Биографии    


Теодор Драйзер — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Теодор Драйзер — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Биография Теодора Драйзера

Теодор Херман Альберт Драйзер – американский писатель и общественный деятель – родился 27 августа 1871 года в Терре-Хот, штат Индиана (США).

Родители Драйзера – Джон Драйзер (Иоганн Пауль Драйзер, немец, эмигрировавший в США в 1844 году) и Сара Шёнёб были совладельцами шерстопрядильни. После пожара, уничтожившего запасы шерсти, отец работал на стройке, где его тяжело покалечило. Вскоре погибли трое старших сыновей. Семья долго переезжала и в конце концов обосновалась в провинциальном городе Терре-Хот (штат Индиана). Теодор Драйзер был девятым ребёнком в семье. В 1889 поступил в Индианский университет в Блумингтоне. Через год прекратил обучение из-за того, что не смог оплачивать учёбу. После работал клерком, возчиком фургона прачечной.

Через некоторое время Драйзер решил стать репортёром. В 1892-1894 был репортёром в газетах Питтсбурга, Толедо, Чикаго и Сент-Луиса. В 1894 переехал в Нью-Йорк. Его брат Поль Дрессер организовал музыкальный журнал «Every month», и Драйзер начал работать в нём редактором. В 1897 покинул журнал. Писал по заказу «Метрополитен», «Харперс», «Космополитен». В 1899 Драйзер начал работу над своим первым романом «Сестра Керри», опубликованном в 1900.

В 1898 Драйзер женился на Саре Уайт с которой разошёлся в 1909. С 1919 года Драйзер стал жить со своей двоюродной сестрой Хелен Ричардсон (1894-1955), на которой в конце концов женился в 1944.

В 1927 Драйзер принял приглашение посетить СССР и принять участие в праздновании десятой годовщины Октябрьской революции. В начале ноября он прибыл в Советский Союз и 7 ноября был на Красной площади. В ходе своего 77-дневного путешествия Драйзер побывал в Ленинграде, Киеве, Харькове, Ростове-на-Дону, Баку, Тбилиси, Одессе и других городах, встречался с Владимиром Маяковским и Сергеем Эйзенштейном. После поездки опубликовал книгу «Драйзер смотрит на Россию».

В 1930 кандидатура Драйзера была выдвинута на получение Нобелевской премии по литературе. Большинством голосов премию присудили писателю Синклеру Льюису.

В мае 1931 вышла автобиографическая книга Драйзера «Заря», где он описал своё детство и юность. В ноябре 1932 Драйзер заключил контpaкт с «Paramount» о постановке фильма по роману «Дженни Герхардт».

В начале 1930-х в горнорудных районах США – Харлане и Белле – произошли столкновения шахтёров с полицией. Вместе с комиссией комитета защиты политических заключённых Драйзер отправился на место событий. Его встретили угрозы физической расправы со стороны владельцев шахт и полиции. Против Драйзера возбудили судебный иск и предложили его отозвать при условии, что писатель прекратит освещение событий. Однако Драйзер продолжил выступления в газетах и на радио, сообщая о положении дел – избиениях члeнов профсоюза и полицейских расправах. В 1931 он издал книгу «Трагическая Америка».

Драйзер часто выступал на митингах, публиковался на страницах коммунистической прессы США. В 1932 поддержал кандидата от американской компартии Уильяма Фостера в избирательной кампании. В 1932 был члeном всемирного антивоенного конгресса, в инициативный комитет которого входили Анри Барбюс, Максим Горький, Альберт Эйнштейн.

В 1938 Драйзер был делегирован на антивоенную конференцию в Париже, открытую в связи с бомбардировками испанских городов. Летом посетил Барселону, где встречался с президентом и премьер-министром страны. На обратном пути посетил Англию, где надеялся встретиться с члeнами английского правительства. В США ему удалось добиться кратковременной встречи с Рузвельтом. После этого безуспешно пытался организовать комитет для поставки продовольствия в Испанию. В итоге в Испанию по указанию Рузвельта было отправлено несколько грузовых судов с мукой.

В 1944 Американская академия искусств и литературы наградила Драйзера почётной золотой медалью за выдающиеся достижения в области искусства и литературы.

В июле 1945 Драйзер вступил в Коммунистическую партию США.

Теодор Драйзер скончался в пригороде Лос-Анджелеса в Голливуде 28 декабря 1945 года на 75-м году жизни.

Произведения:

Романы:1900 – Сестра Керри1911 – Дженни Герхардт1912 – Финансист1914 – Титан1915 – Гений1925 – Американская трагедия1946 – Оплот1947 – Стоик

Сборники рассказов:1918 – Освобождение1919 – 12 мужчин1923 – Краски большого города1927 – Цепи1929 – Галерея женщин

Автобиографии:1929 – Газетные будни1931 – Заря

Публицистика:1920 – Бей, баpaбан1928 – Драйзер смотрит на Россию1931 – Трагическая Америка1941 – Америку стоит спасать

Теодор Драйзер

Биография

Один из самых ярких представителей классической школы натурализма Теодор Драйзер пришел в литературу, когда читатели всего мира уже с головой были погружены в произведения Гэмлина Гарленда, Стивена Крейна и Фрэнка Норриса.

Теодор Драйзер

Писатель, развивший в работах основные идеи творчества современников, на примере конкретной человеческой жизни изучал сплетение сил природы и социальных тенденций. Будучи романистом, Драйзер не забывал и о теме «проклятия плоти», неизменно сострадая героям своих творений.

Детство и юность

Теодор Герман Альберт Драйзер родился 27 августа 1871 года в расположенном на Среднем Западе городе Терре-Хот (штат Индиана). Жили Драйзеры бедно. Глава семейства брался за любую работу, но денег на содержание девятерых детей катастрофически не хватало. В связи с плачевностью материального положения будущий писатель по окончании школы покинул отчий дом и уехал в Чикаго на заработки. Там не боявшийся тяжелого труда парень успел поработать и уборщиком в ресторане, и разнорабочим в лавке, и даже грузчиком.

Родители Теодора Драйзера

В 1889 году амбициозный юноша успешно сдал вступительные экзамены в Индианский университет в Блумингтоне. Правда, по причине отсутствия денег окончить учебное заведение Герману так и не удалось. В поисках лучшей жизни Драйзер переезжал из города в город. За годы скитаний (с 1892 по 1894 гг.) Теодор успел побывать репортером в газетах Питтсбурга, Толедо, Чикаго, Сент-Луиса и Нью-Йорка.

Литература

Дебютный роман «Сестра Керри» увидел свет в 1900 году. В основе сюжета – история провинциальной дeвyшки Каролины (Керри) Мибер, которая в поисках лучшей жизни приехала в Чикаго. В произведении отчетливо прослеживается традиционный для американского автора мотив денег. Писатель в красках описывает те низости, на которые способен пойти человек ради собственного благосостояния.

Портрет Теодора Драйзера в молодости

Ключевым персонажам романа – Керри и двоим мужчинам (Друэ и Герствуд), сыгравшим в ее жизни определяющую роль, – физиологически чужды привязанность, признательность, истинная благодарность, сострадание и любовь. Все трое заботятся лишь о собственной выгоде и в любой момент в угоду своим интересам готовы пойти по головам.

Дом Теодора Драйзера

Вторая работа – «Дженни Герхардт» – была опубликована в 1911 году. В произведении речь идет о милой, но бедной как церковная мышь дeвyшке с комплексом жертвы, которая ради благополучия близких переходит в статус содержанки. В 1912 году в свет вышел первый роман из трилогии «Желание» – книга «Финансист». Произведение, в основу сюжета которого положена биография американского миллионера Чарльза Йеркса, рассказывает читателям историю жизни Фрэнка Каупервуда.

Теодор Драйзер в молодости

Главный герой родился в семье мелкого банковского служащего, который по достижении сыном зрелого возраста устроил горячо любимое чадо на работу в фирму, в которой сам трудился. Зарекомендовавший себя в организации как талантливый коммерсант, Фрэнк через некоторое время уехал покорять Филадельфию. Там биржевой маклер провел пару удачных операций и стал миллионером. Новый статус позволил юному предпринимателю попасть в элитарные круги филадельфийского высшего общества.

Теодор Драйзер с сестрой

В книге, наряду с описанием финансовых махинаций главного героя, также проводится вторая сюжетная линия, повествующая о личной жизни Каупервуда. Драйзер описывал персонажа своего романа без прикрас, наделяя его как положительными, так и отрицательными качествами. В конце концов не желавшая считаться с общепринятыми принципами и правилами поведения в высшем обществе, бунтарская натура Фрэнка доводит его до тюрьмы.

Книги Теодора Драйзера

Действия следующего романа «Титан» 1914 года разворачиваются в Чикаго. Не умеющий делать выводы Фрэнк возвращается в родную ему среду махинаторства. Теперь его цель – газовые и трaнcпортные компании. Финансовый гений выбирает для себя метод кнута и пряника. Одних чиновников он подкупает, а других запугивает. Конкуренты, чьи интересы ненароком задел коммерсант, вступают с неугодным предпринимателем в ожесточенную войну за власть.

Трилогия «Желание» Теодора Драйзера

Фрэнк Каупервуд проигрывает сражение и уходит в тень. В этот же период и в семейной жизни главного героя наступает черная полоса. Жена, прознав о связи супруга с молоденькой девчушкой, пытается покончить с собой. Фрэнк спасает благоверную и уговаривает ее уехать вместе с ним в Лондон, где, по его заверениям, они начнут новую жизнь.

Книга Теодора Драйзера «Гений»

Действия третьего, заключительного романа «Стоик» (издан уже после cмepти писателя в 1947 году) разворачиваются в столице Франции. Там Каупервуд занимается строительством линии метрополитена. Несмотря на солидный возраст, баловень судьбы все так же пытается положить в свой карман все деньги мира. На этот раз в его планы вмешивается болезнь почек. После очередного обострения мужчина, чьи амбиции не позволили ему прожить счастливую и спокойную жизнь, умирает, успев перед кончиной исповедаться в грехах перед супругой и любовницей.

Книга Теодора Драйзера «Оплот»

Между публикациями книг серии «Желание» на прилавки вышли «Гений» (1915 год), «Американская трагедия» (1925 год) и «Оплот» (1946 год). Наполовину автобиографический роман «Гений» знакомит читателя с жизнью художника Юджина Витлы, личность которого претерпевает изменения, когда тот попадает в буржуазную среду. Весь жизненный путь Юджина, описанный в романе, Драйзер разделяет на три этапа: юность, борьба, бунт. История, сотканная из творчества и страстей, из любви к женщинам и живописи, из головокружительного успеха и горьких падений, не оставит никого равнодушным.

Теодор Драйзер

В основе сюжета второй работы («Американская трагедия») – реальные события, произошедшие в Америке в 1906 году. Данное произведение логически можно разделить на три части. В первой читатель знакомится с главным героем Клайдом Гриффитсом, который вместе со своей набожной семьей путешествует по городам Америки с религиозной миссией. Живущему в бедности юноше чуждо мировосприятие родителей, которые считают своим долгом наставить на путь истинный как можно большее количество человек.

Роман Теодора Драйзера «Американская трагедия»

Молодой парень, всей душой стремившийся к лучшей жизни, устроился рассыльным в отель, где новые друзья приобщили не знающего хорошей жизни парня к алкоголю и посещению пpocтитуток. Стремление наблюдавшего за праздным времяпрепровождением состоятельных постояльцев Клайда к богатству неумолимо росло. Вторая часть романа начинается в Чикаго. Именно туда главный герой бежал после произошедшего с ним в родных краях неприятного инцидента.

Книга Теодора Драйзера «Американская трагедия»

В городе больших возможностей он познакомился со своим дядей, который предложил ему работу на фабрике по производству воротничков. Гриффитс принял предложение и незамедлительно переехал в Ликург (штат Нью-Йорк). На производстве трудолюбивый юноша в кратчайшие сроки добивается повышения. В этот же период и его личная жизнь претерпевает изменения. Он влюбляется в свою подчиненную — Роберту — и, добиваясь расположения скромной барышни, остывает к некогда вызывающей в нем интерес особе. Затем в его жизни появляется своенравная аристократка Сондра.

Читайте также  Мурило бенисио - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Писатель Теодор Драйзер

Третья часть посвящена метаниям Гриффитса между богатой кoкeткой и любящей его бескорыстной любовью дeвyшкой. Ситуация осложняется тем, что Роберта носит под сердцем ребенка, поэтому просто так уйти от нее Клайд не может. В книге «Оплот» рассказывается история жизни принадлежащей к ортодоксальному религиозному течению квакеров семьи Барнсов. Конфликт поколений, связанный с взрослением пятерых детей, составляет центральную линию произведения.

Личная жизнь

Первой женой литературного гения была Сара Осборн Уайт. С рыжеволосой прелестницей писатель познакомился в 1893 году. Тогда молодому репортеру сент-луисской газеты «Репаблик» Теодору Драйзеру поручили сопровождать победительниц конкурса «Лучший учитель» на Чикагскую всемирную выставку. Среди призерш была и его будущая супруга. Простодушие, красота и застенчивость дeвyшки пленили писателя. В состоянии любовной эйфории пара помолвилась. Однако вскоре после этого прозаик стал замечать существенные различия между ним и возлюбленной.

Теодор Драйзер и жена Сара Осборн Уайт

Общество того времени осуждало физические контакты между не узаконившими свои отношения молодыми людьми. Драйзеру не была близка такая философия, а вот Уайт свято верила в институт бpaка и на протяжении пяти лет не подпускала к себе Теодора, заявляя, что иHTиMная близость произойдет только после свадьбы. 28 декабря 1898 года в Вашингтоне Герман Теодор Драйзер и Сара Осборн Уайт сочетались законным бpaком.

Поскольку писатель постоянно контактировал с тогдашней интеллектуальной богемой, он попытался ввести в этот круг и Сару. Попытка оказалась неудачной: дeвyшка не могла расслабиться в чуждой ей буржуазной атмосфере. Однако данное обстоятельство не мешало барышне с чисто женской проницательностью наблюдать неравнодушное отношение представительниц этого общества к ее мужу.

Теодор Драйзер и вторая жена Хелен Ричардсон

Достоверно известно, что в Нью-Йорке у Драйзера были другие женщины. Он быстро влюблялся и столь же быстро остывал. Так происходило до того момента, пока в жизни литератора не появилась Тельма Кудлипп. Тельма была дочерью одной из сотрудниц журнала, редактором которого являлся Драйзер. Герман признался жене, что воспылал чувствами к другой. В 1909 году состоялся их развод. Уже на закате жизни, в 1944 году, Теодор женился на своей двоюродной сестре Хелен Ричардсон.

Смерть

Теодор Драйзер скончался от сердечной недостаточности 28 декабря 1945 года в Лос-Анджелесе (штат Калифорния).

Могила Теодора Драйзера

Творческое наследие писателя сохранилось в сборниках романов и рассказов. Помимо прочего, в 1931 и 1951 годах в США режиссерами Джозефом фон Штернбергом и Джорджем Стивенсом по мотивам романа прозаика «Американская трагедия» были сняли фильмы. Также были экранизированы произведения писателя «Дженни Герхардт» (1933 год) и «Сестра Кэрри» (1952 год).

Драйзер возвращается

28 декабря 1945 года один из посвященных Драйзеру некрологов начинался словами: «Драйзер был великим писателем, не умевшим писать». И это мнение, повторенное, так или иначе, во многих вариантах, стало клеймом на имени Драйзера. Его и при жизни многие критики считали журналистом, а не писателем. Об этом, в связи с другим событием, вспоминает автор новой, только что вышедшей биографии Драйзера, профессор Джером Лавинг: «Когда Труман Капоте написал «Обыкновенное убийство», и роман обсуждала критика, вспомнили дебаты вокруг романа Драйзера «Американская трагедия», в основу которого тоже легло реальное преступление. Некоторые критики писали даже, что эту книгу нельзя выдавать за художественную литературу, настолько она близка к газетному изложению фактов. Даже ненадолго появился термин, обозначающий этот новый жанр — «фэкшн». Термин, смешанный из слов «факт» и «фикшн», то есть — художественная литература».Созданные Драйзером портреты и его анализ американского общества так же злободневен сейчас, как и 70 лет назад. Это история о том, как знаменитая американская мечта может обернуться ночным кошмаром.

Великий писатель, не умевший писать

Мнение о Драйзере как о слабом писателе утвердилось на полвека. Читатели начисто забыли о тех, кто его ценил. О Синклере Льюисе (Sinclair Lewis), который в своей нобелевской речи сказал, что премия, по совести, должна была принадлежать Драйзеру, о критике Генри Менкине, который боролся за Драйзера с цензурой, о Роберте Пенн Уоррене, который написал в 1971 году книгу «Дань Теодору Драйзеру». Романы Драйзера превратились в обузу школьных программ по литературе. Уже с 60-х годов мало кто заглядывал в эти старомодные книги. А зря.

«Когда Кэролайн Мибер вошла в поезд, идущий в Чикаго, ее багаж помещался в маленьком саквояже, а в сумочке лежало 4 доллара и адрес старшей сестры. Ей было 18 лет. Она была одновременно яркой и застенчивой, и полной иллюзий, которые питаются юностью и невежеством. Слеза, в ответ на прощальный материнский поцелуй, комок в горле, когда вагон простукал мимо мельницы, на которой работал отец, легкая грусть при взгляде на знакомую зелень родного городка и нити, непрочно привязывающие ее к детству и дому, были порваны напрочь. Что ее ждало впереди? Когда 18-летняя дeвyшка попадает из глуши в большой город, она может оказаться в заботливых руках и расцвести, или она может быстро поддаться расхожим космополитским стандартам и испортиться. Для золотой середины в большом городе нет условий. Там дуют слишком сильные ветры. Там гибель естественного, не развитого культурой ума, часто вызвана силами, недоступными пониманию. Сверкание огней, мешанина звуков, рев жизни, необъятность человеческих ульев сбивает с толку все пять изумленных органов чувств новичка. Без мудрого проводника, какие только чудовищные интерпретации добра и зла не нашепчут в беззащитное ухо! Неоцененные за то, чем они являются, провинциальные красавицы сдают позиции, слабеют и, в конце концов, усваивают извpaщeнные представления о самых естественных и простых вещах».

Мне этот отрывок из Драйзера — начало романа «Сестра Кэрри» — кажется не только мудрым, но и пронзительно написанным. Критик журнала «The Nation» Ричарда Лингеман (Richard Lingeman) считает, что утверждение — «Драйзер — слабый стилист» — клише: «У Драйзера, действительно, есть странные фразы, не музыкальные, даже, формально, не очень грамотные. Но такие ему и нужны для создания того эффекта, который он задумал. Это не плохой стиль, это его стиль. Мы не раз встречались с этим в литературе. Достоевского постоянно обвиняли в неуклюжести стиля, у Уолта Уитмена много странных, не певучих, не поэтичных фраз. Стиль Драйзера не от неумелости. Он добавляет его вещам силы. Надо сказать, что Теодор Драйзер, действительно, был не очень грамотным человеком. Он даже нанимал редакторов для исправления его грамматики. Но не стиля. Если их поправки меняли смысл или интонацию фразы, он восстанавливал свой вариант».

Писатель-реалист

И при жизни, и после cмepти Теодор Драйзер был увешан ярлыками. И главным был ярлык писателя-реалиста, первого в Америке. Это мнение о Драйзере сформулировал в свое время критик журнала «New England review» Стивен Донадио: «Бальзак, Золя, Стендаль описали еще до Драйзера отнюдь не исключительную американскую страсть — всеми правдами и неправдами попасть на вершину общественной лестницы. Эти писатели были известны в Америке, но их традиция тут не приживалась. Общий тон нашей литературы был викторианским, то есть романтическим. До Драйзера считалось, что в Америке, в отличие от Старого Света, успех и благосостояние заpaбатываются честным трудом, а любовь — добродетелями и верностью. Это была знаменитая американская мечта. Такой взгляд был завещан Бенджамином Франклином. Не то — у Драйзера. В «Американской трагедии», например, герой работает в отеле и видит, что его суточные, чаевые, доставшиеся ему за мелкие услуги, превышают недельный заработок всей его семьи. Это и другие наблюдения Драйзера, показывающие, что успех и богатство в Америке не даются честным трудом, в его время многим американцам казались оскорбительным цинизмом».

Но самым оскорбительно циничным и антиромантическим для большинства американцев начала века было отношение Драйзера к любви и к ceкcу.

Ричард Лингеман рассказывает, что его первый бpaк был неудачным: «Драйзер немедленно начал изменять жене. Она была, как и он, провинциалкой, учительницей, и не подпускала его к себе в течение трех лет ухаживаний. Его раскалившаяся страсть после свадьбы не нашла адекватного отклика. Вскоре он ушел от жены, хотя она, будучи католичкой, не давала ему развода, и переходил от одного романа к другому. Уже тогда он писал в дневнике, что не может удовлетвориться одной женщиной, как, по его мнению, и большинство мужчин. Он проклинал общество за лицемерие в этой сфере. Свои наблюдения над реальным положением вещей Драйзер не побоялся воплотить в литературной области.

«Сестра Кэрри»

В романе «Сестра Кэрри» (Sister Carrie) героиня, добропорядочная дeвyшка со среднего Запада, становится в Чикаго содержанкой coблaзнителя-коммивояжера. Книга, хоть и опубликованная, была признана настолько неприличной, что автор даже мог попасть за нее в тюрьму. Но он отказался переделывать текст. Для него лишение ceкcуальной свободы было cмepти подобно. Драйзер необычайно ценил творческое начало в человеке и считал, что ceкcуальная энергия напрямую связана с творчеством».

Когда роман «Сестра Кэрри» вышел в свет в 1900 году, он вызвал скандал, обернувшийся полным замалчиванием книги. В пуританской Америке не могли примириться с тем, что в романе падшая женщина оказывалась победительницей и что автор не наказывал порок. Критик Генри Менкен писал: «Хвалить этот роман почти так же опасно, как стрелять в президента». Почти все критики, обсуждавшие Драйзера, относили его к понятным и однозначным категориям. Например, одни считали его детерминистом и последователем философа Спенсера. И не без основания. Поскольку Драйзер часто утверждал предопределенность хода истории и повторял идею Спенсера о том, что в капиталистическом обществе выживает сильнейший и что так и должно быть. Другие, наоборот, называли его коммунистом, сторонником полного преобразования мира. И, опять, не без основания. Он ездил в Советский Союз в 1927 году, написал воспоминания, которые можно назвать просоветскими, а за год до cмepти вступил в коммунистическую партию. Однако и детерминизм, и реализм, и цинизм, и ceкcуальная свобода Драйзера были лишь половиной правды о нем, лишь частью его натуры. В той же «Сестре Кэрри» он описывает с горькой искренностью жертвенную любовь к Кэрри обеспеченного и благополучного метрдотеля Джорджа Герствуда. Вспомним сцену из фильма 1952 года «Кэрри», в которой Герствуд получает первое предупреждение от владельца ресторана:

Читайте также  Ольга куриленко - биография знаменитости, личная жизнь, дети

«— Я был на прекрасной пьесе «Дама с камелиями».— С женой?— Нет.— Джордж, что вы хотите, что вы ищете?— Всего.— Это опасно. Никто не может иметь всего. У вас есть все, что у других — хороший дом, хорошая должность, хорошие дети, устойчивый бpaк. Послушайте, Джордж, иногда полезно поговорить со старым опытным человеком.— Тут не о чем говорить.— О’кей. Одно только вам напомню, Джордж. Человек, работающий в ресторанном бизнесе, должен быть чрезвычайно осторожен. Тут нельзя перестараться».

Но Герствуд выбирает любовь, уходит к Кэрри и живет с ней в грехе, без денег, без возможности получить другую работу, без будущего.

Чарли Чаплин о Драйзере: «. добрый человек, кипящий от гнева»

Ричард Лингеман считает, что Драйзера великим знатоком человеческой природы: «Когда он начинал писать, все его концепции и теории, в том числе детерминизм, уступали место этому знанию и писательской интуиции».

В предисловии к переизданию «Американской трагедии» 1948 года критик Генри Менкин пишет: «В Драйзере жило репортерское, доходящее до нелепости уважение к факту». Менкин описал смешной эпизод в борьбе за публикацию романа Драйзера «Гений» в 1922 году, когда мopaльная цензура требовала купюр и Менкин вел переговоры: «Драйзер довольно легко согласился выбросить все куски, которые я не смог отстоять, но категорически отказался убрать эпизод, в котором герой инквизиторски задирает дeвyшке юбку. Я не видел логики в этом упорстве. «Это убрать невозможно! » — закричал Драйзер в ярости. «Да почему?!» — заорал я в ответ. И он сказал: «Потому что это случилось на самом деле!». Возможно, эпизод с юбкой — это один из тех необходимых штрихов, благодаря которым героев Драйзера не забыть».

Ричард Лингеман считает, что до Драйзера, когда в Америке царила викторианская литература, общество верило в нравственный смысл всего сущего: «Герой в произведениях того периода был всегда нравственным существом. Драйзеровский герой был игрушкой сил, которые ему неподвластны. За что на Драйзера и налепили ярлык детерминиста. Но дальше — явные противоречия в творчестве Драйзера, загадка для его толкователей. С одной стороны, никто так не описал трагедию бедности, униженности, безвыходности ситуации. С другой, никто так не опоэтизировал суперменство успешного бизнесмена, как тот же Драйзер в романе «Финансист». И ясно, что Драйзер понимал и тех, и других. Идентифицировал себя и с теми, и с другими. Потому он и был великим писателем, а не просто натуралистом и детерминистом».

Противоречивость, непоследовательность и горячая эмоциональность Драйзера были главными свойствами его таланта и его хаpaктера. Его ярость по поводу не столько даже экономического неравенства, сколько по поводу социального антагонизма в Америке, часто ослепляла его. Чарли Чаплин, друживший с Драйзером, говорил о нем: «Это добрый человек, постоянно кипящий от гнева». В 1927 году, после успеха «Американской трагедии» и взлета популярности, Драйзер поехал в советскую Россию.

Драйзер и Россия

Ричард Лингеман говорит, что в Советский Союз Драйзер поехал настроенный чрезвычайно скептически: «Его беспокоило уравнение индивидуальности, «большого ума и маленького», как он говорил. Кроме того, он с подозрением относился к любой догме, даже к той, в которую ему хотелось бы верить. Но, в общем, его русские дневники можно назвать просоветскими. Генри Менкин писал, что Драйзера в России так же распропагандировали, как и всех других западных гостей. Но случай с Драйзером был особый. Его нелегко было распропагандировать, но легко coблaзнить. В России у него была прелестная сопровождающая — американская коммунистка и переводчица Рут Кэнал, с которой у него немедленно начался роман. И Рут не столько убедила, сколько заразила его надеждой на то, что советский эксперимент может быть решением проблемы бедности. Но Драйзера невозможно представить настоящим коммунистом, поскольку он был индивидуалистом до мозга костей. Поэтому его близкие друзья, включая Менкина, никогда не принимали всерьез его приверженность коммунизму».

Непоследовательность и противоречивость, в какой-то мере, загубила биографию Драйзера, но спасла его литературу. В 1939 году он уважительно отзывался о мудрости Гитлера. А когда узнал, что Гитлер напал на Сталина, серьезно заболел. За год до cмepти, в 1944 году Драйзер вступил в коммунистическую партию.

Другое дело — литература. Менкин писал после cмepти Драйзера: «К старости он испугался безверия и поддался сияющим обещаниям марксистского Евангелия. Но в своих романах он никогда не объяснял агонию человечества социальной системой или злобной волей экономических роялистов. Он направлял свой взгляд вверх, пытаясь разглядеть знаки непонятной воли или грубого просчета Бога, ответственного за все человеческие комплексы, страсти, гормоны и склонность к пустым мечтам».

В России мое поколение изучало по Драйзеру Америку. Но в Америке Драйзер был надолго забыт, как и вся, так называемая, реалистическая литература начала века. Однако год 60-летия со дня cмepти Драйзера отмечен новым интересом к нему. Вышла его новая биография «Последний Титан». Кинорежиссер Вуди Аллен поставил фильм, который пpaктически повторяет сюжет «Американской трагедии». И, наконец, в нью-йоркском театре «Метрополитен» по «Американской трагедии» поставили оперу. Что-то вновь стало злободневным в романах Дразйера. Может быть, титаны и гиганты корпораций заменили собой красочных каупервудов Драйзера.

Ричард Лингеман считает, что Драйзер и его истории все еще с нами: «Его портреты и его анализ нашего общества так же злободневен сейчас, как и 70 лет назад. Это история о том, как знаменитая американская мечта может обернуться ночным кошмаром».

Теодор Драйзер: книги, биография, личная жизнь

14.03.2019, 10:17 14.03.2019, 10:17

Теодор Драйзер — американский писатель и журналист, родился в штате Индиана, в городе Терре-Хот двадцать седьмого августа 1871 года, а умер в Голливуде двадцать восьмого декабря 1945 году.

Теодор Драйзер биография и личная жизнь

Теодор родился в очень религиозной семье, в которой отец был благочестивый католик, а мать приняла католицизм, дeвyшка была из меннонских фермеров.

Всего детей в семье было тринадцать, Теодор был двенадцатым и девятым из тех, кто пережил младенчество.

О его детстве и юности вы можете прочитать в двух его автобиографических книгах — «Рассвет» и «Газетные дни».

С 1899 по 1890 Теодор Драйзер учился в Университете Индианы, помимо учебы юноша писал статьи на разные темы, а через какое-то время стал репортером в Chicago Globe and St. Louis Globe-Democrat. Писал в этих газетах о преступлениях, политических событиях, о писателях, таких как Натаниэль Хортон и Уильям Дин Хауэллс. Кроме этого брал интервью у общественных деятелей: Эндрю Карнеги и Томаса Эдисона.

В 1898 году, Теодор женился на прекрасной Саре Уайт, с которой разошёлся в 1909 году.

С 1919 года Драйзер стал жить со своей двоюродной сестрой Хелен Ричардсон (1894—1955), на которой в конце концов женился в 1944 году.

Теодор Драйзер, книги

Драйзер — художник-натуралист. Он строит свои произведения на колоссальном материале наблюдений и опыта. Его искусство — это искусство точного до скрупулезности изображения, искусство фактов и вещей. Драйзер передаёт быт во всех его мельчайших подробностях: он вводит документы, иногда почти целиком взятые из действительности (письма Роберты Олден в «Американской трагедии» приводятся почти целиком), цитирует прессу, пространно объясняет биржевые спекуляции своих героев, внимательно прослеживает развитие их деловых предприятий и т. д. Американские критики неоднократно обвиняли Драйзера в отсутствии стиля, не понимая его особой природы.

Основываясь на интенсивной журналистской работе, он с большим удовольствием описал динамичное развитие Чикаго, крайнюю нищету и чрезвычайное богатство. Теодор был пионером натуралистического направления в США, увлеченный романами Золя и Бальзака. Он часто обращался к проблеме социального неравенства. Драйзер оказал большое влияние на следующее поколение, хотя критики иногда обвиняют его в тяжелом стиле или вообще его отсутствии и длительной агонии.

Его первый роман, «Сестра Кэрри» (1900), рассказывает историю 18-летней дeвoчки, которая сбегает из деревни в Чикаго, становится слугой, переезжает со своим любовником в Нью-Йорк и становится популярной актрисой (фильм Уайлера 1952 года).

Тема «Американской трагедии» — погоня за удачей: молодой мальчик убивает бедную невесту во время беременности, когда появляется перспектива жениться на богатой дeвyшке.

В свою очередь, так называемые «Трилогия желаний» («Финансист» , «Титан» и «Стоик») — это история о жизни чикагского финансового магната, по образцу биографии Йерксав.

Трилогия желаний

В 1912 году в свет вышел первый роман из трилогии «Желание» – книга «Финансист». Произведение, в основу сюжета которого положена биография американского миллионера Чарльза Йеркса, рассказывает читателям историю жизни Фрэнка Каупервуда.

Главный герой родился в семье мелкого банковского служащего, который по достижении сыном зрелого возраста устроил горячо любимое чадо на работу в фирму, в которой сам трудился. Зарекомендовавший себя в организации как талантливый коммерсант, Фрэнк через некоторое время уехал покорять Филадельфию. Там биржевой маклер провел пару удачных операций и стал миллионером. Новый статус позволил юному предпринимателю попасть в элитарные круги филадельфийского высшего общества.

В книге, наряду с описанием финансовых махинаций главного героя, также проводится вторая сюжетная линия, повествующая о личной жизни Каупервуда. Драйзер описывал персонажа своего романа без прикрас, наделяя его как положительными, так и отрицательными качествами. В конце концов не желавшая считаться с общепринятыми принципами и правилами поведения в высшем обществе, бунтарская натура Фрэнка доводит его до тюрьмы.

Действия следующего романа «Титан» 1914 года разворачиваются в Чикаго. Не умеющий делать выводы Фрэнк возвращается в родную ему среду махинаторства. Теперь его цель – газовые и трaнcпортные компании. Финансовый гений выбирает для себя метод кнута и пряника. Одних чиновников он подкупает, а других запугивает. Конкуренты, чьи интересы ненароком задел коммерсант, вступают с неугодным предпринимателем в ожесточенную войну за власть.

Фрэнк Каупервуд проигрывает сражение и уходит в тень. В этот же период и в семейной жизни главного героя наступает черная полоса. Жена, прознав о связи супруга с молоденькой девчушкой, пытается покончить с собой. Фрэнк спасает благоверную и уговаривает ее уехать вместе с ним в Лондон, где, по его заверениям, они начнут новую жизнь.

Действия третьего, заключительного романа «Стоик» (издан уже после cмepти писателя в 1947 году) разворачиваются в столице Франции. Там Каупервуд занимается строительством линии метрополитена. Несмотря на солидный возраст, баловень судьбы все так же пытается положить в свой карман все деньги мира. На этот раз в его планы вмешивается болезнь почек. После очередного обострения мужчина, чьи амбиции не позволили ему прожить счастливую и спокойную жизнь, умирает, успев перед кончиной исповедаться в грехах перед супругой и любовницей.

Читайте также  Michael jackson - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Сам Драйзер должен был справиться с цензурой (некоторые книги, издавались в Англии) и финансовыми трудностями — ранние книги не продавались хорошо, несмотря на критику, поэтому он продолжал писать в прессу, он также был редактором в различных журналах, в том числе престижный женский журнал Delineator в Нью-Йорке (1907-10). В 1911-25 он опубликовал 14 книг, преодолевая писательский кризис, вызванный проблемами с освобождением сестры Кэрри.

В 1944 году Американская академия искусств и литературы наградила Драйзера почётной золотой медалью «за выдающиеся достижения в области искусства и литературы».

В 1945 году двадцать восьмого декабря Теодор Драйзер скончался от сердечной недостаточности в Голливуде, штат Калифорния, США.

Теодор Драйзер – биография, фото, личная жизнь, книги

Теодор Драйзер: биография

Один из самых ярких представителей классической школы натурализма Теодор Драйзер пришел в литературу, когда читатели всего мира уже с головой были погружены в произведения Гэмлина Гарленда, Стивена Крейна и Фрэнка Норриса.

Теодор Драйзер

Писатель, развивший в работах основные идеи творчества современников, на примере конкретной человеческой жизни изучал сплетение сил природы и социальных тенденций. Будучи романистом, Драйзер не забывал и о теме «проклятия плоти», неизменно сострадая героям своих творений.

Детство и юность

Теодор Герман Альберт Драйзер родился 27 августа 1871 года в расположенном на Среднем Западе городе Терре-Хот (штат Индиана). Жили Драйзеры бедно. Глава семейства брался за любую работу, но денег на содержание девятерых детей катастрофически не хватало. В связи с плачевностью материального положения будущий писатель по окончании школы покинул отчий дом и уехал в Чикаго на заработки. Там не боявшийся тяжелого труда парень успел поработать и уборщиком в ресторане, и разнорабочим в лавке, и даже грузчиком.

Родители Теодора Драйзера

В 1889 году амбициозный юноша успешно сдал вступительные экзамены в Индианский университет в Блумингтоне. Правда, по причине отсутствия денег окончить учебное заведение Герману так и не удалось. В поисках лучшей жизни Драйзер переезжал из города в город. За годы скитаний (с 1892 по 1894 гг.) Теодор успел побывать репортером в газетах Питтсбурга, Толедо, Чикаго, Сент-Луиса и Нью-Йорка.

Литература

Дебютный роман «Сестра Керри» увидел свет в 1900 году. В основе сюжета – история провинциальной дeвyшки Каролины (Керри) Мибер, которая в поисках лучшей жизни приехала в Чикаго. В произведении отчетливо прослеживается традиционный для американского автора мотив денег. Писатель в красках описывает те низости, на которые способен пойти человек ради собственного благосостояния.

Портрет Теодора Драйзера в молодости

Ключевым персонажам романа – Керри и двоим мужчинам (Друэ и Герствуд), сыгравшим в ее жизни определяющую роль, – физиологически чужды привязанность, признательность, истинная благодарность, сострадание и любовь. Все трое заботятся лишь о собственной выгоде и в любой момент в угоду своим интересам готовы пойти по головам.

Дом Теодора Драйзера

Вторая работа – «Дженни Герхардт» – была опубликована в 1911 году. В произведении речь идет о милой, но бедной как церковная мышь дeвyшке с комплексом жертвы, которая ради благополучия близких переходит в статус содержанки. В 1912 году в свет вышел первый роман из трилогии «Желание» – книга «Финансист». Произведение, в основу сюжета которого положена биография американского миллионера Чарльза Йеркса, рассказывает читателям историю жизни Фрэнка Каупервуда.

Теодор Драйзер в молодости

Главный герой родился в семье мелкого банковского служащего, который по достижении сыном зрелого возраста устроил горячо любимое чадо на работу в фирму, в которой сам трудился. Зарекомендовавший себя в организации как талантливый коммерсант, Фрэнк через некоторое время уехал покорять Филадельфию. Там биржевой маклер провел пару удачных операций и стал миллионером. Новый статус позволил юному предпринимателю попасть в элитарные круги филадельфийского высшего общества.

Теодор Драйзер с сестрой

В книге, наряду с описанием финансовых махинаций главного героя, также проводится вторая сюжетная линия, повествующая о личной жизни Каупервуда. Драйзер описывал персонажа своего романа без прикрас, наделяя его как положительными, так и отрицательными качествами. В конце концов не желавшая считаться с общепринятыми принципами и правилами поведения в высшем обществе, бунтарская натура Фрэнка доводит его до тюрьмы.

Книги Теодора Драйзера

Действия следующего романа «Титан» 1914 года разворачиваются в Чикаго. Не умеющий делать выводы Фрэнк возвращается в родную ему среду махинаторства. Теперь его цель – газовые и трaнcпортные компании. Финансовый гений выбирает для себя метод кнута и пряника. Одних чиновников он подкупает, а других запугивает. Конкуренты, чьи интересы ненароком задел коммерсант, вступают с неугодным предпринимателем в ожесточенную войну за власть.

Трилогия «Желание» Теодора Драйзера

Фрэнк Каупервуд проигрывает сражение и уходит в тень. В этот же период и в семейной жизни главного героя наступает черная полоса. Жена, прознав о связи супруга с молоденькой девчушкой, пытается покончить с собой. Фрэнк спасает благоверную и уговаривает ее уехать вместе с ним в Лондон, где, по его заверениям, они начнут новую жизнь.

Книга Теодора Драйзера «Гений»

Действия третьего, заключительного романа «Стоик» (издан уже после cмepти писателя в 1947 году) разворачиваются в столице Франции. Там Каупервуд занимается строительством линии метрополитена. Несмотря на солидный возраст, баловень судьбы все так же пытается положить в свой карман все деньги мира. На этот раз в его планы вмешивается болезнь почек. После очередного обострения мужчина, чьи амбиции не позволили ему прожить счастливую и спокойную жизнь, умирает, успев перед кончиной исповедаться в грехах перед супругой и любовницей.

Книга Теодора Драйзера «Оплот»

Между публикациями книг серии «Желание» на прилавки вышли «Гений» (1915 год), «Американская трагедия» (1925 год) и «Оплот» (1946 год). Наполовину автобиографический роман «Гений» знакомит читателя с жизнью художника Юджина Витлы, личность которого претерпевает изменения, когда тот попадает в буржуазную среду. Весь жизненный путь Юджина, описанный в романе, Драйзер разделяет на три этапа: юность, борьба, бунт. История, сотканная из творчества и страстей, из любви к женщинам и живописи, из головокружительного успеха и горьких падений, не оставит никого равнодушным.

Теодор Драйзер

В основе сюжета второй работы («Американская трагедия») – реальные события, произошедшие в Америке в 1906 году. Данное произведение логически можно разделить на три части. В первой читатель знакомится с главным героем Клайдом Гриффитсом, который вместе со своей набожной семьей путешествует по городам Америки с религиозной миссией. Живущему в бедности юноше чуждо мировосприятие родителей, которые считают своим долгом наставить на путь истинный как можно большее количество человек.

Роман Теодора Драйзера «Американская трагедия»

Молодой парень, всей душой стремившийся к лучшей жизни, устроился рассыльным в отель, где новые друзья приобщили не знающего хорошей жизни парня к алкоголю и посещению пpocтитуток. Стремление наблюдавшего за праздным времяпрепровождением состоятельных постояльцев Клайда к богатству неумолимо росло. Вторая часть романа начинается в Чикаго. Именно туда главный герой бежал после произошедшего с ним в родных краях неприятного инцидента.

Книга Теодора Драйзера «Американская трагедия»

В городе больших возможностей он познакомился со своим дядей, который предложил ему работу на фабрике по производству воротничков. Гриффитс принял предложение и незамедлительно переехал в Ликург (штат Нью-Йорк). На производстве трудолюбивый юноша в кратчайшие сроки добивается повышения. В этот же период и его личная жизнь претерпевает изменения. Он влюбляется в свою подчиненную — Роберту — и, добиваясь расположения скромной барышни, остывает к некогда вызывающей в нем интерес особе. Затем в его жизни появляется своенравная аристократка Сондра.

Писатель Теодор Драйзер

Третья часть посвящена метаниям Гриффитса между богатой кoкeткой и любящей его бескорыстной любовью дeвyшкой. Ситуация осложняется тем, что Роберта носит под сердцем ребенка, поэтому просто так уйти от нее Клайд не может. В книге «Оплот» рассказывается история жизни принадлежащей к ортодоксальному религиозному течению квакеров семьи Барнсов. Конфликт поколений, связанный с взрослением пятерых детей, составляет центральную линию произведения.

Личная жизнь

Первой женой литературного гения была Сара Осборн Уайт. С рыжеволосой прелестницей писатель познакомился в 1893 году. Тогда молодому репортеру сент-луисской газеты «Репаблик» Теодору Драйзеру поручили сопровождать победительниц конкурса «Лучший учитель» на Чикагскую всемирную выставку. Среди призерш была и его будущая супруга. Простодушие, красота и застенчивость дeвyшки пленили писателя. В состоянии любовной эйфории пара помолвилась. Однако вскоре после этого прозаик стал замечать существенные различия между ним и возлюбленной.

Теодор Драйзер и жена Сара Осборн Уайт

Общество того времени осуждало физические контакты между не узаконившими свои отношения молодыми людьми. Драйзеру не была близка такая философия, а вот Уайт свято верила в институт бpaка и на протяжении пяти лет не подпускала к себе Теодора, заявляя, что иHTиMная близость произойдет только после свадьбы. 28 декабря 1898 года в Вашингтоне Герман Теодор Драйзер и Сара Осборн Уайт сочетались законным бpaком.

Теодор Драйзер в последние годы

Поскольку писатель постоянно контактировал с тогдашней интеллектуальной богемой, он попытался ввести в этот круг и Сару. Попытка оказалась неудачной: дeвyшка не могла расслабиться в чуждой ей буржуазной атмосфере. Однако данное обстоятельство не мешало барышне с чисто женской проницательностью наблюдать неравнодушное отношение представительниц этого общества к ее мужу.

Теодор Драйзер и вторая жена Хелен Ричардсон

Достоверно известно, что в Нью-Йорке у Драйзера были другие женщины. Он быстро влюблялся и столь же быстро остывал. Так происходило до того момента, пока в жизни литератора не появилась Тельма Кудлипп. Тельма была дочерью одной из сотрудниц журнала, редактором которого являлся Драйзер. Герман признался жене, что воспылал чувствами к другой. В 1909 году состоялся их развод. Уже на закате жизни, в 1944 году, Теодор женился на своей двоюродной сестре Хелен Ричардсон.

Смерть

Теодор Драйзер скончался от сердечной недостаточности 28 декабря 1945 года в Лос-Анджелесе (штат Калифорния).

Могила Теодора Драйзера

Творческое наследие писателя сохранилось в сборниках романов и рассказов. Помимо прочего, в 1931 и 1951 годах в США режиссерами Джозефом фон Штернбергом и Джорджем Стивенсом по мотивам романа прозаика «Американская трагедия» были сняли фильмы. Также были экранизированы произведения писателя «Дженни Герхардт» (1933 год) и «Сестра Кэрри» (1952 год).