Биографии    


Юрий Саульский — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Юрий Саульский — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Жена Юрия Саульского: личная жизнь, биография, фото

Личная жизнь и дети Юрия Саульского

Прекрасный советский и российский композитор Юрий Саульский (1928-2003) известен как один из первых джазменов страны, дирижер, автор песен, балетов и мюзиклов. В 1986 году он был награжден орденом «Дружбы народов», а в 1998 ему вручили орден «За заслуги перед Отечеством».

Творческий путь талантливого человека был ярким и светлым. Будучи человеком романтичным и влюбчивым он четыре раза женился.

Его четвертой супругой стала Татьяна Карева. Музыканта по образованию, женщину всегда привлекала журналистика. У Юрия Сергеевича была бурная и радостная личная жизнь. У него четверо детей и все они связали свою жизнь с творческими профессиями.

Старший сын, Игорь, родился в 1952 году. Он также как и знаменитый отец посвятил свою жизнь музыке. Игорь – гражданин России и США. В 1960 году Юрий Сергеевич стал отцом второго сына – Андрея. Мужчина – популярный фотохудожник и кинооператор.

В 1975 году родились двойняшки Роман и Анна. Младший сын музыканта – кинодокументалист. Единственная дочь музыканта посвятила себя телевидению.

Первая жена — Валентина Толкунова

Замечательная певица, Заслуженная, а также Народная артистка РСФСР, Заслуженная артистка Калмыцкой АССР Валентина Толкунова стала первой супругой композитора.

Певица родом из Армавира (Краснодарский край). Ранние годы своей жизни она провела в станице Белореченской, где служил ее отец Василий Андреевич Толкунов. Он работал военным железнодорожником. Евгения Николаевна, мама артистки, также работала на железнодорожной станции.

Семейство Толкуновых приехало из Забайкалья. Глава семьи родился в Саратовской области. У супругов было двое детей. Сергeй, брат Вали, младше ее на три года. Он также посвятил жизнь творчеству, став певцом и заслуженным артистом России.

Дирижерско-хоровое отделение МГИК стало тем местом учебы, которое Валя выбрала после окончания школы. Позже она получила второе специальное образование в Гнесинском училище.

Опыт работы певица начала получать после того, как стала участницей «ВИО-66». Руководителем оркестра был Саульский, с которым в дальнейшем артистка свяжет свою судьбу. В репертуаре певицы звучали джазовые композиции. Со временем Валентина решила заняться сольной карьерой.

Саульский – первый мужчина, который смог покорить сердце молодой певицы. Встретились они в оркестре, которым он руководил. Несмотря на большую разницу в возрасте, на тот момент Вале исполнилось 19 лет, а музыкант был на 18 лет старше, они поженились. К сожалению, их бpaк существовал недолго. Через 6 лет супруги развелись.

Вспоминая о своей жизни с композитором, певица рассказывала о том, что у нее к нему сразу возникли страстные чувства. Она была молода и неопытна, и в 20 лет выскочила замуж.

Влюбчивый мужчина, даже несмотря на то, что его супругой была молодая и красивая певица, изменил ей, встретив актрису Валентину Асланову. Он сразу же ушел из семьи, оставив ей кооперативную квартиру Союза композиторов, находящуюся в Каретном ряду.

Уход мужа оказался большой трагедией для певицы. Из депрессии она вышла благодаря новому увлечению. Им стал композитор Илья Катаев. Своей возлюбленной талантливый композитор написал несколько песен. А после его замечательной песни «Стою на полустаночке», певица приобрела всесоюзную славу.

Вторая жена — Валентина Асланова

Второй супругой композитора стала Заслуженная артистка Азербайджанской ССР (1976), Заслуженная артистка РФ (2000) Валентина Васильевна Асланова (Нехорошева).

Валентина появилась на свет 16.05.1945 года в столице Грузии. После окончания школы дeвyшка стала студенткой Школы-студии МХАТ. Ее курсом руководил А. М. Карев. Получив в 1966 году диплом, начинающая актриса вошла в труппу Московского Театра им. А.С. Пушкина, где сотрудничала с режиссером Б. Равенских.

Ее творческая жизнь была связана не только с театром, но и кинематографом. В 1966 году Асланова начала сниматься в кино. Ее первой картиной стал фильм «Восточный коридор». В 1970 году была выпущена экранизация спектакля «Верхом на дельфине», где она сыграла главную роль.

Известный композитор, влюбившись в прекрасную артистку, ушел от Толкуновой и предложил руку и сердце молодой актрисе. В бpaке они прожили недолго, всего лишь 4 года, но, несмотря на это, она любила Саульского всю свою жизнь.

Третья жена – Ольга Селезнева

Заслуженная артистка РФ (1995) Ольга Ивановна Селезнева была третьей супругой Юрия Саульского.

Селезнева родилась 01.05.1944 года. Мечтая об актерской карьере, Ольга в 1968 поступила в ГИТИС на актерский факультет. Ее педагогами были В.А. Орлов и М.О.Орлова. С первого года учебы она стала актрисой московского Театра им. М. Н. Ермоловой.

Творческая деятельность талантливой актрисы в 1995 году была отмечена высокой наградой – званием Заслуженная артистка РФ.

В 1970 году актриса увлеклась кинематографом. Многие помнят Селезневу по ролям в «Нечаянной любви», где она сыграла Свету, «Веришь-не веришь» и ее Дашу, невесту Окулича из «Белой земли», и Алевтину из «Северного варианта».

Супругой знаменитого композитора Селезнева была не долго. Но муж ушел красиво, так как он умел это делать. Без скандалов, который он на дух не переносил, и, оставив жене жилье. Кстати, друзья, подшучивая над щедрым бывшим мужем, нарекли его «почетным строителем Москвы».

Последняя жена Саульского — Татьяна Карева

Татьяна Николаевна Карева (1945) – женщина, которая смогла стать для Саульского настоящей спутницей жизни, соратницей, прожившей с ним в бpaке почти четверть века до самой cмepти композитора.

Кроме того, что день рождения супругов был в один и тот же день, они удивительно подходили и понимали друг друга. На многочисленных фотографиях пары сразу видно, насколько прекрасными были отношения этих людей. Юрий Сергеевич, благодаря заботам жены, всегда был стройным и изысканным.

Когда у Каревой спрашивают, как ей удалось прожить столько лет вместе, ведь мужчина всегда был влюбчивым и быстро расставался с предыдущими женами, женщина отвечает, что они предоставляли друг другу полную свободу. Очевидно, это и есть секрет построения крепких, долгих отношений.

Когда Юрий Сергеевич предупреждал жену, что куда-то уходит и когда вернется, не знает, Татьяна просто отвечала: «Хорошо!», и все. Женщина понимала, что являясь человеком знаменитым и публичным, он имеет право на свободу. Да и сама она, работая редактором, имела много дел и забот. Скорее всего, ошибкой прежних отношений было то, что жены не могли его с кем-то или чем-то делить.

Ревновала ли Татьяна Николаевна супруга? Утверждает, что нет. Свою позицию она объясняла тем, что у нее было понимание его принадлежности многим. Но если ей нужно было его найти, для нее это не составляло никакой трудности. Будучи журналистом, она могла найти кого угодно.

Когда-то муж уехал с концертами в Волгоград, он как-то затерялся и долго не давал о себе знать. Недолго думая, женщина связалась с администрацией города и попросила номера их гостиниц. На третьем номере она обнаружила пропажу. Когда Юрий Сергеевич поднял трубку, он был просто ошеломлен. В это время вся комaнда бурно праздновала удачные гастроли.

Больше всего Саульский не любил ссоры. Расставаясь с бывшими женами, он всегда старался сохранить нормальные человеческие отношения. Музыкант полагал, что если нет любви, зачем обязательно становиться врагами.

Это было и мнение Каревой. Она общалась с Толкуновой и Селезневой. Причем с последней она познакомилась через ее маму. Женщины понимали, что делить им нечего. Ну а остальные жены сами не стремились продолжать общение, по всей видимости, неприятный осадок от ухода мужа у них все-таки остался.

По мнению Татьяны Николаевны, жены продолжали его любить. Она это понимает, ведь он действительно был особенным мужчиной. Женщина вспоминает случай во время похорон композитора, когда Селезнева подошла попрощаться с бывшим мужем, она поблагодарила его за детей. Это чудо, что он смог подарить ей счастье материнства. Сама Карева не смогла родить мужу детей.

Был ли Саульский хорошим отцом? Бесспopно. Он с одинаковой любовью относился к каждому из своих четырех детей и всем помогал. Старшему сыну Игорю уже 51 год, он музыкант, как и его отец. В свое время он был одним из участников первого состава «Машины времени». Позже, с Александром Градским он организовал другую группу.

Когда Игорь перебрался в Америку, понял, что музыкой сыт не будешь, поэтому открыл собственный бизнес. Андрей, средний сын, получил образование оператора и фотохудожника. Некоторое время он тоже жил в США, но однажды, приехав в Москву, встретил свою любовь, и сейчас живет в столице. 28-летний Роман – выпускник режиссерского факультета ВГИКа, его сестра-близняшка Анна – сотрудник телевидения.

Читайте также  Инесса армaнд - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Было ли Юрию Сергеевичу просто расставаться с женами, он никогда не рассказывал. Но скорее всего, это не было просто. Женился он по любви. Обычно настоящие мужчины не женятся на тех, кого не любят. Это среди женского пола есть такие дамочки, которые готовы на бpaк без любви.

Саульский расставался с женами только тогда, когда переставал любить. Да и романы начинались только если сильно влюбится.

Юрий Сергеевич встретил Кареву, когда разошелся с последней супругой. Свадьбы у них не было, так как раньше каждый из них уже был в отношениях. Они просто пошли в ЗАГС, расписались и немного посидели в компании друзей. Татьяна Николаевна утверждает, что даже если бы они не расписывались, они все равно бы остались вместе на всю жизнь.

Оказывается, супруги оба родились 23 октября. Если говорить об их отношениях, то можно сказать, что у них было родство душ. Они оба знали чувство меры и одинаково относились к людям, а еще супруги почти всегда сходились во вкусах. Они были как брат и сестра, но только в противовес родным, у них были схожие хаpaктеры. Благодаря этому у них не было недопонимания.

Карева всегда следила за внешним видом мужа. Хотя тут у них часто вкусы расходились. Юрий Сергеевич, как человек творческий, любил быть в центре внимания, поэтому старался одеться ярче. Жена, в отличие от него, человек элегантный и сдержанный во вкусах.

Было между супругами и понимание в работе. Женщина тоже выпускница Гнесинки, она музыковед и композитор. То есть и профессия у них одинаковая. Единственное, что Карева сразу занялась журналисткой. Когда композитор слушал какое-то произведение, и ему это нравилось, он звал супругу и утверждал, что ей обязательно понравится. Их вкусы были идентичными. Мужчина любил музыку Фрадкина и Колмановского.

Как известно, Саульский боготворил джаз, хотя за одно это слово в 50-ые года могли назвать изменником. Его знаменитую песню «Черный кот» не признавали, называя антисоветчиной и безвкусием.

Однажды композитор присутствовал на разгромном худсовете. Когда он вышел, сразу закурил и пообещал Алексею Козлову, что никогда в жизни никого не будет травить. Он поклялся и выполнил свою клятву. Многие артисты знали о его нраве и принципах, поэтому пытались попасть на комиссию, где будет Саульский.

Были моменты, когда коллектив ему не нравился, но об этом не говорил, утверждая, что если это ничего не стоит, оно само разрушится. Жена была с ним совершенно согласна.

Юрия Сергеевича Саульского похоронили 03.09.2003 года. Ныне знаменитый композитор покоится в Москве на Ваганьковском кладбище.

Посмотрите видео. Мелодии Юрия Саульского (1978):

Юрий Саульский: личная жизнь (жена, дети)

  1. Личная жизнь Юрия Саульского
  2. Юрий Саульский и певица Валентина Толкунова
  3. Жены Юрия Саульского
  4. Краткая биография композитора

Один из первых джазменов СССР, Юрий Саульский был замечательным композитором, творчество которого отмечено Орденами: «Дружбы народов» (1986), и «За заслуги перед Отечеством» (1998). Путь в прекрасный мир музыки для него был ярким, как и вся жизнь. Музыкант был четырежды женат. Четвертая жена Юрия Саульского — Карева Татьяна, по образованию музыкант, по призванию — журналист.

На фото: Юрий Саульский

Личная жизнь Юрия Саульского

Юрий Саульский (1928-2003) был очень влюбчивым человеком. Личная жизнь заслуженного композитора была наполнена радостью. Дети Юрия Саульского: Игорь Юрьевич Саульский (1952) — музыкант, в настоящее время гражданин России и Америки. Андрей Юрьевич Саульский (1960) — известный кинооператор и востребованный фото художник. Близнецы: сын, Роман Юрьевич Саульский (1975) — кинодокументалист, и дочь — Анна Юрьевна Саульская (1975), работает на российском TV.

Старший сын Юрия Саульского — Игорь Саульский

Юрий Саульский и певица Валентина Толкунова

Первой женой Юрия Саульского была певица, Заслуженная артистка Калмыцкой АССР, Заслуженная, а также Народная артистка РСФСР, Валентина Толкунова. Этих талантливых людей объединил четырехлетний счастливый бpaк. Юрий стал для жены и другом, и наставником, и любимым. После того, как они расстались, Валентина принимала участие в его концертах, а он по-прежнему писал для нее песни.

На фото: Юрий Саульский и Валентина Толкунова

Жены Юрия Саульского

Второй женой Юрия Саульского стала замечательная актриса Валентина Асланова (16.05.1945, г. Тбилиси), заслуженная артистка Азербайджанской ССР (1976), которой в 2000 присвоено звание Заслуженной артистки РФ. С композитором и музыкантом Саульским Юрием Валентина прожила около четырех лет, но продолжала любить его всю жизнь.

Вторая жена Юрия Саульского, актриса Валентина Асланова в фильме «Верхом на Дельфине»

Третья жена Юрия Саульского — Ольга Селезнева (01.05.1944), актриса МХАТ. С Ольгой он прожил в бpaке не долго. Однако, расставаясь, каждой своей жене композитор оставлял кооперативную квартиру, за это друзья его в шутку называли «почетный строитель Москвы». Юрий не любил ссор, и со своими бывшими женами сохранял добрые взаимоотношения.

Третья жена Юрия Саульского, актриса Ольга Селезнева в фильме «В порядке исключения»

Самым продолжительным был его союз с Татьяной Николаевной Каревой (1945). Их бpaк длился без малого, четверть века. С Татьяной они не только родились в один день, но и были очень похожи; прекрасно понимали и любили друг друга. И в жизни, и на многочисленных архивных фото Юрий Сергеевич всегда выглядел элегантным и подтянутым.

Юрий Саульский с четвертой женой — Татьяной Николаевной Каревой

Краткая биография композитора

Юрий родился и обучался в столице. Его мать — Екатерина Юрьевна, прекрасно пела, а отец — Сергeй Васильевич, был юристом. В детстве Юра больше любил футбол, чем музыку, поэтому его маме стоило большого труда заставить сына учиться играть на рояле. Постепенно он увлекся джазом, несмотря на то, что в семье больше предпочитали классическую музыку.

Выпускники музыкального училища при московской консерватории имени П.И. Чайковского по классу валторны (Юрий Саульский — крайний справа)

Юношей он обучался в военно-музыкальном училище. В составе военного оркестра Юрий Саульский участвовал в знаменитом параде Победы, в 1945. Когда война закончилась будущий знаменитый композитор сначала закончил муз. училище по классу валторны, при Московской консерватории, а в 1954 году — консерваторию имени П.И.Чайковского.

Днем он обучался, а после — играл любимый джаз в знаменитом «Коктейль-холле», знакомый современникам по киноленте «Стиляги». Прекрасный музыкант, замечательный композитор, сочинивший около 110 синглов, Юрий Саульский написал музыку к десяти театральным постановкам и 39 кинолентам. Он удостоен 5 орденов, нескольких профессиональных и государственных наград, в том числе, звания Народного артиста РСФСР.

Юрий Саульский — биография, фото, творчество, личная жизнь

Юрий Саульский: биография

Юрий Саульский (годы жизни — 1928-2003) – отечественный музыкант, дирижер, композитор, автор множества песенных мелодий, композиций к спектаклям, фильмам, обладатель орденов и званий, включая звание народного артиста РСФСР.

Юрий Саульский появился на свет в Москве в 1938 году. Мама будущего композитора пела в хоре Свешникова, а отец, по профессии юрист, был также неплохим пианистом. Однако любовь к музыке в мальчике проснулась не сразу. Мать чуть ли не силой заставляла его заниматься на рояле, а Юра мечтал поскорее сбежать во двор к мальчишкам, чтобы поиграть в футбол.

Юрий Саульский в молодости

Хотя в доме отдавали предпочтение классике, паренек был очарован джазовыми мелодиями. Еще совсем юным он бегал слушать джаз в фойе кинотеатров «Художественный» и «Ударник». Затем была учеба в музыкальной школе имени Гнесиных, эвакуация и военное музыкальное училище. Пареньку даже довелось принять участие в параде Победы в 1945 году в составе военного оркестра.

Получив основы музыкального образования, Саульский не остановился на достигнутом. После войны он окончил музыкальное училище при Московской консерватории, а затем, в 1954 году, и саму консерваторию по курсам теории и композиции.

Музыкальная карьера

В молодости Юрий Саульский был увлечен джазом, который стремительно ворвался в Советский Союз через трофейные радиоприемники. Саульский играл джаз в легендарном «Коктейль-холле», который знаком современной публике по фильму «Стиляги».

Легендарный «Коктейль-холл»

В 1948 году джаз оказался под запретом, но Юрий Сергеевич не унывал: он всю жизнь оставался оптимистичным и жизнерадостным человеком, что отлично сочеталось с его многогранным талантом. Саульский днем учился в консерватории, а по вечерам играл джаз в маленьких ресторанчиках.

Читайте также  Александр гришин - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В 1954 году Юрий Саульский с отличием окончил консерваторию. Несмотря на «непопулярную» национальность (Саульский по матери – еврей) ему прочили блестящую карьеру музыковеда, но он выбрал эстраду.

Композитор Юрий Саульский

В течение последующих десяти лет Юрий Сергеевич побывал в роли музыкального руководителя оркестра Дмитрия Покрасса, джазового оркестра Эдди Рознера (исполнившего несколько композиций в аранжировке Саульского в фильме «Карнавальная ночь»), биг-бэнда «ЦДРИ», завоевавшего “серебро” на джазовом конкурсе Международного фестиваля 1957 года.

Вскоре биг-бэнд был расформирован по указанию «свыше», а сам Саульский остался без возможности устроиться куда-либо на работу официально. Но даже это не сломило неунывающего музыканта, он заpaбатывал на жизнь аранжировками без указания авторства.

Юрий Саульский

В 60-х годах опала закончилась, и творчество Юрия Саульского получило заслуженное признание. Он становится директором мюзик-холла, члeном Союза композиторов и создает легендарный «ВИО-66», где играли лучшие джазмены и дебютировала юная Валентина Толкунова.

После ухода с должности дирижера и аранжировщика «ВИО-66» в 1970 году Саульский работает композитором. Он пишет музыку к фильмам, спектаклям, песням, создает мюзикл и балет, сочиняет эстрадные и джазовые мелодии, инструментальные композиции.

Один только список песен, музыку к которым написал этот неутомимый, обаятельный и энергичный человек, включает несколько десятков наименований. Самые известные из них:

  • «Все скорей»;
  • «Счастливая колыбельная»;
  • «Черный кот»;
  • «Лесенка»;
  • «Снежинка»;
  • «Песня о дельфинах»;
  • «Осенняя мелодия»;
  • «Дети спят»;
  • «Татьянин день» и другие.

Юрий Саульский, будучи уже авторитетным композитором, всячески поддерживал начинающих музыкантов. Он стал одним из организаторов и члeнов жюри первого рок-фестиваля, прошедшего в 1980 году в Тбилиси, где на официальной сцене дебютировали группы «Машина времени», «Аквариум» и другие.

Юрий Саульский

В качестве председателя Международного джазового ангажемента Саульский организовывал джазовые фестивали в Москве и других городах, был председателем эстрадных фестивалей и конкурсов.

В 90-е годы Юрий Сергеевич преподавал, писал музыку, был музыкальным консультантом канала ОРТ, оставаясь и в жизни, и на фото, таким же энергичным и жизнерадостным.

Личная жизнь

Личная жизнь музыканта всегда била ключом, его любили все без исключения и, конечно, женщины. Саульский был женат несколько раз, у него четверо детей.

Юрий Саульский и Валентина Толкунова в молодости были не только коллегами, их объединяет четыре года бpaка.

Юрий Саульский и Валентина Толкунова

Далее был бpaк с Валентиной Аслановой, затем – с Ольгой Селезневой. С каждой из них композитор прожил не более четырех лет и каждый раз уходил, оставляя очередной супруге кооперативную квартиру, за что и получил шутливое прозвище «строитель Москвы».

Юрий Саульский с женой Татьяной

Самым счастливым стал союз Юрия Саульского с журналисткой Татьяной Каревой. Их бpaк продлился 24 года, вплоть до cмepти музыканта.

Похороны состоялись 3 сентября 2003 года. Могила Юрия Саульского находится на Ваганьковском кладбище столицы.

Юрий Саульский

Ю рий Саульский получил академическое музыкальное образование, однако его интересовала не только классика. Саульский дирижировал оркестром, заседал в жюри джазовых фестивалей, сочинял музыку для кино и театра, писал эстрадные песни. Всенародную славу ему принесла композиция «Черный кот» на слова Михаила Танича. Также он написал хиты «Татьянин день», «Я жду весну» и песню «Тополиный пух», которую исполнял Вадим Мулерман.

Джазовый дух свободы

Юрий Саульский родился 23 октября 1928 года. Еще в детстве мальчик увлекся музыкой: мать-хористка брала сына на спектакли, а отец любил играть дома на пианино. Самого Саульского больше привлекала не классика, а джаз. Он любил слушать импровизации ансамбля Александра Цфасмана и биг-бэнда Александра Варламова, выступления Леонида Утесова и оркестра под управлением Рея Нобла. Сфера его интересов мальчика была предопределена — и это была музыка.

В 1938 году Юрий Саульский поступил в школу Гнесиных по классу фортепиано. Перспективы юного пианиста были прекрасны. Однако произошел несчастный случай: он порезал палец, началось заражение крови. Руку врачам удалось спасти, но палец так и не сгибался. О карьере пианиста пришлось забыть, Саульского перевели в класс виолончели. Окончить школу Гнесиных юноша не успел: началась война.

Вместе с семьей он эвакуировался в Сибирь. Здесь Юрий Саульский поступил в военно-музыкальное училище по классу валторны. Во время Парада Победы на Красной площади 24 июня 1945 года он уже играл в сводном оркестре Московского военного округа.

В Москве Саульский поступил в Музыкальное училище при Московской консерватории по классу валторны. Инструмент так нравился молодому музыканту, что он также изучал искусство концертного исполнительства на валторне. Проучившись несколько лет по этой специальности, Саульский перешел на теоретико-композиторский факультет. По вечерам с друзьями-джазменами он выступал на самой популярной площадке того времени — в «Коктейль-холле», а утром спешил на занятия.

После войны джаз стал для молодого поколения символом мира и свободы. Однако официальное отношение к джазовой музыке в то время определяла статья Максима Горького: «Весь этот оскорбительный хаос бешеных звуков подчиняется ритму едва уловимому. И послушав эти вопли минуту-две, начинаешь невольно воображать, что это играет оркестр безумных. Они сошли с ума на ceкcуальной почве».

В 1946 году в Советском Союзе запретили многие музыкальные инструменты, из лексики убрали слово «джаз», а джазовые оркестры переименовали в «эстрадные». Этот период вошел в историю под названием «Эпоха разгибания саксофонов».

«Черный кот» Юрия Саульского

«Черный кот». Музыка Юрия Саульского, слова Михаила Танича, исполняет Тамара Миансарова

В 1954 году Юрий Саульский закончил консерваторию с красным дипломом — ему прочили карьеру академика-музыковеда. Но Саульский выбрал полузапрещенный джаз. Он отказался от гарантированного благополучия и согласился стать музыкальным руководителем оркестра Дмитрия Покрасса, а через год — самого известного в стране джазового оркестра Эдди Рознера. Вместе с коллективом Рознера он снялся в фильме «Карнавальная ночь» Эльдара Рязанова. В 1957 году Саульский перешел в молодежный биг-бэнд Центрального дома работников искусств (ЦДРИ). Дирижер постепенно заpaбатывал авторитет в музыкальной среде и в итоге стал известной фигурой в советском джазе.

В 1957 году в Москве прошел VI Всемирный фестиваль молодежи и студентов. В программе события был джазовый конкурс, в котором оркестр ЦДРИ под управлением Саульского стал призером. Однако вскоре после фестиваля газета «Советская культура» выпустила разгромную статью о выступлении молодых артистов: «Пагубный в искусстве пример утери самостоятельного творческого облика представляет собой, в частности, молодежно-эстрадный оркестр ЦДРИ, руководитель — Ю. Саульский. И манера исполнения — крикливая, грубая, физиологическая, рассчитанная на дешевый, «чисто джазовый» эффект. Мы с отвращением наблюдаем за длинноволосыми стилягами в утрированно узких брюках и экстравагантных пиджаках». Саульского объявили музыкальным антисоветчиком.

После этой публикации Юрий Саульский лишился официальной работы — в основном он брал частные заказы по аранжировке. В это сложное время вместе с Аркадием Островским он написал музыку для комедии «Девушка с гитарой». Картина была посвящена Всемирному фестивалю молодежи и студентов в Москве, поэтому для музыкального оформления Саульский переработал народные песни Польши, Румынии, Грузии. Также он сочинил для фильма композиции «Звучи, звени над миром эта песня», «Семь нот» и «То пришла любовь», которые исполнила Людмила Гурченко.

Опала длилась четыре года. В 1961 году Юрия Саульского назначили главным дирижером Московского мюзик-холла, а через год его приняли в Союз композиторов СССР. В 1963 году в творчестве Саульского произошло знаковое событие — он сочинил композицию «Черный кот» на слова поэта Михаила Танича. Песню впервые спела Тамара Миансарова. В ее исполнении «Черный кот» стал главным советским хитом. На Саульского обрушились всесоюзная слава и денежное благосостояние. В 1966 году Саульский написал музыку к фильму «Западня».

Известный джазовый композитор

В 1966 году Юрий Саульский создал вокально-инструментальный оркестр — «ВИО-66». Это было совершенно новое воплощение джазового коллектива: он состоял не только из биг-бенда, но и из вокальной группы. В его составе были лучшие джазмены той эпохи: Валентина Толкунова, Алексей Козлов, Игорь Бриль. Вскоре начались гастроли, и после первых выступлений артисты столкнулись с финансовыми трудностями. Поэтому композитору пришлось составить вторую песенную программу. В 1968 году для спектакля «Глазами клоуна» в Театре Моссовета Саульский сочинил музыку на стихи Григория Поженяна — «Вальс клоуна», «Молитва клоуна» и «Мари». Фонограмму к спектаклю записала группа «ВИО-66» под управлением самого композитора.

К концу 1960-х годов официальное отношение к джазу снова резко ухудшилось. Это время совпало с творческим кризисом Саульского — он не мог больше совмещать дирижерство и композиторство. К тому моменту он создал множество джазовых композиций и несколько известных эстрадных песен, музыку для кино и театра. В оркестре Саульский все больше занимался не творчеством, а был, скорее, администратором. В 1970 году он покинул коллектив, чтобы писать музыку.

Читайте также  Один байрон - биография знаменитости, личная жизнь, дети

В это время в СССР стали появляться контpaбандные пластинки с записями зарубежных рок-звезд. К 1970-м годам рок стал новой проблемой советской идеологии, а Юрий Саульский увлекся новым революционным направлением: он слушал отечественные группы «Машина времени», «Славяне», «Аквариум». Во многом благодаря Саульскому музыка вышла из подполья: в 1980 году композитор стал одним из организаторов и председателем жюри на первом рок-фестивале «Весенние ритмы» в Тбилиси. Многие рок-музыканты впервые попали на официальную сцену.

К началу 1980-х Юрий Саульский был известным композитором. Он написал музыку на стихи Евгения Евтушенко, Игоря Шаферана, Михаила Танича, Наума Олева и Леонида Завальнюка. Среди известных песен композитора — «Песня о дельфинах», «Осенняя мелодия», «Татьянин день». Также Саульский продолжал сотрудничать с театральными и кинорежиссерами. В его фильмографии к тому моменту было 14 картин, среди них — «Опровержение», «Стакан воды», «Безответная любовь», «В последнюю очередь». Однако композитор мечтал сочинить мюзикл. Случай представился в 1987 году: вместе с другими авторами он написал музыку к картине «Остров погибших кораблей».

К началу 1990-х без Юрия Саульского не обходилось ни одно светское мероприятие. Он был президентом Международного джазового ангажемента и проводил джаз-фестивали в Москве, Сочи, Оренбурге, Минске. Новых песен в этот период композитор уже почти не писал, зато сочинял новые джазовые композиции, выступал на концертах и фестивалях, работал художественным руководителем в Государственном музыкальном училище эстрады и джаза.

В 2002 году Юрий Саульский, уже тяжело больной, провел авторский концерт, посвященный закладке именной звезды на «Площади звезд». Здесь прозвучали его эстрадные песни, музыка из кинофильмов и джазовые композиции.

Юрий Саульский умер 28 августа 2003 года. Похоронили композитора на Ваганьковском кладбище.

Юрий саульский — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Родился 23 октября 1928 г. в Москве. Отец — Сергeй Василиевич (1889 г.рожд.). Мать — Екатерина Юрьевна (1904 г. рожд.). Жена — Карева Татьяна Николаевна (1945 г.рожд.). Дети: Игорь Юрьевич (1952 г.рожд.), Андрей Юрьевич (1960 г.рожд.), Роман Юрьевич (1975 г.рожд.), Анна Юрьевна (1975 г.рожд.). Коренной житель столицы, воспитанный в семье истинных интеллигентов — мама его пела в хоре Свешникова, а папа был не только хорошим юристом, но и прекрасным музыкантом-пианистом.

Закончив в 1954 году с отличием Московскую государственную консерваторию имени П.И. Чайковского, Юрий Саульский работал в первую голову музыкальным руководителем эстрадного оркестра Центрального дома культуры железнодорожников под управлением Д. Покраса, а потом Эстрадного оркестра под управлением Эдди Рознера. В 34 года Юрий Саульский — члeн Союза композиторов СССР и самый-самый имеющий известность и милый джазист страны.

С 1960 по 1962 г. — первый дирижер Московского мюзик-холла. В 1966 году он становится художественным руководителем и главным дирижером первого в нашей стране джаз-оркестра с вокальной группой «ВИА-66». Как композитор — песенник, Саульский — создатель одной из лучших антологий советской песни.

Юрий Саульский — автор балетов и мюзиклов, он написал навалом прекрасных мелодий к кинофильмам и театральным спектаклям. Одновременно он и автор многочисленных статей, учебных пособий для музыкальных заведений. Издано 5 авторских сборников песен композитора и 5 его авторских грампластинок, в конце 90-х годов — два авторских компакт-диска и одноименных компакт-кассет. Имя Саульского без малого на протяжении полувека не сходит с эстрадной сцены, радио, телевидения. Кстати, с 1996 года Саульский — мелодический консультант телеканала ОРТ. «Мы говорим Юрий Саульский, а подразумеваем джаз», оттого что тот самый дядя — и художественный глава Государственного музыкального училища эстрады и джаза, и президент Московского джазового ангажемента, и организатор джазовых фестивалей, и участник их — от Польши до Америки.

Ю.С.Саульский — автор многих песен, композиций для джаза и симфо-джаза. Широко известны и популярны его песни «Тополиный пух», «Снежинка», «Татьянин день», «Ничей», «Признание», «Сожалею», «Обычная история», «Дети спят», «Черный кот», «Осенняя мелодия», «Счастья тебе, почва моя», «Стара печаль», «Не покидает нас весна», «В урочный день» (КВН) и строй других, созданных в сотрудничестве с поэтами Л. Завальнюком, Е. Евтушенко, И. Шафераном, М. Таничем, В. Орловым, Н. Олевым и исполненных такими популярными исполнителями, как И. Кобзон, Л. Лещенко, Л. Долина, С. Ротару, А. Градский, Л. Кандалова, дуэтом С. Таюшев — Т. Рузавина, ансамблями «Воскресенье», «Ариэль» и «Самоцветы». Среди сочинений для джаза наиболее известны сюиты «Вся королевская рать» и «Джазовый калейдоскоп», баллада «Зеркало», композиции «Диалоги», «Предчувствие», «В раздумье», «Знакомство с оркестром», «Элегия», исполненные и записанные лучшими джазовыми музыкантами и оркестрами страны. Среди многих пьес для симфо-джаза нужно окрестить жутко популярную и весьма нередко звучащую «Воспоминание» и композицию для четырех саксофонов с оркестром «Каприччио».

Много и плодотворно композитор работает в области музыкального театра: им написан балет «Сеньора из Валенсии» (1981 г.), удачно поставленный в театрах страны, мюзиклы «Загадочный нищий» (1974 г.), «Сказка о потерянном времени» (1976 г.), «Крошка Цахес» (1993 г.). Среди многих работ для драматического театра следует прозвать музыку к спектаклям: «Глазами клоуна», «Старший сын», «Тень», «Прошлым летом в Чулимске», «Как дела, младой человек», «Пат или развлекуха королей», «Жизнь моя, иль ты приснилась мне», «Великая Екатерина» и многим другим. Композитором написана музыка ко многим кинофильмам: «Девушка с гитарой» (1958 г.), «Западня» (1963 г.), «У каждого своя дорога» (1965 г.), киномюзикл «Солнце, сызнова солнце» (1975 г.), «Стакан воды» (1979 г.), «Очная ставка», «Детский мир», «Хозяйка детского дома», «Женский день», «Дом на Рождественском бульваре», «Следопыт», «Без солнца» («На дне»), «Если б знать» («Три сестры»), «Кремлевские тайны XVI века», «Мещерские», музыку к 7-ми серийному кинофильму «Радости земные». Ю.Саульским написана музыка ко многим популярным мультфильмам и документальным лентам.

Им опубликован строй работ в области джазового и эстрадного искусства, посреди которых «Аранжировка для биг-бэнда» (учебное пособие для средних и высших музыкальных учебных заведений). Издано пять авторских сборников песен композитора и пять его авторских грампластинок. В 1998 году вышло два авторских компакт-диска и одноименных компакт-кассеты. Саульский — автор многочисленных статей, опубликованных в музыкальных периодических изданиях. В том числе в журналах «Музыкальная жизнь» и «Советская музыка», а кроме того в газетах «Культура», «Московский комсомолец» и многих других.

С 1987 по 1991 г. Ю.С.Саульский являлся Секретарем Союза композиторов СССР. С 1995 г. работает на ОРТ: с 1995 г. в качестве продюсера музыкальных программ, с 1996 г. является музыкальным консультантом этого телеканала. С 1996 г. — художественный начальник Государственного музыкального училища эстрады и джаза.

За заслуги в области музыкального искусства Ю.С. Саульскому в 1978 г. присвоено почетное звание «Заслуженный участник искусств Российской Федерации». В 1988 г. удостоен звания «Народный артист России». В 1986 г. он награжден орденом «Дружбы Народов». В связи с 70-летием со дня рождения Ю.С.Саульский удостоен звания Лауреата Премии Президента Российской Федерации и награжден орденом «За заслуги перед Отечеством IV степени».

Наряду с творческой деятельностью Ю.С. Саульский ведет большую общественную работу. В течение многих лет он возглавляет Комиссию джазовой музыки Союза композиторов Москвы, с 1990 г. является президентом «Московского джаз-ангажемента» — МДА. В настоящее время он члeн Попечительского совета Московского Английского клуба, члeн Президиума Комитета по Государственным премиям России, члeн Киноакадемии «Ника».

Любит театр, книги о театре, глубокую и талантливую классическую русскую и западную литературу. Регулярно читает аналитические обзоры российской и важный политики, публикуемые в периодической прессе, следит за теленовостями. Любит общение с друзьями и хорошее застолье — «существование прекрасна во всех ее проявлениях. «.