Paul Mauriat — биография знаменитости, личная жизнь, дети
Поль Мориа: биография и личная жизнь композитора
Французский дирижёр и аранжировщик Поль Мориа был чрезвычайно популярен в России. Его пластинки, выпускаемые огромнейшими тиражами фирмой «Мелодия», были пpaктически в каждом доме. Его музыка звучала с кино- и телеэкранов. Его детище – гранд-оркестр – знаком любителям музыки во всем мире. А творчество любимо не одним поколением.
Рождение большой мечты
Поль Мориа родился в Марселе 4 марта 1925 года. Он мог стать кем угодно, если бы не отец. Будучи почтовым служащим, он был увлечен музыкой, играл на разных музыкальных инструментах (рояле, арфе, гитаре). Природа наделила его еще и даром педагога.
Убедившись, что его трехлетний малыш Поль в состоянии воспроизвести на фортепиано мелодию, услышанную по радио, он сам учит мальчика музыке. В течение 6 лет в игровой форме ребенок осваивал серьезные вещи.
Стараниям отца Поль обязан, что музыка для него не стала забавой, а выросла сначала в серьезное увлечение, а позднее стала делом всей жизни. Уже известным дирижером, Мориа очень сожалел, что отцу не суждено было дожить до времени, когда его сын обрел всемирную славу.
Поль Мориа в молодости
События из жизни
Путь к славе не был простым. Возможно он стал бы великим пианистом, но у судьбы на него были другие планы. В жизнь юного музыканта буквально ворвался джаз, сразил его наповал своими ритмами.
- 1942 – в свои 17 он создал первый оркестр. Его музыканты, за исключением одного молодого парнишки, были взрослыми людьми, даже годились в деды и отцы. А в музыке, которую они играли, классика отлично уживалась с джазом. Своих постоянных слушателей новый оркестр обрел в лице посетителей мюзик-холлов и кабаре в годы Второй мировой войны. И все же это был только эксперимент.
- 1951 – Поль переезжает в Париж. В моду вошла совсем иная музыка, публика фанатеет от английских и американских бит-групп. А его вкусы остались все теми же сентиментальными. Он мечтает о большом оркестре. Но публике это неинтересно.
- 1957 – оркестр его распадается. А сам Мориа теперь аккомпаниатор и аранжировщик в звукозаписывающей компании «Barclay». Здесь он знакомится с Шарлем Азнавуром, они даже вместе работают над его песнями. Молодой талантливый музыкант сделал для Шарля и других французских исполнителей немало аранжировок для песен.
- 1962 – Мориа создает «Chariot», в сотрудничестве с Франком Пурселем, известным французским композитором. Это его первый хит, который завоевывает признание во многих странах мира.
- 1964-1965 – Поль работает с Раймоном Лефевром, французским аранжировщиком и композитором, над музыкальным сопровождением к кинокомедиям «Жандарм из Сен-Тропе» и «Жандарм в Нью-Йорке».
- 1965 – ему уже 40. Наконец, сбылась заветная мечта. Поль Мориа создает свое знаменитое на весь мир детище гранд-оркестр «Le Grand Orchestre de Paul Mauriat». А сам становится его дирижером. Уже давно в нем живет убеждение, что нет в музыкальном мире независимее человека, чем дирижер. Для многих стало неожиданностью, что оркестр Поля Мориа стал очень быстро набирать популярность. На его концерты зрители буквально валом валили. Музыка, которую играл этот коллектив, от капризов моды не зависела, она была настоящей.
- 1966 – начало сотрудничества с Мирей Матье.
- 1967 – Поль впервые в Советском Союзе. Он приезжает с Матье, как ее аккомпаниатор. С ними оркестр «Олимпия».
- 1968 – созданная Мориа оркестровая версия песни «Love is Blue» представлена в конкурсе «Евровидение-1967». Она поднимается на верхние строки хит-парадов США, покоряет множество других стран.
- 1969 – гранд-оркестр активно гастролирует по миру: Соединенные Штаты, Южная Корея, Япония, Канада, Бразилия и страны Латинской Америки.
- 1969-1972 – для Мирей Матье Поль пишет около пятидесяти песен и остается ее аккомпаниатором и директором.
- 1978 – Мориа второй раз приезжает в СССР. В Москве он дает семь концертов.
- 1994 – подписан контpaкт с японской звукозаписывающей студией «Pony Canyon». Дирижер записывает новые композиции, а некоторые из величайших хитов перезаписывает.
- 1997 – записан последний альбом оркестра под названием «Romantic».
- 1998 – последний тур в Японию. Поль прекращает сценическую деятельность. но поклонники хотят слушать любимый оркестр.
- 2000 – Поль принимает решение, что его детище продолжит выступления с другим дирижером. В первом туре в 2000 и последующих до 2004 года году им был Жиль Гамбюс, в 2005 году – Жан-Жак Жустафре. Сам оставался руководителем оркестра: выбирал программу концерта, музыкантов, просматривал оркестровки, при необходимости вносил изменения, следил за репетициями. В общем был художественным руководителем во всем.
- 2006 – 3 ноября ушел из жизни великий французский аранжировщик и дирижер Поль Мориа. Его супруга и наследница приняла решение – «Le Grand Orchestre de Paul Mauriat», который выпустил за 28 лет активной концертной деятельности сотни записей и сборников, прекращает свое существование.
История любви
Эта пара оставалась неразлучной с момента встречи в 1952 году до кончины великого музыканта. Ирен стала его жизнью, любовью, другом. Ради любимого она без сожалений оставили работу школьного учителя, чтобы сопровождать его во время гастролей, всегда быть рядом.
Ирен не переставала восхищаться Полем и его творчеством. Они были такими разными. Но именно это, по мнению маэстро, их особенно сближало. У них не было детей. Но никогда их счастье не было омрачено интригами, подозрениями в неверности, случайными романами.
И напоследок…
Упорство, верность и постоянство – эти слова очень верно хаpaктеризуют этого великого музыканта. Ребенком поставив перед собой цель, он шел к ней, не сдаваясь и не сворачивая с избранного пути. Выбрав однажды служение музыке, Поль Мориа оставался верен ей всю жизнь. Не он первым изобрел «легкую оркестровую музыку», это сделали до него другие. Но Поль довел ее до совершенства. Он сумел достичь вершин славы, его самого и его детище знали и любили во всем мире. И эту искреннюю любовь дирижер высоко ценил.
Музыка занимала почти все его время. Совсем немного его оставалось на другие увлечения: теннис, плавание, шахматы, чтение. Но и им находилось место, и достопримечательностям, которые музыкант охотно изучал, бывая на гастролях в разных странах.
LiveInternetLiveInternet
- Регистрация
- Вход
—Ссылки
—Музыка
—Видео
—Фотоальбом
—Цитатник
Великая княжна Ольга Романова и ее картины! Ольга Александровна Романова (1882 г, Петергоф, С.
Башня Геркулеса (исп. Torre de Hércules) — дейст.
ПЕСНЯ-ОЖИДАНИЕ (из цикла «мои песни») ПЕСНЯ-ОЖИДАНИЕ То в Риге Ты, то в Киеве, А я – все жд.
Сказочные сны. Румынская художница Dorina Costras Мерцание звезд и свет луны, Нам даря.
Натюрморты с розами от R. Masson Benoit Итальянский художник R. Masson Benoit работает в Турине.
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Интересы
—Друзья
—Постоянные читатели
—Сообщества
—Статистика
Поль Мориа — биография великого маэстро
Творчество этого композитора можно назвать единственным в своем роде. Оно объединяет всемирную историю музыкального наследия двадцатого века, в своей необычайно плодотворной деятельности. Имея высшее образование, взращенный европейской контркультурой, он решительно смешал кусочки культурных, музыкальных и технологических миров. Искры его искусства зажигают и объединяют интеллектуальные умы разных народов. Играют всеми красками не навязчивого, оригинального и свободомыслящего течения человеческой мысли, превращая нотный ряд в солнечную песню души.
Поль появился на свет 4 марта 1925 года во французском городе Марселе. Мальчику было три года, когда он впервые дотронулся до клавиш музыкального инструмента. Он увидел фортепиано, подошёл к нему и стал наигрывать мелодию. Вечером, когда пришёл отец, мама сказала ему: «Наш Поль умеет играть». Папа сначала не поверил, и тогда малыш сыграл для него пьесу, которую недавно услышал по радио. Конечно, он играл несовершенно, но мелодию передал верно.
С того момента отец стал учить Поля музыке. С каждым новым днём он видел, что фортепиано для ребёнка не какая-то забава, а серьёзное увлечение. Сам папа работал на почте, профессионалом в музыке не был, а увлекался ею на любительском уровне, играл на рояле, гитаре и арфе. Но обладал удивительным талантом педагога, ему удалось, не заставляя и не принуждая, привить сыну желание обучаться музыке. Он учил его сам, при этом умело распределял количество усилий, которые ребёнок должен был прикладывать к занятиям. Отец проводил обучение в виде игры, именно поэтому мальчик легко и быстро схватывал многие серьёзные вещи.
Их занятия продолжались шесть лет. Папа знакомил сына с эстрадным миром, учил его любить классическую музыку. Под присмотром отца юный Поль даже несколько месяцев выступал в варьете.
Прекрасная музыка Поля Мориа
Эстетический фон этого композитора можно сравнить с прекрасным ранним утром, когда птицы и солнечный свет влетают в комнату, заполняя сознание ясностью и утренней прохладой. Поль отдает всю свою эмоциональную, животворящую энергию для создания совершенно новой формы общения языком искусства.
Начало творческого пути
Мориа вырастила Марсельская музыкальная семья, традиции которой срослись с классической музыкой. Поступив в консерваторию в десятилетнем возрасте, Поль проучился там до самого отроческого возраста и в 14 лет получил звание «первого» в образовании. Не смотря на джазовое увлечение, своим призванием считал симфоническую музыку и поэтому уже в 17 лет создал свой оркестр, который во время играл по всей территории страны, когда шла Вторая Мировая война.
Затем его наняла североамериканская компания «A & R» (Artists and Repertoire – Артисты и Репертуар), где он подыгрывал на разных шоу, а после его принял важнейший в мире музыкальный центр, который по праву находится в Париже.
Компания «A & R» даже сегодня, имея громкую репутацию в современном мире, продолжает находить таланты, которые признаны всем музыкальным сообществом. Среди этих самородков выделяются: Боб Дилан, Билли Холидей, Брюс Спрингстин и Арета Франклин и это далеко не весь список. Одну из важных ролей в творческой жизни Поля Мориа, сыграл Шарль Азнавур, который взял композитора, своим аранжировщиком. Известные французские певцы пятидесятых, такие как Генри Сальвадор, Далида, Лени Эскудеро записывались и ездили на гастроли со своим директором Полем Мориа, который не забывал о сотрудничестве с Азнавуром.
Поль Мориа и его первые успехи в музыке
Первый альбом композитора под названием «Поль Мориа» вышел в 1957 на студии RGM. Это был альбом всего в одну композицию с четырьмя дорожками. Затем в промежутке с 1959 по 1964 годы на студии Bel-Air был записан альбом «Поль Мориа и его оркестр». Талантливый композитор позиционировал свои записи как международные и поэтому использовались такие псевдонимы как Ричард Одри, Эдуардо Руо, Вилли Твист и Нико Пападопулос. За этот отрезок времени он с вокальным сопровождением известной марки «Les Satelites» выпустил пару альбомов. Это альбомы «Slow Rock» и «Twist», (1961), «A Malypense» (1962), и «Les Satelites Chantent Noel» (1964).
В музыкальном чемоданчике Мориа появились сочиненные треки для французского кинематографа, созданные с компанией Bel-Аir. Кроме фильмов с участием Шарля Азнавура, сопровождение делалось для фильмов: «Такси до Тобрука» (1961), «Гораций 62» (1962) и «Взорвите банк» (1964).
В 1958 году вместе с Андрэ Паскалем, Мориа получает награду за написанный ими первый хит. На фестивале «Золотой пeтyx Французского шансона» песня «Rendez-vous au lavandou» сорвала кучу оваций и эта же песня спустя время была записана и исполнена Генри Сальвадором. С большой скоростью на вершине популярности оказался и хит «La Longue Marche». При поддержке своих друзей, дирижера Раймонда Лефевре, автора текста Жака Плантома и со-композитора Франка Пурселя, под псевдоним «Del Roma», Поль «изобретает» свой первый известный во всем мире хит. Для Америки песня ушла под названием «I Will Follow Him», заняв вершину хит-парада на целых три недели во всех категориях. Песня сквозь время долетела до 90-х, став основным саундтреком к фильму «Действуй, Сестра!» с чернокожей актрисой Вупи Голдберг. Другие артисты также не обошли вниманием культового композитора. Среди известных певцов современности песня «Guilty Conscience» в исполнении Эминема, а также песня Мориа «Plaine, ma plaine» в обработке рэпера Snoop Dogg.
Гранд Оркестр Поля Мориа
В свои 40 лет Поль Мориа творчески определился заработав мировое признание и показав взамен оригинальный стиль. Под покровительством компании Philips был организован Гранд Оркестр Поля Мориа, подаривший миру за 28 лет несколько сотен записей. Новый успех приходит к Полю в 1968 году, с композицией «L’amour est blue» включенной в альбом «Blooming hits». Альбом не просто порвал всех конкурентов, занимая первое место в течение 6 недель в североамериканских хит-парадах, но и даже сегодня продолжает поступать в руки поклонников, составив 6 миллионный тираж. Тем самым эта запись устанавливает для Поля рекорд, как самого успешного французского артиста. Американский музыкальный журнал Billboard также включил композитора в лучшую сотню, сразу позади группы Биттлс с их альбомом «Hey Jude». Японская компания звукозаписи «Pony Canyon», подписала контpaкт с Полем Мориа в 1994 году, где он реализовал часть новых композиций и переиздал кое какие «громкие» хиты прошлого.
Создавая музыку, Поль Мориа нашел свой высокий музыкальный стиль, состоящий из струнных и синтезированных ритмов, которые общаются с публикой на насыщенном эмоциональным блеском, языке.
Гениальный композитор, непрерывно анализируя свое искусство, пытается довести его до совершенства записывая эксперименты, которые перешли следующим поколениям как богатое наследство. Длительное время по этим записям проверяли звуковое оборудование. Сорок миллионов копий альбомов Мориа, с музыкой стран мира, были записаны в Англии, Японии, Бразилии, США и Франции, где последняя была лидером по количеству записей, предоставив композитору великолепную студию «Des Dames», которой руководил звукорежиссер Доминик Понсе.
Творческие годы
Очень плодотворным для Поля Мориа выдался период с 1967 по 1972 года, в котором его талант получил награды за написанные для Мирей Матье, песни. Он также внес свою лепту в 130 вариаций песен для своего давнего заказчика Шарля Азнавура. Испанская премия догнала композитора на фестивале 1975 года в испанском городе Пальма да Майорка, написанная им для исполнения Джоном Габилоу, а также в семидесятые были написаны композиции для Катерины Валенте и Альционе. В 1985 году, очередной хит для Миерей Матье «C’etait le premier rendez vous», снова порадовал публику.
Для Поля Мориа открыты любые студии, награды и международное признание. Композитор выпускает золотые диски во Франции, становится известным всему миру и получает «Midem» от «The World’s Music Community». Его приглашают в Лондон, для работы в «International Federation of the Phonographic Industry», а в 1997 году Министерство культуры Франции дает ему звание «Комaндор словесности и искусств». Среди своих одногодок Поль Мориа считается самым успешным музыкантом в смысле плодотворности своей работы. В его коллекции насчитывается 1500 произведений и 1000 концертных выступлений, которые прослушали и вызвали восхищение у 3 миллионов поклонников.
В 1969 году, Япония приглашает Поля на гастроли, которые собирают неслыханное для этой страны количество зрителей. В конце 70-х, порядка 12000 человек на стадионе Будокан в Токио, хотят смотреть шоу с участием композитора, после его выступления в телевизионном проекте, «Sullivan Theater». В Японии под его именем создается торговая марка, которая существует и по сей день, выпускающая саксофоны, трубы и аксессуары. Японские рекламные ролики рекламируют разные марки вина и кофе под музыку француза, а в телевизионных передачах, сериалах и рекламных роликах разных стран, его музыка служит саундтреками.
Не смотря на Парижский консерватизм в культурной жизни, Поль делится сам и перенимает чужой опыт и стиль у местных оркестров находясь в международных гастролях. Он использует игру мексиканских трубачей и бразильских виолончелистов. А на своих «живых» выступлениях для особых номеров, использует бэк-вокал из женского бразильского трио «Esperan?a».
Сегодня оркестр, работавший с Полем Мориа, продолжает свою деятельность, в основном радуя поклонников Азии. Руководитель оркестра, трубач Жан-Жак Жустафре, сменил пианиста Жиля Гамбюса, работавшего с Полем долгих 25 лет. Пианист провел вместе с маэстро последний концерт в Осако в 1998 году. Там композитор попрощался со сценой. Достижения Поля Мориа вдохновляют современных обозревателей и писателей на изучение и описание биографии великого культового мастера. Так Серж Элаик в 2002 году пишет официальную биографию французского композитора, которая получила название «Une vie en blue».
Великий маэстро уходит из жизни
Весь мир вздрогнул от скорби 3 ноября 2006 года, когда в возрасте 81 года, жизнь оставила скромного, дружелюбного и по житейски, мудрого композитора. В собственном доме, который находится в Перпиньяне, на юге Франции, композитор закончил свою богатую и невероятно успешную карьеру. Произведения французского музыканта, словно бриллианты, внесли в музыкальный мир блестящий, драгоценный и постоянно меняющийся свет! Он ослепил и покорил сердца миллионов поклонников. Искусство французского гения переводит в ноты, любимые всеми земные радости.
Ночная прохлада, костры и дрожание утренней росы на нежных лепестках роз, звучат в музыке оставленной Полем для будущих поколений. Поль Мориа навсегда останется среди своих слушателей. Он одаривает их своим интеллектуальным и мудрым творчеством, которое уверенно закрепилось в музыкальной истории.
Если вам по душе музыка в исполнении оркестра Поля Мориа, включайте этот альбом.
Биография Поля Мориа
Поль Мориа (1925-2006) – французский дирижёр и аранжировщик. Один из немногих современных композиторов, который сумел объединить в музыке разные стили. Его творчество ценят и любят уже несколько поколений людей. И каждый раз, когда звучит его музыка, мир становится чуточку добрее и лучше.
Детство
Поль появился на свет 4 марта 1925 года во французском городе Марселе. Мальчику было три года, когда он впервые дотронулся до клавиш музыкального инструмента. Он увидел фортепиано, подошёл к нему и стал наигрывать мелодию. Вечером, когда пришёл отец, мама сказала ему: «Наш Поль умеет играть». Папа сначала не поверил, и тогда малыш сыграл для него пьесу, которую недавно услышал по радио. Конечно, он играл несовершенно, но мелодию передал верно.
С того момента отец стал учить Поля музыке. С каждым новым днём он видел, что фортепиано для ребёнка не какая-то забава, а серьёзное увлечение. Сам папа работал на почте, профессионалом в музыке не был, а увлекался ею на любительском уровне, играл на рояле, гитаре и арфе. Но обладал удивительным талантом педагога, ему удалось, не заставляя и не принуждая, привить сыну желание обучаться музыке. Он учил его сам, при этом умело распределял количество усилий, которые ребёнок должен был прикладывать к занятиям. Отец проводил обучение в виде игры, именно поэтому мальчик легко и быстро схватывал многие серьёзные вещи.
Их занятия продолжались шесть лет. Папа знакомил сына с эстрадным миром, учил его любить классическую музыку. Под присмотром отца юный Поль даже несколько месяцев выступал в варьете.
Музыкальное образование
Когда сыну исполнилось десять лет, отец понял, что ребёнок уже достаточно многое умеет, и принял решение отдать его для дальнейшего обучения в консерваторию в Марселе. Там мальчик проучился четыре года и окончил заведение с отличием по классу фортепиано.
Как признавался позднее Поль Мориа, к четырнадцати годам у него сформировалась одна-единственная мечта – быть профессиональным пианистом. Она имела все шансы сбыться, если бы не случай, круто изменивший судьбу музыканта. Под конец обучения в марсельской консерватории один приятель силой затащил Поля в студенческий джазовый клуб на концерт. Услышав игру студентов, Поль даже не обратил внимания на то, хорошо или плохо они это делают. Он был сразу наповал сражён ритмами новой музыки, которой раньше почти не слышал.
В скором времени он уже сам пришёл в этот клуб с просьбой принять его в джазовый оркестр. Но здесь молодого человека разочаровали, для джаза требовалась специальная подготовка, а Полю не хватало классического образования в музыке. Он принял решение продолжать учёбу.
С родителями планировали, что Поль поедет в Париж и там, в консерватории, завершит музыкальное образование. Но началась война, Париж оккупировали немцы. Отец не захотел, чтобы Поль уезжал, и юноша остался в Марселе, который не был под оккупацией.
Творчество
Поль начал выступать как пианист классического плана. А уже в семнадцатилетнем возрасте стал создателем своего первого оркестра, который довольно быстро приобрёл постоянных слушателей во французских мюзик-холлах и кабаре в период Второй мировой войны. Один участник в коллективе был младше Поля, а остальные годились ему не только в отцы, но и в деды. С первых же выступлений стал проявляться хаpaктерный для оркестра Мориа стиль, позволявший отличать его от сотен подобных, – в их музыке смешивались классика с джазом.
В 1957 году оркестр распался, так как Поль переехал в Париж, где начал сотрудничать в качестве аккомпаниатора и аранжировщика со звукозаписывающей компанией «Barclay». Среди тех, с кем ему довелось работать, знаменитые на весь мир французские певцы Шарль Азнавур, Лени Эскюдеро, Далида, Лео Ферре, Морис Шевалье.
В 1962 году в сотрудничестве с известным французским дирижёром и композитором Франком Пурселем Мориа создал свой первый хит, завоевавший международное признание, – «Chariot» (композиция имеет английское название – «I will follow him»).
В 1964-1965 годах Поль работал в кинематографе. Вместе с французским аранжировщиком и композитором Раймоном Лефевром было написано музыкальное сопровождение к комедиям «Жандарм из Сен-Тропе» и «Жандарм в Нью-Йорке» (с участием Луи де Фюнеса).
В 1966 году Мориа начал сотрудничать с замечательной французской певицей Мирей Матье. С поэтом Андре Паскалем они написали для неё хит «Mon credo». Всего Поль сочинил для Мирей около пятидесяти песен.
Оркестр
Путь к славе у Поля Мориа не был усыпан розами. Ему было уже под сорок лет, а главная мечта о своём оркестре так и не сбылась. В то время во Франции вошли в моду английские и американские бит-группы, которые подобно грибам после дождя то появлялись, то исчезали. Большие оркестры вниманием со стороны зрителей не пользовались. В какой-то момент Поль даже отчаялся и подумал, что уже никогда не сможет со своими «устаревшими, сентиментальными вкусами» обратить на себя внимание. Даже друзья стали советовать ему, пересмотреть свои принципы. Но Мориа предпочёл оставаться собой.
В 1965 году он создал свой знаменитый на весь мир гранд-оркестр. Поль уже давно определил для себя, что хочет быть только дирижёром. Ведь пианист лишь аккомпанирует кому-то, а дирижёр – это самый независимый человек в музыкальном мире. Продюсеры уже почти списали Поля Мориа со счетов, как вдруг неожиданно для многих популярность его оркестра стремительно поползла вверх. Зрители буквально повалили на концерты коллектива, чья музыка не зависела от капризов моды и становилась живительным глотком настоящего искусства.
Поль всегда хотел предельной точности во всём – в соблюдении темпа, в настройке инструмента, в качестве звука. Он был большой перфекционист в музыке, превосходно разбирался не только в джазе и классике, но и в поп- и фолк-музыке. От джаза его коллектив очень быстро перешёл к эстраде, выступал с инструментальными версиями популярных мелодий (Поль делал для них новые аранжировки). Также Мориа обpaбатывал классическую музыку и писал собственные композиции.
В 1968 году Поль создал оркестровую версию песни, принимавшей участие в международном музыкальном конкурсе «Евровидение-1967», – «Love is Blue». Вскоре эта композиция поднялась на верхние строчки хит-парадов США, а затем покорила и многие другие страны.
Читайте также Марианна рубинчик - биография знаменитости, личная жизнь, детиС 1969 года оркестр начал активную гастрольную деятельность, их тепло встречали в США, Южной Корее, Канаде, Бразилии и странах Латинской Америки. Особенно любили оркестр Поля в Японии, там коллектив давал до пятидесяти концертов в год.
В Советском Союзе оркестровая музыка Мориа звучала с экранов телевизоров и радио:
- в передаче «В мире животных»;
- в прогнозе погоды информационной программы «Время»;
- в мультфильме «Ну, погоди!»;
- в «Кинопанораме».
Состав оркестра очень часто менялся, кто-то работал в нём несколько лет, а некоторые уходили через две недели. За коллективом прочно закрепилась репутация интернационального оркестра. Так оно и было, музыка объединяла людей самых разных национальностей. При этом Поль был твёрдо уверен, что у каждого народа есть свой музыкальный инструмент, поэтому в его оркестре мексиканцы играли на трубах, бразильцы на гитарах. Он говорил, что если б представилась возможность пригласить в коллектив русских музыкантов, то обязательно взял бы виолончелистов, скрипачей и ксилофонистов.
В 1997 году оркестр записал свой последний альбом «Romantic».
В 2000 году Поль принял решение, что дальше оркестр продолжит свой путь под руководством нового дирижёра – Жиля Гамбюса. Это был ученик Мориа. Гамбюс окончил консерваторию, в 1976 году дебютировал в оркестре как клавишник и аранжировщик, побывал с коллективом во всех значимых мировых турне и аккомпанировал великой французской певице Далиде в её многочисленных гастролях. Оркестр был для Поля огромной частью его жизни, и, конечно же, ему было небезразлично, как он будет звучать дальше. Именно поэтому Мориа доверил своё детище Жилю Гамбюсу.
В 2005 году Поль Мориа передал руководство оркестром французскому дирижёру и аранжировщику Жан Жаку Жюстафре.
Поездки в Советский Союз
Впервые Поль побывал в Советском Союзе в 1967 году вместе с оркестром «Олимпия» и певицей Мирей Матье в качестве её аккомпаниатора. Это был уникальный случай для страны советов, так как первый раз за долгие годы в неё открылись двери для иностранцев.
Прибытие оказалось не очень весёлым. Сразу музыканты испытали разочарование, как и все, кто впервые приезжал с Запада в Москву. Аэропорт не шёл ни в какое сравнение с парижским, из Госконцерта делегацию никто не встречал, пришлось отстоять огромную очередь к пункту проверки паспортов. А потом их повезли в гостиницу «Советская» на автобусе, который, наверное, остался со времён революции, так в нём трясло.
Поль уже успел составить собственное, не совсем приятное мнение о Советском Союзе. Но вскоре это впечатление сгладили русская водка, чёрная икра и осетрина на гриле. Гастроли проходили в Москве, Ленинграде и Казани. Окончательно растопило сердце музыканта знакомство с советскими слушателями. Он видел, какой неподдельный интерес вызывает у них французская эстрада. А ещё Полю безумно понравились питерские белые ночи, такого уникального явления он никогда не видел.
Поль Мориа полюбил русскую народную музыку за её красоту, мелодичность и богатство. Он сделал аранжировки для двенадцати русских народных записей и песен, которые вышли на пластинке под названием «Россия вечная».
Второй приезд Поля Мориа в СССР состоялся спустя одиннадцать лет, зимой 1978 года он гастролировал со своим оркестром и дал семь концертов в столице.
Поль влюбился в зимнюю Москву с её строгими, вычерченными линиями проспектов, ажурностью площадей, припорошенными снегом церковными куполами и старинными зданиями. Он называл Москву удивительно красивой сказкой. Музыкант мечтал в следующем гастрольном туре проехать по другим российским городам. Но очередные гастроли состоялись лишь в 2002 году, а дирижировал оркестром уже Жиль Гамбюс.
Увлечения, хобби
Поль родился и вырос в Марселе, на берегу Средиземного моря, поэтому, как и все южане, он обожал играть в петанк (это национальный вид спорта в Провансе, заключается в поочерёдном бросании металлических шаров игроками двух комaнд). Ему нравилось играть с друзьями летом, когда тепло и можно было после поединка отправиться пить освежающий пастис (популярный французский алкогольный напиток на основе аниса).
А ещё Поль очень любил купаться в море, играть в теннис и шахматы. Зимой ему нравилось ходить в кино, на концерты, слушать классическую музыку. Но самым любимым занятием Поля Мориа было чтение. Он мог по несколько раз перечитывать своих любимых авторов – Бальзака, Лафонтена, Флобера.
В молодости Поля очень увлекал джаз, а в старости он слушал только классическую музыку Баха, Майера, Моцарта, Берлиоза, Бетховена. Из русских композиторов особенно ценил Чайковского и Стравинского. Любил музыку в исполнении французских певцов Жака Бреля, Барбары, Жоржа Брассенса, Сержа Генсбура. Среди американских исполнителей ему нравились Э. Фицджеральд и Ф. Синатра. Его любимым дирижёром всегда был восприимчивый Пьер Болез, которого Поль называл интеллектуалом до кончиков ногтей.
Среди современных композиторов отдавал предпочтение французу Морису Равелю и венгру Белле Бартоку. На отдельное и самое высокое место Поль ставил Пола Маккартни и Мишеля Леграна, их композиции всегда отличались свежестью и новизной, неповторимостью и яркостью, он мог узнавать мелодии этих талантливых музыкантов среди тысячи.
Личная жизнь
Долгие годы график работы музыканта делился на два полугодия. Шесть месяцев он с оркестром работал в Париже, они разучивали новые песни, записывали. Другие шесть месяцев коллектив находился в гастрольных турах. Но с таким режимом работы в семье у Поля Мориа трудностей никогда не возникало, так как детей не было, а жена Ирэн ездила вместе с ним.
Поль уверен, их счастливый бpaк с Ирэн держался так долго благодаря тому, что они абсолютно разные люди. Ирэн по профессии учитель, работу свою очень любила и в любую минуту не прочь была вернуться в школу. Но кто бы тогда сопровождал любимого мужа в гастрольных поездках? В начале семейной жизни Поль упросил Ирэн оставить школу, чтобы у них была возможность всегда быть вместе. Женщина пожертвовала своей карьерой ради супруга и их семейного счастья.
Поль Мориа скончался 3 ноября 2006 года. Его похоронили на юге Франции в городке Перпиньяне.
Поль Мориа: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Содержание статьи
- Поль Мориа: биография, творчество, карьера, личная жизнь
- Жоан Миро: биография, творчество, карьера, личная жизнь
- Поль Корню: биография, творчество, карьера, личная жизнь
Детство, юность
Поль Мориа родился во Франции, в Марселе 4 марта 1925 года. Его отец был почтовым служащим, но при этом увлекался музыкой, играл на различных музыкальных инструментах. Мориа-старший очень любил гитару, арфу, рояль. Когда Полю было всего 3 года, родители стали замечать, что у него прекрасный музыкальный слух. Он достаточно точно воспроизводил услышанные мелодии, напевая их. Мальчик любил нажимать на клавиши рояля и слушать музыку.
Первым педагогом Поля Мориа стал его отец. Он в игровой форме обучал сына игре на музыкальных инструментах. Когда Поль стал постарше, он познакомился с миром классической и эстрадной музыки. Несколько месяцев он даже выступал на сцене варьете.
Поль Мориа продолжил музыкальное образование в марсельской консерватории. Там он научился виртуозно играть на фортепиано. Когда талантливому музыканту исполнилось 14 лет, он увлекся джазом и хотел развивать свои способности в этом направлении, стать участником джазового ансамбля. Но для игры на профессиональном уровне ему требовалось получить дополнительное образование. В планах у Поля был переезд в париж, но начавшаяся война помешала их осуществлению. В результате Мориа остался в более безопасном Марселе.
Карьера
В 17 лет Поль Мориа создал свой первый ансамбль. Его участниками были взрослые музыканты и многие из них годились талантливому юноше в отцы. Группа выступала во французских мюзик-холлах и кабаре в период Второй мировой войны. Исполняемая коллективом музыка была очень оригинальной и представляла собой смесь джаза и классики. В 1954 году ансамбль распался и Мориа уехал в Париж.
В столице музыкант заключил контpaкт с компанией «Barclay» и начал работать аранжировщиком, аккомпаниатором. С 1959 по 1964 год он сотрудничал со звукозаписывающим лейблом «Bel-Air», а также с разными эстрадными исполнителями. С Шарлем Азнавуром они создали более 100 совместных песен.
В 1962 году Поль записал свой первый хит «Chariot» совместно с Франком Пурселем. Эта композиция завоевала международное признание. Мориа увлекался кинематографом и это вдохновило его на создание нескольких произведений для фильмов. Одними из самых популярных стали композиции для картин «Жандарм из Сен-Тропе», «Жандарм в Нью-Йорке».
Мориа стал автором таких знаменитых песен, как:
- «San Francisco» (1968 год) ;
- «Je T’aime Moi Non Plus» (1970 год) ;
- «Gone Is Love» (1970 год) ;
- «Taka Takata» (1972 год).
Поль Мориа написал самостоятельно более 50 песен и множество альбомов инструментальной музыки. Наибольшей популярностью пользовались альбомы:
- «Blooming Hits» (1967 год) ;
- «Penelope» (1971 год) ;
- «White Christmas» (1973 год).
Но творческую биографию музыканта нельзя назвать безоблачной. Несмотря на пришедший успех и востребованность, Поль Мориа мечтал немного о другом. Он хотел создать свой собственный оркестр. Но в то время популярностью пользовались бит-группы. Небольшие коллективы сменяли друг друга, что было хаpaктерно для той эпохи. В 1965 году Мориа все же создал свой ансамбль и начал работать в нем дирижером. Люди с удовольствием покупали билеты на их концерты. Коллектив исполнял джаз, эстрадную музыку, инструментальные версии популярных хитов и даже классические музыкальные произведения. Публика, пресыщенная модными веяниями, тепло приняла коллектив Поля Мориа.
В 1968 году оркестровая версия композиции «Love is blue» взлетела на вершины хит-парадов США и многих других стран. Эта песня впервые прозвучала на конкурсе «Евровидение» в 1967 году, но в исполнении коллектива Поля Мориа мелодия приобрела мировую известность. Музыканты объездили с гастролями почти все страны, включая Россию. Только в Японии коллектив побывал 50 раз.
Ансамбль Поля был уникальным и его называли интернациональным. Музыканты в нем часто менялись. Мориа старался привлечь к сотрудничеству специалистов разных национальностей. Например, мексиканцы играли в его группе на трубах, а бразильцы на гитарах.
В 1997 году Мориа записал свое последнее произведение «Romantic». Дирижер сильно болел и по этой причине в 2000 году передал управление коллективом Жилю Гамбюсу, который на протяжении долгих дет был его учеником. В 2005 году ансамблем стал руководить Жан-Жак Жюстафре. Коллектив продолжал выступать даже после cмepти своего основателя, заручившись разрешением со стороны вдовы великого дирижера.
Музыка Поля получила огромное признание во всем мире. В России с творчеством Мориа знакомы все. Его мелодии звучали и звучат в программах «Кинопанорама», «В мире животных», а также в советском мультфильме «Ну погоди!» и программе «Прогноз погоды» на одном из федеральных каналов.
Личная жизнь
Музыка стала неотъемлемой частью жизни Поля Мориа и вышла на первый план. Дирижер беспрестанно творил. При этом гастрольный график его коллектива был очень насыщенным.
Мориа был счастлив в любви. Его единственной женой была Ирэн, ставшая для него опорой и поддержкой. Они прожили в согласии и любви всю жизнь, не обращая внимания на сплетни, интриги. У пары не было детей, но даже это не омрачило их счастья. Ирэн работала учителем, но по настоянию своего знаменитого мужа бросила профессию и сопровождала супруга на гастролях, помогала ему во всем, обеспечивая надежный тыл.
В 2006 году музыканта не стало. Дирижер скончался в провинциальном городе Перпиньян на юге Франции и был похоронен там же. В 2010 году Ирэн заявила о том, что коллектива Поля Мориа больше не существует. А все, кто выступает под его именем, являются самозванцами. На это решение вдовы повлиял ее личный конфликт с Жан-Жаком Жюстафре. После ее заявления музыканты коллектива отказались дальше выступать в нем и руководитель был вынужден набрать новых участников.
Paul mauriat — биография знаменитости, личная жизнь, дети
Поль Мориа
Об оркестре Поля Мориа знают многие, его музыка звучала с телеэкранов, в кинофильмах, на пластинках. Но мало кто задумывался, что это были копии зарубежных записей без соблюдения авторских прав. Однако сам аранжировщик не предъявлял официальных претензий по этому поводу. Поль Мориа считал себя счастливым человеком, который занимался любимым делом, и, очевидно, обладал удивительной широтой души. Его выступления в Советском Союзе проходили с аншлагом, маэстро был доволен теплым приемом публики и говорил о своей любви к России.
Читайте также Ewan mcgregor - биография знаменитости, личная жизнь, детиКраткую биографию Поля Мориа и множество интересных фактов о музыканте читайте на нашей странице.
Краткая биография
Поль родился в Марселе 4 марта 1925 года и привязанность к средиземноморью он сохранил на всю жизнь. Дирижер неоднократно в интервью упоминал своего отца, который был его первым учителем музыки. Часто говорил о нем, как о музыканте, хотя отец был любителем, а заpaбатывал на содержание семьи в качестве почтового служащего. Мориа сожалел, что до его всемирного успеха отец не дожил.
Талант у мальчика обнаружили рано, в три года Поль мог самостоятельно подобрать на фортепиано мелодию, звучавшую по радио. Это и определило карьеру будущего пианиста. Как говорил сам Мориа, во Франции важно сказать, что ты учился в консерватории. Он учился в консерватории Марселя, закончил ее с отличием и стал профессиональным музыкантом.
Стоит отметить, что о Мориа в основном говорят как о дирижере оркестра, исполнявшего легкую эстрадную музыку, или аранжировщике хитов двадцатого века. Однако Мориа – настоящий классический пианист, который играл и любил произведения Баха , Вивальди, Стравинского , Брамса, Шопена и других великих композиторов . Он высоко ценил классическую музыку, которую исполняли симфонические оркестры. А порой выбирал классику и для своего коллектива. Впрочем, он считал, что каждый должен заниматься своим делом.
Покорить Париж получилось не сразу. Поль Мориа всегда творчески относился к своей работе и хотел самостоятельно выбирать произведения для исполнения. Однако в молодые годы игра на фортепиано в различных оркестрах, выступавших в варьете и танцевальных залах, была его главным занятием. Созданный им в 17 лет оркестр Мориа считал скромным экспериментом. Первый переезд в столицу в 1951 году Мориа оценивал как неудачный. Тогда Париж показался ему не слишком гуманным и жестким, как все большие города. Музыкант скучал по морю.
До того, как в 1965 году возник ансамбль, известный всем как оркестр Поля Мориа, маэстро сделал много аранжировок для французских исполнителей песен. В первую очередь, для Шарля Азнавура . Вспоминая о работе с певцом, Мориа говорил, что большая работа по аранжировке, доверенная ему, начиналась с того, что Азнавур играл несколько сочиненных им мелодий подряд. Обработка получалось у Поля блестяще, недаром более 120 песен великого французского шансонье получили признание в его аранжировке. Еще один важный творческий этап – сотрудничество с Мирей Матьё . Поль Мориа был ее аккомпаниатором и директором, написал для нее около пятидесяти песен с 1969 по 1972 год.
В политической сфере Поль Мориа всегда сохранял левые убеждения, голосуя на выборах за коммунистическую партию Франции. Для французов его поколения это не такая уж редкость. Честно заpaбатывая деньги совсем не легким трудом, он видел в своей музыке демократический и интернациональный контекст. Он даже сочинил своего рода гимн Октябрьской революции «Quand fera-t-il jour, camarade». Его исполняла Мирей Матье и Академический ансамбль песни и пляски Советской армии имени Александрова. Кстати, этот коллектив очень нравился французскому музыканту.
Что представлял собой оркестр Поля Мориа, который стал так популярен? В нем было около 40-50 музыкантов разных национальностей, они участвовали в студийных записях хитов, обработанных дирижером. Сам аранжировщик подчеркивал – это не постоянный коллектив, который работает со строго определенным штатом исполнителей. Одни и те же музыканты могли играть в разных оркестрах того времени. Но для очередной записи мелодий им выбирались конкретные гитаристы, скрипачи, пианисты. А на гастроли могли поехать другие люди. Более того, Мориа утверждал, что нет смысла повторять студийные записи на концертах: их не удастся воспроизвести идеально. Перед публикой оркестр играл совсем другие произведения.
Популярны были как записи, так и концерты. Мориа гастролировал по всему миру. В 1978 году в Москву Мориа прилетел из Японии. Кстати, слушатели этой страны очень полюбили французского дирижера и его оркестр. Здесь у него были рекордные по посещаемости концерты.
Мориа высказывал свои соображения о продвижении эстрадной музыки, исполняемой французскими оркестрами, в США и других странах. Он полагал, что в этом вопросе, важнейшая составляющая – коммерциализация музыкальной сферы. Он отмечал, что продвижение певцов и ансамблей внутри страны было затруднено благодаря активному внедрению зарубежного англоязычного продукта.
Личная жизнь
Внешне Поль Мориа очень импонировал своим поклонникам. Стройный, загорелый, изящный, улыбающийся, он, казалось, излучал счастье и уверенность. Хотя в работе был строгим и бескомпромиссным. И слушать уже выпущенные пластинки своего оркестра не любил, считая, что нет предела совершенству, — надо искать новое интересное звучание. Скромность Мориа была совсем не показной, он был уверен, что для качественной работы надо избегать головокружения от успехов.
О хаpaктере Мориа говорит тот факт, что с женой Ирэн он прожил всю жизнь. Повстречавшись в молодости, в 1952 году, супруги никогда не расставались — до cмepти Мориа в 2006 году. Ирен сопровождала его во время гастролей, ради него оставили свою работу школьного учителя. Интересно, что Поль считал: разные взгляды на жизнь только помогали их супружескому счастью. Однако к творчеству Мориа супруга относилась с восхищением. И даже находила, что у него прекрасный голос. Именно поэтому маэстро не считал возможным демонстрировать свою новую работу в первую очередь жене: он не надеялся на беспристрастную оценку.
Мориа любил жизнь во всех ее лучших проявлениях. Мир полон прекрасной музыки, к ней надо прислушаться, говорил он. Его увлечения были очень разнообразны. Его всегда привлекали плавание, теннис, игра в шахматы, чтение. На хобби оставалось не так много времени, если учесть, что во время гастролей, которые продолжались по полгода, он охотно изучал местные достопримечательности, музыку, общался с прессой и коллегами.
Интересные факты
- Популярность оркестра Поля Мориа в России советского времени, да и во всем Советском Союзе, была очень велика. Многие мелодии, поистине интернациональные, естественным образом вплетались в жизнь людей 60-х, 70-х, 80-х. На советском телевидении заставки нескольких популярных передач сопровождались музыкой оркестра Поля Мориа. Никого не смущало, что в фильмах иностранная музыка использовалась даже без указания в титрах названия произведения и его исполнителей.
- Международный успех к Полю Мориа пришел благодаря звукозаписывающим компаниям, главным образом Philips. В 60-е годы были очень популярны эстрадные оркестры, которые играли музыку из кинофильмов, шлягеры в собственной обработке и записывали их в студии. Мориа был знаком со всеми коллективами. Порой они играли одни и те же песни в различной интерпретации.
- Количество записей, которые сделал Поль Мориа, поражает воображение. Для его поколения — несомненный рекорд: он записал сотни композиций (по некоторым подсчетам полторы тысячи). Пластинки разошлись миллионными тиражами
- В оркестре играло примерно сорок — пятьдесят человек — такое количество принимало участие в записи. На гастроли выезжало одновременно около тридцати. Оркестр был интернациональным: Мориа обращался к нему по-английски, а коллеги переводили на французский, испанский, португальский и т.д.
- Гастроли Поля Мориа по всему миру приносили ему новый материал для творчества. Преодолеть культурные барьеры, получить новый музыкальный опыт – таково было кредо маэстро. В Бразилии, Мексике, России – везде он находил исполнителей и композиторов, чья музыка была ему интересна и близка.
- Мориа признавался, что ему нравится Россия, белые ночи Ленинграда. Русский народ он считал очень музыкальным. Свою пластинку, посвященную русской музыке, он назвал «Россия вечная». Кстати, первую обработку русской песни он сделал для Азнавура. Еще одна композиция, связанная с русской музыкой – обработка песни Сергея Никитина «Под музыку Вивальди».
- В России гастроли Мориа проходили не только в северной столице, но и в Москве и Казани.
- Мориа был признан на международном уровне. Он получил золотые диски в разных странах мира. Министерство культуры Французской республики неоднократно вручало ему престижные награды и звания.
- Около пятидесяти мелодий Поль Мориа брал для аранжировки ежегодно. И это были не только мелодии из кинофильмов. Он играл классику – Шопена, Брамса. Главный принцип отбора музыки у Мориа был один – играть только то, что нравится. На создание одной композиции у него уходило от одного до четырех дней.
- Интересно, что Поль Мориа, музыкант, чьи аранжировки были постоянно востребованы на телеканалах различных стран, выступал с критикой низкопробной телевизионной продукции во Франции. Он не участвовал в тех шоу, которые считал популистскими и безвкусными.
- Оркестр, созданный Мориа, продолжал гастролировать с другими дирижерами — музыкантами, на протяжении многих лет работавшими с маэстро. Стиль игры изменился, что продемонстрировали несколько международных турне. Но оркестр, ведущий свою историю от прежнего, созданного Мориа коллектива, в ряде стран пользуется неизменным успехом.
Лучшие произведения
Очень трудно выбрать самые лучшие композиции Поля Мориа. По двум причинам. Во-первых, он делал аранжировки хитов других авторов: их было так много, что предпочесть один другому сложно. Во-вторых, песни, которые написал сам Мориа, могут быть не столь известны, как обработанные им шлягеры. Однако можно использовать самый простой и надежный критерий: те композиции, которые сам дирижер считал ключевыми в своей карьере, достойны упоминания.
Нельзя не сказать о «Love is Blue», которая получила известность во всех странах. Сам Поль Мориа считал, что успех этой композиции в США был для него полной неожиданностью. Тем более, что во Франции она была не столь известна.
Незабываемые «Шербурские зонтики» должны быть включены в этот список по нескольким причинам. И в первую очередь потому, что Мишеля Леграна Поль Мориа называл своим любимым композитором. «Он – сама музыка», говорил дирижер.
Для Шарля Азнавура было сделано много композиций, но совершенно точно Поль Мориа говорил об аранжировке песни «Богема» как о своей заслуге.
Шлягер Поля Мориа «Mon Credo», исполненный Мирей Матье, разошелся огромными тиражами. Их совместное творчество длилось пять лет, за это время были написаны лучшие песни для Матье.
И, пожалуй, одна из заставок к телепередачам, которая так покорила советского зрителя. Чудесная программа «В мире животных» начиналась выразительными танцами журавлей и другими красотами дикой природы под композицию «Жаворонок». Первоначально она являлась частью католического рождественского хорала аргентинского композитора Ариэля Ромиреса. Благодаря Полю Мориа эта музыка вошла в европейские хит-парады и на протяжении десятилетий еженедельно украшала советский телеэкран.
Музыка к кинофильмам
Поль Мориа играл музыку из многих известных фильмов – «Крестный отец», «История любви», «Шербурские зонтики». Список слишком велик. Сам композитор считается соавтором музыки двух французских комедий: с Раймоном Лефебром была сочинена музыка к фильмам «Жандарм из Сант-Тропе» и «Жандарм в Нью-Йорке».
Служение музыке, как понимал Поль Мориа, он осуществил в полной мере. Стремление к независимому выбору композиций для исполнения привело его к руководству собственным оркестром, где мнение маэстро был определяющим, несмотря на определенный диктат звукозаписывающей компании. Дирижер высоко ценил искреннюю любовь людей всего мира к исполняемым им произведениям.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Поль Мориа