну с мужем-инвалидом, Сара смогла выбраться из своего кресла и подошла слишком близко к камину, платье загорелось. Соседи спасли Сару. Юдифь в это время путешествовала по Европе с очередным спонсором. Её вызвали к дочери, она приехала в Англию и забрала Сару в Париж. Впрочем, вскоре она снова покинула её, оставив на попечение ещё одной няньки.
Вынужденная жить в унылом месте, в мрачном доме, куда привезла её нянька, Сара замкнулась в себе. Но судьба всё-таки соединила мать и дочь. Случайная встреча с тётей, Розиной, которая была такой же куртизанкой, как и Юдифь, ввергает Сару в исступление. В припадке она падает с рук няни и ломает себе руку и ногу. Мать, наконец, забирает её, и несколько лет уходит на то, чтобы одинокая дeвoчка вспомнила, что такое материнская любовь.
Читайте также Василий чуйков - биография знаменитости, личная жизнь, детиСара не была обучена ни чтению, ни письму, ни счёту. Её отдают в школу Мадам Фрессард, где она проводит два года. Во время пребывания в школе Сара впервые принимает участие в спектаклях. Во время одного из представлений она вдруг видит, как в зал входит её мать, решившая навестить дочь. С Сарой случается нервный приступ, она забывает весь текст и «страх сцены» с тех пор остаётся с ней до самых последних дней, продолжая преследовать её даже в период её мировой славы.
Осенью 1853 года Сару отдают на обучение в привилегированную частную школу Грандшамп. Протекцию устраивает очередной поклонник Юдифи, герцог Морни.
Подростком Сара была очень худой, постоянно кашляла. Осматривавшие её доктора предрекали ей скорую cмepть от туберкулёза. Сара становится одержима темой cмepти. Примерно в это время делаются её знаменитые фотографии, где она лежит в гробу (гроб ей купила мать после долгих уговоров). Однажды мать устроила совещание близких родственников и друзей, где они решили, что Сару стоит побыстрей выдать замуж. В аффектации дeвoчка устремляет взор к небесам и заявляет присутствующим, что она отдана Богу и её участь — монашеские одежды. Герцог Морни по достоинству оценивает эту сцену и рекомендует матери отдать дочь в консерваторию. В это же время Сара впервые попадает на настоящее представление в Комеди Франсэз.
В возрасте 13 лет Сара поступила в драматический класс Высшей национальной консерватории драматического искусства, который она окончила в 1862 году.
Несмотря на протекцию, для поступления в консерваторию Саре предстояло выдержать экзамен перед комиссией. Для подготовки к нему она занимается уроками дикции. Её главным учителем в это время становится Александр Дюма-отец. Гений художественных образов, он учит Сару как создавать хаpaктеры с помощью жестов и голоса. На экзамене все очарованы голосом Сары и она без проблем поступает на обучение, которому отдаёт все силы. На выпускном экзамене она завоёвывает второй приз.
1 сентября 1862 года Сара Бернар дебютировала в театре «Комеди Франсэз» в спектакле «Ифигения» Жана Расина, исполнив главную роль. Ни один из критиков не разглядел в начинающей актрисе будущую звезду, большинство считало, что скоро имя этой актрисы незаметно исчезнет с афиш. Вскоре из-за конфликта Сара Бернар прекратила сотрудничество с «Комеди Франсэз». Её возвращение туда состоялось лишь через десять лет.
После ухода из театра для Бернар наступают непростые времена. О следующих четырёх годах её жизни мало что известно, за исключением разве того, что в этот период она сменила несколько любовников. Но стать куртизанкой, как её мать, Сара не хотела. 22 декабря 1864 года у Сары рождается сын, Морис, чьим отцом был Анри, принц де Линь. Вынужденная искать средств для существования и воспитания сына, Сара устраивается в театр Одеон, второй по значимости из парижских театров того времени. После нескольких не слишком удачных ролей критики замечают её в Короле Лире, где она играет Корделию. Следующий успех приходит с ролью в пьесе «Kean» Дюма-отца, который остался весьма доволен игрой своей протеже.
В 1869 году актриса исполняет роль менестреля Занетто в «Прохожем» Франсуа Коппе, после чего к ней пришёл успех. Триумфальной стала для неё роль Королевы в «Рюи Блазе» Виктора Гюго, которую она сыграла в 1872 году.
Работала в театрах «Комеди Франсез», «Жимниз», «Порт-Сен-Мартен», «Одеон». В 1893 году приобрела театр «Ренессанс», в 1898 году театр «Насьон» на площади Шатле, который получил название Театра Сары Бернар (ныне фр. Théâtre de la Ville). Многие выдающиеся деятели театра, например К. С. Станиславский, считали искусство Бернар образцом технического совершенства. Однако виртуозное мастерство, изощрённая техника, художественный вкус сочетались у Бернар с нарочитой эффектностью, некоторой искусственностью игры.
Многие выдающиеся современники, в частности, А. П. Чехов, И. С. Тургенев, А. С. Суворин и Т. Л. Щепкина-Куперник, отрицали наличие у актрисы таланта, который подменялся предельно отточенной и механистической техникой игры. Столь крупный успех ими объяснялся феноменальным паблисити, оказываемым Бернар прессой, и более касавшимся её личной жизни, чем собственно театра, а также необычайно раздуваемым ажиотажем, предшествующим самому представлению.
Среди лучших ролей: донья Соль («Эрнани» Гюго), Маргарита Готье («Дама с камелиями» Дюма-сына), Теодора (одноимённая пьеса Сарду), принцесса Грёза, герцог Рейхштадтский (в одноимённой пьесе и «Орлёнке (фр.)» Ростана), Гамлет (одноимённая трагедия Шекспира), Лорензаччо (одноимённая пьеса Мюссе). С 1880-х гг. Бернар гастролировала во многих странах Европы и Америки. Выступала в России (1881, 1892, 1908-1909) в стенах Михайловского театра, в Москве, а также Киеве, Одессе и Харькове.
Во время гастролей 1905 года в Рио-де-Жанейро Сара Бернар повредила правую ногу, которую в 1915 году пришлось ампутировать. Но, несмотря на увечье, Сара Бернар не оставила сценическую деятельность. В годы Первой мировой войны выступала на фронте. В 1914 году была награждена орденом Почётного легиона. В 1922 году оставила сценическую деятельность.
Актриса умерла 26 марта 1923 года в Париже в возрасте 78 лет от уремии после отказа почек. Она похоронена на кладбище Пер-Лашез.
Самые известные роли на сцене театров:
1862 — Расин, Ифигения 1862 — Эжен Скриб, Valérie 1862 — Мольер, Учёные женщины 1864 — Эжен Лабиш & Деланд, Un mari qui lance sa femme 1866 — T & Г Коньар, La Biche aux Bois 1866 — Расин, Федра (в роли Aricie) 1866 — Мариво, Игра любви и случая (в роли Сильвии) 1867 — Мольер, Учёные женщины (в роли Армaнды) 1867 — Жорж Санд, Маркиз де Вильмер 1867 — Жорж Санд, Франсуа-найденыш (в роли Maриетты) 1868 — Дюма отец, Кин, гений и беспутство (в роли Aнны Дамби) 1869 — Коппе, Прохожий (в роли трубадypa Дзанетто) ; первая большая успешная роль 1870 — Жорж Санд, L’Autre 1871 — Андре Терье, Жанна-Maрия 1871 — Коппe, Fais ce que dois 1871 — Фуссье и Эдмон, Баронесса 1872 — Буйе, Mademoiselle Aïssé 1872 — Виктор Гюго, Рюи Блаз (в роли доньи Марии Нейбургской, королевы Испании) 1872 — Дюма отец, Mademoiselle de Belle-Isle (в роли Gabrielle) 1872 — Расин, Британик (в роли Junie) 1872 — Бомарше, Женитьба Фигаро 1872 — Сандо, Mademoiselle de la Seiglière 1873 — Фейе, Далила (в роли принцессы Фальконьери) 1873 — Феррие, У адвоката 1873 — Расин, Андромаха 1873 — Расин, Федра (в роли Aricie) 1873 — Фейе, Сфинкс 1874 — Вольтер, Заира 1874 — Расин, Федра (в роли Федры) 1875 — Борнье, La Fille de Roland Дюма сын, L’Étrangère (в роли Mrs. Clarkson) 1877 — Виктор Гюго, Эрнани (в роли доньи Соль) 1879 — Расин, Федра (в роли Федры) 1880 — Ожье, Авантюристка 1880 — Легуве & Эжен Скриб, Адриана Лекуврёр 1880 — Мельяк & Галеви, Фруфру 1880 — Дюма сын, Дама с камелиями (в роли Maргариты) 1882 — Сарду, Феодора Сарду, Феодора (в роли Феодоры) 1887 — Сарду, Тоска Дюма сын, Принцесса Жорж 1890 — Сарду, Клеопатра, в роли Клеопатры 1893 — Леметр, Короли 1894 — Сарду, Жисмонда 1895 — Мольер, Амфитрион 1895 — Mагда (пер. с нем. Зудермана Heimat) 1896 — Дама с камелиями 1896 — Мюссе, Лорендзачио (в роли Lorenzino de’ Medici) 1897 — Сарду, Спиритизм 1897 — Ростан Самаритянка 1897 — Мирбо, Les Mauvais bergers 1898 — Катюль Мендес Meдея 1898 — Дама с камелиями (в роли Maргариты) 1898 — Огюст Барбье, Жанна д’Арк (в роли Жанны д’Арк) 1898 — Moран & Сильвестр, Izéïl (в роли Изеиля) 1898 — Шекспир, Король Лир (в роли Корделии) 1899 — Шекспир, Гамлет (в роли Гамлета) 1899 — Шекспир, Антоний и Клеопатра (в роли Клеопатры) 1899 — Шекспир, Mакбет (в роли Lady Macbeth) 1899 — Ришпен, Pierrot Assassin (в роли Пьерро) 1900 — Ростан, Орлёнок (в роли Орлёнка) 1903 — Сарду, La Sorcière 1904 — Метерлинк, Пелеас и Мелисанда (в роли Пелеасa) 1906 — Ибсен, Женщина с моря 1906 — К. Мендес, La Vierge d’Avila (в роли св Терезы) 1911 — Mоро, Les Amours de la reine Élisabeth (в роли королевы Елизаветы) 1913 — Тристан Бернар, Jeanne Doré (в роли Жанны Доре).
Сара Бернар – биография, фото, личная жизнь, роль Джульетты, книги
Сара Бернар: биография
Сара Бернар – французская театральная актриса, легенда мировой сцены, первая из киноактрис. В честь Сары Бернар назван кратер на планете Венера, сорт молочноцветкового пиона. Будущая звезда театральной сцены родилась 22 октября 1844 года в Париже и получила при рождении имя Генриетт Розин Бернар. Матерью дeвoчки была Юдифь Бернар, дочь голландского торговца Морица Баруха Бернардта, еврейка по происхождению.
Актриса Сара Бернар
Юдифь в молодости работала модисткой в Амстердаме, а после переезда в Париж стала содержанкой. Имя отца дeвoчки неизвестно. В одних источниках указывается офицер французского флота Поль Морель, в других – адвокат Эдуард Бернар. Маленькая Генриетт пpaктически сразу была отправлена в Бретань в семью няни-кормилицы. После несчастного случая, во время которого дeвoчка обожглась раскаленными углями из камина, мать забрала ее в Париж. На два года дeвoчку определили в пансион мадам Фрессард, где она обучалась письму, счету, посещала театральный кружок.
Сара Бернар в детстве с матерью
В 1953 году Сара поступила в гимназию Грандшамп. В юности Сара Бернар выглядела очень худой, из-за постоянного кашля медики предполагали у дeвyшки туберкулез, который должен был привести к скорой cмepти. Не в меру впечатлительная Сара уговорила мать приобрести ей гроб из розового дерева, который стал ей местом для сна до конца жизни. Постоянные припадки Сары Бернар натолкнули Юдифь на мысли о том, что дeвyшку пора выдавать замуж. На предложение матери Генриетт заявила о желании посвятить себя Богу.
Сара Бернар в гробу
Сцена выглядела настолько эмоционально, что присутствовавший при разговоре друг матери граф де Морни, единокровный брат Наполеона III, посоветовал отдать дeвyшку в консерваторию, где обучали актерскому мастерству. Перед вступительным прослушиванием Сара Бернар взяла несколько уроков по технике речи у писателя Дюма-старшего, который сразу оценил все богатство голоса будущей звезды сцены. В 1857 году Генриетт поступила в драматическую школу Парижской консерватории, которую окончила через пять лет, получив второе место по успеваемости среди выпускников года.
Театр
1 сентября 1862 года состоялся театральный дебют 18-летней актрисы на сцене театра «Комеди Франсез». Сара предстала перед публикой в главной роли пьесы Жана Расина «Ифигения в Авлиде». Первым выступлением актриса не произвела впечатления на зрителей и театральных критиков. Как отмечал директор театра, дeвyшка была слишком худа, единственными ее достоинствами были золотистые волосы и приятный голос.
В доме Мольера молодая актриса выступала недолго, вскоре ее выгнали из-за конфликта с ведущей актрисой театрального коллектива мадам Натали. После ухода дeвyшка переехала на некоторое время в Бельгию. У Сары была возможность пойти по стопам матери и стать куртизанкой, но дeвyшка выбрала сцену.
Читайте также Оливье жиру - биография знаменитости, личная жизнь, детиСара Бернар в молодости
Некоторое время Генриетт перебивалась второстепенными ролями в театрах «Жимназ» и «Порт-Сен-Мартен». В 1966 году Сара поступила в труппу «Одеона», где получала роли молодых героинь из пьес классического репертуара – Федры, Андромахи, Заиры. После роли Корделии в «Короле Лире» публика впервые обратила внимание на актрису. Особенно удавались актрисе сцены cмepти героинь. Рыдания зрителей каждый раз сопровождали финальные сцены, в которых умирали персонажи Сары Бернар – Дездемона, Маргарита Готье, Клеопатра, Адриенна Лекуврер, Жанна д’Арк.
Сара Бернар в роли Клеопатры
В 1869 году Сара Бернар впервые появляется на сцене в мужской роли менестреля Занетто в «Прохожем» Франсуа Коппе, что произвело фурор среди поклонников актрисы. Позднее актриса перевоплощалась в герцога Рейхштадтского из одноименной пьесы и в «Орленке» Ростана, а также в Лорензаччо из пьесы Мюссе. Роль Гамлета Сара Бернар сыграла в 53 года.
В 1870 году, когда Франция вела войну с Пруссией, Сара Бернар не покинула Париж и позволила использовать здание «Одеона» в качестве госпиталя для раненых. Сама актриса на время стала сестрой милосердия. Поэтому возвращение в 1872 году Сары на сцену в роли королевы в «Рюи Блазе» Виктора Гюго было встречено публикой с большими почестями.
Сара Бернар в молодости
В это же время театр «Комеди Франсез» предложил Саре возобновить сотрудничество. Репертуар актрисы в мольеровском театре в основном состоял из трагедий Расина и Вольтера и драм Виктора Гюго. В 1880 году Сара Бернар второй раз покинула «Комеди Франсез» и отправилась в первые большие гастроли по Америке с собственной труппой. Сара Бернар много гастролировала. Актриса объездила всю Европу, девять раз посетила США, в России Бернар побывала в 1881, 1898 и 1908 годах. Актриса посетила Михайловский театр, Москву, Киев, Одессу и Харьков.
Сара Бернар в роли Жанны д’Арк
В Петербурге актриса побывала на приеме у императора Александра III, познакомилась с Иваном Тургеневым, князем Сергеем Волконским, Антоном Чеховым, Константином Станиславским. В Лондоне особым успехом пользовалась бернаровская «Федра», с которой актриса гастролировала в 1879 году. Гастроли звезды театра вызывали небывалый ажиотаж среди жителей Нью-Йорка, публику даже не смущал языковой барьер. Анонсы выступлений француженки всегда печатались на первых полосах ведущих изданий. В 1891 году Сара Бернар побывала со спектаклями в Австралии.
Сара Бернар в роли Федоры
В России Сару Бернар называли «Наполеоном в юбке», во Франции считали второй Жанной д’Арк. В Америке некоторые общественные организации предавали имя актрисы хуле, называя ее «нашествием проклятой змеи, исчадием французского Вавилона». В честь Сары Бернар создавались духи, мыло, перчатки, пудра. Гонорары актрисы были немыслимы, но Сара много средств жертвовала на благотворительность. В 1904 году организовала гастроли с Энрико Карузо в помощь русским солдатам, получившим увечья во время русско-японской войны.
Сара Бернар в спектакле «Дама с камелиями»
Для Сары Бернар современниками создавались пьесы трагедийного хаpaктера. Викторьеном Сарду были написаны произведения для сцены «Федора» (1882), «Флория Тоска» (1887), «Колдунья» (1903). Эдмон Ростан создал три пьесы, которые попали в репертуар Сары Бернар, – «Принцесса Греза!» (1895), «Орленок» (1900), «Самаритянка» (1897). Д. Марелл создал драму «Смех лангусты», главной героиней стала сама Сара Бернар.
Сара Бернар
В 1893 году актриса открыла театр «Ренессанс», через пять лет – театр «Насьон», на сцене которого состоялась премьера пьесы Сарду «Флория Тоска». В 1900 году Сара Бернар снялась в одном из первых немых фильмов, сыграв в сцене «Дуэли Гамлета». Актриса появилась в ряде фильмов, наиболее популярными из которых стали кинофильмы 1912 года «Дама с камелиями» и «Королева Елизавета», за что актриса удостоилась звезды на голливудской «Аллее славы».
Сара Бернар в роли Гамлета
Актриса не раз становилась моделью для портретистов Бастьен-Лепажа, Болдини, Жоржа Клерена, Гандары, фото актрисы неоднократно делал Нодар. Основоположник художественного течения «ар нуво», чешский иллюстратор Альфонс Муха стал автором множества рекламных плакатов для спектаклей Сары Бернар.
Сара Бернар на плакатах Мухи
В 1905 году во время гастролей в Бразилии актриса повредила ногу, и через 10 лет конечность пришлось ампутировать. Физическое увечье не сломило Сару Бернар, она не оставила сценическую деятельность. Актриса продолжала появляться в любимых спектаклях: «Даму с камелиями» Сара играла сидя и лежа в постели. Во время Первой Мировой войны Бернар выступала в составе фронтовой бригады, за что удостоилась ордена Почетного легиона.
По легенде Сара Бернар сыграла Джульетту в 70 лет
Помимо театра Сара Бернар увлекалась созданием скульптур, литературным творчеством. Из-под пера актрисы вышли книги «Мемуары одного стула», «Моя двойная жизнь», в которых Сара Бернар описала события своей биографии, а также несколько пьес. По одной из легенд, связанных с жизнью актрисы, Сара Бернар в возрасте 70 лет исполнила роль Джульетты в пьесе Уильяма Шекспира, но факт не подтверждается официальными источниками информации.
Творческая карьера актрисы завершилась в 1922 году, незадолго до cмepти Сары Бернар.
Личная жизнь
Сара Бернар скрывала события своей личной жизни от публики. Но современники приписывали актрисе многочисленные любовные связи, в том числе и с представителями европейских королевских династий. В 1864 году, находясь в Бельгии, Сара Бернар родила сына Мориса. По слухам, отцом мальчика был принц Генри де Лине, который даже хотел сделать актрисе предложение, но не сумел пойти против воли родственников.
Сара Бернар и Жак Дамала
После разрыва с Генри Сара вернулась в Париж, где последовали романы с коллегами по цеху Филиппом Гарнье, Пьером Бертоном, Жаном Муне-Сюлли. В начале 80-х годов, будучи на гастролях в Петербурге, Сара познакомилась с греческим дипломатом Аристидисом (Жаком) Дамалой 1855 года рождения, за которого вскоре вышла замуж.
Сара Бернар и Лу Теллеген
Несмотря на пылкую любовь, союз распался через полгода. Следующий роман настиг актрису в 66 лет. Ее избранником стал американский актер Лу Теллеген, который был младше Сары Бернар почти в два раза. Отношения продлились почти четыре года.
Смерть
С конца 1922 года у актрисы начали отказывать почки. Болезнь оказалась неизлечимой. 26 марта 1923 года Сара Бернар скончалась в парижской квартире на бульваре Мальзерб.
Могила Сары Бернар
Церемония похорон прошла в торжественной обстановке, гроб с телом актрисы несли самые красивые актеры театра, а путь на кладбище Пер-Лашез был усыпан камелиями. Прощальная процессия насчитывала несколько тысяч человек.
LiveInternetLiveInternet
- Регистрация
- Вход
—Музыка
—Метки
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Рубрики
- Европа (1031)
- Россия (489)
- АРХИТЕКТУРА (478)
- Афиши, плакаты, открытки (449)
- ЖИВОПИСЬ, ГРАФИКА (420)
- Мода (321)
- Старые фотографии (278)
- Разное (225)
- Личности (189)
- Предметы интерьера (155)
- Wish List (138)
- Интерьеры (126)
- Дамские штучки (112)
- Вазы (112)
- Статьи, цитаты (110)
- Украшения (107)
- Посуда (98)
- Старые журналы (81)
- Мебель (62)
- Светильники (61)
- Mucha (60)
- Орнаменты (43)
- Шехтель (36)
- Танец (35)
- Lalique (31)
- Gaudi (29)
- Galle (28)
- Витражи (28)
- Женщина и Книга (20)
- Klimt (20)
- Tiffany (15)
- Книги о модерне (14)
- Фаберже (12)
- Игрушки (12)
—Статистика
Сара Бернар: биография, фотографии, судьба и карьера в театре
Подсчитано, что, если склеить все посвященные ей публикации в одну ленту, можно было бы ею обернуть земной шар, а если положить друг на друга все фотоснимки Сары, опубликованные в прессе, такая стопка достигла бы вершины Эйфелевой башни.
ГЕНРИЕТТА Розин родилась 23 октября 1844 года в Париже. Она была незаконным ребенком — плодом любви красавицы еврейки Жюли Ван Хард и студента-юриста Эдуарда Бернара. Не прошло и двух месяцев после рождения малышки, как она выпала из люльки, угодив прямо на угли горящего камина. Несчастную тут же запихнули в большое ведро с только что надоенным молоком, а потом долго оборачивали масляными компрессами. К счастью, никаких следов, если не считать чересчур розовой кожи, от страшных ожогов не осталось.
В девять лет она приняла вызов кузена, заявив, что перепрыгнет через ров. Это не удавалось никому. В результате — разбитое лицо, сломанная кисть руки, в кровь ободранные коленки. Когда ее несли домой, она сквозь всхлипывания упopно продолжала кричать:
— Все равно я это сделаю во что бы то ни стало!
Дабы дeвoчка не мешала светским развлечениям матери, ее отдали на воспитание в католический монастырь. К одиннадцати годам Генриетта стала ревностной католичкой, удивляя своим религиозным рвением монахинь. Однако от природы она была очень вспыльчивой и упрямой, иногда ее охватывали неудержимые приступы гнева. Для таких случаев монахини держали наготове ковш святой воды и, творя молитву, выливали его на голову не в меру разошедшейся девчонки.
Однажды на приеме в салоне матери пятнадцатилетняя Генриетта высокопарно заявила о своем желании посвятить себя Богу. Один из приятелей Жюли жестоко высмеял дeвoчку. Оскорбленная в лучших чувствах, она с яростью бросилась на него, расцарапала ему лицо и вырвала клок напомаженных волос. Присутствовавший при этой сцене герцог де Морни воскликнул: «Мой бог, да эта девчонка — прирожденная актриса! Ее место на сцене».
По протекции герцога ее приняли в Национальную академию музыки и декламации. Она блестяще сдала экзамен, к которому ее готовил Дюма-отец. Автор «Мушкетеров» восхищался голосом дeвyшки, сравнивая его с «хрустально чистым ручейком, журчащим и прыгающим по золотой гальке».
1 сентября 1862 года протеже герцога де Морни стояла у здания «Комеди Франсез», где висела большая афиша «Дебют мадемуазель Сары Бернар». С тех пор это сценическое имя вошло в историю.
«Когда занавес медленно стал подниматься, я думала, что упаду в обморок», — вспоминала Бернар. По поводу первого ее выхода мнение критики было таково: «Молодая актриса была сколь красива, столь же невыразительна…» Зрителям же дебютантка запомнилась благодаря необыкновенной худобе. Когда она протянула руки своему партнеру, какой-то остряк из зала выкрикнул: «Осторожно, месье, а не то она проткнет вас своими зубочистками».
А вскоре разразился скандал, после которого Сару выгнали из «Комеди Франсез». Сара привела в театр младшую сестру Регину. Случайно дeвoчка наступила на длинный шлейф платья одной из ведущих актрис театра мадам Натали. Рассерженная актриса оттолкнула дeвoчку столь сильно, что та рассекла лоб о край гипсовой колонны. Увидев это, Сара залепила мадам Натали такую оплеуху, что та не смогла удержаться на ногах…
Покинув Дом Мольера, она играла в театрах «Жимназ», «Порт-Сен-Мартен», «Одеон». Она замечательно изображала молодых героинь в классическом репертуаре — Федру, Андромаху, Дездемону, Заиру, а затем стала блистать в пьесах современных драматургов. Одна из лучших ролей Сары Бернар — Маргарита Готье («Дама с камелиями» Александра Дюма-сына).
Ее коньком были сцены cмepти. Десятки раз актриса гибла, как Клеопатра, Адриенна Лекуврер или Жанна д’Арк, и, когда она умирала в «Даме с камелиями» (а делала она это более 3000 раз!), рыдания взволнованных зрителей заглушали диалог.
Знаток театра князь Сергeй Волконский писал: «Она прекрасно владела полярностью переживаний — от радости к горю, от счастья к ужасу, от ласки к ярости — тончайшая нюансировка человеческих чувств. Последняя ступень мастерства — ее взрывы… Как она умела принизиться, чтобы вскочить, собраться, чтобы броситься; как она умела прицелиться, подползать, чтоб разразиться»…
Читайте также Виталий гиберт - биография знаменитости, личная жизнь, детиБЕРНАР чрезвычайно много гастролировала по всему свету. Только в США она побывала девять раз. Языкового барьера для нее не существовало. Как писали американские журналисты, публика ломилась бы на ее спектакли, даже если бы она играла на китайском языке. Газетные статьи с описанием гастрольного турне Сары Бернар по Америке и Европе публиковались на первых полосах. Сначала Бернар, а уж потом конфликты, катастрофы и прочие происшествия. Когда ей сообщили, что шум вокруг ее имени в Нью-Йорке оказался гораздо больше, чем ажиотаж по поводу посещения этого города правителем Бразилии, Сара спокойно ответила: «Ах, это был всего лишь один из императоров».
В России Сара Бернар побывала трижды — в 1881, 1898 и 1908 годах.
В первый ее приезд после выступления в Зимнем дворце Сару представили императору. Она собиралась сделать глубокий реверанс, но Александр III остановил ее: «Нет, мадам, это я должен склониться перед вами».
В Петербурге начался и самый пылкий в жизни Бернар любовный роман с греческим дипломатом Жаком Дамала. Они поженились. Однако Дамала не был создан для бpaка. Он изменял Саре с молодыми актрисами, ей приходилось оплачивать его огромные карточные долги. А главное — он был законченным наркоманом. Сара прилагала максимум усилий, чтобы вытащить мужа из болота, однажды даже сломала зонт о голову аптекаря, который поставлял ему морфий, но спасти Жака не смогла. Дамала погиб от злоупотрeбления наркотиками.
ОНА не была красивой, ее внешность отнюдь не соответствовала сложившимся в те годы идеалам: копна рыжих волос, слишком большой нос, узкое и чересчур бледное лицо, единственным украшением которого были сияющие, как сапфиры, глаза. А еще — фигура «чахоточного призpaка», что давало обильную пищу воображению многочисленной армии карикатуристов.
Заpaбатывала Бернар очень много. Ее гонорары, особенно во время зарубежных гастролей, были по тем временам баснословны, но денег всегда не хватало. Сара вела чрезвычайно экстравагантный образ жизни. Светские приемы и банкеты шли нескончаемой чередой. Сама она ела очень мало, но требовала, чтобы гостей угощали самыми изысканными блюдами.
Бернар была щедра и великодушна. Во время Франко-прусской войны, находясь в осажденном Париже, она превратила театр «Одеон» в госпиталь, которым руководила, одновременно выполняя функции медсестры. А в 1904 году совместно с великим итальянским певцом Энрико Карузо организовала ряд благотворительных концертов, сборы от которых пошли на помощь русским солдатам, раненным во время Русско-японской войны.
В ее квартире царил хаос: повсюду были разбросаны ковры, пледы, пуфики, безделушки… Под ногами вертелись собаки, обезьяны и прочая живность, которую она обожала. Известен случай, когда в одну из холодных парижских зим она истратила две тысячи франков на покупку хлеба для голодных городских воробьев.
«Я очень люблю, когда меня навещают, но ненавижу ходить в гости, — говорила она о себе. — Обожаю получать письма, читать их, комментировать, но не люблю на них отвечать. Ненавижу места людских прогулок и особенно пустынные дороги, уединенные уголки. Люблю давать советы и очень не люблю, когда их дают мне».
До конца жизни она не мыслила жизни без театра. Ей шел восьмой десяток, когда врачи вынесли убийственный диагноз: чтобы спасти жизнь, необходима ампутация ноги.
Она не могла ни ходить, ни даже стоять на сцене. Поэтому в ее репертуаре остались лишь короткие одноактные пьесы и сцены, в которых она могла играть, неподвижно восседая на возвышении. Инвалидность нисколько не умерила ни артистического, ни житейского темперамента актрисы. В роли царицы Аталии Сару Бернар выносили на сцену на специально сооруженных носилках. Не отказалась она и от своей любимой роли Маргариты Готье, играла ее агонию и cмepть, лежа в постели.
Драматург Эдмон Ростан, раздраженный нелепыми небылицами, рассказываемыми о Саре Бернар, однажды описал рабочий день актрисы, а заодно и хозяйки труппы: многочасовые репетиции, затем спектакль, где она играет «в каком-то бешеном исступлении», далее — общение с коллегами, обсуждение всех текущих дел, прием посетителей, ответы на многочисленные письма и глубокой ночью — чтение новой пьесы. «Вот Сара, которую я знал. Это та Сара, которая работает. И эта — самая великая».
САРА Бернар скончалась 26 марта 1923 года на 79-м году жизни. Последний ее путь был буквально усыпан камелиями — ее любимыми цветами.
Однажды президент Франции, сидевший в почетной ложе театра, бросил к ногам актрисы букет и крикнул: «Да здравствует Сара!», — а она, низко поклонившись, ответила: «Vive la France!» («Да здравствует Франция!»).
Рекомендую (чтобы посмотреть описание книги, кликните по картинке)
Без глянца (комплект из 5 книг) Серебряный век. Портретная галерея культурных героев рубежа XIX-XX веков. В 3 томах Образы и люди Серебряного века Музы русской литературы
Правила жизни. 100 лучших интервью из журнала Esquire Виталий Вульф Неотразимые женщины. Признание в любви Личная жизнь великих Россия — женская судьба. Век ХIХ — ХХ
Все рубрики блога «Прекрасная эпоха модерна» La_belle_epoque
Сара Бернар: биография и личная жизнь
Станиславский восхищался ее игрой, тогда как некоторые другие современники актрисы объясняли ее успех великолепной техникой. В преклонные годы она с той же легкостью (несмотря на протез вместо ампутированной ноги) изображала юных персонажей, и это было верхом артистического героизма.
Биография Сары Бернар
Трудное детство Генриетт
Дочь парижской куртизанки, голландки еврейского происхождения, Юдифи (после переезда из Амстердама в Париж мать сменила имя на Юлию), появилась на свет 22-го октября 1844 года.
У себя на родине Юдифь заpaбатывала шитьем, но, приехав в столицу Франции, поняла, что модисток в этом городе и без нее хватает. Обладательница хорошего вкуса и миленькой внешности, Юдифь всегда пользовалась успехом у представителей сильного пола. Поэтому и «переквалифицировалась» в куртизанки.
Она не стояла на панели, а просто «была на содержании». Клиенты были людьми состоятельными, поэтому родившуюся дочку (которую она назвала Генриетт Розин – гораздо позже дeвyшка выберет себе в качестве псевдонима имя «Сара») можно было спокойно отправить подальше, чтобы не мешала личной жизни. Генриетт «сослали» в Британию. Но там по недосмотру няньки с ней произошел ужасный случай: она чуть не стала жертвой пожара. Мать перевезла дочку в Париж и наняла другую гувернантку. Но по странному стечению обстоятельства, и эта няня не доглядела за дeвoчкой: воспитанница сломала руку и ногу. И Юдифь забрала, наконец, будущую звезду сцены к себе.
В частной школе Сара начинает участвовать в постановках, и ей это очень нравится. Но однажды на спектакль явилась Юдифь, и дeвoчка от волнения позабыла текст роли. Этот панический страх перед сценой будет с ней до самого конца жизни. Каждый раз ей придется преодолевать ее.
Артистическая искра
В подростковом возрасте Сару начинают посещать мысли о cмepти (их ей внушили врачи, озабоченные постоянными простудами пациентки – они считали, что у дeвyшки чахотка, и она долго не протянет).
Сара закатывала маме и домашним истерики. В этой экзальтированности (то она ложилась в гроб, то требовала отдать ее в монастырь) очередной покровитель матери, герцог Морни, разглядел артистическую искру. И Сара поступила в Парижскую консерваторию драматического искусства.
Ее ошеломило представление в знаменитом театре «Комеди Франсез», куда она попала вскоре после начала учебы, и теперь уже твердо решила, что станет актрисой.
В 1862-м году консерватория была позади, Сара блестяще сдала экзамены и стала второй по успеваемости в выпуске.
Неудачный дебют
В том же году ее принимают в штат «Комеди Франсез». У дебютантки главная роль в трагедии Расина («Ифигения»). Но тот спектакль не произвел должного впечатления ни на публику, ни на критиков, и Сара в театре не задержалась.
Несколько лет ей пришлось последовать примеру матери и жить за счет любовников, но она не собиралась быть содержанкой. Положение осложнилось тем, что очередной кавалер, Анри де Линь, «наградил» Сару сыном. Морис родился в конце декабря 1864-го года, когда Саре было только 20 лет. Ребенка надо было кормить и одевать. И вчерашняя безработная актриса ищет счастья в театре «Одеон».
На вершине успеха
Корделия в шекспировской трагедии «Король Лир», одна из главных ролей в пьесе Александра Дюма-отца (тот был знаком с дeвyшкой и даже в свое время помогал подготовиться к экзаменам при поступлении в Консерваторию) – и вот уже о Саре Бернар говорит весь Париж.
После того, как актрису заметили, а ее игру оценили, она уже была вольна выбирать и театры, и репертуар. Кроме «Одеона» ее были рады видеть в «Жимниз» и «Порт-Сен-Мартене». «Комеди Франсез» открыл для Сары вновь свои двери. На пороге пятидесятилетия прима стала владелицей собственного театра – «Ренессанс», позже к нему присоединился «Насьон».
Она блистала в образах Королевы из «Рюи Блаза» и доньи Соль в «Эрнани», была великолепной Маргаритой из «Дамы с камелиями». Ей захотелось сыграть Гамлета, и тут же замысел был осуществлен. Божественной Саре рукоплескали во многих странах мира, она с удовольствием отправлялась на гастроли, трижды побывала с турами в Российской Империи.
Ни дня без сцены
Во время Первой мировой звезда выступала в госпиталях и на фронте – некий героический флер только прибавил блеска ее и без того выдающейся славе.
В 1905-м году в Бразилии с Бернар произошло несчастье, которое аукнулось спустя десятилетие: ей отрезали правую ногу. Но неугомонная исполнительница не покинула сцену и еще 7 лет играла, хотя протез доставлял ей массу неудобств.
Лишь за год до cмepти, в 1922-м Сара собралась на покой. Но такая жизнь была не по ней, поэтому протянула она без театра совсем немного. Ее не стало 26 марта 1923-го года: отказали почки. 78-летнюю актрису похоронили с почестями на Пер-Лашез.
Личная жизнь Сары Бернар
Божественная!
О личной жизни француженки ходило множество легенд.
Ею был очарован Виктор Гюго.
Ее имя связывают со многими европейскими монархами – говорили даже, что не было такого правителя, который не стал бы жертвой чар актрисы. Она крутила роман с будущим королем Эдвардом VII (тогда он был еще принцем Уэльским). Великолепные презенты дарили ей австрийский монарх Франц-Иосиф и король Италии Умберто, восхищались Сарой испанский и датский короли – Альфонсо и Кристиан Девятый.
Высший свет боготворил Бернар, в ней была неуемная энергия, которая заражала каждого, кто общался с актрисой.