Биографии    


Александр Адабашьян — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Александр Адабашьян — биография знаменитости, личная жизнь, дети

Александр Адабашьян

Биография

Александр Адабашьян считает себя сначала художником, а потом уже кинематографистом. Он искренне называет себя средне одаренным человеком, которому в жизни повезло с гениальными учителями. Сейчас Александр Артемович остается верен профессии: работает в сфере дизайна, пишет сценарии, снимает фильмы и изредка появляется на экране как актер.

Детство и юность

Александр Адабашьян родился в послевоенной Москве 10 августа 1945 года. Он армянин по национальности, но родного языка не знает, потому что родители с детства воспитывали сына в традициях русской культуры. Мать Валентина Никитична Бархударова преподавала немецкий язык, отец Артем Карпович Адабашьян сначала работал инженером, а затем возглавлял министерский главк.

Александр занимался в спецшколе с углубленным изучением французского языка. Это было престижное учебное заведение, многие выпускники которого позднее стали дипломатами. То же образовательное учреждение окончила и актриса Татьяна Друбич, с которой впоследствии художник несколько раз пересекался на рабочей площадке.

Олег Басилашвили, Павел Лебешев (кинооператор), Никита Михалков и Александр Адабашьян на съёмках фильма «Раба любви», 1975 год.

В школьные годы Адабашьян охотно занимался в театральной студии и участвовал в спектаклях на французском языке, но главной страстью мальчика было рисование. Саша четко знал, что после школы будет поступать в Строгановское училище.

С первого раза поступить не получилось, и Александр устроился в проектный институт, а после работы посещал подготовительные курсы. Вторая попытка была успешной — парня приняли на факультет художественной обработки металлов.

Летнюю пpaктику юноша провел на съемках фильма «Спокойный день в конце войны». Это была дипломная работа Никиты Михалкова, где Александр Артемович создавал декорации. Во многом благодаря влиянию своего друга Никиты Сергеевича Адабашьян и начал работать в кино.

Сценарист и режиссер

В соавторстве с Никитой Михалковым художник написал несколько сценариев к фильмам, среди них «Пять вечеров» и «Неоконченная пьеса для механического пианино». Картина «Как два крокодила», снятая в Италии по сценарию Адабашьяна, была номинирована на «Золотой глобус».

Александр Артемович начал новый этап творческой биографии в 1990 году, дебютировав с режиссерской работой во Франции. Художник назвал первый проект большой авантюрой. По просьбе французов Адабашьян написал сценарий к фильму «Мадо, до востребования», но тот получился далеким от романа-источника, созданного Симоной Арес.

На уточняющие вопросы драматург отвечал так увлеченно и красочно, что продюсеры предложили ему снять фильм. В итоге картина получила призы Каннского и Равеннского кинофестивалей, а также номинацию на премию «Сезар».

Александр Адабашьян в роли Михаила Берлиоза в фильме «Мастер и Маргарита»

В 1997 году Адабашьян поставил оперу «Борис Годунов» в Мариинском театре, с которым потом объехал 4 континента. Позднее Александр Артемович перенес постановку «Хованщины» из петербургского театра в итальянский «Ла Скала». В 2002 году зрители увидели детектив Бориса Акyнина «Азазель». Автор сам выбирал режиссера — из длинного перечня фамилий он остановился на Адабашьяне.

Яркой совместной работой с Никитой Михалковым периода «десятых» стал фильм «Солнечный удар», снятый по мотивам одноименного рассказа Ивана Бунина и его же повести «Окаянные дни». Сперва режиссер пригласил к работе над сценарием Владимира Моисеенко, однако после трагического ухода последнего продолжил создание сценария уже в соавторстве с Адабашьяном. Александр Артемович также предстал в картине в эпизодической роли, сыграв фотографа.

Позднее Адабашьян продолжил сотрудничество с режиссером Анной Чернаковой, с которой уже выпустил 2 фильма для детей (один из них основан на совместной книге «Хрустальный ключ, или Жили-были мы»). В 2019 году началась работа над новой картиной «Про Лёлю и Миньку» по мотивам детских рассказов Михаила Зощенко. В 2020 году в рамках проекта телеканала «Культура» «Монолог в 4 частях» мастер поведал публике о деталях творческой биографии, о московском послевоенном детстве и многом другом.

Актерская карьера

Актерская карьера Александра стартовала в 1974 году. Работая над картиной Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» в качестве декоратора, Адабашьян попал в кадр, когда понадобился исполнитель для эпизодической роли. Благодаря счастливой случайности партнерами художника по экрану стали Юрий Богатырев, Константин Райкин, Сергeй Шакуров, Александр Пороховщиков.

В основном актер, рост которого не превышает 163 см, снимался в эпизодах, но есть среди ролей в фильмографии Александра Артемовича и запоминающиеся, например дворецкий Джон Бэрримор в приключениях Шерлока Холмса с его культовой фразой «Овсянка, сэр!». На съемках серий о собаке Баскервилей происходило немало забавных историй. В частности, по признанию Адабашьяна, ассистентка, ответственная за приготовление «каши английских аристократов», готовила блюдо настолько вкусно, что тарелки с овсянкой оказывались пустыми до того, как произносилась комaнда «Мотор!».

Александр Адабашьян в роли дворецкого Джона Бэрримора в фильме «Собака Баскервилей»

Позднее сценарист успел сняться во многих кинопроектах, продолжая оставаться актером второго плана. В экранизации «Мастера и Маргариты» Адабашьян виртуозно исполнил роль Михаила Берлиоза. Участие в фильмах для детей — еще одна важная составляющая творческой жизни мастера, несмотря на то, что в России пpaктически не существует условий для проката подобных кинолент.

Адабашьян объясняет свой интерес к фильмам такой тематики тем, что в его семье подрастают уже семеро внуков, которые ничего, кроме американского кино, смотреть не хотят. Роли в детских фильмах «Собачий рай», «Жили-были мы» артист считает своим вкладом в воспитание подрастающего поколения.

В 2019 году после небольшого перерыва в актерской карьере Адабашьян приступил к съемкам новых проектов. Он сыграл героя Стасика — молодящегося пожилого человека — в комедии «Дипломат». Роль второго плана досталась Александру Артемовичу в трагикомедии «Оппозиционер».

Личная жизнь

Александр Артемович был женат дважды. Первая супруга Марина Лебешева, родная сестра кинооператора Павла Лебешева, работала ассистентом режиссера. Их отношения сложились в ранней молодости. Влюбленные поженились и счастливо прожили 3 года, до скоропостижной cмepти Марины. Когда супруга умерла, Адабашьяна не было рядом — художник работал на съемочной площадке картины «Раба любви». Совместные фото пары в открытом доступе не сохранились.

Когда известный режиссёр, сценарист и актёр Александр Адабашьян и его жена выбирали дачу, они не стали рассматривать.

Спустя время в личной жизни артиста наметились изменения. Со второй женой Екатериной Шадриной, ассистентом художника, Адабашьян вместе до сих пор. Актер, художник и режиссер считает себя счастливым отцом и дедом — у Адабашьяна две дочери, Екатерина и Александра.

Художник ненавидит тусовки и говорит, что отстал от жизни. Праздники Александр Адабашьян проводит в кругу семьи и близких друзей на даче в Загорянке. Говорит, что с его комaндой не соскучишься, а Загорянку любит потому, что зимой там можно ходить в валенках и жить настоящей жизнью дачника.

Александр Адабашьян сейчас

В 2021 году Александр Артемович продолжил работу в кино. В соавторстве с Анной Чернаковой Адабашьян закончил сценарий нового проекта «Катя-Катя» о жизни двух юных Катерин. Молодость первой из героинь, по сценарию, приходится на 1942 год, вторая — жительница XXI столетия. В интервью мастер признался, что делать картины на детскую и подростковую тематику сейчас — коммерчески невыгодный ход, так как прокатчики неохотно берут такие ленты. Но сам он не теряет надежды, что его детские фильмы найдут своего зрителя.

В июле на экраны вышел документальный фильм «Шерлок Холмс и доктор Ватсон. Вместе навсегда», посвященный легендарной многосерийной картине Игоря Масленникова. Режиссер поведал зрителям о тайнах съемочного процесса, рассказал, как проходил кастинг актеров, среди которых оказался и Александр Артемович.

Александр Адабашьян: фильмография и личная жизнь

Заслуженный художник РСФСР, признанный мастер кинодраматургии, режиссер и актер, сценарист и просто очень талантливый человек, Александр Артемович Адабашьян, появился на свет почти сразу после Победы, в Москве, 10 августа 1945 года.

Первый послевоенный год хоть и был очень сложным, даже в столице, где, конечно, было легче, чем в небольших городах, особенно в тех, по которым прокатилась война, но все же 45-й был очень тяжелым годом. И при этом бесконечно радостным и счастливым.

Это единство противоположного, настроение послевоенных лет, грусть под улыбкой и слезы сзади смеха, пропитали все творчество Александра Артемовича.

Биография

Александр Артемович появился на свет в семье учительницы немецкого языка и литературы, Бархударовой Валентины Никитичны (1917–1995) и инженера-строителя, Адабашьяна Артёма Карповича (1910–1974), впрочем, отец сделал неплохую карьеру, дослужившись до руководящего поста, а именно до должности начальника Главка в одном из строительных министерств.

Родившись в армянской семье, Александр Артемович провел детство в московских дворах улицы Нижняя Масловка. Дома также говорили по-русски, поэтому армянским языком он не владеет, зато отлично разбирается в национальной кухне.

Школьные годы

Учился Александр Артемович в непростой школе. Это была очень престижная спецшкола с углубленным изучением французского языка, который начинали преподавать детям с первого класса.

Школа №2, позднее ставшая носить имя известного француза — Ромена Роллана, находилась достаточно далеко от дома Адабашьянов. Александру Артемовичу приходилось добираться до нее на трамвае. Как вспоминает он сам, это занятие ему крайне нравилось, настолько, что он даже мечтал стать вагоновожатым или же кондуктором. Впрочем, потом Адабашьян захотел стать клоуном.

В школьные годы Александр Артемович не только зубрил французские глаголы, он посещал художественную школу и театральную студию при общеобразовательной школе. Ребята ставили спектакли на французском языке.

Преподавали в театральном кружке настоящие преподаватели из МХАТа, так сказать, подpaбатывали. Благодаря этому, многие спектакли были успешны. Например, постановку «Пчелка», по рассказу Анатоля Франса, пригласили в студию телевизионного театра, находившуюся тогда на площади Журавлева, и трaнcлировали в прямом эфире. Также где-то в архивах телевидения должна сохраниться и запись этого спектакля.

В качестве артиста Александра Артемовича заметили тоже в школьные годы, в постановке «Маленький Принц», по известному произведению Антуана д’Сент-Экзюпери, юноше недвусмысленно намекали, что его уже ждут во МХАТе, но Адабашьян всерьез увлекся живописью и грезил только о профессии художника.

Тогда же, в юные годы, Александр Артемович подружился с Никитой Сергеевичем Михалковым. Познакомились они благодаря тому, что имелся у них общий приятель, Алексей Шашков. В компанию также входили Андрей Юренев и Владимир Грамматиков. Детская дружба сохранилась на всю жизнь.

Кстати, учился Александр Артемович средне, единственная твердая пятерка у него была только по одной дисциплине — по пению.

После школы

Александр Артемович видел для себя единственную профессию – художника, и только одно учебное заведение – Строгановское (Московское высшее художественное училище). Однако поступить с первого раза ему не удается.

Адабашьян не отчаялся и, устроившись на работу в проектный институт, усердно занимался по вечерам на подготовительных, почти ежедневных, курсах, и в 1962-м, наконец-то, стал студентом Строгановки.

Армия

В армию Александра Артемовича забрали со студенческой скамьи, в 1964-м. Адабашьян поступил в армейскую школу сержантов при части (город Кунгур, находящийся под Пермью). Однако его талант художника не остался незамеченным, заканчивал службу Адабашьян при штабе военного корпуса в городе Бологое.

Читайте также  Александр анатольевич - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Отдав армии три года жизни, Александр Адабашьян успел примерить погоны артиллериста, танкиста и paкетчика. Причем, находясь в paкетных войсках, он обнаружил, что отлично разбирается в электронике.

Демобилизовался Адабашьян в 1967 году, сразу же вернувшись на 2-й курс Строгановки. Откуда и уходил служить Родине.

Строгановское училище и кино

Кино ворвалось в жизнь Александра Артемовича во время прохождения обязательной летней пpaктики, в конце 4-го курса, в лице его друга детства – Никиты Сергеевича Михалкова. Никита Сергеевич привлек друга к работе в своей дипломной картине – «Спокойный день в конце войны», которую Михалков успешно представил, защитив диплом в 1970-м.

Тогда же, в 1970, Адабашьян начинает работать вместе с А. Родионовым в известном фильме «Петрухина фамилия» как художник.

В 1971 году Александр Артемович заканчивает факультет художественной обработки и конструирования металлов и получает долгожданный диплом Строгановки.

Однако с легкой руки Михалкова кино уже прочно вошло в жизнь Адабашьяна. В 1972 году он уезжает на съемки документального фильма, посвященного теме промышленной кооперации, на этом проекте Александр Артемович осваивает новую специальность – оператора, для этого он устраивается ассистентом и находит нового друга – оператора Павла Лебешева. Дружба вышла очень близкой, участвуя в разных проектах, они вместе объехали пол-России и Прибалтику.

Первый театральный опыт

Стремясь попробовать что-либо новое, Александр Адабашьян устраивается работать в театр ассистентом к А. Зингеру, художнику по костюмам в театре имени К. С. Станиславского, тому самому, который потом станет известным модельером, как в России, так и в Америке. В это же время Адабашьян работает уже самостоятельно — театральным декоратором, под началом художника-постановщика Л. Перцева.

Любовь, свадьба, кино и личное горе

Александр Артемович отдал свое сердце Марине Лебешевой, красавице и сестре его близкого друга. Свадьба была полностью молодежной, и среди гостей был А. Михалков-Кончаловский. Молодые люди нашли друг друга интересными, и, как следствие, Кончаловский в 1973 г. приглашает Адабашьяна принять участие в работе над сценарием будущей картины «Дело важнее, чем жизнь».

Это была «халтура», то есть работа, предназначавшаяся для одной их среднеазиатских киностудий, посвященная отдельной человеческой истории на фоне монокультуры республики и развития хлопковой промышленности.

Таким образом, Андрон Кончаловский стал первым, кто столкнул Адабашьяна с миром сценариев.

В 1975 году всеми любимая сейчас картина Н. Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих» получает приз жюри на МКФ, прошедшем в Дели, Адабашьян был на этих съемках художником-постановщиком, там же, когда заболел один из артистов, он впервые попробовал себя в амплуа актера.

В том же, 1975-м, Александр Артемович работает в качестве актера и художника на съемках проекта «Раба любви», в это же время его постигает тяжелая утрата – умирает его супруга.

Повторно женился Александр Артемович в 1978-м. Его избранницей стала студентка одного из училищ, которая подpaбатывала ассистенткой художника по костюмам сразу в двух проектах – «Спасатель» С. Соловьёва и «Пять вечеров» Н. Михалкова, Екатерине Шадриной.

Опыт режиссуры

До 1990 года Александр Адабашьян, фото которого вы видите в статье, принимает участие во многих проектах и как сценарист, и как художник, и как актер.

В 1990 году он дебютирует в качестве режиссера с картиной «Мадо, до востребования». Помимо режиссуры, Адабашьян был автором сценария и актером в этом проекте, который снимался за рубежом, и Александру Артемовичу наконец-то пригодился французский язык.

Картина получила множество призов и была выпущена в Париже на DVD, в серии «Коллекция лучших современных французских фильмов».

В 2002-м Александр Артемович берется за экранизацию романа Б. Акyнина «Азазель». Однако уже в самом финале работы развивается конфликт с продюсерами, и Адабашьян демонстративно убирает свою фамилию из титров.

Сегодня

Сейчас Александр Адабашьян, фильмы с участием которого полюбились зрителям, совсем не тихий пенсионер. Он продолжает осваивать что-то новое для себя. Например, успешно занимается оформлением интерьеров. Прекрасные залы ресторанов «Обломов», «Клеопатра» на Пресне, «Антонио» — это его работа.

Также он играет небольшие и интересные роли в театре и кино, путешествует, принимает участие в телепередачах и фестивалях.

Александр Адабашьян: фильмография

Придя в кино в 1971-м, сегодня Александр Артемович может похвастаться в общей сложности 139 работами. Среди них, конечно же, сыгранные им роли (например, дворецкого из «Собаки Баскервилей»), сценарии таких хитов нашего кинематографа, как «Неоконченная пьеса для механического пианино» и многих других.

На сегодняшний день находится в производстве целых четыре проекта с его участием.

Личная жизнь

Как правило, помимо творчества, поклонников интересует абсолютно все о своем кумире. Женат ли Александр Адабашьян, рост, вес, количество детей и любовниц и т. п.

Так вот, рост Александра Артемовича – 163 см. Что же касается личной жизни, то он – консерватор. Пережив трагическую cмepть первой жены, Марины Лебешевой, вновь женился на Екатерине Шадриной, с которой счастлив и по сей день Александр Адабашьян. Фото с женой, детьми вы можете увидеть в статье.

Адабашьян – не тусовщик и не гуляка, у него крепкий дом, полный семейных традиций и обязательных праздников.

Александр Артемович – счастливый отец двух дочерей и дед шести внуков, причем старшая дочь, Александра, с блеском закончила МГУ, филологический факультет, греко-византийское отделение, а младшая Екатерина пошла по стопам матери.

Адабашьян не затворник, наоборот, в его доме всегда полно гостей, как друзей детства, так и просто коллег и знакомых, а посиделки и споры «за чашкой чаю» часто заходят за полночь.

Конечно же, по всем законам жанра, у семьи Адабашьянов есть дача. Дом находится в Загорянке, Александр Артемович очень любит проводить там время.

Он не любит телевидение, не критикует его, просто находит неинтересным. Любит по много раз перечитывать какую-либо книгу, ходить по даче в валенках и готовить для друзей мясо.

Как сам Александр Артемович о себе говорит – «отстал от времени, сошел на промежуточной станции и застрял там».

Перечисление регалий этого великого человека займет не один час, последняя из его наград – это «Золотой орел», полученный за лучшую работу художника-постановщика (фильм «Жили-были мы») в текущем 2017 году.

Сам же Александр Артемович выделяет из всего звание заслуженного художника РСФСР (1983), заслуженного деятеля культуры (2016) и, конечно же, лучший дебют («Мадо: До востребования») на фестивале «Сезар» в 1991 году.

Александр Адабашьян: интереснее идти не по шоссе, а по тропинке

Художник, режиссер, сценарист и актер Александр АДАБАШЬЯН уверен: персонажи, идущие не по столбовой дороге, гораздо интереснее, чем те, кто движется к поставленной цели прямолинейно. Видимо, поэтому он сыграл Бэрримора, а не Шерлока Холмса и любит больше Обломова, чем Штольца.

Снимать историческую картину — адская работа!

— По образованию вы художник. Но почему именно кино стало основным видом деятельности?

— Сам я считаю себя прежде всего художником, а не киношником. Я окончил художественный институт и продолжаю активно в этом направлении работать, например, как дизайнер. Я оформил пять ресторанов в Москве: «Обломов», «Клеопатра», итальянский ресторан «Антонио». Я ставил как художник оперу в Мариинском театре и в «Ла Скала». А что касается кино, то здесь все получилось более-менее случайно. С Никитой Михалковым мы знакомы лет с четырнадцати. И, в отличие от всей нашей детской компании, мы всегда знали чего хотим. Он хотел стать актером и собирался поступать в Щукинское, я — художником и хотел идти в Строгановку. Так и случилось. Потом Никиту выгнали из Щукинского за съемки в кино, что тогда студентам запрещалось, и он перешел во ВГИК. Мы были на четвертых курсах. Никита летом снимал курсовую работу и пригласил меня декоратором. А я все свои киноспециальности начинал не с академического изучения, а работая подмастерьем. Так было и в тот раз: мне посчастливилось работать под руководством замечательного художника Ирины Викторовны Шретер. А сценарии я начал писать с подачи Кончаловского, который позвал меня помогать, хотя я до того никогда ничего не писал. Мне кажется, это самый лучший, хотя и не самый легкий путь.

Я не считаю себя человеком талантливым. Совершенно искренне считаю себя человеком средних способностей. Но благодаря тому, что встретился в жизни с хорошими учителями, я смог кое-что сделать в жизни.

— И все-таки среди ваших многочисленных кинопрофессий основной вы называете профессию кинохудожника. Что это за работа — пpaктически незаметная «простому» зрителю?

— Действительно, со стороны кажется, что художник ничего не делает, только, может быть, титры пишет. Но именно художник вместе с оператором выбирает натуру, место съемок. Еще может показаться: вот, нашли какую-нибудь квартиру, пришли, сняли, все. Или для исторического фильма: нашли старинную улицу. А ведь снимать историческую картину — это адская работа! Предпоследняя моя работа была «Отцы и дети» по Тургеневу. Там три имения: Кирсановка, Базаровка и имение Одинцовой. Найти сейчас что-то подходящее, особенно в пределах Московской области, невозможно. Либо все в диком состоянии, либо это музей, где снимать невозможно. Приходится крутиться: одно имение снимали все-таки в музее — имении Тютчева под Брянском. Правда, оно было разграблено еще при потомках Тютчева, до революции, а восстановили его уже при советской власти, и это совершенный новодел. Но зато мы там спокойно могли везде снимать. А вот в Спасское-Лутовиново, имение Тургенева, нас только на экскурсию пустили. Это старый большой музейный комплекс, Боже упаси там что-нибудь тронуть: сплошные подлинники. Но там был флигель, в котором жил сам Тургенев, когда приехал из очередного скитания. В главном доме жил управляющий с семьей, а он поселился во флигеле. Флигель собирались полностью реконструировать, поэтому нам и разрешили делать там, что хотим. А вот Базаровку пришлось строить с нуля: собирали по деревням старые дома. До чего же это страшное зрелище — современные российские деревни! Поля, заросшие березами выше человеческого роста, никем не паханные, не засеянные. Заброшены целые деревни, даже летом в них никто не живет, нищета. Бедность, описанная в «Записках охотника», по сравнению с тем, что творится сейчас, — это описание процветающего крестьянства.

— Мои дети с трудом смотрят старое кино с его долгими планами, медленным переводом камеры. Современное кино гораздо более динамично, кадры так и мелькают. Что случилось?

— Это идет от эстетики клипов, от рекламы. В этих жанрах надо в минимум времени вложить максимум информации. Молодежь с трудом воспринимает старые фильмы, зато спокойно считывают бешеный клиповый ритм и темп. Вот сравните два способа передачи одной и той же истории. Утро — звонок будильника — нога в тапочке — струя воды из-под крана — чашка — рука, затягивающая галстук, — ключ в замке — хлопнула дверь — все. Человек утром встал, позавтpaкал и ушел. И все это в бешеном ритме, со сменой крупностей и на смазанных эффектах. А вот как делали раньше: человек вставал, одевался, шел в ванную, закрывалась дверь, журчала вода, он выходил оттуда с полотенцем через плечо, ставил чайник, просматривал газету. Течение экранного времени если и не прямо соответствовало жизненному, то хотя бы стремилось его передать. Причем, разглядывая детали, зритель мог, если это хорошее кино, еще и понять, что это за человек, что у него за квартира, дырявое ли у него через плечо полотенце (или, наоборот, он выходит из ванной в шикарном махровом халате. К тому моменту когда он выходит за дверь и поворачивает ключ в замке, мы уже составили о нем представление.

Читайте также  Колин фёрт - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Кадр из фильма «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона: Собака Баскервилей»

Ни один свой фильм я не могу смотреть как зритель

— При словах о дырявом полотенце почему-то вспоминаются герои ваших фильмов: Обломов, главный герой из «Пяти вечеров», Мадо… Все они то ли несчастные, то ли неудачники…

— Что вы! И Обломов, и Мадо, при всей разнице между ними, счастливые люди! Разве Штольц — счастливее, чем Обломов? Да, он успешен, у него четырехэтажный дом, он женился на Ольге, у него семья и дети. Но в финале выясняется, что счастье осталось где-то там — где был жив Илья, где они были втроем, где в их отношениях была душа. Обломов говорит: сейчас все думают о том, как жить: у какого доктора лечиться, на каких водах отдыхать, как питаться. А для чего жить — никто об этом не говорит. Так что его сложная внутренняя жизнь, его щепетильность в отношениях с Ольгой и с собой — они намного сложнее и поэтичнее, чем жизнь Штольца. Вообще, интереснее снимать кино про тех, с кем себя проще идентифицировать. Интереснее все-таки идти не по шоссе, а по лесной тропинке, когда неизвестность ждет за каждым поворотом.

— Какой из ваших фильмов у вас любимый?

— Вы знаете, уж сколько лет прошло, а я не могу ни одну свою картину смотреть как зритель. Я смотрю их скорее как семейный альбом: вспоминаю, кто где стоял, что было до дубля, что потом, какая была погода в этот день. На второй-третьей минуте просмотра ловишь себя на том, что не смотришь, а вспоминаешь. Например, в «Рабе любви» есть сцена, во время которой — я это точно знаю — в Москве, в больнице умерла моя первая жена. А мы в Одессе снимали эту сцену. Мне ничего не сказали, потому что по совпадению я на следующий день улетал в Москву. Но позвонили на площадку и сказали оператору Лебешеву, а это была его родная сестра. В общем, дальше сцену снимал второй оператор. И вот теперь естественно, что эту сцену я не могу смотреть спокойно. Но чаще всего при рассматривании этих альбомов сpaбатывает естественное свойство человеческой памяти, отсекающей все плохое и оставляющей только светлое. Как, знаете, вспоминаешь зиму в детстве: всегда ослепительное солнце и белоснежные огромные сугробы. Или лето: всегда жара и никаких дождей и комаров.

Православным может быть и светское кино

— В прошлом году вышел фильм «Остров», и многие заговорили о православном кино. Как вы считаете, можно ли выделить такой жанр?

— Думаю, «православность» картины, да и любого произведения искусства, не зависит от того, сколько в ней лиц духовного звания. Дело не в этом, а в духовной наполненности, в нравственном заряде произведения. И поэтому православной может быть и совершено светская картина. Как всякая хорошая музыка обязательно духовна, так и всякое хорошее кино духовно и потому православно. Это я говорю про российское кино, поскольку Россия — православная страна. В этом смысле православными можно назвать все Михалковские картины. Как бы его ни поносили за близость к властям и тому подобное, но любую из его картин сегодня можно показывать, ни за одну картину не надо извиняться: мол, меня заставили, я был вынужден. Хорошее кино может быть и католическим, и исламским.

— Ваш фильм «Мадо. До востребования», мне кажется, прекрасный образец христианского кино. Это фильм о любви.

— Да! Причем о любви во всех ее аспектах. Не только о такой, какую ищет эта дeвyшка: земной, плотской. Но и о любви героини ко всему миру, о любви, как выясняется в конце, этого мира к ней. О любви дeвyшки и кюре — вроде бы не совсем стандартно увиденного с церковной точки зрения персонажа. Ведь при всем их внешнем антагонизме они оказываются очень тесно связаны узами истинной любви — в самом высоком смысле этого слова. Они лучшие друзья!

— Кстати, а как складываются ваши отношения с Церковью?

— К сожалению, я хотя и православный, но не очень усердный. Причина этому, скорее всего, семейное воспитание. Мама была крещена в детстве, но церковного воспитания не получила, рано оставшись без матери, а потом и без отца, которого репрессировали. Отец мой наверняка тоже был крещен, но рано пошел работать, поступил на рабфак и стал настоящим, искренне верующим коммунистом. Он работал начальником главка в министерстве, и конечно, от него трудно было ждать религиозного воспитания. Так что крестился я уже в сознательном возрасте, самостоятельно. Но в отличие от моей дочери, для которой Православие совершенно органично составляет часть жизни, для меня это намного сложнее. В церковь иногда хожу: сначала в Обыденскую, а в последнее время в храм Антипы — у Пушкинского музея. Там служит сын Екатерины Васильевой, которую я знаю с очень давних времен. А читает там один из актеров фоменковского театра. Как-то атмосфера ближе… И потом, там нет этих злобных старушек, которые всегда чем-то недовольны, а счастливы только, когда в церкви нет никого, кроме них.

Я не интеллигент

— Относите ли вы себя к интеллигенции? Вы с Михалковым любите Чехова, там многие герои очень похожи на современную интеллигенцию, не так ли?

— Интеллигенция — крайне размытое понятие. В советское время интеллигенцией называли всякого, кто не занимается физическим трудом. В наши дни, кажется, за этим словом автоматически стоит понятие «либеральная интеллигенция». Интеллигент должен все время быть в оппозиции к власти, быть все время против всего, быть ориентированным на что-то более прогрессивное, а именно на что-то западное. Ведь именно там находятся настоящие либеральные ценности. И главное его занятие — это бесплодная болтовня. Так вот, в этом смысле я себя интеллигентом не считаю.

Эвент и эпатаж

— Что вы сейчас снимаете?

— Очень занятную историю по мотивам «Вишневого сада». Мы работаем вместе с режиссером Анной Чернаковой. Когда-то, в 1993 году, она написала и сняла фильм «Вишневый сад». Это не была в чистом виде экранизация чеховской пьесы, а скорее фантазия на тему. Те же отношения между героями, но действие происходит либо до какой-нибудь всем известной сцены, либо после нее. Очень красивая история. Но в 93-м году картина в прокат не вышла: тогда фильмы проваливались, как в черную дыру. А теперь мы придумали, как эту историю вплести в современность. Суть состоит в том, что некий режиссер когда-то поставил спектакль — все время показываются воспоминания всех участников. Потом он уехал в Европу, но, видимо, не прижился и теперь возвращается в Россию. Его приглашают восстановить спектакль. Он удивлен: кому сейчас нужен Чехов? Сейчас нужен эвент, эпатаж! А ему отвечают: очень даже нужно! И вот в какой-то момент он понимает, что вокруг него происходят странные вещи. Оказывается, его пригласили как раз для эвента и эпатажа. На премьере спектакля он должен трагически погибнуть от несчастного случая, и в этом-то и будет весь эвент. После этого создается театр имени его. Когда он узнает, он в дикой ярости хочет бежать в милицию, давать пресс-конференции, но потихонечку приходит к мысли, что, может быть, это действительно единственный выход для него? Лет уже много, успехов нет, жену давно бросил, сын его знать не хочет. Опять ехать в свою крохотную квартирку где-то под Стокгольмом? А тут будет театр его имени! В конце концов он не погибает. Такая вот вполне чеховская, феллиниевская трагикомическая история. И я в ней соавтор сценария и художник.

Александр Адабашьян: биография

Полное имя: Александр Артемович Адабашьян

Дата рождения: 10.08.1945 (76 лет)

Место рождения: г. Москва (Россия)

Знак зодиака: Лев

Новости со звездой: 14

Биография

Александр Адабашьян — биография

Родился 10 августа 1945 года. Отец — Артем Карпович Адабашьян (1910-1974), инженер, начальник Главка в Министерстве монтажных и специальных строительных работ. Мать — Валентина Никитична Бархударова (1917-1995), преподаватель немецкого языка. Учился в московской спецшколе имени Ромена Роллана с углубленным изучением французского языка. Принимал участие в художественной самодеятельности, рисовал, занимался в театральной студии, где играл пьесы на французском языке. Первая попытка поступить в Московское высшее художественно-промышленное училище (бывшее Строгановское) не удалась. Год проработал в проектном институте, параллельно занимаясь на подготовительных курсах. В 1962 поступил в училище на факультет художественной обработки металлов. В 1964 году ушел в армию и прослужил три года в paкетных войсках. В 1967 году вернулся на 2-й курс училища, которое окончил в 1971 году. В 1970 году, будучи студентом училища, впервые соприкоснулся с миром кино. Никита Михалков, с которым он познакомился еще в школьные годы, пригласил его поработать на своей дипломной работе художником-декоратором, где ему посчастливилось осваивать азы профессии под началом опытного художника-постановщика Ирины Шретер. В начале 1970-х годов познакомился также с Павлом Лебешевым, с которым в качестве ассистента оператора работал на нескольких проектах и набирался опыта в кино. В 1974 году впервые выступил в качестве художника-постановщика (вместе с Ириной Шретер) в фильме Михалкова «Свой среди чужих, чужой среди своих». Был художником-постановщиком (чаще всего в сотрудничестве с Александром Самулекиным) на многих других фильмах Михалкова: «Раба любви», «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Родня», «Без свидетелей», «Очи черные». Как художник-постановщик работал также с Андреем Кончаловским («Сибириада»), Сергеем Соловьевым («Избранные»), Авдотьей Смирновой («Отцы и дети») и другими режиссерами. Дебют в качестве сценариста состоялся в 1973 году – написал сюжет одной из новелл в узбекском киноальманахе «Поклонник». Помимо работ в сотрудничестве с Никитой Михалковым («Неоконченная пьеса для механического пианино», «Пять вечеров», «Несколько дней из жизни И.И. Обломова», «Очи черные»), участвовал в написании сценариев к фильмам «Транссибирский экспресс» (реж. Эльдор Уразбаев, 1977) , «Рецепт ее молодости» (реж. Евгений Гинзбург, 1983), «Агенты КГБ тоже влюбляются» (Себастьян Аларкон, 1991), «Настя» (реж. Ге opгий Данелия, 1993), «Счастье ты мое» (реж. Леонид Эйдлин, 2005), «Отцы и дети» (реж. Авдотья Смирнова, 2008),«Собачий рай» (реж. Анна Чернакова, 2013) и многим другим. По его сценариям снимались фильмы за границей: «Как два крокодила» (1994) и «Домби и сын» (2007) во Франции, «Фотограф» в Чили (2002). В 2012 вместе с Никитой Михалковым и Владимиром Моисеенко работал над сценарием фильма «Солнечный удар» по произведениям Ивана Бунина. Актерский дебют состоялся в 1974 году в фильме «Свой среди чужих, чужой среди своих», когда нужно было срочно заменить отсутствовавшего артиста. С тех пор сыграл более 50 ролей, среди которых работы в фильмах «Раба любви», «Пять вечеров», «Сибириада», «Родня», «Полеты во сне и наяву», «Очи черные», «Президент и его внучка» и многих других. Визитной карточкой стала роль Джона Бэрримора в «Собаке Баскервилей» (реж. Игорь Масленников). Среди работ последнего времени выделяется роль Берлиоза в сериале «Мастер и Маргарита» (реж. Владимир Бортко, 2005) и роль присяжного в картине «12» (реж. Никита Михалков, 2007). Режиссерский дебют в документальном кино состоялся в 1996 году – снял фильм о Юрии Богатыреве для авторского цикла Леонида Филатова «Чтобы помнили…». После этого по приглашению Валерия Гергиева в качестве режиссера поставил оперы «Борис Годунов» (для Мариинского театра, 1997) и «Хованщина» (для театра «Ла Скала», 1998). В 1990 году снял во Франции художественный фильм «Мадо, до востребования» и был номинирован за лучший режиссерский дебют на премию «Сезар». Следующая режиссерская работа состоялась в 2002 году — телеэкранизация романа Бориса Акyнина «Азазель» (из-за разногласий с продюсерами убрал свою фамилию из титров). Преподавал на Высших курсах сценаристов и режиссеров и в Европейской сценарной студии «EQUINOXE» (Франция). В 2004 году в проекте телеканала «Россия» «Форт Боярд» исполнял роль Звездочета. В 2013 году на экраны вышли несколько картин с участием Александра Артемовича Адабашьяна – драма «Косухи» (реж. С. Аларкон), семейный фильм «Собачий рай» (реж. А. Чернакова), биографическая мелодрама «Петр Лещенко. Все, что было» (реж. В. Котт, роль – бармен Поль), детективный сериал «Шерлок Холмс» (реж. А. Кавун, роль – редактор). В настоящее время снимается в нескольких проектах, таких как трагикомедия «В России идет снег» (реж. Н. Наумова, 2014), в картине «Полина Васильевна и компания» (2014) и в фильме «Солнечный удар» (реж. Н. Михалков, 2014) по одноименному рассказу и дневникам «Окаянные дни» Ивана Бунина, где также является одним из сценаристов.

Читайте также  Алла ларионова - биография знаменитости, личная жизнь, дети

Звания

▪ Заслуженный художник РСФСР (1983)

Награды

▪ Лауреат Государственной премии Казахской ССР за фильм «Транссибирский экспресс» (1978) ▪ Приз за вклад в комедию на VII Российском фестивале кинокомедий «Улыбнись, Россия!» (2006) ▪ Премия «Золотой орел» в номинации «Лучшая мужская роль в кино» за роль в фильме «12» (2007)

Семья

Первая супруга – Марина (родная сестра Павла Лебешева, работала ассистентом режиссера, прожили три года, умерла, когда Александр Адабашьян был на съемках фильма «Раба любви») Вторая супруга – Екатерина Игоревна Шадрина Старшая дочь – Александра (родилась в 1980 году, окончила филологический факультет МГУ, специалист по Византии, знает греческий язык) Младшая дочь – Екатерина (1982) Трое внуков: Филипп (2001), Маша (2003) и Петр (2006)

Александр Адабашьян – биография, фото, личная жизнь, новости, фильмография 2018

Александр Адабашьян: биография

Александр Адабашьян считает себя сначала художником, а потом уже кинематографистом. И сегодня, перешагнув 70-летний рубеж, Александр Адабашьян остается верен профессии – работает в сфере дизайна, пишет сценарии, снимает фильмы и теперь уже изредка появляется на экране как актер. Заслуженный художник РСФСР (1983). Заслуженный деятель искусств РФ (2016).

Александр Адабашьян

Александр Артемович родился в послевоенной Москве 10 августа 1945 года. Он армянин по национальности, но родного языка не знает, потому что родители с детства воспитывали сына в традициях русской культуры. Мать Валентина Никитична Бархударова преподавала немецкий язык, отец Артем Карпович Адабашьян сначала работал инженером, а затем возглавлял министерский главк.

Александр учился в спецшколе с углубленным французским языком. Это было престижное учебное заведение, многие выпускники которого позднее стали дипломатами. В школьные годы Адабашьян охотно занимался в театральной студии и участвовал в спектаклях на французском языке. Но главной страстью мальчика было рисование. Саша четко знал, что после школы будет поступать в Строгановское училище.

С первого раза поступить не получилось, Александр Артемович устроился в проектный институт, а после работы посещал подготовительные курсы. Вторая попытка была успешной – юношу приняли на факультет худобработки металлов. Но вскоре студента призвали в армию, 3 года Александр прослужил в paкетных войсках. После демобилизации Адабашьян продолжил обучение.

Александр Адабашьян в молодости

Летнюю пpaктику юноша провел на съемках фильма «Спокойный день в конце войны». Это была дипломная работа Никиты Михалкова, где Александр Артемович создавал декорации. С Никитой Михалковым художника связывает дружба с 14-летнего возраста. Во многом благодаря влиянию Михалкова Адабашьян и начал работать в кино.

Фильмы

Александр Адабашьян пришел в кино в 1971 году. В соавторстве с Никитой Михалковым художник написал несколько сценариев к фильмам, среди них – сценарии к «Пяти вечерам», «Транссибирскому экспрессу» и «Неоконченной пьесе для механического пианино». Картина «Как два крокодила», снятая в Италии по сценарию Адабашьяна, была номинирована на «Золотой глобус».

Александр Адабашьян и Никита Михалков

Актерская карьера Александра Адабашьяна началась в 1974 году. В основном актер, рост которого не превышает 163 см, снимался в эпизодах, но есть среди ролей Александра и запоминающиеся — дворецкий Бэрримор в приключениях Шерлока Холмса и его культовая фраза «Овсянка, сэр!», режиссер немого кино в киноленте «Раба любви».

В фильмографии Адабашьяна-актера – 64 работы в разножанровых картинах. Александр Артемович сыграл в телевизионной повести «Город принял», картине-притче «Присутствие». В экранизации «Мастера и Маргариты» Адабашьян виртуозно исполнил роль Берлиоза. Артист считает Берлиоза талантливым болтуном и циником, удивляется, что режиссер не стал менять внешность актера – лишь взлохматил тому волосы.

Александр Адабашьян в фильме «Мастер и Маргарита»

Александр Артемович начал новый этап творческой биографии в 1990 году, дебютировав режиссерской работой во Франции. Художник называет первый проект большой авантюрой. По просьбе французов Адабашьян написал сценарий к фильму «Мадо», но тот получился далеким от романа. На уточняющие вопросы сценарист отвечал так увлеченно и красочно, что продюсеры предложили ему снять фильм. В итоге картина получила призы Каннского и Равеннского кинофестивалей, а также номинацию на премию «Сезар». Затем в режиссерской карьере Александра Адабашьяна был десятилетний перерыв.

В 1997 году Адабашьян поставил оперу «Борис Годунов» в Мариинском театре, с которым театр потом объехал четыре континента. Позднее Александр Артемович перенес постановку «Хованщины» из петербургского театра в итальянский «Ла Скала».

В 2002 году зрители увидели детектив Бориса Акyнина «Азазель». Автор сам выбирал режиссера – из длинного перечня фамилий он выбрал Адабашьяна.

Александр Адабашьян

Актеры любят режиссера Александра Артемовича за деликатность, тактичность, открытость и талант.

Александр Адабашьян – лауреат ряда премий за вклад в развитие кино, актерскую и режиссерскую деятельность.

Личная жизнь

Александр Артемович был женат дважды. Первая супруга Марина Лебешева, родная сестра кинооператора Павла Лебешева, работала ассистентом режиссера. Молодые люди поженились и счастливо прожили 3 года, до скоропостижной cмepти Марины. Когда супруга умерла, Адабашьяна не было рядом – художник работал на съемочной площадке картины «Раба любви». Совместных фото пары в открытом доступе не сохранилось.

Спустя время в личной жизни артиста наметились изменения. Со второй женой Екатериной Шадриной, ассистентом художника, Адабашьян вместе до сих пор. Актер, художник и режиссер считает себя счастливым отцом и дедом – у Адабашьяна две взрослых дочери Екатерина и Александра и шестеро внуков.

Александр Адабашьян с семьей

Художник ненавидит тусовки и говорит, что отстал от жизни. Праздники Александр Адабашьян проводит в кругу семьи и близких друзей на даче в Загорянке. Говорит, что с его комaндой не соскучишься. А Загорянку любит потому, что зимой там можно ходить в валенках и жить настоящей жизнью дачника.

Александр Артемович почти не смотрит телевизор – только спортивные новости и матчи, не читает современную литературу и не смотрит американское кино, зато с удовольствием обращается к русской классике. Любимой книгой, которую готов постоянно перечитывать, Александр Артемович называет роман Л. Толстого «Война и мир». Адабашьян любит повторять, что отстал от времени, «сошел на промежуточной станции и застрял там».

Александр Адабашьян сейчас

В 2016 году Александр снялся в трех картинах. В детском фильме «Жили-были мы», для которого создал также и сценарий, артист исполнил роль деда Данилы, представ перед зрителями в образе лесного жителя с пушистой бородой и шевелюрой. Других героев приключенческой истории в пересказе маленькой дeвoчки Маруси (Соня Галишникова) сыграли Леонид Бичевин, Светлана Иванова, Дмитрий Певцов,Елена Сафонова. Фильм готовится к показу на кинофестивале-конкурсе детского и юношеского кино «Киновертикаль», который состоится в Саратове в первых числах октября 2017 года.

Александр Адабашьян в фильме «Герой»

В этом же году Александр перевоплотился в эмигранта Льва Эммануиловича Чижа в исторической мелодраме «Герой», в которой речь пошла о любви, вспыхнувшей между княжной Верой Чернышевой (Светлана Иванова) и поручиком Андреем Долматовым (Дима Билан). На пути друг к другу молодым людям пришлось преодолеть множество преград – баталии Первой мировой войны, падение Российской империи, гражданскую войну. В российском прокате кинолента собрала $ 1,5 млн.

В комедийном сериале «Бедные люди» с Ольгой Бузовой в главной роли Адабашьян предстал в образе издателя Шорохова. Ситком режиссера Жанны Кадниковой, в котором рассказывается о писателе-неудачнике из Питера (Дмитрий Лысенков), нанятом в литературное рабство к звезде «Дома-2», стартовал на телеканале «ТНТ» в апреле 2016 года.

Александр Адабашьян в сериале «Точки опоры»

В начале августа 2017 года на телеканале «Россия-1» стартовал показ детективного сериала «Точки опоры», созданного режиссером Павлом Снисаренко по мотивам произведений Татьяны Устиновой. Александр Адабашьян вошел в четверку главных героев фильма, исполнив роль старичка-антиквара Якова Моисеевича. Остальных персонажей, лихо раскрывающих запyтaнные преступления – Дениса Негривецкого, Дмитрия Астрова, аспирантку Александру – сыграли Александр Лазарев (мл.), Станислав Дужников и Елена Захарова соответственно.

Сейчас Александр Адабашьян работает над новыми кинолентами -«Грибоедов» о жизни русского дипломата и литератора и «Собибор» о восстании советских военнопленных в фашистском лагере cмepти в 1943 году. В новых проектах Александр Артемович выступил в качестве сценариста.